Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном маршруте 5 к.с. по Ц.Кавказу (Безенги) сборной команды ТК МАИ (Москва) и Самары в период с 18 июля по 9 августа 2020 года. Часть 2.
03.08.2020 спуск с перевала - ледопад Крумкол - лед. Крумкол Утром погода отличная, только очень холодно. Неспешно собираемся, выход в 8:50. На перевал поднимаемся за 10 мин по оставленным вчера перилам. Спуск начинаем по левому по ходу кулуару. Первые две верёвки - прямо вниз по центру кулуара, затем по левой стороне расширяющегося кулуара до скального выступа. Третья верёвка - пересекаем снежно-ледовый склон с небольшим уклоном влево до следующих выходов скал. Отсюда четвёртая верёвка по разрушенным скалам прямо вниз. Далее полверёвки влево-вниз по ледовому склону до скальной стенки, под которой начало финальной шестой верёвки по снежно-ледовому склону, через бергшрунд и далее пешком по снежному выкату до ровного ледника. От седловины перевала 2:15 работы, в верхней части крутизна 45°, снизу 40-35°. Далее в связках спускаемся в цирк ледника и по большой дуге идём к правому борту ледника, оставляя слева по ходу зону трещин. Отсюда, лавируя между трещин закрытого ледника, постепенно приближаемся к левому борту. Ниже начинается ледопад. К первой (верхней) ступени подходим по снежным полкам левого борта и уходим в широкий ранклюфт. Здесь идём максимально быстро, есть опасность камнепадов со стальных стен над ледником. Обойдя ступень, по ледовым полкам уходим к центру ледопада. Наполз туман, видимость упала до 100-200 метров, в ожидании прояснения останавливаемся на обед. От перевального склона 2:19 чхв. Вторую (нижнюю) ступень обходим по живым осыпям и снежным склонам левого борта и выходим на ровное тело ледника. Идём к началу моренной полосы по центру ледника. Снег на леднике раскис, проваливаемся по колено. Решили прохождение снежных полей ледника отложить на утро, по холоду. Встаём на ночёвку, от места обеда 52 мин.
Фото 8-28. Утро перед перевалом. Вид на Безенгийскую стену.
Фото 8-29. Перевальная седловина. Вторая попытка.
Фото 8-30. Вид с перевала на запад.
Фото 8-31. Вид с перевала на юг.
Фото 8-32. Начало спуска.
Фото 8-33. Вид с перевала на восток.
Фото 8-34. Очередная станция.
Фото 8-35. Станция под второй верёвкой (петля чужая!).
Фото 8-36. На станции.
Фото 8-37. На очередной станции.
Фото 8-38. Перила на спуск.
Фото 8-39. Перила на спуск.
Фото 8-40. Восточный склон перевала Селлы.
Фото 8-41. Группа на леднике Крумкол.
Фото 8-42. Спускаемся по леднику.
Фото 8-43. Вход в ледопад.
Фото 8-44. Верхняя часть ледопада.
Фото 8-45. Начало обхода первой ступени.
Фото 8-46. Идём к ранклюфту левого борта.
Фото 8-47. Первая ступень (верхняя). Вид снизу.
Фото 8-48. В ледопаде.
Фото 8-49. В ледопаде.
Фото 8-50. Обход второй ступени у левого борта.
Фото 8-51. Ледопад ледника Крумкол.
Фото 8-52. Лагерь на леднике Крумкол.
Фото 8-53. Спускаемся по леднику Крумкол.
Фото 8-54. На леднике Крумкол.
Фото 8-55. Верховья ледника Крумкол. перевал Песчаный (1Б, 3558) 04.08.2020 лед. Крумкол — пер. Песчаный (1Б, 3558) — лед. Дых-Котю-Бугойсу От ночёвки на леднике Крумкол выходим в 6:55. В связках пересекаем ледник к правому борту и идём по снежной «стиральной доске». Небольшой ледопад у правого борта обходим слева, ближе к середине ледника, а ниже ледопада возвращаемся к правому берегу прямо под взлёт на перевал Песчаный. От ночёвок 0:57 чхв. От ледника по снежно-ледовому склону (в кошках, без связок) обходим справа по ходу скально-осыпной остров и выходим в перевальный цирк, а оттуда короткий крутой осыпной взлёт на седловину перевала. От ледника 23 мин. Седловина узкая, тур на скалах в западной части. Спуск прямо вниз очень крут, переходим по гребню 30 м на восток, на соседнюю седловину и спускаемся с неё. Сначала небольшим левым траверсом, потом прямо вниз до снежника, по которому спуск уже пологий. Обходим озёра слева по ходу и заходим в узкую лощину в уступе долины. Далее по правому травянистому борту долины спускаемся до рыжего нарзанного источника. От перевала 1:18 чхв. У нарзана обедаем, сушимся, отдыхаем. После обеда спускаемся по правому берегу ручья по пологим зелёным лугам, перед нами стоит стена Айламы – райское место! Перед перегибом зелёных полей уходим вправо и спускаемся к узкому руслу ручья, переходим его и по правому берегу идём вниз до поворота ручья налево. Отсюда траверсом выходим на гребень морены и по тропе спускаемся до выполаживания гребня. От обеда 1:12 чхв. Здесь ищем спуск направо на ледник Дыхсу по крутому конгломератному склону (100 м, 40-45°, местами более 50°). На спуск уходит 35 мин напряжённого «лазания». На леднике сначала переходим зону бортовых трещин, потом идём по чистой ледовой полосе, потом выходим на центральную морену. Через 1.5 км от спуска на ледник начинается моренная помойка, скорость движения резко падает, по моренным холмам и прижимам пробираемся вдоль правого борта ледника. Затем пересекаем свежий мощный селевой конус и преодолеваем несколько крутых уступов между травянистыми террасами правого борта. Через 1:17 чхв от спуска на ледник упираемся в прижим реки, бродить по высокой воде тут проблематично. Встаём на ночёвку вблизи реки, площадки для палаток ровняем на осыпном склоне.
Фото 9-1. Спускаемся по леднику Крумкол.
Фото 9-2. Слияние ветвей ледника Крумкол.
Фото 9-3. Левый борт ледника Крумкол.
Фото 9-4. На леднике Крумкол.
Фото 9-5. Под перевалом Песчаный.
Фото 9-6. Перевал Песчаный с севера.
Фото 9-7. Вид с перевала Песчаный на ледник Крумкол.
Фото 9-8. Вид с перевала Песчаный на ГКХ.
Фото 9-9. Спуск с перевала Песчаный.
Фото 9-10. Перевал Песчаный с юга.
Фото 9-11. Спусковая долина, верхняя часть.
Фото 9-12. Вершина Айлама.
Фото 9-13. Спусковая долина, средняя часть.
Фото 9-14. Остановка у нарзана.
Фото 9-15. Выход на боковую морену.
Фото 9-16. Группа на морене.
Фото 9-17. Группа на морене.
Фото 9-18. Панорама ГКХ.
Фото 9-19. Панорама ГКХ.
Фото 9-20. Конец морены.
Фото 9-21. Панорама верховьев ледника Дыхсу. На фото 9-22 детализирован правый угол.
Фото 9-22. Спуск на ледник Дыхсу.
Фото 9-23. Ровная часть ледника Дыхсу.
Фото 9-24. Ночёвка у слияния с ледником Айлама.
Фото 9-25. Проходим мимо ледопада Айлама. долина реки Дыхсу Мы решили вынести в отдельный раздел описание долины Дыхсу, поскольку описания полного прохождения долины мы не нашли (в верховья реки прямо к леднику другие группы попадали обходом через перевалы), кроме того мы наблюдали значительные отличия фактического состояния места слияния долин Дыхсу и Айлама от карт Генштаба и OSM и самой долины Дыхсу, о которых необходимо написать подробно. Ниже приводятся скорректированные карты, наш путь и комментарии. 05.08.2020 левый берег Дыхсу — разведка до поворота долины От места ночёвки на правом борту ледника Дыхсу выходим в 6:20. Бродим ручей, уходим налево в моренные завалы. Здесь значительные массы льда, оторванные от языка ледника, покрыты осыпями и травой и образуют огромную зону деградации. Пересекаем всю эту помойку к левому берегу и выходим на осыпные и конгломератные террасы долины. Чуть ниже упираемся в непроходимую конгломератную промоину и по её крутому правому борту спускаемся вниз до ровных разливов истока реки. От места ночёвки 1:09 чхв. Далее идём вниз левым берегом реки по широкой галечной пойме и травянистым террасам. Ожидаемой тропы нет. Через 45 мин через редколесье подходим к густому лесу и ещё за 1:50 чхв по трудно проходимому лесу и буреломам вышли к месту, где на карте обозначен переход на правый берег. В этом месте гигантские валуны сжимают реку с обоих бортов, образую шумную теснину. Короткая разведка показала, что в ближайшей округе нет даже намёка на брод, река широкая и бурная. Группа остаётся на месте, а два человека уходят в дальнюю разведку на поиск пути вдоль левого борта. Примерно через 3 часа разведчики принесли плохие новости – склон далее становится всё круче, а на повороте долины на северо-восток упирается в скальные стены. Дальнейшее движение даже налегке становится опасным, а проход здесь с рюкзаками практически невозможен. Решаем оставаться на ночёвку выше теснины, с утра будем пробовать перебродить реку прямо здесь, а в случае неудачи придётся возвращаться к леднику. Места здесь абсолютно дикие, по склонам заросли малины, есть шиповник, грибы. Приятная прибавка к раскладке. Варим ягодный компот. Вечером празднуем день рождения Веры. 06.08.2020 попытка брода — возврат к истоку —брод — правый берег Дыхсу Подъём в 3:00. До завтрака делам две попытки по малой воде перейти реку. Оба раза неудачно, сильный поток почти сносит человека на страховке. До срыва дело не дошло, но совершенно понятно, что даже рано утром брод здесь невозможен. Возвращаемся к месту ночёвки, готовим завтрак, переодеваем/обогреваем двух полностью промокших героев. В 6:20 начинаем подъём обратно к истоку реки. Через буреломный лес и густые кустарники продираемся вверх по долине. За 2 часа чхв выходим в галечную пойму реки и ещё 17 мин идём вверх в поиске места максимального разлива рукавов реки. Реку переходим через 3 рукава стенкой по 3 человека, по сложной траектории, выбирая самые мелководные участки. Даже здесь в верховьях течение достаточно сильное, переправа потребовала больших усилий и дополнительной страховки легких участников. На левом берегу сушимся, отдыхаем, кипятим чай. Координаты брода N42.98045° E43.24242°. По правому берегу начинаем движение вниз по долине. Сначала идём по лугам и осыпям вдали от реки, потом по легко проходимому редколесью. Проходим мимо рыжего нарзанного болота и пересекаем несколько чистых ручьёв. До густого леса от брода 1:48 чхв. В зоне леса уходим на высокие склоны правого берега, обходя верхом скальные прижимы. По пути встречаются трудно проходимые заваленные буреломом лощины. По одной из таких лощин спускаемся обратно к реке. Местами достаточно круто, используем кусок расходной верёвки 8мм, чтобы на спуске придерживаться руками. Проходим мимо теснины, у которой была ночёвка на противоположном берегу. На огромном валуне прибита табличка в память о туристах, погибших здесь на переправе. Далее следует ещё один обход прижима по лесному склону, и снова идём по средней и крупной осыпи вдоль берега реки. У чистого ручья в конгломератном ложе правого притока останавливаемся на поздний обед. От начала леса 1:15 чхв напряжённой работы. От обеда продолжаем движение вдоль правого борта. На крутом 4-х метровом конгломератном уступе вырубаем ступени и опять используем короткую верёвку для гимнастической подстраховки. Обходим верхом два больших валуна и упираемся в скальный прижим с нависающей над водой скалой. Проходить тут надо по воде под скалой, но сейчас по высокой воде это невозможно, придётся опять ждать утра. Возвращаемся к месту обеда, других мест для лагеря вдоль реки просто нет. Ровняем места под палатки в конгломератном склоне. Вечером собрали сухой плавник вдоль реки и сделали хороший костёр. 07.08.2020 правый берег Дыхсу — слияние с р. Карасу — р. Черек Балкарский От места ночёвки выходим в 6:00. Прижим под нависающей скалой неожиданно легко проходим по малой воде и продолжаем движение по правому берегу. Встречаются протяжённые участки крупных валунов, по которым приходится немного полазать, немного попрыгать. Пересекаем несколько осыпных конусов из распадков правого берега и подходим к повороту долины на северо-восток. Отсюда правый борт долины становится более пологий, зато противоположный левый берег стал сплошной скальной стеной. На привалах собираем ягоды, кругом много малины, встречаются отдельные кусты смородины и жимолости. Здесь стали попадаться остатки тропы, которая как неожиданно появляется, так и неожиданно исчезает. На прибрежном песке два раза видели медвежьи следы и много мелких копытных следов. Чувствуется, что долина сытная, и в отсутствии человека здесь кипит жизнь. Ниже проходим мимо прижима нависающих рыжих скал, по которым течёт вода, и через последнее сужение долины выходим к расширению долины. Здесь мост, от ночёвки 3:45 чхв. Обедаем, отдыхаем. Кругом заросли малины. От места обеда по травянистым полям правого берега через узкую полосу леса выходим к левому берегу реки Карасу в надежде по обозначенному на карте мосту перейти реку до дороги на правом берегу долины. Но на месте моста обнаружили только бетонный бык и порванные тросы, моста нет. Как потом мы узнали, его смыло около 10 лет назад, но местные власти восстанавливать его не стали. Делаем разведку, слева – слияние Дыхсу и Карасу, понятно, что там прохода нет, а выше по течению в 400 метрах бурная река течёт около 100 метров вдоль отвесной стены, тоже прохода нет. Тут тупик, приходится вернуться к мосту. Через две калитки переходим на левый берег реки Дыхсу и по травянистым террасам высоко над рекой идём по хорошей тропе. За разрушенным кошем с пологого перегиба склона увидели новый пешеходный мост на правый берег. Этот мост на картах не обозначен. К мосту спускаемся по крутому серпантину. От верхнего моста 53 мин. За мостом на дороге нас уже поджидает наряд пограничников, контролирующих выход из долины Дыхсу. Традиционная проверка документов и пропусков. На дороге немного отдыхаем, перекусываем и начинаем финальных спуск. Скучный утомительный путь по грунтовке мимо каких-то полузаброшенных строек до погранзаставы занял ровно 3 часа чхв, пришли уже в темноте. Всё, это конец маршрута!
Карта 5. Верхняя часть долины Дыхсу. Ледники Дыхсу и Айлама уже не сливаются. После ледников надо сразу выходить на правый берег.
Карта 6. Нижняя часть долины Дыхсу. Фиолетовым цветом обозначены путь разведки и ошибочный выход к слиянию рек Дыхсу и Карасу.
Фото 10-1. На языке ледника Дыхсу. Взгляд назад.
Фото 10-2. Верховья ледника Дыхсу. Вид сверху.
Фото 10-3. Спуск к истоку реки.
Фото 10-4. Верховья ледника Дыхсу. Вид снизу.
Фото 10-5. Где-то здесь будем бродить реку на следующий день…
Фото 10-6. Здесь на карте обозначен переход реки
Фото 10-7. Река Дыхсу в середине дня.
Фото 10-8. Лагерь у теснины.
Фото 10-9 и 10-10. Разведка вдоль левого берега.
Фото 10-11. Скалы левого берега.
Фото 10-12. Скалы левого берега.
Фото 10-13 и 10-14. Переправа у истока реки Дыхсу.
Фото 10-15. Разливы у истока реки Дыхсу.
Фото 10-16. Обходим прижимы правого борта.
Фото 10-17. Идём высоко над рекой.
Фото 10-18. Правый берег Дыхсу.
Фото 10-19. Чистый ручей у места ночёвки.
Фото 10-20. Короткий простой участок
Выход на уступ конгломератного уступа по верёвочке.
Фото 10-22. Прижимы правого берега.
Фото 10-23. Прижим под скальным карнизом.
Фото 10-24. Отдыхаем…
Фото 10-25. Сливы и бочки.
Фото 10-26. Булыги на правом берегу.
Фото 10-27. Пересекаем селевой конус.
Фото 10-28. Утро на реке.
Фото 10-29. Река и солнце.
Фото 10-30. Осыпи правого борта.
Фото 10-31. Поворот долины на северо-восток.
Фото 10-32. Прохождение прижима под рыжими скалами.
Фото 10-33. Галечные полки у устья долины.
Фото 10-34. Привал у моста через Дыхсу.
Фото 10-35. Дары природы.
Фото 10-36. Взгляд назад, оттуда мы пришли.
Фото 10-37. Выход их долины Дыхсу.
Фото 10-38. Террасы левого берега реки Карасу.
Фото 10-39. Долина Черек Балкарский. Материальное обеспечение группы Групповое снаряжение
Комментарии от снаряженца: Спальник-двойка был холодный. Необходимо заменить на более тёплый или на пару индивидуальных. По спальнику 4-е нареканий не было. По палаткам нареканий тоже не было. Ну разве что четвёрка уже довольно уставшая палатка, при сильном дожде потекла. По примусу. Надёжный, но требующий определённых навыков в обращении. С учётом того, что поход был на Кавказе, высоты не запредельные, как альтернативу можно рассматривать газовые горелки. Голову примуса необходимо беречь от снега и воды. По зарядкам. Солнечная батарея должна быть новая. Наша к концу похода уже плохо стала заряжать. По спутниковому телефону. Взятый в аренду спутниковый телефон оказался нерабочим, в результате чего группа на удалённых участках маршрута оказалась без связи. По скороварке – компактная и легкая. Травит при неплотном прилегании крышки к грязным стенкам кастрюли, но это их общая проблема – необходимо тщательно протирать прилегающие ободки кастрюли и крышки. Прокладка аварийного клапана иногда травила, чинили и чистили по ходу. Остальное снаряжение работало хорошо. Веревок хватило. Три верёвки на 6 человек оптимально. 9-ки работали хорошо. Станционные петли лучше брать длинные 120-160 см по одной участнику в личку. Расходный репшнур 6 мм задействовали на спуске. Остался. С учётом того, что у каждого в личке было по 5 м репа, можно было бы взять 40 м всего. Аналогично и репа 8 мм. 15 м хватило бы. Использовался в основном для наращивания перил. Снежный парашют не задействовали. Станцию на снегу можно делать на ледорубах. По бурам и скальным крючьям – задействовали всё, лишнего не было. Бур-барабан не пригодился. Все самосбросы на льду делали через проушины. Ледовый инструмент работал хорошо. Задействовать в качестве ходового ледоруба его трудновато – короткий. Бить крючья им можно, но хороший скальный молоток он не заменяет. Как универсальный инструмент для микста вполне подходит. Личное снаряжение Личную одежду нет смысла описывать, поскольку эта часть личного снаряжения сугубо индивидуальна, и у каждого опытного участника сложился свой оптимальный набор. Единственное жесткое требование было – наличие двойных пластиковых ботинок. Обязательное специальное личное снаряжение: - каска + беседка + кайло (ледоруб или айсбайль) - кошки + жумар + спусковуха - петля станционная + 10-11 карабинов - самостраховка + реп 6мм2м - кардолет 7мм5м + 3 ледобура - разгрузка + реп расходный 6мм5м Снаряжение для лагеря и хождения: - рюкзак 100-110л + страховка рюкзака - коврик + чехол + подзадник - КЛМН + ёмкость для воды до 1л - з.щётка + паста + туал.бумага + полотенце - спички 5 + зажигалки 5 - накидка на себя + накидка на рюкзак - личный ремнабор + личная аптека + крем UF50 Документы и приборы: - паспорт + ОМС - пропуска: пограничный + в заповедник - наличные деньги + пластиковые карты - зап.книжка + шар.ручка - часы + налобный фонарь - необходимые батарейки и аккумуляторы Дополнительно, по желанию: - фотоаппарат - трекинговые палки - телефон + зарядка - доп. медицинская страховка Раскладка Из питья не хватало каркаде/какао Супы днём готовили во 2й и 3й части Сахара можно было взять меньше - 40 г/чел хватило бы Соли было много, достаточно 5 г/чел Для 1й части крупы 60 г/чел оказалось много, лучше было начать с 50, потом 60 г/чел, на 3ю часть 70 г/чел Аптека
Комментарии от доктора: Рекомендованная индивидуальная аптека: бинт, лейкопластырь бактерицидный, обезболивающее – 20 табл., лекарства от своих болезней. В начале маршрута у одного из участников развилось осложнение после удаления зуба незадолго до похода, выразившееся в развитии инфекции, воспалении десны, общем ухудшении самочувствия. Была оказана помощь в виде обезболивания, курса антибиотикотерапии, полосканий раствором фурациллина. Из-за ухудшения самочувствия и опасности развития осложнений участник принял решение о сходе с маршрута. У одного участника появилась миалгия в правом боку, вызванная растяжением, полученным в ходе движения по осыпному склону. Болевой синдром купировался анальгетиками, применялось растирание противовоспалительной мазью. У участников обнаруживались мозоли, оказывалась помощь – заклеивание пластырем. Респираторных заболеваний, травм за время похода не было. Ремнабор
Комментарии от снаряженца: В целом, ремнабор получился достаточно сбалансированным. Из серьёзного ремонта - в этом походе пришлось чинить подошву пластиковых ботинок, конкретно для этого ремонта не хватило разных саморезов, хорошего шила, клея Секунды и метровых строп с фастексами. Финансовые расходы
Здесь не учтены расходы на билеты от места проживания до КМВ и обратно. Записки с пройденных перевалов
На перевале Ортокара Вост. записка не обнаружена, сложен тур и оставлена наша банка с запиской. На перевале Спортивной Дружбы тур с запиской не обнаружен, свою записку не оставляли. Заключение Группой пройден красивый техничный маршрут пятой категории. Две заброски обеспечили лёгкие рюкзаки на сложных участках. Участники повысили свой технический уровень и побывали на хорошей для Кавказа высоте. Реальная сложность перевалов в целом соответствует своей категории. По просьбе начальника пограничного отряда «Верхняя Балкария» описание и фотографии малопосещаемой долины реки Дыхсу передано в Пограничную Службу КБР для улучшения контроля государственной границы РФ. Отдельно следует отметить участки маршрута с проблемами по безопасности: - Северный склон перевала Укю в ближайшие годы может стать проблемным. Cравнение фотографий разных лет показывает, что из-за проседания ледника Укю происходит разрушение северного склона. Конгломерат подтачивается снизу и размывается осадками. - Спусковая долина с перевала 9 Мая в сторону ледника Уллуауз в нижней части имеет крутые травянистые склоны, которые в мокрую погоду могут стать серьёзным препятствием. - Заход в подъёмную долину перевала Спортивной Дружбы со стороны ледника Безенги проходит по конгломератной лощине, верхняя часть которой в последние годы заметно разрушается, выход из лощины на травянистые склоны скоро может стать проблемным. Травянистые склоны в средней части долины в мокрую погоду тоже могут создать проблемы. В настоящее время тропа здесь есть только на отдельных участках. - Безопасный подъём на язык ледника с восточной стороны перевала Спортивной Дружбы возможен только прямо в лоб. По обоим бортам ледника камнепады идут постоянно. - На западном склоне перевала Спортивной Дружбы в сторону ледника Шаурту следует опасаться камнепадов со скальных выходов южнее седловины. Эти скалы начали активно вытаивать в последние годы. - Спусковой кулуар с перевала Ортокара Восточный в сторону ледника Безенги в средней и нижней части протаял полностью, в середине лета снега теперь там нет. Следует опасаться камнепадов вдоль левого борта, постоянно идущих со стен вершины Салынан. Для подъёма в обратном направлении стоит рассмотреть вариант группы О.Г.Фомичёва (2010, отчёт №5929) по рыжим скалам. - На спуске с перевала Песчаный выход на ледник Дыхсу со временем будет усложняться. Из-за проседания ледника конгломератный склон морены подтачивается снизу и будет становиться длиннее и круче. - Долину реки Дыхсу следует проходить по правому берегу от языка ледника Дыхсу до пограничного моста и далее по левому берегу до нового моста к автомобильной дороге. Троп, обозначенных на карте в долине нет. Переправы через реку Дыхсу в среднем течении нет. Как нет и моста через реку Карасу выше слияния Дыхсу и Карасу. Левый берег реки Дыхсу труднопроходим в среднем течении, а на повороте долины на северо-восток упирается в непроходимые скалы. Вдоль правого берега Дыхсу в нижнем течении несколько прижимов проходятся только низом и только по малой воде.
PS. Рецензия была написана до сдачи отчёта в печать, и часть замечаний учтены в итоговом тексте. Для заметок: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||