Горы мира > Сибирь >

Автор: Надежда Оленёва, Пермь

Мейнстрим сезона — маршрут Олега Хвостенко на пик Звездный, 6а к. т.

Хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах. В этом году мы, отправив свои заграничные планы в долгий ящик, поехали лазить на свои российские стены. Так решили не только мы, и в Ергаках этим летом побывало много сильных команд.
Ергаки - это потрясающе красивый район с гранитными стенами. Я приехала сюда впервые. С 8 августа у нас начинались сборы и приезжали участники, а до этого было несколько дней "для себя".

Встретились в автобусе с Полиной, вышли на Тушканчике и пошли вверх по размокшей от дождя тропе. Полина была в Ергаках уже весь июль, работала сначала на томских, а потом на барнаульских сборах. По дороге она рассказывала о том, что за прошедший месяц было 4 солнечных дня, и что вообще Ергаки и дождь это почти синонимы. Мы поднялись на озеро Светлое, горы были в облаках. К вечеру немного разъяснилось и мы решили, что встанем пораньше и попробуем пойти на Кант на Звездный (маршрут 5а к. тр.) и не попасть под ту капельку дождя, которую обещал прогноз.

Когда накануне отъезда я изучала гайд по Ергакам, сразу обратила внимание на Кант, он считается классикой района. Хорошая линия с интересным лазанием. Еще, конечно, привлекла внимание северо-восточная стена пика Звездный, самая высокая в районе и невероятно красивая. По центру этой стены проходит маршрут Хвостенко, 6а к. т. Эти два маршрута и хотелось пролезть.

В то утро, когда мы с Полиной подошли под Кант, погода никак не хотела налаживаться, шел мелкий дождик. Поспав часик под большим камнем и посмотрев на часы, решили пойти погулять на перевал Птица, там была связь и интернет.
В 12 дня, когда мы сидели под перевалом, погода внезапно начала улучшаться и даже вышло солнце. Мы сидели под Птицей, почти под маршрутом Балезина 4а. Скалы быстро подсыхали, и мы решили, что в лагере нам делать нечего, так почему бы его не пролезть.
Маршрут отличный, приятное лазание, как раз, чтобы получить представление о рельефе района и разлазиться. Прошли за 2 часа 40 мин. Когда вылезли на вершину, все вновь затянуло облаками, но очертания Параболы в тумане нам все таки удалось разглядеть.

На следующий день из Красноярска приехала Маша.

У нас ещё было в запасе несколько дней до сборов. Поразмыслив о желаниях и возможностях, решили в этот же вечер заброситься под северо-западную стену Звезного и с утра пораньше лезть маршрут Хвостенко. Прогноз погоды был не самый лучший, но говорят в Ергаках прогнозы не сбываются)). Планом Б было свалить с середины маршрута по большой полке. Альпинистов в районе в это время почти не было, и мы попросили Свету Смайкину послушать нас в рацию. Её поддержка очень порадовала!
Планировали на маршрут два дня, взяли палатку, два спальника, еду. Рюкзак получился увесистый.

Начали лезть в 7 утра, когда стену осветили лучики рассвета. Очень красиво! Погода была хорошая. Днём появилось немного облаков, но в целом лучше, чем было обещано прогнозом.

В первый день лезла Маша. На третьей верёвке лазательная стеночка по маленьким полочкам и мизерам. ИТО по щелям и через карнизы. Маршрут и рельеф нравился. Тепло, хорошо. Полина по ходу действия изучала технику вытягивания рюкзака-баула удочкой через микротрекшн и радовалась, что не надо тащить его на спине. Я шла второй и успевала фотографировать.

Часам к 3 мы с Машей были на большой травенистой полке, на которой планировали ночевать. Решили обработать ещё немного. Провесили 50 м и где-то в 17.30 спустились к палатке. Полина уже сварила чай. К вечеру похолодало и начался ветер. Ночью пошел дождь. Проснулись под звуки капелек о тент. В пол восьмого дождь прекратился, надо было решать лезть дальше или валить. На связи в 8 часов Света сказала, что на сегодня по прогнозу одна капелька и даже местами солнце, но судя по виду из палатки, верилось в это с трудом. Мы были в облаке. Надеясь на лучшее, решили лезть. Сегодня была моя очередь работать первой. Прищелкнулась к провешенной вчера верёвке и пожумарила в неизвестность. Видимость метров 20.

Пролезла первые 30 м после станции, шлямбур. Подумала, что можно дюльфернуть, если погода будет ухудшаться. Ещё через 30 м снова станция на шлямбуре. Те же мысли) Дальше гладкая стена, метров через 10 в тумане проглядывается шлямбур, встаю на скайхуки. Волнительный участок: на 30 метров три шлямбура для страховки, а между ними из рельефа только дырки под скайхуки. Но маятник, про который говорилось в описании, качать не пришлось: со времён первопрохода его спрямили дырками. Девчонки потом сказали, что прошла я этот участок быстро, да уж, задерживаться там не хотелось.

Где-то в середине этой веревки, немного раздуло и стало видно долину внизу, и солнышко на Тайгишонской стене. Это преободрило - скоро и к нам придет! Но не тут то было. Вскоре все снова затянуло, ещё и дождь пошел. Дюльферять уже не хотелось, много пролезли.

Смотрю вверх, видно 15 метров, дождь в лицо, в рукава натекло воды по самые плечи. Думаю, ну вот опять, какого черта… Мои мысли прерывает Машин голос откуда-то снизу из пустоты: снаряга готова, выбирай. Выбираю.
- Перила готовы. - Страховка готова
Лезу дальше, продолжая думать свои мысли о том, какого же всё-таки чёрта…
К вечеру становится холоднее, начинает буквально колотить. Видим небольшую полку и единогласно решаем ночевать ещё раз. До вершины два участка, около 60 метров, но потом ещё дюльфера на другую сторону к нашему лагерю.

Залезли в палатку и начали греться горелкой. Полка не очень удобная, посредине палатки здоровый камень, но зато тепло.
Отогрелись, поели, связались со Светой, сказали, что ночуем. На следующий день предстояло пройти камин лазанием, в дождь по мокрым скалам это казалось почти нереальным.

Но утро не принесло хорошей погоды. Маша героически вызвалась лезть первой. Её мучения в камине, казалось, длились целую вечность, потом полетели земля и кочки. В сырость это место показалось очень сложным.
На вершине все втроём мы были в 11 утра, и буквально на минутку нас осветило солнце! Написали записку и побежали на дюльфера. Спускались по Канту под тем же дождем.

В момент когда я, спускаясь последней, встала ногами на землю после последнего дюльфера, выглянуло солнце и светило целых пол часа! Правда потом опять закапал дождь.

В лагере нас встретила Света и накормила очень вкусным борщом!
А вечером приехали ребята из ПША, начиналась смена.