Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Михаил Бомбин, г.Москва

Отчет о спортивном горном походе 3 к.к., совершённом в июле-августе 2020 года в районе: Дигория, Кавказ

Необходимые комментарии к отчёту:

  • направления лево/право используются как «орографические», если не указано иное
  • на фотографиях красной линией указан путь группы,
  • верёвки использовали новые статические 10мм 50м
  • для указания чистого ходового времени используется сокращение «чхв»

Справочные сведения

Паспорт маршрута

Район путешествия

Центральный Кавказ, Дигория

Вид туризма

горный

Организация, проводящее путешествие

ТК МАИ

Срок проведения

26 июля - 8 августа 2020 года

Категория сложности

третья

Количество участников

5

Руководитель

Бомбин Михаил Александрович

Заявочные материалы рассмотрела

МКК МАИ

Маршрутная книжка 18/3-313

Продолжительность активной части

14 дней

Количество днёвок

1 днёвка

Длина маршрута в зачёт

143 км

Суммарный набор высоты

6700 м

Пройденные перевалы: Короткий (1А, 3000), Белаг Северный (2А, 3650), Светлова (1Б, 3640), Обходной + Федоровского (2А, 3860)

Пройдено категорированных перевалов: 1А - 1, 1Б - 1 , 2А - 2

Состав группы

Фото

Ф.И.О

Опыт

Задачи

Бомбин Михаил Александрович

6ГУ, 2ГР

Руководитель

Фото

Снаряженец

Алин Данил Николаевич

2 ГУ

Хронометражист

Бессонова Ольга Денисовна

1с эл

2ГУ

Пут с эл

3ГУ

Завхоз

Каминарска я Юлия Андреевна

2 ГУ

Медик

Кирин Григорий Константин ович

2 ГУ

Реммастер

Идея похода

В связи с разразившейся эпидемией коронавируса и последовавшими за ней ограничениями вариативность регионов для проведения горного похода летом 2020 года была сужена. Было принято решение выбрать район, отвечающий нескольким требованиям: a) Простая логистика б) Без запрета на посещение. в) С низкой загруженностью другими туристами.Выбор пал на Дигорию, так как данный регион отвечает всем вышеперечисленным требованиям. К тому же, этот край невероятно живописен и имеет разнообразный природный ландшафт - от водопадов и альпийских лугов до древних ледников и самого дигорского ущелья.

Логистика

Добраться до района достаточно легко -поезд или самолет до Владикавказа (нам повезло, потому что из-за эпидемии цены на билеты значительно снизились, самолет получился гораздо дешевле). Из города за 2-3 часа можно на машине заброситься в пос. Дзинага, откуда и начать маршрут. Мы воспользовались услугами фирмы , но последующая практика показала, что при наличии времени можно проделать большую часть пути на общественном транспорте, что позволит ощутимо сэкономить финансы. Выброску обратно несколько затруднило наличие перехода между республиками,поэтому пришлось сначала ехать до Нальчика, и уже оттуда добираться до Владикавказа, потратив на дорогу суммарно около 6 часов.

Погранпропуска

Не стоит забывать о том, что район приграничный, поэтому для посещения некоторых долин требуются погранпропуска. В целом пограничники в Осетии куда более бдительные, чем, например, в Приэльбрусье, поэтому стоит быть готовым к проверке документов каждым встреченным патрулем. Часть маршрута, проходившая по территории Кабардино-Балкарии не попадала в приграничную зону, поэтому для граждан РФ пропуск не требовался. Подать заявление на погранпропуск можно через Интернет, либо через сервис «Госуслуги», либо напрямую на почту. Срок рассмотрения заявки - до двух недель. Получить готовые пропуска можно либо по почте, либо в ФГУ ПУ ФСБ России по Республике Северная Осетия-Алания, расположенном в г. Владикавказ по адресу улица Зураба Магкаева, 77. Полученные пропуска также нужно отметить на заставе, расположенной в пос. Дзинага, иначе патруль может развернуть вас обратно или как минимум надолго задержать.

Заявленный и пройденный маршрут

Заявленный маршрут (высоты по классификатору и по карте):

с. Дзинага - р.Гебедон - пер. Короткий (1А, 3000) - л. Бартуйцете - пер. Цагардор (1Б, 3450) - ур. Райская поляна- л. Караугом - пер. Воологата + пер. Чилингини (2А, 4000) - л.Чилингиницете - р. Сардыдон- пер.Гуларвцек (н/к , 2954) - с. Дзинага - р. Билягидон - пер.Белаг Сев. (2А, 3650) - пер. Светлова + верх Айхва (1Б, 3791, рад) - р. Хазнидон - пер.Обходной + пер. Федоровского (2А, 3860) , - л. Псыгансу - р. Псыгансу - пер. Курноят (н/к, 2245) - с. Верхняя Балкария

Пройденный маршрут (высоты фактические, по GPS):

с. Дзинага - р.Гебедон - пер. Короткий (1А, 3270) - л. Бартуйцете - дол. Бартуй- с. Дзинага - р. Билягидон - пер. Белаг Сев. (2А, 3688) - пер. Светлова (1Б, 3620 рад) - р. Хазнидон - пер. Обходной + пер. Федоровского (2А, 3862) , - л. Псыгансу - р. Псыгансу - пос. Кашхатау

Примечание: В связи с проблемами со снаряжением (развалившимися ботинками) и погодными условиями (разлившаяся река смыла мосты и тропу у р. Караугом) часть маршрута пришлось сократить, отказавшись от посещения Караугомского ледника, осмотра Караугомского ледопада и прохождения через пер. Воологата. Эта часть была технически не слишком сложной, но одной из наиболее живописных частей маршрута, к тому же проходящей по большим ледникам, что в условиях потепления на Кавказе редкость,поэтому делать так в нормальных условиях не стоит.

Картографический материал

Предварительная разметка маршрута была сделана здесь: https://nakarte.me/m=11/42.95039/43.84506&l=I/Wp

Реально пройденный маршрут здесь:

https://nakarte.me/m=13/43.07541/43.54019&l=T/Wp&nktl=5KshSS6ngzXFXv19NTTPfQ

В планировании маршрута очень помог слой "Bing Satellite", он содержит самые лучшие (на момент написания отчета) по разрешению спутниковые снимки, позволяющие детально оценить все возможные варианты пути.

Первое кольцо

Вторая часть маршрута

Высотный график:

часть маршрута:

часть маршрута:

Дневник похода

День нулевой, 25 июля. Прилетаем во Владикавказ и на такси едем до заранее забронированной гостиницы, где нас встречает приехавший чуть раньше участник команды Данил. Немного гуляем по городу, после чего приступаем к упаковке продуктов и формированию заброски. Карантин накладывает свои ограничения, и то, что должно было быть сделано еще в городе, приходится доделывать на месте. К счастью, продукты заранее развешаны на порции и упакованы, поэтому остается только разобрать их по дням и убрать в заброску.

День первый, 26 июля. Стартуем из гостиницы в 6 часов утра, первый пункт назначения - управление ФСБ, где нам нужно забрать пропуска. Несмотря на выходной день, пропуска можно получить на проходной, если заранее об этом договориться. После этого едем в пос. Дзинага, наверстывая в машине предпоходный недосып. Дорога практически все время - хороший асфальт, и только последние 25 км представляют из себя пыльную и разбитую грунтовку. В пос. Дзинага заезжаем на погранзаставу и показываем полученные пропуска, нас заносят в журнал. Заброску оставляем на турбазе Дзинага у сторожей на входе, они сами это предлагают. Машина довозит нас вниз по дороге до моста через реку Харес и уезжает, а мы, наконец, начинаем наш маршрут, время - 9:55.

Вверх по долине ведет хорошая грунтовка, погода ясная, и идется хорошо. За 3 перехода мы доходим до места, где на карте обозначен мост, ведущий к турбазе «Ростсельмаш», но моста нет, поэтому движемся дальше, к следующему мосту.

Он ведет к турбазе «Порог неба», расположенной на поляне Таймази. На всякий случай спрашиваем у местных жителей про тропу к озерам, и нам машут куда-то вверх по течению реки Гебидон. Идем по дорожке в этом направлении, и доходим почти до водопадов, стекающих с г. Таймазивцек. Поняв, что что-то тут не так, останавливаемся и делаем перекус.

Делаем правильный вывод, что зашли не туда, но тут же совершаем ошибку,и вместо того, чтобы спросить дорогу у местного персонала , решаем положиться на карту. По карте тропа проходит от турбазы Ростсельмаш, расположенной на правом берегу Гебидона, поэтому мы спускаемся обратно до турбазы и бродим реку.

Там обнаруживаем что-то похожее на старую тропу, и пытаемся двигаться по ней, ориентируясь на следы и спутниковый навигатор. Начинается дождь, а растительность представляет из себя труднопроходимые джунгли, кажется, что тропа забирает наверх, поэтому продолжаем двигаться по тропе. В итоге к 6 часам вечера мы набираем примерно 300 метров от реки и оказываемся в непонятном месте посреди сбросов. Решив, что сегодня явно продолжать не стоит, ставим лагерь на более-менее ровной площадке с видом на турбазу, расположенную прямо перед нами. Итого пройдено за день (в зачет): 15км, набор: 460м.

День второй, 27 июля. Нас еще не покидает надежда на то, что до тропы мы не дошли, поэтому, пока готовится завтрак руководитель идет на разведку выше по склону (террасы, на которых стоит лагерь, явно непроходимы). Спустя полчаса и 200 метров подъема становится ясно, что это ошибка, приходится возвращаться. После завтрака группа спускается обратно к реке Гебидон, настроение несколько огорченное. Выход с места ночевки - 8:30. За полтора перехода спускаемся до реки и бродим ее, выйдя обратно на территорию турбазы.

Нам указывают, где находится тропа, и, чтобы мы не заблудились еще раз - проводят прямо до нее. Неудивительно, что мы ее пропустили, ведь тропа представляет из себя небольшую прогалину между кустов примерно на середине детского горнолыжного подъемника. Ориентир - очень большой камень около дороги, фото прилагаю.

Буквально через сто метров тропа переходит на правый берег реки, и идет вдоль него, немного поднимаясь по склону. По тропинке идется достаточно бодро, несмотря на накрапывающий дождь, поэтому за 1 переход доходим до домика пограничников. Показываем им пропуска и документы, заодно отдыхаем. Еще один переход - до выхода из лесной зоны с красивыми видами на водопады. Следующий переход заканчивается на живописной травянистой террасе, как раз выглядывает солнце, поэтому решаем подсушиться и пообедать, время - 13:00.

После обеда за 4 перехода, следуя за видимыми кусками тропы, поднимаемся до озера, расположенного под ледн. Геби. Около него расположены отличные ровные площадки, ставим лагерь и устраиваем ритуальное купание в ледниковом озере. Вода в самом озере мутноватая, но в него впадает несколько ручьев с ледника, в которых можно набрать чистую воду. Итого за день (в зачет): 8км, набор:1050м.

День третий, 28 июля. Пер. Короткий (1А, 3273). Выход из лагеря - в 6:50. Подъем на перевал начинается фактически прямо от лагеря, и представляет собой среднюю осыпь крутизной около 15 градусов. За два с половиной перехода поднимаемся на седловину, на перевале в 8:30.

Записки в туре почему-то не обнаружили, хотя банка была. Оставили свою. Отлично виден подъем на пер. Цагардор.

Спуск с перевала также не представляет особой сложности, сначала спускаемся по сыпухе, потом по травянистым склонам. За один переход спускаемся до кармана морены ледника Бартуйцете, еще один переход - и решаем обедать на камнях на леднике.

Во время обеда выясняется, что у ботинка руководителя начинает отрываться подошва, второй также показывает, что может сделать тоже самое. Попытки ремонта в полевых условиях результата не приносят. Так как предстоящие перевалы, судя по погоде и динамике снежно-ледового покрова обещают быть в основном скально-осыпными - принимается решение вместо подъема на пер. Цагардор спуститься в цивилизацию и попытаться найти другую обувь. Долина Бартуй выходит прямо к пос. Дзинага, и кажется, что это можно сделать довольно быстро.

Спускаемся по левому борту ледника, спуск заранее не просматривается. Начинается дождь, настроение падает, так как описания на дол. Бартуй нет. Спуск с ледника оказывается неприятным, так как сам ледник в своем окончании - довольно рваный, и слева и справа упирается в «бараньи лбы». К счастью, они оказываются не сплошными, а с полочками, по которым нам и удается спуститься на левый берег реки Бартуй.

По нему, судя по карте и редко встречающимся турам, когда-то проходила тропа, но найти ее нам не удается. Движемся еще немного вниз, отойдя от ледника примерно метров на 700, поднимаемся на уступ берега и ставим там лагерь. Время - 17:50. Как оказалось, делаем мы это очень вовремя, так как дождь усиливается и в момент, когда палатки поставлены, переходит в настоящий ливень. Решаем переждать его, и потом приготовить ужин, но через час отказываемся от этой идеи, дождь все усиливается. Перекусываем сухариками и ложимся спать. Ночью нас несколько раз будил грохот сходящего по руслу селевого потока, неприятно, но расположение лагеря примерно в 15 метрах выше уровня реки успокаивало. Итого за день (в зачет): 6км, набор:430м.

День четвертый, 29 июля. Дождь прекратился, но погода пасмурная. Р. Бартуй увеличилась в объеме раз в 8, из небольшой речки превратившись в могучий поток, перекатывающий внутри камни, и, судя по наблюдениям, ночью поднималась примерно до трети ступени, на которой стоял лагерь. Делаем еще одну попытку найти тропу, но ничего не выходит, поэтому решаем просто двигаться дальше по левому берегу в надежде выйти на тропу ниже по течению.

Растительность представляет из себя все те же труднопроходимые заросли, еще и изрядно подтопленные ночным потоком. Идем медленно. Через два перехода подошвы на обоих ботинках отваливаются настолько, что их приходится подвязать репшнуром.

Иногда упираемся в прижимы, приходится подниматься и обходить их. Самый крупный потребовал набора 50м. по крутому травянистому склону, но после него нас ждала награда- долгожданная тропа.

Идем гораздо быстрее, местами тропа теряется, но потом относительно легко находится. После выхода из зоны леса она забирает вверх, что кажется нелогичным, но на самом деле все верно - она обходит крутой берег с прижимами. Оставшийся путь от найденной тропы до пос. Дзинага проходим за 3 часа, отмечаемся у пограничников, и заселяемся в домик на турбазе Дзинага. Стоимость номера - 500р. с человека за комнату, кровать, постельное белье и душ. Также на турбазе можно договориться, чтобы вам испекли осетинские пироги. Рекомендуем!

Группа остается отдыхать и сушить вещи, руководитель едет в г. Владикавказ за другой обувью. Итого за день (в зачет): 12 км

Примечание: ситуация с общественным транспортом в районе оставляет желать лучшего, но для одного человека это не проблема (при должной смелости). Очень многие из проезжающих машин готовы подвезти, поэтому дорога до с. Чикола и последующий автобус во Владикавказ занимают не сильно больше времени, чем заброска группы на машине.

День пятый, 30 июля. Вопрос с обувью решен, но вернуться удается только к 16:00. Решаем что делать дальше. Общаемся с пограничниками - по их словам смыло мосты на р. Караугом, а тропу, идущую по ее берегу, патрулю пройти не удалось. Вода постепенно спадает, но сроки похода ограничены, и рисковать прохождением второй части маршрута не хочется. Поэтому с сожалением отказываемся от возможности посмотреть Караугомский ледопад и принимаем решение продолжать движение по маршруту. Слегка перепаковываем заброску, отдав ставшие ненужными продукты сторожу турбазы, и готовимся к раннему выходу. Итого за день (в зачет): 0 км

День шестой, 31 июля. Выходим с турбазы в 8:30 утра. Планировали выйти раньше, но процесс сдачи ключей и приемки номера начался только в 8, это потребовало предварительной договоренности. Без нее сдать ключи раньше 10 не получится. Вниз по долине ведет хорошая дорога (по ней мы заезжали), погода отличная, и за 3 перехода мы доходим до моста в пос. Ахсау. Через 200 метров после моста около центра поселка сворачиваем налево и начинаем подъем по долине р. Биляги-дон.

Вверх ведет грунтовка, по которой, видимо, периодически ездят, поэтому идем быстро. Дорога постоянно переходит с одного берега на другой, но бродить не приходится - все мосты на месте. Снижают скорость движения только попадающиеся на пути заросли малины, пройти мимо которых просто невозможно. К 13:00 погода портится, моросит дождь, поэтому обедаем под деревом. Буквально через переход обнаруживаем у дороги оборудованное место со столиком и скамейками, оно удобнее, но воды рядом нет.

Недалеко от дороги стоит и наблюдает за долиной бюст Владимира Ильича, несколько пострадавший от времени.

Долина выполаживается и расширяется, продолжаем идти по дороге. Около последнего островка леса в этой долине решаем остановиться на ночевку, благо, вода тоже недалеко. Стоянка отличная, сосновый лес очень напоминает Карелию, и даже заросли черничники со спелыми ягодами тоже наличествуют. Единственное, что ее омрачает - пасущиеся в долине коровы везде оставляют следы своей жизнедеятельности, так что под ноги нужно смотреть внимательно. Итого за день (в зачет): 18 км, набор: 920м.

День седьмой, 1 августа. Выходим из лагеря в 7:50. Солнце печет немилосердно, поэтому сокращаем переходы до 30 минут и отдыхаем в теньке.

Сразу после перехода притока около лагеря дорога исчезает, разбиваясь на множество тропинок, протоптанных коровами и лошадьми. Они путаются, и найти нужную удается не сразу. Примерно через километр тропа, отмеченная турами, находится около реки, по ней подходим под водопады.

Обходим их по левому берегу, сначала забираясь на осыпь, и уже с нее - на ступень, с которой спадает водопад. Склоны травянистые и довольно крутые, за водопадом начинаются моренные валы. На одном из них мы находим хорошие площадки для лагеря и устраиваем обед, время - 13:30.

После обеда погода ожидаемо начинает портиться, натягивает туман. Идти, впрочем, можно довольно уверенно, русло реки одно, и заблудиться почти невозможно. Доходим до ночевки «семь братьев», но там оказывается мокро, поэтому проходим еще примерно 500 метров и ставим лагерь на площадках на гребне. От обеда до ночевки прошли только два перехода, но дождь начал усиливаться, поэтому решили не рисковать. Итого за день (в зачет): 6,5 км, набор: 1030м.

День восьмой, 2 августа. В этот день планировалось прохождение перевала Северный Белаг, но периодические проверки погодных условий с 4 до 10 утра показывали полное отсутствие видимости и сильный дождь. Сидим в палатке, пережидаем погоду, читаем вслух Джерома К. Джерома.

К 11 прояснилось, но идти на перевал уже явно поздно. Решаем подойти поближе, чтобы на следующий день сэкономить время. В 11:30 собираем палатки и успеваем пройти 2 перехода. Под конец второго снова затягивает туман и начинается дождь с сильным ветром. Ставим лагерь, продолжаем пережидать погоду. Итого за день (в зачет): 1,5 км, набор: 270м.

День девятый, 3 августа, пер. Белаг Сев. (2А, 3688). Подъем - в 5 утра, обнаруживаем, что за ночь высыпало около 5 сантиметров снега и покрыло все окрестности ровным белым слоем. К сожалению, облака сидят низко, видимости нет, где перевал - не ясно. Завтракаем и сидим, ждем прояснения погоды.

В 9 утра облачность разгоняет ветром, становится видно, что стоим мы ровно там, где и планировалось, на каменистых площадках прямо около ледника. Собираем лагерь, одеваем системы и связываемся, выходим с места ночевок в 10:00.

Подход под перевал по практически открытому леднику, крутизна варьируется от 15-20 градусов до почти горизонтального. За 20 минут подходим под перевальный взлет, снимаем кошки и развязываемся. Прохождение снизу просматривается плохо, поэтому оставляем рюкзаки на камнях у верхнего края ледника и берем веревку. Трое участников во главе с руководителем идут на разведку. Начало подъема представляет из себя крупную осыпь, местами обледенелую после ночного снегопада, некоторые камни живые.

Руководитель провешивает перильную веревку без рюкзака. От конца осыпи нужно подняться лазанием примерно 5 метров по скалам около 70°, после этого выход на достаточно широкую полку, ведущую влево до кулуара. Скалы мокрые и скользкие, поэтому в паре мест приходится использовать в качестве точки опоры клюв ледоруба, заклиненный в трещине. Страховку осуществляем через станцию из петли, наброшенной на скальный выступ. Кулуар мелкоосыпной и некрутой, никаких трудностей не представляет, благодаря его направлению в случае неосторожного подъема камни летят не в сторону группы на станции.

Под самой седловиной находим спусковую петлю на двух крючьях, но доверия она не вызывает. Крепим перила на скальном выступе за седловиной, на всякий случай подстраховываем спусковой петлей. 50 метров веревки как раз хватает от станции до седловины с запасом около 5 метров.

Спускаемся к рюкзакам и начинаем подъем на перевал в 11:45, в 13: 20 собираемся на седловине. Сняли записку группы МГТУ им. Баумана от 27.07.2018.

Погода ветреная, моросит дождь, поэтому задерживаться на седловине не хочется, и в 13:35 начинаем спуск. От седловины вправо ведет хорошо заметная осыпная полка шириной от метра до двух, по ней и идем.

Метров через 200 доходим до упоминаемой в отчетах «станции на 3 крючьях», два из них вынимаются просто пальцами. Путь вниз представляет из себя среднюю осыпь крутизной от 30 до 45 градусов, решаем просто спускаться пешком плотной группой.

Видимость плохая, идем более-менее придерживаясь линии падения воды, обходя встречающиеся снежники. За один переход спускаемся до ровного места, устраиваем там обед. Во время короткого просвета в облачности успеваем сделать фото этой стороны перевала.

Видимость опять ухудшается, поэтому дальше движемся в основном по навигатору. За 1 переход доходим до оборудованных площадок на каком-то гребне, и разбиваем там лагерь. Итого за день (в зачет): 2 км, набор: 200м.

День десятый, 4 августа, пер. Светлова (1Б, 3640 рад). Утро радует нас отличной погодой, небо чистое до горизонта, видимость отличная. Ледопад, ведущий напрямую на пер. Светлова выглядит крутым и камнеопасным, решаем идти в обход. Выходим с места ночевок в 8 часов, за два перехода спускаемся до скального гребня, разделяющего восточную и западную ветви ледн. Айхва. Дойти до этой точки удается не одевая кошек, если держаться правого края ледника.

Оставляем рюкзаки здесь и идем на пер. Светлова налегке.

Поднимаемся по западной ветви, сначала по боковым моренам, потом прямо вверх по леднику. Обойдя ледопад, переходим через гребень, подъем по мелкой осыпи. Верхняя часть восточной ветви ледн. Айхва закрытая с видимыми трещинами, идем в связках.

Перевальный взлет не слишком длинный, около 40 метров, но его пересекает широкий бергшрунд, ширина - от 3 до 5 метров. Нам везет и есть несколько снежных мостов, выбираем тот, что кажется надежным, и делаем станцию на ледорубах. После перехода бергшрунда подъем достаточно простой, 12-15 метров по льду и 20-25 по разрушенным скалам. Наверху ожидает неприятный сюрприз, в этой части седловины нет ничего, на чем бы можно было сделать точку. В результате точкой служит человек, сидящий в лунке за перегибом, а поднимаются участники по порядку от самого легкого к самому тяжелому. Поднявшиеся участники присоединяются к «якорю», получается вполне надежно. Оказываемся на седловине полным составом в 13:10. Находим тур примерно в 100 метрах от точки, где мы поднимались, снимаем сразу две записки: группы "ТК Сурикаты" от 24.07.2020 и ТК МАИ от 24.08.19. Интересно, что двое из наших участников были в этой группе. Пишем свою записку и устраиваем обед. Вершину Айхва решаем не идти, так как погода снова начинает портиться, а сама вершина при ближайшем осмотре не представляет интереса, подъем и спуск пешком по крупной осыпи.

Рядом с туром есть хороший скальный выход со спусковой петлей на нем, усиливаем ее своей и вешаем спусковые перила прямо вниз, через бергшрунд. Спускаемся за 40 минут, при спуске в бергшрунд возникают сложности с преодолением перегиба, нижняя часть даже не нависает, а просто горизонтальна. В бергшрунде находится снежная пробка, поэтому вылезать из него совсем нетрудно. Связываемся, и идем обратно по пути подъема. К рюкзакам подходим в 16:00.

Идем вниз к р. Хазнидон, водопад обходим справа, после чего переходим реку и держимся ее левого берега. Через два перехода ставим лагерь чуть не доходя до слияния, чтобы не сталкиваться с пастухами.

Итого за день (в зачет): 6,5 км, набор: 500м.

День одиннадцатый, 5 августа, пер. Обходной (3600) Выходим со стоянки в

7:15 и за 15 минут доходим до слияния рек Айхва и Хазны. Практически около слияния река Хазныдон делает изгиб и разбивается на 3 русла. После небольших поисков находим удобное место и переходим реку, замочив ноги примерно по колено.

Еще один переход, и мы оказываемся у поворота на висячую долину, в которой расположен наш следующий перевал - Обходной, а так же пер. Зюзина. Воды, вероятно, не будет до самого перевала, поэтому заранее напиваемся и заполняем бутылки регидроном.

Подъем до висячей долины технически не сложный, но достаточно крутой, а перепад составляет почти 700 метров. Солнце жарит, подъем крутой, поэтому идем короткими переходами по полчаса. Сначала поднимаемся практически в лоб по крутому травянистому склону, затем выходим на гребень и находим тропу, которую заметили еще с места ночевок.

По ней идется гораздо приятнее, поэтому рекомендуем желающим не повторять наших ошибок попытаться найти ее еще внизу. Подъем занимает у нас 4 укороченных перехода, там и садимся обедать.

После этого за два перехода подходим под перевальный взлет, по дороге встречаем группу из Физтеха, они идут на пер. Зюзина. Обещанного всеми описаниями снежника на перевальном взлете нет, только разрушенные скалы и мелкая сыпуха. Не ясно справа или слева от скального зуба находится седловина, но левый кулуар кажется чуть приятнее, поэтому решаем подниматься по нему. Поднимаемся пешком плотной группой, надев каски. Подъем занимает около 40 минут. Как выясняется, тур и площадки расположены все же правее скального зуба, переходим туда и ставим лагерь. Сняли записку ТК «Планета» (Ростов) от 10.07.2018.

Седловина широкая, мест под палатки много, вода находится на 30 метров ниже на леднике. Готовим ужин и пытаемся рассмотреть путь подъема на пер. Федоровского, который нам предстоит идти завтра. Итого за день (в зачет): 6 км, набор: 1100м.

День двенадцатый, 6 августа, пер. Федоровского (2А, 3860).

Выходим из лагеря в 7:40. Подход к перевалу - по леднику, хотя и открытому, но довольно крутому, поэтому идем в связках. За один переход подходим к перевальному взлету, представляющему собой достаточно крутую мелкую осыпь с редкими выходами сильно разрушенных скал.

Выглядит неприятно, крутизна местами до 40 градусов, но длина небольшая, метров 150. Идем плотной группой. Седловину особо не видно, и есть большие опасения, что тур будет в крайней левой части гряды, но, к счастью, выйдя на правую седловинку, обнаруживаем тур прямо там. Время выхода на седловину - 9:00. Сняли записку ТК «Планета» (Ростов) от 11.07.2018.

Спуск в дол. Псыгансу - осыпной кулуар, сужающийся к низу. Левая часть - более крутая, центральная и правая - положе, поэтому стараемся придерживаться их. Идем также плотной группой, самострахуясь ледорубами. Когда мы доходим до сужения солнце начинает освещать склоны, и летят камни, поэтому переходим правее на крупную осыпь и по ней спускаемся до ровных площадок. Спуск от седловины занимает 1 час ЧХВ.

Снимаем системы и убираем веревки и железо, начинаем спуск в долину. Поначалу линия движения очевидна, но спуск к леднику - достаточно крутой сброс. Мы спускаемся вниз чуть правее его центра по кулуару, но чтобы попасть в карман морены нужно держаться совсем справа и прижиматься к скалам. Когда мы спускаемся - выясняется, что попасть в карман морены группа уже не сможет, для этого пришлось бы подняться около 30 метров по крутому конгломератному склону. От огорчения садимся обедать.

Выходить на сам ледник не хочется, поэтому просто идем вниз по морене правого борта. Через два перехода морена заканчивается, и начинаются травянистые склоны, на которых пасется скот, и соответственно, есть множество тропинок. Еще через два перехода мы доходим до сторожки заповедника с плакатом, запрещающим проезд, проход и прополз, выходим за забор и ставим лагерь. Итого за день (в зачет): 10,5 км, набор: 300м.

День тринадцатый, 7 августа.

Наш дальнейший путь лежит по долине, поэтому не торопимся, и выходим только в девять. От сторожки вниз по долине ведет дорога, которая периодически теряется, но по крайней мере тропа есть всегда. За один переход доходим до коша, там есть мост, но тропа ведет сильно вверх. Пастухи рассказывают, что ниже примерно в 6 километрах есть МТФ с мостом и хорошей дорогой, за 2 перехода доходим до туда. Около моста устраиваем обед и купание, а также думаем, что делать дальше.

По плану нужно перевалить через пер. Курноят, но из-за того, что пришлось заметно сократить первое кольцо, у нас не хватает километража, поэтому принимаем решение продолжить движение по долине Псыгансу и выйти на дорогу прямо по ней. К тому же, оба варианта пути проходят по грунтовой дороге, а билеты на самолет у нас только на 9 число, поэтому мы ничем не рискуем.

Дорога идет в основном по левому берегу р. Псыгансу, временами немного забирая вверх, чтобы обойти прижимы, около нее периодически попадаются какие-то постройки сельскохозяйственного назначения, но людей не видно. За 4 перехода подходим к с. Верхняя Жемтала, и ставим лагерь в лесу немного не доходя до него. Здесь уже есть сотовая связь (правда, только Билайн), так что отписываемся о том, что у нас все в порядке. Итого за день (в зачет): 28 км

День четырнадцатый, 8 августа. Погода по-прежнему отличная (лучше бы нам так везло наверху), и пока готовится завтрак мы успеваем подсушить отсыревшие палатки. Выходим из лагеря в 8 утра, дорога хорошая, идем в кроссовках и быстро. На входе в с. Верхняя Жемтала дорога из грунтовки становится асфальтовой, и даже появляется разметка. Долго отдыхать смысла в таких условиях нет (да и негде), но отказать себе в удовольствии зайти в магазин и взять по мороженому и минералки мы не можем. За 5 переходов мы выходим к шоссе, остановка автобуса - буквально в 100 метрах. На этом спортивную часть маршрута считаем завершенной, Итого за день (в зачет): 23 км

Примечание: выезд обратно занимает заметно больше времени, чем заезды, так как узловой точкой автобусных маршрутов в КБР является г.Нальчик. При этом автобус, который привозит нас в город, останавливается на автовокзале №2, а автобусы во Владикавказ отправляются от автовокзала №1, между ними нужно ехать на другом автобусе по городу. Дорога от Нальчика до Владикавказа занимает около 3 часов (может и дольше, если зависнуть на блокпосте между республиками). Поэтому в случае, если вы едете на поезде, гораздо логичнее будет брать обратные билеты сразу от Нальчика.

Снятые перевальные записки

Материальное обеспечение группы

Списки общественного и личного снаряжения прилагать смысла не видим, они достаточно стандартны и практически не меняются от похода к походу. Вместо этого хотелось бы отметить некоторые моменты, которые показались удачными или наоборот неудачными, и, соответственно, рекомендуемыми или нет к применению.

Общественное снаряжение.

  • Вместо индивидуальных спальников традиционно для ТК МАИ были использованы групповые спальники на 2 и 3 человека, это заметно теплее и позволяет экономить вес.
  • Так как маршрут довольно простой, с всего несколькими скальными участками, вместо отдельного скального молотка взяли с собой ледоруб с бойком, его вполне достаточно, чтобы уверенно забивать крючья, некоторые сложности возникают при их выбивании, но в данном случае это оправдано экономией веса.
  • Высоты в походе предполагались небольшие, поэтому приготовление пищи планировалось на газу. Для этого использовалась система приготовления пищи с интегрированной ветрозащитой и радиаторным котелком от Primus (ETA Power), а также самодельный автоклав объемом 2,5 литра. После закипания воды в котелке она переливалась в автоклав, засыпались продукты и закрывалась крышка, после закрытия клапана горелка выключалась. Удачно совпало, что автоклав практически идеально подошел под ветрозащиту горелки, которая направляла потоки горячего воздуха вдоль его стенок. В итоге был получен впечатляющий средний расход газа в 15 грамм на человека в день с учетом горячих обедов в примерно половину дней. Также при такой конфигурации можно обойтись без отдельной ветрозащиты из листового алюминия или стеклоткани.

Раскладка. Маршрут пройден на 530-граммовой раскладке, которая по нашему мнению более чем сытная. Некоторые участники группы сетовали на голод. В качестве мяса использовался пеммикан. Есть смысл добавлять в раскладку больше сладкого на первую половину дня. Удачным оказалось решение сделать половину дневных приемов пищи более сытными (обед), а половину - быстрыми(перекус), и выбирать по ситуации.

Медицина.За время прохождения маршрута значимых недомоганий, травм, случаев ОРВИ отмечено не было. В единичных случаях появления мозолей применялись пластыри. Активно применялись средства пероральной регидратации в жаркие дни для улучшения самочувствия группы. В дальнейшем планируем увеличить количество регидрона/изотоника на человека.

Ремнабор. Данная часть требует расширенного комментария, так как проблема со снаряжением чуть не стала причиной срыва маршрута. Судя по всему, современные горные ботинки, имеющие в подошве вставку из вспененного материала, представляют собой некоторую угрозу. Этот материал после определенного срока службы может просто рассыпаться в труху, причем визуально до самого последнего момента никаких признаков износа нет. В данном случае ботинки имели возраст около 12 лет, но встречались упоминания о подобных случаях и менее, чем за 5 лет службы.

Ремонт осложняется 2 факторами:

  • Эта вставка фактически является соединительным элементом между подошвой и остальной частью ботинка, и разрушается полностью. Поэтому частичная подклейка невозможна, нужно полностью ее удалять, зачищать остатки, и что-то придумывать.
  • Подошва и ботинки рассчитаны на наличие этой вставки, поэтому без нее нет плотного прилегания, поверхности не совпадают между собой. Также для облегчения ботинок отсутствует толстая промежуточная подошва, в которую можно вкрутить шурупы. Решить эту проблему на месте нам так и не удалось. Прошивка проволокой очень трудоемка и занимает много времени, но держится недолго. В итоге самым эффективным решением по соотношению затраченного времени и результата стало обвязывание ботинка и подошвы репшнуром.

В качестве рекомендации советуем с опаской относиться к обуви такого типа старше 5 лет, и однозначно не доверять при возрасте более 10 лет, даже просто проведенных на полке.

Выводы

  • Пройденный маршрут получился минимально соответствующим 3 категории трудности
  • Некоторые из препятствий (пер. Белаг Северный, пер. Светлова при подъеме со стороны ледн. Айхва) для групп, в которых никто не ходил препятствия кат 2А и выше могут представлять ощутимую сложность
  • Ледники на Кавказе продолжают таять, поэтому к картам и описаниям даже пятилетней давности лучше относиться с осторожностью
  • Спутниковые снимки же, наоборот, очень помогают в планировании маршрута и ориентировании на местности, так как обновляются часто
  • Долина реки Бартуй - труднопроходима, рассчитывать на наличие тропы не стоит, выход на ледник затруднен. Лучше рассматривать пути обхода.

В целом же район по-прежнему очень интересен и подходит для планирования маршрутов любой категории трудности. Препятствия очень разнообразны, можно найти перевалы и вершины на любой вкус - осыпные, скальные или ледовые, а зеленые долины позволяют отогреться и подсохнуть, дожди все же случаются часто.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru