Люди и горы > Люди >

Подготовил: Олег Маликов, Алма-Ата

Александр Александрович Михайлов.
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Александр Александрович Михайлов, 1943 года рождения - погиб 08.05.2005 года, п. Эльбрус, Кавказ.

Родился 19 июля 1943 года, в г.Полевском Свердловской области.
В 1960 году закончил школу с серебряной медалью.
В 1961 году поступил на радиотехнический факультет Уральского политехнического института им.С.М.Кирова.
В 1966 году закончил институт по специальности "Радиоэлектронные устройства" и был направлен на работу инженером в НИИ автоматики г.Свердловска, где до этого защитил дипломный проект по тематике предприятия.

С 1968 по 1970 годы проходил службу офицером в Вооруженных Силах на космодроме в должности начальника телеметрического отделения. Участвовал в запусках спутников серии "Космос" и боевых работах по испытанию новейших образцов ракет морского базирования. После окончания службы в Советской Армии, работал старшим научным сотрудником на радиотехническом факультете Уральского Политехнического института им.С.М.Кирова выполнял работы по закрытой тематике.

В 1973 году переведен в Свердловский филиал Всесоюзного НИИ метрологии на должность ведущего инженера, затем заведующего сектором. В последующие годы, в порядке избрания по конкурсу работал научным сотрудником в Институте математики и механики Уральского отделения Академии наук СССР, впоследствии УрО РАН, начальником вычислительного центра, первым заместителем директора Федерального государственного унитарного предприятия КБ "Медавтоматика", профессором кафедры информационных технологий Уральского института бизнеса.

Трудовую деятельность успешно сочетал с занятием спорта. В составе сборных команд Свердловской области и Вооруженных Сил много лет выступал в чемпионатах страны. Один из первых выпусников УПИ, добившихся звания чемпиона Советского Союза. Мастер спорта, чемпион СССР 1967 года, двукратный серебряный призер чемпионатов страны по альпинизму, неоднократный чемпион Вооруженных Сил.

Более 20 лет был тренером сборной команды Уральского военного округа по альпинизму и более 15 лет - тренер сборной команды Свердловской области в высотном классе. За эти годы команда области пять раз становилась чемпионом страны и шесть раз — призером национального чемпионата.

Организовал и провел более 30 экспедиций для прохождения новых проблемных маршрутов в горах Памира, Тянь-Шаня, Кавказа, Альпах и Гималаях, в том числе совместно с С.Ефимовым — на пятую вершину мира, Макалу (8463м). За восхождение на эту вершину по западной стене в 1997 году, команда Свердловской области, первая в истории отечественного альпинизма, была удостоена высшей международной премии в альпинизме - "Золотой ледоруб".

Подготовил пять мастеров спорта международного класса и более 30 мастеров спорта.
Имеет Почетный знак "За заслуги в развитии физической культуры и спорта" и звание "Заслуженный тренер России", а также государственные награды СССР.

Михайлов А.А. - личная страница

Фото из архива Олега Маликова

Ермачек Юрий:

В мае этого года, при восхождении команды Свердловской области на Восточный Эльбрус, в районе вершины, пропал без вести Михайлов Александр Александрович, тренер Спортивного Клуба Армии Приволжско-Уральского Военного Округа. Он шел впереди группы и оторвался от нее настолько, что когда погода резко изменилась: поднялся сильный ветер и повалил мокрый снег, была потеряна видимость между ним и группой. Потерять ориентиры в такую погоду очень легко. Группа продолжала движение к вершине, используя навигатор, надеясь догнать Сан Саныча или встретиться с ним на вершине. Но встречи не произошло.

Погода ухудшалась и группа начала спуск с вершины и вышла на вешки только благодаря, опять, навигатору. Метель неутихала всю ночь и успокоилась только к обеду. С утра участники группы, насколько позволила видимость, поднялись по склону, выше скал Пастухова, но результатов поиски не дали. В этот же день, как только закончилась непогода, вторая команда (Уральский Высокогорный Клуб) поднялась на скалы Пастухова и установила на них палатку. У всех была надежда на то, что Сан Саныч сможет переждать непогоду, зарывшись в снег и спустится к бочкам на следующий день. Но прошел день, прошла ночь. Утром, 10 мая, начались поисковые работы, с использованием вертолета, МЧС Кабардино-Балкарии. Спасатели обследовали все хижины и приюты вокруг Эльбруса, на Восточную и Западную вершины Эльбруса поднялись альпинисты со всех городов, кто был в это время под горой. Вертолет облетел Эльбрус несколько раз, осматривая склоны, но поиски результатов не дали.

Базовый лагерь "Северный Иныльчек", ТОО МАЛ "Kan - Tengri". Коллеги поздравляют именинника.
Фото из архива Олега Маликова

Были случаи, когда заблудившись, альпинисты спускались в другое ущелье и сообщали о себе из какого-нибудь кишлака или поселка через неделю или две. Но это счастливые случаи. Большое количество пропавших на Эльбрусе в непогоду, проваливаются в трещину и там замерзают, а таких трещин вокруг Эльбруса огромное количество.
Для меня Сан Саныч был наставником, тренером и, прежде всего, настоящим человеком. Может, мы и не соблюдали режима тренировок, но мы всегда хотели ехать и вместе ехали с Сан Санычем в горы. В горах он был всегда рядом с нами. Радовался нашим победам и сильно переживал, когда мы теряли на восхождениях своих друзей. Ничто не вечно, кроме вершин. Эльбрус стал твоим обелиском.

Андрей Коврижкин:

"Похоже последние кадры с ним. Первый (крайний слева) Михайлов А.А.
Видео снимал Сергей Породнов.
Последний, кто подходил к камере, — Тимофеев Сергей, которого, увы, так же с нами нет...