Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Люди >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Подготовил: Олег Маликов, Алма-Ата

Эдуард Бернардович Липень.
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Эдуард Бернардович Липень, 1936 года рождения - ушел 24.07.2018 года.

Эдуард Липень, известный белорусский альпинист, мастер спорта СССР, мастер спорта Беларуси международного класса, заслуженный тренер Беларуси, доктор.

«Снежный барс» – спортивный титул Эдуарда Липеня. Это очень почетное среди альпинистов звание присваивалось за покорение всех семитысячников Советского Союза – четырех горных вершин высотой более семи тысяч метров. Эдуард Липень получил его одним из первых в Беларуси.

Его называют легендой белорусского альпинизма. При восхождении на известный семитысячник пик Победы Эдуард Липень получил сильнейшее обморожение. Пришлось ампутировать пальцы обеих ног и часть пятки. Но в инвалиды альпинист записываться не стал, а совершил еще более 100 восхождений. А всего с 1957 года он совершил более 200 восхождений, среди них самые сложные – в горах Европы, Азии и Америки.

Андрей Бузик – журналист, Минск, 21 июня 2012.


Воспоминания о нем Ружевского В.В.

Вся его альпинистская характеристика уместилась бы на трех строчках, отведенных в книжке альпиниста: МС, старший инструктор, врач. Имеет опыт гималайских восхождений. Надежный спутник: идет быстро, несет много, лезет круто, ничего не боится. Альпинизму бесконечно предан.

Это все сейчас, а движение его по пути к мастерству не всегда было безоблачным. Впервые я увидел его, ничем ни примечательного, пол - века назад. Он приехал в «Уллу-тау» из «Узункола», где одному новичку, который присвоил его любимый карабин, Эдик просто набил морду. Мальчик оказался персоной, приближенной к руководству лагеря… Эдику пришлось уйти…

В «Уллу-тау» молодой инструктор Липень в отряде Александры Васильевны Порохня, едва не попал в опалу.Александра Васильевна Порохня Отряд новичков, совершив восхождение, спустился к траве. Сидели, ждали. Возвращаться в лагерь к обеду нельзя… Обед был взят на выход и съеден. Прийти в лагерь к обеду, даже не претендуя на него, было не этично…

Эдик подговорил единомышленников перевести часы и подошел к командиру отряда:
– Александра Васильевна! А мы не опоздаем к контрольному сроку?
Александра Васильевна посмотрела на свои «отставшие» часы и дала команду к спуску в лагерь. Командир отряда получила свое от начальника, а молодой инструктор Липень едва не лишился места в отряде и в лагере за подобные шутки.

Постепенно Эдик утверждался в коллективе «Уллу-тау». Добросовестно, с огоньком, работал, бегал на спасаловки, учил нас приемам оказания помощи прямо там у пострадавшего.

С виду тяжеловат и порывист, мог догнать воришку на перевале Донгузорун и, в порядке односторонней реституции, вернуть в лагерь украденную вещь, не забыв наказать на перевале провинившегося.

Уже с тех пор рядом с Липенем, как в связке, шагает его юмор! Он преследует его всю жизнь! Я не помню Эдика грустным. Его энергия всегда хлещет через край. Он всегда не такой, как все. Даже его ответ на тривиальный вечный вопрос: «Что вам дают горы?» – Эдик ответил:
– Горы научили меня еще больше любить жизнь и людей. Они помогли по-новому ощутить великую силу поэзии, заново прочитать полотна великих мастеров живописи, услышать музыку Скрябина, Рахманинова, Баха».
Со временем Эдуарда Липеня стали замечать и приглашать в серьезные альпинистские мероприятия. Какая команда не пожелала бы иметь в группе такого полезного спутника? Помнится, еще на ранних этапах подготовки в зимнем сезоне, Эдик попал в отделение Михаила Хергиани. Получив книжку альпиниста с характеристикой, написанной по-свански, Эдик всегда гордился этим! Миша – благороднейший человек, не мог обидеть друга и не стал писать характеристику по-русски… Уже спустя много лет, Шалико Маргиани перевел текст. Шалико Маргиани В нем бережно и деликатно рекомендовалось Липеню еще подучиться…

Самое объемное в жизни письмо я получил от Эдика. После пика Победы он взял чистую школьную тетрадь и, всю ее исписав, поделился со мной своими переживаниями на горе от «травы до травы»…

Когда мы ехали в свою первую экспедицию на п. Энгельса, где-то в горах завалило дорогу. Сидим в жарком Душанбе, ждем. Приобрели огромную резиновую камеру, надули ее и решили для поддержания спортивной формы в озере устроить «водное поло». Пол команды на камере, а остальная часть команды пытается сбросить сидящих в воду и самим залезть на нее. Вода кипела! В этой борьбе камера перевернулась и своей «пипкой» (простите, не знаю, как грамотно называется этот сосок) порвала веко нашему врачу Липеню.

В одном из выходов в высокогорную зону, не смотря на предупреждения аборигенов, Липень использовал мягкую траву Юган, вызывающую при соприкосновении ожог 2 степени, как клозетную бумагу. Из двух глютеус стала одна…

С разорванным веком и опухшей пятой точкой оберегали врача от возможных неприятностей. Он был нужен здоровым! Уже в Лянгаре мы вынуждены были огородить волчатником его медицинскую палатку. Со всей округи стекались больные. Эдик лечил всех и никому не отказывал. Клятва Гиппократа!!!

Эдика всегда разрывала жажда инициативы! Однажды при заправке плиты, загасив огонь в горелке, не заметил на солнце контрольный фитилек. Открыл канистру, вставил лейку и стал плиту заправлять. Последовал взрыв! Эдик превратился в горящий факел! Мы пытались его поймать и потушить. Однако, сбивая пламя «факел» делал резкие неожиданные движения и, пробегая мимо горящей канистры, решил пнуть ее и откинуть подальше от бивуака. Это ему удалось, однако канистра, описав дугу, угодила прямо в большой фанерный ящик, куда мы сложили все свои цивильные шмотки, и хотели оставить до возвращения с Горы у погранцов. Шмотки сгорели. Погоня за горящим Липенем закончилась тем, что он, разогнавшись, бросился в арык, погасил пламя, но, ударившись лицом о камни, вынужден был потом довериться Толе Непомнящему, который зашил ему рваные раны.

Непомнящий - накладывает швы Липеню

Вот с этим ужасным обгорелым лицом, через незаживающие раны которого пробивалась рыжая щетина, Эдик приехал на свою работу. Когда его шеф, окруженный свитой, повстречал своего коллегу, испуганно спросил:
– Эдуард Бернардович! В каком вы виде?
Эдик, еще не включив свой экспедиционный юмор, сказал:
– Если Вам не нравится мой вид, я Вас не задерживаю. Ищите другую работу!
Можно было вспомнить эпизод, когда возвращаясь, в поезде домой, широкогрудому Эдику было тесновато на полке. Во сне его рука упала с полки, повисла. Просыпаясь, обнаружил, что лежит на скальной полочке на отвесе. Выше на стенке пустой «гамак» (сетка для полотенца). Видимо его спутник упал… Потрогал грудную обвязку. И ее нет! И заорал во всю мощь! Проснулись соседи – пассажиры, стали утешать:
– Проснись, чего орешь?
– Фу, черт, видимо, перегулял в этом сезоне!
В нашей дружбе еще и еще много разных эпизодов, но мне хочется закончить вот этим.

Заканчивалась советско-американская встреча альпинистов в Союзе. После Тянь-Шаня и Памира, нас любезно принял П.П. Захаров в своем «Узунколе». Мне приходилось несколько раньше уезжать домой (дал шефу клятву, приехать во время). Планировалось организовать прощальный чай на столе пинг-понга. Я с Эдиком пошел в столовую за стаканами. Выходя из столовой, в фойе Эдик увидел пианино. Поставил поднос со стаканами, сел к инструменту, открыл крышку и на десять пальцев вмазал Гершвина из «Порги и Бес»!!! Я был поражен!

Я знал про Эдика все. Всегда восхищался его прекрасным музыкальным слухом! Он запросто пел в терцию любую мелодию. Перехватывая каподастром гриф гитары, мог аккомпанировать друзьям в любой тональности. Но, чтобы вот так, без специального музыкального образования, мощными аккордами классную музыку???

Как здорово открывать в друзьях, что-то доброе, новое!!!

Уверен, что это еще не все, что умеет и может этот удивительно интересный и добрый человек!

Альпинисты Северной Столицы


Ушел из жизни Человек с большой буквы, Врач с большой буквы, Гуманист, Альпинист, Семьянин, Отец , Муж, верный и надёжный Друг...
Мы, твои друзья, наши дети и наши внуки, всегда будем помнить тебя таким, каким ты был..
прежде всего другом...
другом юности, с которым всегда было весело, надёжно, комфортно и тепло....

Безотказным доктором нашей семьи, которому мы всегда доверяли своих детей с их многочисленными детскими болячками..
Наши дети обожали тебя....
Ты лечил даже нашу собаку, которая была предана тебе до конца ее жизни....
Ты был чудесным рассказчиком ( твои истории и рассказы о твоих путешествиях все слушали с открытым ртом)...
Ты был человеком, с прекрасным чувством юмора...
музыкантом- самоучкой, который мог "сбацать" на фортепьяно и джаз, и классику без нот....
Ты был страстным альпинистом...

"Барс снегов", врач сборной СССР в памятных экспедициях на Эверест, ты любил горы, потому что ты всегда был сильным и несгибаемым...
Даже в прошлом году, будучи уже больным, ты отправился на Кавказ, на встречу с друзьями....
Ты сделал это...

Ты был настоящим профессионалом в медицине, чутким, добрым, умным, нестандартным, ищущим, умеющим принять решение и спасти...

Не все твои пациенты знают, что это твои руки помогли им выжить, но те кто знают.... они благодарны тебе и помнят тебя, как и твои студенты, которых ты учил быть настоящими врачами.....

Ты был чудесным сыном, племянником, братом.... добрым, участливым, милосердным, терпимым, умеющим жертвовать своим временем и силами...
У тебя было огромное доброе сердце...

Ты был прекрасным мужем, ты был любящим и понимающим отцом и дедушкой...
Нам всем будет очень тебя не хватать...
Но мы никогда не забудем тебя.

Май 1990 г., совместная экспедиция на Эверест команд СССР, Китая и США.
На фото четвертый слева - Эдуард Бернардович Липень.

Мы будем помнить тебя таким, каким ты выглядишь на этом фото.... молодым, полным сил и надежд на долгую жизнь..
И ты прожил ее так, как нужно было жить..
Спи спокойно, дорогой друг.

Лидия Шершульская


Вчера вечером ушел из жизни Липень Эдуард Бернардович!
Память об этом замечательном ЧЕЛОВЕКЕ с необычайно богатым Сердцем, который вдохновлял, зажигал поступками и любовью к горам и восхождениям жизни многих поколений альпинистов, замечательного восходителя и врача, навсегда останется в наших сердцах.
Спасибо тебе, дорогой Эдуард Бернардович, за любовь, которую ты вселил в наши сердца!
Спасибо и низкий поклон за твоё жизнеутверждающее человеколюбие!

Фёдор Корбут


Отбор на Канченджангу 1987-88


Другие материалы цикла:

Алексей Евгеньевич Иванов

Валентин Андреевич Иванов

Владимир Алексеевич Колодин

Владимир Николаевич Печканов

Александр Борисович Чечулин, Андрей Сергеевич Корнеев и Мурат Матаевич Отепбаев

Сапаржан Махмутович Уралов

Борис Степанович Соломатов

Виталий Васильевич Диваков

Станислав Петрович Бергман

Артур Радионович Шегай

Михаил Эдуардович Грудзинский

Дмитрий Дмитриевич Нагорный

Олег Семенович Космачёв

Иван Сергеевич Тютюнников

Олег Александрович Ионов

Вячеслав Алиевич Белялов

Рамазан Газизович Агишев

Светлана Игоревна Сапронова

Вера Ивановна Степанова

Виктор Кузьмич Маханов

Вадим Анатольевич Смирнов

Виктор Матвеевич Зимин

Мурат Рахимович Умбетпаев

Иван Никитович Гроза

Сергей Анатольевич Гурьев

Евгений Сергеевич Козлов

Тимофеев Сергей Владимирович

Петр Данилович Шкурат

Бабир Шакирович Мансуров

Мурат Матаевич Отепбаев

Юрий Владимирович Бородкин

Евгений Иосифович Динерштейн

Андрей Олегович Барбашинов

Георгий Леонидович Гульнев

Евгений Михайлович Колокольников

Владимир Сергеевич Балыбердин

Игорь Васильевич Кондрашов

Сарым Кудерин

Алексей Алексеевич Вододохов

Георгий Алексеевич Грачев

Алексей Дмитриевич Топорков

Глеб Ахметович Айгистов

Николай Валентинович Пагануцци

Анвар Хасанович Бекметов

Олег Дмитриевич Аристов

Григорий Иванович Белоглазов

Владимир Дмитриевич Чумаков

Николай Борисович Морев

Виктор Павлович Егоров

Сергей Германович Пряников

Геннадий Геннадиевич Бендицкий

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru