Автор: Алексей Костогрыз, г.Донецк

Отчет о горном походе 4 к.с. по Восточной части Зап.Тянь-Шаня совершенном с 11 по 30 июля 2018года. Часть 1

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Сроки проведения

11.07.2018 – 31.07.2018

Нитка маршрута

г. Бишкек - л/з Кара-Башат - пер. Четтысай (2А,4010) - пер. Утур (н/к,2910) - пер. Афлатун Зап. (1А,3420) - пер. Афлатун Сев.-Туюкчи (рад. с севера по н/к,3300) - пер. Чаткальский (рад. с востока по 2Б,3900, летн. п/п) - пер. Донецких туристов (рад. с востока по 1Б,3917, п/п) - оз. Афлатун - пер. ЧТЗ (2А,3800) - рад. верховья р. Ишенкуль - устье р. Ишенкуль - лев. исток р. Каратокой - пер. Советских географов (2Б,3870) - пер. Сибсталь (2Б,3700, летн. п/п) - ущ. Каракульджа (Атойнок) - пер. Туюктор (рад. с юга по 1Б,3720) - с. Терек-Суу - г. Бишкек.

Руководитель

Костогрыз Алексей Николаевич

Маршрутная книжка

№ БГ-2018-06

Выпускающая организация

БашРМКК (г. Уфа),код 103-00-545644502, 21.06.2018 г., комиссией в составе: Киселёв В.А. – зам. председателя, Лукьянов О.Г.,Борисов Ю.М – члены РМКК

Поход рассмотрен МКК

БашРМКК (г. Уфа),код 103-00-545644502, 18.11.2018 г., комиссией в составе: Киселёв В.А. – зам. председателя, Лукьянов О.Г.,Борисов Ю.М – члены РМКК

Место хранения отчёта

Библиотека БашРМКК

Текст отчёта, фотографии в высоком разрешении, полные карты и видео материалы находятся по адресу:

скачать карту маршрута 1

Ущ.Четтысай-ущ. Чимчит

Афлатун Западный

Снежно-осыпной

Ущ. Чимгет-пр. ист. р. Афлатун Сев.

Чаткальский, рад.

Скально-осыпной

Ущ.Афлатун Вост.- ущ. Ишенкуль

Советских географов

Ск.-осыпной,снежн. ч-з отрог пр. борта

лед.Л.ист.р.Карато- кой - р.Кызыл-суу

Сибсталь

Скально-осыпной, снежн.,летнее п/п

Л. приток Кызыл- суу-ущ. Муз-Тёр

Туюктор,рад.

Ледово-осыпной

Ущ.Туюктор2й-пере- вал- ущ.Туюктор2-й

Всего на маршруте было пройдено 8 перевалов. Из них: в линейной части 5 перевалов –2Б с эл-ми п/п 2Б летнее п/п (всего 2-е прохождение) 2А 2А 1А в радиальной части 3 перевала – 2Б п/п летнее и в обратном направлении (всего 2-е прохождение) 1Б п/п 1Б

На высоте более 3000 м проведено 48 всего времени.

За время похода суммарный набор высоты составил 11 км 693 м.

Состав группы

Медик

2-Г-У, Алтай 2-Г-Р, Кавказ

Физико-географическая характеристика района

Наш поход проходил по району, который очень редко посещается спортивными группами. Несмотря на это информацию для этого раздела мы взяли из отчёта Рыкалова П.В., очень развёрнутое, подробное, описание района (в целом его отчёт [1, 2] был базовым для нас при подготовке этого похода, да и сам Пётр Владимирович, спасибо ему, консультировал нас) и из отчёта [3] Тупицына В.Г. Более полную информацию для этого раздела можно найти именно в этих отчётах. Для общего ознакомления с районом подходит также книга [4], хотя у неё и преклонный возраст мы ею пользовались.

Западный Тянь-Шань - горная страна, расположенная в основном на территории Киргизии (Таласская и Джалал-Абадская области), но также захватывающая и пограничные области Казахстана и Узбекистана. Высоты здесь несколько меньше, чем в традиционных районах горных походов - Северном Тянь-Шане, не говоря уже о Центральном, однако, все-таки, достаточны, чтобы район считался высокогорным и включался в классификатор высокогорных перевалов.

Главным хребтом Западного Тянь-Шаня является протянувшийся с северо- запада на юго-восток хребет Таласский Ала-Тоо (или Таласский Алатау, если по- казахски). В юго-западном направлении от него отходят мощные отроги - хребты Пскемский, Угамский, Сандалашский, Майдантальский, Коксуйский, Чаткальский, Коржантау и др. - которые мало уступают Таласскому Ала-Тоо как по длине, так и по высотам. В частности, высшая точка района - пик Чаткал (4503) - расположена в Чаткальском хребте, на значительном удалении от Таласского Ала-Тоо.

Оледенение на Западном Тянь-Шане довольно небольшое. Наиболее крупные ледники находятся на северных склонах восточной части Таласского Ала-Тоо. Именно там, где хребет резко меняет свое направление с запада-востока на север- юг, и находится крупнейший ледник Западного Тянь-Шаня - ледник Вокруг Света длиной 3.6 км и площадью 6.8 квадратных километров.

Одной из жемчужин района является большое озеро Сары-Челек, расположенное в южных отрогах Чаткальского хребта.

Климат отличается умеренной континентальностью. Сложность и расчлененность рельефа обуславливают значительные контрасты в температурах и степени увлажнения. На климате предгорий и низкогорий сказывается влияние соседних пустынь. Средняя июльская температура на Западном Тянь-Шане +19-20грС, а абсолютные максимумы достигают +30-40грС. В январе в низовьях температура колеблется от -3гр до -8грС, в высокогорьях она достигает -15-20грС. Абсолютный минимум доходит до -40грС.

Климат района характеризуется малым количеством осадков - до 1000 мм на наветренных склонах истоков Чаткала и Пскема и до 600 мм в остальных районах системы. Максимум осадков приходится на март - апрель. В сорокакилометровой зоне примыкания Угамского, Майдантальского, Пскемского, Чаткальского хребтов к Таласскому Алатау в период с конца апреля по конец мая осадков выпадает до 200 мм, количество солнечных дней около 50, дней сплошной облачности с осадками и туманами на высотах свыше 2500 м до 30.

С высоты 1200-2000 м начинается горная лесо-лугово-степная растительность. В нижнем поясе зоны распространены луговые степи, кустарниковые заросли и лиственные леса. Лиственные леса Западного Тянь-Шаня не образуют сплошного пояса. Они располагаются отдельными массивами среди луговых степей, скал и зарослей кустарника.

На южных склонах Чаткальского хребта, западном склоне Ферганского хребта, на Угамском и Пскемском хребтах в долинах, защищенных с северной стороны от холодных масс воздуха гребнями гор, растут леса из грецкого ореха с примесью клена и березы, с алычёй, крушиной, яблоней, с жимолостью, боярышником. Лиственные леса простираются в основном до высоты 2500 м. Следующая ландшафтная зона начинается с высоты 2600-2800 м. Это зона высокогорных и луговых степей, местами со стелющейся арчой. Низкорослая луговая альпийская растительность поднимается до вечных снегов.

Районом нашего путешествия стала самая неизученная и малопосещаемая часть Западного Тянь-Шаня. Это Восточная часть Чаткальского хребта и примыкающие к нему хребты Узунахмат и Таласский Алатау.

Посмотрев на карту сразу видно что этот район сильно отличается от всего Западного Тянь-Шаня. И это в первую очередь – глубокие каньоны в среднем течении рек и мощные скальные стены гор, достигающие километра по вертикали в центральной части хребта (у пика Чатакл, в долине Афлатуна и у озера Кара-Токой). Чатакльский хребет – самый южный на Западном Тянь-Шане и имеет здесь крупные расчленённые южные отроги, наиболее крупный из которых – Атойнокский хребет.

Восточный Чаткал туристами практически не освоен. По району существует довольно скудная информация, собрать которую при подготовке к походу оказалось не так просто. Туристы посещали район редко и в большинстве своем с конца 60-х по середину 80-х годов. Почти все посещают озеро Сары-Челек (самое большое на Западном Тянь-Шане). Это место удобно для начала или окончания маршрутов, а также для организации заброски.

Ещё раз, приведенное выше описание взято из [1, 3]

От себя добавим немного, то, что нам показалось важным, чего могли не заметить другие группы, которые были здесь в основном весной.

Почти во всех ущельях, которые мы прошли, были пастухи со своими стадами. В основном овцы и лошади, коров мало. Не встретили людей только в ущельях Четтысай, Чимгет и на каком-то протяжении в Каракульдже (Атойноке). Ущ. Каракульджа огромное всё-таки и там не везде есть удобные места для пастбищ. В Кызыл-суу и Каракульдже видели пасеки.

Соответственно, почти везде есть тропы. Хорошие или не очень, по разному, но до определённого места в ущелье они есть. Есть деревянные мосты через реки, поскольку течение реки в каньоне здесь обычное дело. В некоторых местах, например, в каньоне Падыша-Ата, при отсутствии этих мостов и пройти нельзя будет или с очень большими затратами сил и времени. Местами (в Каракульдже!) трава и кустарник настолько высокие и густые, что без тропы двигаться практически невозможно.

Постоянных кошей здесь нет. Пастухи живут в основном в каркасных палатках и как правило кочуют со своими стадами по мере таяния снега или по мере его выпадения, то есть, люди здесь есть только с поздней весны до ранней осени. Хозяйственная деятельность в горах, по словам пастухов, возобновилась лет 8-9 назад. По-видимому, после распада СССР был сильный провал, а потом заново перераспределили ущелья, пастбища.

Мобильная связь неустойчивая есть в посёлках внизу.

Проблемы с топонимикой состоят в том, что одни и те же названия здесь имеют разные реки или ручьи. Например, Каракульджа, Талдыбулак, Туюктор или же названия на карте не совпадают с теми, которые на слуху у местных жителей. Бывает, что название основной реки меняется несколько раз на её протяжении без видимых на то географических обоснований. Так сложилось, так люди привыкли.

В связи с этим бывает трудно объясниться словами с местными жителями. Приходится размахивать пальцами или доставать карту. К нашему небольшому удивлению мужчины, с которыми мы общались, хорошо видели нашу карту и понимали наши намерения.

Население. Люди, которых мы встречали во время похода вверху или внизу, в селениях, относились к нам очень доброжелательно. Туристы здесь настолько редки, что нам называли по именам тех, которые были здесь до нас несколько лет назад.

В горах мы везде встречаем радушие, но здесь это было что-то особенное, есть ведь с чем сравнивать. Проходя мимо палаток пастухов мы ни разу не оставались без приглашения «на чай». В очень редких случаях это был только чай с лепёшками и сахаром, а, как правило, «чай» это означало ещё и мёд, сметану, варенье, масло и далее до мяса и прочего. Спасибо им, мы угощались. Некоторые из нас налегали конкретно, а что поделаешь, молодые организмы и 500 грамм по раскладке.

Отдавали иногда и мы что-то из своих перекусов, но возможности разные, у нас всё посчитано. Тем, кто прийдёт туда после нас, следует иметь ввиду, что почти везде пастухи наверху живут семьями и с маленькими детьми, поэтому советуем подумать о гостинцах для малышей. Да, и ещё, странно, но пастухи часто спрашивали у нас подарить им часы наручные. С чем это связано не знаем, но лишних часов у нас не было.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА

Общие сведения, идея похода

Западный Тянь-Шань в планах руководителя возник несколько лет назад. Первоначально в виде «пятерки» с первопрохождениями. В этом районе никто из нас еще не был, было интересно открыть для себя новую горную страну.

Мотивацией именно «пятерки» послужил факт, что в старой книге Попчиковского В.Ю. «Организация и проведение туристских походов» указано что на западном Тянь-Шане максимально возможные горные походы не выше 4-й категории сложности. В классификаторе [5] по Чаткальскому хребту записана всего одна 3А, но из [1] уже было понятно , что возможности для полноценной «пятерки» в этом районе есть, нужно только их найти и сделать реальностью. Хотелось быть первыми, но все оказалось не так просто.

Первое, с чем мы столкнулись, это почти полное отсутствие информации. Кроме «четверки» 2002 г. [1, 2]и двух горных «двоек» [3, 6] больше ничего найти не удалось. Всего три похода за столько лет и «четверка» была в 2002 г., а последняя из «двоек» в 2010 г. Походы, конечно, были, но очень давно , в Советском Союзе, а после его распада возможности выстроить логичную «нитку» маршрута резко сократились, потому что Западный Тянь-Шань оказался расположенным на территории сразу трех стран: Киргизии, Узбекистана и Казахстана.

Мы отказались от своего замысла пройти «пятерку» и переориентировались на «четверку». Скудость информации вообще о районе и полное отсутствие сведений за последние 8 лет – это была первая причина трансформации исходного замысла в «четверку». Вторая причина – это мнение Когана В.Г. (известный наш турист). Когда руководитель советовался с ним по поводу своих намерений , Вадим Григорьевич сразу сказал, что первое, о чём спросят в выпускающей МКК- это был ли руководитель или участники группы раньше в походе по этому району. А никто из нас не был. Тогда следующее, что скажут в МКК, продолжал Коган В.Г., это предложат провести вначале поход более низкой категории сложности для ознакомления с рельефом и получения достоверной информации.

Мы прислушались к мнению опытного в нашем деле человека и, таким образом, планировавшаяся в 15-м году «пятерка» превратилась в 18-м году в «четверку». Более того, мы не сильно-то и отклонялись от «четверки» Рыкалова П.В., 2002 года, а некоторые отрезки маршрута даже совпадали. В условиях информационного голода по-другому быть не могло. Особенно, если учесть, что два из трех известных нам походов[1, 3, 6] были сделаны весной, когда из-за наличия снега характер склонов был существенно другой. Забегая вперед, во время похода уже, на двух перевалах мы сняли записки группы из Москвы, руководителя Дороговой Юлии, пешеходная« четверка» 2014 г. Самый «свежий» поход по Чаткалу, но никакой информации об этом походе нам не удалось найти ни до, ни после нашего похода. Состоялась ли та «четверка»? Где информация о ней? У нас нет ответа.

При подготовке своего похода мы консультировались с Рыкаловым П.В., Лебедевым А.А., Братковым Ю. Они нам очень помогли дополнительной информацией, советами и личными воспоминаниями о своих походах по Западному Тянь-Шаню. Спасибо им всем за помощь и за уверенность, что у нас все получится.

На некоторые участки нашей «нитки» маршрута фотографий не было и мы пользовались космоснимками, полученными из [7]. Топографические карты(основные для нас) взяли в [8]. Схемы отдельных участков, сделанных Рыкаловым П.В., схему-хребтовку Лебедева А.А. и классификатор к ней взяли в [1, 2]. При написании отчета, как вспомогательные, использовались отчеты [9, 10].

Уже после похода, при подготовке данного отчёта, обнаружился ещё один отчёт [11] по данному району. Весенний, 30-ти (!) летней давности. Добриков М.И. из Новосибирска ходил здесь с «тройкой» в мае 1988 г. Что можно сказать? Если мы правильно рассмотрели его фотографии, то рельеф и общий вид местности очень сильно изменились. Очень! И дело не только в разнице «весна» – «лето», всё выглядит по-другому. Схема у него ещё более древняя, чем у Лебедева. Просто другая редакция карты, названия некоторые не совпадают.

Вот обзорная карта-схема Восточного Чаткала с линией нашего маршрута, точками начала и окончания похода и путями подъезда и отъезда.

Схема старая, мы её только немного «причесали».

Комплектация группы, оформление документов проводились согласно [12].

Перед группой стояли задачи спортивные и приобретения опыта движения по сложному снежному и скальному рельефу, совершенствования владения техническими приемами со спецснаряжением, нахождения в высокогорье.

Группа была схожена. В той или иной комбинации участники (кроме Ширяева А.) имели уже совместные походы. Физическая и техническая подготовка к походу проходила по микрогруппам или индивидуально. Большинство участников регулярно участвуют в соревнованиях на дистанциях по технике туризма, а также в мультигонках, и других соревнованиях.

Новизна и оригинальность маршрута

Из-за отсутствия летних описаний и летних фотографий перевалов мы не решились сильно отклоняться от маршрута Рыкалова 2002 года [1]. Что-то из его «нитки» было у нас в основном варианте, а что-то – в запасном, а то, что не совпадало, всё равно было недалеко от его маршрута. Главное было «удержаться в кильватере» и успешно пройти поход в районе, где уже 16 лет никто сложных походов не совершал. А несложных походов за это же время было – раз-два и обчёлся.

Для проведения похода выбран необычный регион. Пик его популярности пришёлся на 80-е годы прошлого столетия. После этого он оказался позабыт, и за последние 20 лет там побывало всего несколько спортивных групп. В этом плане маршрут очень оригинален.

Мы не испугались почти полного отсутствия информации по району и прошли сложный поход. Некоторые перевалы – спустя десятилетия после их последнего посещения.

Для удобства восприятия и наглядности мы информацию о новизне маршрута свели в небольшую таблицу.

Название перевала

Катего- рия труд ности

Тип про- хождения

Характеристика первопро- хождения и элементов новизны

Чаткальский

Радиально по 2Б

Летнее п/п всего второе п/п в обратном направлении.

Донецких туристов

1Б с востока

Радиально по 1Б

П/п.

Советских географов

Полное прохождение

Подъём по опред. стороне по ново- му пути, через отрог правого борта.

Сибсталь

Полное прохождение

Летнее п/п всего второе.

Запасные варианты и маршруты сходов

Запасной вариант предполагал:

а) прохождение перевала Уфимского, 2А, вместо перевала Четтысай, 2А б)прохождение перевала ТТЗ,2А и перевала Омских туристов,1Б*, вместо перевала Кашака-су Ю., 2Б

в) прохождение перевала Чаткальского,2Б вместо перевала,2А п/п из ущелья Туюкчи в ущелье Афлатун Северный

г) прохождение перевала Ишенкуль,1Б, вместо перевала ЧТЗ,2А д)прохождение перевала Долгожданного,1Б, вместо перевала,2А, п/п из ущелья Ишенкуль на ледник Советских Географов

е) прохождение перевала,2А, п/п из ущелья Кызыл-суу в ущелье Муз-Тёр, вместо перевала Сибсталь,2Б.

Были использованы запасные варианты:

а) пройден пер Афлатун Западный,1А, вместо перевала,2А, п/п из ущелья Туюкчи в ущелье Аффлутун Северный . Прохождение перевала Афлатун Западный было согласовано с МКК по телефону.

б)радиально взошли на перевал Чаткальский,2Б по определяющей стороне.

Все запасные варианты были тщательно продуманы, предусматривали прохождение более легких или более известных перевалов, с целью повысить безопасность похода, исключить возможность попадания в тупиковую ситуацию и досрочного прекращения похода.

Аварийные выходы с маршрута были возможны на любом его этапе вниз по ущельям до ближайшего населенного пункта.

Из ущелья Четтысай вниз до мазара Падыша-Ата. Там всегда люди. После перевала Четтысай вниз по ущелью Ит-Агар до сел. Ит-Агар.

После перевала Утур вниз по ущелью Утур к Афлатуну Ю до сел. Тегермен-Сай.

После перевала Чаткальский вниз по ущелью Афлатун Северный до сел.Чикман-су.

После перевала Советских Географов вниз по ущелью Кара-суу до сел.Кызыл-кёль.

После перевала Кашка-су Ю. и ТТЗ вниз по ущелью Кашка-суу Западная до мазара Падыша-Ата.

После перевала Сибсталь вниз по ущелью Каракульджа (Атойнок) до сел.Чолпон-Ата.

После перевала Туюктор вниз по ущелью Узун-Ахмат до сел. Кара- Кюнгей.

Обеспечение безопасности

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась следующим комплексом мероприятий:

До похода проводилось

- тщательное изучение предстоящего маршрута руководителем по нескольким источникам. Сравнительный анализ информации

- ознакомление участников похода с маршрутом

- использование разных картографических материалов, сравнение и уточнение их

- постановка на учет в МЧС России и Киргизии

- все члены группы были застрахованы от несчастного случая и имели медицинскую страховку (Приложение И.). Страховые полисы предусматривали транспортную эвакуацию при необходимости

- планирование аварийных выходов и дублирование всех сложных перевалов более простыми и безопасными вариантами схода с маршрута

- обязательный приём комплекса витаминов за 2 недели до похода и в первые две недели похода для облегчения и ускорения акклиматизации каждого участника

Во время похода проводилось

- неукоснительное соблюдение "Правил по СТ в России" в части тактики, стратегии, технических приемов на маршруте и других параметров, обеспечивающих безопасность в походе

- использование нескольких средств связи в горах:

а) радиостанции – для связи внутри группы на технически сложных участках

б) спутниковый телефон для регулярной связи с МКК, а при необходимости для связи с местными организациями и водителями

в) GPS-навигатор для определения местоположения группы и корректировки карт

- использование современного тестированного специального снаряжения

- контроль над исполнением технических приемов со стороны более опытных участников

- темп движения всегда позволял сохранять визуальный и голосовой контакт внутри группы. На технически сложных участках связь – по рации

- запасной комплект карт находился у штурмана группы

- личная аварийная аптечка имелась у каждого участника

- ежедневный самоконтроль и контроль со стороны медика группы над самочувствием участников. При необходимости оказывалась неотложная медицинская помощь

- было исключено движение ночью и в непогоду.

Оптимальное распределение обязанностей при прохождении технически сложных участков позволило усилить взаимоконтроль и взаимопомощь, повысить скорость прохождения локальных препятствий и сохранить взаимодействие между участниками.

Подъезд к началу маршрута, выезд с маршрута, места отдыха, достопримечательности

Участники до Бишкека и обратно домой добирались разными видами транспорта в разное время по 1-2-3 человека, поэтому какой-то связной и определённой картины по этому этапу нашего путешествия не будет. Самый дешёвый и самый мучительный вид транспорта это автобус Бишкек – Москва. Самый дорогой – самолёт, особенно, если билеты брать за 3-5 дней до вылета. Это в середине лета! Подробностей не будет.

Наверное, в район можно въехать из Тараза (бывший Джамбул), но точно этого мы не знаем, не представилась возможность узнать обстоятельства пересечения иностранцами границы на этом участке. Определённо известно, что жители Тараза пасут скот в ущельях Чаткала, значит границу как-то переходят через КПП по месту.

В Бишкеке и Токтогуле (через интернет) можно найти транспорт к месту старта и от места финиша. Непосредственно на месте можно найти конкретных водителей, которые обеспечат трансфер. У них может быть дешевле, чем в организациях. Здесь мы приведём все контакты на эту тему, которые мы собрали за три года и с кем действительно общались, кто нам ответил.

Выбрали же мы для себя Амирхана Атабаева из Бишкека. Его работой довольны, хотя и дорого получилось. Это он нас отвёз из Бишкека в Падыша-Ату, а после похода – из Бишкека в Ыссык-Ату, а оттуда уже на Иссык-Куль. Договаривались с ним предварительно и на поездку из Каракульджи в Бишкек, но, когда вышли после похода к дороге, договорились с водителями, которые там были на месте и для нас это получилось намного дешевле. Да, из Бишкека до мазара Падыша-Ата за один день доехать нельзя. Полтора дня уходит. Мы ночевали в Арките. Частная гостиница «Эверест», точка 1. Приемлемые условия, можно заказать еду.

Итак, вот известные нам адреса и телефоны организаций и водителей, которые могут предоставить транспортные услуги для спортивной группы. Приводим также телефоны нескольких человек из местных жителей, которые может быть тоже смогут чем-то помочь тем, кто будет там в походе.

2015 г.

• "Ак-Сай Трэвел" . Кыргызская Республика, 720001, г.Бишкек, ул.Ибраимова, 113/2, Тел.: +996-312-90-93-56
  • e-mail: adventure2@ak-sai.com info@ak-sai.com website: www.ak-sai.com
    • Bazarkul Jooshbaev
    • ITC Asia Mountains (Trekking manager Natalie) office@asiamountains.net. - 2018 г.
    • Гостевой дом «Каган», Кыргызстан, Жалал Абадская обл., г. Токтогул, ул.: Исраилова,18, Тел.: +996 703 881 306, Эл.почта: toktogul.info@gmail.com, http://tourist.kg/ru/item/gostevoj-dom-kagan-toktogul/
  • Гулмайрам, тел. +996700080395 Азамат, тел. +996704433338 +996779730940.
  • 5) Амирхан Атабаев, водитель,Бишкек, +996704791979 +996700001057 +996550317700.
  • 6) Атанбек, егерь, Аркит, +996778084851 .
  • Адыл, с. Афлатун или рядом, +996770429031 +996777850004 +996709677571
    • Нурлан, пасечник, вёз группу от финиша до с. Чолпон-Ата, +996708585892
    • Апсамат, учитель, вёз группу от с. Чолпон-Ата до Бишкека, +996777661422
    • Марат, водитель, с. Чолпон-Ата (возле Токтогула), +996778528552 .
    • Каныбек, водитель, с. Чолпон-Ата (возле Токтогула), +996773698302 . Большинство из них подключено к WhatsApp. Скайп не популярен в этих местах.

После похода из ущ. Каракульджа мы вначале доехали до сел. Чолпон-Ата (не путать с одноимённым на Иссык-Куле!). Здесь сменили водителя и машину и вечером были уже в Бишкеке. Опять сменили водителя и машину (нас принял Амирхан) и поздно вечером уже были на курорте Ыссык-Ата. Мы отдыхаем здесь после похода, когда едем через Бишкек. Бассейн с природной горячей водой – фишка этого курорта. От места нашего финиша сюда ехали 14-15 часов.

На следующий день под вечер выехали на Иссык-Куль. Эта жемчужина Средней Азии в представлении не нуждается. Амирхан сказал, что из Казахстана восстановили недорогое ж/д сообщение до Рыбачьего.

По маршруту на что обратить можно внимание, так это мазар Падыша-Ата. Священное место для мусульман. Мазар – это могила, а Падыша-Ата – мусульманский святой, в Сети есть информация о нём. Паломников, когда мы туда приехали, было много. Желающие из нас могли зайти и посмотреть, после разрешения смотрителя и в отсутствие мусульман, чтобы не смущать их, не мешать их молитве. Многие люди ( и иностранцы) приезжают специально в эти места, чтобы побывать на озере Сары-Челек. Очень большое и очень красивое озеро. Здесь расположен Сарые, что в Ишенкуле, не все нанесены на топокарту и хребтовку Лебедева, но заниматься топосъёмкой, увы, не было времени.

Изменения маршрута и их причины

Заявленный маршрут (основной вариант) содержал 13 перевалов. Из них два перевала предполагалось пройти радиально. В действительности пройдено 8 перевалов, из них три – радиально. Основная причина изменений в маршруте – реальная категория перевалов могла оказаться выше заявленной.

Отказались от прохождения перевала Кашка-су Южный,2Б и запасного к нему перевала ТТЗ,2А. На фотографии, сделанной нами в ущелье Утур после спуска с одноимённого перевала, виден скальный хребет с крутыми склонами.

Фото А. Хребет в верховьях р. Утур.

Описания перевалов и информации об их точном месторасположении не было. То что мы увидели, нам показалось , превышает официальную (из классификатора) категорию сложности. Возможно подъём на перевал ТТЗ проходит по косой скальной полке справа налево, если только мы правильно(!) определили местоположение самого перевала. Информации о западных и северо-западных склонах (обратной стороне) этого хребта у нас не было.

На преодоление данного участка в графике нашего движения было выделено 2 дня, явно недостаточно для поиска пути подъёма по такому рельефу, взятия перевала и спуска к левому истоку р. Туюкчи. Причём, как стало понятно уже в ущ. Утур, подъём пришлось бы проводить с разведкой(-ами), может быть и безуспешной, потому что мы не могли любой ценой, возможно в ущерб безопасности, проходить эти перевалы.

Всё вместе взятое и послужило причиной отказа от прохождения данного участка маршрута.

Отказались от перевалов из ущ. Туюкчи в ущ. Афлатун С., перевал первопрохождение,2А и запасной к нему перевал Чаткальский,2Б . В верховья р. Туюкчи мы попасть не смогли (не прошли пер. Кашка-су Ю.), а снизу это ущелье нельзя пройти из-за каньона (информация получена уже на месте от местных жителей).

Ввиду вышеизложенного мы приняли решение пройти в ущ. Афлатун С. из ущ. Чимгет (приток р. Утур) через несложный (1А) перевал Афлатун З., а на перевал Чаткальский и возможный перевал в ущ. Туюкчи подняться радиально из ущ. Афлатун С. Разрешение МКК на этот запасной вариант было получено по телефону. Отказались от первопрохождения 2-х перевалов 1Б из ущ. Афлатун С. в ущ.

Узун-Булак и обратно в ущ. Афлатун С. После того, как поднялись на первый из этих перевалов (подъём 1Б), оказалось, что спуск в ущ. Узун-Булак, на глаз метров 300-400, скально-осыпной, крутизна от перевала в начальной части 40гр, далее нарастает и путь спуска не просматривается из-за перегиба.

Возможно его надо пройти вначале со стороны ущ. Узун-Булак, тогда будет виден этот склон. А в нашем случае это был бы спуск наугад с большим риском попасть в неопределённую или опасную ситуацию.

Фото Б. Вид с перевала Донецких туристов на спуск в ущ. Узун-Булак.

Было принято решение отступить и ограничиться радиальным выходом на один этот перевал.

Отказались от первопрохождения перевала 2А из ущ. Ишенкуль на л. Советских географов. До похода мы располагали только фотографиями из космоса для этого перевала. Наши ожидания не оправдались. Мы поднялись вверх по ущелью Ишенкуль до предполагаемого перевала.

Фото В. Верховья ущ. Ишенкуль.

На фотографии видно, что характер и крутизна склонов хребта сложнее, чем 2А к. сл. Предполагаемый перевал, как мы его нанесли на карту, это V-образная выемка в хребте по центру облака. С обратной стороны, когда мы уже оказались на л. Советских географов, там тоже была отвесная скальная стена. Сложность перевала оказалась, как и случае с пер. Кашка-су Ю., явно выше предполагаемой. Рисковать своей безопасностью мы не хотели.

Таким образом нам пришлось сразу, непосредственно, идти на перевал Советских географов. Для сохранения заявленной категории сложности похода мы по телефону запросили в выпускающей МКК разрешение идти этот перевал из ущ. Каратокой, в варианте 2Б. Разрешение это было получено.

Отказались от радиальных выходов на перевалы-первопрохождения с л. Советских географов и на восток от пер. Сибсталь. Погода немного ухудшилась, низкая облачность, временами дождь. Информации по этим перевалам (у нас были только спутниковые снимки) было недостаточно, чтобы в этих условиях безопасно выйти на них.

Отказались от прохождения перевалов 1А и 2А в отрогах Таласского Алатау. Оба эти перевала предполагались первопрохождением (по информации из отчёта Рыкалова П., 2002 г.), но, когда мы поднялись на перевал Туюктор со стороны Атойнока, то сняли там записку Дороговой Юлии, г. Москва. По её оценкам этот перевал имеет категорию сложности 1Б-2А, а не 1А, как мы считали по нашей информации. С этого перевала мы оценили наш следующий перевал, 2А, который должен был нас вывести от истоков Туюктора 1-го обратно в ущ. Каракульджа (Атойнок).

Фото Г. Вид с перевала Туюктор на север.

Подъём должен был проходить по леднику (ледопаду?) по центру фотографии. Подробностей было не разглядеть, не тот ракурс, но перевал мог оказаться, как 2А, так и 2Б, а времени до окончания похода оставалось всего два дня. Этого времени могло не хватить для прохождения перевала и в остром цейтноте могли быть допущены ошибки, могла быть нарушена безопасность, поэтому мы решили отказаться от этого первопрохождения, ограничиться радиальным выходом на перевал Туюктор и окончить на этом наш поход.

Все изменения маршрута были согласованы с выпускающей МКК по спутниковому телефону.

План похода

14.07.18 4 м.н. – пер. Утур (н/к, 2910) –ист. р. Утур 13,8 км пешком
15.07.18 5 Днёвка
16.07.18 6 м.н. – верховья ущ. Чимгет 11,4 км пешком
17.07.18 7 м.н.–пер. Афлатун Зап.(1А,3420) – лев.исток р. Афлатун Северный, рад. пер.Афлатун С.–Туюкчи(по н/к,3300) 7,4 км 1,3 км пешком пешком
18.07.18 8 м.н. – рад. пер. Чаткальский (с востока по 2Б, 3900, летнее п/п) – м.н. 1,4 км пешком
19.07.18 9 м.н. – рад. пер. Донецких туристов (с востока по 1Б,3917,п/п)–ущ.Афлатун С. 2,3 км пешком
20.07.18 10 м.н. – верховья ущ. Афлатун Восточный 17,2км пешком
21.07.18 11 м.н.– пер. ЧТЗ (2А,3800) – ущ. Ишенкуль, рад. верховья ущ. Ишенкуль 3,1км 3,2 км пешком пешком
22.07.18 12 м.н. – ущ. Каратокой 15,8 км пешком
23.07.18 13 м.н. – левый исток р. Каратокой 6,4 км пешком
24.07.18 14 м.н. – подход к пер. Советских географов 1,9 км пешком
25.07.18 15 м.н. – пер. Советских географов (2Б,3870)– ущ. Кызыл-суу 10,9 км пешком
26.07.18 16 Днёвка, разведка пер. Сибсталь до вдп.
27.07.18 17 м. н.–подъём над вдп. перед пер.Сибсталь 1,9 км пешком
28.07.18 18 м.н.–пер.Сибсталь (2Б, 3700, летнее п/п) – ущ. Муз-Тёр 6,5 км пешком
29.07.18 19 м.н. – ущ.Каракульджа – устье р. Утор 18,0км пешком
30.07.18 20 м.н. – слияние истоков Туюктора 2-го, рад. пер. Туюктор ( с юга по 1Б,3720) 4,9 км 4,6 км пешком пешком
31.07.18 21 м.н. – ущ. Каракульджа (Атойнок) 20,7 км пешком
01.08.18 м.н. – с. Терек-Суу – г. Бишкек машина
Итого активным способом передвижения: 175,8 км

Расчёт пройденного расстояния выполнен с помощью программы OziExplorer с учётом повышающего коэффициента 1,2. Километраж при повторных прохождениях участков не указан во всех разделах отчёта.

Маршрут в полном объёме пройден всеми участниками.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дни пути Дата № уч. дневн. пере- хода Участок пути (от — до) Про- тяжен- ность, км Чистое время хода, час Характеристика пути, природные препятствия, опасные участки Метео- условия Высота max, м Высота ночёв- ки, м № фото Примечания
1 11.07 мазар Падыша-Ата– ущ. Четтысай 13,6 7,5 тропа, два каньона, мосты, несложные броды ясно 2419 2419 1 – 12 вверху Четтысая тропа слабая
2 12.07 м.н. (место ночевки)– лев. исток р. Четтысай 4,9 5,5 травянистый склон, местами тропа, ср.-кам. осыпи до 40гр облачн. 3443 3443 13-16
3 13.07 1 м.н. – пер.Четтысай 4,6 5,5 осыпь,ск.-ос полка 600м, до 35гр,сн.-ос. склон 35гр ясно 4010 17-25 наблюд. за кам., осыпи подвижны
2 п.т. (предыдущая точка) – ущ. Чимчит 5,5 снежн. 50м,50-40грснежн. и разуш. ск.40-30грск.25м,70гр облачн. 2686 26-42 перила 50м, перила 25м,ск. кр.
4 14.07 м.н. – пер. Утур – ист. р. Утур 13,8 6 подъём: тропа, трав.склон спуск: трав. склон,40гр облачн. 2910 2190 43-47 .до перевала про- шли 4 бок.отрога
5 15.07 днёвка дождь 2190
6 16.07 м.н.- верховья ущ. Чимгет 11,4 9 тр.-ос. скл.,лес, тропавы- ше ср. и кр.-кам. ос.30-35гр облачн. 3044 2883 48-51
7 17.07 1 м.н.–пер.Афлатун Зап. –лев.ист. р.Афлатун С. 7,4 6,5 под. тр.-ос.скл и ск.25-30гр спуск сн.-ос. скл. 25-30гр облачн. ветер 3420 52-60 подвижная осыпь на подъёме
2 рад. пер.Афлатун С.–Туюкчи 1,3 2 снежник, трав.-ос. склон, 15-20гр 3300 3216 61-64
8 18.07 м.н. – рад. пер. Чаткальский,с востока 1,4 10 трав.2040гр,скалы: 65гр,50м+45гр,100м снежн. 45гр,100м разр. скалы, ос.,40гр,150м ясно 3900 3216 65-82 перила 3х50м на ск. кр. снежн.-на «3такта»,самостр наблюд. за. камн.
9 19.07 м.н.- рад. пер. Донецких туристов,с вост.– ущ.Афлатун С. 2,3 4 перев. взлёт 250м, средне- и мелко-кам. осыпи, 2035грразр. скалы 35-40гр ясно 3917 2999 83-89 подвижн. Осыпь «лифт», самостр, набл. за камнями
10 20.07 м.н.- верховья ущ. Афлатун Восточный 17,2 8,5 тропа, тр.-ос.склон,15-20гр несложные броды облачн, ветер 3222 3222 90-93
11 21.07 1 м.н. – пер. ЧТЗ – ущ. Ишенкуль 3,1 5 снежник, осыпи,20-30гр разр. ск. 35гр-45гр ясно 3800 3384 94-105 самостраховка, наблюд. за камн.
3 п.т. – рад. верховья ущ. Ишенкуль 3,2 3 тр.-ос. склон, осыпи, 20-25гр облачн, ветер 106-108
12 22.07 м.н. – ущ. Каратокой 15,8 7,5 тр.-ос. склон, осыпи, 15-25гр, тропа ясно 3384 3028 109-112 тропа правым берегом Ишенк.
13 23.07 1 м.н. – левый исток р. Каратокой 6,4 2,5 тропа, тр.-ос. склон, осыпи 15-20гр ясно 3150 3015 113-114
2 рад. водопад левого истока р. Каратокой 4 скалы 80гр,30м+50гр,20м ск.- ос. склон30-35гр, 200м скалы 60- 80гр,150м. облачн. 115-120 сл. От вдп.перила 2х50м+30м,ск.кр
14 24.07 м.н. – подход к пер. Советских географов 1,9 2 тр.-ос. склон,400 м,30-35гр ясно 3339 3339 121- 124
15 25.07 1 м.н. – перемычка в отроге пр. борта вдп. 10,9 2 скалы 25 м, 60-65гр, 300 м,40-45гр ск.-ос. полка 400 м,10-30гр ясно 3870 2125 125- 141 перила 25м+ 3х50м.крепл. на ск. крючьях
2 п.т. – пер. Советских географов 3 осыпи поверх ледн. сн.-ос. кулуар,500 м,35-40гр 142- 151 подвижн. осыпь, наблюд. за камн.
3 п.т. – ущ. Кызыл- суу 2,5 мелк. осыпь,150 м,35-40гр закр. лед.,10-25гр,снежники 152-154 связки, одновр. страховка.
16 26.07 Днёвка, разведка пер. Сибсталь до вдп 2,5 снежник, 15p>

перепад высот 3384 м – 2580 м –3028 м -804 м +448 м

уйти на нижнюю тропу !
Итого активными способами передвижения пройдено 175,8 км

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Техническое описание составлено в хронологическом порядке. Описание каждого участка выделено в отдельную часть, которая начинается с того участка, на котором закончилась предыдущая. Всюду в данном отчете определяющие слова "левая", "правая" имеют орографический смысл. А эти же слова, но с префиксами ("налево", "направо" и т.п.) употреблены в смысле "по ходу движения".

Прохождение всех камнепадоопасных и технически сложных участков осуществлялось в касках. При прохождении всех перевалов 2А-2Б к. сл. группой применялось одно и то же командное снаряжение: основные веревки, 3х50 метров, карабины, скальные крючья, расходные куски основной веревки. Не пригодились: ледобуры.

Каждый участник имел необходимый набор личного специального снаряжения: страховочную систему, карабины, ледоруб, каску, кошки, ледобуры, тормозное устройство, зажим и пр.

Время движения указано общее, т.е. от выхода с места ночлега до прибытия к месту бивуака. Расстояние указали то, которое измерили по карте (в программе OziExplorer) и с учетом коэффициента 1,2. На фотографиях красной линией указан маршрут группы и направление движения, зелёным цветом показаны географические объекты.

Для технического описания были использованы записи из походного диктофона и воспоминания участников и руководителя группы. В тексте даны ссылки на точки из Приложения Ж.

Координаты GPS даны в стандарте WGS 84 в формате ХХгрYYминZZ,Z" (северной широты, восточной долготы).

Перевал Четтысай

Номер по классификатору 8.72

Номер на схеме - хребтовке 97

Высота по классификатору 4010 м

Высота по GPS 3944 м

Тип склона скально – осыпной

Направление прохождения с запада на восток

Координаты по GPS 41гр47мин23.0"северной широты 71гр36мин43.6" восточной долготы

Расположен: в южном отроге Чаткальского хребта между вершинами 4268,0 на севере и 4213,5 на юге. Соединяет левый исток р. Четтысай (р. Падыша-Ата) и центральный исток р. Чимчит (р. Ит-Агар).

Название: известно второе название перевала – Итагар.

Первопрохождение: нет информации.

Дальнейшая история прохождений: нет информации.

Основные опасности: на скалах и осыпях возможно падение камней в весеннее время склоны могут быть лавиноопасны.

Меры безопасности: постоянное наблюдение за камнепадоопасными склонами, движение по осыпи с самостраховкой, плотной группой и под углом к линии вертикали. С запада движение при необходимости со страховкой по перилам при прохождении скального пояса. С востока движение с перильной страховкой по снежнику и скалам.

Участки, определяющие категорию сложности: подвижные осыпи с обеих сторон с запада скальный пояс, 35-40°, 150м, снежно-осыпной склон 35° с востока снежник 50 до40°, 50м, снежник и разрушенные скалы 40-30°, скалы 70°, 25м.

Возможные места ночлега: на подъёме – осыпи перед скальным поясом. На спуске – травянистый склон после скального пояса и водопадов.

Прохождение: 11,12,13-го июля 2018 г. Описание даётся от мазара Падыша-Ата до ущелья Чимчит.

С перевала снята записка группы туристов, однако её не смогли прочитать даже реставраторы бумажных документов. Находилась на перевале в банке с водой. Погода во время прохождения:11-го с утра ясно, после обеда облачно, небольшой дождь 12-го с утра ясно, после обеда облачно 13-го ясно.

11.07.18 г.

К мазару Падыша-Ата (фото 001) мы приехали машиной накануне, после обеда. Это уже считается заповедная зона, вход и въезд сюда платный. Кордон расположен на Кара-Башате, точка 2. Для иностранцев плата намного выше, чем для граждан Киргизии. Мазар, точка 3 – это место паломничества для верующих. Для них здесь есть беседки, где можно кушать и спать. Есть кухня, можно готовить на дровах, которые надо покупать (заповедник всё-таки). Всем этим мы и пользовались накануне с любезного согласия смотрителя этого места.

Фото 001. Ущелье Падыша-Ата от мазара Падыша-Ата.

Фото 002. Вход в заповедник в ущелье Падыша-Ата.

Фото 003. Мост через р. Падышата-Ата (первый после мазара).

06:45 Выход. Ясно. Начало тропы на левом берегу прикрыто воротами (фото 002). Сразу за воротами – мост на правый берег (фото 003). Через 15 минут, практически подряд, идут ещё 3 моста, по которым тропа в каньоне Падыша-Ата (фото 004) петляет с берега на берег. Мосты широкие, надёжные (фото 005). Для прохождения прижимов каньона сделаны деревянные мостки (фото 006,007) и ограждение из камня (фото 008), в котором прижим можно обойти по стоячей воде.

Фото 004. Вход в каньон Падыша-Ата выше мазара.

Фото 005. Прохождение каньона Падыша- Ата.

Фото 006. Прохождение каньона Падыша- Ата.

Фото 007. Прохождение каньона Падыша- Ата.

Фото 008. Отмостки в каньоне от основного русла Падыша-Ата. Сделаны местными жителями из камня и посажены на раствор.

После четвёртого моста есть хороший родник и, чуть дальше от родника - удобное место для купания (небольшая купель, отгороженная от основного течения небольшой искусственной загородкой из камня). Незначительный набор высоты, тропа очень натоптанная, здесь ходит много людей. В большую воду каньон после мазара может быть непроходим.

07:30 Выходим к устью Джолбакана точка 4, левому притоку Падыша-Ата. Здесь есть хорошая площадка для лагеря, лавочки какие-то. Переходим Джолбакан вброд по камням, глубина 10-15 см, течение слабое. Если воды будет больше, то этот брод может оказаться непростым.

Дальнейшее движение левым берегом Падыша-Ата по тропе (фото 009). Тропа по травянистому склону хорошо читается, идёт, как правило, близко к воде. Набор высоты небольшой. Через 50 минут подошли к скальному прижиму. Попробовали найти обход поверху – не получилось. Прошли вброд по воде возле самой скалы (фото 10). Брод был безопасный, течение возле скалы слабое, дно ровное, глубина – чуть выше ботинок. Всего-то, что носки мокрые, пришлось выкручивать после прижима.

Фото 009. Ущелье Падыша-Ата выше каньона.

Фото 010. Прохождение прижима на Падыша-Ата вблизи устья Четтысай.

Фото 011. Мост через Четтысай недалеко от его устья.

Фото 012. Ущелье Четтысай.

Сразу за прижимом хорошая площадка для лагеря, и мост через Четтысай (фото 011) на правый берег Четтысая. За мостом тропа сразу уходит вверх по правому берегу Четтысая.

Крутизна постепенно нарастает, но как и прежде, лошадиная тропа идёт по травянистому склону, иногда пересекая среднекаменистые осыпи. Мосты есть, и через Четтысай (фото 012). Каньон Четтысая не такой узкий как в Падыша-Ате, но без мостов прохождение здесь будет невозможно или затруднительно. В нижней части ущелья было 5 мостов, в верхней части река переходится по камням. Сколько- нибудь существенных бродов не было.

Через час тропа резко (местами до 20гр) набирает высоту и уходит далеко от реки, обходит скальные выходы. Характер тропы в целом не изменился.

12:05 Привал на перекус, точка 6. Здесь есть места для палаток, кострище, большие ели, дрова, недалеко есть ручей. Рядом очередной мост через реку. Сразу после моста переправляемся через Четтысай по камням. Примерно через минуту выходим на большую поляну. Тропа здесь теряется, поэтому делаем разведку. Идём просто в направлении, куда нам надо, и скоро находим тропу, точка 7, она идёт правым берегом Четтысая по лесу. На самой поляне тропы не видно: нужно именно пройти поляну до конца, до леса, и там искать.

Небо затянуло облаками, прошёл небольшой дождь. Продолжили движение, через час тропа ухудшилась, начала теряться, читается плохо, на дне ущелья её нет совсем. Очень часто переходит с берега на берег. Переправа везде простая, по камням. Мест для палаток здесь не много(точка 8 – одно из них). В основном здесь камни, на склонах – труднопроходимые заросли леса и кустарника.

16:30 Вышли из каньона, точка 9. Движемся по дну ущелья, оно не широкое, сложенное из мелкого речного камня, местами средний камень, тропа изредка появляется по боковым склонам.

18:45 Остановились на ночлег на правом берегу Четтысая, точка 10. Стоянка здесь не очень комфортная, крутизна около 10гр. За водой тоже спускаться надо к реке, но это самое удобное место в ближайших окрестностях. Есть дрова, можно развести костёр.

Общее время 12 часов

Протяженность 13,6 км

Перепад высот 1703 м – 2419м +716м

12.07.18 г.

7:30 Выход. Подъём по травянистому склону. После выхода со стоянки вскоре выходим на тропу. Крутизна тропы 20-30гр, крутизна склона – около 40гр.

Опять перешли ручей на левый берег. Старый осыпной склон, поросший лесом и травой. Лошадиная тропа. Ещё раз перешли на другой берег ручья Четтысай и продолжили подъём по крутой, 35гр, тропе вверх по еловому лесу. Это, пожалуй, остатки разрушенного хребта, давно поросшего лесом и травой. Остановились на привал, выйдя из зоны леса (фото013). Открылся вид на южный отрог Чаткальского хребта (фото 014), виден травянистый перевал налево в ущ. Кашка-Су Зап., и через один переход ущ Чаттысай повернёт направо в сторону нашего перевала, (фото 015).

Фото 013. Ущелье Четтысай после поворота на восток.

Фото 014. Ущелье Четтысай после поворота на восток. «Х» – возможный перевал из Четтысая в Кашка-суу Зап.

Фото 015. «Х» – возможный перевал из Четтысая в Кашка-суу Зап.

Фото 016. Группа на фоне перевала Четтысай с запада.

Прошли ещё час по травянистому (+кустарники), травянисто-осыпному склону, 20-30гр, повернули направо и оказались напротив перевала Четтысай (фото 016).

11:50 Привал, точка 11. Подошли к началу осыпей и решили остановиться. Впереди видим два скальных пояса на перевальном взлёте и нагромождение осыпей перед ними. На перевал в этот день уже было поздно идти, но мы хотели поближе подойти к нижнему скальному поясу для того, чтобы оценить его сложность и наметить путь прохождения. Предварительно надо было послать участников в разведку, найти место для ночёвки, потому что вовсе не обязательно в этих грудах камней можно было бы поставить палатки.

Привал у нас был ещё на траве и, если бы ничего подходящего не нашли, то поставили бы лагерь здесь. Разведка заняла три с половиной часа, так как результаты первых двух участников не удовлетворили руководителя, они ничего интересного не нашли. Пришлось послать следующих людей, уже более опытных, которые не только нашли приемлемое место вблизи воды, но и потратили время на подготовку площадок под палатки. Поэтому так долго и ходили.

15:20 Посланные вернулись из разведки. Здесь был перекус. Облачность почти 10 баллов. По альтиметру высота в точке начала разведки – 3030, в нижней части снежника – 3400.

Отчёт штурмана о разведке: идём налегке. Приблизительно через 30 минут поднимаемся до первых выположений. Палатки поставить можно, воды нет совсем. Ещё минут через 10 поднимаемся до вторых выположений. Вода далековато. Мы оценили, что до воды подниматься нужно минут 10-15, и потом обратно минут 5 спуск. Через 1 час 20 минут от начала разведки мы дошли до нижней части снежника, который лежит под бараньими лбами.

Бараньи лбы и снежник под ним просматриваются снизу. Вода есть в нижней части этого снежника. Там же, рядом с водой есть небольшие выположения, и мы попытались выровнять место для одной палатки. Для второй палатки место есть, но его тоже нужно ровнять. Более-менее у нас это получилось. Ровняется сравнительно легко за счёт того, что осыпь в этом месте очень мелкая, и подвижная. Под осыпью на глубине около полуметра раскопали снег. 40 минут после этого занял спуск к месту начала разведки. Осыпь подвижная, подниматься тяжело, зато спускаться легко. В нижней части она местами средняя, местами мелкая, закреплённая.

15:50 Выход. До места намеченного ночлега, точка 12, шли по осыпям средне- и мелко-каменистым, 30-40гр.

17:50 Остановились на ночлег. Облачно.

Общее время 10 часов10 минут

Протяженность 4,9 км

Перепад высот 2419 м – 3443м +1024 м.

13.07.18 г.

7:00 Выход. Утром ручей стал существенно мельче. С места стоянки подъём по мелко-осыпному склону (местами тонкие полоски средней осыпи) крутизной 30гр (фото 017). Осыпь везде подвижная, подниматься тяжело. Можно подниматься по снежнику в кошках. Мы поднимались вдоль правого борта снежника. За два перехода по 45 минут поднялись к началу нижнего скального пояса (бараньи лбы). Точка 13. По скалам течёт ручей.

Исследуем, как можно подняться (фото 018). Средняя крутизна скал, если смотреть до ближайшей вершины над скалами, 40гр.Слева можно подняться по небольшому кулуару на первую скальную полку, но мы приняли решение, что лучше по снежнику перейти на его левый край (фото 019). Крутизна снежника в верхней части – 35гр. Снег очень плотный, преодолевать следует либо в кошках, либо рубить ступеньки. Если подниматься по снежнику в кошках, то можно начать поворачивать направо ниже нашей точки привала. После перехода по снежнику (самостраховка ледорубом!) мы сразу оказываемся над первым бараньим лбом.

Фото 017. Скальный пояс при подъёме на перевал Четтысай с запада.

Фото 018. Прохождение скального пояса при подъёме на перевал Четтысай.

Фото 019. Прохождение скального пояса при подъёме на перевал Четтысай. Рубка ступеней в снегу.

Фото 020. Прохождение скального пояса при подъёме на перевал Четтысай. Движение на скально-осыпной полке.

09:44 Группа вышла выше снежника. Здесь есть скально-осыпная полка, шириной 2-3 м, которая с подъёмом в 30-35гр ведёт к правому борту скального пояса. В поперечном направлении полка сравнительно горизонтальна. Мы шли по ней по среднекаменистой осыпи, разрушенным скалам и даже немного по ручью (фото 020). Протяжённость полки 500 м.

В верхней части полки мы стоим прямо под примечательными дугообразными скалами, которые хорошо видны были издали, мы их наблюдали ещё с того места, откуда накануне ходили сюда на разведку.

10:20 Вся группа собралась перед дугообразными скалами в углу правого борта. Здесь привал.

10:35 Продолжили движение. Здесь постоянно наблюдали за верхним скальным склоном. Могут падать камни, хотя при нас ничего такого не было. Прошли свободным лазаньем (самостраховка!) по неширокой (1 м) скальной полке в самом углу правого борта под скалами (фото 021). Крутизна полки 35гр, протяжённость 100 м, по ней течёт ручей и камни мокрые. При ухудшении условий (больше воды, оледенение) здесь понадобится перильная страховка.

Фото 021. Преодоление скального пояса на перевале Четтысай.

Фото 022. Подъём на перевал Четтысай выше скального пояса.

При прохождении перевала в обратном направлении, на спуске, выход на скальную полку в правом углу совершенно неочевиден, можно легко выйти на бараньи лбы (!) по центру пояса. Если по какой-то причине не идти по этим двум полкам, то для преодоления скального пояса понадобится перильная страховка на всём его протяжении.

Выше скального пояса и до самого перевала снежно-осыпной склон,500-600 м, 30-35гр. Вначале траверсировали осыпь, чтобы выйти на снежник по центру склона (фото 022). Снежник тонкий, в нижней части толщина 20-40 см. В верхней части снежник чуть круче, чуть толще, чуть плотнее. Легко идётся ногами практически на всём его протяжении и оканчивается небольшими скальными выходами, которые легко преодолеваются. Скалы покрыты мелкой осыпью. Осыпь подвижная на всём протяжении перевального взлёта. Подниматься по ней тяжело (фото 023, 024). Через два с половиной часа после скального пояса вышли на перевал.

Фото 023. Выход на перевал Четтысай.

13:30 Группа вышла на перевал, точка 14 (фото 025). Тур с перевальной запиской найден, но перевальная записка в таком состоянии, что её невозможно прочитать: баночка полностью заполнена водой, и бумага от времени превратилась в кашицу.

При подъёме чётко видны две седловины, разделённые скалой. Тур находится на южной седловине. С момента ночёвки и до перевала палатку ставить негде.

Седловина перевала узкая, образованная скальными останцами. Мест для палаток нет, воды нет, но снежник, который на спуске, можно топить. Метров 200 в южную сторону, со стороны нашего подъёма, виднеется небольшой водопад, может, туда можно сходить за водой.

Фото 024. Выход на перевал Четтысай.

Фото 025. Группа на перевале Четтысай. Вид на восток.

14:15 Группа начала спуск с перевала

Спуск с перевала начинается снежником. Верхняя часть 50гр, через 50 м до 40гр. Организовали спуск по вертикальным перилам (фото 026). Крепление за скальный выступ на петле. Спускались на тормозном устройстве с подстраховкой схватывающим узлом (фото 027).

Фото 026. Подготовка к спуску с перевала Четтысай.

Фото 027. Спуск по вертикальным перилам с перевала Четтысай.

Фото 028. Спуск по вертикальным перилам с перевала Четтысай.

Фото 029. Спуск по вертикальным перилам с перевала Четтысай.

Андрей спустился, ждёт нас на скальной полочке. Олег спускается (фото 028, 029). Одной верёвки в 50 метров как раз хватает до этой скальной полочки. За 55 минут группа спустилась по этим перилам. Не сразу смогли сдёрнуть верёвку. Перед началом движения после перил определили направление дальнейшего спуска (фото 030). Прошли скальный пояс по разрушенным скалам, 35-40гр, которые плотно присыпаны мелкой подвижной осыпью (фото 031, 032).

Фото 030. Выбор линии движения и ориентиров на спуске с перевала Четтысай.

Фото 031. Спуск с перевала Четтысай.

Фото 032. Спуск с перевала Четтысай.

Фото 033. Перевал Четтысай с востока.

Фото 034. Возможные перевалы в ущелье Джолбакан из верховьев ущелья Чимгет.

16:30 Подошли к нижнему большому снежнику, 35гр. Перевал виден, но различить его будет сложно (фото 033). Здесь в скалах есть небольшой грот, в котором лёжа может поместиться человек 5. Воды здесь нет, только снег. Спускаемся глиссированием или шагами с опорой на пятки. Через 15 минут выположение до 15гр, точка 15 (фото 034). Небольшой привал. Обед и фотосъёмка.

Пошли дальше. Через 15 минут крутизна снова увеличилась до 30гр. Местами по снегу скально-осыпные выходы, их может не быть, если снега больше (или они могут быть больше, если снега меньше).

Ещё через 30 минут вышли на скалы 30-40гр между двумя водопадами. Внизу виднеется снежник вытянутой формы (фото 035). Скалы круто обрываются к выположению возле этого снежника.

Делаем станцию на крючьях, точка 16 (фото 036). Вертикальные перила 25 м, 70гр. Тормозные устройства, схватывающий узел, наблюдение за камнями (фото 037, 038). Там были более пологие участки скал, но не было возможности закрепить верёвку. Выступов нет, а крючья вбивать некуда. После верёвки внизу прошли ещё 20 м простых,30гр, скал, дальше – выположение, и после этих скал начался очень длинный снежник, похожий на букву V (если смотреть снизу вверх, то мы будем спускаться по правой ветви снежника, внизу – нижняя часть буквы V правая ветвь чуть больше). Под этот снежник втекает река.

Фото 035. Истоки р. Чимчит.

Фото 036. Спуск со скального пояса в ущелье Чимчит по вертикальным перилам.

Фото 37.

Фото 38.

Спуск со скального пояса в ущелье Чимчит по вертикальным перилам.

19:47 Вся группа спустилась со скал к снежнику (фото 039). Продолжили движение. Легче было идти по снегу, 25гр (фото 040), но когда замечали в нём промоины от реки, то выходили на травянистый склон, 30-35гр, местами до 45гр (фото 041). По склону идут хорошо натоптанные скотские тропы, которые скоро выводят снова на этот же снежник. Внизу снег очень плотный, пологий (фото 042), по нему ходят местные жители, бродит скотина.

21:05 Остановились на ночлег, точка 17, недалеко от палаток пастухов. Стадо овец, коровы, несколько лошадей.

Фото 039. После спуска со скального пояса в ущ. Чимчит по вертикальным перилам.

Фото 040. Спуск по ущелью Чимчит.

Фото 041. Спуск по ущелью Чимчит.

Фото 042. Ущелье Чимчит.

Высота по классификатору 2910 м

Высота по GPS 2920 м

Тип склона травянистый

Направление прохождения с юго-запада на северо-восток

Координаты по GPS 41гр49мин13.1" северной широты 71гр41мин30.0"восточной долготы

Расположен: в южном отроге Чаткальского хребта. Соединяет реки Ит-Агар и Утур, обе – бассейн Афлатуна Южного.

Название: известно второе название перевала – Уутору.

Первопрохождение: нет информации. Ранее им часто пользовались пастухи, сейчас – нет, потому что эти ущелья разделены между разными хозяйствами, они не общаются между собой.

Основные опасности: весной перевал может быть лавиноопасен во время дождя северо-восточный склон (крутой, тропы нет, трава) может быть опасен проскальзыванием по траве.

Меры безопасности: весной – оценка состояния снежного покрова. Летом – исключить прохождение под дождём.

Возможные места ночлега: с обеих сторон внизу в ущельях на пологих участках возле рек.

Прохождение: 14-го июля 2018 г. Описание даётся от ущ. Чимчит до ущ.

Утур. Записка на перевале не обнаружена.

Погода во время прохождения: с утра ясно, потом облачно.

14.07.18 г.

10:45 Выход. Ясно. Движение начинаем по тропе левым берегом реки вниз по течению. Минут через 10 река начинает уходить вправо. Река полностью зачехлена снежником, с редкими проталинами. В месте поворота в реку впадает левый приток, который мы пересекаем по снежнику. Дальше движемся в направлении видимого хребта. Здесь тропа начинает идти вверх. На хребте видна палатка пастухов (фото 043).Вышли на этот видимый хребет к палатке. Отсюда виден (фото 044) наш перевал Четтысай и возможно перевал Уфимский. Его дальних фотографий у нас нет, поэтому сравнивать не с чем.

В целом до перевала Утур мы пересекли 4 боковых отрога. Травянистые склоны до 30гр, в основном есть тропа, которая иногда теряется в высокой траве или

в мешанине скотских тропок, тогда мы шли, придерживаясь логики рельефа и общего направления к перевалу (фото 045). Встречаются островки елового леса, ручьи, но мест для стоянок нет, Только возле, уже упомянутой палатки на отроге или возле палатки пастухов внизу между отрогами.

Фото 043. Перевал Утур с юго-запада.

Фото 044. Перевалы Четтысай и, возможно, Уфимский с подъёма на перевал Утур.

Фото 045. Перевал Утур с юго-запада.

Фото 046. Группа на перевале Утур. Вид на северо-запад.

Фото 047. Перевал Утур с северо-востока.

С последнего бокового отрога на перевал Утур вышли траверсом слева по ходу движения с небольшим набором высота, без спуска вниз.

16:00 Группа вышла на перевал Утур, точка 18, (фото 46). Тура на перевале нет и, соответственно, записки не нашли. Перевал – это длинная, метров 200,травянистая седловина, и любое место на ней можно считать перевалом. Здесь есть видный издалека примечательный большой камень в виде зуба, который выделяет этот перевал. Только что рассматривали два наших возможных следующих перевала, Кашка-суу Ю. и ТТЗ. В нижней части этих перевалов крутые скалы, много скальной работы. Предположили, что категория этих перевалов явно выше указанной в [5] Посовещались, приняли решение туда не идти.

17:05 Начали спуск с перевала Утур справа по ходу, в восточной части седловины. Средняя крутизна склона с перевала до видимого выположения – 40гр. Когда мы стояли на перевале, вроде бы нам показалась тропа на правом борту, но, когда начали идти, оказалось, что здесь всё заросло травой по пояс, тропы не видно.

Метров через100 после начала спуска, прямо под скалами правого борта начали появляться обрывки троп. Придерживаемся то этих обрывков, то примятой травы (по всей видимости здесь иногда ходит скотина). Облачно.

Через час начинаем брать чуть влево по ходу движения, и выходим в ложбинку. Мы в неё выходили и выше, но вернулись в траву, сделали неправильно. По ложбинке идётся лучше, здесь трава существенно ниже. Ниже начали появляться скотские тропы, стало немного легче идти. Вышли к реке Утур. Появилась хорошая тропа и по ней за 10 минут мы поднялись на небольшой отрог левого борта. Здесь на возвышении в еловом лесу стоит бревенчатый кош пастухов.

19:30 Остановились на ночлег, точка 19, недалеко от коша. Отсюда хорошо виден путь нашего спуска с перевала Утур (фото 047). На следующий день

15.07.18 у нас здесь была полная днёвка. Было облачно, прохладно и почти весь день шёл дождь. Ввиду отказа от прохождения перевалов Кашка-суу Ю. и ТТЗ мы следующий перевал по плану должны были проходить из ущ. Туюкчи в ущ. Афлатун С. Местные жители сказали нам. что в ущелье Туюкчи ведёт сложный каньон и мы не сможем его пройти. По этой причине мы отказались также и от этого перевала, предполагалось, что это будет первопрохождение 2А. По этой причине мы позвонили в МКК и после консультаций и согласования с ними решили уйти по запасному варианту через перевал Афлатун Западный из ущ. Чимгет в ущ. Афлатун Северный.

Общее время 8 часов 45 минут

Высота по GPS 3397 м

Тип склона снежно – осыпной

Направление прохождения с юга на север

Координаты по GPS 41гр52мин27.5" северной широты 71гр44мин54.4" восточной долготы

Расположен: в основном Чаткальском хребте между вершинами 3666,6 на западе и 3759,8 на востоке. Соединяет р. Чимгет (р. Утур, р. Афлатун Ю.) и р. Афлатун Сев. (р. Чаткал).

Первопрохождение: нет информации. Дальнейшая история прохождений: 2014 г. Журенкова Т.В., Калуга

2014 г. Дорогова Ю.Г., Москва-Калуга.

Основные опасности: возможно падение камней с прилегающих вершин.

Меры безопасности: постоянное наблюдение за камнепадоопасными склонами.

Участки, определяющие категорию сложности: с юга (ущ. Чимгет) травянисто-осыпной склон и разрушенные скалы 25-30гр с севера (правый исток Афлатуна Сев.) снежно-осыпной склон 25-30гр.

Возможные места ночлега: на подъёме – в месте нашей ночёвки, на траве, но ровное место найти трудно. На перевале, на камнях, но воды нет, только снег. На спуске – после снежника или на слиянии истоков Афлатуна Сев..

Прохождение: 16 и 17 июля 2018г.Описание даётся от места ночёвки в

ущ. Утур до ущ. левого истока р. Афлатун Северный. С перевала снята записка группы туристов из Калуги и Москвы, рук. Дорогова Ю.Г., от 04.09.2014 г.

Погода во время прохождения: переменная облачность оба дня, 17-го во второй половине дня сильный холодный ветер.

16.07.2018 г.

8:05 Выход. Движение начинается в сторону реки Утур. Пересекли поле, на котором пасутся овцы, дальше выходим на тропу по сосновому лесу и через 10 минут от момента выхода подходим к левому берегу реки Утур. В этом месте реку можно перейти по камням, но есть бревно с перилами, по которому мы перешли реку. Дальше движемся правым берегом Утура вниз по течению. Травянистый склон, крутизна около 10гр. Местами – снежные мосты через Утур, переходим с берега на берег. Тропа в целом читается хорошо.

8:37 Река поворачивает влево, здесь она перекрыта снежным мостом. В этом месте тропа по левому берегу начинает подниматься выше реки (до сих пор шли очень близко к воде). Тропа хорошая, но местами обрывистая. С тропы видно, что по низу пройти нельзя: там либо прижимы, либо заросли. Крутизна склона – 40гр, крутизна тропы – 15-20, местами до 30гр.

9:10 Подошли к слиянию рек Утура и Туюкчи. Перешли Туюкчи по мосту из брёвен. Здесь есть места для нескольких палаток. Через 15 минут подошли к устью Чимгета, точка 20. Переправились на его правый берег по двум брёвнам. Здесь тоже есть места для палаток. Дальше движение вверх по течению Чимгета по тропе, правым берегом. Постепенный набор высоты, сосновый лес, есть дрова.

9:48 Перешли на левый берег. Место переправы очевидно, тропа выходит прямо на эту переправу, после неё видно продолжение тропы. Есть два тоненьких брёвнышка, но можно перейти по камням. Затем склон становится более заросшим, тропа читается хуже (фото 048). Ущелье узкое, вода в реке чистая. Через час поворачиваем в ущелье направо, идём вдоль ручья. После этого поворота тропа иногда теряется, по ней давно не ходили. крутизна постепенно нарастает до 20гр. Ручей слабый, иногда исчезает под камнями.

Фото 048. Подъём по ущелью Чимгет.

Фото 049. Подъём по ущелью Чимгет.

12:30 подошли к повороту налево (фото 049) для подъёма по широкому скально-осыпному кулуару в верхнюю часть ущелья Чимгет. Здесь остановились пообедать. Жарко, ясное небо.

Прямой подъём по устьевой ступени ущ. Чимгет нерационален. Водопады, крутые скальные участки, поэтому лучше подниматься по кулуару левого борта ущелья.

14:40 Выход. Появились облака, хоть немного стало легче идти. Кулуар, по которому мы поднимались был широкий, но очень утомительный в прохождении. Вначале травянистый, затем пошли средне- и крупнокаменистые осыпи, постоянные 25-30гр (иногда до 35гр), практически без выположений. Воды почти нет. Поднялись доверху за 4 перехода по 50 минут и через небольшой перегиб спустились в верхнюю часть ущелья Чимгет.

18:30 Поднялись в цирк пер. Афлатун Западный (фото 050). Здесь идти было проще. По дну ущелья остались ещё снежники, мы шли вдоль них по травянисто- осыпному склону.

Фото 050. Ущелье Чимгет. Путь подъёма на перевал Афлатун Западный.

Фото 051. Ущелье Чимгет. Путь подъёма на перевал Афлатун Западный.

20:05 Остановились на ночлег перед перевальным взлётом Афлатуна Западного, точка 21. Смогли найти сравнительно ровные площадки на траве. С этого места виден перевал Кутармашу (фото 051).

Общее время 12 часов

Протяженность 11,4км

Перепад высот 2190м– 1799 м – 3044 м – 2883 м–391 м +1245 м –161 м

17.07.2018 г.

6:30 Подъём. Ясно. Красивые солнечные лучи.

8:05 Выход. Перевальный взлёт – это мелко-каменистая осыпь, а по правому борту – травянисто-осыпной склон, 25гр, по которому мы и поднимались (фото 052). Осыпь, на которую иногда выходили, подвижная. В верхней части взлёта крутизна увеличилась до 30гр и осыпи сменились разрушенными скалами (фото 053). Через три перехода вышли на перевал.

Фото 052. Подъём на перевал Афлатун Западный.

Фото 053. Подъём на перевал Афлатун Западный.

Фото 054. Группа на перевале Афлатун Западный. Вид на ущелье Чимгет.

Фото 055. Седловина перевала Афлатун Западный.

11:10 Группа вышла на перевал Афлатун Западный, точка 22 (фото 054). Седловина перевала узкая (фото 055), хотя палатки поставить можно. Воды нет, но на северной стороне снежник доходит до самой седловины перевала.

11:40 Группа начала спуск с перевала. Вначале по снежнику, 30гр, потом справа по осыпи обошли небольшие скальные выступы и снова пошли по снежнику, 25p>

14:05 Выход. Начали подъём по ущелью левого истока Афлатуна С., с целью сделать радиальные выходы в этом ущелье. Шли по тропе по травянисто-осыпному склону правого берега, 10-20гр (фото 059). Через 1,5 часа мы по снегу перешли на левый берег реки (фото 060). Именно по снегу, а не снежному мосту. Река здесь маленькая и ущелье плотно забито снегом , мостом это назвать нельзя. Ещё получасовый переход и мы пришли к месту нашего лагеря.

Фото 056. Спуск с перевала Афлатун Западный..

Фото 057. Перевал Афлатун Западный с севера.

Фото 058. Слияние левого и правого истоков Афлатуна Северного..

Через полчаса по травянисто-осыпному склону, 15-10°, появляется тропа, вышли на слияние истоков Афлатуна Северного, точка 24 (фото 058).

13:20 Пришли на слияние. Здесь стоят палатки пастухов, гигантская поляна, пасутся овцы. Река с чистой водой. Отдых, обед.

72 14:05 Выход. Начали подъём по ущелью левого истока Афлатуна С., с целью сделать радиальные выходы в этом ущелье. Шли по тропе по травянисто-осыпному склону правого берега, 10-20° (фото 059). Через 1,5 часа мы по снегу перешли на левый берег реки (фото 060). Именно по снегу, а не снежному мосту. Река здесь маленькая и ущелье плотно забито снегом , мостом это назвать нельзя. Ещё получасовый переход и мы пришли к месту нашего лагеря.

Фото 059. Подъём вверх по ущелью левого истока Афлатуна Северного.

Фото 060. Подъём вверх по ущелью левого истока Афлатуна Северного.

16:00 Привал. Ищем место для стоянки. Здесь начинается река, она в этом месте очень мелкая. Ночуем на бугре (трава) рядом с этим ручейком, точка 25.Вода утром есть, но уже в другом ручье, тоже близко к месту ночёвки.

Решили в оставшееся до вечера время сходить радиально в верховья ущелья, в направлении нашего предполагаемого перевала п/п из ущ Туюкчи в это ущелье.

Радиальный выход на перевал между ущельем левого истока Афлатуна Северного и ущельем Туюкчи

16:30 Выход. Поднимались по травянисто-осыпному склону 15-20гр по левой стороне ущелья (фото 061), иногда тропа. Сложность подъёма некатегорийная. Поднялись за полтора часа. Перевал – широкая травянисто-осыпная седловина, точка 26 (фото 062). В сторону Туюкчи обрывается невысокими (5 м) скалами. Впрочем, они обходятся по осыпи. Видимый спуск на юг в ущ. Туюкчи проходит по травянисто-осыпному склону, внизу снежник (фото 063). Крутизна склона 30гр. Сложность спуска выглядит, как 1А-1Б, но внизу есть перегиб и, что там – непонятно.

Фото 061. Перевал из Афлатуна Северного в Туюкчи.

Фото 062. Перевал из Афлатуна Северного в Туюкчи.

Фото 063. Вид с перевала Афлатун Северный- Туюкчи в сторону ущелья Туюкчи.

Тура и записки на перевале нет, но много следов пребывания людей. Этот перевал часто посещается местными пастухами. Они ходят по своим делам в ущелье Туюкчи. Спускаются донизу, но насквозь ущелье не проходят из-за каньона.

Точка этого перевала не совпадает с запланированным нами на этом участке перевалом п/п, но в точности совпадает с перевалом Мечта, 2Б*,3600, как мы его нанесли на карту. Считаем эту оговорку (как мы его нанесли на карту) существенной, потому что по Мечте нет никаких описаний, фотографий, записка на перевале не найдена. В [1] есть только упоминание, что этот перевал требует уточнения местоположения. Карту к системе координат «привязывали» мы сами, и перевал тоже наносили сами, глядя при этом на схему-хребтовку Лебедева, которая является схемой, а не точной картой. Таким образом, мы не можем утверждать, что зашли именно на пер. Мечта. Тем более, что не видно было признаков 2Б*. Возможно категорию этому перевалу (равно, как и пер. Узун-Булак, 2Б*) дали именно за прохождение снизу через каньон ущ. Туюкчи. Может быть, но достоверной информации у нас об этом нет.

Фото 064. Группа на перевале Афлатун Северный – Туюкчи. Вид в сторону ущелья Афлатун Северный.

18:15 Начали спуск с перевала по пути подъёма после того, как сфотографировались на нём (фото 064).

18:55 Пришли к месту ночёвки, точка 25.

Итого за день:

Протяженность 18,8 км + рад. 1,3 км

Перепад высот 2190 м –3420 м – 3216 м

Суммарный набор и сброс высоты +2083м –1057 м

Перевал Чаткальский (радиально с востока)

Номер по классификатору --------

Номер на схеме–хребтовке 111

Высота по классификатору

(к схеме Лебедева А.А.) 3900 м

Высота по GPS 3883 м

Направление прохождения радиально с востока

Координаты по GPS 41гр52мин55.1" северной широты 71гр42мин41.8" восточной долготы

Расположен: в основном Чаткальском хребте севернее вершины 3943,3. Соединяет левый исток р. Туюкчи (р. Утур, р. Афлатун Ю.) и левый исток р. Афлатун Сев. (р. Чаткал).

Первопрохождение:2002 г., весна, Рыкалов П.В., г. Москва, [1]. Дальнейшая история прохождений: не было, наше прохождение – второе. Основные опасности: камнеопасные склоны с обеих сторон. Скалы 40-65гр, 300 м, снег 45гр, 100 м.

Меры безопасности: постоянное наблюдение за камнеопасными склонами, движение с самостраховкой, на крутых участках движение со страховкой по перилам. Осыпи проходить с самостраховкой, плотной группой и под углом к линии вертикали.

Участки, определяющие категорию сложности: с востока (определяющая сторона)скалы 65гр, 50 м и 45гр, 100 м снежник 45гр, 100 м разрушенные скалы и осыпь 40гр, 150 м. С запада скально-осыпной склон 40-45гр, 400 м.

Возможные места ночлега: с востока – в месте нашей ночёвки в ущелье левого истока р. Афлатун Сев., точка 25. С запада – на снежнике в южном цирке пер. Узун-Булак (есть озеро, частично под снегом). На перевале мест для палаток и воды нет, хотя аварийные ночёвки на камнях возможны, а вода – из снега.

Прохождение: 18 июля 2018 г. Описание даётся от ночёвки в ущ. левого истока Афлатуна С., точка 25, до перевала и обратно по линии подъёма. Тур и записка на перевале не обнаружены. Тур сложили и оставили в нём записку на скалах, на возвышении, в южной части седловины.

Погода во время прохождения: ясно, после обеда небольшая облачность.

18.07.2018 г.

6:00 Подъём.

7:30 Выход. Поднимаемся по травянисто-осыпному склону, 20-25гр, в направлении нашего перевала (фото 065, 066). Ближе к перевальному взлёту крутизна увеличивается до 35-40гр. Через полчаса подошли к осыпи со снежниками (фото 067). К утру ветер стих. За два перехода по 50 минут поднялись по этим осыпям к скалам перевального взлёта. Их крутизна 65гр. По скальному кулуару (фото 068) подниматься не стали. Скалы зализанные, некуда бить промежуточные крючья. Решили обойти кулуар справа.

Фото 065. Перевал Чаткальский с востока.

Фото 066. Подъём к перевальному взлёту перевала Чаткальский.

Фото 067. Подъём к перевальному взлёту перевала Чаткальский.

Фото 068. Первый скальный кулуар перевального взлёта перевала Чаткальский.

Фото 069. Обход первого скального кулуара на подъёме. Начало.

Фото 070. Обход первого скального кулуара на подъёме. Организация перил.

Первые несколько метров, где крутизна поменьше, прошли свободным лазаньем (фото 069), затем организовали перильную страховку (фото 070). 50 м, 65гр, под углом к вертикали, в таком направлении, чтобы выйти над первым скальным кулуаром. Первым шёл Михайлов с нижней страховкой, набивал промежуточные крючья, верхняя точка крепления – на крючьях. Остальные шли по перилам на жумарах с подстраховкой схватывающим узлом. На промежуточных крючьях – перестёжка с самостраховкой «усами». Последним шёл Швайко, выбивал крючья. Его страховали и выбирали верёвку сверху через тормозное устройство.

12:48 Прошли первую верёвку перил, выбили крючья и сняли верёвку.

12:55 Продолжили движение. Выше первого скального кулуара небольшое выположение, до 40гр, 20 м (фото 071). Поднялись по нему направо в следующий (второй) скально-осыпной кулуар, 45гр, 100 м. Скалы простые для лазанья, но, памятуя об обрыве внизу, повесили в этом кулуаре перила, 2х50 м. Так было быстрее и безопасней. Крепили верёвки на скальных крючьях.

После того, как прошли второй кулуар, увидели немного слева узкий снежный кулуар, 45гр, 100 м и дальше поднимались по снегу «на три такта» с самостраховкой (фото 072). Снег был не жёсткий, ступени получались достаточно глубокие и устойчивые.

Фото 071. Подъём во второй скально-осыпной кулуар перевала Чаткальский.

Фото 072. Подъём по снежному кулуару «на три такта».

Фото 073. Скально-осыпной кулуар (выше снежника).

Фото 074. Выход на перевал Чаткальский с востока.

Выше третьего (снежного) кулуара ещё один, четвёртый, снова скально- осыпной перевал, 35-40гр, 150 м. Скалы разрушенные, осыпь подвижная. Поднимались свободным лазаньем. Выбирали путь по скалам, так было проще, чем по осыпи (фото 073, 074).

15:29 Группа вышла на перевал Чаткальский, точка 27. Солнечно. Седловина скально-осыпная, мест для палаток нет, воды нет (фото 075). На западном склоне перевала мелкая осыпь, скалы, 40гр. Внизу, в южном цирке пер. Узун-Булак – выположение, практически полностью закрыто снежником (фото 076), хотя там видны и осыпные участки. Прямо напротив перевала хорошо видна снежная седловина пер. Туюкчи Связной (фото 077).

Фото 075. Седловина перевала Чаткальский и его западный склон.

Фото 076. Южный цирк перевала Узун-Булак.

Фото 077. Группа на перевале Чаткальский. Вид на перевал Туюкчи Связной.

Фото 078. Спуск по пути подъёма с перевала Чаткальский в ущелье Афлатун Северный.

Тур не найден. Новый тур сложили на скалах, на возвышении в южной части седловины, точка 27.

На протяжении всего восточного склона перевала, снизу доверху, нет мест для ночёвок. Воду обычно «включают» ближе к вечеру.

16:30 Группа начала спуск с перевала по пути подъёма (фото 078) и в том же порядке. Снежник прошли «на три такта», но спиной вперёд. Во втором (снизу) кулуаре –те же 100 м перил и в тех же точках крепления.

18:20 Подошли к месту, где у нас на подъёме был верх первой верёвки. Удобней показалось спуститься вертикально вниз по первому скальному кулуару. Нашёлся подходящий скальный выступ для петли, дополнительно мы петлю подстраховали скальными крючьями (фото 079, 080).

Фото 079. Организация перил для спуска по первому(нижнему) скальному кулуару.

Фото 080. Организация перил для спуска по первому(нижнему) скальному кулуару.

Фото 081. Спуск по вертикальным перилам по первому скальному кулуару.

Фото 082. Спуск по вертикальным перилам по первому скальному кулуару.

Спустились по перилам с верхней страховкой через тормозное устройство (фото 081, 082).

Последним шёл Михайлов с верхней страховкой (страхующий стоял внизу). В месте окончания перил все участники последовательно уходили направо под нависающую скалу, в рантклюфт между скальным кулуаром и нижним снежником, чтобы уйти с линии возможного падения камней. После того, как все участники прошли эти перила, сдёрнули верёвку и по снежнику и далее по травянисто- осыпному склону ушли к месту нашей ночёвки, точка 25.

20:15 Вернулись в лагерь.

Общее время 12 часов 45 минут

в том числе на скальных крючьях 5

Перила на подъёме 150 м

на спуске 150 м

Перевал Донецких туристов (радиально с востока)

Характеристика перевала

Номер по классификатору -------

Номер на схеме - хребтовке -------

Категория сложности 1Б с востока

Высота по классификатору -------

Высота по GPS 3917 м

Направление прохождения радиально с востока

Координаты по GPS 41гр53мин21.9"северной широты 71гр42мин14.2"восточной долготы

Расположен: в северном отроге Чаткальского хребта между вершиной 3819,3 на севере и перевалом Чаткальский на юго-востоке. Соединяет р. Узун-Булак (р. Арпа-Тектю, р. Чаткал) и левый исток р. Афлатун Сев. (р. Чаткал).

Первопрохождение: следов пребывания людей на перевале не обнаружено.

Основные опасности: с востока – осыпи и разрушенные скалы, 35-40гр,с запада скально-осыпной склон, 40гр и больше. Возможно падение камней в том числе и с окружающих вершин.

Меры безопасности: постоянное наблюдение за камнепадоопасными склонами, движение по осыпи с самостраховкой, плотной группой и под углом к линии вертикали, на крутых участках движение со страховкой по перилам.

Участки, определяющие категорию сложности: на востоке – осыпи и разрушенные скалы, 35-40гр, 250 м на западе – скально-осыпной склон, 40гр и больше, 400 м. Определяющая сторона – западная.

Возможные места ночлега: с востока – в месте нашей ночёвки в ущелье левого истока р. Афлатун Сев., точка 25. С запада – на осыпях в северном цирке пер. Узун-Булак (есть озеро и река). На перевале места для палаток можно выложить на камнях, но воды нет, а небольшие участки снега не имеют постоянного характера.

Прохождение: 19 июля 2018 г. Описание даётся от ночёвки в ущ. левого истока Афлатуна С., точка 25, до перевала и обратно по линии подъёма до слияния левого и правого истоков Афлатуна Северного, точка 24. Тур и записка на перевале не обнаружены. Тур сложили и оставили в нём записку на северной седловине.

Погода во время прохождения: ясно.

19.07.2018 г.

8:10 Выход. Погода хорошая, ясно. Траверсируем осыпной склон, 20-25гр, в направлении широкой седловины между двумя скальными вершинами (фото 083).

Фото 083. Перевал Донецких туристов со стороны ущелья Афлатун Северный, с востока.

Средняя и мелкая осыпь, снег по склону – небольшими участками, местами по осыпи есть трава. Через два часа подошли к началу перевального взлёта. Его протяжённость 250 м. Поднимались по нему, стараясь идти по выходам разрушенных скал, 35-40гр, так как осыпь, до 35гр, подвижная и подниматься по ней не очень удобно. Скалы простые. Как ступеньки.

За час с небольшим поднялись на перевал, ведущий из ущ. Афлатун в ущ. Узун-Булак (фото 084). Тура с запиской и следов пребывания людей не обнаружили. По имеющейся у нас информации, в хребте между этими двумя ущельями нет известных перевалов. И хотя это радиальное восхождение, мы назвали этот перевал перевалом Донецких туристов. Подъём соответствует 1Б категории сложности. Осыпные склоны,35-40гр, разрушенные скалы. С седловины хорошо виден перевал Туюкчи Связной и частично Узун-Булак (фото 085).

Фото 084. Седловина перевала Донецких туристов, его восточный склон.

Фото 085. Северный цирк перевала Узун-Булак.

Фото 086. Возможный спуск с перевала Донецких туристов в ущелье Узун-Булак.

Перевал имеет две седловины: северную и южную. Первые 100-200 метров с каждой седловины на запад, в ущ. Узун-Булак – среднекаменистая осыпь, 40°. Дальше – перегиб (крутизна увеличилась), склон не просматривается и ниже очень вероятны скальные сбросы (фото 086). Тур сложили на северной седловине, точка 28. Вероятнее всего, спуск возможен с южной седловины. Оцениваем его не ниже 2Б, но точно можно будет что-то сказать, если рассмотреть этот перевал из ущ. Узун-Булак. Возможно, спуск есть, но с седловины увидеть его нельзя. Сфотографировались на перевале (фото 087).

Фото 087. Группа на перевале Донецких туристов. Вид в сторону ущ. Узун-Булак..

12:53 Группа начала спуск с перевала по пути подъёма. На спуске скалы старались обходить, а шли по осыпям. Они очень подвижные и удобные для спуска – «лифт». На более пологих участках пересекали небольшие снежники (фото 088).

13:55 Группа спустилась к лагерю, точка 25. Собрали вещи, которые у нас ещё здесь были и через полчаса пошли вниз по уже знакомой нам тропе к месту слияния истоков Афлатуна С. В точке 29 сделали фотографию наши перевалов Чаткальского и Донецких туристов (фото 089). В этом месте ущелье немного поворачивает, и за поворотом перевалы уже не будет видно. Фотография из этой точки важна, потому что перевал Чаткальский из другого ракурса может быть не узнаваем. Середина дня. Жарко.

Фото 088.Спуск с перевала Донецких туристов в ущелье Афлатун Северный.

Фото 089.Спуск с перевала Донецких туристов в ущелье Афлатун Северный.

15:05 Пришли к палаткам пастухов на слиянии истоков Афлатуна Северного, точка 24. В этот день уже больше никуда не пошли, отдыхали, собирались к протяжённому переходу под пер. ЧТЗ.

Общее время 6 часов 55минут

Высота по GPS 3764 м

Направление прохождения с юга на север

Координаты по 41гр57мин44.5"северной широты 71гр49мин17.3"восточной долготы

Расположен: в северном отроге Чаткальского хребта, соединяет р. Афлатун Восточный (р. Чаткал) и р. Ишенкуль (р. Кара-Токой, р. Чаткал).

Первопрохождение: нет информации.

Дальнейшая история прохождений: нет информации.

Основные опасности: разрушенные скалы, осыпи, возможно падение камней.

Меры безопасности: движение по осыпи и скалам с самостраховкой, постоянное наблюдение за камнепадоопасными склонами. Могут потребоваться перила на разрушенных скалах северного склона.

Участки, определяющие категорию сложности: на подъёме –осыпи и разрушенные скалы, 600 м, до 35гр. На спуске – осыпи и разрушенные скалы,500 м, 4530гр.

Возможные места ночлега: на подъеме – на повороте к пер. Кара-Токой, точка 31, (фото 093), а также перед выходом на снежник( начало перевального взлёта), на траве

на перевале –на камнях можно выложить места для 1-2 палаток, вода из снега на спуске –возле озера, точка 33, а также в других местах возле озёр или основной реки.

Прохождение: 20-21 июля 2018 г. Описание даётся от слияния истоков Афлатуна Северного, точка 24, до лагеря в ущ. Ишенкуль, точка 33. Тур на перевале есть, но записки там никакой не было.

Погода во время прохождения: 20 и 21-го. С утра ясно, после обеда облачно и ветрено.

20.07.2018 г.

08:15 Выход. Ясно, солнечно. Шли вниз по ущелью по тропе. Травянистый склон, иногда осыпи. Тропа идёт недалеко от реки, несколько раз переходит с берега на берег, но река мелкая, можно перейти по камням или даже, если хорошие ботинки, просто по воде. Через час подошли к подошли к озеру Афлатун, точка 30, (фото 090). Оно обходится левым берегом. Сразу за озером несложный брод на правый берег, спокойное течение, 15-20 см глубина, ровное дно. Здесь обширная плоская поляна (фото 091), слияние Афлатуна Северного и Афлатуна Восточного.

Фото 090. Озеро Афлатун.

Фото 091. Место слияния Восточного и Северного Афлатуна.

После небольшого отдыха повернули направо и начали подъём по ущ. Афлатуна В. Вначале набор высоты незначительный, хорошая тропа, иногда только теряется на камнях вблизи реки. Дно долины плоское, сравнительно широкое. Тропа несколько раз переходит с берега на берег (фото 092).

Фото 092. Место брода через Афлатун Восточный.

Броды несложные, иногда есть брёвна через неширокие рукава. Встречаются палатки пастухов.

Через два часа тропа по левому берегу постепенно уходит от реки и поднимается над ней. Травянистый склон, 20-30гр, но по тропе набор высоты плавный, 10-15гр. За два перехода по 50 минут опять подошли к реке, в очередной раз – на другой берег (небольшие скальные прижимы) и почти сразу же обратно – на левый берег. Здесь большая поляна, есть родник, места для палаток. Остановились на обед.

15:20 Выход. Усилилась облачность и ветер. Тропа на некотором удалении от реки, но по ходу пересекаем несколько ручьёв, вода есть. Понемногу крутизна увеличивается, до 20гр. Через два часа подошли к верхним палаткам пастухов в этом ущелье. Отсюда виден уже наш перевал ЧТЗ и совсем недалеко поворот к пер. Кара- Токой, 1А. После небольшого привала и общения с пастухами продолжили наш подъём. Склон становится травянисто-осыпным, встречаются выходы разрушенных скал, но тропа устойчивая, хотя местами до 30гр.

19:35 Пришли к месту нашей ночёвки, точка 31. Хорошие места, вода рядом, как раз напротив поворота на восток-юго-восток к пер. Кара-Токой (фото 093). От оз. Афлатун поднялись всего на 500 м.

Фото 093. Лагерь в верховьях Афлатуна Восточного

общее время 11 часов 20 минут

протяженность 17,2км

перепад высот 2999 м –2716м – 3222 м -283 м +506 м

21.07.2018 г

08:00 Выход. Ясно, солнечно. С места нашей ночёвки хорошо видна широкая осыпная седловина перевала ЧТЗ (фото 094). Вышли по травянистому склону, тропы нет, в направлении узкого снежника (фото 095). Сам склон - 30гр, но мы траверсируем его почти горизонтально.

Фото 094. Перевал ЧТЗ с юго-запада.

Фото 095. Подъём на перевал ЧТЗ из ущелья Афлатун Восточный.

За полчаса подошли к перевальному взлёту, это как раз начало снежника (фото 096). Здесь тоже можно было поставить лагерь, пологая трава, есть вода. Дальше шли по снежнику, 20-25гр, 300 м, снег не жёсткий, идти было удобно.

Фото 096. Подъём на перевал ЧТЗ из ущелья Афлатун Восточный.

Фото 097. Выход на перевал ЧТЗ.

За час поднялись к верхнему краю снежника и вышли на осыпной склон.

Мелкая осыпь, подвижная, старались выбирать глинистые участки, а последние 100 м поднимались уже по разрушенным скалам, до 35гр (фото 097).

11:40 Группа вышла на перевал ЧТЗ, точка 32, (фото 098). Северо-восточный склон перевала разделён небольшим отрогом (фото 099). В левом цирке есть озеро и, по-видимому, там можно спускаться в ущ. Ишенкуль, но мы спускались направо от этого отрога, через снежный перегиб, в небольшое ущелье, потому что у нас по плану был подъём в верховья ущ. Ишенкуль.

Фото 098. Седловина перевала ЧТЗ.

Фото 099. Северо-восточные склоны перевала ЧТЗ.

Перевал ЧТЗ имеет две седловины. Мы вышли на левую по ходу подъёма, показалось, что так удобнее. С перевала хорошо видно ущ. Афлатуна В. (фото 100), а вид на восток перекрыт отрогами (фото 101).

Фото 100. Ущелье Афлатун Восточный. Вид с перевала ЧТЗ.

Фото 101. Группа на перевале ЧТЗ. Вид на восток.

Тур на перевале заметный и банка в нём была, но записки там не оказалось. Седловина – широкий скально-осыпной гребень. При необходимости на камнях можно выложить места для 1-2 палаток, вода из снега.

11:52 Группа начала спуск с перевала. Разрушенные скалы, покрытые осыпью, 45гр-40гр, 300 м. Шли по диагонали слева направо по направлению к снежному перегибу (фото 102, 103), постоянно наблюдали за склоном, могут падать камни. При других условиях (мокрые или обледенелые скалы) здесь может понадобиться перильная страховка. Иногда попадались участки мелкой осыпи, по ним удобно было спускаться.

Фото 102. Спуск с перевала ЧТЗ.

Фото 103. Спуск с перевала ЧТЗ.

13:30 Спустились на снежник, здесь небольшое выположение и выход опять на осыпи (фото 104). Небольшой технический привал чтобы вытрусить камни из ботинок. Дальше спускались, 200 м, 35-30гр, по осыпям, иногда выходили на снег (фото 105).

Фото 104. Перевал ЧТЗ с северо-востока.

Фото 105. Спуск с перевала ЧТЗ в ущелье Ишенкуль.

После сброса высоты шли по беспорядочному нагромождению осыпей разного вида.

14:10 Пришли к озеру, очень красивому, с плавающим снегом, полянка, трава, пологое место, точка 33. Удивительно, как мы ухитрились попасть к этому месту, оно со всех сторон окружено осыпными и травянистыми валами. Здесь у нас перекус.

Радиальный выход в верховья ущ. Ишенкуль

15:30 Выход. Наши дальнейшие планы – это пройти в верховья ущ. Ишенкуль и попытаться найти новый перевал на ледник Советских географов. От места привала движемся по зеленой траве, валы из зеленой травы (фото 106). Через 15 минут переходим реку по камням на правый берег и продолжаем идти по траве, тропы нет. Впереди ущелье с востока ограничено хребтом, но оно ещё продолжается немного направо и чуть больше налево вдоль скальных стен этого хребта. Направо, там есть большое озеро, а сам хребет выглядит перспективным для его прохождения в сторону Сары-Челека (фото 107).

Фото 106. Радиальный выход в верховья ущелья Ишенкуль.

Фото 107. Радиальный выход в верховья ущелья Ишенкуль.

Возможные перевалы в ущелье Сары-Челек.

Мы же пошли налево. До поворота мы дошли за один переход 50 минут. Склон стал травянисто-осыпным, а после перехода на левый борт ущелья (ручей совсем уж незначительный) и вовсе пошли по среднекаменистым осыпям, 20-25гр. Пройдя час после поворота мы остановились на привал для отдыха и принятия решения, точка 34. Хребет, ограничивающий л. Советских географов с юга был полностью открыт перед нами. Скальная стена (фото 108). Ничего похожего на перевал 2А, как предполагали изначально, мы там не увидели, а более сложное первопрохождение не соответствовало нашему уровню. Для этого случая у нас и был в запасном варианте пер. Советских географов.

Сообщили в МКК о своём решении идти на пер. Советских географов, согласовали с ними его прохождение из ущелья левого истока р. Каратокой. Рассмотрели повнимательнее окружающие нас хребты. Очень соблазнительно выглядят две скально-осыпные седловины (фото 108), на вид с этой стороны 1Б-2А, которые должны выводить в верховья Сары-Челека. Однако, в этот раз нам туда не надо, поэтому, повздыхав о несбывшихся замыслах, мы развернулись и пошли вниз по пути подъёма.

19:10 Остановились на ночлег возле «нашего» обеденного озера, точка 33.

Комфортное место после перевального дня.

Фото 108. Возможные перевалы из Ишенкуля в Сары-Челек.

общее время 11 часов 10 минут

протяженность 3,1км

+ радиально 3,2 км

перепад высот 3222 м –3800м – 3384 м +578 м -416 м

Итого за два дня и перевал :

общее время 22 часа 30 минут

протяженность 20,3 км

+ радиально 3,2 км

перепад высот 2999 м –3800м – 3384 м +801 м -416 м

Переход: ущелье Ишенкуль – левый исток р. Каратокой

Прохождение: 22-23 июля 2018г. Описание даётся от лагеря в ущ. Ишенкуль, точка 33, до верховьев левого истока р. Каратокой, перед водопадом, точка 38.

Погода во время прохождения: 22-го солнечная жаркая погода. 23-го до обеда ясно, после обеда облачно.

22.07.2018г.

6:00 Подъём группы. Солнечно.

7:45. Выход. От места ночёвки пошли левым берегом Ишенкуля и через 10 минут перешли по камням на его правый берег (фото 109). Стараемся выбирать путь, чтобы понапрасну не терять (набирать) высоту, очень уж бугристая поверхность. Характер рельефа разнообразный, 15-25гр, в основном средняя, мелкая осыпи и травянистые склоны. Через два часа подошли ко входу в ущелье, которое ведёт к перевалу Долгожданный, точка 35, (фото 110).

Фото 109. Спуск по ущелью Ишенкуль.

Фото 110. Ущелье Ишенкуль. Поворот на перевал Долгожданный.

Через полчаса появилась тропа и мы подошли к реке, точка 36. На левом берегу видно было продолжение тропы, а по правому берегу – обширная среднекаменистая осыпь без признаков тропы. То есть, мы подошли к броду. Он был несложный, течение слабое, глубина 15-20 см. Реку мы перешли, но оказалось, что правильно было идти правым берегом почти до устья Ишенкуля.

Тропа по левому берегу была старая (фото 111), она потом терялась и ниже по ущелью, перед озёрами (которых нет на карте), упиралась в скальные прижимы.

Нам всё равно через несколько километров (три часа ходу) пришлось возвращаться на правый берег, но в уже более худших условиях. Спуск, 40-45гр, по сцементированному травянисто-осыпному склону к реке. И нам очень сильно повезло, что в этом месте, перед озёрами, был прочный снежный мост, по которому (по одному) мы и перешли на правый берег.

Течение здесь уже такое, что так просто вброд не переправишься и без этого моста очень может быть пришлось бы возвращаться наверх к месту неоправданной переправы. Советуем другим, идущим после нас, в точке 36 всё-таки продолжать спускаться правым берегом, преодолеть осыпи и потом уже там начинается хорошая тропа, мы её видели.

Фото 111. Спуск по ущелью Ишенкуль.

Около часа мы потратили на разведку пути. Убедились, что не можем из-за скал пройти по левому берегу и нашли, хотя и не сразу, место перехода на другой берег. Возможно у пастухов когда-то и была тропа левым берегом, но в таком случае надо точно знать, где она проходит. Скорее всего далеко поверху, над скалами, но это надо знать точно, иначе можно влипнуть в ситуацию.

После перехода реки по снежному мосту до тропы надо было подниматься

100 м по крутому, 40гр, травянистому склону, но когда поднялись, то проблем с дорогой на этот день уже не было. Тропа была натоптана стадами, а не просто одной коровой какой-то.

15:33 Привал. Это мы уже остановились отдохнуть ниже двух озёр. Их нет на карте и на схеме Лебедева. Очень красивые два озера в скальных берегах. И не маленькие – по несколько десятков метров в длину. Тропа ближе к озёрам проложена по старой крупнокаменистой осыпи. Ниже озёр она по камням переходит на левый борт ущелья.

15:45 Выход. Продолжили идти по тропе по осыпям и между большими валунами. Через 15 минут вновь по камням перешли на правый берег и дальше уже до устья Ишенкуля шли по правому берегу. Склон стал травянистым.

17:30 Подошли к слиянию Ишенкуля с Каратокой. В этом месте большая травянистая поляна. Рядом, по Каратокою, чуть выше слияния, оз. Голубое. На топокарте его нет, а на схеме Лебедева нанесено. Здесь можно подыскать подходящее место для лагеря. По словам пастухов вниз по Каратокою до

автомобильной грунтовой дороги часа два ходу. Ущелье посещается отдыхающими из-за большого количества красивых озёр.

17.45 Выход. От слияния шли по хорошей тропе (иногда терялась в камнях) по травянисто-осыпному склону, 15-25гр, левого борта ущ. Каратокой (фото 112).

Фото 112. Ущелье Каратокой.

Тропа идёт высоко (до 400 м) над рекой. Все еще жарко, говорят, что в этом году жара, какой не было уже лет 10. Тропа петляет по старым валам и отрогам. Они поросли травой, встречаются островки леса или чистых осыпей. По склонам разбросаны крупные валуны.

19:35 Пришли к месту ночёвки в ущ. Каратокой, точка 37. Травянисто- осыпной склон, высоко над западной оконечностью оз. Каратокой. Вода выше по склону из ручья, но далековато, 10 минут идти. Открытое ветреное место, но до более комфортных мест сегодня мы бы уже не дошли.