Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Тянь-Шань >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Михаил Лебедев, г. Черноголовка, Московская область

Какими здесь станут пустыми пути,
как будут без нас одиноки вершины
Читайте на Mountain.RU:
Западный Кокшаал-Тау-2000 , Александра Крисюк, г. Черноголовка, Московская область
Восхождение на Пик Данкова

Сейчас, когда у большинства слово альпинизм ассоциируется с восхождениями на Эверест или другие восьмитысячники, когда ежегодно подсчитывается рейтинг сильнейших альпинистов мира и каждый альпинист, совершающий сложные восхождения, явно или неявно оказывается втянутым в это соревнование, уместно напомнить, что первоначально альпинизм не имел ничего общего со спортом в нашем теперешнем понимании. Альпинизм вырос из путешествия, и первые альпинисты были в большинстве своем путешественниками и географами. Не угасла эта ветвь в альпинизме и сейчас, хотя все основные горные массивы планеты уже неплохо изучены. Может показаться странным в наш век спутниковой топографии, но даже на Памире и Тянь-Шане не говоря уже о Гималаях или Каракоруме, существуют целые горные районы, где до сих пор ни разу еще не побывали альпинисты. Сведения об основных вершинах и перевалах скудны или вовсе отсутствуют, карты неточны, а иногда и ошибочны.

Освоение этих районов несет в себе очарование неизвестности, ни с чем не сравнимую радость первооткрывательства. Каждая экспедиция превращается в Путешествие в полном смысле этого слова. Поднимаясь к вершине, ты уверен, что первым из людей ступаешь на этот пушистый снег, на котором можно встретить следы разве что горных козлов, волков или снежного барса. Неизвестность поджидает повсюду, за каждым поворотом ущелья, за каждым новым взлетом скального гребня. Новые вершины вдруг открываются твоему взору, как берега Америки перед моряками Колумба.

В таких экспедициях много времени обычно уходит на разведку, и трудно бывает сразу найти самую сложную в районе вершину и взойти на нее по наиболее сильному маршруту. Это значит, что честолюбивые амбиции, чисто спортивная сторона уходят на второй план. По-моему, это хорошо. На первый план выходит нечто более важное, более естественное и первоначальное. Звезды смотрят по ночам вниз из непостижимых глубин мироздания. Они льют свой холодный, мерцающий свет прямо в душу, распахнутую навстречу Космосу. Ощутить это можно только здесь, за много километров от людей, среди отвесных скал и льда, прислушиваясь к ночному дыханию спящих гор. Это Белое Безмолвие Джека Лондона, это ночь в пустыне у разбитого самолета Экзюпери, это богатство и одиночество отшельников. Здесь явственно ощущается конечность нашего земного бытия, и многие вопросы, над которыми мы не задумываемся в суете обыденной жизни, становятся неожиданно важными и уместными.

Экспедиция в малоизученные горные районы - это почти всегда долгая и изматывающая дорога, во время которой сталкиваешься с различными людьми - геологами, шоферами, охотниками, пограничниками, вертолетчиками. Это визборовская поэтизация суровой мужской работы с ее общажно-неустроенным бытом, риском и подкупающе простыми, сильными и естественными чувствами. В человеческих отношениях здесь меньше недосказанности - суровая природа не любит двусмысленностей и полутонов. Выразить свое отношение к другим можно не красивыми открытками, а конкретными и грубыми вещами: поделиться своим запасом бензина или продуктов, подбросить на машине, сделав для этого лишний крюк, подарить пачку сигарет. Прошедшим летом группа черноголовских альпинистов приняла участие в экспедиции альпинистов Московской области в один из отдаленных горных районов Тянь-Шаня, район хребта Западный Кокшаалтау. Это была уже третья экспедиция команды Московской области в данный район за последние пять лет.

Западный Кокшаалтау... Горный хребет Тянь-Шаня, по которому проходит граница Киргизии и Китая. Суровая дикая природа, живущая по своим собственным законам, не несущая отпечатков деятельности человека. История изучения этого края скупа, количество побывавших здесь экспедиций можно пересчитать по пальцам, постоянно живущего местного населения нет, а названия красивейших вершин связаны с именами и событиями экспедиций различных лет. Изучение района началось в конце прошлого века. Первыми исследователями этих гор были русские путешественники и топографы. На лошадях и верблюдах месяцами пробирались они сюда, преодолевая горные реки, разведывая пути через перевалы, составляя первые карты. Они дошли до Китая, и на его карте до сих пор сохранились названия, данные нашими соотечественниками.

Высшая точка района, пик Данкова (5980 м), носит имя начальника геодезической экспедиции, работавшей здесь над составлением подробных карт Российской Империи. Названия ледников Пальгова и Григорьева также напоминают о наших выдающихся путешественниках.

После революции, в тридцатые годы, в Западном Кокшаалтау побывала экспедиция известного советского путешественника и альпиниста профессора Летавета. Экспедиция побывала в неизвестных до того времени ущельях и нанесла на карту новые ледники и вершины. С одной из гор взорам путешественников открылся вид на верховья ущелья Чонтурасу с удивительной по красоте вершиной, имевшей вид правильной остроконечной пирамиды, которая круто обрывается вниз суровыми скальными стенами. Восхищенный Летавет дал этой вершине название пик Альпинист. Вскоре после окончания экспедиции, уже в Москве, умер один из ее участников, врач, и в память о нем одной из вершин в ущелье Чонтурасу было дано имя пик Марона.

Предполагается, что первой спортивной альпинистской командой, побывавшей в ущелье Чонтурасу, была экспедиция альпинистов Московской области 1969 года. Это был год драматического ухудшения наших отношений с Китаем, отмеченный вооруженными столкновениями вокруг острова Даманский. Наши альпинисты подвергались тогда вполне реальной опасности быть захваченными китайскими войсками, поскольку они совершали свои восхождения в непосредственной близости от границы, уже за пределами зоны, контролируемой нашими пограничниками. К счастью, все прошло благополучно, и на карте района появились новые названия: пик Королева, пик Цандера, пик Кибальчича, пик Зенит.

Две последующие экспедиции подмосковных альпинистов также проходили в ущелье Чонтурасу. В 1993 году было совершено первое восхождение на пик Альпинист, впервые пройдены две новые вершины - пик Зинаида и пик Подмосковный. В 1996 году в составе нашей экспедиции были молодые альпинисты из Франции и Германии. Неустойчивая погода очень помешала тогда восходителям, но, несмотря на все сложности, было совершено первовосхождение на красивую и сложную вершину - пик Трапеция, проложены два новых маршрута на пик Альпинист (один из них - франко-германской группой), совершены другие восхождения. Однако экспедиция 1996 года запомнилась, прежде всего, драматической историей, разыгравшейся тогда прямо в базовом лагере. У немецкой альпинистки после возвращения с тренировочного выхода начался острый отек легких, последовала остановка сердца и дыхания. Благодаря быстрым и грамотным действиям врача нашего сбора Саши Крисюка, самоотверженной помощи всех участников экспедиции и пограничников, девушку удалось спасти, срочно эвакуировав ее в Бишкек на вертолете. В память об этой истории наши зарубежные друзья назвали одну из пройденных ими вершин pic de la Entrade - пик Взаимопомощи.

Этим летом нашей целью было ущелье Джурек, в котором расположена высшая точка всего района - пик Данкова. До нас здесь уже побывало несколько экспедиций, в том числе одна иностранная - эта высокая и красивая вершина давно известна альпинистам. Нам, конечно, тоже хотелось сходить на Данкова, но была у нас и своя, особенная цель - пик Черноголовка. Идея назвать гору в честь Черноголовки появилась у нас примерно год назад. Черноголовские альпинисты вложили немало сил и души в освоение этих суровых гор, а мы всегда чувствуем себя частью своего поселка, с которым у каждого из нас связано в жизни очень многое. Мы уйдем, а гора останется, и будет напоминать людям о нашем замечательном научном городке, который того вполне заслуживает. Идея наша была поддержана спортсоветом поселка во главе с В. Грязновым и Главой черноголовской Администрации Е.Н. Борисовым, оказавшим большую помощь в организации экспедиции.

И вот мы на месте. Но как же выбрать подходящую гору? Как часто бывает в подобных случаях, окончательный вариант сложился сам собой. Высочайшие горы в этом ущелье - пик Данкова и пик Космос - уже имеют названия. Сначала нам казалось, что надо выбрать какую-то из соседних с ними и тоже достаточно высоких вершин. У этого варианта, однако, были свои минусы. Прежде всего, таких вершин оказалось достаточно много, и все они как-то терялись по сравнению с явно доминирующими в районе Данковым и Космосом. Кроме того, группа более высоких гор была практически не видна из базового лагеря. Все это означало, что выбранный таким образом пик был бы известен только альпинистам, подробно изучающим этот район: нам же хотелось, чтобы гору эту знали не только альпинисты, но и пограничники, и шоферы, и туристы - одним словом, все попадающие в ущелье. Оставался еще один вариант - назвать пиком Черноголовка одну из относительно невысоких красивых снежных вершин, стоящих прямо у входа в ущелье и привлекающих внимание всех, кто к нему подъезжает. Прямо под одной из этих вершин и был расположен наш базовый лагерь. Она выглядела настолько простой и привлекательной, что ее тут же выбрали для тренировочного восхождения наши друзья из Подольска. Нельзя же запретить людям идти на гору только потому, что она "наша"! Мы предприняли разведывательный выход в соседнее ущелье и вновь начали подумывать о первом варианте, как вдруг оказалось, что "наша" гора не такая уж и простая! Подольские ребята вернулись ни с чем... Ровный и пологий с виду гребень, ведущий к вершине, неожиданно обрывается вниз почти 200-метровым провалом, после спуска в который предстоит преодолеть крутую скальную стену с лазаньем примерно пятой категории сложности! Подольчане оказались просто не готовы к такому повороту событий: они не взяли с собой достаточного количества веревок и снаряжения для серьезной скальной работы и были вынуждены вернуться. Наконец, после подробного обсуждения всех возможных вариантов, мы выбираем именно этот.

В нашей команде - мастер спорта, чемпион СССР по альпинизму Виктор Ефимов, мастер спорта Валерий Бойко, к.м.с. по альпинизму и горным лыжам, тренер поселковой детской горнолыжной секции Игорь Шимохин, к.м.с. Елена Лебедева, одна из немногих женщин в России, имеющих в своем активе восхождение на вершину высотой более 8000 м, и автор этих строк. В качестве вспомогательной группы для наблюдения и связи с нами до провала идут также Зоя Ефимова, Екатерина Сутягина и один из наших врачей, Евгений Валиков.

Областная команда ушла накануне на подход к пику Космос. Они планируют пройти сложный стенной маршрут для участия в чемпионате России. Космос - красивая и мрачная гора, расположенная напротив пика Данкова и почти не уступающая ему в высоте. По его стенам, круто обрывающимся в ущелье, время от времени грохочут лавины и ледовые обвалы. Стена до сих пор не пройдена, хотя такие попытки предпринимались.

Мы без проблем добираемся до провала и останавливаемся здесь на ночевку. Рано утром наша команда уйдет на восхождение. Мы пойдем налегке, без палатки и спальных мешков, рассчитывая вернуться до наступления темноты. Наблюдатели останутся ждать нас на ночевке.

Погода с утра стоит отличная, и мы начинаем спускаться в провал. Учитывая опыт подольских ребят, мы заранее запаслись дополнительными веревками, чтобы провесить весь спуск в провал и использовать потом висящие веревки для подъема при возвращении с вершины. Вот, наконец, и дно провала - узкая перемычка в гребне, пройдя по которой мы упираемся в скальную стену. Валера начинает работать на стене. Скалы местами сильно разрушены, надо двигаться аккуратно, чтобы не сыпать камни на нижних (есть опасность перебить страховочную веревку). В общем, надо быть предельно собранным и внимательным. Работа первого наиболее опасна и ответственна. Он движется с нижней страховкой, забивает крючья и закрепляет веревку для движения остальных. Он, кроме того, выбирает маршрут, то есть постоянно должен держать в голове не только сложности конкретного участка, но и перспективы дальнейшего движения. Я работаю вторым. Второй страхует лидирующего, тащит в рюкзаке дополнительное снаряжение, которое неожиданно может понадобиться первому, его теплые вещи, аптечку. При необходимости первый и второй могут быстро поменяться ролями, от их сработанности и взаимопонимания зависит темп и безопасность продвижения группы. Мы с Валерой давно ходим вместе и хорошо понимаем друг друга.

Разрушенные скалы кончились, куда теперь? Слева монолитная, крепкая стена, вправо уходит узкая полка - движемся по ней в надежде найти за углом более простой вариант подъема. Время в работе проходит незаметно. Каждый занят своим делом. На двенадцатичасовой связи узнаем, что ребята на Космосе находятся выше места запланированной ночевки и продолжают подъем. Валера проходит самый сложный участок нашего маршрута - из широкой, местами обледеневшей скальной щели он перешел на гладкую монолитную стену с малым количеством зацепок, которая заканчивается небольшим нависанием. И вот стена позади. Мы выходим на теплые, освещенные солнцем простые скалы, по которым быстро поднимаемся до белой снежно-ледовой шапки. До вершины остается 100-150 метров по простому льду.

Мы с Валерой сидим и, не торопясь, надеваем кошки. Погода великолепная - на небе ни облачка, вдалеке хорошо видны крутые склоны вершин еще не исследованного ущелья. Мы поджидаем остальных. Вдруг до нас доносится крик Вити: "Корсун без сознания!" Он повторят это еще и еще раз. На трехчасовой связи из базового лагеря сообщили, что группа на Космосе попала в лавину. Игорь Корсун потерял сознание. Что с ним? Насколько это серьезно? Ничего не понятно. Хочется надеяться, что все обойдется. Голос у Розы Ефимовой взволнованный. Мы договариваемся выходить на связь каждый час, и немедленно начинаем спуск. Когда через час мы узнаем, что Игорь все еще не пришел в себя, становится ясно, что дело плохо. В базовый лагерь приходим в темноте. Навстречу выходит Женька. Игорь умер. Он получил страшный удар камнем или куском льда, шедшим в лавине, и, несмотря на все усилия ребят, проводивших по консультациям врачей реанимационные мероприятия, скончался, не приходя в сознание.

Погода резко портится. Вплоть до нашего отъезда идут непрерывные дожди, как будто горы плачут. Все последующие события происходят под знаком этой тяжелой, невосполнимой утраты. В день перед отъездом с раннего утра по ущелью разносится монотонный звук шлямбура. На камне над местом нашего базового лагеря ребята, сменяя друг друга, выбивают надпись: "Корсун Игорь, погиб на в. Космос 12.08.98". Под ней ледоруб. Мы еще вернемся сюда...

P.S. Решением тренерского совета сборов альпинистов Московской области восхождение на пик Черноголовка было засчитано. Это обычная практика в подобных ситуациях. Случается, что команда, идущая сложный стенной маршрут, успешно проходит стену, преодолев все технические трудности, но в силу чрезвычайных обстоятельств (плохая видимость, спасательные работы) не может подняться на вершину, до которой остается сотня метров пути пешком. В таких случаях восхождение обычно признается совершенным.

После передачи всех материалов по восхождению в классификационную комиссию Федерации альпинизма России пик Черноголовка появится, вместе с другими новыми вершинами и маршрутами, пройденными альпинистами нашего сбора (пик Героев-чернобыльцев, пик Витязь, пик Горных водителей, пик Крылья Советов, новый маршрут на пик Данкова) в классификационной таблице горных маршрутов на вершины бывшего СССР, с указанием года нашего восхождения и присвоенной нашему маршруту категории трудности.

http://www.alpclub.ru

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru