Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фото: Николай Жилин, Екатеринбург
Барунтзе 1995
«Я знаю один маршрут в Гималаях,
От редакции: Эта статья написана в 1995 и никогда не была опубликована в российских аутдор изданиях. Время было другое, не было соцсетей, не было привычки трезвонить о том, что сделано. который подойдёт для русских альпинистов - это западная стена Макалу» из разговора с Дугласом Скоттом, английским писателем и альпинистом Когда я попросила Сергея Борисовича рассказать про Барунтзе, он отмахнулся сначала: такого альпинизма уже нет, и никто так уже ходить не будет.
Фактически это была первая гималайская экспедиция Свердловской области. Альпинисты Свердловской области имели достаточный опыт восхождений в Гималаях. Был создан Альпинистский центр «Гималаи» в Екатеринбурге, который организовал и провёл несколько серьёзных экспедиций на восьмитысячники Чо Ойю, 8210м, первопрохождение восточного гребня, Дхаулагири, 8167м, первопрохождение северной стены, Эверест, 8848м, со стороны Тибета, но то были либо международные экспедиции, либо экспедиции сборной команды России, хотя половина участников была из Екатеринбурга. Экспедиция на пик Барунтзе была проведена силами альпинистов Свердловской области в сентябре-октябре 1995 года. 9 сентября 1995 года участники экспедиции собрались в столице Непала Катманду, откуда стартуют все гималайские экспедиции. Необходимые и знакомые уже по предыдущим экспедициям процедуры по оформлению разрешения на восхождение, по закупке продуктов, по упаковке снаряжения заняли несколько дней.
В тот день была очень большая облачность, и командир вертолёта Сергей Данилов долго кружил в ожидании, когда появится просвет в облаках, чтобы увидеть посадочную площадку. Приземление было достаточно напряжённым, так мне казалось, хотя пилоты были спокойны. Сергей, спускаясь с трапа на землю, заметил: «Вот так мы и кувыркаемся каждый день». Российские вертолёты уже третий год с успехом работают в Непале по перевозке пассажиров и грузов. Погода после муссона не спешила улучшаться, но ждать нам было некогда. На следующий день восемь человек отправились пешком до базового лагеря в сопровождении небольшой группы носильщиков, сирдара (старший среди обслуживающего непальского персонала), повара и его помощника из фирмы Эверест Треккинг. Оставшаяся тройка должна была забросить все грузы вертолётом к месту базового лагеря.
Были пройдены три перевала, один из которых - Мера Ла высотой 5100 метров - пришлось преодолевать по глубокому снегу в тумане, лавируя между сбросов ледника. Когда 22 сентября участники перехода добрались до места базового лагеря, выяснилось, что вертолёт всё ещё не прилетел. Плотная облачность заполнила всё ущелье и сделала невозможным заброску грузов. Только 23 сентября Сергей Данилов приземлил свою машину недалеко от базового лагеря. После установки всех палаток, кухни, кают компании началась плановая работа по разведке района, заброске продуктов и снаряжения. Для получения акклиматизации и маркировки вешками пути спуска все десять участников два раза выходили наверх по юго-восточному гребню до высоты 6200 метров, но плотная облачность и отсутствие видимости затрудняло движение вверх. На широком гребне ориентировка была потеряна. Мы вынуждены были вернуться вниз. Затем ещё три дня ушло на поиск прохода через многочисленные ступени ледопада под западной стеной и заброску снаряжения под маршрут на высоту 5900м. После чего настало время выходить на стену.
В тот день Першин пролез и закрепил четыре верёвки (150 метров). На следующий день Салават Хабибуллин, Юрий Ермачек и Николай Жилин, пройдя ещё три верёвки, вышли к месту установки первого высотного лагеря. Из дневника Салавата Хабибуллина: «Завтра выходим под маршрут втроём. Коля, Юра и я. Предстартовое волнение как всегда. Всё ли получится? Беспокоит то, будут ли на маршруте более или менее нормальные места для ночёвок, и насколько камнеопасный маршрут? И самое главное, беспокоит прохождение протяжённых участков со снегом. Что там? Фирн или старый рыхлый снег? А если начнётся снегопад? Значит лавины. Ну ничего, разберёмся. Сегодня работают Валера и Жека. Прошли четыре верёвки». Для восхождения был выбран центральный контрфорс западной стены, выступающая часть которого давала надежду уберечься от камнепадов и ледопадов со стены, которые не прекращались весь день с 11 до 20 часов.
Как и ожидалось, мест для ночёвок пока не видно. Но может завтра, когда «оторвёмся от земли» и пройдём ещё несколько верёвок, может что-то появится. Хочется надеяться».
В это время остальные участники экспедиции Сергей Ефимов, Александр Михайлов, Борис Седусов, Андрей Кузнецов и Александр Верёвкин вышли через западный перевал на юго-восточный гребень ещё раз. Они поднялись до 6800м, закрепили на сложных местах верёвки и установили вешки, чтобы даже в густом тумане можно было найти путь спуска с вершины. По плану штурмовая группа должна была спускаться по юго-восточному гребню. В лагере остались только три шерпа и врач Сергей Бычковский, который наблюдал за группой, очень медленно продвигавшейся по западной стене.
По нему на фифах я пролез под карниз, траверсом ушёл метров десять до вертикальной щели, заполненной льдом. Подъём был возможен только по этому «ледовому ручью» шириной пять-шесть сантиметров. Скалы были совершенно гладкие. Ввёртывая в лёд ледобуры и вешая лестницы, пролез ещё пять метров. Дальше начинался гладкий скальный камин. Ни трещин под крючья, ни зацепов. Пришлось лезть в распорах, ещё и кошки были надеты. Прохождение этих семи метров было не очень удобно. Вспомнил, что на Памире при восхождении на Асан Усан приходилось пролезать подобный камин, но тогда я лез в лёгких скальных туфлях. Пройденный участок исключительно интересен своим разнообразием рельефа и сложностью. Снова лёд, затем участок скалы с рельефом и после очередной снег. Стало видно, что гребень близко. Надеюсь, что завтра выйдем на него».
Лазание по снегу сменялось прохождением скальных участков, зачастую залитых льдом. Такие маршруты называются комбинированными. Организовать страховку на таких маршрутах как правило бывает сложнее, чем на чистых скалах или ледовом маршруте. При прохождении склона из рыхлого снега определить степень надёжности страховки невозможно, кроме того при крутизне снега более 30 градусов, появляется опасность схода лавин. На западной стене пика Барунтзе крутизна снежных участков доходила до 45-50 градусов. Крутой, словно гофрированный склон проваливался под ногами и не хотел спрессовываться. Каждый шаг требовал больших физических и нервных затрат. Никто не мог сказать, насколько надёжно он (снег) лежит и в какой момент может рухнуть лавиной. Первому приходилось буквально прорывать траншею. Чтобы организовать страховку, приходилось закапываться в снег на глубину около метра, чтобы добраться до льда или скалы, где можно закрутить ледобур или забить скальный крюк. Залитые льдом скальные участки приходилось проходить в кошках. Уходило много времени на очистку трещин под крючья и закладки. День за днём шла непрерывная напряжённая работа. Не было удобных мест для бивуаков. На организацию площадки под палатку ежедневно уходило 2,5-3 часа.
В 1991 на Чо Ойю снег был плотный как асфальт. И в наших горах, на пике Коммунизма, на Хан Тенгри, на пике Победы бывал всякий снег, но такого не было ещё. Там, даже если снег рыхлый, то уплотнить и сделать ступени всё-таки можно, а здесь можно полдня прокопаться и продвинуться только на одну верёвку. А чтобы организовать страховку, приходится докапываться до скал или воткнуть ледоруб и сидеть на нём, не испытывая особой надёжности. В общем, похоже наше восхождение затягивается.
Ясно, что до выхода на гребень нам хороших мест под палатку не найти. Но построить, слепить площадку можно, что мы и делаем каждый день. Это уже стало привычным. Даже лезть, именно лезть, а не идти по этому снегу, стало спокойнее и быстрее».
Грязные, обросшие, с чёрными от солнца лицами, они улыбались, медленно сбрасывая с себя тяжёлые ботинки, стаскивая одежду, подставляя солнцу похудевшие тела, делясь своими впечатлениями, ещё не успевшими поблекнуть.
Снег рыхлый, проскальзывает. Неизвестно, уедешь ты, не уедешь. Страховку делать непонятно где. Ну, на второй, третий день стало уже нормально. Знал, что под снегом что-то есть. Или скала, или лёд. Страховку можно сделать. Страх пропал». Валерий Першин: «Вышли на вершину, и вот они: Эверест, Лходзе и Макалу! Словно крылья раскинул».
Пора готовиться к следующему этапу - прохождение южной стены Аннапурны в таком же альпийском стиле.
Пять альпинистов из Екатеринбурга прошли западный бастион, преодолев 850 метров очень сложного лазания крутизной 65-70 градусов. Удивительно, что две другие экспедиции - немецкая под руководством Андрэ Крауса (десять человек) дошли по нормальному пути только до 7050м, а английская под руководством Алена Пикингтона достигли только 6150м.» Английский журнал Mountain Magazine, номер 161, апрель 1996г
Барунце. Эвакуация
Барунце. Заперты на 7000
Барунце. В плену у погоды
Барунце. Есть вершина. Теперь спуск
Марек Холечек анонсировал экспедицию на Барунце
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||