Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 5 к.с. по Ц. Кавказу, совершенном группой туристов гор. Москвы в период с 12 июля по 02 августа 2020 года
Справочные сведения
Заявленный и пройденный маршрут Нитка маршрута заявленная: Минеральные Воды - Верхняя Балкария - д/р Рцывашки - пер. Рцывашки (1Б, 3540) - д/р Ахсу - д/р Карасу - д/р Лькези - пер. Шаривцек С. (1Б, 3329) - лед. Фытнаргин - пер. Фытнаргин (3А, 3850) - вер. Белая Незнакомка (2А, 4200) рад. - лед. Айлама - пер. Карабин.ру (3А, 3656) - лед. Дыхсу - пер. Дыхниауш (2Б, 3872) - а/л Безенги - пер. Кель (1А, 3600) - пер. Ортокара В. (3А, 4245) - траверс в сторону пер. Ортокара З. - лед. Шаурту - д/р Гара-Аузусу - лед. Чат Ю. - пер. Чат Чегемский (3А, 3850) - д/р Башиль-Аузусу - лед. Башиль - пер. Грановского (2А, 3759) - лед. Адырсу Вост. - а/л Уллу-Тау - Минеральные Воды Нитка маршрута пройденная: Минеральные Воды - Верхняя Балкария - д/р Рцывашки - пер. Рцывашки (1Б, 3578) - д/р Ахсу - д/р Карасу - д/р Лькези - пер. Шаривцек С. (1Б, 3320) - лед. Фытнаргин - пер. Фытнаргин (3А, 3740) - лед. Айлама - пер. Карабин.ру (3А, 3645) - лед. Дыхсу - пер. Дыхниауш (2Б, 3865) - а/л Безенги - пер. Кель (1А, 3632) - а/л Безенги - д/р Чегем - д/р Гара-Аузусу - лед. Чат Ю. - пер. Чат Чегемский (3А, 3868) - д/р Башиль-Аузусу - лед. Башиль - пер. Грановского (2А, 3770) - лед. Адырсу Вост. - а/л Уллу-Тау - Минеральные Воды Изменения маршрута
Список группы
Организация похода Изначально группа планировала маршрут по Центральному Памиру, но в связи с эпидемиологической ситуацией в мире, оставалось только 2 варианта: Кавказ или Алтай. Т.к. деньги на авиабилеты были потрачены и возвращать их авиакомпании не торопились, выбрали более бюджетный вариант и отправились на Кавказ. Маршрут был построен так, чтобы захватить только Кабардино-Балкарию, т.к. в Северной Осетии в наши сроки не оформляли погранпропуска. Билеты Ехать решили на поезде, чтобы можно было провезти с собой все продукты, т.к. не хотелось на это тратить время. Билеты брали до Минеральных Вод, т.к. туда чаще ходят поезда и был хороший вариант выехать в пятницу в 21.50 и быть на месте в воскресенье в 4 утра. Билеты брали 3.06.2020 г. Стоимость билета в плацкартный вагон 3660 рублей. Обратно решили возвращаться на самолете, тем самым выигрывали ещё один ходовой день. Билеты брали так же 3 июня на самолет авиакомпании Ред Вингс с вылетом из Минеральных Вод 2 августа в 18.45. Стоимость билета 4940 рублей (включая багаж 23 кг). Трансфер На счет трансфера Минеральные Воды - Верхняя Балкария, а также заброски продуктов в а/л Безенги договаривались с Саракуевым Борисом (тел. 928-950-38-68). Цены на трансфер: - трансфер для группы из 6 чел. Минеральные Воды - Верхняя Балкария - 6500 руб. - организация продуктовой заброски в альплагерь Безенги - 3000 руб. Из альплагеря Уллу-Тау уезжали, договорившись на счет машины в местном кафе. Стоимость машины до Минеральных Вод с учетом подъемника 8000 рублей. Начальник альплагеря предлагал машину за 9000 рублей. Погранпропуск Погранпропуска оформляли индивидуальные, самостоятельно через портал Госуслуг. Заявления подавали в промежутке начиная с 27.05 по 05.06. Сначала указали, чтобы пропуска отправили нам по почте, потом решили не рисковать, перезвонили в погрануправление и попросили переслать на адрес Саракуева Бориса. 1 июля пропуска были у Бориса. Пропуск в заповедник Для нахождения в Кабардино-Балкарском заповеднике необходимо также оформить пропуск. Нам пропуск сделал Саракуев Борис и передал его вместе с водителем, который нас забирал из Минеральных Вод. Отдельную плату за пропуск в заповедник Борис не озвучивал, видимо, его стоимость включена в стоимость трансфера. Продукты Все продукты были предварительно закуплены и упакованы в Москве. Единственное в Ростове-на-Дону купили хлеб на первый перекус и 5 л. Воды, чтобы разлить по фляжкам. Горючее В походе использовались 2 мультитопливные горелки MSR. В качестве горючего использовался бензин «Галоша», который мы привезли с собой. Горючее бралось из расчета 100 гр. на чел./день. Для приготовления пищи использовали автоклав. Для чая стальной кан на 4,5 л. Страховка Все участники похода были застрахованы в СК «Совкомбанк Страхование». Сервисная компания: Class Assistance (Класс Ассистанс). Страховая сумма 30 000 долл. США. Программа страхования В (Экстремальный отдых), в данную категорию входит альпинизм. Стоимость страхового полиса составила 3046 руб. на человека. Спутниковый телефон В аренду был взят спутниковый телефон Thuraya SO-2510. Стоимость аренды с 10 июля по 03 августа 3500. Залог 20 000 руб. Контакты: тел. (916)739-29-73 Юрий, rentsat@mail.ru, сайт: rentsat.ru. За время похода проговорили и отправили смс на 900 р. Из которых 375 р. это 2 минуты разговора в международном роуминге, когда телефон поймал грузинскую сеть. График движения, высотный график План маршрута заявленный
Расстояния и высоты измерены по GPS Центральный Кавказ - 2020. График пройденного маршрута
Расстояния и высоты измерены по GPS Центральный Кавказ - 2020. Высотный график
Цели и итоги похода Данный поход был первой пятеркой для четверых участников, а также это было первое руководство пятеркой для его руководителя. Основной целью и задачей данного похода было безопасное прохождение похода пятой категории сложности, а также повышение технических навыков участников. Из интересного, в нитку маршрута был включен достаточно редко посещаемый (как мы думали) перевал Шаривцек Северный (в описаниях можно встретить его под названием Шари). Последнее его описание было в отчете Ф. Соколовского от 2015 г. Однако записку мы сняли от 2019 года. Также нами был пройден перевал Карабин.ру (3А), который до нас был пройден всего один раз в 2006 году. Поход получился достаточно интересным, в основном все ключевые перевалы, которые группа планировала, были пройдены. Единственное, по соображениям безопасности, группа отказалась от прохождения пер. Ортокара Восточная. Итоги похода:
Примечания, сокращения в отчете Направления «правый», «левый» приводятся в орографическом смысле, если иное не указано явно. Расстояния и высоты указаны по GPS. Сокращения: а/л - альплагерь, альпбаза д/р - долина реки р. - река пер. - перевал лед. - ледник киш. - кишлак чхв - чистое ходовое время пхд - по ходу движения ор. - орографический Техническое описание маршрута. Перевал Рцывашки (1Б, 3578).
Расположен в Суганском хребте соединяет лед. Рцывашки восточный и лед. Южный Суган. Прохождение: 12-14 июля 2020 года. Описание даётся села Верхняя Балкария до погранпоста в д/р Карасу. С перевала снята записка группы туристов турклуба «Ковчег» Ростовского Государственного Университета в количестве 7 чел. (поход 4 к.с.), под руководством Попазова М.А. от 21.07.2019 г. Необходимое снаряжение: каски, кошки, индивидуальные страховочные системы, веревки, ледорубы.
Утром в 4.03 наш поезд прибыл в Минеральные Воды. На перроне нас встретил Алексей, он прилетел сюда накануне на самолете. У вокзала нас уже ждал водитель (Анзор, 8-962-771-83-60, 8-928-690-21-53), которого нам прислал Саракуев Борис. У водителя были наши погранпропуска и пропуск в заповедник. Погрузили вещи в машину и в 4.15 тронулись в путь. Дорога до Верхней Балкарии хорошая, везде асфальт. Пока ехали, на улице начался сильный дождь, но когда подъезжали к поселку дождь закончился. В 7.05 выгрузились в конце поселка за мостом через реку Ишкырты (Рцывашки). Переобулись, перепаковали вещи и в 7.25 начали движение по дороге вдоль реки Ишкырты, которая проходит по территории археологического памятника Ишканты (некрополь "Городок мертвых") (фото 1.1). Через 15 минут остановились осмотреть башню Амирхана (фото 1.2), а заодно и позавтракать. В 8.15 продолжили подъем. Тропа идет мимо башни Амирхана, обходя ее сверху. Затем делая зигзаг право-лево выходит на отрог разделяющий долину Черека Балкарского и Рцывашки (фото 1.3). Полого набирая высоту, тропа идет в долину Рцывашки (фото 1.4), где переходит по мостику на правый берег (фото 1.5) и выводит к верхним пастбищам. Далее следуем правым берегом реки Рцывашки (фото 1.6, 1.7). Тропа периодически теряется, выходя на пастбища (фото 1.8). В 11.05 остановились на обед у чистого ручья, высота 1820 м. Накрапывает дождь. После обеда прошли ещё 4 перехода по 30 минут и начали искать место для ночлега. В 15.15 встали на ночевку на правом берегу р. Рцывашки (фото 1.9). Высота 2460.
Подъем общий в 5.05, выход 6.57. От места ночевки продолжаем подниматься по правому берегу р. Рцывашки. Здесь близко к воде подходят скалы правого борта долины (фото 1.10). Местами есть тропа. За 25 минут поднимаемся на следующую ступеньку долины, здесь склон выполаживается река становится шире (фото 1.11). Переходим на левый берег р. Рцывашки. Брод глубиной 40-60 см, течение быстрое, переходим стенкой по 3 человека (фото 1.12). Координаты места брода N 43°01.550' E 43°25.737'. После брода, на левом берегу Рцывашки есть хорошие ровные места для стоянки. Далее движемся по левому берегу, вдоль реки (фото 1.13, 1.14). В 11.35 подошли к началу ледника и остановились на обед. В это время начался сильный дождь. До 14.00 пережидали непогоду. Когда дождь утих, решили идти дальше и искать места для ночевки (фото 1.15). В 14.30 встали на ночлег на морене ледника (фото 1.16). Здесь есть несколько подготовленных мест для палаток. Дождь в этот день больше не прекращался.
Подъем общий в 4.00, выход в 6:15. От места ночевки на морене ледника Рцывашки движемся по осыпям в обход разрушенных скал справа по ходу движения. Далее поворачиваем налево (пхд) на осыпной склон, по которому поднимаемся к вершине разрушенных скал (фото 1.17). Подъем сюда занял 1 час 20 мин. ЧХВ. По морене подходим к леднику, надеваем кошки, связываемся в связки и продолжаем движение по закрытому леднику. Выход на седловину представляет собой некрутой осыпной склон протяженностью около 30 метров, технической сложности не представляет (фото 1.18). Подъем на перевал от места ночевки занял 2 часа чистого ходового времени. Седловина перевала не широкая скально-осыпная, есть одно выровненное место под палатку (фото 1.19, 1.20). В 9.00 начинаем спуск с перевала. Спуск с перевала в сторону лед. Южный Суган представляет собой узкий осыпной кулуар (фото 1.21, 1.22), выводящий на широкий осыпной склон. Сначала спускаемся плотной группой, затем, выйдя из кулуара, забираем правее и спускаемся к небольшому озеру на лед. Южный Суган (фото 1.23). Прямой спуск вниз с лед. Южный Суган отсутствует, поэтому движемся в сторону лед. Ахсу по осыпям правого борта долины (фото 1.24, 1.25). Выйдя на морену ледника Ахсу, спускаемся вниз по старым травянистым моренным валам. По камням переходим реку Ахсу на правый берег и в 12.50 у реки останавливаемся на обед. Спуск с перевала до реки Ахсу занял 3 часа 20 минут чистого ходового времени. По правому берегу реки Ахсу в обход каньона идет хорошая тропа в долину реки Карасу, которая затем выводит на грунтовую дорогу (фото 1.26). За 3 перехода по 40 минут спускаемся в долину реки Карасу. Здесь есть мост, через реку Карасу, ведущий к погранпосту. Переходим р. Карасу на левый берег, общаемся с пограничниками и в 17.40 встаем на ночевку немного выше погранпоста на ровных травянистых площадках (фото 1.27), здесь есть несколько ручьев с чистой водой. Поблизости пасутся любопытные лошади, которые могут прийти на кухню и поинтересоваться вашим меню.
Выводы, рекомендации: Перевал Рцывашки соответствует заявленной категории 1Б. Перевал хорошо использовать для акклиматизации. На спуске с перевала следует быть аккуратным, спускаться плотной группой и стараться не спускать камни. Также надо быть готовым к затяжному спуску по крутому травянистому склону. Перевал Шаривцек Северный (Шари) (1Б, 3320).
Расположен в северном отроге ГКХ, севернее пика Шаритау. Соединяет между собой долину реки Лькези и ледник Фытнаргин (Агаштан). Прохождение: 15-16 июля 2020 года. Описание дается от поста пограничников на левом берегу реки Карасу до лед. Фытнаргин. С перевала снята записка группы туристов из Ульяновска и Самары в количестве 9 чел. (поход 4 к.с.), под руководством Борисова А. от 17.08.2019 г. Необходимое снаряжение: каски, кошки, индивидуальные страховочные системы, веревки, ледорубы.
Общий подъем в 4.10. Выход в 5.50. От поста пограничников по левому берегу реки Лькези идет хорошо набитая тропа, по ней и начинаем подниматься в долину реки Лькези (фото 2.1). За 2 перехода 30 и 35 минут дошли до моста через р. Лькези (фото 2.2). Нам переходить на другой берег не надо, мост служит ориентиром, от него рекомендуется начинать подъем на перевал (фото 2.3). Свернув с тропы, поднимаемся сначала по крутому травянистому склону примерно 35°, затем по осыпи подходим под скальный массив, который обходим слева по ходу (фото 2.4). Далее поднимаемся между бараньими лбами вдоль водопада (фото 2.5). С подъема на перевал Шаривцек Сев. отрывается хороший вид на наш предыдущий перевал Рцывашки. За 2 часа 50 минут чистого ходового времени вышли в скальный цирк. Здесь есть ровные площадки, правда, сухих мест не так много, т.к. здесь течет много ручьев, спадающих с бараньих лбов. В 11.30 останавливаемся здесь на обед. В 12.50 выходим с обеда. Начинаем подниматься вдоль ручья, обходя бараньи лбы справа по ходу движения (фото 2.6). За 2 перехода по 35 минут выходим к леднику и к небольшому озеру, расположенному севернее перевала Шаривцек Сев. Отсюда открывается вид на вершину Шаритау и на дальнейший подъем к перевалу (фото 2.7). Сегодня решили не подниматься выше, чтобы не пришлось топить воду из снега. В 14.40 встали на одном из скальных островков рядом с ручьем (фото 2.8). Одну палатку поставили на идеально ровной скальной плите, под другую пришлось немного покапать и повыравнивать место.
Общий подъем в 4.00. Выход в 6.20. Связываемся в связки, надеваем кошки, и от места ночевки начинаем подниматься в сторону перевала. Подъем представляет собой пологий ледник крутизной примерно 15° (фото 2.9). В 7.20 группа на перевале. Перевал представляет собой узкую скально-осыпную гряду разделяющую лед. №410а и ледник Фытнаргин (Агаштан) (фото 2.10, 2.11). При ясной погоде с пер. Шаривцек Северный хорошо просматривается путь на пер. Фытнаргин, однако, когда мы поднялись на перевал, видимости в сторону Фытнаргина не было, всё затянуло облаками. Вначале спуск представляет собой пологий закрытый ледник крутизной не более 15° (фото 2.12), затем крутизна немного увеличивается примерно до 25°. За 2 перехода по 35 минут спускаемся на высоту 3043 м, здесь текут ручьи и можно набрать воды (фото 2.13). Далее начинаем подниматься на перевал Фытнаргин.
Выводы, рекомендации: Перевал Шаривцек Северный соответствует заявленной категории 1Б и является достаточно удобным выходом в верховья ледника Фытнаргин. Прохождение в обратном направлении возможно, но колени оставите на крутом травянистом склоне. Не рекомендуется в походах начальных категорий сложности ввиду высокой трудоемкости прохождения достаточно крутого и протяженного травянистого, а затем осыпного склона на подъеме. Также надо быть предельно аккуратным при подъеме вдоль водопада между бараньими лбами. Здесь возможно может понадобиться провеска перил. Судя по представленным отчетам в Библиотеке отчетов по спортивным походам на сайте tlib.ru данный перевал ходят не часто, из наиболее свежих это отчеты Соколовского Ф. (2015 год) и Ярмолюк М. (2007 год). Однако на перевале была снята записка от 2019 года группы из Ульяновска и Самары, правда они тур на перевале не обнаружили. Видимо, перевал все-таки ходят, но отчеты не пишут :) Перевал Фытнаргин (3А, 3740).
Расположен между вершинами Фытнаргин и Белая Незнакомка, ведёт с ледника Фытнаргин на ледник Айлама (лед. Дыхсу). Перевал односторонний. Определяющая сторона западная - крутой снежно-ледовый склон до 50°. Прохождение: 16-17 июля 2020 года. Описание дается от лед. Фытнаргин с высоты 3043 м. С перевала снята записка группы туристов ФСТ Республики Мордовия в количестве 8 чел. (поход 5 к.с.), под руководством Макарова А. от 2015 г. (дата не читается). Необходимое снаряжение: веревки, ледобуры, расходник и петли для организации станций, каски, кошки, индивидуальные страховочные системы, ледорубы. После спуска с пер. Шаривцек Северный на центральную часть ледника Фытнаргин, начинаем плавно набирать высоту на перевал. Идем по пологому закрытому леднику, придерживаясь левой (по ходу движения) его части. Под вершиной Белая незнакомка берем вправо (фото 3.1). На перегибах зоны разломов со снежными мостами. 12.20 по звуку нашли ручей и остановились на обед. После обеда за 2 перехода по 42 минуты подошли под перевал. Перевальный взлет представляет собой снежный склон протяженностью 60м и крутизной 30°. В 16.40 группа была на перевале. Палатки поставили на снегу с восточной стороны перевала (фото 3.2). Седловина узкая ледовая с выходами скал и осыпи (фото 3.3, 3.4). Тур расположен на скалах к югу от перевала.
Утром хотели идти на в. Белая Незнакомка. Но ночью начался мокрый снег, метель. В 10 утра вылезли из палаток, снег по прежнему идет. Видимости нет. От затеи идти на Белую Незнакомку пришлось отказаться. Откапали кухню, позавтракали. К 12.00 погода улучшилась. Снег закончился. Облака начали подниматься, даже открылся вид на наш спуск (фото 3.5). В 13.00 начали спускаться с перевала. Первые 3 веревки вешали прямо вниз по линии падения воды (фото 3.6, 3.7), дальше начали забирать левее по ходу движения, обходя ледовый желоб (фото 3.8, 3.9). Первые 6 веревок вешали на ледобурах, сдергивали через проушину Абалакова (фото 3.10). 7-8 веревки на ледорубах. Сдергивали через ледорубный крест. Последнюю 9ю веревку повесили на бурах. По ней по снежному мосту спустились через бергшрунд (фото 3.11). После бергшрунда крутизна склона уменьшается до 30-35°. В 18.30 связываемся в связки и спускаемся по закрытому леднику вниз (фото 3.12). В 19.15 на правобережной морене ледника Айлама встаем на ночевку. На фото 3.13 показана схема спуска с перевала. Пока спускались с перевала, погода была разнообразная. В 16.00 сначала подул ледяной ветер и начался снег, как только мы утеплились, пошел дождь. Далее, когда спускались в связках, началась ещё и гроза. На стоянку пришли мокрые с ног до головы. Место для стоянки не очень удобное, но выбирать уже не приходилось. Места под палатки выкладывали плоскими камнями.
Выводы, рекомендации: Перевал Фытнаргин соответствует заявленной категории сложности 3А. Перевал односторонний, определяющая сторона западная. Западный склон снежно-ледовый крутизной до 50°. На спуск было провешено 9 веревок по 50 метров. В плане камнеопасности, можно сказать, что перевал безопасен. За все время спуска пролетело пару мелких камней со скального выступа слева. Перевал может быть рекомендован для прохождения группами в походах 5-6 КС. Перевал Карабин.ру (3А, 3645)
Расположен в северо-восточном отроге пика Айлама между пиками 3821 с юга и 3769 с севера. Соединяет ледник Айлама на юго-востоке и лед. Нуам-Куам, приток ледника Дыхсу на северо-западе. Прохождение: 18-20 июля 2020 года. Описание дается от места стоянки на правобережной морене ледника Айлама до выхода на ледник Дыхсу. Тур на перевале не обнаружен. Данный перевал впервые был пройден 29 июля 2006 года группой Петроградского клуба туристов под руководством, под руководством Михеева В.А. Других описаний прохождения данного перевала не найдено. Необходимое снаряжение: веревки, ледобуры, крючья, скальный молоток, расходник и петли для организации станций, каски, кошки, индивидуальные страховочные системы, ледорубы.
Встали в 6.30. Сегодня у нас полудневка. Надо просушить вещи после вчерашнего дождя. Погода идеальная, ясно, солнечно (фото 4.1). Отдыхаем, сушим пуховки. Пообедав, в 13.00 выдвигаемся в сторону пер. Карабин.ру (фото 4.2). Пересекаем ледник и поднимаемся на левобережную морену лед. Айлама. Забравшись на мореный вал, обнаруживаем небольшое озеро в кармане морены (фото 4.3). По гребню моренного вала обходим озеро и поднимаемся по осыпному склону крутизной около 25-30° (фото 4.4). По камням переходим ручей в направлении бараньих лбов, далее идем по краю ледника вдоль бараньих лбов. Ищем удобные места для ночевки. В 14.45 встаем на ночевку (фото 4.5). Под палатки пришлось выровнять 2 площадки. Вода рядом в ручье.
Общий подъем в 3.00. Выход в 4.53. Связавшись в связки и надев кошки, выходим на ледник и начинаем подниматься под перевальный взлет. Сначала крутизна склона не превышает 30°, затем крутизна увеличивается примерно до 40°. За 1 час подходим под перевальный взлет. Здесь решили разведать более удобный путь подъема, попробовав подняться повыше по снежно-ледовому кулуару и перевалить через скальный отрожек сразу под перевал. Снизу этот вариант казался более удачным, чем лезть по крутому конгломератному склону в кулуар. По итогам проведенной разведки, приняли решение подниматься все-таки по конгломератному кулуару, т.к. второй вариант требовал навески перил. В 6.40 начинаем подниматься на перевал. Примерно 2/3 подъема проходит по крутому конгломератному склону, затем начинается более пологий подъем по осыпи среднего размера. Идем в кошках, плотной группой, придерживаясь скал, расположенных слева по ходу движения (фото 4.6, 4.7). За 1 час вышли на перевальную седловину. Судя по фотографиям 2006 года, на сегодняшний день ледник стаял примерно метров на 100. В 2006 году группа поднималась под перевал по леднику. Далее оставалось выйти по осыпи на перевал. Сегодня после отступившего ледника остался мало приятный конгломератный кулуар (фото 4.8, 4.9). Седловина перевала узкая скально-осыпная (фото 4.10, 4.11, 4.12). Мест для палаток нет. Воды тоже нет. Тур на перевале не обнаружен. Сложили заново. По описанию 2006 года сразу с перевала начинается крутой 70° ледовый склон. Мы вместо ледового склона увидели старые разрушенные скалы с небольшими остатками снежника (фото 4.13). Юго-западнее нижней точки перевала спуск нам показался более безопасный. Здесь крутой снежно-ледовый кулуар. Следов камней не видно. Спуск начали в 8.40. Первую веревку закрепляем на большом камне на перевале и начинаем спускаться, придерживаясь правого скального массива (фото 4.14). Следующие 2 веревки закрепляем на ледобурах. Спускаемся, огибая скальный массив, таким образом, прячась от камней, которые можем сами спустить. После 3 веревки начинаем ближе прижиматься к скалам. На снежно-ледовом склоне появляется протаявший ледовый желоб, в который скатываются камни со скал левого борта. 4 веревку закрепляем на скальном выступе, 5я на сальном выступе и крюке (фото 4.15). 6-7 веревки на сальном выступе. 8-9 на ледобурах. Заключительную 9-ю веревку вешаем через бергшрунд. Сначала обходим небольшой разлом (фото 4.16), а далее участник без рюкзака немного приспускается в берг и маятником перебирается на другую сторону. Остальных участников подтягиваем на нижний край трещины (фото 4.17, 4.18). После преодоления бергшрунда, связываемся в связки и спускаемся по закрытому леднику к нунатаку (фото 4.19, 4.20), здесь на скальноосыпном островке в 16.40 останавливаемся на ночевку. Место под одну палатку выложили камнями, вторую поставили на снегу. На нашем островке даже есть вода в жидком виде, течет небольшой ручеек (фото 4.21). Для сравнения снежно-ледовой обстановки приведены фотографии северозападного склона перевала Карабин.ру за 2020 год и 2006 год. Фото сделаны от нунатака (фото 4.22, 4.23).
Общий подъем в 4.00. Выход в 6.10. Спуск прямо вниз от нунатака выводит на бараньи лбы и крутые осыпные конгломератные склоны, данный вариант спуска не рекомендуется, т.к. он потенциально опасен. Мы, так же как и группа, ходившая данный перевал до нас, решаем траверсировать склон до седловины расположенной к югу от пика 3165. Данная седловина выводит на ледник Нуам-Куам, впадающий в лед. Дыхсу (фото 4.24). От места ночевки спускаемся в кошках сначала по открытому леднику, затем связываемся в связки (фото 4.25) и за 40 минут подходим к седловине расположенной к югу от пика 3165 (фото 4.26). В 2006 году группа, спускавшаяся здесь, по леднику вышла сразу на седловину. В нашем случае, на седловину пришлось повесить 50м перил вдоль скал по конгломератно-осыпному склону. Здесь надо быть очень аккуратным, т.к. поднимающийся спускает много камней (фото 4.27). На седловине собрались в 8.40 (фото 4.28). Далее спускаемся сначала по зачехленному мореной леднику, далее по курумнику большого и среднего размера, траверсируем склон к ручью и далее вдоль ручья спускаемся к лед. Дыхсу (фото 4.29, 4.30). Крутизна склона на спуске от 30 до 35° Пересекаем ледник и в 12.25 останавливаемся на обед. На фото 4.31 и 4.32 представлены схемы спуска с перевала Карабин.ру за 2020 и 2006 год.
Выводы, рекомендации: Перевал Карабин.ру соответствует заявленной категории 3А. Данный перевал выводит с ледника Айлама в верхнее течение ледника Дыхсу. Т.о. позволяя обойти ледопад на леднике Айлама. Первопрохождение перевала Карабин.ру было совершено 2006 г. Других более поздних описаний найдено не было. По сравнению с 2006 годом снежно-ледовая обстановка сильно изменилась, ледники стаяли. Подъем на перевал теперь представляет собой 160 м набора по малоприятному конгламератно-осыпному склону. На самом перевале места для ночевки теперь нет. Спуск сразу с седловины теперь не ледовый 70° склон, а старые разрушенные скалы, на которых проблематично организовать страховку. В настоящее время спуск возможен в левой части перевала, там ещё сохранился небольшой ледник и точки страховки можно организовать на скалах справа. Для выхода на перемычку южнее пика 3165 в этом году пришлось провесить 50 м перил вдоль скал по конгламератно-осыпному склону. В 2006 году выход осуществлялся сразу с ледника. Карабин.ру хоть и является альтернативой прохождения ледопада на леднике Айлама, но мы его в этом качестве рекомендовать не стали бы. Перевал Дыхниауш (2Б, 3865)
Расположен в северном отроге Главного Кавказского хребта, отходящем от вершины Шхара, между вершинами Дыхниаушбаши и 4600. Ведет с ледника Безенги на ледник Башхаауз (ледник Дыхсу). Соединяет долины Черек Безенгийский и Дыхсу. Прохождение: 20-22 июля 2020 года. Описание даётся от подъема на левобережную морену лед. Дыхсу в районе слияния лед. Нуам-Куам и лед. Дыхсу до а/л Безенги. С перевала снята записка группы туристов ФСТ Дмитровского района, совершавших поход 4 к.с., под руководством Фефелова А. от 16.07.2020 г. Необходимое снаряжение: веревки, ледобуры, крючья, скальный молоток, расходник и петли для организации станций, каски, кошки, индивидуальные страховочные системы, ледорубы. После обеда в 14.20 начинаем подниматься на левобережную морену лед. Дыхсу (фото 5.1). Подъем на морену представляет собой крутой конгломератный склон. Подъем на моренный вал занял 40 минут. Далее идем по сильно набирающему высоту травянистому гребню морены до участка с выходами скал (фото 5.2, 5.3). В кармане морены течет река. Здесь по крутому травянистому участку между скальными выходами поднимаемся на террасы (хорошие места для стоянки) (фото 5.4). Снова выходим на гребень морены и по нему движемся до упора в скальный склон. Пройдя обвалившийся участок боковой морены по разрушенным скалам переходим в карман морены и спускаемся к озеру под в. Двух Бойцов. У верхнего края озера хорошее место для бивуака (фото 5.5). Здесь в 17.15 встаем на ночевку.
Общий подъем в 4.00. Выход в 6.30. От озера идем по карману морены, затем поднимаемся на гребень моренного вала и по тропе идем до поворота гребня на север (фото 5.6, 5.7). Здесь на гребне хорошие площадки, стенки, но нет воды. Траверсом спускаемся на зачехленный ледник, приток из большого левого цирка. По зачехленному леднику движемся в направлении пер. Дыхниауш, пересекаем 2 ручья и спускаемся на основную часть лед. Дыхсу (фото 5.8). Далее поднимаемся по правой стороне ледника (фото 5.9). Ледник закрытый, много трещин. Идем в связках. Подъем по леднику проходит под крутыми склонами, с которых могут сыпать камни. На центр ледника тоже не выйти по причине большого числа трещин и разломов. В 11.00 группа была под перевалом. Подъем сюда занял 3 часа чистого ходового времени. Перед подъемом на перевал решаем пообедать. Путь подъема на перевал изображен на фото 5.10. После обеда выходим в 11.50. Поднимаемся по крутому снежному склону к началу косой скальной полки (фото 5.11). Попробовали выйти на полку, но быстро от этой затеи отказались, т.к. промежуточные точки страховки делать негде, а скалы сырые скользкие, на полке лежит мелкая осыпь и есть куда падать. Решили подниматься вдоль скал (фото 5.12). Всего провешено до перевала 7 веревок по 50 метров:
На перевал вылезли в 19.30. Седловина перевала скально-снежная, с восточной стороны нависает карниз. Так как начинало смеркаться, написали записку и сразу же начали спускаться вниз. Веревку закрепили также за камень немного севернее седловины перевала. Спустившись на 1 веревку, стало понятно, что бергшрунд следует обойти левее. Вторую веревку закрепили на ледобурах, правда, пришлось немного покапать снег, чтобы докопаться до льда. Со второй станции стали забирать левее, чтобы выйти к забитой снегом части бергшрунда. На третьей станции до льда докопаться не удалось и чтобы не сдергивать ледорубный крест в темноте, станция была организована на мешке набитом снегом, который тут же вмерз в снег. Спустившись через бергшрунд, связались в связки и спустились на пологую часть ледника (фото 5.15). В 21.10 встали на ночлег под перевальным взлетом (фото 5.16, 5.17).
Подъем в 7.00. Выход в 8.38. Погода ясная, солнечная. Выходим без завтрака, т.к. позавтракать решили в Джангикоше. Спускаемся в связках по некрутому леднику, придерживаясь его правой стороны (фото 5.18, 5.19). За полчаса спускаемся на открытый зачехленный мореной ледник. Развязываемся, снимаем кошки и далее идем вдоль правого борта ледника (фото 5.20). Далее поднимаемся на правобережную морену к Джангикошу. Здесь останавливаемся на завтрак. Общаемся с пограничниками. Спуск из под перевала до Джангикоша занял 1 час 55 минут чистого ходового времени. От Джангикоша по правобережной морене идет хорошая тропа (фото 5.21, 5.22). На повороте ледника тропа спускается вниз на ледник. Далее в сторону альплагеря Безенги следует двигаться по центральной его части. В районе хиж. Миссескош надо с ледника перейти на правобережную морену, здесь также начинается хорошая тропа на всем протяжении отмеченная туриками. Спуск от Джангикоша до альплагеря занял 3 часа 45 минут чистого ходового времени. Перед альплагерем погранпост. Здесь опять долго изучают наши документы и наш дальнейший маршрут. В альплагерь пришли в 19.10 (фото 5.23). В альплагере заселились в стационарную палатку, стоимость проживания 450 руб. С человека. Если жить в своей палатке, то 300 р. с человека.
Выводы, рекомендации: Перевал Дыхниауш соответствует заявленной категории 2Б. При прохождении перевала было провешено 7 веревок по 50 м на подъем и 3 веревки на спуск. Подъем на перевал непосредственно по косой скальной полке является потенциально опасным. Поэтому мы вешали веревки, обходя полку под скалами. Судя по старым оставленным крючьям, народ так и делает. До ухода под скалы, в районе начала косой скальной полки необходимо следить за камнями, возможны падения камней со скального гребня. При нас пролетел только один средненький, но со свистом.
Сегодня днёвка в альплагере! Выспались, помылись, постирались, высохли, забрали и распределили заброску. Весь день едим в столовой и не только. Еще арбуз, яблоки, пиво, хычины ). В 21.00 отбой. Перевал Кель (1А, 3632)
Расположен в юго-восточном отроге южной части Каргашильского хребта (северный отрог ГКХ), в перемычке между в. Кёльбаши и п. Рязань. Соединяет верховья долин ур. Баранкош (лед. Безенги, р.Черек Безенгийский) и лед. Кельбаши (лед. Безенги, р.Черек Безенгийский). Прохождение: 24-26 июля 2020 года. Описание дается от альплагеря Безенги. С перевала снята записка группы туристов от 03 августа 2019 г. Руководитель Миша Яварский 11 лет. Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки.
Подъем в 4.00. Выход в 5.50. Сегодня по плану подняться до Баранкоша. А завтра подойти под пер. Ортокара Восточная. От альплагеря спускаемся по тропе к погранпосту. Далее тропа идет по песчаному берегу, петляя между камнями, затем по осыпным холмам выводит к леднику (фото 6.1). Далее идем по центральной части ледника, не доходя до Баранкоша, поднимаемся в карман левобережной морены и идем сначала по карману, затем забираемся по травянистому склону и выходим к озеру. К озеру подошли в 11.08. Подъем от Альплагеря до Баранкоша занял 3 часа 20 минут. Чистого ходового времени. У озера обедаем и т.к. ещё рано вставать на ночлег, решаем сегодня подняться на пер. Кёль, а завтра подойти под пер. Ортокару Восточную, разведать возможные пути подъема, а также понаблюдать за перевалом на предмет камнепадов. Путь через пер. Кёль является самым простым и удобным подходом к пер. Ортокара. После обеда в 13.00 начинаем подниматься на перевал (фото 6.2). От озера поднимаемся сначала по крутому травянистому склону (местами до 40-45°) 50 мин. (фото 6.3, 6.4), затем уходим налево по ходу на осыпной склон. Здесь нас накрыло облако. Ориентируясь по GPS навигатору, подходим под перевальный взлет (50 мин.). Перевальный взлет некрутой осыпной склон до 30° протяженностью до 400 м (фото 6.5). Подъем на перевал от начала перевального взлета занял 1 час 25 минут. В 17.40 вышли на одну из седловин пер. Кель. По гребню прошли на север и остановились на ночевку на 2-х подготовленных площадках (фото 6.6). Седловина перевала представляет собой широкий участок скального гребня, утыканный скальными останцами (фото 6.7). Воды на седловине нет, спускаемся до ручья на леднике Кельбаши.
Сегодня у нас полудневка. Задача подойти под перевал, разведать возможные варианты подъема и заодно понаблюдать за перевалом на предмет камнепадов. Погода хорошая, вышли в 8.35. Спуск с пер. Кель представляет собой не крутой (до 20°) короткий склон (до 100 м) из мелкой осыпи. Спустившись на ледник, сначала движемся по зачехленному мореной леднику, затем по открытому леднику (фото 6.8). Далее под перевальный взлет подходим в связках. Лагерь разбиваем между подъемами на пер. Рыжий Пояс и пер. Ортокора Восточная (фото 6.9, 6.10). Понаблюдав за перевалами и просмотрев подъем на Рыжий пояс и на Ортокару Вост. решаем все-таки идти на Ортокару. Сыпать начинает в районе 9 утра, когда перевал полностью освещается солнцем. Причем камни летят слева и справа и сливаются в подъемный кулуар. Наиболее опасная первая треть перевального взлета. Перевал решаем проходить рано утром. Подъем планируем на 2.00. Выход на 4.00.
Проснулись в 2.00. На улице мокрый снег, дождь, гроза. С перевала не прекращая летят камни. Прохождение в этот день перевала отменяется. У нас остался всего 1 день запаса, а по маршруту у нас была запланирована ещё одна 3А, руководитель решил не использовать данный день для отсидки, а отказаться от прохождения данного перевала и переехать в соседнюю долину для дальнейшего прохождения оставшейся нитки маршрута. Данное решение было согласовано с МКК по спутниковому телефону. Встали, собрались и в 8.35 начали спуск обратно на лед. Безенги. На улице по прежнему идет снег с дождем (фото 6.11). Спуск от места ночевки начали в связках по закрытому леднику, дальше ледник открывается и зачехляется мореной. Идем придерживаясь левого борта. Далее выходим на моренный вал, по которому спускаемся и попадаем на хорошо набитую тропу (фото 6.12, 6.13). Тропа заканчивается уже на травянистом склоне около метеовышки. Отсюда начинаем траверсировать травянистый склон влево по ходу и выходим снова на тропу, которая спускается вниз по гребню старого моренного вала (фото 6.14). Далее у места слияния лед. Кельбаши и лед. Безенги тропа переходит на левый борт долины. Но вскоре тропа заканчивается на размытом селем конгломератном склоне. Нам приходится немного вернуться назад и спуститься вниз по достаточно крутому конгломератно-осыпному склону (фото 6.15). Далее по открытому зачехленному мореной леднику выходим на центральную часть ледника Безенги (фото 6.16). Спуск до ледника Безенги занял 2 часа 15 минут чистого ходового времени. Далее по леднику Безенги за 4 часа 10 минут (чхв) спускаемся в альплагерь. В 17.00 мы были в альплагере. На счет машины спросили у начальника альплагеря, он нам предложил вариант за 12 т.р. Тогда мы позвонили Саракуеву Борису. Он пообещал машину через час за 9 т.р. на что мы и согласились. В итоге машина нас забрала только в 22.45.
Выводы, рекомендации: Перевал Кёль полностью соответствует категории 1А и может быть рекомендован для групп начального уровня. При подъеме со стороны Баранкоша надо учитывать, что на протяжении долгого времени нет воды. Перевал Чат Чегемский (3А, 3868)
Расположен в хребте Бодорку, соединяет ледники Чат Южный (ледн.Кулак), р.Кулаксу (р.Гара-Аузсу, р.Чегем) и ледник Чат Севеверный, р.Башиль-Аузсу (р.Чегем). Прохождение: 27-29 июля 2020 года. Описание дается из долины реки Чегем от места слияния реки Гара-Аузусу и реки Башиль-Аузусу до верховьев реки БашильАузусу. С перевала снята записка группы туристов турклуба «Планета» г. Ростов-на-Дону м/к 22/17, совершавшей горный поход 5 к.с. в количестве 8 чел., под руководством Роньжина А.А. от 27.07.2017 г. Необходимое снаряжение: веревки, ледобуры, расходник и петли для организации станций, каски, кошки, индивидуальные страховочные системы, ледорубы.
В месте слияния реки Гара-Аузусу и реки Башиль-Аузусу машина нас высадила в 4 утра. В темноте на широкой обочине дороги, благо здесь практически никто не ездит, поставили палатки и завалились спать (фото 7.1). В 5.00 утра пришли пограничники проверять документы. В 8.00 уже встали, т.к. стало сильно припекать солнце, и уже невозможно было оставаться в палатках. Выходим в 10.30. Погода портится, начинается дождь. Поднимаемся по дороге вдоль реки Гора-Аузусу. Сначала дорога резко набирает вверх, затем выходит в широкую долину и уже без набора высоты выводит к турбазе Чегем (фото 7.2, 7.3, 7.4). У турбазы Чегем, достаточно заброшенный вид, хотя встреченные нами местные отдыхающие сказали, что база действующая и даже сейчас там кто-то живет. На подходах к турбазе погода улучшается, появляется солнце. Идем по правому берегу р. Гара-Аузусу (фото 7.5). От турбазы дорога продолжается и ведет к нарзанным источникам. Вся дорога промаркирована и заканчивается только у моста через р. Шаурту (фото 7.6). К нарзанным источникам подходим в 14.00 (фото 7.7). От места ночевки на слиянии реки Гара-Аузусу и реки Башиль-Аузусу до нарзанных источников 2 часа 45 минут чистого ходового времени. В 15.40 выходим с обеда. Немного к западу от минеральных источников начинается тропа, ведущая круто вверх. Сначала тропа идет по травянистому склону (трава в рост человека), затем через лес, таким образом, обходя каньон реки. Понимаясь через лес, собираем подосиновики, растущие вдоль тропы (фото 7.8). С подъема открывается хороший вид на северный склон перевала Ортокара Восточная (фото 7.9). Около домика пограничников тропа исчезает. Забираемся выше по крутому травянистоосыпному склону, чтобы обойти прижим (фото 7.10). После прижима спускаемся к реке, здесь появляется маркированная тропа. Долина расширяется. В 17.40 встаем на ночевку, выбрав более менее ровные площадки среди кустов и травы (фото 7.11). Долина хоть и зеленая, но каменистая. Под палатки приходится выравнивать площадки. Справа (ор.) течет чистый ручей. От нарзанов до места ночевки 1 час 30 минут чистого ходового времени.
Подъем в 4.00. Выход в 5.50. Прокоммуницировали с пограничниками через реку, объяснились жестами и продолжили подниматься по правому берегу реки. За 1 час 5 минут подошли под ледник Кулак Восточный (фото 7.12). Здесь переходим на противоположную сторону реки, вытекающий из ледника Кулак Восточный (фото 7.13) и начинаем подниматься на левобережную морену справа по ходу от ручья. За 45 минут поднялись на террасу, с которой открывается вид на ледник Чат Южный (фото 7.14). Еще за 1 переход (55 минут) выходим к озеру под ледником. У озера решаем пообедать, т.к. здесь есть вода и тепло. После обеда выходим в 11.55. Обходим озеро и поднимаемся сначала по достаточно крутой осыпи вдоль ручья, затем по некрутой косой скальной полке выходим из русла ручья ближе к скалам левого борта (фото 7.15, 7.16). Далее подъем идет по некрутым заглаженным бараньим лбам. Во время дождя здесь может потребоваться перильная страховка. Верхняя часть подъема на лед. Чат Южный проходит по средней осыпи под скалами левого борта (фото 7.17). В 14.15 вышли к леднику. Подъем от озера до пологой части ледника занял 2 часа чистого ходового времени. Перед ледником связываемся в связки, надеваем кошки и начинаем подниматься к нунатаку, обходя его справа по ходу (фото 7.18). На изгибе ледника большие трещины, проходим по мостам. Обойдя нунатак, выходим на достаточно пологий ледник. Здесь решаем встать на ночевку (фото 7.19). Подъем от выхода на ледник до места ночевки занял 1 час 50 минут чистого ходового времени. В 17.00 ставим лагерь. Воду добыли, раскопав канавку на леднике. Погода портится. Сильный ветер. Вечером дождь.
Подъем в 4.30. Выход в 6.50. В связках поднимаемся от места ночевки по некрутому снежно ледовому склону, забирая влево по ходу, обходя скальную гряду. Далее поворачиваем направо и через одну из седловинок спускаемся на ледник, с которого открывается вид на наш перевал (фото 7.20). Еще за 1 переход выходим на перевал. Подъем от места ночевки до перевала занял 1 час 25 минут чистого ходового времени. Перевал односторонний. На скально-осыпном островке посреди седла - удобные площадки (фото 7.21). Тур расположен в западной части седловины (фото 7.22). Спуск представляет собой снежно-ледовый склон крутизной примерно 40°. Снизу склон подрезан бергшрундом (фото 7.23). Далее следует выполаживаение склона, но затем ледник опять резко падает вниз. Образуя в правой части ледника ледопад. По центру находится вытаявший, заглаженный бараний лоб, а слева от него узкий ледовый склон крутизной до 45°. Спуск начинаем в 9.30. От седловины до бергшрунда провесили 8 веревок. Первую закрепили за большой камень на перевале, следующие 6 веревок на ледобурах. Восьмая станция на ледорубах. Последний участник сдергивал веревки с помощью проушин. Станцию на ледорубах сдергивали с помощью ледорубного креста. Восьмая веревка нас вывела к мосту через бергшрунд. Здесь организовали горизонтальные перила на ледорубных станциях (фото 7.24). Последний участник шел с нижней страховкой. От бергшрунда провесили ещё одну веревку на ледорубах, это уже скорее по инерции. Дальше спускались в связках (фото 7.25). Перед спуском на нунатак небольшой участок открытого крутого льда, при его пересечении закрутили несколько промежуточных ледобуров. На нунатаке пообедали и осмотрелись в поисках оптимального варианта спуска (фото 7.26). Справа по ходу спуск не просматривался, слева спуск представлял собой грязный крутой ледовый склон (до 45°) протяженностью примерно 110 м. Решили спускаться слева, старясь вешать веревки вдоль нунатака чтобы была возможность прятаться от камней (фото 7.27). В основном с верхних скал летит всякая мелочь. На второй веревке уходим правее под нунатак, сюда камни уже не долетают. Всего на обход нунатака было повешено 3 веревки. Первая станция на камне, вторая на ледобурах и третья на камне. После спуска с нунатака связались в связки спустились сначала по закрытому леднику. Затем пересекли открытый ледник, и вышли на правобережную морену (фото 7.28). Где и встали на ночевку (фото 7.29). Вода поблизости из ручейка, стекающего с ледника.
Подъем в 9.00. Выход в 10.50. От места ночевки спускаемся по карману правобережной морены ледника. Сначала спуск проходит по курумнику крупного и среднего размера, затем выходим на травянистые склоны у ручья. Проходим немного вдоль ручья, далее траверсируем травянистый склон влево по ходу движения. В 12.00 спускаемся в долину реки Башиль-Аузусу.
Выводы, рекомендации: Перевал Чат Чегемский соответствует заявленной категории 3А. При прохождении перевала на спуск было провешено 13 веревок по 50 м. Склон перевала широкий снежно-ледовый. Во второй половине дня камни начинают лететь с разных сторон. В районе ледопада мы проходили слева от нунатака, т.к. сверху альтернативный путь не просматривался. Лучше это место обойти. Возможно, безопаснее будет спуститься по ледопаду. Перевал Грановского (2А, 3770)
Расположен в северном отроге ГКХ, соединяет восточную ветвь ледника Адырсу, р.Адырсу (р.Баксан) и центральную ветвь ледника Башиль, р.Башильаузсу (р.Чегем). Прохождение: 30-31 июля 2020 года. Описание дается из долины реки БашильАузусу до ночевок в кармане правобережной морены ледника Адырсу. С перевала снята записка группы туристов турклуба «Абрис» ФСТ города Королева Московской области м/к 28/2020, совершавшей горный поход 4 к.с. в количестве 7 чел., под руководством Чугунова В.А. от 30.07.2020 г. Необходимое снаряжение: веревки, ледобуры, расходник и петли для организации станций, каски, кошки, индивидуальные страховочные системы, ледорубы. Спустившись в долину реки Башиль-Аузусу из под перевала Чат, идем по правому берегу реки в сторону ледника Башиль. На фото 8.1 показан путь подъема в сторону перевалов Грановского и Голубева. Немного не доходя языка ледника, в районе разлива реки на несколько рукавов, переходим вброд на левый берег реки (фото 8.2, 8.3) и через 10 минут на ровных площадках останавливаемся на обед. С обеда выходим в 15.10 подходим к языку ледника, надеваем кошки и выходим на ледник. Небольшой крутой участок ледника преодолеваем на передних зубьях кошек (фото 8.4). Далее идем по пологому леднику, не доходя речки вытекающей из под пер. Голубева, спускаемся с ледника и выходим на левобережную морену (фото 8.5). Снимаем кошки и начинаем подниматься по крутому осыпному склону вдоль реки (фото 8.6, 8.7). За 2 перехода по 45 минут выходим на хорошие подготовленные стоянки (фото 8.8).
Подъем в 4.30. Выход в 6.10. Переходим поток из под пер. Голубева на правый берег, кто-то вброд, кто-то по камням. В районе стоянок камни в водорослях, скользкие. Немного выше по течению можно перепрыгнуть по камням. После брода траверсом долины на запад выходим на открытый ледник Башиль Центральный. Выход на ледник пологий и сложности не представляет (фото 8.9). Сначала поднимаемся по открытому леднику, затем связываемся в связки и далее идем по закрытому леднику (фото 8.10). Ледопад обходим справа по ходу движения. Крутизна склона здесь примерно 35°. Протяженность около 300 м. На склоне лежит снег, можно делать ступени (фото 8.11). Перевальный взлет представляет собой широкий снежный склон крутизной до 30° не более 300 м с карнизом, подрезанный в верхней части большой трещиной (фото 8.12). Поднимаемся зигзагами, в верхней части придерживаемся скал справа по ходу движения. В 11.45 выходим на перевал. Подъем от места ночевки занял 4 часа 5 минут чистого ходового времени. Седловина перевала - широкое снежное поле. Тур с отбойным молотком на вершине жандарма (фото 8.13). В 12.45 начали спускаться с перевала. В связках спускаемся в направлении снежноледового ребра справа по ходу движения. С наиболее низкой части ребра вешаем 2 веревки на спуск через 2 большие трещины, которые обходятся по мосту (фото 8.14). Далее связываемся в связки, и спускаемся по закрытому леднику, придерживаясь правого борта ледника (фото 8.15). Спуск с ледника плавный пологий (фото 8.16). Спустившись с ледника, движемся сначала по песчано-осыпным холмам, местами с выходами льда, далее вдоль русла ручья начинаются завалы камней огромных размеров. Спускаться здесь достаточно неприятно, возможно надо было в самом начале вылезти на вал правобережной морены, по гребню которого идет отличная тропа. Мы же решаемся вылезти на правобережную морену значительно ниже (фото 8.17). Выбравшись на моренный вал, спускаемся в карман морены и в 17.15 встаем на ночевку на ровных площадках около водопада (фото 8.18).
Выводы, рекомендации: Перевал Грановского недаром остается одним из наиболее популярных перевалов этого района. Он вполне соответствует сложности 2А, достаточно безопасен, изменения снежно-ледовой обстановки на Кавказе мало повлияли на него.
Вышли в 9.30. Поднялись на гребень правобережной морены и по тропе за 2 перехода по 55 минут спустились в альплагерь Уллу-Тау (фото 8.19, 8.20, 8.21). Поставили палатки, покушали в кафе, помылись. Договорились на счет машины, которая нас завтра утром доставит в аэропорт Минеральных Вод. Если заказывать машину через начальника альплагеря, то получится дороже. Мы на счет машины договорились в кафе. Газель на 6 человек нам обошлась в 8 т.р. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОХОДА Список общественного снаряжения
Список ремнабора:
КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Схема маршрута 1
Схема маршрута 2
Схема маршрута 3
Схема маршрута 4
Схема маршрута 5 ПЕРЕВАЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ
Перевальная записка с пер. Рцывашки
Перевальная записка с пер. Шаривцек (Шари) Северный
Перевальная записка с пер. Фытнаргин
Перевальная записка с пер. Дыхниауш
Перевальная записка с пер. Кёль
Перевальная записка с пер. Чат
Перевальная записка с пер. Грановского СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Фотоматериалы
фото 1.1 Начало подъема от с. Верхняя Балкария вдоль реки Рцывашки
фото 1.2 Башня Амирхана
фото 1.3 Путь подъема в д/р Рцывашки от с. Верхняя Балкария
фото 1.4 Тропа по левому берегу р. Рцывашки
фото 1.5 Мост через р. Рцывашки
фото 1.6 Подъем по правому берегу р. Рцывашки
фото 1.7 Подъем по правому берегу р. Рцывашки
фото 1.8 Долина реки Рцывашки
фото 1.9 Место ночевки в д/р Рцывашки
фото 1.10 Подъем по правому берегу р. Рцывашки.
фото 1.11 Удобное место брода р. Рцывашки
фото 1.12 Брод через р. Рцывашки
фото 1.13 Подъем по левому берегу реки Рцывашки
фото 1.14 Подъем по левому берегу реки Рцывашки
фото 1.15 Подъем по леднику Рцывашки
фото 1.16 Место ночевки на морене лед. Рцывашки
фото 1.17 Путь подъем в цирк перевала Рцывашки со стороны одноименного ледника
фото 1.18 Седловина перевала со стороны лед. Рцывашки
фото 1.19 Седловина перевала Рцывашки
фото 1.20 Группа на пер. Рцывашки
фото 1.21 Вид с пер. Рцывашки в сторону лед. Южный Суган
фото 1.22 Перевал Рцывашки со стороны лед. Южный Суган
фото 1.23 Спуск с пер. Рцывашки в сторону лед. Южный Суган
фото 1.24 Движение группы в обход лед. Южный Суган
фото 1.25 Путь спуска с пер. Рцывашки в д/р Ахсу
фото 1.26 Путь спуска от лед. Ахсу в д/р Карасу
фото 1.27 Место ночевки на левом берегу р. Карасу
фото 2.1 Тропа по левому берегу р. Лькези
фото 2.2 Мост в долине реки Лькези
фото 2.3 Начало подъема к пер. Шаривцек Северный от моста через р. Лькези
фото 2.4 Путь подъема к пер. Шаривцек Сев. из д/р Лькези
фото 2.5 Подъем к пер. Шаривцек Сев. из д/р Лькези
фото 2.6 Путь подъем к пер. Шаривцек Сев. из д/р Лькези
фото 2.7 Выход к небольшому озеру, севернее пер. Шаривцек Сев.
фото 2.8 Место ночевки под пер. Шаривцек Сев.
фото 2.9 Подъем к пер. Шаривцек Сев. с востока
фото 2.10 Перевал Шаривцек Северный
фото 2.11 Группа на перевале Перевал Шаривцек Северный
фото 2.12 Спуск с пер. Шаривцек Северный на лед. Фытнаргин
фото 2.13 Путь спуска с пер. Шаривцек Северный на лед. Фытнаргин
фото 3.1 Путь подъема на пер. Фытнаргин с одноименного ледника
фото 3.2 Седловина пер. Фытнаргин с востока
фото 3.3 Седловина пер. Фытнаргин с запада
фото 3.4 Группа на пер. Фытнаргин
фото 3.5 Изучаем спуск с пер. Фытнаргин, а заодно пытаемся разглядеть наш следующий перевал Карабин. ру
фото 3.6 Спуск с пер. Фытнаргин в сторону лед. Айлама
фото 3.7 Спуск с пер. Фытнаргин в сторону лед. Айлама
фото 3.8 Спуск с пер. Фытнаргин в сторону лед. Айлама
фото 3.9 Спуск с пер. Фытнаргин в сторону лед. Айлама
фото 3.10 Делаем проушину для сдергивания веревки
фото 3.11 Спуск с перевала Фытнаргин через бергшрунд
фото 3.12 Спуск с пер. Фытнаргин на ледник Айлама
фото 3.13 Схема спуска с пер. Фытнаргин на лед. Айлама
фото 4.1 Стоянка на правобережной морене ледника Айлама
фото 4.2 Путь подъема под перевал Карабин.ру с лед. Айлама
фото 4.3 Озеро в кармане морены при подъеме под перевал Карабин.ру с лед. Айлама
фото 4.4 Подъем по осыпному склону в сторону перевала Карабин.ру с лед. Айлама
фото 4.5 Место ночевки под перевалом Карабин.ру (с юго-востока)
фото 4.6 Путь подъема на пер. Карабин.ру с юго-востока
фото 4.7 Путь выхода на пер. Карабин.ру с юго-востока
фото 4.8 пер. Карабин.ру с юго-востока (2020 г.)
фото 4.9 пер. Карабин.ру с юго-востока (2006 г.)
фото 4.10 Седловина пер. Карабин.ру (2020 г.)
фото 4.11 Седловина пер. Карабин.ру (2006 г.)
фото 4.12 Группа на пер. Карабин.ру
фото 4.13 Вид с перевальный седловины на северо-западную сторону спуска
фото 4.14 Начало спуска с пер. Карабин.ру в сторону лед. Дыхсу
фото 4.15 Участник на 5й станции при спуске с пер. Карабин.ру
фото 4.16 Заключительная 9 веревка через бергшрунд при спуске с пер. Карабин.ру
фото 4.17 Преодоление бергшрунда при спуске с пер. Карабин.ру
фото 4.18 Группа после преодоления бергшрунда при спуске с пер. Карабин.ру
фото 4.19 Путь спуска с пер. Карабин.ру в сторону лед. Дыхсу
фото 4.20 Путь спуска с пер. Карабин.ру в сторону лед. Дыхсу
фото 4.21 Место ночевки под перевалом Карабин.ру (с северо-запада)
фото 4.22 Северо-западный склон перевала Карабин.ру 2020 год
фото 4.23 Северо-западный склон перевала Карабин.ру 2006 год
фото 4.24 Вид на седловину к югу от пика 3165, ведущую на лед. Нуам-Куам
фото 4.25 Подход к седловине к югу от пика 3165, ведущей на лед. Нуам-Куам
фото 4.26 Подъем на седловину к югу от пика 3165, ведущую на лед. Нуам-Куам
фото 4.27 Подъем на седловину к югу от пика 3165, ведущую на лед. Нуам-Куам
фото 4.28 Седловина к югу от пика 3165, ведущая на лед. Нуам-Куам
фото 4.29 Вид на спуск с седловины в сторону лед. Нуам-Куам
фото 4.30 Путь спуска на лед. Дыхсу
фото 4.31 Спуск с пер. Карабин.ру на лед. Дыхсу 2020 г.
фото 4.32 Спуск с пер. Карабин.ру на лед. Дыхсу 2006 г.
фото 5.1 Место подъема на левобережную морену лед. Дыхсу
фото 5.2 Подъем по гребню левобережной морены лед. Дыхсу
фото 5.3 Подъем по гребню левобережной морены лед. Дыхсу
фото 5.4 Террасы на левобережной морене лед. Дыхсу
фото 5.5 Озеро в кармане морены под в. Двух Бойцов
фото 5.6 Подъем по левобережной морене лед. Дыхсу
фото 5.7 Путь подъема под пер. Дыхниауш по лед. Дыхсу
фото 5.8 Путь выхода с левобережной морены на лед. Дыхсу
фото 5.9 Путь подъема под пер. Дыхниауш по лед. Дыхсу
фото 5.10 Путь подъема на пер. Дыхниауш с юго-востока
фото 5.11 Подъем к началу косой скальной полки пер. Дыхниауш
фото 5.12 Первая веревка при провешивании перил вдоль скал
фото 5.13 Шестая веревка при подъеме на пер. Дыхниауш
фото 5.14 Седьмая заключительная веревка при подъеме на пер. Дыхниауш
фото 5.15 Путь спуска с пер. Дыхниауш в сторону лед. Безенги
фото 5.16 Лагерь под пер. Дыхниауш
фото 5.17 Группа под пер. Дыхниауш
фото 5.18 Путь спуска с пер. Дыхниауш в сторону Джангикоша
фото 5.19 Путь спуска из под пер. Дыхниауш в сторону Джангикоша
фото 5.20 Путь спуска из под пер. Дыхниауш в сторону Джангикоша
фото 5.21 Путь спуска из под пер. Дыхниауш в сторону Джангикоша
фото 5.22 Тропа на левобережной морене лед. Безенги
фото 5.23 Альплагерь Безенги
фото 6.1 Выход на центральную часть ледника при подъеме от а/л Безенги
фото 6.2 Путь подъема от Баранкоша на пер. Кёль
фото 6.3 Путь подъема на пер. Кёль от озера на Баранкоше
фото 6.3 Подъем на пер. Кёль от озера на Баранкоше
фото 6.5 Осыпной склон при подъеме на перевал Кель
фото 6.6 Место ночевки на пер. Кёль
фото 6.7 Группа на перевале Кёль
фото 6.8 Путь спуска с пер. Кёль на лед. Кельбаши к пер. Ортокара Вост.
фото 6.9 Вид на пер. Ортокара Восточная и пер. Рыжий Пояс с лед. Кельбаши
фото 6.10 Место ночевки на лед. Кельбаши, на заднем плане перевальный взлет пер.Рыжий пояс
фото 6.11 Спуск из под пер. Ортокара Восточная по лед. Кельбаши
фото 6.12 Тропа по моренным валам лед. Кельбаши
фото 6.13 Тропа по моренным валам лед. Кельбаши
фото 6.14 Спуск с пер. Кель по валу старой левобережной морены в сторону лед. Безенги
фото 6.15 Спуск с пер. Кель по валу старой левобережной морены в сторону лед.Безенги
фото 6.16 Выход на лед. Безенги с лед. Кельбаши
фото 7.1 Место ночевки в районе моста на слиянии р. Гора-Аузусу и р. Башиль-Аузусу
фото 7.2 Дорога в д/р Гара-Аузусу
фото 7.3 Дорога в д/р Гара-Аузусу
фото 7.4 Дорога в д/р Гара-Аузусу
фото 7.5 Дорога ведущая к минеральным источникам по правому берегу р.Гара-Аузусу в районе турбазы Чегем
фото 7.6 Мост через р. Шаурту
фото 7.7 Группа на минеральных источниках
фото 7.8 Грибы из д/р Гара-Аузусу
фото 7.9 Северный склон перевала Ортокара Восточная с подъема в д/р Гара-Аузусу
фото 7.10 Путь подъема по правому бору д/р Гара-Аузусу в обход прижима
фото 7.11 Место ночевки в долине реки Гара-Аузусу
фото 7.12 Путь движения от лед. Кулак Восточный в сторону лед. Чат Южный
фото 7.13 Место брода реки, вытекающей из лед. Кулак Восточный
фото 7.14 Путь подъема к лед. Чат Южный
фото 7.15 Путь подъема от озера на ледник Чат Южный
фото 7.16 Вид сверху на путь подъема от озера на лед. Чат Южный
фото 7.17 Верхняя часть подъема на лед. Чат Южный
фото 7.18 Путь подъема по лед. Чат Южный в обход нунатака
фото 7.19 Место ночевки на лед. Чат Южный и дальнейший путь в сторону пер.Чат
фото 7.20 Вид на перевал Чат с ледника Чат Южный
фото 7.21 Седловина перевала Чат Чегемский
фото 7.22 Группа на перевале Чат Чегемский
фото 7.23 Вид на северный склон пер. Чат Чегемский
фото 7.24 Прохождение бергшрунда при спуске с пер. Чат на север
фото 7.25 Путь спуска в верхней части перевала Чат на север.
фото 7.26 Группа на нунатаке на северном склоне пер. Чат
фото 7.27 Путь спуска группы с пер. Чат в обход нунатака (вид с севера)
фото 7.28 Путь спуска от нунатака к месту ночевки (северный склон пер. Чат)
фото 7.29 Место ночевки на правобережной морене ледника Чат Северный
фото 8.1 Путь подъема из д/р Башиль-Аузусу в сторону перевалов Грановского и Голубева
фото 8.2 Подход к языку лед. Башиль
фото 8.3 Место брода реки Башиль-Аузусу
фото 8.4 Путь подъема на ледник Башиль
фото 8.5 Путь подъема с лед. Башиль в сторону перевалов Грановского и Голубева
фото 8.6 Подъем вдоль реки, вытекающей из под пер. Голубева
фото 8.7 Подъем вдоль реки, вытекающей из под пер. Голубева
фото 8.8 Место ночевки у реки под пер. Голубева
фото 8.9 Выход на лед. Башиль Центральный
фото 8.10 Путь подъема в к пер. Грановского по лед. Башиль Центральный
фото 8.11 Обход ледопада на лед. Башиль Центральный
фото 8.12 Восточный склон перевального взлета
фото 8.13 Группа на пер. Грановского
фото 8.14 Спуск с пер. Грановского на лед. Адырсу
фото 8.15 Путь спуска с пер. Грановского по лед. Адырсу
фото 8.16 Спуск с ледника и выход на правобережную морену лед. Адырсу
фото 8.17 Вид с правобережной морены на лед. Адырсу
фото 8.18 Место ночевки в кармане правобережной морены лед. Адырсу
фото 8.19 Спуск по д/р Адырсу
фото 8.20 Завершение похода а альплагере Уллу-Тау
фото 8.21 Все такие же наглые белки альплагеря Уллу-Тау :) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||