Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет Отчет горном спортивном походе 4 к.с. по Памиро-Алаю (горный узел Такали) совершенном с 28 июля по 20 августа 2019 г.
Примечание: Фотографии и таблицы размещены на страницах, непосредственно следующих за описательной частью соответствующего раздела отчета. Справочные сведения Паспорт спортивного похода
Определяющие препятствия маршрута
Примечания: Здесь и далее по отчету: (Карта-схема 1, 2, 3, 4) - фрагменты цветной топографической карты Ленинабадской области Таджикской ССР (J-42-19, J-42-20), М1:50 000, изд. 1985г. Сведения об участниках
*Данные указаны в маршрутных документах Примечания: При составлении отчета использовались материалы, предоставленные следующими участниками группы:
График движения
Всего, 9 перевальных седловин и 1 вершина: 1А-2Б-1Б-2Б(тр)-2А-2А-1Б-2Б
Примечания:
График перепада высот.
Характеристика района путешествия Критерии выбора района. При выборе района путешествия группа руководствовалась, прежде всего, следующими критериями:
Климат и туристская характеристика района. Маршрут проходил по территории Центрального Таджикистана, в так называемом горном узле Такали, по основной линии Зеравшанского хребта - с запада на восток. Район достаточно редко посещаем туристами, хотя и находится между известными туристскими центрами Памиро-Алая: между Матчой и Фанами. Лишь в последние годы появился хороший картографический материал, в основном, благодаря Интернет и рассекреченным военным материалам. Также, свою лепту в исследование орографии горных хребтов вносят спутниковые средства навигации и геоинформационные системы. Зеравшанский хребет является самым северным в районе, вытянут в широтном направлении и не имеет крутых изломов. Помимо того, к нему относят Гиссарский и Каратегинский хребты, имеющими резкие изгибы в местах стыковки. В водораздельной части хребтов в основном залегают мраморизованные известняки и мраморы, а на склонах известняки, глинистые и слюдяные сланцы, на отдельных участках имеют магматические породы, гранитные интрузии. В целом, Гиссарский и Каратегинский хребты имеют более сглаженный характер, чем Зеравшанский хребет. Склоны хребтов крутые, прорезаны глубокими узкими ущельями и каньонами. Боковые отроги и долины северной стороны Зеравшанского хребта протяженные, в среднем - 15-20 км. Характерной особенностью являются большие перепады высот между гребнями хребтов и днищами долин - 1,5-2 км. Снеговая линия лежит на высоте 3200 - 3500 м. по северным склонам и на южных 3600 - 4000 м. Наибольшее оледенение развито на северных склонах, где преобладают ледники долинного типа, с южной стороны - каровые. Реки района имеют крутое падение, быстрое и бурное течение. Через притоки Зеравшана, в их нижнем и среднем течении, в местах перехода тропы с берега на берег, как правило имеются мосты, поддерживаемые в исправном состоянии пастухами. В других местах переправы чаще всего осуществляются по снежным мостам (не растаявшим лавинным снежникам), или каменным «пробкам». Броды же трудны и не безопасны, а навесить перильную веревку непросто из-за отсутствия по берегам надежных точек закрепления. Проще переправляться утром, когда расход воды минимален. С наступлением осени переправы существенно упрощаются. Климат района типичен для гор сухих субтропиков. Основная масса осадков выпадает с марта по май. Непогода летом редко бывает затяжной. С середины июля по середину сентября стоит, как правило, устойчивая теплая сухая безоблачная погода. Во второй половине сентября облачность увеличивается, выпадают дожди, а в конце месяца возможны обильные снегопады, после которых вновь до ноября устанавливается устойчивая хорошая погода. Древесная и кустарниковая растительность распределена крайне неравномерно, так в долине Ягноба она практически отсутствует. Отсюда необходимость брать искусственное топливо даже на маршруты, проходящие через невысокие перевалы. Из «даров природы» наиболее часто встречаются щавель, черемша, иван-чай, чабрец, золотой корень, шиповник, барбарис, магалебская вишня (мелкая), боярышник, смородина, внизу - ежевика, алыча, грецкий орех. На плодородных террасах, которые в основном располагаются в нижних частях протяженных боковых ущелий, имеются фруктовые сады: яблоки, абрикос, миндаль и другие. В недалеком прошлом, район претерпел значительные демографические изменения: в конце 50-х годов прошлого века население из кишлаков долины было переселено в хлопкосеящие районы в окрестностях Худжанда. Осталось лишь несколько семей пастухов. И лишь несколько лет назад в долину Зерашана пришла жизнь - сейчас кишлаки вновь наполнены людьми, много детей. Каждый клочок земли, отвоеванный у горных склонов, обработан трудолюбивыми таджиками. Работает сеть мелиорации - далеко по склонам разведены системы арыков, они используются для орошения полей. Большие площади земли отведены под выращивание картофеля. Традиционно, местные жители занимаются скотоводством - в боковых долинах Зеравшана часто встречаются пастушьи летовки. Например, в долине реки Волгонд построен целый кишлак, состоящий из нескольких строений, сложенных из камней. Также, в долине реки Падаск есть летние строения, объединенные с загонами для баранов под одной крышей. Так как в районе много пастбищ, то много и троп. Характер их весьма разнообразен: они то хорошо разработаны, то становятся труднопроходимыми. Надо быть готовыми к тому, что хорошая тропа может в любой момент оборваться (сель, оползень, осыпь и прочее) или завести куда-то по склону. Самыми надежными и качественными тропами являются те, которые идут вдоль арыков - часто, по самой его бровке. На отдельных участках пробиты горные дороги. Так, в долине Зеравшана, дороги большей частью имеются по обоим берегам и даже зимой поддерживаются в рабочем состоянии. В долине левого притока Зеравшана - реки Тавастин, проложена хорошая грунтовая дорога. Она ведет вверх по длине, переходя по мостам с одного берега на другой. В средней части долины совсем недавно еще работал золотодобывающий рудник, принадлежащий европейской компании - но сейчас его работа приостановлена. В советское время здесь были проведены геологические изыскания, результатами которых теперь пользуются промышленники. Напротив рудника, на гребне водораздела рек Тавастин и Ривут, построена станция сотовой связи - сейчас она также законсервирована. Проблема заезда и выезда из Зеравшана решается через кишлак Айни (70 км. вниз по долине) и дальнейшим движением по горным дорогам через перевалы - на юг, в сторону Душанбе, или на север, в сторону Худжанда. В районе кишлака Обурдон проложена горная дорога по крутым склонам ущелья, которая существенно экономит средства при выезде на север Таджикистана - однако, эта дорога используется только летом, да и то лишь опытными и смелыми водителями. В спортивном плане наибольший интерес для горных туристов представляют перевалы в верхней части бассейна Ягноба, перевалы в верховьях реки Пасрут, и перевалы в ряде северных отрогов Зеравшанского хребта. Особенно труднодоступны участки Зеравшанского хребта восточнее пер. Ривут, где расположены перевалы 3А-3Б категории трудности: Летчика Шаповалова, Уфимских Моторостроителей, Любимых, Студеный, Куйбышева, Олимп, Молодость Сибири, Таджутдин. Сложность северной стороны этих перевалов в основном заключается в преодолении крутых ледовых стен и протяженных ледопадов. Южные склоны обычно скальные. В отрогах основных хребтов перевалы в большинстве своем простые, но те из них, что расположены ближе к главным водоразделам имеют сложные в техническом отношении пути: А.Галича (2А*), Летчика И.Егорова (3А*), Дальневосточников (3А), Плакарный (3А). Трудность заключается в преодолении протяженных ледово-фирновых склонов, ледопадов, скальных стен. Особый интерес представляет отрог Падаск - Волган. Высота его гребня, местами поднимается выше 5000 метров. В целом, Зеравшанский, Гиссарский, Каратегинский хребты и их отроги изучены еще недостаточно и ждут своих исследователей. Подводя итоги, можно отметить следующие особенности горного узла Такали: район универсален в туристском отношении, здесь возможно проведение горных, водных и комбинированных маршрутов. Район нечасто посещаем туристами, имеется много неисследованных участков. Большая часть категорированных перевалов пройдена весьма ограниченное количество раз, поэтому возможны расхождения в оценке их трудности. Местное население весьма приветливо - законы гостеприимства здесь не меняются в угоду времени - путнику в горах всегда рады, для гостя всегда найдется пища и кров. Техническое описание маршрута. Принятая в отчете терминология «левый», «правый» - употребляется в тексте в орографическом смысле. Координаты местности представлены в формате WGS-84 и в тексте выглядят как (GPS: широта, долгота, высота).
Долина реки Зеравшан Истоки реки Зеравшан находятся в верховьях Зеравшанского ледника. Протекает по территории Таджикистана на 300 км к западу до Пенджикента, пересекая границу Узбекистана. Высокогорная область, лежащая в бассейне верхнего течения реки Зеравшан и охватывающая Туркестанский, Зеравшанский, Гиссарский (северный склон) хребты, разделяющие их долины рек Зеравшана и Ягноба, называется Зеравшанской. Зеравшанская долина получила свое название от стержня территории - многоводного и стремительного Зеравшана, что означает «река, несущая золото». Очень часто Зеравшанскую долину называют еще и Кухистан, что означает «страна гор». Мощные горные хребты, веерообразно расходящиеся к западу, поднимаются от 2 000 до 5 500 и более метров, сливаясь на востоке в грандиозный горный вал - Алайский хребет. Воду из реки не пьют (она содержит много взвеси минералов), однако из ущелий боковых отрогов стекают ручьи с чистой водой. Долина в настоящее время весьма населена - в ней находится более десятка кишлаков, объединенных в единую административную единицу. Представители власти находятся в кишлаках Обурдон и Сабах. В кишлаке Мадрушкент (бывшем административном центре) находится погранзастава и больница. Вся долина находится в зоне действия сети сотовой связи «TCell», в кишлачных магазинах можно приобрести карты оплаты. Иногда связь бывает даже на перевалах Зеравшанского хребта, и до недавнего времени в долине Тавастин, пока там работала станция сотовой связи на перевале Гохирович - сейчас станция демонтирована, рудник законсервирован. Наш маршрут начинался и заканчивался в Зеравшанской долине (к. Лангар - к. Демнора), расстояние между ними примерно 30 км. Наиболее интенсивное автомобильное движение по долине - ниже кишлака Волгонд. Движение по дорогам Зеравшана довольно оживленное, можно рассчитывать на машину в попутном направлении. Рейсового транспорта как такового нет, однако в сторону Айни уехать вполне возможно даже на грузовиках или джипах местных жителей.
Долина реки Тавастин Река Тавастин является левым притоком Зеравшана, координаты устьевой части (GPS: 39°25.983'С, 69°32.282'В, 2033м). Напротив впадения Тавастина, на правом берегу Зеравшана находится кишлак Лангар.
Устьевая часть Тавастина заперта конгломератными теснинами высотой до 100 метров. Грунтовая дорога проложена по правому берегу и серпантинами лежит на крутых склонах (фото 1). Двигаемся по ней высоко над рекой, лишь спустя два часа ходу спускаемся к воде. Дальнейший путь по дороге проходит недалеко от реки (фото 2), местами встречаются островки зелени. За очередным поворотом видим мост (GPS: 39°23.420'С, 69°33.679'В, 2398м) - переходим по нему на левый берег. Дальнейшее движение проходит в узкой долине, ограниченной крутыми склонами. Склоны конгломератные внизу, выше перемежаются с осыпным и крупноблочным рельефом, еще выше видны скальные стены хребта. На ночлег встаем на поляне, образованной изгибом реки, среди картофельных полей (GPS: 39°21.071'С, 69°32.046'В, 2624м). Пройдено 15 км. за 5 ч.40м. ходового времени. Продолжаем подъем по долине (фото 3), характер пути не меняется, становится лишь менее крутой уклон. Через час пути открывается вид на вершины в верховье долины. Двигаемся по дороге, которая местами поднимается над рекой на 5-10 метров. Спустя два часа подходим к законсервированной базе горнодобывающего предприятия (GPS: 39°20.180'С, 69°29.477'В, 2760м) - здесь добывали золотую руду. Долина расширяется, хорошо видны верховья (фото 4). По дороге доходим до стрелки с правым притоком Тавастина - здесь дорога по мосту переходит на правый берег и серпантинами поднимается по крутым склонам долины до рудника, на котором ведутся разработки. Ставим лагерь (фото 5) недалеко от стрелки рек, на зеленой террасе (GPS: 39°19.222'С, 69°28.730'В, 2854м). Выходим на заброску, поднимаемся по тропам левого берега Тавастина сначала среди зарослей арчи, затем среди низкорослых кустов (фото 6). Тропа хорошо набита, путь просматривается и спустя 1 час ходу мы подходим к ручьям с ледника Тавастин Западный. Здесь, под скальным останцем делаем заброску. За день пройдено 12 км. за 6 ч.15м. ходового времени.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6
Перевал Гохирович, 1А, 3520 м.
Подъем со стороны реки Тавастин (с востока): Подъем от реки Тавастин начинаем по бараньим тропам на зеленых склонах. Тропы перемежаются, однако подниматься по ним достаточно просто. Местами возникают островки кустарника и арчевых деревьев (фото 1). Слева по ходу находится склон с конгломератными выходами и останцами (фото 2). На всем протяжении склона нет воды, поэтому в жаркий день следует позаботиться об этом заранее. Ближе к концу второй трети подъема, крутизна склона возрастает до 35° - местами идем серпантином. Хорошо видны сооружения рудника, на противоположном борту долины - путь к нему изрезан дорогой, зигзагом поднимающейся по склонам. Издалека еще, ориентиром седла служат фермы для антенн станции сотовой связи на перевале - держим путь на них. Ближе к седлу склоны становятся положе, и мы выходим на пологие площадки (фото 3). Всего на подъеме:
Седловина перевала: Широкая, в гребне пологих увалов. Местами видны останцы из известняка. Тур не сохранился - непосредственно на седловине построена станция сотовой связи. Сейчас приборы на ней демонтированы и остались лишь остовы конструкций аппаратных отсеков. Возможна организация бивака, однако нет воды и седловина является местом транзита бараньих отар, с собаками и пастухами. Группа на перевале (фото 3), седло (GPS: 39°19.265'С, 69°27.742'В, 3520м.) Спуск в сторону долины Ривут (на запад): Спуск с седловины в сторону долины Ривут начинаем по каменистому кулуару, который спустя 200 м. плавно поворачивает направо (фото 4). Вскоре, встречается первый ручей и каменистые россыпи сменяются на травяные увалы. На западных склонах перевала Гохирович еще встречаются обломками изоляционных материалов и элементов обшивки станции. Обедаем возле ручья на небольшой террасе правого борта ущелья, ниже слияния распадков и снежника - затем продолжаем спуск по расширяющемуся руслу кулуара, покрытому зеленой травой (фото 5). Русло петляет среди холмов, крутизна склонов уменьшается до 25° Затем, по выходу из теснин, продолжаем движение по расширяющемуся руслу с покатыми бортами, покрытыми зеленью - теперь, здесь появились отдельные деревца арчи и ручей в основном русле. Устьевая часть короткой долины содержит бараньи тропы, некоторые из них ведут вдоль ручья. На пригорке левобережного борта видна пастушья хижина, сложенная из камней (фото 6). Устраиваем бивак чуть выше устья ручья, возле хижины. Здесь же подготовлены места под две палатки (GPS: 39°20.454'С, 69°26.626'В, 3520м.). Всего на спуске:
Итоговые характеристики:
Спутниковые снимки пер. Гохирович с востока и запада.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6 Долина реки Ривут Река Ривут является левым притоком Зеравшана, впадающим в него на 7 км. ниже устья Тавастина. Долина довольно широкая и живописная, по берегам растут деревья арчи (фото 1). Видны участки сельскохозяйственной деятельности - картофельные поля и хижины из природных камней. Набитые тропы ведут по обоим берегам Ривута, поднимаясь иногда выше по склону, в обход прижимов. Чуть ниже устья правого притока с перевала Гохирович перекинут добротный мост (фото 2).
Спутниковый снимок средней и верхней частей долины Ривут.
Фото 1
Фото 2 Ручей, стекающий из короткой долины перевала Гохирович, является правым притоком Ривута. От места ночевки (GPS: 39°20.454'С, 69°26.626'В, 2550м) идем вверх по долине, по тропам правого берега (фото 3). Тропы набитые, иногда расходятся - местами, движение происходит по борту долины на высоте около 50-100 метров над руслом реки Ривут (фото 4).
Фото 3
Фото 4 Спускаемся в русло следующего правого притока реки Ривут - это ущелье ведет к перевалу А.Галича и имеет узкую устьевую часть. Выше по долине двигаемся по брустверу небольшого арыка, проложенного по правому борту долины (фото 5) - в некоторых местах арык проложен довольно высоко и повторяет складки местности, поэтому иногда приходится продираться через кустарник.
Фото 5
Фото 6 Примерно через 1,5 километра арык упирается в следующий распадок и заканчивается, здесь находится летний домик, в котором живет семья гостеприимных таджиков - пережидаем под крышей непогоду и продолжаем движение вверх по долине.
Фото 7
Фото 9 Двигаемся по-прежнему правым бортом долины, по хорошей тропе на нешироких террасах, поросших травой и кустарником (фото 6). Спустя еще 2,5 километра подходим к бурному ручью, стекающему из очередного распадка - в его верховьях расположен перевал Перемога. В этом месте река Ривут имеет крутой поворот на юг, в верховья одноименного ущелья. Всего, до поворота прошли 5 километров за 2,5 часа.
Фото 8. Вид на верховья долины Ривут. После поворота долины идем тропе на зеленых террасах - борта долины сужаются, двигаемся в теснинах высоких скал еще около часа и спустя 4 километра приходим на широкие поляны, на которых устроены кошары. Переходим речку по мосту из бревен и веток (GPS: 39°17.161'С, 69°23.271'В, 2986м) на левый берег и делаем бивак (фото 7).
Фото 10. Вид на правую камеру ледника Ривут. Зеленые поляны сверху подпираются валами мелкой осыпи - по правому берегу реки на них проложены тропы. Поднимаемся еще в течении 1,5 часов и через 2,5 километра выходим на широкие поляны (GPS: 39°15.953'С, 69°23.365'В, 3225м) - (фото 8), покрытые травой - на пастбищах много баранов, стоят летовки пастухов. В этом месте открываются эффектные виды на верховья долины Ривут - мощное оледенение на северных отрогах Зеравшанского хребта. Поднимаемся выше по кромке морен правого борта долины и поворачиваем влево по ходу - по правому берегу ручья (фото 9), стекающего вдоль скального отрога, запирающего выход на верхний моренный ярус ледника Ривут Восточный. Здесь, на пологих полях моренных насыпей, возле небольшого озера, делаем бивак (GPS: 39°15.497'С, 69°24.196'В, 3624м) - (фото 10).
Перевал Унзуд, 2Б, 4140 м. (радиально)
Схема движения по леднику Ривут Восточный. Здесь же есть ледниковые лужи с водой и ровные площадки на снегу для бивака, камнепадов со склонов в этом месте не наблюдалось. Одеваем кошки и готовим снаряжение для работы.
Участок №2. Подъем с ледника на седло (с севера): От скального островка на пологом леднике (фото 1), выходим под перевальный склон (фото 2). Из просмотренных вариантов подъема выбираем самый левый по ходу маршрут, по дуге слева направо выводящий сквозь поперечные трещины к верхнему бергшрунду
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4 По закрытому леднику, в связках, подходим к нижнему краю первой линии бергшрунда - не доходя до него 40 метров, делаем на снегу первую станцию страховки (фото 3). Крутизна склона заметно увеличивается и составляет около 35° на неглубоком размякшем фирне.
Фото 5
Фото 6 Затем, навешиваем еще 30 метров перил до широкого провала очередного бергшрунда (фото 4) - здесь сталкиваемся с препятствием: это отвесная ледовая стена верхнего края берга высотой более шести метров (фото 5).
Фото 7
Фото 9 Разведка вправо по склону показала, что края трещины сильно пересечены и двигаться по ним опасно - возможны обвалы льда. Уходим траверсом влево по трещине, находим массивный мост и вешаем перила через него (фото 7). Дальнейший путь - прямо вверх, вдоль скального отрога, но не заходя в широкое русло неявно выраженного ледового кулуара - возможно, там существует опасность камнепадов.
Фото 8. Группа на станции. Выходим на снежно-ледовый склон крутизной 40-50°, навешиваем по нему еще 100 метров перил, затем склоны выполаживаются и мы поворачиваем вправо по ходу, по широкому руслу намечающегося бергшрунда - затем, его
Фото 10. Обход правой оконечности широкого бергшрунда. ледовые разрывы ведут нас к пологому куполу верхней части склона. Провешиваем на траверсе вправо еще 130 метров перил.
Фото 11
Фото 12 Преодолеваем со страховкой правую оконечность широкого берга (фото 10) и лезем прямо вверх, по ледовому склону 45° еще две веревки, пока не упираемся в неширокие разрывы льда, обрабатываем их и вешаем еще 50 метров перил до скального седла перевала. Последние 15 метров склона кажутся более пологими, выход на седло не осложнен карнизами.
Фото 13. Седловина перевала Унзуд, 2Б.
Фото 14. Вид с перевала в сторону р. Унзуд.
Фото 15. Вид с перевала в сторону р. Ривут. Всего на подъеме:
Седловина перевала: Узкая, скальная, в гребне разрушенных скал, с широким снежным карманом, переходящим в снежные карнизы. По обоим сторонам острые скальные гребни. Тур на седловине не найден, сложили свой. Группа на перевале (фото 13), седло (GPS: 39°14.962'С, 69°24.952'В, 4140м.) Вид с перевала в сторону р. Унзуд - (фото 14), в сторону р. Ривут - (фото 15).
Фото 18. Обзорная схема северного склона перевала Унзуд. Перевал Ривут, 1Б, 4036 м.
Подъем от морен ледника Ривут Восточный, места расположения лагеря (GPS: 39°15.458'С, 69°24.210'В, 3620м) начинаем по увалам осыпных гребней, перемежающихся снежными полями. В течении получаса поднимаемся конечных выходов мереных проталин, прошли 800 метров. На последних камнях одеваем кошки и выходим на пологое плато ледника Ривут Восточный - ледник открытый, идем не связываясь, соблюдаем ровный темп движения (фото 1).
Фото 1. Движение по пологой части ледника Ривут Восточный. С пологого плато ледника хорошо видна седловина перевала Ривут, скальные сбросы узловой вершины 4340 м., а также западные склоны перевала Унзуд. Выходим на середину ледника и двигаемся вверх с небольшим набором высоты, обходя небольшие мульды на теле ледника.
Фото 2
Фото 3 Подходим к перевальному взлету, достаем снаряжение и выпускаем передовую связку на снежно-ледовый склон (фото 2). Связка проходит маршрут увеличивающейся крутизны (в верхней части - до 35°), обходит справа небольшой гребешок карниза и навешивает в верхней части склона 50 метров перил (фото 3). По радиосвязи выясняем особенности прохождения и порядок движения участников.
Фото 4. Группа на седловине перевала Ривут, 1Б. Группа выходит следом и спустя полчаса мы собираемся на седловине все вместе. Снимаем контрольную записку, делаем обзорные фотографии в сторону ледников Ривут Восточный и Тавастин Южный (фото 5, 6).
Фото 5. Вид с перевала Ривут в сторону ледника Ривут Восточный.
Фото 6. Вид с перевала Ривут в сторону ледника Тавастин Южный. Всего на подъеме:
Седловина перевала: Узкая, скальная, в гребне разрушенных скал. С южной стороны небольшой жандарм на гребне. Тур в скалах с северной стороны. Группа на перевале (фото 4), седло (GPS: 39°15.350'С, 69°25.440'В, 4036м.). Спуск в сторону ледника Тавастин Южный: Начинаем спуск с перевала по крутому склону, покрытому мелкой осыпью с вкраплениями более крупных камней (фото 7). Крутизна склона - около 35°, спускаемся плотной группой вдоль скальной гряды, окаймляющей кулуар с левого борта (фото 8).
Фото 7
Фото 8 Ниже, осыпь переходит в склоны, покрытые плотным снегом - открытого льда не видно, но снег плотный, слежавшийся. Одеваем кошки и продолжаем спуск прямо вниз, по расширяющемуся руслу перевального кулуара - крутизна уменьшается до 25°, заметны характерные формы спрессованных выкатов лавин, которые становятся все положе (фото 9).
Фото 9
Фото 10 Справа наблюдаем необычные ледниковые образования: они представляют собой несколько ступеней крутых ледопадных сбросов, похожих один на другой - это северо-восточные склоны перевала Баснословный (фото 10).
Фото 11. Вид на перевал Ривут с ледника Тавастин Южный. Вскоре спускаемся до моренных островков и переходим через застывшие грязевые желобы, выдерживая направление на моренный карман в правобережной нише ледника Тавастин Южный - здесь видны следы биваков на пологих полянках, покрытых редкой травкой. Останавливаемся на обед и короткий отдых, это место туристы называют «Уфимские ночевки» - здесь полянка, укрытая от ветров, рядом с ручьями - оно вполне годится для бивака (GPS: 39°15.361'С, 69°26.175'В, 3693м.). Всего на спуске:
Итоговые характеристики:
Долина реки Тавастин Южный (верховья)
От «Уфимских ночевок» (GPS: 39°15.361'С, 69°26.175'В, 3693м.), преодолев широкую каменистую мульду моренного кармана, начинаем подъем на высокий гребень правобережной морены ледника Тавастин Южный. Подъем на него занимает 20 минут, затем ищем место для ночлега. Бивак делаем на самом гребне (GPS: 39°15.376'С, 69°26.352'В, 3693м.), с него открываются замечательные обзорные виды (фото 1) на перевалы: Баснословный (2А), Ривут (1Б), Летчика Шаповалова (3Б), Уфимских Моторостроителей (3А*) и вершину Дочерей (4340 м.) - а также на среднюю часть долины. Устьевая часть долины Тавастин Южный имеет крутое падение и скрыта от нас перегибом, за которым видны южные склоны долины реки Ягноб.
Фото 1. Вид на верховья долины Тавастин Южный. Верховья долины запирает мощная стена отвесных скал перевала Летчика Шаповалова (фото 2) - он, как и все перевалы этой долины расположен в главной линии Зеравшанского хребта. Перевалы ведут в долины Унзуд, Ривут и Тавастин Северный. Внизу, под моренными валами (фото 3), в средней части долины находится стоянка пастухов - они приходят сюда со стадами баранов через простой перевал Голируд (Тавастин) из долины Тавастин Северный, и затем траверсируют склоны по тропам, опоясывающим крутые берега Ягноба.
Фото 2
Фото 3 Нам надо пересечь верховья долины с запада на восток, поэтому мы продолжаем движение вверх по высокому правобережному гребню морены Тавастина Южного вплоть до ее верхней оконечности. Затем, поворачиваем вправо, и пересекаем долину по открытому леднику (фото 4) - путь пролегает ниже разрывов ледопада центрального цирка верховий.
Фото 4. Движение группы по леднику Тавастин Южный.
Траверс, 2Б (пер. Дочерей, 4115 м. + в. Дочерей, 4340 м. + пер. 25 лет т/к Гастелло, 4130 м.)
Участок №1. Подъем на пер. Дочерей со стороны лед. Тавастин Южный (с запада):
Подъем на перевал Дочерей начинаем от основного русла ледника Тавастин Южный - преодолеваем некрутую ледниковую ступень и входим в левую камеру одноименного ледника. Двигаемся по пологому ледниковому руслу, в обход большого ледового вала, справа по ходу от нас - ледник плавно поворачивает вправо, обходя ледовую гору (фото 1), и мы видим верховья ледниковой камеры: слева скально-осыпные склоны перевала Уфимских Мото-
Фото 1
Фото 2 ростроителей (3А*), а прямо по курсу - осыпной взлет перевала Дочерей (2Б). Поднимаемся по крутой осыпи (35°) около 100 метров (фото 2, 3) и выходим
Фото 3
Фото 4 на выполаживающийся участок (фото 4), приводящий нас непосредственно к седловине перевала Дочерей. Обзорный вид с седла на восток, на верховья ледника Тавастин Северный (фото 5).
Фото 5. Обзорный вид на восток, на верховья ледника Тавастин Северный.
Фото 6. Группа на перевале Дочерей. Седловина перевала: Узкая, скальная, в гребне разрушенных скал: с севера - скальный жандарм, на его склоне контрольный тур, с юга - скальный гребень, граничащий с ледовой шапкой вершины Дочерей. Группа на перевале (фото 6), седло (GPS: 39°15.946'С, 69°27.321'В, 4115м.)
Участок №2. Траверс вершины Дочерей (с севера на юг):
С седла перевала Дочерей выходим вверх по осыпному гребню в направлении одноименной вершины. Справа по ходу движения - предвершинный ледовый купол, гребень окаймлен узкой полоской осыпи, справа от которой - 500метровые скальные сбросы в сторону ледника Тавастин Северный. Двигаемся плотной группой по гребню - крутизна склона (35°) пока позволяет идти без веревок, двигаемся плотной группой, не приближаясь к скальным сбросам. Спустя 150 метров пути, склон выполаживается, мы оказываемся на снежно-ледовом поле, выводящем к ледовым разломам вершинной части маршрута.
Фото 7
Фото 8 Навешиваем 100 метров перил по ледовому склону (30°) и поднимаемся по широкому гребню (фото 7). Снежный наст сменяется выходами открытого льда - станции делаем на ледобурах (фото 8).
Фото 9
Фото 10 Выходим на снежное плечо (фото 9) - отсюда хорошо видны сбросы и восточные склоны вершины, что находятся под нами (10). Подходим к линии бергшрунда - она опоясывает весь видимый склон. Начинаем обрабатывать трещину (фото 11) - уходим по ней вправо по ходу движения и затем вылезаем на высокий борт бергшрунда. Во время обработки трещины, вся группа может собраться недалеко от лидерской связки (фото 12) - склоны достаточно безопасные, важно лишь держаться подальше от карнизов восточного склона гребня.
Фото 11
Фото 12 Прохождение нескольких разломов бергшрунда занимает времени более, чем могло показаться сначала (фото 13), но препятствие пройдено.
Фото 13. Прохождение ледовых разрывов бергшрунда вершины Дочерей. Теперь остался последний рывок до вершины - выход по ледовому куполу на пологую часть горы. Несмотря на то, что последние десятки метров проходят по пологим снежным склонам (фото 14), провешиваем перила до самой ее осыпной верхушки.
Фото 14. Выход по ледовому куполу на вершину. На вершине складываем тур из камней, вкладываем в него записку и готовим место для бивака - благо, места на вершине достаточно.
Фото 15. Бивак на вершине Дочерей, 4340 м.
Фото 16. Вид с вершины на восток, в сторону долины Тавастин Северный. Всего на подъеме:
Вершина: Широкая, осыпная: запада - осыпь, переходящая в скальные сбросы, с востока - скальный барьер, обрывающийся крутыми склонами на ледник Тавастин Северный. Группа на перевале (фото 17), вершина (GPS: 39°15.712'С, 69°27.362'В, 4340м.).
Фото 17. Группа на вершине Дочерей, 4340 м. Спуск на юго-восток: Продолжаем траверс гребня - спускаемся с вершины по юго-восточному гребню (фото 18). Склоны сложены из средних и крупных плоских плит, и поэтому сползают вместе с людьми: здесь важно не выходить на скальный гребень, сложенный из разрушенных скал - есть опасность улететь на восточные сбросы. Провешиваем две веревки перил (фото 19), и спускаемся до выполаживания гребня - это занимает некоторое время, зато есть уверенность в безопасном спуске. Здесь заканчиваем очередной условный участок прохождения траверса.
Фото 18
Фото 19 Всего на спуске:
Всего по участку:
Участок №3. Траверс гребня Зеравшанского хребта (с севера на юго-восток):
Двигаемся по гребню Зеравшанского хребта от вершины Дочерей на юго-восток в направлении перевала 25 лет т/к Гастелло. Гребень протяженный, и практически везде идется пешком - лишь иногда, повторяя изгибы основной линии приходится выходить на несложные скалы (фото 20), не требующие перильной страховки. Впереди идет группа разведчиков - они корректируют движение основной группы по радиосвязи. Иногда мы собираемся все вместе, чтобы обсудить детали прохождения траверса или просто отдохнуть. Воды нет на всем протяжении гребня, однако, в солнечную погоду можно найти небольшие ледниковые лужи, на снежно-ледовом обрамлении восточных склонов хребта.
Фото 20. Обход небольших жандармов на гребне. Основная цель на сегодня - это спуститься с перевала, к которому мы идем, поэтому, обед не запланирован - обходимся перекусами и пополняем запасы воды при удобном случае. Гребень состоит из нескольких повышений - с траверса они смотрятся как хребет динозавра (фото 21). Следует заметить, что этот участок траверса давно используется местными жителями (фото 22) - сюда нетрудно пробраться из долины Ягноба, и иногда мы находим следы охотников: огромные каменные туры, сложенные более двух метров в высоту.
Фото 21. Периодические повышения в гребне Зеравшанского хребта.
Фото 22. Снежно-ледовые карнизы на гребне.
С таверса хорошо видна долина Ягноба (фото 24) - ее зеленые склоны привлекают внимание, где-то в дымке его верхних притоков так и видится урочище Гульбоз - известное своими пастбищами и тучными стадами баранов.
Фото 24. Долина реки Ягноб - видны зеленые поляны и снежные мосты. Во время траверса просматриваем склоны, обрывающиеся на север - и наблюдаем удручающую картину: глобальное потепление делает свое дело - ледовые склоны почернели от многочисленных камнепадов, которые обрушиваются с гребней хребта. Спускаться по ним весьма опасно.
Участок №4. Спуск с перевала 25 лет т/к Гастелло (на север):
Седловина перевала: Широкая, каменистая, в гребне разрушенных скал: с севера - крутой ледовый склон, с юга - конгломератные и осыпные склоны долины Голируд с каньонными участками. Контрольный тур среди скальных развалов. Группа на перевале (фото 25), седло (GPS: 39°15.479'С, 69°27.990'В, 4130м.) В связи с повышенной опасностью схода камней, выбираем место для спуска восточнее по гребню - там, где нет нависающих выходов разрушенных скал. По всему широкому ледовому склону перевала видны черные следы от камнепадов, перевал объективно опасен. Поэтому, мы находим место на гребне, где верхняя часть покрыта подушкой из снега (фото 26) - в нем застревают падающие с гребня камни, которые уже не вылетают на лед.
Фото 25
Фото 26 Первая веревка вниз по подложке из плотного снега (фото 27), вторая веревка - с выходом на открытый лед 45-50°Делаем станцию и принимаем людей со снаряжением (фото 28). Свободные участники рубят лоханки для людей, прибывающих сверху и размещают рюкзаки на станции. Спускаемся вдоль скального отрога (фото 29), но держимся от него на некотором расстоянии - скатывающихся камней не видно, маршрут выбран правильно.
Фото 27. Первая веревка спуска по подложке из плотного снега.
Фото 28
Фото 29 Третья и четвертые веревки проходят по снежно-ледовому склону уменьшающейся крутизны (до 30°) - фото 30. Проходим линию небольшого бергшрунда - она скрыта под раскисшим снегом, проходим, учитывая следы провалов первого участника - видно, что он здесь хорошо поработал (фото 31).
Фото 30
Фото 31 Пятая и шестые веревки спускаемся по крутому плотному снегу, под которым встречаются небольшие трещины.
Фото 32. Окончание перильной и начало одновременной страховки. После шестой веревки делаем связки и переходим на одновременную страховку в движении (фото 32). Спускаемся двумя связками по четыре человека, соблюдаем дистанцию и натяжение связочных веревок. Затем спускаемся по закрытому леднику (фото 33) - прямо вниз, пока не доходим до выраженной ледовой ступени. Ее обходим справа, держа направление движения сначала вправо, до осыпного островка, а затем влево вниз - на мостик, между осыпью и разломами ледника (фото 34). Аккуратно обходим крутой маневр с поворотом вправо, затем, спускаемся уже по пологой части ледника Тавастин Северный.
Фото 33
Фото 34 Дальнейший путь не представляет сложности: спускаемся по леднику (фото 35) до моренного чехла, которым сначала открытый лед посыпан, а затем уже покрыт полностью - здесь снимаем кошки и развязываемся.
Фото 35. Выход из разломов ледника Тавастин Северный. Дальнейший спуск - по гребням морен, придерживаясь левого борта долины. Здесь нас застает темнота, мы ищем подходящее место среди каменоломен и устраиваем бивак (GPS: 39°17.117'С, 69°27.685'В, 3230м.). Всего на участке:
Итоговые характеристики по всему траверсу:
Долина реки Тавастин Северный (верховья)
От места ночевки на леднике Тавастин Северный (фото 1), среди ледовых холмов, покрытых моренным чехлом - начинаем спуск вниз, отыскивая наиболее оптимальный маршрут движения. По пути встречаем множество мелких обломков (частей механизмов и обшивки) военного самолета, разбившегося здесь в годы Великой Отечественной войны (фото 2). Краткая справка: Военно-транспортный самолет СБ-3 разбился на леднике Тавастин Северный в 1943 году (экипаж 3 человека, командир - Шаповалов И.П., все пилоты погибли). Был обнаружен местными охотниками спустя несколько лет после катастрофы. Перевозимый груз - предположительно, военная почта и документы. Как стало известно, пропавших летчиков заподозрили в угоне самолета с документами через государственную границу - по законам того времени, их семьи подверглись репрессиям. Тело одного из них нашли сразу, его похоронили в кишлаке Мадрушкент - тела двух других пилотов нашли в трещинах ледника много лет спустя и захоронили в ущелье. Спустя 46 лет, уфимские туристы под руководством мастера спорта СССР Вячеслава Киселёва укрепили памятные таблички на леднике Тавастин Северный и в скалах седловины впервые пройденного перевала Лётчика Шаповалова И.П. (3Б), ледопады которого возвышаются над местом трагедии.
Фото 1
Фото 2 Спускаемся по моренным чехлам ледника до резких сбросов (фото 3) - на крутом склоне осыпь не держится, поэтому оголился лед. Достаем снаряжение и вешаем 50 метров перил (фото 4) - это последний технический участок в этой долине, не считая переправ через речки.
Фото 3
Фото 4 Затем, спускаемся по широкому каменистому руслу, среди небольших ручьев, которые стекают из-под языка ледника (фото 5).
Фото 5. Спуск по широкому каменистому руслу, среди небольших ручьев. Спустя 50 минут ходу от начала движения спускаемся на небольшие зеленые полянки, среди зарослей арчи и другого кустарника - они находятся на стрелке речек с ответвлений ледника Тавастин Северный. Здесь устраиваем дневку (GPS: 39°17.739'С, 69°27.908'В, 3030м.): точнее, две полудневки подряд (фото 6) и снимаем свою заброску, которая находится в получасе пути от бивака - такое тактическое решение экономит время и силы (фото 7).
Фото 6
Фото 7 Дальнейший путь - вниз по долине, преодолев по камням речку с ледника № 418, левого притока Тавастина Северного, а затем и речку основной долины по деревянному мостику (GPS: 39°18.230'С, 69°28.097'В, 2930м.) - фото 8. Переходим на правый берег долины и по заброшенной грунтовой дороге (фото 9) доходим до широкого устья притока справа - речки с ледника Тавастин Восточный.
Фото 8
Фото 9
Долина реки Тавастин Восточный
Движение вверх по долине Тавастин Восточный начинаем, поднимаясь по заброшенной грунтовой дороге на зеленых склонах отрога - эта дорога была проложена еще в прошлом веке геологами, при разработке рудника, как говорят, по добыче золота. Рудник пытались реанимировать несколько лет назад европейские предприниматели - но все оказалось тщетно. Оборудование законсервировано, но зато осталась эта дорога - она серпантинами поднимается все выше и выше, по крутым конгломератным склонам отрога. Плавно поворачиваем вправо и преодолеваем небольшой вал древней морены, запирающий устьевую часть долины. Выше него есть пологие поляны, покрытые травой, на которых мы устраиваем бивак (GPS: 39°18.699'С, 69°29.046'В, 3036м.) - фото 1.
Фото 1
Фото 2 Дальнейший подъем по долине - по грунтовой дороге на левом борту долины (фото 2). Она продолжается еще около 700 метров и затем переходит на другой борт. Долина сужается, и мы поднимаемся на крутые моренные валы, по которым просматриваются следы тропы. Пологие моренные участки все реже, и вскоре мы заходим в хаотические расположенные моренные холмики - они словно волны, преграждают нам путь и каждый нужно обходить, выбирая оптимальный путь. Спустя два часа ходу, выходим на широкие пологие участки каменистой поверхности, и перейдя через разливы ручьев (фото 3), начинаем подниматься на очередные моренные складки местности.
Фото 3
Фото 4 Спустя еще сорок минут выходим к снежным полосам, которые тянутся от ледникового поля (фото 4), пересекающего вход в верховья долины. Делаем обед и готовим снаряжение для ледника. Выходим на ступень ледника, предварительно связавшись по четыре человека (фото 5). Идем вверх двумя связками - иногда заводим галсы, чтобы обойти подозрительные изменения рельефа на закрытом леднике (фото 6). В нижней части ледовой ступени встречаем островки протаявшей морены.
Фото 5
Фото 6 Стараемся не подходить близко к левому скальному борту долины - несмотря на то, что отвесные стены в тени и звуков камнепадов не слышно. Спустя час, поднимаемся в верховья долины и видим компактный ледовый цирк (фото 7), в котором есть несколько пройденных седловин 2А-2Б к.с. Прямо по курсу - наши перевалы: Волга и Волжский Комсомолец. Поворачиваем влево по ходу и поднимаемся на невысокий вал срединной морены, которая служит естественным укрытием от ветра и делаем там бивак (GPS: 39°16.656'С, 69°30.038'В, 3950м.).
Фото 7. Бивак на морене ледникового цирка Тавастин Восточный.
Перевал Волга, 2А, 4250 м.
Подъем от морен ледника Тавастин Восточный, места расположения лагеря (GPS: 39°16.656'С, 69°30.038'В, 3950м) начинаем по открытому леднику, держа направление на седло перевала.
Идем с небольшим набором высоты, под широкий снежно-ледовый склон (фото 1), посередине прорезанный линией бергшрунда. Склоны становятся круче (до 35°), и мы начинаем вешать перила (фото 2). Передовая связка провешивает первую веревку и обходит разломы бергшрунда справа, и группа собирается возле скального носа - здесь вполне безопасно, ибо скальная гряда защищает нас от возможных камнепадов со склона.
Фото 1
Фото 2 Дальнейший путь подъема проходит вдоль скальной гряды, по левому борту снежно-ледового кулуара (фото 3). Вешаем перила, точки крепления к рельефу - через ледобуры, в нижней части применяем ледорубные станции.
Фото 3
Фото 4 Вторую и третью веревки провешиваем по склону увеличивающейся крутизны, держимся рядом с грядой левого борта (фото 4).
Фото 5
Фото 6 Четвертая веревка по самому крутому участку (до 45°).
Фото 7
Фото 8
Фото 9
Фото 10
Фото 11. Вид на верховья долины Тавастин Восточный. Здесь вставка следующего блока текста. Итоги, выводы, рекомендации Группой был успешно пройден горный поход 4-ой категории сложности по Памиро-Алаю (горный узел Такали). Основная концепция при планировании маршрута заключалась в том, чтобы пройти по наиболее интересным в туристском, и сложным в техническом планах уголкам Зеравшанского хребта. Известно, наиболее насыщены сложными и интересными перевалами основная линия и северные отроги Зеравшанского хребта. Поэтому маршрут был спланирован так, чтобы пересекать линию основного хребта и его отроги в местах их наибольшего оледенения, продвигаясь с запада на восток. Всего, во время движения по маршруту были посещены 7 горных долин - в большинстве случаев с прохождением одноименных ледников:
Пройдено 10 категорийных локальных препятствий, из них:
При построении маршрута использовался принцип ступенчатой акклиматизации, при котором высотный график имеет вид восходящей пилы (см. 3.1. График перепада высот), что в сочетании с применением витаминных и солевых комплексов частично компенсировало издержки акклиматизационного периода. За время похода, участники «четвёрки» впервые для себя, предприняли двухдневный траверс Зеравшанского хребта (две перевальные седловины и одна вершина) с ночевкой на вершине Дочерей, а также разведку не пройденного еще перевала Надежда (ориентировочно, 2Б к.т.), расположенного в северных отрогах основного хребта. Еще одной из особенностей этого похода следует считать то, что из нитки маршрута были исключены сложные броды и навесные переправы через горные реки, представлявшие опасность для жизни. Однако, соответствовать изначально поставленной высокой планке оказалось непросто для многих из нас: в связи с недомоганием участников в разные периоды пути, группа обошла некоторые перевалы по более простым, запасным вариантам - разумно применяя эти и другие тактические решения, мы смогли соблюсти основную идею похода: пройти сложный и красивый маршрут по высокогорью Такали. В результате предпринятых тактических действий, уровень безопасности туристской группы, обусловленный ее запасом прочности, сохранился на достаточно высоком уровне, несмотря на ряд внешних неблагоприятных факторов - что, в конечном итоге, и позволило нам успешно закончить поход, не меняя основной стратегической линии. В походе применялись мультитопливные горелки марок MSR и «Следопыт» на обычном автомобильном бензине, и они нас не подвели. Широко использовались две радиостанции «KENWOOD» с двумя комплектами батарей и аккумуляторов - cвязь в пределах оперативной необходимости была всегда, пока мы окончательно не повредили антенны на обоих устройствах. В течении всего маршрута использовались два прибора GPS «Garmin» и спутниковый телефон «Thuraya Hughes 7100» - почти каждый день использовался спутниковый СМС-сервис для связи со своим оператором в Уфе. За время похода мы не имели никаких конфликтов с местными жителями, милицией или дикими животными - напротив, гостеприимство в горном Таджикистане не знает себе равных в мире. Помощь в оформлении регистрации в Республике Таджикистан оказали сотрудники туристической фирмы «Согдиана-Памир-Тур» +992929156699 - Кахромон, заместитель директора. Проживание в Худжанде решили с помощью Интернет-сервиса https://www.booking.com - проживали в двух однокомнатных квартирах недалеко от центра города. Трансфер в горы был согласован заранее с водителем из Зеравшанской долины, до точки старта добирались на джипе через кишлак Айни - там закончилось асфальтовое покрытие, и начались знаменитые горные серпантины по грунтовкам Таджикистана. Электронную версию отчета можно найти в Интернет на файлообменнике Яндекса, или обратившись к руководителю похода в социальной сети ВК https://vk.com/ol_lukyanov Соблюдая классификационные подходы, принятые Федерацией спортивного туризма России для соревнований в группе дисциплин «маршрутыгорные», ниже приводим критерии, которые мы имели в виду при подготовке и прохождении маршрута: Сложность: количество определяющих и предопределяющих препятствий в нашем походе не превышало допустимых пределов (1А-2Б-1Б2Б(тр)-2А-2А-1Б-2Б), однако, в сумме превысило показатели эталонных маршрутов примерно в полтора раза - и это вполне нормально, ибо в состав группы вошли спортсмены с опытом руководства горными походами и альпинистскими маршрутами, большинство членов группы имеют опыт участия в соревнованиях по техническим дистанциям, а также в мультигонках, рогейнах и других соревнованиях с тяжелыми режимами физических нагрузок. Новизна:
Безопасность: На этапе предпоходной подготовки:
На маршруте:
Кроме того, в разделе Приложения имеется письмо с поручением от Русского Географического общества (приложение 7.10) - в нем обозначены задачи по популяризации географических открытий, совершенных учёными, энтузиастами и подвижниками прошлых веков, по погружению участников похода в атмосферу высокогорных экспедиций. Членам группы поручалось собрать фото и видео материалы о природе гор, материалы краеведческого характера и выступить с докладом на собрании отделения Русского Географического общества в Республике Башкортостан. Поручение выполнено: фото-видео материалы о природе гор собраны, также подготовлены данные по истории древнего Согдийского государства, на территории которого пролегал маршрут нашего похода - они обобщены и переданы в региональное отделение РГО. Список снаряжения группового.
Список снаряжения группового специального.
Список снаряжения личного (примерный).
Список снаряжения личного специального.
Итоги по снаряжению.
Рекомендации:
Примечания:
Итоги по раскладке и жидкому топливу:
* прим. - расчет топлива за 1 день произведен усреднённо (по принципу средневзвешенного количества), с учетом дней, когда использовались дрова. Правильным значением количества топлива на 1 день, здесь следует считать: 0,24кг*3раза/8чел=0,12кг на чел/сут. 7.4.3. Некоторые особенности формирования продуктовой раскладки
Рекомендации:
Финансовые расходы
Примечания:
Контрольные записки Перевал Ривут, 1Б, 2016 год.
Перевал 25 лет Гастелло, 2014 год.
Волжский Комсомолец, 2А, 2016 год.
Волга, 2А, 1990 год.
Такоб, 1Б, 1990 год.
Перевал Любимых, 2Б, 2017 год.
Полис страховой компании Страховая компания «Альянс», страхование по рискам высокогорного треккинга, с авиационной эвакуацией по медицинским показаниям, на сумму $50 000. Картографический материал Карта-схема 1.
схема 2.
схема 3.
схема 4.
Список используемой литературы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||