Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Алексей Отачкин, г.Москва

Отчет о горном походе 3 с эл. 5 к.с. по Ц.Кавказу в период 01.08.2020 – 09.08.2020г.

Условные обозначения и сокращения

В отчете используются следующие сокращения:

в. - вершина, восточный, вост. - восточный,

д.р. - долина реки,

з., зап. - западный, кур. - курорт, ледн. - ледник, п. - пик, пер. - перевал,

пос. - поселок, р. - река, рад. - радиально, с. - северный, т/б - турбаза, ур. - урочище,

ц., центр. - центральный, ЧХВ - чистое ходовое время, ю. - южный

Если особо не оговорено, левая и правая стороны (склоны, борта, берега рек) указываются орографически.

Затраты времени на прохождение участков маршрута исчисляются чистым ходовым временем (без учета привалов). Сюда же включается время технической работы по преодолению сложных участков.

Для исчисления времени используется местное время, совпадающее с московским.

Длина веревки считается равной 50-ти метрам, либо же указывается отдельно.

Все значения высот и координат в отчете указываются в соответствии с показаниями GPSнавигатора.

Указание крутизны склонов дается в градусах и оценивается грубо, на глаз. Приведенные значения, предполагаем, скорее занижены, чем завышены.

В фотографиях, на которых нанесена линия движения группы, цвет линии имеет следующее значение:

  • красный - путь, пройденный пешком, либо в кошках без дополнительной страховки
  • зеленый - путь, пройденный в связках одновременно • синий - провешивание перил.

Основная часть маршрута обозначается сплошной линией, радиальные выходы - пунктирной.

Осыпные склоны в описании разделяются условно на мелкую осыпь (камни, размером меньше стопы, как правило, сильно подвижные при наличии уклона), среднюю (размер камней, сравнимых с размером стопы) и крупную (камни размером, сравнимым с человеком и более).

Справочные сведения о походе

Паспорт маршрута

Район похода:

Центральный Кавказ

Вид туризма:

Горный

Проводящая организация:

Горная секция МФТИ

Категория сложности:

Заявленная пятая

Количество участников:

Шесть

Руководитель:

Отачкин Алексей Евгеньевич

Выпускающая МКК:

МКК ФСТ-МО (в составе Мартынов В.В., Мартынов А.В., Грецов Ю.В., Вишняков Е.А.)

Маршрутная книжка:

№ 12 / 2020, выдана 28.06.2020

Сроки активной части похода:

01.08.2020 - 09.08.2020

Продолжительность общая:

9 дней

Ходовых дней:

9 дней

Протяженность маршрута:

64 км *

Суммарный набор/сброс высоты:

4764 м / 5064 м

Количество перильных веревок (на подъем / на спуск):

10 / 7

*Приведена фактическая протяженность маршрута. Длина повторно пройденных участков (в радиальных выходах и во время разведки перевалов) не учитывается. Измерения проводились путу - пер. Чегемский (2А*, 4150) - пер. Чат Чегемский (3А, 3850) - пер. Спортивная Дружба (3А, 4100) - а/л Безенги - пер. Укю (2А*, 3950) - пер. СОГМИ (3А*, 4250) - (пер. Уллу-Герты (3500) + пер. РОМ (3600), связка 2Б) - (пер.Туристов Грузии (3800) + пер. Ашинова (3800), связка 2А) - пер. Селлы (3А, 4250) - а/л Безенги

Отклонения от изначального маршрута и их причины:

По причине схода двух участников из шести (первый сошел в д.р. Башиль перед взятием пер. Чат Чегемский, второй сошел в д.р. Гарааузсу после взятия пер. Чат Чегемский) было принято решение завершить маршрут. Группа спустилась до т/б Чегем и далее прошла до слияния рек Башиль и Гарааузсу, откуда отбыла в Нальчик.

Список пройденных препятствий

Название

Тип

Категория трудности

Высота, м

Характер склонов*

Гумачи

перевал

3582

сн.-лд.-ск.

Чегемский

перевал

4150

сн.-лд.-ск.-ос.

Чат Чегемский

перевал

3850

сн.-лд.

*сн. - снежные, ос. - осыпные, лд. - ледовые, ск. - скальные склоны.

Категория трудности

Количество препятствий

1

1

1

Высоты указаны в соответствии с действующим каталогом. Измеренные значения высоты отличаются от указанных в пределах погрешности и поэтому в тексте не приводятся.

Категория препятствий указана по факту прохождения (отличие от классификатора только для пер. Чегемский, который по факту прохождения оказался 2Б, хотя по классификатору имеет категорию 2А*).

Детальный график движения

День

Дата

Участок

Время, ЧЧ:ММ

Расстояние

Высоты (м)

Перильные веревки

старт

стоп

ЧХВ

км

переходов

перепад

*

набор

сброс

вверх

вниз

1

01.08.2020

Подъем по д.р. Адылсу до Зеленой гостиницы

17:05

19:30

1:40

5,4

4

2150-

2618

468

0

2

02.08.2020

Подход под пер. Гумачи по л. Джанкуат

9:05

13:50

3:25

4,7

6

2618-

3423

805

0

3

03.08.2020

Прохождение пер. Гумачи (2А), спуск до а/л Уллу-Тау

9:40

17:55

6:10

8,5

10

3423-

3582-

2353

159

1229

1

1

4

04.08.2020

Подход под пер. Чегемский, выход на ледник Юном северный

7:30

15:45

5:00

6,7

9

2353-

3608

1255

0

5

05.08.2020

Прохождение пер. Чегемский (2Б), спуск до средней части ледн. Чегем

6:35

19:25

10:30

5,8

8

3608-

4195-

3595

587

600

2

5

6

06.08.2020

Спуск из висячей долины реки Малый Чегем, подъем по д.р. Башиль, переход реки вброд на разливах

8:35

15:30

5:00

8,5

8

3595-

2360-

2460

100

1235

7

07.08.2020

Подъем на седловину пер. Чат Чегемский (3А) из д.р. Башиль

5:55

18:00

10:40

5,2

7

2460-

3850

1390

0

7

8

08.08.2020

Спуск по л. Чат южный, по д.р. Кулаксу до нарзанных источников

7:40

18:30

7:00

10,4

10

3850-

2190

0

1660

1

9

09.08.2020

Спуск по д.р. Гарааузсу через т/б Чегем до слияния с р. Башиль

9:05

11:50

2:15

9

3

2190-

1850

0

340

0 64,2 0 4764 5064 10 7

* Для каждого дня указывается начальная высота ночевки, далее через дефис перечисляются максимальные и минимальные высоты в течение дня (перевалы, вершины, либо спуски в долины, после которых снова следует подъем), далее указывается высота ночевки в конце дня. Высотный профиль маршрута

Высотный профиль маршрута по километражу:

Высотный профиль маршрута по дням (по горизонтали - номера ночевок):

Схема маршрута

Участники маршрута

Отачкин Алексей,

Руководитель

Опыт*: 6ГУ, 4ГР

Лагошный Владислав,

Ремонтник

Опыт: 4ГУ, 1ГР

Козиорова Юлия,

Медик

Опыт: 4ГУ

Байдин Денис

Штурман

Опыт: 5(6)ГУ, 4ГР

Князев Данила

Хронометрист

Опыт: 4ГУ

Гнездилов Павел,

Завхоз

Опыт: 4ГУ, 1ГР

* При указании опыта участников используется стандартное обозначение, где первый символ указывает максимальную пройденную категорию похода, второй - вид туризма, и третий - роль в походе (Участник либо Руководитель). Указываются только максимальные категории в данном виде туризма.

Анализ и особенности планирования маршрута

Общая идея похода и описание района

Поход был организован для достижения следующих целей:

  • Проведение спортивного мероприятия в технически интересном районе, ознакомление с новым для некоторых участников (в т.ч. для руководителя) районом.
  • Повышение спортивного мастерства участников

Центральный Кавказ был выбран в качестве района для проведения данного похода по следующим причинам:

  1. В связи со сложившейся в 2020 году обстановкой, связанной с распространением коронавирусной инфекции, и сопутствующим закрытием границ России со странами, также представляющими интерес для проведения горных походов, поход было принято провести в горах на территории России.
  2. Выбирая между Кавказом и Алтаем, остановились на первом варианте, в связи с более удобной транспортной доступностью, а также с большим разнообразием при планировании маршрута 5 категории сложности.
  3. С точки зрения руководителя наиболее подходящим районом Кавказа для первого руководства походом 5 категории показался участок между Приэльбрусьем и Безенги. Удобные подъезды, возможность выхода в цивилизацию из каждой долины, большое количество перевалов подходящей категории трудности говорили в пользу этого выбора.

Маршрут изначально планировался в виде двух примерно равных по протяженности частей. Первая, линейная часть, от д.р. Адылсу до а/л Безенги, должна была послужить группе для получения акклиматизации и освежения технических навыках при прохождении перевалов от 2А до 3А (от простого к сложному). Вторая, кольцевая часть в районе Безенги должна была стать технически насыщенным кольцом, включающим прохождение давно нехоженого перевала СОГМИ (3А*) а также пересечение ледопада Тютюн.

В связи со сложившимися на маршруте обстоятельствами, повлекшими сход двоих из шести участников группы, только часть планов удалось воплотить в жизнь. Группа прошла без изменений в графике первую часть похода, включившую 3 перевала (Гумачи 2А, Чегемский 2Б, Чат Чегемский 3А), после чего сошла с маршрута в полном составе в долине реки Гарааузсу (т.к. продолжать маршрут вчетвером посчитали неправильным).

Предпоходная подготовка

Идея проведения похода возникла осенью 2019 года, а в декабре начался набор участников. На протяжении всего обозначенного времени проводились технические тренировки с целью сработать группу и подготовить к прохождению ключевых препятствий на маршруте.

Тренировки были сосредоточены главным образом на отработке приемов работы с техническим снаряжением и на выработке слаженности действий группы. Перильная техника отрабатывалась с помощью разнообразной навески на деревьях, работы на замерзших водоемах в зимнее время. Для отработки скальной техники и элементов спасательных работ был произведен выезд на Полушкинские каменоломни.

Физической подготовкой перед походом участники группы занимались индивидуально.

Меры безопасности на маршруте

Связь, страховка и навигация

Участники группы были застрахованы в компании "СОГАЗ" по программе B.

Регулярная связь с куратором группы обеспечивалась с помощью спутникового телефона системы Thuraya. СМС сообщения о продвижении группы отправлялись регулярно после каждого ключевого препятствия на маршруте, связь была стабильной. Наличие сотовой связи в районе было нестабильным. Навигация на маршруте производилась с помощью GPS-навигатора с подготовленными картами.

Общие меры безопасности

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников и руководителя:

  • выбор максимально безопасных мест для привалов и ночлегов
  • выход на перевалы в раннее время суток
  • в темное время суток движение не производилось
  • в условиях низкой видимости выход группы на технические участки не производился
  • выбирался темп движения, соответствующий силам участников и обстоятельствам
  • по возможности избегали камнеопасных и лавиноопасных склонов

Транспорт, регистрация, пропуска

Прилет

Прилетали и улетали через г. Нальчик, авиакомпания Победа. Норма провоза багажа составляла 20 кг. Все продукты для похода везли из Москвы для экономии времени, а для транспортировки взяли заранее 4 дополнительных места багажа. Автотранспорт

Заезжали в долину Адылсу на Газели, выезжали из долины Чегема также на Газели. Дороги во многих долинах неасфальтированные, в верховьях встречаются участки с хорошим уклоном. Подъезд в долине Чегема удобен только до слияния рек Башиль и Гарааузсу, далее в сторону т/б Чегем на дороге встречаются плохопроезжаемые участки (Газель не пройдет).

Регистрация и пропуска

Практически все интересные с точки зрения похода долины находятся в приграничной зоне, полностью или частично. Для прохода/проезда в приграничную зону необходимо оформление пропусков. Мы оформляли индивидуальные погранпропуска для каждого участника, оформление производили посредством турфирмы.

Также поход проходил на территории Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника, для нахождения в котором также требуется пропуск. Пропуск также оформлялся через турфирму, коллективный на всю группу. Лесника, спросившего у нас наличие пропуска, мы встретили при спуске ниже т/б Чегем.

Турфирмы

Мы воспользовались услугами фирмы Бориса Саракуева (bezonec@list.ru). Заезд в район от аэропорта, выезд, завоз продуктов в а/л Безенги, оформление пропусков в погранзону и в заповедник, закупка газовых баллонов: вот список услуг, которыми мы воспользовались. Качество - без нареканий, если не считать задержку машины при нашем сходе с маршрута, связанную с наличием очереди на погранпосте в долине Чегем. Отдельно стоит отметить, что машину мы запросили только вечером за день до выхода с маршрута.

Аварийные выходы и запасные варианты

Для каждого определяющего препятствия на маршруте был предусмотрен запасной вариант через перевал меньшей категории трудности (либо представляющий меньшую опасность по факту).

Основной вариант

Запасной вариант

Чегемский (2А*, 2Б по факту прохождения)

Голубева (2А)

Чат Чегемский (3А)

Бадорку (2Б)

На большей части маршрута возможен аварийный выход к людям в течение нескольких дней без преодоления перевалов. Долины в низовьях, как правило, достаточно хорошо проходимы, присутствуют тропы.

Распорядок дня

На маршруте мы придерживались нижеизложенного графика. В зависимости от ожидаемой напряженности дня, подъем дежурного происходил в 4 - 5 утра (в отдельные разгрузочные дни - позже). С момента подъема дежурного до начала движения группы проходило 1.5 - 2 часа.

Перемещались мы переходами по 30 - 40 минут, делая привалы по 10 - 15 минут. В дни без прохождения перевалов между 12:00 и 14:00 делали горячий обед с супом и чаем длительностью до 2 часов. В перевальные дни, как правило, ограничивались холодным перекусом и чаем.

Техническое описание маршрута

Описание прохождения маршрута приводится с разделением по дням, для каждого из которых указывается дата и краткое описание пройденного участка.

Фотографии, ссылки на которые присутствуют в тексте, приводятся после описания соответствующего участка.

Найденные в турах перевальные записки приводятся в приложении Групповые фотографии на перевалах приводятся в приложении .

День 1. 01.08.2020 Подъем по долине реки Адылсу до Зеленой гостиницы

Прилетаем в аэропорт города Нальчик в 10:30 утра. По выходу из аэропорта распределяем снаряжение, формируем продуктовую заброску в альплагерь Безенги, ожидаем водителя и участника, прибывающего с альпинистских сборов, завершившихся как раз перед началом нашего похода. В первом часу дня выезжаем, по дороге останавливаемся в кафе на обед и в магазине для закупки воды. По дороге на крутых подъемах у завозящей нас Газели возникали проблемы, так что только к 17:00 приезжаем к старту маршрута, не доехав до альплагеря Джантуган 200 м. Высота на старте 2220 м.

Идем вверх по долине реки Адылсу, сначала по дороге, а от альплагеря по хорошей тропе, идущей по правому берегу реки в лесной зоне. В течение первых 15 минут доходим до заставы, где у нас проверяют документы. Еще за переход (30 минут) доходим до чистого правого притока, который переходится по выложенным камням. На следующем переходе (35 минут) тропа временами идет по крутому берегу реки, где оборудованы перила для подстраховки (хотя по факту в них нет необходимости) (Фото 1). Погода весь вечер пасмурная, временами моросит несильный дождь. Переходим по интересному каменному мосту на левый берег (это уже река Джанкуат, выше слияния с р. Башкара). В районе моста дно долины пологое и галечное - если время позднее, здесь можно становиться лагерем, но мы продолжаем движение (Фото 2).

Еще один переход (20 минут) потребовался для достижения Зеленой гостиницы (высота 2620 м) - удобного места для ночевки, расположенного выше озера Башкара (самого озера с тропы не видно, оно закрыто древней мореной). Здесь много оборудованных площадок под палатки, выложенных камнями, туристов также много - но свободное место находим. Рядом расположена гляциологическая база МГУ. Также здесь встречаем пограничника, уточняющего, куда и когда мы планируем идти. Воду берем из ручья на правом берегу и из самой основной реки.

Итого от альплагеря Джантуган до Зеленой гостиницы мы прошли за 4 коротких перехода, в сумме 1 час 40 минут ЧХВ. Движение с 17:05 до 19:30.

Фото 1. Движение правым берегом реки Адылсу

Фото 2. Движение левым берегом реки Джанкуат

Фото 3. Подход к Зеленой гостинице

День 2. 02.08.2020 Подход под перевал Гумачи по леднику Джанкуат

Ночью и ранним утром дождь, поэтому подъем откладываем на попозже. Полного улучшения не дождались, решили вс же выходить. Весь день погода нестабильная, временами начинает идти моросящий дождь, временами с порывами ветра. Видимость есть, но настроение группы в течение дня постепенно ухудшается.

В 9:05 группа выдвигается вверх по долине, дождя пока нет. Движемся по тропе на дне долины, левым берегом реки Джанкуат в направлении ледника Джанкуат. Тропа постепенно исчезает, идем по осыпи, переходим левые притоки основной реки по камням, подходим к леднику за переход (30 минут) от начала движения (Фото 4).

Ледник в нижней части открытый, во многих местах зачехлен полосами поверхностных морен. Решаем начать подъем на ледник по гребню срединной морены. Гребень местами узкий, в наших условиях весьма раскисший: из-под ног растекаются маленькие селевые потоки из камней и грязи. За переход (35 минут) поднимаемся по гребню до более пологой части ледника, продолжаем движение по камням и открытому льду (Фото 5). Еще один переход (25 минут) движемся вверх по наиболее зачехленной части ледника в правой по ходу его части. Далее решаем надеть кошки и выйти на открытый лд левее по ходу, чтобы не уходить в разорванную и зачехленную часть ледника, просматривающуюся справа по ходу.

Ещ 2 перехода по 30 минут движемся по открытому леднику вверх, более крутые склоны обходим справа по ходу (Фото 6). Ледник постепенно закрывается, при этом погода продолжает портиться, падает видимость. Поскольку группа находится на склоне с неподходящим для стоянки уклоном, решаем связаться и продолжить движение до более пологого участка. К этому моменту многие участники уже заметно замерзли и пали духом.

Движемся в связках по закрытому леднику в направлении примерно на седловину перевала Гумачи, который отсюда уже в прямой видимости. Лавируем среди преимущественно забитых снегом трещин, не проваливаемся. В течение примерно 40 минут доходим до места с приемлемым для стоянки уклоном, быстро ставим палатки, готовим много чая, пытаемся согреться. Время около 13:50, погода ухудшается. Мы подошли максимально близко к перевальному взлету пер. Гумачи, и понятно, что сегодня уже дальше не пойдем. Высота 3415 м.

Итого от Зеленой гостиницы под перевальный взлет пер. Гумачи мы подошли за 6 переходов, в сумме 3 часа 25 минут ЧХВ. Движение с 9:05 до 13:50.

Фото 4. Подход к леднику Джанкуат

Фото 5. Движение в нижней части ледника Джанкуат

День 3. 03.08.2020 Прохождение перевала Гумачи (2А), спуск до альплагеря Уллу-Тау

Ночью продолжается дождь и мокрый снег. К утру погода постепенно налаживается, в 4 утра звездное небо, с восходом остатки облаков постепенно растворяются в долинах. Поскольку вчерашние переходы под дождем некоторым участникам дались особо тяжело, им потребовалось время на просушку вещей и приведение себя в порядок после того, как лагерь был освещен солнцем. Часть группы, чувствовавшая себя более уверенно, была готова сразу подниматься на перевал, поэтому было решено отправить половину группы на разведку и провеску перевального взлета, пока вторая половина (включая руководителя) неспешно готовилась к выходу.

Надо заметить, что начиная с этого дня погода наладилась до конца маршрута, дожди прекратились. Осадков не было даже в послеобеденные и вечерние часы, облачность была не каждый день. Поэтому в дальнейших описаниях особых примечаний о погоде не делается - она всегда была оптимальной для движения.

Штурмовая группа вышла в 7:35. Связь поддерживали по рации. По имевшимся описаниям подъем на седловину был возможен либо по самому левому по ходу движения скально-осыпному кулуару, либо по скальным полкам правее по ходу (Фото 7). Передовая группа после разведки отказалась от подъема вправо, спустилась к основанию осыпного кулуара и затем провесила по нему на подъем одну веревку перил до седловины. Уклон в кулуаре от 30° до 50°, с отдельными участками скальных ступеней большего уклона (Фото 8). При провеске была заложена одна закладка, крепление перил на петле на седловине. Первая часть группы поднялась на седловину в 9:20.

В 9:40 вторая половина группы собрала лагерь и выдвинулась по следам передовой группы, поднявшись на седловину в 10:55, воспользовавшись провешенными перилами. Седловина широкая, но оборудованных мест под палатки не наблюдается, на восток полого спускается ледник Гумачи, образуя у седловины снежное болото, которое необходимо обходить по краю. Тур расположен к югу от выхода из кулуара, на гребне, и хорошо виден. На седловине устраиваем перекус, связываемся, в 11:40 приступаем к спуску.

Верхняя часть ледника Гумачи пологая. Путь спуска сверху неочевиден, и возможно несколько вариантов движения (Фото 9). От седловины без набора и почти без сброса высоты уходим, придерживаясь правой стороны ледника, траверсируя пологий снежный склон, постепенно поворачивая вправо. Ниже склон разделен примерно по центру массивным нунатаком, который сверху не виден. Слева от нунатака ледник менее разорван, но более крут, справа стекает ледопадом, через который также есть несколько путей прохода. Забирая вправо, выходим примерно над серединой ледопада, не опускаясь до уровня разломов, просматривающихся сверху (Фото 10).

Далее спускаемся вниз, обходя трещины по хорошим снежным мостам (ледник закрыт, но трещины преимущественно хорошо видны). Встречаем на пути многочисленные группы альпинистов, идущих по ледопаду вверх, какое-то время спускаемся по их следам. Далее следы уводят ближе к нунатаку, который уже на нашем уровне слева. Решаем не идти туда, а искать проход в ледопаде, который выглядит пологим и проходимым - уходим вправо. Упираемся в зону разломов ниже, высматриваем возможный обход влево и вниз по ледовым склонам около 30°, направляемся туда, организуя ледобурную дорожку (всего около 5 буров), таким образом спустившись до уровня, откуда до самого низа просматривается путь без трещин. Отсюда вешаем одну веревку перил прямо вниз до выполаживания, по ледовому склону до 40°. Далее спускаемся до пологой части ледника. Во время спуска наблюдаем многочисленные группы альпинистов, поднимающихся по ледовым склонам рядом с нунатаком (хорошо, что мы решили спускаться в стороне, иначе могли бы помешать друг другу). В 14:00 вся группа собралась на пологой части ледник, откуда хорошо виден пройденный ледопад и альтернативные варианты движения (Фото11).

Далее движение по левому краю ледника. Слева - осыпные склоны, справа - зона разломов, ледник открытый. Немного не дойдя до нижнего края ледника, переходящего в пояс бараньих лбов, выходим на осыпь слева, снимаем кошки (Фото 12), спускаемся по осыпи в обход бараньих лбов. По осыпям к 15:00 спускаемся до площадок над следующим поясом бараньих лбов (верхние гумачинские ночевки, высота около 3000 м), отсюда начинается маркированная турами тропа, обходящая бараньи лбы и далее продолжающаяся по гребню левобережной морены (Фото 13), а затем спускающаяся по травянистым склонам до самого дна долины реки Адырсу (Фото 14). По тропе за два перехода к 16:40 спускаемся до моста на правый берег реки

Адырсу (высота 2370 м), где в 50 метрах выше расположена погранзастава (проверка документов) а в 100 метрах ниже расположен альплагерь Уллу-Тау.

Немного посидев в альплагере, идем по грунтовой дороге вниз в поисках места для ночевки. Пересекаем по мосту грязный бурный ручей у бывшего альплагеря Джайлык, сразу за ручьем поднимаемся по тропе вверх, обходя старые разрушенные постройки. Найдя уютное место в сосновом лесу выше развалин, решаем остановиться на ночевку здесь (выше по долине ровные места появятся еще не скоро). В лесу много ручьев, часть из которых мутная, но нам удалось найти и чистый ручей, откуда берем воду. Время 17:55, высота 2390 м.

Итого от места ночевки под перевальным взлетом пер. Гумачи до ночевки ниже альплагеря Уллу-Тау мы прошли за 6 часов 10 минут ЧХВ, 10 переходов. Движение с 9:40 до 17:55.

Фото 7. Западный перевальный взлет перевала Гумачи

Фото 8. Верхняя часть кулуара, ведущего к седловине пер. Гумачи

Фото 9. Пер. Гумачи с восточной стороны. Вид от пер. Донкина

Фото 10. Вид на путь спуска по л. Гумачи перед входом в зону разломов на уровне нунатака

Фото 11. Путь движения через ледопад на л. Гумачи

Фото 12. Место перехода со льда на осыпь при спуске по л. Гумачи

Фото 13. Тропа на гребне левобережной морены под л. Гумачи

Фото 14. Нижняя часть спуска в долину реки Адырсу

Выводы и рекомендации по прохождению перевала Гумачи

Перевал Гумачи соответствует категории 2А: интересное и разнообразное препятствие, позволяет освежить навыки работы как на скальном, так и на ледовом рельефе. При подъеме с запада возможно несколько вариантов выхода на седловину: по скально-осыпному кулуару либо по скальным полкам правее по ходу с дальнейшим спуском по простому гребню до седловины. Провеска перил рекомендуется в обоих случаях, количество - в зависимости от навыков группы. Камнеопасности в кулуаре не наблюдается, но при движении возможен спуск камней из-под ног, так что требуется осторожность.

При спуске на восток перевал интересен в верхней части в плане ориентирования, т.к. путь спуска не просматривается сверху. Существует несколько вариантов движения и желательно заранее представлять, какой из них предпочтителен для группы (обход нунатака слева по более крутым ледовым склонам, либо справа через ледопад, состояние которого сильно зависит от сезона наличия снега).

Перевал можно рекомендовать к прохождению в походах от 3 к.с., может быть интересен при движении в обоих направлениях.

День 4. 04.08.2020 Подход под перевал Чегемский, выход на ледник Юном северный

Выдвигаемся в 7:30 вверх по тропе, ведущей через лес мимо заброшенных построек, в долину реки Куллумколсу. Вскоре тропа выходит из леса и теряется на перекрытом крупными валунами дне долины. Дальнейший путь маркирован турами. С малым набором высоты и сдвигаясь влево по ходу, следуя маркировке, выходим на правый орографически склон долины. Отсюда возобновляется хорошая тропа, идущая по травянистым склонам и сразу уходящая от реки выше по склону. Книзу борта долины обрываются неприятными крутыми склонами, так что спуск к воде затруднен в нижней части долины (Фото 15). Делаем 2 перехода по 35 минут, на втором переходе пересекаем два чистых правых ручья-притока.

На третьем переходе тропа подмыта мощной селевой промоиной (Фото 16), принимаем поспешное решение двигаться вверх по его борту в поисках более удобного места перехода, хотя правильнее было не отходить далеко от дна долины и следовать по маркированным камням, встречающимся на тропе недалеко от реки. В результате набираем лишнюю высоту, находим подходящий переход через промоину, и далее через склоны с кустами и участками средней осыпи снова выходим к тропе, идущей по дну долины, доходим до древней концевой морены, полностью перегораживающей долину.

Под мореной есть ровные места для ночевки (Фото 17) - пожалуй, первые удобные места, начиная с подъема из зоны леса, высота здесь около 2800 м. За четвертый переход (35 минут) поднимаемся по морене за перегиб долины, тропа преимущественно вс такая же четкая. На четвертом переходе (40 минут) проходим нижние кичкидарские ночевки (высота 3030 м), расположенные на дне долины. Следуя по хорошей тропе, поднимаемся выше по каменистым склонам (Фото 18), уходя дальше от русла основной реки и подходя к более чистому правому притоку, стекающего со стороны ледника Юном северный. Дойдя до притока, на выполаживании устраиваем обед с 11:20 до 13:20 (Фото 19). Вода в притоке заметно прозрачнее, чем в основном русле.

После обеда продолжаем движение уже напрямую в сторону висячей долины, где расположен ледник Юном Северный. Снизу ледника не видно, долина спускается вниз поясом бараньих лбов, которые можно обойти по осыпям слева по ходу. Тропа ниже бараньих лбов периодически теряется, маркировка турами присутствует, но также часто теряется. Стараемся находить наиболее удобные пути прохода среди крупных и средних осыпей, бараньи лбы обходим практически у самых скал (Фото 20). Встречаем стада горных козлов. Выше скал заметно положе, ледник в прямой видимости, есть ровные места для ночевки в 5 минутах от нижней кромки языка ледника - доходим досюда за 2 перехода (35 + 40 минут) от места обеда.

Язык ледника некрутой (до 25°), без трещин, многочисленные ручьи, лд открытый. Подойдя под язык, надеваем кошки, идем прямо вверх (Фото 21). За языком уклон падает до 5-10°, в течение 35 минут от языка доходим до группы камней, расположенных по центру ледника. Далее в сторону перевала Донкина уклон вновь возрастает, за перегибом путь не просматривается. Время 15:45, высота 3600 м, и т.к. группа за день набрала уже 1200 м, решаем дальше не идти и вставать на ночлег. Встаем на локальном возвышении ледника среди группы камней - здесь меньше талой воды и некоторая защита от ветра. С этого места хорошо видны верхние кичкидарские ночевки на гребне между ледниками Юном северный и восточный, на них стоят палатки (Фото 22).

Итого от места ночевки в лесу у а/л Уллу-Тау до пологой части ледника Юном Северный мы прошли за 5 часов ЧХВ, 9 переходов. Движение с 7:30 до 15:45.

Фото 15. Долина реки Куллумколсу в нижней части

Фото 16. Движение вдоль промоины (ошибочное решение)

Фото 17. Долина реки Куллумколсу, вид с древней концевой морены

Фото 18. Долина реки Куллумколсу, поворот в висячую долину ледника Юном Северный

Фото 19. Нижние кичкидарские ночевки, вид с места обеда на правом притоке р. Куллумколсу

Фото 20. Обход пояса бараньих лбов при подходе к леднику Юном Северный

Фото 21. Выход на ледник Юном Северный

Фото 22. Ледник Юном Северный, место ночевки, начало пути подъема к пер. Донкина и Чегемский

День 5. 05.08.2020 Прохождение перевала Чегемский (2Б), спуск до средней части ледника Чегем

Подъем на пер. Чегемский осуществляется через седловину пер. Донкина и далее через жандарм Снежный купол траверсом гребня. От места ночевки в 6:35 по открытому льду выходим в направлении на седловину пер. Донкина (она за перегибом). За 40 минут преодолеваем пару взлетов с уклоном до 20°, двигаясь сначала прямо, затем влево по ходу движения, в обход крутых ледовых участков (т.е. не подходим к характерному скальному гребешку, рядом с которым склоны круче). Второй переход 35 минут идем по пологим склонам. Ледник закрывается, но течение ледника в целом ровное, трещин нет, утренний снег держит хорошо. Рельеф на подходе к перевальному взлету интересен (Фото 23): сначала преодолеваем локальный ледовый лоб, далее после незначительного сброса высоты обходим живописную мульду по левому по ходу краю, оказываемся под перевальным взлетом, где ледник снова открывается.

Перевальный взлет пер. Донкина - ледовый склон с уклоном в среднем 30°, с локальными выполаживаниями и чуть более крутыми участками. Перепад высоты на взлете около 150 м. Проходим взлет на личной технике (Фото 24) за 40 минут, движение ближе к левой по ходу части взлета, недалеко от границы льда и крутой осыпи. Склон в тени, камнеопасности на льду не наблюдается, однако со склонов г. Джайлык иногда сходят камни, задерживающиеся на осыпях левее по ходу. Собственно седловину оставляем слева по ходу - седловина осыпная, на ней расположена группа альпинистов с палатками. Уходим по ледовому склону правее и выше до выполаживания на гребне, к краю гребня не подходим - карнизы в сторону долины ледника Джайлык.

Отсюда движемся по гребню в связках в сторону локальной вершины Снежный купол (с этого ракурса название становится понятным, Фото 25). Уклон на склоне сначала пологий около 10°, далее постепенно повышается до 40°, местами лд, но по большей части очень плотный фирн. Т.к. вправо по ходу есть куда лететь, решаем перейти на движение с одновременной страховкой через ледобурную дорожку. Первые две точки удается сделать на бурах, далее до льда не удается докопаться - делаем точку на ледорубе, далее на снежном якоре, далее, т.к. становится ясно, что лд не появится, делаем станцию и отсюда вешаем перила. Движение не прямо вверх, а траверсом вправо-вверх (Фото 26). На участках перил уклон постепенно снижается, вешаем две веревки, вторая из которых выводит на пологий снежный гребень, откуда движение продолжаем на личной технике, доходим до жандарма. От седловины пер. Донкина до жандарма дошли за 2 часа, к 11:10.

Далее от жандарма до пер. Чегемский дюльфер по льду и скальным выходам на 1 полную веревку вправо по ходу (в сторону л. Юном Северный), веревка крепится на надежной петле. Дюльфер выводит на снежную седловину, но судя по всему это еще не седловина пер. Чегемский. Далее гребень продолжается в сторону г. Кичкидар широким снежным ножом, от него влево по ходу с небольшим понижением отходит скально-осыпной отрог основного гребня (Фото 27). В понижении этого отрога расположен перевальный тур перевала Чегемский, а вправо и вниз по границе снега и осыпи идет спуск на осыпную седловину перевала, где можно расположиться всей группой. Здесь есть талая жидкая вода, перед началом спуска готовим быстрый обед с чаем.

В 13:25 приступаем к спуску в сторону ледника Чегем. Спуск с перевала - скально-осыпной кулуар. По ряду описаний кулуар может быть заполнен снегом, но в нашем случае только частично, снег подледеневший, уклон до 40°, дно кулуара камнеопасно, по дну стекает небольшой ручей из-за таяния снега на гребне, изредка вызывающий небольшие сходы камней. Решаем не рисковать спускаться по дну, и вешаем перила в правой части кулуара, придерживаясь скально-осыпного борта, куда камни не летят.

Все перильные веревки в кулуаре вешаем на расходный шнур вокруг надежных выступов скал. Первая веревка в 10 метрах ниже седловины на правом борту (Фото 28), идет по границе скал и снега на дне кулуара, в нижней части крепление на крюк. Далее уход на личной технике на скальную полку вправо с небольшим набором, в обход узкого места в кулуаре. От края полки вторая веревка вниз и вправо в побочный сухой кулуар. Далее уход на личной технике по снегу, в котором хорошо формируются ступени, уклон не более 30°, до следующей веревки (Фото 29). Третья веревка по снежным и осыпным склонам вниз и вправо, в обход ручья на дне кулуара, заканчивается на маленькой полочке над участком более крутого и неприятного склона. Четвертая веревка с этой же точки напрямую вниз, спускается непосредственно в русло ручья на выходе из узкой части кулуара (Фото 30). Это наименее приятный участок спуска, пытаемся пройти максимально быстро. Уклон уже позволяет спокойно передвигаться на личной технике. По грязному снегу движение прямо вниз, через засыпанный снегом и камням бергшрунд, расположенный ниже кулуара, далее до пологой части ледника, где собираемся в 18:00. Работа в кулуаре по провеске 4 веревок перил заняла 4 часа 30 минут (Фото 31).

Организуем связки, начинаем спуск по леднику Чегем. Течение ледника плавное, уклон небольшой (Фото 32). Вечерний снег местами заметно раскисает - проваливаемся выше колена. Трещины есть, но незначительные. Переход (35 минут) движемся в связках, далее смещаемся к левому борту ледника, где он начинает зачехляться и открываться. Прошли ровное, но подболоченное место, где не захотели вставать на ночевку. Из долины поднимается туман и видимость падает. По открытому леднику среди морен продолжаем движение, в течение 30 минут к 19:25 доходим до пологого места на открытом льду, где решаем остановиться на ночевку. Высота 3600 м.

Итого от места ночевки на л. Юном северный до пологой части ледника Чегем мы прошли за 10 часов 30 минут ЧХВ, включающих 7 часов 30 минут технической работы, 8 переходов. Движение с 6:35 до 19:25.

Фото 23. Подход под перевальный взлет пер. Донкина и дальнейший путь к пер. Чегемский

Фото 24. Подъем на перевальный взлет пер. Донкина

Фото 25. Вид в сторону жандарма Снежный купол с пер. Донкина

Фото 26. Подъем на Снежный купол (нас догоняет группа альпинистов)

Фото 27. Панорама перевала Чегемский, вид в сторону л. Чегем

Фото 28. Начало спуска с пер. Чегемский, первая веревка и начало второй веревки

Фото 29. Спуск с перевала Чегемский, подход к началу третьей веревки на личной технике

Фото 30. Четвертая веревка спуска с пер. Чегемский

Фото 31. Спусковой кулуар перевала Чегемский

Фото 32. Верхняя часть ледника Чегем

День 6. 06.08.2020 Спуск из висячей долины реки Малый Чегем, подъем по долине реки Башиль, переход реки вброд на разливах

Неторопливо выходим в 8:35 - разгрузочный день. Спускаемся по пологому открытому леднику без проблемных трещин, двигаясь ближе к левому борту ледника. Через 20 минут, дойдя до зоны разрывов, снимаем кошки и уходим на левобережную морену. В верхней ее части временами находим туры, но тропа практически не читается, гуляем среди нагромождения крупных камней на гребне морены в течение перехода (30 минут), проходим мимо пары палаток, установленных здесь же в моренах (удобного источника воды рядом не видно, но площадки есть). Далее по турам выходим на более четкую тропу, гребень морены также приобретает более аккуратные очертания, и далее ускоряемся. Тропа тянется по гребню морены, слева уютный каменистый карман (возможность ночевки только в нижней его части, в верхней неровно). В течение двух переходов (35+30 минут) спускаемся до окончания гребня на пологий участок долины: здесь ручьи и альпийские луга - место очень уютное. Во время спуска по тропе на гребне один из участников подворачивает ногу и далее движется с некоторыми затруднениями, скорость падает.

Дальнейший путь спуска из висячей долины до долины реки Башиль неочевиден и сверху не просматривается. Известно, что по всей ширине долины присутствуют выходы скал и каньоны ручьев, стекающих сверху (из кармана левобережной и правобережной морен, и основной - текущий по центру долины, р. Малый Чегем). Пробуем угадать оптимальный путь спуска. Начинаем спускаться по травянистому гребню левее центрального ручья. Уклон постепенно нарастает, склон травянистый с прячущимися под травой живыми камнями - требуется аккуратность. В нижней части гребня находим проход между скальными выходами по небольшой полке, спускаемся на более низкую террасу, откуда уходим влево траверсом травянистых склонов, т.к. снизу прохода нет, а направо есть шанс упереться в каньон р. Малый Чегем. Без большого сброса высоты доходим до ручья, берущего начало в левобережной морене, переходим его по камням и с небольшим набором высоты выходим на травяные склоны, откуда уже почти просматривается путь донизу, местами установлены туры и есть следы тропы (становящейся более четкой в нижней части). Таким образом, за два изнурительных перехода (30 + 40 минут) по травяным склонам с хорошим уклоном спускаемся до реки Башиль.

Время 13:15, но не обедаем, т.к. спешим перейти реку Башиль на правый берег. Уровень воды в реке в течение дня очень заметно поднимается. Также необходимо бродить реку Малый Чегем, которая тоже довольно полноводна во второй половине дня. Осуществляем первый брод (местами по колено) и движемся по тропе вверх по долине левым берегом реки Башиль. Тропа сначала по лесу, далее по открытым каменистым и травянистым склонам, маркировка турами. В 15:00 доходим до разливов реки Башиль, расположенных недалеко от языка ледника Башиль.

Переходим реку вброд, около 5 рукавов, некоторые довольно широки - можно успеть замерзнуть. После брода на широком галечном берегу устраиваем полноценный обед.

После обеда, в 16:45, пробуем сделать заключительный переход до стоянок в кармане правобережной морены ледника Чат (по имеющимся описаниям ночевка там возможна, но как выяснилось позднее - в нашем случае в кармане не было источника воды). В начале перехода стало ясно, что участник, подвернувший ногу сегодня утром, не в состоянии идти вверх. Поднимается вопрос о возможном сходе участника. Решаем вернуться к реке на ровное место и ночевать, а утром принять окончательное решение. Ночевку устроили чуть ниже разливов.

Итого от места ночевки на л. Чегем до разливов реки Башиль, включая два брода, прошли за 5 часов ЧХВ, 8 переходов. Движение с 8:35 до 15:30.

Фото 33. Место перехода с ледника Чегем на левобережную морену

Фото 34. Долина реки Малый Чегем, карман левобережной морены

Фото 35. Тропа на левобережной морене, вид на язык ледника Чегем

Фото 36. Поиск пути спуска из висячей долины реки Малый Чегем, верхняя часть склона

Фото 37. Спуск из висячей долины реки Малый Чегем по травянистым склонам

Фото 38. Путь спуска из висячей долины р. Малый Чегем, вид от подъема на пер. Чат

Фото 39. Долина реки Башиль, левый берег, ниже разливов реки

Фото 40. Место брода реки Башиль на разливах, вид с левого берега. Высокая вода ближе к вечеру

Выводы и рекомендации по прохождению перевала Чегемский

Перевал Чегемский по факту прохождения нашей группой соответствует категории 2Б (согласно классификатору, категория 2А*). Повышенная трудность перевала связана с малым количеством снега в спусковом кулуаре и как следствие, необходимостью провешивания перил по не самой простой траектории (в обход камнеопасных участков кулуара).

Подъем на перевал со стороны ледника Юном Северный красив и довольно техничен.

Требуется уверенное владение личной техникой при передвижении по ледовым склонам, в зависимости от состояния снега требуется техническая работа при подъеме от пер. Донкина до жандарма Снежный купол.

Спуск с перевала неприятен и не может быть рекомендован к прохождению, по крайней мере, в условиях, аналогичных тем, с которыми мы столкнулись. Вероятно, в более снежный сезон, спуск может быть более приятен. Подъем по кулуару может оказаться проще спуска, т.к. уклон не так велик на большем его протяжении. Отдельно стоит отметить неочевидность спуска из висячей долины реки Малый Чегем к реке Башиль: рекомендуется перед выходом на маршрут внимательно подойти к изучению прохождения этого участка.

Перевал Чегемский можно рекомендовать к прохождению в походах от 4 к.с., а в 3 к.с. - с большой осторожностью.

День 7. 07.08.2020 Подъем на седловину перевала Чат Чегемский (3А) из долины реки Башиль

Утром ранний подъем, принимаем решение по поводу травмированного участника. Т.к. к утру состояние ноги не улучшилось, утверждаем решение о сходе. Участник способен самостоятельно и без осложнений передвигаться по тропе, но медленно, также хорошо знаком с долиной, поэтому решаем, что допустим самостоятельный сход участника вниз по долине до турбазы Башиль. Участник по низкой утренней воде переходит реку Башиль обратно на левый берег (уровень воды по сравнению с вечерним разительно отличается), далее уходит вниз по тропе. Одну из трех раций отдали ему, чтобы поддерживать связь в этот день. Таким образом, нам сразу было известно, что сход прошел благополучно.

В 5:55 группа выдвигается в направлении перевала Чат. Примерный путь предстоящего подъема хорошо просматривался еще из долины р. Малый Чегем днм ранее (Фото 41). Переход (30 минут) движемся по каменисто-травянистым склонам, вверх и влево, в направлении левой боковой морены морены, пересекаем текущий из кармана ручей (выше по склону ручей полностью скрывается под камнями), выходим в нижнюю часть ее гребня. По имевшемуся описанию логичен подъем по карману левобережной морены, и мы решаем подняться именно так (хотя, предполагаем, что это не единственный удобный путь подъема). Еще два перехода (по 35 минут) движемся в кармане по средней слежавшейся осыпи, поросшей травой (Фото 42), а в верхней части, там где морена подходит к скальному склону, по более крупной осыпи.

Вылезаем из кармана на гребень морены, отсюда с небольшим сбросом высоты вдоль скальной стенки по удобным осыпным полкам выходим на пологий зачехленный левый край ледника (Фото 43). Язык ледника уже находится ниже. Далее видно два варианта движения: либо выход на центральную открытую часть ледника ниже зачехленного ледового лба, либо движение по зачехленному левому краю без выхода на открытый лед. Выбираем второй вариант, он выглядит удобным. Еще один переход (30 минут) движемся по средней и крупной подвижной осыпи, преодолеваем более крутой участок и выходим на массивный зачехленный пологий участок ледника. Доходим до его верхней границы, расположенной под технической частью подъема: слева ледопад, справа нунатак, еще правее перекрытые следами камнепадов ледовые склоны (Фото 44). Здесь набираем воду из ручьев на леднике, надеваем кошки, отдыхаем перед штурмом. Время 8:45.

Просматривается логичный путь подъема слева по ходу от нунатака, где ледопад наименее разорван. По отчетам справа по ходу также поднимались, но в нашем случае этот вариант выглядит крайне камнеопасным, вдобавок вытаяли скалы в верхней части нунатака. В 9:20 начинаем движение. Сначала по снегу с уклоном до 25° в направлении нунатака (Фото 45), далее выходим левее на открытый лед, движемся на личной технике, отдельные участки до 30°, отдыхаем на локальных выполаживаниях. Подходим под участок, где уклон резко возрастает, откуда вешаем одну веревку перил вверх и немного вправо (Фото 46). На этом участке хороший открытый лд без разрывов, отдельные участки до 70° - от лидера требуется уверенная ледовая техника (наш поднимался с рюкзаком, но лучше бы шел без рюкзака), использовались два технических ледовых инструмента. В самом конце веревки уменьшение уклона до 25°. Отсюда путь прямо вверх преграждает отвесная ледовая стенка, которую необходимо обойти. Пока группа проходит первую веревку, два участника делают разведку слева по ходу от стенки (движение на личной технике), но возвращаются: решаем обойти справа. Под стенкой небольшие разрывы, вешаем вторую веревку. Нижняя ее половина идет через разрывы без набора высоты, вторая половина вверх по склону вдоль края ледовой стенки, с перепадом около 7 метров (Фото 47), далее уход за перегиб, где уже полого.

Здесь закрытый ледник, просматриваются большие разломы, закрытые снежными мостами. Для перехода первого разлома, сразу от станции, уходим с попеременной страховкой, далее организуем связки и движемся по снежному склону вверх, уклон до 30°. Вначале на склоне разрывов нет, движемся зигзагами вверх, ледопад остается левее и ниже. Доходим до широкого разлома, перегораживающего склон от самых скал, на выполаживании рядом с ним устраиваем привал и перекус. Время 13:40 (техническая работа на прохождение ледопада до этого места заняла 4 часа 20 минут).

Далее 1 переход (35 минут) движемся по закрытому леднику до перевального взлета. Сначала с небольшим сбросом высоты обходим большой разлом, таким образом оказавшись на середине ледника. Затем поднимаемся прямо вверх по центру зигзагами, по склонам до 30°. В верхней части обходим большие разломы (Фото 48). Самый верхний разлом в левой части засыпан снегом, преодолеваем его, стараясь держаться ближе к центру (в левой части склона больше следов камней, по центру чисто). Отсюда начинается открытый лд, уклон возрастает до 40°, решаем вешать перила.

С 14:30 до 18:00 организуем навеску 5 веревок перил от бергшрунда до самой седловины (Фото 49). Уклон на всм протяжении примерно равномерный, с небольшим повышением в верхней части и выполаживанием в самом конце, снега практически нет.

Группа вымоталась от долгого подъема, ночуем на седловине. На осыпном гребне здесь есть удобные площадки под 3 палатки, тур чуть дальше на запад на этом же гребне (Фото 50). Жидкая талая вода собирается у края осыпного гребня с южной стороны - в эту сторону пологий закрытый ледник.

Итого от места ночевки на разливах реки Башиль до седловины перевала Чат поднялись за 10 часов 40 минут ЧХВ, 7 переходов, включающих два участка технической работы (в сумме 7 часов 50 минут), 7 веревок перил на подъем. Движение с 5:55 до 18:00.

Фото 41. Общий вид подъема на перевал Чат, вид из долины р. Малый Чегем

Фото 42. Карман левобережной морены под ледником Чат

Фото 43. Выход из кармана на зачехленную часть ледника

Фото 44. Путь движения через ледопад под перевалом Чат

Фото 45. Вид из-под нунатака рядом с ледопадом

Фото 46. Подход под первый участок перил

Фото 47. Вторая веревка перил на левом орографически краю ледопада

Фото 48. Обход разломов в верхней части склона под перевальным взлетом

Фото 49. Перила на перевальном взлете, вид вниз на путь подъема

Фото 50. Седловина перевала Чат, фото от тура, утро

День 8. 08.08.2020 Спуск по леднику Чат южный, по долине реки Кулаксу до нарзанных источников

Начинаем спуск с седловины по леднику Южный Чат, в 7:40 утра, в связках. Ледник в верхней части закрытый, течение плавное, открытых трещин практически не наблюдается (Фото 51). Движемся примерно по центру ледника, выбираем наиболее пологие и логично просматривающиеся сверху пути движения. Далее на более крутых участках начинают угадываться трещины, первый такой участок обходим, уйдя ближе к правому борту ледника, затем аналогично смещаемся влево на следующем перегибе. Через 45 минут от начала движения оказываемся напротив скального гребня, разделяющего основной поток ледника и его левый приток. Рядом с гребнем ледник сильно разорван, обрывается вниз крутым ледопадом.

Далее совсем простого пути спуска не просматривается. Не прижимаясь сильно влево, но и пытаясь не уходить на центр ледника, движемся практически без сброса высоты до перегиба склона, далее идем на понижение, обходим разломы. Уклон увеличивается в среднем до 20°, ледник открывается. Отдельные участки с уклоном под 30° проходим лицом к склону (Фото 52). Таким образом, благополучно распутав несложную зону разломов, снова оказываемся на пологом участке ледника (совершив еще один переход, 40 минут). Т.к. ледник открылся, разбираем связки.

Известно, что язык ледника крутой и обходится слева по осыпям и бараньим лбам. Поэтому на следующем переходе (35 минут) смещаемся в левую, пологую часть ледника (Фото 53). Движемся по нему вдоль небольшой поверхностной морены у самого края открытого льда. Далее уклон возрастает, лд постепенно покрывается отдельными камнями, мы спускаемся к границе языка ледника и бараньих лбов. Ручьи, текущие по льду, ниже образуют крутой каньон, куда спускаться уже не надо. Уходим левее на камни, снимаем кошки.

Далее движемся по камням. В верхней части камни еще лежат на льду, проходим отдельные участки открытого льда между камней (без кошек крайне аккуратно). Затем осыпь становится более стабильной, продолжаем спуск прямо вниз, ледник остается сверху и справа, внизу видно озеро (Фото 54). На протяжении спуска по осыпи преодолеваем два интересных участка. Первый - сплошной пояс скал с уклоном до 50° и перепадом до 20 метров. Чтобы не рисковать, кидаем здесь одну перильную веревку. Ниже встречается похожий скальный пояс, но на нем находим удобный камин, по которому можно спуститься на личной технике с использованием рук и без перильной страховки (Фото 55). Дальнейший спуск по осыпи различной степени подвижности и размера, с укрупнением в нижней части. Спуск по осыпи с момента выхода с ледника и до озера под поясом бараньих лбов занял 2 часа, включающих навеску одной веревки (Фото 56). На поляне ниже озера, на левом берегу вытекающего из него ручья, собрались в 12:20.

На озере обедаем, место очень уютное и живописное. Во время обеда один из участников пожаловался на проблемы со здоровьем, выявившиеся еще вчера во время напряженного подъема на перевал. Участник был очень обеспокоен своим состоянием и возможными осложнениями и сказал, что хотел бы сойти с маршрута при первой же возможности. Это кардинально повлияло на наши дальнейшие планы, т.к. руководитель посчитал, что продолжать напряженный спортивный маршрут группой из четырех человек будет нецелесообразно и небезопасно, а прохождение маршрута по запасным вариантам участникам не приглянулось. Поэтому было принято решение завершать маршрут в этой долине, спуститься до турбазы Чегем и выезжать оттуда.

При дальнейшем спуске нам предстояло несколько бродов различной сложности. В 14:30 собрались и перешли ручей, вытекающий из озера. Воды в ручье немного, трудностей брод не вызвал. Через 15 минут спуска вдоль правого берега ручья, доходим до его слияния с еще одним ручьем, текущим из-под языка ледника Кулак. Этот брод менее приятен, но также особых сложностей не вызывает. Еще через 15 минут спуска вдоль правого берега этого ручья по траве и камням, доходим до заброшенного приюта, расположенного на травянистых лугах перед резким падением долины (Фото 57). Надо заметить, что на уровне приюта через реку, которую мы бродили, имеется с виду вполне приличный мост на левый берег, так что потенциально сюда можно было попасть и не совершая два первых брода, но о существовании моста мы не знали. Река (Кулаксу) здесь уже имеет весьма серьезные масштабы.

От северного приюта вниз не видно тропы. Склоны круто обрываются вниз, справа они упираются в язык ледника Кулак Восточный, по которому можно перейти вытекающий из-под языка поток, сливающийся с рекой Кулаксу (Фото 58). Выше языка расположен большой и живописный водопад, падающий с бараньих лбов. В 15:50 начинаем спуск по весьма неприятным осыпным склонам, много живых камней. Спускаемся до языка ледника и пересекаем его поперек. Язык частично зачехлен, уклон небольшой, так что можно идти без кошек. Камнеопасности не замечено. В течение перехода от приюта (40 минут) доходим до пологого берега ниже языка ледника на правом берегу реки Кулаксу ниже впадения всех основных притоков (Фото 59).

Далее продолжаем спуск правым берегом, склоны каменисто-травянистые, уклон незначительный. В какой-то момент начинает угадываться маркированная турами тропа, движемся по ней. Иногда тропа теряется в кустах, но быстро находится вновь (Фото 60). Ниже начинается редколесье а затем и настоящий лес. На тропе находим много съедобных грибов (которые скрашивают наш ужин). За три продолжительных перехода (в сумме 1 час 45 минут) к 18:30 доходим до поляны с нарзанным источником, решаем остановиться здесь на ночевку. Нарзан газированный, приятный на вкус. На поляне оборудованы лавочки, есть беседка. Воду для еды берем из основной реки (пастбищ выше по склону замечено не было, вода приемлемой прозрачности).

Итого от места ночевки на седловине перевала Чат до нарзанов в долине реки Кулаксу спустились за 7 часов ЧХВ, 10 переходов, включающих навеску одной веревки по скалам и два брода. Движение с 7:40 до 18:30.

Фото 51. Верхняя часть ледника Чат Южный

Фото 52. Прохождение на спуск крутого участка ледника Южный Чат

Фото 53. Нижняя часть ледника Южный Чат, движение по левому борту

Фото 54. Осыпи слева от бараньих лбов под ледником Южный Чат

Фото 55. Прохождение камина на поясе бараньих лбов

Фото 56. Озеро под ледником Южный Чат и путь спуска в обход бараньих лбов

Фото 57. Заброшенный приют

Фото 58. Язык ледника Кулак Восточный, вид от заброшенного приюта

Фото 59. Язык ледника Кулак Восточный, вид с правого берега реки Кулаксу

Фото 60. Правый берег долины реки Кулаксу, теряющаяся тропа

Выводы и рекомендации по прохождению перевала Чат Чегемский

Перевал Чат Чегемский соответствует категории 3А.

Определяющая сторона со стороны ледника Чат, пройдена на подъем. Наиболее сложный технически участок - на уровне ледопада и нунатака. Единственный логичный путь прохода (в наших условиях) слева по ходу от нунатака, где склон не сильно разорван, однако на отдельных участках имеет крутизну, требующую очень хорошей технической подготовки от лидера. Именно крутизна этого участка на наш взгляд и определяет категорию перевала. Также требуется правильно сориентироваться на дальнейшем выполаживании, чтобы обойти зону разломов (движение ближе к левому орографически борту, с дальнейшим уходом в центр). Надо также учитывать, что при движении на этом участке на спуск, характер склонов сверху не просматривается и требуется особая аккуратность при выборе пути (можно рекомендовать придерживаться пройденного нами пути). Верхняя часть подъема при наличии снега может стать существенно проще на подъем, в нашем же случае потребовала навески 5 веревок перил (движение на ледобурной дорожке было бы возможно, если у группы к этому моменту достаточно сил).

Спуск с перевала со стороны ледника Южный Чат в техническом плане заметно проще, однако требует аккуратности как при прохождении самого ледника, так и при обходе пояса бараньих лбов по осыпям.

Перевал Чат Чегемский можно рекомендовать к прохождению в походах 5 и 6 категории, это красивое и сравнительно безопасное препятствие с интересными техническими участками.

День 9. 09.08.2020 Спуск по долине реки Гарааузсу через турбазу Чегем до слияния с рекой Башиль

Вечером предыдущего дня мы созвонились с фирмой и вызвали машину на 2 часа дня на слияние рек Башиль и Гарааузсу (откуда река получает название Чегем). Как выяснилось, дорога до турбазы Чегем непроходима для обычной Газели, так что мы решили пройти дополнительные 5 километров до начала проезжаемой дороги.

Выход в 9:05. За 40 минут по хорошей тропе, перейдя по подвесному мосту реку Шаурту, доходим до турбазы Чегем. В окрестностях много туристов с экскурсиями. Далее движемся по грунтовой дороге, идущей через живописный лес и луга (Фото 61), два перехода по 50 минут, и к 11:50 доходим до точки выброски. Всего 2 часа 15 минут ЧХВ от места ночевки у нарзанов.

Оставшееся время ожидаем машину, которая немного запаздывает из-за очереди на погранпосте (расположенном ниже по долине реки): проезжающих много, т.к. сегодня воскресенье. Далее примерно к 6 вечера приезжаем в Нальчик. Поход окончен.

Фото 61. Грунтовая дорога по правому берегу реки Гарааузсу

Материальное обеспечение

Продуктовая раскладка и питание

Рацион питания в походе состоял из достаточно стандартного набора продуктов. Питание было трехразовым, с молочной кашей на завтрак, мясной кашей на ужин. На обед в перевальные дни ограничивались холодным перекусом и чаем. В дни без перевалов готовили супы с добавлением сушеных овощей и мяса. Также на каждое препятствие в рацион добавлялся шоколад.

Норма сухой еды на человека в день плавно увеличивалась в процессе прохождения маршрута. Изначально норма была 580 г/чел/день и далее возросла до 600-620 г/чел/день.

Закупку продуктов производили полностью в Москве, для транспортировки заранее взяли 4 дополнительных места багажа по 20 кг (хватило впритык).

Топливо

Готовили на газу, заранее заказанном у турфирмы. Всего взяли 14 баллонов по 450 г.

Использованные газовые баллоны во время прохождения маршрута мы не выбрасывали, а приводили в негодность ледорубом и несли до завершения маршрута.

Продуктовую заброску, завезенную предварительно в альплагерь Безенги, мы не смогли забрать, т.к. сошли с маршрута раньше. В итоге договорились с альплагерем, что там ею воспользуются на свое усмотрение.

Аптечка

Состав походной аптечки был вполне типовым для горных походов. Использование аптечки на маршруте ограничивалось единичными случаями. Жалоб на последствия акклиматизации ни у кого не возникало, акклиматизация была довольно плавной и больших высот на маршруте не было.

Ремнабор

Ремонтный набор состоял из вполне стандартного списка инструментов и материалов для разнообразного ремонта снаряжения и одежды. Серьезных поломок снаряжения в течение похода не происходило. Использование ремнабора ограничивалось единичными случаями по зашиванию одежды.

Список литературы

Ниже приводится список источников информации, использованных при планировании маршрута. Технические отчеты можно найти на сайтах tlib.ru, mountain.ru, либо на других ресурсах.

Технические отчеты

Руководитель

Год

Категория

Описанные перевалы

Остапенко

2016

3

Гумачи

Кулагин

2015

5

Гумачи, Чегемский

Гоннов

2008

5

Чегемский

Охлопкова

2019

4

Чегемский

Роньжин

2017

5

Чат Чегемский

Мартынов В.

2009

4

Чат Чегемский (путь спуска)

Перевальные записки

Список снятых записок

Перевал

Дата

Руководитель

Город, клуб

Гумачи

28.07.2020

Еськов А.В.

СПб ПКТ

Чегемский

23.08.2016

Ляилов (?) И.В.

Г. Ставрополь, т/к «Ратибор»

Чат Чегемский

29.07.2020

Митюшина Н.

Г. Москва, т/к «Вестра»

Групповые фотографии

Пер. Гумачи (2А). Вид на запад.

Пер. Чат Чегемский (3А). Вид на запад.

Пер. Чегемский (2Б). Вид на восток. Руководитель за кадром.

Итоги, выводы, рекомендации

Планировалось прохождение насыщенного спортивного маршрута 5 к.с. по Центральному Кавказу от Приэльбрусья до Безенги. В силу сложившихся обстоятельств (травма и проблемы со здоровьем у отдельных участников) планам не суждено было сбыться. В результате маршрут был пройден на треть, включающую перевалы Гумачи (2А), Чегемский (2Б) и Чат Чегемский (3А). Надо сказать, что эта часть маршрута была пройдена без заметных отклонений от графика и в хорошем темпе, так что сложилось впечатление, что запланированный маршрут был бы группе по силам.

Погода также была благоприятной: начиная с третьего дня похода не было осадков. Камнеопасность также была ниже ожидаемой. Единственный участок, где она требовала особо внимательного подхода: спуск с перевала Чегемский по кулуару.

Километраж пройденного маршрута получился небольшим (64 км по треку после фильтрации), набор и сброс высоты составили по 5 км за 9 неполных дней пути. Тем не менее, наличие на пройденном участке определяющего препятствия категории 3А увеличило номинальный опыт большинства участников группы, а руководитель получил опыт руководства прохождением такого препятствия.

Что касается общепринятой рекомендации не ходить на Кавказ в августе, а выбирать более ранние летние месяцы - на этот счет однозначного мнения не сложилось (возможно, т.к. не с чем сравнивать на собственном опыте). Малое количество снега, открытость ледников во многих участках, как правило, не делают прохождение менее интересным, а зачастую и повышают техничность. Однако следует особо внимательно отнестись к включению в маршрут кулуарных участков: здесь повышение трудности может с большей вероятностью сопровождаться повышением камнеопасности.

Как редко бывает, район проведения похода был в той или иной степени знаком всем участникам похода, кроме руководителя, который оказался здесь впервые. Район оставил положительное впечатление. Судя по пройденным перевалам можно сказать, что их категории не ниже заявленных, а рельеф разнообразен и интересен. Также удобны аварийные сходы с маршрута практически из любой долины, в чм мы также убедились. То, что не удалось дойти до ключевого участка маршрута - района Безенги, будет поводом к тому, чтобы вернуться сюда еще раз.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru