Автор: Ефим Капарулин, г. Королёв

Отчет о горном маршруте 2 к.с.по Ц.Кавказу (Приэльбрусье), совершенном в период с 13 по 26 июля 2019 г.

Справочные сведения о походе.

Проводящая организация

Поход был совершен в качестве учебного для слушателей школы горного туризма базового уровня 2019 года, организованного Федерацией Спортивного Туризма Московской области при Федерации спортивного туризма г.Королва Московской области (клуб туристов «Абрис») (тел.

(495) 516-58-14, www.abris-korolev.ru)

Район проведения

Российская Федерация, республика Карачаево-Черкесия и республика Кабардино-Балкария, горный район Центральный Кавказ, Приэльбрусье.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

104 км (школа БУ)

с 13-07-2019 по 28-07-2019

Заявленная нитка маршрута

Урочище Джилысу - Урочище Ирахиксырт - пер. Балк-Баши (1А 3689м) - д.р. Битюктюбекол - пер. Кольцевой (1А 3350м) - д.р. Уллу-Хурзук - Связка 1Б [пер. Кюкюртлю Южный (1Б 3669м) - пер. Вероника (1А 3364м)] - д.р. Кубань - пер. Хотютау (1Б 3546м) - ст. Старый Кругозор - поляна Азау - д.р. Баксан - пос. Терскол - д.р. Терскол - пер. Терсколак (1Б 3514м) - д.р. Ирик - д.р. Ирикчат - пер. Ирикчат (1Б 3667м) - ледовое плато Джигаугенкез - пер. Джикаугенкез (1А* 3557м) - д.р. Субаши - д.р. Кыртык - пос. Верхний Баксан

Пройденная нитка маршрута

Урочище Джилысу - Урочище Ирахиксырт - пер. Балк-Баши (1А 3689м) - д.р. Битюктюбекол - пер. Кольцевой (1А 3350м) - д.р. Уллу-Хурзук - Связка 1Б [пер. Кюкюртлю Южный (1Б 3669м) - пер. Вероника (1А 3364 м)] - д.р. Кубань - пер. Хотютау (1Б 3546м) - ст. Старый Кругозор - поляна Азау - д.р. Баксан - пос. Терскол - пос. Эльбрус - д.р. Ирик - д.р. Ирикчат - пер. Ирикчат (1Б 3667м, радиально) - д.р. Ирикчат - д.р. Ирик - пос. Эльбрус

Определяющие препятствия маршрута

Перевал Балк-Баши

1А 3689 м

Открытый ледник, средняя осыпь

Средняя осыпь, травянистый склон (есть тропа)

Д.р. Кызылкол -д.р. Битюктюбекол

Фотограф, реммастер

1ГУ,

школа БУ

Участница Кравцова Ольга сошла с маршрута в пос.Терскол по состоянию здоровья.

Адрес хранения отчета

Отчет хранится в библиотеке Федерации спортивного туризма Московской области и библиотеке Федерации спортивного туризма г.Королева Московской области по адресу Московская область, г.Королев, ул. Коминтерна, 14 (тел. (495)516-58-14, по вторникам и четвергам с 18-30 до 21-00). Электронная версия отчета доступна на сайте Федерации спортивного туризма г.Королева Московской области по адресу www.abris-korolev.ru.

Поход рассмотрен МКК

Маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма Московской области, 150-00-455530020, маршрутная книжка № 47/2019.

Основная идея похода

При выборе маршрута было решено посетить Центральный Кавказ. Основная цель была пройти кольцевой маршрут вокруг высочайшей вершины Европы г. Эльбрус. Маршрут, по которому мы шли, вполне стандартен для данного района, много раз хожен различными группами. Но данное обстоятельство не умаляет его красоту и обучающую ценность. Мне как руководителю похода 2 кс хотелось провести поход, в котором бы пришлось использовать технические навыки в полном объме, с обеспечением максимальной безопасности. Район Центральный Кавказ, Приэльбрусье прекрасно подходит для данных целей.

Оформление пропусков

Маршрут проходил по территории пограничных зон Карачаево-Черкесской и Кабардино- Балкарской республик, поэтому для проведения похода были оформлены пропуска. Мы оформляли пропуск через интернет, после чего пропуска были высланы нам по почте. При движении по нашему маршруту пограничные пропуска не проверяли, но для преодоления перевала Хотютау 1Б пришлось зарегистрироваться у пограничников в д.р.Уллукам (Кубань), для регистрации нужен паспорт.

Регистрация в ПСС МЧС РФ

Группа зарегистрировалась за 10 дней до начала похода на сайте МЧС РФ в территориальных подразделениях Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. На электронную почту пришло уведомление о регистрации группы. Оперативный дежурный КБР потом связывался с руководителем для подтверждения факта регистрации, маршрута, сроков и количества участников. По окончании похода необходимо уведомить дежурного об окончании похода, что руководителем и было сделано по телефону.

Телефон дежурного КЧР общий 8-878-223-90-60 и 8-878-223-90-61 Телефон дежурного КБР общий 8-866-274-06-05 и 8-938-690-67-73

Связь на маршруте

Связь на маршруте изначально предполагалась только в зонах покрытия сети GSM сотовых операторов.

Транспортировка снаряжения и продуктов

В связи с тем, что для заезда на Кавказ почти вся группа, в силу личных обстоятельств, выбрала самолет, необходимо было решить, как переправить снаряжение и продукты, чтобы не переплачивать авиакомпании за провоз багажа. Для транспортировки продуктов и снаряжения была выбрана транспортная компания ООО "ГлавДоставка", с которой наши группы уже имели дело и услугами которой все остались довольны. У данной компании есть расписание отправки грузов из г.Москвы в г.Пятигорск и по нашему опыту это расписание соблюдается. Отправка 67 кг груза обошлась группе в 680 рублей. Груз был получен в Пятигорске по дороге из аэропорта Минеральные Воды в субботу.

Газ

Газ закупался в магазине "Примус", находящемуся по адресу г.Пятигорск, ул. Университетская, дом 4а, +7 (8793) 33-94-48, http://all-for-sport.ru

Варианты подъезда и отъезда

Весь транспорт из аэропорта города Минеральные Воды к началу маршрута, заброска и по окончании маршрута в аэропорт был осуществлен на частном микроавтобусе (водитель Андрей, 8-928-375-71-20). Водитель очень аккуратный, микроавтобус в хорошем состоянии, хорошо знает местность и сам организовал заброску. Возможность заезда и выезда на рейсовом транспорте изучалась, но была отвергнута в силу практически отсутствия такового. «Газель» из Минеральных Вод до Терскола стоит 6000-7000 руб. Газель из Минеральных Вод до ур. Джилысу стоит 10000 руб.

Аварийные выходы с маршрута и запасной вариант

Благодаря близости населенных пунктов практически из любой точки маршрута можно за несколько часов пешком без использования специального снаряжения выйти в цивилизацию. Предусматривались следующие аварийные выходы с маршрута:

1. Из д.р. Битюктюбекол до базы МЧС и далее в пос. Хурзук.
  2. Из д.р. Уллу-Хурзук в пос. Хурзук.
  3. Из д.р. Уллу-Кам до погранзаставы «Хурзук».
  4. Из д.р. Ирик в пос. Эльбрус.
  5. С плато Джикаугенкез в ур. Джилысу.

Запасной вариант маршрута: вместо связки перевалов Ирикчат 1Б и Джикаугенкез 1А* пройти перевал Субаши 1Б 3700 м в долину реки Субаши.

При спуске в пос. Терскол с МКК по телефону был согласован еще один запасной вариант -

отказ от прохождения пер. Терсколак и подход под пер. Ирикчат через д.р. Баксан и Ирик-чат.

Изменения маршрута и их причины

Пройденный маршрут отличается от заявленного.

• Отказ от прохождения перевала Терсколак 1Б. Когда мы спустились в пос.Терскол, у нас не осталось запасных дней. К этому моменту нами уже были использованы 2 резервных дня. Хотелось с большей вероятностью пройти красивый участок пер. Ирикчат - ледовое плато Джикаугенкез - пер. Джикаугенкез. К тому же у Юли начали разваливаться ботинки, так что желательно было по возможности исключить протяженные каменистые участки и участки с бараньими лбами.
  • Движение из пос. Терскол к пер. Ирикчат по долине реки Баксан и долине реки Ирик было согласовано по телефону с МКК.
  • Группа взяла перевал Ирикчат 1Б только радиально. Мы отказались от спуска на плато Джикаугенкез и дальнейшего преодоления перевала Джикаугенкез 1А* из-за очень плохой погоды (на перевале Ирикчат нас встретили гроза, сильный дождь со снегом, низкая температура воздуха, сильный туман, ледовое плато Джикаугенкез было также затянуто сплошным туманом).

График движения

День

Участок маршрута

ЧХВ,

ч:мин

Расстоя ние, км (с коэф. 1,2)

dH, м

Хар-ка

Метео

Минеральные воды - Урочище Джилысу - д.р.Кызылкол - Поляна Эмануэля

2:16

3,8

+200

Тропа, грунтовая дорога в луговой зоне

Дождь

11,1

+750

-1070

На подъем - открытый ледник, средняя осыпь. На спуск - тропа по гребню (осыпной и травянистый склон)

с утра ясно, днем пасмурно, дождь, шквалистый ветер, град,гроза

Мн3 - д.р. Битюктюбекол -д.р. Чайчетсу - Мн4

9,2

+600

-500

На подъем - травянистый склон, средняя осыпь. На спуск - мелкая осыпь (тропа), спуск с правобережной морены на открытый ледник и подъем на левобережную морену

пасмурно

Мн5 - пер. Кюкюртлю Южный 1Б - Д.р. АкБаши - Мн6

3:22

5,8

+800

-635

На подъем средняя осыпь, снежник. На спуск мелкая и средняя осыпь

пасмурно, дождь, град

9,4

+1140

-360

Скально-осыпной склон, травянистый склон, тропа

ясно

Мн8 - пер Хотютау 1Б - пос. Терскол

5:37

17,5

+370

-1510

Скально-осыпной склон, открытый ледник, тропа

ясно

Дневка

дождь, туман

/пос. Терскол - пос. Эльбрус/ пос.Эльбрус - д.р. Ирик - д.р. Ирикчат - Мн11

- 5:12

/авто/

+1290

Тропа в лесной и луговой зоне.

дождь

Мн11 - д.р. Ирикчат - Мн12

4:12

8,4

+830

-100

Тропа в луговой зоне, средняя и крупная осыпь

дождь

-1340

На подъем - средняя осыпь. Спуск по пути подъема

дождь, град, шквалистый ветер

Мн13- д.р. Ирик - пос Эльбрус - кемпинг «Сакля»

4:42

-7435м

Обзорная карта маршрута

скачать карту маршрута 1

Запланированный маршрут. Голубой трек - планируемый маршрут, Красный - аварийные выходы, МН - место ночевки

скачать карту маршрута 2

Фактический маршрут. Синий трек - маршрут, Желтый трек - путь на микроавтобусе. МН -места фактических ночевок

Высотный график

Набор высоты +7844 м. Сброс высоты -7435 м. Общий перепад высот 16049 м.

Техническое описание прохождения группой маршрута

Направления "левый" и "правый" приводятся в орографическом смысле, если явно не указано иное.

День 1. 13 июля 2019 г.

Вечер. Пасмурно, моросящий дождь

Урочище Джилысу 2369 м - д.р.Кызылкол - Поляна Эмануэля 2577 м. Расстояние 3,8 км. Набор 200 м.

Маршрут группы начинается в г. Минеральные Воды. Ефим, Наталья, Дмитрий и Ольга приелетели рейсом «Аэрофлота», Елизавета прилетела рейсом «NordWind», Юлия приехала на поезде Москва - Минеральный воды и ждала всех в аэропорту.

11-35. Группа загрузилась в микроавтобус. Заехали в магазин «Примус» выкупить заранее забронированный газ. После закупки газа поехали в офис фирмы «Главдоставка»

13-00. Забрали груз отправленный заранее из Москвы (еда, снаряжение и т.п.)

13-40. Проехали г. Кисловодск.

15-00. Техническая остановка в долине Нарзанов по дороге в урочище Джилысу. Пообедали в кафе, заказывали хычины и чай.

16-40. Проезжаем долину реки Малки. Дорога очень живописная, крутой и узкий серпантин. На дороге следы обвалов, грунт, камни из-за недавней непогоды. Водитель едет очень осторожно. Чтобы доехать до урочища Джилысу, необходим мощный автомобиль в идеальном техническом состоянии.

16-50. Приехали в урочище Джилысу. Дождь, пасмурно. Оставили у водителя чистые вещи на обратную дорогу, и заброску с продуктами и газом (заплатили 10000 руб. за дорогу и 3500 руб. за доставку заброски в Терскол). В урочище организован кемпинг с палатками, место очень оживленное. На въезде установлен шлагбаум и с отдыхающих взимается плата. С нас денег не взяли, так как мы пошли дальше и ночевать у источников не стали. Позвонили куратору группы, в МКК и в МЧС и сообщили, что выходим на маршрут.

17-40. Высота 2369 м. Прошли водопад Султан. Реку переходили по металлическому мосту. Мост немного наклонен, но проходится без особых проблем (Фото 1).

Фото 1. Начало маршрута в ур.Джилысу. Водопад Султан и наклоненный мост.

18-30. Привал. 2500 м. Руководитель с инструктором сходили на разведку тропы, идущей по каменной пробке над водопадом Султан (так называемый Калинов мост). Тропа уходит вниз, крутая и после дождя скользкая. Решили продолжить маршрут по левому берегу р. Кызылкол, общее направление на запад. Тропа перешла в грунтовую дорогу, по которой мы дошли до мостика напротив поляны Эммануэля (Фото 2). Мостик перекосившийся и скользкий, вместо перил натянут металлический трос (Фото 3). Но по нему постоянно ходят туристы в обе стороны. Рядом с мостиком на левом берегу нарзанный источник, набрали в емкости минеральной воды.

Фото 2. Путь до поляны Эммануэля по д.р.Кызылкол

Фото 3. Мостик через р.Кызылкол напротив поляны Эммануэля

19-00. Встали на стоянку на поляне Эммануэля (мн1). Высота 2577 м. Кемпинг огорожен проволочной сеткой. На территории туалет, около кафе можно набрать воды. Цена 100 руб с человека за ночь. Есть кафе. Натянули тент.

20-00. Ужин

21-00. Отбой

День 2. 14 июля 2019 г.

Утро. Ясно.

День. Переменная облачность. Вечер. Переменная облачность.

МН 1 (Поляна Эммануэля) 2577 м - Урочище Ирахиксырт - д.р. Кызылкол - подход к лед. Уллучиран 3033 м. Подъем 450 м. Расстояние 11 км

7-00. Подъем

7-30. Завтрак. Каша рисовая с вишней. Заплатили смотрителю 600 руб. за стоянку в кемпинге и сотруднику национального парка 300 руб (по 50 руб с человека за все время пребывания на территории нацпарка не выше 3800 м). Сотрудник выдал билеты установленного образца с печатью. Утром был виден Эльбрус, потом он скрылся за облаками. Самочувствие у всех участников группы хорошее.

8-50. Выход группы. Высота 2700 м. Идем по правому берегу правого притока р. Кызылкол. Хорошая тропа (Фото 4).

Фото 4. Путь движения по д.р.Кызылкол и ее правому притоку.

9-40. Привал. Мимо прошло несколько групп в Северный приют. Тропа поворачивает налево в сторону Эльбруса, мы поворачиваем направо, бродим ручей.

9-50. Инструктор напоминает правила подъема по травянистому склону. Начинаем подъем по травянистому склону на плато урочища Ирахиксырт. Используем треккинговые палки, склон покрыт густой травой, кочками, крутизна 20-25 градусов. Из растений встречаются клевер, ромашка, герань. Через 50 м подъема подрезаем тропу и продолжаем двигаться по ней на запад.

10-20. Привал. 2800 м. Эльбрус слева по ходу движения, прячется за облаками.

10-40. Вышли на грунтовую дорогу на плато Ирахиксырт, идти легко, практически без набора высоты. Встречается маркировка гонки Elbrus World Race. Вдали виден район перевала Балк- Баши (Фото 5).

11-20. Привал.

11-30. Продолжили движение по тропе. Тропа идет по травянисто-каменистым участкам.

12-30. Обед. Высота 2997 м (по GPS). Привал на берегу ручья, скота рядом нет, вода чистая, прозрачная, питьевая. На обед томатный суп, колбаса, галеты. Много сусликов, они очень смелые и любопытные, подходят на расстояние пары метров.

14-00. Выход на маршрут. Продолжаем движение по тропе, ветрено, но ясно. Идет сброс высоты, тропа приближается к реке Кызылкол. До привала сбросили 100 м по высоте.

14-30. Привал. Правый берег реки Кызылкол. 3024 м. Руководитель развернул карту и описание тропы. Затем руководитель и инструктор осмотрели противоположный берег и склон, по которому продолжается тропа, а также проанализировали течение реки в этом месте. Склон выглядит устрашающе и ненадежно: обрывы и обвалы песчаной породы. Река в это время бурная, переправа опасна. Руководитель принял решение идти выше по правому берегу, ближе к началу ледника Уллучиран, чтобы по леднику подойти к перевальному цирку перевала Балк- Баши.

Фото 5. Урочище Ирахиксырт.

14-40. Продолжаем движение. Тропа теряется среди камней. Курумник. Растительность скудная. Плавный подъем высоты. Каждые 200-300 м отличные места для палаток.

15-15. Привал. 3160 м

15-30. Продолжаем движение вдоль правого берега реки.

16-00. Встали на ночевку перед ледником Уллучиран. 3200 м. Видна западная вершина Эльбруса. Разбили лагерь (Фото 6). Мест для палаток много, поверхность ровная, мелкие камушки и грунт, растительность скудная, мох и мелкие цветы. Оттяжки палаток и юбки укрепили тяжелыми камнями, так как дует очень сильный ветер (мы не знали что это так себе ветерок). Вода в реке мутная - взвесь глины и песка. Рядом с лагерем бежит ручей с правой морены ледника, вода прозрачная и чистая. Вода используется для приготовления пищи, стирки и гигиенических процедур. Обсуждаем как лучше пройти на целевой берег: варианты идти по леднику выше огромного грота из которого вытекает река, или бродить реку рано утром. 18-00. Ужин. Гречка с мясом

20-00. Отбой. Ночью дул шквалистый ветер с Эльбруса, палатку штормило.

Фото 6. Лагерь. День 2. Вид на Западную вершину Эльбруса и лед. Уллучиран

День 3. 15 июля 2019 г.

Утро. Ясно, сильный порывистый ветер с Эльбруса

День. Переменная облачность. Дождь, гроза, сильный ветер. Вечер. Дождь

МН 2 3200 м - р. Кызылкол - лед. Уллучиран - пер. Балк-Баши 3714 м - д.р. Битюктюбекол- МН 32690 м. Набор 750 м, Сброс 1070 м. Расстояние 11.1 км

5-00. Подъем. Ясно. +3 С, ветер холодный порывистый. Уровень реки Кызылкол позволяет перебродить практически не замочив ног. Руководитель принял решение после завтрака бродить реку.

Фото 7. Брод в верховьях р.Кызылкол

5-30. Завтрак. Каша, сыр, печенье

6-55. Вышли из лагеря. Брод р. Кызылкол (Фото 7). Движемся по левому берегу. Курумник, мелкоосыпной склон, песок. Ледник зачехленный, сильно подтаявший, у краев большие трещины. Приняли решение дальше идти вдоль левого берега по камням до места, где выход на ледник будет надежным.

7-15. Подошли к леднику Уллучиран, надели кошки, палки сменили на ледорубы.

7-25. Начали движение по леднику. Уклон 5-10 градусов (Фото 8). Проводим занятия: движение в кошках, организация станции на ледобурах, самовыкрут, движение в связках.Участники параллельно с восторгом разглядывают величественные вершины, ледник и западную вершину Эльбруса.

8-55. Высота 3340 м. Продолжаем движение вверх по леднику. Ледник открытый, уклон 5-10 град.

9-25. Привал. 3460 м.

9-35. Продолжаем движение по леднику.

10-00. Привал.

10-10. Продолжаем движение по леднику.

10-30. Открытый ледник закончился, выходим на морену. Привал, снимаем кошки, но продолжаем идти с ледорубами, так как под камнями встречается лед.

11-00. Привал перед спуском с морены. Уклон 30-35 градусов, мелкоосыпной склон, идем плотной группой, аккуратно, чтобы не сыпать камни друг на друга. Далее небольшой, но трудный подъем по осыпи и выход в перевальный цирк (Фото 9).

Фото 8. Движение по леднику Уллу-Чиран

Фото 9. Спуск с ледника. Движение по морене к перевалу Балкбаши.

12-00. Обед. 3485 м. Ровная площадка среди моренных гряд. Ветра нет, площадка защищена со всех сторон. Рядом ручей с мутной водой, используем ее для приготовления пищи.

Собираем оставленный людьми мусор и брошенные батарейки. На обед суп. Дмитрий сделал простейший фильтр, но все равно суп и чай хрустят на зубах. Пока готовится еда, сушимся и отдыхаем. Светившее до этого солнце быстро скрывается за набежавшими облаками.

13-30. Продолжили движение после обеда, по средней осыпи, используем треккинговые палки. Начался моросящий дождь. Подъем осуществляем немного левее от седловины перевала, траверсируя каменистый склон (Фото 10). Уклон 15-20 градусов.

Фото 10. Путь подъема на перевал Балк-Баши

14-40. Привал на склоне 10 минут. Дождь сменился снежной крупой.

15-05. Вышли на перевал Балк-Баши 1А 3700 м (Фото 11). Идет дождь и град, светит солнце. Сняли записку группы «Сигнальщики» от 11-07-2019. Написали свою записку, съели перевальный шоколад.

Фото 11. Группа на перевале Балк-Баши 1А

15-40. Начали спуск с перевала в долину реки Битюктюбекол. Спуск идет по каменисто- осыпному гребню по хорошо читаемой и набитой тропе (Фото 12, 13). Поднялся сильный шквалистый боковой ветер. Порывы ветра сбивают с ног. Идти очень тяжело, группа передвигается мелкими перебежками в перерывах между шквалами. Иногда приходится подолгу стоять спиной к ветру, опираясь на палки. Некоторых участников ветер сбивает с ног, подняться удается с трудом. Начался град, который совместно со шквалистым ветром доставляет сильное неудобство. Град сечет лицо, тело и ощущается даже через одежду. Идем быстро вниз без привалов.

Фото 12. Спуск с перевала Балк-Баши по гребню.

Фото 13. Спуск по гребню с перевала Балкбаши в д.р.Битюктюбекол (фото сделано на следующий день)

16-50. Привал 10 минут. Ветер немного стих, собираемся всей командой, отдыхаем. Продолжаем спуск. Тропа идет по травянистому склону (Фото 13), скользкая и грязная. Идет дождь.

17-30. За соседним гребнем слышна гроза, дождь усиливается. Холодает Привал 5 минут, чтобы привести в порядок натертые на спуске ноги и надеть дополнительную одежду. Дошли до коша внизу долину, пастух просил выше коша не вставать лагерем. Мы перешли реку и ее левый приток и вышли на ровную травянистую поляну.

19-00. Разбили лагерь на высоте 2700 м, натянули тент. Готовим под тентом. От дождя тент не сильно спасает, так как дует сильный боковой ветер. Руководитель объявил, что завтра полудневка (или дневка - по погоде).

21-00. Отбой. Ночью дождь закончился, ясное небо

День 4. 16 июля 2019 г.

Утро. Ясно.

День. Переменная облачность. Вечер.Переменная облачность.

МН3 2700 м - д.р. Битюктюбекол - д.р. Чайтчесу - МН 4 3000 м. Набор 300 м. Расстояние 3 км

7-00. Подъем. Ясно, ветрено. Периодически со стороны Эльбруса ветер приносит мелкий дождь, хотя над нами небо чистое.

7-55. Завтрак. После завтрака свободное время. Сушка, стирка, ремонт личного снаряжения (накидки на рюкзак сильно потрепало вчера ветром), некоторые участники занимаются йогой. 11-00. Приехал верхом пастух и потребовал уйти, аргументировав тем, что мы мешаем ему пасти скот и от нас антисанитария. Мы не стали спорить и решили быстро собрать лагерь, немного подняться под перевал и продолжить дневку уже там.

11-50. Идем траверсом по травянистому склону по левому берегу р. Битюктюбекол.

12-05. Подсекли набитую тропу к перевалу Кольцевой, перешли по камням р. Чайтчесу.

12-30. Обед. Левый берег р. Чайтчесу. Воду берем из чистого и прозрачного ручья. Склон травянистый, очень богатая растительность.

13-30. Продолжаем движение. Подъем выполаживается и тропа разделяется на множество тропок, это не создает проблему, потому что направление движения понятно и рельеф плоский и травянистый. Движемся в режиме 30-40 минут ход, 10 минут привал.

14-20. Встали лагерем в висячей долине перед подъемом на перевал Кольцевой (Фото 14). Высота 3000м. Широкая ровная площадка, много мест под палатки, полноводный ручей с чистой и прозрачной водой. Светит солнце. Группа отдыхает после вчерашнего длительного перехода. Сжигаем мусор, используя сухие ветки можжевельника. Из норок за нами наблюдают суслики.

18-00. Ужин. Пюре с мясом, бекон, свежий лук, чак-чак.

20-00. Отбой. Завтра ранний подъем.

Фото 14. Лагерь под перевалом Кольцевой. День 4.

День 5. 17 июля 2019 г.

Утро. Ясно.

День. Переменная облачность. Вечер. Переменная облачность.

МН4 3000 м - пер. Кольцевой 3350 м - д.р. Уллу-Хурзук 2850 - лед. Кюкюртлю - МН5 2900 м. Набор 600 м, Сброс 500 м. Расстояние 9.2 км

5-00. Подъем. Температура 0 градусов. Ясно.

5-40. Завтрак. Сублимированный омлет, каша, печенье, зеленый чай.

7-00. Вышли на маршрут. Поднимаемся по травянистому склону по тропе. Уклон 15 градусов. Идем в режиме 30-40 минут ходьба, 10 минут привал. На высоте 3100 трава заканчивается и начинаются камни и скалы, тропа местами пропадает среди осыпей и в курумнике (Фото 15). Тем не менее путь отмечен турами и ясно читается. Группа на подъеме растянулась.

Фото 15. Подъем на пер. Кольцевой 1А

9-30. Вышли на перевал Кольцевой. Собрались всей группой (Фото 16). Перевальную записку в туре не нашли, оставили свою. Съели перевальный шоколад. Перевальная седловина широкая, представляет из себя плоское плато с озером и снежниками, сильно заболочено, много мест под палатки, вода в озере. Встретили одинокого туриста. С перевала Кольцевой виден наш следующий перевал Кюкюртлю Южный (Фото 17).

10-00. Начали спуск с перевала. Спуск идет по тропе, сначала по средней осыпи прямо вниз. Идем плотной группой, самостраховка ледорубом. Далее тропа разделяется на две части: одна тропа идет вниз прямо в кулуар, вторая тропа уходит влево, траверсируя осыпной песчаный склон. Идем по левой тропе (Фото 17, Фото 18). Тропа очень четкая. Стараемся как можно быстрее преодолеть осыпной склон, внимательно наблюдаем за склоном выше нас. Уклон 30- 35 градусов.

Фото 16. Группа на перевале Кольцевой 1А

Фото 17. Начало спуска с перевала Кольцевой. Виден путь подъема на пер.Кюкютрлю Юж.

Фото 18. Спуск с перевала Кольцевой по песчано-осыпному склону по набитой тропе.

11-00 Привал. 3100 м. Вышли с осыпного склона на травянистый. Любуемся панорамой долины р. Уллу-Хурзук.

11-15 Продолжаем траверсировать склон по тропе.

11-40 Привал с видом на водопад. Тропа прерывается на скальном обвале. Руководитель сходил на разведку. Обошли обрыв слева по ходу. Спустились к ручью, текущему из водопада. Пересекли ручей и вышли в карман правобережной морены ледника Кюкюртлю. Спуск с морены на ледник - крутой, жесткий конгломерат с вмонтированными в него камнями, до ледника метров 100 по высоте.

12-00. Обед. Отличное место на песчаной площадке в кармане морены. Рядом ручей, но из ручья сырую воду пить не стоит, всюду следы жизнедеятельности яков. На обед колбаса, галеты, ирис, чай. Во время обеда разведали более удобный путь спуска с морены к леднику. 13-10. Продолжили движение. Идем 400 м вдоль гребня морены с небольшим набором высоты (Фото 19). Вдалеке выше видим стадо яков. Далее аккуратно спускаемся к леднику по разрушенной моренной гряде. Ледник в месте нашего спуска с морены крутой и значительно возвышается над нами. Идем вдоль правого борта ледника вниз около 300 м, пока не подходим к наименее высокой его части (Фото 20).

13-55. Подошли к краю ледника. Привал, одеваем кошки. Поднимаемся на лед, наклон льда 45 градусов, высота 2 м. Подъем на передних зубьях кошек с использованием ледоруба в качестве ледового инструмента. Ледник слегка зачехлен. Движемся по леднику в направлении визуально наиболее удобного выхода на другой берег.

14-15. Остановка на ремонт кошки у Дмитрия. Использовали армированный скотч. После ремонта продолжили движение по леднику, пересекали несколько ручьев, стекающих по льду. 14-50. Сняли кошки. Вышли на левобережную морену, склон мелкоосыпной, мокрый, однако подъем несложный. Моренная гряда широкая, рыжего цвета с большими красными камнями (Фото 19).

Фото 19. Спуск с пер. Кольцевой и переход через ледник

Фото 20. Подъем на ледник Кюкюртлю в самой низкой его части

15-35. Вышли к реке Уллу-Хурзук. Выше нас на моренной гряде разглядели памятник экипажу летчика Машкова.

15-55. Перешли реку вброд, ширина потока 3 м, глубина 20-30 см. Высота 2900 м (Фото 21).

Фото 21. Брод через реку Уллу-Хурзук.

Вышли на тропу, движемся вниз по левому берегу реки. Через 500 м отличные места для стоянки. Из камней сложены ветровые стенки для палаток, стол и места вокруг. Вода в реке напротив стоянки мутная. Чистая и прозрачная вода есть в ручье в 300 м выше по по течению. 16-10. Встали лагерем.

18-00. Ужин. Чечевица с овощами и мясом. Чай с чабрецом. Шоколад с черносливом. После ужина играем в настольные игры.

20-00. Отбой, завтра ранний подъем.

День 6. 18 июля 2019 г.

Утро. Переменная облачность. День. Пасмурно, дождь, гроза.

Вечер. Переменная облачность (солнце, град, дождь)

МН5 2900 м - пер. Кюкюртлю Южный 1Б 3700 м - Д.р. АкБаши - МН6 3100 м. Расстояние 5.8 км, Набор 800 м, сброс 635 м

4-50. Подъем. Завтрак. Рисовая каша, сыр, печенье, чай.

6-20. Выходим на маршрут. Местами видны следы тропы и сложенные турики. Идем вдоль ручья, текущего из цирка перевала Кюкюртлю Южный, сначала по правому берегу, далее переходим на левый берег. Склон каменистый, средняя осыпь. Слева по ходу движения есть снежники. Встречается редкая растительность. Сзади видны пер. Кольцевой и пер.Летчика Машкова (Фото 22). Светит солнце, набегают облака.

Фото 22. Пересечение д.р.Уллу-Хурзук по леднику и начало подъема на пер.Кюкюртлю Юж.

7-00. Выходим в предперевальный цирк (Фото 23). Привал. Высота 3000 м. Много мест для палаток, ручей с чистой водой, всюду следы яков и туров. Растительность редкая: карликовая ива, камнеломка, манжетка, ромашка. Продолжаем подъем по каменистому склону. Слева по ходу движения большой снежник, с него течет ручей.

7-40. Привал. Высота 3170 м.

7-55. Набежала туча, начался град, энергично идем вверх без привалов.

8-55. Снова переменная облачность. Вышли к верхнему цирку на моренной гряде. Высота 3500 м. Перед нами снежник, есть места под палатки, ручей, вода. Продолжаем движение по моренным грядам. Подходим под перевальный взлет - снежный склон (Фото 24).

Фото 23. Подъем к перевальному цирку пер. Кюкюртлю Южный 1Б

9-35. Одеваем кошки, достаем ледорубы. Проводим занятия - самозадержание ледорубом на снежном склоне (снежник внизу безопасно выполаживается).

10-45. После занятия начинаем подъем на перевал по снежнику, идем на три такта друг за другом вверх. Уклон 30-35 градусов. Самостраховка ледорубом. Лидер формирует ступени в снегу, последний участник, свободный от работы, следит за склоном.

Фото 24. Путь на пер. Кюкюртлю Южный 1Б по финальному снежнику

11-55. Поднялись по снежному склону, устроили привал, снимаем кошки, далее поднимаемся по среднеосыпному склону на седловину.

12-15. Вышли на перевал Кюкюртлю Южный 1Б 3669 м (Фото 25). Привал. Едим перевальный шоколад. В туре перевальную записку не нашли, пишем свою. Небо затягивает черными тучами.

Фото 25. Группа на перевале Кюкюртлю Южный 1Б.

Начинается дождь и гроза. Быстро собираемся и начинаем спуск в долину АкБаши в направлении пер. Вероника (Фото 26). Седловина перевала Вероника хорошо видна ниже влево по ходу. Крутизна спуска 30-35 градусов, тропа ячья, склон осыпной, идем с ледорубами. Дождь осложняет движение. Идем плотной группой. Тропа прерывается в скально-осыпном кулуаре и далее в прежнем направлении двигаться нет возможности. Принимаем решение спускаться вниз в долину реки АкБаши, где видны зеленые площадки. Спуск местами по руслу ручья, уклон 30-40 градусов, скально-осыпной склон (Фото 27).

14-00. Нашли более-менее удобное место для обеда на выполаживании осыпного склона. Слева ручей. Сильный ветер, дождь, град. Натянули тент. Устроили перекус с горячим чаем, колбаса, галеты.

14-50. Дождь прекратился. Продолжаем спуск вниз по осыпному склону к видимым зеленым площадкам.

15-30. Привал на травянисто-каменистом участке. Высота 3150 м. Ищем место для стоянки. Решаем продолжить спуск в поисках более ровного места.

Фото 26. Спуск с перевала Кюкюртлю Южный в д.р.Акбаши

ото 27. Спуск с пер. Кюкюртлю Южный 1Б в д.р.Акбаши

16-00. Встаем лагерем. Долина реки АкБаши. Ровные травянистые площадки. Рядом река с чистой водой. У большого камня натянули тент, очень удобно, каменная стена защищает от ветра и дождя (Фото 28). Начался дождь с градом. Воду для ужина набираем не выходя из-под тента - кастрюли быстро заполняются дождевой водой. Через 30 минут дождь закончился, небо прояснилось, открылся вид на ГКХ.

18-00. Ужин. Макароны с мясом, чеснок, горчица, кисель, лукум. Кисель долго не остывает, хорошо согревает.

20-00. Отбой.

Фото 28. Лагерь в верховьях долины реки Акбаши.

День 7. 19 июля 2019 г.

Утро. Ясно.

День. Переменная облачность. Вечер. Пасмурно, туман.

МН6 3100 м - Пер. Вероника (Акбаши) 1А 3364 м - Д.р. Ак-Терек - МН7 2520 м. Расстояние 10 км, набор 630 м, сброс 1200 м.

5-00. Подъем.

6-00. Завтрак.

7-15. Выход, идем в сторону перевала Вероника (Акбаши) (Фото 29). Погода ясная, небольшой ветер. Настроение и состояние группы хорошее. Склон среднеосыпной, крутизна 15-20 градусов.

7-45. Привал в цирке перед перевалом на левом берегу реки Акбаши. Высота 3200 м. После привала продолжаем подъем по каменисто-осыпному склону.

Фото 29. Путь подъема на пер.Вероника 1А из д.р.Акбаши (фото сделано в предыдущий день)

8-30. Вышли на седловину перевала Вероника (Акбаши) 1А, 3360 м (Фото 30). Погода ясная. Сняли перевальную записку группы «Неоткрытые острова» г. Москва. Съели перевальный шоколад.8-45. Начали спуск в сторону долины Ак-Терек (Фото 31). Склон представляет собой смесь конгломерата, осыпи и мелких камней, очень мягкий, нога проваливается в грунт. Уклон до 25 градусов. Ниже склон травянисто-каменистый (Фото 32), появляется звериная тропа. Внизу видели большое стадо яков белого и черного цвета. Почувствовав нас, стадо яков убежало. На каменистых стенах долины заметили горных козлов. Когда с травы вышли на каменистый участок, тропа потерялась. Идем по левому берегу р. Ак-Терек.

Фото 30. Группа на перевале Вероника 1А

Фото 31. Начало спуска с пер. Вероника в д.р.Ак-Терек

Фото 32. Спуск с пер. Вероника в д.р.Ак-Терек

9-20. Привал. 3120 м. Продолжаем движение по курумнику, осыпь средняя и крупная.

9-45. Вышли на зеленую площадку, есть места под палатку. Продолжили движение по левому берегу вниз по долине, траверсируя среднеосыпной склон с постепенным сбросом высоты.

10-05. Привал 10 минут. Склон становится круче, меняем палки на ледорубы, спускаемся по крутому травянистому склону ниже на террасу.

10-50. Привал. 2840 м. На склоне густая тропа, рододендроны, можжевельник, герань, манжетка, чабрец. Тропы нет. Дальше по ходу склон становится круче, а ниже, ближе к руслу реки, склон видится более пологим (Фото 33).

Фото 33. Спуск по травянистому склону к руслу р. Ак-Терек

11-10. Спустились к реке Ак-Терек. Внизу видна долина р. Кубань. Необходимо было определиться с дальнейшим путем спуска. Река Ак-Терек уходит в каньон (оказавшийся вполне проходимым) и движение по нему с большой вероятностью потребует серьезных усилий и индивидуальной техники, возможно потребуется спуск по веревке. Описаний спуска вдоль русла реки нет. Тропы, нарисованной на картах (в т.ч. картах-схемах Ляпина), в действительности не существует. При этом единственное описание, которое было найдено в интернете (http://kirill-anya.ru/2017/elbrus/08.html), предполагает поиск пути среди крутых травянисто-каменистых склонов со скальными выходами. Руководитель и инструктор пошли на разведку пути выше русла. По возвращении руководитель объявил свое решение продолжать движение вдоль реки, так как начало спуска виделось более оптимальным, чем траверсирование крутых травянистых склонов со скальными выходами. Уровень воды в реке был невысоким (далее во время спуска во всех случаях переходили реку по камням). Первый видимый участок - берега каменисто-травянистые и достаточно широкие (несколько метров от непосредственного русла), поэтому начали спуск, перейдя сначала на правый берег, а затем на левый берег (Фото 34).

11-55. Выход группы. Спуск по реке Ак-Терек. Идем с ледорубами, участники группы помогают друг другу в сложных местах, часто приходится переходить с одного берега на другой, и периодически использовать индивидуальную технику передвижения по травянистым и скальным склонам.

Фото 34. Начало движения вдоль русла р. Ак-Терек

13-00. Русло реки уходит резко вниз и сужается. Возможно спуститься вдоль правого берега, но нужно провесить перильную веревку. Надеваем обвязки. На большом камне организуем станцию и двойные перила на спуск. Спуск дюльфером, уклон 50-60 градусов, скользкие камни, длина 20 метров, на станции оставлена расходная петля (Фото 35).

Через 15 минут после первого дюльфера подходим к месту, где поток стекает водопадом с гладкой плиты по центру. По правому берегу можно спуститься, организовав еще одни перила на спуск. Длина 15 метров, спуск по сдвоенной веревке, расходная петля оставлена (Фото 36). Далее движение по каменистым участкам и козьим тропам на травянистом склоне каньона.

Фото 35. Первый дюльфер в каньоне Ак-Терек.

Фото 36. Второй дюльфер в каньоне Ак-Терек.

17-00. До выхода из каньона по навигатору оставалось около 500 м, когда в каньон спустился густой туман. Видимость стала не более 50 м, дальнейший путь движения перестал просматриваться. Так как мы еще не обедали, решили устроить перекус, в надежде на то, что туман рассеется. Но за 20 минут, пока перекусывали, ситуация не изменилась. Решили осмотреть местность на предмет возможной постановки лагеря. И такое место нашли, в 50 м ниже места перекуса. К правому скальному борту каньона прымыкает травянистый участок, далее идет осыпной участок, и далее уже русло (в 5 м ниже по склону). Места мало, но надежды на то, что туман рассеется, еще меньше. Решаем ставить лагерь на найденном месте. Группа очень дружно работала, готовя более менее ровное место для ночевки. Девушки расчищали грунт и траву, Ефим и Дмитрий таскали большие и маленькие камни для фундамента. Получилось вполне приличное место для 2 палаток (Фото 37).

Фото 37. Место ночевки 7 в каньоне реки Ак-Терек

19-00. Лагерь разбит. Установлены обе палатки (без штормовых оттяжек). Ужин. Ветра в каньоне нет, не холодно, но туман и очень влажно, высушить мокрые вещи не получилось. Уснули быстро (некоторые в касках), даже шум воды в реке не мешал. Завтра ранний подъем.

День 8. 20 июля 2019 г.

Утро. Туман, затем переменная облачность День. Переменная облачность.

Вечер. Ясно.

МН7 2520 м - Д.р. Ак-Терек - Д.р. Уллукам 2300 м - МН8 3275 м. Расстояние 9.4 км. Набор 1140 м, Сброс 360 м.

5-00. Подъем. Ночь прошла спокойно. С утра густой туман. Надежда на ранний выход и завтрак внизу в долине растаяла. Завтракаем на месте ночевки, ждем, когда рассеется туман.

6-00. Туман рассеялся, собираемся, готовимся к выходу.

7-10. Выход, движение по камням вдоль реки с ледорубами. Спуск технически несложный.

7-43. В одном месте для подстраховки (спуск с уступа по мокрому большому камню) организовали сдвоенные перила, спуск дюльфером 2 м. Руководитель снял перила и спустился последним свободным лазанием. Дмитрий, стоя внизу, принял рюкзак. Далее неспешно и аккуратно пошли вниз по правому берегу, затем по камням перешли на левый берег. Выполаживается.

8-10. Вышли из каньона (Фото 38). На спуск от места ночевки, даже с учетом дюльфера, понадобился 1 час. Луговая зона, кусты и редкие деревья. Невдалеке пасется стадо коров. Привал. Снимаем обвязки, убираем ледорубы, достаем палки.

Фото 38. Вышли из каньона р. Ак-Терек.

8-50. Спустились в долину р. Кубань. Встретили пастуха, который очень удивился, узнав что мы вышли из каньона. Рассказал, что обычно там никто не ходит, а зимой там разбился охотник. Затем подошли пограничники. К счастью, нам не пришлось спускаться вниз по долине для регистрации на погранпосту. Пограничники проверили наши документы и передали информацию на пограничный пост про нас по рации, поинтересовались о нашем маршруте. Пастух подробно рассказал про все места стоянок вплоть до поляны Азау.

9-30. Пошли по тропе по правому берегу р. Уллукам, к деревянному мосту, расположенному прошли выше слияния р. Уллукам и р. Уллуозень.

9-45. Перешли по мосту через р. Уллукам (Кубань) (Фото 39). Долина реки широкая, островками растет густой можжевельник, много сухого хвороста. Тропа разделяется, вправо на перевал Азау, нам левее. Тропа нахоженная, очень четкая, проложена зигзагами по травянистому склону (Фото 40). Поднимаемся по ней в верховья р. Уллукам. Идем в режиме 30-40 минут ход, 10 минут привал.

Фото 39. Мост через р. Уллукам

Фото 40. Подъем в долине реки Уллукам

11-50. Пройдя по тропе над каньоном р. Уллукам, вышли на плоскую полянку на левом берегу р. Уллукам. Есть ручей с чистой водой, однако выше пасется стадо яков, поэтому вода пригодна к употреблению только после кипячения. Готовим обед, сушим все вещи, в том числе общественные тент, палатки. На правом берегу также есть места для стоянки, это пригодится группам, которые спускаются с перевала ЭКТ.

13-50 Выход с обеда. Продолжили подниматься по травянистому склону по тропе. Прошли через большое стадо яков, взрослые особи и телята смотрели на нас внимательно. Старались не делать резких движений.

14-25. Привал 10 мин. Высота 2750 метров.

Фото 41. Путь подъема к перевалу Хотютау 1Б по д.р. Уллукам.

15-00. Привал. Высота 2870 метров. Идем по травянисто-каменистым грядам (Фото 41) с таким же интервалом и привалами по 10 мин. Вдоль троп видны туры. Встречаются туристы и спортсмены налегке.

17-00. Встали лагерем под перевалом (Фото 42). Высота 3400 метров. Очень удобная стоянка - две площадки под палатки выровнены и огорожены ветровыми стенками. Есть вода - со снежника течет чистый ручей. Ветра нет.

18-00. Ужин.

20-00. Отбой. Туман подполз прямо к нашему лагерю. Мы были выше облаков, очень красиво, особенно закат. Ночью был небольшой ветер. Слышно было, как со стороны вершины Уллукам падали камни.

Фото 42. Ночевка под перевалом Хотютау

День 9. 21 июля 2019 г.

Утро. Переменная облачность. День. Пасмурно.

Вечер. Пасмурно.

МН8 3285 м - пер. Хотютау 1Б 3550 м - п. Терскол 2146 м. Расстояние 17.5 км. Набор 370 м, сброс 1510 м.

5-00. Подъем. Ясно, ветер прохладный. Температура воздуха +4 С

Высота 3400 м.

7-00. Вышли из лагеря. Поднимаемся по среднекаменистому осыпному склону. Крутизна 15-20 градусов (Фото 43).

7-45. Привал перед перевалом.

8-00. Продолжили подъем на перевал.

Фото 43. Путь к перевалу Хоттютау 1Б

8-20. Взошли на перевал Хотютау 1Б (3550 м) (Фото 44). Хотютау - перевал воинской славы. Много памятных табличек, некоторые повреждены погодными условиями. На перевале много мусора. Написали перевальную записку, съели перевальный шоколад. Записку другой группы не нашли.

Фото 44. Группа на перевале Хотютау 1Б

8-40. Начали спуск с перевала по еле заметной тропе, идущей по скально-осыпному склону. Крутизна до 35-40 градусов.

9-00. Спустились к леднику, надеваем кошки, идем с палками. Движемся по небольшой дуге, берем немного южнее ближе к перевалу «Эхо войны» (Фото 45).

Фото 45. Движение по леднику на спуске с перевала Хотютау

9-15. Движение в кошках по открытому леднику Азау, почти горизонтальный, с легким уклоном (Фото 46). Слева и немного сзади - Эльбрус.

9-40. Сняли кошки. Идем по моренной песчаной тропе.

11-20. Привал на зачехленном леднике - Оле нужно обработать и перебинтовать большие пальцы ног - сбила их. Группа помогает обработать ноги. Разгружаем участника и корректируем скорость. Продолжили движение по открытому леднику, видели глубокие трещины, глубокие, узкие, отсвечивающие голубым. Без особого труда прошли лабиринт среди трещин.

12-10. Привал на зачехленном леднике, сняли кошки. Прошли мутный поток.

12-45. Привал на моренном бугорке.

13-20. Прошли озеро Эльбрусское (Фото 47). Группа готова продолжать движение дальше вниз на Поляну Азау.

Фото 46. Группа на леднике Азау

Фото 47. Подошли к оз.Эльбрусскому.

13-48. Привал на спуске к станции фуникулера.

14-30. Пришли к линии канатки. Продолжили спуск по ратрачной дороге в Азау.

16-00. Спустились в Азау. Забрали заброску, продолжили движение в Терскол. Ольга обратилась в медпункт по поводу пальцев ног. Вердикт неутешительный - Ольга сильно сбила ногти больших пальцев на ногах, ей продолжать поход нельзя. Группа заселилась в хостеле «Сапира». Ужинали в кафе «Купол». Хычины, суп чанахи, лагман. Вечером отправили Ольгу на такси в аэропорт.

День 10. 22 июля 2019 г.

Утро. Туман.

День. Дождь, туман.

Вечер. Гроза, дождь, туман.

Вынужденная дневка. В Терсколе сплошной туман, не видно не только гор, но и зданий на расстоянии 100м. Отдыхаем. Приняли решение не идти на перевал Терсколак, а сразу выдвигаться к перевалу Ирикчат по долине реки Ирик. Согласовали с МКК по телефону изменение маршрута и движение по д.р. Баксан и д.р. Ирик.

День 11. 23 июля 2019 г.

Утро. Пасмурно.

День. Пасмурно, временами дождь. Вечер. Пасмурно, временами дождь.

МН10 2146 м - пос. Эльбрус 1760 м (на автомашине) - д.р. Ирик - д.р. Ирикчат - МН11 2665 м. Расстояние 11 км. Набор 1290 м.

6-00. Подъем. На завтрак каша, вареные яйца, колбаса.

8-00. Выход из хостела. Чтобы избежать длительного движения вдоль автодороги, путь от пос. Терскол до пос. Эльбрус проделали на заказанной машине (1000 руб), километраж не учитывается.

8-30. В поселке Эльбрус у начала тропы в долину реки Ирик. Высота 1800 метров. Начинаем подъем по тропе. Туман, видимость 200 м. Тропа хорошая, есть указатели движения. Уклон 10- 15 градусов.

9-00. Привал. Высота 1900 метров. Набрали воды в нарзанном источнике.

9-10. Продолжили движение по тропе. Одна из табличек, указывающая направление движения к песчаным замкам, видимо была развернута не в ту сторону и вывела нас на нижнюю, менее хоженную тропу. Возвращаться к развилке не стали, и продолжили идти по нижней тропе, идущей также мимо песчаных замков (осыпные останцы из желтого песчаника, наверху шапки из травы) (Фото 48). Пересекли несколько песчано-осыпных кулуаров.

Фото 48. Нижняя тропа мимо песчаных замков.

10-30. Отдыхаем на склоне в разнотравье. Далее тропа становится слабочитаемой и теряется. 11-00. Меняем палки на ледорубы - лезем вверх по крутому травянистому склону среди деревьев. Внизу, скрытая в тумане, шумит река Ирик. Через 80 м подъема по высоте выбрались на удобную верхнюю тропу, по которой ходит большинство туристов.

11-50. Далее пошли с палками. Тропа идет через сосновый лес, встречаются заросли малины, грибы. 30 минут идем - 10 минут отдыхаем. Тропа приближается к реке Ирик (Фото 49).

14-00. Встаем на обед на берегу ручья. Ручей - спокойный, с прозрачной водой и песчаным дном. А в нескольких метрах бурлит река Ирик, с огромной силой сдвигая камни, было слыжно, как они стучат друг о друга. Полянка очень хорошая, на ней стоят две палатки. На обед макароны, чай. Натягивали тент, так как шел мелкий дождь.

15-20 Выход с обеда. Идем по тропе вверх в сторону перевала, вдоль реки Ирикчат. Тропа очень популярна, встречаем много людей. На уровне слияния рек Ирик и Ирикчат начинается резкий подъем вверх. По дороге видели два моста - один через р.Ирик чуть выше места нашего обеда, второй через р.Ирикчат у коша (Фото 50).

Фото 49. Тропа по левому берегу р. Ирик

Фото 50. Мост через р. Ирикчат рядом с кошем

17-00. Встали лагерем на левом берегу реки Ирикчат около огромного камня, в луговой зоне. Есть ручей с чистой водой. Высота 2670 метров. В 500 м нас большой лагерь, много палаток. 19-00. Ужин. Густой туман.

20-00. Отбой. Ночью была сильная гроза, молнии, гром, ливень.

День 12. 24 июля 2019 г.

Утро. Дождь, гроза.

День. Переменная облачность. Вечер. Пасмурно, дождь, гроза.

МН11 2665м - д.р. Ирикчат 3500м - МН12 3400м. Расстояние 8.4 км, набор 830 м, сброс 100 м

6-00. Подъем. Сильный дождь, гроза. Спрятались пережидать по палаткам.

7-00. Завтрак. Дождь продолжается.

9-45. Дождь ослабевает, быстро собираем лагерь.

10-15. Выход из лагеря. Идем по луговой зоне широкой долины р. Ирикчат, тропа четко читается, набор высоты плавный.

10-55. Привал 2790 м. Продолжаем движение по тропе.

11-30. Подходим к травянисто-каменистому уступу, крутизна 10-15 градусов (Фото 51).

Фото 51. Движение по тропе в д. р. Ирикчат

12-10. Привал 2990 м. Далее подъем по крутому каменистому склону. Есть тропа.

13-15. Перекус. Высота 3150 м. Склон большей частью каменистый, трава почти исчезла.

13-50. Выходим после перекуса, идем по моренным грядам. Перевал скрывается за очередным перегибом рельефа.

14-20. Продолжаем движение по моренным грядам в сторону перевала. По пути присматриваем места под палатку.

15-20. Дошли до уровня языка ледника Ирикчат. Небо затянуло тучами, поднялся сильный ветер. Прошли вверх еще метров 300, погода с каждой минутой портится, ровных сухих мест здесь нет и руководитель принял решение вернуться немного назад.

16-30. Встали лагерем на ровном сухом месте на небольшом возвышении моренной гряды (Фото 52). Рядом ручей. Слева ледник Ирикчат. Сильный ветер, ясно. Холодно. Т -1 градус С. 19-00. Ужин.

20-00. Отбой. Всю ночь шел дождь, гроза и сильный ветер.

Фото 52. Ночевка перед перевалом Ирикчат 1Б

День 13. 25 июля 2019 г.

Утро. Пасмурно, далее дождь, гроза, снег. День. Дождь.

Вечер. Пасмурно.

МН12 3330 м - Пер. Ирикчат 1Б 3670м - д.р. Ирикчат - д.р. Ирик - МН13 2340м.

Расстояние 12,1 км (в зачет 1,8 км), набор - 300м, сброс 1340м.

5-00. Подъем.

6-00. Завтрак.

7-00. Пасмурно, сильный ветер, дождя нет. Понадеялись, что ветер разгонит облака. Поднимаемся к седловине перевала по теряющейся тропе, туров почти нет (Фото 53). Склон моренный осыпной, мокрые скользкие камни. Слева по ходу ледник Ирикчат, справа осыпной склон, с которого периодически скатываются камни. Внимательно следим за склоном справа по ходу.

Фото 53. Подъем на перевал Ирикчат 1Б

7-40. Привал. Высота 3540 м. До перевала не встретили удобных мест для стоянки. Начал моросить дождь, более похожий на снег.

8-00. Вышли на перевал Ирикчат 1Б 3667 м. Едим перевальный шоколад, сняли записку наших друзей из Дмитровского турклуба горного туризма, оставили свою. Поднялся шквальный ветер со стороны д.р. Ирикчат, начался, сильный дождь и град. Спрятались за стенкой из камней, натянули тент (Фото 54). Руководитель и инструктор спустились на пологий снежник в сторону ледового плато Джикаугенкез. Там ветер гораздо тише. Видимость в сторону ледового плато полностью отсутствует - все затянуто туманом (Фото 55). В долину реки Ирикчат некоторая видимость есть, но тоже туман и висит низкая облачность. Погода портится, направление ветра не меняется. Туман становится еще гуще, температура все ниже, со стороны вершины Эльбрус гремит пугающий гром. У участников сильно разное состояние и настроение, многие промокли, очень холодно. Руководитель принял решение не рисковать и возвращаться обратно в д.р.Ирикчат.

9-20. Начали спуск с перевала вниз обратно в д. р. Ирикчат. Сильный дождь и град, шквалистый ветер сильно изматывает физически при движении. Группа спускается практически без отдыха, отдыхать холодно. Несмотря на мембранные куртки, все промокли. В процессе спуска руководитель принял решение, что пережидать непогоду и повторять штурм перевала не будем и возвращаемся в пос.Эльбрус.

Фото 54. Группа на перевале Ирикчат 1Б

Фото 55. На перевале Ирикчат. Ледовое плато Джикаугенкез (на фото справа) в сплошном тумане

13-00. Встали на обед на месте позавчерашней ночевки у большого камня в луговой зоне. Дождь продолжается, готовим обед под тентом. Ветер здесь внизу гораздо тише.

14-00. Выход. Спуск по тропе по травянистому склону.

15-00. Остановились на отличной стоянке, где позавчера обедали. Сегодня стоянки свободны. Стоянки ровные, есть место для тента в соснах, рядом чистый ручей, на краю поляны оборудован туалет. Группа измотана. Разбиваем лагерь. Неожиданно среди туч выглянуло солнце. Сушим вещи, так как почти все промокло.

18-30. Ужин. Пюре. Играем в настольные игры, отдыхаем.

20-00. Отбой. Ночью тихо и ясно. Дима сказал, что в 3-40 видел на склоне Эльбруса ленту из фонариков восходителей на вершину.

День 14. 26 июля 2019 г. Утро. Переменная облачность. День. Переменная облачность. Вечер. Ясно.

МН13 2340м - д.р. Ирик - пос. Эльбрус 1760м - кемпинг Сакля 1800м.

Расстояние 9.2 км (в зачет 2 км), набор 184 м, сброс 720 м.

8-00. Подъем. Лагерь с утра освещен солнцем (Фото 56). Виден Эльбрус.

8-30. Завтрак. Пшенная каша с сублимированной клубникой. Досушиваем вещи. Гуляем по окрестностям, в том числе к водопаду, стекающему с левого хребта, ограничивающего долину. 12-30. Собрали лагерь, начали спуск в поселок Эльбрус. Отличная тропа, проходит среди сосен и «песчаных замков». В этот раз уже идем весь путь по правильной верхней тропе.

14-30. Спустились в поселок Эльбрус (Фото 57).

17-00 Заселились в кемпинг - гостиницу «Сакля». Места под палатки, парковка, веранды с навесом, вода, душ, туалет (довольно грязный). Отзвонились куратору, в МКК и в МЧС КБР о завершении маршрута. Поход закончен.

Фото 56. Лагерь в д.р.Ирик

Фото 57. Группа спустилась в пос. Эльбрус

День 15. 28 июля 2019 г.

Дневка. Прогулка на Чегет.

День 16. 29 июля 2019 г.

8-00. Подъем.

9-00. Завтрак, сборы.

10-30. За нами приехал микроавтобус, едем в Минеральные Воды. 4 участника выходят в аэропорту, Юля едет на вокзал.

Перечень наиболее интересных природных и исторических объектов на маршруте

К наиболее интересным природным объектам можно отнести:

-нарзанные источники Джилысу

-ледник Большой Азау гора Эльбрус

-водопад Девичьи Косы

-нарзанные источники в долине реки Баксан объект «Песчаные замки»

К наиболее интересным историческим объектам можно отнести: памятник экипажу летчика Машкова в долине реки Уллу-Хурзук перевал Хотютау - перевал воинской славы обломки вертолета на леднике военно-исторический музей на станции канатной дороги «Старый Кругозор» обсерватория

Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута

Пройден интересный маршрут по красивому району. Участниками был получен опыт работы на рельефе разного рода в реальных условиях. Район обладает всеми видами рельефа от травянистых склонов до ледников. Большое обилие троп.

Несмотря на изменение графика движения и досрочное окончание маршрута, считаю поход успешным. Группа новичков и уже бывалых туристов отлично показала себя в походе, чему способствовала хорошая предварительная теоретическая, практическая и физическая подготовка. Занятия проводились в рамках горной школы базового уровня турклуба «Абрис» г.Королева. Во время похода были проведены занятия по закреплению навыков перемещения по травянистым и осыпным склонам, передвижение по снежникам и льду в кошках, проведены снежные и ледовые занятия. Группой успешно трижды был совершен спуск дюльфером на реальном рельефе. Хорошая физическая подготовка каждого участника группы позволила пройти маршрут максимально безопасно, быстро и динамично, несмотря на плохие погодные условия, гибко подстраивая тактику под ситуацию и погоду.

Были пройдены все необходимые определяющие препятствия для зачета похода 2 к.с. (перевал 1А - 2 шт, перевал 1Б - 1шт, связка перевалов 1Б - 1 шт, перевал 1Б (рад.) - 1 шт). Километраж в зачет - 104 км, радиальные выходы и движение на автотранспорте из километража исключены. Данный километраж соответствует маршруту 2 кс. для похода школы туристской подготовки (минимальный километраж для школьного похода - 90 км). Участнице, сошедшей по состоянию здоровья, руководитель и инструктор считают возможным также засчитать прохождение маршрута 2 к.с., так как необходимое количество определяющих препятствий было взято. Все участники группы готовы и изъявили желание участвовать в горных походах 2 и 3 категории сложности.

Плохая (а иногда очень плохая) погода на протяжении всего маршрута не позволила в полной степени насладиться красивыми и захватывающими видами гор и долин. Сложность и напряженность маршрута полностью соответствовала общему уровню группы. Вес рюкзаков был уменьшен за счет использования заброски.

Для групп, идущих маршрут 1 к.с. или не готовых технически не рекомендуем спускаться вниз по ущелью реки Ак-Терек (можно считать, что нами было совершено первопрохождение по каньону р.Ак-Терек), указанной на картах тропы не существует, спуск возможен только со специальным снаряжением. Более целесообразным считаем после перевала Вероника идти на перевал ЭКТ 1Б (перед перевалом и после него есть отличные места для ночевок)

Район Приэльбрусье идеально подходит для проведения походов 2 к.с. - множество подробных описаний определяющий препятствий, бродов, удобных мест для ночевок. По маршруту встречается много групп туристов, альпинистов, спортсменов, местных жителей, пограничников и спасателей, у которых можно уточнить оперативные данные про прогноз погоды, состояние перевалов или мест ночевки.

Снаряжение

Общая масса общественного снаряжения 30 кг, продуктов и газа 42 кг, личного снаряжения 72 кг. Максимальная нагрузка на одного мужчину 22 кг, на женщину 19 кг (с учетом заброски).

Питание

Общая масса продуктов газом составила 42 кг. В среднем на человека - 7 кг. В среднем на человека в день - 437 гр. на человека в день.Раскладка не включала в себя карманное питание участников. Каждый из участников был волен брать то, что он хочет в пределах 50 гр в день. Использовалось варено-сушеное мясо собственного приготовления. Кетчуп и приправы - очень важные дополнения к еде. Брали топленое масло.

Отчет реммастера

На протяжении всего похода были следующие поломки снаряжения:

• сломалось и было отремонтировано крепление кошки
  • зашиты порванные ветром накидки на рюкзаки
  • была отремонтирована молния у палатки

Расходы

Общие расходы составили 62506 рублей. Это затраты на раскладку, питание, доукомплектование аптечки, стоянки в кемпингах и приютах, билеты в заповедник, все трансферы.

Расходы на 1 человека - 10418 рублей.

В расходах не учтена стоимость билетов на самолет или поезд из Москвы до Минеральных Вод.

Общественные расходы:

Стоянка на поляне Эммануэля

Билеты нацпарк

хостел Терскол

Машина из пос.Терскол в пос.Эльбрус