Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Николай Кутин, г. Санкт-Петербург

Отчет о горном походе 1 к.с. по Западному Кавказу совершенном с 5 августа по 14 августа 2019 года

Справочные сведения

Проводящая организация - Петроградский клуб туристов, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., 42 (ДК им. Ленсовета, комната 426, 4 этаж).

Место проведения - Западный Кавказ (Гвандра, Приэльбрусье)

Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части, км

Общая продолжительность, дней

Сроки проведения

Горный

Первая

121

10

05.08 - 15.08.2019

Подробная нитка маршрута:

Заявленный:

д/р Учкулан - оз.Кубанских велосипедистов - пер.Уллу-Кель нижний (н/к, 2933) - т/б Глобус - д/р Джалпакол кинечькольский - пер.Джалпакол северный (1А, 3400) - д/р Кичкинекол - а/л Узункол (заброска) - пер.Малый Кичкинекол (1А, 3210) - д/р Чунгур-Джар - д/р Чиренкол - д/р Кубань - пер.Куршоу нижний (1А, 3412) - д/р Уллу-Хурзук - пер.Кольцевой (1А, 3353) - д/р Битюктюбекол - пер.Балк-Баши(1А, 3691) - д/р Кызылкол - ур.Ирахиксырт - Джылы-Су

Пройденный:

д/р Учкулан - оз.Кубанских велосипедистов - пер.Уллу-Кель нижний (н/к, 2933) - т/б Глобус - д/р Джалпакол кинечькольский - пер.Джалпакол северный (1А, 3400) - д/р Кичкинекол - а/л Узункол (заброска) - д/р Узункол - д/р Кубань - пер.Куршоу нижний (1А, 3412) - д/р Уллу-Хурзук - д/р Битюктюбекол - пер.Балк-Баши(1А, 3691) - д/р Кызылкол - ур.Ирахиксырт - Джылы-Су

Определяющие препятствия маршрута.

Перевал Уллу-Кель нижний (н/к, 2933). Первый перевал похода. Соответствует своей категории, не представляет проблем для прохождения. Имеет травянисто-осыпной склон на подъем и травянистый на спуск, на подъёме хорошо прослеживается тропа. На спуске тропа появляется только после прохождения первой террасы. Седловина перевала травяная, ровная и широкая.

Перевал Джалпакол северный (1А, 3400). При хороших погодных условиях представляет собой сложный перевал 1А, характером своего рельефа, больше напоминающий простые 1Б. При плохих погодных условиях, его сложность, явно, повышается на пол категории. На подъем перевал имеет среднюю и крупную осыпь, траверс ледника (при этом в малоснежный год, возможно, придется передвигаться по открытому льду), а так же несложное лазание в верхней, скально-осыпной части перевала. Спуск - крутой, скально-осыпной кулуар в верхней части, затем переходящий в средние и крупные осыпи. Седловина перевала узкая, скально-осыпная.

Перевал Куршоу нижний (Тешектауш) (1А, 3412). Является умеренно сложным перевалом 1А. Соответствует своей категории. Путь подъёма на перевал пролегает по средним и крупным осыпям, с траверсом скальных участков. Спуск проходит по скально-осыпному кулуару, затем по крупным осыпям. Седловина перевала умеренно узкая, скальная. Большую сложность, нежели сам перевал представляет подход к нему со стороны д/р Кубань. Необходимо преодолеть затяжной подъем по крутым травянистым склонам, переходящим в травянистый кулуар, а затем траверс аналогичных склонов. На всем протяжении подъёма нет источников воды. При плохой погоде существенно повышается опасность срывов на этом участке.

Перевал Балк-Баши (1А, 3691). Является простым, классическим представителем перевалов 1А. Путь подъёма пролегает по хорошо набитой тропе по травяным, а затем по мелко-осыпным склонам. Перевальная седловина скально-осыпная, широкая. Спуск по мелко и средне осыпному склону, на котором тропа местами теряется. Основными трудностями перевала является высота и малое количество доступной воды. Практически не требует технических навыков для преодоления, главное физическая подготовка. Так же трудность может представлять форсирование реки Кызылкол после спуска с перевала. Необходимо максимально раннее прохождение участка.

Сведения об участниках.

ФИО

Г.р.

Походный опыт

Должность в походе

1

Кутин Николай Андреевич

1989

2 ГУ, н/к с эл. 3 ГУ

Руководитель

2

Сорокоумов Ярослав Сергеевич

1989

ПВД

Штурман, ремонтник

3

Медведева Наталия Анатольевна

1989

ПВД

Отв. за трансфер, финансист

4

Фирсова Александра Игоревна

1993

ПВД

Снаряженец-весовщик

5

Иванникова Екатерина Владимировна

1987

ПВД

Медик

6

Пушкарев Сергей Александрович

1985

1 ГУ

Завхоз

7

Куракова Надежда Витальевна

1980

ПВД

Фотограф

Везде далее по тексту:

Указания правый и левый даны орографически, если это особо не оговорено.

Время указывается местное (соответствует Московскому).

Дистанция указывается с учетом горного коэффициента.

Возможны некие разночтения в названиях ледников рек и перевалов, поскольку в различных источниках они имеют разное наименование.

Основные цели и задачи.

Проведение спортивного похода, в ходе которого участники отработают навыки, полученные на тренировках. Получение участниками технического и высотного опыта, тактическая подготовка группы. В итоге - создание костяка группы для походов 2-3 к.с.

Организация похода.

До ст. Минводы добирались поездом. Из С-Петербурга идет чуть менее двух суток.

Заброска-выброска непосредственно на маршрут/с маршрута осуществлялась автотранспортом.

Пользовались услугами фирмы Тау-Сервис. Заброска на маршрут и доставка заброски в а/л «Узункол» прошла без проблем, организовать выброску в день выхода с маршрута фирма не смогла. Было предложено подождать один день. В результате самостоятельно организовали трансферт без привлечения вышеуказанной фирмы.

Для прохождения были оформлены пропуска в тебердинский заповедник и пограничный пропуск. И тот и другой пропуск оформляли самостоятельно, дистанционно. Пропуск в тебердинский заповедник бесплатный и был получен нами в виде скана бумажного документа, по электронной почте. Пограничный пропуск был оформлен групповой, посредством сайта «ГосУслуги» в управлении ФСБ по КЧР, доставка пропуска была осуществлена «Почтой России». Данная услуга, так же полностью бесплатна.

Кроме того, подавалась электронная заявка на регистрацию в территориальный орган МЧС. Из которого перезвонили в короткое время, уточнили имеющиеся вопросы, а так же указали телефон, по которому надо сообщить о выходе на маршрут и о его окончании. Услуга бесплатна.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

  1. т/б Глобус - Верхний Учкулан
  2. а/л Узункол - д/р Кубань - Хурзук
  3. д/р Битюктюбекол - д/р Уллу-Хурзук - Хурзук

  1. Вместо пер. Джалпакол Сев.(1А), пер. Джалпакол Юж.(1А)
  2. Вместо пер. Кичкинекол Мал.(1А), пер. Доломиты Юж.(1А) или Чат Узункольский (1А) или обход: д/р Узункол-д/р Кубань
  3. Вместо пер. Куршоу Ниж.(1А), пер.Кебек (1А) или пер. Вольный Ветер (1А) - д/р Кичкинекол Улухурзукский - д/р Битюктюбекол
  4. Вместо пер. Кольцевой (1А), обход: д/р Уллу-Хурзук - д/р Битюктюбекол
  5. Вместо пер.Балк-Баши (1А), д/р Битюктюбекол - пер.Быкылы(н/к) - пер.Чермат(н/к) - пер.Бурунташ(н/к)

Изменения маршрута и их причины.

В начале маршрута, группа придерживалась графика, до подхода к перевалу Джалпакол Сев. Перевал оказался несколько сложнее первоначальных ожиданий, поэтому пересечь его и спуститься в д/р Мырда за один день не удалось, в результате чего отставание от графика составило пол дня. Следующим днем, группа спустилась и вышла к заброске в а/л Узункол, где выяснилось, что выдать заброску может только один человек, который в настоящее время уехал за дровами и по словам местных обитателей: «прибудет через пол часа». Прождав около 3 часов, нам все же удалось получить заброску. В результате ожидания и опоздания, суммарное отставание от графика составило один день. В результате было принято решение наверстать это время, отказавшись от перевала Кичкеникол Мал. и совершить обход по маршруту д/р Узункол-д/р Кубань.

После обхода, группа вновь вышла на заявленный график и больше из него не выпадала. Однако после спуска с перевала Куршоу Ниж., один из участников, забрасывая рюкзак с колена на спину, выполнил резкое, неловкое движение ногой, вследствие чего получил легкое растяжение. Спецификой растяжения являлось то, что при движение по поверхностям не требующим глубокого сгибания коленного сустава (дороги и тропы) болевые ощущения практически отсутствовали, при этом, при глубоком сгибе присутствовал дискомфорт, так же снижающий скорость передвижения. В соответствии с описаниями перевала Кольцевой, как на подъёме, так и на спуске присутствуют участки с крупной осыпью, зачастую, требующей для своего преодоления глубоко артикулированных движений ногами. В соответствии с этой информацией, принимаем решение поберечь участника и обойти перевал по маршруту д/р Уллу-Хурзук - д/р Битюктюбекол.

Схема маршрута

График движения.

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

1

05.08

д/р Учкулан - д/р Кичкинакол - оз.Кубанских велосипедистов

10.6

2

06.08

пер. Уллукёль нижний (н/к, 2993) - д/р Трехозерный - д/р Махар - т/б Глобус - д/р Гондорай

15.3

3

07.08

д/р Джалпаккол - д/р Кичкинекол Джалпаккольский

9

4

08.08

пер. Джалпаккол северный (1А, 3400)

5.3

5

09.08

д/р Мырда - а/л Узункол - д/р Узункол - д/р Кубань

23.4

6

10.08

д/р Кубань - стоянки на пути к пер. Куршоу нижний

7.6

7

11.08

пер. Куршоу нижний (1А, 3412)

3.6

8

12.08

д/р Уллу-Хурзук - д/р Битюктюбекол

15.1

9

13.08

д/р Битюктюбекол - пер. Балк-Баши (1А, 3691)

13.4

10

14.08.

пер. Балк-Баши (1А, 3691) - д/р Кызылкол - ур. Ирахиксырт - пол. Эммануэля - Джылы-Су

19.1

Техническое описание маршрута.

Подходы и заброска.

Заброска на маршрут осуществлялась автотранспортом от ст. Минводы до д/р Учкулан, южнее пос. Верхний Учкулан.

Также машиной мы выезжали из Джылы-Су до г. Пятигорск

Техническое описание маршрута.

День 1 05.08.2019

д/р Учкулан - д/р Кичкинекол - оз. Кубанских велосипедистов

Прибыли в Минеральные воды в 7:11, быстро нашли трансферт, в 7:30 выехали. В 12 часов приехали в нужную точку (6 км южнее пос. Верхний Учкулан). В 12:15 выходим на маршрут.

Начинаем движение по проселочной дороге, которая сначала идет параллельно основной дороге идущей к т/б Глобус, но при этом остается на левом берегу р. Учкулан. Пересекаем р. Карасу, затем двигаясь по дороге, выходим к кошу с электроизгородью. Пройдя по дороге вдоль коша, понимаем, что слишком сильно приблизились к месту слияния р. Кичкинакол и р. Учкулан, вследствие чего пропустили поворот на необходимую нам тропу. Обходим изгородь коша по часовой стрелке пхд, затем пересекаем лесистый участок без признаков троп, после чего выходим на искомый маршрут. Предпочтительным направлением движения является обход изгороди коша против часовой стрелки пхд, с более быстрым и удобным выходом на нужную тропу.

Движемся по хорошо различимой тропе, левым берегом р.Кичкинакол. В 14:20 выходим за границу лесной зоны. Начиная с этого места, вдоль всего маршрута следования встречаем большое количество мест для стоянки с наличием воды. В 15:05 делаем перерыв на обед, в 16:20 продолжаем движение.

В 18:20 Подходим под взлет первой террасы, на которой находится оз. Кубанских велосипедистов. На подъем просматривается два пути. Один - это продолжение тропы по которой мы прибыли, она остается на левом берегу р. Кичкинекол и забирая к правому пхд борту долины поднимается по небольшой осыпи на первую террасу. Второй путь - подъем по пологим бараньим лбам находящимся на правом берегу р. Кичкинекол (рис.1). Ни один из этих путей не представляет трудности. Движение по тропе вынудило бы нас сделать крюк для того что бы выйти к месту запланированной стоянки, а лбы выводили сразу туда, куда нужно, тем более, что река позволяла без труда ее форсировать. Выбираем второй путь. В 19:00 выходим на террасу, в 19:15 ставим лагерь (рис.2).

Рис.1 пути подхода к оз. Кубанских велосипедистов

Рис.2 оз. Кубанских велосипедистов

День 2 06.08.2019

оз. Кубанских велосипедистов - пер. Уллу-Кель нижний (н/к, 2933) - д/р Махар - т/б Глобус - д/р Гондарай

Выходим из лагеря в 9:15, от места ночевки хорошо просматривается путь на пред перевальную террасу, сам перевал плохо различим за перегибом. Огибаем озеро по часовой стрелке пхд, затем выходим на гребень небольшой, древней морены. Поворачиваем влево пхд и двигаемся вверх по этому гребню (рис.3). Склон травянисто-осыпной. В 9:50 выходим на промежуточную террасу, с которой открывается вид на подъем к перевалу. На террасе ровная площадка, есть вода.

Под перевальной седловиной виден небольшой снежник. Начинаем подъем по травянисто-осыпному гребню справа пхд от снежника (рис.4). Здесь тропа теряется. В 10:30 выходим на перевал (рис.5). Седловина Широкая, травянистая. Воды нет. В средней части седловины присутствует тур, сняли записку группы т/к Феникс из г.Санкт-Петербурга под рук. Головенкова С.Г.

В 11:00 начинаем спуск с перевала. Тропы на спуске нет, склон травянистый, местами с выходами осыпей. Сначала забираем левее пхд, целясь в пологий травянистый кулуар, ориентированный поперек линии нашего движения. Затем выйдя к кулуару, поворачиваем направо пхд и спускаемся на террасу, которую пересекаем. Выйдя на противоположный борт, начинаем движение по четко обозначенной тропе, не теряя высоты, и огибаем гребень (рис.6). Далее продолжаем спуск по травяным склонам, где тропа время от времени теряется. В 12:54 подходим к кошу. Далее тропа на спуск проходит через кош, однако наличие агрессивных собак, не позволило нам воспользоваться этим путем. Обходим кош против часовой стрелки пхд, двигаясь вдоль ограждения загона. Пересекаем заросли подлеска и выходим на искомую тропу. Здесь начинается зона леса. Спускаемся в долину реки Махар, где в 13:38 делаем обед.

В 15:22 выходим с обеда, в 15:40 выходим к заставе пограничников, где теряем около получаса на оформление документов. В 17:07 выходим к турбазе Глобус. База работает, на ней присутствует магазин, можно арендовать места под палатки, народу достаточно много. Решаем отойти подальше, что бы организовать ночёвку в более спокойном месте. Идем по д/р Гондорай, поначалу подходящих мест нет, однако в 18:30 находим хорошие стоянки прямо рядом с мостом через р. Гондорай. Ставим лагерь. Воду приходиться брать из реки, ручьев нет.

Рис.3 вид на подъем к промежуточной террасе от оз. Кубанских велосипедистов

Рис.4 Вид на подъем от промежуточной террасы к перевалу Уллукель нижний

Рис.5 Группа на перевале Уллукель нижний

Рис.6 Вид на начало спуска от перевала Уллукель нижний в сторону д/р Маха

День 3 07.08.2019

д/р Гондорай - д/р Джаллпаккол - д/р Кичкинекол Джаллпаккольский

Выходим из лагеря в 9:10. Из-за ошибки в навигации, бодрым темпом уходим на несколько километров вверх по д/р Гондарай. После осознания ошибки возвращаемся прямиком к месту лагеря, так как нужный нам мост находится в его прямой видимости. На этом крюке потеряли больше часа времени. В 10:16 начинаем переправу по мосту через реку Гондорай (рис.7), на ее правый берег. От переправы просматривается несколько путей движения в сторону д/р Джалпакол. Огибаем заброшенный кош по часовой стрелке, а затем выходим на тракторную дорогу. Далее, по тракторной дороге идущей серпантином, частично срезая путь по хорошо прослеживающийся тропе, круто поднимаемся на первую террасу долины. В 12:04 местность выполаживается, заканчивается зона леса, и мы выходим в долину. Затем придерживаясь обозначенной тракторной дороги, двигаемся по долине в сторону перевала (рис.8). В 12:52 выходим к действующему кошу, останавливаемся и делаем перерыв на обед.

В 14:45 выходим с обеда. Возле коша заканчивается тракторная дорога, начинаем движение по хорошо различимой тропе, левым пхд бортом долины. В 15:25 выходим к развилке, образованной слиянием д/р Джалпаккол и д/р Кичкинекол Джалпаккольский. Поворачиваем налево пхд (рис.9). Движение продолжаем левым пхд бортом долины, по удовлетворительно различаемой тропе, крутыми траверсами поднимающейся на вторую террасу. В начале террасы преодолеваем крупноблочный завал и выходим на хорошую, ровную поляну с водой. В 17:55 ставим лагерь.

Рис.7 Переправа через р.Гондорай

Рис.8 Вид на долину реки Джаллпакол со стороны реки Гондорай

Рис.9 Вид террасу и долину реки Кичкеникол Джаллпаккольский

День 4 08.08.2019

д/р Кичкинекол Джаллпаккольский - пер. Джаллпаккол северный (1А, 3400) - безымянное озеро

Выходим на маршрут в 8:45. Выдвигаемся в направлении перевала (рис.10), без обозначенной тропы, пересекаем моренный вал идущий поперек долины, выходим на следующую террасу. Здесь так же присутствует большое количество мест для стоянки и вода. Продолжаем движение по центру долины. Выходим ко лбам, предваряющим подъем на следующую ступень. Здесь видится два пути подъёма: по средне-осыпному склону справа пхд или по крупной осыпи и травянистому склону слева пхд. Решаем двигаться по 2 варианту (рис.11), в 9:31 поднимаемся на лбы, делаем привал. Затем перемещаемся к левому борту долины и продолжаем подъем по осыпи в направлении кулуара образованного пересечением моренного вала и скальных выходов. Преодолеваем кулуар и выходим к основанию ледника стекающего из под перевала (рис.12).

Дальнейшее движение продолжаем по левобережной покрывной морене ледника. В 12:47 подходим к зоне снега, достаем ледорубы. Движемся параллельно леднику преимущество по средне осыпному склону с участками снега, стараемся подняться максимально близко к выполаживанию ледника. Прекращаем движение в тот момент, когда из под осыпи начинает очень четко прослеживаться лед и осыпь на такой подложке перестает держаться. Перемещаемся ближе к леднику и выходим на его снежно-фирновый слой. Слой имеет хорошую толщину и позволяет бить ступени. Набивая ступени поднимаемся восходящим траверсом до максимально пологой полки ледника, после чего траверсируем его поперек в сторону седловины перевала не прекращая бить ступени (рис.13). В 14:28 выходим к снежной мульде под перевалом, в чаше которой делаем привал. Дальнейший путь на перевальную седловину не очевиден и, по всей видимости, будет меняться от года к году. Проводим разведку маршрута на седловину. Наиболее простым и безопасным определяем путь по сильно разрушенным скалам правее, пхд, перевальной седловины (рис.14). Навеска перил опасна из за высокого риска спустить камни. Поднимаемся на индивидуальной технике, применяем навыки не сложного лазанья. При необходимости участникам обеспечивается гимнастическая страховка. Затем траверсом проходим несколько метров по гребню и выходим на перевальную седловину в 14:53 (рис.15). Снимаем записку группы туристов из г. Москва под руководством Логинова В.М.

В 15:35 начинаем спуск с перевала. Начало спуска проходит по сильно разрушенному скально-осыпному склону (рис.16), затем, примерно через 200 метров, склон переходит в небольшую осыпную террасу с озером (рис.17). Здесь делаем привал в 16:31. Затем продолжаем спуск представляющий собой преодоление нескольких террас. Пути спуска вариативны, четких указаний и тропы на этом этапе не прослеживается. Группа спускалась, придерживаясь правого борта долины. В 18:35 выходим к еще одному озеру находящемуся в верховьях зоны альпийских лугов. Здесь большое количество мест для стоянки, ставим лагерь. Лагерь ставим существенно выше запланированной точки. На этом этапе появляется отставание в пол дня.

Рис.10 Вид на путь подъёма к перевалу от места ночевки

Рис.11 Преодоление лбов и подъем на террасу

Рис.12 Вид на ледник под перевалом с левобережной покрывной морены

Рис.13 Вид на путь подъема с хребта в непосредственной близости к перевальной седловине

Рис.14 Преодоление разрушенных скал под перевалом

Рис.15 Группа на перевале Джаллпаккол Северный

Рис.16 Вид на начало спуска с перевала в сторону д/р Мырды

Рис.17 Вид на путь спуска и озеро под перевалом Джаллпаккол Сев. в сторону д/р Мырды

День 5 09.08.2019

безымянное озеро - д/р Мырда - а/л Узункол - д/р Узункол - ППД пограничников - д/р Кубань

Выходим со стоянки в 7:55. У ходим в левую пхд часть долины, где движемся по хорошо различимой тропе идущей серпентинами по травяному склону (рис.18). В 10:30 выходим в долину реки Мырды. Для продолжения движения необходимо перейти на правый берег реки. Проще всего это сделать в зоне разветвления Мырды на несколько рукавов, как раз у места спуска тропы в долину. В прямой видимости находится кош, к которому и начинаем движение. Первый рукав пересекаем по частично разрушенному мосту (рис.19). Затем подойдя ко второму рукаву, обнаруживаем, что мост смыт. Разведка русла показала, что река в этом месте прекрасно бродится и не требует обеспечения дополнительной страховки (рис.20). В 11:09 вся группа на целевом берегу. В 11:13 выходим от брода, движемся правым берегом реки Мырды, по хорошо различимой тропе, несколько раз преодолеваем скальные прижимы через которые проложены лесенки. В 12:30 выходим в а/л Узункол.

В альплагере у нас оставлена заброска. По прибытии пытаемся выяснить, как ее забрать. Оказывается, что человека, который может ее выдать нет на месте, он уехал за дровами. Нам предлагают подождать полчаса. В 14:40 получаем заброску, распределяем ее и выходим из Узункола. Учитывая потерю половины дня на предыдущем этапе, а так же нескольких часов в альплагере, решаем наверстать отставание от графика путем обхода перевала малый Кичкинекол. Выдвигаемся правым берегом реки Узункол, в сторону ее слияния с рекой Кубань. Двигаемся по хорошей автомобильной, грунтовой дороге. Иногда встречаются ручьи, из которых можно взять воду.

В 17:00 выходим к ППД пограничников, здесь теряем около 30 минут на оформление документов, после чего продолжаем движение по автомобильной дороге, проходящей вдоль реки Кубань. Длительное время не встречаем ни подходящей поляны для лагеря ни мест с питьевой водой. В 19:00 выходим на травянистую поляну между двумя кошами, на берегу реки Кубань. Здесь можно поставить палатки и протекает ручей с чистой водой, идущий практически вплотную и параллельно основному руслу реки. Ставим лагерь.

Рис.18 Вид на спуск с ночевок под пер. Джаллпаккол Сев, переправу и путь к а/л Узункол

Рис.19 Первая часть переправы через р.Мырда, по частично разрушенному мосту

Рис.20 Вторая часть переправы через р.Мырда, в брод

День 6 10.08.2019

д/р Кубань - юг.-зап. склон пер. Куршоу нижний

Немного подсушиваем подмокшее за ночь снаряжение и выходим со стоянки в 9:40. Продолжаем движение по автомобильной дороге вверх по д/р Кубань. В 10:25 подходим к кошу расположенному недалеко от начала подъёма к перевалу. Проходим примерно еще 300 метров выше коша, здесь сворачиваем налево пхд и движемся по лугу, вдоль ручья, стекающего из под перевала (рис.22). Хорошей приметой являются деревья, растущие вдоль ручья.

Подъем проходит по достаточно крутым травяным склонам правого берега ручья. Какая либо тропа или маркировочные сооружения отсутствуют. Сначала движемся широкими траверсами по древнему выносному конусу, затем переходим, правее пхд, в кулуар, по которому продолжаем движение (рис.21). В 13:42 достигаем верхней точки травяного кулуара. На всем пути подъёма отсутствует вода. Дальнейший путь не очевиден. Проводим разведку налегке. В 14:33 разведка закончена, продолжаем движение.

Дальнейший маршрут идет траверсом крутых травяных склонов, немного снижаясь ко дну долины (рис.23). Тропы и маркировки нет. На всем протяжении движения воды нет. В 16:38 выходим к древнему моренному валу, за которым обнаруживаем относительно пологие травяные площадки с возможностью подхода к воде (рис.24). Ставим лагерь.

Рис.21 Путь подъёма на правый борт долины перевала Куршоу Ниж.

Рис.22 Вид на долину р. Кубань с подъёма

Рис.23 Вид на долину перевала Куршоу Ниж. и спуск к месту ночевки

Рис.24 Площадки за моренным валом

День 7 11.08.2019

юг.-зап. склон пер. Куршоу нижний - пер. Куршоу нижний (1А, 3412) - сев.-вост. склон пер. Куршоу нижний

В 8:30 выходим из лагеря. Выходим на гребень древнего моренного вала, у подножья которого был разбит лагерь (рис.25). Затем движемся по гребню в сторону перевала по правому борту долины до истоков ручья, затем перемещаемся в центр долины, по которому подходим к зоне осыпей. Поднимаемся по средней с участками крупной осыпи и выходим на каменную террасу (рис.26). Здесь есть места для палаток, однако отсутствует вода. В зоне видимости присутствует небольшой снежник, из которого, при необходимости, можно натопить отсутствующую воду. С террассы просматривается несколько путей выхода на перевал. Проводим разведку. По результатам, решаем двигаться по правому пхд моренному гребню. Гребень выводит к скалам, представляющим собой правый пхд борт перевальной седловины. Немного спускаемся и минуем скалы через крупноблочную осыпь находящуюся в их основании (рис.27). Выходим на хребет в 50м правее пхд перевального тура. Проходим по хребту (рис.28) и оказываемся у тура (рис.29) в 14:40. Снимаем записку объединённой группы ЦДЮТур «Космос» и МБОУ «Гимназия №48» из г. Челябинск под руководством Скачковой Е.А.

Начало спуска проходит по скально-осыпному кулуару (рис.30). Выходим в 15:00 и двигаясь по конгломерату из живой средней осыпи и транспортной осыпи выходим в правую пхд часть перевального цирка (рис.31). Здесь, после привала, один из участников, закидывая рюкзак с колена, получает легкое растяжение вышеозначенного. Снижаем темп и продолжаем движение, по среднеобломочному рельефу переходя на левую пхд сторону цирка. В 16:50 выходим на террасу с травянисто-песчаными участками под палатки. Отсюда видно, что вверх по долине поднимается облако, которое накрывает нас через 15 минут. Видимость очень сильно упала, и вследствие того что дальнейший путь спуска нам не виден, решаем ставить лагерь. В этой точке вновь начинаем отставать от графика. Задержка примерно 3-4 часа.

Рис.25 Вид на путь подъёма от места ночевки

Рис.26 Вид на истоки ручья и осыпной взлет перед террасой с пути подъема

Рис.27 Вид на путь подъёма на перевал

Рис.28 Панорама перевала, расположение тура и путь подъёма

Рис.29 Группа на перевале, виден Эльбрус

Рис.30 Путь спуска с перевала Куршоу нижний

Рис.31 Вид на путь спуска с перевала Куршоу нижний со стороны д/р Уллу-Хурзук

День 8 12.08.2019

сев.-вост. склон пер. Куршоу нижний - д/р Уллу-Хурзук - д/р Битюктюбекол

Учитывая то, что вчера участник получил легкое растяжение, а так же то, что имеется некоторое отставание от графика, решаем обойти перевал кольцевой. Попутно решено оценить возможности и состояние вышеозначенного участника и в месте слияния рек Уллу-Хурзук и Битюктюбекол принять решение о дальнейшем движении группы: на выход в сторону поселка Учкулан при негативном развитии событий или на продолжение маршрута в сторону перевала Балк-Баши при положительном развитии событий. Выдвигаемся со стоянки в 8:00. Движемся по морене располагающейся с правого борта долины, спускаемся на одну террасу вниз по осыпному склону. Затем уходим пхд левее, начинаем движение по склону к центру долины (рис.33) и траверсами по травянисто-осыпному склону спускаемся на следующую террасу. Переходим на правый пхд борт долины (рис.32), здесь обнаруживаем следы тропы. Двигаемся по ним, следы переходят в уверенно читающуюся тропу, по которой в 11:30 выходим в долину (рис.34).

Движение осуществляем левым берегом реки Уллу-Хурзук по которому идет множество расходящихся в разные стороны троп. Стараемся придерживаться русла реки. В 12:21 делаем перерыв на обед, с которого выходим в 13:55. Продолжаем движение вдоль реки. Доходим до коша, здесь начинается автомобильная дорога, по которой доходим до места слияния рек.

Участник с легким растяжением оценивает свое состояние как хорошее и готов продолжить движение по маршруту, медик группы возражений не имеет. Учитывая то что, согласно описаниям, грядущий перевал и подходы к нему не представляют технической сложности, решаем двигаться запланированным маршрутом.

Движемся вдоль русла реки Битюктюбекол, находим место с водой и ровными площадками на некоем подобии мыса возвышающегося выше места слияния рек и в прямой видимости от недалеко расположенного коша. Впереди по пути следования, на сколько видно, не просматриваются другие подходящие стоянки, решаем ставить лагерь, на часах 17:20.

Рис.32 Вид на спуск с ночевок под перевалом Куршоу нижний со стороны реки Уллу-Хурзук

Рис.33 Вид на путь спуска с ночевок из под перевала Куршоу нижний в долину реки Уллу-Хурзук

Рис.34 Вид на долину реки Уллу-Хурзук в сторону слияния с рекой Битюктюбекол

День 9 13.08.2019

д/р Битюктюбекол - бывш. база МЧС - пер. Балк-Баши (1А, 3691)

Выходим со стоянки в 8:00. Движение продолжаем по автомобильной дороге, по которой начали движение в предыдущий день. Движемся все время вверх, постепенно набирая высоту. Иногда встречаются ручьи с питьевой водой, хороших мест для стоянки не видно (рис.35). В 10:15 выходим к бывшей базе МЧС. Здесь имеются минеральные источники, небольшая гостиница и магазин. В 10:30 устраиваемся на обед. Во время обеда общаемся с местными обитателями и получаем от них весомый объём полезной информации. Изучив полученные данные понимаем, что за один день перевал пройти не удастся, тем более учитывая последующую необходимость переправы через реку Кызылкол, на которой нет мостов. Однако, так же основываясь на полученной информации, решаем, что поднимемся на седловину перевала поблизости от которой, со слов местных, есть хорошие места для стоянки.

В 13:07 выходим с обеда и начинаем движение по хорошо набитой тропе, вдоль которой регулярно встречается разметка указывающая направление движения. Сначала движемся по травянисто-осыпному гребню, где пересекаем последний встречающейся на пути подъёма ручей (дальше воды нет), затем выходим на чисто осыпной гребень (рис.36). Тропа хорошо утоптана и разница в покрытии, по факту, не ощущается.

В 17:25 выходим на перевал, снимаем две записки (рис.38). Одна записка группы туристов ТК «Романтик» г. Екатеринбург под руководством Бортишлова Н.М., вторая записка объединённой группы туристов г. Екатеринбург и г. Нижний Тагил ТК УРФУ «Романтик» под руководством Макарова Е.В.

Заночевать можно непосредственно у перевального тура, однако место здесь очеь продуваемое и нет воды. Других пригодных мест в прямой видимости нет. Используя полученную ранее информацию, проводим разведку (рис.37): проходим несколько сот метров по хребту в сторону Эльбруса и поднимаемся на локальное возвышение в гребне, высотой несколько десятков метров. С возвышения открывается вид на небольшую плоскую террасус хорошими местами под стоянку. Присутствует вода в виде пары озер образованных стоком ледника (рис.39). В 18:00 ставим лагерь.

Рис.35 Вид на подход к бывшей базе МЧС и путь подьема на перевал Балк-Баши

Рис.36 Вид с пути подъёма в сторону перевала Балк-Баши

Рис.37 Вид на перевальную седловину, начало спуска и место ночевки

Рис.38 Группа на перевале Балк-Баши на фоне Эльбруса

Рис.39 Вид на место ночевки и расположение озера с чистой водой

День 10 14.08.2019

пер. Балк-Баши (1А,3691) - д/р Кызылкол - ур. Ирахиксырт - пол. Эммануэля - ист. Джылы-Су

Выходим со стоянки в 5:55. Возвращаемся к перевальному туру, от которого по местами теряющейся, иногда маркированной тропе начинаем спуск по осыпному склону (рис.40). Выходим на каменистое плато, на котором тропа на некоторое время теряется. Движемся левым бортом долины, постепенно теряя высоту, справа от нас простирается ледник Уллучиран и истоки реки Кызылкол. На выходе с плато снова выходим на тропу и продолжаем движение по ней. Затем, спускаясь по травянисто-осыпным склонам, постепенно выходим к реке Кызылкол, где нам предстоит переправа (рис.41).

Место для переправы нашли быстро, через реку натянуты горизонтальные веревочные перила. Изучаем состояние оборудования и прикреплённую шильду. Оказывается, несколько недель назад здесь были соревнования, и переправа оставлена компанией «Альпиндустрия». Принимаем решение, что воспользоваться оборудованием безопасно. Начинаем переправу в 8:00.

Несмотря на то, что в это время в реке уже есть сильное течение, нам удается форсировать ее по выступающим крупным камням, которые только-только скрылись под водой, но еще доступны для использования. Переправа была дооборудована скользящим карабином, участники надели каски и верхние обвязки. Сначала было переправлено снаряжение, затем переправлялись участники, поочередно подключаясь к страховочной цепи (рис.42). В 8:35 вся группа на целевом берегу. Погода стоит жаркая, поток быстро набирает силу. Форсирование преграды после 12 часов дня может представлять реальную опасность.

Продолжаем движение. Дальнейший путь идет по хорошо читаемой маркированной тропе, при выходе на луговую зону урочища Ирахиксырт (рис.43), переходящей в некое подобие дороги для квадроциклов. К 11 часам выходим на поляну Эммануэля. Здесь делаем остановку, связываемся с трансфертом и отдыхаем. Затем делаем еще один 30 минутный переход, за время которого спускаемся от поляны Эммануэля к источникам Джылы-Су. Сюда подходит качественная асфальтированная дорога. Дожидаемся трансферта, отправляемся в Пятигорск.

Рис.40 Панорама перевальной седловины Балк-Баши со стороны д/р Кызылкол

Рис.41 Вид на путь спуска с перевала Балк-Баши и место переправы

Рис.42 Переправа через реку Кызылкол

Рис.43 Панорама урочища Ирахиксырт в сторону источников Джылы-Су

GPS-координаты

День

Название

координата

высота

1

В.Учкулан (начало)

N43° 23.218' E41° 59.366'

1559

Лагерь 1

N43° 19.629' E41° 57.297'

2672

2

Пер. Уллукель нижний

N43° 19.190' E41° 57.443'

2926

Лагерь 2

N43° 18.074' E42° 00.593'

1710

3

Мост к Джаллпакколу

N43° 18.088' E42° 00.703'

1730

Лагерь 3

N43° 17.304' E42° 04.905'

2726

4

Пер. Джаллпаккол северный

N43° 16.678' E42° 06.836'

3415

Лагерь 4

N43° 16.327' E42° 07.271'

3062

5

Лагерь 5

N43° 19.958' E42° 13.863'

1776

6

Лагерь 6

N43° 20.167' E42° 16.807'

2507

7

Пер. Куршоу нижний

N43° 20.811' E42° 17.858'

3420

Лагерь 7

N43° 20.895' E42° 18.475'

3186

8

Лагерь 8

N43° 24.930' E42° 17.308'

2140

9

Пер. Балк-Баши

N43° 23.443' E42° 24.222'

3725

Лагерь 9

N43° 23.340' E42° 24.283'

3733

10

Поляна Эммануэля

N43° 25.772' E42° 30.683'

2580

Джылы-Су (окончание)

N43° 26.059' E42° 32.252'

2370

Смета похода.

На одного участника.

Билеты на поезд СПб - Минводы и Минводы - Спб 9180р.

Автотранспорт Минводы - Верхний Учкулан + заброска в а/л Узункол 1070р.

Автотранспорт Джылы-Су - Пятигорск 1070р.

Продукты 3390р.

Страховка ~1660р. (зависит от конкретного участника +/- 400р.)

Итого 16370 р.

Выводы и рекомендации.

  1. Акклиматизационную петлю в виде преодоления перевала Уллукель нижний можно смело рекомендовать всем группам. Получается очень мягкое и постепенное привыкание к условиям высокогорья, а отсутствие существенных препятствий при преодолении перевала поможет новичкам адаптироваться в горной местности.
  2. Перевал Джаллпаккол северный является достаточно непростым перевалом для заявленной категории, особенно в плохую погоду, не рекомендуется для прохождения слабыми группами, однако ввиду разнообразности преодолеваемого рельефа будет интересен для более сильных или идущих более высокую категорию групп.
  3. Во многих долинах этого региона стоят погранзаставы, которые, в наше случае, поголовно интересовались нами. Необходимо рассчитывать на потерю времени не менее 30 мин на каждой заставе.
  4. В альплагере Узункол, как и в любом другом месте, вам могут быть не готовы отдать заброску по вашему прибытию. Необходимо учитывать это при построении маршрута и, в идеале, совмещать получение заброски с вечерней стоянкой.
  5. Перевал Куршоу нижний является хорошим и интересным перевалом, соответствующим своей категории, однако подход к перевалу со стороны реки Кубань достаточно трудоемок и становится опасным в дождливую погоду. Кроме того путь подъёма отличается полным отсутствием воды в своей первой половине. Прохождение перевала в обратную сторону (со стороны д/рУллу-Хурзук) представляется более простым мероприятием. Панорама на Эльбрус открывающаяся с перевальной седловины является еще одной причиной посетить его.
  6. Долина с нарзанами расположенная на запад от перевала Балк-Баши слабо заполнена людьми, поэтому при желании попробовать нарзанов, искупаться в ванне с минеральными источниками или отведать локальных продуктов, выбирать стоит именно ее. Источники Джылы-Су, расположенные на северо-восток от перевала Балк-Баши, как и поляна Эммануэля изобилуют людьми, чья скученность порой достигает поражающих размеров. Местность вокруг автомобильной дороги оканчивающейся в Джылы-Су напоминает цыганский табор на автомобильной тяге. Никакого удовольствия от нахождения там вы не получите.
  7. Перевал Балк-Баши не представляет никакого технического интереса, за исключением форсирования реки Кызылкол на подходах к нему, однако учитывая свою высотность, соответствует заявленной категории. В контексте преодоления данного перевала весьма интересной является ночевка рядом с его седловиной, способствующая акклиматизации групп идущих высокие категории и дающая опыт высотной ночевки для новичков.
  8. Трансфер по традиции был осуществлен через фирму Тау сервис. Контакты bezonec@list.ru. При заброске все прошло нормально, за исключением того, что водитель попросил на 500р больше изначально оговариваемой суммы. Однако при выброске свободных машин не оказалось, и нам смогли предложить вариант уехать только на следующий день. Это нас не устроило и мы связались с водителем который обеспечивал нам заброску, по результатам переговоров, он забрал нас через 4 часа, за ту же сумму которая была обговорена с Тау-Сервис. Как следствие рекомендация: брать телефон водителя и уточнять, сможет ли он, при необходимости, забрать группу напрямую без участия фирмы.
  9. Оформление пограничных пропусков, теперь не представляет никакой проблемы. Все делается через гос.услуги, а результат высылается почтой.
  10. Регистрация в МЧС, теперь, тоже проходит через интернет, посредством электронной формы, после чего с вами связывается сотрудник территориального подразделения МЧС и уточняет оставшиеся детали. Сообщение о выходе на маршрут и сходе с него же делается посредством телефонной связи на указанный при обращении номер.
  11. В 2019 году практически все страховые компании очень сильно повысили стоимость страховых полюсов. В результате чего, практически везде, их цена составляла 4500-6500р на человека. Единственная компания, где удалось сделать полис за вменяемые деньги это Allianz. Оформление было выполнено посредством сети интернет и участникам были выданы электронные полисы.
  12. При отбытии из Минеральных вод, оказалось, что у проводника нашего вагона отсутствует электронный терминал, и он не может обеспечить посадку пассажиров только по паспорту. К счастью, у нас были распечатанные версии электронных билетов, и мы прошли без помех. Пассажирам с отсутствующей распечаткой необходимо было проследовать в кассу там распечатать билет и вернуться обратно. Если этим не озаботится заблаговременно и пройти на посадку перед самым отправлением можно не успеть на поезд.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru