Автор: Михаил Густокашин, г.Москва

Отчет о горном туристском походе 1 к.с. по горному району Архыз в период с 6 по 15 августа 2019 года

Справочные сведения о походе

Регистрация в МЧС

Электронная в МЧС по КЧР, номер регистрации 381

Подробная нитка маршрута

Поляна Таулу - д.р. Псыш - оз. Белореченское под пер. Аюлю - пер. Аюлю - оз. Семицветное - д.р. Большая Дукка - д.р. Архыз - склоны Загеданского хребта - пер. Речепста (1А) - оз. Перевальное - д.р. Кызылчук - д.р. Кяфар - оз. Кяфар - оз. Провальное - пер. Мылгвал (1А) - пер. Агур (1А) - пер. Федосеева (1А) - д.р. Архыз - пол. Таулу - д.р. София - слияние р. Ак-Айры и София - Софийские водопады (рад.) - слияние р. Ак-Айры и София - д.р. Ак-Айры - Спартаковские ночевки (рад.) - д.р. София - поворот на пол. Таулу

Обзорная карта пройденного маршрута

Трек, с указанием всех путевых точек доступен по ссылке https://nakarte.me/m=12/43.53337/41.22190&l=O/Wp&nktl=DxGIQDYmLkTPJcuOV58wEA

График перепада высот

На графике не учтен участок радиального выхода в долину Ак-Айры в последний день похода(забыли включить запись трека)

Определяющие препятствия

Хорт Александра Сергеевна

1999

летописец

Географическое положение и туристские особенности района

Наш поход проходил по Западному Кавказу по территории республики Карачаево-Черкесия. Этот район идеален для проведения спортивных походов различных категорий сложности, включая высокие. Этому способствует горная местность, изобилующая туристическими препятствиями. Район интересен также большим количеством природных и исторических объектов.

Архыз известен своим мягким, умеренно-континентальным климатом. Июль, август и сентябрь - наиболее сухие месяцы года. Дождливо бывает в мае и ноябре. Зима солнечная, снежная и сказочно красивая. Она длится около четырех месяцев. Первый снег выпадает обычно в середине ноября. Из-за большой территории Архыза климат в разных её частях отличается. Так в северной части климат теплый и мягкий, а в высокогорье - суровый.

Природа Архыза уникальна. В 1957 году Архызский район был включен в состав Тебердинского государственного заповедника. Один из самых интересных природных памятников - буковый лес. Там есть деревья, которым порядка 200 лет.

Животный мир Архыза также богат. Здесь можно увидеть западнокавказского тура, в простонародье - кавказский каменный козел. В большом количестве встречается серна и дикий кабан. Также здесь обитают: волки, рыси, куницы, барсуки, выдры, дикие лесные коты, горностаи, ласки и лисы. Из крупных животных - яки и бурые медведи.

В Архызе немало удивительных мест. Здесь есть великолепные водопады, старинные храмы, астрофизическая лаборатория, нерукотворный «Лик Христа» и много другое. Важно помнить, что для посещения некоторых мест, таких как Дуккинские озера, озеро Семицветное, перевал Айюлю, водопад на Белой реке, перевалы Дорбун и Дурицкого, ущелья рек София и Кизич, урочище Чертова Мельница, перевалы Олений, Кара-Джаш и Иркиз, долины рек Аманауз и Псыш необходим погранпропуск.

Варианты подъезда, отъезда и затраты

Добраться из Москвы не составляет труда. Есть варианты добраться автобусом Москва- Черкесск. около 2500 в одну сторону, 23 часа в пути. Стоит отметить, что он прибывает наиболее близко к точке старта, в Зеленчукскую. Можно ехать поездом до Минеральных Вод. В пути около суток, стоимость колеблется от 2000 до 4000 в одну сторону. Можно лететь на самолете до Минеральных вод. 3 часа в пути, стоимость от 2500 в одну сторону. Можно поехать на машине, скинувшись на бензин. В пути около суток, стоимость около 1000 в один конец, если делить бензин на пятерых. Наша группа использовала все способы) Встречались на поляне Таулу. Из точек прибытия в Архыз добирались на такси, ехавшая поездом часть группы - на микроавтобусе с которым договорились на месте на автовокзале станицы Зеленчукской.

Пограничные зоны, погранпропуска

Район Архыза расположен в непосредственной близости от государственной границы РФ, поэтому гражданам, не имеющим регистрации в этой зоне, и тем более иностранцам, необходимо заранее оформить пропуск. В нашем случае проход в погранзону был у Семицветного озера за перевалом Аюлю, но пограничников мы так и не встретили (в прошлом году встречали. Оформить пропуск можно следующими способами:

Способы:

Способ 1. Личный пропуск, через Госуслуги. Отправить запрос через Госуслуги довольно легко, но есть нюансы. Во-первых, каждый участник должен самостоятельно заказать пропуск, что чревато ошибками и неудачами. Во-вторых, готовый пропуск можно получить лично, либо вам вышлют его почтой России, что опять же ненадежно и долго. Поэтому от этого способа мы отказались.

Способ 2. Групповой пропуск, по электронной почте. Был выбран за простоту и эффективность. Документы высылаются в виде скана по электронной почте, пропуск можно получить лично, либо поставить в заявлении соответствующую отметку и ждать пропуск по почте. Мы выбрали «Получить на месте» и не прогадали - в пропуске были обнаружены ошибки, которые пришлось исправлять на месте.

Срок изготовления - 15 рабочих дней, т.е. 3 недели, плюс время на доставку. Для иностранцев - 30 рабочих дней.

Контакты

Теперь о том, куда подавать документы. Важно пользоваться только проверенной информацией с официальный сайтов, иначе ваше письмо затеряется в просторах интернета.

Официальный сайт ФСБ России с информацией о необходимых документах:

Официальный список адресов и контактов:

http://www.fsb.ru/fsb/gosuslugi/detail.htm21id3D4840fsbService26agrp3D10436605. html

Внимание: не стоит отправлять документы напрямую на почту в ФСБ. Они ничего не ответят и пропуск не дадут (реальный кейс одной из участниц).

Методические указания по заполнению заявки.

Заявка заполняется довольно просто. Она может отличаться по составу (в зависимости от того, есть ли среди вас иностранцы, дети и т.д.). В нашем случае была использована обычная заявка на коллективный пропуск, без иностранце и лиц младше 18.

Кстати, совет непосредственно от пограничников. Иностранцев в коллективный пропуск советуют не включать, заказывать им отдельный. Документы иностранцев отправляют в территориальный орган ФСБ, в связи с чем оформление может затянуться, и даже закончиться отказом для всей группы.

Заявление состоит из заявки на получение пропуска, приложения со списком лиц, и сканов паспортов с данными и пропиской. В заявлении указываются контактные данные руководителя группы, в списке - те же данные по группе (руководителя дублировать не надо).

1. «Наименование территории, куда получаете пропуск» не нужно подробно расписывать нитку маршрута. Достаточно написать «Архыз».
  2. Количество человек - указать количество человек, считая руководителя. Столько же должно быть в приложенном списке + руковод отдельно.
  3. С целью - туризм, не нужно расписывать все ваши планы.
  4. Сроки - сроки желательно указать подольше, вплоть до года, именно такой максимальный срок действия у пропуска. Дату в дату лучше не указывать - вдруг задержитесь.
  5. Далее руковод заполняет сведения о себе - паспортные данные, место жительства, прописка.
  6. К заявлению прикладываются следующие документы - описываете, что приложили, в нашем случае это было приложение - список участников, копии паспортов, копия паспорта руководителя.
  7. Доп.информацию - по желанию

К заявке прикладывается список участников. Он содержит: порядковый номер, сведения о гражданине (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство (при наличии), место жительства, а при его отсутствии - место пребывания на территории Российской Федерации) и реквизиты документа, удостоверяющего его личность (вид, серия (при наличии), номер, дата и место выдачи).

В итоге получилось 4 документа:

• Заявление на коллективный пропуск (pdf с подписью)
  • Приложение со списком участников (pdf c подписью и exel для удобства) - Копии паспортов руководителя и всех людей, перечисленных в списке. Все эти документы мы отправили на электронную Почту пограничного управления и сопроводили вежливым комментарием. Спустя 2 дня пришел ответ с номером принятого в работу заявления. По этому номеру мы потом выясняли, готов ли пропуск, так что не теряйте его.

Получение пропуска.

Пропуск получили в Пограничном управлении ФСБ по адресу Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Доватора, д. 84б, отдельно стоящая будка за пределами огороженной территории у восточного края здания. В пропуске нашлись опечатки в фамилиях, которые были оперативно исправлены.

Отсутствие пропуска

Как минимум - вас могут выгнать за пределы погранзоны, задержать, влепить штраф, и на этом поход прервется. Как максимум могут принять за шпиона и поступить по законам военного времени, так как в погранзоне - особый режим. Проверять не рекомендуется.

Регистрация в МЧС

Еще один обязательный этап - это регистрация в МЧС. Заключается он в том, что вам надо будет любым образом (по телефону, по почте, по электронной почте) донести в МЧС следующую информацию:

1. наименование, адрес, контактный номер телефона туристской организации (при проведении туристского мероприятия туристской организацией)
  2. фамилию, имя, отчество (при наличии) и контактный номер телефона ответственного представителя, инструктора-проводника (для туристских групп), фамилию, имя, отчество (при наличии) и контактный номер телефона туриста, а также его близкого родственника или иного контактного лица (для туриста, совершающего одиночный маршрут)
  3. список участников туристского мероприятия с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, адреса места жительства и контактного номера телефона каждого из участников
  4. планируемые дату и время выхода на маршрут и возращения с маршрута, а также срок и способ информирования ОДС ЦУКС ГУ о его окончании
  5. информацию о маршруте передвижения (месте начала и окончания маршрута, протяженности маршрута, предполагаемых местах ночлега и отдыха, маршрутах аварийных выходов (для маршрутов, имеющих категории сложности), наличии опасных участков на маршруте (речных порогов, водопадов, ледников, переходов по льду и иных участков)
  6. наличие у участников туристского мероприятия средств оказания первой помощи, средств связи, применение которых обеспечит организацию связи с учетом особенностей маршрута передвижения, и заряженных запасных элементов питания к ним, а также сигнальных средств
  7. сроки (дату и время) и способы организации сеансов связи на маршруте передвижения
  8. применяемые средства передвижения (при наличии)
  9. фамилию, имя, отчество (при наличии) и контактный телефон лица, предоставившего сведения
  10. дополнительную информацию, которую желает сообщить ответственный представитель (при наличии).

Регистрация туристических групп возможна онлайн через форму. https://forms.mchs.ru/service/registration_tourist_groups

Но там либо каждый должен войти лично через госуслуги, и зарегаться лично, либо какой-то несчастный будет вбивать всех - с паспортными данными, контактными номерами и так далее.

Поэтому мы отправили групповую заявку (пригодилась табличка, которую делали для пропуска - сразу ее и приложили) на электронную почту. Но есть и другие контакты:

1. Для писем: 369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина 272 а
  2. тел. 8(8782)26-60-56
  3. email: cuks_kchr@mail.ru.
  4. Местонахождение: КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская 33.

После отправки заявки с нами самостоятельно связались сотрудники МЧС по телефону, уточнили некоторые данные и сообщили регистрационный номер группы.

Уведомление можно отправить заранее, но не раньше чем за сутки, нужно отзвониться в МЧС и подтвердить маршрут, а по возвращении - обязательно позвонить, и сказать, что вернулись. Иначе вас начнут искать!

Вся информация ищется исключительно на официальном сайте. В нашем случае МЧС по КЧР https://09.mchs.gov.ru/. Мы изучили раздел «регистрация туричтисеских групп» https://09.mchs.gov.ru/helpinfo/Registraciya_turisticheskih_grupp), скачали регламент и нашли там контакты.

Общая смысловая идея и организация похода

Основная цель: совершить учебно-тренировочный горный поход по Архызу. Особенность местности заключается в разнообразии горного рельефа и общей компактности местности. Район является оптимальным для учебных походов, совершаемых с целью потренироваться, попробовать свои силы в боевых условиях и подготовиться к более сложным маршрутам. Район легко доступен различными видами транспорта, участники добирались в район похода поездом, самолетом, личными автомобилями и автобусом.

Особенностью похода является разнообразие типов преодолеваемых перевалов категории 1А и возможность проведения разнообразных тренировок на рельефе и при преодолении водных препятствий. Также район похода является довольно живописным и разнообразным: здесь присутствуют как зеленые альпийские луга, так и скалы, осыпи и заснеженные вершины. Архыз славится своими озерами и водопадами. Получение эстетического удовольствия, особенно для участников, впервые оказавшихся в горном походе, было одной из основных целей при планировании маршрута.

Изначально район УТП планировался в Сванетии, однако из-за введение запрета на авиаперелеты в Грузию район похода был срочно изменен, новый маршрут по Архызу разработан в кратчайшие сроки. В маршруте присутствует множество запасных вариантов, на случай ошибок планирования, непогоды или усталости участников.

Оформление пропусков в погранзону вызвало проблемы для учащихся школы, не являющихся гражданами РФ. Для граждан РФ был заказан групповой пропуск в погранзону.

С целью повышения мотивации демотивированных участников (расстроились из-за невозможности поехать в Сванетию и посмотреть на Безенгийскую стену), маршрут был построен с двумя забросками (облегчение рюкзаков). Мотивация участников повысилась, все, кто мог, согласились на изменение района похода.

Все участники имели опыт участия в многодневных походах протяженностью 75 км и более (в том числе проведенном на майских праздниках практически в полном составе в Тульской области и совмещенном со скальными тренировками), что позволило им правильно выбрать и подогнать свое личное снаряжение, быстро и качественно выполнять бивачные работы, а также морально подготовиться к физическим нагрузкам, возникающих в горном походе 1 к.с. Дополнительно была пройдена проверка на местности - кросс-поход т/к Вестра двумя командами, были заняты 2 и 4 места.

Также участники группы прошли практический курс первой помощи, а медик, руководитель и зам. руководителя - углубленных курс первой помощи.

На случай плохих погодных условий, вызывающих необходимость повесить веревку на сложных технических участках, или необходимости наведения переправы на разлившихся реках на большей части маршрута участники имели при себе нижнюю обвязку, усы самостраховки, три карабина и шнур для схватывающего узла. На команду также были взяты две веревки по 30м, несколько станционных петель, однако необходимости в них не возникло. Для создания точек страховки на команду было также взято три ледоруба, но ими также, фактически, не пользовались.

При подготовке маршрута использовались карты на сайте http://nakarte.m e и отчеты о совершенных в районе похода маршрута. Для поиска отчетов использовался каталог перевалов т/к Вестра http://westra.ru/passes/.

При прохождении маршрута использовались карты OpenStreetMap (OSM) с горизонталями высот SRTM на навигаторе Garmin. Перевалы были отмечены по каталогу Вестры. Карты OSM для района Архыза достаточно подробные и актуальные.

Туристические карты OSM для Garmin обновляются ежедневно и доступны для скачивания по адресу https://maptourist.org/osm-garmin/.

Карты высот SRTM для Garmin доступны по ссылке https://yadi.sk/d/3Ozsz8P-3Gx4TC

Дополнительно при движении по маршруту использовалась программа maps.me, доступная для смартфонов. Там также используются карты OSM, однако не отмечены горизонтали и перевалы (но можно отметить их как метки). При движении по тропам maps.me може отображать профиль высот.

Визуализация пройденного маршрута и построение профиля высот осуществлялась по записанному GPX-треку с помощью http://gpsvisualizer.com и http://nakarte.me

По результатам похода были внесены дополнения и уточнения в карту OSM.

Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты

Группа имела в оставе снаряжения спутниковый трекер SPOT-3, участники группы страховались от несчастных случаев (c/к Согласие) по программам, предусматривающим занятия горным туризмом и включающим в себя расходы на эвакуацию и медицинскую помощь суммарно до 35000-50000 долларов. Стоимость страховки составляла от 2 до 3 тысяч рублей на человека, в зависимости от возраста и страховой суммы.

Специфика местности предполагала возможность эвакуации пострадавшего силами группы из любого места без преодоления категорийных перевалов. Из любой точки маршрута до ближайшего населенного пункта можно добраться пешком менее чем за один ходовой день. Добраться до места приема мобильной связи из любой точки маршрута без рюкзака можно было за несколько часов.

Изменения маршрута и их причины

После завершения первого кольца маршрута был выбран один из запасных вариантов (подход к Софийским водопадам и Спартаковским ночевкам без преодоления категорийных перевалов). Изменения произошли по результатам совещания руководителя, его заместителя и инструктора с целью посвятить больше времени тренировкам по преодолению водных препятствий (до этого на маршруте ни одного серьезного водного препятствия не возникало), а также отсутствием у участников энтузиазма смотреть очередные озера и преодолевать очередной тр.-ос. перевал.

Энтузиазм у участников вызывал осмотр водопадов и подход к заснеженным вершинам. Т.к. Минимальные нормативы по километражу и количеству категорийных препятствий для похода 1 к.с. выполнялись с превышением и при использовании запасного варианта, то использование запасного варианта не противоречило также формальным требованиям к походу и было поддержано группой единогласно.

Описание прохождения группой маршрута

День 1 (06.08.2019): Поляна Таулу - д.р. Псыш - оз. Белореченское под пер. Аюлю

17 км

8:20

Утром солнечно, вечером облачно

Описание:

От поляны Таулу до водопада на реке Белой wpt1-pathstart (47.473, 41.160, высота 1720) ведет грунтовая дорога через обжитые места, длина 10.5 км, набор высоты 150м. ЧХВ 2:40. Есть несколько переходов через ручьи и обходов разлившихся рек. Дорога простая, темп движения высокий.

Высота точки в конце грунтовой дороги 1706м. Сходили налегке посмотреть водопады (не самые живописные), дальше движение по лесной хорошо натоптанной тропинке до пересечения с ручьем в точке wpt1-stream (47.4745, 41.1537, высота 1960), длина 1 км, наборы высоты 240м, средняя крутизна склона 13.5°Ровных площадок для отдыха в лесу нет, делали короткие привалы примерно раз на 80м подъема, расположившись на склоне.

После ручья подъем становится более пологим, движение продолжается по хорошо различимой лесной тропинке.

Фотография 1-1, вид с тропы на долину реки Псыш (на юг)

Движемся до поляны на реке Белой 1.5км, набор высоты 80м wpt1-clearing (43.4691, 41.1442, высота 2040), там делаем обед. Скота выше не заметили, воду признали чистой. На поляне очень много места для стоянок, так что, при необходимости, можно остановиться на ней, однако мы полны сил и энтузиазма продолжать путь.

Низкий лес кончается, примерно, в 800 метрах от поляны на высоте 2170. Общая длина пути от обеденный поляны до стоянки wpt1-eol (43.4778, 41.1133, высота 2750) 3.6 км, набор высоты 710м, средняя крутизна склона 11°На пути встречаются небольшие ручьи. Теоретически, можно найти относительно удобные площадки под небольшое количество палаток возле воды на многих участках этой части маршрута. Прошли в расслабленном темпе, делая привалы примерно на каждые 150 метров набора за 3 часа 20 минут (с учетом остановок).

Фотография 1-2. Примерное состояние верхней части тропы от дол. р. Псыш к Белореченскому озеру

Стоянка позволяет установить большое количество палаток на траве, место несложно очистить от камней. Недалеко от стоянки есть разрушенные красные скалы, безопаснее встать подальше от них. Вода на стоянке из озера, стоячая, но мы пили и проблем не испытывали. На стоянке много козлов и мышей.

Фотография 1-3. Вид на озеро Белореченское и пер Аюлю (справа)

Фотография 1-4. Соседи на стоянке

День 2 (07.08.2019): Оз. Белореченское - пер. Аюлю (1А) - оз. Семицветное

6 км

4:00

облачно

Описание:

Вышли с Белореченского озера и начали подъем по каменистому рельефу в сторону перевального взлёта Айюлю wpt2-ayuly-pass (43.4815, 41.1053, высота 2862), двигаясь по правому по ходу (левому орографически) склону долины. На траве тропа хорошо заметна, на осыпи помечена туриками. Темп движения средний, набор высоты 110м, погода солнечная.

Привал делали один раз. Общая длина пути от озера до перевала 1,3 км.

Фотография 2-1. Путь к перевалу Аюлю (1А) со стороны д.р. Белая

На подъеме тропа временно теряется, на перевальном взлёте крупная осыпь. По крутизне склон очень пологий - до 15°Перевал брали, разделившись на две группы. Отделение Зарипова Руслана шло левее (по пути движения) по скалам к снежнику, который выводил прямо вверх на гребень. Снежник в начале августа оказался очень тонким в месте подъема и перешагивался в один шаг. Допустимы оба варианта подъема. Отделение Густокашина Михаила шло правее подъемом вверх по средней осыпи и пологим скалам. Осыпь местами живая и лежит на скалах.

Фотография 2-2. Два способа преодоления последних метров перевального взлета (по сложности равноценны)

Фотография 3-3. Маршрут по перевальному взлета справа (по ходу движения) от снежника

Фотография 3-4. Команда на перевале Аюлю (1А) вид в сторону д.р. Белая

Фотография 3-5. Маршрут спуска с пер. Аюлю (1А) в сторону д.р. Большая Дукка и озера Семицветное

После взятия перевала остановились на привал у озера wpt2-lake1 (43.4814, 41.1026, высота 2843). Отдохнувшие отправились тренироваться на склон без рюкзаков с Русланом Зариповым. Остальные с Михаилом Густокашиным пошли разведать дальнейшую дорогу.

Там же у озера сделали обед. Постепенно ухудшилась погода, стало ветрено, начал накрапывать дождь. Место пригодно для стоянки. Более удобное место находится у следующего озера, юго-западнее wpt2-lake2 (43.4800, 41.0995, высота 2835).

Начали спуск от места обеда до озера Семицветного wpt2-sevencolorslake (43.4888, 41.0761, высота 2426). Общий путь 4 км. От обеденной стоянки шли вдоль озера с юга по берегу где это возможно, пересекли короткий участок снежника с индивидуальной страховкой палками.

Фотография 3-6. Преодоление участка снежника возле озера

После короткого участка по альпийским лугам тропа разделяется на несколько, идущих по крупной осыпи. Тропы помечены турами, которые довольно заметны. Мы шли по более северной (правой по ходу движения) тропе, нам она показалась лучше. Тропа пролегала в основном вдоль берегов небольших водоемов. Дорога несложная, но из-за дождя камни стали скользкими, и темп движения был умеренным.

Фотография 3-7. Участок тропы с крупной осыпью

В районе точки wpt2- (43.48272 41.08417, высота 2670м) крутизна склонов до 20-25°, продолжительность участка 150 метров. Также достаточно крутой спуск непосредственно возле Семицветного озера (также до 20-25°, протяженность 400м). По мере приближения к Семицветному озеру валунов и голых скал становилось все меньше, ландшафт приобретал живописность с мшистыми холмами. На подходе к озеру становится резко много крутых спусков и ручьев. Останавливаясь несколько раз на привалы, дошли до озера за 2,5 часа.

Фотография 3-8. Спуск к озеру Семицветное со стороны пер. Аюлю (1А)

У озера встали лагерем на одном из холмов, большую поляну без камней найти не удалось, только если спускаться ниже к ручью (не по основной тропе в долину, а по тропе, ведущей на север) wpt2-altcamp (43.4895, 41.0758) - там может поместиться много палаток. Воду набирали из ручьев. На стоянке живут лисы и бурундуки, довольно много людей, пришедших, в том числе по долине.

День 3 (08.08.2019): Оз. Семицветное - д.р. Большая Дукка - д.р. Архыз - склоны Загеданского хребта

16.6 км

19:26

6:30

Описание:

Утром в лагерь пришла лиса с целью съесть нашу еду или заразить нас бешенством.

Людей не боится, пытается шнырять по тамбурам, отогнали зверя камнями.

Фотография 3-1. Пушистая красавица лисичка принесла улыбки, бешенство и смерть на берега Семицветного озера

Фотография 3-2. Вид на пер. Скальный (Семицветный) (1Б) с Семицветного озера

Вышли с Семицветного озера wpt2-sevencolorslake (43.4888, 41.0761, высота 2426) и начали спуск по тропе в сторону долины реки Дукка. В качестве тренировки прокладывания тропы направляющий менялся через каждые 20 минут, пока все не попробовали себя в роли ведущего. Дорога была благоприятной, строгие скалы окончательно остались позади, впереди открывалась зеленая долина с коровьими пастбищами и блуждающими лошадками. Тропа хорошо набита и различима. Несколько раз переходили через мелкие ручьи. Привалы делали каждый час. Темп движения бодрый, погода солнечная. Общее расстояние пути от Семицветного озера до грунтовой дороги wpt3-track (43.5339, 41.0836, высота 1949) 6 км. несмотря на большое количество скота есть много ручьев, текущих с гор, окружающих долину, из которых можно набрать чистой воды На перекрестке с тропой, ведущей в долину реки Большая Лаба через перевал Аркасара (Дукка) (н/к) в районе точки wpt3-bordercontrol (43.4937, 41.0711), часто встречаются патрули пограничников, однако мы их не встретили.

Фотография 3-3. Подход к оз. Семицветное по д.р. Большая Дукка

Фотография 3-4. Состояние тропы к оз. Семицветное в д.р. Большая Дукка

Фотография 3-5. Состояние тропы к оз. Семицветное в д.р. Большая Дукка

По грунтовой дороге двинулись в сторону стационарного палаточного лагеря wpt3-statcamp (43.5605, 41.1252, высота 1772), где нас ожидала заброска. До лагеря шли по орографически левому берегу реки Дукка, почти не останавливаясь 4 км. Практически до лагеря ведет асфальтовая дорога из поселка Архыз, заброску туда привезли заранее. Размещение заброски у группы товарищей стоило 50 р. в день, ее слегка подгрызли мыши. Не пострадала только часть руководителя, предусмотрительно упакованная в пластиковую коробку. Остановились и пообедали, отдыхали и собирались расслабленно, думая, что место ночевки совсем близко. Товарищи из лагеря любезно согласились принять наш мусор. Сразу за лагерем стоит будка пограничников, но мы их не застали.

Ориентируясь на карту, где в точке wpt3-construction (43.5741, 41.1033) должно было быть место для стоянки, мы двинулись в сторону ночлега. Но вместо места для ночлега нашли капитальную стройку с камазами, экскаваторами и бульдозерами, а также капитальный мост через реку Архыз, вода в реке мутная от ездящей выше техники. Обследовав окрестности, стало очевидно, что мест для стоянки в окрестностях нет. Мы очень расстроились. Пришлось вынужденно набрать 300 м высоты и пройти 1.8 км по грунтовой дороге, уходящей на север, двигаясь как можно быстрее, чтобы успеть дойти до приближения темноты. Ближайший к строящейся дороге участок грунтовки имеет крутизну около 20°, но преодолевается в сухую погоду даже Газелью, но, в основном, по этой грунтовой дороге ездят внедорожники.

Фотография 3-6. Капитальное строительство и грунтовая дорога в сторону пер. Речепста (1А), вид на д.р. Архыз

Продолжали движение без остановок до места ночлега на дороге к перевалу на Речепсту wpt3-cowcamp (43.5830, 41.0937, высота 2161). Общий путь от обеда до места ночевки 5 км.

Фотография 3-4. Лагерь среди навоза

Выбранное место оказалось коровьим пастбищем. Вся группа была изрядно вымотана, и поэтому от идеи подняться еще выше и найти место без коров, с водой в шаговой доступности, было решено отказаться. На поляне можно раскинуть целый палаточный лагерь (если очистить место под палатки от свежего навоза), но за водой придется ходить 50м к мутному ручью. Коровы были недовольны нашим соседством.

День 4 (09.08.2019): Cклоны Загеданского хребта - пер. Речепста (1А) - оз. Перевальное

8.7 км

+908/-308

2888 м

9:30

15:20

5:00

Описание:

Утром двое участниц (Ольга Писаренко и Елизавета Емельянова) почувствовали недомогание (простуда и накопившаяся усталость). Т.к. предстоял тяжелый подъем, а также удаление от простых выходов к цивилизации, было принято решение отправить их на лечение в санаторий Романтик с возможностью присоединиться к остальной группе на завершающей части похода. Для транспортировки воспользовались УАЗом-буханкой, который забрасывал туристов под пер. Речепста и согласился довезти участников до Романтика за 200 рублей каждого.

Перераспределение общественного снаряжения заняло около часа.

Начали подъем от места ночевки по склонам Загеданского хребта в сторону перевала Речепста wpt4-rechepsta-pass (43.6151, 41.1030, высота 2863). Шли по грунтовой дороге. Набор высоты 103м. Крутизна склона 10°Было несколько переходов через мелкие ручьи на северных склонах Загеднаского хребта, дорога приятная, темп высокий, погода солнечная. Прошли 3 км до реки Архыз wpt4-arkhyz-ford (43.6038, 41.0898, высота 2270), переправились и остановились на привал, перед подъемом на пер. Речепста.

Фотография 4-1. Грунтовая дорога по Загедноскому хребту

Фотография 4-2. Вид на пер. Речепста с места стоянки у реки Архыз

В начале подъём проходит по травянистым склонам, изрезанных множеством троп, протоптанных скотом. Мы не придерживались одной тропы, а шли как казалось удобнее, в результате не смогли найти отмеченную на карте OpenStreetMap тропу и решили продолжить подъем вдоль ручья. Начали подъем по затяжному травянистому склону средней крутизной 18°Шли, останавливаясь примерно каждые 80 метров набора высоты. Погода жаркая, останавливались у холодного ручья чтобы намочить одежду. Темп движения средний. Высоту набирали попеременно то траверсом, то напрямую, оставляя за собой зеленые луга с табунами коров. В случае дождя спуск по этому участку будет крайне неприятен.

Фотография 4-3. Подъем по травянистому склону «в лоб» на пер. Речепста (1А)

В траве тропа все время норовила исчезнуть из поля зрения. Уже на самом подступе к перевалу, тропа хорошо различима и выводит на гребень. От места привала у р. Архыз до высшей точки (пер. Речепста) 2877 м. прошли 3 км, подъем 537м.

Фотография 4-4. Тропу у перевального взлёта пер. Речепста (1А)

Фотография 4-5. Команда на пер. Речепста (1А), вид в сторону д.р. Архыз

После взятия перевала начали спуск по склону в сторону места ночевки. После перевала произошла резкая смена пейзажа: зеленая долина кончилась, перед нами снова раскинулись скалы со снежниками, острые камни, поросшие мхом. Погода также стала заметно прохладнее. Мы встали лагерем у озера напротив водопада wpt4-eol (43.6167, 41.1106, высота 2766 м.). Ближе к воде меньше камней и много места под палатки. У озера пообедали и решили остаться ночевать тут же, поскольку сильно устали, подъем на перевал был самым изнурительным участком за весь наш путь. Поскольку время было еще раннее, то устроили импровизированную полуднёвку с мытьем и стиркой вещей.

Фотография 4-6. Вид с пер. Речепста (1А) в сторону д.р.Кызылчук на оз. Перевальное

Фотография 4-7. Типичное состояние участников после подъема на пер. Речепста

День 5 (10.08.2019): Оз. Перевальное - д.р. Кызылчук - д.р. Кяфар - оз. Кяфар - оз. Провальное

10.2 км

+478/-653

2591 м

2170 м

16:30

4:30

Утром ясно, вечером пасмурно

Описание:

От озера Перевального двинулись в сторону долины реки Кызылчук. Тропа пролегала через крутой склон из крупных камней на подступе к озеру Голубому wpt5-bluelake- (43.6210, 41.1125, высота 2582). Спускались в касках плотной группой, ступая след в след друг другу, чтобы не свалить камни на головы впередиидущих. Тропа помечена плохо заметным турами. Существует более пологий обход левее (по ходу движения), однако во время нашего прохода там широко растекся ручей, из-за чего камни и трава были очень скользкими. Руководитель спустился по этому маршруту, не теряя визуального контакта с группой и снизу помогал найти тропу остальной группе.

Фотография 5-1. Один из пологих участков спуска к оз. Голубое

В бодром темпе шли вдоль реки Кызылчук по правому берегу до долины реки Кяфар. Тропа отчетливо видна и не теряется, технических сложностей нет. Незаметно каменная долина сменилась буйством зелени, лужайками и полянами. Останавливались на привалы каждый час пути. Погода солнечная.

Фотография 5-2. Состояние тропы по д.р. Кызылчук

По д.р. Кызылчук дошли до слияния с рекой Кяфар, недалеко от оз. Рыбное wpt5-confluence (43.6346, 41.1374, высота 2173). Держась правого берега реки Кяфар, начали подъем в сторону озера Кяфар wpt5-kyafarlake (43.6199, 41.1490, высота 2352). Крутизна склона в среднем 10°, технических сложностей нет. У озера остановились обедать и купаться.

Всего от места ночевки до озера Кяфар прошли 6 км.

Фотография 5-3. Переход вброд реки Кяфар у ее истока

Чтобы начать движение в сторону перевала Мылгвал, мы перешли вброд реку Кяфар и двигались вдоль левого берега озера Кяфар. Глубина максимум по щиколотку, течение очень слабое, переходить можно босиком. За озером травянисто-осыпные склоны, крутизной более 20°На подъеме мы долго не могли найти тропу, шли в лоб по травянистому склону. Возле долины ручья wpt5-path (43.6142, 41.1548, высота 2433) на самом подступе к перегибу замелькала тропа рядом с ручьем, появились метки красной краской на камнях и туры. Крутой подъем от озера Кяфар имеет длину Вышли на поляну перед озером Провальным wpt5-collapsedlake (43.6041, 41.1599, высота 2591). От озера Кяфар до озера Провального прошли 3 км.

Лагерем встали на ночь у озера. Оно расположено в ложбинке между холмами, скрывающими резкий обрыв. Поэтому при выборе места ночлега нужно аккуратно обследовать окрестности и убедиться, что вы стоите на приличном расстоянии от обрыва. Места у озера для палаток много, камней мало, спать удобно. Вода в шаговой доступности. Времени было много, гуляли вокруг и балбесничали весь вечер. К нам в лагерь так и норовил пробраться табун лошадей, замкнутый в кольце гор. Но к вечеру лошади перешли на противоположный берег озера, и мы безбоязненно легли спать.

Фотография 5-4. Озеро Провальное и провал

Фотография 5-5. Обитатель озера Провального - пресноводная артемия

Фотография 5-6. Лошадки

День 6 (11.08.2019): Оз. Провальное - пер. Мылгвал (1А) - пер. Агур (1А) - пер. Федосеева (1А) - д.р. Архыз - пол. Таулу

Длина

16.6 км (в т.ч. на подъемнике 2.2 км)

Набор/спуск

+563/-1603 (в т.ч на подъемнике 500 м)

2591 м

3008 м

17:37

6:40

малооблачно

Описание:

От озера Провального начали подъем в сторону перевала Мылгвал (43.597, 41.172, высота 2848 м). Шли в спокойном темпе по проторенной тропе.

Фотография 6-1. Вид на тропу в сторону пер. Мылгвал недалеко от оз. Провальное

Тропа, отмеченная туриками, пролегла вдоль озера Подскального wpt6-underclifflake (43.601, 41.167, высота 2717) по правой стороне по ходу движения (орографически левой). Тропа пересекает один кулуар с осыпью, а также имеет несколько коротких участков со средней осыпью крутизной до 25°.

Фотография 6-3. Тропа по орографически левому берегу оз. Подскальное

Фотография 6-4. Вид на озеро Провальное с тропы на пер. Мылгвал (1А) с орографически левого берега оз. Перевального

На перевальном взлете тропа теряется в траве и камнях, однако перевал хорошо виден.

Шли в касках друг за другом, набирая высоту напрямую. От озера Провального до перевала

Мылгвал wpt6-mylgval-pass (43.5979, 41.1729, высота 2832) прошли 2 км, набор высоты 242 м.

Фотография 6-5. Вид на перевальный взлет пер. Мылгвал (1А)

Фотография 6-6. Команда на пер. Мылгвал (1А), вид в сторону пер. Агур

От перевала Мылгвал начали движение в сторону перевала Агур wpt6-agur-pass (43.5900, 41.1856, высота 2980 м). Скальные рельеф сменился травянистой долиной, спуск в нее с перевала Мылгвал по тропе на перевал Агур не более 30м. Тропа по долине не терялась из виду, шли в бодром темпе с остановкой на капитальный перекус.

Фотография 6-7. Вид на пер. Агур (1А) при движении от пер. Мылгвал (1А)

Фотография 6-8. Тренировка на осыпном склоне

На подступе к перевалу провели тренировку движения по осыпи. Перевальный взлет осыпной из мелкой и средней осыпи. Набор высоты 160м. от низшей точке в долине. Крутизна склона на перевальном взлете 15-20°От перевала Мылгвал до перевала Агур прошли 1,67 км.

Фотография 6-9. Команда на пер. Агур (1А)

От перевала Агур двинулись к перевалу Федосеева wpt6-fedoseeva-pass (43.58779 41.18620, высота 2987 м). Сначала подъем проходил по небольшому снежнику, потом по хорошо различимой тропе, по средней осыпи. Набор высоты 40 м. Крутизна склона до 20-25° на наиболее крутых участках. Всего расстояние от перевала Агур до перевала Федосеева составило 360 м.

Фотография 6-10. Тропа с пер. Агур (1А) на пер. Федосеева (1А), вид с пер. Федосеева

Фотография 6-11. Группа на перевале Федосеева (1А)

Поднявшись на перевал, сделали небольшую остановку, чтобы связаться по телефону с родственниками т.к появилась связь.

С перевала Федосеева начали спуск в сторону д.р. Архыз и санатория Романтик к по мелкой осыпи и песку. Крутизна 15-25°Спустившись на 110 метров, остановились на обед в точке wpt6-dinner (43.5855. 41.1857, высота 2900м), рядом со снежником в низинке.

Фотография 6-11. Перевальный взлет пер. Федосеева (1А), вид со стороны д.р. Архыз

Дальше пейзаж начал стремительно меняться: камней становилось все меньше, и мы начали спуск по травянистым склонам. Тропа часто терялась, шли то траверсом, то напрямую. На пути стали появляться стада овечек и лошадок. От перевала Федосеева до подъемника преодолели расстояние в 4 км, сброс высоты 740м. На подъемнике до романтика проехали 2,4 км. сброс высоты 580м., вдоль трассы подъемника идёт грунтовая дорога.

От санатория Романтик двигались по обочине асфальтовой дороги до поворота на поляну Таулу, расстояние 5.5 км, сброс высоты 100 метров, ЧХВ 1:30.

День 7 (12.08.2019): Дневка

День 8 (13.08.2019): Пол. Таулу - д.р. София - слияние р. Ак-Айры и София - Софийские водопады (рад.) - слияние р. Ак-Айры и София

20.8 км

+820/-412

1959 м

2371 м

17:37

7:00

Описание:

По результатам совещания руководителей было принято решение воспользоваться запасным вариантом без категорийных перевалов. Рюкзаки участников были разгружены от лишнего специального снаряжения и лишнего утепления (ночевка планировалась на высоте 1950, прогноз погоды благоприятный). Такая разгрузка, а также малое количество взятой с собой еды позволила значительно облегчить рюкзаки и двигаться в высоком темпе.

Движение начали от поворота на поляну Таулу по грунтовой дороге до слияния рек София и Ак-Айры wpt8-confluence (43.45545, 41.26559, высота 1950), расстояние 11 км, набор высоты 400м, ЧХВ 4 часа. Через крупные реки наведены мосты, движение по дороге оживленное, в том числе отчаянные люди проезжают по ней и на легковых автомобилях.

Оставив рюкзаки у слияния рек отправились к Софийским водопадам налегке. В километре от слияния рек находится «конечная» остановка внедорожников и несколько кафе, в том числе наиболее крупное кафе «У Белочки» wpt8-squirrel (43.45131, 41.27259, высота 2000). От кафе по орографически левому берегу р. София ведет натоптанная тропа к

Софийским водопадам, в одном месте требуется залезть на высокий камень с применением рук. Расстояние до ближайшего водопада от кафе 2 км, набор высоты 330м., водопад расположен в точке wpt8-waterfall1 (43.43800 41.27868, высота 2315), там много отдыхающих.

Фотография 8-1. Софийские водопады

Мы также пофотографировались и полазили по окрестным скалам и, после этого, отправились в сторону перевала Софийское седло н/к wpt8-sofia-saddle (43.43411 41.29683, высота 2558) вдоль скал и водопадов. Перешли 5 ручьев и рек, проводя тренировки по преодолению водных препятствий. Первый и последний ручьи представляли наибольшую сложность: первый (наиболее западный) поток был самым бурным, а последний (наиболее восточный) еще и самым широким, мы пересекали поток в точке wpt8-waterfall2 (43.43669 41.28677, высота 2335).

Фотография 8-2. Тренировка по преодолению водных препятствий на самом западном из Софийских водопадов

Фотография 8-3. Наиболее восточный из Софийских водопадов

Фотография 8-4. Команда переходит наиболее восточный из потоков

Мы переходили потоки в полдень жаркого дня, когда они были наиболее полноводными. При движении с рюкзаками шанс капитально промочить обувь был бы выше, поэтому рекомендуется прохождение в утренние часы или, еще лучше, по тропе по орографически правому берегу р. София.

Перейдя все водопады спустились к тропе wpt8-path (43.43806 41.28909, высота 2260), ведущей с перевала Софийское седло в долину реки София по орографически правому берегу и двигались по ней. Для транзитного движения с перевала Софийское седло с рюкзаками она подходит намного лучше, чем тропа, идущая вдоль водопадов. Из технических сложностей на ней присутствуют лишь прижимы к реке, где нужно двигаться аккуратно, т.к. тропа состоит из мелкой осыпи и песка и сильно подмыта.

На обратном пути зашли в кафе «У Белочки» wpt8-squirrel (43.45131, 41.27259, высота 2000), где купили хычины и лимонад. Там через р. София проложен автомобильный мост. Продолжили движение по орографически левому берегу р. София. На всем пути до слияния рек София и Ак-Айры wpt8-confluence (43.45545, 41.26559, высота 1950) на берегу расположены туристические стоянки с костровищами и, некоторые, с огороженными полиэтиленом ямами под туалет.

Мы расположились на стоянке, ближайшей к слиянию с рекой Ак-Айры. Через реку Ак-Айры переправлялись по бревну в точке wpt8-akajry-bridge (43.45445 41.26591, высота 1964), через реку София по подвесному пешеходному мосту в точке wpt8-sofia-bridge (43.45558 41.26474, высота 1953). Рядом с мостом на орографически правом берегу реки София расположена беседка и начало экологической тропы в долину реки Ак-Айры.

Поставив лагерь мы собрали дрова, развели костер и весь вечер сушили ботинки, бездельничали и кормили окрестных стреноженных лошадей сахаром и березовыми ветками.

Фотография 8-5. Стреноженная лошадь не может убежать от кормежки сахаром

День 9 (14.08.2019): Слияние р. Ак-Айры и София - д.р. Ак-Айры - Спартаковские ночевки (рад.) - д.р. София - поворот на пол. Таулу

Длина

18 км (в т.ч. 6 км радиально)

+600/-1010

1959 м

2550 м

9:00

17:00

6:30

Профиль высот:

Во время радиального выхода забыли запустить запись трека, поэтому профиль высот только для участка движения по долине реки София

Описание:

Утром двое участников имели проблемы с животом (то ли от воды из р. София, то ли от хычинов, то ли от травяного чая). Они остались сторожить лагерь с рацией. Оставшаяся часть группы совершила радиальный выход по долине р. Ак-Айры мимо водопадов к Спартаковским ночевкам.

Фотография 9-1. Вид на слияние рек София и Ак-Айры из д.р. Ак-Айры

Водопады расположены в районе точки wpt9-waterfalls (43.44324 41.25217, высота 2220), к ним ведет размеченная экологическая тропа. Она достаточно пологая, на самых крутых участках крутизна достигает 15°, движение возможно в кроссовках. Затем мы поднялись к спартаковским ночевкам wpt9-spartak (43.43722 41.25847, высота 2550), чтобы полюбоваться на ледники, однако ледники не произвели должного впечатления. На тропе встретили большую группу военнослужащих, проходивших альпинистскую подготовку. Погода очень жаркая. Связь по рации с оставшимися в лагере участниками было во время всего выхода.

Фотография 9-2. Водопады Ак-Айры

После спуска из д.р. Ак-Айры мы отправились пешком по грунтовой дороге до поворота на пол. Таулу, где поймали машину до пос. Архыз, забрали собственные автомобили и организовали переезд оставшихся участников группы вместе с рюкзаками до пос. Архыз. Остановились в гостинице, мылись, стирались, ели в ресторане, пили пиво и организовывали отъезд домой.

Снаряжение специальное

Аптечка групповая

Ремнабор

Запасной фонарь налобный

Одежда ходовая состояла из легких синтетических штанов, футболки, головного убора. Обувь - треккинговые ботинки или треккинговые кроссовки с мембраной высокие.

Утепление и дождезащита - флиска, жилет или кофта пуховая, куртка мембранная или водонепроницаемая. Дополнительная дождезащита - полиэтиленовый дождевик для бивака.

Сменная обувь разная, с закрытым носком. Спальный комплект термобелья. Сменное белье, футболки, носки. Шорты или сменные штаны по желанию участников. Наиболее мерзлые участники брали одновременно кофту и жилет пуховый.

Такой комплект снаряжения и одежды оказался адекватен в начале августа в Архызе.

Питание на маршруте

Кулинарные пристрастия участников были различными, в результате чего питание осуществлялось двумя подгруппами, а руководитель ставил эксперимент над своим пищеварением, питаясь исключительно фабричными сублиматами. В каждой подгруппе был выделен свой завхоз, а также, дополнительно, специалист по сублимационной сушке продуктов. Продуктов, требующих варки не использовали, все заливали кипятком. На завтрак каши овсяные с добавками из сухофруктов, омлеты фабричной сублимации, бутерброды (сухари и хлебцы) с колбасой, копченым и вяленым мясом и твердыми сортами сыра, шоколад и сладости. Обеды либо из сублиматов (преимущественно супы гала-гала с дополнительным наполнителем из растворимой лапши), либо, в случае перевальных дней, сухие. Ужины на гарнир либо растворимые хлопья различных круп, картофельное пюре, кус-кус, с добавлением сушеных овощей. Мясо - преимущественно фарш собственной сушки. Дополнительно чай, кофе, сахар, сладости.

Еда была упакована по приемам пищи для более равномерного распределения веса и его убывания по участникам, а также быстрого извлечения её из рюкзака. Дежурный пакет со сладостями и чаем был у каждого из завхозов и доставался на каждом приеме пищи. В качестве упаковки использовали пакеты, пищевую пленку, а также пакеты зип-лок из Икеи.

Пищу готовили на газу. В арсенале было 4 джетбойла и 2 запасных легких горелки на случай поломок. Реально было обойтись 3 или даже 2 джетбойлами, т.к. Закипают они очень быстро. Газ рассчитывали исходя из расхода 30гр./чел в день. Еду рассчитывали исходя из расхода 400 гр./чел. в день. Газа хватило, еды тоже, фактический расход газа составил 20гр./чел в день (включая подогрев воды для мытья головы), еду тоже не всегда доедали (многие участники похода - миниатюрные девушки, а еда была сытной). Воды с собой несли до 2л на человека на безводных переходах, в Архызе очень много ручьев и рек. Стоимость раскладки и газа в среднем 4000 р. на человека за поход.

Карпит в групповую раскладке не входил, рекомендация по весу 50-100 гр./чел. в день, в остальном по вкусу участников.

Длительность приема пищи, в среднем, 30-40 минут. Разделение на подгруппы, использование сублиматов и джетбойлов позволило сократить время приема пищи. Работа дежурных по кухне была максимально простой, т.к. все задачи дежурного - это регулярно ставить кипятить новую воду в джетбойле, разложить сублимат по тарелкам и нарезать колбасу для бутербродов. Утром дежурные назначались формально, фактически они должны были только разбудить всех остальных участников, и вынести к столу из палатки заранее подготовленной с вечера. Во время обеда и ужина дежурных фактически не было, т.к. все участники умели пользоваться джетбойлами, насыпать в свою тарелку сублиматы, отрезать себе колбасу и класть ее на сухарь, а также заботиться о своих более уставших товарищах. Общее руководство процессом приема пищи (определение норм потребления и возможности взять добавки) на протяжении всего похода осуществляли завхозы подгрупп. Приемы пищи происходили, преимущественно, недалеко от источников воды, для готовки использовалась вода из собственных емкостей участников, которые, затем, наполнялись участниками самостоятельно или добровольцами. Мытье личной посуды было на совести самих участников, групповая посуда (джетбойлы) в мытье не нуждалась, т.к. использовалась только для кипячения воды.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Маршрут получился разнообразный и достаточно спортивный: сказались длинные переходы и обилие технических участков в некоторые дни. Несмотря на это, поход понравился всем участникам и руководителю. Участники на практике отработали ТГТ, улучшили походные навыки и научились работать в команде. На маршруте с участниками были проведены занятия по отработке личной техники передвижения по осыпям, преодолению водных препятствий, отработка постановка бивака в плохую погоду.

Склоны проходились в касках, с самостраховкой треккинговыми палками на тр. участках и по тропам. Реки преодолевались вброд с гимнастической страховкой.

В техническом отношении маршрут полностью соответствует требованиям, предъявляемым к горным походам 1 кс.

Маршрут рекомендуется к прохождению полностью или частично для новичковых групп. Район классический для горных походов 1-3 кс в сезон.