Горы мира > Кавказ > Безенги >

• Предисловие. Про маршрут и про команду
  • Часть 1. Перевал Дыхниауш
  • Часть 2. Перевал Фытнаргин
  • Если спросить меня про Суган и предложить выбрать наиболее яркую фотографию из ассоциативного ряда, то она выше.

Вглядитесь в эти счастливые лица. Как вы думаете, в чем источник исходящей от них радости? Оттого ли, что Суган случился в их жизни? Или же оттого, что он, наконец, закончился?

Дайте им время подумать, не торопите с ответом.

Странно, на самом деле, но Суган стал у нас чем-то вроде походного мема. Если мокрый снег за шиворот — это Суган. Если шквальный ветер на гребне заставляет вжиматься в склон — это Суган. Если непроглядное «молоко» обволакивает тебя со всех сторон — это он, родимый.

Под перевалом Солдат, в сладком предвкушении Сугана:

А ведь на самом деле, район — один из самых красивых на Кавказе и совершенно необоснованно пользуется дурной славой (в плане погоды). У нас-то как раз с погодой дела обстояли не так уж плохо: была возможность разглядеть все окружающие красоты, а один день так и вовсе был полностью солнечным.

В Суганском узле мы прошли 3 перевала: 50 лет ВЛКСМ, Мориса Тореза и одноименный перевал Суган. Первые два — довольно простые для своей категории. 50 лет ВЛКСМ раньше оценивался как 3А, но как раз этим летом его понизили до 2Б в Классификаторе, и, по нашему общему мнению, вполне справедливо. Мориса Тореза — тоже простая 2Б, но с неприятным и камнеопасным подходом (в нашем случае, спуском) по осыпающемуся ранклюфту. А перевал Суган по сегодняшнему состоянию — хорошая уверенная 3А (снежно-ледовая с севера и скальная с юга).

Заходили мы в район через несложный перевал Солдат, совершая этот переход под проливным дождем. А на следующий день, когда предстояло переваливать через 50 лет ВЛКСМ (4300 м), дождь на высоте превратился в снег. Пришлось скорректировать планы и встать лагерем под перевальным взлетом. За ночь выпало 30 см свежего снега, и это, пожалуй, была единственная лавиноопасная ситуация за весь поход. К счастью, большинство лавин успели сразу же сойти, чем мы удачно воспользовались, по возможности выбирая для подъема и спуска участки расчищенного склона.

На подходе к перевалу 50 лет ВЛКСМ:

А это впереди сам перевал с южной стороны:

Лагерь под перевалом 50 лет ВЛКСМ с видом на юг в долину Орсдона:

Подъем на 50 лет ВЛКСМ:

На перевальной седловине:

Жалко, что фотографии не передают звуков. Задувало там конкретно. Под отдельными порывами приходилось буквально вжиматься в склон. Так что задерживаться мы не стали и приступили к спуску.

2 веревки дюльфера с переползанием через зыбкий бергшрунд, и дальше ногами. С этого спуска в памяти отложился тонкий детский голос в радиоэфире: «Папа, папа!» — и так каждые две минуты. С учетом обступившего нас «молока», призывы звучали нервно и тревожно. Скорее всего, это пробивались до нас мощные рации каких-нибудь водителей-дальнобойщиков, настроенные на тот же канал, но ощущение было такое, что вот где-то здесь, среди снегов, потерялся ребенок и зовет отца.

Группа на перевале Мориса Тореза:

После спуска с Мориса Тореза на фоне перевальной седловины:

Но расслабляться было рано. Это как раз тот самый ранклюфт, о котором я писал выше:

И иначе там не обойти.

Потом еще немного покорячились на бараньих лбах и на моренах, а после обеда нам снова включили дождь.

По плану после Мориса Тореза мы должны были идти перевал Доппах (3А), но открывшееся великолепие меня лично не вдохновило. Не люблю я, когда снег на пути черный от сошедших камней. Маша, провожая, говорила: «Помни про детей». Я вот и вспомнил, озвучив с утра неожиданную для группы новость: «Отказываемся от Доппаха, идем Суган». Возможно, мне показалось, но вроде никто не огорчился.

Сейчас в ретроспективе я ни капли не жалею о том, что мы пошли по запасному варианту. Возможно, в плане техничности перевал Суган даже более сложен, чем Доппах, и уж точно более интересен за счет серьезной скальной работы. Группа получила интересный скальный опыт, мы нагнали отставание от графика и даже не уронили друг на друга ни одного камня.

Потом, уже вернувшись домой, я узнал, что примерно за неделю до нас перевал Доппах прошла группа Григория Львова. Они как раз спускались по тому ранклюфту, соваться в который я не рискнул, и у них вроде там почти ничего не сыпало. Ну, что тут скажешь. Хорошо, что они живы и что мы живы, правда ведь? :) Я как-то привык слушать в горах внутренний голос и не хотел бы избавляться от этой привычки.

Чтобы пройти Суган за один день, нам пришлось выйти в 5 утра. С погодой в этот день повезло (надо сказать, что в определяющие перевальные дни нам всегда фартило в этом походе). С утра еще держался туман, но дождь прекратился, а потом и совсем растянуло.

Подъем на перевал Суган — это один из наиболее красивых дней похода.

Разломы на леднике там знатные.

Обнаружились и засыпанные снегом следы чьей-то группы. Мы сначала думали, что это Костя Голубев, но потом, сняв с перевала записку, установили, что это группа Игоря Болотина из Москвы.

Поднялись мы с севера почти пешком, только на заключительном участке провесив 2,5 веревки, объективно необходимая из которых была лишь одна.

А вот на спуск по скале у нас ушло 9 веревок. Там есть разные возможные линии спуска. Мы выбрали самую длинную из них, но и самую безопасную (на мой взгляд), поскольку эта линия постоянно уводит в сторону налево, и на всем протяжении технической работы участники не находятся друг над другом и не спускают на головы камни.

Лагерь ставили в темноте, хотя спуститься со скалы успели засветло (на прохождение 9 веревок ушло 5 часов 40 минут, для группы из 9 человек). Приткнулись в первом более-менее подходящем месте на моренах. Это уже утром на следующий день, на фоне пройденного перевала (седловина чуть правее от центра фото):

Такое дело требует осмысления:

Кажется, Суган позади:

Внизу нас ждали зеленые долины Орсдона и Хареса, аппартаменты «Орлиного гнезда», ручные кролики, турнир по настольному теннису и концертный зал «Ростсельмаша».

И, что немаловажно, впереди нас ждал Караугом. А пока сфотографируемся с собачкой:

Фото 12, пер. 50 лет ВЛКСМ

Они думают, что положили закладку :-D А вообще, было бы не лишним на фото прорисовывать линию движения группы, хотя бы на перевальных взлетах.