Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном туристском спортивном походе 5 к.с. по Ц. Тянь-Шаню (Куйлю и Терскей Аллатоо) совершенном с 6.07 по 29.07 2019 г. Часть 2
Продолжение. Часть 1 здесь Паспорт перевала Теректы
Дата прохождения:17.07.2019 Общее время прохождения: 3 ч 15 мин Потрачено времени на подъем: 1 ч Потрачено времени на спуск: 2 ч 15 мин Движение с попеременной страховкой: 0 Организовано пунктов страховки: 0 При прохождении перевала необходимо следующее специальное снаряжение:
Рекомендованные места для ночлега: любое Перевал был пройден в направлении: Север-Юг Метеорологические условия при прохождении перевала: дождь, снег, ветер Потенциальные опасности и меры безопасности. Яки, волки, охотники Краткое описание прохождения От долины реки Теректы (Фото 9_4, Фото 9_5, Фото 9_6) по травянистым склонам и полкам поднимаемся, двигаясь на Юг. Постепенно выходим в русло ручья, текущего из-под перевала. Нижняя часть немного круче, выше - становится пологой. Влево уходит приток ручья. Движемся далее сначала по правому берегу, потом, перейдя русло, двигаемся к очень широкой седловине. Седловина перевала пологая. Тура нет (Фото 9_8, Фото 9_9). Спуск по мелкой сыпухе в явное русло (Фото 9_10). Ручей небольшой, русло пологое, много поворотов и мелких притоков, быстро становится травянистым. проходим около километра и становимся лагерем напротив каньона с яркими красными выходами пород (Фото 9_11). Разведка, а также дальнейший путь показали, что все ущелье дальше вниз имеет приблизительно одинаковый характер рельефа. Выводы, рекомендации, комментарии (общий анализ перевалов Теректы, Траверс, Охотничий) На самом деле, информации по перевалу очень мало. В классификаторе ФСТ отмечено, что первопрохождение совершено группой Егер В.С. (Москва), 1965. В реальности первое прохождение, наверное, следует считать еще в 1951 году, группой Немыцкого http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=40426&page=1 Он прошел его с Юга на Север. После этого еще точно были прохождения: Андреев М.Е. Город: Москва http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=40584&page=1 в 1955 году Вейцмана Город: Москва http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=29408&page=71 в 1957 году Про них далее будет подробнее. Странный факт, что после 1965 года (как указано в классификаторе) - это не первое, а скорее последнее прохождение. Как ни парадоксально после 1965 года практически нет упоминаний или отчетов о прохождении. Перевал Теректы (Фото 9_8, Фото 9_9) является самым логичным порталом в Южную часть Куйлю. Также он является самым простым и красивым проходом к жемчужине района - озеру Баш-Кёль (Фото 10_6, Фото 10_8, Фото 10_10). Это единственный оазис в районе с растительностью, деревьями и самыми красивыми видами. Уникальное место, заслуживающего отдельного художественного описания. Чтобы попасть с перевала Теректы к озеру необходимо пересечь еще 2 отрога. Первый - в долину Ортокуль, второй - уже непосредственно в Башкель. таким образом необходимо пройти 2 небольших перевальчика (Фото 10_1, Фото 10_2). Отдельными их можно считать именно потому, что это разные водоразделы. До сих пор это проходилось как один узел. И не совсем понятно, каким именно путем. Наша группа прошла самым верхним возможным путем. Эту дорогу подтвердили охотники и пастухи, которых мы встретили на перевале Теректы. Они давно ей пользуются. Путь проходил по травянистым полкам через первый отрог, который мы назвали перевалом Траверс. Затем полноценно отдельным перевалом, хоть и не высоким, был Охотничий. Он уже читается как перевал, имеет четкую седловину. Также нужно знать, что в этих отрогах есть только один перевал в классификаторе ФСТ - перевал Травянистый 1А (Фото 10_10). По таблице классификатора он пройден впервые в 1957 году группой Вейцмана, но координат нет. В каталоге Вестра есть координаты, указывающие на вторую седловину, южнее, чем прошла наша группа. Занимательно, что еще в 1955 году переходы, через эти отроги уже были отмечены на схеме. На всех современных схемах, перевал Травянистый указан в другом месте.
В свою очередь, описания отчета 1957 года дают основания считать, что они прошли тем же путем, что и наша группа, т.к. описания очень сильно совпадают, а также единственная фотография с перевала Травянистый, соответсвует той же седловине, что мы назвали перевал Охотничий.
На этой же схеме 1957 года оба перевала также отмечены раздельно. Но называется это все одним препятствием. Поэтому вопрос с перевалом Травянистый все-таки открыт. Таким образом можно сделать вывод, что это давно пройденные два перевала, они являются отдельными объектами. Первое - стоит разделять эти перевалы Основная причина - это целый ледник Ортокуль. На нем никого никогда не было, но раз из него вытекает река Ортокуль - это логичное название. С этого ледника есть 3-5 достаточно логичных перевалов, которые все ещё ждут тех, кто их первый пройдет. Соответственно, вход или выход из ледника не будет затрагивать связку Охотничий и Травянистый, а будет только один. Например, с перевала Теректы можно уйти через перевал Траверс на Ледник Ортокуль (Фото 10_3). Или наоборот, спустится с Ортокуля к озеру через перевал Охотничий (Фото 10_4, Фото 10_6). Второе - наверно очевидно, что наш путь не является первопроходом. Да, его нет ни в одном классификаторе, но по нему прошли группы 1955 и 1957 годов. По нему несколько раз в год ходят охотники и пастухи. Третье - перевал Травянистый. Очевидно, что координаты отмеченные в каталоге Вестра недействительны, фото с перевала косвенно, но подтверждают, что перевал, пройденный в 55 и 57 годах - это та же седловина, что пройдена нами и называется в данном отчете Охотничий (Фото 10_5, Фото 10_6). Четвертое - названия. Название «травянистый» - отражает большую часть перехода от перевала Теректы до русла Ортокуль. Но сам перевал (Охотничий) от Ортокуля до Башкёля носит осыпной характер и только вносит путаницу. Травянистой является только часть Ю-З склона перевала. Кроме того, перевал называют «охотничий» сами местные, которых мы встретили. Выхода из этой ситуации два. Первый - оставить историческое название «травянистый», исправить координаты, добавить отдельно перевал Траверс. Название «охотничий» не использовать. Второй вариант - не использовать название «Травянистый», оно и так не привязано нигде к этой седловине и является эфемерным неоднозначным местом. И пользоваться терминологией, как указано в этом отчете.
Паспорт перевала Траверс
Дата прохождения:18.07.2019 Общее время прохождения: 2 ч Потрачено времени на подъем: 45 мин Потрачено времени на спуск: 1 ч 15 мин Движение с попеременной страховкой: 0 Организовано пунктов страховки: 0 При прохождении перевала необходимо следующее специальное снаряжение:
Рекомендованные места для ночлега: Полки над руслами рек. Перевал был пройден в направлении: С-В - Ю-З Метеорологические условия при прохождении перевала: пасмурно Потенциальные опасности и меры безопасности. волки, травянистые склоны Краткое описание прохождения От реки Кызыл-Су (Аякуль) в промежутке 2-3 км ниже перевала Теректы есть простые выходы на полку правого борта (Фото 10_1, Фото 10_2). Эта полка в основном травянистая, по ней идет невнятная тропа. Без особых перепадов высоты она выводит на сам отрог. Отрог проходит, прижимаясь вправо, ближе к скалам. С отрога травянистый не крутой спуск к реке Ортокуль (Фото 10_3). Выводы, рекомендации, комментарии Смотри выводы по перевалу Теректы
Паспорт перевала Охотничий
Дата прохождения:18.07.2019 Общее время прохождения: 1 ч 15 мин Потрачено времени на подъем: 45 мин Потрачено времени на спуск: 30 мин Движение с попеременной страховкой: 0 Организовано пунктов страховки: 0 При прохождении перевала необходимо следующее специальное снаряжение:
Рекомендованные места для ночлега: Озеро Перевал был пройден в направлении: Восток-Запад Метеорологические условия при прохождении перевала: Ясно Потенциальные опасности и меры безопасности. неконтролируемые приступы восхищения озером у участников Краткое описание прохождения От реки Ортокуль подъем по системе полок. Ориентир - каменистый язык моренных валов ледника Ортокуль. Сам язык обходится снизу слева. Далее выходится на большую пологую каменистую седловину перевала. Если пройти чуть за перевал - то открывается замечательный вид на озеро Башкёль (Фото 10_6). Спуск: сначала по мелкой осыпи в сторону озера, затем смещаемся вправо. Чуть сбросив высоту уходим траверсом в русло ручья вправо по ходу и по гребешками спускаемся вниз на более пологое место, русло часто глубоко вырезанное, завалено отложениями селевых потоков, много колючек. Переходим на правый берег. Следующий ориентир - большие валуны на полке на Запад. В целом, с этого места есть 2 варианта прохода: спуститься по завалам вдоль русла к озеру и пройти по его берегу. Там есть проход. Мы не знали этого и боясь прижимов направились на полку (Фото 10_7) и с нее траверсом вышли на большой завал подпирающий озеро с Северной стороны. По полкам мы двинулись пересекая завал на Запад и спустились по старым сухим руслам и гребешкам к реке Башкель. Далее вдоль русла приходим в дельту перед озером. Становимся лагерем. Лучшее место для дневки (Фото 10_9, Фото 10_10, Фото 10_11).
Продолжение описания похода. От места дневки движемся по левому берегу реки Башкель. Зайдя в каньон пробираемся через заросли. Через небольшой участок упираемся в прижим. Переправляемся на правый берег. Ручей чистый, глубина ниже колена. Обходим прижим и возвращаемся в разливе обратно на левый берег. По звериной тропе, сначала - вдоль берега, потом - постепенно траверсом вверх, выходим по руслу левого притока выше на небольшой перевальчик, обходя тем самым скальный уступ и прижимы у реки (Фото 11_1). Спускаемся по сыпухе обратно к руслу (Фото 11_4). Вдоль него опять движемся пока река не исчезает. Она вытекает из под моренных валов. ВАЖНО, дальше воды практически нет. Большинство притоков под завалами. Из русла поднимаемся справа по ходу от завалов, пока не упираемся в его тело, преграждающее всю долину. Вылазим наверх и по завалам движемся к середине долины и вверх по ней. Вскоре выходим на отрезок «обычной долины» между двумя такими масштабными «каменными языками» (Фото 11_4). Обед. Берем чуть правее и по холмам завалов движемся вверх долины, периодически прижимаясь к правому по ходу краю. Вскоре открывается вид на цирки перевалов Айсбайль и Сергея Бодрова. в районе слияния становимся лагерем возле озера (Фото 11_5). Реки все еще под завалами.
Паспорт перевала Сергея Бодрова
Дата прохождения: 21.07.2019 Общее время прохождения: 7 ч 25 мин Потрачено времени на подъем: 2 ч 55 мин Потрачено времени на спуск: 4 ч 30 мин Движение с попеременной страховкой:20м Организовано пунктов страховки: 2 При прохождении перевала необходимо следующее специальное снаряжение:
Рекомендованные места для ночлега: Ледники, морены Перевал был пройден в направлении: Юг-Север Метеорологические условия при прохождении перевала: Пурга Потенциальные опасности и меры безопасности: камнеопасность, трещины ледника Краткое описание прохождения Начинаем движение от места стоянки около озера под слиянием цирков. Движемся на С-В-В в сторону видимого языка ледника. Спускаемся в разлив, переправляемся через ручей и выходим на ледник. По орографически правому краю ледника поднимаемся на тело ледника, обходя разломы и крутые участки. Далее по пологому леднику движемся на Север к перевальному взлету (Фото 11_7, Фото 11_8). Таким образом обходим отрог с перевалом Удобный. Перед перевальным взлетом есть обширная зона трещин. Движение в связках. Перевальный взлет проходится относительно просто. Снег с небольшими островками льда и скал. Страховка одновременная, склон не крутой и безопасный (Фото 11_10). За один переход выходим на плато перевала. Плато пологое, сильно продуваемое и широкое (Фото 11_11). Видно простые выходы на перевал Песня Сольвейг и перевал Айсбайль (Фото 11_10, Фото 11_12). Движемся по плато поперек, тропежка. Плато резко обрывается на ледник, во многих местах разломы и вертикальные ледовые сбросы. Уходим немного правее (на Восток) вдоль края под скальный жандарм. Под ним есть крутой, но безопасный ровный спуск по ледовой стене без нависаний и разломов (Фото 11_13). Организовываем 2 веревки дюльфера (Фото 11_14, Фото 11_15), выходим на ледник. Ледник пологий, много снега и глубокая тропежка Фото 11_16, Фото 11_20). Нужно лавировать между мульд и ледовых рек. Встречаются нечастые трещины. Выходим на середину ледника и немного проходим к противоположной стороне. Около небольшого ледового озера становимся лагерем (Фото 11_20, Фото 12_1) Выводы, рекомендации, комментарии Историю освоения этой части можно представить следующим образом:
Можно увидеть, что категории и названия в разные времена отличаются. Также видно, что большинство раз перевалы пройдены вместе или в связке с перевалом Удобный. Эта вполне объяснимо, если понимать, что в этой части хребта гребень представляет собой плато переметного ледника. И на плато нет особенных точек перевала, и между ними не такое большое расстояние. Перевал Сергея Бодрова не проходился в отдельности от перевала Айсбайль. Кроме, вероятно, первого прохождения в варианте Карниз Зильды, но по нему нет никакой информации. Скорее всего, это вариант прохождения в связке с перевалом Айсбайль (Фото 11_18, Фото 11_20). И по сути, этот перевал являлся более сложным выходом на плато перевала Айсбаль (Фото 11_12), но выполнял роль короткого пути соединения с перевалом Песня Сольвейг (Фото 11_10). Кроме того, остается непонятый вопрос с названием Тянь-Ата, из переделанного имя Татьяна, как описано в отчете. Абсолютно во всех последующих отчетах используется только название Айсбайль. Наша группа намеревалась пройти перевал Сергея Бодрова как отдельное препятствие (Фото 11_8, Фото 11_9, Фото 11_11, Фото 11_14). Тем более, нас интересовал выход к перевалу Ледовая песня. А значит, нам подходит более высокий выход на ледник. Наше прохождение, по сути, является частичным первопрохождением. Имеет уникальную линию, полностью не касается перевала Айсбаль и является, вероятно, первым сквозным прохождением. В итоге получился интересный и, вероятно, самый технический вариант перехода через хребет в районе этого переметного ледника. В принципе, в районе множество перевалов 2Б со схожей технической и физической нагрузкой. Но если увеличить категорию перевала Сергея Бодрова - то это принесет путаницу при прохождении в связке с перевалом Айсбайль. Да и, откровенно, это очень слабый вариант 2Б. Поэтому категория 2А* очень подходит для такого случая. Это возможно предел для 2А, но тем она и интереснее, и красивее. При прохождении нужно учитывать сильно изменяющиеся состояния перевальных взлетов как с северной, так и с южной стороны. С обеих сторон возможно сильное увеличение карнизов.
Паспорт перевала Ледовая Песня
Дата прохождения:22.07.2019 Общее время прохождения: 14 ч Потрачено времени на подъем: 7ч 50 мин Потрачено времени на спуск: 6 ч 10 мин Движение с попеременной страховкой: 250м Организовано пунктов страховки: 11 (5 вверх + 6 вниз) При прохождении перевала необходимо следующее специальное снаряжение:
Рекомендованные места для ночлега: ледники Перевал был пройден в направлении: Юг-Север Метеорологические условия при прохождении перевала:Ясно, ветер Потенциальные опасности и меры безопасности. Лавинная опасность, карнизы на северную сторону, разломы ледопада. Краткое описание прохождения Движемся по леднику Киндык Южный под правый борт, под узкий стекающий ледовый лоб.(фото12_1) Заход на него по правой по ходу стороне левого кулуара. (фото12_3) Вход немного камнеопасный, когда выйдет Солнце. До рассвета безопасно, в кулуаре снег, угол до 40 градусов позволяет идти без перил. Внизу, на леднике, в мульдах возможен бивуак. К верху кулуар сужается и поворачивает вправо.(фото12_5) Слева, вдоль скал, видны ледовые разломы. Уходим вправо, чтобы их обойти по самому пологому. Прямо под ними начинаются выходы чистого льда и угол вырастает до 4555 градусов. Вешаем перила.(фото12_6) Через одну веревку поворачиваем левее и движемся прямо вверх.(фото12_7) Лед плохой пористый. Выше рыхлый снег на льду. Преодолеваем снежное пузо - потенциально лавиноопасный участок. Движемся вертикально вверх, для организации станции докапываемся до льда. В верхней части угол падает, фирн, провесили 4 веревки. Четвертая веревка - рыхлый снег, крутизной до 40 градусов, станция на рюкзаке. Далее в связках, растягиваемся, чтобы не перегрузить склон. Выходим на гребень, седловина представляет собой не самое явное понижение в снежном гребне.(фото12_9) На Север все в карнизах. Размер карнизов с нависанием от 1 метра. Срубаем один, смотрим запасной вариант спуска. Уклон большой, но выглядит пристойно, просматриваются варианты спуска, склон пересекает несколько ледовых разломов разной величины. Самое опасное - что весь путь под нависанием карнизов. Ходим в разведку на купол, выход на купол в точке смены направления карнизов.(фото12_11) На самом куполе и далее до классической седловины карнизы с Южной стороны, и начиная с верхней точки купола - все больше и больше. Выход безопасный. По куполу движемся по пологой части с северной стороны. С купола открывается путь на седловину, как двигались первопроходцы. Но мульды не видно, все превратилось в крутой гребень с огромными карнизами. Двигаться до седловины небезопасно - необходимо резать лавиноопасный склон или выходить на карнизы выше линии отрыва.(фото12_15) Спуск и с перевала, и с купола имеет почти одинаковый характер.(фото12_13) Рисковать незачем. Уходим вправо по пути подъема первопроходцев. По снежному ребру до скального острова, через него с попеременной страховкой влево вниз, в цирк на 50 метров.(фото12_12) Далее влево, ближе к центру. С одновременной страховкой на 3 такта спускаемся до льда. Далее спуск дюльфером по ледовому склону в разломы - 2 веревки. Из балкона в разломе еще одна веревка до пологого снежного склона плоской ступени над ледопадом.(фото12_17) Выходим в безопасную зону (фото12_18), большой привал, разведка вдоль правых скал, прохода нет. Выходим на центр, лавируем между большими разломами.(фото12_19) Выходим на край плоской ступени. Прохода вдоль левых скал нет - сильно опасно, много нависаний. В средней части не просматривается нижняя часть, проход в верхней возможен, но очень много нужно ходить по мостам и по разломам. Разведка показывает, что есть безопасный проход под правые скалы. Уходим туда.(фото12_20) Находим выход (фото12_21) на крутой ледовый, но монолитный склон под правыми скалами, решаем спускаться по нему. (фото12_22) Это самый техничный вариант, но самый безопасный. (фото12_23, фото12_28) Сверху ничего не прилетает. Лед относительно нормальный. Первая станция ниже тонкой последней трещины, до нее 10 метров спуск с попеременной страховкой, далее 3 веревки перил, уклон 55 - 60 градусов. Выходим на плоскую часть ледника Ашутор Восточный, проходим вдоль ледопада до безопасного места, бивуак. Выводы, рекомендации, комментарии Перевал Ледовая песня - изюминка нашего похода, определяющее препятствие и наверно еще одна интересная загадка района. Впервые его посетила группа Киевских туристов под руководством Попова в 79 году. Название перевалу дали именно они. Перевал был частично разведан в 76 году, предполагалось,что с Южной стороны на эту же перемычку ведет небольшой крутой ледничек. Это был радиальный разведывательный выход. При том довольно интересный. Группа вышла через ледник на купол гребня. Затем по гребню спустилась на седловину и немного дальше нее спустилась обратно на ледник. https://www.tkg.org.ua/files/5tsh79op.pdf отчет группы. В описании спуск на Юг представляет собой «камнеопасный крутой снежно-ледовый кулуар«. Так были исследованы 2 варианта прохождения Северной стороны. Поход тогда занял 3 место на чемпионате. Перевал был оценен как 3Б к.т.
фото 79 года. Следующей группой, посетившей перевал, стала группа из Донецка, под руководством Носырева в 87 году Поход занял 5 место на чемпионате СССР. Именно это прохождение записано в классификаторе ФСТ, как первопрохождение. Группа прошла перевал с Юга на Север. Совершив первопрохождение Южной стороны по кулуару, а так же спустившись по прямой с перевала к ледопаду. (фото12_16) http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=35832&page=66 При подъеме группа двигалась по «лавинному конусу и снежному кулуару«. Также отмечалась и камнеопасность кулуара. Спуск тоже практически полностью отличался от пути 1979 года. Перевал был оценен как 3Б к.т.
В современной истории было всего одно прохождение. Группой Кодыша, г Москва, 2005 год. Перевал Пройден с юга на север. При подъеме группа отмечает следующее: «Кулуар осыпной, присыпан снегом. Крутизна от 200 в нижней части до 500 в верхней. В верхней части лед. Практически на всем протяжении кулуар камнеопасен.« Кроме того пути отличаются как на подъем, так и на спуск. «Описанный Носыревым выход в снежную мульду больше не существует, перекрыт 12 м снежно-ледовой стеной с карнизом сверху и бергшрундом внизу. Записка Носырева, видимо, находится подо льдом.» http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=18477 Категорию трудности рекомендуется снизить до 3А* Также была еще одна попытка прохождения в обратном направлении (С-Ю) в 2017 году группой Егоровой, г. Санкт-Петербург. Но из-за болезни участника группа вынуждена была развернуться. http://mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=8586 Кроме того есть вопросы к идентификации места перевала. (фото12_2)(фото12_26) Визуально все более-менее понятно. На схемах зачастую перевал сдвинут незначительно на Запад. В классификаторе ФСТ и каталоге Вестра его координаты не совпадают с реальной седловиной, а соответствуют следующей на Восток по хребту за куполом на котором были первопроходцы. И в реальности в этой точке никогда не было людей. Это вносило небольшую путаницу. Но в итоге все закончилось хорошо. Наш вариант прохождения был как раз через эту седловину. Когда наша группа подошла к перевальному взлету с северной стороны, стало понятно, что состояние перевала сильно изменилось. Кулуар был скально осыпной, с островами льда. Все это было лишь не сильно присыпано снегом, кроме того, карниз выступал над кулуаром на несколько метров, а проход слева не просматривался ни под каким углом. Все это не повышало безопасность и не внушало доверия. В связи с этим начали рассматривать альтернативные варианты: по скалам, по другим кулуарам. Но все они было явно не лучше. Таким образом, делаем вывод в том, что ранее снежный кулуар в современном виде не является оптимальным путем, а только место повышенной опасности.
При перечитывании материалов по перевалу возникла идея попробовать попасть на тот же купол, что и первопроходцы. Кроме того название «ледовая песня» вообще не соответствует осыпному кулуару! Разведка и наблюдение перевального взлета показало, что он изрезан «мусоросборниками» - кулуарами, в которые скапливаются камнепады. И на пути их нужно будет часто и много пересекать. А справа по небольшому ледничку просматривался отличный безопасный выход на гребень прямо рядом с куполом. И это бы делало перевал ледовым с двух сторон, что соответствовало его названию. Так и поступили. Было решено подниматься по льду. Это, конечно, был очередной элемент первопрохождения и добавило технической нагрузки для перевала. Но в таком варианте перевал остается снежно-ледовым, исключается камнеопасность, пройдена седловина, отмеченная в каталоге Вестра и классификаторе ФСТ, он более сложный тактически, более интересный и, самое главное, соответствует своему красивому названию. Категория сложности в таком виде не превышает 3А. Таким образом, перевал за всю свою историю пройден четыре раза, четырьмя разными вариантами.(фото12_27) А также следует отметить глобальные изменения в состоянии перевала. Следует, возможно, скорректировать координаты исторической седловины. Наш вариант через купол является на данный момент самым безопасным и логичным. Возможно еще, что когда-то появится вариант со спуском с седловины за куполом сразу вниз, тогда можно будет считать это разными перевалами и седловинами. (фото12_25) Продолжение описания похода Движемся по левой части ледника.(фото12_24) Перед поворотом ледника пересекаем его поперек. Посередине идет зона трещин. Ледник открытый.(фото12_29) Выходим под правый борт и вдоль морен спускаемся на язык ледника. Также вдоль правого края спускаемся с ледника.(фото12_31) По правому берегу вдоль русла сначала по завалам(фото12_32), затем по травянистым склонам движемся вниз по ущелью(фото12_33). После широкого разлива река уходит в каньон. Он обходится сверху по террасе. Выходим к Слиянию рек АшууТор.(фото12_34, фото12_35) Долина широкая, есть тропа. Перед притоком слева Экичата есть правый ручей. После обеда он превращается в бурную реку, около него, над руслом Экичата, есть поляна с большим камнем, становимся бивуаком. Отдых, дневка, идем за заброской ,двое участников с этой точки уходят навстречу машине. После дневки рано утром переправляемся через АшууТор. Брод по колено. В месте переправы, на левом берегу, начинается звериная тропа, выходящая на травянистую террасу. По ней входим в ущелье ЭкиЧат (фото13_1) Сначала преодолеваем траверс травянистых склонов, затем осыпных, выходя на пологую часть в районе водопада слева. Оттуда возвращаемся в русло и по нему уже движемся под самый ледник. Погода сильно портится, начинается дождь, затем метель. Бивуак ставим не доходя до ледника на плоских завалах правого берега.(фото13_2) Рядом слияние рек вытекающих из разных рукавов Экичата.(фото13_3)
Паспорт перевала Улица Пушкинская
Дата прохождения:26.07.2019 Общее время прохождения: 4 ч Потрачено времени на подъем: 3 ч 40 мин Потрачено времени на спуск: 20 мин Движение с попеременной страховкой: Организовано пунктов страховки: 4 При прохождении перевала необходимо следующее специальное снаряжение:
Рекомендованные места для ночлега: под ледниками Перевал был пройден в направлении: СВ - ЮЗ Метеорологические условия при прохождении перевала: Ясно Потенциальные опасности и меры безопасности. небольшая лавиноопасность верхней части Краткое описание прохождения От места ночевки под ледником, выходим по завалам на язык ледника. Ледник почти плоский, открытый, без трещин.(фото13_4) Немного рассечен ледниковыми реками. Движемся на Ю-З чуть левее вершины или в правый край снежного гребня.(фото13_5) Ближе к перевальному взлету есть несколько зон трещин.(фото13_6) На перевальный взлет начинаем движение связками. Движемся слева от старого лавинного конуса.(фото13_7) С его верха с попеременной страховкой поднимаемся вверх около 15 метров. R0-R1. Уклон растет. Начинается лед. Делаем первую станцию.(фото13_8) R1-R2 вверх, организация перил.(фото13_10) Лед плохой, крошится. Следующая перильная веревка R2-R3. Лед чуть положе и надежнее.(фото13_15) Пункт R3 на ледовой полочке перед самым перегибом.(фото13_13) R3-R4 участок около 40 метров. 12 метров вверх до перегиба.(фото13_14) На перегибе оказывается большой разлом. Полностью поперек всего ледника, образуя некий гребень между трещиной и склоном. Движение по гребню до более узкого места. Страховка на бурах. (фото13_16) Узкое место преодолевается перелазом с одной стенки разлома на другую внутри трещины. (фото13_17) Станция на пологой полке за трещиной. R4-R5 в связках по пологому снегу. (фото13_18) Затем с одновременной и попеременной страховкой на начало взлета (фото13_19) R5-R6 перила по ледовому склону(фото13_23), станция R6 на скалах прямо перед перевалом уже на выполаживании. Седловина перевала шириной в несколько метров(фото13_24). Ставим тур справа на скалах. Спуск прямо вниз по сыпухе, обходя скальные гребни.(фото13_28, фото13_32) Движение по леднику вдоль правого края.(фото13_31). Выводы, рекомендации, комментарии Это единственный путь, соединяющий ледники ЭкиЧат и Куйлю Западный напрямую.(фото13_34) До этого момента с долины Экичат был проложен только один путь - превал МКТ, который соединял ее с долиной Чен Борду. Кроме того Разведаны пути для первопрохождений, соединяющих северный Безымянный приток АшууТора с Долинами Куйлю Южный (фото13_22) и Экичатом (фото13_26, фото13_29, фото13_30, фото13_33). До сих пор там есть лишь 1 перевал Кенгеч https://westra.ru/passes/Passes/13027 (2011г) (фото 13_35) В целом узел очень мало освоен, было от силы 5-6 групп за всю историю. Кроме того, интересен южный отрог этого узла, который пересекают перевалы Малый Фонтан (2014г) и Куйлю Северный (2003г). В его основании стоит красивая интересная техничная вершина, являющаяся высшей точкой и центром креста, образованного отдельным хребтом, между Куйлю и Терскеем и перемычкой, соединяющей их.(фото14_4) Наш перевал получился техничным, спортивным, интересным и по-своему красивым. Это одностороннее препятствие. С Западной стороны тяжело для ориентирования. Категория полностью соответствует 2Б. Рекомендуется для спортивных групп 4 и 5 й категорий сложности
Паспорт перевала Большой Фонтан
Дата прохождения: 26.07.2019 Общее время прохождения: 60 мин Потрачено времени на подъем: 20 мин Потрачено времени на спуск: 40 мин Движение с попеременной страховкой: Организовано пунктов страховки: 3 При прохождении перевала необходимо следующее специальное снаряжение:
Рекомендованные места для ночлега: Ледники Перевал был пройден в направлении: Юг-Север Метеорологические условия при прохождении перевала: Ясно, ветер Потенциальные опасности и меры безопасности. Камнеопасность Южной стороны. Краткое описание прохождения С ледника (фото14_5) поднимаемся по осыпи вверх со смещением вправо.(фото14_1) Обходим скальный остров справа. Над ним более пологая осыпная полка.(фото14_2) От нее прижимаемся вправо под скалы и движемся в каньйон. По нему выходим прямо на перевал. Перевал представляет собой осыпной пологий широкий гребень, переходящий в снег и ледник. (фото14_3) На границе образована большая мульда. При необходимости можно стать лагерем. От мульды вправо вниз по снежному склону. Склон обрывается, вешаем 2 веревки дюльфера со значительным смещением вправо по ходу.(фото14_8, фото14_9) Таким образом обходим разломы и выходим на пологую часть ледника. Движемся траверсом, вдоль правых склонов, выходя на ледовые пологие полки и пологие осыпные гребешки. Далее движение вдоль правого края ледника. Выводы, рекомендации, комментарии Это место являет собой большой интерес для исследования. Перевал Большой Фонтан пройден группой Аренкина Виктора из нашего Одесского турклуба Романтик в 2014 году. Это первый перевал в целом небольшом хребте, который пересекает поперек перемычку, соединяющую Терскей и Куйлю.(фото14_6) Во всем этом хребте побывало до нас только 3 группы, пройдено всего 2 перевала.(фото14_10) И оба в новейшую историю. Вторым перевалом является перевал 70 лет победы, пройденный в 2015 году. А всего потенциал там более 10 перевалов и вершин. Наше прохождение было третьим прохождением этого перевала и первым с юга на север. Перевал полностью соответствует категории 2А и является интересным препятствием в малоизученном районе.
Паспорт перевала МКТ
Дата прохождения:26.07.2019 Общее время прохождения: 2 ч Потрачено времени на подъем: 60 мин Потрачено времени на спуск: 60 мин Движение с попеременной страховкой: Организовано пунктов страховки: 0 При прохождении перевала необходимо следующее специальное снаряжение:
Рекомендованные места для ночлега: Ледники и под ледниками Перевал был пройден в направлении: Запад-Восток Метеорологические условия при прохождении перевала: Ветер, пасмурно Потенциальные опасности и меры безопасности. Камнеопасность Западной стороны, возможны карнизы, трещины на леднике Краткое описание прохождения От ледника весь подъем представляет собой мелкую и среднюю осыпь.(фото15_1) Под верхом начинается больше выходов скал. Радикальной разницы в выборе пути нет. Седловина широкая, осыпная, тур на скалах с Южной стороны.(фото15_3, фото15_5) На Восток выступают карнизы.(фото15_2) Проходим около 20 метров по гребню на Север и оттуда начинаем спуск. Состояние снега и льда позволяет спускаться с одновременной страховкой. Но в целом, для групп походов 3к.с рекомендуется организация перил. Внизу склона несколько тонких трещин. Оттуда движение в связках по леднику. Глубокая тропежка. Сначала уходим под правый край нашей ветви ледника, в районе изгиба возвращаемся на центр.(фото13_4) А после слияния ледник становится открытым.(фото15_7) Двигаемся прямо в правый край языка. Выводы, рекомендации, комментарии МКТ является простым, но при этом очень логичным перевалом. Его часто используют для соединения районов Куйлю и Ак-Шийрак.(фото15_1) Это самый посещаемый перевал в этом узле, хотя его проходили всего 4 раза. Это учебная 2А. Хороший интересный перевал в редко посещаемом районе. Рекомендуется обратить внимание на карнизы восточной стороны и состояние склона. А также, возможно, посетить простую вершину на Юг от перевала. (фото15_6)
Паспорт перевала Моцный
Дата прохождения:27.07.2019 Общее время прохождения: 4 ч 50 мин Потрачено времени на подъем: 1 ч 20 мин Потрачено времени на спуск: 3 ч 30 мин Движение с попеременной страховкой: Организовано пунктов страховки: 7 При прохождении перевала необходимо следующее специальное снаряжение:
Рекомендованные места для ночлега: Ледники Перевал был пройден в направлении:Юг-Запад Метеорологические условия при прохождении перевала:Ясно Потенциальные опасности и меры безопасности. Камнеопасность с обеих сторон Краткое описание прохождения От места стоянки под ледником рано утром пересекаем реку по камням. Движемся по сухим старым руслам к языку северной ветви ледника.(фото16_1) Выход на ледник справа по ходу, по осыпи. Далее движение по открытому леднику со смещением к центру. Таким образом обходим зоны разломов. Ледник открытый.(фото16_8) Подойдя к перевальному взлету выбираем путь подъема. Ледник становится закрытым, уходим вправо на осыпи,(фото16_2) по ним переходим в право, в небольшой пологий кулуар, пересекаем его с набором высоты. Чередуются снег и осыпные гребни. Прижимаемся к склонам узловой вершины. По наклонной полке обходим скалы и выходим на склон прямо под перевалом.(фото16_4) Склон из крутой сыпухи со снежными островами.(фото16_5) Выходим на перевал. Перевал представляет собой неширокий гребень. На Юг - осыпной, на Север - с маленькими карнизами и надувами. Значительных перепадов нет. Ближе к Узловой вершине гребень становится более скалистым.(фото16_7) В противоположную сторону - более снежным и с большими карнизами.(фото16_6) Вариантов спуска много. Делаем тур. Начинаем спуск между двух контрфорсов Северной стены. Старт ближе к правому по ходу.(фото16_10) R0 на большом закопанном камне. R0-R1 полностью первый дюльфер почти вертикально по скалам крутизной 70 - 80 градусов.(фото16_11, фото16_12) R1 на льду под скалами. R1-R5 по крутому льду от 60 до 45 градусов.(фото16_13) Движемся со смещением влево по ходу, туда, где просматривается проход через рантклюфт. R5-R6 переход через ранклюфт и уход вправо на более пологую часть ледника.(фото16_14) Далее в связках траверсом со сбросом высоты выходим на полки правой грани ледника. Далее по правой части ледника обходим зону трещин.(фото16_15, фото16_16) Перед слиянием наоборот переходим ближе к левой части, там положе. Далее по открытому леднику выходим на центр Каракол-Тор Западный. По дороге пересекаем несколько крупных ледниковых рек. Выводы, рекомендации, комментарии Данный перевал отмечен в каталоге Вестра как пер. 50 лет ЛКСМ Киргизии. Однако на картах перевал с таким названием находится Западнее, рядом с перевалом ГС МФТИ.(фото15_1) Также в том же каталоге указано, что перевал соединяет лед. Караколтор З. и р.Чон-Борду Ю., что, соответственно, тоже должно соседствовать с перевалом МФТИ. Перед походом сбор информации и консультации позволили определить, что координаты действительно указаны неверно, перевал находится сильно западнее. Кроме того его никогда не проходили. Он фигурирует только в одних заявочных документах, как заявленный первопроход. Но поход не состоялся. Таким образом, наш перевал является полным первопохождением. А также первым и единственным перевалом, соединяющим ЭкиЧат с ЧонБорду Западным, завершая таким образом грандиозный цирк Ледника ЧонБорду Западный из 12 перевалов. К сожалению, мы не продолжили этот парад аббревиатур и дали перевалу собственное имя. (фото17_1) Сам перевал полностью односторонний. Сложность Южной стороны находится между 1Б или слабой 2А. Северная сторона при рассмотрении заявочных документов в МКК могла достигать категории 3А. В целом, это получилась достаточно сложная 2Б, возможно в верхней грани допустимого. Вероятно, ей можно присвоить категорию 2Б*. При определенной снежной обстановке количество перильных веревок может увеличится до 8-9, а уклон достаточно велик. Также есть нюанс с прохождением перевала в обратную сторону. Скорее всего, на подъем нужно выбирать путь правее контрфорса (если смотреть снизу). Там намного положе и нет нависающих карнизов и крутых скал. При таком варианте следует обратить внимание, что это приведет к существенному увеличению длины пути, а также необходимостью движения по узкому гребню с карнизами.(фото16_6) Спуск на Юг с правой части седловины нежелателен, там очень разрушенные вертикальные скалы, разрезаные камнеопасными кулуарами. Кроме того, перепад до ледника там больше. Таким образом это повлечет надобность организации 12-15 перильных веревок на прохождение всего перевала. А это уже действительно может быть хорошей 3А. Этого можно избежать, перейдя по гребню на точку в гребне, откуда мы начинали спуск. И спустится по нашему пути подъема.(фото16_2, фото16_3) Это не выходит за категорию 2Б. В сумме путь правее рантклюфта получится положе, проще, но длиннее и технически не проще. Перевал получился приятным, интересным не только технически, но и тактически, стратегически и, в целом, хорошим исследовательским приключением. Рекомендуется для прохождения сильным спортивным группам.
Дата прохождения:28.07.2019 Общее время прохождения: 2 ч 35 мин Потрачено времени на подъем: 1 ч 35 мин Потрачено времени на спуск: 1 ч Движение с попеременной страховкой: Организовано пунктов страховки: 0 При прохождении перевала необходимо следующее специальное снаряжение:
Рекомендованные места для ночлега: Карманы ледников Перевал был пройден в направлении: Юг-Север Метеорологические условия при прохождении перевала: ясно 11. Потенциальные опасности и меры безопасности. Камнеопасность отдельных участков. Краткое описание прохождения Движение со стороны ледника Каракол-Тор Западный (фото17_1). От площадок вверх, вдоль реки по средней осыпи (фото17_2). В верхней части, перед перегибом, скальные выходы. Их возможно обойти двумя путями. Первый - слева через осыпной кулуар. Минусы этого варианта: трудозатратность и невысокая камнеопасность, но он может отлично подходить для спуска. Мы же переходим реку по камням и продолжаем путь по левому берегу. Далее, вдоль реки по пологой части до языка ледника. На ледник можно выйти сразу и двигаться с небольшим набором высоты, этот путь желательно проделывать в кошках. Второй вариант дальше на несколько сот метров, там возможно выйти на пологую часть ледника. По леднику поворачиваем направо и движемся поперек ущелья к противоположной стороне ледника. Ближе к краю начинается зона трещин. За трещинами снова поворачиваем, налево по ходу, ступенька по снегу и грязному льду обходит порванную часть ледника и выводит в верхний цирк, с которого видно непосредственно перевал. Ледник с трещинами и закрыт, движение только в связках (фото17_3). Прижимаясь к правому краю, проходим около трети пути, далее выходим на центр и движемся прямо к седловине. Перед седловиной входим в некий ледовый каньон, из него небольшой подъем прямо на седловину (фото17_4). Перевал представляет собой широкую снежную полку под скальным жандармом, туров несколько на скалах, оставляем только один большой.(фото17_5) Спуск на Север не сразу видно, нужно двигаться по снежной подушке со смещением ближе к пику Джигит, пройдя перегиб, будет видно снежный гребень, выходим на него. Где гребень становится более пологим, перед скальными выходами вправо, получается минимальный перепад на тело ледника - около 40 метров. (фото17_7) Спускаемся с попеременной страховкой отдельными связками, внизу нужно пересечь два бергшрунда. После выхода на ледник нужно понимать, что везде зона трещин. Пересекаем ледник ближе к правому краю и спускаемся в некий желоб. (фото17_6) Двигаемся прямо вниз, лавируя между трещин. (фото17_8) Ледник становится плоским, закрытым, поворачивает под прямым углом налево и снова падает ступенькой на центральную ветвь. (фото17_9, фото17_11) Пересекаем его и подходим под правый край, на морене обедаем, за мореной площадки для ночевки. После обеда спускаемся на основную ветку и вдоль правого борта движемся до языка ледника. Выводы, рекомендации, комментарии Перевал Эпюра является, наверно, самым массовым и часто посещаемым перевалом в основном хребте Терскей. Он относительно простой, логичный, красивый, безопасный. И, кроме всего прочего, является связующим звеном и самым простым и коротким путем, связующим районы Куйлю и Терскей. По нему есть множество описаний и материалов. Было большим удивлением снять записку с перевала и увидеть, что в этом сезоне мы первые и единственные. Перевал является идеальной 2А, прекрасно подходит для повышения опыта участников и руководителя в походах 3 к.с. После спуска с ледника движемся по правому берегу, вскоре начинается тропа. По тропе спускаемся в расширение-разлив реки. Становимся лагерем на берегу правого притока, стекающего с ледника Бригантина. (фото17_12) Обычно эта река не представляет проблем с переправой, но сейчас паводок и переправа только выше пояса. Утром следующего дня переходим реку в дельте, в месте ее впадения. По явной тропе движемся по правому берегу реки Кельтор до слияния с рекой Онтор. Местами долина перекрыта крупноблочными завалами, тропа обозначена турами. В средней части начинаются деревья, есть кош. Ниже слияния есть мост, переходим по нему на левый берег и по грунтовой дороге приходим в лагерь Каракол. (фото17_13) Оттуда подтверждаем машину и после обеда уезжаем в город.
Картографический материал Карта района маршрута Первая часть маршрута:
Вторая часть маршрута:
Третья часть маршрута:
Выводы и рекомендации по прохождению маршрута Пройден сильный поход 5к.с. Почти весь поход пройден в «режиме первопрохода», т.к. на многие перевалы и простые, и сложные, практически нет описаний. Многие препятствия пройдены вторыми или впервые насквозь после того, как их радиально прошли первопроходцы. В самом районе сложная логистика, поэтому очень важно правильно продумать заезды и заброски. Нам это удалось. Заброски были удачно разнесены, полностью сохранились. Нетривиальной задачей является переправа через реки Куйлю и Теректы. Это нужно продумать заранее. А также учесть возможность переправы на лошадях местных пастухов, но это тоже требует времени, т.к. заранее договориться практически невозможно, а на месте придется искать варианты и тратить время. Очень много других рек, которые тоже сильно повышают свой уровень к 10 утра. Поэтому зачастую в долинах тоже нужно рано вставать, чтобы успеть пройти часть пути и переправиться. В районе большая проблема с питьевой водой. Все реки к обеду мутнеют, вода в некоторых становятся совсем непригодна к употреблению. Сам район Куйлю очень перспективный и интересный. Большая часть пройденных и описанных перевалов находятся в центральной части основного хребта. Но чем дальше от него, тем меньше описаний и больше возможностей первопрохождений. Высоты относительно небольшие, ледники выходят высоко, перевальные взлеты все не превышают 500 метров, что позволяет проходить практически все перевалы за 1 день. Район позволяет проводить походы практически любой сложности. Идеально подходит для походов 3-5 категории. Для походов 5-6 категории сложности логичнее его объединять с соседними районами. В Куйлю было всего 2 перевала 3Б к.с. Теперь перевалы Снежная Фантазия, Ледовая песня и 1 Мая изменены до категории 3А. На наш взгляд, это соответствует их реальной сложности. Это с одной стороны не позволяет провести в районе поход 6 к.с., с другой - позволяет провести достаточно сильную спортивную пятерку. Касательно сроков проведения. В районе снега больше, чем в соседнем Терскее. В начале июля еще очень много снега, что нужно учитывать при построении маршрута, особенно на старте при акклиматизации и стартовом весе рюкзаков. Идеальное время для прохождения основных препятствий - конец июля, начало августа. В это время состояние маршрута намного лучше. Погода в районе может очень резко изменяться, частое ухудшение погоды во второй половине дня. В районе сильно изменилась ледово-снежная обстановка за последние 10 лет. В нижних частях заметно отступление ледников и снежников. На хребтах, наоборот, заметно увеличение количества снега, надувов и самое важное - карнизов. Данному маршруту присуща очень высокая автономность. Людей (пастухов) мы встречали только в долинах Куйлю и Теректы. Единственное место, где есть кош выше основных долин - это долина реки Борду-тор. Полное отсутствие троп, площадок бивуаков и прочих следов пребывания человека. Хотя абсолютная высота и небольшая (в районе около десятка вершин лишь немного превышающие отметку 5000), но в походе высота ощущалась постоянным пребыванием. Средняя высота ночевок и средняя высота маршрута около 3800м. Что не даёт сильно расслабиться и передохнуть от беспрерывного пребывания на высоте. Препятствия в походе пройдены разного характера: простые и сложные, высокие и низкие, с крутыми стенами и пологие, всех характеров рельефа (снег, трава, осыпь, скалы, лед...), сложные тактически и стратегически, продолжительные и короткие стремительные. В сумме пройдено большое количество препятствий. Маршрут изначально был перегружен и сильно ограничен во времени. Тем самым, маршрут отличается очень высокой напряженностью. Практически каждый день группа преодолевала перевал и переходила в другую долину. Состояние маршрута было сложное из-за большого количества снега, что забирало много сил. Это, большая автономность и набор снаряжения для всех видов и сложностей рельефа, сделало поход очень сложным физически. По препятствиям выводы смотри в соответствующих разделах. Практически все цели похода выполнены. Участники и руководитель получили большой опыт и собираются продолжать заниматься спортивным туризмом. Маршрут сложен и интересен, очень красив, рекомендуется к прохождению сильными спортивными группами. Перечень личного снаряжения и аптечки Из нестандартного снаряжения можно выделить: Тандем - по сути, это просто прямоугольный тент (почти просто). В углах у него кольца для креплений под угловые дуги. В зависимости от палатки, конечно, в процессе доработки там появились и крючки. На самом тенте нашиты по 5 пуговиц с каждой стороны, на дуге тамбура, на чехле от дуги, нашиты 5 петель. Так тандем крепится 7ю точками к каждой палатке. Этого хватает, чтобы он плотно прилегал, растянут был и не задувало. Отдельно по бокам пришита юбка, которую можно закапывать снегом или приваливать камнями. Внутри оттяжки тамбуров палатки связываются между собой. Получается 4 верёвочки, на которых лежит тандем. Ещё можно в сильный ветер палку с каской поставить подпоркой. Таким образом получается пространство 2 на 2 между палатками. В нем помещается 6-8 рюкзаков, кухня и дежурный. ЗАЧЕМ ЭТО? Для удобства. Общее пространство для жизни внутри получается 7(8) на 2 метра. Это прям много на самом деле. Есть куча плюсов использования. Полезное пространство больше, чем у любых палаток. Узкую длинную полку часто легче найти, чем широкую для шатра. Много чего проработано: Материалы, Юбка, переосмысление крепления под разные палатки, а так да, принцип не новый, мягко говоря. В итоге есть минусы:
НО, не все так плохо:
Inreach - коммуникатор, идеальный для походов. В походе был полностью опробован коммуникатор Garmin inReach mini. Это многофункциональное устройство:
После покупки устройство требует активации через сайт производителя. После этого необходимо привязать платежную карту и выбрать пакет. Есть несколько вариантов (смотри ниже). Отличаются они ограничениями в количестве возможных сообщений. Возможность отправлять сообщения на устройство и открытость трека можно настраивать отдельно. Если отключить возможность отправки сообщения любым человеком - то присылать сообщения на устройство можно только тем, кому уже было отправлено сообщение с устройства. СМС с телефона на Inreach стоит около 13 центов. Кириллица или латиница - не имеет значения. Email - бесплатно. На смартфон устанавливается специальное приложение с полным функционалом. Через него можно вести навигацию, включать трек слежения и даже общаться между устройствами или с «большой землей». А самое удобное - это полноценная клавиатура для сообщений. Там же можно отмечать ключевые точки (стоянки, перевалы, вершины) Устройство использовалось как трекер. Включалось утром или после первого перехода. Настроено было на передачу координат 1 раз в час. Этого более чем достаточно для спортивного похода. Использование как GPS-навигатора. В комплект к устройству входят фирменные карты Гармин. На картах достаточно точно прорисован рельеф. Заранее до похода можно нанести на карту ключевые точки и маршрут. Прогноз погоды. По собственным координатам можно получить актуальный прогноз погоды на 2 дня. Что очень удобно, потому, что на столь глухой район не существует открытых прогнозов. Зарядка устройства очень простая от powerbank или солнечной батареи. В режиме трекера расходует приблизительно 1-1.2 заряда батарей за час работы. Таким образом, при наших потребностях полного заряда батареи хватало на 8-9 дней, что является отличным результатом Выводы по использованию: + устройство очень легкое (100гр) + это один из самых дешевых устройств спутниковой связи + продолжительное время работы на одном заряде батареи + многофункциональность + неограниченная связь, возможность получения консультации, корректировка логистики и прочее... + один из самых дешевых способов спутниковой связи. Полнота покрытия Iridium + возможность постоянного отслеживания перемещений группы + возможность писать на кириллице + возможность писать email + возможность сообщить об аварии с указанием ее места нажатием одной кнопки + не требует открытого горизонта с Южной стороны по сравнению с Thuraya + простое и удобное меню + полноценная клавиатура при наборе сообщения со смартфона. + противоударный и влагозащитный корпус.
Вид передвижений группы, доступный для всех на картах Гармин с ПК:
Вид с ПК с Космическим снимком:
Вид приложения на смартфоне (пройденный путь с отмеченными точками и режим отправки сообщений):
https://danilzarubin.com/2018/11/22/garmin-inreach-mini/ - очень хороший обзор про устройство. https://www.garmin.ru/about/news/inreach-mini/ - об устойстве от производителя https://prostobzor.com/garmin-inreach-mini/ - большой обзор устройсва Основные ремонты: Заклеивание палатки, ботинок, бахил, подшивание рюкзака. Выводы и рекомендации:
Горелки и топливо Всего было куплено 16 килограмм, или 20 литров бензина А-80 на заправке в Караколе, рядом с домом Ханина, где мы жили. Наливают только в тару, но можно лить в пластиковую канистру, мы взяли две канистры. В каждую бутылку было засыпано примерно 70-80 грамм КСМГ (крупный силикагель мелкопористый гранулированный), который был заблаговременно привезен с Одессы. Гранулы впитывают в себя масла и примеси, благодаря чему горелки меньше забиваются от гари, вследствие чего горелки гораздо реже забиваются и ломаются.
В поход брали три горелки, две мультитопливные Kovea Booster, и одну газовую горелки марки Pinguin Trek. На газовой горелки готовилось кофе, или размачивались сухие овощи и мясо, следствие - время на варку уменьшалось.
Мультитопливные горелки показали себя с лучшей стороны, за все время не случилось ни одной серьезной поломки. Благодаря силикагелю, чистить приходилось не чаще чем один раз в несколько дней. Также благодаря тому, что горелки были единичные, экономило время в случае поломки горелки и замене ее на другую. Расход можно разделить на два типа, с топкой снега и без: Топка снега - 800мм / 640гр на группу в день - 91 грамм на человека Обычные условия - 450мм / 360гр на группу в день - 51 грамм на человека. Также стоит учесть, что каждый второй обед мы кипятили чай, плюс раз в два дня сжигали мусор, без учета которых расход будет немного меньше. Выводы:
Вся аптечка, представляла собой три части, разбитые по «функциональному назначению»:
За время прохождения маршрута каких-либо серьезных травм и заболеваний не случилось. Одного участника несколько беспокоила «изжега», в какой-то мере помогал «Кальцийкарбонат». Кашель, с которыми участники приехали в поход, либо не лечился медикаментозно (в связи с нежеланием тех же участников), либо пропивали муколитическое средство. Показаний для лечения антибиотиком отсутствовали. Повреждённая кожа (сечка) в области правого локтевого сустава была стянута с помощью сшивания пластырей наклеенных по обе стороны от раны. Важным было оставить дренаж, что было сделано не сразу, а на следующий день при перевязке, когда рана уже затянулась (пришлось вскрывать, ставить дренаж и после по новой стягивать края раны). Остальное - дело времени и антисептиков. С чем не мог справится это потресканная кожа на пальцах рук. ВЫВОДЫ: Доукомплектовать аптечку вазелином и другими кремами для рук, необходим шовный набор, одноразовые станки для бритья и р-р аммиака (нашатырь) - 2 амп. И если не берётся тонометр, то хотя бы фонендоскоп брать Питание, перечень продуктов, рацион питания и их вес Общие сведения и принципы Роль завхоза опасна и трудна: трудна в процессе подготовки и опасна в самом походе. Поэтому вся группа принимала участие в создании раскладки и были добавлены дополнительные роли: завзавхоза и завпойла. В итоге обязанности в группе распределились таким образом:
Все меню делилось на 3 части: 1я, «Старт», включала в себя заезд в район, 2 дня разноса забросок, 5 ходовых дней с тех. этапами и 1 запасной день 2я, «Заброска №1», включала в себя 9 ходовых дней с ключевыми препятствиями похода, 1 дневку и 1 запасной день 3я, «Заброска №2», включала 1 дневку, 5 дней последних препятствий, выхода из района и выезда в цивилизацию. Рацион питания Набор продуктов, из которых составлялась раскладка: Крупы: рис, макароны, кукурузная крупа, пшеничка, гречка, ячка, булгур, кус-кус, манка, овсянка. Хлеб: хлебцы, сухари, хлеб свежий. Мясо, рыба, сыр твердый, сырок плавленый, брынза, колбаса, сосиски. Сладкое: печенье (завтраки), сладкое (обеды), конфеты (ужины), сникерсы (обеды), перевальные шоколадки, сгущенка, сахар. Свежие овощи: морковь, лук, капуста, свекла, картофель, перец сладкий, чеснок. Сушеные овощи и другое: морковь, лук, капуста, свекла, картофель, перец сладкий, чеснок, лимон, мясо, рыба (вяленая), грибы. Другое: соль, специи, подсолнечное масло, кетчуп, горчица. Консервы: рыбная консерва, тушенка, ананасы, персики, кукуруза, горошек, фасоль (в борщ), паста томатная. * консервы использовались только в те дни, когда не нужно было их нести Отдельно по напиткам: на 2ю часть мы брали примерное необходимое количество чая (черного и зеленого), киселя, кофе, сухого молока и какао и несли все это в дежмешке. На 1ю и 3ю часть было решено сделать индивидуальный набор напитков: завпойла сделал опрос участников и выяснил сколько кому нужно взять конкретно. Сахар каждый участник нес индивидуально на протяжении всего похода, в зависимости от предпочтения по его количеству. Остановились на двух вариантах: 15 и 30 грамм в день. Отдельно по привальным:
40 арахиса, 20 миндаль или кешью, 20-25 изюм или курага или сушеные яблоки/груши, 20-15 конфеты карамель, шоколадные или желейки По просьбе участника Ляпуна Дмитрия для него было сделано следующее соотношение: 80 конфет всех видов и 20 миндаля или кешью. Подготовка и закупка продуктов В первую очередь каждый участник получил задание купить либо приготовить сушеные овощи, мясо и привальное в Украине:
Затем началась предварительная фасовка по такой схеме: каждый прием пищи фасовался отдельно в один пакет для того, чтобы удобно и быстро можно было достать нужный прием пищи. Подписывался каждый прием пищи подготовленным заранее, распечатанным и порезанным документом: Фасовка В Алматы покупалась основная часть продуктов по списку: Закупка еды , после чего происходила долгая и мучительная финальная фасовка продуктов. В Караколе докупались только хлеб и всякие мелочи. Отдельно отмечу, что сало паковали с помощью вакууматора для его максимально долгого срока хранения. Остальные скоропортящиеся продукты - колбаса, сыры и другое - распределяли в меню таким образом: то, что портиться быстрее мы съедали в 1й и первой половине 2й части похода, а то, что могло храниться дольше - во 2й половине 2й и 3й части похода. Выводы Раскладка: 1. Было замечено недостаточное количество жиров в 2й и 3й части. Может исправляться дополнительным салом в раскладке, подсолнечным, сливочным или топленым маслом.
Привальные: Набор компонентов привальных во 2й части похода начал немного приедаться. Можно добавить в этот рацион большее разнообразие орехов, конфет и сухофруктов. Напитки: По 1й и 3й части, когда набор напитков был у каждого свой. Плюсы: каждый участник мог пить выбранный горячий напиток по своему усмотрению самостоятельно распределять количество сахара на дни похода напитки и сахар не были у одного участника и давали некоторую независимость можно было меняться пакетиками чая или кофе с другими участниками. Минусы: в первую очередь дежурному сложнее разливать горячую воду и ждать, пока все найдут и достанут то, что они хотят пить по той же причине разлитая вода остывает дополнительный мусор, который нужно куда-то складировать/нести с собой. Общий вес продуктов и снаряжения на группу и в среднем на человека (муж. жен.) Расчетный вес рюкзаков был в максимуме: мужской - 35 кг, женский - 25 кг. По факту. На первой части: мужской - 30 кг, женский 20 кг. Вторая часть: мужской - 33 кг, женский - 23 кг. Третья часть: мужской - 31 кг, женский - 22 кг. Распределение весов: на каждую женщину определялось 0,5 мужской нормы, но не более 25 кг. Общий вес общественного снаряжения. Снаряжения: 39 кг. В среднем М - 6,7 кг, Ж - 2,5 кг Личное снаряжение: Общий вес (с надетым на себя): 18 кг (в среднем) Специальное: 4,7 кг Ресурсы (питание+топливо): Общий вес - 150 кг Максимум на 1 мужчину: 8,9 кг (старт, после первой заброски) Максимум на 1 женщину: 4 кг (старт, после первой заброски) Среднее за весь поход: 4,2 кг/мужчину, 2,2 кг/женщину Смета затрат на поход. Расчеты в данном походе были усложнены несколькими факторами: группа добиралась в разное время, разными составами, из разных городов и стран. Продукты, аптека, ремнобор, топливо и т.д. покупались в разных странах и использовались 5 видов валюты. После основной части похода часть группы продолжала, скажем так, бонусную часть похода, что влияло на сумму расходов за продукты и топливо. Поэтому в отчете приводятся сводные данные основных трат на одного человека на поход с длительностью 35 дней с маршуртом добирания «Одесса-Алматы-Каракол-Куйлю» в одну сторону и «альплагерь Каракол-Каракол-Алматы-Одесса» в обратную. Все расходы предоставлены в долларах. Продукты и расходы на топливо составили 4,7 доллара на одного человека в день. Как видим, из сводной таблицы ниже суммарная стоимость похода на одного человека составила 685 долларов. Основные затратные статьи: дорога - почти 70 расходов и питание (продукты и топливо) - 20 от общей суммы расходов. Большую часть затрат на дорогу составил перелет - 343 доллара
Список литературы, туристических отчетов и других источников информации
KMZ-файл пройденного маршрута
Записки, снятые с перевалов
Записки Походное Творчество Короткое видео с похода с юмором, автор Дмитрий Ляпун «Литературный кастинг» Если бы однажды [чисто гипотетически предположим, хотя маловероятно] меня попросили бы написать краткое эссе о том, чего я жду от группы и от похода, я бы написала приблизительно следующее: « «. Слишком кратко. Не потому что, некогда или лень. Потому что у меня нет привычки ждать чего-то (и от людей - в первую очередь). Мне всегда везло на компании, в какую бы незнакомую и разношерстную тусовку я не попадала. Это правда. И это очень расслабляет. Ты просто перестаешь ждать от людей каких-либо подвохов, неискренности, злости (я сейчас про направленный негатив, просто не в духе иногда можно быть каждому). Ты понимаешь, что и от тебя ничего подобного не ждут, это както располагает [что ли?], и это уже половина дела. Т.е. от группы я скорее «не жду», чем «жду». Второе - ждать от похода. Честно говоря, счастливее всего меня делает тот факт, что по прошествии этих нескольких недель в непростых условиях все остались целыми и здоровыми. Спортивный успех делает это счастье абсолютным. «Ждать от похода» в моей интерпретации эквивалентно «ждать похода». И гор. Далекого недосяжного горизонта, и самого вкусного в своей жизни чая с сушеными лимонами. И того чувства, когда наконец акклиматизировалась немножко и ноги снова хотят ходить, и когда рюкзак снимаю и кажется, что улечу сейчас. И привала, его я тоже часто жду, и когда со станции уже наконец моя очередь уходить, потому что холодно блин капец и ноги затекли и нет сил уже ждать. Жду, что трава будет зеленее обычного, если спешить к ней с ледника. Но ледника жду больше. Но еще больше жду, когда согреются руки. Жду вечера, чтобы закат раскрасил эти миллионы оттенков белого в яркое. Радости простым вещам в непростых условиях и внимательности к очень важным мелочам - это я от себя жду. (Но про «ждать от себя» меня [даже гипотетически бы] писать не просили.) Алиса Дихтенко, Май 2019 «В одну и ту же Куйлю нельзя войти дважды» предупреждали нас какие-то греки. Греки придумали нам водопровод и 100500 совершенно дичёвейших мифов, и Олимпиады, и квадратный корень из двух, и марафон... Но не оставили никаких инструкций о том, можно ли войти в Куйлю хотя бы один раз (при условии, конечно, чтоб потом из неё ещё и выйти). К счастью, киргизские кони плохо считают до двух и вообще-то хотели плевать на дурацкие греческие «нельзя» (и вообще-то, если чего и хотели по-настоящему, так это свеженькой сочной морковочки). Если ты - конь, тебе можно ходить через Куйлю туда-сюда, сколько твоей конячей душе угодно. Допустим, что это раз так приблизительно шесть, ибо после двух кони обычно совсем сбиваются со счета. Итого, мне известно аж целых два способа переправиться через Куйлю: за одну ходку в девятером на красной Ниве или за приблизительно шесть ходов конем. Во втором варианте есть риск задушить в объятиях доброго незнакомого киргиза и скормить коню слишком много общаковой морковочки. Поход начинается тогда, когда ты просыпаешься в палатке утром первого ходового дня? Но это не всегда утро. Или не обязательно в палатке. Или утром и в палатке, но ещё не ходового дня. А дня, когда «Паша, а что в твоем рюкзаке?», - и мы чуть не спустили обратно вниз заброску, которую только что занесли. Или не только первого, а каждого ходового дня, когда снова 3-00 и «просыпаемся, открываем глазёны, сегодня овощи недоваренные как вы любите», и играет колонка. Или когда в первый раз идет в ход снаряжение, и Коля чинит Урал куском твоего кардалета. Поход начинается с тех пор, как закончилось акклиматизационное колечко? Или просто перестало тошнить, когда «не понимаю, почему никто не танцует?!». А если тошнить так и не перестало, потому что, так и не начинало, что тогда? Когда прошли первое определяющее препятствие. Или не определяющее, но первопроход. Когда на вершинку, где помещается одна связка, уже приходит наша третья и места хватает всем. Или ещё до того, как прошли, и монотонно считали шаги на подходе. Там, где заканчивается время, начинается поход. Когда всё равно, какой сегодня день недели или год, в какой ты стране и, к черту подробности, планета-планета какая?! Кажется, это чистый Космос. Поход начинается там же, где и плантации эдельвейсов, а цветочки растут ручейками. Или где прячется что-то, не сразу заметное. Где гнездо в камнях и птенцы, ещё совсем не похожие на птенцов. Где ночью кто-то выключает ручьи, а к обеду мутит воду в речке. Или там, где лежит совершенный камень. Ну как совершенный, просто камень, но в тебе что-то сломалось. И все камни вокруг и все не-камни, и вообще всё-всё в несправедливом неидеальном мире кажется тебе совершенным. Как снова полюбить что-то, что и так никогда не разлюбишь. И почему, как?! Поход начинается тогда, когда собралась вся группа? Когда закончили упаковывать еду. Или когда начали. Когда вышли из самолета. Когда помахали рукой тем, кто в разгар рабочей среды прибежал проводить тот самый самолет (или другой самолет, который прилетит к тому самому самолету). Когда тебя добавили в походный чатик. Или ещё раньше, когда этот чатик создали. Когда у нас есть общие шутки, когда мы наконец-то умеем различать самураев, когда «дракон» и «чихуа-хуа» - это режимы работы бензиновой горелки. Когда мне хочется знать все дни ваших рождений, хотя бы только потому, что сакраментальное «Держи рот» не поймет больше никто в целом мире. Поход начинается с общих песен. Теперь у меня есть еще одна любимая - Ледовая. И про что в ней поётся, снова-таки, понимают немногие. Поход начинается с понимания. Когда получается играть в активити, а «берг» и «понял» - говорить без слов. Поход начинается с твоего конца связочной веревки и с доверия. Не тому, что под ногами или перед глазами, а вопреки: «Подходи ближе, ещё, стоп! А теперь садись на жопу и едь в трещину.» (Как будто бы это весело. Нет, это обычно. Но без этого - совсем печаль.) Поход начинается с внимания и внимательности. Я помню все-все "Устала?" и "Промокла?". И никогда не забуду. Поход начинается-начинается-начинается, а потом хоооп... и ты лежишь на заднем сидении буханки, которое в ширину точь-в-точь по длине тебя. И не понимаешь. То ли это сидение спроектировано идеально для тебя, то ли ты для него. И как это всё?! Всё ж только вот начиналось. И как объяснить пограничнику, что у меня в рюкзаке вещи все ценные, но не совсем все вещи. Вот сухие носки, они так и были бы мокрыми, если бы их не высушил кто-то, пока я ходила в радиалку. Вот чай горячий, остывает быстро. Но можно ещё быстрее выпить один на всех. А если чай далеко, вот согревающее «Замерзла?». Вот все-все ледники, на которых мы не дежурили. Вот манка без комочков. Вот кофе с имбирём, «немного шокированные» бобры и огуречный смузи. Хм, а это что же? Ах точно, это - КУБ! Точно-точно, не цилиндр. Не треугольник, не овал, не фигня, не все-что-угодно-только-не-куб. Это - куб. Ещё есть гребаный насос (абсолютно новый, я им не пользовалась). Он очень универсальный насос, пусть будет вдруг пригодится. Так, это - снова бобры, это - снег из ботинок и из-за шиворота, вот гречка и борщ - всё из снега. А вот мои на снегу 100 шагов поторопить. Вот ветер, его много разного (но не так много, как снега): этот запутывал хвост воздушному змею, этот не давал слушать и морозил щёки, а этот на перевале ночью резко взял и стих. Веревка, её 50 метров. Было, пока не села. Но эта у нас давно. Уже точно села. Её, так чтоб не соврать, наверное, километры. Это - бесконечный ледник после Аксакала, это - озеро Башкёль, это - гребень на Ледовой песне. Вот Оперный и Приморский бульвар. Да из похода с одесситами увозишь пол рюкзака Одессы... А Саша сказал, что поход начинается с объятий. Наверное. Крепких, мысленных, мимолетных, искренних, спонтанных или долгожданных, в аэропортах или в каких-то условных точках наших GPS-ов. С удобным выступом на скальном маршруте, с необъятными долинами и даже на переправе с незнакомым добрым киргизом. И бессчетное число раз с вам, ребятушки. Спасибо за поход. Мне было хорошо, правда. И простите, когда я делала что-то недостаточно правильно или недостаточно быстро. Это совсем не означало, что я вас не люблю. Люблю и хочу вместе ещё называть перевалы «Расстыкова» В окне проносится встречный поток машин, деревья, степи, облака, посёлки и заправки... Открываю ленту и она полна горами) сезон в самом разгаре. Кто-то сходил, кто-то стартует, кто-то планирует следующей лето. А в голове крутится ещё не сформированная до конца мысль. Полная расстыковка. Поход окончен. Димон и Мур уже дома, Юличка в альплагере, Алиса уже неделю идёт вторую пятёрку в Фанах. Паша сейчас в самолёте в сторону Кавказа, а с Максом мы расстыковались сегодня, разъехавшись на разные автовокзалы... Он пошёл смотреть горные леса. Я отправляюсь домой через 3 столицы... Это все неправда, что поход заканчивается на Вокзале. Поход заканчивается так же как и начинается - объятиями. Без лишних слов. Все все понимают. И конечно все все чувствуют. Немного грустно... Но это не передать, не проявить... Когда путешествуешь один, всегда есть время подумать) Вот и сейчас. Мой маленький послепоходный отпуск (ленивое обжиралово) закончился. Пора в дорогу. Мимо мелькают километры... Вот вам "инсайт" дня) Знаете как отличить настоящего путешественника? У него нет чувства прошедшего времени. Нет, он понимает, что время идёт и понимает, что опаздывает... Нет разницы прошёл день, неделя, год... Это все одинаково. Нет разницы сколько времени вы не виделись или сколько ещё не увидитесь. Он здоровается и прощается с такой лёгкостью, что этому можно позавидовать... - ну что... Надеюсь ещё увидимся в этой жизни) - приезжай, мы тебе всегда рады!
Это только пару примеров... Эта простота, открытость, честность, абсолютное доверие. Ничто не заменит этого уровня общения. Это настолько сильная внутренняя магия отношений. Пусть и редкое общение, но такого нигде и ни в чем никогда не обрести. Может со стороны показаться, что это сухо и черство. Но Это какая то форма близости у которой нет внешнего проявления. Магия простоты путешественников. Никто не знает кто где и как будет, когда увидимся в следующий раз. Просто каждый носит тепло отношений у себя в груди. До следующих объятий. Куда нас занесёт, наивных чудаков. Не просчитать никак в запутанном сюжете. Мы уезжаем прочь, без лишних громких слов. Что б будущее с кем то где то встретить. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||