Автор: Игорь Мельник, г.Киев

Отчет о горном походе 5 к.с. по Северо-Западному Памиру совершенном с 28.07 по 21.08 2014 г. (часть 2)

Продолжение. Часть 1 здесь

Лед.Шини-бини - пер. 50 лет КПУ(2Б, 5112 м.) - лед. Сугран

Продолжение 14 дня.

После выхода на пологую часть ледника Шини-Бини продолжаем движение в связках. По леднику движемся придерживаясь левого края, так как через пару переходов ледник образует небольшой ледопад, который довольно легко обходится с левой стороны. После того как прошли мимо перевала Наблюдений и еще раз убедившись в правильности решения от него отказаться, становимся на обед в 11-30. После обеда выходим в 13-20 и доходим до слияния ледника, спускающегося с перевала 50 лет КПУ и ледника Шини-Бини. Ледник, спускающийся с перевала 50 лет КПУ в левой своей части в месте слияния образует ледопад, который легко обходится по правой части ледника, что мы и сделали. Далее следует долгий пологий подъем к перевальному взлету. В 15-50 подходим под бергшрунд справа по ходу движения от нависающего ледового карниза. В бергшрунде делаем станцию и провешиваем 1 веревку перил на седловину. Веревка довольно крутая, около 55-60 градусов. В 17-20 вся группа была на перевале. Седловина довольно широкая, много мест под лагерь. Находим лужу, в которой набираем воды, устанавливаем лагерь на высоте 5133 м. В туре снимаем записку от 1991 года.

День 15. 11.08

Выходим в 6-00. Фотографируемся возле тура и начинаем спуск по осыпи, отклоняясь немного вправо, целясь на снежник. Спуск не очень приятный. Выйдя на снежник, это оказался совсем не снежник, а выходы небольших ледовых кальгаспоров, по которым довольно удобно спускаться. Однако нам все равно нужно отклоняться вправо. В какой-то момент мы увидели небольшой выход скал, за который можно было закрепить веревку. Доходим до этого выхода, связываем вместе 2 веревки и по очереди спускаемся вправо-вниз на 100 м. Один из участников спускается с 2мя рюкзаками для того, чтобы последний участник спускался с самостраховкой ледорубом без рюкзака. От конца перил спуск до ледника был уже намного проще. В 8-20 все участники были на леднике. Дальше связываемся и начинаем движение по леднику, придерживаясь правого края. Дальше сходим с ледника, развязываемся и продолжаем спуск по карману правобережной морены ледника, который представляет из себя сначала осыпной кулуар. Далее этот кулуар расширяется, появляется чистый ручей. В 11-00 становимся на обед. После обеда, продолжая движение вдоль ручья, за 2 перехода спускаемся к леднику Сугран. Выходим на среднюю часть ледника Сугран и движемся по нему вверх еще 2 больших перехода. В 16-10 ставим лагерь на высоте 4400 м примерно напротив перевала Наблюдений.

Фото 7.01. Группа на лед.Шини-Бини

Фото 7.33. Движемся вверх по лед.Сугран

Фото 7.34. Вид на перевалы Наблюдений и Дзержинского с лед.Сугран

Фото 7.35. Место лагеря на лед.Сугран

Лед.Сугран - траверс[пер.Летавета В. - пик Кинохроники - пер.Летавета З.](3А) - лед.Гандо

День 16. 12.08

Выходим в 6-00. Движемся в связках ближе к левому (правому по ходу движения) краю ледника, так как правый борт ледника сильно разорван. На пути встречается много трещин. Поскольку мы планировали подъем на пик Летавета, то решили подниматься на восточную седловина перевала Летавета, котора ближе к пику. Да и подъем на восточную седловину выглядел гораздо более пологим, чем на западную. В 9-40 решили стать на обед в районе перевала Летавета Западный и более внимательно просмотреть путь подъема на седловину. Сразу скажу, что верхняя часть подъема плохо просматривалась. Во время обеда наметили путь и в 11-00 вышли к началу подъема на восточную седловину. Дойдя до начала подъема на перевал и немного приподнявшись, решаем начинать вешать перила, так как ледовый склон становится уже довольно крутым. Первую веревку крепим вверху на бурах, вторую на снежных пикетах. Третья веревка подходит нас к бергшрунду, на стенке которого веревку и крепим. Бергшрунд обходим справа по ходу и вешаем еще 5 веревок практически прямо вверх. Все веревки крепим на бурах. Восьмая веревка в 18-00 выводит нас под огромный бергшрунд, стенка которого была высотой метров 40. После разведки стало понятно, что справа это бергшрунд мы не обойдем. Поскольку дойти до седловины мы явно до темноты не успевали решили под эти бергшрундом поставить лагерь на высоте 4989 м.

День 17. 13.08

Поскольку план на сегодня - это подняться на перевал и поставить лагерь как можно ближе к пику Летавета, то решаем выспаться и выходим только в 10-30. В лагере делаем станцию на льду и вешаем веревку влево сначала траверсом затем вверх вдоль края бергшрунда. Еще одну веревку вешаем влево вверх вдоль края бергшрунда и она выводит нас уже на ровный склон. Далее прямо вверх еще 2 веревки выводят нас уже на гребень. Далее шли по гребню в направлении пика Летавета и в 14-00 уже ставили лагерь на высоте 5139 м. Целый день смотрели на западный склон/гребень пика Летавета, намечая путь.

День 18. 14.08

Описание радиального восхождения на пик Летавета смотреть после описания прохождения перевала Летавета.

День 19. 15.08

Утром наблюдаем продолжение плохой погоды, дует ветер, идет снег. Решаем, что сидеть на перевале смысла нет, собираемся и в 6-20 выходим в направлении перевала Летавета Зап. Спуск с него нам более известен и, глядя на ледник Гандо внизу, делаем вывод, что лучше пройти траверсом до перевала Летавета Западный и спуститься с него немного ниже по леднику Гандо, чем спускаться с перевала Летавета Вост. и затем идти вниз вдоль ледника Гандо. Так и делаем. Движение по гребню особой сложности не представляет. По пути находим старый тур, в котором снимаем записку 1991г. Через несколько переходов выходим на пик Кинохроники. С пика вешаем веревку перил и спускаемся дюльфером на седловину перевала Летавета Зап. Снега выпало много, поэтому тур найти не удалось. строим свой и оставляем записку. С перевала вниз ведет осыпной кулуар, затем склон, однако в нашем случае все было покрыто снегом, и это очень усложняло движение, так как осыпь под снегом была очень скользкая. Стоит отметить, что на пути движения возможны произвольные падения камней, так что нужно быть очень внимательными. С пути спуска мы видели озеро и сразу решили, что на этом озере сделаем обед. После того, как спустились на ледник идти сразу стало легче. В 11-00 доходим до озера, ставим тент от шатра и варим обед. Снег продолжает идти. Пережидаем непогоду и выходим в 14-30. Через переход ледник становится круче и мы переходим на правым борт ледника на осыпь и спускаемся по этой осыпи аж до ледника Гандо. Ставим лагерь в 16-00 на осыпи. Воду берем на леднике. Для этого приходилось спускаться.

Фото 8.01. Вид на пер. Наблюдений с лед.Сугран

Фото 8.02. Движемся в сторону пер.Летавета

Фото 8.03. Путь подъема по лед.Сугран

Фото 8.04. Вид назад на путь подъема по лед.Сугран

Фото 8.05. Путь подъема на пер. Летавета В., пик Летавета и траверс к пер. Летавета З.

Фото 8.06. Путь подъема на пер.Летавета В.

Фото 8.07. Подход к месту начала перил

Фото 8.08. Вид на перевальный взлет пер. Летавета З.

Фото 8.09. Вид на пик Эдельштейна

Фото 8.20. Подъем по 6й веревке

Фото 8.21. Вид на лед. Северный с подъема на пер.Л етавета

Фото 8.22. Подъем по 7й веревке

Фото 8.23. Огромный бергшрунд перед перевалом Летавета В.

Фото 8.24. Вид вниз на ле.Сугран

Фото 8.44. Место лагеря на гребне

Фото 8.45. Вид на лед. Гандо, лед.Дорофеева, пер.Каунас

Фото 8.46. Вид на пик Летавета от места лагеря

Фото 8.47. Путь в сторону пер. Летавета З.

Фото 8.48. Путь в сторону пер. Летавета З.

Фото 8.49. Путь в сторону пер. Летавета З.

Фото 8.50. Группа возле тура на пер.Летавета В.

Фото 8.51. Путь в сторону пер. Летавета З.

Фото 8.52. Памятная табличка на гребне

Фото 8.53. Путь в сторону пер. Летавета З.

Фото 8.54. Путь в сторону пер. Летавета З.

Фото 8.55. Путь в сторону пер. Летавета З.

Фото 8.56. На пике Кинохроники

Фото 8.57. Спуск по перилам с пика Кинохроники на пер.Летавета З.

Фото 8.58. Спуск по перилам с пика Кинохроники на пер.Летавета З.

Фото 8.59. Спуск по перилам с пика Кинохроники на пер.Летавета З.

Фото 8.60. Седловина пер.Летавета З.

Фото 8.61. Группа на седловине пер.Летавета З.

Фото 8.62. Группа возле тура на пер.Летавета З.

Фото 8.63. Путь спуска с пер.Летавета З.

Фото 8.64. Вид на место обеда возле озера на леднике после спуска с пер.Летавета З.

Фото 8.65. Спускаемся с пер.Летавета З.

Фото 8.66. Перевальный взлет пер.Летавета З., путь спуска

Фото 8.67. Путь спуска к лед.Гандо

Фото 8.68. Пересечение ледника к правому борту

Фото 8.69. Пересечение ледника к правому борту

Фото 8.70. Спуск по осыпи правого борта ледника

Фото 8.71. Место лагеря на правобережной морене лед.Гандо

Фото 8.72. Место лагеря на правобережной морене лед.Гандо

Радиальное восхождение на пик Летавета (3А, 6046 м.)

День 18. 14.08

Еще с вечера Игорь решил, что на пик не пойдет и будет ждать нас в лагере с ужином. Договариваемся о сеансах связи, берем рации и в 6-20 выходим впятером в направлении западного склона/гребня пика Летавета. Стоит отметить, что нам было известно только одно восхождение на пик Летавета, которое совершила группа туристов из Симферополя в 1990 г. То есть наше восхождение было вторым восхождением на эту вершину. Двигались по намеченному за день до этого маршруту, обходя бергшрунды. Дойдя до скал, обходили их слева по ходу движения по крутому льду с попеременной страховкой. При спуске на этом участке повесили 2 веревки перил. Перед вершиной начала понемногу портиться погода, поэтому на вершину мы вышли в тумане. Перед вершиной было несколько широких трещин, которые мы прошли с попеременной страховкой. На вершине были в 13-10. Вершина снежная, поэтому тура там нет и построить его не из чего. 20 минут постояв на вершине, начали спуск по маршруту подъема и в 16-40 были уже в лагере.

Фото 9.01. Начало подъема на пик Летавета

Фото 9.26. Бергшрунд на спуске

Фото 9.27. Возвращаемся в лагерь

Фото 9.28. Вид на гребень после спуска

Фото 9.29. Показан участок крутого льда, где вешали 2 веревки на спуске с пика Летавета

Фото 9.30. Путь подъема/спуска на пик Летавета

Фото 9.31. Кружками отмечены связки

Лед. Гандо - лед. Дорофеева - пер.Каунас(2А, 4785 м.) - дол. Гармо

День 20. 16.08

Всю ночь шел снег. Утром решаем выходить из района по самому короткому пути через перевал Каунас с дальнейшим спуском по долине Гармо. Однако нам предстояла нелегкая задача пересечь ледник Гандо, который представлял из себя просто нагромождение ледовых глыб и был очень разорванным. Выходим в 6-20. Утром светило яркое солнце, и погода нас радовала. От места ночевки мы поднялись на возвышенность на правой морене ледника Гандо, чтоб наметить путь пересечения ледника и наверху увидели оборудованные стоянки, которые, видимо, остались со времен Советского Союза. Путь наметили и, спустившись по осыпи к леднику, начинаем его пересекать. Часто применяем попеременную страховку, так как приходится подниматься и спускаться по коротким, но довольно крутым участкам льда. В 8-40 мы вышли на левый борт ледника Гандо и начали подниматься на морену, которая разделяет ледники Гандо и Дорофеева. В 9-30 поднимаемся к большому озеру на морене на высоте 4259 м и становимся на обед. После обеда погода портится и мы пережидаем ее. Выходим только в 1300. Пересекаем морену и выходим на ледник Дороыеева. Связываемся и движемся в направлении перевала Каунас. Ледник пологий и трудностей не представляет. В 16-00 погода снова портится и мы решаем ставить лагерь на высоте 4576 м.

День 21. 17.08

Снова всю ночь шел снег. Утром погода налаживается, но становится очень холодно. Это было наверное самое холодное утро за весь поход. Связываемся и выходим в 6-20. За 2 перехода доходим до перевального взлета и вешаем 1 веревку перил слева по ходу движения от седловины. Выходим немного выше седловины и спускаемся на нее в 9-00. Под снегом откапываем огромный тур, в котором было много чего интересного: чай, советская сгущенка, свечка и тд. Но записку мы так и не нашли. В 9-30 начинаем спуск с седловины по осыпному склону. Неудобство вызывает лишь то, что осыпь покрыта снегом. За переход спускаемся по перевальному склону и дальше движемся уже по пологому склону. В 10-00 погода портится и мы становимся на обед. Через 2 часа собираемся и снова выходим. Сыпет снег, но спуск особой сложности не представляет. Так по осыпи мы спустились аж до долины Гармо, где в 16-10 поставили лагерь на песочке рядом с чистым ручьем. Это был последний день непогоды.

Фото 10.01. Путь подъема к пер.Каунас

Фото 10.46. Карман правобережной морены лед.Гармо

Фото 10.47. Вид на заснеженный Дарвазский хребет

Спуск по долине Гармо - брод р.Киргиз-об - пос.Арзынг

День 22. 18.08

Выходим в 6-20. Движемся по правобережной морене ледника Гармо, затем ледник заканчивается, и мы спускаемся с морены. Дальше движемся по правому берегу реки Гармо аж до самой реки Киргиз-об. Недалеко от ледника проходим мимо огромного камня, на котором закреплена памятная табличка. Места, где река вплотную подходила к берегу, обходили выше. За этот день мы очень много шли по трудно проходимому лесу. Старались идти повыше, чтоб меньше продираться через хащи густого леса, однако без этого не обошлось. Иногда попадалась тропа, но большую часть времени шли без нее. В 15-30 стали на ночевку на высоте 2806 м.

День 23. 19.08

Выходим в 5-20. Оказалось, что самое сложное мы прошли вчера и сегодня густого леса было минимум. Двигались в основном по тропе и в 9-20 мы уже были у реки Киргиз-Об. Река очень мощная и бродить мы ее решили ночью. Весь день ходили искали самое подходящее место для брода и наметили место, где река разбивается на 3 рукава.

День 24. 20.08

Вышли в 4-15 и начали бродить. Первый рукав прошли стенкой. Второй и третий рукава с третьего раза перешел Сергей с водной страховкой, и мы сделали перила. Все шли брод с самостраховкой за перила и сопровождающей веревкой. Последний участник перешел так же, как и первый с водной страховкой и сопровождением. Брод длился 2 часа. Река очень мощная, но нам все равно повезло, так как воды могло быть намного больше. После брода нам оставалось лишь дойти до кишлака Арзынг, поэтому мы долго отогревались и сушили вещи после брода. Далее мимо заброшенного поселка Пашимгар по хорошей тропе в 13-00 за 4 часа от брода мы дошли до поселка. В поселке нас приютил местный житель Эшон, который нас накормил лепешками и картошкой. Мы у него переночевали и следующим утром уехали на заранее заказанном джипе в Душанбе. Путь от Арзынга до Душанбе на следующий день занял у нас 17 часов.

Фото 11.01. Язык лед. Гармо

Фото 11.35. Ждем машину

Фото 11.36. Наш транспорт от киш. Арзынг в Душанбе

Картографический материал

Картографический материал прилагается дополнительно.

Перевальные записки

Фото 3.3.1. Записка с пер. 50 лет КПУ

Фото 3.3.2. Записка с пер. Летавета Вост.

Фото 3.3.3. Записка с пика Гоголя

Фото 3.3.4. Записка с пер. ПКТ

Фото 3.3.5. Записка с пер. Ташлы

Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Поход был пройден удачно, все цели похода были выполнены. Группа получила новый технический и высотный опыт. Поход был линейным и максимально автономным. От кишлака Мук до кишлака Арзынг мы не встретили ни одного человека. Поход был пройден с большим запасом прочности. Единственное, что нам помешало пройти тот маршрут, который мы запланировали, - это перенос рейса из Киева и 4-х-дневная непогода под конец маршрута. В целом нам получилось очень удачно запланировать и пройти акклиматизационную часть. Это помогло нам пройти длинный траверс пиков Гоголя и Шапак, находясь длительное время на высотах 5000-5700 м с тяжелыми рюкзаками. Это в свою очередь помогло без проблем совершить восхождение на новую высоту 6046 м для всех участников группы. Выход по долине Гармо очень разнообразил маршрут, однако брод р. Киргиз-Об может создать большие проблемы. Особенно не рекомендуем планировать брод на период самого активного таяния снегов (начало-середина июля). Также стоит отметить, что год у нас был мало снежный. Снега было очень мало. С одной стороны это было на руку, так как не приходилось тропить и использовать снегоступы, которые проносили весь поход без дела. С другой стороны ледопады были открыты и в тех местах, где обычно есть снежные мосты, их не было. Погода была стабильно хорошей за исключением 4х дней подряд под конец похода. Все препятствия, которые мы прошли, можем рекомендовать всем группам.

Обеспечение безопасности на маршруте

Стоит отметить, что в целях безопасности группа в Киеве оформляла страховки со страховым покрытием 30000 долларов на каждого участника группы. В походе у группы был спутниковый телефон Thuraya, с которого группа отправляла SMS каждый день. В Киеве был связной, который знал наш маршрут, все контактные данные страховой компании и нашего тур оператора в

Таджикистане Памир Пикс. В случае ЧП мы могли рассчитывать на помощь вертолета, которую бы нам организовала компания Памир Пикс. У компании также были все данные о нашем маршруте, наш спутниковый номер и копии страховых полисов.

Перечень личного снаряжения

Жумар

Спусковое "стакан

Карабин - 7 шт.

Петля (120 см) - 1 шт. (широкая, не дайнема)

Прус (2 шт.) + стремя (1 шт.)

Ледоруб + грузовая петля

Кошки

Снегоступы

Ледобур - 2 шт. (буржуйские)

Лавинная лента (15м)

Трекпалки + снежные кольца

Общее

Коврик Therm-A-Rest (R-Value 3.5)

Сидушка (по желанию)

КЛМН

Очки (фактор 3) + футляр

Аптечка (личная) Гигиена + крем от загара (+50) Зажигалка (2 шт.)

Мусорные пакеты (5 бол. + 5 мал.)

Кошелек на шею + документы

Налобный фонарь + компл. батареек

Компреска

Мобильный тел

Техника (фото-видео-аудио) Обувь

Ботинки

Шлепки

Подбахильники полар (если нужны)

Бахилы (если нужны)

Одежда

Нижнее белье

Футболка для сна

Термуха: верх+низ

Носки (2 пары ходовых трекинговых и 2 пары на утепление поларовых)

Анорак

Штаны (ходовые)

Поларовые штаны (утепление, для сна)

Бафф (2 шт.)

Штаны (утепленные) самосбросы

Теплая шапка

Панама от солнца

Теплые рукавицы для работы в мокром снегу с веревкой

Виндблоковые или поларовые рукавицы ходовые

Поларовые рукавицы для утепления на бивуаке

Запас: теплые рукавицы в пакете в кармане рюкзака

Шорти

В среднем вес личного снаряжения - 15,5 кг, из которых 3,5 кг веса постоянно на себе (ботинки, ходовая одежда).

Перечень общественного и специального общественного снаряжения

Наименование

• Клей "Момент"
  • Тонкая веревка
  • Шнурки
  • Фурнитура трехщелевка (4 шт)
  • Лямка (2 м)
  • Кусок брезента (30*30 см)

Вес ремнабора - 1,2 кг

Состав общественной аптечки, предпоходная медицинская подготовка, заболевания в походе и использование аптечки

Состав общественной аптечки

Перевязочные средства

Бинт стерильный 7м х 14см

2 шт.

Бинт стерильный 5м х 10 см

1 шт.

Бинт сетчастый трубка (большой - голова, бедро)

3 шт.

1 уп

Рулонный пластырь шириной 2,5 см на тканной основе

1 рул.

Набор бактерицидных лейкопластырей (разные размеры)

1 уп.

туба 20 г

Противовоспалительные, жаропонижающие, обезболивающие, спазмолитические

Парацетамол 325 мг

12 капс. (3 сут., 1 чел. по 4 табл./сут/чел.)

Нимесулид пор. сусп. 100мг

пак. 2г

12 пакет.

Ацетилсалициловая кислота

500 мг

10 табл.

Ibuhexal 400 мг (Ибупрофен)

10 табл. (3 сут., 1 чел. По 3 табл./сут/чел.)

Дротаверин 0,04 г (Но-шпа)

20 табл. (3 сут., 1 чел. По 6 табл./сут/чел.)

Антибиотики

Ciprinol 500 мг (Ципрофлоксацин)

10 табл. (5 сут., 1 чел. По 2 табл./сут/чел.)

Аугментин 625 мг

14 табл. (7 сут., 1 чел. По 2 табл./сут/чел.)

Антигистаминные

Лоратадин

10 табл. (10 сут., 1 чел. по 1 табл./сут/чел.)

Препараты для лечения заболеваний органов дыхания

Амброксол 30 мг

20 табл. (5 сут., 2 чел. По 2 табл./сут/чел.)

Септолете пастил.

15 табл. (4 сут., 1 чел. По 4 табл./сут/чел.)

Капли в нос, глаза, уши

1 флакон

Сердечно-сосудистые

Валидол 0,06 г

10 табл. (3 сут., 1чел. По 3 табл./сут/чел.)

Аспаркам 0,35 г

10 табл. (3 сут., 1 чел. По 3 табл./сут/чел.)

Желудочно-кишечные

Нифуроксазид 0,1 г

24 табл. (3 сут., 1 чел. По 8 табл./сут/чел.)

Сорбекс 0,25 г

20 капс. (3 сут., 1 чел. по 6 капс./сут/чел.)

Церукал 10 мг (Метоклопрамид)

10 табл. (1 сут., 2 чел. по 4 табл./сут/чел.)

Регидрон

3 пак. (1 сут., 1 чел. весом 70 кг по 2 пак./сут/чел.)

Смекта 3 г

6 пак. (2 сут., 1 чел. по 3 пак./сут/чел.)

Имодиум 2 мг (Лоперамид)

10 табл. (2 сут., 1 чел. по 4 табл./сут/чел.)

Ренни гастал

12 табл. (1 сут., 2 чел. по 6 табл./сут/чел.)

Мезим форте

13 табл.

Мази, гели от ушибов, растяжений

Долобене гель 50 г

1 тюб.

Диклофенак натрия гель 40 г

Обморожения

Трентал

10 табл.

Препараты для профилактики горной болезни

Диакарб 0,25 г (ацетазоламид)

10 табл. (3 сут., 1 чел. по 4 табл./сут/чел.)

Инструменты, разное

Пинцет

Ношатырный спирт

2 мл

Хирургическое лезвие

2 шт.

Открывалки для ампул

Шприцы

2 мл - 2 шт., 5 мл - 4 шт.

Ножнички

Жгут

Перчатки нестерильные без талька нитриловые

2 уп.

Термометр

Инъекции

Кетанов р-р д/ин. 3 (30 мг/мл) 1 мл

6 амп. (2 сут., 1 чел. по 3 амп./сут/чел.)

Этамзилат 12,5 (125 мг/мл) 2 мл

4 амп. (1 сут., 1 чел. по 1 амп./сут/чел.)

Церукал 0,5 (5 мг/мл) 2 мл/ Метоклопрамид

2/2 амп. (2 сут.,1 чел. по 2амп./сут/чел.)

Дексаметазон 0,4 (4 мг/мл) 1 мл

20 амп. (4 сут., 1 чел. по 5 амп./сут/чел.)

Сульфокамфокаин 10 (100 мг/мл) 2 мл

1 амп. (1 сут., 1 чел. по 1 амп./сут/чел.)

Тавегил

0,1 (1 мг/мл) 2 мл

4 амп. (2 сут., 1 чел. по 2 амп./сут/чел.)

Фуросемид 1 (10 мг/мл) 2 мл

6 амп. (2 сут., 1 чел. по 3 амп./сут/чел.)

Лидокаин

гидрохлорид раствор 2 (20 мг/мл) 2 мл

2 амп. (1 сут., 2 чел. по 1 амп./сут/чел.)

Общий вес аптечки - 4 кг

Перчатки нестерильные без талька нитриловые

1 уп.

Предпоходная медицинская подготовка группы

Подготовка группы к походу в медицинском аспекте складывалась из 3-х составляющих:

Освоение участниками навыков оказания первой доврачебной помощи предполагаемому пострадавшему.

В связи с тем, что был запланирован автономный поход высокой категории сложности, предпоходная медицинская подготовка строилась таким образом, чтобы каждый участник группы мог оказывать первую медицинскую помощь при наиболее часто встречающихся острых состояниях, так как помощь могла понадобиться даже медику группы. В программу подготовки были включены как теоретические занятия, так и практические.

Теоретические занятия - проходили в виде семинаров. Участники получали темы, по которым готовились самостоятельно и делали доклады. После чего проводилось обсуждение.

Темы занятий:

• Травмы. Механизм травмы, клиническая картина, диагностика, лечение. Алгоритм оказания помощи при травме. Кровотечения.
  • Клиническая смерть. Сердечно-легочная реанимация.
  • Неотложные состояния. Асфиксия, утопление, поражение молнией (электрическим током), тепловой и солнечный удар.
  • Раны, ожоги, обморожения.
  • Горная болезнь.
  • Заболевания и инфекции органов дыхательных путей в горах
  • Диагностика и лечение болезней органов брюшной полости.

Практические занятия - проходили в виде отработки каждым участников определенных практических навыков и решения ситуационных задач.

Темы занятий:

• Инъекции: внутримышечные, внутривенные.
  • Десмургия (наложение покровных и фиксирующих повязок).
  • Транспортная иммобилизация и особенности транспортировки пострадавших с различными травмами и заболеваниями.
  • Ознакомление с аптечкой (проводилось на полностью упакованной аптечке, цель - научить всех участников быстро находить необходимые препараты и материалы).
  • Решение ситуационных задач из разных разделов медицины.
  • Выявление и профилактика у участников заболеваний, потенциально способных войти в стадию обострения, и как следствие лишить участника возможности продолжать поход, а группу поставить перед необходимостью оказания экстренной медицинской помощи с эвакуацией больного.

Для выявление у участников похода заболеваний было принято решение пройти диспансеризацию в Киевском городском спортивном диспансере, который установил их пригодность к участию в походе. Каждым участником похода была заполнена анкета, позволяющая зафиксировать данные о состоянии здоровья, а также была проведена индивидуальная беседа с медиком похода, направленная на уточнение данных в заполненной анкете. Кроме того, всеми участниками было пройдено профилактическое лечение у стоматолога не менее чем за месяц до начала похода, проведены курсы профилактического лечения индивидуальных заболеваний и общая витаминизация организма (за месяц до похода принимались витамины Дуовит).

Анкета

Ф.И.О.________ Общая часть.

1. Болеете ли вы чем-либо в данный момент?
  2. Есть ли у вас какие-либо хронические заболевания?
  3. Какими заболеваниями вы болели в течение жизни (начиная с детства)?
  4. Какими заболеваниями вы болели в течение последнего года?
  5. Какими заболеваниями вы болели в походах?
  6. Лежали ли вы когда-нибудь в больнице? Если да, по какому поводу? Помните ли вы точно диагноз?

Какое вам проводили лечение? Какие препараты вам назначали?

1. На какой максимальной высоте вы были?
  2. Комфортно ли вы себя чувствовали, находясь на этой высоте?
  3. Если вы себя чувствовали не комфортно, в чем конкретно это проявлялось и какие принимались меры для улучшения вашего самочувствия?
  4. Когда вы последний раз были у стоматолога? Почему так давно?:) Травмы.
  5. Были ли у вас в течение жизни какие-либо травмы?
  6. Если да, есть ли какие-то последствия (боль в покое, при движении, при большой нагрузке, ограничение объема движений)?
  7. Были ли у вас когда-нибудь растяжения связок?
  8. Были ли у вас когда-нибудь переломы, вывихи, подвывихи?
  9. Бывают ли у вас неприятные ощущения в коленных или других суставах при длительных нагрузках (беге, хождении с рюкзаком)?
  10. Было ли у вас когда-нибудь сотрясение мозга?
  11. Получали ли вы когда-нибудь сильные удары по голове?
  12. Если да, были ли последствия (головная боль, потеря памяти, тошнота, нарушение координации)?
  13. Если да, теряли ли вы после этих ударов сознание?
  14. Падали ли вы когда-нибудь с высоты больше 1 м? Операции.
  15. Делали ли вам в течение жизни какие-либо операции?
  16. Удаляли ли вам гланды? Аденоиды?
  17. Удаляли ли вам аппендикс?
  18. Удаляли ли вам желчный пузырь?
  19. Делали ли вам когда-либо операции по поводу язвенной болезни желудка или 12-перстной кишки?
  20. Делали ли вам когда-нибудь гинекологические операции? Аллергии.
  21. Есть ли у вас какие-либо аллергии? В чем они проявляются?
  22. Есть ли у вас (или были в течение жизни) аллергия на пищевые продукты? В чем она проявляется?
  23. Бывают ли у вас какие-либо необычные реакции на отдельные виды пищевых продуктов?
  24. Есть ли у вас (или были в течение жизни) аллергия на медикаменты? В чем она проявляется?
  25. Бывают ли у вас какие-либо необычные реакции на прием медикаментов?
  26. Лечили ли вам когда-либо зубы под местной анестезией? Как вы перенесли эту процедуру? Вам не было плохо? Вы не падали в обморок?
  27. Назначали ли вам когда-либо антибиотики? Как вы перенесли их прием?

Опрос по органам и системам

Опорно-двигательная

1. Возникают ли у вас боли при движении в области суставов, мышц, сухожилий?
  2. Есть ли у вас ограничение подвижности каких-либо суставов?
  3. Возникают ли у вас какие-либо боли при длительных или очень интенсивных нагрузках? Дыхательная (+ ЛОР-органы)
  4. Болели ли вы в течение жизни: бронхитом, пневмонией, туберкулезом, бронхиальной астмой (или другими обструктивными заболеваниями дыхательных путей), гриппом, ангиной, ОРВИ, гайморитом, фронтитом (или другими синуситами)?
  5. Насколько часто вы болеете «простудными» заболеваниями (ОРВИ)?
  6. Болели ли вы в походах «простудными» заболеваниями (ОРВИ), бронхитами, пневмониями, ангиной, синуситами?
  7. Насколько часто у вас бывает насморк? Характер выделений (прозрачные, окрашенные)?
  8. Бывает ли у вас боль в области надбровных или скуловых дуг, усиливающаяся при наклоне головы?
  9. Насколько часто у вас бывает першение в горле? Боль в горле?
  10. Насколько часто у вас бывает кашель? Какого характера (сухой, влажный)?
  11. Бывает ли у вас боль в грудной клетке, связанная с дыханием?
  12. Бывает ли у вас одышка? Если да, вам тяжелее вдохнуть или выдохнуть?

Сердечно-сосудистая система.

1. Болели ли вы когда-нибудь: ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью?
  2. Были ли у вас когда-либо нарушения сердечного ритма и проводимости?
  3. Есть ли у вас врожденные или приобретенные пороки сердца?
  4. Болели ли вы когда-либо тяжелой ангиной? Если да, вас лечили антибиотиками?
  5. Часто ли вы болеете (или болели раньше ангинами)? Как лечитесь?
  6. Беспокоит ли вас давящая боль за грудиной (в покое, при нагрузке, при стрессе)?
  7. Беспокоит ли вас одышка? Труднее вдохнуть или выдохнуть?
  8. Беспокоит ли вас учащенное сердцебиение?
  9. Беспокоит ли вас ощущение перебоев в работе сердца?
  10. Беспокоят ли вас: головная боль, шум в ушах, обмороки, «мушки перед глазами» Пищеварительная.
  11. Болели ли вы такими заболеваниями: гастрит, холецистит, панкреатит, гепатит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, желчнокаменная болезнь, геморрой, энтериты, колиты.
  12. Беспокоят ли вас боли в области живота (особенно «голодные», ночные, связанные с приемом пищи вообще или какой-то определенной пищи)?
  13. Беспокоит ли вас тошнота, связанная с приемом пищи?
  14. Есть ли у вас непереносимость каких-либо продуктов (или отвращение к ним)?
  15. Возникают ли у вас боли или тошнота при приеме жирной или жареной пищи?
  16. Бывает ли у вас отрыжка (горьким, кислым, тухлым)?
  17. Бывает ли у вас изжога?
  18. Бывает ли у вас ощущение тяжести в области живота?
  19. Бывают ли у вас нарушения аппетита?
  20. Бывают ли у вас нарушения стула (диарея, запор)?

Мочеполовая.

1. Болели ли вы когда-нибудь: пиелонефритом, гломерулонефритом, циститом, почечнокаменной болезнью, аднекситом?
  2. Бывают ли у вас боли в области поясницы?
  3. Бывают ли у вас боли в области паха?
  4. Бывают ли у вас боли в подвздошных областях?
  5. Бывают ли у вас боли при мочеиспускании?
  6. Встаете ли вы за ночь больше, чем 1 раз, чтобы сходить в туалет?
  7. Ваша моча всегда прозрачная, светло-желтого цвета?

Нервная.

1. Болели ли вы когда-либо следующими заболеваниями: эпилепсия, биполярное аффективное расстройство, шизофрения, депрессия и другие заболевания психиатрического спектра?
  2. Были ли у вас: невриты, невралгии, грыжи межпозвоночных дисков, спинномозговые и черепномозговые травмы?
  3. Были ли у вас когда-либо судороги?
  4. Были ли у вас когда-либо нарушения чувствительности (снижение или повышение чувствительности отдельных зон, ощущение «бегания мурашек»)
  5. Были ли у вас когда-либо нарушения координации движений?
  6. Получали ли вы сильные удары по голове?
  7. Была ли у вас когда-либо потеря памяти (даже кратковременная)?
  8. Теряли ли вы когда-нибудь сознание?
  9. Бывают ли у вас головные боли?

Составление и комплектование аптечки лекарственными препаратами. При составлении перечня и определении количества лекарственных препаратов, берущихся группой в поход, принималось во внимание то, что они должны быть достаточными и адекватными возможным неотложным ситуациям, которые могут произойти с участниками похода. Составляя аптечку был учтен предыдущий опыт участников похода, опыт других групп, а также мнения профессиональных врачей, с которыми обсуждался и согласовывался ее состав. Перечень лекарственных средств и предметов, входивших в походную аптечку приведен в таблице ниже. Основной принцип, который закладывался при комплектовании походной аптечки был давно известный и опробованный не в одном походе принцип ее многоуровневости, при котором все количество медикаментов берущихся в поход делится на несколько подразделов, а именно:

Личная аптечка, содержащая лекарства от личных "любимых" болячек, а также минимальный набор препаратов для оказания экстренной неотложной помощи, пока связочная или общая аптечка "на подходе". Кроме того, предполагается, что личная аптечка должна находиться постоянно при участнике в любое время дня и ночи в доступном месте. Таким образом, в ее состав входили:

Бинт стерильный (5м х 10 см) - 1 шт.

Бинт сетчатый рукав (маленький - нога) - 1 шт.

Эластичный бинт - 1 шт. (не менее 2м) на двоих

Лейкопластырь (ширина 2,5 см) - 1 рулон. (заклейка мозолей) Бактерицидный пластырь - 10 шт.

Ватные диски - 10 шт.

Ватные палочки - 20 шт.

Перекись водорода в пластмассовой баночке (50 мл, или 100 мл на двоих) - 1 шт.

Обезболивающее (цитрамон, ибупром) - 10 табл.

Леденцы (таблетки) от боли в горле (STREPSILS) - 1 упаковка (12 табл.).

Гигиеническая губная помада (Солнцезащитный бальзам для губ NIVEA SUN PROTECT)

Крем для защиты кожи от ультрафиолета Garnier Крем "Ambre Solaire. Малыш в тени", солнцезащитный, детский, SPF 50+, 50 мл (фактор 50) - 50 мл (один на двоих).

Любимые лекарства (про них должен знать медик).

На этапе подготовки к походу планировалась централизованная закупка всех мед препаратов, в том числе личных аптечек, что позволяло бы медику не контролировать правильность выполнения участниками описанной задумки.

• Связочные аптечки. Группа шла тремя связками и поэтому нужно было предусмотреть аптечку на связку в случае ЧП. Так, как у нас было две связки по три человека, в одной связке из троих человек была основная аптечка (с медиком) и связочная аптечка (у руководителя), в другой связке - связочная (переносилась участником, имеющим достаточные знания и опыт для использования всего ее содержимого).

Связочные аптечки были упакованы в пластмассовые мыльнички и в герметичный пакетик (легкий вес и обеспечение прочности).

• Общая аптечка составляла вполне стандартный набор на все предполагаемые случаи, ее условно можно было разделить на следующие составляющие: перевязочное, антисептики, обезболивающие, жаропонижающие, спазмолитические, сердечно-сосудистые, препараты для органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, противоаллергические, антибиотики, инъекционные препараты, мази, высотные препараты, инструменты.

Поскольку мы планировали пройти автономный поход со сложной и длительной эвакуацией в случае каких-либо проблем, аптечка также составлялась с учетом этих обстоятельств. В результате ее вес, даже после тщательной оптимизации, составлял 4 кг. Препараты для лечения рассчитывались так, чтобы можно было лечить 1-2 человека (на каждую нозологическую единицу).

Препараты для оказания первой помощи рассчитывались с учетом длительности эвакуации. Поскольку район автономный, реальной возможностью для эвакуации представлялся только вертолет, поэтому вместе со спуском до места, где он может совершить посадку, получилось трое суток. Поэтому приблизительно у нас препаратов хватало бы на 2 чел на двое суток или на 1 чел на 5 суток. Больше мы не могли себе позволить, исходя из ограничений по весу.

Заболевания в походе и использование аптечки

По счастью серьезных заболеваний и травм у участников во время похода не произошло, поэтому большая часть медикаментов так и осталась не востребованной, как медик не пытался облегчить свою ношу. Основные проблемы участников в медицинском плане сводились к элементарным потертостям, небольшим ранениям и болям в горле.

У троих участников были проблемы с натертостями на ногах от ботинок. Лечение банальное - промывание перекисью нагноения, на вечер марлевую повязку с мазью Левомеколь, на время ходьбы - подсушивающий порошок Гентаксан и лейкопластырь.

В течение похода несколько человек предъявляли жалобы на насморк (лечение - капли «Назол», «Пиносол»), боль в горле (лечение - рассасывание в полости рта таблеток с антисептиком или антибиотиком «Септолете».

Два участника жаловались на боли в области коленных суставов. Лечение:

противовоспалительные препараты в виде порошка для приема внутрь (Нимесил) и мази («Диклофенак», «Долобене»).

Группа брала с собой лекарства от горной болезни («Диакарб»), поскольку половина участников не имела предыдущего высотного опыта (6000 м), имелась опасность её возникновения. Однако благодаря правильно построенному графику акклиматизации в самом походе, обошлось без симптомов. У нескольких участников были незначительные головные боли, от которых помог «Ибупрофен».

Дополнительно, в зависимости от напряженности прошедшего дня участники получали от медика поощрительные бонусы из припасенных ништяков в виде витамина С и шипучих мультивитаминок. Но данные медикаменты носили больше психологический характер.

В целом аптечка кажется нам достаточно адекватной имеющимся рискам. Хотелось отметить то, что нужно более тщательно относиться к особенностям района проведения похода и возможным заболеваниям в этом районе.

Останавливаясь немного на упаковке и транспортировке перечисленных аптечек следует отметить, что упаковка личных аптечек была отдана на откуп участников. Основная идея, которая должна была быть реализована это быстродоступность и непромокаемость (обеспечена медиком - герметические пакетики). Что касается основной аптечки, то её наполнение было поручено медику, для чего использовались вполне удобные для этой цели «женские косметические ридикюли», которые имеют большое количество отделений, в которые можно удобно расфасовать инструменты и медикаменты по их функциональному назначению (общая аптечка). Дополнительно каждая группа медикаментов была вложена в герметические пакеты, а пакеты были снабжены наклейкой, на которой было указано к какой группе относятся данные медикаменты. Препараты, продающиеся в стеклянной упаковке были перелиты в пластиковую тару. К резервной и общей аптечкам были приложены краткие инструкции с указанием назначения каждого препарата, схемами приема, дозами и возможными побочными эффектами.

Перечень продуктов

Прилагается отдельным документом.

Комментарии к раскладке

Для данной раскладки норма на 1 человека в день составляет в среднем: на первой части 650 г, на второй части 600 г.

Суммарный вес всех продуктов на поход составляет 75,85 кг. Вес бензина - 12 кг (17 л). Вес бензина является изменяемым и учитывается вместе с продуктами как изменяемый вес.

На старте изменяемый вес на человека 3,72 кг, на второй части после заброски вес составлял: на мужчину 11,00 кг, на женщину 7,55 кг.

Для снижения веса рюкзаков, в самолете, часть продуктов, а также бензин, было решено закупать в Душанбе. Было решено закупить сахар, чай, все крупы, сладкое к чаю, то есть только те продукты, которые должны быть в любом городе, чтобы не рисковать в условиях ограниченного времени. Цени же немного выше киевских. В Киеве были посушены и запакованы все овощи и мясо для основных блюд. Также закуплен упакованный сыр, суджук, орешки, сухофрукты и леденцы на карманку (так как фасовка карманки занимает очень много времени).

При составлении раскладки применялся принцип увеличения порции пищи со временем, что позволяет рационализировать потребление и поддержать организм сытым до самого конца похода, ведь чем длиннее маршрут, тем больше резервов организма он поглощает, а их нужно чем-то восполнить. Так сухари вводились в рацион только к первым блюдам, а каши и большинство вкусностей увеличивались постепенно, сахар был заменен на сахарозаменитель (сахар употреблялся только к молочным кашам). Нельзя не сказать о том, что на порцию влиял и график похода (большая длительность части после заброски).

От заброски в середине маршрута пришлось отказаться, так что все участники похода разгружались постепенно до окончания похода. В связи с длительной второй частью при составлении раскладки было продумано равномерность и последовательность разгрузки каждого из участников.

Особенности раскладки и предложения по ее улучшению.

Многообразие блюд достигалось, в основном, изменением состава сушеных овощей, видом мяса (сушенная свинина, сушенная курятина, тушенка и сушенная рыба). Идея довольно неплохая.

Поскольку в группе чай с сахаром пили только половина участников, то вместо сахара брался сахарозаменитель, а сахар брался только к молочным кашам, что значительно уменьшило вес раскладки.

Для того чтобы во время похода еда не потеряла своих вкусовых качеств, использовались разнообразные приправы: перец (черный, красный), лавровый лист, сушеные (петрушка, укроп, баклажаны, зеленый лук), томатная паста, чеснок меленый.

Топленое масло добавлялось в молочные каши, а также для улучшения вкусовых качеств в некоторые другие.

Очень вкусным и полезным после тяжелого дня был мед.

Питьевой режим.

На завтраки и ужины группа потребляла черный чай, иногда кофе. Сушеные лимоны также очень хорошо разнообразили чай.

Кофе при добавлении сушеных сливок и сахара давал бодрости перед трудными перевалами.

На варимые обеды варились компоты из сухих ягод и фруктов.

На сухие обеды использовались шипучие витамины, также они добавлялись в воду на высоте, когда группа потребляла талую воду. Это единственное место где мы оправдано пользовались химией. Т.к. талая вода абсолютно бесполезна для организма.

Распределение веса

35,44

21,02

24,85

Вес распределялся таких образом, чтобы женщины не несли более 25 кг.

Смета похода

Курс обмена : 1 доллар - 16,00 грн., 1 сомони - 3,00 грн.

Наименования расходов

На 1 человека

На группу из

6 человек

Перевод в гривны / на 1 человека

Перевод в гривны / на группу

Дорога

Итого

14 146 грн

84 876 грн

*100 долларов - это аренда самого спутникого телефона, остальная сумма - звонки.

Самая дорогая статья расходов - это билеты и трансферы. Если покупать билеты заранее, то можно сэкономить. Первая покупка билетов была в январе у авиакомпании МАУ, и билеты тогда обошлись 5300 грн. Но за месяц до похода авиакомпания отменила рейс и пришлось покупать новые билеты авиакомпании Air Astana, стоимость которых уже обошлась в 8000 грн.

Итоговая сумма похода дана усредненная.

Список литературы, туристических отчетов и других источников информации

Отчет о горном походе 6 к.с. по Северо-Западному Памиру, 2013г, Волкова Анастасия http://www.tkg.org.ua/node/32104
Отчет о горном туристском походе 5 к/с по Северо-Западному Памиру, 2007 г. Автор: М. С. Улановский, г. Волгоград http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=2677
Отчет о горном походе 5 к.с. по Памиру в июле-августе 2006 г. Руководитель: Филипп Соколовский, г. Москва http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4532
Год: 1980 Месяц: август, автор: Кирсис Т. Город: Рига http://tlib.ru/doc.aspx?id=32485&page=1
Год: 1989 Автор: Костин С.И.
Северо-Западный Памир (хребеты Дарвазский, Академии Наук и Петра I), горный поход 6к.с., 2005г., Попов Даниил, г. Москва

Северо-Западный Памир, горный поход 6к.с., 2004г., Георгий Сальников, г. Новосибирск http://www.mountain.ru/article/article_displayphp?article_id=84