Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 1 к.с. в районе Центрального Кавказа (Республика Северная Осетия-Алания), совершенном с 21 июля по 2 августа 2019 года
Справочные сведения Проводящая организация Клуб Туристов СПбГУ (Клуб Туристов Университета) Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, 10-я линия В.О., д. 33, ауд. 18 www.ktu.pu.ru Место проведения Российская Федерация, Республика Северная Осетия-Алания, Центральный Кавказ, Пригородный, Алагирский и Заречный районы. Общие справочные сведения о маршруте Общие сведения о маршруте
с. Цми - д.р. Цмиакомдон - пер. Лья-Цми Ю. (1А, 3158 м) - д.р. Льядон - пер. Малый пер. Малый (1А, 3156) - д.р. Зригат - д.р. Закка - пер. Колота (н/к, 3287 м) - д.р. Бугультадон - д.р. Дзамарашдон - пер. Дзамараш (1А, 3647 м) - Мидаграбинский каньон - д.р. Мидаграбиндон - с. Джимара - с. Даргавс - с. Тменикау - д.р. Геналдон - с. Старая Саниба Выполненная с. Цми - д.р. Цмиакомдон - пер. Лья-Цми Ю. (1А, 3158 м) - д.р. Льядон - пер. Малый (1А, 3156 м, рад.) - д.р. Закка - с. Абайтикау - пер. Колота (н/к, 3287 м) - д.р. Бугультадон - д.р. Дзамарашдон - пер. Дзамараш (1А, 3647 м) - Мидаграбинский каньон - д.р. Мидаграбиндон - с. Джимара - с. Даргавс - д.р. Лакадон - с. Тменикау - д.р. Геналдон до лед. Майли (рад.) - пос. Кармадон Определяющие препятствия маршрута Определяющие препятствия
Состав группы Северная Осетия в качестве района похода был выбран по нескольким причинам:
На поход было сделано две заброски. Первая была организована в долине реки Закка, где мы хотели прикопать ее как можно ближе к перевалу в развалинах с. Абайтикау. Здесь планировалась полуднвка. На развалинах в этом году стоит новый дом и руины старой родовой башни активно восстанавливаются потомком, у которого мы и оставили наш ценный груз. Вторую заброску мы отправили заранее на легковой машине с последующим возвращением 2х участников в хостел Владикавказа. Она была сделана у с. Джимара, пересыпана красным перцем и упакована в несколько мешков, оставлена под густым кустом на непроходимой возвышенности (N 42’48’44.65’ E 44’22’34.62’). Логически маршрут, общая продолжительность которого (включая дни заезда и выезда) составила 14 дней + 1 запасной, на этапе планирования разбивался на три части: Акклиматизационная часть Стояла задача получить плавную акклиматизацию, поэтому километраж первого ходового дня не превышал 3 км, и первая ночевка была не выше 2040 м. Второй день также подходили под перевал и набрали не более 600 м, поставили лагерь и вышли на запланированный радиальный выход налегке до 3000 м. Благодаря плавному увеличению высоты и физической нагрузки, все участники в дальнейшем хорошо себя чувствовали. Спортивная и техническая часть В этой части было заложено дальнейшее увеличение высот и ходового времени в день. Повышении скорости хождения по осыпям, хождение по мокрым травянистым склонам, снежникам, наведение переправ, которых было множество и разной сложности. Для горного похода первой категории сложности это и есть главная цель. Вс, что проходилось за год в турклубе (тренировки на скалодроме, турсборы в Хибинах, учебнотренировочные выезды на скалы, тренировки бродов), можно было применить на практике. Ключевой точкой должен был стать перевал Дзарамаш с выходом в Мидаграбинский каньон, где участники могли применить полученные навыки перильной работы. Этот перевал являлся не только завершающим пунктом проверки подготовки, но и самой живописной частью всего маршрута. Культурная часть и отдых Из культурных достопримечательностей в конце похода было запланировано посещение некрополя «Город мертвых» в Даргавсе и Кармадонского ущелья, как памятника трагедии схода ледника Колка 20 сентября 2002 года. У начала языка ледника Майли расположены выходы геотермальных источников, сделаны несколько рукотворных ванн разной температуры. Там же располагается первый бивак перед началом восхождения на Казбек. Также хотелось бы отметить гостеприимность хозяев дома в селе Абайтикау, где можно было почерпнуть много интересного о родовых традициях, быте местного населения и узнать об особенностях национальной кухни . Изменения маршрута и их причины Запланированный маршрут был выполнен практически полностью. Исключением стал перевал Малый, который был пройден радиально. Причиной послужило отставание от графика в связи с неожиданностями на спуске с пер. Лья-Цми Южный. За группой через 2 отрога последовала свора пастушьих собак, 4 больших алабая без хозяина. Позже у местных жителей мы выяснили, что это бесконтрольные собаки, которые привыкли добывать себе пропитание самостоятельно и охранять стада от волков и медведей. Что было в голове у этих собак проверять не хотелось, а средств защиты кроме ледорубов у группы не было. Пришлось очень быстро спускаться по соседнему отрогу, делая крюк и идти не по описаниям и не самым коротким путем вниз. На вечер были запланированы 2 брода перед стоянкой, проходили их уже ближе к сумеркам, где нас застал сильный ливень. Погода радовала завидным постоянством: туманы, ливни и грозы не были неожиданностью в этой местности и неизменно приходили в долины после 18 часов. Не было ни одного участника с сухой обувью, поэтому решили потратить следующий день на сушку вещей и отдых от пережитых бурных эмоций. Перевал Малый представляет собой довольно затяжной подъм из 2х ступеней и имеет невнятные и скудные описания в отчетах на спуск. На перевальной седловине мы нашли два тура с записками и пошли по координатам GPS, чтобы найти истинный. Несмотря на разделение группы в поисках безопасного пути, спуска мы так и не нашли. Группа к тому времени уже была измотана, а предполагаемый путь не просматривался до конца и представлял собой плотный конгломерат крутизной до 30 градусов с признаками каньона. В результате потери времени встали на ночевку чуть ниже перевальной седловины и заказали заброску в соседнее ущелье. Спуск можно было найти и на следующий день, но запасной день по пищевой раскладке и по времени был уже использован на дневке и даже, если бы мы прошли перевал, то по долине следовал бы еще один ходовой день до заброски. Решили пожертвовать этим перевалом, чтобы точно успеть на главную цель маршрута - перевал Дзамараш и висячую долину ледника Мидаграбин. Финишем маршрута должна была быть Старая Саниба. Однако, оказалось, что надо обязательно сделать крюк через погранзаставу для отметки и наиболее удобным пунктом отъезда было уже с. Тменикау. Но как только мы туда дошли, началась сильная гроза, которая сильно размыла дорогу, так что, чтобы добраться до машины, пришлось идти до с.Кармадона. Северная Осетия горный 1 к.с. рук. Свириденко Е. И. 2019 г. Развернутый график движения
Проживание Хостел располагается в сорока минутах ходьбы от центра, но его отдаленность нам не мешала, так как такси до центра стоило около 90 рублей. Хостел оказался переделанной квартирой и его главными плюсами была низкая цена за ночь (400 рублей с человека), оперативные ответы хозяйки, малолюдность (мы практически ни с кем не пересекались) и возможность хранения вещей в гараже на время нашего отсутствия. Из минусов стоит отметить:
Хостел №1, г. Владикавказ, улица Кутузова 82 Телефон хозяйки - +7 928 933 3698 (Евгения Хачатурянц) https://vk.com/hostel_osetia Досуг Во Владикавказе до начала похода мы были два дня, в первый из которых оформляли потерянный багаж и регистрировались в МЧС, а во второй - докупали недостающее и отвозили в заброску. Несмотря на нашу занятость, мы успели увидеть центр и нашли пару хороших кафе. Стоит посетить приятный и живописный центральный парк имени Хетагурова с видом на Терек, посмотреть пешеходную улицу Мира, где находились рестораны, которые нам посоветовали. Один из них стал нашим любимым - чайхана Lookoom по адресу Мира 35. Нас порадовали средние цены (на одного чек на 400-500 рублей), широкий выбор еды (от осетинской и грузинской до европейской кухни), вкусное местное пиво и продуманный красивый интерьер. Другие места, которые нам советовали: кафе Лимончелло (ул. Мира 47) и кафе Магия (ул. Горького 7). Транспорт У нас была сложная схема организации забросок, связанная с разным временем прилта разных участников: трое прилетали на несколько дней раньше остальных с целью зарегистрироваться в МЧС и отвезти вторую заброску. Остальные - вечером 21 июля. От аэропорта Беслана до хостела не было организованной заброски, ходил автобус пару раз в день и можно было взять такси в среднем за 400 руб. Поэтому все участники добирались самостоятельно до места встречи - хостела во Владикавказе. Также можно было лететь не через аэропорт Владикавказа, а через Магас. Такси от хостела до Магаса стоило 1350 рублей. Было запланировано частью группы в первой половине дня 20-го июля отвезти 2ю по ходу заброску в село Джимара и отдать ее местным жителям. Однако, населенный пункт оказался малонаселен и больше похож на дачные участки, поэтому заброску прикопали. Первая заброска была отвезена в день старта маршрута 21 июля. Часть группы была оставлена в селе Цми, трое с заброской поехали в Абайтикау, чтобы отдать е местному жителю и вернутся быстрее пройдя контроль на погранзаставе у Рокского тоннеля. Заброской в горы занимался Руслан Дзодзиев, которого советовали во многих отчетах. Четко ответил на наши вопросы и, надо отдать должное, быстро среагировал и помог найти машину за один вечер, когда решили продолжить маршрут, минуя один перевал. Стоимость трансфера была следующая: LADA Priora хостел Владикавказ - с. Джимара - хостел Владикавказ (2 400 руб.) Микроавтобус «Газель» г. Владикавказ - с. Цми - с. Абайтикау - с. Цми (8 000 руб.) Микроавтобус «Газель» д.р. Льядон, с. Сахсат - д.р. Закка, за 2 км до с. Абайтикау (5 500 руб.) Микроавтобус «Соболь» с. Кармадон - хостел Владикавказ (4 000 руб.) Итого: 19 900 рублей Трансфер: Руслан Дзодзиев (г. Владикавказ) тел. +7 918 821 36 80, e-mail: ski@tseyski.ru Пропуска в погранзону Район похода входит в погранзону, и для его посещения необходимо оформлять пропуска. Заставы находятся в районе Рокского тоннеля по пути в Абайтикау, в долине реки Льядон (Нар), в Куртатинском ущелье, на выходе из Мидаграбинского каньона ближе к селу Джимара,: в Кармадонском ущелье на верхней тропе к горячим источникам. Групповой пропуск оформлялся бесплатно через портал Госуслуги, к заявке прикреплялись сканы паспортов и прочая необходимая информация. Именно в этом управлении просили в заявке писать не нитку маршрута, а район ( в нашем случае это были Алагирский, Ирафский, Пригородный и Затеречный районы). Стоит отметить, что заявку на пропуск необходимо подавать не позже 2х недель до начала маршрута. А лучше хотя бы за 3, так как готовый пропуск мы получали по почте. Проверяли нашу группу, как минимум, через день и не обязательно на заставах. Пару раз за нами специально посылали караульных, видимо, на случай, чтобы мы не заблудились. В данном районе и с нашим гендерным составом такой пристальный надзор вызывал только чувство благодарности. В конце маршрута мы уже стали узнавать в лицо сотрудников погранотрядов разных районов, а они приветливо махали нам в ответ . Был случай, когда начальник отряда просил по спутниковому телефону точно сообщить, в какое ущелье мы приняли решение идти. Спутниковая связь В качестве средства связи на маршруте использовался телефон Thuraya. К телефону у нас было три аккумулятора: два стандартных и один повышенной мкости. Аккумуляторы хранились отдельно от телефона, это позволяет сохранить их заряд. Использовали SIM-карту GNTN официального представителя Thuraya. Обычная мобильная связь была в на старте маршрута в селе Цми и в районе перевала Малый. Бензин В этот поход мы брали бензиновые горелки фирмы MSR, модели WhisperLite (3 шт). Одинаковые горелки позволили взять всего одни ремнабор для них, что очень практично. Горелки простые, в отличие от мультитопливных, соответственно риск сломаться у них ниже. Кроме того, в них под форсункой встроена иголка с грузилом (официальное название функции - Shaker Jet), так что при первых признаках засорения форсунки горелку нужно просто потрясти и она самоочистится. Большинство группы полетело на самолете, однако, двое выбрали поезд. Они и забрали весь бензин «Галоша», купленный на маршрут заранее в Санкт-Петербурге. За весь поход горелки мы не чистили ни одного раза. Страховка Страховка для группы была оформлена в страховой компании Ресо (категория СПОРТ-6: скалолазание, альпинизм, горный трекинг на высоте свыше 2000 метров) на сумму 500 000 рублей. Стоимость составила 3 495 руб. на каждого участника на 12 дней. Кроме оформления страховки для горных походов по Северной Осетии, группа была предварительно зарегистрирована через форму онлайн-заявки в МЧС. Однако, ответа по регистрации и контактов дежурного в ответ не поступило. За день до выхода на маршрут съездили в офис на ул. Международная 1. Там нас расстроили, что регистрация групп находится по другому адресу. Не стали посылать на другой конец города и дали телефон дежурного, у которого мы выяснили, что наша заявка принята. Онлайн-заявка на регистрацию туристских групп: https://forms.mchs.ru/service/registration_tourist_groups МЧС Северной Осетии Дежурный тел.: 8 867 240-54-47 Главное управление МЧС России по РСО-Алания Адрес: 362045, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Международная, 1 Телефоны:
Факс: +7 (8672) 70-75-99 Электронный адрес: 15.mchs@rso-a.ru Финансовые затраты на проведение похода
Понятия «левый» и «правый» даны в орографическом смысле, если не указано иное. Координаты приведены в системе WGS 84. Указано чистое ходовое время, если не указано иное. Произведено округление до 5 минут. Чистое ходовое время (далее - ЧХВ) дано по последнему участнику, от привала до привала, с учтом времени переправ, разведку троп и мест ночвок и т.п., если не указано иное. Северная Осетия горный 1 к.с. рук. Свириденко Е. И. 2019 г. Высотный график
Дата Техническое описание, хронометраж, фотоматериалы Перевал Лья-Цми Южный / Нар / Табагау (3158 м, 1А)
Начало нашего маршрута было в долине реки Цмиакомдон, у села Цми, куда мы приехали после организации заброски в 13:50 (фото 3.1.1). Стоит отметить, что требовалось заложить достаточное время для организации заброски в день выхода, если нужно проходить таможенный досмотр у Рокского тоннеля. На передвижение из с. Цми (выехали в 9:45), прохождение границы, организации заброски в Абайтикау и возвращение на старт у нас ушло 4 часа. И это учитывая, что заброску поехали делать только 3 человека из группы без рюкзаков: проверка паспортов, ответы на вопросы пограничников и грунтовая дорога заняла много времени. Погода ясная, безоблачно и очень жарко. Начали движение по хорошей грунтовой дороге по правому берегу реки Цмидон. Через 1,3 км (30 минут ЧХВ) подошли к хлипкому мостику из пары мокрых дощечек (фото 3.1.2), решили перебродить на левый берег так (фото 3.1.3). До брода была грунтовая дорога, теперь она превратилась в тропу на левом берегу реки, по которой мы следуем дальше. Немного выше по течению виднеются развалины села Тоборза (начало 19 - конец 20 века). Проводим небольшой осмотр достопримечательности налегке (фото 3.1.4). Дорога забирает на правый борт ущелья и отходит от реки. По пути встречается кош (фото 3.1.5), и уже через километр после развалин ставим лагерь прямо на тропе рядом с рекой (N 42’42’02.80’ E 44’00’37.20’, 2040 м, фото 3.1.6). Прошли 2,7 км за 1,40 мин ЧХВ дошли от старта до места бивака к 16:40, связи уже нет, начинает хмуриться и идти небольшой дождь. Мимо верхом проскакали 2 пастуха, которых мы встретим уже завтра выше в долине. 22 июля Подъм дежурных в 6:30, выходим на маршрут в 9:00 и продолжаем движение по тропе, уже видны разветвления и звериные тропы. По описаниям можно пойти по левому борту долины до летника, однако, мы выбираем последовать хорошо выраженной тропе на противоположном берегу, где не нужно резко набирать и сбрасывать высоту (фото 3.1.7). Легко находим место брода (N 42’42’07.33’ E 44’01’17.28’, фото 3.1.8) и выходим к летнику, рядом с которым есть мостик из 2х досок. (фото 3.1.9). За 3 перехода (230 минут ЧХВ) дошли до места ночвки на широкой поляне, поросшей ромашками, рядом течет чистый ручей (N 42’43’03.85’ E 44’03’31.76’, 2645 м, фото 3.1.10-11). Поставили лагерь, погода с утра с солнечной сменилась на облачную, облака движутся волнами и видимость постоянно меняет с хорошей, на 5-10 метровую. Пообедали и в 15:40 вышли на акклиматизационную прогулку под перевал Встречный. Взяли ледорубы, чтобы на крутых осыпных участках моренных валов можно было походить плотной группой, а также на случай снежных языков, где можно было бы тоже повторить и вспомнить, как зарубаться. За 80 минут ЧХВ по правой по ходу движения от лагеря слежавшейся морене дошли до обзорной площадки (3018 м, фото 3.1.11), к снежнику решили не идти из-за позднего времени, да и погода к вечеру окончательно стала портиться, назад мы возвращались уже в полном тумане и успели вовремя, так как к 19:20 уже началась сильная гроза, поужинали и к 21 сыграли отбой. За день набрали 605 м + прогулялись до 3х тысяч, что позволило участникам хорошо себя чувствовать в дальнейшем. 23 июля Сегодня ранний подъем - в 6:50 уже выходим на маршрут, гроза бушевала пол ночи, но на утро мы опять гуляли в облаках без осадков. Начинаем подъем по боковому отрогу на перевал, тропы нет, но полка хорошо выраженная, не перепутаешь (фото 3.1.12). Склон травянистый 15-20’ местами поросший цветущими рододендронами. Постепенно склон становится осыпным до 25’, видимость совсем низкая, двигаемся галсами не растягиваясь, иногда видны звериные тропы, сквозь туман проглядывают снежные языки в низинах. В 9:53 вышли прямо к туру на широкий гребень из разрушенной породы - седловину перевала Лья- Цми Южный (N 42’42’50.67’ E 44’04’20.30’, 3156 м, фото 3.1.13), подъм занял 138 минут ЧХВ. В туре сняли записку группы туристов из г. Москва и г. Рязань под руководством Широкова Д.А. от 21 июля 2019 г. Хотелось бы сказать, что виды прекрасные, но всюду было молоко, поэтому решили сделать чай, пока разведка ходит по гребню в поисках спуска. Воды на перевале нет, поэтому используем воду, взятую с собой снизу. Спустя час видимость немного улучшается и временами даже можно увидеть кусочки солнца и окружающего пейзажа. Мы же увидели отрог, по которому идет путь вниз, через 400 м левее по гребню от тура. Спуск с пер. Лья-Цми Южный в д.р. Льядон Спешим спуститься по отрогу в 20’ до выполаживания через 500 м, оказывается, что чуть ниже перевала пасутся кони, погода окончательно налаживается и мы понимаем, что очень вовремя. Кому-то из группы послышался лай вдалеке, через 5 минут слышали мы его уже всей группой, а еще через 3 видели вдалеке 4 точки, спешно приближающиеся к нам. Мы быстро поняли, что продолжая путь по отрогу, где ходили по отчетам предыдущие группы, мы рискуем пойти навстречу 4м алабаям, охраняющим скот. Резко уходим влево по ходу движения на 30’ травянистый склон (опираемся на ледорубы) с участками скал (фото 3.1.14), стараемся успеть выйти на более пологий участок на случай дальнейшего преследования, чтобы сбиться в плотную группу и взять на изготовку ледорубы. Нам повезло и огромные собаки не вышли на крутой участок и не стали нас преследовать, а остановились в месте, где мы резко ушли вниз. Чуть переведя дух, мы выходим к ручью и там решаем, как пойдем дальше. Стоит отметить, что далее про пастушьих собак мы узнали у местных жителей и на пограничных заставах (там эти собаки очень добродушны и порой невоспитаны, меня встречала лапами на плечах одна из таких, габариты животных очень впечатляют по отношению к человеческим). От жителя из Абайтикау, занимающегося как раз крупным рогатым скотом, мы выяснили, что такие собаки не признают никого, кроме пастуха и очень опасны, если вы находитесь на охраняемой ими территории. Эти собаки - волкодавы, которые занимаются охраной скота от диких животных, в том числе медведей и им глубоко все-равно медведь ты или человек, если ты не пастух. Все бы хорошо, но вот только пастуха, который отозвал бы собак, мы и не обнаружили: оказалось, что он там изредка появляется, а собаки питаются, чем бог пошлет. Крутой неприятный участок с мокрой травой был коротким, всего 300 м, затем опять выходим на выполаживание, где видим тропу, переходящую приток Льядона по камням, спускаемся уже вдоль него по травянистым склонам до 25’, тропа быстро исчезает в густой траве. Выбираем более менее пологий участок реки и обедаем, делясь впечатлениями (N 42’42’35.47’ E 44’05’11.14’, 2723 м, фото 3.1.14). К 15:50 продолжаем двигаться вниз и отходим от притока, так как тот начинает уходить в крутые берега, выбираем пологие участи и без труда спускаемся к 19:00 до слияния притока, Льядона и Малого Льядона (N 42’41’42.82’ E 44’05’28.62’, фото 3.2.2). Бродим Льядон с веревкой в месте его разлива на 2 рукава, течение к вечеру довольно сильное (N 42’41’42.82’ E 44’05’28.62’, фото 3.1.15) , начинает накрапывать дождь, быстро превратившийся в ливень. Чуть ниже по течению двойками бродим Малый Льядон и поднимаемся по крутой очевидной тропе на левый берег, достаем фонарики, так начинает темнеть. Первую стоянку, значившуюся в отчетах, мы прошли, так она заросла высокими лопухами и показалась низиной, прошли дальше и встали на полке рядом с тропой, не доходя километр до развалин Тапанкау (N 42’41’31.21’ E 44’05’13.19’, 2169 м, фото 3.1.16). Спуск к воде не очень удобный, но зато точно сухо, в отличии низины с лопухами :). Лагерь разбили почти к 20 часам, ливень был хоть и коротким (около часа), но вымокли мы все хорошо, сухой обуви не было ни у кого, как и возможности просушиться у костра, все устали. Поужинали уже в густом тумане и к 22:30 легли спать. 24 июля Спим до упора, используем запасной день для отдыха и просушки обуви в первую очередь. Рядом со стоянкой были тоже развалины, которые мы не заметили вчера. Также нашли еще один спуск к воде, где есть пологий галечный пляж, чем все и воспользовались для стирки и купаний. Мобильной связи нет, хотя населенные пункты же довольно близко. После обеда часть группы пошла разведать путь начала подъема завтра. В 10 минутах хоть бы по тропе от стоянки мы нашли сколоченный стол с навесом, а чуть ниже располагалась местная святыня (N 42’41’20.82’ E 44’04’55.15’, фото 3.1.17). Именно в этот день в Осетии был праздник и за столом находилось 2е мужчин. Учитывая культурологические особенности данного региона, девочки остались ждать , а двое мальчиков пошли поздороваться и спросить про дорогу. Только спустя час мы смогли вернуться на стоянку! У местных жителей был праздник, сотни людей приезжают к святым местам (развалины - это села и родовые башни, принадлежащие разным фамилиям), чтобы почтить память предков. Для этого и строятся у таких мест подобные сооружения. Чтобы отдать дань уважения, просто так участникам уйти не удалось, с ними разделили трапезу, а остальной части группы подарили кусочек баранины и пирог с домашним сыром. Завхоз расстроился, но пирог съел
Фото 3.1.1 - Группа на старте маршрута. Село Цми, павый берег р. Цмидон
Фото 3.1.2 - Хлипкий мостик через р. Цмидон
Фото 3.1.3 - Автомобильный брод через р. Цмидон
Фото 3.1.4 - Вид на разв. Тоборза и старт маршрута
Фото 3.1.5 - Возвращение с осмотра развалин Тоборза. Движение вверх по долине реки Цмидон
Фото 3.1.6 - Место ночвки на левом берегу р. Цмидон
Фото 3.1.7 - Движение вверх по долине реки Цмидон
Фото 3.1.8 - Место перехода р. Цмидон на правый берег
Фото 3.1.9 - Летник на тропе по правому берегу р. Цмидон
Фото 3.1.10 - Вид на место ночвки, начало подъма на пер. Лья-Цми Ю.(синим).Зелным - направление радиального выхода в цирк перевала Встречный (1Б)
Фото 3.1.11 - Акклиматизационный выход в цирк перевала Встречный.
Фото 3.1.12 - Подъм на пер. Лья-Цми Южный
Фото 3.1.13 - Группа у турика на пер. Лья-Цми Южный
Фото 3.1.14 - Путь спуска с пер. Лья-Цми Южный
Фото 3.1.15 - Брод р. Льядона
Фото 3.1.16 - Место ночвки на правом берегу р. Льядон
Фото 3.1.17- Святыня, почитаемая осетинами на правом берегу р. Льядон. На заднем плане развалины Тапанкау. Перевал Малый (3156 м, 1А)
Подъм на пер. Малый 25 июля Сегодня планировался длительный ходовой день, поэтому дежурные встали в 4, а в 6:20 мы начали движение по тропе ко вчерашнему столику, ниже по течению реки видно большое отдельно стоящее дерево в районе развалин на противоположном берегу (это тоже святое место). Не доходя метров 20 до столика, начали набирать высоту по 20’му склону по росе. Трава по колено, иногда пользовались конной тропой, но она пропала довольно быстро, траверсируя склон в южном направлении. Перевал Малый представляет собой несколько ступеней (фото 3.2.1):
По пути под перевальным взлетом есть отличное место под палатки на выполаживании у ручья (N 42’40’55.15’ E 44’06’31.50’, 2909 м). От 2го участка, где было плато до него 190 минут ЧХВ. Делаем там привал и по слежавшейся средней осыпи через 80 минут ЧХВ выходим в 12:50 на широкую осыпную седловину перевала (до 10 м), воды нет. В туре (N 42’40’50.61’ E 44’06’57.63’, 3207 м, фото 3.2.4 ) сняли записку группы туристов ТК «Ратибор» из города Ставрополь под руководством Кривоногова В.Г. от 13 июля 2013 г. Однако, по имевшимся у нас данным, седловина должна была находиться на 450 м на Северо-Восток, о чем и указываем информацию в записке в найденном туре. Огибаем вершину 3198,2 и находим еще один тур (N 42’40’55.23’ E 44’07’07.09’). В туре лежит более свежая записка группы Нижегородского Горного Клуба 28 июля 2018 года под руководством Николенко и Хикматова, оставляем там свою. Они предупреждали, что вслед за предшествующей их группой, не смогли найти точное местонахождение перевала и оставили записку в туре южнее. По наши данным, мы тоже не дошли, поэтому разделяемся на пары: кто-то делает перекус, кто-то идет на разведку безопасного пути вниз. Трое налегке отправляются на скальную часть гребня в поисках истинного тура, которого мы так и не нашли (фото 3.2.5). Вдоль всего хребта стоят пограничные туры, высотой с человека. На поиски тура и спуска у нас ушло 3 часа, очень задержались, а когда выбрали место спуска, решили пройти разведкой чуть дальше, хотя бы до места, где он просматривается. Пройдя 200 метров по низине на юго-запад вниз, понимаем, что долго так идти вся группа точно не сможет и есть риск упереться в каньон без полок и доступа к воде уже затемно. Пройденный участок жесткого конгломерата до 30’ позволил просмотреть не более 300 метров вниз такого же уклона с признаками каньонов (фото 3.2.6). В 16:25 решаем, что ночуем на перевале, спускаемся к 17:35 на первые же доступные полки, которые проходили сегодня, где можно недалеко сбегать за водой (N 42’40’52.45’ E 44’06’43.34’, 3025 м, фото 3.2.7). Группа сильно расстроена, пока готовится ужин, занимаемся продумыванием плана на завтрашний день. Варианта было 2: либо мы сможем быстро организовать заброску и продолжить запланированную часть маршрута в пределах графика движения, либо на следующий день начинаем заново поиски спуска с перевала, однако теряем день даже если благополучно спускаемся (в том числе и по продуктам, так как запасной мы уже потратили на сушку и отдых). Начиная с выполаживания на 2й ступени подъма на перевал Малый была связь, мы смогли созвониться и договориться о трансфере в 13:00 из ущелья Льядона в долину реки Закка, куда планировали выйти уже сегодня. Спуск с пер. Малый к трансферу в д.р. Закка 26 июля Незапланированная высокая ночевка дала возможность насладиться завтраком с прекрасными видами, поэтому вышли только в 7:15 . Спускаемся по пути подъма до с. Сахсат, где нас будет ждать машина. Рядом с селом есть деревянный мост, которым мы воспользовались, чтобы перейти Льядон (N 42’40’51.20’ E 44’04’07.36’, 1955 м, фото 3.2.8) Спуск от места стоянки до грунтовой дороги у села Сахсат занял 230 минут ЧХВ, на месте (N 42’40’49.24’ E 44’03’55.73’, 1932 м) мы были в срок и даже успели пообедать в такой же беседке у руинов Тапанкау. Нас забирает газель, по дороге из ущелья мы проходим очередную пограничную заставу, на Транскавказской магистрали - полноценный таможенный досмотр, и перед поворотом в Рокский тоннель еще 1 пункт. Наконец, успешно добираемся к 15:30 до места автомобильного брода р. Закка (фото 3.2.9), за 2 км до развалин Абайтикау, где нас должна ждать продуктовая заброска у местных жителей. К 16 часам добрались до места ночвки и встали прямо на пастбище у реки на виду у пограничников (N 42’39’56.34’ E 44’10’15.92’, 2245 м, фото 3.2.10), которые уже встречали нас в Абайтикау. Все вопросы уладились и нам дали добро на подъм на перевал Колота с четкими указаниями сообщить, в каком направлении мы решим идти после перевала - в ущелье Дзамаршдона или же дальше по Куртатинскому. Абайтикау представляет собой такие же развалины родовых башен, какие мы видели уже с начала нашего путешествия. Когда планировалась заброска, не было сведений, что там кто-то живет. Однако, на развалинах был свежепостроенный дом и принадлежит он потомкам, жившим здесь и восстанавливается их семьей. Хозяева дома Дзаур Бесликуев, его жена Ирма, а также вся их семья оказали радушный прим и абсолютно бесплатно (очень обиделись, когда предлагали деньги) накормили до отвала всю группу специально пригтовленными для нас пирогами с домашним сыром! Это был второй раз, когда мы узнали о гостеприимстве и очень много о традициях осетинов. Отказаться вежливо и рано уйти было опять очень трудно, поэтому отбой был только в 22:30.
Фото 3.2.1 - Путь подъма на пер. Малый. Вид на спуске с пер. Лья-Цми Ю.
Фото 3.2.2 - Путь спуска с пер. Лья-Цми Ю. (красным - нашей группы, белым - ходят по описаниям). Путь подъема на пер. Малый
Фото 3.2.3 - Перевальный взлет пер. Малый со стороны д.р. Льядон, вид на возможные места ночвок у родника
Фото 3.2.4 - У турика на перевале Малый
Фото 3.2.5 - Поиски истинного тура на скальной части пер. Малый
Фото 3.2.6 - Попытка спуска с пер. Малый
Фото 3.2.7 - Место ночвки под перевальным взлеом на пер. Малый. Вид в сторону д.р. Льядон
Фото 3.2.8 - Спуск с пер. Малый в д.р. Льядон. Мост и выход к заброске
Фото 3.2.9 - Место выброски группы у моста через р. Закка
Фото 3.2.10 - Место ночвки в Абайтикау в д.р. Закка Перевал Колота/Куртатинский (3287 м, н/к)
в 8 утра выходим на маршрут, двигаемся вдоль правого притока р. Закка, перехо- дим железный мостик, через 200 м выше по течению переходим приток снова и набираем в бутылки воду, стекающую напрямик из-под перевала Колота. По грунтовой дороге начинаем довольно утомительный подъм по старому серпантину вдоль ЛЭП. Грунтовая дорога, видимо, служила для е строительства и обслуживания, сейчас же заброшена, местами осыпалась и поросла травой (фото 3.3.1). Стоит солнечная жаркая погода, поэтому идм по 30 минут. Воды на подъме нет, склоны равномерные и пологие, без сильных перепадов 15-20’, от травянистых внизу до слежавшейся мелкой осыпи ближе к перевальной седловине. За 6 ходок (215 минут ЧХВ) выходим в 12:45 на широкий хребет и сам перевал. Останавливаемся у большого пограничного тура, подобного увиденному на перевале Малый (N 42’41’21.08’ E 44’10’30.45’, 3307 м, фото 3.3.2). Отдыхаем, делаем перекус и фотографируемся, отсюда открывается очень хороший обзор массива Тепли (фото 3.3.3) На самом перевале есть снежники, но как таковых, источников воды тоже нет, однако, очень много ровных мест для ночвки. Спуск с пер. Колота В 14:00 начинаем движение по грунтовой дороге до большой опоры ЛЭП, где она резко обрывается. Забираем чуть выше и правее по ходу движения в поисках выполаживания, тропы нет. Через 600 метров начинаем спуск, первые участок (300-400 метров) траверсируем страхуясь ледорубом по средне-осыпному склону в 30’ (фото 3.3.4). Далее идет выполаживание от 15 до 20’ и по снежникам и старым моренным валам, а потом уже и задернованным склонам выходим к интересному ручью, где 2 потока сливаются в один, причем один - чистейший прозрачный, а второй - выраженного кирпичного цвета (N 42’41’58.32’ E 44’10’21.33’, 2772 м, фото 3.3.6). Куртатинское ущелье славится выходами минеральных вод и здесь находятся Хилакские источники, насыщенные железом. Бродим ручей уже в тумане к 16:30 (115 минут ЧХВ от седловины), продолжаем движение по заброшенной грунтовой дороге, которая зигзагами ведет к реке Бугультадон. Решаем пройти подальше запланированной стоянки, пока позволяет световой день и движемся вдоль потока, который постепенно переходит в разливы. Мы не встретили не одного моста по пути. К 18:30 ставим лагерь не доходя левого притока Бугультадона - реки Хардотчин 0,5 км (N 42’42’29.85’ E 44’10’59.13’, 2400 м, фото 3.3.5) на большой поляне рядом с галечным берегом реки. Ужинаем в тумане, на другом берегу реки проходит грунтовая дорога к Хилакским источникам. Погода позволяет направиться завтра в ущелье Дзамараш, так как нет постоянных затяжных дождей, которые бы вызывали сели или делали дорогу по конгломерату и скалам опасной. Сообщаем по спутниковому телефону о своем решении пограничникам и ложимся спать в 22:00. 28 июля Подъм в 6 утра, погода ясная, но временами наплывает туман. Движемся по тропе вниз по реке в поисках выхода на грунтовую дорогу, идущую по левому борту ущелья. Спустя километр от стоянки выходим к прижиму реки, забирая чуть выше минуем его и выходим на хорошую грунтовую дорогу (фото 3.3.7). По пути встретили единственный мостик и то утопленный. Пройдя 8 км (140 минут ЧХВ от места ночвки) по грунтовой дороге вниз по Куртатинскому ущелью, выходим к вилке рек Бугультадон и Дзамарашдон, сливающихся в один поток реки Фиагдон (фото 3.3.8).
Фото 3.3.1 - Подъм на пер. Куртатинский/Колота
Фото 3.3.2 - Выход на седловину пер. Колота
Фото 3.3.3 - Вид с пер. Колота в сторону д.р. Бугультадон
Фото 3.3.4 - Спуск с пер. Колота в д.р. Бугультадон
Фото 3.3.5 - Спуск с пер. Колота в д.р. Бугультадон
Фото 3.3.6 - Брод ручья на спуске с пер. Колота
Фото 3.3.7 - Куртатинское ущелье, прижим реки Бугультдон и выход на грунтовую дорогу
Фото 3.3.8 - Долина реки Фиагдон. Место слияния Бугультадона и Дзамарашдона Перевал Дзамараш (3647 м, 1А)
Спуск через каньон повышает сложность перевала и требует знания перильной техники или хорошее личной техники. Каньон имеет 3 ступени бараньих лбов и простых скал, где нужно быть предельно аккуратными. Спуск в долину Мидаграбиндона по крупноблочной подвижной осыпи проходили частично плотной группой, частично поочередно, прячась за большими стабильными «чемоданами» В одном туре нашли 2 записки: группы туристов Нижегородского Горного Клуба под руководством Турченко М. от 22 августа 2018 г. группы туристов из г. Армавира под руководством Штилевого А.А. от 8 июля 2019 г Подъм на пер. Дзамараш Грунтовая дорога огибает водораздельный хребет и спускается к мостику через Дзамарашдон (ниже по течению видно погранзаставу), мы проходим мимо, и сразу заворачиваем направо по ходу движения. Сегодняшний день будет богат на броды В 11:40, минуя шлагбаум с табличкой, что находимся в погранзоне, менее пяти км до границы, движемся по грунтовой дороге вверх по долине. Через 10 минут ЧХВ дорога ведет вброд через речку, рядом находится деревянный пешеходный мостик с окрашенным желтым поручнем. Переходим реку Дзамараш на правый берег, рядом стоит летник (N 42’44’09.53’ E 44’14’20.88’, 2021 м, фото 3.4.1). Через 500 м бродим по камням речку Сыхра (фото 3.4.2). На правом берегу реки видим прижимы, через 0,5 км выходим к очередному броду Дзамарашдона, где он разделяется на 3 потока, через наиболее бурный перекинута покореженная железная конструкция. Бродим все потоки в кроссовках двойками, так как течение в основном русле довольно сильное и чуть не доходит до колена. (N 42’43’33.22’ E 44’14’46.75’, 2140 м, фото 3.4.3). Перейдя реку, продолжаем движение по дороге, которая начинает сужаться, превращаясь в тропу, заросшую высокой травой. Через 1,5 км выходим к левому притоку Дзамарашдона, берущему сво начало с вершины Сивераут. Приток и саму реку мы пересекли по хорошим свежеокрашенным мостам с желтыми поручнями (N 42’42’46.57’ E 44’15’11.55’, 2330 м, фото 3.4.4). В отчете 2017 года эти мосты полностью смыло, из чего делаем вывод, что за ними хорошо следят и ремонтируют. Доходим до скальных прижимов к реке и делаем обед. В 15:50 начинаем движение по хорошо натоптанной тропе, исчезающей в облаке и серпантином уходящей вверх по травянистому склону 30’ (фото 3.4.5), через 300 м вышли на поляну. Внизу справа по ходу движения шумит река Дзамараш, начинаем траверсировать склон, поросший травой. Ногу на травянистые кочки ставить очень неудобно, видимость ухудшается из-за тумана, склоны 15-20’ изобилуют скальными выходами, кажется, что река находится очень далеко и высоко от нас (фото 3.4.6). В отчетах фигурировал охотничий домик, но мы, видимо, прошли ниже него. Начинает смеркаться, ставим на навигаторе точки удобных полок для 3х палаток, чтобы если что, вернутся и поставить лагерь. Через 1,5 км, в 19:00 перед началом прижимов реки находим полку, где решаем остановиться, так как идти дальше уже небезопасно (N 42’42’47.08’ E 44’16’40.77’, 2822 м, фото 3.4.7) Буквально на 15 минут открывается окно в облаке, где мы, наконец, видим отвесный левый борт ущелья Дзамарашкан чрной горной породы и самое главное - безопасный спуск к воде. Группа радуется ужину после длительного ходового дня. 29 июля В 7:15 выходим со стоянки, небо абсолютно чистое, теперь ущелье предстат во всей красе и четко понятно, что уже стоит начать подъм, удаляясь от реки, чтобы обойти неприятные участки обрывистых берегов (фото 3.4.8). Травянистые склоны сменяются моренными валами и снежниками (фото 3.4.9) На подъме мы пересекаем 2 источника воды: ручей еще на травянистом склоне (N 42’43’03.02’ E 44’17’07.50’) и речку, стекающую с перевала Цариут, которую бродим и набираем воды. Здесь пологие места и отличное место для стоянки. Больше по пути мы не встречаем источников, кроме стоячих мелких озер и снежников. Дальнейший путь проходит по дну долины, придерживаясь ее правого борта на восток по камням морены и снежникам. Склон справа в некоторых местах камнеопасен, близко к склону не подходим, назначаем наблюдающих, идм по наиболее пологому пути до скальных останцев слева по ходу движения (фото 3.4.10). От останцев начинается перевальный взлет, берем направление на север и обходим их справа по ходу движения по 25’ осыпному склону плотной группой, траверсируем осыпь широкими галсами в направлении перевала. К 13:25 (310 минут ЧХВ от места ночевки) вышли на узкую седловину перевала Дзамараш - главную цель нашего похода. Стоянка здесь возможна в аварийном случае, есть пара мест под палатки и начало снежного карниза для топки воды, ветрено, но виды превосходные (N 42’43’56.15’ E 44’18’53.43’, 3638 м, фото 3.4.11). С перевала просматривается длинный язык ледника Мидаграбин, вершины Зейголанхох (4312 м), Шаухох (4636 м) и Джимара (4780 м) - вторая по высоте после Казбека вершина Северной Осетии Турика на самом перевале нет, его нашли слева на гребешке, снимаем 2 записки: группы туристов Нижегородского Горного Клуба под руководством Турченко М. от 22 августа 2018 г. группы туристов из г. Армавира под руководством Штилевого А.А. от 8 июля 2019 г. Спуск с пер. Дзамараш в висячую долину лед. Мидаграбин В 14:22 начинаем спуск по снежному склону в обвязках с ледорубами, двое в кошках с подготовленными бурами. Сначала на 3 такта, потом просто делаем ступени. Стараемся идти быстро придерживаясь правой стороны гребня. Слева видим свежие следы камней, на перевале наблюдали, как несколько упали со скального гребешка. (фото 3.4.12). На снегу видны отчетливые свежие следы спуска предыдущей группы, двигаемся по ним, доходим до ледового участка (фото 3.4.13). По отчетам, если год бесснежный и лед оголяется, то имеет смысл провесить пару веревок по 30’ склону, если у всей группы нет кошек. По факту оказалось, что и вкручивать буры некуда, корка очень тонкая, но и идти по ней без кошек, как минимум, неприятно. Нам повезло, слева обнаруживается вытаявшая морена, по которой можно быстро спуститься всей группе. Движемся плотной группой, так как камни находятся на льду и довольно скользко (фото 3.4.14). Дальнейший путь не представлял сложности и мы без труда по снежникам и моренным валам, бродя грязевые ручейки вышли под вершину Хицан, к месту нашей запланированной стоянки. Рядом было очень красивое озеро, на берегу которого кто-то соорудил солнечные часы из белых камней (N 42’43’52.10’ E 44’20’23.34’, 3247 м, фото 3.4.15, 3.4.16). Спуск с перевала до стоянки занял 1,5 часа ЧХВ и в 16 мы уже ставили лагерь. Место стоянки потрясающее, но очень ветреное. В висячей долине ощущение, что стоишь на огромном футбольном поле, окруженном трибунами-хребтами, только выше 3000 м . Существует 2 варианта спуска к Мидаграбинскому каньону:
Подробного описания этого выхода в отчетах не нашлось, поэтому лагерь еще ниже сегодня ставить не хотелось. Дежурные готовят ужин, назначаются 3 наиболее опытных человека для разведки пути выхода к реке Мидаграбин, минуя ледник. Руководителю удобно с полки под в. Хицан наблюдать и контролировать передвижения разведгруппы по рации. Из-за моренных валов не всегда видно, есть ли смысл набирать высоту, если там нет выполаживания (фото 3.4.17). Изначально планировалось пройти правым бортом речки по осыпи, визуально там была хорошая полка, но пройдя за перегиб стало ясно, что крутизна спуска доходит до 35-40’ живой осыпи. Поэтому разведчики немного прошли по реке - не особо приятно, но явно безопасней, чем поверху, водопадов и скальных выходов нет. Радуемся, что ночь ясная и не предвидится осадков: завтра предстоит много бродов, о которых предупреждалось в отчетах, как о серьезных препятствиях. В отчете туристско-спортивного клуба «Вершина» г. Волгоград от 2017 года, группа 4й к.с. не смогла подойти к спуску в каньон из-за сильного разлива реки после обильных осадков (выше по течению на разливах было зыбучее дно) и была вынуждена отступить. 30 июля Подъм дежурных в 4 утра, выход в 6:20. Сразу от стоянки бродим разливы левого притока Мидаграбиндона и начинаем двигаться по пути вчерашней разведки (фото 3.4.18), обходим по моренам небольшой водопад и спускаемся к началу спуска по руслу 2го левого притока (фото 3.4.19). Слева конгломератные склоны с большими булыжниками и пройти этот участок необходимо как можно быстрее, чтобы выйти к правому берегу. Выбираем удобные участки, обходя прижимы, несколько раз бродим этот приток (фото 3.4.20). Выходим к основной реке Мидаграбиндон, вытекающей из-под ледника, вода мутная. По описаниям, можно пройти левым берегом, но решили придерживаться центра долины, учитывая, что осадков не было и река утром относительно неполноводна. Через 145 минут ЧХВ от лагеря подходим к броду, налаживаем переправу на правый берег (N 42’44’08.91’ E 44’21’06.12’, 2980 м, фото 3.4.21). Дальше идем в кроссовках, так долина пронизана ручьями и широкими разливами. Вспоминая отчет 2017 года, к правому борту не подходим во избежание зыбкого дна. Разливы широкие и мелкие, но возле берегов встречаются глубокие подмытые участки, бродим двойками (фото 3.4.22). Наконец, к 9:40 выходим к последнему и самому полноводному широкому броду рядом со входом в каньон и налаживаем переправу с челночной веревкой, вода уже доходит до колена и сбивает с ног (N 42’44’19.74’ E 44’21’11.14’, фото 3.4.23).
Фото 3.4.1 - Мостик через Дзамарашдон, летник
Фото 3.4.2 - Брод речки Сырха
Фото 3.4.3 - Брод Дзарамашдона. Справа железный мост через 1 разлив.
Фото 3.4.4 - Мосты через Дзарамашдон
Фото 3.4.5 - Начало подъма в ущелье Дзамарашкан
Фото 3.4.6 - Характер склонов правого борта долины реки Дзамарашдон
Фото 3.4.7 - Место ночвки в ущелье Дзамарашкан
Фото 3.4.8 - Правый борт ущелья Дзамарашкан
Фото 3.4.9 - К перевалу Дзамараш
Фото 3.4.10 - Перевальный взлт пер. Дзамараш
Фото 3.4.11 - Группа на пер. Дзамараш
Фото 3.4.12 - Путь спуска с пер. Дзамараш
Фото 3.4.13 - Спуск с седловины пер. Дзамараш по снежникам до вытаявшей морены
Фото 3.4.14 - Спуск с пер. Дзамараш по вытаявшей морене
Фото 3.4.15 - Место ночвки под в. Хицан (справа) в висячей долине лед. Мидаграбин
Фото 3.4.16 - Висячая долина Мидаграбиндона, вид на запад в сторону пер. Дзамараш
Фото 3.4.17 - Путь спуска к Мидаграбинскому каньону слева от в. Хицан
Фото 3.4.18 - Путь спуска к Мидаграбинскому каньону слева от в. Хицан
Фото 3.4.19 - Путь спуска к Мидаграбинскому каньону по руслу притока
Фото 3.4.20 - Броды притоков Мидаграбиндона
Фото 3.4.21 - Первый брод Мидаграбиндона
ото 3.4.22 - Броды разливов Мидаграбиндона. У правого борта долины (на заднем плане) возможно зыбкое дно.
Фото 3.4.23 - Второй брод Мидаграбиндона у выхода в каньон Прохождение Мидаграбинского каньона «В каньоне провешиваем по бараньим лбам сначала одну 25-м веревку (сдергивание через петлю на крюке), затем, через 100 м тр.-ос. склона - вторую (50 м). По нашему мнению, на подъем в сухую погоду эти участки можно пройти пешком. Ниже второй веревки выходим в уютное место у относительно ровно текущей реки - на террасу между двумя устьевыми ступенями. Зеленые поляны, чистые ручьи - замечательное место для лагеря» Из отчета Голубева М.В. о походе 4 к.с. в 2008 г. Так вот: по нашему мнению, первую ступень без веревки пройти нельзя, особенно в походе 1 к.с., собственно, как и все последующие. Во-вторых, крюков сейчас значительно больше, что не может не радовать группу без скальных инструментов. Кстати, на случай отсутствия крюков или небезопасности станции мы экономили часть продуктовой раскладки, чтобы пойти обратно на Дзамараш, так как более простого выхода из висячей долины не существует. Группа была готова к такому исходу, но отказалась от запасного перевала Гачик в пользу висячей долины и потрясающего ледника. Узнать о наличии крючьев нам помог свежий отчт о 1 к.с. прошлого, 2018 года. Крюки ежегодно подновлялись, кто-то подбивал, кто-то заменял один из них. В итоге на первой станции их стало 3, нам оставалось только проверить их состояние, не расшатаны ли они. В-третьих, уютное место не очень уютное из-за нависающих отвесных стен конгломерата с впаянными камнями и больших «чемоданов» на дне террасы. А еще там нет «чистых ручьев». Справедливости ради, чтобы не ставить ветрозащитных стенок, в их бывших руслах мы ставили горелки, так как ветер в ущелье очень сильный и порывистый. Выше реки, стекающей в узкий желоб в скалах, находится единственное место подхода к первой станции - полочка под скальной стеной (фото 3.5.1) С нее открывается вид на травянистую террасу и путь к третьему поясу бараньих лбов (фото 3.5.2). К первой станции мы подошли к 11:40, на данный момент там было 3 крюка, 2 из которых совсем новые и хорошо забиты, не расшатаны, на крюках висят старые репшнуры, делаем фиксированную станцию на 3х точках из своего расходника (фото 3.5.3). На старой станции висит такая же старая веревка с узлами для подъма. Мы пользуемся своими, провешиваем перила по гладким скалам бараньих лбов крутизной до 45’ (фото 3.5.4). Лидер идет вниз около 35 м с рацией, спускается на внутренний скальный угол, где слежавшейся осыпью образована полка шириной 3-4 м, есть пара удобных выраженных больших камней (фото 3.5.5). Трое человек спускаются к нему, выпускаем его на страховке (стропа на камне) разведать спуск, который отсюда не просматривается. Есть 2 пути: выше по тропе направо и ниже слева, траверсируя бараньи лбы над обрывом по полочке скально-осыпного склона. В отчетах здесь ходят на личной технике: пройти и правда можно, нога не скользит, путь удобный, но очень смущает ревущая внизу река. Путь слева верный, лидер находит станцию на песочных часах, где тоже осталось несколько старых расходных репшнуров и четко ясно, как спускаться до пологой тропы. Только теперь можно снять наши перила с первой станции, оставленные на всякий случай. Один человек возвращается с веревкой на жумаре на верхнюю станцию. По рации начинаем координировать спуск остальной части группы на 2ю полочку. Далее спускается вниз, сдергивая веревку, провешиваем перила к 3й станции, идем на прусике до участка простых скал (фото 3.5.6) Рядом с песочными часами вбиты 2 крюка, с которых уходить, возможно удобнее, но мы их надежность не проверяли. Опять вешаем свою станцию, лидер, дюльферяет до террасы, держит конец перил, что бы все точно смогли уйти без маятника к тропе на третьем поясе бараньих лбов (фото 3.5.7). Здесь необходимы веревки не менее 45 м (фото 3.5.8). К 17:45 мы благополучно спустились и забухтовали веревки, траверсируем осыпной склон, следуя слабовыраженной тропе (по пути есть родник) до третьего пояса лбов, в этот раз короткого и проходимого простым лазанием в ключевом месте. Выходим на зеленую террасу, в правой части которой у реки есть выровненные площадки под палатки, ставим лагерь, так как время уже к 19 часам и облака из долины начинают подниматься к нам (N 42’44’40.22’ E 44’21’12.30’, 2755 м, фото 3.5.9). Подход к воде не удобный, река мутная, поэтому воду набираем в бутылки выше 3го пояса бараньих лбов. Русла ручьев пересохшие, осыпные борта ущелья выглядят угрожающе, но за все время пребывания там не было слышно или видно ни одного упавшего камня. Ниже по течению, в конце террасы тоже есть удобные площадки с пологим подходом к Мидаграбиндону. Отбой в 21:30, ночью разразилась сильная гроза с порывистым ветром, держим дуги палаток, опасаемся за осыпные склоны. 31 июля Из-за погода, пришлось выйти позже запланированного - в 8:40. Проливного дождя не хватило, чтобы напитать склоны и русла ручьев, о ночном ливне больше ничего не говорит, ущелье вело себя тихо. От места ночевки идем по хорошей тропе правого берега высоко над руслом реки и выходим на огромный пояс бараньих лбов, где тропа уже не столь очевидна (фото 3.5.10, 3.5.11). Вс выше отдаляемся от реки и, к 9:40 выходим на травянистую террасу с потрясающей обзорной точкой всей долины (N 42’45’11.25’ E 44’21’23.65’, 2535 м, фото 3.5.12)! Продолжаем движение по травянистым склонам средней крутизны, где читается серпантин старой заросшей геологической дороги. Выходим к огромному конусу селевого выноса, состоящего из крупноблочной подвижной осыпи (фото 3.5.13). Большинство групп траверсировали склон, но также имелись данные, что при траверсе есть вариант выйти на очень крутой конгломератный участок. Поскольку осыпь живая, решаем пройти вдоль скальной стенки, чтобы быстрее с не уйти. Выбираем огромные устойчивые камни, чтобы спрятаться и идем поочередно. Спустились до травы и без троп идем до поросшего лесом участка на дне долины, выходим к началу грунтовой дороги, по которой быстро двигаемся в с. Джимара за заброской (фото 3.5.4).
Фото 3.5.1 - Выход к первой станции Мидаграбинского каньона
Фото 3.5.2 - Мидаграбинский каньон
Фото 3.5.3 - Первая станция на 3х крючьях
Фото 3.5.4 - Спуск с первой станции.
Фото 3.5.5 - Вторая станция в скальном желобе с хорошими полками.
Фото 3.5.6 - Спуск к третьей станции. Участки простых скал.
Фото 3.5.7 - Третья станция на песочных часах.
Фото 3.5.8 - Спуск с третьей станции
Фото 3.5.9 - Место ночевки на 2й ступени Мидаграбинского каньона
Фото 3.5.10 - Третий пояс бараньих лбов Мидаграбинского каньона
Фото 3.5.11 - Третий пояс бараньих лбов Мидаграбинского каньона
Фото 3.5.12 - Обзорная площадка долины Мидаграбиндон. На заднем плане с. Джимара и Скалистый хребет.
Фото 3.5.13 - Начало крупноблочного осыпного конуса на спуске в долину
Фото 3.5.14 - Спуск до хорошей грунтовой дороги Культурные и природные достопримечательности Во время пути по дороге, пересекаем притоки, впадающие в Мидаграбиндон: один раз по деревянному мосту, один раз вброд. На продолжительном участке дороги ручей течет прямо по ней. Встречаются туристы, приехавшие посмотреть на высокий водопад Большой Зейгелан. По геологическим данным, высота непрерывного падения воды составляет 750 метров - это самый высокий водопад Европы, и пятый в списке высотников всей планеты (фото 3.6.1). Пограничники проверили документы. Проходим по грунтовой нормальной дороге 6 км и уже к 17 часам забираем нашу заброску в Джимаре. Уходим от села на 1,5 км по травянистым холмам в сторону первой же впадающей в Гизельдон речке - Цатадон. Выбираем пологое место и ставим лагерь с видом на Скалистый хребет (N 42’49’11.74’ E 44’23’34.36’, 1707 м, фото 3.6.2). 1 августаСегодня у нас 2 цели: посмотреть некрополь в Даргавсе и как можно ближе подойти к Тменикау. В 9:10 выходим со стоянки, бродим Цатадон и двигаемся на северо-восток (3.6.3). К 13:15, несмотря на мороженое, мд, свежевыпеченные лепешки и другие блага цивилизации, осматриваем «Город мертвых». Стоит солнечная жаркая погода, на улице душно, от некрополя начинаем движение вдоль реки Лакадон (фото 3.6.4). Сначала вдоль жилых участков, а потом уходя вс дальше в высокую траву и поросшие лесом холмы. По картам GGC и Генштаба мы двигались по тропе, но, увы, карта и реальность не всегда совпадают (фото 3.6.5). Достигнув правого истока Лакадона, к 17:30 выходим на долгожданную грунтовую дорогу, с которой хорошо видно Тменикау (N 42’49’42.95’ E 44’28’22.57’, 1820 м, фото 3.6.6). Разведали путь по дороге, оказалось, что тропы в этом месте тоже давно уже заросла. Поэтому идем напрямиг. Миновав Тменикау, выходим в Кармадонское ущелье, смеркается, тропа хорошо набита, что не удивительно - это дорога на восхождение с Российской стороны на Казбек. Через 1,7 км ниже по долине стоит погранпунк, недалко от которого мы и разбиваем лагерь на травянистой полке прямо у тропы после проверки докуметнов. Сегодня пришли очень позно - в 20:25, палатки ставим уже в тумане, рядом течет ручей (N 42’48’45.56’ E 44’29’28.30’, 1705 м). 1 августа Собираем лагерь и накрываем рюкзаки тентом в стороне от тропы. Выходим в 8:00 радиально на верхние горячие источники под ледником Майли. 20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье произошла крупнейшая в России гляциальная катастрофа, после отрыва ледника Колка образовался ледово-грязе-каменный поток, унесший жизни как минимум 125 человек. Долина реки Геналдон сейчас начала восстанавливаться и порасла молодым лесом, но до сих пор на е бортах можно проследить, как шел селевой поток, стесывая растительность и слои дерна. 6,6 км идем по отличной тропе вверх по ущелью, погода туманная и накрапывает дождь (фото 3.6.7). К половине 11го приходим на горячие источники и проводим там 4 часа, делая перерывы на обед и фотографии. Ванны имеют разную температуру и рукотворны (2265 м, фото 3.6.8). Рядом есть стоянка, которая не отличается чистотой, нашли по пути пластиковые ботинки одного из восходителей. Отдохнувшие и отогревшиеся возвращаемся к лагерю к 17:20 и сразу уходим в Тменикау, где нас должна ждать машина (фото 3.6.9). По пути нас застиг сильный ливень с грозой, дороги сильно размыло, поэтому пришлось идти до Кармадона. В 19:00 сели в машину мокрые до нитки. На этом наше путешествие завершилось, кто-то уехал дальше в строну Грузии, а кого-то захотел осмотреть Владикавказ.
Фото 3.6.1 - Водопад Большой Зейгелан
Фото 3.6.2 - Место ночвки в долине реки Цатадон
Фото 3.6.3 - Дорога к некрополюв Даргавсе
Фото 3.6.4 - Поворот от Даргавса в д.р. Лакадон
Фото 3.6.5 - Путь вдоль р. Лакадон. Правый исток
Фото 3.6.6 - Путь в Тменикау
Фото 3.6.7 - Кармадонское ущелье
Фото 3.6.8 - Верхние горячие ванны под ледником Майли
Фото 3.6.9 - Предполагаемый финиш Итоги, выводы, рекомендации
Спуск с пер. Колота в д.р. Бугультадон по осыпным склонам не может являться н/к. Мидаграбинский каньон - это отдельное очень интересное препятствие, к которому группа должна быть подготовлена технически. Не стоит идти туда в плохих погодных условиях или после продолжительных осадков, так на подходе очень много разливов рек, а скальные участки и бараньи лбы самого каньона становится преодолевать небезопасно. Для организации перил стоит брать 2 веревки не менее 45 м. После проведения похода (5.08.2019) Федерацией спортивного туризма России опубликованы обновлнные данные по подрайону Тепли-Джимарай-Казбек-ГКХ. Перевал Колота теперь имеет сложность 1А, а перевал Дзамараш получил пометку прохождения через каньон - 1Б.
Картографический материал Рисунок П-1.1 - Обзорная карта маршрута Фотографии перевальных записок
Фото П-2.1 - Записка с пер. Лья-Цми Южный
Фото П-2.2 - Записка с пер. Малый
Фото П-2.3 - Записка №2 с пер. Малый
Фото П-2.4 - Записка с пер. Дзамараш
Фото П-2.5 - Записка №2 с пер. Дзамараш Материально-техническое обеспечение группы Список общественного снаряжения (на группу)
Список личного специального снаряжения
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||