Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Люди >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Олег Маликов, Алма-Ата

Вячеслав Алиевич Белялов.
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Вячеслав Алиевич Белялов, 1936 года рождения - ушел 04.10.2004 года.

В память о себе кинодокументалист Вячеслав Алиевич Белялов оставил более 50 фильмов. Основная часть этого наследия посвящена природе и животному миру Казахстана – это научно-популярные картины снятые на киностудии «Казахфильм» в 1970-80 гг. по заказу Госкино и Центрального телевидения СССР. Они по праву составляют золотой фонд анималистического кино не только Казахстана, но и всего бывшего Советского Союза. Ещё до окончания операторского факультета ВГИКа, с начала 1960-х гг. Вячеслав Белялов работал кинооператором, снимая различные сюжеты для телевидения. Но рамки операторской профессии, особенно в документальном кино, оказались тесными для воплощения его творческих планов. Чтобы создавать фильмы с собственным, авторским видением, он освоил профессию режиссёра и сам сел за монтажный стол. Многолетняя кропотливая работа дала результаты – каждый новый фильм привносил особые штрихи в общую картину цельного и романтичного образа казахстанской природы, где постепенно были представлены практически все ландшафты и населяющие их животные.

В начале творчества основными героями фильмов Вячеслава Белялова были люди и их взаимоотношения с природой. О жизни лесников в далёких горах Кетмень повествует пронизанная особой лиричностью картина «Край далекий. Ау» (1964). Тяжёлый труд промысловиков в дельте реки Или показан в фильме «Ондатра на Балхаше» (1970). А одними из самых сложных были съёмки фильма «Тигр снегов» (1970) о жизни профессионального ловца снежных барсов. Люди, посвятившие свою жизнь охране леса, были героями фильмов «Забытая песня» (1971) – о спасении реликтовых саксаульников Южного Прибалхашья и «Джунгарские встречи» (1973) – о хвойных лесах Джунгарского Алатау. Не осталась в стороне и тема кочевья, традиционного уклада жизни скотоводов. Суровый быт чабанов в киноновелле «Большая кочёвка» (1974) был показан настолько правдиво, что фильм не нашёл отклика у худсовета киностудии и «лёг на полку». В 1979 г. был снят фильм «Беркутчи», где впервые была подробно показана почти утерянная к тому времени, древняя казахская традиция – охота с прирученным беркутом. Увлечение молодости – альпинизм, также оставило яркий след в его творчестве. Романтика гор и особый дух, присущий альпинистам тех лет, запечатлены в картинах «Горы и люди» (1963) – о работе гляциологов и «Идёт по кручам молодость моя» (1966) – о легендарном альпинисте Сарыме Кудерине, погибшим в горах Кавказа. Главным достижением оператора-альпиниста стал фильм «Восхождение», о покорении в 1972 г. казахстанскими альпинистами пика Коммунизма, высотой 7495 м. Вся команда несла по частям тяжёлую киноаппаратуру, помогая другу поднять её на высочайшую вершину Советского Союза, чтобы оставить память об их победе.


Фото из архива Олега Белялова

Но главной темой фильмов Вячеслава Белялова, принёсшей ему мировое признание, стала природа Казахстана. Начиная с середины 1970-х гг. в сотрудничестве с лучшими зоологами, началась работа над циклом картин, связанных одной идеей. Первым в этом ряду стал фильм 1975 г. – «В горах и пустынях Казахстана». А уже на следующий год кинорассказ, посвящённый старейшему заповеднику страны – «Аксу-Джабаглы» (1976), был удостоен золотой медали ВДНХ СССР. Позже, заповедникам было посвящено ещё несколько картин. В 1977 г. природа Алматинского заповедника была показана в фильме «Нужны ли дали голубые». В 1985 г. только что созданный Устюртский заповедник, стал съёмочной площадкой киноповести «Ожерелье голубки». В 1989 г., в Кургальджинском заповеднике была снята «Тенгизская пастораль».


1985 год. Вячеслав Алиевич Белялов на съемках фильма "Гепард возвращается".
Фото из архива Олега Белялова

В 1997 г. вышел фильм «Алтын-Эмель», об уникальном национальном парке. Особое место в творчестве Вячеслава Белялова занимают киноленты, рассказывающие о редких животных, занесённых в Красную Книгу – «Беркуты» (1976), «Джунгарский тритон» (1978), «Дом для серпоклюва» (1980), «Устюртский муфлон» (1981), «Сурок Мензбира» (1984), «Красавчик Джек» (1988), «Фламинго» (1989), «Кудрявый пеликан» (1990), «Стрепет» (1991), «Стервятник» (1993), «Тугайный олень» (1995).


Вячеслав Белялов и Юрий Голодов 1981 год.
Фото из архива Олега Белялова

Были фильмы и о других не менее интересных представителях животного мира Казахстана: об ядовитом пауке – «Каракурт» (1979), о бабочках – «Бабочки высокогорья» (1986) г., о каспийском тюлене – «Каспия зимний мотив» (1984), о жизни реликтовых степных антилоп – «Сайгаки» (1987) и «Зов» (1990), о многообразии мира птиц – «Бакланы» (1991), «Там за облаками» (1992), «Райские птицы» (1993). Тема охраны природы звучит во всех фильмах, но особенно ярко, со своеобразным философским взглядом автора, она раскрывается в таких масштабных работах, как «Вечно зовущая природа» (1983) и «Солёные слёзы Турана» (1988).


Верховья Чилика
Cлева сидит Олег Белялов, а стоит Вячеслав Белялов.
Фото из архива Александра Севернюка

Все фильмы Вячеслава Белялова обязательно транслировались в популярной передаче «В мире животных» на Центральном телевидении, и его творчество было высоко оценено общественностью и коллегами. Постановлением Центрального Комитета Компартии Казахстана и Совета Министров Казахской ССР от 9 декабря 1982 г. за цикл документальных и научно-популярных фильмов: «Устюртский муфлон», «Дом для серпоклюва», «Приметы осени глубокой», «Земля чудес» ему была присуждена Государственная премия Казахской ССР имени Куляш Байсеитовой. После развала Советского Союза, территории ранее недоступные для западных телекомпаний, стали очень притягательны – особенно наша природа. В 1990-е годы Вячеслав Белялов был приглашён в качестве оператора на проекты нескольких телекомпаний – «Царство русского медведя» (ВВС, Англия, 1992), «Семиречье» (NHK, Япония, 1994), «Устюрт» (NHK, Япония, 1995). – «Земля чудес» (ARD-1, Германия, 1998).


Верховья Чилика
1988-89-й год снимали яков для ВВС.
Фото из архива Александра Севернюка

Роль творчества Вячеслава Белялова в воспитании бережного отношения к природе не потеряла своего значения и в наши дни.


"Линия судьбы. Вячеслав Белялов", 2003 г.

Документальный фильм Булата Нусимбекова.


Другие материалы цикла:

Рамазан Газизович Агишев

Светлана Игоревна Сапронова

Вера Ивановна Степанова

Виктор Кузьмич Маханов

Вадим Анатольевич Смирнов

Виктор Матвеевич Зимин

Мурат Рахимович Умбетпаев

Иван Никитович Гроза

Сергей Анатольевич Гурьев

Евгений Сергеевич Козлов

Тимофеев Сергей Владимирович

Петр Данилович Шкурат

Бабир Шакирович Мансуров

Мурат Матаевич Отепбаев

Юрий Владимирович Бородкин

Евгений Иосифович Динерштейн

Андрей Олегович Барбашинов

Георгий Леонидович Гульнев

Евгений Михайлович Колокольников

Владимир Сергеевич Балыбердин

Игорь Васильевич Кондрашов

Сарым Кудерин

Алексей Алексеевич Вододохов

Георгий Алексеевич Грачев

Алексей Дмитриевич Топорков

Глеб Ахметович Айгистов

Николай Валентинович Пагануцци

Анвар Хасанович Бекметов

Олег Дмитриевич Аристов

Григорий Иванович Белоглазов

Владимир Дмитриевич Чумаков

Николай Борисович Морев

Виктор Павлович Егоров

Сергей Германович Пряников

Геннадий Геннадиевич Бендицкий

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru