Люди и горы > Дмитрий Павленко >

Автор: Дмитрий Павленко, Бишкек

Бросок на юг. Часть первая. Ляйляк

Конец июля застал меня за разгребанием снегов на северной стене пика Симагина.
Светик абсолютно логично саботировала это мероприятие, заявив, что зимним альпинизмом сыта по горло после " теплых" скал на Балезине в середине мая.
Жюмар с трудом закусывал обросшие льдом веревки...
Да пропади оно все пропадом!

Я никогда в жизни не занимал денег и в этом году надеялся приобрести угол в Бишкеке. Но мировая пандаистерия круто перекроила мои планы.

Спустившись в город, я занял в счёт будущих восхождений, поменял масло, проверил колодки, залатал бензобак и мы тронулись.
В хорошем смысле.

В поисках тепла и везения с погодой, которого так не хватало последние два года.
Планы за нас строила пандемическая истерия.
На юге можно было попасть на Ленина или в Ляйляк.
Асан я даже не рассматривал по причине слишком далёких подходов.
Дорога в Ош.

Прошлый раз в 2009м это было моё первое путешествие на юг на машине.
Незабываемое путешествие!
В этот раз оно началось с троящего движка и клинящей КПП.
Но это всё меркло на фоне безумных пейзажей и романтических ночёвок.

Великолепная дорога от Кадамжая до своротки на Узгюрюш тоже подарила массу положительных эмоций.
Оставалось только найти пограничников, чтобы зарегистрировать свои потуги.

Местные погранцы четко усвоили ещё присоюзный лозунг - "Ты видишь всех, тебя не видит никто". При этом, ты можешь сидеть тихо и мимо пройдет армия Македонского не причинив никакого беспокойства.
После поисков погранцов пришлось искать заправку.

И вот мы во владениях смотрящего за бигволлами Нурдина.
Его хозяйство с прошлого посещения в 2006м году заметно расширилось.

Ответственное отношение к делу, радушие и стабильность цен, которые не изменились с 2006-го!
Настоящий Хозяин района!

И он сообщил нам, что в Узгюрюше лета тоже не было...

Утром с маленьким караваном из одной лошади и двух ишаков мы стартовали на встречу самой суровой Стене Союза.
Стартовали под хмурым небом Алая, готовым в любой момент прохудиться, что и произошло, когда мы приблизились к середине подхода.
И всё бы ничего, но сквозь прорехи в тучах мы увидели Её Величество.

Такой заснеженной я видел Аксу только на зимних фотках краснояров.
Получалось попали из огня да в полымя.
Смысла идти дальше не было и я отправил караван обратно.

Мы со Светиком почапали вперёд в надежде, что завтра сходим посмотреть на самые крутые стены Союза перед тем, как отправиться несолоно хлебавши восвояси.

Вечером устроили костёр из южной арчи, который Светка допаливала в одиночку, поскольку у меня не было никакого настроения.
А утро встретило нас безоблачным небом и возрождением робкой надежды на успех мероприятия.

Приехать в Такой район и ничего не сходить!

Самой реальной целью смотрелся малый Искандер.
Я знал, что на него есть маршруты.

Оставалось только вернуться к Нурдину, найти описания и снова зарядить под морену ушастую гвардию.
В процессе поиска описаний выяснилось, что с ними не так густо, как должно быть в таком исхоженном районе.
Нашлось три пятёрки на малый Искандер. Ничего про Адмиралтеец и Петроградец. Кроме того, что в Питере есть подобные станции метро.

Но! Нашлось описание хорошей шестёрки на главный Искандер!

А в таком районе сходить шестёрку конечно гораздо интереснее, чем пятёрку.
Тем более что южная стена Искандера в профиль смотрится просто феерично.
Строгий отвес, переходящий в нависающую вершинную башню.

Нашлись описания двух маршрутов. Первопроход иркутян и маршрут Жильцова.
Вариант с Жильцовым понравился больше, поскольку выходил на вершину и, главное, на маршруте были хорошие полки для ночёвок.

Груза у нас и так было предостаточно и тащить с собой на двоих ещё и телегу хотелось не очень.
Итак, выбор был сделан и мы снова тронулись наматывать километры.
На этот раз сияющая в безоблачной голубизне, белоснежная стена Аксу уже не пугала. Ведь нас ждала южная стена Искандера!
Никогда не занимался таким суровым горным туризмом!
110 кг на двоих.

Два дня ушло на челночку в наш штурмовой лагерь, который уютно примостился в самом Аксуйской подковы.
Зрелище завораживающее!
Потрясные бастионы Аксу, Адмиралтейца, Петроградца, Искандера!
Мечта мечт!

Погода сжалилась и даже позволяла нежиться на солнышке!
А если ещё и пуховочку набросить, так вообще настоящий юг получался!

Ещё день ушел на заброску под стену и обработку первых верёвок.

И вот час Ха настал!

Утро смутило отсутствием конденсата, но тут уже, как говорится Абанамат!
Потихоньку вылезли до большой осыпной полки, с которой начинается собственно Стена и столкнулись с первой проблемой.
Единственное фото с адекватной ниткой было тёмным и после снегопада. Но и за него большое спасибо украинской команде.

И вот по этому фото было весьма непросто понять, где таки находится та самая первая ночёвка на маршруте.
В результате трехчасовых поисковых мероприятий был найден единственный логичный вариант, но упущено время.

А конденсат то отсутствовал не зря.
И финишную верёвку на полку мы уже вылазили по плитам, залитым водой и присыпанным снежком.
Пока устраивались, в палатке образовалось настоящее болото ибо всё таки высотка есть высотка. Дождь сквозь неё проходит почти не останавливаясь.
Настроение было подстать погоде. Решил, что если с утра не рассосётся, валим вниз.

С утра не то чтобы не рассосалось...
Ещё сильнее накатило.

Абсолютное бессилие.

Более стремного ощущения не знаю.
Даже валить по такой погоде было неприемлемо.
Немного растащило только под вечер.

Решил попробовать хотя бы залезть первый карниз, чтобы уж совсем с пустыми руками не отступать.
Работа на стене вернула душевное равновесие, хотя и с дрожью в коленях, поскольку первый карниз по сути ключ маршрута.
Спустился в темноте и оптимизме.

На следующий день обработали ещё пару верёвок и подсушились.
Непонятки по поводу следующей ночёвки, точнее расстояния до неё, решили утрясти по ходу пьесы и утром начался курс бигволла.

Скалы были крутыми, а баулы тяжёлыми. Всё по чесноку.

К счастью, полка оказалась ближе, чем ожидалось и мы даже поспали часок перед началом обработки следующего участка.
К вечеру заметно похолодало и нахмурилось и к возвращению на ночёвку меня нехило трясло от холода. Благо, запас газа позволял греться по полной.

А вот запас корма, рассчитанный на четыре ночёвки подходил к концу.
Но Светик твёрдо сказала, что раз уж я снова загнал её на "теплую" южную стену, будем лезть до победного.
И нечего мол истерить.

Штурмовая полка тоже оказалась ровно в четырёх верёвках от предыдущей.

Плюс, на ней было снега и льда на много дней вперёд, что не могло не радовать. Напились вдоволь, а перед этим нарубились, поскольку большая часть площадки была подо льдом, что в общем то не удивительно. Стена то Южная!

Утро встретило снежком, но Светик была непреклонна.
Напялив всё, что было, две пуховки, двое тёплых штанов, мы полезли.

Самое интересное началось после карниза. На фото нитка выходила на гребень чуть левее вершинной башни.
А по факту рельеф вёл прямо на вершину и соответственно нависал. А вся эта крутизна, если честно, уже слегка подзанапрягла.

В результате, финишный кусок по залитому водой и льдом каминчику я вылез с криком Абанамат! Вложив в последние десять метров всё своё умение и усталость.

Погода слегка отпустила и позволила насладиться потрясными видами.

На следующий день на спуске малость покачивало от недоедания, но тут, как говорится, у каждого фитнеса свои недостатки.