Горы мира > Сибирь >

Автор: Ратмир Мухаметзянов, Тюмень

Занесло меня в Ергаки

На шестой год работы инструктором по альпинизму занесло меня в Ергаки. В новом районе первым делом обрадовался зеленой полосе. Она есть и в других горах, но всегда заканчивается где-то на 3 000 м. А тут высоты ниже: вершины уже на 2 000—2 500 метров над уровнем моря.
Акклиматизация почти не нужна — весьма заманчиво. И погода как в больших горах: меняется стремительно и непредсказуемо. Часто бывают дожди и грозы, рокочет гром и сверкают молнии — иногда прямо над головой.

Поехали мы с Сашей в Ергаки на три недели. Решив не тащить с собой запасы еды и красиво жить в комфортном лагере с поваром, крытой беседкой, походной баней и солнечными батареями, воспользовались услугами Красноярского Клуба Альпинистов.
В подарок получили жизнерадостные песни под гитару и баян (а может и аккордеон).

Вначале залезли на Птицу по самому простому маршруту — 2А к. с. — посмотреть район и узнать спуск.
На следующий день — вновь на Птицу по 4А к. с. Немного разлазились, ноги стали доверять лишайнику на скалах, лезть стали спокойнее. Решили, что готовы к серьезным приключениям.

А тут как раз пик Звездный — могуч и красив. Выбрали самый популярный маршрут — Лебедева по центру Южной стены 5А к. с. Хотели приключений? Получите! Я, как всегда, героически вылез сложную нависающую во все стороны щель.
Оказалось, зря старался — делать это было необязательно. Небо хмурилось…

На вершине зажужжали пчелы. Вначале я не понял и стал надеяться на мед, а потом прислушался и как понял!
Меда не будет — жужжал я, а точнее, мои железки.
Снял их и бросил в сторону, а сам отскочил подальше. Пока Саша поднимался, я нашел нам убежище. Поделился мыслями о пчелах — Саша их тоже не увидел. Легли в укрытие под камнем. Но небольшой разряд и там нас нашел: Сашу ударило в плечо, а меня — в затылок через колено. Второго ждать не стали, и как появилось окно, быстро свалили вниз.

На следующий день мои уставшие ноги и мокрые ботинки никаких приключений уже не хотели. Спали до обеда, завтракали супом. День отдыха посвятили созерцанию творений великих и прекрасных.

Будь я юнгой или матросом — так и сидел бы часами, попыхивал трубкой и наслаждался красотой. Вот только неусидчивый я, так что хватает меня от силы на 15 минут. Любование (скалами и не только) — это хорошо, но мне всегда хочется познакомиться  поближе.
Благо, напарник мой оказался столь же шустрым и штурмовал скалы без промедления. Я даже испугался, что так и без работы останусь.

Снова выдвинулись на пик Звездный, и снова на маршрут Лебедева, но уже на другую пятерку. На этот раз все сложилось удачно, а погода только радовала. Весь маршрут прошли лазанием.

По возвращении жара загнала нас в озеро. Какое оно! Мечта, а не озеро. Чистое, в знойный день прохладное, да и в холодный тоже. Дно в мелком камне, а берег в ковре мягкого мха. Купаться после возвращения — удовольствие неземное.
Настолько сказочным было озеро, что все дождаться не мог, когда же выпрыгнет русалка и начнет петь.
Очарует меня своей красотой, и останусь я там навсегда.
Местным пейзажам я за две недели столько комплиментов отвесил, сколько ни одной девушке не доставалось.

Отдохнув, отправились под пик Зуб Дракона с небольшими рюкзаками с провизией и железом. На стоянку пришли через четыре часа и два перевала.
И какой же я все-таки  впечатлительный… Туман над водой — как портал в бесконечность. Видишь только 50-60 метров водной глади — и нет ни скал, ни гранитных стен, ни перевалов — ничего больше нет. Дай только волю своему сознанию, и что угодно там, в тумане, нарисует.

На следующие два дня обещали хорошую погоду. Мы выбрали два маршрута.
Первый 5А к. с. — попроще, посмотреть что да как.
Второй — Балезина 5Б к. с.
Вечер провели в безветрии и в компании комаров.
А они там и не настырные совсем — не то что уральские.
Стоишь в окружении десятка кровопийц, а они пищат, да не кусают. Как-то и  отмахиваться неловко.
Отойдешь в сторону — даже не летят за тобой. Бросают вслед «Да больно надо!» (но только пообиднее) — и прочь по делам своим комариным.

Если захотите сходить на Зуб Дракона по маршруту Балезина 5Б к.с. — обращайтесь ко мне за консультацией.
В таких красках распишу, что останется лишь два варианта.
Либо появится маниакальное желание во что бы то ни стало сходить этот маршрут (ваша карьера альпиниста буквально клином сойдется на прохождении этой линии), либо ни за какие пряники на эту стену вы не сунетесь.

Первые восемь веревок дались легко — прошли лазанием часа за три.
Сильно не спешили, тянули баул, за четыре веревки до вершины пообедали в гроте. А еще через 50 метров попали под дождь.
Нам явно были не рады, но мы отказывались сдаваться и отважно лезли вверх.
Кулачки камалотов ехидно похрустывали в щелях. Я начал бороться с иррациональным страхом. Пытался расслабиться шутками и сторонними мыслями — почти удалось.
Особо сильный дождь переждали под карнизом. Как стена подсохла – полезли дальше.
Единственная моя радость во второй половине дня, кроме самой вершины, — это 40-метровый узкий камин. Он и вывел нас прямо наверх. Довольно пыхтя, пролез его без страховки, ибо некуда было заложиться.
На таких веревках всегда думаю, как бы на моем месте поступили другие. В особенности категоричные и бескомпромиссные противники лазания с редкой страховкой или вовсе без нее.

Спустились, поспали. Вернулись в базовый лагерь, снова поспали. На следующий день еще разок спустились уже до трассы и двинули домой.
В итоге за две недели мы вместо трех сходили семь маршрутов (2А, 4А Балезина, 5А Лебедева, 5А Лебедева, 5А Черезова — на Звездный и 5А Пушкарева, 5Б Балезина — на Зуб Дракона)!
А еще вдоволь нагулялись и накупались.

Такая вот интересная у меня работа. Страшно интересная.

Спонсоры: BASK, Camp

Читайте на Mountain.RU

Как искусство приводит к фри-соло