Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Алексей Перевощиков, г.Москва

Отчет о горном походе 1 к.с.по Зап.Кавказу совершенному с 29.04 по 07.05.2019

Маршрутная книжка: 1/3-103

Руководитель группы и автор отчета -Перевощиков Алексей Геннадьевич

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ

Паспорт маршрута.

Район путешествия

Западный Кавказ (район Дженту)

Вид туризма

Горный

Спортивная организация

Центральная секция туризма МАИ

Категория сложности

Первая

Количество участников

Девять

Руководитель

Перевощиков Алексей Геннадьевич

Выпускающая МКК

МКК ФСТ-ОТМ

Маршрутная книжка

1/3 - 103

Сроки активной части похода

29.04 - 05.05.2018

Продолжительность активной части похода

7 дней

Длина маршрута

102 км

Суммарный набор высоты

4471

Суммарный перепад высот

8189

Максимальная высота

2568 м

Состав группы.

N

Ф.И.О.

Место работы, учебы

1

Перевощиков Алексей Геннадьевич

МАИ, студент группы 3О-307Б

2

Баталов Максим Артурович

МАИ, студент группы 80-102Б

3

Галышева Екатерина Олеговна

Компания Фармамед

4

Жоров Егор Иванович

МАИ, студент группы 10-103С

5

Кореванов Роман Владимирович

АО “ОНПП Технология”

6

Поволоцкий Вадим Александрович

МАИ, студент группы 8О-205Б

7

Потенко Максим Александрович

МАИ, студент группы 8О-307Б

8

Савинков Кирилл Сергеевич

МАИ, студент группы 6О-102Б

9

Филиппов Герман Владимирович

МАИ, студент группы 8О-103Б

Карта с нанесенным на неё маршрутом.

Календарный график движения.

Примечание: В столбце "Подъём H" прописана положительная вариация высоты за день (сумма всех наборов). В столбце "L " прописан фактически пройденный путь по карте. В столбце "L эфф." прописан эффективный путь L эфф. = L + 10 * H (для оценки трудоемкости)

Дата

N

Наименование участка пути

Перепады высоты

Высота ночевки

H [m]

L[км]

L эфф.

27.4

-

Посадка на поезд № 034С в 21 час. -50 мин

28.4

-

Поезд

29.4

1

01.36 - прибытие поезда в Армавир, переезд в Никитино. Переход с.Никитино - подъёмник на хр. Голый.

784-1682

1682

898

10.9

19.88

30.4

2

п.т. - г. Хацавита (1993) - р.Хацавита.

1682-1935-1869-

1993-1402-1417

1417

392

12

15.92

01.5

3

п.т. - траверс зап. Склона г.Маркопидж -р. Маркопидж -верхний пост Соленовского охотхозяйства.

1417-2040-1916-

1956-1754-2040

2040

949

9.32

18.81

02.5

4

п.т. - пер. 2245 (1А) -р. Бескес -пер. Блыбский (2568, 1А) -истоки р. Б.Блыб

2040-2246-2008-

2568-2243

2243

766

7.16

14.82

03.5

5

п.т. - р. Б.Блыб -р. Б.Лаба-- пос.Рожкао

2243-939

939

0

16.45

16.45

04.5

6

П.т. -склон Б. Пцицер

939-1961

1961

1022

7.96

17

05.5

7

П.т. -Б. Пцицер (2258, 1А) - поляны перед с. Курджиновов

1961-2235-837

837

444

16

20.4

06.5

8

П.т. -с. Курджиново

-

0

0.4

0

07.5

9

Днёвка в Курджиново

-

-

0

0

0

08.5

10

Переход д заправки -газель до Армавира - Посадка на поезд в Москву

-

-

0

4.8

0

09.5

-

Прибытие в Москву

-

-

0

0

0

ВСЕГО

4471

84.99

165.93

В зачет 84.03 * 1,2 = 102 км

Соответствие заявленного и пройденного маршрута.

В походе допущено единственное существенное отклонение от основного варианта маршрута - это эвакуация из верховьев Большого Блыба вниз по ущелью до дороги вдоль Большой Лабы. Это было оправдано требованиями безопасности. Действительно, вечером 02.05.2019 после прохождения перевала Блыбского (2658,1А) пошел дождь. Рано утром он перешел в снегопад, который продолжился до обеда 03.05.2019. За утро выпало около 10 см снега. Видимости не было, в туманной мгле удавалось что-то разглядеть среди снега лишь в 50-70 метрах.

Запланированный траверс южного склона г. Дженту к перевалу 2457, ведущему в долину Пр. Рожкао, проходил сначала по большим снежникам, а затем пересекал многочисленные снежные кулуары. Мы это видели еще 02.05.2019 с перевала Блыбского. После снегопада, да еще в тумане такой траверс показался нам очень опасным. По любому из кулуаров на нас могла съехать мокрая поверхностная лавина. И действительно, ближе к полудню 03.05.2019 мы увидели, как съезжают такие лавины. Поэтому мы решили эвакуироваться вниз по долине Большого Блыба. В нашем GPS-приемнике имелся трек этого спуска группы зеленоградских школьников под руководством Андрея Жарова [2].

После посёлка Рожкао мы вернулись на основной маршрут по запасному варианту 5.

Безопасность.

Группа встала на учет в Карачаево-Черкесском ПСО, имела GPS-приемник с загруженными треками основного и запасных вариантов маршрута и некоторый избыток снаряжения, которое так ни разу и не понадобилось: одна веревка (D9 50 м) в общественном снаряжении и страховочные системы в комплектах личного снаряжения. Кроме того, все участники были снаряжены ледорубами, кошками и снегоступами, которые, напротив, активно использовались.

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА И ФОТОГРАФИИ

Как правило, подъем дежурного осуществлялся в 4 час. 30 мин., выход группы с места ночевки в диапазоне от 6 час. 30 мин. до 7 час. 15 мин. Длительность стандартного перехода 45 мин. Поход проходил в условиях запоздавшей многоснежной весны.

Заезд к маршруту.

Ночью 29.04.2019 мы слезли с поезда на железнодорожном вокзале Армавир-1, загрузились в арендованный микроавтобус и к 7 час. 30 мин. прибыли в пос. Никитино к началу маршрута у подвесного пешеходного моста через р. Никитинка. Координаты моста: N 43гр 58.160' E 40гр 42.519' H 784.

Ф.1. Подвесной мост через р. Никитинка.

Траверс хребта Голый и горы Хацавита.

За подвесным мостом мы вышли на грунтовую дорогу, ведущую к верхней станции подъёмника, расположенного на вершине Голая (1851). Сначала дорога плавно поднимается, следуя на юг по правому борту долины Малой Лабы, а в точке N 43гр 57.050' E 40гр 41.912' H 960 резко поворачивает на северо-восток и начинает огибать вершину Голая. Подъём до верхней станции подъёмника занимает 6 переходов. Рядом со станцией в точке N 43гр 55.758' E 40гр 43.648' H 1682 встали на ночлег.

Ф.2. Дорога к верхней станции подъёмника на горе Голая.

Ф.3. Лагерь 3-х групп ЦСТ МАИ (Андрея Лебедева, Алексея Перевощикова и Дмитрия Пронина) около верхней станции подъёмника на горе Голая.

Ф.4. Путь по хребту Голый.

Утром 30.04.2019 мы начали подъём по дороге на хребет Голый и почти сразу свернули направо к вагончику, рядом с которым стоит мангал и бьёт из трубы вода. За вагончиком начинается тропа, которая выводит на гребень хребта Голый в обход горы Голая. Эта тропа сливается с дорогой для квадроциклов, которая идет, в основном, по гребню хребта, но иногда справа от гребня.

Ф.5. Вид с хребта Голый на ущелье р. Уруштен.

  • районе точки N 43гр 54.586' E 40гр 44.604' H 1820 квадроцикольная дорога уходит вправо и спускается, скорее всего, в долину Малой Лабы. Здесь следует сойти с дороги и продолжить движение по гребню хребта Голый. Короткий подъём на очередную вершину хребта Голый завершается выходом на тропу, которая следует по гребню хребта.

Следующую вершину N 43гр 54.676' E 40гр 45.557' H 1935 тропа обходит траверсом её северного склона. Однако в эту весну она была полностью под снегом, поэтому нам пришлось идти строго по гребню через вершину 1935.

Один из скальных жандармов её восточного гребня мы обошли по южному склону. Затем мы спустились на седло 1869 между вершиной 1935 и горой Хацавита (1993). От верхней станции подъёмника до этого седла 3 перехода. Подъём с седла на г. Хацавита осуществляется по старой тракторной дороге.

Ф.6. Вид с г. Хацавица на перевал Блыбский и на вершину Дженту (слева от перевала)

Ф.7. От седла 1869 к вершине Хацавита (1993) ведет старая тракторная дорога.

Миновав вершину, мы продолжили движение по этой дороге на восток, пока в точке N 43гр 55.221' E 40гр 47.551' H 1685 не вышли на дорогу со свежими следами протектора, ведущую к посту Соленовского охотхозяйства южнее г. Хацавита. Около этого поста в точке N 43гр 54.048' E 40гр 47.439' H 1456 мы встали на обед. От седла 1869 до поста 2,5 перехода.

После обеда мы спустились к р. Хацавита, пересекли её по камням и встали на ночлег в лесу на левом берегу ручья, который стекает с хребта Вал и впадает в Хацавиту. Координаты лагеря: N 43гр 53.647' E 40гр 47.490' H 1417.

Траверс западного склона горы Маркопидж и перевал 2245.

Перевал 2245 находится в хребте, который соединяет вершину Маркопидж (2217) с хребтом Сергеев Гай, ориентирован с северо-запада на юго-восток и соединяет верховья рек Маркопидж (на СЗ) и Бескес (на ЮВ). Координаты перевала: N 43гр 49.495' E 40гр 45.089' H 2245. Именно через эту точку на гребне летом проходит тропа.

  • условиях запоздалой весны мы прошли перевал без тропы в нестандартном месте, а именно, в точке N 43гр 49.628' E 40гр 45.211' H 2246. Стандартное прохождение перевала по тропе, описанное в [1], этой весной было нецелесообразным: тропа на юго-восточной стороне перевала была полностью завалена снегом, так как, огибая цирк перевала, выходит на склоны северной экспозиции. Категория сложности перевала по условиям прохождения - 1А.

Утром 01.05.2019 за два перехода мы поднялись по торной тропе на хребет Вал и успели немного пройти по его гребню на запад до поляны N 43гр 52.757' E 40гр 46.680' H 1884. Еще за один переход мы поднялись на северо-западное плечо горы Маркопидж (2217). Чуть не доходя до этого плеча имеется родник, однако этой весной он оказался под снегом.

Ф.10. Вид с хребта Вал на вершину Маркопидж (2217).

Тропа на первой половине траверса западного склона г. Маркопидж была бесснежной. В середине траверса со скал стекал водопад. Здесь, в точке N 43гр 52.151' E 40гр 46.099' H 1971 мы остановились на перекус.

Тропа на второй половине траверса была завалена снегом. Однако в снегу за один день до нас были пробиты следы группой из Санкт-Петербурга, совершавшей пешеходный поход 2 к.с. и тремя всадниками-егерями, которые предприняли первую попытку (этой весной) посетить верхней пост Соленовского охотхозяйства. По этим следам мы завершили траверс западного склона г. Маркопидж и вышли на её южный гребень.

Ф.11. Вид с плеча на траверс западного склона горы Маркопидж.

Ф.12. Вид на южный склон вершины Маркопидж. Фото снято с гребня хребта перед выходом на перевал 2245.

Здесь, по свободной от снега тропе мы спустились к перемычке в хребте, где стоит табличка охотхозяйства. После этой таблички мы поднялись на хребет по звериной тропе и продолжили путь по хребту. По хребту мы спустились на безлесое седло. За ним тропа уходила под снег, на снегу были недавние следы: там недавно прошли 2 группы и егеря на лошадях.

Ф.13. Вид с седла.

На самом хребте сплошной снег закончился, и мы пошли по тропе, местами она уходила под снег. Когда появилась возможность, мы приспустились с хребта на безлесый восточный склон. По нему мы спустились к верхнему посту Соленовского охотхозяйства, где и встали на ночлег. Координаты ночевки - N 43гр 50.108' E 40гр 45.110' H 2040.

Ф.14. Верхний пост Соленовского охотхозяйства.

Утром 02.05.2019 мы покинули верхний пост Соленовского охотхозяйства и по травянистому склону взошли на гребень хребта, соединяющего г. Маркопидж с хребтом Сергеев Гай. По гребню мы пошли на юг в поисках приемлемого спуска с хребта на восток.

В точке N 43гр 49.628' E 40гр 45.211' H 2246 мы свернули с гребня на восток и начали спуск по травянистому ребру, см. фото 15. Достигнув леса на плече этого ребра, мы повернули направо и спустились с ребра к руслу заболоченного ручья. Вдоль этого ручья мы подошли к левому истоку реки Бескес, пересекли его по снежному мосту и оказались у заброшенного коша в долине реки Бескес. От верхнего поста охотхозяйства два перехода.

Ф.15. Вид от точки 2246 на травянистое ребро, по которому мы спустились с перевала.

Ф.16. Вид из долины реки Бескес на травянистое ребро, по которому мы спустились с перевала.

Перевал Блыбский (2568).

Перевал Блыбский расположен в хребте, который соединяет вершину Дженту (2887) с хребтом Магишо. Перевал расположен между вершинами Дженту на северо-востоке и 2854 на юго-западе, ориентирован с северо-запада на юго-восток и соединяет долины рек Бескес (на СЗ) и Большой Блыб (на ЮВ). Координаты перевала: N 43гр 47.672' E 40гр 46.289' H 2568.

Подъём на пер. Блыбский осуществляется в два этапа, см. фото 17. На первом этапе - относительно крутой подъём от точки N 43гр 48.033' E 40гр 45.558' H 2333 в русле центрального истока р. Бескес к седлу в точке N 43гр 47.941' E 40гр 45.864' H 2463 на северном отроге вершины 2854. На втором этапе - траверс пологих снежных полей между седлом 2463 и перевалом Блыбский.

Ф.17. Вид со склона горы Маркопидж (2217) на перевал Блыбский (2568). Подъём от точки 2333 на седло 2463 проходит по едва заметной на фото проталине. Траверс от седла 2463 до перевала Блыбского отмечен красной линией.

Подъём от Коша до точки 2333 занял два перехода и проходил по террасе левого берега р. Бескес, а потом его центрального истока. Большую часть пути шли по траве, однако очень часто приходилось пересекать снежники. В конце пути к точке 2333 мы шли по заваленному снегом руслу центрального истока р. Бескес.

Подъем от точки 2333 к точке 2463 осуществлялся в нижней трети по снегу, а потом по травянистому склону и занял один неполный переход. Еще один переход потребовался для траверса снежных полей на пути к перевалу Блыбскому. Седловина перевала была бесснежной.

Ф.18. На седловине перевала Блыбский.

Ф.19. Спуск с перевала Блыбский на юго-восток.

От середины седловины на юго-восток спускается бесснежное травянистое ребро, см. фото 19. По этому ребру мы спустились с перевала до его подножия. Вся долина Большого Блыба в верхней части была завалена снегом. Мы надели снегоступы и спустились к точке N 43гр 47.225' E 40гр 46.769' H 2243, где поставили лагерь на травянистом выступе над пробивающемся кое-где из-под снега ручьем, см. фото 20.

Ф.20. Лагерь в верховьях реки Большой Блыб.

Спуск по долине Большого Блыба.

  • вечеру 02.05.2019 пошел дождь. В 4 утра он перешел в снегопад, который продолжился до 10 часов. За утро выпало около 10 см снега. Видимости не было, в туманной мгле удавалось что-то разглядеть среди снега лишь в 50-70 метрах, см. фото 21.

Запланированный траверс южного склона вершины Дженту к перевалу 2457, ведущему в долину Правого Рожкао, проходил сначала по большим снежникам, а затем пересекал многочисленные снежные кулуары. Мы это видели еще 02.05.2019 с перевала Блыбского. После снегопада, да еще и

  • тумане такой траверс показался нам очень опасным. По любому из кулуаров на нас могла съехать мокрая поверхностная лавина.

И действительно, ближе к полудню 03.05.2019 мы увидели, как съезжают такие лавины, см. фото 22. Поэтому мы решили эвакуироваться вниз по долине Большого Блыба. В нашем GPS-приемнике имелся трек этого спуска группы зеленоградских школьников под руководством Андрея Жарова [2].

Ф.21. Утренняя погода 03.05.2019.

Ф.22. Вид на юго-восточный склон перевала Блыбский утром 03.05.2019.

Ф.23. В центре кадра в кулуаре видна только что съехавшая мокрая поверхностная лавина.

Мы надели снегоступы и поднялись на отрог между реками Малый и Большой Блыб. Потом пошли вдоль гребня этого отрога. Достигнув зоны леса, сняли снегоступы. Здесь снег лежал лишь на склонах северной экспозиции, и мы могли выбирать бесснежные участки на южной стороне отрога.

Мы шли, в основном, без тропы, лишь изредка нам удавалось использовать звериные тропы. Спуск проходил от поляны к поляне с преодолением коротких перелесков между ними. Наконец, в точке N 43гр 46.349' E 40гр 47.867' H 1847 мы наткнулись на дорогу. По этой дороге, преодолев два несложных брода через Малый Блыб, мы спустились к реке Большой Блыб прямо к первому броду в точке N 43гр 45.956' E 40гр 48.998' H 1435.

Далее дорога идет вдоль реки, пересекая её с одного берега на другой. Всего на участке пути от точки 1435 до Большой Лабы мы преодолели 6 бродов. Все броды были весьма напряженными, вода была по колено или чуть выше. Особенно затруднительным оказался третий брод. Опора на ледоруб при такой высокой и быстрой воде не надежна, приходится сильно наклоняться в потоке, при этом теряется устойчивость, к тому же ледоруб и руку заливает водой. Поэтому мы бродили, опираясь на деревянные палки, которые подбирали перед каждым бродом, а кто-то использовал трекинговые (или лыжные) палки.

Ф.24-25. В целом, броды через Большой Блыб оказались весьма напряженными: течение быстрое, а глубина по колено или даже чуть выше.

К 16 часам мы спустились на дорогу вдоль Большой Лабы, пообедали и к 20 часам прибыли в пос. Рожкао, где встали лагерем в точке N 43гр 49.010' E 40гр 54.778' H 939 рядом с пешеходным подвесным мостом через Большую Лабу.

Траверс в. Большой Пцицер (2258) и спуск в Курджиново.

Утром 04.05.19 мы начали подъём на Б. Пцицер по тракторной дороге.

  • точке N 43гр49.887' E 40гр52.087' развилка, большая часть ответвлений завалена буреломом, поэтому метров через 200 мы сошли с дороги и пошли напрямик. В точке N 43гр50.006' E 40гр52.720' мы вышли на открытую местность, дальше подъём предстоял по полянам.
  • точке N43гр50.510' E40гр52.429' встали лагерем у заброшенного домика у ручья. Ночью были заморозки, и температура опускалась ниже нуля.

05.05.2019 продолжили подъём на Большой Пцицер. Подъём проходил без тропы. Через 20 минут после выхода путь нам преградил большой снежник, он лежал в долине, где летом течёт ручей. К этому снежнику мы подошли в 7 утра. 4 мая была ясная безоблачная погода, а ночью мороз, и эти снежники покрылись ледяной коркой. Перемещаться по таким снежникам можно было только в кошках, а впереди виднелся ещё один, более крутой и широкий снежник, так что мы начали искать подъём в обход снежника. За скалами был найден удобный путь на седловину на горе Бол. Пцицер между её вершинками - основной (2258) и западной, которая чуть ниже, см. фото 27-28. Высота седловины 2235 м.

Ф.26. Вид на хребет Дженту с востока со склона в. Большой Пцицер.

Ф.27-28. снежники на склоне. Наш путь отмечен красной линией.

Ф.29. Перед седловиной.

С седловины мы увидели дорогу, она иногда уходила под пологие снежные поля, обойти их не представляло возможности. Когда дорога сошла с хребта и шла то с одной, то с дугой его стороны, дорога стала уже абсолютно сухая.

Ф.30. Спуск в Курджиново по дороге.

К вечеру мы дошли до села, нам предстоял брод через реку Бескес. Воды было много, и мы решили встать на удобных полянах перед бродом, а утром перебродить по малой воде.

06.05.2019 мы перебродили Бескес и встали на краю села, у ДК. 08.05.2019 нас забрали с заправки в селе Псемен, до которого мы прошли ещё 4.5 км по дороге, и отвезли в Армавир, где мы сели на поезд в Москву.

ССЫЛКИ.

  1. А.А. Лебедев. Отчет о пешем походе 2 к.с. по Западному Кавказу. Май 2018. http://static.turclubmai.ru/papers/2355/
  2. А.В. Жаров. Отчет о пешем походе 2 к.с. по Западному Кавказу. Июль 2017. http://static.turclubmai.ru/papers/2340/
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru