Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первопрохождение перевала 40 лет Победы
(Западный Кавказ, Домбай) Первое прохождение перевала выполнено в августе 1984 года группой туристов Ростовского-на-Дону инженерно-строительного института при прохождении маршрута 5-й категории сложности (руководитель Миргородский Ю.В., тренер Гайдучек В.Т.): п.Рудничный (дол.р.Аксаут) – пер.Западный Аксаут + пер.Карач-Чхалта (1Б) – пер.Южн.Аксаут + пер.Вост.Аксаут (2Б) – пер.Джаловчат (1Б) – пер. 40 лет Победы (3А) – пер.Софруджу (2А) – пер.Джугутулючат (3А) – пер.Ацгара (2А) – пер.Нахар (1А) – п.Учкулан. В заявочной книжке было включено прохождение связки пер.Южн.Софруджу (3А, первопрохождение) и пер.Аманауз (3А), но длительная непогода (4 дня безостановочного проливного дождя), которую группа пережидала у языка л.Джаловчат, не позволила пройти её из-за недостатка продуктов. Была выполнена разведка пер.Южн.Софруджу с выходом на седловину и оценкой возможности спуска в южный цирк пер. Аманауз. Перевал 40 лет Победы расположен в Главном Кавказском Хребте (далее ГКХ) восточнее вершины Алибек-баши, ведет с лед.Алибек (дол.р.Алибек) в дол.р.Чхалта-дзых левого притока р.Чхалта.Перевал 40 лет Победы имеет очень удобные подходы с севера, но трудно доступен с юга из дол.р.Чхалта.
Фото 1. Группа в начале похода в дол.р.Аксаут. Слева направо: Журавлев В., Овчинников А., Миргородский Ю., Ленков В. (сошел по болезни у Турьева озера), Осташевский В., Иванов А.. За кадром: Степанюченко А., Чеботарев А.
Состав группы, квалификация участников в 1984 году, обязанности в группе:
Фото 2. Ледопад л. Алибек и участок ГКХ с левобережной морены л.Алибек у Турьего озера (место ночевки группы). Слева направо: пер.40 лет Победы, в.Адибек-баши, пер.И.Саамова
После четырехдневной отсидки под проливным дождем у языка ледника Джаловчат группа энергично взялась за дело, за несколько часов прошла перевал Джаловчат и спустилась по леднику Двуязычному к Турьему озеру, образовавшемуся на стыке морен ледников Двуязычного и Алибек. Здесь группа проводила заболевшего участника Ленкова до альплагеря «Алибек» и занялась подготовкой к штурму перевала (просушка и перераспределение снаряжения и продуктов, визуальная разведка подходов к седловине по л.Алибек).
В результате визуальной разведки был принят следующий план подъема на седловину:
Фото 3. Нижняя часть ледопада Алибек. Видна связка, навешивающая перила на ледовом склоне, наблюдает Миргородский Ю.
Сняв перила, группа разбилась на три связки: Миргородский Ю. и Иванов А. Степанюченко А. и Овчинников А., Осташевский В. и Журавлев В. Чеботарев А. – наш фотограф, как «свободный художник», мог присоединиться к любой связки. Все связки были одинаковы по технический, физической и тактической подготовке, участники связок неоднократно ходили вместе и были хорошо схожены в предыдущих походах. Это обстоятельство позволило применить при прохождении средней части ледопада тактику, которая сильно экономит время: все три связки одновременно шли цепочкой на полную веревку, используя для страховки естественные формы рельефа в сложных или опасных местах передовая связка организовывала на своей веревке перила, по которым проходили две последующие связки, вторая связка становилась передовой, а бывшая передовая связка – последней. Аналогично поступали, когда передовая связка попадала в тупик.
Под зоной разрывов по ледниковой террасе крутизной 15 - 25 градусов, пересеченной горизонтальными разрывами, идем вправо, постепенно поднимаясь к началу ложбины между средней и левой основной частью ледопада, (фото 4), по которой продолжаем подъем.
Фото 4. В лабиринте трещин средней части ледопада Алибек (Иванов А. и Миргородский Ю.)
По ложбине, лавируя между трещин, пересекая трещины по снежным мостам, преодолевая небольшие стенки, довольно быстро поднялись на террасу между зоной разрывов и подошвой висячего ледника. Средний уклон ложбины 20-25 градусов. Под стеной отрыва висячего ледника находилась гора ледовых обломков, засыпанных свежим снегом.
Воодушевленные быстрым прохождением средней части ледопада, передовая связка начала подъем по ледовым обломкам к трещине, отделяющей висячий ледник от основного ледника, надеясь найти выход на висячий ледник (фото 5). Вторая связка пошла ей помощь. К сожалению, путь на висячий ледник преграждала непреодолимая широкая трещина и нависающая снежно-ледовая стена. Какие-либо возможные пути подъема отсутствовали.
Фото 5. Неудачная попытка выйти на «просевший» ледник
Связки вернулись на террасу, где в итоге собралась вся группа, после короткого совещания решили искать другой путь правее в основном ледопаде. После разведки решили подниматься на верхние склоны ледника Алибек по крутой (до 80 град) ледовой стене отрыва высотой 40-50 м, к которой можно было подойти по наклонной заснеженной ледниковой террасе над грандиозным разрывом ледника.(Фото 7). Выбранный путь требовал серьезной подготовки, а подходящей площадки для ночлега выше по склону не ожидалось, поэтому решили остановиться бивуаком на безопасной горизонтальной ледниковой террасе (Н=3000 м), посвятив вторую половину дня рубке ступеней и навешиванию перил на ледовой стене. (Фото 6).
Связка Овчинников – Степанюченко за три часа обработала ледовую стену: навесила 2 веревки по 40 м перил на ледовых крючья, вырубила в необходимых местах ступени, организовала станцию перестежки, закрепила верх веревки на ледорубе на выполаживании ледника выше стены отрыва. Путь на верхние поля ледника Алибек был проложен !!! (Ключевое место прохождения ледопада)
Фото 6. Ночевка под стеной отрыва ледопада Алибекского ледника
Переночевав на площадке, защищенной от всяких неприятностей разрывами и сераками ледопада, рано утром преодолели по перилам ледовую стену, сняли веревки, собрались всей группой и снова разбились на связки.
Фото 7. Прохождение ледовой стены отрыва ледопада Алибекского ледника
Обходя разрывы перед стеной отрыва по засыпанным свежим снегом склонам, идем в направление перевала И.Саамова, расположенного западнее в. Алибек-баши. Не доходя до бергшрунда, который отделяет ледник от снежных склонов в. Алибек-баши (Н=3250 м), сворачиваем влево и далее идем траверсом снежных склонов в направлении седловины восточнее в. Алибек-баши (будущий пер.40 лет Победы). (Фото 8)
Фото 8. По снежным склонам ГКХ к седловине пер.40 лет Победа. На заднем плане в.Эрцог (Осташевский В. и Журавлев В.)
Пройдя в.Алибек-Баши и большую часть её плеча, группа вышла на западный край верхнего цирка «висящего» ледника. Чаша цирка была опоясана бергшрундом, который сужался по мере удаления от Главного Кавказского хребта. Спускаемся вниз по выпуклой форме рельефа, а затем сворачиваем вправо и, пересекая по снежному мосту (перила), выходим на висячий ледник. (Фото 9)
Фото 9. Спуск на «просевший ледник по вертикальным перилам (склон подрезан бергшрундом).(Иванов А. и Осташевский В.). Слева за мореной Алибекского ледника видно Турье озеро. Прямо внизу– среднее течение ледника Алибекский, по которому проходил путь группы к подошве ледопада
Пересекаем висячий ледник, по снежному мосту снова переходим бергшрунд (перила) и по снежному склону крутизной 35-40 градусов, выходим в ложбину между склонами ГКХ и снежной подушкой висячего ледника под седловиной перевала. Короткая ложбина заканчивается площадкой под седловиной (н=3340 м).
Ниже представлены две фотографии участка северных склонов ГКХ от пер.И.Саамова до в.Чхалта-Дзых и прилегающего к ним Алибекского ледника, выполненные в июле-августе 1996 года и в июле-августе 2007 года.
Группа г.Ростова-на-Дону, руководитель Дубинин В.А. (1996 год)
Представленные фотографии показывают, что пройденный группой путь является наиболее рациональным при подходах с севера к седловине перевала 40 лет Победы.
С площадки до перевала несколько десятков метров снежного склона, под которым несколько метров крутых обледенелых скал, отделенных от площадки широки рантклюфтом. Справа снежный склон перевала соединяется со снежным под плечом в.Алибек-баши, а рантклюфт под перевалом переходит в бергшрунд, через который имеются снежные мосты.
Связка Журавлев – Осташевский без рюкзаков по снежному мосту перешла через бершрунд и траверсом вышла на седловину. Пройденный связкой путь был более прост по сравнению с подъемом на седловину прямо вверх с пересечением рантклюфта и скал, но требовал организации несколько веревок перил для безопасного траверса над бергшрундом. Связка Журавлев – Осташевский вернулась на площадку по вертикальным перилам, навешанных на левой стороне склона к седловине и закрепленных на скальных крючьях в скалах седловины. В связи с отсутствием на гребне перевала площадок решили остановиться на ночлег на площадке под седловиной. (фото 10)
Фото 10. Подготовка площадки для ночевки под седловиной пер. 40 лет Победы
Утром связка Журавлев – Осташевский выполнила обработку нижней части склона. Журавлев перейдя через рантклюфт вышел на наклонную заснеженную полку, по которой ушел влево, где по кулуару вышел на снежные склоны выше пояса скал к навешенной ранее веревке. Попытка пройти скалы с рюкзаком не удалась, рюкзак был оставлен на крюке. (фото 11)
Фото 11. Подъем в нижней части северного склона перевала 40 лет Победы (Журавлев в. и Осташевский В.)
Пять участников без рюкзаков поднялись по перилам на перевал (н=3400 м). Затем было организовано вытаскивание рюкзаков по натянутой веревке (фото 12). Последняя связка прошла склон с верхней страховкой и сняла перила.
Фото 12. Вытаскивание рюкзаков на седловину перевала
Ниже приведена фотография из похода ростовчан в 2007 году (Руководитель Таранцева Е.Е.), на которой видно, как изменился северный склон перевала 40 лет Победы за 23 года, прошедших после первопрохождения. Снежный склон справа сильно сократился и больше не выходит на седловину, обнажив скалы справа. По этим скалам группа Таранцевой Е.Е. вышла на перевал.
Фото 13. Первая веревка спуска. Разведка пути. Вдоль левых склонов проходит путь в дол.р.Чхалта-Дзых, (Степанюченко А.)
Пройдя 4 веревки группа вышла к краю заснеженной полки, перед которой собралась в полном составе. Справа в рантклюфте в скалах обнаружился грот, закрытый снежным наддувом, в котором могло безопасно расположиться несколько человек. (Фото 17).
Фото 17. Группа прошла верхнюю наиболее крутую часть спуска и обсуждает дальнейший путь
Дальнейший спуск вниз выводил на снежный склон полки, далее угадывался перегиб скального склона. Обеспечить надежную страховку в рыхлом снегу, лежащем на пористом льду, было проблематично. Кроме того, под летнем солнцем начал активно таять свежий снег, по скалам потекли ручейки и сверху начали срываться камушки, бомбардируя снежную полку. Поэтому было принято решение спускаться влево вдоль подошвы отвесных скал, укрывающих участников от падающих камней.
Передовая связка Осташевский В. и Журавлев В. навесила перила (2х40м, 5-я и 6-я веревка) на скальных крючьях до скального ребра, которым заканчивается заснеженная наклонная полка. На полках скального ребра собралась вся группа. Перила с извлечением крючьем снимала замыкающая связка Степанюченко А. и Овчинников А. (фото 18).
Фото 18. Траверс снежного склона полки вдоль скал (Стенанюченко А.)
С полок скального ребра хорошо просматривался нижняя часть спуска до ледника в южном цирке перевала.От скального ребра вправо вдоль нижней кромки снега по верху «бараньих лбов» было устроено 40 м перил (7-я веревка) на скальных крючьях до площадки перед ручьем, стекающем со скального склона седловины, где высота «бараньих лбов» наименьшая. Далее организован спуск по закрепленной на скальных крючьях вертикальной веревке (40 м) до середины снежного склона между скалами и бергрундом (8-я веревка), по которой проходим 20 м вертикальных заглаженных «бараньих лбов», рантклюфт шириной 1.5 м и верхний участок снежного склона 45-30 град до нижнего конца веревки, закрепленного на забитом в снег ледорубе. По последней (9-й) 40 м веревке, закрепленной на ледорубе, были преодолены последние серьезные препятствия: нижний участок снежного склона крутизной 30 – 60 град, бергшрунд шириной 2-3 м, с вертикальной верхней стеной высотой 5-6 м. (Н=3200 м) После бергшрунда снежный склон выполаживается. (Фото 20).
Фото 19. Нижняя часть спуска с седловины перевала. Прохождение рантклюфта и бергшрунда. На склоне - Овчинников А. и Степанюченко А., у бергшрунда Миргородский Ю. и Иванов А.
Навешанные веревки снимались связкой Овчинников А. и Степанюченко А:
Первопрохождение перевала 40 лет Победы закончено.
Фото 20. Перевал 40 лет Победы. Вид со склонов долины р, Чхалта-Дзых притока р.Чхалта. Слева от перевала в.Алибек баши
Приложение 1. Возможные варианты продолжения маршрута после прохождения пер. 40 лет Победы:
Фото 21. Группа в конце похода в дол.р.Южный Птыш. Слева направо: Миргородский Ю., Журавлев В., Степанюченко А., Овчинников А., Чеботарев А.., Иванов А. За кадром: Осташевский В
Миргородский Ю., выполнил нормативы и получил звания м.с. СССР и м.с. Россия по горному туризму, участвовал в походах 5-й и 6-й до 2000 г., в которых прошел перевалы: Цурунгал (3Б), Джайлык (3А), Узен-Боге (2А, первопрохождение), Нальчик (3А-3Б), Укю Верхний (3А-3Б, первопрохождение), Крумкольский провал (3Б), И.Саамова (3А) участвовал в поисковых работах на в.Гестола и л.Цаннер в 1987 году. Работал тренером туристкой секции РИСИ, был председателем МКК Ростовской области. В 2000 годах: летом - ходил в походы 1-й и 2 й категории сложности с ветеранами туризма, зимой - занимался горными лыжами. В июле 2012 года в возрасте 60 лет в походе 1-й категории сложности при подъеме на пер.Ак-Тюбе на л.Морды умер от инсульта.
Степанюченко А. м.с. СССР по горному туризму, участвовал в походах 5-й и 6-й до 1988 г., в которых прошел перевалы: Цурунгал (3Б), Джайлык (3А), 1-й Конной Армии (3А, первопрохождение), Унамуссо (3Б, первопрохождение), Оставшихся дома (3А), в 1986 году пережил удар молнии на в.Гестола, участвовал в поисковых работах на в.Гестола и л.Цаннер в 1987 году в 2000 годах увлекся дайвингом летом и горными лыжами зимой. Летом 2018 года скоропостижно скончался на работе от инсульта.
Иванов А.М. м.с. СССР, участвовал в походах 5-й и 6-й до 1992 г., в которых прошел перевалы: Цурунгал (3Б), Узен-Боге (2А, первопрохождение), Нальчик (3А-3Б), до 1997 года ходил в походы 1-3 категории с перевалами не сложнее 2Б работал тренером туристкой секции РИСИ, председателем МКК Ростовской области. Проектировал и строил автомобильные дороги на Северном Кавказе, ушел на пенсию в 70 лет.
Осташевский В - к.м.с. по горному туризму, участвовал в походах 5-й и 6-й до 1986 г., в которых прошел перевалы: Цурунгал (3Б), Джайлык (3А), 1-й Конной Армии (3А, первопрохождение), Унамуссо (3Б, первопрохождение), Оставшихся дома (3А), в августе 1986 года погиб от удар молнии на в.Гестола.
Овчинников А. – 1-й разряд, участвовал в походах 5-й и 6-й до 1988 г, в настоящее время увлекается горными лыжами.
Чеботарев А. 1-й разряд, участвовал в походах 5-й и 6-й до 1986 г., в которых прошел перевалы: Цурунгал (3Б), Джайлык (3А), 1-й Конной Армии (3А, первопрохождение), Унамуссо (3Б, первопрохождение), Оставшихся дома (3А), пережил удар молнии на в.Гестола, до настоящего времени ежегодно участвует в путешествиях, где занимается любимым увлечением – фотографией, два года тому назад отметил 80-летие.
Журавлев В., - - к.м.с. по горному туризму, вскоре после похода уехал в Западную Сибирь на освоение её просторов.
Заключительное пожелание всем действующим и будущим спортивным туристам
От всей души надеюсь, что скоро для спортивных походов откроются южные склоны ГКХ от пер Марухский до пер. Клухорский. Этот район выделяется необычайной концентрацией разнообразных препятствий как в высокогорной части (скалы, ледовые стены, бергшрунды и рантклюфты, ледопады и др.), так и на подходах (бараньи лбы, крутые травянистые и залесенные склоны, каньоны и др.), имеет значительные сложности в правильном выборе пути и ориентации на местности. Все это приносит определенный «шарм» горным походам в этом районе, но требует более высокой технической и психологической подготовки руководителя и участников. Выходить новичкам на следующий спортивный уровень на перевалах Западного Кавказа необходимо с осторожностью, сравните перевалы: 1-б кат.тр. Ирик и Зап.Аксаут, 2А кат.тр. Гумачи и Аксаутский, 2Б кат.тр Дыхни-ауш и Вост.Аксаут. При уменьшению снежности все перечисленные перевалы Западного Кавказа переходят в более высокую категорию, трудность перевалов Центрального Кавказа остается без изменений).
Спортивных и жизненных успехов Вам дорогие друзья.
Мастер спорта СССР по горному туризму Иванов Андрей Маркович |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||