Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 1 к.с. по Приэльбрусью, совершённом группой в период с 29 апреля по 7 мая 2019 годаСправочные сведения о маршруте
Нитка маршрута заявленная:
Итого, с учетом коэф. 1,2 – 100,85 км. Пройденный маршрут: Не отличается от заявленного. Картографические материалы Основной картой в походе служила схема Центрального Кавказа Михаила Голубева, скачанная с сайта https://www.caucatalog.ru. Ссылка на карту: https://yadi.sk/d/sQ8JxBrGe7a1ZA
Карта очень большая и подробная, нанесены индексы перевалов, ледников, вершин, места ночёвок, некоторые горные тропы и т.п. Кстати, расшифровку индексов можно посмотреть на том же сайте: https://www.caucatalog.ru/maps/cencaumap/cencau_passes.txt В поход брался навигатор с картами OSM (OpenStreetMap). Ссылки на OSM-карты КБР и Карачаево-Черкессии для навигатора: http://garmin.gis-lab.info/files/ru.kabardin.7z http://garmin.gis-lab.info/files/ru.karach.7z
Район маршрута Далее на карту был нанесён маршрут (красная линия). Начало маршрута: аул Хурзук. Финиш: село Верхний Баксан. Перевалы обозначены красными кружками.
Нанесён маршрут О районе маршрута «Приэльбрусье» — всем известный центр альпинизма, горнолыжного спорта и туризма, где наслаждаются красотой природы Кавказа люди не только из России, но и со всего мира. Довольно часто в мае туристы в рамках своего горного маршрута выбирают именно район Центральный Кавказ. Этому способствует ряд причин: в плане логистики Кавказ России максимально доступен туристам из северо-западных, западных и юго- западных регионов нежели другие горные районы, находящиеся, например, в Азии. И с финансовой точки зрения получается организовать вполне удобное путешествие, и по времени добираться до Центрального Кавказа недолго: от Москвы ~ 2ч. 30 минут на самолёте либо сутки с небольшим на поезде. В большинстве своём туристы – люди работающие либо учащиеся, а, значит, «выбить» себе длительный промежуток времени на отдых зачастую является проблемой. Приэльбрусье - ближайшие окрестности у подножия высочайшей горы Европы – Эльбруса, и горы Чегет, что тоже не может не притягивать туристов. Ещё одним фактором является то, что в последнее время стало больше молодых начинающих туристов, желающих начать свою туристскую жизнь с похода первой-второй категории сложности. Особенности района Весна 2019 года выдалась аномальной по количеству выпадших осадков в данном районе. После зимы на горных склонах осталось очень много снега, что влекло за собой серьезную лавинную опасность для горных туристов. Когда примерно по всей России уже растаял снег, в Приэльбрусье по-прежнему оставались его большие массы. В связи с этим МКК рекомендовала максимально аккуратно и обдуманно проходить заснеженные перевалы, избегая подрезание склонов.
Добирались мы от Москвы до Невинномысска поездом «Москва - Владикавказ» № 034СА отправлением в 21:50. Билет стоил 2831р. Время в пути заняло 1 сутки и 4 часа. 29.04.19 прибыли на станцию Невинномысская в 2:30, где нас ждал заранее заказанный транспорт. Микроавтобус категории «B» заказывали у местного жителя – Вячеслава. Пунктуальный и отзывчивый человек. Номер мобильного телефона Вячеслава: +7-928- 359-94-25. Закончили маршрут в с. Верхний Баксан. Оттуда нас забирал другой водитель. Зовут его Вячеслав. Тоже очень порядочный и общительный человек. Номер телефона: +7-918-746- 84-60. У него уже был транспорт категории «С», а именно Volkswagen Crafter. От Верхнего Баксана ехали в Пятигорск, а оттуда на поезде «Кисловодск - Москва» № 681С отправлением в 22:06. Пользовались примусами Дастан «Шмель», работающими на бензине 92. Бензин заранее просили закупить шофёра. Темп на маршруте был следующим: 45-60 минут движения, 15 минут привал. Время в вышеизложенных абзацах и ниже на протяжении всего отчета указано по Москве. Все фотографии сделаны в данном походе с 27.04.09 по 09.05.19. Авторы фотографий: Техническое описание маршрута с фотографиями День 1 29.04.19 Невинномысск – аул Хурзук – р. Уллухурзук – р. Битик-Тюбю – горячие источники Джылы-Суу Старт нашего маршрута пришёлся на аул Хурзук ( 1500 м ). Было видно, что снег на склонах гор лежит довольно низко, и реки мелководные, что говорило о том, что весна в горах только наступает и снега там ещё полно. В аул прибыли в 6:00. 40 минут ушло на перебирание рюкзаков, разлив по бутылкам бензина из канистры, переобувку и надевание ходовой одежды. В этот день погода была отличная.
старт. Аул Хурзук В ауле есть сотовая связь: МТС, YOTA. По словам местных жителей, у Мегафона даже высокоскоростной интернет ловит. В 6:45 отписались МКК о начале маршрута и пошли по долине реки Уллухурзук. Здесь идет широкая хорошая автомобильная тропа.
Долина Уллухурзук
Долина Уллухурзук По пути встретили неглубокий брод. Приятно помочили ноги в освежающей воде и двинулись дальше. Спустя пару часов дошли до источника Нарзана.
Брод В 12:00 уже были на развилке долин Уллухурзук и Битик-Тюбю.
Развилка долин. Красная – Уллухурзук. Жёлтая – Битик-Тюбю
Развилка долин В долине р. Битик-Тюбю пришла облачность и заморосил лёгкий дождь.
Вид на Эльбрус из долины Битик-Тюбю В 16:30 пришли на ночёвку - горячие источники Джилы-Суу. Правда, температура воды не соответствовала названию, несколько добровольцев зашли в воду лишь по колено. Место удобно тем, что палатки можно не ставить, а ночевать в самой каменной постройке горячих источников. Прошли за этот день порядка 18 километров.
Вид на Эльбрус с места горячих источников День 2 30.04.19 Днёвка К сожалению, в этот день нашу группу покинул Денис Петров. Ему было очень тяжело идти по долине с начала маршрута, и, оценив сложность предстоящих препятствий и неблагоприятную метео-обстановку на маршруте, общим обсуждением мы приняли решение спустить участника вниз в цивилизацию и продолжить поход в семером. В 6:00 утра наша четвёрка в составе Овчинникова Алексея, Петрова Дениса и 2-х ребят с параллельной команды, согласившихся нам помочь – Коли Смолина и Михаила Ретунского вышла вниз по долине в аул Хурзук. К обеду мы добрались до места и Денис уехал на поезд домой. В общей сумме ( туда-обратно ) мы прошли 36 км. В это время группа проводила тренировку по зарубанию на снежном склоне у лагеря.
Слева направо: Денис – заболевший, Алексей – рук. команды., Михаил и Николай Для нас троих провожавших день выдался весьма насыщенным, так как туда-обратно прошли 40 километров, сбросив, и вновь набрав 1000 метров. В обед было сильное пекло, по пути решили искупаться. Когда шли обратно в лагерь, повстречали Махмуда – местного пастуха яков, который видел нас при спуске. В наше отсутствие он «наверху» познакомился с командой и узнал причину нашего хождения в Хурзук. Понимая нашу усталость, добродушно пригласил к себе в хижину, где накормил и напоил чаем. День 3 01.05.19 Подъём по гребню в сторону перевала Балк-Баши Изначально планировали ранним утром подняться на перевал, но с утра была непогода: дождь, плохая видимость из-за облаков, перевала с Эльбрусом не видно. Облака разошлись к 9 утра, но для штурма перевала было поздновато. Чтобы не сидеть на месте, мы радиально сходили на разведку в сторону гребня до высоты 3050 м, где обнаружили удобные места для ночёвки и вернулись назад за рюкзаками.
начало подъёма по гребню
люди и горы День 4 02.05.19 Пер. Балк-Баши (1А, 3691) – р. Кызылкол Ранним утром был сильный ветер с дождем и снегом. К 9:00 наступило недолгое затишье, открылось небо, воспользовавшись этим, позавтракали, собрались и в 10:00 вышли. Через 40 минут снова посыпал снег, появлялись резкие порывы ветра.
день 4, начало пути
фотографируемся, пока солнечно Подъём по гребню идёт по травянистому каменистому склону, где-то видны элементы тропы. Выше уже лежит снег.
Здесь мы попали в облако, дует очень сильный порывистый ветер, идти стало гораздо труднее.
Вид назад настигает облако
Перспективу не видно, для подстраховки достаём навигатор, идём, сверяясь с ним (на карте в навигаторе была нарисована тропа).
К обеду выходим на седловину перевала. Есть тур. Записки не было.
на перевале Балк-Баши (1А, 3691) Спуск начали не вниз к леднику, а на северо-запад по гребню, далек на север, где дошли до травянисто-каменистого склона, по которому и начали плавно снижать высоту.
Маршрут от Балк-Баши
Маршрут Бурунташ Ближе к леднику на склоне всё более стали появляться осыпи, что значительно затрудняло наше движение. После спуска пришлось немного пройтись по окраине ледника Уллучиран. Метров 200 ниже ледника поставили лагерь.
Рисунок 11: зелёным показано отклонение от заявленной нитки маршрута День 5 03.05.19 Бурунташ (1А, 3072) – р. Кызылкол – плато Ирахиксырт – р. Кызылкол После вчерашнего трудового дня решили не торопиться и отоспаться. Встали в 9:00. Нас встречало красивое снежное утро. За ночь насыпало столько снега, что пришлось сразу после сна лопатой откапывать ледорубы и треккинговые палки, на которых вчера вечером растянули оттяжки палаток. Сами палатки были на половину в сугробах.
утро 3 мая
В 11:30 вышли в сторону перевала Бурунташ (1А, 3072). Перескочить сразу в лоб на противоположный склон было сложно, так как снега было по пояс, поэтому спустились немного вдоль р. Кызылкол и начали подниматься уже по более пологому склону.
Подъём на пер. Бурунташ довольно простой, особенно в летнее время.
Бурунташ
Спуск к реке Кызылкол На перевале седловина широкая. Построен большой тур. Написали и оставили там перевальную записку. В туре записок не обнаружили.
Спускаемся путём чуть севернее, от которого поднимались. Через метров 400 стала появляться трава, и снега становилось всё меньше и меньше. Перейдя по камушкам р. Кызылкол стали подниматься на плато Ирахиксырт. Погода стала ухудшаться, снова начался снегопад.
Спуск с пер. Бурунташ
Плато полностью было в снегу. Шли от холмика к холмику , между которыми снега было по пояс.
В сумерках спустились с плато к песчано-каменистому берегу р. Кызылкол на ночёвку. Место очень ровное и удобное.
Рисунок 12: путь, пройденный за день. Зелёным – отклонения от заявленной нитки День 6 04.05.19 р. Кызылкол – р. Малка – полуднёвка – дор. Кисловодск – Джилы-Су Утром шёл мокрый снег с дождём, в 10:30 собрались и пошли в сторону ур. Джилы-Суу. Погода по-прежнему оставалась пасмурной.
р. Кызылкол. Впереди внизу водопад.
Перебродили р. Кызылкол, забравшись немного вверх по склону, вышли на тропу, так по ней и шли до реки Малка. Тропа была частично узкой и опасной: скользкий снег лежал в местах крутых склонов, где внизу были скалы, и текла река.
Добрались до Джилы-Суу. Сначала полюбовались прекрасным водопадом Султан и одновременно перекусили, потом потихоньку решились искупаться в источнике. Вода была примерно 25 градусов. Место ухоженное, поставлены кабинки, место для переодевания и удобный заход в ванну.
Термальные источники Хорошо отдохнув, вышли на асфальтовую дорогу Кисловодск-Джилы-Суу, прошли по ней около 3,5 км. , и свернули по направлению к пер. Каракайский Сев.
Дорога до пер. Каракайскй Как обычно, снег становился глубже при наборе, ещё и погода была совсем пасмурной. Но становиться уже было негде: погих мест не было, а у реки сплошное болото. Группа шла бодро вперёд, и никто не хотел останавливаться. К 17:00 взошли на перевал.
Далее спустились в долину р. Исламчат, где и заночевали. День 7 05.05.19 Полуднёвка в долине р. Исламчат – пер. Кыртыкауш (1А, 3242) Погода была ясная, тёплая. До 14:30 Отдыхали на солнышке, сушили вещи и играли на гитаре. А после, двинулись к пер. Кыртыкауш. По картам на перевал должна вести тропа по правому отрогу реки (в направлении движения «запад-восток»). Но сейчас она была закрыта снегом. А слева – более крутой склон, но иногда с проталинами. Пошли слева: путь по более крутому склону, но хоть снега не по пояс. Это был самый трудоёмкий подъём из всех вышеперечисленных. Приходилось обходить по каменистому склону и часто тропить.
Начало подъема
Волчьи тропки
Подъём на перевал
Стало смеркаться. За 30 мин до вершины перевала сошли со склона, и стали идти по месту самого глубокого снега – по тропе ( которую видно было только на карте ), но с сумерками похолодало и снег подмёрз. Поэтому мы легко поднялись наверх.
Стелла на перевале
Место ночёвки. Седловина перевала
Вид с седловины на юго-восток
путь, пройденный за 7-й день День 8 06.05.19 р. Уллуесенчи – р. Кыртык– село Верхний Баксан Проснулись в 5:00. Чуть раньше, чтобы до теплоты солнца успеть спуститься по твёрдому снегу вниз в долину. В 7:30 подошли к реке Уллуесенчи, где сделали привал. Просушили снаряжение и одежду, покушали небольшие излишки еды, помылись, постирались, в общем сделали всё необходимое для комфортного спуска в цивилизацию. Вдоль р. Уллуесенчи идет хорошо вытоптанная тропа. А, начиная с долины реки Кыртык, до села Верхний Баксан – тропа, по которой ездят пастухи на джипах. В 18:30 спустились в Верхний Баксан. На ночлег встали чуть выше села у скал рядом с рекой, чтобы не быть у всех на виду. На следующий день в 12:00 группу забрал водитель Вячеслав, и повёз всех в Пятигорск наслаждаться роскошной жизнью обычных людей.
путь, пройденный за 8-й день
спуск с перевала Кыртыкауш
на подходе к с. Верхний Баксан Приложение: снаряжение, весовые характеристики груза, взятого на маршрут Снаряжение
Весовые характеристики груза, взятого на маршрут
Максимальная нагрузка на одного мужчину 25 кг, женщину 20 кг |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||