Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет горном походе 1 к.с.по Приэльбрусью, совершённого группой туристов в период с 29 апреля по 7 мая 2019 года
Справочные сведения
Почему именно в этом районе? Почему именно в мае? «Приэльбрусье» - туристическое название части большого Кавказа, расположенной в Баксанском ущелье на территории Эльбрусского и Зольского районов Кабардино-Балкарской Республики. Приэльбрусье - популярный центр альпинизма, горнолыжного спорта и туризма. Очень часто в мае туристы в рамках своего горного маршрута выбирают именно район Приэльбрусья. Этому способствует ряд причин: в плане логистики Кавказ России максимально доступен туристам из северо-западных, западных и юго-западных регионов (а ведь именно эти регионы имеют самую высокую плотность населения (см. рис. 1), следовательно , и туристов в этой части страны больше) нежели другие горные районы, находящиеся, например, в Азии. И с финансовой точки зрения получается организовать вполне бюджетное путешествие, и по времени добираться до Центрального Кавказа недолго: ~ 2ч. 30 минут на самолёте либо сутки с небольшим на поезде. В большинстве своём туристы люди работающие либо учащиеся, а, значит, «выбить» себе длительный промежуток времени на отдых зачастую является проблемой. Но в мае выпадают государственные праздники 1 мая и 9 мая, между ними попадают ещё и два выходных дня, поэтому на работе остаётся попросить за свой счет всего пару-тройку дней, и можно уже отправиться в горы. Приэльбрусье - ближайшие окрестности у подножия высочайшей горы Европы Эльбруса, и горы Чегет, что тоже не может не притягивать туристов. Ещё одним фактором является то, что в последнее время стало больше молодых начинающих туристов, желающих начать свою туристскую жизнь с похода первой-второй категории сложности. А Центральный Кавказ очень хорошее место для построения маршрута первой-второй категории сложности. Как раз все участники нашей команды, за исключением руководителя, были новичками, идущими в свой первый настоящий горный поход. Интересен этот район и в историческом плане. По горной гряде и правобережью реки Баксан летом и осенью 1942 года проходил Баксанский рубеж обороны советских войск. Об этом свидетельствуют памятные обелиски на некоторых перевалах (см. фото 1).
Рисунок 1
Фото 1: обелиск на перевале Кыртыкауш Особенности района 2019 год выдался аномальным по количеству выпадших осадков в районе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии, поэтому после зимы на горных склонах осталось очень много снега, что влекло за собой серьезную лавинную опасность для горных туристов. Когда по всей России уже растаял снег , в Приэльбрусье по-прежнему оставались его большие массы. В связи с этим МКК рекомендовала максимально аккуратно и обдуманно проходить заснеженные перевалы, избегая подрезание склонов. Одному из руководителей рекомендовали прибегнуть к редактированию маршрута, исключив лавиноопасные склоны. Наш же маршрут начинался с двухдневного прохождения долины, что давало дополнительное время на то, чтобы снег на грядущих перевалах подтаял. На протяжении всего маршрута мы встречали сошедшие лавины (см. фото 2 и 3). Слава Всевышнему, они сошли до того, как пришли мы :)
Фото 2: На пути к подъёму на перевал Каракайский Северный
Фото 3: После перевала Каракайский Северный Состав группы Собралось в поход 6 человек. Но один из участников накануне отъезда столкнулся с серьёзными проблемами и был вынужден срочно сдать билеты и не идти в поход. Нас осталось пять.
Логистика и аспекты Добирались мы от Москвы до Невинномысска поездом «Москва - Владикавказ» № 034СА отправлением в 21:50. Билет стоил 2831р. Время в пути заняло 1 сутки и 4 часа. 29.04.19 прибыли на станцию Невинномысская в 2:30, где нас ждал заранее заказанный транспорт. Микроавтобус категории «B» заказывали у местного жителя Вячеслава. Пунктуальный и отзывчивый человек. Рекомендую пользоваться его услугами. Номер мобильного телефона Вячеслава: +7-928-359-94-25. В 6:00 мы прибыли в аул Хурзук. Закончили маршрут в с. Верхний Баксан. Оттуда нас забирал другой водитель. Зовут его Вячеслав. Тоже очень порядочный и общительный человек. Номер телефона: +7-918-746-84-6 0. У него уже был транспорт категории «С», а именно Volkswagen Crafter. От Верхнего Баксана ехали в Пятигорск, а оттуда на поезде «Кисловодск - Москва» № 681С отправлением в 22:06. Пользовались примусами Дастан «Шмель», работающими на бензине. Бензин заранее просили закупить шофёра. Темп на маршруте был следующим: 45 минут движения, 15 минут привал. Время в вышеизложенных абзацах и ниже на протяжении всего отчета указано по Москве. Все фотографии сделаны в данном походе с 27.04.09 по 09.05.19. Автор фотографий Смолин Николай. Рисунок 1 взят с сайта: http://kontur-map.ru/ Картографические материалы Основной картой в походе служила схема Центрального Кавказа Михаила Голубева, скачанная с сайта https://www.caucatalog.ru. Ссылка на карту: https://yadi.sk/d/sQ8JxBrGe7a1ZA
Рисунок 2 Карта очень большая и подробная, нанесены индексы перевалов, ледников, вершин, места ночёвок, некоторые горные тропы и т.п. Кстати, расшифровку индексов можно посмотреть на том же сайте: https://www.caucatalog.ru/maps/cencaumap/cencau_passes.txt Так как в рамках нашего похода нужна была лишь небольшая часть этой карты, то она была обрезана до границ нашего маршрута и распечатана с дополнительным разбиением на части для лучшей детализации и удобства.В поход брался навигатор с картами OSM (OpenStreetMap). Ссылки на OSM-карты КБР и Карачаево-Черкессии для навигатора: http://garmin.gis-lab.info/files/ru.kabardin.7z http://garmin.gis-lab.info/files/ru.karach.7z
Рисунок 3: обрезано лишнее Далее на карту был нанесён маршрут (красная линия). Начало маршрута: аул Хурзук. Финиш: село Верхний Баксан. Перевалы обозначены красными кружками.
Рисунок 4: нанесён маршрут
Рисунок 5: Часть 1
Рисунок 6: Часть 2 Так же бралась ещё одна карта, взятая с сайта https://strahu-net.com/ Ссылка на карту: https://strahu-net.com/archives/turisticheskie-karty/uploads/VBalkaria.jpg Тоже была обрезана до нужных границ и поделена на две части:
Рисунок 7: Часть 1
Рисунок 8: Часть 2 Нитка маршрута заявленная: Невинномысск аул Хурзук р. Уллухурзук р. Битик-Тюбю пер. Балк-Баши (1А, 3691) р. Кызылкол - пер. Бурунташ (1А, 3072) р. Кызылкол пер. Каяэшик (н/к,2532) рад. дор. Кисловодск - Джилы-Су пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) р. Исламчат пер. Кыртыкауш (1А, 3242) р. Уллуесенчи р. Кыртык село Верхний Баксан Пятигорск Нитка маршрута пройденная: Невинномысск аул Хурзук р. Уллухурзук р. Битик-Тюбю пер. Балк-Баши (1 А, 3691) р. Кызылкол - пер. Бурунташ (1А, 3072) р. Кызылкол дор . Кисловодск - Джилы-Су пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) р . Исламчат пер. Кыртыкауш (1А, 3242) р. Уллуесенчи р. Кыртык село Верхний Баксан Пятигорск График прохождения заявленный: Итого, с учетом коэф. 1,2 106,8 км.
График прохождения фактический: Итого, с учетом коэф. 1,2 100,85 км.
Техническое описание маршрута с фотографиями День 1 29.04.19 Невинномысск аул Хурзук р. Уллухурзук р. Битик-Тюбю горячие источники Джылы-Суу В 2:30 прибыли на поезде в Невинномысск, в 6:00 были уже в ауле Хурзук - на точке старта. 40 минут ушло на перепаковку рюкзаков, разлив по бутылкам бензина из канистры, переобувку и надевание ходовой одежды.
Фото 4: Перед стартом. Аул Хурзук.
Фото 5: Берём азимут и в путь! В ауле есть сотовая связь: МТС, YOTA. По словам местных жителей, у Мегафона даже высокоскоростной интернет ловит. В 6:45 отписались МКК о начале маршрута и пошли по долине реки Уллухурзук. Здесь идет широкая хорошая тропа, больше похожая на полевую дорогу. В Хурзуке, высота была 1500 метров. За 45 минут ходьбы прошли 3,5 км., высота стала 1661 метр.
Фото 6: Долина Уллухурзук
Рисунок 9: долина Уллухурзук Утром погода выдалась отличной: ясно, тепло , небольшой освежающий ветерок. По пути был неглубокий брод. Спустя пару часов дошли до источника Нарзана.
Фото 7: Брод В 12:00 уже были на развилке долин Уллухурзук и Битик-Тюбю.
Рисунок 10: Развилка долин. Красная Уллухурзук. Жёлтая Битик-Тюбю
Фото 8: Развилка долин Когда пошли по Битик-Тюбю, погода сменилась на облачную, изредка моросил дождь.
Фото 9: Миша
Фото 10: Вид на Эльбрус из долины Битик-Тюбю В 16:30 пришли на горячие источники. Правда, температура воды не совсем соответствовала названию, никто из команды так и не искупался в этот день :) Палатки решили не ставить, переночевали в постройке рядом. Прошли за этот день порядка 21 километра.
Фото 11: Вид на Эльбрус с места горячих источников На следующий день было запланировано встать в 4:00, быстро поесть, собраться и выдвинуться на перевал Балк-Баши. День 2 30.04.19 Днёвка В этот день пришлось сделать днёвку. Дело в том, что схожим маршрутом шла ещё одна команда из нашего турклуба. В первый день они так же прошли две долины, но к концу дня столкнулись с проблемой: стало понятно, что один из участников заболел и не сможет продолжить путь. Поэтому мы решили оказать поддержку братской команде и помочь ребятам проводить участника обратно в Хурзук, где его посадили в автобус до города. Вечером он уже ехал в поезде в Москву. Пока несколько человек провожали больного, остальные провели тренировку по зарубанию с ледорубом на склоне.
Фото 12: Слева Денис заболевший. Правее Алексей рук. параллельной команды. Михаил и я Для нас троих провожавших день выдался весьма насыщенным, так как туда-обратно прошли 40 километров, сбросив, и вновь набрав 1000 метров. В обед было сильное пекло, по пути решили искупаться.
Фото 13: Купаемся Когда шли обратно в лагерь, повстречали Махмуда местного пастуха яков, который видел нас при спуске. В наше отсутствие он «наверху» познакомился с командой и узнал причину нашего хождения в Хурзук. Понимая нашу усталость, добродушно пригласил к себе в хижину, где накормил и напоил чаем. В долине стемнело, поэтому пастух проводил нас на лошади километров пять, а там уже встретили ребята с фонарями и теплой одеждой. Завтра предстояло выдвинуться на перевал. День 3 01.05.19 Подъём по гребню в сторону перевала Балк-Баши Изначально планировали ранним утром подняться на перевал, перевалить и спуститься на плато Ирахиксырт, но с утра была непогода: дождь, плохая видимость из-за облаков, перевала с Эльбрусом не видно. Ждали, ждали улучшений нет. Ребята радиально сходили на разведку в сторону гребня, вернулись с вестью, что на гребне есть более-менее пологие места, где можно будет поставить палатки. Около полудня распогодилось, и мы выдвинулись с целью подойти ближе к перевалу.
Фото 14: начало подъёма по гребню
Фото 15: Закат День 4 02.05.19 Пер. Балк-Баши (1А, 3691) р. Кызылкол Ранним утром был сильный ветер с дождем и снегом. К 9:00 наступило недолгое затишье, открылось небо, воспользовавшись этим, позавтракали, собрались и в 10:00 вышли. Через 40 минут снова посыпал снег, появлялись резкие порывы ветра.
Фото 16: день 4, начало пути
Фото 17: фотографируемся, пока солнечно Подъём по гребню идёт по травянистому каменистому склону, где-то видны элементы тропы. Выше уже лежит снег.
Фото 18 Здесь мы попадаем в облако, дует сильный порывистый ветер, наше движение затрудняется.
Фото 19: Вид назад
Фото 20: настигает облако
Фото 21 Перспективу не видно, для подстраховки достаём навигатор, идём, сверяясь с ним (на карте в навигаторе была нарисована тропа).
Фото 22 К обеду выходим на седловину перевала. Есть тур. Записок не нашли, оставили свою.
Фото 23: на перевале Балк-Баши (1А, 3691) На спуске с перевала много снега, поэтому проходим немного по гребню влево, там с лавинной лентой проходим по линии падения воды заснеженные 70 метров вниз по склону, а далее уже начинаются большие проталины с землёй и камнями.
Фото 24
Фото 25 Понимаем, что по времени не успеем траверсировать каменистый склон до перевала Бурунташ, да и склон сам по себе порой крутой с мелкой сыпухой. Вечереет , темнеет, достаём на всякий случай фонари и спускаемся к реке Кызылкол для поиска места для ночёвки . После спуска пришлось немного пройтись по окраине ледника Уллучиран. Устали, поставили палатки, поели, уснули.
Рисунок 11: зелёным показано отклонение от заявленной нитки маршрута День 5 03.05.19 Бурунташ (1А, 3072) р. Кызылкол плато Ирахиксырт р. Кызылкол После вчерашнего трудового дня решили не торопиться и отоспаться. Встали в 10:00. Нас встречало красивое снежное утро. За ночь насыпало столько снега, что пришлось лопатой откапывать ледорубы и треккинговые палки, на которых вчера вечером растянули оттяжки палаток.
Фото 26: утро 3 мая
Фото 27 В 13:30 вышли в сторону перевала Бурунташ (1А, 3072). Перескочить сразу в лоб на противоположный склон было сложно, поэтому спустились немного вдоль реки Кызылкол и начали подниматься уже по более пологому и удобному склону.
Фото 28 Когда начали подниматься на перевал, погода сменилась на облачную, посыпал снег. Подъём на Бурунташ несложный.
Фото 29 Вышли на перевал. Седловина широкая. Построен большой тур. Написали и оставили там перевальную записку, сняв предыдущую параллельной группы (они в этот же день прошли перевал, обогнав нас) (см. приложение).
Фото 31: записка готова!
Фото 32: перевальное фото Спускаемся тем же путём, каким и поднимались , выходим на плато Ирахиксырт и наблюдаем следующую красоту: см. фото 35-37
Бурунташ
Фото 34
Фото 35
Фото 36
Фото 37 Темнеет, предлагаю участникам встать на плато на ночлег, но они не хотят ставиться на снегу и готовы идти дальше до конца плато , чтобы встать на морене. Не отказываю им в этом предложении, так как плато место менее представляющее опасность, можно пройти и в сумерках. Съедаем перекус, готовим налобные фонари и начинаем идти, сверяясь с навигатором, чтобы как можно меньше отклоняться от тропы. Идём в быстром темпе, стараясь чаще выходить на островки с травой, чтобы не тропить снег, ибо он порой глубокий по колено.
Фото 38: на фоне северного склона Эльбруса Заснеженное плато всё же заставило приложить усилие на тропёжку. В девятом часу спустились на морену, с фонарями поставили палатки. Вдали уже виднелись огни ур. Джилы-Суу, куда мы планировали выдвинуться завтра.
Рисунок 12: путь, пройденный за день. Зелёным отклонения от заявленной нитки День 6 04.05.19 р. Кызылкол р. Малка полуднёвка дор. Кисловодск Джилы-Су Утром шёл мокрый снег с дождём, не спеша собрались и пошли в сторону ур. Джилы-Суу. Погода по-прежнему оставалась пасмурной.
Фото 39: р. Кызылкол. Впереди внизу водопад.
Фото 40: Место брода Перебродили р. Кызылкол, забравшись немного вверх по склону (слева на фото 41), вышли на тропу, так по ней и шли до реки Малка. Немного замёрзли и промокли, поэтому решили переодеться, согреться и перекусить близ термальных источников. Там сделаны будки с крышей, в которых мы укрылись от осадков. Искупались в источниках, попили нарзанов.
Фото 41: Нарзан
Фото 42: Термальные источники
Рисунок 13: на пер. Каяэшик (н/к, 2532) не пошли из-за облачности и снегопада Хорошо отдохнув, вышли на дорогу Кисловодск-Джилы-Суу, прошли по ней около 3,5 км., свернув с дороги в долину, поставили лагерь. Завтра ждал насыщенный день. День 7 05.05.19 пер. Каракайский Северный (н/к, 2880) р. Исламчат пер. Кыртыкауш (1А, 3242) В этот день наконец-то выдалась хорошая погода. Было ясно, солнечно и даже жарко. Снег таял на глазах. Встали рано, быстро собрались и вышли к перевалу Каракайский Северный (н/к, 2880). Тропа шла справа под снегом. Мы же пошли слева по более открытому травянистому склону с камнями.
Фото 43: начало пути к перевалу
Фото 43
Фото 44
Фото 45: перевальное фото На спуске был открытый склон с ярко выраженной тропой. Спустились быстро в долину реки Исламчат.
Фото 46: перекур в долине р. Исламчат Пошли сразу на перевал Кыртыкауш (1А, 3242). Вообще на перевал ведёт тропа по правому отрогу реки (в направлении движения «запад-восток»). Но сейчас она была закрыта снегом. А слева более крутой склон, но иногда с проталинами. Пошли слева. (лучше уж покруче, но по камням с травой, чем по пояс в снегу ) Это был самый трудоёмкий подъём из всех вышеперечисленных. Приходилось обходить по каменистому склону и всё равно часто тропить.
Фото 47
Фото 48
Фото 49: подъём на перевал
Фото 50 Вышли на седловину в сумерках, погода была очень тихая. Холодно. Сняли перевальную записку туристов из г. Екатеринбурга, положили свою. Ночевать остались на седловине. Для одной из палаток пришлось делать окоп на случай ветра. Вторая палатка была более ветроустойчива. В этот вечер были уставшими, быстро поели и уснули.
Фото 51: окоп для палатки
Фото 52: Место ночёвки. Седловина перевала
Фото 53: перевальное фото
Фото 54: вид с седловины на юго-восток
Рисунок 14: путь, пройденный за 7-й день День 8 06.05.19 р. Уллуесенчи р. Кыртык село Верхний Баксан Проснулись в 6:00. В 7:50 начали спускаться с перевала. Спуск был отличным: твердый снег, по которому буквально слетаешь с перевала, идя широким шагом. Постепенно снег перерос в слякоть, а вскоре открылся и травянистый склон. В 8:36 подошли к реке Уллуесенчи, где сделали трёхчасовой привал. Просушили снаряжение и одежду. Позагорали, подремали, попели песни под гитару. И, когда солнце уже не было палящим, вышли в сторону финиша. Вдоль Уллуесенчи идет хорошо вытоптанная тропа. А, начиная с долины реки Кыртык, до села Верхний Баксан тропа, по которой спокойно проедет джип. В 20:00 спустились в Верхний Баксан. На ночлег встали чуть выше села рядом с рекой, чтобы не быть у всех на виду. Созвонились с водителем трансфера, договорились о времени выезда и до поздней ночи отдыхали, доедали оставшуюся еду, общались. Утром приехал Volkswagen Crafter, погрузились и уехали в Пятигорск. До поезда оставалось достаточно времени, чтобы погулять по городу и поесть настоящего кавказского шашлыка из баранины.
Рисунок 15: путь, пройденный за 8-й день
Фото 55: спуск с перевала Кыртыкауш
Фото 56
Фото 57
Фото 58
Фото 59
Фото 60: село Верхний Баксан Перевальные записки
Скан 1
Скан 2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||