Автор: Евгений Вишняков, г. Долгопрудный

Отчет о горном маршруте 5 к.с. по Киргизскому хребту, совершенном в период с 15 июля по 15 августа 2019 г. Часть 1

Справочные сведения о маршруте

Общие сведения (паспорт спортивного маршрута)

Район похода

Контакты руководителя

тел. +7(903) 288-64-15

e-mail: juk301@mail.ru

Сроки активной части похода и полные (от Москвы до Москвы)

с 15 июля по 15 августа 2019 года (полные - с 12 июля по 18 августа)

Протяженность маршрута по карте

120 км, без повторно пройденного пути

Длина маршрута с учётом k = 1.2

154 км (из них в зачёт - 144 км)

Продолжительность активной части

32 дня (30 ходовых)

Днёвок

Отсидок

Полуднёвок

Суммарный набор и сброс высоты

+11480 м, -11680 м

Максимальная высота

4810 м (пик Корона 1-я башня)

Максимальная высота ночёвки

4380 м (верховья ледника Кара-Тоо)

Набор пройденных препятствий

3А - 2 шт., 2Б - 3 шт., 2А - 1 шт., 1Б - 4 шт.

Запланированная нитка маршрута

а/л Ала-Арча-долина р. Адыгене-пер. XXX лет ВЛКСМ (2А, 4050)-траверс [пер. Ледовый (4150) + пик Спартакиады (4279) + пер. Джеламыш (4100)] (траверс, 2Б)-пер. Смена Юж. (3А, 4080)-долина р. Ала-Арча-а/л Ала-Арча-лед. Ак-Сай- пик Корона 1-я башня (2Б, 4810, альп. 3А) радиально-пер. Корона Юж. (3А, 4600)-пер. Топ-Карагай (2А, 4500)-лед. Топ-Карагай-пер. Жаркий (3А, 4250)-пер. Туюксу Вост. (1Б*, 4050)-долина р. Алтынтор-долина р. Аламедин-долина р. Салык-пер. Усечёнка (3А, 4300)-долина р. Иссык-Ата-лед. Петросянца II-восхождение на пик 4250 с севера (4250, 2Б п/п) радиально-пер. Иссык-Ата Вост. (1Б, 4050)-долина р. Бытый-долина р. Иссык-Ата-кур. Иссык-Ата

Пройденная нитка маршрута

а/л Ала-Арча-долина р. Адыгене-пер. XXX лет ВЛКСМ (2А, 4050)-траверс [пер. Ледовый (4140) + пик Спартакиады (4240) + пер. Джеламыш (4090)] (траверс, 2Б)-неудачная попытка прохождения пер. Смена Юж. (3А, 4080)-пер. Смена (1Б, 3960)-долина р. Ала-Арча-а/л Ала-Арча-лед. Ак-Сай- пик Корона 1-я башня (2Б, 4810, альп. 3А) радиально-пер. Корона Юж. (3А, 4600)-пер. Топ-Карагай (2А, 4500)-лед. Топ-Карагай-пер. Жаркий (3А, 4300)-пер. Туюксу Вост. (1Б, 4050)-долина р. Алтынтор-долина р. Аламедин-долина р. Салык-пер. Проценко (1Б, 4310)-долина р. Иссык-Ата-лед. Петросянца II-восхождение на пик 4250 с севера (4250, 2Б п/п) радиально-пер. Иссык-Ата Вост. (1Б, 4050)-долина р. Бытый-долина р. Иссык-Ата-кур. Иссык-Ата

(Отличия в заявленном и в пройденном маршруте подчеркнуты для наглядности)

Определяющие и сопутствующие препятствия

Вид препятствия

К.т.

Наименование

Характеристика

XXX лет ВЛКСМ

Высота 4050. Подъем-осыпной склон 30-35° спуск-3 веревки по скально-ледово-снежному кулуару 35-45°, дальше осыпь 250 м 30-35°.

траверс

Пер. Ледовый + пик Спартакиады + пер. Джеламыш

Высота 4240. Подъем-снежно-ледовый склон 30-50° 350 м, 7 веревок (4 веревки 40-50°, затем 3 веревки 30-45°) траверс 1 км в связках, подъем на вершину по простым скалам 30-60° свободным лазанием спуск на пер. Джеламыш в связках, 3 промежуточных бура спуск с перевала-250 м 30° осыпь, дальше в связках.

Смена

Высота 3960. Подъем: снежно-ледовый склон 20-35° (последние 6 м крутизной 40-45°), в связках спуск-мелкая и средняя осыпь 25-30°.

вершина

Корона 1-я башня

Высота 4810. Подъем-длинный (1800 м) пологий закрытый ледник с разломами, от верхнего бергшрунда-снежно-ледовый кулуар 35-45° (3 веревки) и скальный участок перед вершиной (5 м 90°, 45 м 25-45°) спуск-по пути подъёма (4 верёвки, далее в связках, на ледовом участке 30-35° прокрутили более 150 м ледобурной дорожки).

связка перевалов

Корона Юж. + Топ-Карагай

Высота 4600. Подъем-снежно-ледовый склон 40-55° 400 м, 11 веревок спуск-снежно-ледовый склон 25-35° 350 м, 2 веревки, дальше по закрытому леднику в связках. Подъем на Топ-Карагай через бергшрунд по снежному мосту и далее по снежно-ледовому склону 45° в нижней части и 25° в верхней части, 3 веревки. Спуск-снежно-ледовый склон 600 м 25-35°, прошли в связках, по дороге вкрутили для страховки 3 промежуточных ледобура.

Жаркий

Высота 4300. Подъем-снежно-ледовый склон 40-60° 500 м с разломами (на участке 100 м крутизна 45-60°), 15 веревок. Спуск в связках по пологому закрытому леднику и далее по осыпи 30-35°.

Туюксу Вост.

Высота 4050. Подъем по пологому закрытому леднику в связках спуск-снежно-ледово-осыпной кулуар 30-40° 300 м, 2 веревки по снегу, дальше пешком по снегу и по осыпи, ниже кулуара-по закрытому леднику в связках.

Проценко

Высота 4310. Подъем-снежно-ледовый склон 25-40° 400 м, 5 ледовых верёвок выше бергшрунда спуск-по закрытому леднику в связке, первые 100 м 25-40° спуск на три такта.

вершина

Физтех

Первовосхождение. Высота 4250 м. Подъем по снежно-ледовому склону 25-50° с разломами (2 веревки 30-45°, 2 веревки 45-55°), затем с седловины перевала по осыпи и пологим (25-30°) разрушенным скалам на вершину спуск-по пути подъёма.

Иссык-Ата Вост.

Высота 4050. Подъем-осыпной склон 30-35° 200 м спуск-по осыпи 25-35° 400 м и по обледеневшей осыпи 35° 50 м в кулуаре.

Заявочные материалы рассмотрены МКК ФСТ Московской обл. (150-00-455530000)

в составе: Мартынов В.В., Мартынов А.В., Грецов Ю.В.

Состав группы

1987

4ГУ

Фотограф, тех. лидер

Крепак Виталий сошёл с маршрута на 10-й день по семейным обстоятельствам.

Харитонов Сергей сошёл с маршрута на 24-й день из-за неясной боли в спине.

Остальные (руководитель и 4 участника) прошли маршрут полностью.

Цели и задачи маршрута, полезные организационные сведения

Общая смысловая идея маршрута

Основной идеей похода 5 к. с. по Киргизскому хребту было прохождение насыщенного технического маршрута по наиболее доступному хребту Тянь-Шаня. Для руководителя это было первое руководство маршрутом 5 к. с., а для большинства участников - первое участие в горном маршруте 5 к. с.

Отдельно взятые цели похода включали:

- участие маршрута в Кубке России

- повышение высотного и технического опыта участников

- прохождение спортивного горного похода протяжённостью более 4-х недель

- прохождение нескольких перевалов 3А и 2Б к. т. на подъём с определяющей стороны

- разнообразие технической работы лидеров (снег, лёд и местами скалы)

- получение опыта первопрохождения препятствия 2Б к. т.

- прохождение по красивым местам района, включая дол. Адыгне, дол. Ала-Арча, долину Аламедин, Ак-Сайский ледник («Ак-Сайскую подкову»), ледник Салык, дол. Иссык-Ата, урочище Бешкёль и долину Бытый.

Выбор и планирование маршрута

Киргизский хребет был выбран районом похода групп Школы ВУ из-за его высокой доступности (заезд в большинство главных долин к северу от Киргизского хребта осуществляется на микроавтобусе) и одновременно наличия большого числа интересных технических перевалов. Удобный заезд и выезд осуществляется в долины и из долин Ала-Арча, Аламедин и Иссык-Ата. Поэтому мы решили построить наш маршрут из следующей последовательности этапов:

1. Акклиматизационное кольцо по долинам р.Адыгне и р. Ала-Арча, старт из Ала-Арчи. Полное кольцо включает 3 препятствия («2А + траверс 2Б + 3А»), траверс состоит из перевалов 2Б и 1Б к. т., переход между которыми идёт по снежно-ледовому гребню с несколькими промежуточными вершинами
  2. Взятие заброски в а/л Ала-Арча и переход в долину Аламедин (это главный участок маршрута, формула «2Б рад. + связка 3А + 3А + 1Б», причём связка состоит из двух перевалов - 3А и 2А-2Бк. т.
  3. Взятие заброски из долины Аламедин и заключительная часть маршрута с формулой «3А + 2Б рад. п/в + 1Б» с выходом по долине Бытый в Иссык-Ату.

На первое кольцо закладывали 8 дней + 2 дня запаса. Использовали все 10 дней.

На второе «кольцо» планировалось потратить 12 дней (+3 дня запаса), и после этого «кольца» должна была быть днёвка в долине Аламедин (или хотя бы полуднёвка, в случае сильного отставания от графика). Итого - заложено 15 дней. Один день остался.

Третье «кольцо» включало днёвку и переход в долину р. Иссык-Ата (включая п/в 2Б к. т.). С учётом ещё одного дня запаса, получается 10 дней на третье «кольцо». Группа управилась за 7 дней, срезав перевал Усечёнка (3А) и заменив его на пер. Проценко (1Б).

Итого, у нас получился план, включающий прохождение 10 технических препятствий (6 перевалов, связка, траверс и 2 вершины радиально, одна из них п/в) в 3 «кольца» маршрута. Каждое следующее «кольцо» начинается со взятия заброски. Из 35 дней, заложенных на маршрут, получилось 28 ходовых дней, 1 днёвка и 6 дней запаса.

Новизна.

1. Мы заложили в маршрут первовосхождение на пик 4254 (оценочно 2Бк.т.) радиально с лед. Петросянца II в заключительной части маршрута.
  2. Траверс 2Б «пер.Ледовый + пик Спартакиада (4240) + пер. Джеламыш» пройден группой впервые. По найденным отчётам, траверс ходили до нас единожды группой под руководством Ворожищева в 2008 г. в обратном направлении: подъём с ледника Адыгне на пер. Джеламыш, траверс до Ледового по снежной части без подъёма на п. Спартакиада и спуск в д.р. Чонтор. Такое прохождение было оценено как 2А к. т.
  3. Перевал Жаркий (3А) - это редко ходимый перевал, особенно на подъём.

Техническая сторона маршрута. В этом году мы решили наиболее сложные препятствия брать на подъём. Кроме того, для внесения разнообразия в технику прохождения препятствий, в маршрут были заложены пер. XXX лет ВЛКСМ (2А), пик Корона 1-я башня (2Б) и пик Физтех (2Б, п/в), на которых, помимо изобилия снежно-ледовых верёвок, присутствовали и скальные, причём как на подъём, так и на спуск.

В итоге, в акклиматизационном кольце оказались пер. XXX лет ВЛКСМ (2А, скальная на спуск - 1 верёвка), траверс «Ледовый + Спартакиада + Джеламыш» (2Б, 7-8 ледовых верёвок на подъём, наиболее крутой участок 45-50°) и пер. Смена Юж. (3А, ледовый склон на подъём, 7 верёвок, средняя крутизна 45-50°).

В магистральном «кольце» маршрута оказались вершина Корона 1-я башня (2Б, альп. 3А, 2 ледовых и 1 скальная верёвка на подъём) радиально, затем пер. Корона Юж. (3А, 8 ледовых верёвок на подъём по склону 45-55°) в связке с пер. Топ-Карагай (2А), затем пер. Жаркий (3А, 12 верёвок на подъём по определяющей ледово-снежной стороне 45-55°) и пер. Туюк-Су Вост. (1Б*, 2-3 снежно-ледовых или скальных верёвки на спуск).

В замыкающем «кольце» нашего маршрута планировалось взять пер. Усечёнка (3А) на подъём по определяющей ледово-снежной стороне 45-50°, затем пик Физтех (2Б, альп. 3А, 4 ледовых верёвки 45-50° на подъём + возможно, скальная верёвка на вершину) радиально, и в конце пер. Иссык-Ата Вост. (1Б, 2 снежно-ледовых верёвки на спуск).

Запасные варианты маршрута и аварийные пути

В целях повышения потенциальной манёвренности и безопасности нашей группы, на маршруте были предусмотрены запасные варианты для потенциально сложных и/или лавиноопасных участков маршрута, а также аварийные пути на случай ЧП.

Запасные варианты включали:

• Прохождение пер. Минджилкы-Ашу (1Б, 4050) радиально с севера вместо пер. 30 лет ВЛКСМ и связки 2Б
  • Прохождение пер. Центральный (2А, 3900) + пер. Спартакиады Зап. (1Б, 4100) вместо связки 2Б
  • Прохождение пер. Джеламыш (4100, 1Б) вместо связки 2Б
  • Прохождение пер. Минджилкы-Ашу (1Б, 4050) или пер. Смена (1Б, 4000) вместо пер. Смена Ю. (3А)
  • Отказ от восхождения на пик Корона 1-я (4810)
  • Прохождение пер. Теке-Тор (2А 4150) + пер. Симонова (1Б) вместо пер. Корона Ю. (3А) + Топ-Карагай (2А)
  • Прохождение пер. Кара-Тоо (2А, 4300) или спуск по лед. Кара-Тоо вместо пер. Топ-Карагай (2А)
  • Прохождение пер. Инструментальщик (2Б, 4450) или пер. Войтихова (2Б) вместо пер. Жаркий (3А)
  • Прохождение пер. Алтын-Тор Ашу (1Б, 4100) или пер. Тарановой (1Б) вместо Туюксу Вост. (1Б*)
  • Прохождение пер. Искра Центр. (2А, 4350) или пер. Проценко (1Б) вместо пер. Усечёнка (3А)
  • Отказ от первовосхождения на пик 4200 (2Б)
  • Прохождение пер. Иссык-Ата С. (1Б) вместо Иссык-Ата В.

Аварийные варианты, вследствие высокой доступности Киргизского хребта и близости к Бишкеку, построить было не сложно, и они включали:

• Спуск в а/л Ала-Арча по долинам р. Адыгне, р. Ала-Арча, р. Ак-Сай, р. Топ-Карагай и Туюк
  • Спуск до т/б «Тёплый ключ» по долинам р. Алтынтор, р. Аламедин и р. Салык
  • Спуск до кур. Иссык-Ата по д. р. Иссык-Ата или по д. р. Бытый

Использованные варианты подчёркнуты.

Изменения маршрута и их причины

1. Перевал Смена Юж. (3А) не был пройден группой из-за высокой камнеопасности определяющего ледового склона. Нашей группой была предпринята попытка обойти камнеопасный склон по альтернативному варианту, но эта попытка также не увенчалась успехом - после провешивания 2-х ледовых верёвок на подъём, мы оказались на крутом (40-45°) участке, покрытом мелкой ледовой крошкой. После двух неудачных попыток провесить перила на такой поверхности, лидер был вынужден повернуть назад. Погода также стала ухудшаться, что поставило точку в нашей решимости: группа спустилась по пути подъёма. На следующий день вместо пер. Смена Юж. был пройден пер. Смена (1Б).
  2. Вместо пер. Усечёнка (3А) группа решила проходить запасной вариант пер. Проценко (1Б) из-за накопившейся за 26 дней похода усталости.

Организация безопасности. Страховка, связь, МЧС

Из-за близости Киргизского хребта к Бишкеку, в районе во многих местах есть устойчивая сотовая связь, в том числе в долинах Ала-Арча (ниже устья р. Ак-сай), Аламедин, Иссык-Ата, Адыгне, и на некоторых перевалах. Тем не менее, для наличия устойчивой связи на сложных препятствиях, мы взяли спутниковый телефон Thuraya, а также спутниковый трекер Spot. На форуме турклуба была ссылка, по которой можно было следить за перемещениями группы в реальном времени.

В настоящее время МЧС в Киргизии представляет собой скорее фиктивную структуру, чем реально действующую, поэтому в нашем случае роль сотрудников МЧС выполняли представители турфирмы «Крокус-Тур» (контакты фирмы - ниже). Среди сотрудников турфирмы «Крокус-Тур» есть высотные гиды, альпинисты и спасатели, хорошо знающие район похода. А на случай серьёзного ЧП, у фирмы есть контакты турфирмы «Аксай-Тревел», у которой есть доступ к вертолёту.

На случай ЧП, все участники похода были застрахованы в компании ОАО «Согласие» (assistance: AP Companies) по программе E (спорт экстрим) на срок с 16.07.2019 по 16.08.2019 (32 дня). Сумма страхового покрытия была 35000 долларов для возможности вызвать вертолёт в случае ЧП. В стоимость покрытия входят медицинские расходы, поиск и эвакуация с места происшествия, в том числе поисково-спасательные работы в горах и других удаленных районах, включая расходы на авиапоиск.

У нашего координатора в Москве и у сотрудников турфирмы «Крокус-Тур», как и у членов МКК, были в наличии график движения группы (вместе с запасными и аварийными вариантами), нитка маршрута на карте, а также данные участников похода и координаты страховой компании и компании-ассистанса. Вся подробная информация, получаемая нашим координатором от группы в смс, выкладывалась в интернет в течение суток (в группу ГС МФТИ ВКонтакте http://vk.com/gsmipt).

Кроме того, в групповом снаряжении у нас было 3 рации с запасом батареек для общения между собой на сложных технических участках или при возможных случаях разделения группы (например, на разведывательных выходах). Рации в ходе похода активно использовались при взятии сложных перевалов.

В группе постоянно работал GPS-навигатор для записи трека и фиксирования важных точек.

Все вышеизложенные меры, принятые в совокупности, были призваны обеспечить безопасность нашего мероприятия.

Транспорт, регистрация, заброски и другие полезные сведения

Из Москвы в Киргизию и обратно группа летела самолётами компании Ural Airlines:

12.07 рейс Москва (Домодедово) - Бишкек U6 2803, отправление 20:00, прибытие 03:05

18.08 рейс Бишкек - Москва (Жуковский) U6-2456, отправление 04:10, прибытие 05:50.

Отметим наш положительный опыт: мы получили дополнительное место багажа для спортивного инвентаря, заранее позвонив на горячую линию Уральских авиалиний, что предусмотрено многими компаниями.

Регистрация в Киргизии была оформлена группой в Бишкеке через хозяев гостевого дома «Крокус-Тур», так как участники собирались пребывать в Киргизии более 30 дней подряд. Стоимость оформления регистрации - 110 сом с человека.

Подневный график движения группы

Москва - Бишкек

Самолёт, микроавтобус

Ясно, солнечно

Закупка продуктов, распределение по заброскам

Рынок

Ясно, солнечно

Отвоз заброски на т/б «Тёплый ключ» в дол. Аламедин.

1:40

8:00

+400,
-295

Закрытый ледник, осыпные склоны, разрушенные скалы, снежно-
ледовый кулуар

+240

Закрытый ледник, ледовый склон 35-50°

Ясно, солнечно

Продолжение траверса 2Б: пер. Ледовый + пик Спартакиады (4240) + пер. Джеламыш (1Б) - спуск на лед. Адыгне под пер. Смена Юж. (Кирова)

3,2

4:40

+50,

+120,
-120

ледовый гребень, простые скалы, осыпной спуск, закрытый ледник

ледовый склон 35-45°

Ясно, солнечно

Неудачная попытка подъёма на пер. Смена Юж. (3А) - повторная ночёвка под перевалом

2,0
(1,0)

6:40

+200,
-200

ледовый склон 35-60°

Дождь, мокрый снег, лавины!

Пер. Смена (1Б, 3960) - спуск в долину р. Ала-Арча

-30,
+220,
-1300

Закрытый ледник, осыпные и травянистые склоны

Ясно, солнечно

Спуск по дол. р. Ала-Арча до а/л Ала-Арча.

Полуднёвка. Забираем заброску. Виталий Крепак сходит с маршрута.

9,0

+1340

Тропа, травяные и осыпные склоны

Ясно, солнечно

Подъём на Ак-Сайский ледник до Хижины «Корона»

4:20

Открытый и закрытый ледник, снежно-
ледовый кулуар 35-45°, скалы 5 м 90° и 45 м 25-45°

Ясно, солнечно

Подход по леднику Ак-Сай под пер. Корона Юж.

2,8

-150

Лавинный вынос, снежно-
ледовый склон 25-45°

Утром ясно, после обеда дождь и снегопад

Пер. Жаркий (3А, 4300), ночёвка на седловине

1,3

10:30

-10,
+465,

Лавинный вынос, снежно-
ледовый склон 25-60° с разломами и участками ледопада, закрытый ледник

Утром ясно, после обеда туман и снег

Спуск на лед. Туюксу Сев. -
пер. Туюксу Вост. (1Б, 4050) - спуск в долину р. Алтынтор

4,9

5:40

-420,
+190,
-460

Закрытые и открытые ледники, осыпные и снежно-
осыпные склоны

Утром ясно и холодно, днём снегопад, вечером ясно

Спуск по долине
р. Алтынтор

6,1

3:20

+70,
-900

Моренные валы, осыпные и травянистые склоны

Утром ясно, днём и вечером дождь

Спуск по долинам р. Алтынтор и р. Аламедин до места брода

6,8

3:50

+270,
-720

Осыпные и травянистые склоны

Переправа через
р. Аламедин и спуск до устья р. Салык.

Выход за заброской.

2,8

-70,
+380

Травянистые склоны, тропа, заросли кустов

Ясно, солнечно

Подъём по долине Салык на моренную стену и под ледник Салык Зап.

5,5

5:20

+1010,

-47

Травянистые и осыпные склоны, тропа, моренные валы, средняя и крупная осыпь

Ясно, солнечно

Подъём на лед. Салык Зап. - отказ от пер. Усечёнка 3А - подъём на лед. Салык Вост.

8,1
(7,3)

+570,
-260,
+380

Моренные валы, открытые и закрытые ледники

Утром ясно, солнечно, вечером дождь

Пер. Проценко (1Б, 4310) - спуск на лед. Глухой и далее до моренного озера

4,9

7:40

+390,
-700

ледовые склоны 25-45°, закрытый ледник, открытый ледник, морены

Ясно, солнечно, очень ветрено

Спуск в долину р. Иссык-Ата, подъём по долине Бешкёль.

Полуднёвка

-600,
+190

Моренные валы, осыпные и травянистые склоны, тропа, переправа через реку Иссык-Ата

Ясно, солнечно, ветрено

Подъём по урочищу Бешкёль - ледник Петросянца II

Обработка склона

3:00

+720,

-15

+150,
-150

Осыпные и травянистые склоны, моренные валы, открытый ледник

ледовый склон 25-45°

Пер. Физтех (п/в, 2Б, 4214) + пик Физтех (п/в, 4254) радиально

1,6
(0,8)

ледовый склон 25-55°, осыпной склон

Ясно, солнечно, после обеда снегопад до утра

Пер. Иссык-Ата Вост. (1Б, 4080) - спуск по дол. Бытый

9,1

+110,
-680,
-370

Закрытый ледник, осыпные склоны с натёчным льдом, открытый ледник, моренные валы

Дождь, мокрый снег, дождь, град

Спуск по долинам Бытый и Иссык-Ата

14,1

+180,
-1420

Моренные валы, травянистые и осыпные склоны, тропа

Облачно, туман и дождь

182 ч.

+11480,

-11680

Итого активными способами передвижения: 154 км* за 32 дня, из них в зачёт 144 км .

*Километраж, преодолённый на самолёте, микроавтобусе и т. д., в таблице не приводится. Зачётный километраж приведён с коэффициентом k = 1.2 (это меньше, чем по треку GPS).

**При радиальных выходах километраж учитывается при движении лишь в одну сторону. В таблице в скобках указан зачётный километраж, без учёта повторно пройденного пути. При этом перепад высот, преодолённый на радиальных выходах, учитывается полностью.

Высотный график и план маршрута на карте

Профиль рельефа пройденного маршрута (сделан с помощью сайта gpsvisualizer.com)

Высотный график пройденного похода

Маршрут похода. Первое кольцо.

Маршрут похода. Второе кольцо.

Маршрут похода. Начало третьего кольца.

Маршрут похода. Окончание третьего кольца.

Техническое описание прохождения маршрута

День 1. 15 июля. Подъём по дол. р. Адыгне

д.р. Ала-Арча - д.р. Адыгене

+700,

-110

Тропа, мосты через реки, травянистые и земляные склоны

Ясно, солнечно

В 7.00 просыпаемся в гостевом доме «Крокус», завтракаем и едем с Фёдором Ефимовичем оформлять себе временную регистрацию в Киргизии на время похода (так как мы по плану должны пребывать в Киргизии дольше 30-ти дней). Регистрация стоит 100 сом/чел.

В 9.40 возвращаемся в гостевой дом, и собираем вещи и отдаём хозяевам заброску.

В 10.50 выезжаем из Бишкека в а/л Ала-Арча.

В 12.20 группа высаживается у моста через р. Ала-Арча, на 1 км ниже а/л Ала-Арча.

Перекусываем и в 13.00 начинаем движение вверх по правому берегу долины р. Адыгне. Координаты начала маршрута N 42°34'20" E 74°28'57".

За 0:50 ЧХВ доходим по нижней тропе до крутого земляного подъёма 35-40°, ведущего в сторону кладбища альпинистов. Высота 2200 м.

За 0:40 ЧХВ поднимаемся по этому подъёму на хорошую тропу, идущую возле кладбища. Высота 2300 м, время 15.00.

В 16.00 делаем привал на границе леса. Высота 2450 м.

К 18.00 доходим до моста через р. Адыгне и перебираемся на орогр. левый берег реки. Координаты моста N 42°33'19" E 74°27'22" . Высота 2650 м, обедаем. После обеда в 19.00 делаем короткий переход и ставим лагерь. Координаты ночёвки N 42°33'17" E 74°27'18".

За сегодня прошли 4.1 км за 3:30 ЧХВ.

Мост на левый берег реки Ала-Арча и начало тропы.

Тропа проходит мимо большого камня.

Крутой подъем по тропе выводит на хорошую широкую тропу у кладбища.

Переход по мосту на левый орогр. берег реки Адыгене. Высота Н = 2650 м.

День 2. 16 июля. Подъём по дол. р. Адыгне

Подъём по дол. р. Адыгне, подход под моренный вал

+685,

-20

Тропа по травянистым и осыпным склонам

Ясно, солнечно

В 6.40 общий подъём, в 8.40 выходим и продолжаем подъём по долине р. Адыгне. Идём по левому орогр. берегу. Через 1:00 ЧХВ подходим под первый осыпной взлёт крутизной 25-30°, через ещё 1:00 ЧХВ подходим под второй осыпной взлёт. Высота 3060 м.

В 12.00 останавливаемся на обед (N 42°32'09", E 74°27'05"), в 13.50 продолжаем движение.

На преодоление второй осыпной ступени долины у нас уходит 1:00 ЧХВ, после чего мы делаем ещё один короткий переход и останавливаемся на высушенной пойме на высоте 3340 м вблизи крутого моренного вала. Причина - двух участников одолела горняжка. Координаты ночёвки N 42°31'30" E 74°26'46".

За сегодня мы прошли 4.1 км за 3:10 ЧХВ с чистым набором +670 м.

Подъём группы по долине р. Адыгне под первую осыпную ступень. Высота Н = 2840 м.

Моренный вал, запирающий зелёную часть долины р. Адыгне. Высота Н = 3320 м.

Ночевка под моренным валом. Утром пойдём через моренный карман в центре кадра.

День 3. 17 июля. Подъём под пер. XXX лет ВЛКСМ

Подъём выше озера до ледника под пер. XXX лет ВЛКСМ

3,3 км

+440,

Моренные валы, закрытый ледник

Облачно, после обеда дождь и снег

В 5.50 общий подъём, в 8.10 выходим. Поднимаемся в орогр. левый моренный карман за 0:40 ЧХВ. Высота 3480 м. Здесь встречаем группу чешских альпинистов, рук. Якуб Рацек.

Через два перехода по 0:50 ЧХВ по моренам, в 11.45 останавливаемся на обед у озерца. Координаты N 42°30'53", E 74°25'53". Высота 3660 м, периодически идёт моросящий дождь. Зашиваем штаны и гамаши.

В 13.50 моросящий дождь заканчивается, и мы продолжаем подъём по средне-осыпным полям. Через 1:10 ЧХВ заходим за очередной моренный вал и спускаемся с него на язык закрытого ледника. Здесь же проверяем палками, что вблизи камней нет трещин, после чего находим ровное место, утаптываем снег и равняем места под палатки.

В 15.30 разбиваем лагерь на высоте 3700 м. Координаты N 42°30'32", E 74°25'39". Это было вовремя, так как в 16.00 пошёл сильный дождь, переходящий в мокрый снег. В 17.00 дождь закончился, готовим ужин.

За сегодня мы прошли 3.3 км за 3:30 ЧХВ с набором +360 м. Удивительным оказалось то, что первый же ледник, до которого мы дошли, оказался полностью закрытым на высоте всего лишь 3700 м, причём снега здесь по колено. Это - результат многоснежной весны.

Поляна в моренном кармане в углу моренного вала. Здесь ночевали чехи. Н = 3480 м.

Подъем по моренному карману справа по ходу.

Вид с морен на л. Адыгене.

День 4. 18 июля. Пер. XXX лет ВЛКСМ (2А, 4050)

Д.р. Адыгене - пер. XXX лет ВЛКСМ (2А, 4050) - боковая морена лед. Гюзели

3,3 км

+400,
-295

Закрытый ледник, осыпные склоны, разрушенные скалы, снежно-ледовый кулуар

Ясно, солнечно

В 5.50 общий подъём, проспали. В 8.30 выходим из лагеря в связках и идём по закрытому леднику в направлении пер. XXX лет ВЛКСМ. Погода ясная, снег раскисает быстро.

В 9.00 собираемся на нижнем краю осыпи. Как раз успели пройти участок закрытого ледника, где замыкающие участники стали проваливаться в снег более чем по колено.

Далее поднимаемся по осыпному склону крутизной 20-30°, местами до 35°.

В 10.00 делаем привал перед заснеженным участком на осыпи. Высота 3850 м.

Выше снежника располагается средне-крупная осыпь крутизной 30-35°, местами 40-45°.

В 10.30 делаем привал на полочке. Высота 3930 м, здесь есть места для палаток. Координаты N 42°30'39", E 74°25'15".

Дальнейшее движение - траверсом живой осыпи крутизной 30-35°. Проходим за 1:15 ЧХВ.

В 12.20 группа на пер. XXX лет ВЛКСМ (2А, 4050). На седловину от места ночёвки вышли за 2:50 ЧХВ с набором +350 м.

На пер. XXX лет ВЛКСМ (2А, 4050) снимаем записку группы туристов Горной секции МФТИ (5 чел., 4 к.с.) под руководством Отачкина А.Е. от 13 августа 2018 г. Предыдущая группа здесь была 2 августа 2018 г. (Костромская областная ФСТ, рук. Кулагин Е.А.). Координаты N 42°30'32", E 74°24'60" .

В 13.20 начинаем спуск с перевала. Спускаемся сразу от тура по скально-осыпному кулуару крутизной 30-50°. Первый участник тщательно чистит путь спуска от камней - на это у него уходит 40 минут. Чтобы последующие участники не сбросили ничего на нижестоящих, мы решаем организовать скальную станцию в конце первой верёвки в 5 м сбоку от траектории спуска «по линии падения воды». Работа идёт аккуратно и медленно.

В 15.30 сбрасываем 1-ю верёвку, и только после этого начинаем вешать 2-ю и 3-ю.

Крепление 1-й и 2-й верёвок - за расходные петли на скалах, 3-я верёвка - на ледобурах.

В 17.30 все верёвки сброшены, далее спускаемся по осыпному склону крутизной 30°.

В 18.30 группа останавливается на правобережной морене лед. Гюзели. Готовим еду и разбиваем лагерь. Координаты N 42°30'32", E 74°24'43". Высота ночёвки 3820 м. Хороший день для акклиматизации, отдыхаем.

За сегодня мы преодолели 3.3 км за 8:00 ЧХВ и прошли хороший перевал 2А к. т.

Подход группы под пер. 30 лет ВЛКСМ (2А, 4050) и дальнейший подъём на него по осыпи.

Вид с подъема на пер 30 лет ВЛКСМ.

Заключительный участок подъема проходит траверсом по живой осыпи.

Группа на пер. 30 лет ВЛКСМ (2А, 4050). Сергей Харитонов - за кадром.

Группа на пер. XXX лет ВЛКСМ (2А, 4050). Вид на восток на лед. Адыгне.

Спуск с пер. XXX лет ВЛКСМ (2А, 4050) к лед. Гюзели. Первая веревка на спуск.

Спуск с пер. XXX лет ВЛКСМ (2А, 4050), 1-я веревка. Вид со станции под защитой скал.

Спуск с пер. XXX лет ВЛКСМ (2А, 4050). Вторая веревка.

Спуск с пер. XXX лет ВЛКСМ (2А, 4050). Третья веревка.

Спуск с пер. XXX лет ВЛКСМ (2А, 4050). Конец 3-ей веревки.

Спуск с пер. XXX лет ВЛКСМ (2А, 4050). Ниже снежника спуск проходит по живой осыпи.

Пер. 30 лет ВЛКСМ (2А, 4050) с морены на лед. Гюзели.

День 5. 19 июля. Полуднёвка на леднике Гюзели

Полуднёвка. Подход под пер. Ледовый

Ледовая тренировка и обработка склона

1,3 км

+100

Ледовый склон 35-50°

Ясно, солнечно

Сегодня отсыпались до 9 утра. Медленно собрались и вышли на ледник в связках в 13.00. Снег уже раскисший, тропили по колено, обходя снежно-ледовые болота. За 1:25 ЧХВ подошли под перевал Ледовый и в 14.50 разбили лагерь. Координаты стоянки N 42°30'08", E 74°24'34".

За 2 часа одна связка сделала ступени до бергшрунда и провесила предварительно одну веревку на льду для завтрашнего подъёма (плюс 10 м верёвки через берг, которые мы далее не учитывааем).

R0-R1 45 м ледовый склон 45-50°, изрезанный трещинами. Движение с ледовыми инструментами, в обход локального отвесного участка. Станции на ледобурах.

Вторая связка в это время проводила тренировочные ледовые занятия на том же склоне в стороне.

Вид с морены на л. Гюзели на перевалы Ледовый и Джеламыш.

Пер. 30 лет ВЛКСМ с лед. Гюзели

Ледовые занятия на перевале.

Провешивание первой верёвки на пер. Ледовый. Вид с места ледовых занятий.

День 6. 20 июля. Перевал Ледовый (2Б, 4140)

Лед. Гюзели - седловина пер. Ледовый (2Б, 4140)

0,6 км

+240

Закрытый ледник, ледовый склон 35-50°

Ясно, солнечно

Соединяет: ледник Гюзели с севера и долину реки Чонтор с юга.

Подъем группы в 5.00, выход в связках от лагеря в 7.20. Склон в верхней части освещается солнцем с самого утра. Поднялись по вчерашним ступеням до бергшрунда, за ночь он смерзся и стал легко проходимым, затем по провешенной веревке. В 7.45 начали работу по провешиванию дальнейших верёвок.

(Вчерашняя) R0-R1 - 45 м ледовый склон 45-50°, изрезанный трещинами. Движение с ледовыми инструментами, в обход локального отвесного участка. Станции на ледобурах.

R1-R2 вторая верёвка ледовая, склон 40-45° ровный, без трещин, станция на ледобурах.

R2-R3 участок снова изрезан трещинами, которые приходится перешагивать в узких местах. Склон ледовый 45-50°, станция на ледобурах.

R3-R4 Вначале движемся по льду 45°, затем примерно на середине веревки выходим на выполаживание до 35°, в верхней части много плотного снега, станцию сделали на двух ледорубах.

R4-R7 Повесили 3 веревки на снежном склоне от 30-40° до 20° - в верхней части. Немного ниже станции R6 перелезли верхний бергшрунд. Снег уже растаявший от солнца, переходим аккуратно. Станции на ледорубах и на лопатах.

В 16.00 вся группа вышла на седловину пер. Ледовый (2Б, 4140), координаты GPS N 42°29'58", E 74°24'27". ЧХВ 8 ч 40 мин. Получилось 7 верёвок.

Остановились на ночёвку прямо на седловине, так как движение по растаявшему снегу во второй половине дня заняло бы больше времени, чем утром. Место для стоянки удобное, защищенное от ветра снежным надувом и соседними вершинками. Площадка широкая, можно разместить 4-5 палаток. Жидкая вода найдена на границе снега и осыпной стороны перевала. На камнях расположен и тур, где мы нашли записку своих коллег из ГС МФТИ под руководством Отачкина А.Е. От 14 августа 2018 г. Чуть подальше обнаружили второй тур с запиской группы МГУ под руководством Виноградова А.С. от 11 июля 2002 г. Свою записку оставили в более очевидном - первом туре. С перевала прекрасные виды далеко за Главный Киргизский хребет и в сторону вершины Короны. Весь день было солнечно и без осадков.

Вид на траверс с пер. Ледовый на пер. Джеламыш

Перевальный взлёт пер. Ледовый (2Б, 4140)

Начало подъёма группы на пер. Ледовый (2Б, 4140).

Прохождение второй верёвки.

Прохождение третьей верёвки.

Седловина пер. Ледовый. Тур - на камнях за палаткой.

Группа на пер. Ледовый (2Б, 4140). Александр Фефелов за кадром.

Южный склон пер. Ледовый. Кулуар для спуска в д.р. Чонтор.

День 7. 21 июля. Траверс с перевала Ледовый на перевал Джеламыш (1Б, 4100) с выходом на ледник Адыгене.

Седловина пер. Ледовый (2Б, 4140) - пик Спартакиады (4240) - пер. Джеламыш (1Б, 4100) - лед. Адыгене под пер. Смена Юж. (Кирова)

3,2 км

+50,

+120,
-120

ледовый гребень, простые скалы, осыпной спуск, закрытый ледник

ледовый склон 35-45°

Ясно, солнечно

Подъём в 5.00, выходим в 7.20 в кошках и связках. Снова солнечно и ясно. Движемся по снежной стороне хребта, проходя локальные вершинки. Гребень широкий и простой для прохождения. Между ними находятся понижения, удобные для ночевки, так же, как седловина пер. Ледовый. В том числе похожая площадка есть прямо перед вершиной Спартакиада, к которой мы подошли к 8.15.

Оставив здесь рюкзаки, поднялись радиально на пик Спартакиада (4240). Координаты GPS N 42°29'51", E 74°24'45". Подъем на пик - 20 м несложный скально-осыпной, сама вершина очень узкая, больше одного человека не помещается. Группа взошла на вершину в 8.30. Тур нигде не нашли, свой тоже собирать не стали.

Прохождение траверса, движение в сторону фотографа. Последний участник - на фоне седловины пер. Ледовый.

Промежуточные вершинки на пути к п. Спартакиада.

Вид на п. Спартакиада и пер. Джеламыш со снежного склона.

Скальный участок подъёма на в. Спартакиада (4240 м).

В 9.15, повернув на север, направились к пер. Джеламыш. Гребень на спуске уже, чем в начале дня, шли в паре метров от осыпи, в некоторых местах использовали ледобурную дорожку для страховки и один участок 35-40° прошли «на три такта».

В 10.15 вышли на седловину пер. Джеламыш (1Б, 4090). Координаты GPS N 42°29'59", E 74°24'55". Тур расположен на осыпном возвышении. Сняли записку группы туристов из Беларуси (3 к.с., 5 чел.) под руководством Канаш Олега от 5 августа 2017 г. Предыдущая группа здесь была 21 июля 2016 г. (Дмитровский р-н Московской обл., Арутюнян А., 3 к.с.).

Полная протяженность траверса получилась чуть больше километра. Перепад высот +65 м, -115 м. ЧХВ - 2 ч.

Спуск с п. Спартакиада на пер. Джеламыш.

Группа на пер. Джеламыш (1Б, 4090). Виталий Крепак за кадром.

Спуск с пер. Джеламыш на ледник Адыгене.

Прохождение ледника Адыгене. Вид на пер. Мин-Джылкы Ашу (1Б, 4050).

Небо затянуло облаками. Собрав снаряжение, в 11.15 мы обошли снежный карниз и начали спуск с перевала, склон 25-30° приятный - движемся по мягкому осыпному «лифту». За 20 минут вышли на ледник Адыгене, сбросив 130 м.

Связались в связки и направились в сторону предстоящего перевала Смена Юж. Пересечение закрытого ледника далось нам нелегко, поскольку мы опять шли по колено в растаявшем снегу. В центре ледника встречалось много трещин, которые приходилось обходить или перепрыгивать.

Пройдя 2 км, остановились на ночёвку под пер. Смена Юж. в 14.00. Чистое время прохождения ледника - 2 часа. Координаты места стоянки N 42°29'52", E 74°26'12", высота 3794 м.

За время обеда наблюдали регулярный камнепад с основного склона пер. Смена Юж., где обычно его проходили туристы. Поэтому мы решили попробовать подняться левее и затем пройти по скалам сверху. После обеда за полтора часа одна связка прошла в обход лавинных и каменных выносов, сделала ступени до бергшрунда, провесила 10 м верёвки через него и вернулась в лагерь. Всю ночь была гроза с мокрым снегом. Ледник и ступени за ночь не смёрзлись.

День 8. 22 июля. Перевал Смена Южный (3А, 4080, попытка прохождения)

2,0 км (1,0)

+200,
-200

Закрытый ледник, снежно-ледовый склон 35-60°

Дождь, мокрый снег, лавины!

Подъем дежурных в 5.00. На улице снег и гроза, поэтому общий подъем откладывается до 5.50. В 7.00 снова начинается снег и дождь с грозой, ждем погоды.

В 8.30 погода улучшилась, связка лидеров вышла на штурм перевального взлета.

Техническое описание перевала:

Ледовое зеркало, по которому спустилась команда А. Мартынова в 2014 году, ежеминутно обстреливается камнями, поэтому мы попытались подняться по альтернативному пути слева по ходу, чтобы выйти на соседнюю седловину. Перевальный взлет ледово-снежный, подрезанный бергшрундом и множеством мелких трещин. В верхней части склона расположены ледовые лбы, служащие линиями отрыва для лавин. Выбранный нами путь подъема проходил в коридоре шириной ~30 метров между лбами, безопасном от лавин (см. фото).

R0-R1 подход по снегу 30-35°, под бергшрундом 45°. Станция над бергшрундом на ледобурах.

R1-R2 50 м крутой лед с большим количеством трещин. Средняя крутизна 50-60°, но из-за трещин склон состоит из отвесных стенок высотой 1,5-2 метра и растаявших полочек, поэтому требует осторожного лазания. Станция на полочке на ледобурах.

R2-R3 20 м лёд 45-50°, затем лед превращается в сильно растаявшую ледяную крупу, на которой невозможно организовать надежную страховку ни на ледобурах, ни на ледорубе. Докопаться до прочного льда также оказалось затруднительно. Протяженность данного участка более 30 метров, затем он переходит в снег.

Хронология попытки прохождения перевала Смена Южный 3А:

В 8.30 первая связка вышла на штурм перевала.

В 9.10 связка лидеров прошла бергшрунд и начала вешать вторую веревку.

В 10.20 связка лидеров начала вешать третью веревку.

В 12.20, в связи с невозможностью организовать ни страховку, ни тем более надежную станцию на ледяной крупе, лидер спустился лазанием на станцию R2, оставив наверху одну точку для подстраховки. Затем была произведена разведка склона параллельно в 15 метрах слева от первичного варианта маршрута, но там была такая же ледяная крупа.

В 13.30 лавины справа и слева усилились, безопасный от лавин коридор сузился с 30 до 5 метров, и группа начала спускаться по пути подъёма, снимая перила при помощи буров-самовывертов.

В 15.10 все спустились в лагерь.

Всего: 3 верёвки, из них 2 ледовых, 1 снежная. Станции на ледобурах, снятие перил на самовывертах.

ЧХВ 6 ч 40 мин.

Ночевка на том же месте на леднике Адыгене. Координаты ночевки (N 42°29'52", E 74°26'12"), высота 3794 м.

Перевальный взлет пер. Смена Южный 3А 4080 и выбранный коридор для подъема

Попытка подъема на пер. Смена Южный 3А 4080. Было предпринято 2 попытки повесить веревку от станции R2, обе безуспешные.

Путь подхода к перевалу Смена Южный 3А 4080. Вид со станции R1, расположенной над бергшрундом.

Группа спускается со станции R1, пока лидеры готовят самовыверт на станции R2 на пер. Смена Южный 3А 4080.

День 9. 23 июля. Пер. Смена (1Б, 3960)

Лед. Адыгене - пер. Смена 1Б (1Б, 3960) - д.р. Ала-Арча

5,6 км

-30,
+220,
-1300

Закрытый ледник, осыпные и травянистые склоны

Ясно, солнечно

В 5.20 общий подъём, в 7.30 выходим в связках в направлении нашего запасного варианта - пер. Смена (1Б, 3960). Подъём проходит по пологому закрытому леднику.

За 0:30 ЧХВ проходим 1 км и подходим под перевальный взлёт. Высота 3860 м.

За 1:10 ЧХВ преодолеваем перевальный взлёт крутизной 25-30° (перемороженный наст), в верхней части взлёта проваливаемся в снег по пояс. Последние 5 метров подъёма - снежный склон крутизной 35-50°, оканчивающийся карнизом. Весь этот снег на подходе к карнизу нам приходится срывать, так как снег очень рыхлый и по нему просто так не подняться. По дороге видели несколько глубоких трещин шириной 0.5 м.

В 9.20 мы на перевале Смена (1Б, 3960). Здесь сняли записку группы ТК «Спутник», г. Уфа (7 чел., 2 к.с.) от 26 июля 2018 г. под руководством Дашкина Г.М. Также из соседнего тура вынули записку ТСК «Гастелло», г. Уфа, и ТК Рифей, г. Челябинск (4 чел.) от 7 августа 2017 под руководством Хайретдинова Айрата (контакт - Михаил Грачёв). Координаты перевала N 42°29'54", E 74°26'54".

В 10.20 начинаем спуск по мелкой осыпи крутизной 25-30°, местами на осыпи есть тропа. Выбираем путь спуска по правому кулуару - в нём есть небольшая скальная стеночка 2 м в высоту, которую можно обойти по полочкам вдоль скал справа по ходу. Остальная часть пути не представляет никаких сложностей.

В 11.20 останавливаемся на обед в большом осыпном цирке возле озерца с ручьем, стекающего со снежника. Координаты N 42°29'52", E 74°27'24". Высота 3640 м.

В 13.30 выходим с обеда и продолжаем спуск. Пологая висячая долина быстро переходит в крутой травянисто-осыпной спуск крутизной 30-35°. Спускаемся медленно и аккуратно.

Через 1:10 ЧХВ спуск разделяется на два кулуара - лучше выбирать путь по правому по ходу движения (и орогр.) кулуару. Высота, где нужно забирать направо - 3280 м.

Через ещё 1:40 ЧХВ мы оказываемся на высоте 2930 м, где тропы, спускающиеся по разным кулуарам, снова сходятся в одну.

Ещё через 0:30 ЧХВ мы выходим на уровень разлива р. Ала-Арча ниже места впадения в неё реки Джильдису (правый орогр. приток) и в 17.30 становимся на ночёвку. Координаты N 42°29'31", E 74°28'33". Высота 2730.

За сегодня мы прошли перевал Смена (1Б, 3960) по запасному варианту, пройдя 5.6 км за 6:00 ЧХВ. Суммарный набор за сегодня составил +200 м, суммарный сброс -1260 м.

Начало подъёма группы на пер. Смена (1Б, 3960).

Подъём группы на пер. Смена (1Б, 3960). Последние 5 м склона - крутой участок.

Преодоление снежного уступа рядом с краем карниза при выходе на пер. Смена (1Б).

Группа на пер. Смена (1Б, 3960). Сергей Харитонов за кадром.

Вид с пер. Смена (1Б) на запад.

Вид с пер Смена (1Б) на восток.

Обход скальной ступени по полочкам справа.

Пер. Смена с востока.

Спуск по травянисто-осыпному склону.

Спуск к реке по кулуару в скальном поясе.

Долина р. Ала-Арча. По левому берегу есть тропа.

День 10. 24 июля. Спуск по дол. р. Ала-Арча до а/л Ала-Арча

Д.р. Ала-Арча - альплагерь Ала-Арча

Полуднёвка в альплагере

9,0 км

+70

-640

Тропа по осыпным и травянистым склонам, заброшенная дорога, кусты и курумник

Ясно, солнечно

В 5.10 подъём дежурного, в 5.30 общий подъём, в 7.30 выход. Погода ясная.

Через 1:00 ЧХВ пути группа оказывается напротив устья р. Топ-Карагай (правый орогр. приток р. Ала-арча). Ещё через 1:40 ЧХВ мы доходим до а/л Ала-Арча (включая 10 минут, потраченных на переправу по одному через р. Ак-Сай). Координаты начала асфальтовой дороги N 42°33'07", E 74°29'04".

В 11.20 мы в альплагере Ала-Арча. Высота 2100 м.

Виталий Крепак созванивается с женой и говорит нам, что ему нужно сойти с маршрута по семейным обстоятельствам.

По нашему звонку Фёдор Ефимович привозит нам заброску из Бишкека, а заодно и забирает Виталика с маршрута.

Остальные перепаковывают заброску, съедая лишние продукты (ранее рассчитанные на Виталика) и ходят в душ в альплагере по 100 сом за человека. Полуднёвка.

Координаты места стоянки N 42°33'47", E 74°28'51".

Каркасный мост на р. Ала-Арча, у которого тропа по левому берегу реки превращается в дорогу до альплагеря.

Дорога ведет к хорошему мосту на правый берег реки Ала-Арча. Альплагерь уже близко.

Мост на правый берег реки Ала-Арча.

Группа в а/л Ала-Арча после завершения первого кольца маршрута.

Разборка заброски.

День 11. 25 июля. Подъём по дол. Ак-Сай до хижины Рацека

Альплагерь Ала-Арча - д.р. Аксай - хиж. Рацека

6,2 км

+1250

Тропа, травяные и осыпные склоны

Ясно, солнечно

В 5.50 общий подъём. В 8.40 выходим из а/л Ала-Арча с полным весом.

Подъём вначале идёт по тропе крутизной 20-25° (до высоты 2400 м), а дальше тропа идёт более полого - с уклоном не более 15°.

В 11.00 переходим через правый приток р. Ак-Сай. Высота 2550 м.

В 12.10 останавливаемся на обед чуть ниже водопада. Координаты N 42°32'51", E 74°30'55". Высота 2750 м. От альплагеря до места обеда дошли за 2:45 ЧХВ, набрав +650 м высоты.

В 14.00 выходим с обеда и продолжаем подъём. Ещё за 2:30 ЧХВ доходим до Хижины Рацека. Высота 3350 м, суммарный набор от а/л Ала-Арча составил +1250 м.

В 17.10 становимся на ночёвку, готовим ужин и готовимся ложиться спать. Координаты N 42°32'10", E 74°31'33". Однако заснуть нам мешают шумные соседи - дама и пара мужчин. Похоже, что дама уже несколько раз была в горах и понимает, что нужно делать и зачем. Но мужчины здесь явно в первый раз.

Вид с тропы к стоянке Рацека на долину р. Ала-Арча.

После крутого подъема от альплагеря тропа идет по пологой части долины.

Подходим к водопаду, ниже которого на лесном склоне есть площадки для палаток.

Вид на пройденный путь по д.р. Ак-Сай с крутого подъема за водопадом.

Подошли к стоянкам Рацека в кармане морены.

Вид с гребня морены на язык л. Ак-Сай и дальнейший путь подъема по морене.

День 12. 26 июля. Подъём на Ак-Сайский ледник до Хижины «Корона»

Хиж. Рацека - лед. Аксай - хиж. Корона

+660,

Осыпь, морены, открытый и закрытый ледник

Ясно, солнечно

В 6.30 общий подъём, в 8.40 выход.

За 0:20 ЧХВ проходим насквозь всю Хижину Рацека. Высота 3400 м в верхней части.

Ещё за 0:20 ЧХВ поднимаемся на моренный гребень (высота 3480 м).

Ещё через 0:20 ЧХВ мы спускаемся к озеру в моренном кармане, высота 3450 м. Координаты N 42°31'49", E 74°32'06". Здесь хорошие ровные и безлюдные места для стоянки.

На обход Ак-Сайского ледопада по моренам у нас уходит ещё 2:00 ЧХВ.

В 13.00 делаем привал на моренах выше Ак-Сайского ледопада, высота 3800 м.

Ещё за 0:30 ЧХВ доходим по моренам до открытого ледника и в 13.50 останавливаемся на обед. Координаты N 42°31'04", E 74°32'19". Высота 3850 м. Здесь целые горы ржавых консервных банок ещё со времён 80-х, которых не было в прошлые года.

В 15.40 выходим с обеда в кошках и сразу же начинаем подниматься по пологому (10-15°) открытому леднику с небольшим количеством глубоких открытых трещин.

Через 0:50 ЧХВ движения по леднику, мы подходим к Хижине «Корона».

В 16.40 становимся на ночёвку на хижине «Корона». Высота 3930 м. Ровняем места под палатки на осыпи. Координаты N 42°30'44", E 74°32'35". За сегодня мы прошли 4.1 км с чистым набором +580 м за 4:20 ЧХВ.

Ложимся спать рано, так как на завтра у нас запланировано радиальное восхождение на вершину Корона 1-я башня (4810, 2Б, альп. 3А).

Домики альпинистов в верхней части стоянки Рацека.

Дальнейший подъем идет по правобережной морене.

Вид сверху на стоянку Рацека.

На пологом участке морены вышли к озеру, у которого есть хорошие места для стоянки.

Подъем по морене в обход ледопада.

Выход на пологую часть ледника. За поворотом на морене хижина «Корона».

Хижина «Корона» на правобережной морене.

День 13. 27 июля. Пик Корона 1-я башня (2Б, 4810, альп. 3А)

Хиж. Корона - Пик Корона 1-я башня (2Б, 4810, альп. 3А) радиально

4,8 км (2,4)

+810,
-810

Открытый и закрытый ледник, снежно-
ледовый кулуар 35-45°, скалы 5 м 90° и 45 м 25-45°

Ясно, солнечно

Подъём дежурного в 3.00, в 3.30 общий подъём.

В 5.10 выходим из лагеря. В 5.20 доходим до конца морены, надеваем кошки и связки.

Ледник Корона представляет собой три относительно крутых ступени (25-35°), между которыми располагаются более пологие ледово-снежные поля. На прохождение каждой ледовой ступени у нас уходит 0:40 ЧХВ, после чего мы ещё за 1:00 ЧХВ по верхнему ледовому полю подходим под бергшрунд. Итого, на подход от лагеря до берга - 3:00 ЧХВ.

От берга уже хорошо просматривается кулуар, по которому нам предстоит подниматься. Видно, что там висят оставленные альпинистские верёвки - решаем их не использовать.

В 9.50 начинаем вешать перила.

Поднимаемся на вершину по маршруту Белобабченко, 3А альп. На провешивание и прохождение верёвок у группы уходит 3:25 ЧХВ.

R0-R1 50 м - верёвка траверсом через берг. Лед, фирн, снег 35-40°. Станция на бурах.

R1-R2-R3 100 м - подъём по кулуару. Лед 45°, станции на скальных выступах и крючьях.

R3-R4 - скальная верёвка. 5 м 90°, далее 45 м 25-45°. Станции и пром. точки на крючьях.

В 13.15 вся группа собирается на вершине Корона 1-я башня (2Б, 4810, альп. 3А).

Снимаем записку команды Федерации альпинизма г. Санкт-Петербург (5 чел., подъём по маршруту Плотникова, альп. 4А) от 23 июля 2019 г. под руководством Чудаковой О. Координаты тура N 42°30'34", E 74°33'57".

В 13.25 начинаем спуск по пути подъёма (4 верёвки перил).

В 15.15 сдёргиваем последнюю верёвку и перекусываем под бергом на высоте 4660 м.

В 15.50 начинаем спуск по леднику Корона в связках.

Дальше расклад времени следующий:

0:40 ЧХВ - спуск до верхней части 3-ей ступени ледника.

1:50 ЧХВ - спуск по ледовому склону 25-35° со страховкой через «ледобурную дорожку» (суммарно прокрутили около 200 м ледобурной дорожки).

0:30 ЧХВ - спуск со 2-й ступени ледника.

0:35 ЧХВ - спуск с 1-й ступени ледника.

0:10 ЧХВ - по осыпи до хижины «Корона».

В 19.30 группа на месте ночёвки. Суммарно спуск занял 5:35 ЧХВ, а всё восхождение - заняло 12:00 ЧХВ.

Панорама ледника Корона, группа подходит к хижине «Корона».

Подъём группы на первую ступень ледника Корона.

Подъём группы на вторую ступень ледника Корона.

Замыкающий участник Александр Фефелов на фоне разрыва на 2-й ступени ледника.

Путь подъёма группы на третью ступень ледника Корона. Чёрный отрезок на склоне - это участок пути, который на спуске нам предстоит прокрутить «ледобурной дорожкой».

Подход по верхней части 3-ей ступени ледника Корона под нужный кулуар для подъёма.

Вид из-под берга на нужный кулуар. Лидер организовывает станцию R1.

Движение участников на второй ледовой верёвке R1-R2.

Верхняя часть ледового кулуара - подъём по третьей верёвке.

Подъём лидера (Сергей Харитонов) по отвесной скальной стенке 5 м.

Подъём по пологим скалам 25-45° на вершину (верёвка R3-R4).

Группа на вершине Корона 1-я башня (4810, 2Б, 3А альп.) на фоне пика Свободной Кореи. Сергей Харитонов за кадром.

Сброс нижней верёвки при спуске с вершины Корона 1-я башня (4810, 2Б, альп. 3А).

День 14. 28 июля. Подход по лед. Ак-Сай под пер. Корона Ю.

Хиж. Корона - Подход по леднику Ак-Сай под пер. Корона Юж.

2,8 км

-25

+100,
-100

Ледник, снежно-ледовый склон 45-55°

Ясно, солнечно

После напряженного вчерашнего дня подъем поздний - в 9.30.

Просушиваем снаряжение и подходим по лед. Ак-Сай под пер. Корона Ю. (3А). 0:20 ЧХВ потратили на подход к леднику, ещё 0:20 ЧХВ на движение по открытому леднику в кошках. Далее движемся по закрытому леднику в связках. Через 2:00 ЧХВ дошли от хижины «Корона» за поворот ледника Ак-Сай. Ещё через 0:45 ЧХВ подходим на расстояние менее 1 км до пер. Корона Ю., где в 17.25 становимся на ночёвку. Координаты N 42°30'19", E 74°33'47". Высота 3975 м.

С вечера связка из двух парней набивает ступени под бергшрунд (на подходе - 30 м ледобурной дорожки на лд. склоне 30-35°) и провешивает две верёвки по сн.-лд. склону крутизной 55° в районе бергшрунда и 45° выше. Провешивание занимает 1:55 ЧХВ.

День 15. 29 июля. Перевал Корона Юж. (3А, 4600)

Лед. Аксай - Пер. Корона Юж. (3А, 4600) - лед. Кара-Тоо

1,5 км

ледовые склоны 30-55°, закр. ледник

Ясно, солнечно

Подъем дежурных в 5.00, общий подъем в 5.30.

В 8.00 выходим в связках под перевальный взлёт. В 8.50 подходим под берг (станция R0).

R0-R1 50 м, лед, фирн, снег 55° в нижней части и 45° в верхней. Станция на лопате.

R1-R2 50 м, лед, фирн 45°. Станция на ледобурах.

R2-R3 50 м, лед, фирн 45-55°. Станция на ледобурах.

R3-R4-R5 90 м, лед 45°. Станции на ледобурах.

R5-R6 30 м, траверс сн.-лд. склона 40°. Станция на ледобурах.

R6-R7 50 м, траверс сн.-лд. склона 35-40°. Станция на лопате.

R7-R8-R9 90 м, лед 45°. Станции на ледобурах.

R9-R10 50 м, лед 40-45°. Станция на ледобурах.

R10-R11 50 м, перемороженный лед: 40° снизу, 30-35° вверху. Станция на ледобурах.

В 19.15 группа собирается на пер. Корона Юж. (3А, 4600). Седловина представляет собой узкий снежно-ледовый гребень с ледовыми склонами 30-40° в обе стороны. Тур на северо-восточных скалах. Снимаем записку группы туристов т/к «Ракета», г. Екатеринбург (5 к.с., 6 чел.) от 1 августа 2015 г. под руководством Спирина А.А. Предыдущая группа была здесь 23.08.2014. Координаты N 42°29'57", E 74°34'06".

В 19.25 лидеры начинают вешать перила на спуск. Перевальное фото решаем отложить на завтра, так как уже поздно, а собраться на узком гребне всей группой - сложно.

В 20.20 основная часть группы оказывается уже внизу, а замыкающие организовывают сброс по типу «ледобур-самовыкрут». Обе верёвки - ледовые, с выполаживанием от 35-40° в верхней части до 25-30° в нижней. Дальше фирновый склон, можно идти по ступеням.

В 21.20 обе верёвки сброшены, связка замыкающих лидеров медленно идёт за группой.

В 22.00 группа собирается в лагере на леднике Маяковского.

На прохождение перевала Корона Юж. (3А, 4600) у группы ушло 14:00 ЧХВ.

Перевальный взлет пер. Корона Юж. (3А, 4600), вид вечером из лагеря.

Подход группы под перевальный взлет пер. Корона Юж. (3А, 4600).

Пер. Корона Средняя (3А) с подъема на пер. Корона Ю.

Подъём по первым двум верёвкам (лед, фирн 45°). Вид со станции R2.

Конец пятой верёвки и начало шестой (лед, фирн 45°). Седловина перевала - слева.

Станция R6, верхняя стенка бергшрунда. В остальных местах траверса - плотный фирн.

Прохождение траверсом по седьмой веревке.

Станция R7 и провешивание восьмой верёвки (лед 45°). Седловина перевала уже близко.

Участница Анна Берзова проходит участок траверса R6-R7 (седьмая верёвка, лед 45-50°).

Участок R8-R9 подъёма на перевал Корона Юж. (девятая верёвка, лед 45°).

Станция R10 и провешивание 11-той верёвки по перемороженному льду 30-40°.

Группа на узкой седловине пер. Корона Ю.(3А, 4600). Вид на юго-запад.

Тур на пер. Корона Юж. (3А, 4600) - на северо-восточных скалах слева по ходу.

Вид с пер. Корона Ю. на л. Кара-тоо.

Спуск с пер. Корона Юж. (3А, 4600) по перилам. Движение Азаревича по первой верёвке.

Спуск последних участников с перевала.

Панорама спуска с пер. Корона Юж. (3А, 4600), вид с подъёма на пер. Топ-Карагай.

День 16. 30 июля. Дневка на лед. Кара-Тоо, обработка пер. Топ-Карагай

Днёвка-отсидка.

Обработка склона пер. Топ-Карагай (2А, 4520)

Закрытый ледник, бергшрунд со стенкой 90°

Снегопад, метель. Вечером ясно

В 10.00 общий подъём. Снаружи лагеря метель и снегопад, так что отсиживаемся в лагере на высоте 4380 м. Основное занятие - отсыпаемся. Координаты места стоянки N 42°29'48' E 74°34'17'.

В 17.00 снегопад закончился, обедаем. После еды двое участников решают подойти под перевальный взлёт и предпровесить одну верёвку через бергшрунд.

В 18.45 связка выходит из лагеря, в 19.05 участники под бергом. Видно, что бергшрунд имеет вертикальные стенки (в самом коротком месте - около 2 м), выше которых идёт 45° снежный склон. Обходить бергшрунд справа по ходу - камнеопасно, так что вешаем.

В 19.35 верёвка через бергшрунд провешена и закреплена в 10 м выше по склону на станции из трёх ледобуров.

В 20.00 связка возвращается в лагерь. Ужинаем и ложимся спать.

Фото группы на фоне спуска с пер. Корона Ю. (3А, 4600м). Сергей Харитонов за кадром.

Вид с пер. Корона Ю. (3А) на лед. Кара-Тоо, место ночевки и подъём на Топ-Карагай (2Б).

Пер. Топ-Карагай (2А-2Б, 4520м) от места ночевки. Показана схема подъёма группы.

Провешивание перил через бергшрунд на пер. Топ-Карагай.

День 17. 31 июля. Пер. Топ-Карагай (2А, 4520)

Лед. Кара-Тоо - пер. Топ-Карагай (2А, 4520) - спуск по лед. Топ-Карагай под пер. Жаркий

5,1 км

+250,
-715

Закрытый ледник, бергшрунд, снежно-
ледовые склоны 25-45°, открытый ледник

Облачно, после обеда метель. Вечером ясно

В 4.30 подъём дежурного, в 5.00 общий подъём. В 7.30 выходим в связках под перевал.

Подъём занимает 2:30 ЧХВ. Выше провешенной вчера верёвки вешаем ещё две.

1-я верёвка - средняя крутизна 45°. 2-я верёвка - средняя крутизна 35°. 3-я верёвка - средняя крутизна 20°. Все верёвки снежно-ледовые, станции на ледобурах.

В 10.00 группа собирается на пер. Топ-Карагай (2А-2Б, 4520).

В туре нашли записку группы из Горной секции МФТИ под руководством Отачкина А.Е. от 8 августа 2018 г. (5 чел., 4 к.с.). Координаты N 42°29'42", E 74°34'04".

В 10.35 начинаем спуск с перевала на юго-восток через снежный гребень. Спустившись на 100 м по высоте, мы поняли, что немного ошиблись с азимутом. Нужно было идти левее по ходу движения. Чтобы вернуться в нужный кулуар спуска, мы прокручиваем 2 участка по 15 м ледобурной дорожкой по снежно-ледовому склону крутизной 25-50°. Далее продолжаем движение в связках, периодически проваливаясь в глубокий снег по пояс.

С 12.35 группа спускается по нужному кулуару траверсом склона 25-30°. В какой-то момент одна из связок не выдерживает этого мучительного траверса с проваливаниями то по колено, то по пояс, и организовывает себе 40 м перил спуска до осыпи. Вторая связка тем временем заканчивает траверс.

В 13.35 группа собирается на пологой части лед. Топ-Карагай под перевальным взлётом перевала Инструментальщик (4450, 2Б?). Высота точки сбора 4250 м.

Через 0:50 ЧХВ в 14.35 группа попадает в метель на открытой части лед. Топ-Карагай и вынужденно ставит лагерь на высоте 4150 м. Пока снаружи бушует непогода, дежурный готовит обед, а группа пережидает в палатке.

В 17.00 метель утихла. Решаем спуститься ещё немного ниже и подойти под пер. Жаркий.

В 17.35 выходим с места обеда и продолжаем спуск по лед. Топ-Карагай.

В 18.45 останавливаемся на ночёвку на серединной морене лед. Топ-Карагай прямо под перевальным взлётом пер. Жаркий (3А). Высота места ночёвки 3910 м.

За сегодня мы прошли 5.1 км за 7:10 ЧХВ, прошли пер. Топ-Карагай (4520, 2А) и тем самым завершили прохождение связки пер. Корона Юж. + пер. Топ-Карагай (в сумме 3А).

Нижняя часть подъёма группы на пер. Топ-Карагай (2А-2Б, 4520).

Прохождение группы через бергшрунд по снежному мосту по перилам.

Бергшрунд на склоне перевала Топ-Карагай (2А-2Б, 4520).

Верхняя часть подъема на пер. Топ-Карагай.

Группа на пер. Топ-Капагай (2А-2Б, 4520м)

Спусковой кулуар на л. Топ-Карагай сразу за седловиной.

Начало нашего спуска через снежный бугор слева.

Спуск по пологому снежному склону до скальных сбросов.

Вид на пер. Инструментальщик (2Б) с траверса влево над скалами.

Траверс снежно-ледового склона на спуске с пер. Топ-Карагай.

Траверс снежно-ледового склона в обход крутого скально-осыпного склона.

Путь спуска группы с пер. Топ-Карагай в обход скально-осыпного склона.

Спуск по лед. Топ-Карагай.

Снежно-осыпной кулуар с пер. Топ-Карагай.

Пер. Провал Свободной Кореи (3Б) с л. Топ-Карагай.

Пер. Войтихова (2Б, 4400) с лед. Топ-Карагай.

Пер. Фестивальный (3А*) с лед. Топ-Карагай.

Пер. Жаркий (3А, 4300м) с л. Топ-Карагай.