Автор: Сергей Романенков, г.Москва

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту совершенном в июле-августе 2019г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

10.08.2019 1-й правый приток лед. Тро - пер. Аксу-Блок (1Б, 4454) - 2-й правый приток лед. Тро- пер. Машенька (2А, 4730) - 3-й правый приток лед. Тро - пер. Тро-Блок (2А, 4650) - правыйприток лед. Дукенек

В 7:40 вышли с места ночевки на перевале Аксу Западный и за 20 минут спустились к живописному ледниковому озеру, подпруженному «плотиной» из камней скально-осыпного гребешка (Фото 169). Ниже крутизна ледника возрастает, поэтому надели кошки. Закрытый ледник без разрывов и трещин покрыт плотным снегом. Тропежки нет.

По пути спуска на пер. Аксу-Блок (1Б, 4454), проходящего по крутой сыпухе и скалам, решили не подниматься из-за трудоемкости такого варианта. Попробовали пересечь гребень, разделяющий притоки ледника Тро чуть ниже, без большого набора высоты.

За 20 минут по леднику сбросили 250 метров высоты и подошли под осыпь, по которой начали подъем на гребень отрога разделяющего ледники перевалов Аксу Западный и Восточный.

Еще 20 минут понадобилось группе, чтобы набрать 100 метров и выйти на гребень отрога.

Простого спуска на восточную сторону не просматривалось. И мы решили траверсировать гребень в направлении, пройденного нами несколько дней назад перевала. За 40 минут набрали 200 метров высоты по гребню с выходами разрушенных скал и вышли на седловину ранее названную нами Аксу-Блок (1Б 4451) (Фото 170 и 171).

Вниз на ледник уходит некрутой снежный склон. Связались и в 10:15 начали спуск. За 20 минут пересекли правый приток ледника Тро в направлении языка ледника, стекающего из цирка пер.Машенька (2А, 4728). По пути обошли зону закрытых трещин. Язык ледника крутой. Поэтому решили выходить в цирк перевала по скально-осыпному склону слева по ходу (Фото 172).

Подъем несложен и проходит в нижней части по живой осыпи, выше переходящей в гребешок из разрушенных скал (Фото 173). В нескольких местах пришлось придержаться руками. За два перехода набрали 250 метров высоты и на последних камушках перед выходом на основное тело ледника в 12:20 остановились на обед. Воду добыли раскопав яму под большим камнем.

После обеда связались, надели кошки и продолжили подъем. В верхней части ледник пологий и закрытый. Есть трещины, которые легко обходятся. Снег немного раскис, и начал подлипать к кошкам (Фото 174). Через 25 минут после выхода с обеда, в 14:40, поднялись на седловину перевала Машенька (2А, 4728). Перевальный взлет отсутствует, на спуск некрутой снежный склон по всей длине подрезан бергшрундом (Фото 175 и 176).

Перепрыгнули через бергшрунд и двинулись в связках по закрытому леднику вдоль южных стен пика Блока (5239) в направлении перевала Тро-Блок. Через переход в 15:50 вышли на перевал Тро-Блок (2А, 4581) практически без набора высоты (Фото 177 и 178). В туре нашли записку туристов из МГУ, радиально поднявшихся на перевал накануне.

Спуск с перевала представляет собой узкий крутой в верхней части ледовый кулуар, зажатый между скальными жандармами (Фото 180). Ниже кулуар переходит в снежно-ледовый склон, подрезанный небольшим бергшрундом. Вниз с седловины висит вмерзший в лед трос. На спуск по льду повесили веревку перил и сдернули её через ледовую проушину (Фото 181 и 182).

За 30 минут в связках спустились по закрытому леднику с трещинами до его открытого участка. И в 17:05 напротив перевального взлета перевала А. Блока ___и2А, 4398) встали на ночевку на ровном льду среди каменных грибов (Фото 183 и 184). Высота 4176.

11.08.2019 Радиальный выход за заброской через пер. А. Блока (2А, 4398) на лед. Ак-Тюбек. Спуск вдоль правого притока лед. Дукенек в долину. Подъем вверх по лед. Дукенек

В 7:20 вышли втроём налегке за заброской в направлении южного осыпного взлета перевала А. Блока (2А, 4398). Заброска была занесена и оставлена перед второй частью маршрута на морене ледника Ак-Тюбек под восточным склоном пер. Москальцева (2А, 4580). С собой взяли две основные веревки, необходимые для спуска и подъема обратно по северному склону перевала А.Блока.

С стороны ледника Дукенек подъём на перевал А. Блока представляет собой осыпной склон. За переход поднялись серпантином по среднеблочной и мелкой осыпи набрав 200 метров высоты и вышли на седловину перевала в её правой (по ходу движения) части. Тур находится левее по гребню и хорошо заметен (Фото 184).

Перевальная седловина широкая. Со стороны ледника Ак-Тюбек : крутые ледовые склоны. В левой части (по ходу движения) лед открытый, но висят карнизы, в правой части карнизов нет, но склон длиннее и покрыт слоем вмерзших камней.

Достали из тура записку туристов МГУ, написали свою и начали спуск на ледник Ак-Тюбек.

Приняли решение спускаться с правой части седловины. Провесили две веревки перил на ледобурах Второй веревки как раз хватило чтобы преодолеть забитый снегом бергшрунд. Веревки оставили висеть на склоне, а сами направились под взлет перевала Москальцева (Фото 185).

По плотному снегу пересекли ледник Ак-Тюбек в северном направлении (Фото 186). Вышли на осыпь морены и раскопали нашу заброску. Обратно двигались тем же путём и в 12 часов вернулись в лагерь на правом притоке ледника Дукенек.

Пообедали, собрали лагерь и в 13:15 начали спуск по зачехлённому леднику в долину ледника Дукенек.

Через 25 минут вышли на берег маленького озера, расположенного среди моренных валов.

Обошли озеро справа по ходу движения и продолжили спуск по осыпным и травянистым полям и склонам правого борта притока ледника Дукенек (Фото 187, 188, 189). Через два перехода спустились до высоты 3600 в орографически левый карман боковой морены ледника Дукенек.

По гребню травянистого кармана начали подъем вдоль ледника (Фото 190). Через 45 минут хода карман сошел на нет и мы по осыпному склону спустились на зачехленный ледник. Выше, в месте поворота на восток, напротив Дукенекской стены, ледник становится открытым (Фото 191). Мы пересекли его в восточном направлении и начали подъем к цирку перевала Визбора (2А, 4500).

В 17:15 встали на ночевку на ровном участке морены немного не доходя до начала снежных склонов взлета к перевалу Визбора (2А, 4500). Высота 3920.

Фото 169. Ледниковое озеро с южнее седловины пер. Аксу Западный

Фото 170. Отмечен пер. Аксу-Блок (1Б, 4454) и пути спуска (красным) и подъема (желтым) на него

Фото 171. Подъем по гребню отрога к седловине пер. Аксу-Блока (1Б, 4454)

Фото 172. Путь подъема в цирк пер. Машенька (2А, 4730) в обхода крутого языка ледника

Фото 173. Подъем вдоль ледника в цирк пер. Машенька (2А, 4730)

Фото 174. Выход в юго-западный цирк пер. Машенька (2А, 4730)

Фото 175. Вид на седловину пер. Машенька (2А, 4730) с гребня пика Блока (5239)

Фото 176. Седловина пер. Машенька (2А, 4730) с северо-восточной стороны

Фото 177. Путь по леднику к пер. Тро-Блок (2А, 4650)

Фото 178. Вид на пер. Тро-Блок (2А, 4650) с гребня пика Блока (5239)

Фото 179 и 180. Седловина пер. Тро-Блок (2А, 4650) и ледовый кулуар на приток лед. Дукенек

Фото 181. Восточный склон пер. Тро-Блок (2А, 4650). Кулуар, выводящий на седловину

Фото 182. Восточный склон пер. Тро-Блок (2А, 4650)

Фото 183. Вид с притока лед. Дукенек на восток

Фото 184. Верховья правого притока лед. Дукенек. Показан путь группы

Фото 185. Северный склон пер. А. Блока (2А, 4398)

Фото 186. Путь выхода за заброской под восточный склон пер. Москальцева (2А, 4580)

Фото 187. Вид на правый приток лед. Дукенек со склонов пер. Визбора (4520). Показан путь группы

Фото 188. Путь спуска группы к лед. Дукенек

Фото 189. Массив пика Блока и в. 4818 с правого притока лед. Дукенек

Фото 190. Ледник Дукенек из кармана левобережной морены

Фото 191. Путь по леднику Дукенек до поворота к пер. Визбора (2А, 4520)

Участок 3. лед. Дукенек - пер. Визбора (2А, 4520) - лед. Зап. Вадиф - пик Пирамидальный (до высоты 5270, по З гребню) - пер. Зап. Вадиф (3А, 4700) - лед. Асан-Усен -р. Карасу - пер. Карасу (н/к, 3700) - пер. Кош-Майнок (н/к, 3280) - р. Орточашма - пер.Джалгычи (н/к, 3595) - р. Джалгычи - пер. Акташ (н/к, 3780) - р. Акташ - пер. Бульджума(н/к, 2795) - р. Бульджума - к. Узгаруш

Схема 3. Третий участок маршрута. (Размер стороны квадрата сетки 1 км)

12.08.2019 Подъём на перевал Визбора (2А, 4520). Спуск на ледник Западный Вадиф и подъём на Западное плечо пика Пирамидальный

Вышли с места ночевки в 7:40 и за 25 минут по ровному телу ледника подошли под снежно-ледовый склон, выводящий под пер. Визбора (2А, 4520). Склон можно разделить на две части :

правую, оканчивающуюся сверху ледовыми сбросами, и левую - некрутой фирновый склон разделенный по диагонали узкой скальной грядой (Фото 192 и 193). Здесь надели кошки и начали подъем по правой (по ходу движения) части фирнового склона. Через 45 минут пересекли скальную гряду в ее самом нешироком месте и вышли на более пологую часть ледника.

Отсюда продолжили подъём, забирая вправо в направлении верхнего перевального цирка, обойдя таким образом сверху ледовые сбросы на перегибе склона (Фото 194 и 195). Еще через 40 минут подошли под забитый снегом бергшрунд, подрезающий крутой ледовый взлёт покрытый тонким слоем снега. Крутизна 40гр, протяженность 50м. Повесили веревку, которой как раз хватило до седловины перевала Визбора (2А, 4520) (Фото 196). Веревку закрепили на ледорубе. На перевал вышли в 10:40. Седловина широкая - скально-осыпная, при желании здесь можно поставить палатки. С перевала открывается великолепный вид на пик Пирамидальный (5509) (Фото 198).

Поменяли записку в перевальном туре, сделали несколько групповых фотографий и начали спуск.

Спуск с перевала Визбора (2А, 4520) на ледник Западный Вадиф представляет собой осыпной склон - кулуар протяженностью 150м и крутизной 30гр по которому необходимо двигаться плотной группой чтобы избежать сброса камней участниками группы (Фото 197). За 15 минут сбросили 80м и спустились на закрытый ледник. И встали на обед немного отойдя от склона на ровное место. Воду набрали из ручья, стекающего со скал.

После обеда начали подъем в связках по леднику Западный Вадиф в направлении седловины западного плеча пика Пирамидальный (5509). Много закрытых трещин, но они хорошо читаются и легко обходятся по снежным мостам. Подъём на седловину представляет собой крутой в правой части под склонами пика Пирамидальный ледовый склон, разорванный большим количеством открытых трещин. Мы поднимались по левой более пологой части склона, постепенно смещаясь вправо и обходя большие трещины (Фото 198 и 199).

За час вышли на широкое западное плечо Пирамидального, прошли по нему чуть выше и в 15:00 встали на ночевку на камнях под осыпным склоном вершины 4931. Здесь можно поставить несколько палаток, воду брали из ручья на леднике. Высота 4750.

13.08.2019 Подъём по западному гребню пика Пирамидальный (3А*, 5506) до высоты 5270

Утром пасмурно. Периодически налетающие облака закрывают от нас пик Пирамидальный (5509).

Тем не менее погода позволяет начать подъем. Первая связка вышла с места ночевки в 7:20 и за 20 минут пересекла западное плечо в направлении ледового склона, выводящего на западный гребень пика Пирамидальный (5509). Над северной (левой по ходу) частью склона нависают большие ледовые сбросы. Мы обвалов не видели, но следы на леднике свидетельствовали о том, что иногда они происходят. Поэтому путь подъема по склону наметили не по кратчайшему пути, а чуть правее, уйдя из под сбросов под скалы. Двигаться по ледовому склону нужно вверх в направлении узкого ледового горлышка, позволяющего пролезть между ледосбросами и крутыми скалами справа (Фото 200 и 201).

Подойдя под начало склона, сделали под бергшрундом станцию на ледобурах и в 8:05 начали вешать веревки по льду. Маршрут подъема идет по крутому ледовому склону. Перила мы вешали вдоль выхода скал, постепенно смещаясь влево и целясь на ледовое горлышко.

Веревки крепили на ледобурах. Пористый лед сильно крошился под кошками и клювами ледорубов, кололся и летел вниз большими линзами. Лидер старался лезть в стороне от поднимавшейся ниже группы, чтобы не засыпать ее осколками. До «горлышка» повесили 300м перил. Лидер лез с облегченным рюкзаком и с двумя ледовыми инструментами. Облака временами закрывали верхнюю часть склона, но ориентирование было простым и нам это не мешало (Фото 202, 203, 204).

Выше ключевой участок маршрута - крутизна льда возрастает до 65 градусов. Горлышко проходится по жесткому натёчному льду с участком траверса слева-направо и требует уверенного лазания (Фото 205, 206, 207).

Через 150 метров перил в 13:30 вылезли на наклонную снежную полку где собрались всей группой. До этого места провесили 9 веревок, начиная от бергшрунда, все веревки крепились на ледобурах, верхняя на ледорубе. (R0-1, III-V, 45-65гр,450м)

Далее продолжили движение в связках, выше склон поднимается ступенями, относительно крутые взлеты (до 30гр) чередуются выполаживаниями (Фото 208). Через 25 минут в 14:30 вышли на осыпной гребень. Высота 5270. Здесь обнаружили две отличные площадки выложенные камнями. Так как выше по гребню таких удобных мест для ночевки могло не быть, решили остановиться здесь. Тем более что вершина Пирамидального (5509) была уже совсем близко (Фото 209).

Немного расширили площадку до размера нашей пятиместной палатки. Талую воду нашли на льду под камнем.

14.08.2019 Спуск на Западное плечо пика Пирамидальный. Траверс вершины 4931 на перевал Вадиф Западный (3А, 4700). Спуск на левый приток ледника Асан-Усен.

Поздно вечером погода испортилась. Пришел штормовой фронт так и не позволивший нам уснуть в течении ночи. Сильный ветер рвал палатку и ломал дуги. Мы зашивали пробоины, строили стенку из камней и держали палатку.

Утром улучшение погоды не наступило. Продолжало прилично дуть, шел снег и отсутствовала видимость. В сложившихся условиях о выходе наверх не могло быть и речи. Но и остаться еще на одну ночь с рваной палаткой, в столь хорошо продуваемом месте, мы не могли. Поэтому приняли решение отказаться от прохождения траверса пика Пирамидальный (5509) и спускаться по пути подъёма.

С места ночевки вышли в 10:30. Спуск начали не по линии подъема, так как отсутствие видимости не позволяло определить крутизну снежно-ледового склона, а вдоль скальной гряды на гребне.

Пройдя метров 150, начали вешать перила. Всего до бергшрунда повесили девять веревок.

Верхнюю веревку последний участник снял лазанием с промежуточными точками, остальные веревки сдернули через ледовые проушины. Спуск проходил при сильном ветре, снегопаде и в отсутствие видимости. Опасаясь обморожений, приходилось отмахивать руки и ноги. Девятую веревку сняли в 14:40 (Фото 210).

Далее продолжили движение в связках через западное плечо и вскоре стояли на месте нашей предыдущей ночевки на осыпи.

После небольшого отдыха и перекуса начали подъём на осыпной гребень узловой вершины 4931 (Фото 211). За переход вылезли на несложный гребень и траверсировали его, обойдя вершину слева по пологому осыпному склону. Затем по скальной левой по ходу стороне широкого гребня спустились на седловину перевала Вадиф Западный (3А, 4700). На спуске пересекли несколько снежников. На седловину вышли в 16:20 (Фото 212 и 213).

Седловина представляет собой осыпной гребень с несколькими снежниками расположенными между причудливых выходов скал. На перевале есть места под палатку. На снегу седловины увидели человеческие следы, но тур и записку не нашли.

Путь спуска в сторону ледника Асан-Усен проходит по снежно-ледовому склону. Крутые участки которого перемежаются с пологими снежными полками и короткими ступенями ледопада. С седловины повесили одну веревку 60 метров на ледобурах по диагонали направо (по ходу движения) по ледовому склону крутизной 45-50 градусов. Веревки как раз хватило чтобы преодолеть бергшрунд. Сдернули её через ледовую проушину (Фото 214 и 215).

Далее прошли налево в связках одновременно 150 метров по пологой снежной полке и вышли к небольшому ледовому сбросу - ступени ледопада. Спустились вниз на три такта лицом к склону с попеременной страховкой (Фото 216 и 217). Затем прошли 300 метров по снежному склону постепенно забирая влево по не явной полке- ложбине. Крутизна склона увеличилась до 45 градусов, под снегом появился лед и мы повесили ещё три веревки : 150 метров перил на ледобурах. Две веревки последний участник слез лазанием с промежуточными точками, одну веревку сдернули через ледовую проушину (Фото 218).

В 19:25 спустились на ледовый склон средней крутизны с открытыми трещинами. По которому двигались одновременно в связках, местами со страховкой через промежуточные ледобуры.

Старались забирать левее, ориентируясь на кратчайший путь до пологого ледника (Фото 218).

По снегу спустились 250 метров и вышли на ровный лед левого притока ледника Асан-Усен. В 19:50 встали на ночевку на льду среди глубоких открытых трещин. Высота 4225. Воду брали из ближайшей трещины.

15.08.2019 Спуск на ледник Асан-Усен и по долине реки Карасу до Каравшинской поляны.

Ночью продолжало дуть. Подсыпало свежего снежка. На небе облачность.

С места ночевки вышли в связках в 9:10. За сорок минут, прижимаясь к склонам в. 4931 и обходя зоны больших трещин, спустились на морены левого притока ледника Асан-Усен. Здесь развязались и сняли кошки (Фото 219 и 220).

Еще через полтора часа спустились в левый (по ходу движения) карман ледника Асан-Усен (Фото 221). Через полчаса движения по появившейся в кармане тропинке вышли к озеру у заброшенного рудника (Фото 222).

Ниже карман заканчивается, а основная тропа на карте отмечена вдоль правого борта ледника.

Поэтому мы пересекли зачехленный ледник в направлении стен в. Асан (4230) и вышли на тропу (Фото 223).

Через пару переходов спуска мы вышли на Каравшинскую поляну, где расположен лагерь компании Аксай-Тревел (Фото 224).

В лагере забрали завезенную сюда продуктовую заброску на пару дней выхода, и в 13:45 остановились на ночевку.

Фото 192. Пик Пирамидальный (5509) и пер. Визбора (2А, 4520) из района пика Блока (5239)

Фото 193. Путь подъема группы по снежно-ледовому склону к пер. Визбора (2А, 4520)

Фото 194. Подъем к пер. Визбора (2А, 4520) с ледника Дукенек

Фото 195. Обход разрывов на перегибе ледника на пути к пер. Визбора (2А, 4520)

Фото 196. Подъем по перилам на седловину пер. Визбора (2А, 4520)

Фото 197. Восточный склон пер. Визбора (2А, 4520)

Фото 198. Западное плечо и западный гребень пика Пирамидальный (5509). Показан путь подъема и место ночевки 5270 на гребне.

Фото 199. Путь выхода на западное плечо Пирамидального

Фото 200. Ледовый склон в основании западного гребня пика Пирамидальный (5509).

Показан путь группы.

Фото 201. Ледовый склон в основании западного гребня пика Пирамидальный (5509). Показан путь группы.

Фото 202. Подъем по западному гребеню пика Пирамидальный (5509)

Фото 203. Подъем на пик Пирамидальный (5509). Участок перед ледовым горлышком

Фото 204. Работа группы на подъеме по западному гребню пика Пирамидальный (5509)

Фото 205. Прохождение ледового горлышка в обход ледосбросов на западном гребне пика Пирамидальный (5509)

Фото 206 и 207. Участок крутого льда в обход ледосбросов

Фото 208. Участок западного гребня пика Пирамидальный (5509) выше ледового склона

Фото 209. Вершина пика Пирамидальный (5509) от места ночевки на западном гребне

Фото 210. Ледовый склон во основании западного гребня Пирамидального (5509) (снято после спуска)

Фото 211. Путь выхода через в. 4931 к пер. Вадиф Зап. (3А, 4700)

Фото 212. Путь спуска с в. 4931 на пер. Вадиф Зап. (3А, 4700). Вид с седловины перевала

Фото 213. Путь спуска с в. 4931 на пер. Вадиф Зап. (3А, 4700). Вид с из под вершины 4931.

Фото 214. Спуск с седловины пер. Вадиф Зап. (3А, 4700) на север

Фото 215. Первая веревка спуска с седловины пер. Вадиф Зап. (3А, 4700) в сторону лед. Асан-Усен

Фото 216. Спуск в связках с попеременной страховкой с ледосброса в центральной части перевального взлета пер. Вадиф Зап. (3А, 4700)

Фото 217. Путь спуска группы с ледосброса в центральной части перевального взлета пер.Вадиф Зап. (3А, 4700)

Фото 218. Пер. Вадиф Зап. (3А, 4700) с левого притока лед. Асан-Усен. Показаны участки провески перил.

Фото 219. Путь спуска по левому притоку лед. Асан-Усен

Фото 220. Северный склон пер. Вадиф Зап. (3А, 4700) и верховья левого притока лед. Асан-Усен

Фото 221. Ледник Асан-Усен. Показан путь группы по левому карману

Фото 222. Озеро у заброшенного рудника в кармане левобережной морены лед. Асан-Усен

Фото 223. Долина реки Карасу с конечной морены лед. Асан-Усен

Фото 224. Долина реки Карасу перед выходом на Каравшинскую поляну

16.08.2019 Река Карасу - пер. Карасу (н/к, 3700) - пер. Кош-Майнок (н/к, 3280) - река Орточашма - река Кашка-Суу

Схема 4. Выход из Каравшина в пос. Узгаруш через перевалы (Размер стороны квадрата сетки 1 км внизу и 2 км наверху схемы).

С Каравшинской поляны вышли в 7:40, за 50 минут по хорошей набитой тропе прошли мимо летовки на правом берегу и дошли до моста через реку Карасу (высота 2720). Назад открываются фантастические виды на пик Пирамидальный и скальные стены вершин вдоль борта долины (Фото 225). Поворот тропы к мосту не очевиден и его легко можно пропустить так как основная тропа идет мимо. Ориентиром служит то, что тропа, которая шла вдоль берега реки после отворота на мост начинает набирать на склон террасы с пастбищем наверху. Кроме этого, с тропы хорошо видна седловина перевала Карасу (н/к, 3700), что тоже позволяет примерно прикинуть местоположение моста, который расположен чуть ниже по течению реки.

Мы переправились по мосту и начали подъём по тропе к перевалу. В какой-то момент потеряли тропу и продолжили движение прямо вверх в направлении седловины перевала по травянистому распадку сухого ручья. Склон порос лесом, но заросли арчи легко обходятся и не затрудняют движения (Фото 226). Через 1 час 20 минут снова вышли на тропу, идущую по левой (по ходу движения) стороне распадка.

Травянистые склоны сменились осыпными. Еще через час в 11:35 по серпантину вышли на осыпную седловину перевала Карасу (н/к, 3700) (Фото 227). Седловина широкая, воды нет, перевального тура тоже. С перевала открылся великолепный вид на скальные вершины Каравшина, для лучшего обзора прогулялись на осыпную вершинку к северу от перевальной седловины (Фото 228).

На спуск идет хорошая тропа. Сначала она уходит траверсом влево (по ходу движения), затем серпантином спускается вниз к реке Кош-Майнок. Осыпные склоны сменились травянистыми. За 35 минут сбросили 600 метров высоты и в 12:20 встали на обед на берегу правого притока реки Орто-Чашма рядом с пастушьей летовкой (Фото 229).

После обеда по камням переправились через ручей и продолжили идти по тропе, траверсируя склон отрога хребта на северо-запад в направлении перевала Кош-Майнок (н/к, 3280) (Фото 230).

Местами тропа, подрезающая крутые склоны ущелья, усилена бревнами, вкопанными в конгломератный склон. За час перевалили перевал и круто повернув вместе с тропой на юго-запад спустились по поросшему лесом склону в долину реки Орто-Чашма. Условный перевал представляет собой узкий гребешок, тура нет.

Выше впадения реки Кашка-Суу в реку Орто-Чашма, на левом берегу последней стоит кош,напротив которого находится мост через Орто-Чашму. Тридцать пять минут понадобилось нам чтобы дойти до моста и перейти по нему. Погода испортилась, пошёл дождь.

Дальнейший путь продолжаем по тропе вдоль левого (по ходу) берега реки Кашка-Суу, вблизи слияния речек есть мост на противоположный берег Кашка-Суу, но переходить по нему не надо так как тропа идёт по нашему берегу. За полтора часа дошли до пустого коша, здесь нас встретили две собаки, одна из которых громко лаяла на нас, но держалась на расстоянии. Выше коша переправились по камням через ручей и в 17 часов встали на ночевку на травянистой полке под перевальным взлётом перевала Джалгычи (н/к, 3595) (Фото 231 и 232). Высота 3160. 17.08.2019 Река Кашка-Суу - пер. Джалгычи (н/к, 3595) - река Джалгычи - пер. Акташ (н/к,3780) - река Акташ - пер. Бульджума (н/к, 2795) - река Бульджума - пос. Узгаруш

С места ночевки вышли в 7:20. Южный склон отрога хребта, в котором расположен перевал порос редким лесом. Cам перевальный взлет - осыпной. За 50 минут по тропе, вьющейся серпантином по склону, поднялись на перевал Джалгычи (н/к, 3595). Седловина перевала широкая. На ней вкопан столб, украшенный ленточками. Воды на седловине нет. За поворотом отрога, по набитой тропе начали спуск к реке Джалгычи. За 40 минут сбросили 500 метров и вышли к кошу и лагерю Аксай-Тревел, расположенному на стрелке ручьев.

Дальнейший путь на перевал Акташ (н/к, 3780) пролегает вдоль русла левого притока реки Джалгычи. Очень живописная тропа идет сначала по левому (по ходу) берегу, затем спускается и ведет практически по ручью, после чего поднимается на осыпи правого берега (Фото 235).

Свернули на левый приток ручья. Через некоторое время вода окончательно ушла под камни и мывышли на осыпной склон по которому серпантином вилась хорошо набитая тропа. Подъём на перевал от лагеря Аксай-Тревел занял два часа ходового времени. На седловину вышли в 12:20. Спусковая тропа на север в урочище Акташ также набита и хорошо читается (Фото 236). За час с седловины спустились к реке Акташ. Здесь на правом берегу решили пообедать.

После обеда продолжили спуск по тропе вдоль реки. После коша по камням переправились на левый берег реки. Долина сузилась, скалы образовали здесь подобие узких ворот по берегам реки, на тропе сделана загородка для скота с калиткой. За «воротами» долина расширяется. Вокруг начались коровьи пастбища. За 40 минут мы вошли в лесную зону и спустились до дороги ведущей к перевалу Бульджума (н/к, 2795), высота здесь 2680. Ещё 35 минут нам понадобилось чтобы набрать сто метров и к 16:20 выйти на перевал.

На спуске, через полчаса поняли, что ушли влево по ненужной нам тропе на верхние пастбища на хребте (Фото 237). Решили валить прямо вниз по редкому лесу и через некоторое время вышли на коровью тропу траверсирующую склон в обход русла маленького пересохшего ручейка. По этой тропе спустились в русло и по руслу через час после начала спуска вышли на дорогу, идущую по берегу реки Бульджума. По мосту перешли левый приток реки и через час спуска по дороге в 19:10 мы пришли в Узгаруш, где нас ждал гостеприимный Нурдин.

Фото 225. Долина реки Карасу перед началом подъема к пер. Карасу (н/к, 3700)

Фото 226. Путь подъема к пер. Карасу (н/к, 3700) из долины реки Карасу

Фото 227. Выход на седловину пер. Карасу (н/к, 3700) со стороны реки Карасу

Фото 228. Переход между восточной (слева) и западной седловинами пер. Карасу (н/к, 3700)

Фото 229. Переход между перевалами Карасу (н/к, 3700) и Кош-Майнок (н/к, 3280)

Фото 230. Перевал Карасу (н/к, 3700) с запада. Показан путь спуска группы

Фото 231. Долина реки Кашка-Суу. Показано место ночевки

Фото 232. Долина реки Кашка-Суу с подъема на пер. Джалгычи (н/к, 3595)

Фото 233. Район перевалов Карасу (н/к, 3700) и Кош-Майнок (н/к, 3280)

Фото 234. Вершины и перевалы в верховье долины реки Кашка-Суу

Фото 235. Подъем на пер. Акташ (н/к, 3780) с юга

Фото 236. Спуск с пер. Акташ (н/к, 3780) в долину реки Бульджума

Фото 237. Вид из района пер. Бульджума (н/к, 2795) в сторону пос. Узгаруш

Материальное обеспечение

Продуктовая раскладка

В походе использовали дифференцированную групповую раскладку. Дневная норма продуктов постепенно увеличивалась. На первой трети маршрута - 560 г, второй - 630 г, третьей - 670 г.

На маршруте было организовано несколько забросок продуктов. Вся еда была заранее распакована и распределена по участкам маршрута, отдельным готовкам и участникам, что сильно экономило время разбора забросок и облегчало учёт веса в ходе маршрута.

Чтобы избежать перегруза на перелёте Москва-Ош, часть продуктов покупалась на месте, в гипермаркете Глобус в Оше. В Киргизии покупали крупы, шоколад, сладкое на ужин и завтрак, чай, сахар и соль. Мы ходили как с горячими обедами (участки долин или простые препятствия), так и с сухими перекусами (участки сложных препятствий, радиальные восхождения, траверсы). В дни перекусов вместо супа брали батончик мюсли.

В целях лучшего восстановления и в качестве витаминной добавки брали с собой изотоник, из расчета по 500 грамм на группу на 10 дней.

В качестве мясной добавки к крупам на ужин и супам на обед взяли пеммикан (говядина,

вываренная в жиру). Мы считаем, что по питательности и вкусу это наилучший вариант.

Супы брали не готовые пакетированные, а самостоятельно комплектовали суповой набор из различных сушеных продуктов: овощи, зелень, макароны, крупы. Получилось очень вкусно и разнообразно. Вместо традиционного картофельного пюре взяли сушеную картошку в виде хлопьев.

Крупы покупали обыкновенные, а не быстро разваривающиеся. Так как, на наш взгляд, они сильно вкуснее и питательнее. Использование автоклава, а также несколько забросок на маршруте позволяли нам не экономить на топливе.

Список личной аптеки:

• курс антибиотиков (амоксициклинн/азитромицин)
  • бинт стерильный 10см и 14см
  • пластырь рулонный - любимые лекарства - витамины.

Подготовка к длительному походу

Перед походом желательно заблаговременно провести курс витаминной подготовки. Прежде всего, необходимо полноценно и разнообразно питаться, вволю поесть фруктов, ягод и других продуктов, богатых натуральными витаминами. Кроме этого, желательно принимать готовые минерально-витаминные комплексы.

Не претендуя на обширное исследование, можно порекомендовать следующую методику. За два месяца до выхода на маршрут начать приём месячного курса мульти-витаминов (например, «Алфавит-Эффект»), а за месяц до выезда, начать месячный курс железосодержащих препаратов (например, «Фенюльс»).

В длительном походе желательно примерно к 20 дню начать приём витаминно-минеральных комплексов (например, «Мульти-Макс»), т.к. использование талой, практически дистиллированной воды приводит к дисбалансу минерального состава жидкостей в организме.

Формирование походной аптечки

Аптечка формировалась только из тех медикаментов, которые уже использовались ранее участниками похода, и действие которых было заранее известно и предсказуемо.

Аптечка состояла из общественной и личной части. Личную часть каждый участник готовил и носил сам. Сюда входили: пара бинтов, пластырь, немного обезболивающих таблеток, курс антибиотиков, личные лекарства. Личная часть обеспечивала первую помощь при травме, в том числе и самому себе, до подхода медика и личные повседневные потребности.

Общая аптека, в свою очередь, тоже делилась на две части: оперативную (травматизм и шок) и лечебно-профилактическую (всё остальное). Оперативная аптечка носилась медиком «сверху рюкзака», всегда была в прямом доступе и бралась на все радиальные выходы. Оставшаяся часть аптеки могла носиться любым участником, доставалась по мере необходимости и в радиалки не бралась.

Список ремнабора:

прочее

пластиковая ложка упаковка ремнабора

1 шт

лягушка и планка для кошек

1шт

вес

0,900

Список ремнабора составлен по многолетнему опыту длительных автономных горных походов и немного уточняется каждый раз под специфику конкретного района. Ремнабор имеет необходимый запас расходных материалов и инструментов для ремонта личного и общественного снаряжения. Следует отметить, что все участники в предпоходный период хорошо подготовили и проверили личное и общественное снаряжение, поэтому в самом походе у реммастера работы было немного.

Т.к. предполагалось много технической работы на скалах в кошках, были взяты запасные передняя и задняя дужки (в сборе) и центральная пластина от кошек, а также напильник для правки зубьев кошек и инструментов.

Серьезных поломок на маршруте не было. За исключением порванного тента палатки на ночевке 5270 на западном гребне пика Пирамидальный (5509). Края длинной дыры первоначально приметали нитками, затем стянули, проклеив армированным скотчем и тщательно зашили. Сломанную дугу палатки состыковали и усилили проблемное место, примотав армированным скотчем жесткий напильник. Несколько раз за поход перед ледовыми препятствиями перетачивали зубья кошек, притупившиеся после движения по скалам.

Личное снаряжение

Список одежды носит больше рекомендательный характер. Каждый бёрет то, в чём ему удобнее и привычней ходить. При выборе одежды руководствовались тем, чтобы в критический момент была возможность надеть на себя все тёплые вещи. Естественно, что чем легче, снаряжение, тем легче его нести, но не в ущерб комфорту и безопасности, иногда проще взять «лишний» свитер, чем потом весь поход мерзнуть. Для удобного подъема с рюкзаками по перилам брали по 2 жумара на человека.

Список одежды:

Наименование снаряжения

Кол-во

Рекомендации и пояснения

Рюкзак

Оптимальный объем 100-120 л

Коврик

Берём по одному коврику, поэтому ковры полноценные, не обрезанные.

Накидка для вещей/на рюкзак

Полиэтиленовые мешки 120 л

Ботинки

Ботинки можно одинарные, можно двойные

Сандалии, либо кроссовки

Тут каждый может брать, то, в чем ему удобнее. В сандалиях больше отдыхают ноги, в кроссовках удобнее ходить

Носки трекинговые

Носки шерстяные

Носки х/б

Чуни спальные

Фонарики на ноги

Штаны верхние

Можно взять из мембранной ткани, можно и просто авизент

Штаны термобелье

Штаны винблок или полар

Шорты

Для заездов и ходьбы по низам

Трусы

Футболка

Термобелье верх

Пуховка или синтепоновка

Куртка ветрозащитная

Можно мембранку, можно авизентовый анорак. Обязательно с капюшоном.

Поларка тонкая

Поларка толстая

Шапка

Варежки винблок или полар

Возможно, для поларовых варежек будут полезны капроновые верхонки.

Перчатки полар

Шмотник для одежды

Шапка или баф от солнца

Умывальные принадл.+ ТБ

Ком-кт

Очки солнцезащитные

Зажигалка

Пьезо на высоте не работают!

Карта района с маршрутом

Можно 2 км

Веревочка 5 м

Личная аптечка

Бинт, обезболивающее, антибиотики, пластырь, личные таблетки

Ксивник

Деньги, документы, билеты

Ком-кт

Список специального снаряжения.

Кошки

На ботинках кошки должны сидеть идеально.

Ледоруб

Ледоруб или инструмент нужно брать с прямой, либо так изогнутой ручкой, чтобы можно было на нём делать станцию на снежно-фирновом склоне.

Ледобур

Буры должны быть заточены и нормально крутиться. Желательно импортные, стальные. Во время прохождения препятствий сдаются в общак.

Карабин без муфты

Как вспомогательный

Карабины

Прусы, петли, самостраховка

Блокировка, петля под ногу и усы самостраховки должны быть подогнаны

Жумар

Спусковуха

Лучше устройство типа стакана

Палки телескопические

Система низ

Петля станционная

60 и 120 см. Во время прохождения препятствий сдаются в общак.

Мешок для железа

Каска

Нож

Во избежание проблем с милицией, большие ножи лучше не брать

КЛМ

Желательно, чтобы либо миска, либо кружка была металлической

Фонарик налобный

Верёвка 4 динамика СT aнаконда 60 м оранжевая

Станционные петли 120см 4 шт

Петли 60 см + карабины

Расходный реп 26м (в личке)

Ледовый инструмент (вайпер)

Развеска

ВСЕГО : 57600 г

ВСЕГО (без бензина и спирта): 45700 г

Выводы и рекомендации по общественному снаряжению:

В горах Туркестанского хребта удобнее всего жить в классической каркасно-дуговой палатке в форме полусферы или любой другой палатке малых габаритов. Это связано с тем, что стандартные места для ночлега часто расположены на каменистых моренах, осыпных седловинах, склонах, где места под палатки выровнены или выложены камнями. Палатку большой площади, такую как шатер или длинная полубочка, поставить можно не везде. На острых гребнях или седловинах даже при желании строить площадку, возможности и место часто ограничены. Мы жили в обычной 5ти местной треккинговой палатке, достоинствами которой являлись небольшой вес и простота установки.

Для готовки использовали мультитопливные горелки и очищенный бензин «Калоша». Расход бензина составил 10 литров за 28 дней маршрута или примерно 70 мл на человека в день. Экономии топлива способствовало наличие алюминиевой скороварки и кастрюли с радиатором. Для сохранения тепла и экрана от ветра использовали стеклоткань. С таким «дежурным» комплектом время приготовления пищи было минимальным.

В походе велась как фото съемка (зеркалка Canon и «мыльница»), так и видеосъемка на камеру GoPro. Для подзарядки аккумуляторов устройств использовали солнечную батарею. От нее на дневном солнце заряжали нужные устройства (видеокамеру, телефоны, аккумуляторы для фотоаппарата).

Брали с собой спутниковый телефон системы Thuraya. Использовали его не часто из-за дороговизны связи. В основном отправляли sms сообщения.

Все четыре веревки в группе были динамикой. Наша логика была такова, что зажумарить по динамике мы сможем, а лезть первому на статике рискованно. Понятно, что можно лезть с двумя веревками, оставляя статику. Но в таком случае нужна одна лишняя веревка и существует вероятность побив единственную в группе динамику, остаться без нормальной страховки. У нас же все веревки были взаимозаменяемы.

Кроме удобного скального молотка для лидера, в группе было 3 ледоруба с бойками, позволяющих и бить и вынимать крючья.

Большую часть скальных веревок на определяющих препятствиях лидер лез в скальных тапках.

Для быстрого и безопасного прохождения сложных участков скал брали ИТО комплект, состоящий из лесенок и крюконог. За маршрут использовали его во время подъема на пик Блока, вершину Аксу Северная и при попытке прохождения перевала Урям.

Для продергивания перил на льду использовали проушины. Для страховки на скалах использовали как крючья (якорные и швеллера), так и закладные элементы, дублируя ходовые размеры камалотов и закладок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ССЫЛКИ НА МАТЕРИАЛЫ В Интернете

Список литературы

• С.Н. Согрин, Памиро - Алайские маршруты, Изд-во Ирфон, Душанбе, 1983 г.

• Н. А. Гвоздецкий, Н. И. Михайлов. Памиро Алай, Изд-во Физ. география СССР. М., 1978.

Список использованных при подготовке отчетов по району

• О. Чхетиани, 3 и 4 к.с., 1990 и 1991 годы.

• И. Михалев, 6 к.с., 2017 год.

• И. Михалев, 6 к.с., 2015 год

• А. Ручьев, 6 к.с., 2013 год.

• М. Киреев, 6 к.с., 1997 год.

• А. Ковалев, 5 к.с., 1998 год.

• В. Кодыш, 6 к.с., 2007 год.

• П. Рыкалов, 6 к.с., 2007 год.

• Н. Симонов, 3 с эл. 4 к.с., 2014 год.

Другие источники информации

Начало дороги на пер. Бульджума

N 39,754384 E 70,138411

Контрольные записки

пер. Солнечный (1Б, 3950)

пер. Сабах Зап. (1Б, 4350)

Вершина Сабах (3Б, 5282, п/п)

пер. Лягаргиф Северный (2Б, 4780)

пер. Охотничий (1Б, 4150)

пер. Визбора (2А, 4520)

пер. Москальцева (2А, 4580)

пер. Блока Западный (3Б, 4850)