Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Гималаи >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Сергей Храпко, Киев

Восхождение на восьмитысячник Гашербрум II.
Красивая и Скрытая гора.

Часть 9

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Часть 4
  • Часть 5
  • Часть 6
  • Часть 7
  • Часть 8
  • 24.07.2017

    Сегодня мы решили не спешить и поспать. Проснувшись, мы с Машей приготовили себе завтрак и не спеша собрали свои рюкзаки. В это время Андрей ушел узнавать информацию о Боене (как потом казалось, Боен благополучно сегодня утром спустился в свой базовый лагерь, а вот о Валерио по прежнему никакой новой информации не было). Потом мы с Марией попрощались с обитателями нашего базового лагеря (пообещав писать письма, а в действительности надеясь с ними еще пересечься в Скарду, так как некоторые из них, собирались выйти из базового лагеря по нашим стопам на следующий день) и в районе 10 утра отправились в сторону перевала Гондогоро с намерением заночевать сегодня перед ним в Али кемпе.

    Мы должны были найти путь через ледник в районе Шакрин кемпа, чтобы не идти в обход через Конкордию. Но получилось все не так, как планировалось.

    До Шакрин кемпа, а точнее до места, где он должен быть, мы дошли с Машей часа за три, но вот найти то место, где мы должны были свернуть на ледник, нам не удалось. На наши вопросы местным портерам, которых мы встречали по пути, где поворот в сторону Али кемпа: одни указывали, что прямо здесь (но то, что мы видели, не вселяло в нас уверенность, что мы сможем пересечь ледник в указанном месте), другие уверяли, что существует единственный путь только через Конкордию.

    Передохнув немного, мы решили идти через Конкордию. По пути мы порой теряли тропу, порой ее находили, но окончательно смогли выйти к кемпингу Конкордия (4600 м) благодаря записанному в GPS треку, который я записывал, когда мы шли к базовому лагерю Гашербрумов.

    В Конкордию мы пришли в 16:30, затратив на переход от базового лагеря 6,5 часов и пройдя за сегодня 20 км. Здесь мы думали отдохнуть и продолжить наш путь до Али кемпа, для чего у местных стали расспрашивать дорогу. Местные стали рассказывать, что лучше нанять портера, на что мы сказали, что мы самостоятельно дойдем. Местные, которые оказались наемными работниками туристической фирмы Karakoram Adventure Holidays любезно предложили нам чай и печенье в качестве угощения. В этот момент к нам подошел пакистанец Анис, который стал любезно вести с нами беседу (как оказалось в последствии он был хозяином указанной выше туристической фирмы). С его слов мы узнали, что от Конкордии до Али кемпа часов 5-6 пути, а учитывая, что было уже почти 17 часов вечера, выходить было поздновато. Затем мы выяснили, что проходить перевал Гондогоро можно только ночью, к тому же завтра утром в сторону Али кемпа планируется выход ряда портеров.

    Взвесив все за и против, мы решили с Машей остаться на ночевку в кемпинге Конкордия, а завтра с позволения Аниса выйти в сторону Али кемпа вместе с его портерами. Еще мы узнали, что путь от Шакрин кемпа в сторону Али кемпа напрямую через ледник существует, но его необходимо знать.

    На мою попытку оставить чаевые за чай, Али отреагировал отрицательно и сказал, что мы его гости. Вдобавок на 18 часов он пригласил нас на ужин, а в последствии - еще и на завтрак.

    В общем, Анис оказался очень доброжелательным и позитивным человеком, знакомству с которым мы с Машей были рады. Его фирма в основном организовывает трекинги для клиентов, но есть у него и услуги по организации экспедиций и туров. Ужин был вкусным и сытным и в какой-то момент я осознал, что вот это и есть отдых за все время пребывания в Пакистане. И я даже стал понимать трекеров, которые приезжают в Пакистан за видами К2, Броуд Пика и т.д.: идешь себе, прогуливаешься, делаешь фотографии, а вечером тебя ждет ужин и палатка. В общем, то, что мы «пролетели» вмиг, спеша в базовый лагерь, они проходят размеренно и не спеша.

    25.07.2017

    Проснулись мы, как и намечали, в 5:45, чтобы успеть собраться и успеть на 6:30 на предложенный нам Анисом завтрак. Проснулись мы бодрячком, потому что спали на ровной поверхности (вчера сотрудники Аниса толпой за 5 минут расчистили и выровняли место под нашу палатку), в отличие от базового лагеря, где спать последнее время приходилось, как в гамаке, так как пол шатра просел. Ну и потому, что спали мы на 500 м ниже, а значит - кислорода было больше.

    Этот день начался, продолжился и закончился двойственно. Его можно назвать своеобразным приключением. Сначала нас покормили вкусным завтраком. Потом возникли осложнения с выходом портеров из-за идущего с утра снега (с этими портерами мы планировали идти в Али кемп. Но Анис выделил одного портера, который должен был занести керосин в Али кемп, и мы, не смотря на идущий снег (который, правда, быстро закончился), отправились в путь.

    В начале, мы шли по морене.

    А потом перебрались на ледник, который впечатлял своей красотой.

    Идти было комфортно, пока не появилось солнце. После этого стало очень жарко. Наш проводник из-за солнца попросил дать ему очки от солнца. Я ему дал затемненную лыжную маску и, как ни странно, он мне ее вернул в Али кемпе.

    Переход до Али кемпа занял у нас 4 часа. А вот в Али кемпе начались негативные впечатления. И если вчера день был наполнен положительным восприятием Пакистана, то сегодня имелись и негативные моменты от общения с местными. За то, что мы собирались идти дальше через перевал Гондогоро, с нас двоих вдруг решили срубить 8000 рупий (т.е. порядка 80 долларов), обосновывая это тем, что там оборудованы веревки, и на самом перевале дежурят два человека. В общем местные себе придумали бизнес.

    Мы попробовали съехать на Али, что мол у нас все оплачено, и мы ничего не знаем. Но от нас не отставали и говорили, что они выпишут квитанцию, а мы потом разбирайтесь с Али. На наше заявление, что у нас мол денег нет (в действительности у нас всего было 4000 рупий), нам заявили, что мы придумываем, а сами мол богаты (видно в Пакистане всех белых рассматривают, как мешок с деньгами). После некоторых переговоров и торгов мы выбили себе скидку и заплатили 2000 рупий и 40 долларов. Как же мы злились на Али, когда оказалось, что к перевалу нужно идти по снегу, а сам путь на него довольно крут и проходит по снегу. Наши ботинки не были предназначены для снега, а кошки мы отправили в баулах в Асколе. Благо, что хоть у нас были теплые вещи. В общем, ноги у нас быстро промокли и замерзли, так как высота перевала составляла 5620 м. Кстати, никто в Али кемпе не настаивал, что идти нужно только ночью, и мы вышли из Али кемпа в 12:30.

    Еще нас интриговал факт, что сегодня ночью на перевал отправилось 3 украинца, и мы подозревали, что это Никита, Миша и Слава, и надеялись их догнать.

    При подходе к подъему на перевал мы пересекали ледник в тумане и чувствовали себя первооткрывателями (в начале ледника я провалился в трещину по пояс). Как сказала Маша – это было сродни приключению. Наличие на подъеме на перевал зафиксированных веревок при отсутствии у нас кошек облегчало задачу подъема. Как оказалось, на карте, которую мы перефоткали у поляка в Паю кемпе, указана была неправильная высота перевала - 5940 м.

    На самом перевале нас встретили два пакистанца и напоили чаем.

    С перевала открывался чудесный вид на долину.

    Долина воспринималась как затерянный мир, над которым возвышались такие горы как Тиначо Пик, Пик Боссо и Лайла Пик. Картина была завораживающая, и ради нее стоит подняться на перевал Гондогоро. Справа вдали даже виднелся зеленый склон, остальное – это был снег, лед и камни.

    И если подъем на перевал был утомительным и скучным, то спуск оказался экстремальным из-за крутизны склона и опасности сорваться. Здесь были также закреплены веревки, которые использовались для спортивного спуска: идешь ногами и придерживаешься руками за веревку, создавая трение руками.

    Два пакистанца сопровождали нас с перевала некоторое время по этим веревкам, один даже взял рюкзак у Маши, чтобы облегчить ей спуск, потом, правда, потребовал за это типсы (чаевые), но так их и не получив (Маша сослалась на то, что мол все деньги отдала его коллегам в Али кемпе).

    Затем нас ждал долгий путь по осыпному склону, на котором из-под ног постоянно уезжали камни. В конце-концов мы спустились на дно долины и пошли по центральной морене в сторону видневшегося справа зеленого склона, где должен был располагаться Хуспан кемпинг. При этом отвыкшие от запаха рецепторы еще издалека уловили запах свежей травы.

    Достигнув зеленки после долгого и утомительного перехода по морене (кстати, на морене повсеместно встречались носки: то по отдельности, то парами – не знаю, может это традиция такая: после перехода перевала выбрасывать носки или может после спуска с перевала трекеры меняют носки на сухие, а мокрые выбрасывают), мы увидели одинокостоящую палатку и парня возле нее. Разговорившись с ним, оказалось, что он тоже из Украины (из Киева). Второй парень лежал в палатке (его лицо казалось мне знакомым, хотя я и не мог вспомнить откуда, а третий, как оказалось, отправился ночевать в Хуспан кемпинг.

    Так разрешилась загадка с тремя украинцами. Оказалось, ребята находились в трекинге и поведали нам, что в трекинг пускают (дают разрешение) лишь только при наличии гида и спутникового телефона (ни того, ни другого у нас с собой не было в данный момент, но с другой стороны мы и не были в трекинге – мы возвращались с восхождения). Ребятам был интересен тот факт, что мы восходили на Гашербрум ІІ, они даже напоили нас чаем и угостили шоколадкой. Приятно и неожиданно было встретить соотечественников.

    Потом мы с Машей продолжили свой путь до Хуспан кемпинга (это еще заняло от силы 10-15 минут), куда пришли около 20 часов вечера, и который находился на высоте 4700 м. Здесь мы разбили палатку, наскоро поужинали и легли спать, чтобы завтра пораньше встать. До Хуше (конечной точке нашего путешествия) по нашим подсчетам еще оставалось порядка 40 км, и нам нужно кровь из носа завтра дойти до Хуше. А за сегодня мы прошли 28 км.

    Вот такой у нас с Машей получился день приключений и неожиданных встреч.

    А двойственность этого дня в том, что он был связан как с позитивными, так и негативными впечатлениями, но может именно благодаря этому он имеет свое очарование. По крайней мере, он был точно самым экстремальным за всю нашу поездку в Пакистан.

    26.07.2017

    Сегодня у нас был тяжелый день и наши вчерашние приключения продолжились. И не только из-за того, что сегодня до поселка Хуше мы прошли 30 км.

    Встали мы в 4:30 (я проснулся даже раньше), чтобы уйти потихому из кемпинга Хуспан, так как не хотелось разбираться должны ли мы оплачивать пребывание в нем. Но пока мы спаковывали рюкзаки, проснулись местные. Но толи их плохое знание английского, толи наш поспешный уход, но мы ушли, ничего не заплатив.

    Потом у нас было двухчасовое блуждание по крупноблочной морене и леднику с трещинами (благо открытому) с попыткой отыскать тропу: мы порой находили какие-то следы, одинокие турики, мелкий мусор, но тропы как таковой не было. Потом мы все же нашли тропу и снова ее потеряли.

    Маша увидела высоко на зеленке турик, и это нас спасло от возможного дальнейшего блуждания по леднику. Поднявшись на зеленку и отыскав хорошо натоптанную тропу, мы пошли по ней. Отвыкшее от разнообразия запахов обоняние, а вместе с ним и мозг, были атакованы обилием запахов трав, цветов и чего-то медоносного. Идти по тропе, когда твои глаза радуются зелени, в то время как ледник лежал далеко внизу, было одним удовольствием.

    Сегодня благодаря установленной мемориальной табличке раскрылась правда веревок на перевале Гондогоро и развода со стороны местных, которые берут плату за их использование. Согласно табличке «в мае 2017 года члены Swiss Sherpa Foundation вместе с местными портерами оборудовали перевал Гондогоро, сделав перевал безопаснее и легче. В это же время местные портеры были натренированы и обучены». А судя из того, с чем мы столкнулись, то местные вдобавок стали предприимчивы в зарабатывании денег.

    Трек по пройденному нами обратному пути гораздо интереснее и красивее трека по леднику Балторо, правда, здесь нет всемирно известных вершин, присутствующих на леднике Балторо.

    Очередным испытанием для нас сегодня стал переход вброд бурной горной речки. После безуспешного долгого поиска способа переправиться и безуспешного ожидания местных, чтобы узнать, где место переправы, мы прямо в обуви (не разбуваясь) пошли по камням, которые захлестывало водой. На середине реки мы увидели местных, которые подтвердили правильность принятого нами решения, но в отличие от нас, основательно подходивших к каждому переставлению ноги в воде, местные просто перепрыгивали с камня на камень. Такое ощущение – даже не глядя куда прыгают.

    Спустившись по идущей тропе вниз, мы попали в зону, где рос можжевельник, его запах и окружающая природа навеяли воспоминания о давних крымских походах.

    Так мы спустились до Сейчо кемпинга – наверное самого оборудованного из всех, которые мы видели в Пакистане. Но здесь мы не задержались, так как нашей целью было дойти до поселка Хуше и уехать в Скарду.

    После кемпинга Сейчо мы пересекли бурную речку по мосту (без моста переход на другой берег этой реки без соответствующего снаряжения был бы проблематичен).

    В кемпинге к нам присоединился местный парнишка (или работник этого кемпинга, или сынишка его содержателя). Мы сначала подумали, что это очередная попытка выклянчить типсы, но ошиблись – парень не только не заикнулся о каких-либо деньгах, но наоборот очень помог нам в самом Хуше.

    Дорога до Хуше от кемпинга по обеим сторонам тропы была выложена булыжниками и камнями, так что заблудиться на этом участке невозможно.

    К Хуше мы подошли около 15 часов дня, а чтобы добраться к центру поселка, понадобилось еще где-то полчаса.

    В самом поселке нас встретили служители национального парка, в котором мы получается были и попросили заполнить анкету-отзыв о пребывании в национальном парке (мы уже заполняли анкеты в начале нашего путешествия). Сильно не вникая, я понаставлял оценок и вернул анкету. Попутно я попросил работников парка связаться с Али, но связаться не получилось: то связи нет, то абонент не отвечает. Парень, который нас сопровождал, предложил пойти в центр поселка и там попробовать дозвониться (мой TravelSim не находил покрытия). Мы пришли в отель Refodio. Кстати, находясь в базовом лагере один из главных среди местных другого базового лагеря дал рекомендательное письмо на арабском для этого отеля, которое якобы должно было помочь нам уехать из Хуше в Скарду. Но не зная, что там конкретно написано, я решил его не показывать (так как со слов было известно, что в письме было упоминание брата писавшего, который за деньги – порядка 10000 рупий, должен был нас отвезти в Скарду). На сколько я помнил дорога из Хуше в Скарду уже была нами оплачена Али, поэтому мы с Машей решили дозвониться ему. Для этого нам пришлось купить пополнение номера для одного из местных, который оказался другом Али – зовут Хасан. При помощи телефона этого друга и выхода на холмик мы связались с Али, который обещал выслать за нами машину, которая должна приехать в 3-4 часа ночи, а пока мы расположились в чем-то похожем на гостиницу, а точнее в доме у Хасана. Хасан проявлял радушие по отношению к нам и на вид был очень позитивным и заботливым человеком.

    Учитывая то, что Машу и меня тянуло на сладкое, то первая в местной лавке купила конфет, печенья и сладкую воду «7up». Не смотря на то, что местные на тебя таращились и «заглядывали в рот» было приятно пройтись после жары по затененным улочкам поселка и увидеть быт жизни удаленного от цивилизации пакистанского поселка.

    После сегодняшнего перехода мы чувствовали себя с Машкой очень уставшими. Вернувшись в отель-дом, мы отведали предложенный Хасаном суп с лапшой из пакетика, местный хлеб и ячье масло, после чего улеглись спать.

    27.07.2017

    Проснулись мы от настойчивого стука в двери в 00:20. Это стучал Хасан, так как приехала наша машина, которая должна была отвезти нас из Хуше в Скарду. Пока мы сворачивали спальники и спаковывали рюкзаки, Хасан принес нам чай. На наш вопрос сколько мы должны ему за жилье, чай и вчерашний суп, он долго не мог сложить цену, пока Маша не достала 500 рупий. Тут он быстро нашелся и выпалил – 1500 рупий. Рассчитавшись с Хасаном, мы погрузились в Land Cruiser и отправились в путь.

    Сегодняшний весь день можно назвать днем-дорогой. В 1 час ночи мы выехали из Хуше. В 6:30 приехали в Скарду, где у нас было часа 2, за которые мы успели принять душ, позавтракать, получить свои баулы, дождаться следующей машины и в 8:30 отправиться на легковушке Toyota со всеми своими вещами из Скарду в Исламабад.

    Это была длинная и долгая дорога. В Исламабад мы добрались лишь к 4 часам утра следующего дня. По пути часто казалось, что мы едем новой дорогой. На границе области Скарду нас долго донимал полицейский при проверке документов (как раз перед началом подъема на перевал). До этого проверка документов занимала мало времени. Этот же полицейский нас так накрутил в том числе вопросом безопасности, что по дороге на перевал мы все воспринимали подозрительным: сгоревший остов автомобиля прямо посреди дороги, праздно шатающихся местных, медленную езду нашего водителя, дорожный знак в дырках, ну и сам факт, что где-то здесь область действия талибов. Я поначалу воспринимал, что мы едем назад через другой перевал, пока не добрались на сам перевал. И тут я понял, что это именно тот перевал, на котором мы чуть не перевернулись на бусике, когда ехали в Скарду. Просто окружающее изменилось до неузнаваемости: раньше все вокруг было в снегу, вершины были заснеженные, а дорога – узкой полоской продиралась в снегах, а теперь вершины были либо каменистыми, либо травянистыми, а дорожное покрытие было свободно от снега, лишь кое-где виднелись снежники возле дороги, на которых местные устраивали пати.

    В общем дорога нас вымотала. Поражает, как местные водители выдерживают такие длинные переезды.

    28.07.2017

    Проспали мы сегодня аж часов до 12. Потом пошли в соседнюю комнату к Мише, Никите и Славе и узнали новости: оказывается Андрей тоже возвращается (отказался от идеи восхождения на Гашербрум І) и сейчас где-то на пути в Скарду. И еще, что испанец Валерио жив, и его баски спускают или уже спустили в базовый лагерь с третьего высотного. А у нас сегодня отдых и сборы вещей перед самолетом, который 29 июля вылетает в 5:30 из Сиалкота. В Сиалкот мы выехали в 20:30 и домчались до аэропорта за 3,5 часа. Так как мы приехали заранее, то до 2:30 нас в здание аэропорта не пускали, и мы, разложив карематы рядом на газоне, улеглись подле входа в аэропорт.

    29.07.2017

    В самом аэропорту не обошлось без приколов. Машины вещи решила досмотреть женщина-работник аэропорта. И все у нее было поначалу хорошо: она вела себя нагло и уверенно (видно было, что белых женщин она ненавидит) – допрашивала о наркотиках и амфитаминах. Но это длилось ровно до того момента, как она достала из Машиного рюкзака спакованную курточку на прималофте: у нее резко навернулись слезы на глаза, она отдернула руки от этой курточки, зажала нос и удалилась в сторону вытирать тряпочкой руки. Видно курточка оказалась не первой свежести (я, правда, стоя позади в двух метрах не почувствовал никакого запаха, хотя возможно за 50 дней прибывания вместе с Машей я уже ко всему привык). Больше к вещам Маши женщина-работник не притронулась.

    А потом нас ждал долгий перелет домой с пересадкой в Дубае.

    © 1999-2024Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru