Автор: Алексей Носков, г. Ростов-на-Дону

Отчет о горном туристском походе 5 к.с. по Ц. Кавказу, совершенном группой туристов НП Клуб "Планета" г. Ростов-на-Дону в период с 5 по 24 июля 2019 года.

Справочные сведения.

Общие справочные сведения о маршруте.

Проводящая организация

(наименование, адрес, телефон, факс, email, www).

НП Клуб "Планета",

г.Ростов-на-Дону, ул. 1 Конной Армии 4А, 8-863-242-35-10, www/club-planeta-rostov/ru

Страна, республика, город

Номер маршрутной книжки:

13/19

Сведения о полномочиях МКК

Разрешение на проведение похода выдано:

Туристский спортивный союз России, Ростовская региональная общественная организация Федерация спортивного туризма, Туристско-спортивная маршрутноквалификационная комиссия, 161-00-456545400

Нитка маршрута заявленная

пос. Безенги - ущелье реки Думала - ущелье реки Кючмессу - пер. Чепурлы (Школьный)(н/к, 2952) - лед. Узенбоге - пер. Чайнашки Зап. (2А, 3483) - ущелье реки Коштансу - пер. Коштан (1Б, 3513) - ущелье реки Думала - ущелье реки Укю- пер.Обходной (1А, 3458) - пер. Бетала Калмыкова (2Б, 3753) - лед. Укю - пер. СОГМИ (3А*, 3921) - лед. Уллуауз - пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4319) - лед.Кундюм-Мижирги - лед.Мижиргичиран - лед. Уллучиран (Безенги)- ледник Селлы - связка 3А пер. Селлы(3А, 4449) + пер. Спартак (2А, 4110) - лед.Башхаауз - лед. Дыхсу - лед. Айлама - пер. Фытнаргин (3А, 3768) - лед.Фытнаргин - пер. Курортный (1А, 2768) - ущелье реки Карасу - пер. Штулу (н/к,3326) - ущелье реки Харес - ущелье реки Урух - пос. Стур-Дигора

Нитка маршрута пройденная

пос. Безенги - ущелье реки Думала - ущелье реки Кючмессу - пер. Чепурлы (Школьный)(н/к, 2952) - лед. Узенбоге - пер. Чайнашки Зап. (2А, 3483) - ущелье реки Коштансу - пер. Коштан (1Б, 3513) - ущелье реки Думала- ущелье реки Укю-пер.Обходной (1А, 3458) - пер. Бетала Калмыкова (2Б, 3753) - лед. Укю - пер. 9 мая (1Б, 3713) - лед. Уллуауз - пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4319) - лед.Кундюм-Мижирги - лед.Мижиргичиран - лед. Уллучиран (Безенги)- ледник Селлы - связка 3А пер. Селлы (3А, 4449) + пер. Спартак (2А, 4110) - лед.Башхаауз - лед. Дыхсу - пос. Верхняя Балкария

Определяющие препятствия

-пер. Чайнашки Зап. (2А),

-пер. Бетала Калмыкова (2Б),

-пер. Кундюм-Мижирги (3А),

-связка 3А пер. Селлы (3А) + пер. Спартак(2А)

Обзорная карта района

Обязанности в группе

Алексей Николаевич Носков

1965

участие в горных походах: 1-6 к.с.

руководство горными походами: 1-4 к.с. районы: Кавказ, ТяньШань, Памиро-Алай

руководитель

Михаил Юрьевич Гончаров

1989

участие в горных походах: 1-4 к.с., опыт 2Б (Эльбрус) районы: Кавказ

хронометрист

Денис Сергеевич Долгополов

1987

участие в горных походах: 1-5 к.с.

руководство горными походами: 1-2 к.с. районы: Кавказ

фотограф

Виктория Павловна Колесникова

1988

участие в горных походах: 1-4 к.с., опыт альпинистских восхождений 2Б (Эльбрус) районы: Кавказ

завхоз

Диана Владимировна Харченко

1978

участие в горных походах: 1-5 к.с., опыт альпинистских восхождений 1Б, 2А, 2Б, 3А, 3Б районы: Кавказ руководство горными походами: 1к.с. районы: Кавказ

медик

Дмитрий Георгиевич Сенков

1983

участие в горных походах: 1-4 к.с., опыт альпинистских восхождений 1Б, 2А, 2Б,

3А, 3Б (Кавказ, ТяньШань) руководство горными походами: 1-2 к.с. районы: Кавказ

канцелярия, общие вопросы

Андрей Алексеевич Савченко

1971

участие в горных походах: 1-4 к.с. опыт альпинистских восхождений 2Б (Эльбрус) районы: Кавказ

ремнабор

Содержание отчета

Организация путешествия, обзор района.

Район путешествия (Кабардино-Балкарская Республика, Безенги) был выбран по ряду причин. Это красивый горный район с множеством технических препятствий, которые позволяют организовывать горные походы любой категории сложности. Кроме того, он достаточно хорошо изучен спортивным клубом «Планета», под началом которого проходило путешествие, что облегчало подготовку к путешествию. За последнее время в клубе выросла новая смена спортсменов, которым для дальнейшего технического роста был нужен поход 5 категории сложности. Так что чаша весов, в конце концов, склонилась в пользу похода в этом районе. Поход планировался как достаточно напряженный, насыщенный препятствиями в целях приобретения опыта участниками. Нитку маршрута продумали так, чтобы она не подходила особенно близко к границе России, так как не хотелось, чтобы поход сорвался изза проблем с погранслужбой.

При планировании маршрута в данном районе необходимо заранее оформить пропуск в пограничную зону. Процедура оформления пропусков изложена в Приказе ФСБ от 7 августа 2017 г. N 455 [12]. Согласно этому приказу на оформление пропуска для гражданина РФ отводится 2 недели, иностранному гражданину - 1 месяц. Пропуска могут быть индивидуальными и коллективными. Мы оформили коллективный пропуск на основную часть группы и индивидуальный пропуск на одного участника группы, который присоединился позднее. Пропуска оформляли в ПУ ФСБ России по Кабардино-Балкарской Республике и ПУ ФСБ России по РСО-Алании по электронной почте. Контакты пограничных управлений есть в приказе ФСБ от 7 августа 2017 г. N 455. Телефоны ПУ ФСБ в г. Нальчике (Кабардино-Балкарская Республика): 8-8662-48-18-57, 48-18-39 (КПП-2) в рабочие дни с 10.00 до 17.00 (в пятницу до 15.30), перерыв с 13.00 до 13.45 электронная почта: pu.kbr@fsb.ru. Телефон ПУ ФСБ во г. Владикавказе (Республика РСО-Алания): 8-8672-409307, электронная почта: pu.rsoalania@tob.fsb.ru. К оформлению пропусков мы приступили заранее, за два с половиной месяца до начала похода, в конце апреля. В результате чего пропуска были готовы после майских праздников и по моей просьбе были высланы мне домой Почтой Россиивремя доставки составило примерно 10-15 дней. В походе мы всегда очень долго и придирчиво проверялись пограничниками на заставах и постах в ущельях, выводящих к границе с Грузией. На постах в районе а/л Безенги у нас не только переписали все наши документы, но и заставили записать в журнал график нашего движения, а на погранзаставе в п. В. Балкария попросили отдать отснятый фотоматериал. Пропуска в погранзону могут также оформить в а/л Безенги. Эта услуга стоит 50 рублей с человека.

Перед походом был оформлен коллективный пропуск в Кабардино-Балкарский заповедник. Нахождение в заповеднике и оформление пропуска бесплатное. Пропуск оформили в администрации ФГБУ "Кабардино-Балкарский высокогорный государственный природный заповедник", телефон 8-86636-41-907, электронная почта zapovednikkbr@mail.ru расположена в п. Кашхатау, ул. Мечиева 76. Пропуска оформляет работница администрации по имени Амина. У нее мы и забрали пропуск рано утром в субботу 6 июля по пути, когда ехали к началу маршрута, вызвав ее из дома на работу. Думаю, что этот пропуск могут потребовать только, если ты захочешь поставить палатки не на территории а/л Безенги, в иных случаях он никому не нужен.

Перед выходом на маршрут группа по телефону зарегистрировалась в СевероОсетинском поисково-спасательном отряде МЧС России (телефон отряда: 8-8672-40-54-47) и в Приэльбрусском поисково-спасательном отряде. Вот еще некоторые полезные телефоны:

Для подъезда к началу маршрута в Ростове-на-Дону у ростовских перевозчиков был нанят микроавтобус, который отвез группу к старту пешеходной части похода в п. Безенги. В начале похода были организованы 3 заброски продуктов: одна - в альплагерь Безенги, вторая заброска была доставлена на слияние рек Укю и Думала, третья - в ущелье реки Думала в район поляны СОГМИ.

5 июля 2019 года в 21.00 мы выехали из Ростова-на-Дону, на следующий день 6 июля разносили заброски, а 7 июля окончательно стартовали на первый перевал.По окончании похода обратно в Ростов-на-Дону добрались на заказном ростовском микроавтобусе.

Альплагерь «Безенги» находится на поляне на слиянии рек с ледников Безенги и Мижиргичиран. Здесь мы оставляли на 10 дней заброску, а также останавливались на одну ночевку. Ночевка в своих палатках на территории альплагеря стоит 350 рублей с человека в сутки, камера хранения - 50 рублей в сутки. Турбаза чистая и ухоженная, очень много людей: туристов, альпинистов и просто отдыхающих. Проживать можно в деревянных двухэтажных домиках или на большой поляне в своих палатках. Имеется свой сайт:bezebgi.ru.

На маршруте в ходе похода были заменены или исключены несколько технических препятствий, в связи с плохой погодой и болезнью руководителя группы.

График движения.

День пути

№ участка дневного перехода

Пройденный участок маршрута

Протяже нность, км

Чистое ходовое время, час. мин.

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Метеоусловия

Примечания

06.07. 2019

п.Безенги - домик у входа в ущелье р.Думала

1-50

горная дорога, тропа

м.с.- место слияния рек Думала и Укюсу

переменная облачность

Радиальный выход до поляны СОГМИ по ущ.р.Думала (заброска)

3-30

переменная облачность, временами дождь

07.07. 2019

м.с. - пер. Чепурлы (Школьный)

7,5

3-25

тропа, травяной склон

переменная облачность, туман

м.с. - травяные площадки среди камней в ущ. Р. Чайнашки на подъеме к пер.Чайнашки Зап.

3,5

1-20

травяной склон, морена

08.07. 2019

м.н. - ледник Узенбоге

1-55

средняя морена

легкая облачность, ясно

м.с. - пер. Чайнашки Зап.

закрытый ледник

кошки, связки

м.с.- южный цирк пер.Чайнашки Зап.

0-40

средняя морена

легкая облачность, ясно

м.с.- поляны на склоне долины р.Коштансу

2-00

м.с. - цирк пер. Коштан

закрытый ледник

кошки, связки

м.с.-поляна СОГМИ на левобережной морене лед.Уллуауз

открытый ледник, осыпные кулуары крутизной 30 градусов

м.с.-слияние рек Думала и Укюсу

11,5

3-30

тропа в кармане морены

дождь

10.07. 2019

м.н. -конец тропы перед скальным прижимом в ущ.р.Укю

3-40

11.07. 2019

м.н. -ледник, начало перевального взлета пер. Бетала Калмыкова

0-30

ледник с небольшим количеством трещин

облачно, пасмурно, периодичес ки спускается туман

кошки, связки

м.с.-перевал Бетала Калмыкова (2Б)

3-00

крутой снежноледовый склон

облачно, ясно

перила, станции на ледобура х, кошки

м.с. -низ спускового кулуара, озерцо

травяной склон крутизной 35 градусов

м.с. - поляна СОГМИ

0-50

тропа в кармане морены лед.Уллуауз

Облачно, пасмурно

14.07. 2019

м.н. -узкий вход в перевальный цирк пер. Кундюм-Мижирги между двумя отрогами скал

5-05

сначала моренные

поля, затем закрытый ледник, в конце дня - боковая морена ледника

утром - дождь, туман, днем - ясно

15.07. 2019

м.н. - перевальный цирк пер. КундюмМижирги

0-55

боковая морена

переменная облачность, сильный ветер

м.с.-пер. КундюмМижирги (3А)

1-25

плато перевального цирка - пологий закрытый ледник, перевальный взлет - снежнофирновый склон крутизной 30 градусов

переменная облачность, сильный ветер

кошки, связки

м.с.-ночевки на жандарме "Утюг"

3-50

скальный кулуар 30 градусов, разорванный ледник, пологий закрытый ледник

переменная облачность, сильный ветер, вечером - снег, буря, гроза

перила на скальных крючьях, кошки, связки

16.07. 2019

3-20

ледопад до 45 градусов, открытый ледник до 35 градусов, морены

пасмурно, туман

кошки, связки, перила на ледобурах

м.с.- 4 ступень ледника Кундюм-Мижирги, "Поповские ночевки"

2,5

1-20

открытый ледник до 30 градусов, морены

пасмурно, туман

на моренах движение плотной группой

м.с. - а/л Безенги

Радиальный выход на пер. Селлы

1,2

6-15

закрытый ледник, крутой фирновый склон

снег, сильный ветер

20.07. 2019

м.н. -пер. Селлы

3-55

закрытый ледник, ледовые сбросы, крутой фирновый склон

ветрено, туман

кошки, связки, перила на ледобура х

м.с.-восточный цирк пер.Селлы

0,8

3-20

кулуар со снегом до 35 градусов

туман

кошки, связки, перила на скальных крючьях

м.с.-пер. Спартак

пологий закрытый ледник

ясно, солнечно

связки

м.с. - покровная морена лед.Башхаауз

2,5

2-30

осыпной склон до 35 градусов, пологое плато ледника, открытый ледник 25 градусов

21.07. 2019

м.н. -стоянки на морене, место начала подъема на гребень морены

0-55

покровная морена, пологий открытый ледник

м.с.-конец левобережной морены лед. Башхаауз

2-05

тропа по гребню и в кармане левобережной морены

м.с.-поверхность лед.Дыхсу

0,1

0-30

спуск на тело лед. Дыхсу, конгломерат камней и песка

переменная облачность, ясно

перила, станция страховки на большом камне

м.с.-покровная морена ледника Дыхсу

м.с. - пятачок берега под 2 палатки на левом берегу р.Дыхсу

3,2

6-30

крутой травяной берег реки с густым подлеском

затяжной дождь

23.07. 2019

м.н. -поляна у коша

10-40

тропы нет, крутые травянистые склоны, скальный каньон, "бараньи лбы"

затяжной дождь

23.07. 2019

м.н. -мост через р.Черек Балкарский

дождь

м.с.- пос. Верхняя Балкария

5-00

горная дорога, разрушенная во многих местах селями и водными потоками

периодичес ки дождь

Техническое описание маршрута.

Перевал Чепурлы (Школьный) (н/к, 2952).

Категория трудности: н/к

Координаты: 43,116°с.ш., 43,309°в.д.

Характер: травянисто-осыпной.

Ориентация: запад-восток.

Расположен в хребте Коштан-крест и ведет из долины реки Думала в долину реки Чайнашки. Описание дается: от пос.Безенги (долина реки Черек Безенгийский) до поляны в долине реки Чайнашки перед началом подъема на перевал Чайнашки Зап.

Набор высоты: 1500 м.

Потеря высоты: 400 м.

Пройденное расстояние: 34 км.

Определяющие участки: подъем на перевал и спуск с перевала не представляет трудности.

Тур на перевале не обнаружен, поставили свой и оставили в нем перевальную записку.

6 июля 2019 года, пятница.

Вечером в 21.00 выезжаем на заказном микроавтобусе из Ростова-на-Дону в поселок

Безенги (Кабардино-Балкарская Республика, долина реки Черек Безенгийский) по маршруту

г. Ростов-на-Дону - г. Армавир - г. Невинномысск - г. Пятигорск - г. Баксан - г. Нальчик - п. Кашхатау - п. Безенги. Расстояние около 650 км. По пути в поселке Кашхатау на ул. Мечиева 76 забрали коллективный пропуск в заповедник в администрации ФГБУ "Кабардино-Балкарский высокогорный государственный природный заповедник" у Амины.

7 июля 2019 года, 1 день(пройденное расстояние 22 км).

Стелла в п.Безенги

43,2136°

43,2835°

Домик у входа в ущелье р.Думала

43,1728°

Лагерь в районе слияния рек Думала и Укю

43,1538°

43,2598°

В 7 часов утра 6 июля 2019 года (суббота) приезжаем в поселок Безенги на заказном микроавтобусе к "Стелле" - памятнику участникам Великой отечественной войны. Часть продуктов отправляем на местном автомобиле в а/л Безенги. С остальными вещами и продуктами направляемся в ущелье р.Думала. Дорога от поселка Безенги к альплагерю очень разбита и под силу только полноприводным машинам. На окраине п. Безенги находится погранпост.

В 9.35 прибываем к домику егеря у входа в ущелье р.Думала и далее направляемся вверх по р. Думала. Тропа в верховья р.Думала начинается непосредственно от домика егеря (Фото 1). Крутым серпантином она поднимается на левый склон долины, оставляя глубоко в каньоне реку(Фото 2,3). Вскоре каньон заканчивается, а тропа переходит на правый берег реки по хорошему мосту (Фото 4), а затем снова на левый берег реки также по мосту (Фото 5). Здесь недалеко от второго моста в районе слияния рек Думала и Укю решили поставить 1й лагерь (Фото 5). Здесь же на левом берегу р.Думала в нескольких десятках метрах от второго моста находится кош.

После обеда выходим в радиальный выход вверх по р. Думала, чтобы положить одну из забросок поближе к поляне СОГМИ. В этот день удалось занести заброску на 10 км вверх по ущелью. Еще одна заброска была оставлена недалеко от лагеря на правом берегу р.Думала в россыпях камней.

Фото 1. Место начала подъема на левый берег реки Думала по серпантину тропы.

Фото 2. Тропа по левому берегу р.Думала.

Фото 3. Ущелье р. Думала.

Фото 4. Первый мост на правый берег р.Думала.

Фото 5.Мост на левый берег р.Думала. Место первого лагеря на левом берегу р.Думала.

7 июля 2019 года, 2 день(пройденное расстояние 11 км).

Перевал Чепурлы (Школьный)

43,116°

43,309°

43,1031°

43,3259°

Утром подъем в 5.00. Выход в 6.30. Подъем в висячую долину пер.Чепурлы (Школьный) хорошо просматривается. Серпантин тропы виден на склоне (Фото 6,7,8,9). По нему, переправившись через ручей Кючмессу, выходим в висячую долину (Фото 10, 11, 12). Долина длинная, пологая, заболоченная. Движемся в направлении самой правой по ходу движения седловины и оказываемся около перевала. Гребень, в котором находится перевал, представляет собой огромные зеленые поля и имеет несколько седловин. Не доходя 50 метров до перевала, делаем обед. Здесь есть удобные площадки, ручей и почти нет ветра. На перевале дует ветер, туман и очень зябко.

После обеда траверсируем склон, придерживаясь направления вниз и вправо по ходу движения (Фото 14,15). Травянисто-осыпной склон довольно крутой. Стараемся не терять высоту раньше времени, чтобы не набирать ее вновь по долине р.Чайнашки. Путь подъема на наш следующий перевал Чайнашки Зап. скрыт в тумане, поэтому идем по наитию, примерно в требуемом направлении. Вскоре все же приходится спуститься к реке Чайнашки. На левом берегу есть чудесные площадки для палаток, покрытые мягкой травой, но так как до вечера еще далеко, решаем идти дальше. Перейдя реку через несколько потоков, начинаем подъем в направлении пер.Чайнашки Зап. по россыпям камней. Впереди висит туман, путь подъема попрежнему не виден и через полходки ставим лагерь на слегка кривой травяной площадке.

Впереди только камни и туман. Воду берем из ручья рядом с лагерем.

Фото 6. Начало подъема на пер. Чепурлы (Школьный). Вид с поляны на слиянии рек Думала и Укюсу.

Фото 7. Ущелье р.Думала.

Фото 8. Тропа на склоне правого берега р. Думала

Фото 9. Тропа на склоне правого берега р. Думала

Фото 10. Верхнее плато в районе пер. Чепурлы (Школьный).

Фото 11. Верхнее плато в районе пер. Чепурлы (Школьный).

Фото 12. Верхнее плато в районе пер. Чепурлы (Школьный).

Фото 13. Группа на пер. Чепурлы (Школьный).

Фото 14. Путь спуска с перевала Чепурлы (Школьный) к р. Чайнашки.

Фото 15. Путь спуска с перевала Чепурлы (Школьный) к р. Чайнашки.

Перевал Чайнашки Зап. (2А, 3483).

Категория трудности: 2А

Координаты: 43,0861°с.ш., 43,3256°в.д.

Характер: скально-осыпной с юга,снежно-ледовый с севера.

Ориентация: юг-север.

Расположен в хребте Коштан-крест и ведет из долины реки Чайнашки в долину реки Черек Балкарский.

Описание дается: от ночевок в долине реки Чайнашки Зап.до зеленых ночевок перед подъемом на пер. Коштан (1Б).

Набор высоты: 900 м.

Потеря высоты: 700 м.

Пройденное расстояние: 8 км.

Определяющие участки: подъем на перевал с севера по закрытому леднику

Узенбоге.Перевальный взлет крутизной до 35-40 градусов. Подъем по леднику в связках, с применением кошек и ледорубов. На перевале находится карниз на север. Спуск с перевала на юг по скально-осыпному склону.

С перевала снята перевальная записка группы Петроградского Клуба Туризма от 03.08.2016 г. под руководством Лобова В.А., совершавших поход 5 к.с.

8 июля 2019 года, 3 день. (пройденное расстояние 7,5 км).

Координаты (восточная долгота)

Перевал Чайнашки Зап. (2А)

43,0861°

43,3256°

43,0622

43,3061

Подъем в 4.00. Выходим в 5.59 утра. Сегодня тумана нет и хорошо виден путь подъема на перевал (Фото 17).

Один переход по хаосу камней,и мы находимсяу скал, которые обходим слева по ходу по довольно крутому травянисто-осыпному склону и затем,повернув вправо по ходу,выходим на более пологий закрытый ледник Узенбоге, ведущий к пер.Чайнашки Зап.(Фото 18,19).Далее двигаемся по леднику в связках к перевальному взлету (Фото 20). Трещины в основном забиты снегом, переходим их по снежным мостам или обходим. Перевальный взлет довольно крутой, около 35 градусов. Бергшрунд, который по описаниям должен подрезать перевальный взлет, не виден. Зато сверху нависает значительный снежный карниз. Обходим его справа по ходу в кошках и с использованием ледорубов (Фото 21,22).

С перевала сняли перевальную записку группы Петроградского Клуба Туризма от

03.08.2016 г. под руководством Лобова В.А., совершавших поход 5 к.с.

С перевала вниз идет некрутой протяженный скально-осыпной склон. Перевальный цирк слева по ходу ограничен отрогом, который мы обходим справа по ходу движения (Фото 25,26). Спуск с перевала до дна цирка занял один переход. Здесь на ровных площадках организуем обед. Воды нет, топим на горелках снег из остатков снежника.

Далее чуть ниже справа просматривается скотопрогонная тропа, которая идет по ходу вправо,по склону в долину правого бокового притока р.Коштансу. Траверсируем к тропе, и потом по ней попадаем в висячую долину правого бокового притока р.Коштансу (Фото 27, 28, 29). За 800 метров до озераустраиваем лагерь. Место для лагеря великолепное - на ровных мягких травяных лужайках, рядом бежит ручей с чистой водой. Место очень удобное, красивое и солнечное. Вечером идет сильный дождь.

Фото 16.Место лагеря в ущелье р.Чайнашки.

Фото 17.Путь подъема на пер. Чайнашки Зап. из долины р.Чайнашки.

Фото 18.Выход на ледник Узенбоге.

Фото 19.Ледник Узенбоге. Перевальная седловина пер. Чайнашки Зап. с карнизом.

Фото 20.Перевальная седловина пер. Чайнашки Зап. с карнизом.

Фото 21.Перевальный взлет пер. Чайнашки Зап.

Фото 22.Перевальная седловина.

Фото 23.Перевальная седловина.

Фото 24.Фото группы на перевале.

Фото 25.Вид спуска с перевала на юг.

Фото 26.Перевал Чайнашки Зап. с юга.

Фото 27.Траверс по склонам р.Коштансу.

Фото 28.Траверс по склонам р.Коштансу.

Фото 29.Траверс по склонам р.Коштансув сторону пер.Коштан.

Перевал Коштан (1Б, 3513).

Категория трудности: 1Б

Координаты: 43,0643°с.ш., 43,2847°в.д.

Характер: снежно-ледовый с запада, скально-осыпной с востока.

Ориентация: запад-восток.

Расположен в хребте Коштан-крест и ведет из долины реки Коштансу в долину реки Думала. Описание дается: от ночевок в долине реки Коштансудо слияния рек Думала и Укю.

Набор высоты: 950 м.

Потеря высоты: 1500 м.

Пройденное расстояние: 19км.

Определяющие участки: подъем на перевал с востока по скально-осыпному кулуару крутизной до 35 градусов. Идти на подъем плотной группой, придерживая скатывающиеся вниз камни. Спуск с перевала на запад по снежно-ледовому склону закрытого ледника крутизной до 30 градусов. Можно идти одновременно, связавшись и в кошках.

С перевала снята перевальная записка группы туристов из Санкт-Петербурга от 29 июля 2017 г. под руководством Лазарева, совершавших поход 4к.с.

9 июля 2019 года, 4 день. (пройденное расстояние 19 км).

Координаты (восточная долгота)

Озеро с площадками для палаток, хорошее место для лагеря.

43,0573°

43,2988°

Перевал Коштан (1Б)

43,0643°

43,2846°

Место для спуска с правой боковой морены ледника Уллуауз

43,0743°

43,2654°

Место для подъема на левую боковую морену ледника Уллуауз

43,0770°

43,2562°

43,153769°

43,259852°

Подъем в 4.00, выход 5.38. Погода хорошая, ясно. Ночью шел дождь, но утром погода наладилась. Идем по левому берегу реки по мелким и средним камням (Фото 30, 31). Кое-где видны остатки тропы. До цирка с озером доходим за 40 минут. На озере на хороших ровных площадках стоит туристская группа из Санкт-Петербурга, которая совершает поход 2 к.с.

Питерские туристы сегодня тоже идут на перевал Коштан, но никуда не торопятся. Мы же у озера поворачиваем направо в сторону пер. Коштан и начинаем подъем на крутой моренный вал в правой по ходу его части (Фото 32, 33). Здесь склон довольно крутой, но минут через 40-50 выполаживается и выводит на более пологие моренные поля. Погода постепенно ухудшается, наш перевал скрывается в тумане. Идем в тумане примерно сторону перевала в хаосе камней и снежников, стараясь плавно набирать и не терять высоту. Продвигаясь к перевалу, увидели два озера в снегу (Фото 34). Также натолкнулись на выровненные площадки под 2 палатки. Перед перевальным взлетом лежит большой и довольно пологий снежник, по которому мы постарались максимально близко подойти к перевалу, прежде чем выйти на крупную и очень неудобную для ходьбы морену. Погода окончательно испортилась и начался дождь. Подъем по перевальному взлету проходил сначала по 20-градусному склону из крупных камней, а затем в 35-градусном осыпном кулуаре с выходами скал (Фото 35, 36, 37). Длина кулуара около 200 метров. Подъем по кулуару плотной группой, с элементами лазания по скалам.

Седловина перевала Коштан осыпная, довольно широкая (Фото 38). В перевальном туре нашли записку группы туристов из Санкт-Петербурга от 29 июля 2017 г. под руководством Лазарева, совершавших поход 4 к.с. Оставили свою записку и начали спуск с перевала.

Перевальный цирк с западной стороны перевала разрезает пополам скальная гряда. Обошли ее справа по ходу по снежным полям крутизной до 35 градусов (Фото 39, 40, 42) и за один переход спускаемся к ночевкам - большой песчаной залысине с несколькими валунами, которая, видимо, заполняется водой во время дождя (Фото 41, 42). Далее двигаемся в тумане по пологим мореным полям по кратчайшему пути к леднику Уллуауз. В правобережной боковой морене ледника находим четко выраженную промоину (крутизна до 40 градусов, длина 100 метров), по которой спускаемся на ледник (Фото 43, 44). Морена очень высокая, крутая и камнеопасная, и это, пожалуй, единственное безопасное место для спуска с верха морены на ледник. Вдалеке ниже по течению бродит огромное стадо яков, которое, увидев нас, непостижимым образом мгновенно перебирается с морены на ледник. На противоположном берегу ледника видна промоинас ручьем (Фото 45), стекающим с поляны СОГМИ на ледник Уллуауз по крутому конгломератному склону с вкраплениями громадных валунов.

Пересекаем открытый ледник перпендикулярно течению по направлению к ручью. Трещин на леднике немного, а те, что есть, легко обходятся. Далее поднимаемся по руслу ручья на левобережную морену ледника Уллуауз. Русло представляет из себя поражающий воображение хаос огромных валунов. Сам ручей уходит в пугающую черную дыру в леднике. Крутизна подъема до 30 градусов, длина 200-250 метров (Фото 46, 47). Поднимаемся плотной группой, чтобы не спустить друг на друга камни. На поляне СОГМИ делаем обед, воду берем из ручья.

Во время обеда начинается дождь. 2 часа дня, до вечера еще далеко, поэтому принимаем решение идти дальше к первой заброске на слияние рек Думала и Укю. К 18.00 часам под затяжным непрекращающимся дождем приходим к слиянию рек и здесь на зеленом лугу ставим лагерь.

Фото 30. Долина р.Коштансу

Фото 31.Подъем к озеру под пер.Шести по ущелью р. Коштансу.

Фото 32.Пути подъема на вал морены.

Фото 33.Путь подъема на вал морены.

Фото 34.Озера в моренах у перевала Коштан.

Фото 35.Перевальный взлет пер. Коштан.

Фото 36.Перевальный взлет пер.Коштан.

Фото 37.Скально-осыпной кулуар, выводящий на пер.Коштан.

Фото 38.Снимок группы на пер.Коштан.

Фото 39. Вид на запад с пер.Коштан.

Фото 40.Седловина пер.Коштан с запада.

Фото 41.Поляна на спуске с пер.Коштан.

Фото 42.Путь спуска с пер.Коштан на запад.

Фото 43.Промоина в правобережной морене лед. Уллуауз.

Фото 44.Путь спуска с пер.Коштан на ледник по промоине.

Фото 45.Вид с правого берега лед.Уллуауз.

Фото 46.Русло ручья, стекающего на ледник с поляны СОГМИ.

Фото 47.Русло ручья, стекающего на ледник с поляны СОГМИ.

Фото 48.Долина реки Думала.

Перевал Обходной (1А, 3458).

Категория трудности: 1А

Координаты: 43,109987°с.ш., 43,224068°в.д.

Характер: скально-осыпной.

Ориентация: запад-восток.

Расположен в хребте Боковом хребте (группа Дыхтау-Коштантау) и ведет из долины реки Укю на ледник Гидан.

Описание дается: от слияния рек Думала и Укюдо ночевок на леднике Гидан под перевалом Бетала Калмыкова.

Набор высоты: 1400 м.

Потеря высоты: 0 м.

Пройденное расстояние: 8,5км.

Определяющие участки: подъем на перевал с востока по затяжным мореным полям, тропы, видимо, нет. Крупные и средние валуны, по которым очень неудобно идти пешком.

С перевала снята перевальная записка группы ПКТ, Санкт-Петербург под руководством Долгополова К.Э. от 5 августа 2017 года.

10 июля 2019 года, 5день.(пройденное расстояние 8,5 км).

Координаты (восточная долгота)

Скальный прижим, «скальные ворота»

43,125570°

43,238201°

Перевал Обходной (1А)

43,109987°

43,224068

43,109739°

43,223018°

Подъем в 5.30, выход в 7.20. Погода хорошая: ясно, легкая облачность, солнечно. Выйдя из лагеря, сразу же переправились через р. Укю на ее левый борт. Река довольно бурная, но переправа вброд не составляет труда. Вверх по течению метрах в двухстах виден вход в каньон р. Укю с водопадом.

Поднимаемся в висячую долину р.Укю по тропе левого берега (Фото 49). Тропа идет высоко над рекой, обходя каньон (Фото 49, 50, 51, 52). Каньон заканчивается, и теряющаяся в траве тропа идет по левому берегу реки, пока не приводит к следующему каньону(скальным прижимам). Круто забираем на левый склон долины и выходим на хорошо натоптанную скотогонную тропу, по которой движемся к слиянию рек Укю и Гидан (Фото 53, 54, 55). Высоко на склоне пасутся стада яков. Без труда перейдя поток с ледника Гидан. устраиваем обед на левом берегу р.Укю.

Подъем на ледник Гидан идет через пер.Обходной, начало подъема к которому находится выше по течению р.Укю. Поэтому после обеда продолжаем подъем вдоль р.Укю по ее левому борту (Фото 56). Через 40мин ЧХВ выходим на моренное плато, есть площадки для ночевок. Справа по ходу виден цирк пер.Обходной. Подъем в цирк пер.Обходной занял 45мин. Далее еще час и выходим на пер.Обходной (Фото 57, 58). Подъем не представлял сложности, но был довольно трудоемок.На перевальный взлет зашли по левому борту морены чуть выше перевального тура, как показалось там подъем положе и безопаснее. В перевальном туренашли записку группы ПКТ, Санкт-Петербург под руководством

Долгополова К.Э. от 5 августа 2017 года. Эта группа поднялась на перевал по правому борту морены.

С перевала виден наш следующий перевал Бетала Калмыкова (2Б). Недалеко от перевального тура нашли площадки под палатки, на которых устроили лагерь.

Фото 49. Подъем на левый берег р.Укюсу по серпантину тропы.

Фото 50.Тропа на левом берегу р Укюсу.

Фото 51. Тропа на левом берегу р Укюсу

Фото 52. Тропа на левом берегу р Укюсу.

Фото 53. Тропа спускается к реке. Вдали видно виден второй каньон.

Фото 54. Река выходит из второго каньона.

Фото 55. Тропа по левому берегу р.Укюсу

Фото 56. Подъем на пер.Обходной по лев.берегу р.Укюсу.

Фото 57. Перевальный цирк пер.Обходной.

Фото 58. Перевальный цирк пер.Обходной.

Перевал Бетала Калмыкова (2Б, 3753).

Категория трудности: 2Б

Координаты: 43,102658°с.ш., 43,222678°в.д.

Характер: с запада снежно-ледовый, с востока скально-осыпной.

Ориентация: запад-восток.

Расположен в хребте Боковом хребте (группа Дыхтау-Коштантау). Ведет с ледника Гидан на ледник Укю.

Описание дается: от ночевок на леднике Гидан и до ночевок на леднике Укю Набор высоты: 350 м.

Потеря высоты: 350 м.

Пройденное расстояние: 3 км.

Определяющие участки: подъем на перевал с востока по 45-градусному снежно-ледовому склону ледника Гидан. Применять перила на ледобурах. Спуск на восток на ледник Укю по узкому 30-градусному осыпному кулуару. Камнеопасно, спуск плотной группой.

С перевала снята перевальная записка группы альпинистов, совершавших восхождение на в. Укю по северо-восточному гребню под руководством Чеканова М.С., от 26.06.2019 года.

11 июля 2019 года, 6 день. (пройденное расстояние 3 км).

Координаты широта (северная)

Координаты долгота (восточная)

Перевал Бетала Калмыкова(2Б)

43,102658°

43,222678°

Лагерь

43,096528°

43,229423°

Подъем в 4.00. Погода плохая: моросит дождь с крупой, туман. Ждем улучшения погоды и выходим в 6.51. По валунам покровной морены поднимаемся на следующую ступень ледника. Связываемся и подходим под правый борт перевального взлета под защиту скал. Сначала полого, потом становится круче. Перевальный взлет - это крутой снежноледовый склон, зажатый между скалами.Левый борт перевального взлета камнеопасен, поэтому решаем начать подъем на перевал по правому борту. Провешиваем наверх 3 веревки (150 метров) перил по снежно-ледовому склону крутизной 40-45 градусов. Первая страховочная станция на скальных крючьях, остальные - на ледобурах (Фото 59, 60). Затем склон становится положе, и последние 70 метров до перевалапроходим одновременно в связках (Фото 62).

Перевальная седловина узкая (Фото 63). На противоположной стороне ущелья хорошо видны перевалы СОГМИ и 9 Мая. На перевале есть одно место под палатку. Тур в левой по ходу движения части перевала. В перевальном туре находим записку группы альпинистов, совершавших восхождение на в. Укю по северо-восточному гребню под руководством Чеканова М.С., от 26.06.2019 года.

Спуск с перевала на ледник Укю идет по довольно узкому и камнеопасному кулуару с живой осыпью (Фото 64, 65, 66, 67). Крутизна кулуара 30-35 градусов .Рекомендуется спуск плотной группой. Кулуар имеет несколько выходов на ледник. Путь спуска хорошо читается сверху. Спускались довольно долго, в принципе, можно было в два раза быстрее. Внизу в камнях есть небольшое озерцо.

От озера пересекли ледник перпендикулярно течению и стали на ночлег на покровной морене, выровняв две площадки для палаток (Фото 68). Воду берем из промоин во льду.

Фото 59.Путь подъема на пер.Б.Калмыкова.

Фото 60.Начало провешивания веревок.

Фото 61.Подъем на перевал, 3-я веревка.

Фото 62. Вид сверху вниз с пер. Б.Калмыкова на лед.Гидан.

Фото 63. Фотография на перевале.

Фото 64. Путь спуска с пер. Б.Калмыкова по осыпному кулуару.

Фото 65. Путь спуска с пер. Б.Калмыкова по осыпному кулуару.

Фото 66. Путь спуска с пер. Б.Калмыкова по осыпному кулуару. Вид сверху.

Фото 67. Путь спуска с пер. Б.Калмыкова по осыпному кулуару.

Фото 68. Лагерь на покровной морене лед.Укю.

Перевал 9 Мая (1Б, 3713).

Категория трудности: 1Б

Координаты: 43,090370°с.ш., 43,239658°в.д.

Характер: скально-осыпной.

Ориентация: запад-восток.

Описание дается: от ночевок на леднике Укю до поляны СОГМИ (левобережная морена ледника Уллуауз).

Набор высоты:400 м.

Потеря высоты: 900 м.

Пройденное расстояние: 7 км.

Определяющие участки: подъем на перевал и спуск по средней морене крутизной до 30-35 градусов.

С перевала снята перевальная записка группы туристов «Клуба туристов «Феникс» под руководством Нечаева А.И. от 12.07.2019 года, совершавших горный поход 2 к.с.

12июля 2019 года, 7 день.

В 12 часов ночи начался дождь со снегом. Подъем дежурных в 2.00.С 3.00 небо сотрясают раскаты грома, искрят молнии, кому-то кажется, что звенит железо. Ветер, сначала легкий, к 10 часам утра переходит в бурю. Периодически идет мокрый снег. С перевала СОГМИ сходят лавины. Сидим в лагере (Фото 69).

Фото 69. Отсидка, ожидание хорошей погоды.

13июля 2019 года, 8 день.(пройденное расстояние 6 км).

пер. 9 Мая

43,090237°

43,240203°

Место группы спуска с перевала на левобережную морену ледника Уллуауз

43,085676°

43,263335°

Лагерь на поляне СОГМИ

43,076902°

43,254468°

В 2.00 начался сильный дождь, перешедший в снегопад. Подъем дежурных в 2.30, завтрак в 3.30. Ожидаем в палатках улучшения погоды. Погода все хуже. Атмосферное давление падает. Прогноз погоды неблагоприятный. Постоянно идет снег. В такой обстановке идти на перевал СОГМИ небезопасно. Выждав, когда немного стихнет ветер и прекратится снег, собираем лагерь и выдвигаемся на перевал 9 Мая (1Б).

За 30 минут пересекаем ледник и подходим под взлет на перевал 9 Мая, который представляет собойсреднеосыпной склон крутизной 30-35 градусов и в большей части покрыт снежниками (Фото 70, 71). Подъем на перевал занял 50 минут. Седловина перевала неширокая. В перевальном туре находим запискугруппы туристов «Клуба туристов «Феникс» под руководством Нечаева А.И. от 12.07.2019 года, совершавших горный поход 2 к.с., и начинаем спуск с перевала.

Спуск в долину проходит по ущелью, зажатому с двух сторон скальными грядами. Сначала идем по осыпному склону крутизной до 30 градусов(Фото 73, 74), затем по пологому снежному склону. Через один переход выходим на поросшие травой склоны (Фото 75, 76). Тут течет ручей. Идем сначала по его правому берегу, так как левый берег обрывается вниз отвесными скалами. Затем переходим на левый берег, обходя скалы на правом берегу, и снова переходим на правый берег (Фото 77). Дальше по крутому травянистому склону очень точно спускаемся на тропу в кармане левобережной морены ледника Уллуауз. Это, пожалуй, единственное место для спуска, так как справа и слева склон обрывается вниз отвесными скалами, а ручей - водопадом (Фото 78).

Далее по тропе в кармане левобережной морены лед. Уллуауз поднимаемся вверх по течению ледника до поляны СОГМИ, по пути забрав вторую заброску. На поляне СОГМИ устраиваем лагерь. Воду берем из ручья. Погода не очень хорошая: пасмурно, туман, временами мелкий дождь.

Фото 70. Путь подъема на пер.9 Мая.

Фото 71. Путь подъема на пер.9 Мая. Вид сверху с перевала вниз на лед.Укю.

Фото 72. Фотография группы на перевале.

Фото 73. Путь спуска с перевала. Вид сверху.

Фото 74. Путь спуска с перевала. Вид снизу из перевального цирка.

Фото 75. Путь спуска с перевала.

Фото 76. Путь спуска с перевала по зеленым склонам.

Фото 77. Путь спуска с перевала по зеленым склонам.

Фото 78.Место выхода в карман левобережной морены лед.Уллуауз

Перевал Кундюм-Мижирги (3А, 4319).

Категория трудности: 3А

Координаты: 43,069986°с.ш., 43,210549°в.д.

Характер: снежно-ледовый, скальный.

Ориентация: запад-восток.

Расположен в хребте Боковом хребте (группа Дыхтау-Коштантау). Ведет с ледника КундюмМижирги на ледник Уллуауз.

Описание дается: отполяны СОГМИ на левобережной морене лед.Уллуауз до а/л Безенги.

Набор высоты: 1500 м.

Потеря высоты: 2200 м.

Пройденное расстояние: 20 км.

Определяющие участки: Спуск с перевала на запад по узкому скальному кулуару крутизной

45 градусов. Применять перила на скальных крючьях. Движение по леднику КундюмМижирги только по правому борту, обходя ледопады с правой стороны. Для страховки применять перила на ледобурах.

С перевала снята перевальная записка группы туристов (название туристического клуба и имя руководителя разобрать не смогли) от 09.09.2018 года, совершавших горный поход 5 к.с.

14 июля 2019 года, 9 день.(пройденное расстояние 5 км).

Поляна СОГМИ

43,076902°

43,254468°

Поворот ледника, покрытые снегом трещины

43,065900°

43,233340°

Лагерь на снегу

43,070674°

43,223995°

Подъем в 4.30. Сидим в лагере и ждем, пока не рассеется туман и не прекратится дождь. Собрали вещи и вышли на маршрут в 8.10 утра. Дождь почти прекратился, но местность периодически затягивает туманом и видимость сокращается до нуля. Поднимаемся вверх по ущелью по левому берегу ледника Уллуауз. Сначала идем по мешанине камней, которая постепенно переходит в зеленые склоны (Фото 80, 81, 82). Здесь левый берег ледника уже высоко возвышается над самим ледником, который виден слева по ходу глубоко внизу, весь в трещинах и разрывах.

Далее травяные склоны заканчиваются и переходят в более пологую покровную морену ледника. Переходим моренные поля и поворачиваем направо за скальным отрогом, который спускается на юг от в.Думалатау. Далее идем вдоль этого отрога вверх по левому борту ледника и вскоре устраиваем обед.

После обеда проходим еще два перехода по левому берегу ледника по осыпным и снежным склонам (Фото 83, 84, 85). Ледник весь в трещинах и разрывах. Лагерь устанавливаем на снежной площадке напротив характерного утеса (Фото 86).

Фото 79. Лагерь на поляне СОГМИ.

Фото 80. Путь подъема по левому берегу лед. Уллуауз от поляны СОГМИ.

Фото 81. Путь подъема по левому берегу лед. Уллуауз от поляны СОГМИ.

Фото 82. Путь подъема по левому берегу лед. Уллуауз от поляны СОГМИ. Вид сверху.

Фото 83. Верхнее ущелье лед. Уллуауз.

Фото 84. Верхнее ущелье лед. Уллуауз. Путь подъема к перевалу.

Фото 85. Путь подъема.

Фото 86. Лагерь на леднике Уллуауз.

Фото 87. Панорама вершин.

15 июля 2019 года, 10 день.(пройденное расстояние 4 км).

Перевал Кундюм-Мижирги (3А)

43,069980°

43,210555°

Лагерь на жандарме «Утюг», стоянки 3900 м

43,062804°

43,197269°

Подъем в 4.30, выход в 7.10. Погода неплохая: ясно. Вскоре ветер усиливается. От лагеря поворачиваем направо (Фото 88, 89) и продолжаем движение по левому берегу ледника по морене вдоль скального отрога, спускающегося от в.Думалатау (Фото 90). Примерно через час связываемся и пересекаем ледник через зону трещин. Трещины легко обходятся или пересекаются по снежным мостам. Затем по перевальному взлету поднимаемся на пер. Кундум-Мижирги (Фото 91). Перевальный взлет представляет собой снежно-фирновый склон крутизной до 30 градусов. Перевал - это довольно широкая седловина, где можно поставить палатки. Но здесь очень ветрено: ветер чуть ли не сбивает с ног.

Спуск с перевала осуществили по крайнему правому скально-осыпному кулуару крутизной 45 градусов, провесив 3 веревки (150 метров), выйдя на 25-градусный снежно фирновый склон, по которомудалее вышли на пологое плато перевального цирка. Станции страховки - петли на скальных перьях, либо с использованием скальных крючьев (Фото 94, 95).

Из пологого перевального цирка ледник обрывается ледопадом на следующую пологую ступень ледника. Ледопад обошли справа по крутым (до 30 градусов) снежным и осыпным склонам (Фото 97), пересекли снежно-ледовое плато и устроили лагерь на ночвках на скалах над лед. Кундюм-Мижирги. Это, так называемые, ночевки 3900 м или ночевки на ж.Утюг, на правом берегу лед. Кундюм-Мижирги. Они частично заняты польскими альпинистами. Вода из снежников. Едва успели выровнять площадки под палатки и поставить ветрозащитные стенки из камней, как посыпался снег с крупой и началась гроза.

Ветер усилился до ураганного.

Вечером и ночью - буря с грозой и шквальным ветром, дождь, град и снег. Палатки каким-то чудом выдержали непогоду.

Фото 88. Лагерь на леднике. Красной стрелкой указан путь дальнейшего движения.

Фото 89. Подъем в перевальный цирк.

Фото 90. Подъем в перевальный цирк.

Фото 91. Перевальный взлет пер. Кундюм-Мижирги.

Фото 92. Фото на память на перевале.

Фото 93. Первая веревка с перевала.

Фото 94. Путь спуска на снежное плато перевального цирка.

Фото 95. Путь спуска на снежное плато перевального цирка.

Фото 96. На снежном плато перевального цирка.

Фото 97. Путь обхода ледопада.

Фото 98. Ночевки на жандарме Утюг.

16 июля 2019 года, 11 день. (пройденное расстояние 10 км).

Поповские ночевки

43,073558°

43,171026°

Место для бивуака, стоянки под Укю-кошем

43,095359°

43,172580°

Альплагерь «Безенги»

43,110741°

43,147820°

Внимание! При спуске от ночевок на ж. Утюг до а/л Безенги всегда необходимо придерживаться только правого борта ледника, не выходя в центр и на правый берег: там трещины и разломы.

Подъем в 5.00, выход в 8.20. К утру погоданаладилась: ясно, небо голубое. Польские альпинисты не пошли на восхождение, так как всю ночь бушевала буря. Внизу под скалами в ледопаде стоит лагерь из нескольких палаток, вероятно, спасаясь от ветра.

Довольно долго, больше часа спускаемся с ночевок по 30-градусным осыпным и снежным склонам, обходя ледопад в районе ж.Утюг (Фото 99, 100, 101). Выйдя на ледник связываемся, т.к. под снегом явно прослеживаются трещины. Пройдя метров 150 по пологому леднику, попадаем в ледопад. Ледопад обходим справа (Фото 102). Здесь ледник меньше разорван, а трещины забиты камнями. В центре ледника трещины гигантские. В одном месте провешиваем по 35-градусному льду 20 метров перил.

Постепенно правый борт ледника становится более пологим и менее разорванным. Здесь путь обозначен турами. По моренам правого борта ледника спускаемся на следующую его ступень и делаем обед.

После обеда проходим по пологому леднику около километра и опять попадаем в трещины. Обходим их справа по осыпям, спускаясь на следующее плато ледника. Путь спуска обозначен турами.

Далее проходим по пологой ступени ледника метров 300 и по турам сворачиваем направо в карман правой боковой морены ледника. Через 400 метров приходим к «Поповским ночевкам» (Фото 103). Это солнечные травяные лужайки. Рядом течет ручей.

От Поповских ночевок до а/л Безенги путь лежит в по зеленым террасам правого берега ледника по хорошо набитой тропе, сбиться невозможно. Через все водные преграды переброшены мосты.

К 17.00 приходим в а/л Безенги и ставим палатки на зеленых полянах (Фото 104).

Стоимость проживания в своих палатках - 350 рублей в день с человека. Забираем заброску со склада и отмечаемся у начальника альплагеря.

Фото 99. Начало спуска с ночевок на ледник, обход ледопада в районе ж.Утюг.

Фото 100. Путь спуска с ночевок на ледник,обход ледопада в районе ж.Утюг.

Фото 101. Путь спуска с ночевок на ледник. обход ледопада в районе ж.Утюг.

Фото 102. Спуск по правому борту ледопада на следующую ступень ледника.

Фото 103. Поповские ночевки.

Фото 104 Альплагерь «Безенги».

Связка3А: перевал Селлы (3А, 4449) и перевал Спартак (2А, 4231).

Набор высоты: 2300 м.

Потеря высоты: 3350 м.

Описание дается: ота/л Безенги до п. Верхняя Балкария.

Пройденное расстояние: 68км.

Перевал Селлы (3А, 4449).

Категория трудности: 3А

Координаты: 43,039523°с.ш., 43,146178°в.д.

Характер: снежно-ледовый.

Ориентация: запад-восток.

Расположен в хребте Перемычка Башхаауз-крест. Ведет с ледника Безенги на ледник Крумкол.

Определяющие участки: подъем на перевал с западапо крутому сильно разорванному леднику. Применять перильную страховку на ледобурах. На перевале находится снежноледовые карнизы на восток. Спуск с перевала на восток по крутому (до 45 градусов) снежному кулуару, у подножия перевального взлета с восточной стороны есть засыпанные снегом трещины.

С перевала снята перевальная записка группы туристов г.Костромы под руководством Кулагина Е.А. от 02.08.2015 года, совершавших горный поход 5 к.с.

Перевал Спартак (2А, 4110).

Категория трудности: 2А

Координаты: 43,030190°с.ш., 43,150529°в.д.

Характер: снежно-ледовый.

Ориентация: юг-север.

Расположен в хребте Перемычка Башхаауз-крест. Ведет с ледника Крумкол на ледник Башхаауз.

Определяющие участки: Спуск с перевала на юг по крутому скально-осыпному склону и снежникам. Во второй половине дня южная сторона перевала лавиноопасна.

С перевала снята перевальная записка группы туристов турклуба ТК МГТУ под руководством Алексея Чаплыгина от 11.07.2019 года, совершавших горный поход 4 к.с.

17 июля 2019 года, 12 день. (пройденное расстояние 11 км).

Пограничный пост у а/л Безенги

43,111047°

43,141465°

Лагерь на покровной морене ледника

43,059343°

43,081646°

Подъем в 7.00, выход довольно поздно в 12.40. С утра пасмурно. Примерно за четверть часа дошли до пограничного поста в ущелье р.Черек Безенгийский (Фото 105).

Около часа проходили проверку у пограничников. Далее продолжили путь по моренам правого борта лед.Безенгийский по мощной тропе с бордюрами и маркерами: дело рук пограничников (Фото 106, 107).

Через два перехода по 40-45 минут вышли на центр ледника и продолжили путь в тумане. Далее до самого вечера шли по покровной морене по центру ледника. Лагерь установили в 19.30 на покровной морене, когда уже прилично стемнело, за 1,5 км до поворота ледника налево (Фото 108).

Фото 105. Долина р. Черек Безенгийский.

Фото 106. Правобережная морена лед. Безенгийский.

Фото 107. Тропа на правобережной морене лед. Безенгийский.

Фото 108. Лагерь на покровной морене лед.Безенгийский.

18 июля 2019 года, 13 день. (пройденное расстояние 7,5 км).

Координаты (восточная долгота)

Место начала подъема на правобережную морену лед.Безенгийский

43,047975°

43,076130°

Хороший бивуак на гребне морены с водой и домиком на повороте ледника

43,045168°

43,076839°

Хижина «Джанги-кош», хорошие места под палатки.

43,031283°

43,107297°

Лагерь на покровной морене ледника

43,036503°

43,120630°

Подъем в 4.00, выход 5.55. Утром ясно, дождя нет, можно идти дальше. Постепенно смещаясь влево по ходу движения (Фото 109),прошли около 1,5 км и оказались у подножия правобережной морены ледника. Подъем на морену проходит по крутому конгломератному склону из песка и камней (Фото 110, 111). Место начала подъема обозначено небольшим туром. За 25 минут поднимаемся на гребень морены. Здесь есть кош, зеленые поляны под палатки и течет ручей. Отсюда до хижины Джанги-кош ведет хорошая тропа по гребню морены (Фото 112). В коше живут пограничники, которые вновь проверяют нашу группу.

За 1 час доходим до хижины Джанги-кош, куда нас приглашают пить чай. У хижины поворачиваем налево и движемся по моренам правого берега лед.Селлы (Фото 113, 114). Вечером ставим лагерь на покровной морене ледника, выровняв 2 площадки под палатки (Фото 115). Впереди хорошо просматривается путь подъема на перевал Селлы.

Фото 109.Путь к повороту ледника.

Фото 110. Путь подъема на правобережную морену ледника.

Фото 111.Путь подъема на правобережную морену ледника.

Фото 112 Путь движения по гребню морены к хижине Джанги-кош.

Фото 113.Подъем по правобережной морене лед.Селлы.

Фото 114.Подъем по правобережной морене лед.Селлы.

Фото 115.Лагерь на морене лед. Селлы. Вид сверху.

18 июля 2019 года, 14 день.

Подъем в 3.00/ Погода плохая, с утра идет снег с градом, сильный ветер, в районе пер. Селлы висит облако. Остаемся в лагере, укрепляем ветрозащитные стенки из камней. Весь день погода плохая: периодически идет снег, крупа, сильный ветер.

19 июля 2019 года, 15 день. (пройденное расстояние 7,5 км).

Координаты широта)

Перевал Спартак (2А)

43,030170°

43,150519°

Лагерь на покровной морене ледника Башхаауз

43,016802°

43,155008°

Подъем в 2.30, выход в 4.35.

Перевал Селлы расположен в скальном отроге, отходящем на юг от в. Мижирги и находится между вершинами Мижирги и Башхааузбаши. Это первое понижение в хребте на юг от в.Мижирги.

Сначала поднялись на плато ледника перед ледовыми сбросами, обойдя трещины и разрывы по правому борту ледника (Фото 116, 117). Затем поднялись на скальный гребень и по нему почти вплотную подошли под ледовые сбросы (Фото 118). На гребне есть много площадок под палатки (не менее 5), но здесь негде укрыться от ветра.

Далее провешиваем 2 веревки перил на ледобурах по 40-45-градусному ледовому кулуару (Фото 119, 120, 121) и поднимаемся на верхнее плато ледника (Фото 122). Оно довольно пологое, так что можно идти в связках. Двигаемся по плато в сторону седловины перевала (Фото 123). Вдруг плато перегораживает огромный ледовый разрыв, который легко преодолевается по мощному снежному мосту. Перевальный взлет с этой стороны перевала представляет собой 35-градусный снежно-фирновый склон длиной 150 метров. Поднимаемся по нему на перевал одновременно в связках (Фото 123, 124).

С перевала снята перевальная записка группы туристов г. Костромы под руководством Кулагина Е.А. от 02.08.2015 года, совершавшей горный поход 5 к.с.

Седловина перевала Селлы широкая, но очень острая и обрывается в обе стороны крутыми склонами, стоять здесь неудобно (Фото 125). На восток с перевала свисают снежно-ледовые карнизы. Дождавшись, когда немного рассеется туман, определяем путь спуска. Решаем идти вниз по правому снежному кулуару. Провешиваем 2 веревки (100 метров) перил по 45 градусному снежному склону (Фото 127, 128). Далее одновременно в связках по 35 градусному склону выходим на пологое плато лед. Крумкол (Фото 129). В нижней части перевального взлета есть засыпанные снегом трещины.

Примерно за час по пологому снежному плато приходим на перевал Спартак (Фото 130, 131). Плато подходит под перевал и набор высоты небольшой. Седловина перевала очень широкая. Здесь, в случае необходимости, можно поставить лагерь.

Спуск с перевала Спартак на юг проходит по довольно крутым осыпным склонам. Правая часть перевального цирка немного положе, здесь и спустились на плато ледника по ползущей морене, стараясь держаться подальше от снежных склонов, по которым во второй половине дня постоянно сходят лавины.

Далее путь проходил по пологому плато ледника, которое обрывается вниз на следующую ступень крутым ледопадом (Фото 133, 134). Ледопад обошли по правому борту по закрытому леднику и, спустившись на лед. Башхаауз, устроили лагерь на покровной морене ледника напротив пер. Камнепадный (Фото 135).

Фото 116. Начало пути от лагеря к перевалу Селлы.

Фото 117. Путь подъема на верхнее плато пер. Селлы.

Фото 118. Подход к ледовым стенкам по скальному гребню.

Фото 119.Ледовый кулуар, выводящий на плато ледника.

Фото 120. Ледовый кулуар, выводящий на плато ледника.

Фото 121. Ледовый кулуар, выводящий на плато ледника.

Фото 122. Выход по ледовой трещине на верхнее плато ледника.

Фото 123. Верхнее плато ледника.

Фото 124. Перевальный взлет лед. Селлы.

Фото 125. Перевальный взлет лед. Селлы.

Фото 126. Седловина пер. Селлы.

Фото 127. Седловина пер. Селлы. Провешиваем 1-ю веревку перил.

Фото 128. Спусковой кулуар.

Фото 129. Спусковой кулуар.

Фото 130. Вид на пер. Спартак из цирка пер. Селлы.

Фото 131. Вид с пер. Спартак на пер. Селлы.

Фото 132. Группа на пер. Спартак.

Фото 133. Цирк пер. Спартак. Вид сверху.

Фото 134. Путь спуска с пер. Спартак в обход ледовых разрывов.

Фото 135. Путь спуска с пер. Спартак на лед. Башхаауз.

21 июля 2019 года, 16 день. (пройденное расстояние 10 км).

Координаты (восточная долгота)

Подходящее место для ночевок на повороте ледника на покровной морене, начало подъема на гребень морены

43,006011°

43,159079°

Место спуска с крутого гребня морены на ледник Дыхсу

42,988187°

43,185279°

Лагерь на хороших песчаных площадках

42,980715°

43,216479°

Подъем в 7.00, выход в 8.50. Погода хорошая: ясно, хотя и облачно.Вышли поздно. Постепенно пересекли ледникБашхаауз на левый борт к тому месту, где он поворачивает на восток. Здесь почти на повороте, на левом борту на покровной морене ледника есть места под палатки и вода.

От ночевок за 20 минут поднялись на крутую левобережную морену ледника и продолжили путь по ней (Фото 136), иногда заходя в карман морены, а иногда по гребню. По пути в кармане морены есть озера. Путь по морене довольно удобный, есть теряющаяся тропа. В некоторых местах гребень морены обрушен. Примерно в районе слияния ледников Башхауз и Дыхсу гребень морены заканчивается и обрывается круто вниз (Фото 137).

Здесь по крутому конгломератному склону группа спустилась с гребня морены на поверхность лед. Дыхсу: часть группы лазаньем, остальные -по перилам (провесили 1 веревку перил) (Фото 138, 139). Сразу же перешли на правый берег ледника Дыхсу и продолжили движение по нему(Фото 140). Постепенно ледник превратился в хаос камней, льда и трещин. В тумане мы с трудом находили путь. Обойдя бараньи лбы справа по ходу движения и переправившись через довольно мощный поток откуда-то из глубин ледника, поставили лагерь на левом берегу этого ручья на песчаных площадках,в 700 метрах до слияния ледников Башхаауз и Айлама.

Фото 136. Тропа по левобережной морене лед.Башхаауз. В кармане морены видны озера.

Фото 137. Конец морены.

Фото 138. Спуск с морены на лед.Дыхсу.

Фото 139. Спуск с морены на лед.Дыхсу.

Фото 140. Путь по морене лед. Дыхсу.

22 июля 2019 года, 17 день. (пройденное расстояние 8 км).

Координаты широта)

(северная

Координаты долгота)

(восточная

Место переправы через

левый приток р.Дыхсу

42,982627°

43,245621°

Лагерь на маленьком пятачке левого берега р.Дыхсу

42,979844°

43,289529°

Подъем в 5.00, выход в 7.25. Погода хорошая: ясно, хотя небо затянуто облаками.

С утра снова идем в конгломерате камней. Опять наткнулись на скалы «бараньи лбы». Обошли их слева по ходу, выйдя с правого борта на середину ледника в местевпадения в него лед. Айлама. Здесь хаос камней заканчивается, а на покровной морене растут трава и небольшие деревья (Фото 141, 142).

Смещаясь к левому борту ущелья, в тумане спускаемся с ледника и дальше движемся по левому берегу р.Дыхсу (Фото 143). Рекаочень широкая бурная и поражает своей мощью. Постоянно идет дождь. Через полчаса после спуска с ледникапо камням пересекли левый боковой приток р. Дыхсу. Далее продолжили движение по неудобному берегу, обходя прижимы сверху и продираясь через густой подлесок. Тропы нет. Полдня - в водяной каше. Вечером нашли на берегу реки маленький клочок ровной поверхности под палатки (Фото 144). Лагерь примерно в двух-трех километрах от слияния речек Карасу и Дыхсу. Ущелье, видимо, тупиковое и очень редко ходится туристами. Не рекомендуется к прохождению в горных походах.

Фото 141. Спуск с ледника Дыхсу. Синей стрелкой обозначены хорошие площадки под палатки.

Фото 142. Спуск с ледника Дыхсу.

Фото 143. Спуск с лед. Дыхсу на левый берег р.Дыхсу.

Фото 144. Лагерь на левом берегу р.Дыхсу.

23 июля 2019 года, 18 день. (пройденное расстояние 2,5 км).

Координаты (восточная долгота)

Место лагеря на поляне у разрушенного коша возле моста через р.Дыхсу

42,990743°

43,305793°

Подъем в 5.00, выход 7.40. Всю ночь шел дождь. Собираем лагерь под дождем и в водяном облаке продолжаем путь.Дождь не прекращается весь день.

Через 100 метров берег круто обрывается скалами в реку.Обходим прижим сверху по крутому травяному (25-30 градусов) склону. Далее медленно продвигаемся вперед по полкам на скалах и козьим тропам,время от времени посылая вперед разведку. В середине дня подходим к каньону, который прорезает скалы сверху вниз и обрывается в бурлящую реку. Провешиваем полверевки перил вниз в каньон и полверевки вверх из него (Фото 145, 146). Затем - полверевки горизонтальных перил по скользким гладким скалам над потоком ревущей реки. После этого продолжаем движение по крутым травяным склонам,забираясь высоко над рекой. Постепенно склон становится положе, а берега реки не такими обрывистыми, и можно идти по берегу реки, не взбираясь высоко на склон.

Вдруг появляются туры и довольно явная человеческая, а не звериная тропа. В конце концов, ущелье расширяется, а река уходит глубоко в каньон. Здесь есть мост на правый берег реки Дыхсу (Фото 147), остатки старого коша и хорошие места под палатки. Дальше идет хорошая тропа. Ставим лагерь. Вечером дождь, гроза. До слияния рек Дыхсу и Карасу 600 метров.

Фото 145. Перильная веревка в скальный каньон.

Фото 146. Перильная веревка из скального каньона.

Фото 147. Мост через р. Дыхсу Снято с правого берега.

24 июля 2019 года, 18 день. (пройденное расстояние 21,5 км).

мост через р. Черек Балкарский

43,007297°

43,314339°

Подъем в 4.00, выход в 6.40. Собираем лагерь под дождем и выходим.

По тропе быстро доходим до слияния рек Дыхсу и Карасу. Чуть ниже по течению от слияния построен капитальный мост (Фото 150). Вероятно, построен совсем недавно. Еще один мост есть в нескольких километрах ниже по течению р. Черек Балкарский (Фото 152). Дорога на правом берегу р. Черек Балкарский во многих местах разрушена мощными селями и размыта потоками воды со склонов ущелья (Фото 151).

К вечеру приходим в п. Верхняя Балкария, вызываем из Ростова заказной микроавтобус и уезжаем в Ростов-на-Дону. Путешествие окончено.

Фото 148. Широкая долина реки Дыхсу, переходящей в р. Черек Балкарский.

Фото 149. Узкое ущелье р. Дыхсу, оставленное сзади.

Фото 150. 1-й мост через р. Черек Балкарский.

Фото 151. Разрушенная селем дорога.

Фото 152. 2-й мост через р.Черек Балкарский.

Выводы и рекомендации.

Пройденный маршрут соответствует походу пятой категории сложности, хотя из- маршрута были исключенынесколько определяющих технических препятствий. А именно, перевал СОГМИ (3А) был заменен на более простой перевал 9 Мая (1Б) из-за сложных погодных условий: плохая погода, большое количество выпавшего снега, высокая лавинная опасность перевала. Перевал Фытнаргин (3А) исключен из маршрута по причине болезни руководителя.

В путешествии более подробно был изучен красивый район Ц.Кавказа - Безенги, богатый на сложные перевалы и вершины, которые могут значительно разнообразить и украсить туристский поход. Участники похода, как и планировалось, получили опыт и навыки похода пятой категории сложности для своего дальнейшего спортивного роста.

Литература и программное обеспечение, использованные при подготовке похода.

[1]. Е.Е. Таранцева «Отчет о горном туристском путешествии четвертой категории сложности, совершенном в период с 5 по 27 июля 2002года, по Центральному Кавказу». Маршрутная книжка № 21/2002. Ростов-на-Дону, 2002 год.

[2]. Г.В. Албул «Отчет о горном туристском путешествии пятой категории сложности, совершенном в период с 20 июля по 5 августа 2006 года, по Центральному Кавказу», Маршрутная книжка № 30/2006. Ростов-на-Дону, 2006 год.

[3]. Г.В. Албул «Отчет о горном туристском путешествии шестой категории сложности, совершенном в период с 13 июля по 4 августа 2008 года, по Центральному Кавказу», Ростовна-Дону, 2008 год.

[4] Е.В. Толстых «Отчет о горном туристском путешествии пятой категории сложности по Центральному Кавказу,, совершенном с 28 июля по 22 августа 1980 года», Ростов-на-Дону. [5] С.С. Кабанов»Отчет о горном туристском путешествии шестой категории сложности в период с 11 июля по 12 августа 1998 года, по Центральному Кавказу». Маршрутная книжка № РГ 603.Ростов-на-Дону, 1998 год.

[6]М. А. Папазов»Отчет о горном туристском походепятой категории по Центральному

Кавказу (Безенги - Северная Осетия), совершенном группой туристов туристского клуба «Ковчег» Южного Федерального Университета города Ростова-на-Дону в период с 19.07.14 по 9.08.14 года». Маршрутная книжка № 18/14.Ростов-на-Дону, 2014 год.

[7]Поход пятой категории сложности туристского клуба «РОМАНТИК» Одесского Национального политехнического университета с 25 июля по 12 августа 2006 года.

[8]. КартыЦентрального Кавказа на основе карт Генштаба СССР, разработанные М.

Голубевым.

[9]. Программное обеспечение «Sasplanet», разработанное сайтом sasgis.org

[10]. Программное обеспечение «VantagePoint», разработанное для навигаторов Magellan.

[11]. Программное обеспечение «MapSource», разработанное для навигаторов Garmin.

[12]. Интернет-сервис «Оpenstreetmap», http://openstreetmap.org

[13]. Программное обеспечение «GoogleEarth», разработанное компанией Google. [14]. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИКАЗ от 7 августа 2017 г. N 455 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ВЫДАЧЕ ПРОПУСКОВ ДЛЯ ВЪЕЗДА (ПРОХОДА) ЛИЦ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ПОГРАНИЧНУЮ ЗОНУ, РАЗРЕШЕНИЙ НА ХОЗЯЙСТВЕННУЮ, ПРОМЫСЛОВУЮ И ИНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ И ДРУГИХ МЕРОПРИЯТИЙ, СОДЕРЖАНИЕ И ВЫПАС СКОТА В ПОГРАНИЧНОЙ ЗОНЕ, ПРОМЫСЛОВУЮ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ, ИЗЫСКАТЕЛЬСКУЮ И ИНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ЧАСТИ ВОД ПОГРАНИЧНЫХ РЕК, ОЗЕР И ИНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, ГДЕ УСТАНОВЛЕН ПОГРАНИЧНЫЙ РЕЖИМ