Автор: Виталий Шкилёв, г.Санкт-Петербург

Отчет o горном походе 6 к.с.по Центр Тянь-Шаню (Терскей-Ала-Тоо), совершённом с 05 августа по 29 августа 2019 года .

Справочные сведения Проводящая организация: Петроградский Клуб Туристов, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, д. 42.

www.pkt-club.ru -http://vk.com/club96115

Место проведения: Центральный Тянь-Шань, хребет Терскей-Ала-Тоо, Киргизская Республика.

Общие сведения о маршруте

Из них: 3Б- 1, 3A 3, 2Б 2, 1Б 2

Подробная нитка маршрута

Маршрут заявленный:

(г. Санкт-Петербург г. Бишкек г. Каракол), курорт Джетыогуз пер. Шаркыратма (1А, 3800) дол. Чон-Кызыл-Су (метеостанция) ледн. Кёльдыке пер. Загадка Центральный (3А, 4630) ледн. Колпаковского пер. Советских педагогов (2Б, 4634) ледн. Бороко Западный пер. 50 лет советской Киргизии (3Б, 4658) ледн. Айлама пер. Айлама (2Б, 4049) ледн. Байтор Западный ущ. Джетыогуз ледн. Айланыш пер. Терскей (3Б, 4702) ледн. Киче-Борду Западный пер. Южное плечо пика Каракольский (3А, 4870) [второе прохождение] ледн. N287 (Киче-Борду Восточный) восх. на пик Каракольский с юга (2Б-3А, 5280) [п./п.] пер. с ледн. N287 на ледн. Металлург (3А, 5200 [п./п.] ледн. Металлург пер. Металлург (3А*, 4442) ледн. Онтор Восточный ущ. Каракол г. Каракол (г. Бишкек г. Санкт- Петербург).

26 дней, 172 км, 9 перевалов, 1 вершина

Маршрут пройденный:

(г. Санкт-Петербург г. Бишкек г. Каракол), курорт Джетыогуз пер. Шаркыратма (1А, 3800) - пер. Межозёрный (1А, ок.3900) радиально дол. Чон-Кызыл-Су (метеостанция) ледн. Кёльдыке пер. Загадка Двойная (3А, ок.4650) ледн. Колпаковского пер. Советских педагогов (2Б, 4634) ледн. Бороко Западный пер. 50 лет советской Киргизии (3Б, 4658) ледн. Айлама пер. Айлама (2Б, 4049) ледн. Байтор Западный ущ. Джетыогуз ледн. N285 пер. ВГУ-400 (3А, 4670) ледн. Киче- Борду Западный пер. Западное плечо пика Каракольский + пер. Васильева (3А, 5020) ледн. Онтор Западный ущ. Каракол г. Каракол (г. Бишкек г. Санкт- Петербург).

25 дней, 140x1,2=168 км, 8 перевалов

Путь прохождения

Перевал Межозёрный

3900 м

Скально-осыпной с севера. Скально-осыпной с юга.

Радиально с севера

Снежно-ледовый с севера.

Снежный с юга.

С севера на юг

С ледника Кельдыке на ледник Колпаковского.

Перевал Советских Педагогов

4634 м

Снежный с запада. Ледово-скальный с востока.

С запада на восток.

С ледника Колпаковского на ледник Бороко Западный.

Перевал 50 лет советской Киргизии

4658 м

Снежный с юга. Ледовый с севера.

С юга на север. С ледника Бороко

Западный на верхнюю ступень ледника Айлама.

Перевал Айлама

4049 м

Снежный с запада. Ледово-скальный с востока.

С запада на восток. С ледника Айлама На ледник Байтор Западный.

Перевал ВГУ-400

4670 м

Ледовый с севера. Снежный с юга.

С севера на юг.

С ледника Айланыш на ледник Кичеборду.

Перевал Западное плечо пика Каракольский + перевал Васильева

В библиотеке ПКТ г. Санкт-Петербурга, Электронная версия на сайтах:

www.pkt-club.ru -www.tlib.ru -www.mountain.ru

Заключение по заявочным материала

Региональная спортивная федерация спортивного туризма Санкт-Петербурга Шифр МКК: 178-00-456534530

Номер маршрутной книжки: 80/19.

Сокращения, понятия, принятые в отчёте

Понятия- «левый»,- «правый»- следует- понимать- как- «орографический»,- если- не оговорено особо.

Понятия «слева», «справа» следует понимать как «по ходу движения».

«Верёвка» подразумевается верёвка40 метров длиной, если не оговорено особо. лев. левый орографический

пр. правый орографический слева по ходу движения справа по ходу движения ледн. ледник

пер. перевал верш. вершина

ЛП локальное препятствие

ОП определяющее препятствие к-к. населённый пункт (кишлак) р. река

д.р., дол.,ущ. долина реки, ущелье

С, Ю, З, В соответственно: Север, Юг, Запад, Восток ниж. нижний

верх. верхний ф. фотография

м.н. место ночевки Б.Л. базовый лагерь

Время местное (+3 часа к Московскому)

Общая идея похода, стратегия и тактика

Главной задачей на маршрут группой было определено: пройти поход шестой категории сложности. Причина выбора сроков похода (август) - производственная необходимость, то есть, наличие отпуска и семьи, оставшиеся дома без поддержки. По этой же причине мы не имели «люфта» для закладывания большого маршрута - всего 4 недели вместе с дорогой, подъездами и запасными днями. Причины выбора района (Терскей) следующие:

• возможность сделать- заброски- на- машине- в- долины- (почти- во- всех- долинах, спускающихся к озеру Иссык-Куль от главного хребта Терскей-Ала-Тоо, есть дороги),
  • разнообразие перевалов снежно-ледовых и скальных,
  • относительно простой и быстрый (а значит, недорогой) заезд в район от аэропорта,
  • наличие дополнительных достопримечательностей - озеро-море Иссык-Куль,
  • разнообразные горячие источники в долинах, спускающихся к озеру.

Планировался маршрут так. Сначала - четырёхдневный технически простой участок, с- ночёвкой на- максимальной высоте, с- достижением- высоты 3900 м, с минимальным грузом и набором высоты не более 500 м в день.

После получения плавной и хорошей акклиматизации - основная часть. Она разбита на 2 смысловые части.

Первая - с достижением высот в 4600-4700 м и двумя сложными перевалами - 3А и 3Б (помимо 2-х перевалов 2Б). Затем - спуск к заброске на 2600 м в лесную зону и хороший отдых.

Вторая основная часть замышлялась как главная. Мы должны пройти»изюминку» района - скальный перевал Терскей (3Б), затем - траверс пика Каракол (3А) с ночёвкой на 5200 м, и, через перевал Металлург (ещё один 3А), спуститься в цивилизацию.

Однако погода вмешалась в наши планы, и вторая основная часть была пройдена по запасным вариантам (смотри выше).

Что касается тактики, то это обычная тактика спортивных групп - по возможности, предварительная обработка стен и склонов, ранние выходы, разведки. Для сдёргивания перильных верёвок на ледовом рельефе использовались ледовые проушины этим занимался отдельный участник. На подъёме и на спуске первые и замыкающие связки на разных перевалах менялись со средними. Поработать в таком качестве успели почти все. На лавиноопасных склонах старались не прерывать цепь перил. На камнеопасных участках выставлялись наблюдатели. По глубокому снегу тропили по очереди на перевале ВГУ-400-- челноком (иначе было практически невозможно из-за слоя снега в 1 метр на склонах 30-35градусов).

Заезд в район и отъезд, формальности

Для- организации трансферов- мы- связались- с- Kыргызско-Британской- Компанией-"Достук-Треккинг".

720005, Кыргызская Республика, Бишкек, ул. Игембердиева 42/1

Тел: +996 (312) 545455 503082 540237

Cell.phone:. +996 554 779774

Факс: +996 (312) 545455 443090

E-mail: dostuck@saimanet.kg niknikola48@mail.ru http://www.dostuck.com.kg

Эту компанию знают не первый год многие туристы и альпинисты в Санкт- Петербурге. Никаких проблем по организации трансферов, оформлению пропускных доку- ментов и многим иным вопросам в работе с этой фирмой никогда не возникало. При орга- низации трансфера они всегда посоветуют оптимальный вариант заезда. Переписку с нами вёл Щетников Николай Николаевич.

Мы связались с фирмой в первых числах июня. Наш вариант заезда к началу мар- шрута показался Николаю Николаевичу не самым оптимальным, и он предложил свой, бо- лее быстрый и дешёвый вариант. Обсудив предложенный вариант, мы приняли его пред- ложение. Кроме того через Николая Николаевича мы купили газ в баллонах и заказали но- мера в гостинице.

Нас встретили в аэропорту Бишкека в 15-00 и мы сразу поехали в город Каракол (машина Mercedes Sprinter). По дороге встретились с Николаем Николаевичем. Он еще раз уточнил все детали и даты нашего обратного трансфера и вручил наши страховки, которые предварительно забрал из офиса страховой компании. От аэропорта Манас до Каракола примерно 5 часов езды без остановок. Туда мы приехали уже затемно. Каких-либо проблем по дороге у нас не возникло. Уже затемно мы приехали в гостиницу «Ак-Марал» (стои- мость проживания 15$ с человека с завтраком).

Утром 4 августа в гостинице мы распределили всё снаряжение, сформировали за- броски и в 10-00 на машине ГАЗ-66 (вахтовка) мы выехали из города Каракол. Первым пунктом нашего трансфера была метеостанция, где мы оставили 1 заброску на вторую часть маршрута. Дорога от Каракола до поворота в долину Чон-Кызыл-Су асфальтовая, хо- рошая. После населенных пунктов дорога переходит в грунтовку, местами труднопроез- жую, но на ГАЗ-66 у нас проблем не возникло. На метеостанции можно оставить продукты и ненужное на первом кольце снаряжение в доме, где она не промокнет и не будет разоре- на.

Упаковали продукты и выехали от метеостанции к началу маршрута в соседнюю до- лину реки Джеты-Огуз. Дорога по долине грунтовая, довольно неплохая, но чем выше по долине, тем дорога трудно проходимее для легковых машин, но ГАЗ-66 этого не заметил.. Доехали до долины реки Телеты Западная засветло без проблем и происшествий.

За день до предполагаемого выхода с маршрута мы созвонились с Николаем Нико- лаевичем по спутниковому телефону и уточнили время и место встречи с водителем маши- ны на обратный трансфер. В назначенное время 29 августа, возле альплагеря Каракол, нас уже ждала машина ГАЗ-66, на которой мы выехали по долине реки Каракол и довольно бы- стро (к 14-00) доехали до города Каракол к уже известной нам гостинице «Ак-Марал». Су- щественная часть дороги по долине Каракол труднопроходима для легковых машин, а мес- тами непроходима для них вообще.

На следующий день на машине Mercedes Sprinter выехали в поселок Тосор, где про- вели время, отдыхая, отъедаясь и купаясь в Иссык-Куле. В Тосоре жили в гостевом доме Шансон, где останавливались несколькими годами ранее и остались довольны условиями проживания как тогда, так и сейчас. Стоимость примерно 1500 рублей в сутки с питанием.

На- следующий- день- 31- августа- в- 21-00- выехали- из- поселка- Тосор- на- машине

Mercedes Sprinter в аэропорт Манас города Бишкек.

Работой компании «Достук-Треккинг» мы остались довольны и хотим поблагодарить её в лице Щетникова Николая Николаевича за организацию трансферов и решение многих текущих вопросов.

Аварийные выходы с маршрута, запасные варианты

Аварийные выходы

Со всех ущелий северной стороны хребта Терскей-Алатоо вниз по тропам и дорогам к населённым пунктам (не более 12 ч).

С ледника Колпаковского обратно в д. р. Чон-Кызыл-Суу через перевал Загадка Восточный, Ульяновцев, или вниз по леднику до р. Сарычат и далее вверх по её левому бе- регу и далее через сырты к руднику «Кумтор» (от 18 до 24 ч).

С ледника Бороко аналогично леднику Колпаковского на рудник «Кумтор» (от 24 до-36 ч), или на север через перевал Михальчевского (от 16 до 24 ч).

С ледника Киче-Борду - аналогично леднику Колпаковского на рудник «Кумтор» (от 24 до 40 ч), или обратно на север через перевал ВГУ-400 в д. р. Джетыогуз (от 16 до 24 ч).

С ледника Металлург - аналогично леднику Колпаковского на рудник «Кумтор» (от 24-до 40 ч), или на север на ледник Онтор и в ущ. Каракол (от 18 до 32 ч).

Запасные варианты

ДАТА

ДЕНЬ

УЧАСТОК МАРШРУТА

ОТМЕТКА О ПРОХОЖДЕНИИ

пер. Межозёрный (1А) : д.р. Чон-Кызыл-Су

ПРОЙДЕН

ледн. Кёльдыке (№260) : пер. Загадка Восточ- ная (2А*) : ледн. Колпаковского (№317)

В случае опоздания на 2 суток и более: ледн. Колпаковского : пер. Ульяновцев (3А*) - ледн. Айлама

Ледн. Бороко Зап. - пер. Михальчевского Игоря (3А*) - ледн. Айлама

С перевала 50 лет Советской Киргизии - спуск на ледник Байтор напрямую

Ледн. Айланыш : пер. ВГУ-400 (3А*) - ледн. Киче-Борду

ПРОЙДЕН

Обход перевала Южное плечо пика Караколь- ский: ледн. Киче-Борду, ЮВ камера (№286) : ледопад ледн. Киче-Борду (№287)

В случае опоздания на 3 суток и более: ледн. Киче-Борду (№286) : пер. Васильева (3А*) - ледн. Каракол (Онтор Зап.) (№323) - ледн. Онтор Вост. (№325)

ПРОЙДЕН

В случае высокой лавинной опасности и небла- гоприятных метеоусловий: с ледника Киче- Борду, верхнее плато (№287) спуск по ледо- паду на ледник Киче-Борду №287, нижнее плато

ледн. Киче-Борду, нижнее плато (№287) пер. на ледн. Металлург (2Б-2А, 4300) [п./п.] - ледн. Металлург (№281)

ледн. Онтор : пер. Онтор (1Б) : ледн. Кёльтор: ущ. Кёльтор : д.р. Каракол

Изменения маршрута и их причины

Сначала следует сказать, что до 13 августа (вот и не верь в приметы) группа двигалась по графику. Мы даже прошли один «лишний» перевал, заявленный как запасной, в начале похода (радиально, для наилучшей акклиматизации).

Затем случился природный катаклизм - трое суток подряд валил снег, был ураганный ветер. Произошло это, как назло, перед нашей первой 3Б. Точнее, прямо на гребне главного хребта Терскея, перед началом спуска по определяющей стороне, на высоте 4600 м. Выпало больше 1-1,5 м снега (это без учёта метелевого уплотнения и сдува). Наглядно об этом факте рассказывают 2 фотографии (Фото 27 и Фото 28) в отчёте, сделанные в начале периода и в его окончании. Затем нам пришлось ещё сутки выжидать, когда вся эта снежная масса или свалится вниз со склонов лавинами, или спрессуется.

Рассматривался вариант спускаться, не дожидаясь окончания непогоды в направлении рудника Кумтор, но высокий снеговой покров растянул бы время схода с маршрута на неопределенный срок, к тому же, ниже нас на пути к Кумтору располагался ледопад Бороко, спуск по которому в такую погоду был небезопасен. Было принято решение дожидаться окончания непогоды и спускаться по основному маршруту. Своевременно урезанная норма суточной еды позволила нам дождаться погоды, приемлемой для спуска с перевала 3Б. С перевала 50 лет Советской Киргизии спускались медленно и осторожно. На спуске снова попали в туман и снегопад и дальше, до вечера, работали в экстремальных условиях.

Перевал Айлама (2Б) тоже прошли трудно, слишком много снега было на СКАЛЬНОМ перевале. До метра - на скалах, столько же или больше - на осыпях, курумниках и моренах. Скорость движения, низкая и без того, дополнительно упала из-за многодневной «диеты». Продукты растягивали до последнего (всякое ещё могло произойти, помощь кому-нибудь, например, оказывать). В итоге к заброске вышли с 4-х дневным опозданием, что определило дальнейшую тактику - сделать минимальный маршрут 6-ки.

После выхода на заброску трое участников (Чижик-Фриновский, Арефьев, Петров) по состоянию здоровья приняли решение о прекращении похода и сходе с маршрута. Созваниваемся с МКК и уведомляем об изменении в составе группы.

Оставшиеся шесть человек смогли закончить маршрут, пусть и в минимально допустимом формате, по запасным вариантам. Пришлось трудно, так как из долины в высокогорную зону снова пришлось пробиваться (на этот раз - вверх) по пояс и даже по грудь в снегу. На перевале ВГУ-400 пришлось пробивать траншею вверх по грудь в снегу без груза, челноками по связкам. Сутки пурговали под стеной пика Каракол, на высоте почти 5000 м. Было потеряно ещё 2 дня, но мы уложились в минимум.

Вернувшись в снеговую зону с днёвки из долины, мы были свидетелями постоянного схода лавин, во всём разнообразии, «из точки», «доски», снежно-ледовые обвалы, пылевидные и пр. Лавины сходили самопроизвольно даже спустя 5-6 дней! Из-за небывалых в это время года холодов через серьёзные реки мы переходили, не то, чтобы вброд, а даже просто по камням.

График движения

+1070

-400

07.08.2019

Подход под перевал Шаркыратма- Перевал Межозёрный радиально.

6(4,5)

+900

-200

Тропа, морены, подвижная осыпь.

08.08.2019

Перевал Шаркыратма, ур. Шатылы, д. р. Чон-Кызыл-Су до метеостанции

6(4)

+100

-1200

Пологий осыпной склон на подъём, живая осыпь на спуск, травянистый склон, тропа

09.08.2019

12(11)

+300

-200

Снежник, снежно- ледовый склон до 40°,- ледовая- стена до 80°, закрытый ледник на перевале. Спуск : сн.-лед. склон.

13.08.2019

Перевал Советских Педагогов

10(9)

+200

-200

На подъём - закрытый ледник с плотным настом, на спуск - скально- ледовая стена

14.08.2019

Перевал 50 лет Советской Киргизии, ледник Айлама

13(13)

-600

На подъём - закрытый ледник с глубоким- снегом, на спуск снежно ледовая стена от 40 до 80° с выходом на закрытый ледник с глубоким снегом.

20.08.2019

Перевал Айлама, ледник Байтор, д. р. Джеты-Огуз

12(10)

-1380

Подход под перевал

-- закрытый ледник с глубоким- снегом- и множеством больших трещин, на подъём закрытый- ледник- с глубоким снегом, на спуск скально- ледовый- склон, покрытый снегом от 35 до 80°. Внизу крупноблочная осыпь, покрытая глубоким свежим снегом, и ледник, покрытый глубоким свежим снегом. Вдоль реки - тропа, дорога.

21.08.2019

Д. р. Айланыш

3(2)

+500

Тропа, плохо заметная тропа, маркированная турами.

24.08.2019

Ледник Айланыш, перевал ВГУ-400

9(9)

+530

Подход - закрытый ледник с глубоким свежим- снегом- до 70 см.

Попеременная тропёжка (первый тропил без рюкзака, с последующим возвратом).- На подъём- -- снежно- ледовый- склон- 35-

50° с глубоким снегом до 1 м

26.08.2019

Перевал ВГУ-400, ледник Кичеборду, подход под пик Каракольский

9(8)

+400

На подъём- - снежно-ледовый склон- 35-50° с глубоким снегом до

1 м, на спуск закрытый- ледник- с глубоким- снегом. Незначительный подъём-- по закрытому леднику.

27.08.2019

Ледник Кичеборду

28.08.2019

Перевал Западное плечо пика Каракольский, перевал Васильева, ледник Онтор Западный

8(6)

+120

-1820

На подъём- - закрытый- ледник- с глубоким свежим снегом,- на- спуск- снежно-ледовый склон- 40-50° с глубоким свежим снегом.

29.08.2019

Д. р. Онтор, а/л Каракол.

4(3)

-650

Тропа

Высотный график
КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

скачать карту маршрута

Техническое описание

День №1 5 августа

Слияние рек Телеты Западная и Джетыогуз : д. р. Джетыогуз : ущ. Айланыш и обратно (заброска).

От места слияния рек Телеты Западная и Джетыогуз (через Телеты : мост рядом : юрта) двигаемся по тропе правого берега широкой пологой долины Джетыогуз, местами заболоченной. До развилки двух рек Байтор и Айланыш (исток реки Джетыогуз) идем около двух часов. Для акклиматизации темп неспешный. Далее продолжаем движение вверх по правому берегу р. Айланыш по тропе (подъём становится круче), переходим по бревнам через приток (р. Арчалытор) и через 2 часа поднимаемся на устьевую ступень ущ. Айланыш. Зона леса остается позади, лишь по правому борту ещё остаются отдельные рощи Тянь- Шанской ели и арчи. Здесь переходим вброд на разливах через несколько рукавов реку Айланыш (брод простой, течение несильное, глубина 40-50 см) на левый берег, где в осыпи закапываем нашу заброску. Координаты 42°12'22.277" N 78°22'1.482" E. Она отлично сохранилась здесь.

Назад возвращаемся тем же путём. ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 9 км. Ходовое время 8 ч. ЧХВ 5 ч.

Перепад высот +340/-340 м. Высота ночёвки 2490 м.

Координаты ночёвки 42°16'23.706" N 78°19'20.651" E.

Погода : облачно, временами дожди.

День №2 6 августа

Слияние рек Телеты Зап. и Джетыогуз : д. р. Джетыогуз : ущ. Чолок. ФОТО№ 1-2.

От места ночёвки на правом берегу р. Джетыогуз, на поляне в 200-х метрах ниже слияния её с р. Телеты Западная, идем вниз по дороге по долине Джетыогуза и примерно через 1,5 часа спуска переходим по мосту на её левый берег по основной дороге, а затем, почти сразу, через речку Ат-Джайлоо. Сразу от моста по левому берегу речки Ат-Джайлоо начинаем подъём. Сначала идёт дорога, но быстро превращается в широкую скотогонную тропу, подъём становится круче. Примерно за 2,5 часа пути от ущ. Джетыогуз поднялись на устьевую ступень. Здесь, через речку, несколько юрт. Речка в этом месте разделяется на два рукава, ущелье расширяется, еловый лес растёт лишь местами. Переходим через оба потока вброд (30-40см воды, течение слабое) и движемся по не столь заметной тропе по правому берегу правого притока в направлении хорошо заметного от юрт скального ригеля, являющегося естественной плотиной большого красивого озера (направление - юг). Не дойдя до ригеля около 1 км, встаём на ночёвку на обширных лугах зона леса осталась-позади. От юрт : около 1ч. хода. Подниматься выше нет смысла, так как нам требуется плавная акклиматизация.

Во второй половине дня совершаем радиалку налегке в верховья безымянного правого цирка. В дальней части цирка находим небольшое озеро. Подъём по травянистому склону крутизной 25-30 градусов. Остатки тропы. В цирк выходит несколько нехоженых ещё седловин сложностью 1Б-2А (видимо, в долину р. Джетыогуз). Весь подъём в среднем темпе занял около 1 ч. Обратно спуск : по пути подъёма (25 минут).

Расстояние 12 км.

Ходовое время 5 ч 30 м.

ЧХВ 4 ч.

Перепад высот +510 м. Высота ночёвки 3000 м.

Координаты ночёвки 42°15'26.141" N 78°16'35.771" E.

Погода : солнечно, во второй половине дня облачно, град, гроза.

День №3 7 августа

ущ. Чолок (в 2-х км ниже каменного ригеля) : под перевал Шаркыратма. Радиально: перевал Межозёрный (1А, 3900м).

ФОТО№ 3-6.

Перевал Межозёрный (1А, 3900м).

Характеристика : осыпной.

Расположен в хребте, разделяющем долины рек Джетыогуз и Чон-Кызыл-Суу.

Координаты перевала 42°13'12.071" N 78°15'36.923" E.

Соединяет ущелья Чолок (Ат-Джайлоо) и Шаркыратма.

Пройден: с севера, радиально.

Рекомендуется проходить: с юга на север.

От места ночёвки в 1км.ниже скального ригеля в ущ. Чолок за 40-45 минут подходим к скальному ригелю. На него восходим по широкой косой травяной- полке : кулуару, ведущему из-под правой части основания ригеля вправо, к его левому канту в верхней части (1 час). Крутизна подъёма до 35 градусов, местами камни, полка в нижней части мокрая, ручьи. От верха ригеля-плотины открывается красивый вид на озеро больших размеров.

У озера перекусываем и продолжаем путь.

Огибаем озеро справа, оставляя его по левую руку. От конца озера поднимаемся круто вверх вправо в западном направлении и за 1 час выходим по моренам и осыпям в маленькую висячую долинку. Здесь в средней части долины, найдя воду, встаём на ночёвку. Эта долинка в верхней части выводит на перевал Шаркыратма. Но если от конца озера продолжить движение вперёд по ущелью, то можно выйти к подножию перевала Межозёрный, на маленькое озеро. До конца дня времени ещё много, но нам не следует подниматься выше и переваливать в соседнюю долину, так как нам нужна ночёвка на высоте для акклиматизации, да и день тогда бы получился слишком напряжённым.

В оставшееся время налегке поднялись на перевал Межозёрный (1А, 3900 м). От места лагеря двигались по моренам в южном направлении около 2 км, выйдя на маленькое озеро у подножия перевального взлёта. Сюда же можно было попасть напрямую, от большого озера (смотри выше). Поднимались на перевал по осыпи крутизной 35-40 градусов, траверсом влево (камнеопасно, каски). Выйдя на гребень, по нему прошли 400 метров влево (на восток) и вышли к перевальному туру (от лагеря : около 1,5ч.). Определяющая сторона этого перевала : северная неустойчивые средние осыпи до 40 градусов.

Если требуется спуск в соседнюю долину, то это не представляет сложности : идти следует вдоль маленького открытого ледника, по морене : карману. Спуск выводит на травяные луга и в их дальней части : к большому красивому озеру. Спуск на юг будет существенно проще и положе подъёма.

Повернув обратно, за 1 час спустились к лагерю по пути подъёма.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 11 км. Ходовое время 6 ч. ЧХВ 4 ч 30 м.

Перепад высот +700 м. Высота ночёвки 3700 м.

Координаты ночёвки 42°13'49.176" N 78°15'45.413" E.

Погода : переменная облачность.

День №4 8 августа

Северное подножье перевала Шаркыратма : перевал Шаркыратма (1А, 3800 м) - ущ. Шаркыратма : д. р. Чон-Кызыл-Суу : метеостанция (ФГС) у слияния с р.

Карабаткак. ФОТО№ 7-9.

Перевал Шаркыратма (1А, 3800 м).

Характеристика : осыпной.

Расположен в хребте, разделяющем долины рек Джетыогуз и Чон-Кызыл-Суу.

Координаты перевала - 42°13'28.32" N 78°15'15.407" E.

Соединяет ущелья Чолок и Шаркыратма.

Пройден: с севера на юг.

Рекомендуется проходить: с севера на юг.

От места ночёвки в висячей долинке северного подножья перевала Шаркыратма по моренам и пологим осыпям за 45 минут поднялись в ЮВ направлении на широкую осыпную седловину (фактически : плато) перевала Шаркыратма. Тур по центру.

Для спуска на юг выбираем один из мелкоосыпных «ручейков» в окружении средней осыпи, весьма подвижной и крутой (до 40 градусов), для этого от тура прошли по гребню метров 100 на восток. Спускались плотной группой, каски обязательны (камнеопасно). Через 20 минут оказываемся в осыпном цирке. Путь подъёма с севера значительно проще и положе спуска на юг. Далее идём по широкой здесь долине, по её правой части скоро начинается трава. Через 1,5 часа хода (от окончания спуска с перевала) начинаются заросли арчи, через которые идём по тропе. Тропу терять не рекомендуется, так как заросли местами непроходимые. Тропа удаляется от реки, идёт высоко над ней по правому борту ущелья. Ещё через 1,5-2 часа тропа резко «ныряет» вниз, к реке. Спуск очень крутой, по саю, до 40 градусов, около 25 минут, и на мокрой тропе могут быть проблемы (скользко). Подъём в обратном направлении может занять более часа времени. На всём спуске от травяных лугов до реки воды нет, а мест для ночлега нет до самого дна ущелья Чон-Кызыл-Суу.

Перейдя на левый берег реки Шаркыратма, по тропе переваливаем через боковой скальный отрог, так как ниже вдоль реки непроходимый каньон.

Далее по тропе спускаемся круто вниз в ущелье Чон-Кызыл-Суу. Тропа очень крутая, конгломератная в одном месте вырублена в скале. Уклон составляет до 40 градусов. Растительность, в основном, колючие кусты. Серпантинами за 45 минут спускаемся в лесную зону долины, где спуск становится проще. Выходим на дорогу вдоль правого борта долины Чон-Кызыл-Суу, здесь достаточно широкой, к небольшому навесу и юрте.

Спуск к р.Чон-Кызыл-Суу занял более часа. Вверх, видимо, здесь придётся идти не менее двух с половиной часов. Движение во время, или сразу после дождя может стать опасным.

На дороге поворачиваем налево вверх по р. Чон-Кызыл-Суу и за 40-45 минут бодрого хода достигаем моста дорога переходит на левый берег. Ещё через 20 минут приходим на метеостанцию, где забираем заброску с продуктами и специальным снаряжением и ночуем. Акклиматизация завершена успешно.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 14 км. Ходовое время 6 ч. ЧХВ 4 ч.

Перепад высот -1100 м. Высота ночёвки 2600 м.

Координаты ночёвки 42°11'32.753" N 78°11'58.95" E.

Погода солнечно.

День №5 9 августа

Метеостанция (ФГС) у слияния реки Чон-Кызыл-Суу с р. Карабаткак : д. р. Чон- Кызыл-Суу (напротив впадения р. Кёльдыке).

Утром выходим. Рюкзаки потяжелели почти вдвое: идем медленно, привыкая к новой нагрузке. По хорошей тропе за 3 с небольшим часа по левому берегу реки Чон-Кызыл-Суу поднялись до места впадения в неё р. Кёльдыке. Тропа пару раз обходит прижимы, поднимаясь метров 30 над рекой. Нам необходимо переправиться на правый берег и по плану здесь ночевать. После разведки принимаем решение бродить реку ранним утром следующего дня, так как уровень воды высок. Жарко даже по ночам, идёт активное снеготаяние.

Вечером погода портится, но по-прежнему необычайно жарко.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 8 км. Ходовое время 3 ч. ЧХВ 2 ч.

Перепад высот +100 м. Высота ночёвки 2700 м.

Координаты ночёвки 42°8'24.666" N 78°11'57.24" E.

Погода : переменная облачность, вечером пасмурно.

День №6 10 августа

Д. р. Чон-Кызыл-Суу (напротив впадения р. Кёльдыке) : ущ. Кёльдыке : озеро под ледником Кёльдыке.

ФОТО№ 10-12.

Ночью начался дождь, продолжавшийся до 11ч. утра. Река, вопреки ожиданиям, не обмелела, а совсем наоборот. В 7:00 дождь немного поутих, и мы принимаем решение наводить навесную переправу. Для этого выбрали место со стоящей на высоком исходном берегу елью, в 200 м выше впадения в Чон-Кызыл-Суу реки Кёльдыке. На целевом берегу веревки крепили также за ель, там берег везде низкий. Переправа лидера (без рюкзака) маятником заняла вместе с подготовкой около часа. Течение очень сильное, река словно кипит. Видимо, ночной тёплый дождь сделал своё дело, и снег на леднике сокрушительно тает. Общее время переправы со сдёргиванием : немного меньше 2-х часов. После этого пришлось ещё переправляться вброд через два рукава реки Кёльдыке первый рукав тоже оказался полноводным. После переправ, занявших, в сумме, около 3-х часов, решили заодно пообедать, так как основательно промокли и замёрзли, а выше по долине р. Кёльдыке воды не будет долго. Дождь прекратился, и вышло солнце.

После обеда начинаем подъём на устьевую ступень ущ. Кёльдыке. Полтора часа довольно крутого серпантина тропы, а вернее : множества троп, по высокому еловому лесу: и мы выходим на ригель. Заканчивается лес, а скоро и сменивший его арчёвник. Дальше тропа становится- фрагментарной, идёт высоко над рекой. Проходим слияние двух рукавов р. Кёльдыке. Продолжаем движение по правому борту ущелья и поднимаемся на очередную ступень, обходя курумник с зарослями шиповника слева, в обход. Здесь тропа окончательно теряется, но путь очевиден. Движемся по широкой заболоченной террасе с разливами реки, ближе к её середине легко и просто переходим вброд на левый берег. Терраса заканчивается небольшими моренными холмами и упирается в большой скальный ригель. Проход наверх, к озеру : по характерной рыжей осыпи вдоль потока, вытекающего из озера под ледником. Подъём занимает более часа. Мы достигаем верха каменного ригеля, подпирающего довольно большое озеро. Ледник совсем рядом. Снова переходим речку фактически по озеру (здесь почти нет течения) и встаём на ночёвку на песчаных площадках ригеля- вблизи правого борта ущелья. Чуть дальше, у озера : источник с чистой водой.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 7 км. Ходовое время 10 ч. ЧХВ 6 ч.

Перепад высот +900 м. Высота ночёвки 3600 м.

Координаты ночёвки 42°7'42.059" N 78°14'37.422" E.

Погода : утром пасмурно и дождь, днём и вечером переменная облачность.

День №7 11 августа

Озеро под ледником Кёльдыке : ледник Кёльдыке (напротив склона перевала Загадка Двойная).

ФОТО№ 13-15.

Решаем, что путь на западную, ближнюю к нам седловину, хотя и проще технически, но гораздо опаснее. Путь проходит по большой наклонной косой полке, восходящей от ближней к нам части перевального взлёта прямо под седловину. Но полка прорезана следами от лавин и ледовых обвалов. Во время обеда прямо на полку падает лавина, вызванная ледовым обвалом огромных размеров. Она окончательно заставляет склониться к варианту с восточной седловиной.

От места обеда идём преимущественно по правой стороне ледника, трещин мало. Вдоль левого борта : лавиноопасные снежно-ледовые стены хребта. Ледник становится закрытым почти напротив седловины перевала Загадка Двойная, немного не доходя до перевала Загадка Восточная. Эти два перевала находятся почти напротив друг друга. Встаём на ночёвку у начала снежных полей. За водой пришлось идти на правый борт ледника, под склон, где есть ручей на льду.

Остаётся время на обработку склона. Ведущая двойка за 2,5 часа тропит закрытый ледник до начала подъёма на перевал и провешивает три верёвки по снежно-ледовому склону.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 5 км. Ходовое время 7 ч. ЧХВ 3 ч.

Перепад высот +750 м. Высота ночёвки 4350 м.

Координаты ночёвки 42°7'14.772" N 78°17'1.013" E.

Погода : утром пасмурно и дождь, днём и вечером переменная облачность.

День №8 12 августа

Ледник Кёльдыке (напротив восточной седловины перевала Загадка Двойная) :

перевал Загадка Двойная, восточная седловина (3А, 4650м) - ледник Колпаковского. ФОТО№ 16-19.

Перевал Загадка Двойная, восточная седловина (3А, 4650м).

Характеристика : снежно-ледовый.

Расположен в главном хребте Терскей-Ала-Тоо.

Координаты перевала - 42°6'59.034" N 78°17'20.993" E.

Соединяет ущелье Кёльдыке и ледник Колпаковского.

Пройден: с севера на юг.

Рекомендуется проходить: в обоих направлениях.

От места ночёвки в центре ледника Кёльдыке, напротив склона восточной седловины перевала Загадка Двойная, пересекаем закрытый ледник в связках по проторенным с вечера следам и поднимаемся к началу перил. Первая верёвка : вверх 35-40 градусов до ледового зеркала, вторая : траверс ниже зеркала по снежному склону влево 35-40 градусов, третья : вдоль левого по ходу края зеркала прямо вверх (фирн 40 градусов). Все три верёвки были провешены накануне. Следующая верёвка с той же крутизной приводит на нижний левый по ходу край ледового сброса. Пятая : в обход сброса влево, по ледовому гребешку вдоль левого по ходу края сбросов (лёд от 30 до 45 градусов). На шестой верёвке (лёд 45-50 градусов) лидер, идущий уже здесь без груза, упирается в большой разрыв. Приходится вешать седьмую верёвку траверса влево по ледовому склону такой же крутизны (в половину её длины) и затем спрямлять путь для группы по диагонали, на что уходит более часа. Выше, над нами : вертикальная ледовая стена, и обход её : по ледовому кулуару слева. Восьмая верёвка : продолжение диагонали влево до маленького скального острова под кулуаром (лёд 40-45 градусов). Лидер по-прежнему идёт без груза и группа по очереди подтаскивает его рюкзак. Девятая верёвка вверх под кулуар (твёрдый «зимний» лёд 50-55 градусов). 10-я верёвка : самая сложная: вверх до стенки (50-55 градусов, 15 метров) и по стенке 75-80 градусов, 10 метров в кулуар. Здесь крутизна уменьшается до 40 градусов, что воспринимается как «почти ровно» (10 метров). 11-я верёвка (35-40 градусов) выводит нас на ледово-фирновый склон выше упомянутой ледовой стены. Отсюда вешаем, скорее по инерции, ещё одну, 12-ю верёвку (30-35 градусов) по фирну до пологой части перевального склона. Перевал уже близок, но путь осложнён широкими закрытыми трещинами с хилыми мостиками. Попеременно в связках выходим почти по центру широкой перевальной седловины перевала Загадка Двойная, но оказывается, что путь вниз, на ледник Колпаковского, в этом месте представляет собой фирновую стенку. Пологий спуск обнаруживается к западу (справа), но путь туда отрезан, как мы выяснили экспериментальным путём, широкими трещинами, при этом снежные мосты не держат вообще. Поэтому идём влево, на восточный край седловины Загадка Двойная. Естественно, тура на снежной седловине нет. Имеем ввиду то, что пройденная нами седловина : восточная из двух возможных.

На перевал поднялись за 10 часов.

Путь вниз, на ледник Колпаковского: перила с креплением на ледорубах, сначала по фирновой стенке 15 м 50 градусов, затем 20 м 30 градусов. По второй верёвке мы уходим вниз, 20 метром до бергшрунда и через него (мостик постоянно проваливается, берг глубокий и широкий) на снежный склон. Последний участник на личной технике без рюкзака с нижней страховкой спускается к основной группе. Собираемся всей группой, формируем связки, и по сильно раскисшему фирну, постоянно и глубоко проваливаясь, спускаемся на основное течение ледника Колпаковского, забирая левее, к нунатаку у его правого борта.

С перевала спустились за 2,5 часа.

Ночуем под нунатаком, найдя ровное место. Воды нет, топим снег.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 3 км. Ходовое время 12 ч.

ЧХВ 11 ч.

Перепад высот +100 м. Высота ночёвки 4450 м.

Координаты ночёвки 42°6'52.248" N 78°17'41.472" E.

Погода : солнечно.

День №9 13 августа

Ледник Колпаковского (под перевал Загадка Двойная) : перевал Советских Педагогов

(2Б, 4634м) : ледник Бороко Западный, западная ветвь.

Перевал Советских Педагогов (2Б, 4634м).

Характеристика : скально-ледовый.

Расположен в южном отроге хребта Терскей-Ала-Тоо.

Координаты перевала - 42°7'42.239" N 78°18'39.276" E.

Соединяет ледник Колпаковского и верховья ледника Бороко Западный (западная ветвь).

Пройден: с запада на восток.

Перевал опасен камнепадами и не рекомендуется к прохождению.

ФОТО № 20-24.

От места ночёвки под нунатаком на правом борту ледника Колпаковского поднимаемся по снежным полям правого борта, постепенно выходя на центр ледника. Фирн с утра тверд, идётся легко. Ледник пологий и очень широкий, около 1 км. Справа остаётся низкая снежная седловина перевала Бороко. Перевал Советских Педагогов виден в северо- восточном направлении как широкая и высокая снежная седловина, слева от седловины Бороко. Еще левее (направление : север) больших размеров седловина перевала Ульяновцев. А на северо-западе : группа седловин перевала Загадка Восточная.

Подходим под перевальный взлёт, на что уходит 1,5 часа от места ночёвки. Перевальный взлёт с крутизной до 20 градусов, фирн пока не проваливается, на подъём : 40-45 минут.

Тур на скалах северной части седловины, слева по ходу.

Спуск с перевала не просматривается (по крайней мере, тот вариант, что предлагается описаниями). Оценив другие видимые варианты, нашли их более опасными из-за сходящих произвольно камней. Например, прямо вниз или с уходом правее.

От скал, ограничивающих седловину с севера, вешаем первую верёвку вниз, сначала правее, по снегу, а затем : влево, по скалам и камням - под скальную стенку, на наклонную осыпную полку. На полке собирается вся группа, чтобы не сыпать камни, так как дальше предстоит спуск по стене вертикально вниз 1 верёвку до льда. Существующую станцию укрепляем. Спуск по скалам 70-90 градусов через 48-50 м выводит на крутой лед. Первый участник тщательно чистит стену от свободно лежащих камней. Станция под стеной (на ледобурах) получилась неудобная, так как длины верёвки хватило с трудом. Нависание защищает одного участника. Третья верёвка по льду 45 градусов с уклонением влево по ходу движения, чтобы уйти из-под скальной верёвки. Четвёртая аналогичная третьей. Пятая вертикально вниз, через 20 м выводит, через бергшрунд шириной до одного метра, на снежный склон 35 градусов, приводящий на ледник Бороко, выше ледопада. Через бергшрунд есть снежные мосты. Скальную и первую ледовую верёвку проходим в комплексе строго по одному, чтобы исключить возможность травм из-за случайного сброса-- камней участниками. После спуска первого участника на снег, выставляем снизу наблюдателя, контролирующего и координирующего спуск. Это оказалось не напрасно, так как в процессе спуска группы произошёл спонтанный сход каменного блока с гребня выше перевала. Блок прошел прямо по линии спуска скальной верёвки, участник в это время находился под скалами на первой ледовой станции. По предупреждению наблюдателя тот успел спрятаться под скальным навесом. Нижние участники в этот момент были уже внизу на леднике благодаря большому, в 2 верёвки, интервалу между участниками. Так что метод сработал «на все сто». Из-за больших интервалов спуск группы из 9 человек занял более 5-ти часов, что мы считаем оправданной мерой безопасности. Все верёвки сняли методом сдёргивания. На скалах осталась расходная петля из репшнура, а на льду : петля в ледовой проушине. В процессе спуска погода испортилась, и как оказалось надолго. Пошёл мокрый снег.

На ночёвку остановились, отойдя на безопасное расстояние от склона. Ледник ровный, закрытый. Место ночёвки, как всегда, было тщательно прозондировано на предмет скрытых трещин. Воду топили из снега.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 4 км. Ходовое время 10 ч. ЧХВ 9 ч.

Перепад высот 0 м. Высота ночёвки 4450 м.

Координаты ночёвки 42°7'48.528" N 78°18'52.505" E.

Погода : с утра солнечно, после 15 ч пасмурно, туман, снегопад.

День №10 14 августа

Отсидка на леднике Бороко ввиду снегопада и отсутствия видимости.

Снегопад закончился только к 16 часам, туман ушёл в 15 часов.

День №11 15 августа

Ледник Бороко Западный, западная ветвь (выше ледопада) : под седловину перевала-50 лет Советской Киргизии. ФОТО № 25-26.

От места ночёвки на леднике Бороко под склоном перевала Советских Педагогов начинаем подъём в восточном направлении по пологому левому истоку западной ветви ледника Бороко Западный. Ледник закрытый, движение в связках. Перевал 50 лет Советской Киргизии с места ночёвки не виден, скрытый перегибом ледника. Он открывается лишь спустя час хода, когда мы поднялись в большой снежный предперевальный цирк, почти плато. Направление : северо-восток. После суток снегопада движение затруднено, снег раскис, и выпало ещё 15-20 см свежего снега. Истинную седловину перевала без навигатора найти не удалось, и вначале мы ошиблись, выйдя на седловину, указанную в карте. Координаты седловины - 42°8'17.700'' N 78°19'14.700'' E. Как оказалось позднее, с неё можно было спуститься тоже. Седло, которое ходится всеми группами в последнее время (30 лет), находится в 500 м восточнее (правее по ходу). Еще правее : характерная выраженная-снежная седловина под высоким скальным пиком, однако, это не перевал. Спуск с него привёл бы на ледовые сбросы и ледопад.

От плато за 20-25 минут по пологому снежному склону мы вышли на перевал (как мы думали). Визуальный осмотр показал несоответствие с имеющимися описаниями. Эта седловина оказалась узкой и относительно выраженной. От истинной седловины перевала 50 лет Советской Киргизии должен был ниже начинаться хребет, разделяющий долины рек Чон-Кызыл-Суу (приток Айлама Западная) и Джетыогуз (приток Байтор). Здесь же был лишь крутой ледовый склон на ледник Айлама Западный. Пришлось немного спустится в долину ледника Бороко Западного и перейти на искомую седловину. На это ушло полчаса. Седловина перевала представляет собой, фактически, снежный хребет, в этом месте широкий. С востока есть повышение гребня, с запада гребень ровный. Вниз, на север, хребет на этом участке обрывается почти отвесной снежно-ледовой стеной. Проход нужно найти, его сверху обнаружить трудно. Для этого траверсируем гребень с северной стороны на восток, пока не упираемся в его взлёт. Именно от этого места и следует спускаться. Координаты - 42°8'19.056" N 78°19'29.255" E.

Пока делали разведки, погода, и без того не сулящая ничего хорошего, испортилась. Все долины внизу уже были покрыты сплошной пеленой облачности. Сверху слой облаков тоже. Из нижнего слоя уже только торчали наиболее высокие участки хребтов, но вскоре утонул и они. Ветер крепчал. Чистая прослойка, в которой мы находились, неумолимо сужалась. Началась позёмка. В таких условиях спуск с перевала сложностью 3Б был бы неоправданным риском, и мы решили вернуться на снежное плато и переждать. Спустились по своим следам на 200 метров, вырыли площадки, сделали снежные стенки, поставили палатки. Погода ухудшалась медленно, что указывало на длительность периода. После 11 часов приняли решение ночевать и разложили вещи. К этому времени ветер стал очень сильным и пошёл снег, началась пурга, видимость упала до нуля. Уже к вечеру первый раз откопали палатки, слой свежего снега составил 20 см.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 3км. Ходовое время 4 ч. ЧХВ 3 ч.

Перепад высот +200 м. Высота ночёвки 4650 м.

Координаты ночёвки 42°8'14.345" N 78°19'28.367" E.

Погода : утром облачно, после 11ч. пасмурно, туман, снегопад, сильный ветер.

День №12 16 августа

Отсидка из-за непогоды на верхнем плато ледника Бороко Западный (западная ветвь, левый исток) под седловиной перевала 50 лет Советской Киргизии.

ФОТО № 27-28.

Всю ночь и весь день шел снег разной интенсивности, ураганный ветер, отсутствие видимости. Выпало около 40 см снега. В целях экономии провизии, приняли решение о сокращении пайка и отказались от обедов.

Круглосуточно откапываемся.

День №13 17 августа

ФОТО № .

Всю ночь и весь день шёл снег разной интенсивности, ураганный ветер, отсутствие видимости. Выпало около 50 см снега. Общий слой свежего снега : более 1 метра. К вечеру появляются признаки улучшения погоды. К ночи холодает ниже минус 12 градусов.

Откапываемся постоянно.

По спутниковому телефону созвонились с МКК, сообщили о погодных условиях и дополнительно согласовали возможность аварийного выхода с ледника Бороко Западный через рудник Кумтор с дальнейшим переездом на автотранспорте к третьей части нашего маршрута. К счастью это не понадобилось

День №14 18 августа

Отсидка из-за массового схода лавин на верхнем плато ледника Бороко Западный (западная ветвь, левый исток) под седловиной перевала 50 лет Советской Киргизии. Погода : ясно, но очень холодно.

В первой половине дня сделана разведка на безымянную седловину под высоким скальным пиком в восточном направлении по плато ледника (около 1 км) с целью исследования возможности безопасного спуска в долину Байтора. Путь признали крайне опасным из-за лавин со стен пика, сбросов и отколов льда. Из-за слоя свежевыпавшего снега более 1 метра скорость продвижения (налегке) составила 400 метров в час. Продукты почти закончились, но газа пока достаточно, и это хорошо, ведь воды здесь нет и приходиться топить снег. Свежевыпавший снег регулярно сходит лавинами со склонов по всей долине. Из-за высокой лавинной опасности отказываемся от спуска с перевала в этот день.

Расстояние 1 км.

Ходовое время 2 ч 20 м.

ЧХВ 2 ч.

Перепад высот +50, -50 м. Высота ночёвки 4650 м.

Координаты ночёвки 42°8'14.345" N 78°19'28.367" E.

Погода : солнечно, штиль.

День №15 19 августа

Ледник Бороко Западный, левый исток западной ветви, верхнее плато : перевал 50 лет Советской Киргизии (3Б, 4658м) : ледник Айлама Западный (бассейн р. Чон- Кызыл-Суу).

Перевал 50 лет Советской Киргизии (3Б, 4658м).

Характеристика : снежно-ледовый. Определяющая сторона - северная.

Расположен в главном хребте Терскей-Ала-Тоо на стыке с боковым хребтом.

Координаты перевала - 42°8'19.056" N 78°19'29.255" E.

Соединяет ледник Бороко Западный и ледник Айлама Западный.

Пройден: с юга на север ВПЕРВЫЕ НА ЛЕДНИК АЙЛАМА ЗАПАДНЫЙ.

Рекомендуется к прохождению в направлении с юга на север. Для прохождения в обратном направлении рекомендуется вариант по гребню от перевала Айлама.

ФОТО № 29-30.

От места ночёвки (ледник Бороко Западный, левый исток западной ветви, верхнее плато) полого поднимаемся в северном направлении по снежному склону (глубина свежего снега : более 1 метра) и через 200 м выходим на уже знакомую нам седловину перевала. Здесь мы уже успели побывать четыре дня назад (смотри описание выше). Погода снова не очень хорошая, портится. Сильно дует, опускается облачность. Спуск начинаем у бокового ледового скола, вертикальной стеной спускающегося с восточной части гребня. В этом месте есть единственный не вертикальный проход. Крутизна перил на 1-ой верёвке : от 70 до 60 градусов, лёд. Однако перегиб на седловине в начале спуска значительный, и там лишь снег. Поэтому для спуска оставляем на перевале расходный снежный якорь (алюминиевый уголок длиной 70 см). Эту верёвку удалось сдёрнуть с- большим- трудом. От середины- первой верёвки перил уже виден весь путь спуска на перемычку. От перемычки начинается и уходит на север водораздельный хребет (долины рек Чон-Кызыл-Суу и Джетыогуз). Нам с неё предстоит спускаться налево, в сторону ущ. Чон-Кызыл-Суу, на ледник Айлама Западный. Вторая верёвка : лёд и фирн 60-50 градусов. Сдёргивали, используя ледовую проушину. На третьей верёвке крутизна склона уменьшается до 40-45 градусов, появляется слой снега. Снята с нижней страховкой, с грузом. Четвертая (35 градусов) и пятая (20-25 градусов) : по очень глубокому снегу выводят группу на неширокую снежную перемычку мы заранее сместили нить перил влево, следуя линии падения воды, чтобы было меньше шансов вызвать лавину. Тщательно следим, чтобы непрерывная нить перил нигде не прерывалась. Начиная с шестой верёвки, крутизна снова возрастает, начинается стена в сторону ледника Айлама Западный. Характер склона : снежно-ледовый. Используется сдёргивание перильных верёвок через петлю репшнура в ледовой проушине. К сожалению, дальше нас накрывает туман (облачность). Рация сломалась, и команды передаются по цепочке. Иногда в тумане появляются маленькие «окна», что позволяет ориентироваться. В качестве ориентира : скальная стена справа. Налево не следует уходить, так как там рельеф слишком непредсказуемый (отколы, сбросы, сераки), и в условиях плохой видимости просмотреть безопасный путь не представляется возможным. На нижних 6-ти верёвках начинается снегопад в виде крупы, которая сразу же стекает со склона, образуя «снежные реки» и даже «водопады». Готовить станции становится проблематично, так как приходится раскапывать слой фирна глубиной 30-40 см, чтобы докопаться до льда, и эти ямы тут же заполняются свежей «крупой». Особенно трудно в таких условиях готовить сдёргивание перильных верёвок. На склоне пришлось оставить ещё 2 снежных якоря и 2 ледобура. От перемычки было провешено ещё 13 перильных верёвок (не считая 5-ти от гребня перевала до перемычки). Последние 2 верёвки- в других условиях можно было и не провешивать, а пройти в связках (здесь глубина «свежака» достигала 1,5 метров и крутизна не более 35 градусов), но у нас была непогода, снегопад и видимость на 15-40 метров. Мы решили не рисковать. Спуск вывел под скалы правого склона, ниже бергшрунда. Там мы связались и пошли вниз, искать безопасное место для ночёвки. Продвигались медленно из-за чрезвычайно большого количества снега :- более 1 метра. Также пришлось- пересекать-множество «замаскированных» трещин. Место для лагеря нашлось по центру ледникового плато, от склонов было защищено большими открытыми трещинами на леднике и удалено метров на 300. Как раз смеркалось, и мы порадовались, что всё рассчитали правильно. Лагерь ставили под очередным снегопадом. Вода уже привычно добывалась из снега.

Всего на спуск с перевала 50 лет Советской Киргизии было провешено 18 перильных верёвок, в среднем по 45 метров каждая. От начала создания первой станции наверху гребня до ухода связок на ледник прошло 11 часов. Полное время спуска : 12 часов.

При движении в обратном направлении, на подъём, возможно, проще будет использовать сераки ледового склона правее (если смотреть снизу) нашего спуска, так как там есть относительно ровные полки, пригодные для отдыха. В целом, вполне реально за 1 ходовой день подняться до перемычки, образованной ледовым склоном Терскейского хребта и началом длинного бокового водораздельного гребня, уходящего от Терскейского хребта на север. Путь подъёма от перемычки до перевала 50 лет Советской Киргизии - по пути нашего спуска.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 1 км. Ходовое время 13 ч. ЧХВ 13 ч.

Перепад высот -600 м. Высота ночёвки 4050 м.

Координаты ночёвки 42°8'41.79" N 78°19'11.886" E.

Погода : пасмурно, после 10 ч туман, после 13 ч туман и снегопад.

День №16 20 августа

Ледник Айлама Западный, верхнее плато под перевал 50 лет Советской Киргизии (бассейн р. Чон-Кызыл-Суу) : перевал Айлама (2Б, 4049м) : ущ. Байтор : д. р. Джетыогуз.

Перевал Айлама (2Б, 4049м)

Характеристика : скально-ледовый (по факту : скально-снежный).

Определяющая сторона - восточная.

Расположен в водораздельном северном отроге хребта Терскей-Ала-Тоо, разделяющем долины рек Чон-Кызыл-Суу и Джетыогуз.

Координаты перевала - 42°8'59.166" N 78°19'28.829" E.

Соединяет ледник Айлама Западный и ледник Байтор.

Пройден: с запада на восток.

ФОТО № 31-32.

От места ночёвки (ледник Айлама Западный, верхнее плато под стеной перевала 50 лет Советской Киргизии) спускаемся в связках через ледопад на нижнее, основное течение ледника Айлама. Ледопад «распутали» у скальной стены правого борта примерно за час. Снова очень глубокий свежий снег, до 70 см. После спуска, обогнув скальный отрог, траверсировали правый осыпной склон и за 1 час по ровному леднику с глубиной снега до 70 см поднялись под перевал Айлама. Перевальная седловина отыскивается достаточно легко в этом месте ледник поднимается вплотную к скальному гребню. Первая по ходу выраженная седловина ложная, вторая, через 50 м : истинная (менее выражена). От ледника поднимаемся метров 30 по осыпи, покрытой глубоким свежим снегом, и выходим на перевал Айлама.

Седловина узкая, скально-осыпная, зажата скалами гребня. Тур находится легко. Спуск начинаем прямо от тура, где лежит прочный и большой каменный блок с остатками старых петель.

Спуск нас «порадовал» глубоким снегом, лежащим везде, кроме вертикальных участков. Много времени уходило на отыскивание и откапывание мест,- пригодных для оборудования станций. Плюс лишь в том, что отсутствовала камнеопасность. Первая верёвка 45 метров вниз по кулуару и налево вбок, в сторону. Станция : на скальном выступе, откопанном из-под снега. Отсюда начинается достаточно пологий скальный склон, плиты 30- 40 градусов. Но они покрыты глубоким снегом, и мы продолжаем вешать коллективные перила, 2, 3 и 4 верёвки. Общее направление : по диагонали вниз и влево. Целимся под основание скальной стенки, ограничивающей плиты слева (с севера). Станции : на скальных выступах (искали и откапывали) и одна : на скальных крючьях. Часть из них была промаркирована старыми петлями, что облегчало ориентирование. 4-я верёвка вывела под нависание стенки, где мы обнаружили маленькую, на 2 человека, скальную полочку и хорошую спусковую станцию на 3-х крючьях. Станцию укрепили, перебили и спустились вниз. 30 метров почти вертикального спуска по скалам выводит на ледовый склон, покрытый глубоким свежим снегом. Поэтому, до осыпного острова, уклоняясь влево, спустились без использования перил (около 120 м). Первую и последнюю верёвку сдёрнули через расходный репшнур, остальные сняли с нижней страховкой.

При движении вверх (в обратном направлении) целесообразно будет начинать подъём ещё севернее упомянутой скальной стенки, в её обход (это длиннее, но проще) либо южнее (круче, но короче), с выходом на наш путь спуска на плиты и в кулуар.

С перевального взлёта спустились за 4 часа. От осыпного острова спуск на ледник Байтор проходит по крупно- и среднеосыпному склону крутизной от 30 до 20 градусов, покрытому очень глубоким, до 1 метра, слоем свежего снега. Направление : не прямо вниз (там скальный сброс), а по дуге влево, затем правее. Этот участок группу порядком напряг, так как под метровым слоем снега скрывались большие полости между крупными камнями, невидимые при ходьбе. Травм, всё же, удалось избежать путём медленного передвижения и использования кошек (кошки жалко, но здоровье важнее). К леднику спустились примерно за 1 час. На этом участке летом ледник всегда открытый. Нам же достался слой снега глубиной в полметра. Пришлось снова формировать связки (а как хотелось быстро сбежать в долину!). За 1 час (с учётом времени на «переодевание») группа спустилась с ледника и вышла на ровные морены. Здесь закончилась «снеговая зона» и мы убрали лишнее снаряжение.

При движении в обратном направлении вход в цирк, откуда начинается восхождение на перевал Айлама, следует искать, пройдя по леднику Байтор около 1,5 км, за второй крутой ступенью (она обходится слева). Ориентир поворота - отвесная светло-бежевая скальная стенка отрога справа по ходу.

Дальше шли, периодически переходя р. Байтор то на левый, то на правый берег, почти этого не замечая, так как уровень воды упал настолько, что большая речка превратилась в большой ручей. Окончательно перейдя на левый- берег, за 1 час- по появившейся тропе прошли мимо впадения справа реки Байтор (восточный исток), и ещё через 40 минут вошли в еловый лес в начале устьевой ступени при спуске к слиянию рек Джетыогуз и Айланыш. За 45 минут по системе троп, ведущих по высокому еловому лесу, существенно скинув высоту, вышли на слияние рек, уже в густых сумерках. На ночёвку встали на левом берегу р. Джетыогуз, недалеко от его слияния с р. Айланыш, на ровных лугах. Смогли себе позволить костёр.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 12 км. Ходовое время 12 ч. ЧХВ 10 ч.

Перепад высот -1380 м. Высота ночёвки 2670 м.

Координаты ночёвки 42°13'29.477" N 78°20'40.332" E.

Погода : пасмурно, временами туман, штиль.

День №17 21 августа

Д. р. Джетыогуз (слияние рек Джетыогуз и Айланыш) : ущ. Айланыш

Четыре дня пургования впроголодь на высоте не прошли даром. По состоянию здоровья трое участников приняли решение о завершении похода. Участники, сошедшие с маршрута, пешком спускаются по д. р. Джетыогуз до поселка Жети-Огуз.

Оставшейся командой из шести человек, от места ночёвки переходим вброд реку Джетыогуз на правый берег, таким образом, оказываясь на стрелке двух рек. Ввиду двух подряд «ударных» дней, выходим поздно, ближе к обеду. Так как группа уменьшилась в полтора раза, на перераспределение снаряжения потребовалось время. Брод в наших условиях (несмотря на полдень) оказался весьма прост, уровень воды в реке : не больше 40 см, видимо, из-за продолжительных небывалых снегопадов и холодов. Далее следуем по левому берегу реки Айланыш. Вскоре начинается продолжительный подъём мы должны взойти на устьевую ступень висячей долины р. Айланыш, что характерно для Терскея. Слабо протоптанная тропа начинается от длинной поляны со следами заготовок леса. Её не следует терять. Тропа сразу начинает набирать высоту. Вскоре мы оказываемся высоко над руслом реки. Идём по лесной зоне. Подъём средней крутизны через 1,5 часа выводит нас к началу относительно широкой и плоской долины. Зона леса на левом борту ущелья заканчивается по правому борту ещё довольно далеко тянутся еловые леса. Минут чрез 20-25 мы приходим к месту нашей заброски в большой осыпи левого склона. Рядом большой ручей с чистой водой и большие ровные травянистые луга : хорошее место для днёвки.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 5 км. Ходовое время 2 ч. ЧХВ 2 ч.

Перепад высот +160 м. Высота ночёвки 2830 м.

Координаты ночёвки 42°12'21.719" N 78°22'3.834" E.

Погода : пасмурно, временами дождь.

День №18 22 августа

ДНЁВКА в ущ. Айланыш

На днёвке сортируем продукты и газ, откладывая лишнее (группа уменьшилась в полтора раза). Стираемся и просушиваем одежду и снаряжение.

Погода неплохая. С утра ясно, после обеда облачно, пару раз небольшой дождь.

День №19 23 августа

Ущ. Айланыш карман правой морены ледника Айланыш ФОТО № 33.

От места днёвки в нижней части висячей долины р. Айланыш продолжаем движение вверх по пологой долине левого берега реки Айланыш. Местами : тропа. Приблизительно через 40 минут на следующей террасе легко переходим реку через её рукава (не вброд, а по камням из-за небывало малого уровня воды). Снова следуем вдоль берега, придерживаясь тропы. На правом борту : небольшие рощи арчёвника и жимолости. Через 40 минут после переправы долина сужается, слева появляется морена,- куда начинает уходить тропа,- от маленькой берёзовой рощицы. Следуя по тропе, начинаем подъём в сторону начала морены, вскоре оказываясь в её кармане, где течёт полноводный ручей. Переправившись через него по камням, поднимаемся по тропе на гребень морены. Далее тропа ведёт по гребню, иногда обходя каменные завалы и значительно набирая высоту. Зона леса остаётся позади. Напротив нас начинается и тянется далее великолепная Джетыогузская стена, с которой периодически сходят грандиозные снежно-ледовые обвалы. За полтора часа, набрав более 300 м от дна ущелья, достигаем ровного участка. Здесь в кармане морены на разливах ручья находим отличное место для ночёвки, на ровных травянистых площадках в окружении ивняка. Ледник уже совсем близко.

Исходя из отчетов групп поднимавшихся на перевал Терскей, подъём занимает до 4 суток. Ввиду того, что значительная часть времени была потрачена на отсидку по погоде перед перевалом 50 лет Советской Киргизии, времени на штурм перевала Терскей не хватает. Принимаем решение далее следовать по запасному маршруту через перевал ВГУ- 400-I.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 7 км . Ходовое время 3 ч. ЧХВ 2 ч.

Перепад высот +500 м. Высота ночёвки 3330 м.

Координаты ночёвки 42°10'34.121" N 78°23'59.076" E.

Погода : переменная облачность, вечером дождь и туман.

День №20 24 августа

Правый моренный карман ледника Айланыш : ледник Айланыш (выше ледопада). ФОТО № 34-35.

От места ночёвки в правом кармане боковой морены ледника Айланыш проходим 30 минут вдоль кармана и достигаем холмов конечной морены ледника, стекающего с перевалов- ВГУ-400- и- Васильева.- Ледник- и- его- нижний- ледопад- хорошо- виден.- Обход ледопада : справа, по левому борту ледника. На моренах начинаются наши «любимые» снега, выпавшие неделей раньше. Поднимаемся по моренам, подъём становится круче. Слой снега под ногами постепенно достигает полуметра. Связываемся и продолжаем движение, выходя на левый борт ледника. По очереди пробиваем путь в почти метровой толще снега, скорость передвижения при этом не достигает даже 1 км/ч. Слева : ледопад. Идём по ледовым склонам, покрытым глубоким «зимним» снегом, ниже линии бергшрунда он хорошо виден. Накрывает туча, начинается сильный снегопад с грозой, туман, видимость падает до 50-100 м. Торопимся закончить обход ледопада, поскольку со стен хребта справа начинают течь «реки» из снежной крупы. Хорошо, что выпадающий снег не задерживается на склонах, иначе бы пришлось лезть в ледопад и искать путь там, спасаясь от лавин. За два с половиной часа непрерывной трудной работы по пояс в снегу достигаем ледникового плато. Ледопад остаётся позади. Отходим подальше от стен и устраиваем ночёвку выше ледопада на левой части ледника. Ледник закрытый. Как всегда, тщательно зондируем место лагеря. К вечеру снежная туча уходит и резко холодает. Воды здесь нет, топим снег.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 5 км. Ходовое время 5 ч. ЧХВ 4 ч.

Перепад высот +640 м. Высота ночёвки 3970 м.

Координаты ночёвки 42°10'26.207" N 78°25'57.888" E.

Погода : с утра дождь и туман, с 11 до 14 часов облачно, после 15 часов снег, гроза, туман.

День №21 25 августа

Ледник Айланыш, плато выше ледопада : полка на северном склоне перевала ВГУ- 400.

ФОТО № 36-37.

От места ночёвки в левой части ледника (над ледопадом) выше по леднику видна часть перевального склона ВГУ-400. Также виден весь склон перевала Васильева. Эта седловина находится на стыке скального гребня и ледовой- стены, прямо по ходу, если смотреть на верховья ледника. А в правой по ходу части этой ледовой стены, скрытый перегибом склона, находится перевал ВГУ-400-I - наша цель. Вторая седловина этого перевала, выше первой метров на 150, где-то по центру стены. По мере подъёма по плато ледника к стене, открывается вид на путь подъёма на наш перевал. Начало подъёма : правее характерного обнажения скал в нижней части стены. Подъём : вправо за перегиб. Чем ближе к стене, тем больше падает и без того маленькая скорость передвижения группы. Скоро мы уже практически барахтаемся в снегу, находясь на месте. 1 километр от ночёвки идём 2 часа. Пытаемся исправить ситуацию, тем более, что начался подъём на перевальный склон. Разделяемся на автономные связки-двойки и пробиваем далее путь в снегу (тропу- траншею) методом челнока, налегке, оставляя рюкзаки и возвращаясь за ними после 10-15 минут работы. Такой метод применяется в лыжных походах, когда в лесной зоне слишком глубокий снег. Становится легче, хотя при этом путь удлиняется втрое. Подъём по прямой вверх, без уклонений, ввиду повышенной лавинной опасности. На наших глазах с соседнего склона слева от нас самопроизвольно сходит снежная «доска», превратившись в лавину-огромных размеров. Наблюдаем ещё одну лавину - «из точки». Она тоже становится большой. Так работаем весь день,- очень медленно- продвигаясь вверх.- Крутизна склона меняется : от 35 до 45 градусов, но очень глубокий снег позволяет обходиться без провешивания перил. Это делаем только два раза, при переходе трещин-разрывов возле сераков. В 15 часов дня становится ясно, что при сложившихся климатических условиях, за один день нам не удастся взойти на перевал. Поднимаясь, всё время намечаем места для возможных ночёвок, и к вечеру встаём лагерем на хорошей ровной снежной полке, защищённой от склона сверху большим отколом ледовой стенки и выше её : большой трещиной.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 2 км. Ходовое время 9 ч. ЧХВ 9 ч.

Перепад высот +530 м. Высота ночёвки 4500 м.

Координаты ночёвки 42°10'18.312" N 78°26'42.96" E.

Погода : солнечно.

День №22 26 августа

Полка на северном склоне перевала ВГУ-400 : перевал ВГУ-400 I (3А, 4670м) : ледник Киче-Борду : верхний цирк под перевалом Западное плечо пика Каракольский.

Перевал ВГУ-400-I (3А, 4670м)

Характеристика : снежно-ледовый.

Определяющая сторона - северная.

Расположен в главном Терскейском хребте.

Координаты перевала - 42°10'12.264" N 78°26'46.926" E.

Соединяет ледник Айланыш (р. Джетыогуз) и ледник Киче-Борду (р. Сарычат).

ФОТО № 38-40.

От места ночёвки на снежной полке в верхней части северного склона перевала ВГУ- 400-I обходим слева по ходу ледовую стенку, под которой ночевали. Провешиваем 30 м перил через большую трещину (хороший снежный мост) и поднимаемся по фирновому склону крутизной 35-40 градусов связками с попеременной страховкой на крутых участках (2 раза по 20 м, местами до 45 градусов). Через 3 часа подъёма по участку льда 15 м и крутизной 40 градусов (перила) выходим на перевальное плато ВГУ-400-I, в его крайней восточной части (там, где оно обрывается на север в сторону ледника Айланыш). Пройдя по перевальной седловине на запад, останавливаемся в её центральной части, около самой низкой точки, недалеко от сбросов в сторону ледника Айланыш.

При движении в обратном направлении важно будет не пытаться начинать спуск с этой кажущейся «перевальной седловины» на ледник Айланыш там обрывается ледовая стена со следами свежих обвалов. Нужно спускаться по нашему пути подъёма.

Тур на перевале отсутствует (снежное плато).

Перекусив, начинаем спуск в связках в сторону ледника Киче-Борду. Сначала идём в западном направлении по пологому снежному плато. Потом постепенно заворачиваем к югу, оставляя по левую руку скальный отрог, разделяющий цирк перевала ВГУ-400-I и ВГУ-400-Снег здесь уже более плотный и слежавшийся, проваливаемся лишь немного. У окончания скального отрога (через 40 минут спуска) делаем резкий поворот влево, на восток, в сторону видимого пика Каракол. По пологому подъёму постепенно втягиваемся в цирк перевала ВГУ-400-II и оставляем его по левую руку. Путь дальше преграждает большой ледовый разлом. Его обходим из-под центральной нижней части, траверсом вправо по ходу, выходя, таким образом, на левый орографический верхний край сброса. Разлом пройден. На этом участке и далее вновь глубокий, до 70 см, рыхлый снег. Скорость передвижения падает до 500 м/час. Достигаем цирка перевала Западное плечо пика Каракольский под северо- западной стеной пика Каракол, где встаём на ночёвку в его центральной части. От подножия отрога до плато - около 4 часов подъёма.

С плато хорошо видна северо-западная скальная стена пика Каракол, слева от неё - снежная перемычка (ложная седловина) и ещё левее, в высоком снежном гребне с выходами скал - перевал Западное плечо пика Каракольский (понижения, как такового, нет совсем).

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 4 км. Ходовое время 9 ч. ЧХВ 8 ч.

Перепад высот +400 м. Высота ночёвки 4900 м.

Координаты ночёвки 42°10'5.7" N 78°27'26.351" E.

Погода : солнечно, штиль.

День №23 27 августа

Отсидка из-за непогоды на верхнем плато ледника Киче-Борду (под перевалом Западное плечо пика Каракольский).

С раннего утра и весь день : сильный снег, пурга, отсутствие видимости.

Утром, в ранних сумерках, начали собирать палатки, но пошёл снег, поднялся ветер. Стали выжидать, не снимая снаряжения, в палатках, на рюкзаках. Погода ещё ухудшилась, сел туман, снег и ветер усилился. Сидим, вынужденная днёвка. Только к вечеру началось улучшение погоды.

День №24 28 августа

Ледник Киче-Борду, верхний цирк под перевалом Западное плечо пика Каракольский - перевал Западное плечо пика Каракольский (5020м) - перевал Васильева (связка, 3А) - ледник Онтор - д. р. Онтор.

Связка перевалов Западное плечо пика Каракольский (5020 м) и Васильева (3А).

Определяющая сторона северная.

Расположен в главном Терскейском хребте, в северо-западном гребне пика Каракол.

Координаты перевала - 42°10'21.582" N 78°27'30.953" E.

Соединяет ледник Киче-Борду (р. Сарычат) и ледник Онтор (р. Каракол).

Пройден: с юга на север.

ФОТО № 41-47.

От места ночёвки на снежном плато под северо-западной стеной пика Каракол перевал Западное плечо пика Каракольский виден левее седловины, непосредственно примыкающей к северо-западной стене- пика. Перевал - это участок снежного гребня с выходами скал. Тур находится на одной из такой скал, в 500 м левее указанной видимой седловины. На гребень к туру выходим, используя GPS-навигатор. Подход по плато под склон - 40 минут (глубокий 50 см рыхлый снег). Подъём под бергшрунд 20 минут 100 м, снег и фирн до 35 градусов. Берг неширокий, проходим в связках попеременно и через 20 м (фирн и лёд до 35-40 градусов), попеременно в связках выходим на гребень- перевала. Гребень хребта здесь достаточно узкий, 2-3 м. Тур - на скальных выходах.

Спуск от тура - сначала траверс хребта 50 м на запад. В сторону спуска, на севере внизу видна большая- седловина перевала Васильева.- От этой седловины на север перпендикулярно Главному хребту Терскея отходит длинный водораздельный гребень - начало хребта между долинами рек Джетыогуз и Каракол. Продолжение спуска от перевала Васильева - в сторону реки Каракол. Это и есть связка перевалов Западное плечо пика Каракольский и Васильева. Первый из них выше второго на 550 м.

В связках спускаемся на седловину перевала Васильева. Везде очень глубокий слой свежего снега, до 1 м. Перила не требуются. Первые метров 200 - прямо вниз, от 45 до 35 градусов. Затем - обход трещин и сбросов по дуге вправо, затем - возврат на генеральную линию спуска влево (крутизна от 30 до 40 градусов). Последние 250 м - снежный склон с уменьшающейся крутизной до широкой снежной седловины перевала Васильева (небольшое плато). Спустились за 1 час. К востоку от седловины видны следы ночёвки группы. Тур на осыпном островке в южной части седловины, а вот записки нет. Остальные горки осыпи также были нами тщательно исследованы.

Для спуска с седловины перевала Васильева сначала траверсируем снежный склон на восток, параллельно стене пика Каракол, обходя таким образом сбросы под седловиной. В конце траверса крутизна склона возрастает до 35 градусов. Идем в связках с соблюдением дистанции в 50-80 м. между связками, чтобы меньше нагружать слон. Далее - почти прямо вниз, вначале по левой части склона, затем уходим правее, обходя сбросы, в нижней части - снова левее. Относительно пологие участки в 30 градусов с глубоким до 70 см снегом перемежаются с крутыми фирновыми склонами до 45 градусов. На таких участках используется попеременное движение, на усмотрение связок. Не провесив ни одной верёвки, за 2 часа без остановок спустились на ровную, почти плоскую, часть ледника Онтор Западный, на лёд, закрытый глубоким свежим снегом. В нижней части - пересечение опасного склона со следами ледовых обвалов. Это место проходим почти бегом.

Отдохнув и перекусив, продолжаем движение, перейдя на левый борт ледника. Через час движения достигаем морен левого борта. Здесь снега заканчиваются. Убираем верёвки и через неглубокий рантклюфт переходим на левобережные морены. Спускаемся по моренам, достигая окончания ледника (40 минут). Далее, придерживаясь потока, вытекающего из ледника Онтор Западный, спускаемся до левобережных морен нижележащего ледника Онтор Восточный (ещё 30 минут). Для упрощения пути, спустились на ледник и прошли по нему до-его окончания (крутизна языка до 15-20 градусов). Однако, возможен путь с траверсом морен, не выходя на него. Последний участок пути занял около 45 минут.

Окончательно убрав специальное снаряжение, за 40 минут по левому берегу реки и по холмам левых морен (начинается маркированная тропа) пришли на ровную зелёную террасу, последнюю перед заболоченной частью долины реки Онтор. У ручья с чистой водой и зарослями березовых кустов ночуем.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 12 км. Ходовое время 8 ч. ЧХВ 6 ч.

Перепад высот -1700 м. Высота ночёвки 3200 м.

Координаты ночёвки 42°13'08.7"N 78°28'56.4"E.

Погода : солнечно, к вечеру облачно.

День №25 29 августа

Долина р. Онтор, травянистые морены левого борта - д. р. Каракол - альплагерь Каракол - р. Аютор.

ФОТО № 48.

От места ночёвки на левом борту долины Онтор, в 2-х км от ледника Онтор, следуем вниз по тропе левого берега. Тропа по левому борту обходит широкий заболоченный разлив реки и через 1 час упирается в большой завал курумника (прижим). Замысловато петляя по курумнику в зарослях колючек и арчи, следуя по тропе (терять её не рекомендуется), обходим завал и спускаемся на широкую зелёную террасу левого борта ущелья. Далее тропа становится ярко выраженной. Через 1,5 часа подходим к ригелю. С устьевой ступени спускаемся к слиянию рек Онтор и Кёльтор, образующих реку Каракол. Спуск проходит по многочисленным тропам елового леса за 1 час. В конце спуска переходим по мостику через левый приток р. Онтор (р. Аютор) и начинается дорога, пройдя около 1 часа по которой, выходим на большую поляну с палатками альплагеря Каракол. По пути слева, в перелесках - палаточные лагеря. Пройдя альплагерь и перейдя вброд р. Телеты Восточная, находим машину для выброски с маршрута. Поход окончен.

ИТОГО ЗА ДЕНЬ:

Расстояние 15 км. Ходовое время 3 ч. ЧХВ 3 ч.

Перепад высот -650 м. Высота финиша 2550 м. Погода : солнечно.

Опасности и погодные услови

Погода наш маршрут разделила на 2 части. Сначала было лето, а с 13 августа началась зима. Если сначала жарко днём и тепло ночью было даже на перевалах и под перевалами, то затем случился снежный коллапс - за 4 суток выпало от 1 до полутора метров снега и похолодало до минус 10-14 градусов. Из-за этого группа потеряла 4 дня, сидя практически на одном месте. Если сначала реки вброд мы проходили с трудом, а в одном месте даже пришлось наводить навесную переправу рано утром из-за активного снеготаяния, то потом реки из-за морозов превратились в ручьи, больше характерные для зимы.

В целом, неустойчивая погода в районе объяснятся близким (20-50 км) расположением огромного тёплого озера Иссык-Куль и располагающей к этому розой ветров. Формирование облачности над озером ввиду конвекции начинается в 9-10 часов утра, и уже к 12 часам наполненные влагой и электричеством облака начинают движение к горам. Крупные облака локально образуют области низкого давления, притягивая к себе новые облака. Температура в облачном массиве быстро падает. Образуется локальный фронт. При подъёме на горный хребет в таком облаке скоро достигается точка росы, влага быстро конденсируется и начинаются осадки, особенно сильные над северными долинами Терскея и над Главным хребтом. Нам, однако, капитально не повезло с погодой - снег валил 4 дня почти без перерыва.

Климат Терскея, а именно, его центральной части отличается своеобразной стабильностью. Лишь несколько дней за поход были полностью пасмурными, с осадками, грозами и туманом. Нам повезло: много дней с утра до вечера стояла солнечная погода. Возможно, это связано с общим осенним пониженным фоном температуры и поэтому меньшим испарением. В летние месяцы обычно такая: с утра солнце, к 11 часам облачность, примерно в 14-15 часов осадки, часто с грозой, затем небольшое улучшение, потом снова осадки и туман, к вечеру ясно. Выше зоны леса по ночам заморозки. В ледниковой зоне при облачной погоде температура стремится к нулю, а если солнце, то жара. Осадки выше 3500 м выпадают, как правило, в виде снега и града. Наблюдается ночное смерзание снега на ледниках, однако, если ночью облачно и идёт снег, то такого смерзания нет, и глубина тропёжки может составить до 50-70 см.

Опасности гор Терскея: камнепады, ледовые обвалы, снежные лавины, переправы через реки. Не следует рассчитывать на наличие мостов и троп, даже если они обозначены на схемах. Следует быть готовыми к сложным бродам рек, уровень воды значительно меняется от года к году или от сезона к сезону. Как правило, минимальный расход воды в реках на восходе Солнца. Значительная лавинная опасность на перевальных склонах, в подавляющем большинстве случаев покрытых ледниками и снежниками, особенно - в период снегопадов и сразу после них. Ледовые обвалы, как правило, хорошо видны по характерным следам. Ледовые обвалы проходят регулярно, в отличие от лавин.

Интересные природные и исторические объекты района

В северных долинах расположены горячие источники. В долине реки Киче-Борду текут ручьи с минеральной водой различного химического состава. На левом склоне этой долины высоко над рекой располагаются большие пещеры и гроты.

Невероятно красивы и величественны скально-ледовые стены пятитысячников Терскея. Это - Огуз-баши (516 3м) - в верховьях реки Джетыогуз (р. Айланыш), Каракол (5281 м) и Джигит (5170 м) - в верховьях реки Каракол (р. Онтор). К подножию этих горных бастионов имеются сравнительно "простые" пути.

Конечно, нельзя не упомянуть жемчужину Киргизии - озеро Иссык-Куль. Южное побережье Иссык-Куля - дикое, пустынное, с полосой нетронутых песчаных пляжей. Людей в конце августа и в начале сентября немного, а вода ещё тёплая.

В долинах у пастухов можно купить кисломолочные напитки, мёд, лепёшки. Также в долинах до высоты 3000 м в августе множество грибов.

В числе других достопримечательностей района следует отметить несколько небольших озёр и одно относительно большое озеро Алакуль в ущелье правого притока реки Каракол. Ну и конечно же, нельзя упускать из виду возможность посетить горячие целебные источники в долинах рек Арашан и Чон-Кызыл-Су. Кроме этих, народных курортов, есть и государственные: Аксу и Джеты-Огуз.

Дополнительные сведения

Общая Характеристика района похода

Хребет Терскей-Алатоо расположен в северо-восточной части Киргизии и замыкает с юга котловину озера Иссык-Куль. Его гребень протянулся в широтном направлении на 375 километров и поднимается в своей высшей части, находящейся к югу от города Каракола (бывший Пржевальск), на 5216 метров над уровнем моря. Средняя высота хребта составляет около 4500 м. Хребет Терскей-Алатоо очень красивый и технически сложный горный район, здесь можно проводить походы любой категории сложности от I до VI. Простые подъезды, довольно короткие подходы и небольшие расстояния между отрогами хребта позволяют в сжатые сроки совершать походы, весьма насыщенные разнообразными технически сложными элементами. Наиболее интересны и логичны здесь походы IV VI к. с.

Характерной особенностью Терскея является то, что его главный хребет могущественно доминирует над всеми боковыми отрогами, возвышаясь над ними в среднем на полкилометра. Все пятитысячники Терскея: Каракол (5281м), Огуз-Баши (5163), Джигит (5130), и др. находятся в главном хребте, а именно в его центральной части, поэтому перевалы через него наиболее интересны.

Для хребта Терскей Ала-Тоо характерен альпийский тип рельефа с современным оледенением, а также ярко выраженная асимметрия склонов. Длинный северный склон сильно расчленён в отличие от короткого южного. Длина ледников северного склона достигает 5-7 км, южного склона до 12 км (ледник Колпаковского). Языки ледников находятся на высоте 3000-3500 м. Ледники повсеместно отступают.

Проведение похода в Терскее связано с длительным пребыванием на значительной высоте (от 3500 м.) и в снеговой зоне. Принимая также во внимание переменчивую погоду, следует внимательно относиться к подбору снаряжения, особенно в осенний и предзимний период. После нескольких дней непогоды многие перевалы могут быть лавиноопасны.

Выпадение осадков в этом районе, как и в других горах Средней Азии, в основном связано с западными ветрами, их количество возрастает при движении с запада на восток вдоль Иссык-Кульской котловины и достигает максимума в районе пика Победы, где расположен главный центр оледенения Тянь-Шаня.

Осадки в летний период чаще бывают во второй половине дня. Осенью начиная с полудня и, как правило, в виде снега. Это обстоятельство необходимо учитывать при подготовке к походу.

Растительность северных склонов Терскея разнообразна. Еловые леса хребта Терскей- Алатоо достаточно богаты: в них растут грибы, малина, смородина, жимолость, шиповник. В отличие от богатых растительностью северных долин, к югу от главного хребта радуют глаз лишь отдельные участки альпийских лугов, на которых кормятся различные горные птицы и козлы. Необходимо отметить уникальное сочетание доступности, красоты ландшафтов и спортивной сложности гор Терскей Ала-Тоо.

В 1980-х годах в районе паслись многочисленные стада, животноводство было развито. Под пастбища использовались даже сырты и южные склоны Терскея. Сейчас поголовье скота намного меньше. Во многие "висячие" долины пастухи перестали ходить. В верхних участках долин и в долинах южных склонов нет летовок. Поэтому не следует рассчитывать на наличие мостов, даже если они обозначены на схемах.

Местное население вообще крайне доброжелательно и гостеприимно. В случае необходимости жители могут оказывать и услуги по транспортировке заброски, но за деньги, приученные довольно многочисленными иностранными альпинистами.

Смета похода

Статья расходов

Сумма, руб.

Еда (с учётом сублиматов)

Трансфер + проживание в гостевых домах

Общественное снаряжение

Ремнабор

Медицинская страховка группы и аптечка

Телефон (спутниковая и сотовая связь)

Газ

Трансфер аэропорт Манас Бишкек г. Каракол (160$)

Трансфер г. Каракол ФГС Джеты-Огуз (250$)

Трансфер ущ. Каракол г. Каракол (145$)

Трансфер г. Каракол п. Тосор(90$)

Трансфер п. Тосор аэропорт Манас Бишкек (90$)

Итого на одного человека (без учета стоимости авиабилета)

Итого на группу из 9 человек (без учета стоимости авиабилета)

Итоги и выводы

Пройден поход шестой категории сложности. Главная задача, несмотря на все трудности, выполнена.

Мы рекомендуем район Терскей-Ала-Тоо как непростой, но прекрасный полигон для оттачивания техники и тактики (а также психологической устойчивости и взаимной выручки) для групп, решивших расти дальше в спортивном смысле. На Терскее есть перевалы всех возможных видов. Однако, после последней ревизии «Перечня высокогорных перевалов», здесь остался весьма скудный набор перевалов 3Б. РАЙОНУ ТЕРСКЕЯ ТРЕБУЮТСЯ НОВЫЕ ПЕРЕВАЛЫ 3Б. Но это - задача для групп, уже ходивших в «шестёрки». Беда в том, что после этого района такие группы идут в более сложные, высокие и снежные горы. Первопроходов здесь же ещё можно сделать достаточно.

Список литературы

1. Отчет о горном походе 6 к.с. по Тянь-Шаню летом 2014. Руководитель: А. Назарецкий, г. Таганрог http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7385
  2. Отчет о прохождении горного маршрута 5 к.с. по Ц. Тянь-Шаню, совершённый со 02.08.2015 г. по 30.08.2015 г. Автор: Валерий Попов, г. Воткинск http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=8169
  3. Отчет о горном походе 6 к.с. по Терскею в августе 2013 г. Руководитель: Г.Сальников, г. Новосибирск http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6659
Схема маршрута

Фотографии ЛП

Фото 1. Мост через Ат-Джайло и поворот в сторону перевалов Шаркыратма и Межозёрный

Фото 2. Путь подхода на перевалы Шаркыратма и Межозёрный с ущелья Чолок.

Фото 3. Путь подъёма на перевал Межозёрный.-Вид со стороны ущ. Чолок.

Фото 4. Путь подъёма и спуска на перевал Межозёрный.-Вид с перевала в сторону ущ. Чолок.

Фото 5. Путь подъёма на перевал Межозёрный.

Фото 6. Группа на перевале Межозёрный.-Вид в сторону д. р. Чолок.

Фото 7. Путь подъёма на перевал Шаркыратма.-Вид со стороны перевала на долину Чолок.

Фото 8. Группа на перевале Шаркыратма. Вид в сторону ущелья Шаркыратма.

Фото 9. Путь спуска с перевала Шаркыратма.-Вид со стороны ущелья Шаркыратма.

Фото 10. Вид со стороны ур. Кельдик на ледник Кельдеке.

Фото 11. Путь подъёма к цирку перевала Загадка Двойная.

Вид со стороны ур. Кельдик.

Фото 12. Путь подъёма по леднику Кельдеке.

Фото 13. Путь обхода ледопада ледника Кельдеке.

Вид в сторону перевалов Загадка Двойная и Кельдыке.

Фото 14. Путь подхода под перевал Загадка Двойная.

Вид со стороны ледника Кельдеке.

Фото 15. Путь подъёма на перевал Загадка Двойная.

Фото 16. На подъёме к перевалу Загадка Двойная.

Фото 17. Группа на перевале Загадка Двойная.

Вид в сторону ледника Колпаковского.

Фото 18. Путь спуска с перевала Загадка Двойная.

Вид со стороны ледника Колпаковского.

Фото 19. Вид на перевал Советских Педагогов на спуске с перевала Загадка Двойная.

Фото 20. Путь подъёма на перевал Советских Педагогов.

Фото 21. Группа на перевале Советских Педагогов.

Вид в сторону ледника Бороко.

Фото 22. Вид на перевал 50 лет Советской Киргизии с перевала Советских Педагогов.

Фото 23. Спуск с перевала Советских Педагогов.

Фото 24. Путь спуска с перевала Советских Педагогов.

Фото 25. Путь подъёма на перевал 50 лет Советской Киргизии.

Вид со стороны ледника Бороко.

Фото 26. Группа на перевале 50 лет Советской Киргизии.

Вид в сторону ледника Бороко

Фото 27. Стоянка перед перевалом 50 лет Советской Киргизии.

Вид до снегопада.

Фото 28. Стоянка перед перевалом 50 лет Советской Киргизии.

Вид после снегопада (на следующий день).

Фото 29. Спуск с перевала 50 лет Советской Киргизии.

Фото 30. Путь спуска с перевала 50 лет Советской Киргизии.

Вид со стороны ледника Айлама.

Фото 31. Путь спуска со скальной ступени перевала Айлама.

Фото 32. Путь спуска с перевала Айлама.

Вид со стороны ледника Байтор.

Фото 33. Путь подъёма на перевал ВГУ-400-I. Вид со стороны долины реки Айланыш.

Фото 34. Путь обхода ледопада ледника Айланыш при подходе под перевал ВГУ-400-I

Фото 35. Путь подъёма на перевал ВГУ-400-I. Вид со стороны ледника Айланыш.

Фото 36. Тропёжка в начале подъёма на перевал ВГУ-400-I. Вид со стороны ледника Айланыш.

Фото 37. Путь подъёма и место ночёвки на склоне перевала ВГУ-400-I. Вид с перевала Васильева.

Фото 38. Выход на перевал ВГУ-400-I. Вид в сторону ледника Киче-Борду.

Фото 39. Группа на перевале ВГУ-400-I. Вид в сторону ледника Киче-Борду.

Фото 40. Путь спуска с перевала ВГУ-400-I. Вид со стороны ледника Киче-Борду.

Фото 41. Путь подъёма на перевал Западное плечо Каракола. Вид со стороны ледника Киче-Борду.

Фото 42. Группа на перевале Западное плечо пика Каракольский. Вид в сторону пика Каракольский.

Фото 43. Группа на спуске с перевала Западное плечо пика Каракольский. Вид в сторону перевала Васильева.

Фото 44. Путь спуска на перевал Васильева с Западного плеча пика Каракольский.

Фото 45. Путь спуска на перевал Васильева с Западного плеча пика Каракольский. Вид с перевала Васильева.

Фото 46. Спуск с перевала Васильева.

Фото 47. Путь спуска с перевала Васильева. Вид с ледника Онтор Западный.

Фото 48. Группа в альплагере Каракол. Окончен поход...