Горы мира > Камчатка >

Автор: Лобашевский Александр, г. Петропавловск-Камчатский
Фото: Громов Артем , Александр Лобашевский

Извержение в. Ключевского, март 2005 г.

Узнав об извержении в. Ключевского мы с Артемом начали потихоньку собираться в поход. О том, чтобы пропустить извержение, не могло быть и речи, не так часто он извергается (раз в десять лет).

Из всех действующих вулканов Камчатки Ключевской выдает самые красивые извержения с выбросом струи лавы на высоту до километра. Извержения длятся по нескольку месяцев, затем наступает затишье на много лет. Сколько будет длиться это извержение, никто не знал, может оно закончится через пару недель.

Март не очень хороший месяц для похода к Ключевскому вулкану: низкие температуры до -30, при сильной влажности. Может задуть пурга на неделю, при которой перемещаться почти невозможно. Из-за этого желающих пойти с нами не оказалось. Но перед самым отъездом к нам присоединилась Люда из альпинистского клуба «Кутх».

Первый день. Одиннадцать часов ехали на автобусе до п. Ключи. Вышли на трассе, не доезжая до поселка несколько километров, прошли в лес мимо военной части и установили палатку. Самый близкий населенный пункт к в. Ключевскому – это поселок Ключи, но он отгорожен от вулкана воинской частью, которая перекрыла все подходы к самому высокому действующему вулкану Евразии. И, само собой, вояки ни на каких картах не обозначены.

Второй день. Идем вверх, преодолевая мягкий снег и набирая высоту. Планы на поход у нас очень скромные: подойти как можно ближе, увидеть как можно больше и сфотографировать что-нибудь. На высоте 1700 м. есть небольшой домик, сделанный из вулканического камня. Мы надеемся дойти до него, сделать там базовый лагерь и оттуда совершить выход, насколько позволит вулкан. Пока с погодой везет. Небольшой ветер, но небо чистое. За спиной в полусотне километров извергается еще один вулкан – Шивелуч. В последние годы на нем периодически происходят мощнейшие и разрушительнейшие взрывы.

К концу дня поставили палатку в небольшой яме. Вид на извержение отличный, но страшный холод портит все удовольствие. Мы с Артемом развернули штативы и героически пытаемся снимать ночные кадры извержения на всю имеющуюся фототехнику. Люда сидит в палатке, в пуховике, и мерзнет. Ключевской фонтанирует лавой, и лавовые потоки спускаются вниз по склону на несколько километров, видно, как по небу летят огромные раскаленные валуны, запущенные вулканом, - зрелище потрясающее.

Третий день. Утро началось с красивого рассвета и длинным столбом дыма, выпущенным Ключевским на много километров вверх.

День выдался теплым. Шли без курток. В середине дня, в момент, когда Ключевской был от нас загорожен небольшой сопкой, на вулкане произошел мощный взрыв. Из-за сопки стал подниматься огромный шар черного дыма, который загородил полнеба. Возникла мысль – не рассыпался ли вулкан. Захотелось прибавить скорости, чтобы увидеть, что произошло, но в горку с рюкзаком сильно не разгонишься. Выйдя, наконец, на прямую видимость, успокоились – вулкан на месте.

Он начал совершать фреатические взрывы (при соединении лавы со скоплениями льда внутри вулкана происходят взрывы), которые переходят в пиропластические потоки (когда смесь пепла, пара и газов катится вниз, как лавина) температура внутри потока до 600 градусов. Прокатившись с предвершинной части до высоты 2500 м. поток останавливается, и вверх начинает подниматься огромный клуб дыма с пеплом, который позже сыплется с неба как мелкий, сухой дождь. Этот пепел нам доставил неожиданную проблему.

Мы уже надеялись, что после обеда будем в домике, но, попав на снег, припорошенный пеплом, слегка приуныли. При морозе -15 каждая черная крупинка на солнце нагревается так, что снег, соприкасающийся с ней, тает. И, когда наступаешь на него лыжей, он мгновенно замерзает, приклеиваясь к камусу. Делаешь еще шаг - и еще один слой приклеивается к лыже. Через несколько шагов лыжа неподъемная, приходится счищать или стряхивать снег через каждые десять шагов.

К концу дня все-таки добрались до домика, предварительно погуляв по замерзшему озеру, разбираясь с GPS-кой. Вход в домик пришлось долго откапывать. В доме сгнившая печка и немного дров. Для троих дом большой, не прогреть, поддерживаем температуру -4 градуса при -25 на улице, это комфорт. На нарах с помощью палатки и кусков целлофана соорудили набольшую халабуду для ночевки. Из-за фреатических взрывов характер извержения поменялся, лавовый фонтан иссяк, и ночью фотографировать нечего, обидно, ведь мы сейчас гораздо ближе к вулкану.

Четвертый день. Погода хорошая. Будем делать радиальный выход к вулкану. Близко к вулкану не подойти. Фреатические взрывы продолжаются, ветер относит тучу с огромным количеством пепла в сторону от нас, и близко к ней подходить не хочется. Пепел тоже смертельно опасная штука, крупинки настолько мелкие, что будут попадать в легкие вместе с воздухом. Да и вчерашняя история с подлипом снега продолжается.

Подошли к вулкану еще километров на пять, и уперлись в ледник Эрмана. Пересечь этот хаос переломанных глыб льда не представляется возможным. Где-то в нем недавно прошел селевой поток, который ушел далеко в долину и разбудил пять медведей (об этом нам сказали потом в поселке). Следов потока с нашей точки не видно, не исключено, что он прошел подо льдом. Сделали небольшую нишу в снегу и, перекусив, уселись созерцать извержение. Оно в этот момент опять поменяло характер, и стало видно фонтан лавы. Созерцали недолго из-за холода, посыпал небольшой снежок, который слегка прикрыл пепел. Это максимальная точка похода, пора возвращаться. Мы и не мечтали столько увидеть. Остается благополучно вернуться.

Пятый день. За ночь снега навалило выше колена, и он продолжает валить со страшной силой. Нам, конечно, хотелось, чтобы пепел был присыпан снежком, но не до такой же степени. Надо бежать отсюда. Я помню рассказы, как альпинисты в день проходили по три километра вниз, проваливаясь на ски-турах по пояс. Сделали пару кругов по злополучному озеру в поисках выхода при нулевой видимости. Затем пару раз чуть не свалились в глубокие овраги в белой мгле, когда снег в метре от лыжи сливается со снегом находящимся в сотне метров на другой стороне оврага и все это сливается с густым снегопадом. Но все это благополучно было преодолено, спустившись ниже, мы вышли из зоны облачности и по старому буранному следу в тот же вечер добрались до поселка. Прошли через воинскую часть и получили жестокое полоскание мозгов на КПП за нарушение пропускного режима.

Очень интересно!

Даты съёмки можно узнать?