Горы мира > Памир >

(первое восхождение)
Музколский Памир, Таджикистан

Основная информация:

• Местоположение: Таджикистан, Музколский Памир, пик 5553 м (согласно советским военным картам), северная стена,
  • 38o32'12.0" N 73o28'28.5" E
  • Даты восхождения: 04-05.09.2019
  • Даты экспедиции: 10.08-24.09.2019 (автомобильная поездка по Средней Азии1)
  • Альпинисты: Ежи Кендра, Юда Тадеуш Дзенгелевски (Польша)
  • Трудность: 3A/3B (российский класс), D (альпийский класс), WI 2/3 (твердый лед2 40-60 градусов, несколько коротких проходов до 70-80 градусов по гребню), около 20 длин веревки (длина около 1100 м, высота около 650 м), в этом 3-4 длин одновременного лазания.
  • Спуск: по тому же маршруту со страховкой и спуском некоторых веревок от aбалаковских станций.
  • Пик привлек моё внимание два года назад, когда я его сфотографировал в непосредственной близости от перевала Ак Байтал на Памирском шоссе. Он, как и большинство пиков в этом районе, не очень высокий, лежит в регионе, который редко посещают альпинисты — Музколский Памир. Более того, он расположен в глуши, а не в основных районах, представляющих интерес для альпинистов, в юго-восточной части Северного Музколского хребта, к западу от долины Ак-Байтал. Я просмотрел всю доступную мне литературу, в том числе русскоязычную, на предмет любой информации о возможных подъемах или попытках. Я также просмотрел интернет. Переписывался с Владимиром Бирюковым, живущим в Кыргызстане, известным исследователем, географом и картографом, одним из главных авторов советских военных карт Памира и Тянь-Шаня. И оказалось, что гора была (с вероятностью 99 процентов — «ты никогда не знаешь») еще «девственницей», раньше непокоренная3. Я представил ето старому другу, и мы начали наше путешествие по Средней Азии. После трех недель бродяжничества мы приземлились в долине реки Ак Байтал.

1 Поскольку мы ехали на собственной машине, время для восхождения было ограничено — таджикская таможня дает всего 15 дней Временного ввоза на весь путь через Таджикистан, мы въехали в Таджикистан 24 августа с запада.
    2 Возможно, если бы мы лазали несколько недель назад, это мог быть в основном фирн, а не твердый лед.
    3 Публикация AAJ по ссылке с сайта AAC описывает (весьма кратко) подъем команда Huws / Vincent на вершине 5553 м (Пик Баффи) в Музколском Памире в 2014 году. Однако после подробного сравнения доступных материалов я заметил, что британская команда, вероятно, ошиблась в расположении двух пиков — пик, описанный на Советских военных картах (откуда группа, вероятно, взяла высоту) высотой 5553 м (38o 32' 12,0" N 73o 28' 28,5" E) с пиком около 3 километров к югу (38o 30' 38,2"N 73o 28' 55,2" E), отмеченных на советских военных картах высотой 5537 м и около 5480 м согласно Google Earth Pro (GEP). Я сравнил фотографию из публикации (вид на верхнюю часть ледяной стены Пик Баффи со стороны британской базы в долине Зартош-Музкол) с нашими фотографиями (совершенно другой вид северной стены Пика 5553, на южной стене нет снега) и снимки с GEP (как со спутника, так и с базы) - на ледяной стене есть две террасы, которые видны как на британских, так и на фотографиях GEP, а левая, скалистая часть гребня на фотографии также совпадает с видом GEP. На снимках, сделанных как на Британии, так и на снимках GEP с британского базового лагеря, ледяная стена Пик Баффи частично скрыта хребтом, спадающим к юго-западу от следующего пика, расположенного менее чем в двух километрах к северу (приблизительно 5650 м по данным GEP). Я также учел рельеф местности — расположение долин реки Зартош (Музкол) и Ак-Байтал и их боковых ветвей - в контексте подхода к ледяным стенам обоих пиков как из долины реки Зартош, так и из долины Ак-Байтал (переход между долинами сложен и ведет через высокий хребет. Долина Зартош, лежащая к югу от главного хребта, не видна с северной стены надлежащего пика 5553 (и видна только сверху), и пик Баффи падает со стороны долины Ак Байтал (на восток) огромной скалистой стеной высотой более полукилометра, у подножия которой находится большой ледник длиной около четырех километров. Подводя итог: Пик Баффи — это пик, отмеченный высотой 5537 м на советских военных картах, и он находится в 3 км к югу от пика 5553 м, доступ к обеим ледяным стенам осуществляется из двух разных основных долин, разделенных главным гребнем Северный Музколский хребет. Иллюстрации смотри в Аппендикс 1 „Пик Агамал и Пик Баффи”.

Маршрут:

31.08 Мы оставили нашу машину возле хижины кыргызского пастуха Акылбека в нижней части долины Ак-Байтал и пошли вверх неназванного ручья в боковой долине, ведущей к вершине, в поисках хорошего места для установки базового лагеря и для получения некоторого количества акклиматизации и распознавания стены. Наконец, мы решили не лезть прямо через центр стены, как планировали. Там было много трещин и сераков, поэтому мы выбрали кулуар в орографически правой части стены, более крутой, но и более безопасный. Мы достигли ледника, спустились в хижину Акылбека и поставили палатку.

01.09 День отдыха.

02.09 Мы снова прошли на ледник и установили «базовый лагерь» (у нас не было палатки, только матрасы и спальные мешки).

03.09 День отдыха и акклиматизации. Мы прогулялись по леднику до подножия стены.

04.09 Мы проснулись в 4 часа утра. Около 8 часов утра мы начали подниматься по ледяному кулуару, сначала очень крутому (до 60 градусов), затем более покатому (около 40 градусов), затем мы перешли по длинной диагональной трещине (одновременно, не сложно) а затем к восточному хребту. Около 18 часов мы достигли горного хребта, не так легко, как мы ожидали (в основном 40-50 градусов, короткие проходы до 60-80 градусов), пройдя последние метры в крутом (70-80 градусов) ледяном кулуаре, мы достигли вершины в 20:20. Мы не нашли никаких человеческих следов на вершине. Вершина скалистая, широкая, двойная (на расстоянии нескольких метров), без снега, южная сторона тоже скалистая и ломкая, также снега нет вообще. Сильный ветер и низкая температура (было уже темно) заставили нас спуститься вниз, и мы расположились 50 метров ниже вершины в расщелине на восточном хребте. Ночь была действительно холодной и ветреной, мы разбили лагерь без палатки, спальных мешков и даже матрасов, которые мы оставили в базовом лагере, мы использовали только фольгу NRC.

05.09 Утром мы начали спускаться, в базовом лагере мы были около 17 часов. Поскольку у нас была только одна нитка веревки длиной 60 м (наша ошибка: мы не взяли другую - глядя на снимок, который я сделал с расстояния двумя годами ранее, мы неправильно оценили подъем очень легко и ожидали использовать веревку в основном при походе по леднику) поэтому мы спускались от aбалаковских станций только по некоторым, самым крутым склонам.

06.09 Мы спустились к нашей машине в хижине Акылбека.

Название:

Мы хотели бы назвать гору Пик Агамал в честь сокращенных имен наших любимых жен и также потому что это звучит как местное имя.

Террасы и хребет, частично перекрывающие вид на Пик Баффи, отмечены на фото из британского отчета.

Террасы и хребет, частично перекрывающие вид на Пик Баффи на скриншоте GEP.

Пик Баффи, как видно из британского базового лагеря 38o31'0.30"N 73o26'12.8"E согласно Аппендиксу 3 в британском отчете (скриншот из GEP).

Пик Агамал, как видно из долины реки Зартош (Музкол) (38o32'46.0"N 73o24'28.7"E) примерно в 3,8 км ниже по течению реки от британского базового лагеря. Это самое близкое место от британского базового лагеря, где Пик Агамау можно увидеть из долины Зартош (скриншот из GEP).

Наиболее вероятный подход от британского базового лагеря в долине Зартош (Музкол) до пика Баффи (темно-синий), подход от польского лагеря в долине Ак-Байтал до пика Агамал (красный) и главный хребт Северный Музкол (светло-синий), отмеченно на скриншоте из GEP.

Наиболее вероятный подход от британского базового лагеря в долине Зартош (Музкол) до пика Баффи (темно-синий), подход от польского лагеря в долине Ак-Байтал до пика Агамал (красный), отмеченно на Советских военных картах.

Пик Агамал 5553 м (северная сторона), виден с Памирского шоссе примерно в 3 км к северо-западу от перевала Ак Байтал. Эта фотография, сделанная в 2017 году, послужила основой идеи восхождения (JTD, 2017).

С леба Пик Агамал (JTD, 2019).

Наша палатка у хижины Акылбека (JTD, 2019).

Маршрут по долине реки Ак-Байталь на машине (зеленый) до хижины Акылбека, подход к базовому лагерю (желтый / красный), подъем (фиолетовый), вершина (синий) (скриншот из Google Earth Pro).

Пик Агамал 5553 м (слева), как видно из долины бокового потока (JTD, 2019).

Е.Кендра на боковой морене, панорамный вид северной стены пика Агамал на заднем плане (JTD, 2019).

Е.Кендра утром 3 сентября в «базовом лагере» на боковой морене (JTD, 2019).

Е.Кендра в «базовом лагере» (JTD, 2019).

Е.Кендра на леднике (JTD, 2019).

Упавший серак на леднике, самая левая (орографически) часть стены (JTD, 2019).

Северная стена пика Агамал 5553м с обозначенным маршрутом восхождения (JTD, 2019).

Е.Кендра выходит на ледяной кулуар (JTD, 2019).

Ю.Т.Дзенгелевски в ледяном кулуаре, на заднем плане ледник (JK, 2019).

Ю.Т.Дзенгелевски в ледяном кулуаре (JK, 2019).

Е.Кендра на восточном хребте (JTD, 2019).

Е.Кендра на вершине около 20:20 (JTD, 2019).

Панорамный вид с вершины на юго-запад, справа видна долина Музкол (Зартош) (JTD, 2019).

Панорамный вид с вершины на юг (JTD, 2019).

Панорамный вид сверху на юго-запад (скриншот с Peakfinder.com).

Утро после холодной ночи в расселине около 50 м ниже вершины. Вершина видна как вторая скала слева с ледяным кулуаром, ведущим к нею (JTD, 2019).

Пик Северный Музколский справа и Пик Гипсовый слева, смотрящий с бивуака ниже вершины (JTD, 2019).

Вид на юго-восток от бивуака ниже вершины, в крайнем левом углу соседние пики хребта Ак Байтал, впервые исследованные экспедицией В.С.Яценко в 1940 год (JTD, 2019).

Дальний вид (около 135 км) к северо-западу от бивуака, на линии горизонта Исмаил Сомони (раньше Пик Коммунизма) в крайнем левом положении и Пик Корженевской в центре, справа Пик Гипсовый (JTD, 2019).

Дистанционный вид (около 157 км) к востоку от бивуака - Конгур Шан (Восточный Памир, Уйгур, Китай) (JTD, 2019).

Дистанционный вид (около 142 км) к востоку от бивуака - Музтаг-Ата (Восточный Памир, Уйгур, Китай) (JTD, 2019).

Е.Кендра спускается (JTD, 2019).

Ю.Т.Дзиелевский на траверсе вдоль трещины при спуске, вершина видна на заднем плане (JK, 2019).

Е.Кендра на траверсе вдоль трещины при спуске, на линии горизонта слева пики Курумды и Зариа Востока (JTD, 2019).

Ю.Т.Дзенгелевский спускается от aбалаковской станции в ледяном кулуаре (JK, 2019).

Вид на долину Ак-Байтал с Памирского шоссе, справа виден пик Агамал (JTD, 2019).