Автор: Александр Зотов, г.Москвы

Отчет о походе 5 к.с. в Каракоруме (Пакистан),проведенном с 6 по 31 августа 2018 года. Часть 2

13 августа

Утром две подгруппы снова связываются между собой по рации. Выясняем, что хотя ночь была не очень комфортной, но у всех все в порядке. Два участника основной группы отправляются снимать перильную веревку, по которой вчера вышли со склона на ледник – она нам больше не понадобится. Остальные подключаются к организации спуска малой группы к месту лагеря основной группы.

nk_173. Снятие перильной веревки на следующий день.

IMG_1930-IMG_1931. Ледовый гребень и место спуска второй подгруппы.

Участники малой группы, воспользовавшись окном в непогоде, собирают вещи, организуют связку и начинают подъем по снежно-ледовому склону. На его середине слой снега истощается, но уменьшение крутизны склона позволяет преодолеть оставшуюся часть пути без помощи перил и выйти на гребень. С гребня открывается вид на цирк перевала North Bolocho La и на палатку основной группы внизу в цирке. Ветер слабый, вершины вокруг погружены в многоярусную облачность, идет слабый снег, временами сквозь облака пробивается солнце. Дальше вперед по гребню видна система мощных карнизов, нависающих над цирком. По-видимому, частота обвалов с этих карнизов невелика: за две ночевки в цирке мы не зафиксировали ни одного, хотя на склоне, ведущем от нашего лагеря к этим карнизам, присутствуют следы прошлых обвалов.

Лед на гребне оказывается довольно рыхлым — приходиться начать с раскапывания верхнего слоя фирна и льда. На глубине 30-40 см лед становится более прозрачным и однородным, делаем станцию на трех ледобурах. Чуть ниже станции есть уступ, с которого удобно начинать спуск по перилам. Ледовый склон крутизной 60-70° выполаживается на длине веревки до 45° в нескольких метрах над бергшрундом. Для спуска последнего участника используем компенсатор из репшнура на двух проушинах.

Участники из «основной» группы поднимаются снизу к бергшрунду со своей веревкой и перекидывают ее конец через бергшрунд участникам «малой» группы. Вторая перильная веревка нужна только для подстраховки при преодолении забитого снега бергшрунда, через десяток метров склон делается достаточно пологим, чтобы можно было с рюкзаком спускаться без перил.

nk_174_pano. Отсидка в непогоду, на заднем плане перевал North Bolocho La.

Видимость плохая, временами идет снег. Решаем сделать «дневку» на 4900, чтобы дать всем отдохнуть и немного акклиматизироваться, а также просушить вещи тем, у кого они подмокли.

14августа

IMG_1933. Вид на восток на восходе.

IMG_1937. Пики Redakh Brakk (6000м) и Hispar Broad Peak (6050м) в правой части кадра.

После ухода непогоды ночью заметно подмораживает. Дежурные встают еще в темноте в 3 утра. Собираемся не быстро, сказывается сочетание высоты и холода. К тому же, лишнее время отнимает топка снега и освобождение снаряжения от образовавшегося за ночь слоя льда.

IMG_1935. Перевал North Bolocho La.

Выходим в 6:30 по мере готовности связок и направляемся прямо к бергшрунду, который отделяет нас от основания кулуара, ведущего к перевальной седловине.

IMG_1940. Бергшрунд у начала перевального взлета.

Бергшрунд переходим по снежному мосту, расположенному на пару десятков метров орографически левее основания кулуара.

nk_178_pano. Гребень, ограничивающий цирк перевала с юга.

nk_179_pano. Вид вниз на место ночевки.

nk_180. Подъем по первой веревке.

Поднявшись еще немного вверх и левее от бергшрунда, оказываемся под скалами, на осыпи, присыпанной снегом. Эта точка соответствует высоте 5030м. В 7:30 вешаем петлю на скале, и лидер уходит наверх по осыпи, держась вплотную к скалам орографически левого борта кулуара.

SDIM0084. Вид вниз от начала второй веревки.

SDIM0081. Вид вверх от начала второй веревки.

Вторая станция делается также на скальном выступе. Третья станция делается таким же образом всего в 20м выше по склону в удобном месте для этого месте – дальше начинается достаточно крутой лед.

nk_186_pano. Вид с седловины перевала на верхнюю часть третьей веревки.

При провешивании третьей веревки первые 10-15 метров продолжаем вдоль скал по снежно-ледовому склону. Далее вдоль скал идет голый крутой лед, поэтому оказывается удобнее оторваться от них, сместившись левее по ходу движения, и продолжить подъем «в лоб» почти посредине кулуара. Здесь больше снега, и он достаточно плотный, чтобы можно было набить себе минимальные ступени. Проблем с закручиванием промежуточных буров также не возникает. Крутизна склона составляет 45°. По скорости подъема лидера, провешивавшего веревку под рюкзаком, делаем вывод, что здесь лучше подниматься без лишнего веса и желательно с ледовым инструментом. Веревки 60м оказывается достаточно для того, чтобы лидер достиг седловины.

SDIM0094. Седловина перевала North Bolocho La, вид на юг.

Непосредственно седловина перевала (N36.035143°, E75.182738°, 5103м) представляет собой снежный наддув с противоположной стороны, высотой примерно 1м из плотного слежавшегося снега, у основания которого снежно-ледовый склон выполаживается, и по нему есть возможность комфортно вернуться траверсом обратно к скалам. На границе этой снежной стенки и скал присутствует выраженный скальный выступ, на котором удобно организовать станцию из петли, настроив ее сначала на подъем, а затем — на спуск участников по другой стороне перевала. На фото SDIM0094 дальний участник сидит на выступе, на котором организована верхняя станция. Слева видны следы лидера, оставшиеся после траверса к скальной части седловины.

Подъем всей группы с момента организации первой станции у основания перевального кулуара и до прихода последнего участника на седловину занял 3 часа.

IMG_1948. Пик Paraber (6322м) с перевала North Bolocho La.

IMG_1949-IMG_1954. Панорама с перевала на восток.

IMG_1943-IMG_1944. Панорама с перевала на восток, отснятая телеобъективом.

IMG_1945-IMG_1947. Панорама с перевала на запад, пик Bolocho (6000м).

IMG_1969. Спуск с седловины на запад.

IMG_1970. Западный перевальный взлет.

Спуск с седловины перевала начинаем в 11:10. Снега на западном склоне немного больше, крутизна несколько ниже, порядка 40°. Склон подрезан бергшрундом среднего размера со снежным мостом прямо под седловиной. Одной веревки с запасом хватает, чтобы преодолеть бергшрунд. Далее идет выполаживание с выходом на ледник. Вся группа спускается с седловины в течение часа.

IMG_1975-IMG_1978. Панорама перевала North Bolocho La с западной стороны.

IMG_1971-IMG_1974. Верховья ледника Bolocho (вид на север).

nk_196_pano. Переход к правому борту ледника, на заднем плане перевал в плече пика Bolocho.

Верховья ледника Bolocho имеют пологий уклон на юг порядка 10° умеренное количество больших трещин, в основном поперечной ориентации. На основе спутниковых снимков нам было известно, что ниже весь ледник представляет собой сплошной ледопад, обход которого потенциально возможен только справа. Поэтому мы сначала фактически траверсом выходим на середину ледника, а потом начинаем спуск, продолжая смещаться вправо.

nk_198_pano. Первая зона трещин, вид по леднику вниз на юг.

Первый переход в связках занимает у нас полчаса, за которые мы сбрасываем 100м высоты и пересекаем ледник от левого к правому борту.

IMG_1987. «Мега-разлом», вид на север.

В самом начале ледопада мы обнаруживаем, что ледник разрезан непроходимым «мега-разломом», рассекающим его поперек от правого до левого борта, насколько мы можем видеть влево.

IMG_1982. Разведка пути прохода по осыпному конусу в обход «мега-разлома».

IMG_1985. Нижняя часть осыпного конуса.

Обход этого разлома возможен только вдоль правого борта под скальным кулуаром по осыпному конусу, лежащему на снежно-ледовом склоне. Делаем привал и проводим разведку на предмет возможности выхода на противоположную сторону разлома. Путь находится, выставляем наблюдателей, и группа максимально быстро проходит данный участок. За время порядка 50 минут, пока осыпной конус был в пределах нашей видимости, камнепадов из кулуара выше него не произошло. Но все равно мы рекомендуем другим группам соблюдать в этом месте максимальную осторожность – попадание камня во время траверса конуса чревато срывом в разлом, а перильную страховку на осыпном конусе организовать проблематично, да и движение по перилам будет значительно дольше (с увеличением вероятности попадание под камнепад), чем пересечение конуса в связках.

IMG_1986. Вид вдоль «мега-разлома» на восток.

IMG_1988. Спуск с первой ступени ледопада после «мега-разлома».

nk_201_pano. Вид назад на север на первую ступень ледопада.

После обхода «мега-разлома» спускаемся с первой ступени ледопада вдоль правого борта. Здесь тоже достаточно много трещин, между которыми необходимо маневрировать. Но в целом ледник у правого борта спокойнее, да и часть трещин перекрыта снежными выносами из кулуаров. При спуске следует не слишком сильно прижиматься к краю ледника и обходить участки снега с камнями, чтобы не попасть под потенциально возможный сход камней из кулуаров пика Bolocho.

IMG_1993. Во второй зоне трещин после первого ледопада.

За половину следующего перехода мы преодолеваем участок между первой и второй ступенями ледопада. Фактически ледопад между двумя ступенями не прекращается, просто становится более пологим. Путь вдоль правого борта позволяет успешно спускаться с минимумом маневрирования. Ледник постепенно становится открытым, но мы продолжаем спуск в связках.

IMG_1824. Второй ледопад (вид от места ночевки перед перевалом Bolocho).

Второй ледопад на основе спутниковых снимков мы планировали проходить справа еще в Москве. Изучение его снизу при подъеме на перевал Bolocho подтвердило это решение – в орографически правой части ледопад ниже и ровнее.

nk_202. Спуск вдоль правого края второго ледопада.

Продолжаем спуск по линии падения воды, это приводит к тому, что мы постепенно удаляемся от правого борта долины и оказываемся в широком пологом ледовом кулуаре со спокойным рельефом. По мере втягивания в ледопад склон постепенно становится и достигает 30°, лед становится более грязным. Данная крутизна позволяет продолжать спускаться без провешивания перил, чем мы и пользуемся – существует вероятность падения камней и льда с окружающих склонов в кулуар, поэтому слишком долго задерживаться в кулуаре не хочется.

SDIM0104. Начало перильной веревки в ледопаде.

Примерно на уровне середины ступени ледопада мы оказываемся над более крутым (около 60°) ледовым участком, спуск по которому без перил уже не очень комфортен. Перед этим участком имеется удобная полочка на ледовом «мысу» слева от кулуара, которая находится вне большинства потенциальных траекторий падения камней и льда. На этой полочке делаем станцию на ледобурах и вешаем перила. Половины веревки хватает до более пологого участка, по которому уже можно продолжать спуск на индивидуальной технике.

IMG_2000. Путь спуска в ледопаде.

IMG_2001-IMG_2003. Панорама ледопада от места обеда.

За полчаса спускаемся по перилам и встаем в 14.30 на обед в достаточно безопасном месте ниже ледопада – на ледовом холме, отделенном глубокими ложбинами от ледопада и ледовых сбросов правого борта. Рядом течет довольно крупный ледниковый ручей — есть возможность набрать воды для приготовления пищи и постирать вещи. Растягиваем тент, пережидая жаркое время дня.

IMG_2006. Висячий ледник орографически справа от пути спуска.

IMG_2007-IMG_2008. Вид на второй ледопад с первого перехода после обеда.

SDIM0107. Спуск по ровной части ледника.

Солнце скрывается за скалой правого борта, сразу становится холодно. Выходим с обеденной стоянки в 16:40. Ледник открытый и пологий, на нем довольно много ям и трещин с заглаженными краями, но все они без проблем обходятся.

IMG_1813. Вид на второй ледопад из района ночевки перед перевалом Bolocho.

IMG_1830. Скально-осыпной гребень, разделяющий ветви ледника Bolocho (вид с обхода ледопада при подъеме на перевал Bolocho).

За один переход спускаемся до середины скально-осыпного гребня, разделяющего основной ледник Bolocho и ледник Bolocho Западный, по которому нам предстоит подниматься к нашему следующему перевалу. Ледник Bolocho Западный вероятно когда-то являлся одним из истоков основного ледника Bolocho, но в результате таяния «оторвался» от него и превратился в самостоятельный ледник. Спускаться до конца гребня, разделяющего два ледника нет никакого смысла, это приведет к потере высоты и все равно закончится хождением по моренам. Поэтому мы начинаем присматривать место, где удобнее всего подняться на гребень.

IMG_2009. Подъем по снежнику на скально-осыпной гребень.

В районе начала гребня у пика Bolocho он имеет скальный характер. По мере удаления от пика Bolocho гребень понижается и из скального становится осыпным. В качестве варианта подъема на гребень мы выбираем первый (ближайший к пику Bolocho) из кулуаров в осыпной части гребня. Кулуар имеет крутизну 15-20° и перепад по высоте около 60 метров, подъем по нему упрощается тем, что в нижней части кулуара лежит снег.

nk_204_pano. Панорама с места ночевки на левобережной морене в сторону перевала Bolocho.

После подъема на гребень мы сначала спускаемся на древнюю боковую морену ледника Bolocho Западный, а затем на и следующую, «действующую» морену, одновременно продвигаясь вдоль ледника. На второй морене мы находим подходящее место (N36.015259°, E75.167342°, 4702м), где в 18:10 устанавливаем лагерь.

IMG_2027. Жандармы в гребне между перевалами Bolocho и North Bolocho.

IMG_2014. Вид на пик Paraber с места ночевки.

IMG_2020-IMG_2021. Перевал Goropha La (5010м) между пиками Kupultung Kung (6220м) и Paraber (6322м) Погода продолжает оставаться хорошей, с места ночевки открываются красивые виды.

Выводы

Перевал под названием North Bolocho La отмечен на некоторых картах района (иногда он также ошибочно подписан на картах как Bolocho La), но какая-либо информация о его прохождении отсутствовала.

Перевальный взлет сам по себе соответствует продвинутой, но прямолинейной снежно-ледовой 2А. Но основную сложность при прохождении перевала представляет не сам взлет, а ледопады с обеих сторон перевала.

Две ступени ледопада в верховьях ледника Bolocho проходятся вдоль правого борта ледника. При обходе верхней ступени по осыпному конусу под кулуаром пика Bolocho следует уделять особое внимание возможности падения камней из кулуара. При обходе нижней ступени ледопада по ледовому желобу, который может потребовать провешивания перил, следует опасаться падения камней и обвалов льда, и аккуратно выбирать линию движения.

Ледопад у слияния двух ветвей ледника Kero Lungma обходится по левобережным моренам, нижнюю часть ледопада можно (и, вероятно, удобнее) проходить по леднику.

Главной проблемой перевала является ледопад на леднике Kero Lungma на входе в цирк перевала. Мы в итоге «протестировали» сразу два варианта обхода ледопада по скально-осыпным склонам правого борта долины – косой траверс склонов над ледопадом с выходом на ледник на уровне верхнего цирка и подъем на концевую вершину гребня, образующего верхний цирк, с последующим спуском на ледник верхнего цирка по ледовому склону. В итоге второй вариант нам кажется более предпочтительным – он требует больших усилий, времени и технической работы, но более безопасный. Первый вариант (косой траверс склонов) позволяет попасть в верхний цирк кратчайшим путем, но чреват проблемами в случае срыва на крутом конгломерате из-за ошибки или падения камней. Вариант прохождения (а не обхода) ледопада тоже возможен при большем, чем у нас, количестве снега, но он может повысить категорию перевала до 3А. При любом варианте подъема в верхний цирк желательно ночевать прямо перед ледопадом, чтобы гарантированно успеть все засветло.

Перевал Зеркальный (2Б, 5290м)

Координаты, высота

N36.025098°, E75.145305°, 5290м

Категория трудности, характер

2Б, снежно-скальный

Расположен

между западной камерой ледника Bolocho и ледником Sgari-Byen Gang

15августа

Утром погода отличная, выходим в 6:40.

IMG_2010. Вид в направлении перевала Зеркальный от места ночевки.

Сразу спускаемся с левобережной морены, где у нас была ночевка, на пологий зачехленный ледник, которых постепенно переходит в открытый ледник. Первый переход проходим вплотную к левому борту (сначала вдоль морены, потом под осыпными склонами), так как ближе к центру ледника имеются многочисленные трещины.

IMG_1821. Вид на ледник цирка перевала Зеркальный с подъема на перевал Bolocho.

Далее на леднике присутствует крутой перегиб, орографически слева в этом месте в основной ледник впадает небольшой висячий ледник со склонов пика Bolocho. Перегиб, естественно, представляет собой небольшой ледопад.

IMG_2011. Ледопад, на заднем плане перевал Зеркальный и пик Bolocho II (5410м).

В принципе ледопад в центре выглядел более заглаженным, но у нас не было уверенности, что там точно будет проход. Кроме того, переход от левого борта в центр представлял собой отдельную проблему. Поэтому мы принимаем решение обойти ледопад вдоль орографически левого борта, где виден проход частично по открытому льду и частично по зачехленному.

Надев кошки и пройдя вверх 3 минуты, мы обнаруживаем, что трещины, среди которых надо маневрировать, довольно большие и местами с мостами через них. Поэтому приходится сделать еще один привал, чтобы надеть обвязки и организовать связки.

IMG_2022. Вид вниз при обходе ледопада вдоль левого борта.

Крутизна склона при подъеме вдоль ледопада составляет до 30°, перила не потребовались, но определенное неудобство представляло движение по крутым зачехленным участкам ледника.

IMG_2023-IMG_2025. Висячий ледник над ледопадом.

В данном месте стоит опасаться падения льда с висячего ледника, а также скатывания камней по осыпному основанию ледника. Следов свежих обвалов мы не видели, камни при нас не скатывались, но все равно мы не рекомендуем задерживаться в этом месте и вешать перила. Если ледовая обстановка не будет позволять пройти без перил, то безопаснее будет уйти в центр и распутывать ледопад там.

nk_206. Вид вниз по леднику после прохождения ледопада.

Выше ледопада вдоль левого борта начинается зона трещин, и во время следующего перехода мы смещаемся к центру ледника. Постепенно ледник становится полностью закрытым, но трещины никуда не пропадают, нам приходится их высматривать, обходить или прыгать через них.

IMG_2028. На походе к перевальному взлету.

Еще два перехода мы идем в свободном темпе, достаточно сильно растянувшись, по закрытому леднику практически по прямой в направлению плеча вершины Bolocho II.

IMG_2031-IMG_2033. Панорама перевального взлета и пика Bolocho II.

При подготовке к походу мы (на основе спутниковых снимков и единственной фотографии начала 20-го века) планировали подниматься на гребень в самой правой по ходу части – между большим скальным жандармом и крутым гребнем, ведущим на вершину Bolocho II. Это требовало несколько большего набора высоты на подъем, но зато обеспечивало простой спуск на косую полку с западной стороны в обход скального пояса.

Но в наших условиях снега было совсем мало. Возможно на это повлияло проведение похода в августе, а может 2018 год был малоснежным. В результате запланированный путь подъема представлял собой заглаженный скальный склон с лежащими на нем камнями. Вешать перила на таком склоне не было никакого желания (да и возможность организации станций на таких скалах была под вопросом), а для подъема без перил скалы выглядели слишком крутыми.

Поэтому мы приняли решение подниматься на перевал не в крайней правой, а крайней левой по ходу части гребня. В этом месте имелась возможность подняться на перевал по снежно-ледовому склону без выхода на скалы.

nk_211. Подъем по перилам на седловину перевала.

В 10:15 останавливаемся на еще пологой части ледника и обсуждаем тактику. Решаем пересечь бергшрунд под скалами (где он забит снегом), затем уйти немного влево по ходу, а выше скал уйти немного вправо, чтобы выйти на гребень в месте его понижения.

Первую веревку вешаем около 10:50 на снежном склоне 45°. Лидер из первой связки поднимается на три такта и делает станцию на ледорубах. Остальные связки постепенно подходят, и участники поднимаются по перилам.

IMG_2034. Вид в направлении Bolocho II от начала второй веревки.

Во время подъема понимаем, что подниматься по снегу было правильным выбором – соседние скалы не выглядят надежными и безопасными.

SDIM0113. Подъем по второй веревки.

Вторую веревку вешаем по снежно-ледовому склону около 45°, ее хватает до верха, станцию организуем на скальном выступе на гребне. Со скального выступа траверсируем «пешком» вправо по ходу метров 10 до удобного места отдыха на перевале (N36.025098°, E75.145305°, 5290м).

nk_213_pano. Вид с седловины на путь подъема и ледник, на заднем плане пик Bolocho I. С перевала хорошо виден наш путь подхода по леднику Bolocho.

IMG_2045. Вид вдоль гребня на юг (и на место «построенного» тура).

В 12:35 вся группа собирается на перевале. Мы съедаем перевальную шоколадку, долго обсуждая возможные названия для перевала. Побеждает вариант «Зеркальный», так варианты оптимального прохождения перевала с востока и с запада являются зеркальными друг относительно друга (каждый проходит через свою точку гребня, идет на подъем по снежно-ледовому склону и на спуск по скальному).

Погода по-прежнему солнечная, пишем записку и складываем для нее тур в скалах гребня южнее седловины.

IMG_2035. Панорама вдоль гребня на север и запад.

К сожалению, приходится отказаться от первовосхождения на пик Bolocho II. Из нашей точки на гребне по пути к вершине придется преодолеть несколько достаточно сложных жандармов, на которых не обойтись без провешивания веревок по скалам. Время на это теоретически еще есть, но после этого мы явно не успеем спуститься дальше косой полки, а по плану у нас ночевка далеко внизу на траве в самом устье долины.

IMG_2043. Пик Spantik (7021м).

С перевала открывается хороший вид на вершину пика Spantik, на переднем плане частично виден скальный перевал с ледника Sgari-Byen Gang на ледник Moraine, который, вероятно, никем не был пройден.

IMG_2044. Пик Bolocho I (6000м).

Южная стена пика Bolocho представляет собой внушительное зрелище. Она еще никем не была пройдена, единственное восхождение на вершину в 1997г было совершено по северному гребню.

IMG_2042. Вид вниз на юго-запад с точки подъема на гребень.

Косая снежно-ледовая полка, на которую нужно спуститься с перевала, выглядит достаточно мирно. Но, проведя разведку варианта спуска непосредственно из точки подъема на гребень, убеждаемся, что здесь скалы на склоне с «живыми» камнями и довольно крутые. Вид на эти скалы снизу можно посмотреть на фото IMG_2048.

IMG_2046. Первая веревка на спуске.

Выбор места спуска определяет монолитный скальный выступ в десятке метров к северу от седловины. На этом выступе мы делаем станцию и в 12:50 вешаем первую веревку. Участники вынуждены спускаться по очереди, медленно и аккуратно. В районе середины веревки делаем промежуточную точку для изменения направления веревки – далее нужно уходить влево в широкий кулуар.

IMG_2047. Конец первой веревки, вид от второй станции.

Кулуар заканчивается вертикальной стенкой, в конце которой мы организуем на скальных выступах вторую станцию. Участники по очереди подсказывают друг другу, по какой траектории спускаться, за какой выступ можно держаться, а что необходимо обойти, не дотрагиваясь. К сожалению, камни все-таки летят из-под ног, но от них можно укрыться на второй станции, сместившись орографически вправо под стенкой.

Последний участник снимает веревку свободным лазанием с рюкзаком. Перед тем, как спускаться по стенке, участник отдельно спускает на станцию свой рюкзак.

IMG_2048. Вид от второй станции вертикально вверх.

Вторая веревка выводит на лед в середине широкого кулуара. Последний участник сдергивает ее, оставляя кордалет в качестве расходной петли.

IMG_2052. Путь спуска с перевала.

Третью веревку на спуск организуем со станции на бурах. Склон становится более пологим, около 35°. В нижней части перильной веревки на склоне имеется бергшрунд, который мы успешно перепрыгиваем. После прохождения третьей веревки участники собираются на относительно пологой части снежного склона. Несмотря на предосторожности, один участник спускает в сторону группы довольно большой камень, который перелетает даже бергшрунд, но, вовремя замеченный, не причиняет никому вреда.

nk_214_pano. Вид на косую снежно-ледовую полку из района ее окончания.

В 15:50 спуск окончен, мы формируем связки и начинаем спуск на юг по косой полке, имеющей уклон 10-15°. На спутниковых 3D-моделях полка была также наклонена на запад, что могло создать необходимость провешивания ее перилами. Но в реальности никакого наклона к внешнему западному краю у полки нет, и спускаться в связках вполне безопасно.

Полка заканчивается довольно крутым ледовым сбросом. В этом месте нужно сначала уйти к правому краю, обходя трещины, а затем резко влево к скалам вдоль левого края полки, где спуск более пологий.

SDIM0127. Снежно-осыпные выносы в районе окончания полки.

Затем нужно пройти дальше на юг и пересечь выносы со склонов под седловиной между пиками Bolocho III и Bolocho IV, так как выход с полки по кратчайшему пути направо преграждает ледопад. В этом месте надо проявлять осторожность и по очереди наблюдать за склоном. При большом количестве снега здесь сходят лавины (судя по старым следам, которые мы видели, и по спутниковым снимкам), а при малом количестве снега в наших условиях весь снежный склон в следах камней. Нашу траекторию спуска камни при нас не пересекали, но дальше по склону сходы камней наблюдались.

IMG_2055. Пересечение трещины под выносами.

Склон был подрезан широкой трещиной, через которую мы перебрались по огромному застрявшему в ней камню, чтобы не уходить вперед слишком далеко под более камнеопасные склоны.

nk_216_pano. Спуск по пологой части ледника к месту обеда и после обеда.

nk_215_pano. Вид на север после выхода на пологую часть ледника.

Далее ледник становится пологий и открытый, выходим к большому камню в месте слияния ледника «с полки» и «основного» ледника, где снимаем обвязки и останавливаемся на обед в 16:30.

IMG_2058. Вид на район перевала Зеркальный от места обеда.

Вокруг много воды из ледниковых ручейков. Готовить полноценный обед уже поздновато, поэтому достаем из запасов подаренную немцами протеиновую смесь «Мистер Клубничка». Напиток оказывается весьма кстати после жаркого дня.

IMG_2059. Пик Bolocho II и седловины перевала Зеркальный.

От места обеда хорошо видно, что оптимальный вариант восхождения на пик Bolocho II – отсюда, с ледника Sgari-Byen Gang. Для этого нужно подняться по снежно-ледовой полке, по которой мы спустились (заход на нее виден на фото IMG_2058), а затем подняться на гребень по снежно-ледовому склону уже после всех скальных жандармов.

Оптимальный вариант прохождения перевала Зеркальный с запада, скорее всего, тоже заключается в подъеме на гребень по снежно-ледовому склону левее или правее по ходу самого большого светло-серого жандарма.

IMG_2060. Перевал на ледник Moraine в южном отроге пика P6250.

Седловина, ведущая на ледник Moraine, выглядит на скальную 2Б-3А (частично этот вариант подъема виден на панораме IMG_2035). Но в этом гребне имеются и другие, более простые седловины, которые закрыты от нас отрогом на переднем плане на фото IMG_2060, но видны на фото IMG_2043.

nk_217. Вид вниз по леднику Sgari-Byen Gang.

После обеда выходим в 17:05 и идем вниз без кошек по пологому открытому леднику. Света случайно наступает в забитую снегом трещину, проваливается одной ногой по бедро и самостоятельно вылезает (трещина была слишком узкой, чтобы застрять в ней целиком). Несмотря на этот случай, мы не настаиваем на использовании связок на этом участке – ледник открытый и всего лишь с микротрещинами (см. фото nk_217), достаточно просто не расслабляться и смотреть под ноги .

Постепенно ледник становится круче, и на нем увеличивается количество и ширина открытых трещин. Так как впереди район впадения слева ледника, стекающего с пика Bolocho VII, что предвещает еще большее количество разломов, то мы решаем пересечь центральную морену и уйти на правую сторону ледника. Морена представляет собой ледовые валы, слегка присыпанные камнями, поэтому мы организуем разведку, чтобы найти в ней проход.

IMG_2061. Перевал Зеркальный от места ночевки на леднике.

Вечереет, на центральной морене хороших мест под палатки не находится, поэтому мы ее пересекаем по разведанному пути и продолжаем спуск по правой стороне ледника, высматривая ровные места. В районе 18:00 встаем на ночевку на относительно пологих ледовых площадках (N36.011143°, E75.116245°, 4574м), которые приходится подровнять ледорубами. По леднику текут ручейки, которые к утру замерзают. Довольно холодно и ясно. Отмечаем день рождения Светы.

16августа

Утром погода ясная, выходим в 7:05. Продолжаем спуск по открытому леднику, который постепенно становится зачехленным, пересекаем ледниковый ручей. После привала правая часть ледника заканчивается зачехленным склоном, который выводит нас на основную часть ледника. Она весьма неровная после впадения левого притока и требует маневрирования среди зачехленных ледовых холмов.

IMG_2069-IMG_2070. Переход речки в правом кармане ледника в точке ее ухода под ледник.

Пересекаем еще раз ручей (который превратился в мутную речку) по ледовому мосту в том месте, где он уходит под ледник. Далее еще полтора перехода продолжаем спуск по карману между ледником и правобережной мореной, где зачехленный ледник постепенно уступает место моренам и осыпям.

IMG_2073. В долине Sgari-Byen Gang у минерального ручья.

Спускаемся дальше, проходим мимо языка ледника и метров через 500 движения по долине делаем привал у ручья со слабоминеральной водой, стекающего с правого борта (N35.992020°, E75.095770°, 4032м). Камни по берегам ручья покрыты красно-рыжими отложениями. Здесь уже начинает расти трава, можно обустроить места для палаток. Вода имеет металлический привкус и, может быть, не очень оптимальна для приготовления каши, но в основной реке вода мутная и совершенно непригодная для питья.

nk_218. Карбонатный ручей ниже по долине.

Выходим с привала и через 500 метров встречаем еще один ручей, теперь уже с карбонатными отложениями.

IMG_2080. Вид на долину Sgari-Byen Gang с моренного вала ледника Chogo Lungma.

После ручья начинаем постепенно смещаться вправо от реки и плавно набирать высоту по осыпным склонам.

IMG_2075-IMG_2079. Панорама устья долины Sgari-Byen Gang.

В 9:40 поднимаемся на гребень морены ледника Chogo Lungma, которая в устье долины прорезана рекой Sgari-Byen Gang. Река не пригодна для перехода вброд. Тем, кому потребуется попасть с одного берега на другой, придется обходить реку или через ледник Chogo Lungma, или через язык ледника Sgari-Byen Gang.

Проходим чуть вперед по гребню морены, спускаемся к леднику по широкому осыпному кулуару в 70м выше озера у борта ледника. Ледник сильно разорванный, лед грязный и зачехленный. Идем вдоль кромки ледника в поисках места, где можно пройти без кошек через этот плохой лед к центру ледника. Через 120 метров находим такое место, пересекаем по диагонали полосу плохого льда шириной 300м и выходим на относительно чистый и ровный ледник.

Далее делаем 4.5 перехода до обеда, еще один переход по леднику до скального отрога и последний переход по тропе на скалах в базовый лагерь Spantik, где оказываемся в 15:25. Подробнее этот участок описан в главе про ледник Chogo Lungma.

Выводы

Перевал Зеркальный (Mirror) соответствует простой комбинированной 2Б. На подходах к перевалу с обеих сторон нетрадиционно для района похода отсутствуют сложные ледопады.

При прохождении перевала с востока на запад оптимальным является подъем по снежно-ледовому склону на самую южную седловину в гребне и спуск с нее по скально-осыпному склону. При прохождении перевала в обратном направлении, скорее всего, будет удобнее подниматься по снежно-ледовому склону и спускаться по скально-осыпному, но уже на одну из двух самых северных седловин. С самой северной седловины также можно попробовать совершить первовосхождение на пик Bolocho II.

Пик Spantik (3А, 7027м)

Координаты, высота

N36.057378°, E74.965847°, 7027м

Категория трудности, характер

3А, снежно-ледовый

Расположен

Верховья ледника Chogo Lungma

Все фотографии за редким исключением приведены не в хронологическом порядке, а в географическом – по линии движения от базового лагеря до вершины.

IMG_1772. Вид на Spantik с морены ледника Chogo Lungma.

Spantik – вершина высотой 7027м в Центральном Каракоруме. Вершина популярна среди восходителей из-за того, что путь на нее относительно несложен и неопасен. Кроме того, путь до базового лагеря легко доступен и способствует хорошей акклиматизации благодаря плавному набору высоты.

IMG_2098. Базовый лагерь, вид вниз по леднику Chogo Lungma.

Базовый лагерь расположен на конце южного отрога юго-восточного гребня вершины над ледником Chogo Lungma (N35.990446°, E75.014515°, 4363м). Лагерь представляет собой порядка 30 площадок под палатки,

разбросанных по склону. Место выглядит довольно безопасным, хотя за 3 недели до нашего прихода на лагерь сошло два крупных камня, попавших в палатки, поэтому стоит выбирать площадки подальше от склона.

nk_337_pano. Базовый лагерь, вид вниз по леднику Chogo Lungma.

По имеющейся у нас информации в сезон восхождений (середина июля – середина августа) в лагере обычно базируется несколько коммерческих групп. Как правило, каждая группа разворачивает довольно крупный лагерь: портеры поднимают наверх палатки, шатры для столовых, туалеты, кухни, очень много еды (нам рассказали, что были случаи, когда наверх заносили даже живых кур). Группы сопровождают портеры, гиды и их помощники, повара. В общем, в сезон здесь довольно тесно. Нам же повезло, мы при первом визите застали только группу немцев, отдыхающих после восхождения. Когда мы пришли в лагерь 17-ого августа, там никого уже не было.

IMG_2108. «Водопровод» в базовом лагере.

В качестве источника воды используется небольшой ручей, вода из которого течет к лагерю по каналу из полиэтилена длиной около 50м. Ручей довольно слабый и течет только днем, к тому же «водопровод» порой ломается и приходится искать место утечки. Рекомендуется заранее накапливать воду (в лагере мы нашли несколько объемных емкостей, которые использовали для этого).

Здесь довольно часто гуляют ветра, поэтому и днем может быть прохладно. Мытье головы в таких условиях здорово бодрит!

IMG_2231. Цветочки.

К сожалению, пока экологическое просвещение коммерческих групп оставляет желать лучшего. Лагерь и его окрестности довольно сильно захламлены: раскиданы упаковки от еды, газовые баллоны, куски ткани от шатров. Несмотря на то, что группы оплачивают сбор на уборку мусора, по факту никто этим не занимается. Мы по своей инициативе собрали и сожгли пару сотен литров мусора, но это было далеко не все.

16августа

После прихода в базовый лагерь в 15:30 устраиваем «четвертьдневку», распределяем продукты второго кольца, моемся и отдыхаем.

17августа

На следующий день также делаем поздний подъем и поздний выход, чтобы дополнительно отдохнуть после первой части маршрута. Перераспределяем снаряжение, оставляем в лагере часть технического снаряжения (2 веревки из 4, спусковые устройства, жумары, часть карабинов, ледобуров, репшнуров и петель), так как предполагаем на основе имеющихся описаний, что нам вряд ли потребуется перильная техника. В то же время мы берем снегоступы на случай, если будет глубокая тропежка.

Выходим из базового лагеря в 12:45. Переменная облачность, погода «задумчивая».

От базового до первого лагеря наверху скально-осыпного отрога идет тропа, маркированная турами. Подъем не представляет собой никаких проблем за исключением поиска тропы в неочевидных местах. Воды на протяжении всего подъема нет (кроме небольших снежников в верхней части подъема), поэтому стоит захватить воду с собой из базового лагеря.

IMG_2101. Начало подъема к лагерю C1 из базового лагеря.

IMG_2116. Вид на базовый лагерь с подъема по склону.

В самом начале подъем идет по пологому осыпному склону. Из разных мест базового лагеря начинается несколько не очень хорошо заметных троп. При выходе из лагеря можно идти и без тропы, но дальше ее все- таки лучше найти. В целом надо ориентироваться на первый (самый восточный) большой кулуар в гребне. Тропа к нему идет по дуге, отклоняясь сначала вправо по ходу, а затем возвращаясь влево на исходное направление. В самом начале тропа идет примерно под 30° против часовой стрелки к тропе, по которой поднимаются с ледника в базовый лагерь.

nk_333_pano. Подъем по склону перед выходом на гребень (фото сделано на спуске).

Первую ходку делаем 30-минутной, но понимаем, что это многовато для начала «кольца». Дальше идем переходами по 20 минут с привалами по 10 минут. За первый переход доходим до кулуара. В нем тропа делает резкий поворот на 60° направо по ходу и поднимается из кулуара на гребень.

nk_329. Подъем по гребню перед его первым поворотом (фото сделано на спуске).

nk_327. Подъем по гребню перед его вторым поворотом (фото сделано на спуске).

Далее тропа идет вдоль гребня, поворачивая вместе с ним. Иногда осыпь переходит в разрушенные скалы, на которых тропа не видна. Прохождение таких участков несложное, страховка не требуется. В целом, при должной аккуратности, камнеопасность подъема благодаря движению по гребню минимальна.

IMG_2119. Вид вниз с третьего поворота.

На поворотах гребня или сразу за ними имеются пологие места, где удобно делать привалы. За три перехода после выхода на гребень доходим до участка выше второго поворота гребня. На следующем переходе тропа идет немного орографически правее гребня и не очень очевидна в ряде мест.

nk_226_pano. Гребень выше третьего поворота.

Первые снежники мы увидели только на четвертом переходе, то есть спустя два часа от начала подъема.

nk_227_pano. Тур перед началом последнего участка гребня перед C1.

Иногда вдоль тропы встречаются туры – как крупные вытянутые камни, поставленные вертикально, так и целые башни из камней.

nk_230_pano. Панорама на восток из лагеря C1.

К 15:55 за 6 переходов мы поднялись к месту соединения юго-восточного гребня (по которому мы поднимались) с северо-восточным (который спускается на ледник Basin). В этом месте расположен лагерь C1. Лагерь представляет собой не одно компактное место, а цепочку из потенциальных мест, каждое из которых подходит под 2-3 палатки. Мы остановились в самом первом месте, которое расположено чуть ниже точки соединение гребней (N36.000645°, E75.012656°, 5056м). Это место удобно тем, что продолжающийся от точки соединения основной гребень (по которому идет дальнейший путь к лагерю C2) закрывает от ветров с запада (фото IMG_2131). В принципе можно стоять и дальше на основном гребне (фото IMG_2129), там больше пологих мест, но они хуже защищены от ветра.

Местами на склоне валяется мусор, чему мы отчасти порадовались, так как нашли несколько неиспользованных газовых баллонов, которых у нас был дефицит. Спустившись по северо-западному гребню чуть ниже лагеря, мы раскопали в снежнике слабый ручей, что позволило нам набирать воду, а не топить ее.

IMG_2120. Вид из лагеря C1 на район перевала с ледника Moraine на ледник Sgari-Byen Gang.

18августа

На следующий день погода была плохая (мокрый снег с дождем), и мы решили не мочить все свое снаряжение перед подъемом на высоты, а сделать отсидку. В культурную программу в этот день входили преферанс, чтение книг Лавкрафта и починка снаряжения. Погода немного наладилась только ближе к вечеру.

Ниже приведены фотографии лагеря и окружающих вершин, сделанные в этот день.

IMG_2123. Плохая погода в лагере C1.

IMG_2131. Лагерь C1.

IMG_2129. Пологий гребень выше наших палаток.

IMG_2130. Пик Laila (6985м) из лагеря C1.

IMG_2136. Вершина Spantik из лагеря C1.

IMG_2137. Пик Haramosh II (6666м) из лагеря C1.

19августа

Переход из лагеря C1 в C2 достаточно прямолинеен, происходит целиком по гребню с небольшим набором высоты и требует только аккуратности при движении на участках с карнизами.

0556. Гребень сразу после лагеря C1.

Выходим в 6 утра. В самом начале гребень широкий и пологий. Здесь на снегу можно ставить лагерь тем, кому не хватит места на осыпных площадках. Снег держит хорошо, почти не проваливаемся.

IMG_2141. Гребень через 800м после лагеря C1.

Идем в кошках, без связок. Движение по гребню довольно простое.

nk_240. Осыпные выходы через 1100м после лагеря C1.

За два перехода по 20 минут доходим до осыпного выхода, где тоже можно поставить палатки. Вообще при необходимости, можно найти много мест на гребне, подходящих для установки лагеря. Но, в целом, эти места хуже, чем те, где мы стояли, так как на них ощутимо ветренее. Воды также не наблюдается.

IMG_2142. Вид вперед по гребню от осыпных выходов.

После осыпных выходов в гребне имеется заметное понижение, а на гребне присутствуют карнизы. В этом месте стоит держать дистанцию от края гребня. Старая тропа на снегу читается, но достаточно плохо.

nk_326. Вид вперед на пологую часть гребня после большого понижения (фото со спуска).

Отметим, что на фотографиях со спуска мы идем в связках. Это из-за того, что в начале спуска от C2 есть зоны трещин и гребень местами сложен. Поэтому мы проходили этот участок в связках. А затем нам просто было лень развязываться .

IMG_2143. Второе большое понижение.

Еще через два перехода в гребне опять большое понижение, и мы снова сбрасываем высоту. После 9:30 снег начал раскисать (несмотря на пасмурную погоду), приходится немного тропить.

nk_324. Пологий участок после выхода из второго понижения (фото со спуска).

IMG_2144. Третье большое понижение и последний «холм» перед лагерем C2.

В последней части пути от лагеря C1 до C3 имеется третье понижение, после которого надо набирать высоту на большой «холм». В этом месте гребень достаточно острый и нужно идти не по нему, а по южному склону рядом с гребнем. На склоне имеются трещины, поэтому надо внимательно выбирать траекторию движения. Характерной приметой «холма», за которым находится лагерь C2, является то, что скальные выходы у него расположены на северных склонах, а не на южных, как у предыдущих «холмов».

IMG_2146. Перевал с ледника Basin на ледник Garumbar.

IMG_2147. Район лагеря C2 (у большого откола ледника), вид с последнего «холма».

Второй лагерь располагается на пологой снежной седловине (N36.023753°, E74.983541°, 5475м) между двумя «холмами», хорошо видимыми на фото IMG_2144. Седловина широкая и места для палаток более чем достаточно. Место лагеря относительно хорошо защищено от западного и восточного ветра, в случае сильного северного или южного ветра можно попробовать встать на полочке на отколе ледника северного склона (фото IMG_2152).

nk_249. Лагерь C2.

Для защиты от ветра мы делаем снежные стенки вокруг палаток. Воды в районе лагеря нет. Здесь тоже встречается много мусора, оставленного нашими предшественниками (даже находим вкусную тушенку). После постановки лагеря для акклиматизации делаем радиальный выход дальше по гребню на пару переходов – см. описание следующего дня.

IMG_2152. Потенциальное место для палаток на отколе в ветреную погоду.

IMG_2173. Пик Laila II (6770м) на закате.

IMG_2175. Пик Haramosh II на закате.

Из лагеря C2 открываются шикарные виды на окружающие вершины.

IMG_2180. Вид на северо-восток из лагеря C2 на закате.

20августа

За этот день мы планировали максимально набрать высоту налегке (в идеале – до лагеря C3) и спуститься обратно. Таким образом, мы хотели разведать маршрут и акклиматизироваться.

IMG_2160. Путь подъема из лагеря C2 в лагерь C3.

Выходим в 5:45, погода хорошая. С самого начала надеваем кошки и организуем связки, так как на гребне присутствуют трещины. От лагеря хорошо виден последний «холм» на гребне и последующий длинный снежно-ледовый взлет – ключевой участок на маршруте на Spantik. Сам лагерь С3 расположен в понижении после взлета и из лагеря C2 не виден.

nk_252. Самое начало подъема из C2, вид назад.

Первые 250 метров подъема на «холм» достаточно пологие и происходят по широкой полке.

nk_251. Выход на гребень после пологой части подъема.

Затем гребень, который был справа по ходу от нас, сходит на нет, а слева по ходу возникает новый ярко выраженный гребень. Поднимаемся на новый гребень и продолжаем набор высоты на «холм» по нему.

nk_255. Вид на «холм» после выхода на гребень.

SDIM0131. Привал на гребне.

Местами на гребне встречаются перила, которые были провешены для наших предшественников. Перильная веревка довольно низкого качества, больше напоминает толстую бельевую веревку, чем альпинистскую. Перила закреплены на кустарных снежных якорях, которые представляют собой кусок металлического профиля. Один раз мы нашли перила, закрепленные на якорях MSR – не смогли пройти мимо и прихватили их с собой.

nk_257_pano. Вид назад со второй «вершины» «холма».

IMG_2161. Ключевой участок подъема, вид с «холма».

Поднимаемся на «холм», с которого хорошо виден снежно-ледовый взлет (см. также фото IMG_2221 немного с другого ракурса и после снегопада). На склоне имеется ряд ледовых разломов, частично засыпанных снегом. Путь движения указан на фото IMG_2221. Разломы в нижней части нужно обходить слева по ходу, где они сходят на нет выше огромного бергшрунда. Разлом в нижней трети склона (фактически еще один бергшрунд) надо обходить справа по ходу, после чего выходить к скальной гряде и подниматься вдоль нее. Подъем на финальную часть взлета достаточно прямолинейный и происходит по линии падения воды. На вершине холма, которым заканчивается взлет, следует держаться подальше от карнизов с северной (правой по ходу) стороны.

IMG_2221. Ключевой участок подъема, фото на спуске после снегопада.

IMG_2220. Карнизы на гребне на спуске с холма, вид назад (фото сделано на спуске).

nk_264. На подходе к началу технического участка.

После спуска с «холма» подходим к ключевому участку – снежно-ледовому взлету. Перед началом крутого участка есть выполаживание, где мы делаем привал в 6:45.

IMG_2162. Вид назад от наклонного разлома.

Снега на подъеме хватает для того, чтобы подниматься наверх без перил. Здесь также встречаются перила предыдущих групп, причем некоторые из них закреплены на советских ледобурах Ирбис.

nk_320_pano. Перед скальным гребешком (фото сделано на спуске).

После маневрирования в связках на склоне между разломов подходим в 9:30 к скальному гребешку. Вскоре после начала гребешка склон становится менее крутым, а потом и вовсе пологим. Есть пара осыпных площадок для постановки палаток.

nk_269_pano. Вид назад от начала скального гребешка.

nk_283. Подъем вдоль скального гребешка, вид вниз.

Стоит отметить, что, несмотря на высоту порядка 6000, здесь очень жарко. Есть серьезная опасность теплового удара, подкладываем снег под каску.

nk_285. Подъем вдоль скального гребешка, вид вверх.

IMG_2172. Вид вниз от станции у окончания скального гребешка.

В последней части скального гребешка подъем становится круче, до 40-45°. Вешаем перила для прохождения этого участка.

nk_270. Наши и чужие веревки на станции.

nk_274. Привал у окончания скального гребешка на акклиматизационном выходе.

Наверху перила закрепляем на скальном выступе. Рядом с выступом есть площадка под одну палатку, где мы все собираемся в 10:25. Видно, что дальше опять могут потребоваться перила, а набранная высота в 6080 метров вполне достаточна для акклиматизационного выхода.

Отдыхаем, обедаем и через час начинаем спуск назад в лагерь C2. До выполаживания на скальном гребешке спускаемся по перилам. Затем доходим до окончания гребешка в связках.

Снег довольно сильно раскис, спускаться дальше на личной технике довольно сложно, так как тонкий слой снега совершенно не держит, а под ним лед. В 11:35 начинаем вешать перила от скального гребешка, спустившись на 5 веревок, оказываемся в 13:20 на более пологом участке, где уже можно безопасно продолжать спуск в связках. В 14:15 возвращаемся в лагерь.

Отметим, что из-за дефицита снаряжения (буров, карабинов, петель) процесс провешивания всех этих незапланированных перильных веревок был весьма творческой задачей.