Автор: Ирина Коноваленко, г.Сочи

Отчёт о горном маршруте 1 к.с. по Ц Кавказу, совершённом группой клуба горного туризма «Серпантин» города Сочи в период с 08 июня по 24 июня 2018 г.. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

9 День. 16.06.18. д/р Бугультадон-д/р Дзамараш

6.00 Подъем у дежурных

7.00 Завтрак. Погода облачная, без осадков. Состояние группы – хорошее, немного уставшие.

Вид с места ночевки вниз в д/р Бугультадон

8.15 Собрав лагерь, выходим и идем по грунтовой дороге вниз к реке Бугультадон. Местами на дороге лежат снежники, поэтому идем в ботинках и с ледорубом.

Местами дорогу перекрывают снежники

9.01 Спускаемся в пойму реки и делаем привал. Высота 2436м. На другой стороне видна хорошая грунтовая дорога и выше по течению реки видно красное пятно минерального источника. Река разливается здесь на много рукавов, но она очень бурная даже разделенная на потоки, да и переходить ее нет смысла, т.к. дальше, вниз по течению дорога переходит на наш (правый) берег.

Место спуска к реке,где она разливается на рукава и направление дальнейшего пути

Снежник

9.15 Продолжаем движение по правому берегу реки Бугультадон, идем по широкой пойме реки, обходя заболоченные места чуть выше по склону. Пересекаем снежник, обрывающийся в реку.

В одном месте к реке близко подходят скальные выходы, обходим их сверху по траве. И оттуда спускаемся на грунтовую дорогу, перешедшую через мост на нашу сторону.

Обходим небольшой скальный прижим сверху

10.14 Добравшись до дороги, делаем привал. Высота 2374м. Трое участников идут проверить источник, который находится метрах в 500 выше по течению реки, но вода там оказалась обычная, а не минеральная.

Дальнейший путь проходит по грунтовой дороге

10.35 –продолжаем движение по грунтовой дороге. На другой стороне реки встречаются руины поселков. Пересекаем ручей.

На другом берегу встречаются руины поселков

Место обеда

12.00 Останавливаемся на обед в районе развалин села Бугультакау около дороги справа от реки. Большая часть его развалин находится на другой стороне реки. Встречам пограничников, проверяют документы. Высота 2061 м.

Красивое место обеда

Вид долины вверх по течению реки Бугультадон

Вид долины вниз по течению реки Бугультадон

13.20 Продолжаем движение по дороге. На другом берегу реки открывается вид на величественные скалы и красивую короткую долину р. Шалакомдон. Проходим мимо могильников: конусообразные навалы камней.

Могильники

В долине ниже слияния рек Бугультадон и Дзамараш видны небольшие жилые строения.

Делаем небольшой привал, чтобы снять теплые вещи, т.к. ненадолго припекло солнышко.

Переходим по дороге в д/р Дзамараш. Проходим шлагбаум с табличкой, что находимся в погран.зоне, менее пяти км. до границы.

Табличка и шлагбаум погранзоны

Мост. Переходим на правый берег р.Дзамараш

Дорога ведет вброд через речку, рядом находится деревянный пешеходный мостик с окрашенным желтым поручнем. Переходим реку Дзамараш на правый берег. Погода ухудшилась, идет мелкий дождь.

15.20 Разбиваем лагерь на поляне, строим ветрозащитные стенки. 17.45 Ужинаем.

20.30 Отбой. На противоположном берегу реки есть камнеопасные места, отдельные камни летят по сыпухе и перелетают через речку. Но лагерь разбит в безопасном месте.

Итого ЧХВ: 05:05

10 День. 17.06.18. д/р Дзамараш-ущ. Дзамарашка

Вид от ночевки вверх по д/р Дзамараш

4.00 Подъем у дежурных. 5.00 Завтрак. 6.00 Выходим и идём по грунтовой дороге.

Переходим вброд р.Сыхра, построив островок

6.20 Подходим к реке Сыхра. Строим брод из камней и переходим её. Река Дзамараш продолжает оставаться справа ПХД, дорога слева ПХД от нее.

6.33 Продолжаем движение по дроге. Слева ПХД от дороги стоит узкий высокий камень с выбитым на нем крестом. Делаем привал напротив него 10 минут. Высота 2109 м.

Дорога переходит на левую сторону. Впереди видим мост, до которого еще нужно добраться вброд

Перейдя несколько потоков находим доску, которую используем для дальнейшего добирания до моста

Почти добрались до моста, осталось еще немного, строим брод

Далее 40 минут ходка.На правом берегу реки видим прижимы. Дорога переходит на другую сторону реки (налево). Посреди реки, в наиболее бурном ее месте стоит мост, рядом с ним река разлилась, и до моста еще нужно добраться, т.к. мост начинается не от берега реки и заканчивается тоже не у берега. Сначала строим брод в нескольких местах, накидывая камни, строя небольшой островок.

Также один из участников находит прочную доску, которую мы используем как мост, переходя рукава, и затем, чтоб добраться к мосту.

Ура! Группа добралась до моста, на другой стороне он также не подходит к берегу.

Погода облачная. Состояние группы – бодрое.

Перейдя реку, продолжаем движение по дороге.

Пригодилась схема, взятая в отчете о горном спортивном туристском походе 4 к.с. по Северной Осетии (маршр.книжка 11/3–401) Голубева М.В. (Москва), с дополнениями зеленого цвета привожу ее ниже:

Схема Голубева М.В. (Москва) из отчета о горном спортивном туристском походе 4 к.с. по Северной Осетии (маршр.книжка 11/3–401). Зеленым цветом –наш маршрут и изменения с мостами на Июнь 2018 г.

Идем 3-ю ходку. Пересекли два ручья по мостикам с желтыми поручнями.

8.02 Привал 10 минут. Высота 2370 м. От сухого русла ручья (не от самого низа), не доходя до скальных прижимов к реке, серпантином вверх идет хорошо натоптанная тропа. Удобнее всего на нее попасть, идя вверх по выносам камней с сухого ручья.

Перед скальными прижимами, тропа серпантином уходит вверх

9.03 Вышли на поляну. Внизу справа ПХД течет река Дзамараш. Делаем на поляне привал 10 минут после подъема. Затем траверсируем склон по слабой тропе, теряющейся в траве. Погода становится более пасмурная, иногда моросит дождь.

Тропа плохо читаема, идёт по вот такой траве, траверсируя склон

10.31 Подходим к охотничьему домику. Перед поляной, где находится домик, тропа раздваивается, одна идёт в камни по низу, вторая по траве выше траверсирует склон. Решаем идти по верхней, чтоб не терять высоту, идёт несильный дождь, иногда обрывками налетает туман. Облака низко. Идя по верхней тропе, чуть не прошли домик, т.к.он мокрый был похож сверху на большой камень.

Спускаемся к нему на обед. Во время приготовления обеда дождь то моросит, то идёт, иногда окрестности затягивает неплотным туманом. Обедаем внутри, но пить чай выбираемся к столу из камня на улицу, т.к.дождь ненадолго прекращается.

В Домике Охотников находим полиэтилен, которым на время нашего обеда застилаем крышу от дождя.

К домику ведет нижняя тропа. Идя по верхней, чуть не прошли домик, приняв его за камень

11.50 Пообедав, продолжаем движение, высота 2060 м.

12.36 Привал 10 минут. За ходку прошли по слабо заметной тропе. Шли по травянистому склону. Поднялись на хребет.

Каменную сыпуху и выступы разрушенных скал обходим по траве выше

Привал

Путь подъема

Подъём

Видим место ночевки и пер.Дзамараш

13.00 Погода ухудшилась, начинается дождь. Налетел туман, видимость слабая. Принимаем решение переждать дождь и туман под тентом палатки между двух больших камней. Иногда дождь переходит ненадолго в мелкий град.

13.38 Туман рассеялся, продолжаем движение. За одну ходку доходим до поляны в кармане морены у ручья. Ручей течет с севера. Там на ровной удобной площадке разбиваем лагерь. Строим ветрозащитные стенки.

Подходим к месту ночевки в кармане морены

Красным-путь, которым пришли к месту ночевки. Желтым-путь подъема к перевалу на следующее утро

Путь подъема на перевал Дзамараш от места ночевки

17.00 Ужинаем. Хорошо, что, хотя бы, нет дождя.

20.00 Отбой. Ночью температура ниже нуля, капли воды на палатке замерзают.

Итого ЧХВ: 05:33

11 День. 18.06.18. ущ. Дзамарашка-пер.Дзамараш 1А (3479 м)

4.00 Подъем у дежурных. 4.30 Завтрак.

5.50 Выходим вверх по склону. За три ходки поднимаемся к перевалу Дзамараш.

Путь проходит по дну долины, придерживаясь ее правого борта по камням морены и по снежникам. Склон справа в некоторых местах камне опасен, близко к склону не подходим, идём по наиболее пологому пути в направлении северо-восток, назначаем наблюдающих за склоном.

В описании указано, что в этом месте встречаются кристаллы горного хрусталя. Но нам не везет, т.к. по камням идём немного, в основном снег. А там, где прошли по камням, никому ничего не встретилось. Погода отличная, малооблачная.

Вскоре открывается вид на перевал и путь подъема к нему ясен. Скалы обходим справа ПХД, не подходя к ним близко. Обойдя скалы, находящиеся слева ПХД, останавливаемся на привал. Начинается более крутой подъём вверх под перевальный взлёт, направление на север. Идём также по камням, немного по снегу.

Путь от места ночевки к пер.Дзамараш 1А (3479 м)

Путь подъема к пер.Дзамараш 1А (3479 м)

Подъем к пер.Дзамараш 1А (3479 м)

Выходим на сыпуху над скалами, где делаем привал у большого камня. Перевальный хребет находится справа ПХД.

Путь подъема к пер.Дзамараш 1 А (3479 м)

Осталось две ходки до перевала

Делаем привал у большого камня перед перевальным взлётом

Вид в д/р Дзамараш с места привала перед перевальным взлётом

От места привала начинаем подъем на перевал, который находится справа ПХД. По пологому короткому, длиной метров 100 снежнику, местами с мелкой осыпью, плавным косым траверсом выходим на перевал.

Перевальный взлёт перевала Дзамараш 1А (3479 м)

7.51 Выходим на перевал. Погода отличная, облачная, но солнечная. Также у одного из участников сегодня День Рождения. Турик находится справа на большом камне. К счастью, находим там записку ТК «Планета» г.Ростов-на-Дону под руководством Файзулиной Ирины Константиновны совершавшие горный поход 4 к.с.Записка от 28.07.16 г.

По приходу домой удалось связаться с Ириной. Группа не смогла подойти к Мидаграбинскому каньону, т.к. на месте слияния двух ледников они попали в болото и грязевую реку, которые не удалось пройти. И им пришлось вернуться обратно на пер.Дзамараш.

Оставляем свою записку, едим перевальные шоколадки.

С перевала открываются восхитительные виды на величественный ледник Мидаграбин, пересеченный моренами, на вершину Джимарай (4780 м)-вторая по высоте после Казбека вершина Северной Осетии. Вершина находится в облаках. На юге видим красивую вершину Ресихох (3821 м), которая находится на границе между Осетией и Грузией. Очень красивый перевал с великолепными видами.

Группа на пер.Дзамараш 1 А (3479м) с видом на вершину Джимарай (4780м) в облаках и ледник Мидаграбин

Группа на пер.Дзамараш 1А (3479 м) с видом на вершину Ресихох (3821 м)

Перевальное седло перевала Дзамараш 1А (3479 м). Сзади виден турик.

Перевал Дзамараш 1А (3479 м)

Записка с перевала Дзамараш

Начало спуска с пер.Дзамараш 1 А (3479 м)

8.14 Начинаем спуск с перевала. Спускаемся по снежному склону. Выбираем путь спуска в сторону ледника правее всех бараньих лбов и скал. Обходим бараньи лбы справа, проходим между ними и большим камнем справа от них, не подходя близко ни к лбам ни к камню. Склон справа камне опасен, видны свежие упавшие камни, идём от него подальше.

Ниже бараньих лбов, вскоре склон выполаживается, идём по снегу, иногда по мелкой осыпи. Снег здесь уже достаточно рыхлый внутри, сверху тонкий наст. И периодически кто-нибудь проваливается по колено и выше.

Озеро, обозначенное на карте, видимо еще находится под снегом, т.к. видим и слева и справа скорее куски больших луж, ярко выраженного озера не видно.

Спуск с пер.Дзамараш 1 А (3479 м) в сторону Мидаграбинского ледника

Обходим «бараньи лбы» справа

Сверху тонкий наст, периодически по очереди проваливаемся в снег

На фоне вершины Джимарай и ледника Мидаграбин

Спуск с пер.Дзамараш 1 А (3479 м) в сторону Мидаграбинского ледника

Путь спуска с пер. Дзамараш 1 А (3479 м)

8.28 Привал 10 минут. Продолжаем спуск.

9.10 Привал 15 минут. Спустились до морены, ниже видна еще одна моренная ступень, которая закрывает вид на путь спуска. Продолжаем движение ниже по склону на следующую ступень морены, выбирая направление вниз и на север в сторону Мидаграбинского каньона. Ходку прошли по снегу. Обошли слева бараньи лбы.

10.15 Вышли на ровную площадку, где удобно разбить лагерь. Рядом, чуть выше находится ручей. Когда мы пришли, для того, чтоб набрать воды в котелок нужно было зачерпывать другим котелком понемногу. Через 1.5 часа поток очень сильно увеличился, появились дополнительные небольшие ручейки от снежника, которых не было с утра. Справа от нас находится ледник Мидаграбин, слева Мидаграбинский каньон.

Ввиду того, что после обеда погода обычно ухудшается, прохождение каньона оставляем на следующий день. Ставим лагерь, строим ветрозащитные стенки, сушим обувь, ботинки на ветру. Погода: светит солнце и одновременно моросит дождь, то сильнее, то слабее. Устраиваем полудневку. Горный хрусталь также нигде не найден.

11.30 Обедаем в палатке. Погода ухудшается, поднимается туман, который усиливается к вечеру.

17.00 Ужинаем. 18.40 Отбой

Итого ЧХВ: 03:07

Вид с места ночевки на ледник Мидаграбин и вершину Джимарай

Вид с места ночевки на Мидаграбинский каньон

Мидаграбинский каньон в тумане

12 День. 19.06.18. Мидаграбинский каньон 1Б-пос.Джимарай

Путь подхода к каньону

4.00 Подъем у дежурных.

5.00 Завтрак. Погода облачная, туман рассеивается, дождя нет. Состояние группы – боевое.

6.05 Выходим вниз к каньону. Спускаемся по мелкой каменистой осыпи по морене, чтобы спуститься ниже ледника. Спуск некрутой.

6.31 Делаем привал 10 минут возле большого камня на морене, стоим за ним, т.к. склон слева может быть камнеопасен. Затем продолжаем движение, идем плотной группой по каменной осыпи.

7.10 Начинаем переходить вброд реку, вытекающую с ледника Западный Мидаграбин. Течение бурное. Переходим ее сверху вниз, в местах, где она разливается рукава. На одном из участков строим брод из камней.

Переходим речку, вытекающую из ледника Зап.Мидаграбин

Строим брод из камней

Переходим по построенному броду

7.35 Все участники группы перешли речку. Продолжаем движение по камням. С правого борта долины часто осыпаются небольшие камни. Спускаемся в пологую пойму реки Мидаграбиндон.

Место перехода речки и начало каньона

7.40 Подходим к речке Мидаграбиндон. Река разливается на три рукава. Цвет воды темный, грязный, но так как русло реки здесь широкое, течение не такое бурное. Переходим вброд реку.

Переходим вброд реку Мидаграбиндон в месте, где она разливается на рукава

8.10 Все участники перешли реку. Продолжаем движение по правому берегу реки Мидагарбиндон до места начала каньона. Стараемся пройти этот участок быстрее, т.к. постоянно что-то осыпается с правого склона. На левом берегу скальные прижимы подходят прямо к реке. Подойдя к началу тропы, делаем 10 минутный привал. Тропа слабо заметна, иногда встречаются турики.

Начало каньона. Тропа справа

У начала входа в каньон. Вид в сторону ночевки, откуда мы пришли

Вид в сторону Мидаграбинского ледника от начала Мидаграбинского каньона

8.20 Подошли к первой ступени бараньих лбов. В скале висит база, сделанная на трёх крючьях, от нее вниз висит веревка. Все в хорошем состоянии, поэтому свою веревку не достаем. Одеваем системы, начинаем дюльфер.

Спуск по первой ступени «бараньих лбов»

База и веревка, которые висят перед спуском с первых «бараньих лбов»

8.35 Вся группа спустилась. Далее следует короткий переход, помеченный туриками к следующей ступени «бараньих лбов».

Спускаемся ко второй ступени «бараньих лбов»

Часть спуска ко второй ступени «бараньих лбов»

Перед второй ступенью «бараньих лбов» вокруг камня сделана база. Здесь уже спускаемся по своей веревке.

Спуск со второй ступени «бараньих лбов»

Спуск со второй ступени «бараньих лбов». Вид снизу сбоку

Два пути спуска со второй ступени «бараньих лбов»

Последний участник скидывает вниз веревку и спускается по другому пути: от верхней базы вверху второй ступени «бараньих лбов» направо идет скальная полка, помеченная туриком. Пройдя по ней метров 50, вниз висит короткая веревка, метров 20. Затем идёт спуск свободным лазаньем по простым скалам, внизу идёт тропа налево ПХД, если смотреть сверху. Если все участники хорошо могут спуститься там с рюкзаком, то лучше идти там. В нашем случае более быстрый и безопасный вариант спуска был на всю веревку, которую мы провесили напрямую.

9.05 Все участники спустились. Бухтуем веревку. Ждём последнего участника. Иногда находит туман, который быстро рассеивается.

9.15 Продолжаем движение траверсом по мелкой каменистой осыпи, выходим к бараньим лбам. Тропа скорее отсутствует. Делаем 10 минутный привал, во время которого два участника отправились на разведку выше, два участника ушли искать тропу внизу. Тропа проходит под бараньим лбом, посередине склона, возможно, что между нижними и верхними лбами. Иногда встречаются турики. Затем выходим на зеленую поляну, по ней идет несколько троп, которые в конце внизу поляны сходятся в районе больших камней, где устроены места для стоянок между большими камнями.

10.02 Привал 15 минут в нижней части зеленой поляны под большим камнем, перед бараньими лбами, высота 2664 м. Погода облачная. Состояние группы – хорошее. Оттуда идёт хорошо натоптанная тропа сначала по травяному склону (троп несколько идут параллельно, выбираем самую натоптанную-это средняя тропа), затем между сверху и снизу «бараньими лбами», затем снова выходим на траву, где тропа начинает серпантином спускаться вниз, в конце серпантина уходит направо под скалы, где дальше видим отсутствие куска тропы, ввиду того, что на этом участке сошел сель. Останавливаемся на привал, ждём пока разойдется туман для продолжения дальнейшего движения. На это ушло около 15 минут.

11.00 Когда появилась видимость, выходим на каменную осыпь. На другой стороне осыпи видно место, где продолжается тропа. Попробовали пересечь осыпь до этого места, но когда дошли почти до конца ее второго края, начался участок плотного конгломерата и более крутой подъем из осыпи до места тропы. Пройдя так некоторое время, решаем вернуться немного назад и по осыпи плотной группой спускаемся вниз.

Участок тропы отсутствует из-за сошедшего селя

Планировали пересечь осыпь до тропы на другой стороне, но почти дойдя до ее другой стороны пришлось спускаться вниз

Путь спуска по осыпи

Нижняя часть спуска по осыпи

Внизу осыпь выполаживается

Один из участников подвернул ногу, в конце спуска его вещи несет группа до обеда на первых деревьях

Почти спустившись до конца осыпи временно полностью разгружаем одного участника из-за травмы ноги, чтобы можно было быстрее передвигаться и уйти в безопасное место.

Вид в д/р Мидаграбиндон

12.50 Спустились к зеленой поляне. Обедаем на первых деревьях. Начинается дождь.

13.30 Во время приготовления обеда, к нам подошли пограничники для проверки документов.

13.55 Продолжаем движение. Идём без тропы, стараясь не терять следы пограничников, которые, проверив документы, ушли обратно к дороге. Идем частично по лесу, иногда по полянам, заросшим травой, частично по сухому руслу реки, идущей параллельно Мидаграбиндону. Выходим на дорогу метрах в двухстах ниже 700-метрового водопада. Ввиду того, что все затянуло туманом, моросит дождь и группа устала при спуске, подойти ближе к водопаду не захотелось. Делаем 5 минутный привал, выйдя на дорогу.

Ура! Дорога! И встречающиеся группы туристов, приехавшие посмотреть на 700-метровый водопад

Во время пути по дороге, пересекаем притоки, впадающие в Мидаграбиндон: один раз по деревянному мосту, один раз вброд. На продолжительном участке дороги ручей течет прямо по ней. Встречаются туристы, приехавшие посмотреть на высокий водопад. Выходим на грунтовую нормальную дорогу, лес заканчивается, далее дорога продолжает идти по альпийским лугам.

Делаем привал 10 минут, переобуваемся в легкую обувь и продолжаем идти по грунтовой дороге. За две ходки доходим до поста пограничников, ниже слева виден поселок Джимарай.

Грунтовая дорога до пос.Джимарай

Пост пограничников

Ура! Костер!! И снова дождь.

16.10 Останавливаемся на ночевку у реки в роще, не доходя несколько километров до деревни. Устанавливаем лагерь, делаем костер.

17.00 Ужинаем. Сразу после ужина начинается снова дождь и приходится идти спать.

19.00 Отбой. Итого ЧХВ за день: 07:25

Вид на Мидаграбинский каньон с места ночевки недалеко от пос.Джимара

Вид на Мидаграбинский каньон с места ночевки в районе пос.Джимара

13 День. 20.06.18. пос.Джимара-пос.Даргавс-пер.Даргавский н/к (1791 м)-пос.Кани

5.00 Завтрак

6.10 Выходим на дорогу. За одну ходку проходим мимо поселка Джимара, к которому ведет автомобильный мост через дорогу. Сам поселок находится выше дороги, по которой мы идем.

Путь к пос. Даргавс

6.48 Привал 10 минут

7.15 Подошли к поселку Фазикау. Перейдя автомобильный мост через дорогу за поселком, делаем привал у реки.

Пос. Фазикау

пос. Фазикау

8.00 Подошли к поселку Даргавс.

пос. Даргавс

пос.Даргавс

В поселке есть почта, пекарня. Также есть продуктовый магазин. Нам нужно докупить продукты. Но магазин открывается только в 10 утра. Решаем не терять времени зря и до его открытия посмотреть город Мертвых- это 95 наземных и полуназемных сооружений для захоронения умерших. Он находится за поселком. По дороге встречаем маршрутку, едущую из пос. Кармадон. Узнаем расписание: утром маршрутка едет по маршруту: Кармадон-Даргавс. Вечером Даргавс-Кармадон.

Памятник Сталину И.В. в пос. Даргвас

8.15 Подходим к кассе города Мертвых. Вход в город 100 руб. Но касса также открывается в 10 утра. Ворота открыты.

Город Мертвых в пос. Даргавс

У города Мертвых в пос. Даргавс

В склепах до сих пор находятся останки

9.10 Заканчиваем осмотр города. Решаем не ждать открытия магазина, т.к. в пос. Кармадон также есть магазин, он поменьше, но надеемся купить там все необходимое. Выходим вверх по дороге по направлению к Кармадону. Ввиду жаркой и солнечной погоды ходки делаем по 30 минут. За три короткие ходки добираемся до перевала. По пути слева от дороги течет очень маленькой струйкой вода из родника. Примерно раз в 20 минут проезжают машины, все едут навстречу, но после прохождения перевала движение машин начинается в обе стороны.

Грунтовая дорога на пер. Даргавский н/к (1791 м)

10.40 Выходим на перевал. Слева ПХД находится памятник покровителю мужчин и путешественников, имя которого нельзя называть женщинам. К нему ведут каменные ступени. Фотографируемся, отдыхаем.

Группа на пер.Даргавский н/к (1791 м). Слева памятник покровителю путников

Группа на пер. Даргавский. Вид в сторону пос.Даргавс

Вид с перевала в сторону пос. Кармадон

Вид в сторону д/р Мидаграбиндон

11.00 Продолжаем движение вниз по дороге.

11.33 Останавливаемся на обед слева ПХД у дороги под яблоней рядом с родником, который находится справа ПХД от дороги. Во время обеда начинает моросить дождь, который после окончания обеда заканчивается.

Вдали виден пос. Кани

14.00 Продолжаем движение вниз по дороге. Уже виден пос. Кани, прямо под которым находится пос.Кармадон. Внизу видна погранзастава и заброшенные постройки санатория Кармадон. Прошли одну ходку и делаем привал 10 минут перед поселком. Затем два участника направляются в пос.Кармадон в магазин за продуктами, остальные участники спускаются к погранзаставе и поиску места для стоянки. Разбиваем лагерь за погранчастью на ровной площадке у реки рядом с заброшенным санаторием. Погода облачная.

Вид на место ночевки и дорогу на горячие источники

Наш лагерь на территории заброшенного санатория «Кармадон»

15.00 После возвращения двоих участников из магазина, перераспределяем продукты. Дежурные начинают готовить ужин. Остальные участники отправляются на осмотр территории заброшенного санатория.

17.00 Ужин. 19.00 Отбой.

Итого ЧХВ за день: 05:03

14 День. 21.06.18. Радиально: пос.Кани-верхние горячие источники.

4.00 Подъем у дежурных.

5.00 Завтрак. Решаем идти налегке, для этого все необходимые в течение дня вещи складываем в один рюкзак, который по одной ходке несут мужчины. Собираем лагерь. Оставшиеся рюкзаки и палатки прячем на территории заброшенного санатория. Руководитель группы отмечается у пограничников, сообщая о направлении движения и временные рамки нахождения в погран.зоне.

На фоне открывшегося виду Казбека

6.10 Выходим на грунтовую дорогу, переходим речку вброд. Через 20 минут ходового времени открывается вид на г. Казбек. Погода ясная. Состояние группы – отличное. Ходки делаем по 30 минут. Первый привал делаем возле руин башни, которая расположена чуть ниже дороги.

Руины башни на фоне Казбека

7.10 Подходим к селу Тменикау-это всего два жилых дома. В одном из них покупаем сыр.

с. Тменикау по дороге на горячие источники

7.20 продолжаем движение. 8.00 Дорога заканчивается.

8.30 Подходим к тропе, видим указатель предупреждающий о нахождении в пограничной зоне. Слева ПХД река Геналдон. Идем по хорошо натоптанной тропе. Есть маркировка и указатели. Часто встречаются ручьи, где можно набрать воды. Делаем ходки по 30 минут. За 7 ходок доходим до источников. Идти по тропе стоит в ботинках, т.к. иногда тропа пересекает осыпи.

Грунтовая дорога, которая затем переходит в тропу

Привал

По тропе на горячие источники.

Часть пути проходит по осыпи

11.00 Выходим к горячим источникам. Купаемся, обедаем. Погода отличная. Великолепный вид на Казбек.

Подходим к горячим источникам

Купаемся в горячих источниках. С видом на Казбек

г. Казбек (5033 м)

Чистые и довольные выходим обратно по той же тропе

14.20 Выходим обратно по той же тропе.

14.50 Делаем привал 10 минут.

Идём обратно по той же тропе

Переходим вброд небольшую речку

Д/р Геналдон

Поросшая лесом пойма реки-все, что осталось от сошедшего селя 2002 г.

15.00 Продолжаем спуск по тропе. 15.21 Привал 10 минут.

15.47 Встретили группу альпинистов человек 15, идущих на г. Казбек.

16.05 Привал 10 минут. 16.15 Продолжаем движение. По пути встретили пограничников на машине, которые проверяют у нас документы. Еще две ходки и мы в лагере.

17.00 Подошли на место стоянки к санаторию.

19.00 Ужин.

20.00-23.08 Костер. 23.15 Отбой

Итого ЧХВ: 06:50

15 День. 22.06.18. пос.Кармадон-пер.Санибанский н/к (1910 м)-пос.Чми

5.00 Завтрак

6.05 Выходим на дорогу по направлению к пятиэтажке в пос. Кармадон. Путь предстоит неблизкий.

6.15 проходим мимо пятиэтажки вниз по дороге в ущелье реки Геналдон.

Пос. Кармадон

Спускаемся в д/р Геналдон

Дорога от поселка идёт вниз к развалинам построек. Затем начинает траверсировать склон налево ПХД с сбросом высоты. Видны недавно выросшие молодые деревца на месте сошедшего селя в 2002 году, постепенно дорога спускается ниже уровня роста этих деревьев. Значит, мы идём по восстановленной дороге, которую тогда смыло. Дорога спускается к живописным скалам в долине реки Геналдон, которые затем ниже по течению переходят в каньон. После печальных событий 2002 года эти скалы, задержавшие основной поток селя, все равно были прочесаны камнями и стали еще более гладкими. Переходим мост. Дорога переходит на правый берег. И идёт к поселку Горная Саниба, который также пострадал во время схода ледника Колка. Огромные массы льда и земли, принесенные селем и не имеющие возможности унестись дальше, благодаря узкому каньону, сделали естественную запруду. И на месте поселка Горная Саниба начало образовываться озеро. Многие дома по крыши оказались в воде. Ходки делаем по 45 минут. И 10 минут привалы.

Дорога серпантином поднимается вверх. Благодаря облакам на небе, идти не столь жарко, но ходки делаем уже чуть короче по 35 минут.

Обедаем, не доходя 2 ходки до перевала, случайно обнаружив родник. Время обеда с 12.40 до 13.40.

За 9 ходок, каждая из которых около 45-35 минут добираемся до перевала в 15.05. Здесь делаем фотопривал 20 минут. Ура! Наш заключительный перевал в этом походе. Настроение довольное, но утомвшееся, а еще предстоит неблизкий путь спуска. Дорога на спуск идёт сначала серпантином, затем вдоль реки становится более прямой. За 5 ходок по 40 минут спускаемся в д/р Суаргом и останавливаемся в лесу на поляне в 19.40, немного не доходя до д/р Терек.

Хотя все устали, но целью было подойти как можно ближе к пос. Чми, т.к. утром за нами туда должна была приехать машина.Сегодня радует отсутствие дождя и наличие костра. После ужина делаем «точку» подводим итоги похода. Отбой в 23.30

Путь спуска из пос.Кармадон

Пос. Старая Саниба, после схода ледника на его месте образовалось озеро, затопив дома до крыш

Пер. Санибанский н/к (1910 м). Вид в сторону д/р Терек

Пер. Санибанский н/к (1910 м). Вид в сторону д/р Геналдон

Грунтовая дорога через пер. Санибанский н/к (1910 м)

16-17 День. 23-24.06.18. пос.Чми-г.Владикавказ-г.Сочи

Подъём дежурных в 7.00. Подъём остальной группы в 8.00

Завтракаем, и в 8.55 выходим по дороге в сторону пос. Чми. За две ходки в 10.50 входим в поселок Чми. По трассе в д/р Терек встречается много грузовых фур, некоторые просто припаркованные вдоль дорог. Пыльно и шумно. Погода ясная.

д/р Терек

пос. Чми. Ура! Маршрут закончен.

В поселке оставляем одного из участников, который дальше направляется к грузинской границе, чтобы продолжить путешествие там. Остальные участники на двух отечественных машинах из «Радиотакси» отправляется во Владикавказ. Машины приехали чуть позже обозначенного времени, но мы планировали время с запасом. Ехать до вокзала около 30 минут. К сожалению, к тому моменту, когда появилась связь и интернет, прямых билетов до Сочи уже не было в наличии. Поэтому мы добирались до Краснодара, а затем оттуда 24.06.18 утром частями на первых попутных поездах добирались до Сочи. Одному участнику повезло почти сразу пересесть на Ласточку, но больше билетов не было, поэтому остальным пришлось ждать. Также во Владикавказе мы попрощались с участником из Белгорода.

Стоит учесть, что поезд из Владикавказа в Сочи ходит только по нечетным дням.

Путешествие закончилось, мы много успели посмотреть, это был интересный маршрут, дружная группа. И расставаться немного жаль.

Потенциально опасные участки на маршруте.

• При подъеме с ледн.Западный Цмиаком возможны лавины либо одна большая со склонов Цмиакома
  • При подъеме на пер.Муравей с ледн.Центральный Цмиаком подниматься по левому берегу ледника. Обойдя «бараньи лбы» подняться на левую сторону ледника по осыпям со снежниками.
  • При спуске с пер. Дзамараш держаться правее пхд скального «зуба», т.к.слева от него нет выхода на ледник
  • При спуске в Мидаграбинском каньоне камнеопасные участки проходить максимально быстро, плотной группой, не подходить близко к скалам правого борта каньона, ставить наблюдающего. Проходить каньон в сухую погоду.
  • При необходимости организации переправ через реки следует соблюдать все меры безопасности
  • Желательно прохождение мощных бурных потоков планировать на утренние часы

Стоимость похода

Пропуска в погран.зону

Пропуска в заповедник

Аптечка

Прочее (Калькулятор, скотч, губки)

Осетинские пироги в кафе

1 700

Рем.набор

10.

Трансфер до Владикавказа

Итого:

51265 (8 544 на 1 человека)

Список группового снаряжения.

=22120

Список личного снаряжения

Документы Паспорт, страховой полис, билеты, ключи (герметично упакованы) компл
2. Деньги Упакованы и надёжно спрятаны ассорти
3. Общественное снаряжение
4. Продукты. Все, что сказал завхоз всё!
5. Рюкзак 70-100л, удобная подвеска
6.Накидка на рюкзак (если есть)
7. Спальный мешок -5-0 градусов (в компрессионном мешке)
8. Коврик теплоизолирующий Стандартный спальный
9. Ледоруб с темляком. Какой получится достать 1
10.Спички, зажигалка
11. Репшнур Для «схвата» - D=6мм 1,5м
12. Каска с ремешком и самострах. Удобная (подойдёт любая строительная)
13. Рукавицы рабочие (х\б с пупырышками) для работы с верёвкой, горячим котлом. 1 пара
14. Гамаши на ботинки от снега и мелких камней. Лёгкие, прочные, дышащие
15. Кружка, миска, ложка. Лёгкая (пластик, алюминий или тонкая нержавейка)
16. Очки солнцезащитные. Чтоб не получить ожог сетчатки (Сварочные подойдут)
17. Личная аптечка Лекарства от «любимых» болезней, гигиеническая губная помада
18. Набор туалетных принадлежностей: Зубная щётка, мыло, носовой платок и т.д. (в т.ч. туалетная бумага)
19. Полиэтиленовые пакеты или компрессионные мешки. Для упаковки 5-10 шт
20. Бутылка полиэтиленовая 1-1,5л
21. Сидушка-пенопоп
22. Фонарик налобный
23. Одна-две трекинговые палки (по желанию). Для скорости движения по тропам и дорогам.
24. Спусковое устройство «Восьмерка»-1 шт
25.Носки - 3-4пары тонких х/б 1-2 пары термоноски
26. Ботинки горные
27.Сланцы с задниками (легкие, быстросохнущие, удобные для передвижения по легкой тропе)
28. Нижнее белье
29.Футболка или рубашка с длинным рукавом (от солнца!) обязательно
30. Флиска-кофта тонкая (желательно с застежкой по всей длине)
31.Флиска-кофта толстая (желательно с застежкой по всей длине)
32.Штаны (тонкий флис)
33.Брюки ветрозащитные
34.Куртка ветрозащитная с капюшоном
35. Альпсистема с усами самостраховки
36. Карабины-4 шт.

Вес рюкзаков.

Общий вес личного, группового снаряжения и продуктов.

На 1 мужчину

На 1 женщину

Вес рюкзака на начало похода

27 150

22...250

Вес рюкзака на конец похода

19 700

16 000

Итоги, выводы, рекомендации

Считаю, что поход получился очень динамичным. Маршрут не позволял скучать. Очень красивый район с большим количеством разрушенных нарских сел больших и маленьких, с разрушающимися фамильными башнями. Очень интересный район для посещения. Минусы похода: очень мало костров, т.к.почти весь маршрут проходил в высокогорье вне зоны леса. Также почти весь поход была нестабильная погода, дающая окно в начале дня, затем почти всегда начинался дождь различной интенсивности.

Выбранное время похода позволило без сложностей пройти ледники, засыпанные в это время снегом, не пришлось нигде использовать кошки. Также при спуске с пер. Стрекоза было достаточно легко спуститься по снегу. Подход к Мидаграбинскому каньону со стороны пер. Дзамараш лучше всего осуществлять в ранние часы, т.к.даже в это время потоки достаточно мощные. Также, во время путешествия и после узнали о том, что две группы не смогли подойти к каньону из-за образующегося там жидкогрязевого потока, типа болота. Одна из групп, записку которой мы сняли-им пришлось вернуться обратно.

Восхитительный вид на Казбек и горячие источники под ним в совокупности с отличной погодой – незабываемые ощущения восторга. Но в минеральных горячих источниках нужно находится осторожно, т.к. там периодически происходят летальные случаи, видимо, больше всего в зону риска попадают участники, спускающиеся с Казбека. Такое произошло и за день до нашего выхода к источникам, о чем мы узнали уже вернувшись вниз. Но сходить к источникам однозначно стоит.

Хочется поблагодарить руководителя Адлерского турклуба «Серпантин» Луста Валерия Антоновича и члена МКК Каменева Сергея Анатольевича за оказанное доверие и выпуск на маршрут. А также спасибо Валерию Антоновичу за подсказку в выборе маршрута.