Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Дмитрий Кабанов, г. Подольск.

Отчет о горном маршруте 1к.с.по Центр.Кавказу, совершенном группой туристов в период с 18-го августа по 2-е сентября 2018 г

Справочные сведения

Проводящая организация: т/к «Абрис» (г. Королёв)

Район похода: Российская Федерация, Центральный Кавказ

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность, км

Продолжительность, дн

Общая (ходовая)

Сроки проведения

горный

первая

135,5

15 (13)

20.08.2018-3.09.2018

Подробная нитка маршрута

оз. Уллу Гижгит – ур. Кырбаши – г.Чаратбаш – пер. Джаурген (н/к, 2800) - д.р. Кумыксу - пер. Тырныауз (1А, 3337 м.) – пер. Суарык (1А, 3227 м.) – д.р. Джугуртау – д.р. Кыртык – н.п. Верхний Баксан – д.р. Адырсу – а/л Джайлык – пер. Койауганауш (1А, 3624 м.) – д.р. Адылсу – Зелёная гостиница – а/л Джантуган – а/л Эльбрус – а/л Шхельда - н.п. Эльбрус – н.п. Верхний Баксан – д.р. Сылтрансу – оз. Сылтранкель – пер. Сылтран (н\к, 3441 м.) + пер. Сылтран Восточный (1А, 3450 м.) – д.р. Кыртык – д.р. Субаши – пер. Субаши (1А, 3719 м.) – д.р.Ирикчат – д.р. Ирик – н.п. Эльбрус

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Название

Категория трудности

Высота, м

Характер склонов

Направление прохождения

Перевал

Тырныауз

3337

ос

д.р. Тырныауз – пер. Суарык

Перевал

Суарык

3227

ос

пер. Тырныауз – д.р. Джугуртау

Перевал

Койавганауш

1А (1Б факт.)

3624

ос

д.р. Адырсу – д.р. Адылсу

Связка перевалов

Сылтран + Сылтран Восточный

3441 + 3450

ос

оз. Сылтранкель – д.р. Кыртык

Перевал

Субаши

3719

ос

д.р. Субаши – ледн. Ирикчат

Определение категории сложности похода

№ п/п

Основные показатели

Нормативные показатели для первой к.с.

Фактические показатели похода

1

Продолжительность похода (t), дней (не менее)

6

13

2

Протяженность маршрута (l), км (не менее)

100

135,5

3

Локальные препятствия

2 перевала 1А

5 перевалов 1А (в т.ч. 1 связка перевалов 1А, 1 перевал по факту 1Б)

Расчет сложности пройденного туристского путешествия определен в соответствии с «Единой всероссийской спортивной классификацией маршрутов» по методике категорирования пешеходных маршрутов: пройденный спортивный горный маршрут соответствует первой категории сложности.

Информация об участниках похода.

№ п/п

ФОТО

Фамилия, имя, отчество

Туристский опыт

Обязанности в группе

1

Кабанов Дмитрий Владимирович

2ГУ (З. Кавказ), 3ГУ (Ц. Кавказ)

Руководитель

2

Аксёнов Антон Владимирович

ПВД

Замруководителя, картограф, реммастер

3

Балабанов Алексей Александрович

ПВД

Завпит

4

Видергольд Владимир Александрович

ПВД

Хронометрист, финансист

5

Конягина Елена Андреевна

ПВД

Медик, летописец

6

Шепелёв Денис Владимирович

1ГУ (Алтай)

Завхоз

Содержание отчета

Общая смысловая характеристика похода

«Человек ищет в горах человека. Дружба, совместная борьба, радость победы разумной воли человека над слепыми силами природы. Даже созерцание великой красоты гор только тогда может быть полным, когда рядом с тобой друг».

Яков Аркин

Поход по Центральному Кавказу первой категории сложности задумывался нами как спортивный, исследовательский и учебно-тренировочный. При составлении маршрута учитывались туристский опыт участников, а также цели и спортивные задачи похода. Большими достоинствами выбранного маршрута является живописность горных панорам, открывающихся по ходу движения, и наличие на маршруте разных типов местности.
Основная цель похода заключается в автономном прохождении маршрута и независимом существовании в условиях горной местности и удалённости от человеческого жилья, а также проверка, отработка и оттачивание туристских умений и навыков. Перед группой стояли следующие спортивные задачи: совместно преодолеть 4 категорийных перевала и 1 связку перевалов в течение 13 дней и пройти за указанный срок не менее 130 км.

Вторая цель носит культурно-исследовательский характер, включающий в себя предварительное изучение исторических фактов, легенд и достопримечательностей Кабардино-Балкарии и Приэльбрусья, а также составление маршрута с учётом возможности посещения наиболее познавательных для участников похода мест.

Варианты подъезда и отъезда подъезд
  1. г. Москва – автомобиль – с. Былым
  2. г. Москва – автобус – аэропорт – самолёт – г. Минеральные воды – автомобиль («БлаБлаКар») – с. Былым
  3. г. Москва – автомобиль («БлаБлаКар») – г. Баксан – автобус – с. Былым

отъезд

  1. пос. Эльбрус – автомобиль (попутка) – г. Тырныауз – автобус – г. Баксан – автобус – г. Минеральные воды – автобус – г. Москва
  2. пос. Эльбрус – автомобиль – г. Москва
Изменения маршрута и их причины

Маршрут пройден без изменений.

В планируемой нитке маршрута был заложен участок г.Чаратбаш – д.р. Тырныауз.

Фактический спуск в д.р. Тырныауз проходил через н/к перевал Джаурген, поэтому окончательная нитка маршрута на этом участке выглядит так: г.Чаратбаш – пер. Джаурген н\к – д.р. Тырныауз.

Аварийные выходы с маршрута и их причины

Аварийных выходов с маршрута не было, но в случае возникновения непредвиденных обстоятельств рекомендуем следующие пути для выхода с маршрута:

  1. д.р. Тырныауз - д.р Кумыксу – н.п. Тырныауз
  2. д.р. Джугуртау – д.р. Кыртык – н.п. Верхний Баксан
  3. д.р. Койавган – д.р. Адырсу – а\п Джайлык
  4. оз. Сылтранкель – д.р. Сылтрансу – н.п. Верхний Баксан
  5. ледн. Ирикчат - д.р. Ирик - н.п. Эльбрус
График движения

Дни пути

Дата

Участок пути

Протяженность

Способ передвижения

20.08

г. Москва – с. Былым – оз. Уллу Гижгит

1700

Автомобиль, автобус, самолёт, пеший

1

21.08

оз. Уллу Гижгит – ур. Кырбаши – хр. Кырбаши – Место ночёвки 1 (+1377 м, -269 м)

13,3

пеший

2

22.08

Место ночёвки 1 – г.Чаратбаш – пер. Джаурген н\к – д.р. Тырныауз – Место ночёвки 2 (+793 м, -474 м)

9,9

пеший

3

23.08

Место ночёвки 2 - пер. Тырныауз 1А – пер. Суарык 1А – д.р. Джугуртау – Место ночёвки 3 (+974 м, -908 м)

8

пеший

4

24.08

Место ночёвки 3 – д.р. Джугуртау – д.р. Кыртык – н.п. Верхний Баксан - д.р. Адырсу - Место ночёвки 4 (+653 м, -1598 м)

13,4

пеший

5

25.08

Место ночёвки 4 - а/л Джайлык – а/п Уллу-Тау – д.р. Койавган – Место ночёвки 5 (+1164 м, -153 м)

12,8

пеший

6

26.08

Место ночёвки 5 – д.р. Койавган – пер. Койауганауш 1А – д.р. Адылсу – Зелёная гостиница – а/л Джантуган – а/л Эльбрус – а/л Шхельда – Место ночёвки 6 (+960 м, -1850 м)

15,9

пеший

7

27.08

Место ночёвки 6 – д.р. Адылсу – н.п. Эльбрус – н.п. Верхний Баксан – д.р. Сылтрансу – Место ночёвки 7 (+342 м, -575 м)

17,2

пеший

8

28.08

Место ночёвки 7 – д.р. Сылтрансу – оз. Сылтранкель – Место ночёвки 8 (+1604 м, -90,6 м)

8,7

пеший

9

29.08

Днёвка

0

пеший

10

30.08

Место ночёвки 8 – пер. Сылтран н\к + пер. Сылтран Восточный 1А – д.р. Кыртык – Место ночёвки 9 (+480 м, -1291 м)

9,5

пеший

11

31.08

Место ночёвки 9 – д.р. Кыртык – д.р. Субаши – Место ночёвки 10 (+908 м, -188 м)

9,1

пеший

12

1.09.

Место ночёвки 10 – д.р. Субаши – пер. Субаши 1А – д.р. Ирикчат – д.р. Ирик – Место ночёвки 11 (+622 м, -1397 м)

11,7

пеший

13

2.09

Место ночёвки 11 – д.р. Ирик – н.п. Эльбрус (+188 м, -728 м)

6

пеший

ИТОГО: 135,5 км

Техническое описание маршрута

20.08

г. Москва – с. Былым – оз. Уллу Гижгит

1700 км

На место базового лагеря группа добиралась разными маршрутами. Часть группы отправилась на машине получать заранее заказанные пропуска в погранзону в Пограничном управлении ФСБ России по КБР (г. Нальчик, ул. Кабардинская, 192) и регистрироваться в Эльбрусском ПСО (тел: 8-(8663)-87-14-89).

От с. Былым до места сбора у оз. Уллу-Гижгит основная часть группы добиралась пешком по каменистому широкому серпантину. Этой же дорогой после того, как мы решили вопросы с документами, поднялась наша машина с продовольствием. Подъём оказался тяжёлым (крутизна 10°) ввиду низкой посадки автомобиля, но в целом всё обошлось без происшествий. После разгрузки провизии два человека отправились ставить машину на стоянку у погранзаставы в посёлке Верхний Баксан. Место планируемой стоянки лагеря на СВ оконечности озера пришлось сместить к ЮВ почти на километр из-за отсутствия подходящей площадки.

1. Лагерь у озера Уллу-Гижгит

Погода в тот день была солнечная и теплая. Купались в озере, перераспределяли провизию, снаряжение и готовились к выходу.

1

21.08

оз. Уллу Гижгит – ур. Кырбаши – хр. Кырбаши – Место ночёвки 1 (+1377 м, -269 м)

13,3 км

ЧХВ = 4 ч. 39 мин.

Общий подъём лагеря в 8:00. Сделав коллективную зарядку, мы искупались в озере и принялись за завтрак. Вышли в 10:57: сборы заняли больше запланированного времени на один час. Шли по удобной, широкой дороге, обозначенной на карте юго-западнее лагеря. Погода нас порадовала, поскольку снова выдалась солнечной и тёплой.

Ближе к полудню мы начали подъём по правому склону долины Гижгит по грунтовой дороге крутизной 10° к урочищу Кырбаши. На одном из поворотов дороги прошли обитаемое по виду строение, пристроенное к скальному выходу. Далее дошли до действующей фермы и двинулись к запланированной нитке маршрута вдоль урочища Кырбаши. Обозначенного на карте источника, протекающего по урочищу Кырбаши, нам обнаружить не удалось. Группа направилась к следующему вероятному источнику на высоте 1930 м, расположенному в небольшой балке. Разведка балки не дала результатов. В 14:46 остановились на обед.

2. Группа на привале

До обеда было сделано 4 привала, в среднем около 10 минут каждый. В 15:35 поделили имеющиеся запасы воды и двинулись дальше. Один участник похода начал жаловаться на плохое самочувствие из-за тяжёлых нагрузок, плохого сна и обезвоживания. Перераспределили его вес по рюкзакам и дали таблетку, после чего ему полегчало.

3. Вид с хребта Кырбаши на город Тырныауз

Вышли на вершину хребта Кырбаши, откуда открывается великолепный вид на Баксанское ущелье. К 16:10, через 2 км от остановки на обед, дошли до спуска, ведущего к небольшому источнику, который расположен по северному склону хребта Кырбаши на высоте 1955 м и на расстоянии 55 м от дороги, по которой мы шли. Погода начала неумолимо портиться, и вскоре нас настиг дождь. Утолив жажду и пополнив запасы воды, мы по мокрой и скользкой траве забрались обратно на дорогу и продолжили движение.

4. У места запланированной ночёвки

К 18:18, через 3 км от источника, подошли к месту запланированной ночёвки на высоте 2390 м. Ночёвка планировалась на небольшом выполаживании у северного склона холма, но результаты разведки показали, что спуск к воде слишком сложный, в связи с чем было принято решение идти до следующего запасного места стоянки через 2 км. Дождь стих, но поднялся ветер. Становилось заметно холоднее.

5. Место фактической ночёвки

В 18:45 на высоте 2370 м на небольшой седловине, служащей пастбищем для коров, мы разбили бивуак. На южном склоне хребта в 100 метрах вниз от дороги мы обнаружили хороший источник питьевой воды. Однако подход к источнику сильно истоптан коровами, и к нему довольно непросто подбираться.

На ужине обсудили планы и маршрут на следующий день, обменялись впечатлениями и подвели итоги дня. В 22:00 – общий отбой.

2

22.08

Место ночёвки 1 – г.Чаратбаш – пер. Джаурген н\к – д.р. Тырныауз – Место ночёвки 2 (+793 м, -474 м)

6,8 км

ЧХВ = 5 ч. 54 мин.

Подъём был назначен на 7 часов, однако по вине дежурных группа проспала на 20 минут. Утро выдалось солнечным и безветренным. В этот день зарядку пришлось пропустить, чтобы не отстать от графика. Вышли в 9:11, первый привал на настройку снаряжения сделали спустя 20 минут. К 11:17 вышли на вершину горы Чаратбаш.

По пути нам встречается много ручьёв, которые пересекают дорогу, так что проблем с питьевой водой у нас не было. На вершине Чаратбаша нашли старый камень-закладку 1939 года. Записок нет. С вершины в долину реки Тырныауз возможны 2 варианта спуска: по крутому серпантину через урочище Чатбаши, уходящему на юг от вершины Чаратбаш, либо через н\к перевал Джаурген. Мы выбрали второй вариант.

6. Выход на вершину Чаратбаш

В 12:05 вышли с вершины Чаратбаш. Перешли небольшой травянистый перепад до гребня правого склона долины реки Гижгит, по которому проходит хорошая грунтовая дорога. В 13:11 были на некатегорийном перевале Джаурген. По дороге сделали 3 небольших привала, чтобы попить воды из источников и пополнить запасы. На перевале сняли записку группы туристов «Фонтанка-32» в составе 12 человек из СПб (руководитель Фёдоров В.С., 22.07.18). Оставили свою записку и продолжили движение дальше по дороге. Погода начала резко портиться, и нас настиг густой туман, дождь и град.

7. Привал у источника рядом с перевалом Джаурген н\к

Прошли урочища Сурьма, Тырныауз и лагерь геодезистов. По словам местных жителей комбинат уже давно заброшен, но с недавних пор ведутся какие-то разведывательные работы. Двигались по хорошей машинной грунтовой дороге крутизной около 7°. В 14:50 на спуске в долину реки Тырныауз обнаружили заброшенные шахты и разрушенные постройки, решили сделать привал на обед и заодно обследовать местность. Источников воды поблизости не нашли. Дождь постепенно стих, в густом тумане видимость составляла около 10 метров.

8. Выход от шахт на подъём по ущелью Тырныауз

После разведки обнаружили подъём вверх по ущелью Тырныауз, скрытый за постройками в тумане, и там нашли хорошее место для стоянки рядом с источником воды. В 17:25 выдвинулись вверх по дну ущелья и в 17:45 поставили лагерь. Подъём до лагеря - средняя каменистая осыпь крутизной 9° с периодическим выходом на хорошую дорогу. Вокруг лагеря обнаружено много заброшенных шахт, в одной из них также нашли источник воды. Вечером немного распогодилось, но стало холоднее. Отбой лагеря – в 22:00.

9. Вид вниз на долину реки Тырныауз

3

23.08

Место ночёвки 2 - пер. Тырныауз 1А – пер. Суарык 1А – д.р. Джугуртау – Место ночёвки 3 (+974 м, -908 м)

8 км

ЧХВ = 7 ч.

В 7:00 – общий подъём. Позавтракали, сделали зарядку, пополнили запасы воды. Вышли в 9:30. В этот день предстояло пройти весьма непростой маршрут, который включал в себя два перевала, кроме того, перед нами стояла задача успеть дойти до места ночёвки в долине реки Джугуртау засветло.

10. Выход на перевал Тырныауз

С десяти до часу мы поднимались к перевалу Тырныауз по мелкой и средней осыпи с крутизной склона ~ 13° через урочище Муккулан. Погода стояла ясная, тёплая и солнечная. На перевал взошли в 13:35, по дороге делали 7 небольших привалов. Сняли записку группы МГСУ (Чугаев Д., 8 человек, 8.08.15). На перевале нас встретил плотный густой туман. В таких непростых погодных условиях нам предстояло спускаться по мелкой осыпи с крутизной склона ~ 34° в цирк долины реки Суарык. Начали спуск плотной группой в 13:54.

11. Движение группы по долине реки Суарык

В 14:56 мы нашли хорошую ровную площадку и там остановились на обед. Спустя час мы двинулись траверсом по средней осыпи южного склона цирка до подхода под взлёт на перевал Суарык. Взлёт до перевала имел травянисто-осыпной характер. На протяжении всего пути к Суарыку стояла холодная туманная погода. Видимость почти нулевая.

12. Группа на перевале Суарык

В 17:41 поднялись на перевал. Сняли записку группы туристов г. Краснодара (Гусельников В.Е., 5 человек, 20.08.18). Спускаться с перевала начали в 17:56, шли по мелкой и средней осыпи с крутизной 27° плотной группой в долину реки Джугуртау. В долине реки Джугуртау из-за сумерек встали лагерем в 18:52 на высоте 2750 м, не дойдя до запланированного места ночёвки 1,8 км.

13. Спуск с перевала Суарык в долину реки Джугуртау

4

24.08

Место ночёвки 3 – д.р. Джугуртау – д.р. Кыртык – н.п. Верхний Баксан - д.р. Адырсу - Место ночёвки 4 (+653 м, -1598 м)

13,4 км

ЧХВ = 2 ч. 56 мин.

14. Вид на спуск в долину реки Джугуртау со стороны перевала Суарык

В 7:00 – подъём, выход – в 9:53. Спуск осуществляли по хорошей тропе крутизной 20°, петляющей среди камней по левой стороне долины реки Джугуртау. Периодически тропа пропадала, отчего приходилось пробираться наугад. На подходе к зоне леса встретили большое количество малины и грибов.

15. Начало зоны леса

К 12:30 вышли к впадению реки Джугуртау в реку Кыртык, где мы увидели большое количество пастушьих построек. Там мы встретили местного пастуха, который пригласил нас к себе в гости. Его рассказы о непростой самобытной жизни в горах, о местных жителях и достопримечательностях произвели на нас сильное впечатление. Горец угостил нас айраном, сделанным своими руками, пожелал удачи в нашем путешествии.

16. Пастушьи постройки на слиянии рек Джугуртау и Кыртык

В 15:30 мы выдвинулись в сторону посёлка Верхний Баксан по грунтовой автомобильной дороге, тянущейся по левому склону долины реки Кыртык. В Верхний Баксан мы пришли к 17:00.

В посёлке много времени ушло на перепаковку снаряжения и провизии для второго этапа нашего похода. Возникли проблемы с местом для стоянки автомобиля, поэтому пришлось в срочном порядке искать другие варианты. В итоге пристроили машину у хозяина местного гостевого дома за плату 150р. в сутки.

17. Вид на Баксанское ущелье из долины реки Кыртык

В 21:15 мы вышли в ущелье Адыл-Су, где к нам сразу подъехала машина с пограничниками, которая контролировала проход через КПП у грузоподъемника. На втором КПП нас оформили и снабдили рекомендациями по местам для ночёвки. Первое рекомендуемое место ночёвки было обустроенное, но довольно грязное, потому мы пошли дальше.

Погода стояла великолепная. Приятная ночная прохлада, ясное звёздное небо и полная луна скрашивали наш путь до лагеря, открывая всё очарование и великолепие гор. Не дойдя до места планируемой стоянки 1,5 км, мы разбили бивуак в 23:00 недалеко от впадения небольшой речки Водопадная в реку Адыл-Су. Место под палатки пришлось тщательно расчищать. Отбой был ближе к полуночи.

5

25.08

Место ночёвки 4 - а/л Джайлык – а/п Уллу-Тау – д.р. Койавган – Место ночёвки 5 (+1164 м, -153 м)

12,8 км

ЧХВ = 5 ч. 56 мин.

18. Место ночёвки в долине реки Адыр-Су

В этот день основная задача заключалась в том, чтобы подойти под перевал Койавганауш. 8:00 - подъём лагеря, в 10:55 - выход. Шли по хорошей автомобильной дороге с незначительным уклоном, по которой нас обгоняли автомобили, набитые туристами. Встречались на пути и небольшие пешие группы, некоторые из которых останавливались в лесах близ дороги, чтобы собрать грибы и ягоды. К 12:53 мы подошли к станции МЧС, чтобы зарегистрироваться, но на месте никого не оказалось. Этот день выдался жарким и безветренным, и идти по дороге было легко, хотя уже начала сказываться общая усталость, накопившаяся за несколько дней нашего путешествия.

19. Панорама ущелья Адыр-Су от а/л Джайлык

В 13:38 группа прибыла в альплагерь Уллу-Тау. Там мы устроили привал, обед и сделали небольшую экскурсию. Один из залов лагеря, расположенный на первом этаже, представляет собой кабинетный музей, в котором представлены многочисленные памятные фотографии советских и современных туристических групп, тренирующихся на базе Уллу-Тау. Кроме того, в этом миниатюрном музее есть немало фотоальбомов и карт, советское альпинистское снаряжение (например, старинные кошки), книги по горному туризму и альпинизму.

Перед обедом мы сделали гимнастику и растяжку, чтобы немного размять забитые и ноющие мышцы. Это была действительно великолепная идея, так как после этого стало физически легче идти.

В 16:27 мы выдвинулись на КПП для прохода в 5-километровую пограничную зону. Оформление заняло около 15 минут. Недалеко от КПП, сразу на выходе из лагеря, мы нашли нетронутые кусты сочной спелой малины, а также встретили иностранных туристов. После оформления мы перешли на другую сторону долины реки Адыр-Су и пошли по сложно читаемой тропе вдоль берега к подъёму в ущелье Койавган. Каменная тропа довольно круто уходила вверх (крутизна 34°), но оказалась довольно удобной. Подъём начали в 17:15.

20. Начало подъёма по ущелью Койавган

К 19:00 мы добрались до места стоянки на высоте 2810 м, где была обустроена каменная ветрозащита для четырёх палаток. По первоначальному плану мы рассчитывали заночевать немного выше, но решили не рисковать, так как уже темнело. Рядом с ветрозащитами предыдущими туристами были заботливо расставлены бутылки с мутной отстойной водой. Вода из ручья Койавган оказалась совсем плохой и не годилась для питья без предварительного отстаивания, поэтому мы были очень благодарны за найденные запасы. Пробовали фильтровать воду из ручья через самодельные фильтры, но без особого успеха. Рядом с бивуаком паслось большое стадо любопытных горных козлов. Близко к нам они не подходили, только зловеще сверкали в темноте своими большими глазами из-за огромных, сизых от вечернего света каменных валунов.

21. Место стоянки в сумерках

Была полночь, когда руководитель дал команде отбой. Ночное небо было ясным и очень звёздным, но было очень ветрено и холодно, поэтому некоторые из участников похода перед сном подложили под пенки рюкзаки для большей изоляции от промозглой земли. После ужина, в ожидании чая, группа грелась у костра и приплясывала в неясном тёплом свете налобных фонариков. Самочувствие у всех было хорошее, каждый из нас морально готовился к следующему дню: предстояло взятие непростого перевала. В 00:00 все разбрелись по палаткам и легли спать.

6

26.08

Место ночёвки 5 – д.р. Койавган – пер. Койауганауш 1А – д.р. Адылсу – Зелёная гостиница – а/л Джантуган – а/л Эльбрус – а/л Шхельда – Место ночёвки 6 (+960 м, -1850 м)

15,9 км

ЧХВ = 10 ч. 24 мин.

Несмотря на поздний отбой мы решили встать пораньше, т.к. ожидался довольно большой переход. Встали в 6:00 и вышли в 9:00. Перед выходом, подобно нашим предшественникам, мы набрали из ручья воду и поставили бутылки отстаиваться среди камней ветрозащиты.

22. Утренний сбор лагеря

Ледник Койавган, по сравнению с описаниями прошлых лет, сильно стаял. Подход под перевальный взлёт занял у нас 1:15. У самого взлёта обнаружили расчищенное место под палатку. По дороге встречались ещё два места под палатку, но не очень хороших. Подъём на перевал оказался довольно крутым (34°) по твёрдой сланцевой породе, покрытой мелкой осыпью. Справа, ближе к седловине перевала, лежит жёлтый курумник. Оказалось, что последние 150 метров подъёма проще всего преодолевать по границе слияния этого курумника со сланцевой породой.

23. Подъём на перевал Койавганауш

На перевал поднялись к 13:14. Очень повезло с погодой: в небе палило солнце, было тепло, ясно и безветренно. Сняли записку группы Петроградского клуба туристов от 20.08.18, которая в количестве пяти человек под руководством Шмелёва С. А. шла по маршруту 3 КС.

24. Группа на перевале Койавганауш

На спуске крутизной 36° где-то через 100 метров упёрлись в крутой сброс. Порода за последние годы, видимо, сильно разрушилась, в связи с чем спуск без верёвки оказался невозможен. Подойдя ближе, мы обнаружили уже провешенную вниз верёвку, срощенную из двух небольших. Верёвка оказалась хорошего качества, именно по ней наша группа спустилась с помощью ФСУ до подножия перевала. На спуске последних участников прямо над ними вылезли с вершины перевала несколько горных козлов, которые осыпали их некрупными камнями. Перед спуском по верёвке у фотографа отстегнулся объектив с фотоаппарата и улетел вниз. Как потом выяснилось, объектив восстановлению не подлежит. По результатам прохождения перевала считаем, что его сложность корректнее определить как 1Б. Снега на перевале, который должен там лежать, судя по отчётам других групп, мы не обнаружили.

25. Спуск по верёвке

26. Вид на перевальный сброс со стороны ущелья Адыл-Су

После спуска в 16:20 мы нашли удобный для обеда развал камней и сделали остановку. В 16:55 выдвинулись на спуск, придерживаясь правого берега ручья. Через 300 метров с небольшим запозданием перешли на левый берег ручья и вышли на тропу, обозначенную турами. Несколько лет назад ледник размыл морену, поэтому участок пути, где стояли туры, оказалось не очень легко пройти. Оставшийся путь до Зелёной гостиницы мы шли в сумерках и плотном тумане. К 19:25 мы вышли к Зелёной гостинице, где сделали привал и пообщались со студентами-гляциологами.

27. Спуск в долину реки Адыл-Су через промоину в морене

В 19:45 мы выдвинулись в сторону альплагеря Шхельда. До спортивной базы мы шли по удобной тропе, немного петляющей и порой теряющейся в темноте, после чего мы вышли на хорошую асфальтовую дорогу. В 22:05 мы пришли к пограничному пункту, где отметились у пограничников, и уже в 22:20 прибыли в альплагерь Шхельда. Альпинистская база Шхельда, которая в своё время считалась колыбелью альпинистского спорта, располагается на высоте 2000 м в долине Адыл-Су, на слиянии рек Шхельда и Адыл-Су. Лагерь оказался полупустым, но действующим, сохранившим уют и свою насыщенную событиями историю, а смотритель лагеря оказался очень приятным и любезным человеком. Уставшие с дороги, мы разбили обе палатки рядом с беседкой, откуда открывался вид на мост и бурную реку Адыл-Су. Общий отбой был в 23:00.

7

27.08

Место ночёвки 6 – д.р. Адылсу – н.п. Эльбрус – н.п. Верхний Баксан – д.р. Сылтрансу – Место ночёвки 7 (+342 м, -575 м)

17,2 км

ЧХВ = 5 ч. 15 мин.

Подъём лагеря – в 9:00. Утро выдалось солнечным и жарким, однако ближе к полудню стало ощутимо ветрено. После проведения зарядки мы воспользовались возможностями лагеря и постирали свои вещи, а также искупались сами. В этот день планировался длительный переход в 15 км до посёлка Верхний Баксан, где мы должны были забрать провизию из машины для третьего круга нашего путешествия. Рюкзаки были уже совсем лёгкие, идти предстояло по ровной дороге, возможен был и сброс высоты.

28. Заброшенный корпус альплагеря Шхельда

Мы вышли в 13:15, отметились у пограничников и направились по обочине автомобильной дороги к посёлку Эльбрус. Чем ближе подходишь к Эльбрусу, тем оживлённее становится автомобильное движение, на пути начинают попадаться расположенные вдоль дороги кафе и рестораны с далеко не дешёвыми ценниками, а также небольшие продуктовые магазины и аптеки. К посёлку можно пройти как по автомобильной дороге, так и по экологической тропе, хотя второй путь займёт немного больше времени.

29. Группа на зарядке

В 14:50 мы пришли в н.п. Эльбрус. Зашли пообедать и отдохнуть в местное кафе. В 16:35 выдвинулись к Верхнему Баксану. Через 1:20 мы подошли к селу Нейтрино, в котором находится известная Баксанская нейтринная обсерватория.

К 20:13 мы добрались до гостиного двора, где стояла наша машина. Перепаковка снаряжения заняла у нас 3 часа из-за необходимости вносить коррективы в раскладку (накопились ошибки) и общей усталости группы. Поскольку время было позднее, мы решили не идти до запланированного места ночёвки и остановиться на ночлег немного в стороне от нашего маршрута, на высоте 1950 м оконечности водораздела рек Кыртык-Баксан.

В 22:00 мы отправили двух человек на разведку места под стоянку на правом склоне реки Сылтрансу по ходу нашего маршрута. Остальная группа выдвинулась в 23:00 и встала лагерем в 0:00. Место выбрали рядом с одним из поворотов серпантина дороги на высоте 1700 м. Источник воды, обозначенный на карте 30-ю метрами ниже нашего места стоянки обнаружить не удалось, зато на дороге нашли водозаборный шланг, из пробоины которого лилась струйка чистой воды. Наскоро поужинав, мы легли спать за полночь.

8

28.08

Место ночёвки 7 – д.р. Сылтрансу – оз. Сылтранкель – Место ночёвки 8 (+1604 м, -90,6 м)

8,7 км

ЧХВ = 4 ч. 49 мин.

Подъём лагеря – в 8:30. Позавтракали и сделали зарядку. Утро выдалось тёплым, солнечным, но немного и облачным.

30. Место ночёвки на обочине серпантина

Вышли в 10:35. В этот день нам предстояло преодолеть часть пути до озера Сылтранкёль, но по итогам утреннего обсуждения решили дойти до озера Сылтранкёль за один день и на следующий день устроить днёвку. После того как мы забрали из машины оставшуюся часть провизии и снаряжения, рюкзаки заметно потяжелели, что незамедлительно сказалось на скорости подъёма. Приходилось делать частые и небольшие привалы, но в целом идти было нетрудно, так как поднимались по широкой и каменистой автомобильной дороге крутизной 10°. По пути мы встретили несколько групп и много кустов малины.

31. Подъём по серпантину правого склона долины Сылтрансу

После перехода на другую сторону долины реки широкая дорога перешла в узкую тропу крутизной 13°, петляющую между камней. Некоторые камни, вплоть до самого озера, были помечены синей краской: нам удалось выяснить, что недавно в этих местах проводились спортивные соревнования, и краской на камнях была отмечена трасса, по которой бежали участники. После перехода через реку Сылтрансу, на высоте 2320 м, мы, согласно утреннему решению, прошли мимо ранее запланированного места стоянки и продолжили движение.

32. Вид на долину реки Сылтрансу с места остановки на обед

В 14:05 встали на обед в тени под скалами на высоте 2600 м, где крутизна подъёма заметно увеличилась. К этому времени было пройдено 6 км. В 15:15 продолжили движение. Погода начала портиться: поднялся небольшой ветер и начало немного моросить.

В 18:05 вышли к озеру Сылтранкёль и разбили лагерь - на 300 метров дальше запланированного места стоянки, т.к. его заняла другая группа. Погода стояла сумрачная, ближе к ночи стало очень холодно. Пришлось утепляться самим и сооружать из камней миниатюрную ветрозащиту, чтобы палатка не так продувалась снизу и по бокам.

33. Наш лагерь на озере Сылтранкёль

В 22:00 – общий отбой.

9

29.08

Днёвка

0 км

ЧХВ = 0 ч. 0 мин.

Этот день полностью посвятили отдыху и ремонту снаряжения. Обувь понемногу приходила в негодность, пришлось её подклеивать и подшивать. Погода утром стояла солнечная, к вечеру сильно похолодало.

34. Член группы налаживает контакт с местными жителями

10

30.08

Место ночёвки 8 – пер. Сылтран н\к + пер. Сылтран Восточный 1А – д.р. Кыртык – Место ночёвки 9 (+480 м, -1291 м)

9,5 км

ЧХВ = 6 ч. 56 мин.

Подъём – в 6:00. Перед выходом проверили обувь, которую накануне старательно чинили, и, убедившись в её готовности к новым препятствиям, вышли в 8:56 на маршрут.

35. Подход к перевалу Сылтран

36. На перевале Сылтран с группой туристов из Санкт-Петербурга

В 9:57 поднялись на перевал Сылтран. Погодные условия положительно нам сопутствовали. Оставили записку и сняли записку от 27.08.18 группы ТК МАИ г. Москвы в составе 12 человек, руководитель группы - Журбия Анастасия. Подъём до перевала был простой и шёл по хорошо читаемой тропе крутизной 15°. На протяжении всего пути была возможность в любой удобный момент пополнить запасы питьевой воды из ручья. На перевале встретили группу ребят из Санкт-Петербурга, которая попросила о медицинской помощи: у члена их группы случилось отравление, и не хватало медикаментов.

Так как нам необходимо было в этот день пройти связку перевалов Сылтран и Сылтран Восточный, мы сразу зашли на седловину перевала Сылтран Восточный по мелкому курумнику к 10:30. Тропы сюда уже не было. Погода была ясная, безоблачная. Здесь сняли несколько записок, одна из которых представляла собой лист с пожеланиями от туристов. Последней была группа из г. Симферополь от МБУ “ГПМЦ” ТК “Старт” (11 человек, руководитель - Калинин С.В.). Забрали обе записки и оставили одну, чтобы убрать путаницу.

37. Панорама поперечной долины водораздела Сылтранс-Кыртык на спуск с перевала Сылтран Восточный

Спуск с перевала начали в 10:53. Склон с крутизной 28° оказался покрытым очень подвижной мелкой и средней осыпью, после выполаживания начинается крупный конгломерат. Группа шла медленно, так как у некоторых обувь начала натирать ноги. Идти по большим валунам было весьма удобно, а ближе к окончанию спуска начали появляться небольшие тропинки. Отправили вперёд часть группы для организации привала на обед. Постепенно характер местности сменился на травянистый, и оставшуюся часть пути до привала мы спускались по удобной тропе. В 14:12 группа встала на обед возле большого черничного поля, так что во время привала удалось подкрепиться вкусными ягодами. С места привала нам открылись живописные виды на скалы Уллукая. Внизу чернели дорога и тропы, на которых мы заметили огромное стадо овец, поэтому мы предположили, что где-то рядом расположен кош.

38. Спуск к кошу под горой Уллукая

В 15:30 продолжили движение. Погода начинала портиться, и мы решили как можно быстрее миновать спуск по травяной поверхности, которая во время дождя непременно затруднила бы нам движение. Приближаясь к реке Кыртык, полюбовались видом горы Уллукая ("большая скала"). Про эту гору ходит много разных любопытных легенд и историй, поэтому она привлекла наше внимание. У подножия Уллукая увидели кош, но на момент нашего прибытия в 16:10 там никого не было. Начинало моросить, решили сделать привал и спрятаться от дождя в пустующем загоне для баранов под нависающей скалой, который располагался выше коша. Пока мы укладывали в загоне свои рюкзаки, в кош вернулся хозяин, и мы поспешили спуститься к нему, чтобы познакомиться и пообщаться. Приём с его стороны оказался не очень радушный, однако пастух подтвердил слухи, которые мы слышали ранее. Согласно слухам, в этом месте, под камнями, располагается древнее кладбище, которое в своё время исследовали учёные.

Получив разрешение хозяина, мы в 17:00 оставили свои рюкзаки в загоне для скота под присмотром двух наших товарищей, после чего отправились осматривать гроты горы Уллукая. Дождь к этому времени перестал моросить, стало свежо и практически безветренно. Во время нашей небольшой экспедиции мы обнаружили огромное количество гротов, однако они оказались небольшими и не очень глубокими. Засветло нам удалось залезть в самый большой грот, находящийся на верху горы Уллукая, а на спуске мы нашли источник минеральной воды Нарзан, где мы утолили свою жажду и набрали 5 литров воды с собой в дорогу. Так же обратили внимание, что на этом участке продолжалась дистанция спортивных соревнований, которая тянулась от самого Сылтранкёля: камни с синей и жёлтой отметками петляла мимо гротов и огибала нарзановый источник. От источника мы начали спускаться к загону, где нас ждали товарищи.

39. Спуск от гротов горы Уллукая

В 19:00 начало смеркаться, но нам ещё предстояло выйти к месту ночёвки. Пока группа спускалась от загона к дороге близ реки Кыртык, навстречу ей угрожающе быстро поплыло бесформенное и чернеющее на фоне травы шумное облако - это бесчисленное стадо разномастных овец возвращалось обратно с пастбищ, подгоняемых залихватскими криками пастуха.

Выйдя на хорошую грунтовую автомобильную дорогу, мы направились в сторону заброшенного туристического лагеря, отмеченного на карте. На горизонте разразилась гроза с большим количеством молний, и мы спешили, чтобы не попасть под дождь. В 20:50 мы прибыли к заброшенному лагерю, расположенному у слияния рек Гитчеесенчи и Кыртык. Решили ночевать здесь, не дойдя до планового места ночёвки 1,6 км, так как велика была опасность быть застигнутым грозой.

40. Вид на гору Эльбрус из заброшенного туристского лагеря

Лагерь представлял из себя территорию, огороженную сеткой рабица, с двумя туалетами и душевой кабиной. В центре камнями выложен большой круг для удобного сидения у костра. Около 22:00 к нам в лагерь пришли непонятно откуда две огромные и ухоженные белые собаки, по характеру очень добрые. Грозовой фронт всё-таки немного нас задел, поэтому ужинать нам пришлось в палатке. Собаки не приставали, но всю ночь и следующее утро находились на территории лагеря. Спать легли в 23:30.

11

31.08

Место ночёвки 9 – д.р. Кыртык – д.р. Субаши – Место ночёвки 10 (+908 м, -188 м)

9,1 км

ЧХВ = 5 ч. 48 мин.

Встали в 9:00. Решили выйти позже запланированного времени, чтобы успеть постирать вещи и помыться самим. Утро радовало своим солнечным теплом. Вышли в 13:57. Перед выходом в лагерь приехала на машинах группа людей для организации каких-то туристических мероприятий.

41. Вид на ледник Мкяра Восточный через долину реки Мкяра. Рядом с кошем.

Движение начали по грунтовой автомобильной дороге. ведущей к планируемому накануне месту ночёвки. Мы должны были встать лагерем у коша, расположенного по левому берегу реки Кыртык в 1,6 км от заброшенного лагеря недалеко от слияния рек Кыртык и Субаши. Место рядом с кошем сильно истоптано скотом и не очень подходит для стоянки из-за обильного количества навоза и крайне неровной поверхности земли. У самого коша автомобильная дорога заканчивалась, и до реки Субаши мы вынуждены были идти по бараньим тропам в обход огороженной территории у коша. Реку Субаши переходили вброд недалеко от её устья в 14:50. Брод обозначен на карте, но мы ещё какое-то время ходили вдоль берега в надежде найти что-нибудь получше. Не найдя других вариантов, мы перекинули обувь на другой берег и по очереди переправились через реку, помогая себе трекинговыми палками. Погода сильно испортилась: набежали тучи, пошёл дождь и поднялся сильный порывистый ветер.

42. Брод через реку Субаши

Прежде чем мы вышли на тропу по правому склону реки Субаши, нам пришлось изрядно попетлять по звериным тропам с крутизной подъёма ~ 10°. Когда вышли на тропу, которая становится довольно внятной и без особого набора только на высоте 2680 м, идти стало намного легче. Продвижение усложнялось из-за сильной разбитости тропы из-за скота, а также её опасная скользкость. Местами тропа вела нас над довольно обрывистыми берегами реки Субаши.

Обед устроили в 18:00 фактически на ходу, стоя под проливным дождём. Раньше на обед не вставали, т.к. была надежда, что дождь закончится.

43. Место стоянки

К 20:00 вышли на хорошее плато с большим количеством обустроенных площадок. По описаниям чуть дальше должны находиться другие, более удачные места для ночёвки, но мы уже изрядно устали и, к тому же было почти совсем темно, поэтому мы решили поставить лагерь на выбранном плато. До запланированного места ночёвки мы не дошли около 800 м. Решение мы приняли правильное, так как выяснилось, что планируемая ночёвка находится немного в стороне от маршрута. Поужинали, отбой – в 23:00.

12

1.09.

Место ночёвки 10 – д.р. Субаши – пер. Субаши 1А – д.р. Ирикчат – д.р. Ирик – Место ночёвки 11 (+622 м, -1397 м)

11,7 км

ЧХВ = 4 ч. 38 мин.

Подъём – в 7:00. В 10:12 – выход. Утром было прохладно и облачно, но при подходе к перевалу потеплело. Состояние группы боевое, в этот день предстояло взятие последнего перевала. Наш маршрут пролегал по правому берегу реки Субаши, которая примерно через 500 метров скрылась из виду.

44. Вид на долины реки Субаши от перевала Субаши

Подход к перевалу осуществляли траверсом южного склона отрога горы Чаткара. Характер местности – мелкая и средняя подвижная осыпь с крутизной склона около 15°. Перевальный взлёт имеет крутизну уже 30-35°. Последние 50 метров до седловины перевала - твёрдая сланцевая порода с небольшим количеством мелкой осыпи. Слева от перевала заметили висячие ледники, с которых постоянно с глухим шелестом падали камни.

45. Подъём на перевал Субаши

На перевал поднялись в 13:15. Сняли записку группы “Мамонты” г. Калуги (4 человека, под руководством Радостева Кирилла) от 23.07.18 г. Оставили свою записку. На перевале погода резко изменилась - начал дуть сильный ветер, пошёл дождь с градом, однако через минут 20 всё кончилось.

46. Вид на гору Эльбрус с перевала Субаши

47. Общий вид на перевал Субаши со стороны долины реки Ирикчат

Спуск с перевала в сторону долины реки Ирикчат начали в 13:56. Он оказался лёгким, так как спускаться пришлось по мелкой подвижной осыпи с крутизной склона ~ 30°.

48. Долина реки Ирикчат

В 14:20 сделали привал на обед. Отсюда нам открылся прекрасный вид на ледник Ирикчат и вершину Эльбруса. В 15:05 начали движение вниз по левому склону долины реки Ирикчат трудночитаемой тропой с уклоном 20°. По пути встретили группу, которая искала место для стоянки с питьевой водой. Где-то с высоты в 3000 м. тропа стала легкочитаемой и крутизна уменьшилась до 10°.

49. Спуск по долине реки Ирикчат

50. Начало зоны леса

После слияния рек Ирикчат и Ирик спустились в зону леса, и здесь нам встретились какие-то постройки. Дошли до облагороженного места туристической стоянки в 18:45 и разбили бивуак. Благодаря наличию большого количества сухостоя и наличию специально оборудованных мест нам удалось развести костёр и посидеть у костра за разговорами. В 22:00 – отбой.

13

2.09

Место ночёвки 11 – д.р. Ирик – н.п. Эльбрус (+188 м, -728 м)

6 км

ЧХВ = 1 ч. 10 мин.

51. Место нашей последней стоянки

Подъём – в 6:00. Погода по-летнему прекрасна. Искупались в реке и привели в порядок свою одежду перед завершением маршрута. Вышли в 9:45. Дорога до так называемых “жёлтых скал” очень удобная и хорошая, но постепенно её сменяют усеянные мелкими камушками тропки, отчего обувь без хорошего протектора сильно скользит и человека может заносить на поворотах. Шли мы быстро, практически не делая привалов, и в 11:10 спустились в село Верхний Баксан.

52. Тропа на "Жёлтых скалах"

Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута

Наш поход по Центральному Кавказу оказался очень успешным и оправдал ожидания участников. Как и задумывалось, маршрут оказался интересным, живописным и полезным для новичков ввиду разнообразия типов местности (трава, скалы, осыпь) и логичности маршрута.

Во время похода мы прошли 135,5 км и взяли 4 перевала и 1 связку перевалов. Перевал Койавганауш, согласно Перечню высокогорных перевалов, имеет категорию 1А, однако, на наш взгляд, по уровню сложности его корректнее отнести к категории 1Б. Снега на перевале Койавганауш, который должен там быть согласно отчётам, мы не обнаружили. На других перевалах снежных участков также не встретили, поэтому нашей группе не удалось провести запланированные снежно-ледовые занятия.

В начале похода у нас возникли небольшие трудности с запасами воды ввиду малочисленности источников питьевой воды в первый день прохождения маршрута. Следовательно, в начале данного маршрута группе необходимо брать с собой двойные запасы воды.

Туристам, приезжающим к месту начала похода на автомобиле, следует заранее продумать вопрос со стоянкой и подыскать несколько подходящих вариантов, где можно оставить машину.

В целом, поход прошёл без происшествий. Нам удалось решить поставленные перед нами спортивные задачи, отработать туристские умения и навыки, посетить интересные с культурно-эстетической точки зрения места и пообщаться с местным населением. Участники остались довольны результатами похода, и с технической точки зрения готовы в будущем принимать участие в походах более сложной категории.

Дополнительные сведения о походе

Обзорная карта и высотный график
Перевальные записки
Расходы

Средняя сумма расходов (проезд, питание) на человека составила 8954 руб.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru