Горы мира > Алтай >

Маршрутная книжка: 16/11
Руководитель: Шмелев Сергей Андреевич

Заявленный маршрут

Пос. Тюнгур – пер. Кузуяк (н/к) – р. Аккем – оз. Аккемское – д.р. Ярлу – пер. Звездочка (1Б, 2900) – лед Текелю – пер. Новосибирцев (2А, 3240) – лед. Плоский – лед. Менсу – пер. Титова (2А, 3220) – лед. Аккемский – д.р. Аккем – оз Аккем – д.р. Акоюк – траверс пер. Аккем (1Б, 3340) – пер. Текелюшка (1А, 3100) – пер. Каратюрек (1А, 3060) – д.р. Ку-черла – пос. Тюнгур

Километраж: 142

Заявленный маршрут согласован с маршрутно-квалификационной комиссией Пет-роградского клуба туристов г. Санкт-Петербурга, шифр 178-16-134-000-000, маршрут-ная книжка 16/11

Пройденный маршрут

Пос. Тюнгур – пер. Кузуяк (н/к) – р. Аккем – оз. Аккемское – д.р. Ярлу – пер. Звездочка (1Б, ск-ос, 2900) – лед Текелю – лед. Центр. Текелю – пер. Волга (2А, лд-ск, 3280) – лед. Плоский – лед. Менсу – пер. Титова (2А, ск-лд, 3220) – лед. Аккемский – д.р. Аккем – оз Аккем – д.р. Акоюк – траверс пер. Аккем (1Б, ск-ос. 3340) – пер. Текелюшка (1А, ск-ос, 3100) – д.р. Текелюшка – д.р. Кучерла – пос. Тюнгур

Километраж: 150

Список группы

График движения (заявленный)

График движения (пройденный)

Время на маршруте указывается местное: +3 ч к Московскому (GMT+6).
Туда ехали поездом с пересадкой в Москве до Барнаула, обратно прямым из Новоси-бирска. Часть группы обратно летела самолетом также из Новосибирска.

16.08.11. Заброска на маршрут.
Барнаул – пос. Тюнгур.

Прибыли в Барнаул в 6:00 поездом Москва-Барнаул. 6:30 выехали на машине. 16:45 погранпункт в Усть-Коксе, пропуск был заказан, но понадобилось время, чтобы его найти.
Пограничники выглядят какими-то неорганизованными, сильно отличаются от кавказских, очевидно, нахождение в боевой обстановке более дисциплинирует.
По словам нашего водителя, часто бывают, что пропуска групп не доходят до Усть-Коксы…

19:30 Тюнгур. В МЧС зарегистрировались по телефону у дежурного.
В Тюнгуре остановились у Замчаловых, 100 р с человека. Вечером сходили в баню, 200 р с человека. Утром предстоят торги за вес, который будет ехать на лошади (заброска). Лошади здесь почему-то не возят более 50 кг…

В Тюнгуре есть много коммерческих баз (кемпингов), где можно за плату снять жилье, поставить палатки, сходить в баню, оставить вещи на хранение или организо-вать заброску. Одна из таких баз принадлежит семье Замчаловых, цены у них наиболее низкие. Через них же мы нанимали машину.

17.08.11. 1-й день.
Пос. Тюнгур – пос. Кучерла – пер. Кузуяк (н/к) – д.р. Аккем.

Подъем в 7:00, вышли в 9:13.
Сторговались за лошадь. Чуть ли не со слезами хозяйка взяла аж 53 кг! Пришлось выслушать трагическую историю о «сложном перевале Каратюрек» и «двух трупах ло-шадей» уже лежащих там. А также о различии живого и неживого веса ("сложный пер. Каратюрек" – это тот, через который ходят даже коммерческие группы). Стоит заброска до оз. Аккем 8 тыр. Из расчета 1 тыр в день, но платим за доро-гу (прогон лошади) туда-обратно и плюс лошадь погонщика. В Тюнгуре мы еще оставили заброску из вещей, которые не пригодятся в походе.

Идем в сторону подвесного моста через Катунь. Не переходя через него, продолжа-ем движение по дороге на юго-восток. На различные ответвления не обращаем внимания, держимся основной.

10:20 дошли до деревни Кучерла. Нужно идти левее (по х.д.) по дорогам, перейти мост из бревен через р. Кучерла на правый (ор.) берег и дальше придерживаться основной грунтовки. В принципе, все дороги сходятся, главное по началу держаться более "левого" (по х.д.) восточного направления. Идем по лощине, лес. Там же, на выходе из леса по-следний ручей, следующая вода только после пер. Кузуяк. Лес сменяется полем, потом начинается набор высоты – крутая грунтовка, снова идущая в лесной зоне.

В 13:40 мы поднялись на перевале Кузуяк (н/к). Дальше мобильной связи не будет. Перед перевалом долго не было никакой воды, поэтому пообедать мы смогли только за ним. Спуск – крутая грунтовка, 14:15 ручей и обед. Солнце сменилось дождем, поэтому собрались быстро и в 15:55 вышли.

Дорога идет вниз, довольно грязно, но не "по колено" как нас пугали. 17:00 вышли из леса в поле, видна д.р. Аккем. Дорога раздваивается, выбираем правую (по х.д.). 17:40 доходим до "Трех берез" – подобие турбазы, несколько деревянных домиков. Дорога пе-реходит в тропу и уходит в лес. Тропа грязная и скользкая.

18:15 встаем на хорошей поляне у тропы. Вода рядом.

Все время навстречу попадаются люди, спускающиеся с Белухи. Утром мы встре-тили такси-"Ниву" и такси-трактор (с прицепом), везущие людей вверх (или вниз). У "Трех берез" томились люди с вопросом: "Не видели ли вы наш трактор?"

Погода: первая половина дня – солнечно, вторая – периодически дождь.
Пос. Тюнгур – пос. Кучерла 1 ч 10 мин
Пос. Кучерла – пер. Кузуяк 3 ч 20 мин
Пер. Кузуяк – "Три березы" 2 ч 20 мин
"Три березы" - стоянка 35 мин
18.08.11. 2-й день.
Д.р. Аккем.

Выходим в 9:13. Тропа грязновата, но опять-таки не "по колено". Поднимается вы-ше и примерно через час хода становится совсем сухой. Река Аккем далеко внизу, хорошо слышна, иногда просматривается. Тропа часто разветвляется, но в итоге сходится. Прин-цип – придерживаться более набитой.
Довольно часто встречаются ручьи, стекающие в Аккем и удобные стоянки. На од-ной из них (очень большой) мы встаем на обед 11:40-13:35. Тропа идет вверх-вниз, в лесу много кедровых шишек.

15:10 тропа выводит к реке и идет по левому (ор.) берегу. Сначала по самому краю, периодически по осыпям, потом чередуются лес-берег. Стоянки попадаются часто, но не больше, чем на 3-4 палатки.

17:40 встаем на одной из таких стоянок, не доходя примерно 200-300 м до слияния р. Аккем и Текелю.

Погода: весь день солнечно, после 16:00 несколько раз начинался мелкий дождь, но быстро заканчивался, либо был вместе с солнцем.

Д.р. Аккем 6 ч 30 мин
19.08.11. 3-й день.
Слияние р. Аккем и Текелю – оз. Аккем – д.р. Ярлу.

Вышли в 9:13. Тропа опять петляет и разветвляется, лучше выбирать поближе к ре-ке – по камням идти приятнее, чем продираться через кусты. Много стоянок.

13:00 дошли до "Высотника" – базы Ленальптурса (два домика и вывеска). Это своеобразный ориентир – значит, Аккемское озеро уже близко, а для переправы через р. Аккем нужно немного вернуться назад. Вернулись примерно на 300 м до переправы – бревна с перилами. 13:20 обед.

15:20-17:20 часть группы пошла за заброской в МЧС – к "бочкам" (это кунги свое-образной формы). Хорошая тропа по левому (ор.) берегу. У южного края озера находится метеостанция. Примерно через километр – МЧС.
Встретили нас доброжелательно, но, как и у пограничников, чувствуется отличие от Кавказа – половина подвыпившие и пр.
Разобрали заброску и вышли в 18:00 по тропе в сторону д.р. Ярлу. 18:40 встаем на левом (ор.) берегу в лесу.

Погода: весь день солнечно.

В д.р. Аккем и Ярлу, в целях экономии бензина, можно готовить еду на костре.

Рядом с нами стояла группа из Барнаула. Они и посоветовали нам подниматься на Звездочку по осыпному руслу, отходящему перпендикулярно р. Ярлу. Это было не самой удачной затеей, но поняли мы это только на следующий день.

Слияние р. Аккем и Текелю – т/б Высотник 4 ч
Т/б Высотник – д.р. Ярлу 40 мин
20.08.11. 4-й день.
Д.р. Ярлу – подход к пер. Звездочка.

Пер. Звездочка (1Б, сн-ос, 2900). Расположен в северном отроге Катуньского хребта. Соединяет д.р. Ярлу и Текелю. Ориентация склонов запад-восток. Крутизна скло-нов 30-40 град. Пройден из д.р. Ярлу. Описание дается от д.р. Ярлу до лед. Текелю. Реко-мендуется проходить из д.р. Ярлу.

Вышли в 8:00. Прошли порядка 100 м вверх по р. Ярлу левым (ор.) берегом. Впра-во от тропы отходит пересохшее русло. Идем по нему примерно 200 м, упираемся в скальную стенку, уходим направо (по х.д.) на мелкую осыпь. Есть "тропа" набитая преды-дущей группой, но, тем не менее, все едет. Уклон 35-40 град. Движемся плотной группой, ледорубы и каски.

10:00 вышли на травянистый склон напротив Аккемского озера (фото 1).

Фото 1

10:30 движемся вверх по травянистому склону (менее 30 град) к цирку пер. Звез-дочка, и довольно скоро (11:15) выходим на осыпь, идем ближе к левому (ор.) борту до-лины. Уклон порядка 30 град. Начался дождь, притом, что по-прежнему светит солнце. Справа (по х.д.) камнеопасно!

13:00 нашли безопасное место на гребне морены посредине долины. Можно до-стать воду и разровнять площадки под палатки. Какие-либо ориентиры тут указать сложно.., нужно смотреть, чтобы лагерь не накрыло камнепадом и рядом была вода.

После обеда произвели разведку цирка пер. Семинарский и Звездочка. Решил, что на Звездочку лучше идти не из цирка по перевальному взлету, а траверсировать правый (ор.) борт долины. Склон – средняя осыпь. Ориентир – когда уже виден пер. Семинар-ский (крутой снежник), нужно "целить" в ближайший к нему отрог слева – за ним цирк (фото 2).

Фото 2

Визуально Семинарский никак не 1Б, а выше – практически отвесный снежно-ледовый склон, с которого постоянно идут камнепады.
Вода на подходах и в цирке есть, сложнее найти хорошее место для лагеря – камнеопасно и не так много ровных площадок.

Наш подъем по осыпи из д.р. Ярлу нельзя считать единственно правильным (ско-рее, неправильным), возможно, тропа есть дальше. Или идти «классически» от оз. Ак-кем, напротив «бочек» спасателей. Также нам рекомендовали брать пер. Звездочка по гребню, но я не стал рисковать, потому что ни в одном из отчетов не встречал этого варианта, а такие прохождения стОит делать только небольшой сильной группой.

Погода: утром солнечно и ветрено, потом переменная.

Д.р. Ярлу – травянистый склон напротив Аккемского озера 2 ч
До стоянки на морене 2 ч 30 мин
21.08.11. 5-й день.
Морена под пер. Звездочка – пер. Звездочка – лед. Текелю.

Подъем в 5:00, выход в 7:00. Идем траверсом правый (ор.) борт (осыпной склон) долины. Каски, ледорубы.

8:30 вышли под перевальный взлет. Видна широкая седловина, где точно находит-ся перевал, пока не понятно. Ночью наверху прошел снег, камни обледенели и присыпа-ны. Надеваем кошки. Движемся по обледенелой средней осыпи.

9:30 вышли на «первую ступень» - небольшую террасу (думали, что это уже пере-вал, ан нет). Есть расчищенное место под одну палатку. Склон до перевала представляет собой ту же среднюю осыпь (в нашем случае заснеженную и обледенелую).
От начала траверса борта долины до седловины перевала двигались плотной груп-пой. Крутизна склона на протяжении всего подъема составляет 30-35 град.

Фото 3

Фото 4

10:40 перевал (фото 3,4,7). Широкая снежная седловина (возможно, потому что ночью были осадки – в другое время она может быть бесснежной!). Можно поставить палатки. Тур в левой (северной) части.

Солнечно, но очень сильный ветер. Открывается прекрасный вид на пер. Новоси-бирцев и лед. Текелю. Есть кулуары, ведущие к лед. Текелю, прямо от седловины перева-ла, но они довольно круты и не просматриваются до конца.

11:10 идем по гребню на север (налево по х.д.) в поисках нужного кулуара для спуска – того, который просматривается до конца и идется ногами. Во всех отчетах было сказано примерно одно: «100-150 м по гребню до рыжих скал, потом вниз».

Рыжие скалы мы видим (а под ними розовые), только, чтобы дойти до них нужно взять «вершину» на гребне. Из-за сильного ветра решил идти чуть ниже и левее (по х.д.) гребня. Чтобы не пропустить нужное место, периодически приходилось вылезать на гре-бень (часто несложным лазаньем). Несколько раз казалось, что можно уже пройти справа (по х.д.), вылезали, но потом приходилось возвращаться.

Фото 5

В итоге, переход до места спуска занял 1 ч 40 мин. Нужное место – явное пониже-ние, широкая «седловина» в скалистом гребне (фото 5). По ГПС мы шли 300 м, а по ощу-щениям не меньше 500-600!

Чтобы не тратить зря время, можно порекомендовать либо идти прямо по греб-ню (в случае хорошей безветренной погоды), либо идти так же левее (по х.д.) и ниже гребня, не вылезая раньше времени на скалы, до появления широкой седловины.

Спуск начали в 12:50. Идем плотной группой, средне-мелкая осыпь, часто есть возможность глиссирования. Есть подобие «тропы», которое с рыжей осыпи выводит под розовые скалы, слева направо (по х.д.). Уклон 30-35 град.

Фото 6

14:50 все на леднике Текелю (фото 6). Ледник открытый, много ручейков, больших трещин нет. Обед до 16:40. Движемся вниз по леднику, целя на отрог, за которым нахо-дится пер. Волга. Ледник спокойно идется без кошек (уклон 15 град) … до языка – там становится очень круто (порядка 40 град) и на последние 20 метров приходится одевать кошки, чтобы перейти на осыпь – 17:20. Точнее, мы не пошли до самого конца языка, чтобы не спускаться в долину и не терять высоту. Спустились с языка вправо (по х.д.), не доходя 300-400 м именно до конца языка.
Идем по осыпи, так же ориентируясь на отрог, 18:15 доходим до «зеленой стоянки» - ровная травянистая площадка. Вода чуть в стороне.

Фото 7

Звездочка – довольно сложный перевал в плане спуска. Точнее, там нет полноцен-ного спуска – приходится долго идти по гребню. Есть вариант провешивания перил от перевала (в ближних кулуарах).
В случае прохождения со стороны лед. Текелю, сложно дать какие-то определен-ные рекомендации. Можно ориентироваться на рыжие скалы (фото), можно идти с ледника прямо на седловину (она просматривается) по какому-либо из кулуаров (лично не проверено).

Погода: весь день солнечно, но довольно ветрено.
Стоянка – пер. Звездочка 3 ч 40 мин
Траверс гребня 1 ч 40 мин
Спуск до лед. Текелю 2 ч
Лед. Текелю - стоянка 1 ч 35 мин
22.08.11. 6-й день.
Стоянка у лед. Текелю – лед. Центр. Текелю – пер. Волга (2А) – лед. Плоский.

Пер. Волга (2А, лд-ск, 3280). Расположен в северном отроге Катуньского хребта. Соединяет лед. Центр. Текелю и лед. Плоский. Ориентация склонов север-юг. Крутизна склонов 40-45 град. Пройден со стороны лед. Центр. Текелю. Описание дается от стоянки у лед. Текелю до лед. Плоский. Рекомендуется проходить со стороны лед. Центр. Текелю.

Вышли в 9:10. Не спускаясь к реке (фото 7), траверсируем отрог вправо (по х.д). Склон – средняя осыпь. Неожиданно за поворотом открывается вид на ледник Центр. Текелю и пер. Волга (фото 8). Я немного не рассчитал, думал, что мы под перевалом сделаем полудневку, а пришлось брать, чтобы не терять день. Перевал хорошо просматрива-ется – широкая снежная седловина со скальным "зубом" посредине (или, можно сказать, две снежные седловины, разделенные скалой). Нам в левую часть.

10:30 под языком ледника Центр. Текелю. Кошки, каски, ледорубы, связки. 11:00 начали подъем. Ледник пологий (15-20 град), открытый, солнце светит – все течет.

Фото 8

13:00 под перевальным взлетом, дальше становится круче – примерно 40 град, 250-300 м. Склон снежно-ледовый, вернее, ледовый, присыпанный снегом. Идем с одновре-менно-попеременной страховкой через ледобуры, хотя реально (в зависимости от подго-товки участников) пройти без связочной или перильной страховки. Встречаются неслож-ные трещины. 14:20-15:40 все на перевале (связки шли в несколько разном темпе). Тур находится на скальном возвышении, непосредственно у начала скально-осыпного кулуа-ра, по которому осуществляется спуск (фото 10,11). Снежник на перевале пологий, можно поставить палатки.

Фото 9

Есть еще вариант подъема (фото 9) (возможно, он даже лучше) – от перевального взлета уйти налево (по х.д.) на осыпной гребень правого (ор.) борта цирка и по нему вый-ти на перевал (гребень кажется более пологим, чем ледник).

16:10 начали спуск по кулуару в сторону лед. Плоский. Характер склона – скально-осыпной, снега нет. От перевала уклон 40-45 град (100 м) – иногда несложное лазанье, потом 35-40. Где-то глиссируем, где-то идем по камням. Примерно через час выходим на осыпь. Осыпь всех размеров и живая, ближе к леднику – крупная.

Фото 10

19:00 все на лед. Плоский, до конца языка ледника немного – менее 100 м. Идем вниз по морене, и (чуть правее по х.д.) в 20:00 находим стоянку – есть площадки под три палатки, воду надо искать в камнях.

Фото 11

Из единственного описания, которое нашел в интернете: «Затем необходимо пре-одолеть прямо в лоб по довольно крутым (около 70-75град) скалам, имеющим достаточ-ное количество зацепов 15м вверх и достигаете седловины перевала (для скалолазов со 2 разрядом возможно движение с несильно тяжелым рюкзаком)». Эта шутка про скалола-зов прошла весь поход.

Погода: солнечно, но на перевале (и на спуске) шел мелкий снег.
Стоянка – язык ледника Центр. Текелю 1 ч 20 мин
Лед. Цен. Текелю – пер. Волга 4 ч 40 мин
Спуск до лед. Плоский 3 ч
Лед. Плоский - стоянка 1 ч
23.08.11. 7-й день.
Лед. Плоский – лед. Менсу.

Пер. Титова (2А, ск-лд, 3220). Расположен в северном отроге Катуньского хребта. Соединяет лед. Менсу и лед. Аккемский. Ориентация склонов восток-запад. Крутизна склонов до 60 град. Пройден со стороны лед. Менсу. Описание дается от лед. Плоский до лед. Аккемский (Томских стоянок). Рекомендуется проходить со стороны лед. Менсу.

Фото 12

Утром солнечно, но снег. Вышли 9:20, идем вниз по морене (фото 12). 11:00 вышли к красивому месту – реке, среди крупной осыпи. Перешли по камням на правый (ор. и по х.д.) берег, река периодически разливается в озера. У одного из них (предварительно спу-стившись), на правом (ор.) берегу, мы обедаем 12:20-14:00. Солнечно, моемся, стираемся. Много мест под палатки на травянистых площадках.

Отрог, за которым должен начинаться ледник Менсу, совсем рядом – не намотать бы лишнего.

Проведя предварительно разведку, идем порядка 100 м вниз вдоль ручья правым (ор.) берегом от большого озера (где мы обедали), потом уходим вправо (по х.д.), порядка 200 м по травянистому склону, потом начинается крупная осыпь, по которой спускаемся к лед. Менсу. Ориентиром по-прежнему является отрог, направление движения от озера – юг.

17:00 надеваем кошки и идем по леднику вверх, ближе к левому (ор.) борту доли-ны. Ледник открытый, крутизна не более 15 град. Трещины обходятся.

18:30 стоянка на леднике. Выбрали ровное место, с водой проблем нет – много ру-чейков.

Виден "поворот" ледника направо (по х.д.) к пер. Титова (фото 13). Прямо перед нами (по х.д.) ледопад, за которым (по карте) находятся пер. Белухинский и вер. Белуха.

Фото 13

Погода – весь день солнечно.

Почему-то ни в каких отчетах нет подробностей прохождения этого ледника…
Стоянка – лед. Менсу 6 ч
Лед. Менсу 1 ч 30 мин
24.08.11. 8-й день.
Лед. Менсу – пер. Титова – лед. Аккемский – Томские стоянки.

Подъем в 4:00, выход в 6:10.
Идем по леднику, обходя трещины, так же ближе к левому (ор.) борту долины. Когда они становятся очень большими, переходим на осыпь вправо (по х.д.). Потом осыпь снова переходит в ледник, который надо преодолевать в кошках, потом наконец-то "поворот" ледника направо (по х.д.) - осыпь, переходящая в ледник – 8:30.

Есть еще два варианта пути от места нашей ночевки до участка ледника Менсу в цирке пер. Титова и Дружбы. По центру ледника – возможно там трещины меньше, но он не просматривался и я не стал рисковать. Или, идя вверх левым бортом долины (по осыпи) уходить вправо (по х.д.), когда будет ярко выраженное понижение, не доходя до "поворота" метров 500. Потом там идет хороший пологий путь по камням, выводящий на плоскую часть ледника, что позволяет избежать крутого подъема направо (по х.д.).

Последний вариант кажется наиболее удачным, но полностью оценить его мы смогли только сверху. Также оттуда вышла другая группа, подтвердив правильность пути.

Идем в кошках по открытому леднику, снова обходя/перепрыгивая трещины. Виден перевал – слева (по х.д.) понижение в скальном хребте, к которому выходит снежник (фото 14).

Фото 14

10:50 мы под перевальным взлетом. Обвязываемся и в 11:15 начинаем провешивать перила.

Я читал в отчетах, что какие-то группы вешали перила на скалах справа (по х.д.), не доверяя страховке на ледорубах. Но ледорубы втыкались хорошо и, несмотря на отдельные участки крутизной до 60 град. мы провесили все на ледорубах.

Склон идется ближе к правому (по х.д.) краю – там он явно положе. Характер склона – плотный снег до скальной седловины перевала. Крутизна – от 40-45 до 60 град (за бергами). Первые 100-150 м от начала перевального взлета (а, точнее, до первого бергшрунда) можно спокойно пройти пешком, но потом первому участнику, провешива-ющему перила, нужна страховка при преодолении бергшрундов (фото 15), за которыми даже есть крутые (практически вертикальные) участки порядка 3-4 м. Для скорости мож-но через берги повесить две веревки параллельно.

Фото 15

В итоге две веревки по 50 м по снегу и третья порядка 30 м крепится уже на пере-вале за скальный выступ.

12:55 первый на перевале. Узкая скальная седловина, тур там же. Помещается не более 5-6 человек (фото 16). Поэтому, не дожидаясь последних, отправляем первых вниз. Последний участник поднялся на перевал в 13:55.

Фото 16

Спусковую веревку можно крепить как на скальных выступах, так и за вбитый анкер с петлями. Спуск – скально-осыпной кулуар, крутизна от перевала 40-45 град, веша-ется одна веревка, причем отвесный участок - не более 2-3 м (нужно дюльферять со скального карниза на перевале).

14:35 последний уходит с перевала со сдергиванием перил, группа скопилась в безопасном месте за скалой слева (по х.д.).

14:55-16:00 спуск по крупной живой осыпи до лед. Аккем (фото 17). Крутизна 30-35 град. Ледник открытый, идем в кошках, ориентируясь на Томские стоянки.

Фото 17

16:50 спускаемся с ледника на морену и встаем на Томских стоянках (фото 18) – это расчищенные площадки на морене. Есть и домик спасателей. Место известное, один из пунктов отдыха при восхождении на Белуху.

Фото 18

Аккемский ледник на этом участке очень слякотный плюс какое-то подобие града (опять с солнцем). Красивый ледяной ручей – прямо аквапарк на леднике!
Домик, безусловно, может быть полезен в случае плохой погоды. Не столько для ночевки, сколько для приготовления пищи. Спокойно вмещает до 10-12 человек.

Погода: весь день солнце, иногда мелкий снег. Вечером небольшой дождь.
Лед. Менсу – перевальный взлет пер. Титова 4 ч 40 мин
Подъем на пер. Титова 2 ч 40 мин
Пер. Титова – Аккемский ледник 2 ч
До Томских стоянок 50 мин
25.09.11. 9-й день.
Томские стоянки – оз. Аккем.

Всю ночь был дождь и ветер. Утихло только после 8:00.
Поели, просушились и вышли в 9:45. По рекомендации спасателя, сначала пошли по леднику вниз, слева направо от Томских стоянок, повторяя поворот ледника, потом, когда появились большие трещины, перешли на правый борт долины (осыпь). Турики то есть, то нет. В 13:15 подошли, как думалось, к языку ледника, захотели перебраться на левый берег, поскольку справа начались крутые выходы льда, а выше за-бираться не хотелось. Это было неправильно, поскольку, поплутав среди трещин, при-шлось опять вернуться на правый берег, где уже появилась (у окончания языка ледника) более-менее нормальная тропа. Хотя и она иногда теряется…

Рекомендация – от Томских стоянок идти сразу правым (ор.) бортом долины по осыпи.

15:50 по тропе дошли до часовни, тропа продолжается, примерно за 300-400 м до подвесного моста на левый берег, теряется в крупной осыпи. Мост в 16:40.

17:20 встаем напротив водопада р. Акоюк, между тропой и озером. Сходили вниз к спасателям (1 час туда-обратно) за заброской и отметиться. Вечером снова пошел дождь.

Погода – днем солнце, утром и вечером дождь.
Томские стоянки - часовня 6 ч
Часовня – мост через Аккем 50 мин
Мост – водопады р. Акоюк 40 мин
26.08.11. 10-й день. Дневка.

Сходили в баню к спасателям. Берут 1500 р/час. Предлагают березовые веники по 300 р. Проще сделать самим, но для этого надо спуститься значительно ниже по долине.
Попробовали знаменитые лепешки (50 р.), которые расхваливались во всех отче-тах. Очевидно, очень голодными туристами. По вкусу напоминают магазинные оладьи, но для данных условий очень неплохо…
Ассортимент продуктов на продажу у них, конечно, очень странный – лепешки и пиво… Попробовали купить у них тушенки, но нам отказали, объяснив, что продукты им завозят раз в месяц.

Погода – переменная, дождь и солнце.

27.08.11. 11-й день.
Оз. Аккем – Семиозерье – подход под пер. Аккем.

Пер. Аккем (1Б, ск-ос. 3340). Расположен в северном отроге Катуньского хребта. Соединяет д.р. Аккем и Кучерла. Ориентация склонов юго-восток – северо-запад. Кру-тизна склонов до 40 град. Пройден из д.р. Аккем с дальнейшим траверсом гребня на во-сток в сторону пер. Текелюшка.

Пер. Текелюшка (1А, ск-ос, 3100). Расположен в северном отроге Катуньского хребта. Соединяет д.р. Аккем и Текелюшка. Ориентация склонов юго-восток – северо-запад. Крутизна склонов 30 град. Пройден по гребню со стороны пер. Аккем с дальней-шим спуском в д.р. Текелюшка.
Описание траверса дается от оз. Аккем до д.р. Текелюшка. Рекомендации по про-хождению дать сложно, поскольку шли мы их только с одной стороны.

Утром снова дождь. В паузах собрались и вышли в 9:50. Тропа на Семиозерье отхо-дит от основной тропы, идущей вдоль оз. Аккем. Если идти от бочек, то ориентиром слу-жит небольшой мыс с деревом, недалеко от начала озера, отходящая тропа хорошо видна (фото 19). Сбиться с нее сложно, поскольку никаких ответвлений нет. Крутой подъем до старого кедра (растет чуть ли не горизонтально, перекрывая тропу) – ориентир, минут 15-20 подъема. Потом тропа становится положе и минут через 10 выходит из зоны леса.

Фото 19

11:00 дошли до первого водопада. Примерно через 100 м после тропа разветвляет-ся, мы пошли направо (опять-таки не факт, что этот вариант был лучше, возможно вторая тропа вывела бы нас подругому, но проверить это моно только повторным прохождением), поднимались по ручью, потом, когда он стал шире, по его левому (ор.) берегу.

12:00 первое озеро. Идем, не переходя ручей (левым (ор.) берегом), вдоль озер. От второго (кажется) озера виден цирк перевалов Рига-Турист и Бурвестник.

13:00 встаем у последнего озера на левом (ор.) берегу, виден наш перевал Аккем (фото 20). Полудневка.

Фото 20

Погода – утром периодически дождь, на Семиозерье начался мелкий град, который затем перешел в крупный, а потом в снегопад.

Оз. Аккем – первый водопад Семиозерья 2 ч 10 мин
Водопад – первое озеро 1 ч
Озеро – стоянка под перевалом Аккем 1 ч
28.08.11. 12-й день.
Семиозерье – траверс пер. Аккем-пер. Текелюшка (1Б) – д.р. Текелюшка.

Встали в 5:00, вышли в 7:15.

За два перехода по осыпным и травянистым валам, подошли под перевальный взлет – 8:30. От озера направление на запад к хребту. Есть несколько кулуаров, ведущих к гребню. Решил брать перевал по кулуару, ведущему прямо на него – показался наиболее пологим. Осыпь (средняя) присыпана снегом, идем плотной группой, снаряжение – кош-ки, каски, ледорубы. Подъем 8:50-11:00. Подъем был очень нудным, камни живые, да еще и не видные под снегом.

Фото 21

На перевале сильный ветер, но виды потрясающие (фото 21, 22, 23)! Долина Кучерлы вся в тумане, хорошо видны Аккемская стена и Белуха, а вдалеке – Северо-Чуйский хребет. Перевальный тур чуть левее (по х. д.). Места на перевале и рядом на гребне много, поставить палатки – не проблема.

Фото 22

Под перевалом и на перевале встретили группу из Днепропетровска. Их же мы видели на лед. Менсу.

11:30 пошли на восток по гребню, как планировалось траверсом перевалов Аккем-Текелюшка-Каратюрек. Опять не захотелось идти прямо по гребню из-за сильного ветра и очень крутого подъема. Траверсируем склон слева (по х.д.), те же камни со снегом (средняя осыпь, крутизна 30-35 град), часто очень проблемные, группа сильно растянулась.

Фото 23

Неожиданно впереди оказалась большая расщелина, пришлось уходить вверх по крутому снежному кулуару (45 град). Потом снова осыпь, гребень уже совсем близко, снежно-ледовый. Находим ровное место, обед на снегу 14:30-16:00.

После обеда продолжаем движение по гребню (фото 24) (снежно-скально-осыпной), спускаемся на пер. Текелюшка. Ясно, что на пер. Каратюрек мы сегодня не успеем. Спуск – снова камни (средняя осыпь) со снегом, 30-35 град.

Фото 24

17:15-17:45 на перевале (фото 25). Тур в дальней от нас (северо-восточной) части. Место под палатки тоже есть. Однако вряд ли там кому-нибудь придется ставить лагерь, поскольку на 100 м ниже есть ровный снежник.
Этот перевал как-то не похож на 1А: в сторону д.р. Аккем крутой скально-осыпной склон, никакой тропы.

Фото 25

В д.р. Текелю спуск по осыпи (фото 26) примерно 100 м (30 град), потом снежник, потом идем вдоль реки правым (ор.) берегом. Мокро и болотисто, уходим повыше на осыпь, на правый (ор.) борт долины.

Увидев подходящее место – ровную площадку, переходим на левый (ор.) борт до-лины - 19:00. За водой приходится ходить вниз.

Фото 26

Погода – весь день солнечно, сильный ветер.

Озеро – перевальный взлет 1 ч 15 мин
Подъем на пер. Аккем 2 ч 10 мин
Пер. Аккем – пер. Текелюшка 4 ч 15 мин
Пер. Текелюшка - стоянка 1 ч 15 мин
29.08.11. 13-й день.
Д.р. Текелюшка – д.р. Кучерла.

Утром неожиданно пошел снег. Вышли без завтрака в 9:50. Идем вниз, и снова по заснеженной осыпи, группа растягивается. Когда снегопад поутих, встали на завтрак - ровная площадка на левом (ор.) берегу р. Текелюшки. 10:30-11:45. Потом снова замело.

Шли вдоль речки, пока она не стала превращаться в каньон, вовремя заметили тропу - 12:00 и в 12:40 вышли в зону леса, на левом (ор.) берегу р. Текелюшки. Дошли до кедровых стоянок, встретили людей, которые указали нам лошадиную тропу. Однако, ра-дость была недолгой: на очередной полянке тропа разбежалась. Вправо (по х.д.) вдоль ле-вого (ор.) берега более набитая, влево-вверх менее, но тоже ничего. Думая, что сможем попасть на Кучерлинское озеро, пошли левее, от последней поляны ушли вниз по крутой лощине, залезли в какой-то бурелом, пришлось возвращаться на поляну и переходить на другую тропу в сторону Кучерлинского озера (как думалось). В лесу набрали много грибов и кедровых шишек, потом опять развилка, выбрали вправо-вниз и в 15:40 вышли к реке. Наша тропа сошлась с той хорошо набитой, которая шла вдоль реки. Вывод – надо было сразу идти по ней.

Обед до 17:20. Тропа неожиданно стала очень крутой вдоль отвесного склона (ле-вый (ор.) берег р. Текелюшка). Иногда встречалось несложное лазание с гимнастической страховкой – осыпные участки 3-4 м и крутизной порядка 40-50 град.

18:50 дошли до оборудованной стоянки с навесом, откуда уже недалеко до слияния рек Текелюшки и Кучерлы, а также расходятся тропы вниз по р. Кучерла и вверх к Ку-черлинскому озеру.

Погода: утром снег, потом солнечно.
Д.р. Текелюшка – д.р. Кучерла 6 ч 10 мин
30.08.11. 14-й день.
Д.р. Кучерла.

Утром в 6:40 был проведен радиальный выход на Кучерлинское озеро. По карте и ГПС выходило 6 км в одну сторону, думали, что туда-обратно обернемся за три часа (с запасом). Вернулись в 11:40. Тропа есть, неплохая, но быстро не побегаешь – постоянные подъемы-спуски, идет среди крупных камней.

12:50 идем вниз по Кучерле правым (ор.) берегом. Тропа грязноватая, подъемы-спуски, периодически идет среди крупной осыпи. Много хороших стоянок. 14:00-15:50 обед.

17:00 дошли до «избушки» - своеобразный ориентир, несколько домиков, оборудо-ванный участок.

18:10 стоянка на правом (ор.) берегу р. Кучерла. По ГПС до Тюнгура осталось 16,6 км.

Погода: солнечно.
Кучерлинское озеро (радиально) 5 ч
Д.р. Кучерла 3 ч 30 мин
31.08.11. 15-й день.
Д.р. Кучерла –пос. Тюнгур.

Вышли в 8:20. Тропа опять переменная – то широкая и набитая, то узкая, грязная и еле заметная, часто бывают крутые подъемы.

11:15-13:30 обед на берегу реки. Появилась мобильная связь – примерно за 15 км до Тюнгура.
Где-то через 1 км тропа стала грунтовой дорогой.

15:00 деревянный мост через Кучерлу, на левый (ор.) берег. Находится выше поселка – не тот, по которому мы в начале похода шли в д.р. Аккем. 16:00 Тюнгур.

Встали также у Замчаловых, 100 р. с человека, сходили в баню по 200 р. В Тюнгуре есть магазины.

Погода: солнечно.

Д.р. Кучерла – пос. Тюнгур 5 ч 30 мин
01.09.11. 16-й день. Выход с маршрута.
Пос. Тюнгур – г. Новосибирск.

Подъем в 4:00, выезд в 5:20. Водители берут время с запасом, как оказалось не зря – машина сломалась часа через три, рессоры подвязывали проволокой. В Бийске почини-лись 16:00-17:30.

В 22:30 были в Новосибирске. Дорога очень утомительна.

Выводы и рекомендации.

1. Впечатления от похода и района (личные, возможно, субъективные).

Несмотря на то, что 3 КС – это уже серьезно, поход (я считаю) получился отдыха-тельным. У нас практически не было ранних подъемов, дожди и снегопады удачно при-шлись на дневки и полудневки. Две заброски существенно облегчили наши рюкзаки.

Местное население мне здесь не понравилось. На Кавказе, конечно, тоже разные люди встречаются, но в большинстве своем (вопреки стереотипам) они гостеприимны и более бескорыстны. Здесь же мы постоянно видели желание содрать с нас побольше денег. Разве что МЧС-ники встретили нас доброжелательно и ничего не взяли за хранение заброски.
В долинах можно готовить на дровах, т.е. сэкономить бензин (или газ).

2. Контакты

Замчаловы: Иван 8-960-939-11-пять, пять. Татьяна 8-913-253-девять, восемь-03
Пограничники 8-38848-20-000, эл. почта: pugornyjaltaj_u-koksa04@mail.ru
Дежурный МЧС: 8-38822-2-37-58

3. Мобильная связь пропадает после пер. Кузуяк и появляется примерно в 15 км от Тюнгура (д.р. Кучерла).

4. Дорога.

Поезд до Барнаула с пересадкой в Москве, либо прямой до Новосибирска. Новосибирский несколько дороже и машиной до Тюнгура ехать часа на 2-3 дольше. Но лучше Новосибирским, потому что мотаться по Москве – удовольствие сомнительное.

Мы возвращались уже в сентябре, поэтому цены на обратные билеты были значительно ниже, чем летом – примерно на 1-1.5 тыр.

Еще есть вариант самолетом, также до (из) Новосибирска. Если удастся поймать акцию, то стОить будет ненамного дороже поезда.

Машина Барнаул-Тюнгур идет 13-14 ч, Новосибирск-Тюнгур 15-16 ч. Но водители предпочитают выезжать с запасом – примерно за 20-22 ч (на случай поломки машины).

5. Расходы (примерные)

• Поезд Петербург-Москва 1200 р.
  • Поезд Москва-Барнаул 3900 р.
  • Поезд Новосибирск-Петербург 4370 р.
  • Самолет Новосибирск-Петербург 7700 р.
  • Продукты 2100 р.
  • Машина Барнаул-Тюнгур (на группу 9 чел/1 чел) 15000 р./1660 р.
  • Машина Тюнгур-Новосибирск (на группу/1 чел) 16500 р./1770 р.
  • Заброска лошадьми (на группу/1 чел) 8000 р./900 р.
  • Страховка (на группу/1 чел) 1220 р./135 р.
  • Итого на 1 чел. (примерно, дорога - поезд) 16000 р.

Еще остаются питание в дороге, хранение вещей в Москве (камера хранения) и в Тюнгуре. Ну, и сувениры.

6. Перевалы.

Готовясь к походу, естественно искали описания перевалов в интернете. Что удивительно - отсутствие в сети нормальных отчетов. И это несмотря на популярность района! Часто видно, что отчеты писались «символически», нет фотографий, нет подробно-стей прохождения технически сложных участков. Например: «две веревки по скалам», а нет подробностей, где именно это вешалось, чем крепилось, какие были сложности и пр.

Так нам пришлось отказаться от прохождения запасного варианта – перевала СИП (2А), поскольку на него были найдены только одна неясная фотография и только одно описание (из другого отчета), причем, зимнее.

Перевалы здесь преимущественно однонаправленные – т.е. проходить их в одну сторону легче, чем в другую. Такого понятия, как «тропа» фактически не существует. Склоны либо ледово-снежные, либо скально-осыпные.

Звездочка из д.р. Ярлу – идется ногами, достаточно неприятный путь по гребню до места спуска на лед. Текелю. Возможно, кто-то предпочтет провешивать веревки непо-средственно от седловины.

Волга – в зависимости от уровня подготовки группы, можно пройти без веревок. Есть вариант обхода перевального взлета по правому (ор.) осыпному борту цирка лед. Центр. Текелю.

Титова – провешивание перил по снежному склону на ледорубах (вариант – на скалах справа по х.д.) при подъеме со стороны лед. Менсу. Спуск на Аккемский ледник - одна веревка (крепится на скальных выступах или вбитом анкере), затем движение плот-ной группой по осыпи.

Траверс пер. Аккем-пер. Текелюшка с заходом из Семиозерья. Не рекомендуется идти в случае плохой погоды! Подъем на пер. Аккем и спуск с пер. Текелюшка не пред-ставляют особой сложности.