Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о спортивном походе 5 к.с. по Ц.Кавказу (Чегем – Адыр-су – Приэльбрусье), проведенном с 21 июля по 7 августа 2018 года. Часть 2
Продолжение. Часть 1 здесь Перевал Технической интеллигенции
Хребтовка, схема
В альплагере “Джантуган” интересуемся насчет актуальных переправ на правый (ор) берег долины Адыл-су. На получив внятного ответа, кроме того, чтобы предложения пойти самим поискать, решаем руководствоваться обстоятельствами и изучить состояние русла реки после схода селя осенью прошлого года. Положение и правда крайне удручающее - на месте домиков с бойкой торговлей находим захламленные развалины. Прежний пешеходный мост разрушен. В обозримом пространстве вверх и вниз по течению приблизительно похожая картина - берега поймы завалены большими соснами, но удобной переправы не видим. В месте, где река распадается на множество рукавов, находим узкий прижим, через который отправляем со страховкой “живца” на противоположный берег (уложив через поток предварительно две металлические трубы, найденные в лесу неподалеку). На большом корче в пойме левого (ор) берега организовываем навесную переправу.
Рис. 7-1 Укладка труб
Рис. 7-2 Навесная переправа Натягивать полиспастом динамические веревки - не самое удачное их применение, но ничего поделать нельзя, такая плата за узкоспециализированное снаряжение. Переправившись на противоположный берег (2 ч 5 мин технической работы) через оставшиеся рукава (по большому упавшему дереву), в прибрежных пикниковых беседках устраиваем обед. После обеда неожиданно встречаем пару грибников, они уверяют нас, что можно посуху перебраться по лежащей сосне метрах в 500 выше по течению от нашего обеда. Что ж, полезная информация к тому моменту, как мы уже высушили все веревки и готовы к выходу наверх.
Рис. 7-3 Выход на морену лед. Кашкаташ
Рис. 7-4 Ледник Кашкаташ По хорошей натоптанной тропинке от беседок поднимаемся по криволесью и за один переход (45 мин чхв) выходим на конечную старую морену ледника Кашкаташ. По гребню и карману большой задернованной осыпи (дорожка часто теряется, но общее направление движения достаточно легко угадывается) делаем еще два сильных перехода и к началу сумерек выходим к большим ночевкам “рыжие скалы” в кармане морены (2 ч 26 мин чхв от беседок в дол.р. Адыл-су). Здесь много ровных и готовых площадок (мы насчитали не менее 20 отдельных мест под палатки), что можно попривередничать и выбрать самые лучшие - с шикарной кухней и идеально ровной песчаной поверхностью. Организовываем бивуак, за водой ходим в маленький ручей левее (пхд) и выше под большой скалой. Воды не так уж и много, поэтому набираем с запасом, чтобы не ходить сюда еще раз утром.
Рис. 7-5 Подъем по гребню морены
Рис. 7-6 Подъем по гребню морены Ходовая часть
Характеристики 12го дня (01.08.18)
Утром максимально ранний подъем, чтобы пройти первую ступень ледопада в более безопасных условиях. Собрав лагерь на ночевках “рыжие скалы”, переваливаем через гребень правобережной (ор) морены и выходим на лёд. Надеваем кошки и проводим предварительную рекогносцировку дальнейшего пути.
Рис. 7-7 Выход к ледопаду лед. Кашкаташ
Рис. 7-8 Спуск на лед. Кашкаташ с ночевок
Рис. 7-9 Прохождение ледопада Отсюда достаточно очевидно, что стандартный вариант обхода ледопада вдоль правого (ор) борта долины сейчас чрезмерно опасен. Снег там стаял, придется по осыпи подходить к обнажившимся разрывам и пытаться преодолеть их в непростой ситуации повышенного риска камнепадов со скал в. Уллу-ауз.
Рис. 7-10 Лавирование в средней части ледопада
Рис. 7-11 Лавирование в средней части ледопада Решаем попробовать вариант прохода по центру и левой части глетчера, там осталось еще достаточно снега для быстрого движения, разрывы снизу выглядят проходимыми лавированием и несложным лазанием. По открытому леднику доходим до зоны снега, далее связываемся и на личной технике достаточно оперативно выходим большим разломам. Нам сильно везет: или снег еще забивает провалы надежными пробками, или куски падающих ледяных глыб дают возможность переправляться через разрывы не прибегая к провешиванию перил
Рис. 7-12 Вылаз к первой ледовой стенке
Рис. 7-13 Первая ледовая стена
Рис. 7-14 Страховка
Рис. 7-15 Вылаз первой веревки
Рис. 7-16 перильная работа Лишь в самой верхней части попадаем на серию крутых широких трещин, подходим к их внутренним стенкам по перемычкам, и организовываем пару небольших (метров по 25-30) участков для работы с жумаром (страховка первого и организация перил на ледобурах).
Рис. 7-17 Вторая ледовая стенка
Рис. 7-18 Преодоление второй ледовой стены
Рис. 7-19 Выход на верхнее плато ледника Кашкаташ Преодолев заключительный вертикальный, подъем попадаем на верхнее плато ледника. Большой (размером с футбольный стадион) провал проходим справа пхд по широкой ледовой спайке. Попав в безопасную зону верхнего плато, ставим бивуак, так как непогода начинает усиливаться - идет сильный дождь и мокрый снег (от ночевок у рыжих скал 4 ч 20 мин чхв).
Рис. 7-20 Ледовая смычка большого провала
Рис. 7-21 Верхнее плато лед. Кашкаташ Остаток дня проводим в периодическом наблюдении за подъемным кулуаром. Его состояние вызывает большие опасения - после обеда в момент небольшого прояснения подходим почти к его основанию и становится понятно, что вариантов его безопасного прохождения в настоящий момент нет. На преодоление большого разрыва в его нижней части (метров 20 нависающего снежного козырька) может уйти слишком много времени, а по всей ширине снежника с завидной частотой летят камни сверху. Вариант с обходом скальной части маршрута траверсом с седловины ГКХ (между п. Вольная Испания и в. Бжедух) отбрасываем, как излишне лавиноопасный (глыбы льда лежат на всем протяжении склона) и сложный в верхней части, а подъем на восточный отрожек слева пхд по бровке между снежным склоном и скалами выглядит чересчур камнеопасно. Так и сидим в палатках, наблюдая за состоянием склонов в. Бжедух и постепенно понимая, что назавтра необходимо будет пройти эту же ступень ледопада, только вниз. Засыпаем под шум дождя и постоянные обвалы камней со стороны в. Уллукара. Ночью явно тепло, идет дождь
Рис. 7-22 Обход зоны трещин и место лагеря на верхнем плато лед. Кашкаташ
Рис. 7-23 Панорама верховьев лед. Кашкаташ
Рис. 7-24 Лагерь на леднике
Рис 7-25 Кулуар на подъем пер. Технической интеллигенции (лед. Кашкаташ)
Рис. 7-26. Пер. Технической Интеллигенции (лед.Бжедух Ходовая часть
Характеристики 13-го дня (02.08.18)
Раннему выходу мешает низкая облачность и моросящий дождь. Сидим в палатках и ждем прояснения почти до самого рассвета. С первыми проблесками зари, собираем лагерь. Связываемся и по знакомому маршруту начинаем обход больших разрывов. Спуск особых проблем не представляет (крепление перил на бурах и проушинах), ниже на личной технике по вчерашним следам в связках выходим на пологую часть ледника.
Рис. 7-27 Выход с верхнего плато лед. Кашкаташ
Рис. 7-28 Обход разломов
Рис. 7-29 Первая веревка на ледовой стенке
Рис. 7-30 Спуск по ледопаду лед. Кашкаташ Итоги, выводы, рекомендации по перевалу При выпуске маршрута в МГЦТК нами были получены консультации от Дмитрия Зеленцова с возможными вариантами прохождения перевала. Согласно разработанному плану приступать к преодолению кулуара/скал в. Бжедух следовало только после детальной рекогносцировки Имеющиеся отчеты (наиболее актуальные фотографии этого участка маршрута датированы 2007 годом) не позволяли адекватно оценить наиболее безопасный вариант, поэтому мы резервировали в маршрутном графике почти сутки по времени для наблюдения за склоном. Итоговое решение мы должны были принять, руководствуясь анализом состояния локального препятствия на месте, погодой и кондициями группы. Очевидно, что за десять лет ледовая ситуация сильно изменилась: заметно стаял снежный конус выноса основного кулуара (юго-восточный склон) и обнажились скалы на ледовой стене северо-западного склона. Погода нас также не баловала в эти дни - стояли теплые ночи, а в утро предполагаемого штурма был дождь. К тому же наблюдение за основанием кулуара не вселяло уверенности - на его преодоление надо было потратить не менее часа технической работы, но даже ночью там летели камни. Суммируя сложившиеся обстоятельства, в итоге решаем перевалить через хребет Бжедух немного ниже по запасному варианту. Сложно рекомендовать прохождение этого локального препятствия - для относительной безопасности его склонов нужна хорошая морозная погода, побольше зимнего снега или, наоборот, подождать несколько лет до полного стаивания снежника в кулуаре и осыпания плохо лежащих камней. В этих условиях хорошая сыгранная группа на маршруте 5-6 к.с. может попытать счастья, но обязательно предварительной рекогносцировкой (по возможности обоих склонов – так как со стороны лед. Бжедух ледовый склон также вытаял, со скальных островков высокая угроза камнепадов – см. рис. 9-3). Так же стоит обратить внимание на ступень ледопада ледника Кашкаташ. Канонический вариант его прохождения вдоль правого (ор) борта считаем крайне небезопасным (камнепады со стороны отрогов в. Уллукара), и к тому же более сложным: в верхней части раскрылись большие трещины без снежных мостов. В будущем придется руководствоваться обстоятельствами и быть готовым к значительному усложнению любых маршрутов на верхнее плато глетчера. Перевал Бжедух
Хребтовка, схема, космоснимки
Рис. 8-1 Панорама подъема пер. Бжедух С центральной части ледника Кашкаташ напротив ночевок “рыжие скалы” начинаем движение к характерному кулуару, ведущему на перевал Бжедух. Сначала по лавинному конусу поднимается справа пхд, постепенно прижимаясь к скалам. Выход на скалы осуществляем через ранклюфт. Порода на всем протяжении подъёма сильно разрушена, движемся плотной группой. В узком участке желоба кулуара (вылаз с вершины лавинного конуса на основной участок склона) для девушек вешаем одну несложную веревку перил (есть пара участков - стеночек по 2-3 метра крутизной до 60°). Крепление перил за крепкие зубья - выходы основной породы.
Рис. 8-2 Узкое горлышко кулуара
Рис. 8-3 Выход на скалы контрфорса Далее плотной группой лезем на личной технике в направлении правого (пхд) отрожка-контрфорса, в стороне от главной оси кулуара.
Рис. 8-4 Движение по скалам отрожка
Рис. 8-5 Обход скальной стенки За 1 ч 10 мин чхв от ледника выходим на неявный гребень (это весьма разумное решение, потому что разваливающиеся под руками скалы, заваленные мелким и средним щебнем - весьма неприятная поверхность для перемещения с рюкзаками). Маршрут по контрфорсу позволяет заметно увеличить скорость и безопасность передвижения, уменьшая при этом затраты физических усилий.
Рис. 8-6 Выход к основанию кулуарчика
Рис. 8-7 Проход в скальной стене по кулуарчику В верхней части этого гребешка траверсом налево с небольшим набором высоты возвращаемся на основную ось микродолинки и там по кулуарчику направо вылезаем к основанию верхнего скального пояса (1 ч 55 мин чхв от ледника). Далее по скалам и полкам на личной технике выходим на водораздельный гребень хребта Бжедух. По осыпным холмам траверсируем его на юг и за 30 мин чхв выходим к туру перевала
Рис. 8-8 Выход траверсом на гребень
Рис. 8-9 Выход траверсом на гребень Перевальная седловина Узкий провал в скальном гребне, есть пара мест под палатки, но воды нет.
Рис. 8-10 Группа на перевале
Рис. 8-11 Группа на перевале Спуск с перевала Спускаться напрямую по осыпному склону весьма опасно, поэтому используем обходной маневр - траверсируем основной гребень в направлении в. Бжедух, придерживаясь западной стороны склона.
Рис. 8-12 Выход траверсом на спуск
Рис. 8-13 Выход траверсом на спуск
Рис. 8-14 Выход траверсом на спуск
Рис. 8-15 Выход по рыжей осыпи к началу дюльфера Чуть поднявшись, после первого контрфорса с местами под палатки по скальной полке выходим верхнюю часть отрожка, где на зубе большого скального откола находим старую дюльферную петлю. С него по большому осыпному кулуару спускаемся с опорой на перила: кинули три веревки - первую до узкого кулуарного горлышка - станция за скальным поворотом на крючьях, а потом по сильно разваливающейся породе напрямую вниз (двигаться крайне осторожно) быстро съезжаем на зачехленный ледник Бжедух. Отойдя немного выше по леднику от кулуарного конуса выноса, на снегу глетчера ставим лагерь. Воду набираем в трещине неподалеку.
Рис. 8-16 Дюльфер по осыпному кулуару
Рис. 8-17 Лагерь на лед. Бжедух Итоги, выводы, рекомендации по перевалу Современное состояние перевала соответствует 2Б к.с. Подъем по кулуару категорически не рекомендован из-за камнеопасности. Подъем по правой части кулуара технически не сложен (20 м II+, 60°), но нужно следить за тем, чтобы не спустить камни на нижестоящих участников. Из-за необходимости спускаться с ледника Бжедух, данный перевал может быть рекомендован для походов 4 и выше к.с. Ходовая часть
Траверс: пер. Седло Кавказа + п. Кавказ Восточный
Хребтовка, схема, космоснимки
Характеристики 14-го дня (03.08.18)
Рис. 9-1 Верховья лед. Бжедух
Рис. 9-2 Лагерь на лед. Бжедух
Рис. 9-3 Пер. Технической интеллигенции Ранний выход прерывает сильный ночной дождь, который заканчивается только около 4 часов. С места ночевок на верхнем плато ледника Бжедух по ледовым полям выходим к началу подъема на наш следующий перевал. У бивуака связываемся и в обход зон разломов подходим к основанию характерной ледовой стены.
Рис. 9-4 Путь подъема на пер. Седло Кавказа
Рис. 9-5 Путь подъема на пер. Седло Кавказа Основное внимание надо уделить возможным камнепадам со стороны в. Бжедух (не надо подходить слишком близко к нему). После обхода большого разрыва попадаем на снежный склон крутизной до 40° продолжительностью около 300 м (проходим на личной технике, рубим ступени), который приводит нас к бергшрунду - началу подъема по ледовому склону.
Рис. 9-6 Обход разломов лед. Бжедух
Рис. 9-7 Выход к ледовому склону
Рис. 9-8 Выход к ледовому склону
Рис. 9-9 Верховья лед. Бжедух Перелазим через трещину по снежным завалам и с большой фирновой подушки начинаем перильную работу. (1 ч 50 мин чхв от лагеря) Место старта подъема определяется по расположения характерного скального островка в нижней части ледовой стены - надо забирать чуть левее (пхд) от него, чтобы не поймать его каменные “приветы”. Слишком далеко налево забирать также не стоит - уже около 9 утра метрах в 500 от нас слева (пхд) с определенной периодичностью начинают летать камни.
Рис. 9-10 Первая веревка
Рис. 9-11 Перильная работа Организация станций здесь и выше до самой седловины на ледобурах (средний уклон склона около 50°, длина около 450 метров). Групповое перильное движение проводим в формате половин длин веревок с одним постоянным лидером (у него максимально разгружен рюкзак). Благодаря хорошо продуманной и четко отработанной схеме работы со снаряжением, получается поддерживать высокий темп движения (25 минут на стандартную 50 метровую веревку на группу из 6 человек) - в итоге прошли 18 25 метровых участков с 7:00 утра до 10:47 (выход на гребень). Погода за эти четыре часа испортилась очень сильно - начинается снежная пурга, полностью накрывает облако, ограничивая видимость расстоянием не более 30 метров. Истинная седловина находится немного в стороне, а на той, куда мы вылезли, мульда вырождена, очень ветрено. Траверсируем по ледовому склону на восток и быстро выходим к туру перевала (на крутом участке 10 метров около 45° вешаем перила на ледобурах, последний с нижней страховкой)
Рис. 9-12 Перильная работа
Рис. 9-13 Перильная работа
Рис. 9-14 Выход на гребень массива Кавказа
Рис. 9-15 Спуск на перевальную седловину
Рис. 9-16 Перевальная седловина
Рис. 9-17 Лагерь на перевале Перевальная седловина Ледовая полянка мульды. Здесь более комфортно и не дует. Вырубаем и вытаптываем места под две палатки, ставим лагерь как раз перед началом снежной грозы (33 мин чхв от первой седловины или 6 ч 10 мин от ночевок). Вода в луже у скал. Весь остаток дня сидим в палатках и пережидаем суровый снегопад. Погода без прояснений.
Рис. 9-18 Группа на перевале
Рис. 9-19 Направление начала траверса Ходовая часть
Характеристики 15-го дня (04.08.18)
Утром делаем очередную безуспешную попытку раннего выхода, но сплошная облачность и заряды снега удерживают нас от движения. В итоге встаем только в 4:30, собираем вещи и сидим, ожидая прояснения (несколько раз ходили на разведку направления возможного траверса).
Рис. 9-20 Начало траверса
Рис. 9-21 Выход к вершине п. Кавказ Восточный В итоге в 7:22 ловим погожее окно и выходим по гребню к вершине. За полчаса чхв движения по несложной осыпи и легким скалам выходим к вершинному туру, оставляем записку. Метрах в 20 от вершины на гребне чуть ниже находим дюльферную петлю и приступаем к перильной работе.
Рис. 9-22 Путь от седловины первала
Рис. 9-23 Выход с п. Кавказ Восточный к началу дюльфера Вешаем первую веревку вниз и немного налево (пхд) вдоль хребта. Далее лидер, укрываясь за выходами скал, организовывает станции на скальных крючьях и расходных петлях. Облако постепенно рассеивается и затихает снег. Оцениваем варианты спуска и решаем двигаться прямо вниз по осыпным скалам с небольшим, но постоянным отклонением в правую сторону, чтобы спускающиеся выше не несли угрозы для работающих на нижних веревках. Вешаем пять веревок по скалам (средняя крутизна около 50°, местами небольшие участки отвесов и даже нависаний), станционные точки - расходные петли, скальные крючья, закладки. Шестую (не целую, а скорее половинку) веревки вешаем для выхода на снег и перелаза бершрунда. На ледник выходим в 12:00 (4 ч. 20 мин чхв от ночевок) и делаем небольшой привал.
Рис. 9-24 Первая веревка дюльфера
Рис. 9-25 Вторая веревка дюльфера
Рис. 9-26 Панорама лед. Двойной
Рис. 9-27 Дюльфер
Рис. 9-28 Станция на скальной полке
Рис. 9-29 Пятая веревка
Рис. 9-30 Дюльфер на ледник
Рис. 9-31Спуск после бергшрунда
Рис. 9-32 Панорама спуска с п. Кавказ Восточный Итоги, выводы, рекомендации по перевалу Связка из пер. Седло Кавказа и траверса пика Кавказ Восточный представляет из себя отличное комбинированное препятствие, которое бросает серьезный вызов технической и физической подготовке группы, оставаясь при этом достаточно безопасным. Связка однозначно соответствует 3А к.т. Подъем на пер. Седло Кавказа со стороны лед. Бжедух требует слаженной работы от группы. Движение по ледовой стене стоит осуществлять по линии падения воды, не проходя под вытаивающими скальными островами, немного правее (пхд) перевальной седловины. На перевале возможна организация бивуака на 4-6 палаток, есть вода. Спуск по спусковому кулуару пер. Седло Кавказа кажется камнеопасным, поэтому вариант с траверсом пика Кавказ Восточный и дальнейшим спуском кажется предпочтительным. Спуск технически труден, требуется наличие достаточного количества скального снаряжения, в.т.ч. расходного. Данная связка препятствий может быть рекомендована для прохождения в походах 5-6 к.с., но не первым препятствием 3А к.т. Вероятно, в настоящее время, она является наиболее безопасным путем из долины лед. Бжедух в долину лед.Двойной. пер. Плечо Вуллея
Хребтовка, схема, космоснимки
Рис. 10-1 Траверс верхнего плато лед. Двойной В связках по снежному плато, лавируя в его верхней части между большими разрывами, поднимаемся к бергшрунду, который преодолеваем в лоб (ледовая стеночка - перила около 25 метров, станции на ледобурах). Отсюда сразу выходим к туру перевала Плечо Вуллея в 13:50 (1 ч. чхв от окончания спуска с п. Кавказ Восточный).
Рис. 10-2 Траверс верхнего плато лед. Двойной
Рис. 10-3 Обход зоны трещин
Рис. 10-4 Обход зоны трещин
Рис. 10-5 Преодоление ледовой стенки Перевальная седловина Участок скального гребня, есть плохинькие места под палатки. В туре не находим записку, оставляем свою и траверсом осыпного гребня на запад выходим к характерной скальной перемычке с расходной петлей.
Рис. 10-6 Выход на седловину пер. Плечо Вуллея
Рис. 10-7 Группа на перевале
Рис. 10-8 Группа на перевале
Рис. 10-9 Траверс гребня на запад
Рис. 10-10 Скальный гребень п. Кавказ и панорама лед. Двойной
Рис. 10-11 Выход к началу спуска
Рис. 10-12 Первая веревка спуска Фактически сложен лишь верхний участок (первые метров 10) спуска, далее можно передвигаться на личной технике.
Рис. 10-13 Первая веревка
Рис. 10-14 Выход по гребешку на снег Прижимаясь к правым пхд скалам, выходим на маленькую седловинку с ночевками и отсюда спускаемся напрямую налево (ор) и почти перпендикулярно от гребня на снежник. Ниже по снежнику глиссируем на характерный ледовый гребешок-водораздел, на котором делаем небольшой привал и сразу же поворачиваем на правый (пхд) склон.
Рис. 10-15 Спуск на водораздельный ледовый гребень
Рис. 10-16 Спуск в основную долину Здесь ледник открывается и позволяет двигаться в кошках на личной технике (крутизна около 35°).
Рис. 10-17 Спуск по крутой части ледника
Рис. 10-18 Спуск по крутой части ледника Далее по полузакрытому леднику (снег есть, но его толщина очень мала, трещины видны), выходим на большой ледовый склон глетчера (возможны камнепады на правой (ор) части ледового склона). Так как группа уже солидно устала - организовываем две веревки перил (крепление на ледобурах, последний на личной технике с нижней страховкой) спускаемся в основную долину ледника Шхельда.
Рис. 10-19 Выход на среднее плато ледника
Рис. 10-20 Перильная работа накрутом ледовом склоне
Рис. 10-21 Выход в основную долину лед. Шхельда Здесь по открытому леднику за один переход спускаемся к осыпям и встаем лагерем на гребне морены на “немецких” ночевках. Вода на леднике рядом.
Рис. 10-22 Путь к «Немецким ноческам»
Рис. 10-23 Среднее течение лед. Шхельда Итоги, выводы, рекомендации по перевалу Перевал соответствует 2А к.т. и в целом не представляет особой сложности. Следует быть осторожным на спуске к лед.Шхельда – на спусковой части лед.Двойной встречаются закрытые трещины, а также участки, на которых возможен сход вытаивающей морены. С учетом того, что перевал ведет на верхнее плато лед.Двойной, спуск с которого возможен или через ледопад Двойной, либо через пик Кавказа, прохождение Плеча Вуллея в походах 2-3 к.с. кажется необоснованным. Ходовая часть
Характеристики 16-го дня (05.05.18)
С “немецких ночевок” выходим обратно на ледник Шхельды и по его центральной части в кошках двигаемся вниз.
Рис. 10-24 Центральная часть лед. Шхельда
Рис. 10-25 Спуск по центру ледника
Рис. 10-26 Спуск по центру ледника Тело ледника открытое, трещины хорошо видны. Обходя разломы (особенно их много около контрфорсов Шхельды) в течение двух часов двигаемся до места, с которого удобно выйти на левый (ор) берег морены (район р. Ах-су). Здесь глетчер зачехляется осыпью по всей ширине, снимаем кошки. Преодолев два больших холма, выходим к конгломератному склону и началу подъема к “ночевкам Аристова”.
Рис. 10-27 Лавирование между осыпей и трещин
Рис. 10-28 Лавирование между осыпей и трещин По памяти, где-то здесь должна появляться неявная дорожка, но тропы по задернованной морене нет, видны следы селевых потоков, сходивших с конгломератного берега.
Рис. 10-29 Выход к зачехленной части ледника
Рис. 10-30 Путь по моренным холмам
Рис. 10-31 Выход на левый борт долины
Рис. 10-32 Спуск по пойме реки Шхельда По-видимому, прошлогодний осенний паводок серьезно подмыл левый (ор) борт долины (полностью уничтожив тропу), всюду видны селевые выносы, промоины и нагромождения обломочного материала. Очень тяжело спускаемся по конгломерату и морене (местами по уцелевшей траве) в течении двух часов, до момента, когда река Шхельда не прижимается к левому (ор) борту долины. Обедаем у небольшого притока и далее уже по тропе спускаемся (55 мин чхв от обеда) до а/л “Шхельда”, где встаем на футбольном поле (100 руб. с человека за проживание и душ).
Рис. 10-33 Выход по тропе к альплагерю
Рис. 10-34 Лагерь на альпбазе «Шхельда» Ходовая часть
Характеристики 17-го дня (06.08.18)
С альплагеря “Шхельда” по хорошей дороге за один переход спускаемся в дол.р. Баксан. Остается запасный день похода, и мы решаем провести его максимально продуктивно - сходить в местный краеведческий музей, и попробовать совершить тренировочное и неопределяющее восхождение на в.Эльбрус. За 30 чхв по асфальтовой, а затем и грунтовой дороге выходим в пос. Тегенекли к зданию музея (посещение платное 100 руб с чел). После культурного просвещения на остановке напротив спорткомплекса ловим попутку и забрасываемся в пос. Азау.
Рис. 10-35 Пойма реки Адыл-су с селевым выносом
Рис. 10-36 В музее в пос. Тегенекли Пер. Седловина Эльбруса + Вершина Западный Эльбрус
Схема
От поселка Азау поднимаемся на старой канатке до ст. “Мир”, где пересаживаемся на новый фуниклер. На переходе дежурит сотрудник национального парка, обилечивающий всех желающих совершить восхождение, руководствуясь проектом решения дирекции. Мужчина очень настойчиво предлагает свои услуги, но в непродолжительной жесткой беседе и предложении выяснить законность этих действий явно пасует и уходит в сторону в поисках более сговорчивых клиентов. С конечной станции фуникулера (Приют “Гарабаши”) неспешным ходом по леднику и снежникам выходим на скалы выше “Приюта 11”. Здесь у обелиска на песчаных площадках ставим лагерь. Рано ужинаем и делаем общий отбой.
Рис. 11-1 Выход с «приюта Гарабаши»
Рис. 11-2 Подъем выше «Приюта 11»
Рис. 11-3 Подъем выше «Приюта 11»
Рис. 11-4 Лагерь на гребне
Рис. 11-5 Лагерь на гребне
Рис. 11-6 Утренний выход Ходовая часть
Характеристики дня (07.08.18)
Утром (подъем в 2.00) выходим (в 3:40) по классическому маршруту на вершину. Так как почти все восходители пользуются услугами ратраков, оказываемся глубоко в арьергарде штурмующих. За 40 мин. выходим к «Скалам Пастухова», еще за 30 мин к началу косой полки.
Рис. 11-7 Панорама Центрального Кавказа Снег в это время года еще не стаял, тропа на траверс достаточно безопасна. За переход (еще 45 мин. от начала косой полки, 2 ч. 47 мин. ЧХВ от штурмового лагеря) выходим на седловину.
Рис. 11-8 Выход к «Скалам Пастухова»
Рис. 11-9 Здесь долго отдыхаем (более 20 минут) и выдвигаемся на решающий штурм. Предвершинный взлет достаточно крут, начинает сказываться недостаток кислорода, поэтому движемся очень медленно.
Рис. 11-10 Перевал Седло Эльбруса
Рис. 11-11 Выход к Западной вершине Тропы на подъем и спуск разведены, двигаться удобно (спускающиеся не мешают), а на ключевом месте (выходы камней) провешены две ветки перил из новой веревки – они помогают преодолеть последние крутые метры заметно быстрее и безопаснее. Затем затяжной «тягунок», последний рывок и мы выходим на вершину (1 ч 30 мин от седловины, 4 ч 15 мин. от лагеря). На высшей точке Европы сфотографировались, немного отдохнули и начали быстрый спуск вниз. За мин спустились до седловины, взяли вещи и остатки воды, и уже знакомой тропой по косой полке, а, затем, и широкому снежному полю вышли к лагерю (1 ч чхв от вершины, 5 ч 30 мин чхв на восхождение).
Рис. 11-12 Группа на вершине
Рис. 11-13 Спуск на седловину После быстрого обеда собрали вещи и побежали на канатку. Путь вниз достаточно тяжел – снег за день сильно раскис, перед «Бочками» на ровных участках появилось настоящее снежное болото. Местами даже на хорошей наезженной ратраками дороге снег вытаял до льда, обнажились неширокие (до 20 см) трещины в глетчере. Они неопасны – видны заранее, но достаточно неприятны. С «приюта Гарабаши» на канатке и фуникулере доехали до пос. Азау, где садимся в транспорт и едем в аэропорт. Ходовая часть
ИТОГИ Группой был пройден хороший маршрут 5 к.с. План похода был изначально разработан под стиль команды, с учетом её возможностей и желания пройти максимально технически насыщенный поход в кратчайшие сроки. Некоторые утверждения ниже могут не подойти для среднестатистической или слабой группы, стоит принимать во внимание физические и технические кондиции туристов, их «схоженность» и нацеленность на прохождение сильного похода. Планирование нитки маршрута и графика движения проводилось исходя из плана-максимума с гибкими возможностями для упрощения или сокращения. По итогам похода можно сделать вывод, что подобный расклад вполне разумен, и, что самое важное, график движения выполним силами хорошей технической группы. Этот подход позволяет руководителю, адекватно оценивая кондиции коллектива и реальные условия, иметь определенный простор для маневра, а с точки зрения сильных участников (с большим опытом альпинизма и горного туризма) техническая насыщенность похода очень привлекательна. Однако не только техническая сложность маршрута привлекательна для спортсменов. Настоящими «изюминками» похода стали локальные препятствия с редкой посещаемостью, отсутствием хороших описаний или вообще находимые (несмотря на популярность района). Это и пер. Подольский, и пер. Чотчат (первоописание сквозного прохождения хребта Адыл-су из дол. р. Чат-су - вариант прохождения, соответствующий 3А категории трудности), и верховья лед Кашкаташ, и траверс массива Кавказ. Кондиции группы позволяли подходить к решению этих задач с хорошим запасом прочности, а заведомо сложные места были детально обсуждены при выпуске в МКК, рекомендованы запасные или альтернативные варианты движения. Надеемся, что подробные описания и фотографии, представленные в отчете, внесут свою лепту в актуализацию препятствий горного района, а, возможно, и замотивирует к прохождению указанных перевалов и траверсов. При возникновении желания уточнить или проконсультироваться, можно свободно связываться с руководителем похода (контакты на титульном листе отчета), ибо формат технического отчета не позволяет изложить весь фотоматериал похода. Важной характеристикой, особенно ценимой участниками нашей группы, была высокая интенсивность движения. Набор локальных препятствий (особенно их количество) диктовало дополнительные условия к графику похода, а временные рамки (18 дней) еще больше усиливали напряженность. Конечно же, в решении того вопроса сыграли свою роль два фактора предпоходных тренировок: физические кондиции спортсменов и приобретенные в тренировках и соревнованиях по спортивному туризму навыки работы с веревкой, а также строгий отбор общественного снаряжения в стиле “Light’n’Fast” (вес рюкзака на технических участках маршрута составлял около 8 кг). «Ломовые» дни (по 10-15 часов ГХВ) достаточно просто «переваривались» участниками, а полудневки позволяли восстанавливаться заметно эффективнее. Темп передвижения группы можно оценить как высокий. На подходах удавалось поддерживать среднюю скорость около 3.5 км/ч, на технических участках около 25 мин на 50 метровую перильную веревку вверх (на 6 человек). Отдельно стоит обратить внимание, что ни сложность маршрута, ни высокая интенсивность движений не ставилась нами в угоду уменьшения безопасности похода. Кроме общепринятого в настоящее время комплекса мер (проработка аварийных вариантов выхода с маршрута, координатор группы в Москве, регистрация в МЧС, специализированное страхование жизни и здоровья от несчастных случаев при занятиях альпинизмом, прохождение курсов первой доврачебной помощи, грамотно собранная аптечка) были предложены некоторые незаменимые, на наш взгляд, решения. В первую очередь, это спутниковый телефон. В настоящее время эта услуга весьма доступна (около 4,5 тыс. руб на поход), крайне рекомендуем его наличие в спортивных мероприятиях. Плюсы регулярной и оперативной связи с внешним миром существенны и часто могут влиять на исход в чрезвычайных ситуациях. Вторым необходимым устройством на маршруте стали компактные радиостанции. С ними координация на технических участках повышается в разы, заметно увеличивая безопасность. Ну, и, конечно, стоит упомянуть главный фактор безопасности в походе – время. Ранние выходы, максимально оперативное преодоление опасных участков, полный отказ от дальнейшего движения в неурочное время – основные инструменты обеспечения безаварийности. В угоду ним были продиктованы все остальные допоходные заготовки (уменьшение веса рюкзаков, подбор снаряжения для группы) и походные ресурсы группы (интенсивность движения, альтернативные варианты участков маршрута). Итоги по локальным препятствиям Несмотря на хорошую освоенность Кавказа как района для проведения горных походов, быстро изменяющиеся гляциологические условия приводят к существенному варьированию классических маршрутов и вынуждают искать новые, безопасные и по возможности технически-интересные, пути прохода между долинами и восхождения на вершины Это заметно усложняет подготовку к походам и увеличивает ценность походов даже в давно посещаемые места. В ходе первой части похода мы обнаружили, что классические варианты прохождения перевалов Столбовой-2 и Подольский в данный момент небезопасны и, скорее всего, непроходимы. Предложенная связка пер. Обломный + в. Куршоган + пер. Подольский является интересным локальным препятствием, как минимум 2Б к.т., и может быть рекомендован для походов 4-5 к.с. Пер.Грановского, также пройденный в первой части похода, на данный момент, является существенно более сложным, чем предполагает 2А к.т. Его прохождение требует от групп хорошей физической подготовки и продвинутых навыков работы на льду. Мы категорически не рекомендуем его в качестве первого перевала 2А к.т., да и в целом для малоопытных групп. Вторая часть похода содержала в себе две основные “изюминки” похода. Прохождение пер. Чотчат стало настоящим испытанием для группы. Пройденный вариант в целом безопасен и достаточно интересен, но требует от групп хорошей скальной подготовки (свободное лазанье лучше V или ИТО А2) и широкого ассортимента снаряжения. Ледовая часть маршрута добавляет приятного разнообразия. Разведка ледопада Кашкаташ и перевала Технической интеллигенции показала, что классический путь подъема на верхнее плато лед. Кашкаташ - вдоль правого орографически борта ледника - в данный момент опасен из-за камнепадов с п. Гермогенова. Мы поднялись по центральной части ледопада, этот путь достаточно безопасен и несложен, нам понадобилось всего два участка перил по 20 м. Логичных и безопасных способов перебраться с верхнего плато лед. Кашкаташ в долину лед. Бжедух в настоящее время нет. Ледовый кулуар перевала Технической интеллигенции сильно стаял, подъем явно камнеопасен, а на перемычке Бжедух-Вольная Испания регулярно обрушиваются сераки. Связка пер. Седло Кавказа - пик Кавказ Восточный - пер. Плечо Вуллея (суммарно 3А) - прекрасная и очень логичная комбинация локальных препятствий. Кроме завораживающих панорам пиков Кавказ и Бжедуха, открывающихся с ледника Бжедух, эта комбинация предлагает интересную техническую работу - длинный и достаточно крутой ледовый подъем на пер. Седло Кавказа, и непростой спуск на лед. Двойной с пика Кавказ. Из-за непогоды нам не удалось пройти эту связку за один день, однако для сильных команд это наверняка возможно. Однако, важно не расслабляться после прохождения пер. Плечо Вуллея, т.к. на спуске группу ожидает закрытый ледник с трещинами, и простреливаемый камнями участок открытого ледника. В целом у нас получился хороший безопасный маршрут с высокой интенсивностью передвижения, большим количеством ледовых и скальных препятствий, с акцентом на техническую работу, украшенный несколькими «вишенками» - перво- или новопрохождений. Высотный график
Аптечка Аптечка составлена на основе рекомендаций знакомых врачей, туристов, собственного опыта и рекомендаций со следующих интернет-страниц: http://mountain.nsu.ru/wiki/D090D0BFD182D0B5D187D0BAD0B0_D0 B2_D0BFD0BED185D0BED0B4_(D0B1D0B0D0B7D0BED0B 2D18BD0B9_D0BDD0B0D0B1D0BED180) – основной шаблон для таблицы http://www.skitalets.ru/med/aptechka.htm https://www.risk.ru/blog/6820 https://www.risk.ru/blog/198899 https://www.risk.ru/qa/210694 http://skitalets.ru/wwwthreads/showflat.php?Cat=0&Board=medicine&Number=67638&page=8&view=co llapsed&sb=5&part=1&vc=1 http://alp.org.ua/?p=9016 Как упоминалось выше, общественная аптечка была разделена на две почти равносильных части: первую носил медик (Дмитрий), вторую – руководитель (Михаил). Таблица содержит информацию о включенных в состав аптечек медикаментах, их количестве, взятом в поход, а также информацию по применению. GPS-координаты важных точек Координаты даны в системе «WGS 84» Список представлен в хронологическом порядке. Треки и точки можно скачать по ссылкам: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=swjihgqlivfsgaja https://nakarte.me/m=9/43.24029/42.78421&l=Otm&nktl=57X4o3cFBnv0P25B5rbZ8Q
Поломки
Перевальные записки
Записка с перемычки на плече восточного отрога в. Куршоган, названа как «пер. Обломный»
Записка с пер. Подольский
Записки с пер. Тютюргу Восточный
Записка с пер. Грановского
Записка с пер. Чотчат
Записка с пер. Бжедух
Записка с пер. Седло Кавказа
Записка с п. Кавказ Восточный
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||