Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о пешеходном походе 5 к.с. по хребту Эзоп, хребет Ям-Алинь в период с 06.07 –22.07.18.
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ Проводящая организация КОО «ПФСТ» непосредственно Спортивно-туристический клуб «Green Tour», 690105, Приморский край, г. Владивосток, ул. Снеговая, д. 35а, каб. 5. http://turizm.primkray.ru. Россия, Хабаровский край – Амурская область, хребет Эзоп, хребет Ям-Алинь, бассейн реки Селемджа. Общие справочные сведения о маршруте
Руководитель группы: Шкрябин Владимир Викторович Количество участников: 6 Подробная ниткамаршрута п. Чегдомын – п. Софийск – р. Олга (переправы 1А) – р. Правая Олга (переправы 1А) – р. Правая Олга (растительность 2А) – верш. 1904м (траверсы 1А) – хребет Эзоп (траверсы 1Б) – верш. 2241м (траверсы 1А) – перевал б/н (1А) – верховья р. Харга (растительность 2А) – высота 1985м (перевал 1Б)– верховья р. Селемджа (растительность 2А) – р. Селемжда (переправы 2А) – сплав р. Селемжда (порог Подосёновский 2 к.т.) – п. Экимчан – ст. Февральск. Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов Поездом до ст. Н.Ургал:
Рис 1.1 – маршрут подъезда На автомобиле «Камаз» до п. Софийск:
Рис 1.2 – маршрут подъезда Автомобилем «УАЗ» из п. Экимчан до ст. Февральск:
Рис 1.3 – маршрут подъезда Определяющие препятствия маршрута
Оценка категорируемого маршрута Оценка категорируемого маршрута по методике категорирования пешеходного маршрута 2016 года. В связи с тем, что в методике категорирования пешеходного маршрута 2016 года отсутствуют таблицы с категорированием протяженных препятствий, проводился расчет только локальных препятствий. Расчет протяженных препятствий проводился по единой всероссийской методике спортивной классификации туристских маршрутов ЕВСКТМ. Локальные препятствия (ЛП):
Итого за локальные препятствия: 80 баллов Протяжённые препятствия (ПП):
Итого за протяженные препятствия: 44,77 балла ЛП (макс) для данного маршрута составили 80 баллов, что вполне соответствует заявленной сложности похода. Оценка протяженных препятствий ППб зависит от коэффициента труднопроходимости района и длины категорируемого маршрута и вычисляется по формуле: ППб=Кт*ППор*(Lмар/L) ППб = 0,83*44,77*(286/210) = 50,6 балла. Находим коэффициент перепада высот:К=1+6,1/12=1,51. Автономность маршрута 100 Находим общую интегральную оценку категорируемого маршрута за район в баллах: Рб=12*1,51*1=18,1 баллов8. Находим общее количество баллов: КСб=80+50,6+18,1=148,7 балла, что говорит о том, что данный маршрут соответствует походу 5 категории сложности. ФИО, участников, опыт и обязанности Наличие фото, видео материалов, адрес хранения отчета, адрес интернет размещения электронной версииотчета Фотографии с похода: http://turizm.primkray.ru/galleries/hrebet-ezop-i-reka-slemdzha Видео с похода: http://turizm.primkray.ru/video/hrebet-ezop-i-reka-slemdzha Электронная версия отчета: http://turizm.primkray.ru/trek/hrebet-ezop-realnosti-pohoda-po-kurumniku Бумажная версия отчета храниться в библиотеке НО-ФСТР и в библиотеке СТК «Green Tour» по адресу г. Владивосток, ул. Снеговая, д. 35а, каб. 5. Сведения о выпускающей МКК с указанием шифра кода и полномочий МКК Сибирского федерального округа154-00-666666664. Общая идея похода Обшей идеей похода было достижение вершины «гора Город Макит» высотой 2298 м, а вот новизной – прохождение хребтов Эзоп и Ям-Алинь на всем протяжении! Логичной особенностью этого похода являлся выход с пешеходного маршрута по воде (хотя в запасном варианте было предусмотрено пешее прохождение через 4 перевала по болотам к людям (в случае очень уж страшной воды)). Прочитав немногочисленные отчеты, наша группа пришла к выводу, что в основном туристы «забрасываются» под гору Город Макит (вертолетом, вездеходом, снегоходом) и лишь затем поднимаются, и то в холодное время года, чтобы избежать мошки и комаров, и прохождения болотистой местности. Стратегический ход был в том, чтобы достигнуть вершины по хребтам, минимизировав прохождение болот и кедрового стланика, а выход с маршрута осуществить на деревянном плоту, чтобы не нести лишний груз. Так же были предприняты тренировки по сборке плота, выводом которых стал отказ от такого средства передвижения, так как сборка деревянного плота занимает много времени, а при любом заторе-завале на реке придется все повторять заново. Командой было решено изготовить переносимое суперлегкое плавсредство, достаточное для безопасного прохождения реки 2 к/с. С возможностью быстрого разбора сбора плавсредства и небольшими финансовыми затратами. Рассмотрев все модели каяков, байдарок и катамаранов, а также Пакрафт, пришли к выводу, что плавсредство придется шить самостоятельно. Довольно оптимальным тактическим ходом оказался заказ надувашек из «чернухи», общий вес которых составил 5,4 кг и пошив шкур из Кордуры 210 + дно ПВХ600, общий вес которых составил 5,08 кг. В дополнение три алюминиевые лопасти = 1,45 кг. Рама собиралась на местности из лиственницы. Итогом стало изделие: надувной плот на 6 персон с рулевым веслом и двумя загребными, весом в сухом (пешем) состоянии 12 кг, которые делились на куски по 2,5 кг (макс)! Что позволяло как распределить вес среди участников, так и качественно укладывать рюкзак. Так же тактически важным шагом было использование основной веревки, после спуска с гор, в качестве вязок для рамы! Варианты подъезда отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения Вариант нашего подъезда указан на схемах в пункте 3.5, до ст. Новый Ургал, но он такой вышел из-за привязки к дате старта нашей группы и наличию свободных машин на эту дату. Логичнее ехать на поезде до ст. Чегдомын, а там уже пересаживаться на автомобиль. Заброска из Чегдомына (Новый Ургал) до Софийска. Обычная стоимость за услугу местных перевозчиков 30000 за рейс. Андрей (+79147769421, вахтовка «Урал») согласился забросить группу за 20000, но через неделю отказался, сославшись на занятость. Устюгов Николай (+79141747776) был согласен за 30000, Шабалин Андрей (+79141782690) 21 – 30000. Иван (+79142166881, бортовой «Камаз») согласился за 25000, в итоге все договоренности выполнил в точности. Вариант нашего отъезда, так же указан на схемах в пункте 3.5 – п. Экимчан, однако плановая точка выхода группы была п. Златоустовск, потому что ниже слияния р. Харга и р. Селемджа находятся пороги, которые мы хотели исключить из своего маршрута. От п. Златоустовск планировалось на машине добраться до ст. Февральск. Заброска из Экимчана до Февральска. Ниже указаны телефоны перевозчиков, которые регулярно перевозят пассажиров из Экимчана через Февральск до Благовещенска. Стоимость Экимчан-Февральск 3000 с человека при условии полной загрузки автобуса. Нам удалось договорится за 25000 за группу из 6 человек. Микроавтобус «УАЗ», +79146078698 Виталий. Другие перевозчики: +79145864492, +79145960608, +79143900278, +79638064226, +79638089815, +79098953098, +79145897037, +79140424696, +79619513795. Погранзон в данном регионе не встречали, разрешение на посещение Буреинского заповедника не оформляли, так как заход в заповедник не планировался даже в аварийном сходе с маршрута. Но маршрут пролегал несколько километров вдоль границы заповедника, однако в связи с изменением маршрута, мы к нему так и не приблизились. Карту территории заповедника прилагаем: Офис заповедника «Буреинский» находится по адресу: 682030, Хабаровский край,
Верхнебуреинский район, п. Чегдомын, ул. Зеленая, 3.
Рис 2.1 – Схема заповедника «Буреинский» Мед. учреждения в районе маршрута:ГБУЗ АО «Селемджинская больница». п. Экимчан», ул Литейная, д. 15. Пост (41646)21-233, скорая помощь (41646)21- 368, администрация (41646)21-274. КГБУЗ «ВЦРБ» филиал п. Софийск. Верхнебуреинский район, п. Чегдомын, ул. Софийская,-д. 2. Приемная главного врача (42149)5-16-33, регистратура (42149)5-13-34, горячая линия Верхнебуреинской ЦРБ +79143110421, e-mail VBCOSVMP@mail.ru. МЧС и ПСО. Так как наш маршрут пролегал по зоне соприкосновения двух регионов с началом маршрута в Хабаровском крае, а окончанием в Амурской области, то группа регистрировалась для наблюдения в двух подразделениях МЧС. Кроме этого, у группы имелись два гражданских наблюдателя в Москве и Владивостоке, для непосредственного круглосуточного удаленного наблюдения и взаимодействия с МЧС в случаях необходимости описанных в «Регламенте связи группы с большой землей» (представлен ниже). Оперативный дежурный Амурской области, (416)222-61-09 осуществляет наблюдение за туристическими группами. Оперативный дежурный Хабаровского края, (421)241-59-50, operhab@mail.ru. Кроме этого, при регистрации маршрута пришлось общаться еще с (416)220-05-62, 220-05-00 в Амурской области и представителем 5-го отряд в Амурской области +79145693316. Другие полезные сведения:
Запасные варианты маршрута и запасные выходы смаршрута. Ближайшими населенными пунктами являются Софийск и Златоустовск. Аварийные выходы с маршрута возможны в долину рек, имеющих старые дороги в сторону населенных пунктов. На участке Софийск - брод через Деремикан при ЧС группа выходит в Софийск по дороге-тропе вдоль р. Селемжа - р. Прав. Бурск - р. Олга. На участке брод через Деремикан – г. Город Макит при ЧС группа выходит к р. Селемджа и далее на плавсредстве вниз по течению. На участке от г. Город Макит до слияния Харги и Селемджи при ЧС, а также при невозможности сплава по Селемдже группа напрямую выходит через перевалы в Златоустовск. Запасные и аварийные треки желтым прорисованы на карте с указанием километража:
Рис 2.2 – схема аварийных выходов Ссылка на карту в большем разрешении: http://turizm.primkray.ru.com/sites/default/files/images/karta_gorod_makit3.jpg Конкретно в нашем случае аварийный выход с маршрута оказался не «в долину реки и по старой дороге пешком», а «в долину реки и по сухому руслу пешком, а затем на плоту до людей». Планируя аварийные маршруты в данном районе, необходимо понимать, что «дорог», «старых дорог», «нарисованы, значит заросли дороги, но есть» их НЕТ! В настоящем присутствует три вида возможного передвижения: 1) пешком по руслу реки, 2) пешком по хребтам, 3) сплав по реке (нет стланика и болот). Дополнительно можно отметить передвижение пешком вдоль границы стланика по курумнику (не по хребту). Изменения маршрута и их причины.
Рис 2.3 – схема изменения маршрута В нашем конкретном случае, случилось два изменения маршрута, о чем подробно написано ниже. После радиального выхода на вершину горы 2241 м руководителем было принято решение об изменении маршрута, о чем было сообщено «на большую землю» для дальнейшего сообщения информации по инстанциям (МЧС и ФСТР, родственники). Изменение маршрута обусловлено очень медленной скоростью передвижения группы по курумнику и «живым осыпям» хребта Эзоп. Проанализировав передвижение группы в течении нескольких дней, сопоставив запланированные (16-18км/день) и реальные прохождения (9-12 км/день), рассмотрев хребет с оптическим увеличением, было решено срезать «петлю хребта», пропустив перевал Селемджа-Кербу, перевалить безымянный перевал (описанный и названный нами «перевал Запасной») и выйти сразу к реке Селемджа и далее на высоту 2046 м, тем самым скомпенсировать 1,5-2 дня нашего отставания от графика и предотвратить дальнейшее нарастание времени. При сходе с согласованного маршрута, и преодолении перевала был включен спутниковый GPS трекер, который с периодичностью раз в 10 мин передавал координаты и высоту положения группы через спутник на «большую землю». В случае ЧС или НС координатор сразу бы определил время ЧС и место нахождения группы. Причинами медленного передвижения группы можно назвать два фактора:
Второе изменение маршрута, связанное с безопасностью прохождения группой маршрута, было принято на реке Селемджа. Группа выдвинулась уже в сторону хребта Ям-Алинь и прошла километр, когда руководитель, наблюдая со стороны за передвижением группы, решил отказаться от дальнейшего восхождения на хребет Ям-Алинь, восхождения на гору Город Макит и полного прохождения заявленного маршрута. Решение было обусловлено тем, что один из участников в течении нескольких дней передвигался, пересиливая боль в ноге. Двигаясь в сторону хребта, уходим дальше от аварийного выхода, что при ЧС удваивает путь возврата. А передвигаясь к началу полноводной реки в данный момент участник может еще идти самостоятельно и нести свой рюкзак. Кроме того, передвижение по воде (холодной) в данный момент хоть как-то обезболивало ногу.
Рис 2.4 – схема изменения маршрута Причиной физического состояния ног стал большой вес рюкзака и длительное прохождение по твердым поверхностям (камни), а также наличие в треккинговых ботинках стелек с силиконовыми пятаками. Передвигаясь в течении нескольких дней по курумнику, под большим весом ноги и пятки стали «гореть». Ботинки разношенные, прошедшие не один поход. Смена стелек на «гелиевые» была согласована руководителем после того, как участник поведал, что регулярно их носит в городе и ПВД. Замена стелек собственно и стала причиной «убийства» ног. От большого веса, и жесткой опоры – гелиевые «пятаки» расплющивались, разбегались при каждом шаге, а затем собирались снова. При прошествии полудня на подошве ноги образовалось сплошное поле глубинного мозоля, которое не позволяло наступить на ногу (ПВД и город – нет такого веса рюкзака). По опыту прошлых лет, чтобы не испортить человеку ноги насовсем, было решено закончить пешую и перейти к водной части маршрута, где не нужно работать ногами, а только руками. Кроме того, изменения маршрута захватили и финальную часть- предполагаемые 40 км пешки в Златоустовск, решено заменить на сплав до Экимчана, что в данной ситуации оказалось логичным и практичным. Об изменении маршрута было сообщено на «большую землю». При передвижении на плоту GPS трекер передавал местоположение группы каждые 10 минут
Техническое описание прохождение группой маршрута. 06.07.2018 День 1.
Рис 2.5 – день 1, проводы группы День ушел на упаковку снаряжения и общение с МЧС Амурской области, которое не хотело нас выпускать, ссылаясь на погодные ЧС. В 01:22 Владимир, Руслан, Николай и Анастасия на поезде Владивосток-Москва отбыли из Владивостока. Еще двое участников (Владислав и Евгения) должны были войти в состав в Хабаровске и в Софийске. Несмотря на позднее время, на вокзал прибыла группа поддержки из наиболее заинтересованных членов Клуба для того, чтобы произнести слова напутствия и поддержки, а заодно убедиться в том, что группа действительно погрузилась в поезд и действительно решила уйти на маршрут, а не махнуть в Первопрестольную. 07.07.2018 День 2.
Рис 2.6 – день 2, пересадка в Хабаровске Поезд на ст. Хабаровск прибыл в 14:07. Встречаемся с Владиславом. Здесь у нас пересадка на следующий поезд, разница между которыми немногим больше двух часов. В этот же день стало известно, что в результате обильных осадков 05.07.2018 г смыло паромную переправу на трассе между Чегдомыном и Софийском. Но водитель Иван, отвечающий за заброску группы до Софийска, сообщил, что дождь закончился 5 июля и вода начала по не многу спадать. В 16:28 сели на поезд Хабаровск – Чегдомын. Остаток дня ехали в поезде, вновь и вновь оговаривая прохождение маршрута и переупаковывая рюкзаки. 08.07.2018 День 3.
Рис 2.7 – день 3 заброска В результате на ст. Новый Ургал Верхнебуриинского района Хабаровского края группа прибыла в количестве 5 человек в 06:54. Примерно в это же время шестой участник группы – Евгения сообщила о том, что ночует в поселке старателей в 5 км от Софийска. Водитель Иван на своем бортовом Камазе опоздал на станцию на 20 минут и это был единственный недочет в заброске. Больше до самого Софийска никаких вопросов к Ивану не возникло. Расстояние от с. Новый Ургал до с. Софийск 230 км. Асфальта из них меньше 30, остальное дорожное полотно представлено разбитой грунтовой дорогой, тянущейся через нескончаемые мари. В 130 километрах от с. Новый Ургал дорогу преграждает река Бурея. В обычное время работает 2 парома. Оба принадлежат старательским артелям, один из которых перевозит помимо своего транспорта также и транспорт местных жителей, на коммерческой основе. Второй – только работников золотодобывающих приисков. Группа прибыла к переправе в 11:36. После опроса местного населения выяснилось, что в рабочем состоянии только 1 паром.
Рис 2.8 – день 3, заброска
Рис 2.9 – день 3, заброска Наш водитель достаточно расторопно нашел местного старожила, который рассказал о существовании брода и даже сопроводил нас к нему. Брод оказался метрах в 300-х выше по течению от паромной переправы. Наш Камаз на базе Урала преодолел его без особых затруднений. По визуальным наблюдениям глубина брода составила более 1 – 1,1 метра, а протяженность 140-150 метров. После переправы дорога заметно ухудшилась, но тем не менее в 16:00 мы благополучно прибыли в п. Софийск, где на крыльце закрытого на замок местного Дома культуры обнаружили палатку с нашим шестым участником – Евгенией. Группа в полном составе. Несколько минут на посещение местного магазина, поздний обед и в 17:00 мы вышли на маршрут. Рюкзаки на старте составили: Шкрябин Владимир – 30,5 кг Тя-Шен-Тин Руслан – 27,15 кг Ким Настя – 25,2 кг Леонтьева Евгения – 25,5 кг Лукьяненко Николай – 28 кг Лутковский Влад – 30,5 кг
Рис 2.10 – день 3 Первый неприятный сюрприз встретил нас сразу за границей поселка. На карте, GPS, да вообще по практике, сложившейся как в Приморье, так и в Хабаровском крае, какая-то часть территории вокруг населенных пунктов имеет более или менее обжитой вид. Это выражается хотя бы в том, что в пределах 10, а иногда и более километров от населенного пункта имеется проезжабельная дорога, которая используется местными относительно регулярно. В нашем случае при планировании скорости маршрута и места предполагаемых ночевок так же в расчет принималась эта самая обозначенная как на топографических картах, так и на спутниковых снимках дорога от Софийска вдоль реки Олга. Этот расчет не оправдался, данная дорога является зимником и соответственно комфортно проходится зимой на лыжах, в теплое время года в низинах — это сплошное болото, на редких возвышенностях она заросла подлеском.
Рис 2.11 – день 3 В результате скорость передвижения оказалась ниже запланированной. Первые 700 метров шли по кочкарниковому болоту, далее участки были заболоченные, уровень воды местами достигал 30 см, но проходились без затруднений с использованием треккинговых полок или шеста. Движение осуществлялось к истокам р. Олга, за время движения перебродили реку 5 раз, переход осуществляем парами или тройками, в паре минимум 1 парень. Встали лагерем в 20:32 на каменистом берегу реки, сразу после первого левого притока указанной реки от пос. Софийск. Высота места 968 м. Готовим ужин на костре. В 22:17 отбой. 09.07.2018. День 4.
Подъем в 07:00. Температура утром +15С. Выход группы в 8.30 готовы. Движение начали с брода р. Олга. Двигаемся преимущественно по среднепроходимому лесу и заболоченным участкам. По ходу движения перебродили еще 3 реки. Средняя глубина около 50-60 см. Скорость течения от 1 до 1,5 м/с. Ширина варьировалась от 10 до 25 метров. В 11:17 вышли на старую, уже заросшую вырубку. По ней прошли более одного километра. После чего перебродили слияние рек Олга и Правая Олга. Передвигались по правому берегу, лес средней и сложной проходимости, наличие большого количества буреломов, выворотней и густого подлеска. Около 12:30 вышли на очередной зимник, идем по слабо видимой колее, которая заполнена водой. Лес по обочине представлен лиственницей с глубоким мшаником. В 13:07 встаем на обед. Рядом со склона вытекает не большой ключ. До места обеда прошли 11,7 км. Обедаем в мшанике, готовку осуществляем на костре. На маршрут выходим в 14:40. Первых несколько километров идем по зимнику, далее он уходит в сторону. Продолжаем движение сквозь заросли кедрового стланика по мшанику. В 15:28 бродим очередной приток р. Правая Олга и продолжаем движение по склону. К 16 часам выходим к правому берегу р. Правая Олга. Движение продолжаем по нему. Временами попадаются звериные тропы, которые облегчают наш путь. В 20:07 поднялись по р. Правая Олга до разрушенных бараков на ее левом берегу, где и встали на вторую ночевку. Кстати сказать, строения там действительно есть и пребывают в заброшенном состоянии. Всего прошли за день 24.150 высота места ночевки 1185 м. За день прошли 6 больших и 2 маленьких брода. Прохождение осуществлялось парами или тройками.
Рис 2.12 – день 4 Ужин готовим на костре, настроение приподнятое, отбой в 22:30. 10.07.2018 День 5
Подъем в 07:00. Все в тумане. Сегодня предполагается подъем на отрог хребта Эзоп и далее на сам хребет. Вышли на маршрут в 9.15. Сразу переправились через Правую Олгу (брод 10 м\0,4 м). Сначала пробирались около 1 км по берегам ключа, попали в сплошные заросли стланика. Пришлось падать снова в ключ и еще примерно 1 км подниматься по руслу. (см. видео) Поднялись до истока ключа, набрали воды в бутылки, по курумнику перевалили через безымянную вершину 1904 м. и двигаясь траверсом по хребту встали на обед 13.30 – 14.45 пройдя 5,6 км. от места ночевки.
Рис 2.13 – день 5 Обед готовим на газу и на воде, которую несли с собой.Наличие хорошей видимости дало возможность просмотреть рельеф хребта и предположить отсутствие возможных седловин с водой. Чем дальше двигались, тем отчетливее понимали, что хребет Эзоп кардинально отличается от хребтов Приморского и юга Хабаровского края. Передвижение по хребту осложнялось подвижностью камней. Все «плывет» под ногами, особенно в тех местах, где гребень хребта заостряется и приходится обходить по склону скальные выступы. Около 19 часов, просматривая вперед маршрут, стало понятно, что мест для ночевок нет и не будет в течении нескольких километров. Встали на лагерь на месте которое можно было немного раскопать. Часть группы было отправлено за водой к озеру, которое находилось под хребтом. Остальные участники принялись за обустройство двух небольших площадок, пригодных для установки палаток. Примерно через час с небольшим при помощи камней и мха удалось установить палатки и начался дождь.
Рис 2.14 – день 4 С водой вернулись в 21:05. Согласно навигатора прошли 2,5 км. Спуск к озеру состоит из «сыпухи», по которой возможно передвигаться только на 4-х точках с постоянными пробуксовками. В 22:30 дождь закончился, температура +11 С. Прошли за день 11 км. Высота лагеря 1900 м. 11.07.2018 День 6
Подъем в 05:30. Температура утром +10 С. Дождя нет, пасмурно. В цирках под нами слева и справа лежит густой туман. Вернее не лежит, а довольно быстро перемещается то вверх, то вниз по склонам. Выход на маршрут в 7.30. Скорость передвижения невелика, в среднем около 1 км/ч. Несколько первых часов шли по мокрым, «живым» камням. Ближе к обеду они подсохли, но в обед опять пошел дождь. По дороге преодолели несколько скальных выступов. На обед встали в 12:13. Обед в этот день был коротким, готовка осуществлялась на газу и на воде, которую принесли с собой. В 12:45 вновь вышли на маршрут. Видимость не более 25-30 метров, идет дождь, сильный ветер. Идем плотной группой. Через час дождь закончился, а ветер разогнал туман. Идем по склону хребта. Крутизна склона достигает 30 градусов. В 17:30 вышли в седловину альпийского вида, с большой ровной поляной, полностью покрытой мхом, а в 50 метрах от нее находится снежник размером примерно 25 метров.
Рис 2.15 – день 6 Открывающиеся виды дали понять, что далее мест для ночевки не будет. Имея наличие ровного места и воды, руководитель принял решение ставить лагерь здесь. Удалось собрать две охапки полусухого стланика. Костер – экономия газа. За день прошли 8,7 км. Высота ночевки 1981м. Отбой в 20:30. 12.07.2018 День 7
Подъем в 4:30. Температура +12 С. Выход на маршрут в 6:00. Двигаемся по ярко выраженному хребту с выходом малых и средних скал. Хребет осыпной, подвижный. Скорость передвижения группы на хребте составляла 800 м/ч. В 8:20 выходим на перевал (высота 2156 м). Руководитель обратился к участникам с речью, из которой следовало, что в настоящий момент резко нарастает отставание группы от запланированного графика. С учетом особенностей рельефа и скорости продвижения группы это отставание будет только увеличиваться. Из запланированных 16-18 км по хребту, в день группа проходит лишь около 10. Для того, чтобы успеть ко времени окончания отпусков, нам придется изменить маршрут.
Рис 2.16 – день 7 Далее, оставив рюкзаки, сходили в радиалку на высоту 2241м. На вершине присутствует поваленный полусгнивший тригоном. Сложили тур из камней. Подъем с перевала на вершину не представляет сложности. Рельеф представлен из крупных и мелких камней, скальные выступы обходятся сбоку. Вернулись на перевал, откуда начали спуск в долину реки Харга. Крутизна склона 20-25 градусов. Спуск осуществлялся по «живим» камням с применением индивидуальной страховки. Группой сделано общественно полезная работа: составлен паспорт перевала с его полным описанием (см. приложение).
Рис 2.17 – день 7 В 12:20 встали на обед у истоков р. Харга. Приготовление пищи осуществлялось на костре из кедрового стланика. В 15:00 вышли на маршрут. После обеда, двигаясь по границе стланика и курумника, пересекли р. Харга и пошли вверх по правому ее истоку, по пути встретив 2 или 3 живописных водопада. В 16:30 дошли до самого истока Харги. Отсюда же начинался подъем на перевал Харга-Селемджа. За две ходки к 17:30 поднялись на сам перевал, высотой 1985 м. Не имея информации по этому перевалу, сделали его фотографии и описание, нарекли его «Запасной» (см. приложение).
Рис 2.18 – день 7 На перевале сложили тур, оставили записку. Спуск с перевала представлен осыпным склоном с выходом средних скал. Для прохождения перевала необходимо навешивание не менее двух веревок. Спуск осуществлялся спортивным способом с применением индивидуальной страховки. Группой было навешано двое перил. Полное прохождение перевала заняло по времени 3 часа. Лагерь поставили около небольшого озера. Готовили ужин на дровах. Встали на лагерь 19:30 Температура +21 С. Прошли 13,3 км. Высота лагеря 1766 м. Средняя скорость 2,2 км\ч. 13.07.2018 День 8
Подъем 06:30. Температура +18 С. Выход в 8:20. Пошли прямо по притоку Селемджи. Справа и слева кедровый стланик. С момента выхода и до обеда идет дождь. Перед выходом на основное русло Селемджи пришлось обходить завалы из валежника. К обеду вышли непосредственно на русло. В этом месте оно представляет из себя сухую каменную дорогу. Вышли на боковой приток Селемджи, который должен был вывести нас на хребет Ям-Алинь, высоту 2041. На обеде взвесили рюкзаки. Володя – 26 кг, Руслан – 26 кг, Влад 27 – кг, Коля – 25,5 кг, Настя – 23,4 кг, Женя – 24,5 кг.
Рис 2.19 – день 8 После обеда группа уже начала движение по ключу к высоте 2041, через 700 метров руководителем было принято решение о изменении маршрута - идем вниз по Селемдже до возможной точки сплава. На этот раз это было связано с неудовлетворительным состоянием одного из участников, который, стер себе обе ноги. Движение осуществлялось по сухому руслу, с преодолением огромных завалов из деревьев. Через 3 ходовых часа в реке появилась вода. Встали на лагерь в 19:00. В этом месте ширина реки 10 метров, глубина 35 сантиметров. Прошли 17,6 км. Высота лагеря 1175 м. Средняя скорость движения 3 км\ч. 14.07.2018 День 9
Подъем в 7:00 Выход в 8:40. Идем вдоль реки с преодолением многочисленных бродов. Лес сложнопроходимый с глубоким мшаником. Согласно топографической военной карте 1982 г. вдоль реки проложена дорога, которая по факту смыта рекой, а потом заросла. По пути посетили небольшое горное озеро, расположенное справа по течению р. Селемджа, в 300- х метрах от основного русла. Озеро расположено в районе высоты 1772 м. Дороги или тропы, обозначенной на карте, за озером под сопкой не существует.
Рис 2.20 – день 9 На обед встали в 13:15 на берегу реки, готовим на костре. Погода солнечная. Попытки ловли рыбы не увенчались успехом. В 14:45 вышли на маршрут. Идем в низ по реке, по галечным пляжам, с регулярными бродами через реку. К 17 часам добрались до более полноводного русла. Принято решение о подготовки плота к спуску на воду. До темна была заготовлена и ошкурена основа рамы, надуты гондолы.
Рис 2.21 – день 9 За день прошли 17,4 км. Высота 1029 м. Средняя скорость движения – 3,4 км/ч. 15.07.2018 День 10
Подъем в 7:00. Сбор плавсредства. Сделали 2 загребных весла, рулевое весло и два шеста. Спустились на воду в 13:00. Первые 5 километров шли рядом с плотом, на котором были погружены рюкзаки. Несколько раз перетаскивали его через перегородившие русло реки бревна, но серьезных завалов не было. После того, как достигли слияния реки с кл. Сорукан, река стала полноводней, что позволило начать полноценный сплав.
Рис 2.22 – день 10 В 17:15 остановились на ночевку. Глубина реки в этом месте составляет 1,3 м, средняя скорость – 6 км\ч.
Рис 2.23 – день 10 За день прошли 5 км ногами и 15,9 км на плавсредстве. Высота 919 м. 16.07.2018 День 11
Подъем в 7:00 Выход в 9:30. После слияния р. Селемджа с очередным притоком наблюдали резкое изменение цвета воды на темный ближе к коричневому. В течении дня несколько раз шел дождь, пасмурно. Прохладно. Несколько раз встречали по берегам зимовья.
Рис 2.24 – день 11 В 14:00 остановились пообедать, а потом, греясь у костра, решили остаться на ночь. Всего за день прошли 42,5 км. Средняя скорость 8,2 км\ч. 17.07.2018 День 12
Полудневка, выспались, отдохнули, завтрак совместили с обедом. Вышли в 12:30. На этапе подготовки похода в планах было посещение метеостанции, которая отмечена как на топографических картах, так и на космоснимках.
Рис 2.25 – день 12 С реки заход на метеостанцию не просматривается. Причалили на косе и по высокому заболоченному берегу прошли пешком к запланированной точке. Вышли на заброшенную тропу. Пройдя по ней 150 метров, нашли группу заброшенных строений. Краткий осмотр выявил как минимум 1 жилое и 4 хозяйственных постройки. Заброшена лет 20 или больше назад. Вернулись к катамарану и сплавлялись до 17:45, встали лагерем у слияния р. Кумусун. Стоит отметить, что установка лагеря для ночевки на всем протяжении реки на берегах практически не возможна из-за заболоченности и наличия комарья, а вот на косах и отмелях есть твердая - сухая поверхность и продувается вдоль реки сдувая мошку. Но не стоит забывать, что во время паводка или затяжных дождей уровень воды в реке может быстро подняться.За день проплыли 32,7 км. Средняя скорость 8,4 км\ч. 18.07.2018 День 13
С учетом скорости передвижения по реке руководитель назначил подъем на 08:00. В этот день на завтрак были оладьи. Встали на воду в 10:15. Сплавлялись весь день без особых происшествий. По берегам наблюдали многочисленные следы деятельности старательских артелей, видели и действующее оборудование.
Рис 2.26 – день 13 Всего за день проплыли 38 км. Средняя скорость 11 км\ч. 19.07.2018 День 14
Самым примечательным в этот день стал переход через порог «Подосеновский». Километров за 10 до него на правом берегу увидели палаточный лагерь. Оказались лесорубы. Кратко выяснив у них состояние реки и получив скудную информацию, отправились дальше. Сделали запрос «на большую землю», откуда довольно оперативно пришел ответ с координатами двух порогов: «Подосеновский» и «Горбатый». Забив координаты в ЖПС, приготовились. Заданная точка была пройдена по боковому руслу, однако все только начиналось. Как оказалось, по боковому руслу мы прошли только часть порогов. Основная часть была представлена большими валами воды, иногда из-под воды торчали камни. Половодье скрыло от нас часть порогов, от чего их прохождение усложнилось.
Рис 2.27 – день 14 Валы и бочки проходили, держа плот носом по течению. Имея вес 600-800 кг, наше плавсредство довольно уверенно пробивало валы. Фотографий порога нет, только видео. Порог «Подосёновский» протяженностью около 1000 метров. Лоции прохождения порога не найдена, в большую воду его можно обойти правее. По рассказам местных жителей, более 80 лет назад бригада старателей во главе с бригадиром Подосеновым на плотах перевозили золото. На перекатах плот развалился, несколько человек утонули. С тех пор порог так и называется. Больше до самого Экимчана порогов не было. Порог «Горбатый» нами не обнаружен, возможно скрыт большой водой. На лагерь встали в 18:15 примерно в 12 км от Экимчана. Прошли 43,4 км. Высота 507 м. Средняя скорость 11.1 км\ч. 20.07.2017 День 15
Подъем в 07:00. Выход в 09:30. Ширина реки не менее 200 метров. Переправа через р. Селемджа согласно топографической карте отсутствует. Пристали на окраине поселка Экимчан, практически проплыв его в 10:40. Позже оказалось, что мост на 3 км ниже (мы его не видели). По окончанию поселка начинается перекат. Проплыли 13,7 км. Ср. скорость 12км/ч. Разбор плавсредства и просушка снаряжения заняла около двух часов. Пока сушилось снаряжение, пробежали по поселку. Произвел приятное впечатление. Районный центр, есть своя больница, школа, пожарная часть, аэропорт. В 13:30 выехали на УАЗе до станции Февральск. Расстояние составляет 210 км.
Рис 2.28 – день 15 Грунтовая дорога удовлетворительного качества. На середине пути один крупный поселок – Стойба. В 17:09 высадились на железнодорожной станции Февральск. Выяснили разницу во времени на 1 час. Сняли 3-х комнатную квартиру на 1 ночь за 1000 руб. в шаговой доступности от вокзала. (телефоны квартиросдатчиков: 89538050722, 89146057392, 89140498718). В квартире имелось все необходимое (горячая вода, столовые принадлежности, спальные вещи). 21.07.2017 День 16
Рис 2.29 – день 16 Утром в 8:45 местного времени поезд до Комсомольска-на-Амуре, где основная часть группы пересаживалась на поезд до Владивостока, а двое участников заканчивали маршрут. 22.07.2017 День 17Всех участников живыми и практически невредимыми вернули по домам. Всего за маршрут прошли 287км из них пешком 101,6 км, сплав по реке – 185,7 км. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) намаршруте.
Перечень наиболее интересных природных объектов намаршруте.
Дополнительные сведения о походе (географическая и климатическая характеристика, перечень специального и общественногоснаряжения) Хребты Ям-Алинь, Эзоп входят в состав состав Зейско-Буреинской провинции. В основании территории залезает Зейско-Буреинская допалеозойская плита. Мощность осадочной толщи достигает в районе г. Белогорска 2400 м. Северная часть равнины - Зейско-Селемджинское междуречье - представляет обширную поверхность выравнивания, сменяющуюся в предгорье мелкосопочником. Хребет Эзоп является западным продолжением хребтов Ям-Алинь и Дуссе-Алинь, протянувшимся с запада на восток более чем на 140 км при ширине 20-30 км. Он представляет одно из высоких и сложных горных образований северного Приамурья сложен, в основном, порфитами и гранитами. Острые и скалистые вершины чередуются узкими гребнями. Осевая часть хребта представляет область новейшей эрозии с узкими, чаще отрогового характера, долинами. При подъеме в горы последовательно сменяют друг друга три высотных пояса: лесной (горно- таежный), подгольцовый и гольцовый. В высокогорьях преобладают крутые склоны и узкие водораздельные поверхности. Многочисленные кары, цирки, долины с моренами древнего оледенения. Имеются небольшие высокогорные озера ледникового происхождения. Хребет является водоразделом рек Селемджа на севере и Ниман (притоки Олга, Олгакан), Бурея (приток Правая Бурея) на юге. Растительный мир в верхнем течении рек представлен болотистыми марями и светлохвойными лиственничниками. На хорошо дренированных почвах, от речных террас до крутых горных склонов, распространены ельники зеленомошные. По руслам горных ручьев они поднимаются почти до верхней границы лесного пояса Лес преимущественно лиственичный, растет у подножия хребта и в нижней части склонов. Для верховий долин характерен ельник. Им присущ развитый подлесок и густой травянокустарничковый ярус. Выше границы леса поднимается кедровый стланик, сплошным кольцом опоясывающий горы. Щебнистая поверхность гор покрыта лишайниками и мхами. Небольшую площадь занимают белоберезняки. Они представляют собой производные сообщества, формирующиеся иногда в долинах рек на гарях, где коренная растительность была уничтожена пожаром. В поясе гольцов, богатом скалистыми вершинами и каменистыми россыпями, широко распространены лишайниковые горные тундры. Изредка встречаются горнотундровые болотца и так называемые «нивальные лужайки». Необходимо обратить внимание на следующие факторы: бесточные озёра, кары и цирки, валуны, галька, мореные холмы. Климат наиболее континентальный. Он характеризуется тёплым и влажным летом и холодной зимой. Средняя температура июля +16-20 °С. В летний период заморозки отсутствуют, но оттаивание сезонной мерзлоты происходит до конца августа. В теплый период года осадков выпадает в 8,5 раза больше, чем в холодный период. Годовое их количество достигает 500-600 мм. Наиболее сильные и продолжительные дожди бывают в июле и в августе. С ними связанны бурные разливы рек, насыщение влагой почвы и обводнение плоских, заболоченных водоразделов. Средняя температура в январе –26-32°С. Реки типично горные, с быстрым течением до 4 м/сек из-за значительного перепада высот, с каменистыми руслами, обилием порогов. Характерной их чертой является быстрый подъем уровня воды во время паводков и столь же стремительное его восстановление до прежнего уровня. В питании рек наибольшую роль играют осадки. Летом, чаще всего в июле, из-за муссонных дождей случаются наводнения, иногда с подъемом воды до 6–8 м. Животный мир Зейско-Буреинской провинции состоит из представителей сибирских и охотских видов. Это связанно с историей ее формирования и с современными природными условиями. Сибирские и охотские виды обитают в тайге и гольцевом поясе, они занимают северные части территории и проникают по меридиональным хребтам далеко на юг. Самые крупные представители сибирской фауны млекопитающие лось, бурый медведь, росомаха, соболь, колонок, бурундук, белка, заяц-беляк. Из птиц в лесах наиболее широко распространены кедровка, каменный глухарь, кукша, рябчик. В поясе горной тундры обитает белая куропатка. Из охотской фауны известны птицы-обитатели еловых лесов: дикуша или черный рябчик, бурая оляпка. Рептилиями и амфибиями тайга бедна: встречается восточносибирская гадюка, четырехпалый тритон, амурская лягушка. Тайга богата насекомыми: множество комаров, мошек, усачей, короедов. В пресноводных водоемах обитают таймень, ленок, хариус. Перечень специального и общественного снаряжения
Рюкзаки на старте составили: Шкрябин Владимир – 30,5 кг (шкуры, каски, трекер). Тя Шен Тин Руслан – 27,15 кг (палатка, карабины, ремнабор). Ким Анастасия – 25,2 (пила, топор, котлы, каска, весла). Леонтьева Евгения – 25,500 (палатка, весло, GPS). Лукьяненко Николай – 28 кг (надувашки, весло, газ). Лутковский Влад – 30,5 (аптечка, веревки, горелки). Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.
Итоги, выводы и рекомендации по прохождениюмаршрута. Итогом данного похода стала новизна пройденного маршрута по границе Хабаровского края и Амурской области, первопрохождение большей части хребта Эзоп, описание хребтов, перевалов, вершин, и рек данного региона. Посещение вершин 1904 м, 1942 м, 2241 м. Безаварийное прохождение и описание трека реки Селемджа от самых верховий до поселения Экимчан. Составление полноценного отчета по данному маршруту и участие в Чемпионате России по спортивному туризму. Однако изменение заявленного маршрута, позволяет сделать выводы:
Так же группам, собирающимся пройти данным маршрутом или другими вариантами в данном районе, рекомендуем просмотреть все наши фотоснимки и видеоролик, размещенные на сайте http://turizm.primkray.ru/trek/hrebet-ezop-realnosti-pohoda-po-kurumniku с хребет Эзоп и река Селемджа, скачать и проанализировать треки прохождения. Водникам же рассмотреть пеший вариант 100- километровой заброски в верховья реки Селемджа для полноценного сплава по реке. Список используемой литературы
Координаты примечательных мест 52.2629,134.13414 ночевка 1 (р.Олга) 52.38906,134.24392 ночевка 2 (бараки, р. Пр.Олга) 52.44597,134.29988 ночевка 3 (на скалах копали) 52.47136,134.36442 ночевка 4 (седловина со снегом) 52.47368,134.38768 перевал через хребет Эзоп 52.47515,134.40472 обед поляна ручей дрова 52.47809,134.41127 скальный каньон, обход слева 52.47675,134.43918 перевал 1985 м «Запасной» 52.47645,134.44867 ночевка 5 (возле озерка) 52.4982,134.53282 разворот, изменение маршрута 52.53236,134.49995 ночевка 6 52.57111,134.48944 озеро в лесу (берег болотистый) 52.63812,134.42858 ночевка 7 (сборка плавсредства) 52.66493,134.40674 начало сплава (слияние Селемджы с Соруканом) 52.74232,134.30305 ночевка 8 53.00074,134.17259 ночевка 9 53.12046,134.02908 старая метеостанция 53.1564,133.93922 ночевка 10 53.11278,133.49487 ночевка 11 (возле Харги) 53.19822,133.17902 вход в порог Подосёновский 53.11278,133.07224 ночевка 12 возле Экимчана 53.06422,132.92976 антистапель (дорога на поляну) Фотографии с маршрута Полный список фотографий размещен на: http://turizm.primkray.ru/galleries/hrebet-ezop-i-reka-slemdzha |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||