Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||
|
||||||||
Некоторые размышления о существующем положении и развитии спортивного туризма
В декабре 2018 года опытный ветеран ленинградского туризма и мой учитель на курсах инструкторов туризма в 1980-1981 гадах, мастер спорта И.Н.Остроухов, написал и передал мне две статьи, которые изложены ниже. Я позволил себе сделать небольшие дополнения, выделенные цветом и курсивом – примечание Е.В.Буянова Туризм в России не просто туризм, - это уникальное массовое общественное явление, включающее в себя активный отдых, спорт, патриотизм, духовность, любовь к природе и родному краю. Существование этого явления обусловлено:
В.В.Благово и И.Н.Остроухов. Дискуссия на Памире (р. Танымас, 1976 г.)
После распада СССР многие структуры функционирования туризма прекратили своё существование и в туристском спортивном движении возросла коммерческая составляющая. Активизировалось большое количество предпринимателей из сферы туристского бизнеса, информационно-рекламной области, а также государственно-управленческих и образовательных структур, которые пытаются найти себя в секторе спортивного туризма, считая, что в перспективе он может принести значительные финансовые и иные дивиденты.
Рассуждать о проблемах, особенностях и тенденциях развития СТ в масштабах страны или даже на региональном уровне «одиночному мыслителю», т.е. мне и не только мне, весьма затруднительно, поскольку последние 10-15 лет я был оторван от общественной жизни в общественном туризме, но о том, что осталось хорошего и что приобрело совершенно иные (даже отрицательные) формы, подумать и высказаться очень бы хотелось. Только о главном, - о том, что находится на поверхности явления.
А. Отрицательные явления.
Вероятно, происходит борьба коммерческих структур, почувствовавших конкурента в виде самой дешёвой формы активного отдыха людей в России, каким является спортивный туризм. От людей, тесно и профессионально связанных со спортивным туризмом (см. [3]), приходилось слышать о горячем желании деятелей Мин. Спорта исключить СТ из «Единой всероссийской спортивной классификации», в которой он существовал с 1949 года. Напомню, в 1961 году была сделана попытка исключить из спортивной классификации спортивный туризм и вообще его «упразднить» решением секретариата ВЦСПС от 17 марта 1961 года. Этот демарш привёл к массовым протестам общественности. Три увесистых папки с протестами и «предложениями» оказались на столах чиновников в здании на «Старой площади» в Москве. Решения, принятые на государственном уровне под давлением дикой «вспышки» туристской аварийности 1961 года, привели к существенным изменениям в туризме, причём все чиновники, руководившие туризмом, потеряли свои должности. Попытка исключить самодеятельный туризм из спортивной классификации и ряд запретов имелись в 1981 г, когда тоже наблюдался резкий скачок аварийности (за год погибло 76 туристов). Думаю, новая попытка исключить СТ из классификации, конечно, не приведёт к протестам, сравнимым с «французскими» (в Париже 2018 г.), но на перестановки и смену руководства в Минспорте и на чистку госаппарата протесты могут оказать влияние. О трагедии с туристской группой И.Дятлова на Северном Урале
В феврале 2019 года исполняется 60 лет со дня гибели группы студентов и выпускников Уральского политехнического института, совершавших туристский поход по Северному Уралу от Вижая к горе Отортен, расположенной в водораздельном хребте рек Лозьва и Вишера – хребте Поясовый Камень Главного уральского хребта.
Автор книги «Тайна гибели группы Дятлова» мой давний друг мастер спорта Буянов Е.В. попросил меня осветить в памяти события 1959 года и высказать свои соображения по поводу причин трагедии своё отношение к его книге и по существующему положению спортивного туризма (мнение Игоря Николаевича мне было интересно, как мнение опытного ветерана, - представителя более старшего поколения и помнящего и знающего события 50-60-х годов лучше меня, - тогда ещё «школьника» без туристского опыта. И.Н.Остроухов был моим учителем в школе и группе инструкторов туризма в 1980-1981 годах, его мудрые советы и «слово» я всегда ценил высоко. Если мой опыт в ранге «мастера спорта» - 31 год, то у Остроухова И.Н. он сейчас в 2 раза больше – прим. Буянова Е.В.). Опыт руководства и участия в туристских походах разной категории сложности (примерно в 100 путешествиях) и семнадцатилетний опыт работы в системе подготовки туристских кадров (Зональные курсы, школы инструкторов, учебно-тренировочные всесоюзные сборы, Балтийский институт менеджмента и туризма), надеюсь, дают мне право иметь своё собственное мнение о причинах трагедии и об уникальном общественном явлении, получившем название «спортивно-оздоровительный туризм». Поскольку я своих исследований не проводил, в поисках группы не участвовал, могу высказать лишь небольшие замечания и скромные догадки, возникшие в результате чтении и анализа фактов, подробно изложенных в книге «Тайна гибели группы Дятлова» Е.В.Буянова и Б.Е.Слобцова (издательство «АЛГОРИТМ», 2017 г., (эта книга вышла и в издательстве «РОДИНА» в 2018 г., причём это последнее издание по тексту идентично предыдущему, но имеет вкладку с иллюстрациями, которую в издание 2017 по ошибке не включили – прим. Буянова Е.В.)).
«Вечер стариков» Петроградского клуба туристов (ПКТ) 25 декабря 2013 года. Четвёртый слева в первом ряду за столом – И.Н.Остроухов (в серо-тёмном пуловере)
Причины трагедии
Долгое время причины и ход событий трагедии были не ясны, и это привлекало внимание многих туристов и исследователей. Постепенно катастрофа стала обрастать множеством разных вопросов, на которые в то время не удавалось найти разумного ответа. Стали возникать и ложные представления, объяснения и факты, весьма далёкие от действительности. Оставляя на совести «специалистов-профессионалов» все техногенные, криминальные, аномальные, паранормальные и уфологические версии, я склонен безусловно присоединиться к мнению автора книги Е.В.Буянову, аргументировано доказывающему «природную версию» катастрофы, изложенную в разделе «реконструкция событий» (с. 271).
Коротко о причинах катастрофы: разделим ситуацию на три временных этапа. Отправляясь в радиальный выход на склон горы Отортен, группа неправильно выбрала место ночлега. При установке с заглублением палатки был выбран участок с глубоким снегом и подрезан склон глубиной более 1 м, в результате над палаткой навис плотный поверхностный слой снега (пласт, лишённый опоры на нижележащие слои). Это привело к опасности схода снежного покрова, называемому «осов» (разновидность лавины-оползня). При сходе осова происходит скол (отрыв) и сползание снежной массы по склону даже небольшой крутизны 15-20o. Отрыву так называемой «снежной доски» способствовал ураганный ветер, низовая метель, непрекращающийся перенос масс снега с наветренной на подветренную часть снежного склона, где стояла палатка. Очевидно, что горизонт разрыхления внутри снежного покрова над палаткой уже существовал. В какой-то момент под воздействием силы тяжести пласта, от свежего снега и порывов ветра, наступила перегрузка, нарушение равновесия и произошло оседание нижних слоёв, - «снежная доска» разрушилась по трещинам и медленно сползла на палатку, придавив середину и заднюю часть палатки. В это время вся группа (9 человек) находилась в плотно застёгнутой палатке, в состоянии сна или засыпания. При сходе «доски» на линии среза склона произошёл разлом снежного пласта, изменился угол падения, движущийся снег смёл половину палатки и нанёс травмы четырём участникам. Все травмы по данным судмедэкспертов видны, как результат компрессионного сдавливания тел участников между пластом съехавшего снега и жёстким дном палатки. Очевидно, в первый момент плотная ткань палатки выдержала давление (вопрос – сколько?) острых краёв снежной доски и осталась целой, но при этом воздушный объём внутри палатки уменьшился более чем вдвое. От механического прекращения доступа воздуха в дыхательные пути лежащих участников возможно кислородное голодание – асфиксия (удушение) и накопление углекислоты в их организмах. При асфиксии может произойти потеря сознания, чувствительности, угасание рефлексов. Затем через короткое время (3-5 мин.) останавливается дыхание и перестаёт биться сердце. До потери сознания от удушения может возникнуть паническое состояние, т.к. расстегнуть вход палатки, оборудованный двумя рядами застёжек «клевант» (палочек-пуговиц) быстро не удаётся. Создавшаяся ситуация могла привести к рассечению ската палатки ножом с целью дать доступ свежему воздуху. Лично мне пришлось пережить аналогичное состояние на Тянь-Шане, когда под утро выпала большая масса мокрого свежего снега и сдавила скаты палатки. Проснулись мы от удушья, но, к счастью, температура воздуха была близка к нулю. Клеванты удалось быстро сорвать и выбраться из палатки.
По-моему, на эту возможность первоначальную асфиксию никто из исследователей аварии не обратил внимания. Даже при мгновенном поступлении свежего холодного воздуха во внутренний объём палатки наступил сильный «озноб» - болезненное ощущение холодных кожных сосудов и отливом крови от поверхности тела, сопровождающегося так называемой «гусиной кожей», мышечной дрожью жевательных мышц («стук зубов»), затем дрожью мышц тела, спины и конечностей. Озноб усиливается при сильном волнении, испуге и чувстве страха. В таком состоянии группа оказалась вне палатки: холод, темнота, ураганный ветер, снегопад, четверо раненых. Группа стала и понимать, и ощущать, что в таких условиях на открытом склоне они замёрзнут быстрее, чем успеют раскопать голыми руками засыпанную снегом палатку и достать из неё тёплые вещи, обувь и снаряжение. Но пока все живы и способны передвигаться, «укрыться от ветра» - вот главная цель, которая заставляет группу начать роковой спуск к лесу. Опасность холодного ветра давила сильнее всех остальных – она виделась главной смертельной угрозой, она заслоняла собой все остальные. Причём они знали об этой смертельной опасности, - о ней Дятлова и Колмогорову предупреждал вижайский лесник Ремпель.
Находясь в состоянии психологического шока, продумать, что делать в «дальней перспективе» времени нет. В спешке группа принимает решение спускаться вниз по склону, в сторону подлеска и одиноко стоящего кедра, хотя более правильным представляется решение отступать по пути прихода в глубину густого леса, где можно найти больше сухостоя для костра и где сделана «заначка-лабаз» с продуктами. Делается последняя попытка извлечь из засыпанной снегом палатки тёплое снаряжение, обувь, одеяла, куртки и хотя бы пару целых лыж. Очевидно, предполагается вернуться к палатке после обеспечения жизнедеятельности для раненых у большого костра. Не утверждаю, но, очевидно, в спешке были забыты котлы для приготовления горячей пищи, топоры, пила, продукты (чай, кофе, сахар).
Второй этап выживания начался, когда группа через 30-40 минут спуска оказалась на площадке у крупного кедра, окружённого подлеском. Редкий лес плохо защищал от ветра. С трудом разожгли небольшой костёр, сухостой в темноте найти трудно. В качестве дров использовали нижние сухие ветки кедра. В 75 м от кедра на склоне ручья удалось откопать и вытоптать нишу, где соорудили настил из лапника срезанных пихт. Сделали подобие «лежанки» и перенесли сюда пострадавших, чтобы укрыть их от ветра и чтобы они согревали друг друга. Поддерживать костёр оказалось невозможным. Растопить снег, сделать крепкий чай, который мог поддержать какое-то время теряющие силы организмы, очевидно, было не в чем и не на чем. В подобных ситуациях горячее сладкое питьё позволяет сохранить работоспособность несколько часов.
В какое-то время И.Дятлов понял, что без большого костра, снаряжения, обуви и тёплой одежды группа находится на грани смерти. Он отобрал двух ещё не совсем ослабевших участников и с ними сделал попытку вернуться к палатке. Но как двигаться «босиком» в одних носках по глубокому снегу против ветра он, видимо, представлял слабо. Группе следовало двигаться плотно друг за другом, топтать траншею по очереди и хотя бы немного прикрываясь от ветра за лидером. По не совсем ясным причинам, - скорее всего, из-за трудности преодоления сильного встречного ветра, группа из 3-х человек разделилась, и её участники пытались двигаться поодиночке ползком. Но силы при наступившем переохлаждении таяли катастрофически быстро. Холод вызывает спазм поверхностных сосудов, возникает сердечная недостаточность, потеря сознания и, в конечном итоге, сердце останавливается. Не оставляет сомнений, что первыми из группы погибли те, кто интенсивно тратил силы, энергию для помощи товарищам, тем, кто не имел тёплой одежды или отдал свою одежду пострадавшим. Последними, очевидно, ушли из жизни пострадавшие, находившиеся в укрытии от ветра. Они были лучше одеты и продержались немного дольше. Винить погибших не в чем! Временами они не знали, что делать и как переломить ситуацию в условиях отсутствия тёплой одежды, обуви и бивачного снаряжения. Чрезвычайно сложные природные условия оказывались значительно сильнее физических, психологических и чисто «технических» возможностей – оснащения для защиты терпящих бедствие под напором стихии.
Участники туристской группы Игоря Дятлова стали жертвами природных сил, преодолеть которые они оказались не в состоянии.
Авторы книги Буянов Е.В. и Слобцов Б.Е. собрали огромный фактический материал, провели тщательный анализ этого материала, привлекая к обсуждению высокопрофессиональных специалистов, ответили на вопросы, возникавшие в результате многолетнего исследования. Восстановили картину трагической гибели с наименьшим количеством искажений фактов. Сомнений в сделанных Буяновым Е.В. и Слобцовым Б.Е. выводах у меня нет. Я полностью и безоговорочно согласен с авторами книги.
Отношение к книге
Прошло уже более полувека со дня катастрофы группы туристов Игоря Дятлова, а интерес к причинам и печальным событиям трагедии не пропадает, несмотря на то, что вопросами катастрофы занимались многие исследователи, криминалисты, мастера пера и эфира. Оказалось, что история гибели 9-ти молодых людей многолика и многофакторна. За долгие годы, прошедшие со дней аварии, история обросла множеством слухов, мифов и предположений. История породила десятки статей, повестей и даже романов, книг. Уральское телевидение выпустило многосерийный телефильм «Тайна перевала Дятлова». О трагедии регулярно напоминают в телепередачах, статьях, публикуемых в научно-популярных журналах. На всех телеканалах ежегодно демонстрируются фильмы с обращением сообщать новые сведения об аварии.
На мой взгляд, трагедия превратилась в традиционную «страшилку» для молодых туристов и их родителей, а также чиновников, находящихся у руководства туризмом (ведь в случае аварии с летальным исходом, чиновников снимают с должностей). Вроде «не ходите дети в Африку гулять!..». Считается, что до сих пор в истории гибели туристов имеется много неопределённостей, недосказанностей, оставшихся в запертых архивах, которые вот-вот будут рассекречены и опубликованы. Никто, как бы не замечает, что на всё блестяще отвечает книга Буянова Е.В. и Слобцова Б.Е. Книга представляет собой прекрасное многолетнее кропотливое, серьёзное исследование истории катастрофы. В книге все события и факты поставлены на своё место, обсуждаются обстоятельства, при которых могла произойти авария, убедительно и достоверно документируются события, приводятся заключения и выводы профессиональных специалистов. Находятся и обсуждаются всё новые и новые подтверждения и уточнения достоверных фактов, превращающиеся в детальное обоснованное описание событий и убедительные трактовки причин аварии, в основе которой лежат природные и человеческие факторы.
Книга Буянова Е.В. и Слобцова Б.Е. выдержала 4 печатные издания относительно большими на сегодняшний день тиражами. Опубликована в Интернете, переведена на английский язык, пользуется большим спросом у читателей, не залёживается на книжных полках библиотек. Ни в книжных магазинах, ни у букинистов, её сразу не найдёшь.
Причины интереса к книге заключаются в правдивости, серьёзности и глубине исследования.
Книга написана прекрасным русским языком, подкупает непринуждённостью изложения и свидетельствует о высокой одарённости неустанно работающих писателей, мастерски владеющих словом и техникой создания документальных литературных произведений.
В издательстве «АЛГОРИТМ» книга вышла под рубликами «Дело не закрыто» (2016 г.) и «Документальный детектив» (2017 г.), а в издательстве «Родина» (2018 г.) – «Документальный триллер». Я бы сказал: книга – психологическая трагедия.
Творческая константа книги очень высокая. Хотелось бы, чтобы книга Буянова Е.В и Слобцова Б.Е. была бы издана ещё не один раз в хорошем издательстве, с цветными фотографиями, в красивом художественном оформлении, в наиболее полном и точном изложении (например, в издании «Серебряный век», С-Пб).
Думаю, интерес к катастрофе ещё долгое время будет поддерживаться. В истории гибели 9-ти туристов УПИ ещё рано ставить точку. В истории исследований так случается часто: пока «лёд непонимания» окончательно не взломан, авторы верной концепции оказываются в меньшинстве «одними против всех», - против всех, кто ещё не понял, как события произошли на самом деле.
Декабрь 2018 г. _______________ Остроухов И.Н., мастер спорта по туризму с 1957 года, старший инструктор-методист, Заслуженный путешественник России, действительный член национальной Академии туризма.
Использованная литература и ссылки:
Екатеринбург-2019. Борьба с заблуждениями и заблуждающимися
О 60-летии событий гибели группы Дятлова Авария группы Дятлова: дополнение к картине событий Какая была лавина? Авария Дятлова: откуда такие слухи? Тайна гибели группы Дятлова Критика версий аварии группы Дятлова Тайна исчезновения группы Клочкова
|
||||||||
|
||||||||