Автор: Василий Зигунов, г.Сумы

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц. Кавказу, совершенном с 25 июня по 12 июля 2013 года. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

Фото № 74. Подход группы к долине реки Харес

Погода испортилась, пошл сильный дождь и упал туман, видимость 5-10 м.

Спустившись к устью реки Галдордон недалеко от впадения ее в Харес, поставили лагерь.

4 июля Устье реки Галдордон – река Орхсдон – морена ледника Доппах

Погода: утром солнечно, облачность минимальная. Заброска была найдена, продукты и газ перераспределены между участниками. По широкой долине р. Харес с высокогорным лугом группа направились к устью р. Орсдон, вдоль которой нам необходимо снова подняться в район ледников, и выйти из пятикилометровой погранзоны (Фото № 75, 76,77) .

Фото № 75. Вид из долины Хареса на седловину Западного Галдора.

Фото № 76. Движение группы по долине реки Хареса

Фото №78. Долина р. Харес, подъм группы в сторону реки Орсдо

Фото № 79. Отдых недалеко от русла р. Орсдон и путь движения группы на морену

После отдыха и перекуса недалеко от водопада группа поднялась на конечные морены ледника (Фото № 79). Подъем осуществили правее скал со спадающим с них водопадом Орсдона по валам, образованным сошедшим с гор селем. При движении группы по морене, погода резко ухудшилась, накатил сырой туман, который постепенно перешел в сильный дождь, видимость ограничена. Приняли решение поставить лагерь (Фото № 80).

Фото № 80. Стоянка на моренных полях ледника Доппах

5 июля Морена ледника Доппах – морена ледника Допах

Погодные условия – сутра плотный туман, морось, видимость 10-15 метров. К 11.00 туман немного растянуло, видимость 150-200 м. (Фото № 81), вышли на маршрут, движемся в сторону перевала Безымянный по островкам морен и снежникам, периодически группу накрывает плотный туман (Фото № 82). Во второй половине дня, погода окончательно испортилась, плотный туман, дождь, видимость 5 -10 м, стали на стоянку.

Фото № 81. Утро, завтрак группы

Фото № 82. Движение группы по морене в направлении перевала Безымянный

6 июля Морена ледника Доппах – подножье перевала Безымянный

Погода: сутра солнечно, переменная облачность. Вышли на маршрут в 7.00, движемся по моренам и снежникам в направлении подножья перевала Безымянный (2А, 3550м) (Фото № 83, 84). К 12-00 подошли к основанию нижней части ледника Безымянный с уклоном ледового склона до 40. Подъем на ледник начали в 12-30. Навесили 4 веревки по правому краю ледника. Ледник открытый, верхней части он, частично укрытый снегом, пересекли по пути подъема 4 бергшрунда забитых снегом (Фото № 85, 86) .

Фото № 83. Движение группы по маренам и снежникам к перевалу Безымянный

Фото № 84. Движение группы по маренам и снежникам к перевалу Безымянный

Фото № 85. Навешивание перил на ледовую стенку перевала Безымянный

Фото № 86. Работа на первой веревке

Фото № 87. Робота на второй веревке

Фото № 88. Робота на третьей веревке

Фото № 89. Движение группы по леднику в направлении перевала Безымянный

К взлетке перевала Беземянный подошли к 18-00. Оценив ситуацию, поняли, что подняться на завершающую взлетную часть перевала и спуститься вниз сегодня нам не удастся. Приняли решение становиться на ночевку на пологом заснеженном участке цирка под самым взлетом на перевал. Погода: ночью было очень холодно.

Фото № 90. Стоянка с видом на Главный Кавказкий хребет

Фото № 91 Стоянка под подножье перевала Безымянный

7 июля Подножье перевала Безымянный – перевал Безымянный – верховые морены

Погода: сутра солнце, безоблачно, ветра нет. В 7.40 подошли к перевальной взлете (Фото № 92, 93). Подъем на перевальную седловину начали в 7-00. Навесили две веревки по 50 м. с устройством промежуточной станции для страховки. Поднимались на седловину перевала по перилам с использованием кошек и жумаров(Фото № 94, 95).

Фото № 92. Вид лагеря на седловину перевала Безымянный

Фото № 93. Подход под перевальный взлёт

Фото № 94. Организация перил на седловину перевала Безымянный

Фото № 95. Подъм по перилам седловину перевала Безымянный

Фото № 96. Группа на седловине перевала Безымянный

На перевале нашли записку группы одесситов под руководством Чайковского, которые побывали здесь в 2011 году. Седловина перевала узкая, тесная, сложена из сыпучих горных пород (Фото № 96). Погодные условия: переменная облачность, частые наплывы тумана.

Передохнув, в 14-00 начали спуск с перевала. Крутой узкий кулуар с уклоном 35-40 сжимается с двух сторон скальными осыпными стенками. Под рыхлым и влажным снегом – лед, ручьем стекает вода, время от времени создавая снежно-каменные лавины. Склоны скал довольно часто «стреляют» камнями. Для спуска в начале использовали крючья затем петли из расходной веревки, навешивая их на скальные выступы (Фото № 97, 98, 99, 101).

Фото № 97. Организация дюльфера седловины перевала Безымянный

Фото № 98. Начало спуска группы по кулуару с перевальной седловины

Фото № 99. Спуск по кулуару с перевала Безымянный

Фото № 100. Спуск по кулуару с перевала Безымянный

Фото № 101. Спуск по кулуару с перевала Безымянный в конечной фазе

Всего при спуске навесили 8 веревок по 50 м. Из-за камнеопасности, лавиноопасности, необходимости дополнительного времени для навешивания веревок очередного этапа спуска и сложности выбора безопасных мест для сбора группы, спуск с перевала затянулся.

С перевальной седловины группа спустилась уже в сумерках, в 20-30. Далее ледник более пологий и можно идти без страховки, выбивая в снегу ступени (Фото № 102). Ночевали на одной из верховых морен с оборудованными под палатки площадками, с видом на перевал Безымянный (Фото № 103, 104).

Фото № 102. Путь движения группы к верховым моренам

Фото № 103. Стоянка на верховых моренах после спуска с перевала Безымянный

Фото № 104. Вид перевала Безымянный и путь движения группы с него

8 июля Верховые морены – река Ахсау – начало морены ледника Ахсау

Погода: солнце, переменная облачность. Вышли на маршрут в 9.00. Чтобы не сбрасывать высоту попытались пройти по горбам морен вдоль правого борта ущелья в направлении перевала Гаспаротто. Уперлись в каньон спадающего с гор ручья, спустились вниз на обширную зеленую поляну со сложенной их больших камней круговой стенкой (Фото № 105, 106, 107).

Фото № 105. Спуск в долину реки Ахсу

Поляна находится чуть выше слияния нескольких ручьев, дающих начало реке Ахсу. Здесь хорошее место для устройства лагеря. Но мы двинули далее в сторону каменных россыпей и перевала Гаспаротто.

Фото № 106. Исток реки Ахсу

Фото № 107. Удобное место для дневок в долине реки Ахсу

Выход к перевалу Гаспаротто, находится дальше, чем мы предполагали, и нам нужно пройти еще 3-4 моренных вала, а уж затем начать подъем вверх по направлению к леднику Ахсу (Фото № 108, 109). Подъем был тяжелым. К 19-30 поднялись до морен у подножья очередного отрога ледника и остановились на ночлег (Фото № 110).

Фото № 108. Подъем на морены ленника Ахсу

Фото № 109. Подъем на морены ленника Ахсу

Фото № 110. Стоянка на морене ледника Ахсу

9 июля Начало морене ледника Ахсу – перевал Гаспаротто – ледник Ахсау

Погода: солнечно, облачность отсутствует. Вышли на маршрут в 7.00, направление движения группы в верховья ледника Ахсу (Фото № 111) далее подъем на ледник и подход к влёту перевала Гаспаротто (Фото № 112, 113, 114, 115).

Фото № 111. Начало движения группы от стоянки по морене ледника Ахсу

Фото № 112. Подъем на ледник Ахсу

Фото № 113. Подъем на ледник Ахсу, вдали – вершина Гюльчи.

Фото № 114. Группа на фоне ледника Ахсу

Фото № 115. Обход трещин на леднике Ахсу

Подойдя разорванную часть ледника мы вышли на основание ледника Ахсу, от которого выход в долину р. Рцывашка ведет через перевал Гаспаротто (2Б, 3860м). Движение на перевал начали в первый, как нам показалось, удобный для восхождения снежный кулуар (Фото № 116).

Это было ошибкой, а настоящий взлет на перевал был всего в 200 м выше по леднику в следующем кулуаре. В результате, целый день работали на снежно-скальном склоне, на сложных участках подъема навесили 5 веревок по 50 м (Фото № 117, 118).

Фото № 116. Начало движения группы по правому кулуару перевала Гаспаротто

Фото № 117. Наведение перил на склонах правого кулуара перевала Гаспаротто

Фото № 118. Движение группы по перилам в правом кулуаре перевала Гаспаротто

Фото № 119. Спуск группы на основание взлетки основного кулуара перевала Гаспаротто

К 17.00 погода окончательно испортилась, сначала начался дождь, через некоторое время он сменился снежной крупой, видимость ухудшилась, скальные участки стали мокрыми и скользкими. В целях безопасности участников похода принято решение спустится вниз на на основание следующего кулуара, где находиться подножье «настоящего» перевального взлета, для чего на сложном участке (уклон более 50 градусов) навесили дюльфер и спустились в нужный нам кулуар на снежное основание взлетной части основного кулуара перевала Гаспаротто (Фото № 119, 120).

Фото № 120. Спуск группы на основание взлетки основного кулуара перевала Гаспортто

Далее вниз движение по снежному склону осуществляли в связках, используя одновременную и попеременную страховку до ровной снеговой площадки у подножья перевального взлета на перевал Гаспаротто. Внизу на ровной и безопасной снежной площадке разбили лагерь (Фото № 121).

Фото № 121. Утро у подножья перевала Гаспаротто

10 июля Ледник Ахсау- перевал Гаспаротто – ледник В. Рцывашки – морена

Погода с утра хорошая солнце, безоблачно и безветреннлио. Провели анализ вчерашнего движения группы на перевал Гаспаротто (Фото № 122).

Фото № 122. Лагерь и правый кулуар перевала Гаспаротто

В 7.00 начали подъем на перевал Гаспаротто. Движение на перевал осуществляем в связках по три человека. Первую треть подъема прошли по ступеням, пробитым вчерашними трудами (Фото № 123). Далее – бьем новые ступени на три такта. Подъем прямой, уклон снежного склона – 35-40 на спуске осуществляли в связках, используя попеременную страховку (Фото № 129, 130, 131).

Фото № 123. Начало подъём группы на перевал Гаспаротто

Перед верхней скалой последней взлет на перевал раздваивается: можно идти и прямо на перевал, и по снежному кулуару чуть правее. Мы выбираем второй вариант, потому, что в кулуаре больше снега и выглядит он более безопаснее (Фото № 125, 126) ..

Фото № 124. Средина подъма перевала Гаспаротто
Фото № 125. Верхний правый кулуар седловины перевала Гаспаротто
Фото № 126. Подъём группы в правый кулуар перевал Гаспаротто

В 12.30 команда выходит на широкое перевальное поле, где можно поставить палатки. Перевал Гаспаротто (2Б, 3860м) (Фото № 127, 128) .

Фото № 127. Группа на широкой седловине пер. Гаспаротто
Фото № 128. Фото группа в правой части перевала Гаспаротто

Слева над перевалом высочит скрывая в тумане вершину г. Гюльчи (4475м. На перевале нашли записку группы из Ульяновска-Самары, проходившей здесь по маршруту 5 к.с. в 2012 году. В 13-00 группа начала спуск вниз в широкую долину ледника Рцывашки. Движение на спуске осуществляли в связках, используя попеременную страховку (Фото № 129, 130, 131).

Фото № 129. Начало спуска группы седловины перевала Гаспаротто

Фото № 130. Спуск группы по леднику с перевала Гаспорото

Фото № 131. Спуск группы по леднику с перевала Гаспорото

Ледник открытый, много трещин, забитых снегом, которые переходили по снежным мостам с попеременной страховкой. При спуске держались правой (орографически) стороны ледника. Спуску способствовала хорошая, безветренная погода.

К верхним моренам вышли к 16-00 (Фото №132), на морене имеются подготовленные места для палаток. По морене продолжили путь вниз по правым боковым моренам ледника Рцывашки (Фото № 133).

Фото № 132. Выход группы к моренам

Фото № 133. Движение группы по морене ледника

Через два часа хода группу накрыл плотный туман, видимости из-за сильного тумана 10- 15 м. В 18-30 решили, разбивать лагерь. Места для палаток нашли на правом склоне морены, чуть выше истекающего из-под ледника потока Рцывашка (Фото № 134.)

Фото № 134. Утро у верховьях реки Рцывашки

11 июля Морена ледника Рцывашки – долина реки Рцывашки

Погода: утро солнечное с переменной влажностью, через 2 часа погода кардинально ухудшилась: накатил плотный туман, постепенно перешедший в затяжной и сильный дождь. Начали движение вниз долины в сторону с. Верхняя Балкария 9.00. Спустились с морен к ревущему потоку р. Рцывашка, и идем вниз вдоль правого берега по просматриваемой местами тропе (Фото № 135, 136, 137).

Фото № 135. Спуск с морен в долину реки Рцывашки

Фото № 136. Движение группы по правому берегу реки Рцывашки

Фото № 137. Движение вниз по тропе вдоль реки Рцывашка

Через некоторое время все участники похода промокли до нитки, принято решение - идти как можно дальше и пройдя скотоводческие коши, встать на стоянку в начале зоны леса (Фото№ 138, 139).

Фото № 138. Коши горцев-скотоводов

Фото № 139. Последняя стоянка в долине реки Рцывашки

12 июля Долина реки Рцывашки – селение Верхняя Балкария

Погода: с утра облачно, солнца нет. Сегодняшняя задача группы – дойти до с. Верхняя Балкария и из него уехать в Нальчик. У местного парня-пастуха мы узнали, что автобусы из с. В. Балкария ходят ежедневно в 6-30, 9-30 и 14-30. На маршрут вышли 10.00 (Фото № 140).

Фото № 140. Движение группы по тропе ведущей в с. Верхняя Балкария

К 12-00 появилось солнце. До крупного селения Верхняя Балкария, расположенного в месте слияния Рцывашки с Череком Балкарским, наш трек идет вниз вдоль узкого речного каньона со склонами, поросшими грабом, березой и другими лиственными деревьями. Последний отрезок пути с переходом по деревянному мостку (Фото № 141) на левый берег реки приводит к выходу из ущелья, где прямо по его оси видна характерная, поросшая травой горка.

Фото № 141. Мост через реку Рцывашка

Река и тропа поворачивают влево, и открывается широкая панорама долины Черека и расположенное внизу большое селение Верхняя Балкария (Фото № 142).

Фото № 142. Селение Верхняя Балкария

Вход в долину р. Черек Балкарский фланкируют две старинные сторожевые башни с развитыми вокруг них системами каменных стенок-укреплений (Фото № 143, 144). Село В. Балкария живет в основном старой патриархальной скотоводческой жизнью, оно большое, с численностью населения до 5 тысяч человек, вероисповедование – ислам (Фото № 145).

Фото № 143. Старинная сторожевая башня
Фото № 144. Дорога к автомобильному мосту через р.Рцывашка

Фото № 145. Мечеть - новостройка в Верхней Балкарии

До Нальчика, столицы Кабардино-Балкарии, доехали за 2 часа (80км) по федеральной дороге с качественным асфальтобетонным покрытием. Билетов в Нальчике на нужный нам поезд не оказалось, поэтому приняли решение ехать в Минводы и на станции отправления, попытаться взять билеты на прямой поезд. Местный перевозчик за 2000 руб. согласился забросить нас в Минеральные воды (100км). До Минеральных вод доехали за 2 часа и быстро перебазировались на ж/д вокзал. Здесь вопрос с билетами был решен положительно. Нам предложили 4 купе и 2 плацкарты на прямо поезд Минводы-Минск с отправлением в 19-52 следующего дня.

13 июля.

Выехали в 19-50 из Минвод поездом Минводы-Минск, до г. Сумы, 14 июля прибыли в г. Сумы (Фото № 146).

Фото № 146. Прибытие в г. Сумы

Анотации пройденных перевалов

Перевал Южный Белаг (1А, 3400 м,)(GPS N42 56.058 E43 35.390_3513 m)

Фото № 147. Вид со стороны ледника Белаг

Расположен между вершинами Айхва и Дашихох, ведет с ледника Южный Белаг в ущелье Хуракомидона, левого притока Хареса. Перевал пройден зеленоградскими туристами летом 1971 г. Для прохождения необходим минимальный комплект горнотуристского снаряжения.

С площадок у "Семи братьев", повернув налево, начинаем подъем по снежнику и вскоре выходим в нижний цирк ледника Южный Белаг. Цирк с юга окаймлен скальным склоном Суганского хребта, а с севера - осыпями и разрушенными скалами отрога от Белагского хребта. Верхний цирк возвышается на 30-50 м над нижним и ограничен гребнем, идущим от Айхвы, и скальным хребтиком. Ледник южной ветви, широкой дугой поворачивая вдоль восточного отрога Суганского хребта, доходит до окончания разделяющего ветви хребтика и здесь скрывается под панцирем пологой осыпи. Из верхнего цирка можно проложить маршруты через перевал Айхва в долину Хареса и через перевал Центральный Белаг в долину Хазныдона.

Перевал Южный Белаг выглядит как остроугольная выемка в скальном склоне Суганского хребта. К нему ведет недлинный, но достаточно крутой снежник. В конце лета в его основании образуется бергшрунд, а возле седловины появляется натечный лед. Седловина узкая, сложена розоватыми гранитными скалами. Обзор с перевала ограничен. На севере просматривается плато ледника Белаг, на юге - цирки ледника Таймази. Спуск на юг по крутому кулуару, заполненному крупной осыпью. Видно, что от подножия кулуара широко расходится осыпной конус. Спуск можно облегчить, если после окончания кулуара свернуть влево и пройти 20-30 м у подножия гранитной стены. Там начинаются мелкие осыпи, по ним нетрудно сбежать вниз. С широкой террасы, куда попадают туристы, открывается вид на Главный хребет и его северные отроги. На юге возвышается Таймазинская подкова, в далекой перспективе на востоке видны Цихварга, Бурджула, Караугомский ледник и окружающие его вершины. Дальше спуск в долину Хареса по некрутым террасам, поросшим травой и усыпанным камнями. Трава становится гуще и выше, среди альпийских лугов трудно отыскать тропу, поэтому дальше следует идти вдоль потока. На границе леса нужно переходить на правый берег.

Тропа тянется по правобережному хребту, но, чтобы выбраться на нее, нужно карабкаться по узкой скользкой скальной полочке над водопадом. Стремительными серпантинами тропа спускается к дороге, которая выводит к поляне Таймази, где имеются удобные места для лагеря и можно найти попутную машину. Для прохождения перевала Южный Белаг требуется 8-10 часов.

Перевал Северный Белаг (2А, 3650 м)(GPS_N42 57.481 E43 34.685_3715 m)
Фото № 148. Вид со стороны ледника Белаг
Фото № 149. Вид со стороны ледника Белаг

Расположен южнее вершины Белагхох, ведет с ледника Северный Белаг на ледник Айхва (северная ветвь). Впервые пройден с востока на запад в 1967 г. зеленоградскими туристами под руководством Л. Комагорова. Для прохождения достаточно иметь полный комплект горнотуристского снаряжения и опыт движения по скалам и ледникам.

С места ночевки у "Семи братьев" путь ведет вдоль левобережной морены и ручья, затем подъем прямо в цирк ледника Северный Белаг. Подъем в цирк идет по осыпям и снежникам (20-30°) с террасы на террасу (2 часа, набор высоты 300 м). При выходе на плоскую поверхность северной ветви ледника открывается вид на трапецию Южный Белагхох и иззубренный гребень скальной "пилы" к югу от вершины. Самый нижний провал в "пиле" - перевал Северный Белаг. Возле подножия трапециевидной вершины Белагхох каменистая терраса. Через нее нетрудно перебраться в восточный цирк перевала Столетия. Путь к седловине Северного Белага ведет поперек ледяного плато (1 час, набор высоты 250 м). У основания перевального взлета можно развязаться, ибо подъем с ледника идет по 20-метровому кулуару, покрытому мелкой осыпью с выходами разрушенных скал. Подъем вдоль левой стороны камнеопасного кулуара заканчивается выходом на скальную седловину перевала, заваленную крупными обломками скал. Тур установлен в центре. Северный Белаг, удаленный от Суганского хребта на 5-6 км, - прекрасный панорамный пункт. Отсюда видны цепи гор от Дыхтау до Коштантау на западе и вершины Цейской группы на востоке. Туристы, идущие к перевалам Галдор, Федоровского, Зюзина, могут отсюда в деталях изучить путь подхода к ним. Спуск к верховьям узкой северо- восточной ветви ледника Айхва вправо-вниз по широкой наклонной скальной полке. Далее нужно преодолеть 100 м легких скал со страховкой через многочисленные выступы вдоль полки, а затем - прямо вниз по крутому снежнику. Спуск с перевала на ледник занимает полчаса.

При прохождении перевала в обратном направлении следует подняться в верхнюю, пологую, часть северо-восточной ветви ледника Айхва, затем подойти к гребню и отыскать понижение, к которому ведет хорошо заметная полка на скалах, идущая вправо-вверх. Только так можно отличить перевал от многочисленных похожих понижений в гребне. Продолжительность перехода через Северный Белаг от ночевок у "Семи братьев" до поляны Хазны у истоков Хазнидона 7-8 часов.

Перевал Дракон (1А)(GPS_ N42 57.009 E43 33.349_3344 m)

Фото № 150. Панорама ледников Айхва и Галдор

Фото № 151. Перевал Дракон со стороны ледника Галдор

Перевал Дракон находится на отроге, отделяющем ледник Айхва от ледника Галдор. Этот отрог пересекают либо в центральной части, преодолевая так называемый перевал Дракон, либо в нижней, либо обходят снизу. От ледника начинается подъем по снежному склону крутизной до 30° в сторону осыпи, ведущей на перевал. От снежника провешивается веревка до седловины перевала, по сильно разрушенным скалам (внимание: сильно сыпет!!!). Веревку закрепляют, обвязав вокруг скалы. Вначале крутизна склона достигает 30°, затем он выполаживается. Седловина перевала маленькая. Высота 3229м, координаты N42гр57.008 Е043гр33,353’. Тур слева на скале. Отсюда хорошо виден спуск с перевала Северный Белаг и дальнейший путь по леднику Галдор в цирк переревалов Галдор Восточный и Западный. Приспустившись ниже седловины перевала метров 5, закрепляем веревку на скальном выходе. Далее спускаемся по веревке по кулуару крутизной 20-25° длиной 25 метров. С этой стороны снег также отступил по сравнению с 2004 г (фото2_2_13) и более удобно спускаться правее между скалами и снегом. По кулуару из под ног спускающихся периодически летят камни. Уйдя из кулуара за скалу, отстегиваемся от веревки и одеваем кошки. Перевал Дракон является удобным при сквозном прохождении перевалов со стороны ледников Айхва Западный и Галдор Северный, позволяя пройти с ледника на ледник без значительных сбросов и наборов высоты. Сам по себе он не стоит внимания.

Перевал Западный Галдор (2Б, 3750 м)(GPS_N42 56.989 E43 31.673_3831 m)

Фото № 152. Перевал Западный Галдор со стороны верхних морен

Расположен между вершиной Галдор и пиком Боткина, ведет из долины Хареса на ледник Северный Галдор.

Подъем к Западному Галдору начинается сразу за мощным каменным завалом, перегородившим сужение долины Хареса на высоте 2200 м (примерно в трех переходах от поляны Таймази). Идти следует вдоль правого берега реки Галдоридон по малозаметной тропе, проложенной на крутых травянистых склонах. Подъем приводит в заключительный южный цирк, где сливаются два истока, сбегающих из-под массива Галдоров. Поднимаясь вдоль левого истока, попадаем на зеленую террасу (3100 м), усеянную крупными валунами на ней удобно организовать бивуак. Всего на путь из долины Хареса до травянистой террасы требуется 3-3,5 часа. Сюда же выходят при кольцевом маршруте через Галдорские перевалы без спуска в долину Хареса. Из-за большой лавино- и камнеопасности в кулуаре перевального взлета неразумно выходить на перевал в середине дня надо хорошо отдохнуть в южном цирке, а на следующий день выйти рано утром. На южных склонах вершин Галдорской группы лежит ледничок, дающий начало левому истоку Галдоридона. Ледничок почти не имеет трещин, к его северо-западному углу примыкает снежно-ледовый кулуар (30°), ведущий к вершинам Средний и Малый Галдор. Кулуар в верхней части изгибается в сторону пика Боткина и становится круче.

Подъем от террасы 3100 м к перевалу проходит по небольшой морене, затем по леднику к основанию кулуара 0,5 часа). Двигаться надо по правому краю кулуара: эта сторона более приподнята и защищена от камнепадов. Движение производится на кошках, в связках, с попеременной страховкой, ибо при небольшом снеге под ногами прощупывается лед. После 100-150 м подъема нужно траверсом перейти на левый край и по одному из боковых снежников подняться на скалы западного склона пика Боткина. Лазанье по скалам средней сложности, чередующимся со снежными пятнами, через 80-100 м заканчивается выходом на крутой (35-40°) осыпной склон. После 150-200-метрового подъема по осыпи выходим на перевал Западный Галдор (2-3 часа). Его широкая седловина, сложенная из крупных обломков скал, примыкает к плечу пика Боткина. На перевале возможна ночевка. Спуск на Север идет по западной ветви ледника Северный Галдор. Ветвь лежит в цирке, ограниченном ребром пика Боткина и длинным гребнем, идущим от Галдорского массива на северо-восток. Поверхность ледника во многих местах сильно разорвана и закрыта снегом, зона самых крупных разрывов возле пика Боткина (идти в связках с большими интервалами между участниками!). Двигаться следует в направлении левого края ледника. На выходе из незначительного перевального цирка - бергшрунд. Дальнейший спуск идет по дуге, сначала к подножию северо-восточного гребня Галдора, а затем по снежной террасе вдоль него к ледовому склону. Выход па снежную террасу осуществляется по двум крутым ступеням, верхняя разорвана поперечной трещиной. Трещины преодолеваем по лавинному конусу, образованному снегом, сошедшим с понижения в Галдорском гребне. Открытый ледовый склон расположен в месте слияния западной и восточной ветвей ледника Северный Галдор. Участок склона имеет желобовидную сбросную форму, крутизной 30° и длиной спуска до ровной поверхности ледника 50-60 м. В верхней части сброса - поперечные трещины, которые легко обойти. Спуск выводит к центральной морене ледника Северный Галдор, к месту встречи с путем на перевал Восточный Галдор.

Таким образом, мы замкнули галдорское кольцо. Продолжительность спуска с перевала до центральной морены 2 часа. Путь до поляны Хазны занимает 1,5-2 часа. Всего на прохождение перевала Западный Галдор требуется 10-12 часов, однако из-за камнепадоопасности подъема с юга следует планировать на это 1,5 дня.

Перевал Безымянный (2А, 3550 м)(GPS_ N42 57.427 E43 25.904_3810 m)

Фото № 153. Вид перевала Безымянный со стороны ледника Доппах

Фото № 154. Вид на перевал с Безымянного ледника со стороны Главного Кавказского хребта

Расположен севернее пика Солдат, ведет с ледника Солдат на ледник Безымянный. Для прохождения нужны полный комплект горно-туристского снаряжения и опыт движения через скальные и снежные перевалы 1Б категории сложности.

Маршрут начинается от Орсдонского коша и вначале совпадает с путем к перевалу Солдат до правобережной морены ледника Доппах. Безымянный находится в цирке висячего ледника Солдат, который с подходов производит впечатление неприступного. Язык ледника обрывается отвесной стометровой ледяной стеной, окаймленной крутыми скалами. Обойти ледовый отвес можно по левобережным скалам, у подножия которых лавинами насыпан снежный конус. По нему следует подняться на скальную полку, расположенную на уровне основания ледникового сброса. С полки открывается обходной путь. Подъем по крутым разрушенным скалам средней сложности высотой 80-100 м выводит на осыпной склон. Дальше к перевальной седловине, которая теперь хорошо видна, нужно двигаться по леднику. Ледник закрытый, имеет трещины, идти надо в связках вдоль левого края. Перевальный взлет представляет собой крутой снежный склон высотой около 100 м. Бергшрунд находится в основании взлета и легко преодолевается. Седловина узкая, на восток просматривается вся долина вплоть до Караугомского ледника, вид на запад ограничен. Время подъема на Безымянный с морены ледника Доппах 3- 4 часа.Спуск с перевала по узкому длинн ому снежному кулуару (камнеопасно!). Обязательна попеременная страховка через ледоруб, а при ненадежности снега - крючьевая! Кулуар приводит на Безымянный ледник путь по нему несложен: ледник открытый, без разрывов. В долину Ахсу выходим по гребню мощной береговой морены, как и с перевала Солдат. Спуск занимает 3-5 часов. Общая продолжительность маршрута от ущелья Орсдона до долины Ахсу 10-12 часов, рекомендуется проходить его за 1,5 дня. Промежуточный ночлег можно устроить на правобережной морене ледника Доппах или на конечной морене ледника Безымянного, в зависимости от направления пути.

Перевал Гаспаротто (2Б, 3860 м)(GPS_ N42 59.265 E43 24.131_3927 m)

Фото № 155. Выходы на седловину ледника Гаспаротто со стороны ледника Ахсу

Фото № 156. Перевал Гаспаротто со стороны ледника Восточный Рцывашки

Ведет из долины Рцывашки в долину Ахсу (бассейн Черека-Балкарского) и соединяет ледники Восточной Рцывашки и Ахсу. Для прохождения требуются полный комплект горнотуристского снаряжения и опыт движения через снежно-ледовые перевалы 2А категории сложности.

В 20-е годы Суганские горы посетили итальянские альпинисты под руководством Л.Гаспаротто. Итальянцы совершили серию восхождений, в том числе на вершину Гюльчи и нынешний пик Шевченко. Во вторую мировую войну Гаспаротто был одним из руководителей итальянского сопротивления и геройски погиб в борьбе с фашизмом. В память легендарного патриота и альпиниста днепропетровские туристы назвали его именем перевал в северном плече Гюльчи. Группа под руководством А.Хмырова прошла его в 1970 г. Подъем к перевалу Гаспаротто начинаем от ночевок на конечных моренах ледника Восточный Рцывашки (2900 м). От них направляемся по правобережным моренам до языка ледника. Поскольку выход по нему на ледник относительно крут, лучше продолжать движение по моренам и сойти на ледник несколько выше языка. Дальше идем по ровной поверхности ледника у левобережной морены до моренного островка (3200 м). Здесь поднимаемся на моренный гребень и движемся по нему к безымянной вершине южнее перевала. По снежникам на склонах этой вершины обходим участки разрывов на леднике. Лавируя между трещинами, поворачиваем к вершине Центральная Гюльчи (склон ее лавиноопасен!). Отсюда хорошо виден путь подъема на седловину. Вдоль склона Гюльчи к ней ведет широкий снежный кулуар крутизной 20°. Подъем по снегу приводит на неширокую перевальную перемычку, круто обрывающуюся к югу. Вид с перевала ограничен высокими отрогами окружающих вершин. Общая продолжительность подъема 5-6 часов. Спуск на юг по узкому снежно-ледовому кулуару с тщательной страховкой. После 100- метрового сложного и опасного спуска появляется возможность пройти траверсом склон влево к более простым кулуарам. Они приводят к леднику Ахсу (3600 м), сильно разорванному и практически непроходимому. Дальнейший спуск по лавинным конусам левого края ледника. Достигнув его языка (3200 м), переходим на левобережную морену и по ней спускаемся в широкий травянисто-осыпной цирк у слияния истоков реки Ахсу (2800 м). Здесь есть места для ночевки, но если позволяет время, лучше спуститься к кошу или по тропе дойти до Северного приюта.

На прохождение маршрута от конечных морен ледника Восточный Рцывашки до слияния истоков Ахсу при благоприятных условиях требуется 8-10 часов.

Рис. № 5. Схема заповедника

Площадь территории заповедника составляет 53,303 тыс.га. Расположен между 42°47 и 43°20 северной широты и 42°40 и 43°35 восточной долготы. Статус: Федеральный. Заповедник состоит из пяти лесничеств: Хазнидонского, Суканского, Верхне- Балкарского, Безенгийского и Чегемского. Заповедник является единственным высокогорным заповедником Европы. В заповеднике находятся основные вершины Северного Кавказа, средняя высота которых составляет 3910м, здесь сосредоточена половина всех ледников, среди которых все самые крупные, количество которых составляет 152, а их общая площадь 290 км2. Крупнейшими ледниками Кавказа и Европы являются: Безенги, Дых-Тау, Цаннер, Шаурту, Къыш-кара. Толщина этих ледников в средних частях достигает 300-350 м. Ледник Безенги является крупнейшим ледником Кавказа и Европы, длина его составляет 17,6 км, площадь 36,2км2. В народе его называют ледяной король Кавказа. На территории заповедника находятся все пятитысячники Северного Кавказа кроме Эльбруса и Казбека (Къыш-Къара 5210м, Джангы- Тау 5049м, Къоштан-Тау 5152м, Дых-Тау 5204м, Пик Пушкина 5153м). Территория заповедника покрыта сетью рек, берущих начало от многочисленных ледников. Основными водными артериями являются реки Чегем, Черек-Балкарский, Черек-Безенгийский, Сукан-Суу, Хазнидон.

Выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Основной запланированный маршрут похода по Центральному Кавказу оказался по непредвиденным нами обстоятельствам (регламентированное посещение Ирафского района - требует специального разрешения на его посещение от полиции России в связи с повышенной террористической активностью в районе) не пройденным.

Группа была снята с маршрута полицейским участковым после первого дня похода по основному маршруту (акклиматизационных выходов) и доставлена в районный отдел полиции поселка Чикола для разбирательства. В полиции все участники похода подверглись допросу, после чего на каждого участника были оформлены протоколы о задержании в связи с несанкционированным проникновением на территорию Ирафского района с выпиской административного штрафа за данное нарушение. Получения официального разрешения от полиции г. Нальчика заняло бы более одной недели.

В связи с данными обстоятельствами поход 4 категории сложности был пройден по запасному маршруту без получения разрешения в полиции. Схема пройденного запасного маршрута похода.

А поэтому, хорошо подготовленный запасной маршрут для Центрального Кавказа в настоящее время является залогом реализации запланированного похода.

За время похода группой преодолено 6 перевалов, сложность которых соответствует 4 категории: 2Б – 2, 2А – 2, 1А – 2.

Все они прилегают к зоне Главного Кавказского хребта, и находятся на высотах от 3000 до 4000м.

Погода в этот период для походов не благоприятна (во второй половине дня дожди, туманы). Практически весь поход пришлось совершать в мокрой одежде, обуви и с мокрыми веревками.

Этот район довольно редко посещается туристами. За время похода мы не встретили ни одной группы. Подтверждают этот тезис и даты снятых перевальных записок. Причины этого – наличие 5-километровой погранзоны вдоль госграницы России с Грузией, которая идет по Главному Кавказскому хребту, а также дополнительные ограничения для въезда иностранцев, введенные в Ирафском районе республики Северная Осетия – Алания. Видимо туристического бума в связи с нестабильной политической и криминогенной (активность боевиков) обстановкой в регионе в ближайшие годы ожидать не следует. Хотя все природные предпосылки здесь налицо. Какие решения будут приниматься в этом направлении властями – покажет время, а пока Суганские горы (Кавказские Альпы) посещаются действительно единицами.

Походная практика показала, что 6 человек – это оптимальное число участников для похода такой категории сложности. При большем количестве время на прохождение препятствий значительно увеличивается, что существенно снижает темпы продвижения. Ну а уж сплочение коллектива – задача общая! В нашем случае получился почти идеальный вариант. Состояние многих троп, наличие продолжительных курумников, часто делают движение даже весьма утомительным. Поэтому следует планировать не только резервные дни на непогоду, но и дни отдыха.

Группа из 6 человек использовала 2 основные веревки (50 метров) и одну вспомогательную (репшнур 50 метров) а также расходную основную веревку – 20 метров. У всех участников были индивидуальные системы страховки, спусковые устройства и жюмары, карабины, ледорубы, кошки, трекинговые палки, ледобуры, скальные крючья.

Отдельно следует сказать о природе высокогорного Кавказа, которая в этот период (конец июня – начало июля) поражает обилием всевозможных цветущих растений, буйством весенних красок на фоне заснеженных горных вершин.

Все участники прошли заявленный маршрут, проявив хорошую физическую и техническую и психологическую подготовку.

Картографический материал Схема маршрута
Список литературы
  1. Аркин Я.Г., Захаров П.П. Люди в горах. – М.: ФиС, 1986.
  2. Высокогорные перевалы. Перечень классиф. перевалов высокогорья: М.: Прест, 2001.
  3. Захаров П. П. Инструктору альпинизма. – М.: Спорт Академ Пресс, 2001.
  4. Захаров П.П. Начальная подготовка альпинистов. 1, 2 часть, М., 2003.
  5. Захаров П.П. Спортивная подготовка альпинистов. 1, 2 часть, Дивизион М., 2008.
  6. Иванов В.Д., Жданов Г.В. "Туристские маршруты в Суганских Альпах". М., "ФиС", 1978
  7. Кушманцев С.И. Отчет о горном походе 4 к.с. Кавказ, Дигория-Суган, 1996 год.
  8. Кушманцев С.И. Отчет о горном походе 5 к.с. Кавказ, Суган-Дигория, 1998 год.
  9. Кушманцев С.И. Отчет о горном походе 5 к.с. Кавказ, Суган-Дигория, 2005 год.
  10. Кушманцев С.И. Отчет о проведении учебно-тренировочных сборов по горному туризму и горном походе 4 к.с. Кавказ, Суган-Дигория, 2008 год.
  11. Кушманцев С.И. Отчет о горном походе 3-4 к.с. Кавказ, Суган-Безенги, 2010 год.
  12. Линчевский Э. Психологический климат туристской группы. – М.: ФиС, 1981.
  13. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах: Сокр. пер. с болг. - М.: ФиС, 1981.
  14. Мартынов А.И. Психология альпинизма: М., 2001.
  15. Мартынов А.И., Мартынов И. Безопасность и надежность в альпинизме.: М., 2003.
  16. Наумов А.Ф. Караугом. Дигория. Цей. - М.: ФиС, 1976.
  17. Материалы с сайта: http://caucatalog.narod.ru/ (автор – Михаил Голубев)