Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Василий Зигунов, г.Сумы

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц. Кавказу, совершенном с 25 июня по 12 июля 2013 года. Часть 1

Справочные данные о туристском спортивном походе.

Организация совершившая поход: Федерация спортивного туризму Сумской области

Параметры похода

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность Общая ( ходовых дней) Сроки проведения
горный четвертая 152 20(16) 25 июня –12 июля, 2013

Район похода: Центральный Кавказ

Нитка основного маршрута спортивного похода:

с. Стур-Дигора – р. Харес (акклиматизация) - пер. Южный Белаг (1А, 3400м) – лед. Южный Белаг - лед. Северный Белаг- пер.Северный Белаг (2А, 3650м) – пер. Дракон (1А 3344м) – пер. Западный Галдор (2Б, 3750м) - р. Харес – лед. Доппах - пер. Безымянный (2А, 3550м) - р. Ахсу - лед. Ахсу – пер. Гаспаротто (2Б, 3860м) – лед. Восточный Рцывашки – р.Рцывашки - с. Верхняя Балкария.

Нитка запасного маршрута спортивного похода (разработана на случай, когда на начало похода не будут оформлены пропуска в пограничную зону)

с. Ахсау (акклиматизация) – р. Билягидон - лед. Белаяги - пер. Южный Белаг (1А, 3400м) - лед. Северный Белаг – пер. Северный Белаг (2А, 3650м) - пер. Дракон (1А 3344м) – пер. Западный Галдор (2Б, 3750м) – р. Харвес – лед. Доппах - пер. Безымянный (2А, 3550м) – р. Ахсу - лед. Ахсу – пер. Гаспаротто (2Б, 3860м) – лед. Восточный Рцывашки – р. Рцывашки - с. Верхняя Балкария.

Данные об участниках:

Ф.И.О.

Год рождения

Должность в походе

Туристско- спортивный опыт

Зигунов Василий Николаевич

1961

руководитель

4. г.у.- Алтай

3. г.р.- Алтай

Воробьев Валерий Иннокентьевич

1951

Зам. рук топограф

5. г.р. Ц.Кавказ

5. г.р. Алтай

5. г.р. Памир

Смолянинов Анатолий Федорович

1959

фотограф

4 г. у.- Алтай

Зигунова Инна Сергеевна

1973

отв. за медицину

2 р.+альп-м

3 г.у.- Алтай

Шипиленко Андрей Павлович

1983

завхоз

3 г.у.- З.Кавказ

Швецов Иван Дмитриевич

1989

ремонтник

3 г.у.- З.Кавказ

Отчет о походе находится в ЦМКК ФСТ Украины.

Поход рассмотрен ЦМКК ФСТ Украины.

Организация туристского спортивного похода

Общая характеристика района

Суганский хребет является обособленной частью Бокового хребта (Рис. № 1). Прилегающий к нему участок Главного Кавказского хребта называют Дигорскими Альпами. Вместе они образуют своеобразный горный район, известный среди туристов и альпинистов как Сугано-Дигорский. Границами его служат долины рек Черека-Балкарского на западе и Уруха на востоке. Южная граница пролегает по верховью Риони, которая на этом участке течет в широтном направлении. На севере описываемый район ограничен Скалистым хребтом. Западная часть района относится к Кабардино-Балкарии, восточная - к Северной Осетии-Алании, южная - к Грузии.

Рис. 1. Схема Суганского хребта

Рельеф Сугано-Дигорского района относится к альпийскому типу с мощным современным оледенением. Дигорские Альпы и Суганский хребет сложены древними горными породами (граниты и метаморфизированные сланцы) и имеют асимметричное строение склонов: крутые и короткие на юге, пологие и длинные на севере. Пилообразные гребни хребтов увенчаны остроконечными вершинами. Основные долины отличаются отроговым, корытообразным профилем, образованным древним ледником. Верховья их окаймлены на уровне около 2500м крутым перегибом склона, образующим приподнятую над дном долины ступень (ригель). Боковые долины часто оканчиваются устьевой ступенью. Вершины и значительная часть склонов находятся выше снеговой линии и несут мощное оледенение.

Скалистый хребет сложен известняками и доломитами, легко поддающимися размыву. Он расчленен глубокими речными ущельями (каньонами) на отдельные массивы, относительно невысок (Уазахох, 3529м) и не имеет оледенения.

Между названными хребтами расположены обширные понижения - северная и южная депрессии.

Наиболее высоки вершины в Суганском хребте: Сугантау (4489м), Гюльчи (4475м). Последняя оправдывает свое название - "цветок" или "роза": вместе с прилегающим массивом она действительно выглядит как соцветие нескольких вершин, окруженных белыми лепестками ледников (Западный и Восточный Рцывашки, Гюльчи, Ахсу). Глубокое понижение перевала Рцывашки отделяет массив Гюльчи от остальной части Суганского хребта. Он продолжается группой одноименных вершин Суганов, склоны которых образуют на юге цирки ледников Доппах и Южный Суган, на северной стороне к ним прилегает фирновое плато ледника Северный Суган.

Далее начинается стена Доппаха со средней высотой 4400м, имеющая 3 вершины. Восточнее острым пиком высится Малая Нахашбита (4225м), а рядом с ней - сильно изрезанный гребень Главной Нахашбиты (4390м).

Вершины от Сугана до Нахашбиты образуют высокий подковообразный гребень, который создал благоприятные условия для образования на северных склонах самого мощного ледника Суганских Альп - Нахашбиты (длина около 7км, площадь примерно 9 кв.км). Широким многокилометровым веером спускаются к нему грандиозные ледопады. Перевалы, ведущие на ледник Нахашбита, сложны технически, самый трудный из них - Доппах.

Восточнее массива Нахашбита находятся длинный зазубренный гребень Цухгарты (4160м) и 3 башни Галдоров (4130м). За пиком Уруймаговой (3884м) Суганский хребет резко понижается к вершине Дашихох (3740м). На этом участке с севера расположены крупные ледники Хазны, Северный Галдор, Айхва. К востоку от Дашихоха хребет вырождается в скальный отрог, упирающийся в слияние Караугома и Хареса.

На южном склоне Суганского хребта имеется ряд небольших каровых ледников: Южный Доппах (Змескуницете), Малая Нахашбита, Цухгарты, Южный Галдор. Они лежат над обширной ступенью, протянувшейся вдоль хребта до вершины Айхва (3773м). Покрытая альпийскими лугами, в своей наиболее широкой части она называется поляной Нахашбита. Южные склоны Суганского хребта рассечены ущельями небольших рек - Галдоридона, Айхвадона и др. Они круто падают в долину и образуют многочисленные каньоны с водопадами. Урух, который протекает между Суганским и Главным хребтами, в этой части носит название Харес ("пастбище" - по-осетински).

Орография Суганского хребта напоминает рисунок кисти руки: словно пять пальцев, протянулись на север его отроги. Они представляют цепи скалистых вершин высотой до 4000м, только снежная шапка пика Шевченко (4200м) поднимается выше. Отроги служат водоразделом Черека-Балкарского, Рцывашки, Псыгансу, Хазныдона. По главным вершинам их называют отрогами Рцывашки, Экрздыген, Хазны и Белагским.

Река Рцывашки берет начало с одноименных ледников и впадает в Черек-Балкарский, долина которого отделяется от ущелья Рцывашки коротким высоким отрогом горного массива Гюльчи-Рцывашки.

От вершины Суган отходит отрог Экрздыген, служащий водоразделом Черека- Балкарского и Псыгансу. Он имеет небольшую высоту, пологие склоны, которые севернее вершины Экрздыген (3160 м) покрыты растительностью. В месте примыкания отрога к Скалистому хребту поднимается вершина Мехтыген (3136м), как замок с причудливыми отвесными стенами и башнями.

Отрог Хазны, разделяющий долины Псыгансу и Хазныдона, имеет значительную высоту на участке между пиком Шевченко и вершиной Северная Туяла (3936м). На его склонах в висячих долинах лежит несколько безымянных ледничков. В скалистых гребнях, разделяющих эти леднички, пройдено несколько перевалов.

Белагский отрог отделяет долину Хазныдона, принадлежащую Балкарии, от долин Дигории. Отрог невысокий, его главные вершины - Северный и Южный Белагхох (3770 и 3850м), гребень сложен сильно разрушенными скалами, имеет много доступных перевалов. Основные ледники расположены у подножия Южного Белагхоха (Геологов, Северный и Южный Белаг). Возле Северного Белагхоха к отрогу примыкает Уазский массив, являющийся частью Скалистого хребта.

Южнее Суганского хребта непрерывной цепью простирается Главный хребет. Условно будем считать, что к нашему району относится отрезок от вершины Фытнаргин (4185м) на западе до Бубисхоха (4419м) на востоке. Главный хребет разнообразен по своему геологическому строению: древние кристаллические породы соседствуют с непрочными сланцами и песчаниками. Поэтому приподнятые массивы Лабоды, Цихварги, Караугома чередуются с невысокими участками гребня. Хребет имеет значительное оледенение как на северном, так и на южном склоне всего насчитывается около 100 ледников разной величины. К востоку от Фытнаргина простираются пологие ледники и фирновые поля, крупнейшие из них - Фытнаргин, Шари, Штулу, Эдена. Водораздельный гребень здесь невысок, отдельные невыдающиеся вершины сменяются широкими седловинами. Здесь расположены перевалы Шаривцек, Гезевцек, Эдена. Такой характер хребет сохраняет до вершины Гезетау (3871м), к которой примыкает Штульская перемычка, соединяющая его с Суганом.

Штульская перемычка сложена сланцевыми породами, имеет небольшую высоту (Штулатау - 3587 м), разделяет верховья Черека-Балкарского и Уруха. В ней несколько перевалов, самый популярный из них - Штулувцек.

Участок Главного хребта восточнее Гезетау носит название Цухбуна. Он невысок и разделен многочисленными скальными ребрами на отдельные каровые ледники - Восточный и Западный Цухбун и др. У его северного подножия простирается ровный долинный ледник Мосота длиной около 3 км, на южном склоне лежат ледники Западный и Восточный Зопхито. Над Цухбуном возвышается огромный массив Лабоды (4314 м). Он продолжается несколько километров высоким гребнем с отдельными вершинами, а значительный северный отрог Танадор (Гурмастента) отгораживает обширный цирк ледника Тана (около 4 км). Южный отрог массива Лабоды также несет на своих склонах крупные ледники - Цители и Восточный Зопхито, которые питают истоки Риони.

Восточнее массива Лабоды расположена часть района с многочисленными селениями и благодатным климатом.

Если взглянуть на этот край с птичьего полета (что лучше всего сделать, поднявшись на перевал Куйдар в Суганском хребте), то увидишь зеленый треугольник в обрамлении белого ожерелья ледников и вершин Главного хребта с одной стороны и глубоких ущелий с голубыми нитями рек Караугома и Хареса с двух других.

Доминирующая вершина района - белоснежная Цихварга (4138м). От нее к северу и югу протянулись многочисленные отроги, самые значительные из них - Цагардор и Чирх. В долинах между ними своеобразной "розой ветров" раскинулись крупные ледники Бартуй и Фастаг на севере, Киртыш и Цихварга на юге.

В восточном углу треугольника расположился один из самых величественных ледников Кавказа - Караугомский (15км). Он создает впечатление ледяной реки, текущей в залесненных берегах. Путешествие по Караугомскому леднику, трудное, но захватывающее, давно привлекает любителей гор, мечтающих пройти из Дигории на восток Караугом- Цейским перевалом. Через Дигорию лежат также основные пути на юг, в Грузию.

Верховье Риони образует широкую долину, протянувшуюся вдоль Дигорских Альп. В него впадают реки Зопхитури, Чвешури, Нацарули и другие, берущие начало с ледников и протекающие в глубоких коротких ущельях. Этот высокогорный уголок Грузии носит название Рача.

Климат Сугано-Дигорского района может быть охарактеризован как горный, холодный, с повышенной влажностью (1500-1600мм осадков в год). Лето в горах (июль - август) короткое и прохладное (+ 14-16°). Зима длится с ноября по март, в высокогорье могут быть морозы до -27°, но осадков выпадает сравнительно мало. Значительная доля их приходится на май - июнь.

Существенно влияет на климат рельеф. С высотой температура воздуха понижается, а количество осадков возрастает. Северные склоны получают меньше солнечного тепла, отчего более увлажнены. Южные склоны, сильнее прогревающиеся, обычно бывают сухими и теплыми. Высокие Боковой и Скалистый хребты защищают от холодных северных ветров и обильных осадков. Поэтому в зоне северной депрессии климат сухой, солнечный, осадков выпадает намного меньше, чем на окружающих склонах (350-400 в год).

Климат формируется под воздействием сезонной циркуляции атмосферных масс. Зимние вторжения полярного холодного воздуха обычно не достигают высокогорных долин. Там устанавливается местный орографический антициклон с ясной сухой погодой. Движение циклонов зимой по предгорным равнинам вызывает возникновение фенов - теплых сухих ветров. Они образуются в конце зимы и весной и продолжаются от 2 до 10 суток. Во время фена бывает тепло и сухо, а после воцаряется пасмурная холодная погода с дождями и снегопадами. Летом на предгорных равнинах господствует морской воздух Атлантики. Поднимаясь по северным склонам гор, влажные воздушные массы охлаждаются, и выпадают обильные осадки.

Первый снег в горных долинах появляется в начале октября, устойчивый снежный покров устанавливается в ноябре. Заканчиваются снегопады в долинах в конце апреля. Выше линии вечных снегов снегопады возможны круглый год. На северных и западных склонах линия вечных снегов проходит на высоте 3400-3450м, на южных и восточных поднимается до 3700м.

Погода, как и везде в горах, подчиняется суточной цикличности. Как правило, с утра бывает ясно и солнечно, дует долинный бриз. Во второй половине дня наплывают облака, возможен дождь, снег, видимость ограничена. К вечеру облака разносит, заметно холодает, дует горный бриз. В таком случае можно ожидать на следующий день хорошей погоды с утра.

Растительность гор в большой степени зависит от высоты и влажности. Высокоствольные леса растут преимущественно на влажных северных и западных склонах до высоты 2100-2200м. Преобладает привычная к суровому климату сосна, но встречаются береза, бук, ольха, другие породы деревьев. Выше границы леса поднимаются низкорослые березняки, рододендрон, можжевельник. В зарослях много грибов, малина, ежевика, шиповник, на полянках можно собирать землянику.

До высоты 2500м простирается зона субальпийских лугов с высокими травами и пестрой мозаикой цветов: синие генцианы, фиолетовые водосборы, бело-желтые ромашки, лютики, лилии и др. Затем начинаются низкотравные альпийские луга, поросшие примулами, незабудками. Выше 3000м холодное дыхание снегов угнетает растительность, она ютится в теплых ложбинках и расщелинах. Только мхи и лишайники лепятся на скалах.

К животному миру высокогорья относится, прежде всего, тур - сильное и ловкое животное. Стада их насчитывают 50-60 голов, они прячутся среди неприступных скал и только ночью спускаются на альпийские луга покормиться. В горных лесах встречаются косуля, медведь, барсук, куница. На альпийских лугах чернеют норы сусликов и прометеевых мышей. Среди камней гнездятся горные индейки - улары и альпийские галки. Кавказские тетерева и горные куропатки водятся в густых травостоях. Из хищных птиц присутствуют орел-бородач и сокол-сапсан.

Многие горные звери и птицы были почти полностью уничтожены, поэтому принимаются энергичные меры защиты и возобновления редких видов. Повсеместно запрещена охота. Значительная территория в пределах Суганского хребта входит в состав Кабардино-Балкарского государственного высокогорного заповедника (Рис. № 2), где действует особый природоохранный режим.

Рис. № 2. Картосхема заповедника

Население горных долин имеет небольшую плотность: 2-3 человека на 1 кв. км. Некогда в горах жило больше людей. Но сейчас многие из них переселились в предгорные долины. Однако и горные населенные пункты приобретают современный облик, следы старины встречаются лишь в глухих уголках, таких как Моска, Ногкау. Основной тип жилища в них - двухъярусный каменный дом ("хадзар"). Нижний этаж имеет чисто хозяйственное значение, верхний - жилой. Обязательный предмет прежнего быта - очаг, над которым свешивается цепь для закрепления котла - "рыхас". Кое-где высятся боевые башни и мрачно стоят могильные склепы - "заппадзы". А возле дорог привлекают внимание памятные каменные стелы - "цирты", увековечивавшие память об умерших родственниках.

Современные горцы сохраняют верность древнейшей отрасли хозяйства - животноводству. Многочисленные стада и отары скота пасутся на альпийских лугах. Пастухи живут в кошах или в палатках, разбросанных в горных долинах. Молоко перерабатывается на нескольких молокозаводах. Кроме разнообразных продуктов животноводства основное богатство края составляют полезные ископаемые.

Транспорт в высокогорных районах обеспечен автомобильными дорогами. Из Нальчика можно проехать автобусом до селений Верхняя Балкария в долине Черека- Балкарского, Жемтала в долине Псыгансу и Ташлы-Тала в долине Хазныдона.

Из Владикавказа автобус идет через Мацуту и Ахсау до селения Дзинага, расположенного в долине Караугома. Ответвление этой автодороги проходит через Стур- Дигору до фермы в ущелье Хареса. Нальчик и Владикавказ имеют железнодорожное и авиационное сообщение.

Мотивация спортивного похода:

- пройти поход в частично новом для всех участников районе

- совершенствование техники и тактики прохождения сложных перевалов

- повышение туристско-спортивного мастерства.

Общая идея планирования района похода – уникальность и необыкновенность основного и запасного маршрута похода по Суганский хребту в системе Кавказких гор.

Подъезд и отъезд с маршрута нашего похода

Подъезд до начала маршрута:

1.Сумы – Харьков - рейсовая маршрутка Сумы - Харьков

2.Харьков – Минводы - поезд Москва – Кисловодск

3.Минводы - Владикавказ – поезд Минводы - Владикавказ

4.Владикавказ – с. Стур – Дигора – арендованная маршрутка

5.Чикола - с. Ахсау – арендованная маршрутка

Выезд с конечной точки маршрута:

1.Верхняя Балкария – Нальчик – рейсовый автобус

2.Нальчик Минводы - арендованная маршрутка

3.Минводы – Сумы – поезд Минводы - Минск

Смета подъезда и отъезда с маршрута похода

Сумы - Харьков

70 грн / 280 руб

Харьков - Минводы

525 грн / 2.100 руб

Минводы - Владикавказ

125 грн / 500 руб

Владикавказ – с. Стур –Дигора

875 грн / 3500 руб (общ)

Чикола- с. Ахсау

375 грн / 1500 руб (общ)

Верхняя Балкария - Нальчик

33 грн / 80 рублей + 50 (багаж)

Нальчик Минводы

500 грн / 2000 руб (общ)

Минводы - Сумы

525 грн / 2.100 руб

ВСЕГО

3.028 грн / 12.110 руб

Нитка пройдённого маршрута похода:

с. Стур-Дигора – дол. р. Харес – вер. Кубус (акклиматизация) - с. Ахсау – р. Билягидон - лед. Южный Белаг - пер. Южный Белаг (1А, 3400м) лед. Северный Белаг – пер. Северный Белаг (2А, 3650м) - пер. Дракон (1А 3344м) – пер. Западный Галдор (2Б, 3750м) – р. Харес - пер. Безымянный (2А, 3550м) – лед. Безымянный - р. Ахсу - лед. Ахсу – пер. Гаспаротто (2Б, 3860м) – лед. Восточный Рцывашки – р. Рцывашки - с. Верхняя Балкария.

Информация о прохождении участниками похода маршрута: все участники похода прошли маршрут спортивного похода.

Схема нитки пройденного маршрута похода:

с. Стур-Дигора – дол. р. Харес – вер. Кубус (акклиматизация) - с. Ахсау – р. Билягидон -лед. Южный Белаг - пер. Южный Белаг (1А, 3400м) лед. Северный Белаг – пер. Северный Белаг (2А, 3650м) - пер. Дракон (1А 3344м) – пер. Западный Галдор (2Б, 3750м) – р. Харес - пер. Безымянный (2А, 3550м) – лед. Безымянный - р. Ахсу - лед. Ахсу – пер. Гаспаротто (2Б, 3860м) – лед. Восточный Рцывашки – р. Рцывашки - с. Верхняя Балкария.

Рис. № 3. Схема (нитка) маршрута похода ( - акклиматизация, 2, 5 - дни пути)

25.06.13. с. Стур-Дигора - базовый лагерь (р-н пограничного поста) - 12 км (пешком)

26.06.13. Б. лагерь - заброска – рад. восхож на верш. г. Кубус (2341м) - 16 км (пешком)

27.06.13. Базовый лагерь - п.Чикола - (нахождение в полиции) (авто)

28.06.13. п. Чикола - с. Ахсау (авто)

28.06.13. с. Ахсау - начало морена лед. Беляги - 12 км (пешком)

29.06.13. начало морены лед. Беляги - подножье пер. Юж. Белаг - 6 км (пешком)

30.06.13. подножье пер. Юж. Белаг - пер. Юж. Белаг – п. пер. Сев. Белаг - 8 км (пешком)

01.07.13. п. пер. С. Белаг – пер. Дракон – подножье пер. Зап.Галдор - 12 км (пешком)

02.07.13. Дневка

03.07.13. п. пер. Зап. Галдор - пер. - Зап. Галдор - устье р. Галдордон - 12 км (пешком)

04.07.13. устье р. Галдордон - р. Орсдон – морена лед. Доппах 10 км (пешком)

05.07.13. морена лед. Доппах - морена лед. Доппах 6 км (пешком)

06.07.13. морена лед. Доппах – подножье перевала Безымянный - 8 км (пешком)

07.07.13. подножье. пер. Безымянный - пер. Безымянный - морена - 10 км (пешком) 10 * 08.07.13. морена - река Ахсу -морена лед. Ахсу - 6 км (пешком)

09.07.13. морены лед. Ахсу - пер. Гаспаротто - лед. Ахсу - 6 км (пешком)

10.07.13. лед. Ахсу - пер. Гаспаротто - лед. В.Рцевашки - р. Рцывашки - 10 км (пешком)

07.13. р. Рцывашки - р. Рцывашки - 9 км (пешком)

12.07.13. р. Рцывашки – с. Верхняя Балкария - 9 км (пешком)

График движения и техническое описание

График движения.

№ п/п Дата Участки маршрута км. способ пер.

24.06.13. Сумы - Харьков (авто)

24.06.13. Харьков - Минводы (поезд)

25.06.13. Минводы - Владикавказ - с. Стур-Дигора (авто)

25.06.13. с. Стур-Дигора - базовый лагерь (р-н пограничного поста) - 12 км (пешком)

26.06.13. Б. лагерь - заброска – рад. восхож. на верш. г. Кубус (2341м) - 16 км (пешком)

27.06.13. Базовый лагерь - п.Чикола - (нахождение в полиции) (авто)

28.06.13. п. Чикола - с. Ахсау (авто)

28.06.13. с. Ахсау - начало морена лед. Беляги - 12 км (пешком)

29.06.13. начало морены лед. Беляги - подножье пер. Юж. Белаг - 6 км (пешком)

30.06.13. подножье пер. Юж. Белаг - пер. Юж. Белаг – п. пер. Сев. Белаг - 8 км (пешком)

01.07.13. п. пер. С. Белаг – пер. Дракон – подножье пер. Зап.Галдор - 12 км (пешком)

02.07.13. Дневка

03.07.13. п. пер. Зап. Галдор - пер. - Зап. Галдор - устье р. Галдордон - 12 км (пешком)

04.07.13. устье р. Галдордон - р. Орсдон – морена лед. Доппах 10 км (пешком)

05.07.13. морена лед. Доппах - морена лед. Доппах 6 км (пешком)

06.07.13. морена лед. Доппах – подножье перевала Безымянный - 8 км (пешком)

07.07.13. подножье. пер. Безымянный - пер. Безымянный - морена - 10 км (пешком)

08.07.13. морена - река Ахсу - морена лед. Ахсу - 6 км (пешком)

09.07.13. морены лед. Ахсу - пер. Гаспаротто - лед. Ахсу - 6 км (пешком)

10.07.13. лед. Ахсу - пер. Гаспаротто - лед. В.Рцевашки - р. Рцывашки - 10 км (пешком)

11.07.13. р. Рцывашки - р. Рцывашки - 9 км (пешком)

12.07.13. р. Рцывашки - с. Верхняя Балкария - 9 км (пешком)

12.07.13. с. Верхняя Балкария - Нальчик - Минводы (авто)

13 07.13. Минводы - Сумы (поезд)

Итого активными способами передвижения: 152 км.

Техническое описание прохождения маршрута

24 июня. Трансфер Сумы-Харьков-Минводы.

Выезд из Сум: Сумы - Харьков, маршрутка. Цена билета - 70 грн. Выезд из Харькова: поезд

№ 271: Москва (Харьков) - Кисловодск (Минводы, (25.06.). Цена билета - 525 грн.

25 июня. Трансфер Минводы- Владикавказ-Стур-Дигора – базовый лагерь.

Выезд из Минвод, поездом во Владикавказ. Основные задачи группы в городе: получить информацию о наличии оформленных пропусков в пограничную зону, найти транспорт на заброску группы до начала маршрута и закупить газ для походных горелок. С фрахтовкой транспорта было сложно. Предложений – хоть отбавляй, но начальная цена торга в 5000 рублей. Из-за плохого состояния дороги до с. Стур-Дигора никто из частных перевозчиков не хочет ехать. Договорились за 3500 рублей за заброску нас до начала маршрута на автомобиле «Газель». Информацию о наличии оформленных пропусков в пограничную зону в район с. Стур-Дигора Нальчикским пограничным управлением (куда мы отправляли заявку-ходатайство) и во Владикавказском пограничном управлении получить не удалось. Но получили сведения,что если они оформлены, то об этом можно узнать на пограничных постах. Длина трансфера составила около 130 км, половина из которых - по горной грунтовке. До пос. Чикола и чуть дальше до въезда в горы ведет федеральная дорога с хорошим покрытием. А дальше, в горах, - серпантин с большим перепадом высот и грунтовым покрытием.

В Чиколе наш водитель уточнил у местных жителей состояние дороги на Стур-Дигору и решил передать нас местному водителю по совместной договоренности. Так мы переместились из «Газели» в УАЗ- 452 («Буханку»). Водители: Газель - Альберт (Владикавказ), тел.8-928- 4855228 (Мегафон) УАЗ – Аркадий (Мацута), тел.8-928-4858841 (Мегафон). Во второй половине дня прибыли в с. Стур-Дигору откуда началась активная часть маршрута похода - по дороге в сторону дачного поселка Куссу, далее до базы «Россельмаш» и до пограничной зоны. Место для бивуака нашли в 500 метрах по дороге к пограничному посту, недалеко от военно- спортивного лагеря и устья реки Хуракомидон и реки Харес (Рис. № 4, фото № 1).

Рис. № 4. Схема акклиматизационных выходов в долине реки Харес.

Фото № 1. Первая стоянка

26 июня. Акклиматизация группы (радиальные выходы)

Заброску продуктов сделали по дороге, которая ведет к пограничному посту. Заброску занесли на 10 км вглубь пограничной зоны и сделали разведку (траверсом) перевала Южный Белаг. Пограничный пост пересекали в 6-30 (Фото № 2). Пограничников на посту не было, они на посту появились к 11-30, когда группа Сделала заброску (Фото № 3) и вернулась в лагерь.

Фото № 2. Вход в пятикилометровую пограничную зону в долине р. Харес

Фото № 3. Долина р. Хареса - место заброски

В этот день было совершено акклиматизационное восхождение через поляну Таймази на вершину Кубус (2341м) и произведена разведка начала маршрута второго дня похода в сторону перевала Южный Белаг (Фото № 4,5,6).

Фото № 4. Вид с вершины Кубус на склоны Главного Кавказского хребта

Фото № 5. Вид на склоны Главного Кавказского хребта

Фото № 6. Вид с вершины Кубус в сторону Стур-Дигоры на начало нашего маршрута

Вечером приготовились к раннему выходу на маршрут и «отошли» ко сну , но заснуть не успели, так как появился местный участковый с военизированной группой поддержки, и началось дознание и проверка документов. Оказалось, кто-то с туристских баз и лагерей, которые мы проходили во время акклиматизационного выхода, кто то дал знать «органам» о нахождении украинцев в этом районе, чем был вызван большой переполох в Ирафском районном отделении полиции (пос.Чикола, республика Северная Осетия – Алания) и, естественно, в его местном участке. Долгие уговоры участкового и телефонные переговоры с районным руководством не дали положительных результатов. Нам вынесли вердикт: «Собираем вещи и в ночь выезжаем в Чиколу в районный отдел полиции. Будем разбираться, как вы иностранцы тут оказались». По разговору понятно, что самому участковому это мероприятие неприятно, но маховик репрессивной машины уже запущен, и ничего изменить нельзя. Есть приказ, и его нужно выполнять. Уже в темноте при фонариках собрали рюкзаки и едва поместились всей командой в полицейский УАЗ. В Мацуте нас поджидал второй УАЗ и, перераспределившись, уже таким караваном нас препроводили обратно на равнину, в районный отдел полиции пос. Чикола (Фото №7).

Фото № 7. Чикольский райотдел полиции Ирафского района

Здесь, тоже большой переполох: в 23-00 полно людей в гражданской одежде – видно срочно вызвали работать с правонарушителями-иностранцами. Нам вменяют нарушение запрета для иностранцев на посещение Ирафского района республики Северная Осетия – Алания без специального разрешения. Информация о таком запрете до нас, конечно же, не доходила. Вероятно это отголосок недавнего грузино-российского военного конфликта в Южной Осетии.

Переговоры с начальником осетинского райотдела полиции закончился таким решением: нам выписывают протоколы об административном нарушении (Фото № 8, протокол прилагается), но без срочной оплаты штрафа и с предписанием немедленно покинуть Ирафский район.

Переночевать (поставить палатки) нам предложили рядом с поселковым стадионом, на земельном участке начальников райотдела, где он строит себе особняк (Фото № 9).

Нашей главной проблемой является оставшаяся в долине р. Хареса продовольственная заброска, из-за которой менять маршрут похода коренным образом, на чем настаивали полицейские, невозможно.

Р.S. (Участковый полицейский с. Мацута и округи - Руслан Робертович, мобильный телефон отказался дать).

Фото № 8. Протокол об административном нарушении Административного кодекса России

27 июня Решение проблемы проведении похода в регламентированном Ирафском районе

Весь день пытались решить вопрос с полицией о разрешении нам продолжить поход.

Переговоры результатов не дали.

Решили начать поход на Суганский хребет скрытно от полицейских, и не от приграничной зоны в долине р. Хареса, а по запасному маршруту со стороны с. Ахсау, как ранее было запланировано на случай отсутствия выписанных группе пограничных пропусков на вход в пяти километровую пограничную зону.

Созвонились с местным водителем, подвозившим нас в первый раз, и договорились о заброске нашей группы до с. Ахсау - Аркадий (с. Мацута), тел.8-928-4858841 (Мегафон).

Фото № 9. Стоянка на даче в начальника отдела полицейских

28 июня п. Чикола - с. Ахсау – начало морены ледника Беляги

Утром на окраине п. Чиколы загрузились в авто, и снова выехали в сторону Дигорского ущелья. Заброска стоила - 1500 руб. Стартовали от с. Ахсау (Фото № 10, 11). Маршрут идет по дороге вдоль левого по ходу берега р. Билягидон, после пересечения деревянного моста (Фото № 12) грунтовка идет вдоль правого берега, постепенно выводя команду в верховья (Фото № 13). По пути движения пересекаем ручьи притоки реки (Фото № 14), движение группы проходит по старой заброшенной дороге (Фото № 15), местами завалена осыпями, далее она превращается тропу идущей по правой стороне долин р. Билягидон, которая постепенно расширяется (Фото № 16). Верхняя ее часть до сих пор используется местным населением как высокогорное пастбище.

Фото № 10. Место старта от селения Ахсау

Фото № 11. Начало маршрута от с. Ахсау

Фото № 12. Мост ведущий на правою сторону р. Белягидон

Фото № 13. Первый привал после старта от с. Ахсау

Фото № 14. Преодоление ручьев – притоков р. Билягидон

Фото № 15. Старая дорога ведущая в верховье р. Билягидон

Фото № 16. Путь движения группы по долине реки Билягидон

В завершающей стадии дневного перехода группа по тропе, идущей с правой по ходу стороны стекающего с «бараньих лбов» бурного ручья истока р. Белягидон (Фото № 17, 18), выходит на начало морены ледника, перемежающиеся с небольшими снежниками. Поднявшись на конечную морену ледника Белаг с отметкой 2800м, нашли среди ее каменного хаоса уже подготовленную стоянку с двумя ровными площадками под палатки и разбили лагерь (Фото № 19).

Фото № 17. Путь движения группы на конечную морену ледника Белаг

Фото № 18. Тропа ведущая на конечную морену ледника

Фото № 19. Стоянка на начале морене ледника Белаг

29 июня Морена ледника Беляги – подножье перевала Южный Белаг

В 8-00 вышли на маршрут с первого бивуака морене, которая то и дело сменяется снежниками, тропы нет, туры отсутствуют. (Фото № 20, 21).

Фото № 20. Начало движения по морене от стоянки

Фото № 21. Движения группы по островка морены и закрытому леднику Южный Белаг

Движение осуществляем по моренам и снежника. На широком островке морены на высоте 3200м ставим лагерь, из которого планируем сделать штормовой радиальный выход на перевал Южный Белаг (1А, 3400м) (Фото № 22, 23).

Фото № 22. Группа на фоне перевала Южный Белаг

Через некоторое время погода испортилась, накатили мощные дождевые тучи, и пошел дождь с градом, а все окрестности затянула низовая облачность.

В таких походных условиях, радиальный выход «сходу» на перевал Южный Белаг пришлось отложить до улучшения погоды и заняться обустройством базового лагеря. Установили палатки и сделали вокруг них стенки из камней от ветра (Фото № 23).

Сделали разведку перевала: снег очень мокрый, при движении глубоко проваливается, видимость до 50 м.

Фото № 23. Лагерь группы на островке морены ледника Белаг

Погода нестабильна, периодически наш лагерь накрывает туманом и идет мокрый снег, видимость ограничена. Восхождение на перевал Южный Белаг из-за плохой погоды отложили на утро следующего дня.

30 июня Подножье перевала Юж. Белаг – подножье перевала Сев. Белаг

Погода с утра хорошая: солнечно, ветер отсутствует. В 7-00 вышли на радиальное восхождение на перевал Южный Белаг (1А, 3400м) (Фото № 24). Экипировка: кошки, ледорубы, теплые вещи и перекус.

Движение группы сутра легкое: снег за ночь подмерз и не проваливается. С островка морены на котором расположен наш лагерь по закрытом леднику вышли в направлении склона хребта, на котором слева находиться перевал Южный Белаг (Фото № 25).

Фото № 24. Утренний лагерь и путь движения группы на перевал Южный Белаг

Траверсируя склон ледника вдоль правого борта хребта (Фото № 26), и постепенно набирая высоту вышли к перевальному взлету на седловину перевала Южный Белаг.

На подъеме, в теневой зоне снег был жестким, надели кошки и уже в них с ледорубами на три такта поднимались на перевальную седловину (Фото № 27, 28).

Фото № 25. Движение группы по склону хребта

На седловину перевала Южный Белаг вышли в 9-15 (Фото № 29, 30).

Перевальную записку найти не удалось. Свою записку подписали и оставили для будущих восходителей.

Спуск с перевальной седловины осуществляли в три такта по пути своего подъема (Фото

№ 31, 32), далее был траверс склона хребта по проложенной тропе в лагерь (Фото № 33).

В лагерь прибыли в 10-30, свернули его и выдвинулись вверх по морене и снежнику к леднику у подножья перевала Северный Белаг (2А, 3650м) (Фото № 34, 35).

Фото № 26. Траверс склона от лагеря к взлетке на пер. Южный Белаг

Фото № 27. Подъем группы на перевал Южный Белаг (работа в начале взлетки)

Фото № 28. Подъём группы на перевал Южный Белаг (работа на средине взлетки)

Фото № 29. Группа на перевальной седловине

Фото № 30. Группа на седловине перевала Южный Белаг

Фото № 31. Начало спуска с перевальной седловины

Фото № 32. Работа группы на спуске с перевальной седловины

Фото № 33. Траверс склона хребта после спуска с перевала Южный Белаг в лагерь

Фото № 34. Начало движения группы от лагеря под перевал Северный Белаг

Фото № 35. Подход группы к верхним моренам перевала Северный Белаг к месту ночлега

На ночлег остановились на самых верхних моренах перед «взлетом» перевала Северный Белаг (Фото № 36). Готовых площадок под палатки здесь не нашлось, расчистили и выровняли площадки под палатки, оборудовали лагерь. Погода: ночью холодно, мороз - 6 С, сильный ветер.

Фото № 36. Стоянка под перевалом Северы Белагом

1 июля Подножье пперевал Сев. Белаг – перевал Дракон – подножье перевала Запад. Голдор

Погода: с утра солнце облачность отсутствует. В 6-30 группа вышла по закрытому леднику в сторону перевала Северный Белаг (2А, 3650м) (Фото № 37), в 7-00. подошли к скально-осыпному перевальному взлету (Фото № 38).

Фото № 37. Подход группы под перевал Северный Белаг

Фото № 38. Группа на фоне перевала Северный Белаг

Фото № 39. Подход группы к перевальной седловине

Для подъёма на седловину перевала Северный Белаг навесили одну 50-метровую перильную веревку, скалы несложные, проходятся легко. Далее по навешенной перильной веревке, используя жумары, группа поднялась на седловину перевала (Фото № 40, 41).

Фото № 40. Начало подъем группы на седловину перевала Северный Белаг

Фото № 41. Выход группы на седловину перевала Северный Белаг

На перевальной седловине (в центре) нашли тур и сняли записку группы МГТУ им. Баумана под руководством Коновалова - 2011 года, сфотографировались (Фото № 42).

Фото № 42. Группа на седловине перевала Северный Белаг

После 20 минутного отдыха стали готовиться к спуску. Навесили горизонтальные перила (50м) в правую сторону перевала до удобного для спуска кулуара (Фото № 43, 44), а уже оттуда – вторую 50-метровую веревку вниз, используя которую группа дюльфером с командной страховкой спустилась на снежник (Фото № 45, 46, 47).

Фото № 43. Подводные перила безопасности для спуска по кулуару

Фото № 44. Седловина перевала и начало подводных перил

Фото № 45. Организация спуска с верхней командной страховкой

Фото № 46. Начало спуска по кулуару

Фото № 47. Спуск по кулуару в конечной фазе

Фото № 48. Спуск группы по закрытому леднику по направлению к перевалу Дракон

Спуск по склону ледника в сторону перевалов Дракон и Западный Галдор осуществили в кошках и с ледорубами (Фото № 48). Общее время прохождения перевала Северный Белаг составил - 4,5 часа. Далее направились в сторону виднеющегося вдали перевала Западный Галдор (2Б, 3750 м) и горного хребта, на котором находиться перевал «Дракон» (Фото № 49).

Фото № 49. Движение группы на перевал Дракон

Фото № 50. Группа под перевалом Дракон

Сходили на разведку, нашли перевал «Дракон» и сняли с него записку (пер. «Дракон» 1А, Федерация спортивного туризма г.Королева Московской области, клуб «Абрис», руководитель Толстенко С.Н., 2010 год.). Восхождение на «Дракон» начали в 17-00. по снежному конусу, а затем по скальному осыпному кулуару используя ледорубы, и кошки поднялись на седловину перевала (Фото № 51,52, 53)

Фото № 51. Начало подъема на седловину перевала Дракон

Фото № 52. Подъем группы на перевал Дракон

Фото № 53. Группа на узкой седловине перевала Дракон

Седловина оказалась очень узкой (Фото № 53) и ведет к спуску по горизонтальной снежной перемычке до скально-осыпного кулуара, и далее вниз по скально-снежно-осыпному кулуару высотой 30 м на склон крутого снежника. Спуск с перевальной седловины сделали следующим образом – спустили рюкзаки с использованием основной веревки до конца скал (10 м), (Фото № 54) а дальше уже с рюкзаками и ледорубами спустились вниз по снежнику до более пологой его части.

Фото № 54. Работа на спуске с седловины перевала Дракон

Фото № 55. Путь движения группы с перевала Дракон к перевалу Западный Галдор

Фото № 56. Стоянка на морене под перевалом Западный Галдор и путь на перевал

К вечеру погода испортилась: пошел дождь, затем сильная гроза с дождем и шквальным ветром. Ночью высыпал снег.

2 июля Дневка

Организовали дневку, во время которой сделали разведку перевала, отдохнули и высушили одежду и обувь. Погода: утром туманно и ветрено. Холодный ветер не прекращался ни на минуту. К вечеру погода такая же ветреная, большей частью туманная и холодная. А к 19-00 пошел дождь.

3 июля Подножье пер. Запад. Голдор – пер. Запад. Голдор – устье реки. Галдордон

Ранний подъем, завтрак и выход на пер. Западный Галдор. В 7-00 подошли к основанию его нижней открытой ледяной стенки (Фото № 57), надели системы, кошки и стали готовиться к подъему на первую ступень ледника (Фото № 58).

Фото № 57. Подход под ледовую стенку перевала Западный Галдор

Фото № 58. Подготовка к преодолению ледовой стенки перевала Западный Галдор

Фото № 59. Навешивание перил на ледовую стенку перевала

На ледовой стенке (первая ступень) перевала Западный Галдор навесили две веревки по 50-метров. (Фото № 59). Поднимались на первую ступень ледника с использованием кошек и жумаров и закончили подъем в 9-00 (Фото № 60, 61).

Фото № 60. Организация страховки на ледовой стенке перевала

Фото № 61. Робота на ледовом подъеме перевала Западный Галдор

Дальнейший подъем на перевал Западный Галдор осуществляли в связках по трое по сложной траектории(Фото № 62). В после подъема на ледовую ступень – ушли влево, обходя скалы поднимаясь выше их, затем повернули в право и придерживаясь правого борта цирка перевала, обходя ледовые стенки второй ступени и засыпанные снегом трещины шли в верх к перевальной седловине. Страховка – одновременная, а на опасных участках – попеременная (Фото № 63). При переходе ледовых трещин страховка организовывалась при помощи ледобуров. В середине подъема на перевал Западный Галдор, погода существенно ухудшилась: группу накрыл плотный туман с видимостью до 100, а иногда и 50м (Фото № 64). Время от времени срывается снежная крупа. В условиях отсутствия визуальных ориентиров использовали GPS-навигатор.

Фото № 62. Движение группы на леднике

Фото № 63. Робота в связках на леднике

Фото № 64. Робота в связках на леднике

В тумане «промахнулись» с перевальной седловиной, и вылезли на гребень перевала (Фото № 65), далее траверсируя гребень в правую сторону через 150 м обнаружили седловину и тур (Фото № 66). Подъем на перевал завершили к 13-30.

Фото № 65. Подъем на гребень перевала Западный Галдор в связках

Фото № 66. Траверс гребеня перевала Западный Галдор в связках

На перевале при сильном ветре и тумане сфотографировались (Фото № 67, 68). Найденная перевальная записка гласит, что группа туристов из Ярославля в составе 3 человек (турклуб «Ирбис»), побывала на перевале 20.07.2012. Далее долгий спуск в долину р. Галдордон по скально-осыпным участкам и снежным кулуарам. Спускались в связках по 3 человека с использование одновременной и по переменной страховки (Фото № 69, 70, 71).

Фото № 67. Группа на седловине перевала Западный Галдор

Фото № 68. Группа на седловине перевала Западный Галдор

Фото № 69. Начало спуска с седловины перевала Западный Галдор

Фото № 70. Спуск перевала по гребню

Фото № 71. Спуск перевала по гребню

Фото № 72. Путь спуска группы с хребта перевала Западный Галдор на снежник

Спуск с хребта перевала и снежника завершили к 17-00 (Фото № 72). Спустившись до уровня морен с огромными валунами, далее движемся вниз, в долину р. Харес (по-осетински «пастбище»). Последний спуск в долину лучше делать не по крутым склонам вдоль ущелья реки Галдордон, а уходя влево от русла реки по более пологим травянистым склонам, где просматривается старая тропа (Фото № 73, 74).

Фото № 73. Спуск группы по травянистых склонах в долину реки Харес

Продолжение. Часть 2 здесь
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru