Автор: Кирилл Спирин, СПб
"В гости к Йети" или "Неплательщики в Непале". Часть 5: перевалы Шангри Ла Южный и Чола Кол
"Лежат мои кроксы
на трудном пути,
где гребень высок,
где багряные скалы..."
Из походного фольклора.
Продолжаем фотоотчет о горном походе через 8 перевалов в районе Эвереста.
С предыдущими частями отчета можно ознакомиться по ссылкам:
За ужином в Дингбоче мы обсудили текущее положение дел и самочувствие участников. По результатам недолгих размышлений Антон и Женя решили отказаться от продолжения спортивной части маршрута, т.к. в условиях высоты им не удалось справиться с последствиями перенесенных болезней. Остановились на том, что завтра полдня отдыхаем, потом все вместе (кроме Кости) доходим до Лобуче, а там уже разделяемся: Аня, Женя и Антон идут в Горакшеп и в базовый лагерь Эвереста, а "уцелевшая" пятерка сворачивает на ледник Шангри Нуп и пытается в оставшиеся сжатые сроки пройти технический маршрут до конца. Запаса времени у нас уже совсем не оставалось, но попробовать стоило. Хотя бы потому, что с запланированного перевала (мы его назвали Шангри Ла Южный, т.к. он находится значительно южнее перевала Шангри Ла, обозначенного на непальских картах) предположительно должен был открываться прекрасный вид на Эверест. Мы не ошиблись в своих предположениях, подтверждением чему может служить заглавное фото этого поста. По сравнению с популярным Кала Патаром, наш перевал выше более чем на 100 метров и находится на большем удалении от Эвереста, что даёт более выигрышный ракурс. Мы ведь помним слова классика: "Большое видится на расстоянье".
Но до перевала надо еще добраться, а пока что мы вдоволь отоспались в Дингбоче, закупили продукты на оставшиеся 3 автономных дня, и после обеда неспешно выдвинулись в путь.
Участок пути от Дингбоче до Лобуче совпадает с основной туристической тропой, ведущей наверх к базовому лагерю Эвереста.
Но, поскольку мы вышли после обеда, то траффик на тропе не был оживленным. Основной поток тут проходит с утра. Навстречу попадались лишь яки, возвращающиеся вниз после дневной ходки.
Вечерние виды в очередной раз порадовали. Но особенно меня порадовало открытие, что озеро Чола Тзцо, которое после землетрясения 2015 года пересохло и полностью исчезло, теперь снова наполнилось водой, ниже на фото его частично видно:
Пик Чолатце:
В Токле остановились на чаепитие.
Еще один ракурс на Ама Даблам (три дня назад мы видели эту вершину с противоположной стороны):
Игры вечернего света:
Непальские боги - как дети: тоже любят пускать солнечных зайчиков.
Пожар над Кантегой:
Лодж в Лобуче оставил не очень приятное впечатление: шумно, людно, дорого, невкусно. Но выбирать не приходилось, заранее мы в этом походе ничего не бронировали, т.к. не были уверены в графике своих передвижений. По крайней мере, это была еще одна возможность погреться вечером в столовой и выспаться на мягких кроватях.
На следующий день с утра мы дошли до развилки на "Пирамиду", где расстались до встречи в Намче. Ребята втроем продолжили путь в Горакшеп, а нас осталось пятеро, и мы свернули на неприметную "козью" тропку, которая, однако, вскоре вывела нас на хорошую тропу, ведущую в нужном нам направлении к правому борту ледника Шангри Нуп. Видимо, тропу эту проложили научные сотрудники "Пирамиды", гляциологи и метеорологи.
Подойдя к повороту на ледник, мы увидели нужную нам седловину (слева на фото):
Дальше тропа терялась. Внизу лежало ледниковое озеро, на берегу которого мы решили пообедать, а заодно разведать варианты дальнейшего прохода по леднику.
Подойти к озеру оказалось не так-то просто, ледник вдоль берега там весь в разломах, которые сверху не было заметно. Поэтому подходить к берегу не стали, а остановились на ближайшем песчаном пятачке.
Пока юноши играли в песочек и готовили обед, я сходил вдоль озера на разведку и убедился в том, что на этот раз передвижения по зачехленному леднику нам не избежать.
Поэтому после обеда мы пару часов ломились по каменным завалам, пока наконец не вышли на более устойчивый моренный покров. На протяжении всего этого пути Джомолунгма сзади возвышалась молчаливым наблюдателем.
Ее присутствие ощущалось даже спиной, не обязательно было поворачиваться.
Вода тут пребывала уже только в твердом состоянии, на ужин ее приходилось колоть. Ручейков найти не удалось.
Вечернее "представление" как нельзя лучше подтвердило, что мы выбрали "правильный" перевал и не зря пробивались сюда через каменоломни на леднике. Джомолунгма предстала во всей красе. Можно бы сказать, что это был самый красивый момент в походе, но я не могу так говорить, потому что нельзя сравнивать один день с другим, а Сагарматха была к нам щедра все те дни, что мы у нее гостили.
Наш лагерь с видом на Эверест:
Мы поставили палатки очень удачно, солнце добралось до нас рано утром. На нижеприведенном фото, возможно, в последний раз запечатлены желтые кроксы Месснера на фоне перевала. Больше мы их не видели:
Что мы знали об этом перевале... Кое-что удалось нарыть, но очень мало. Была попытка его прохождения в 2011 году, но неудачная (группе не удалось даже подойти под перевал из-за болезни участников). Кроме того, предположительно, этот перевал был пройден в 1980 году американской экспедицией под руководством фотографа Gordon Wiltsie. Информацию об этой экспедиции мне предоставил Сергей (пользователь Bob) с форума Винского. На представленных в описаниях фотографиях совершенно точно был запечатлен наш перевал с восточной стороны, но где именно поднимались (и потом спускались) американцы, было не понятно. Сейчас в ретроспективе, сравнивая пройденную нами линию и те немногие фото, приведенные в описании американцев, я больше склоняюсь к мысли, что они все-таки прошли значительно севернее, чем мы, поскольку с их седловины не было видно следующего перевала (Чола Кол), в то время как с нашей седловины он прекрасно просматривался. Фотографии перевала с запада, представленные американцами, были малоинформативными, поэтому мы в основном руководствовались спутниковыми снимками и моими собственными фотографиями, снятыми издалека от ледника Нгозумба.
С восточной стороны есть несколько вариантов подъема на перевал. Явно выраженной седловины там нет, а гребень достаточно протяженный, поэтому вылезти на него можно в разных местах. Мы выбрали не самый простой вариант подъема в наиболее удаленной южной части гребня, поскольку он был наиболее логичен с точки зрения нашего дальнейшего пути (отсюда мы практически сразу могли спуститься под следующий запланированный перевал, минуя покровные морены ледника Гаунара). Линия нашего подъема прорисована в техническом отчете, на который я давал ссылку во Введении.
На подъеме пришлось провесить полторы веревки перил по скале, остальное прошли ногами без страховки.
Выход на перевальную седловину:
Групповое фото на перевале на фоне Эвереста:
Следов человеческого пребывания на гребне мы не обнаружили, равно как и на подъеме и потом на спуске. Первопрохождение мы себе не приписываем, т.к. остается непонятной история с американцами в 1980 году, но название пришлось придумывать самим, и в отчете мы обозначили этот перевал как Шангри Ла Южный.
Это вид на запад на ледник Гаунара и наш следующий перевал, Чола Кол (ледовая седловина слева):
Спуск с перевала Шангри Ла Южный занял весь остаток светового дня (мы приступили к спуску в 9.30, а закончили в 17.30). Провесили вниз 7 веревок, из них две полностью вертикальных (скала 80 градусов с участками нависаний), в среднем же склон 60-70 градусов.
Как-то так:
Я спускался первым, с постановкой станций проблем не было, рельеф изобиловал подходящими трещинами, и скала была достаточно монолитной. Все станции удавалось делать под прикрытием, чуть в стороне от основной линии спуска (чтобы обезопасить себя от камней, спускаемых приходящими сверху).
Но на каждой станции приходилось собираться всем вместе, т.к. продолжать работу на следующую веревку было небезопасно. Этим частично объясняется столь долгое время спуска. Также у меня как у лидера уходило много времени на расчистку маршрута от свободно лежащих камней. В одном из скальных кулуаров пришлось спустить вниз здоровенную каменную глыбу, которая, естественно, увлекла за собой еще полвагона камней. Я не подумал, что об этом действии лучше бы предупредить ожидающих наверху друзей. Когда грохот стих и поднявшаяся пыль улеглась, то прошло несколько секунд, после чего из рации донесся неуверенный голос: "Ты живой?". Я был живой и продолжил работать дальше :)
Скалы окрашивались в золотой вечерний свет, нам оставалась последняя веревка до выполаживания.
Тренер шёл замыкающим и сдергивал веревки. Каждой станции он давал имена. Но все они звучали нецензурно, поэтому здесь их привести нет никакой возможности.
Заканчивали уже в сумерках.
По сыпухе пришлось спускаться в темноте при свете фонариков.
Палатки поставили в первом безопасном месте, об удобстве и о наличии воды думать не приходилось.Для готовки опять кололи лед. Месснер обнаружил пропажу своих желтых кроксов. Они остались по ту сторону перевала. Вернуться за ними мысли не возникло.
Антон с Андрюхой героически дежурили вечером, у меня до сих пор перед глазами стоит скукожившаяся фигура Антона в темноте перед горелками, после дежурства он еще час пытался согреться в палатке, было ветрено и холодно, но термометр на это кольцо мы уже не брали.
Утром смогли рассмотреть путь своего спуска (зеленой линией обозначен участок, где провешивались веревки):
Все как один сошлись во мнении, что проходить перевал в обратном направлении было бы очень проблематично. Мы официально заявляли "четверку", поэтому перевал записали как 2Б. Но, как говорится, читайте техническое описание :)
Теперь ближайший выход в цивилизацию проходил для нас через перевал Чола Кол, аккурат под которым мы заночевали. Из фактов о прохождении этого перевала известно лишь о все той же американской экспедиции 1980 года, про которую я упоминал выше. В данном случае мы с ними точно совпали седловинами, сомнений не было, хотя фотографий перевала они не предоставили в описании. Там просто некуда больше идти :)
Чола Кол является очень простой 2А. Наверх мы поднялись ногами менее чем за час.
Фото с флагом ПКТ на фоне пика Канчунг:
И с видом на юг в сторону спуска:
На спуске миновали зону ледовых разломов.
Все легко обходится или проходится по снежным мостам.
Дальше вниз идет открытый ледовый склон, утыканный мелкими кальгаспорами, за счет чего по нему можно спокойно спускаться на личной технике.
Ледовый участок пройден, дальше только сыпуха:
И вот мы внизу, техническая часть позади.
Впервые за двое суток увидели воду в жидком состоянии, можно почистить зубы :)
Из потерь на этом кольце - только кроксы Месснера. И отлетевшая кнопка на навигаторе.
Спустя час после обеда, мы вышли на тропу, идущую вниз от популярного среди треккеров перевала Чо Ла (не путать с перевалом Чола Кол, пройденным нами в этом походе).
Колобками скатились в Драгнак, не стали даже заходить в лоджи, и в этот же день засветло дошли до Мачермо.
Финиш!
Те, кто прошел маршрут до конца:
На следующий день мы дошли до Намче, где воссоединились с остальной частью команды, а через день были уже в Лукле.
Ама Даблам осталась стоять на своем месте. Мы обошли ее по широкому кольцу и по узкому. Даже не знаю, доведется ли когда-нибудь повторить.
В заключение, скажем спасибо:
- - Петроградскому клубу туристов (за то, что собрал нас всех вместе)
- - магазину Субле-Бу (за предоставленные скидки на сублиматы)
- - Офису Почетного консула Непала в Санкт-Петербурге (за помощь с оформлением виз).
Ах, да. Йети мы так и не нашли. Не знаю, как остальным, а мне в Кхумбу придется вернуться. |