Люди и горы > Люди >

Подготовил: Олег Маликов, Алма-Ата

Олег Дмитриевич Аристов.
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Олег Дмитриевич Аристов, 1911 года рождения - погиб 13.09. 1937 года, пик Сталина, Памир.

• Аристов Олег Дмитриевич – легендарная личность отечественного альпинизма
  • Хочется отметить неточности на сайте.
    "Весной 1937 провел цикл лекций по высшей технике альпинизма в Ростове, Алма-Ате, Киргизии. В начале лета направлен начальником школы инструкторов ВЦСПС в р-не Алма-Аты, Каз. ССР (ущ. р. Левый Талгар, С. Тянь - Шань). В короткий срок под его руководством строится и начинает работать альпинисткий лагерь «Метолург Востока» и школа инструкторов. Позже, после второй мировой войны при попытках восстановления лагеря к 60-ым годам известного как "Альпийская Роза".

Олег Маликов

"Вот и крутой гребень, выводящий на вершину. Движение по нему проходило медленно. О. Аристов, опасаясь обморожения ног, закутал их так, что кошки подвязать оказалось невозможным. Поднимаясь по вершинному гребню, он несколько раз поскальзывался, но связаться отказался. При очередном срыве Аристов не успел задержаться и начал падать по северному крутому склону. Товарищи его стояли пораженные, не в силах помочь другу, так как не были связаны веревкой. Попытка спуститься к телу Аристова, лежавшему далеко внизу на Памирском плато, окончилась неудачей: крутые, почти отвесные, северные склоны преградили путь альпинистам. Потрясенные случившимся, они принимают смелое решение - отметить память о товарище, вложившем так много в экспедицию, восхождением на вершину. Начальник экспедиции Л. Бархаш одобрил это решение, хотя сам, сильно пережив несчастье и устав, не принял участия. Повторный штурм принес победу над пиком".

П. С. Рототаев "К вершинам" ( Хроника советского альпинизма).
    Издательство «Физкультура и спорт», 1977 г.

Недолговечные остатки былого. В настоящее время на этом месте ничего не осталось. Воспоминания о альпинистском лагере "Металлург Востока" ( "Альпийская Роза" ).
    Фото из архива Валентина Макарова

Среднеазиатская школа младших инструкторов альпинизма. 1938 год.
    Фото из архива Тамары Постниковой

Тамара Постникова:

"В 1937 г. в начале лета начальником школы инструкторов ВЦСПС в р-не Алма-Аты (ущ.Левый Талгар) был назначен Олег Аристов. В Альпийской Розе был оборудован палаточный лагерь, в котором работала школа. В период подготовки работы школы О. Аристов совершает 6 восхождений в т.ч. два п/в с целью разведки учебных маршрутов для курсантов школы.

30 июня 1937 г. его отозвали из альпинистской школы для участия в Памирской экспедиции для штурма п. Сталина.

13 сентября при подходе к вершине он сорвался и погиб. Ему было 27 лет.

После его гибели альпинисты Алма-Аты, первовосходители на одну из вершин Тянь-Шаня, которую они вместе с О. Аристовым назвали "Пиком Северного полюса", переименовали в "Пик Аристова".

В 1938 г. в связи с гибелью О. Д. Аристова на Памире руководителем среднеазиатской школы инструкторов альпинизма стал мастер спорта И. А. Черепов.

Инструкторами стали работать Х. Рахимов, И. Кенарский, Д. Игнатьев, А. Бекметов., в 1938 было подготовлено 60 инструкторов альпинизма".