Люди и горы > Люди >

Подготовил: Олег Маликов, Алма-Ата
По материалам: Виноградского И. (КМС), Колчина А. (МСМК), Карпова Ю. (КМС), Федотова Ю. (МС)

Виктор Павлович Егоров.
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Виктор Павлович Егоров, 1933 года рождения - погиб 24 июля 1967 года, пик Коммунизма, Памир.

Егоров Виктор Павлович начал свой альпинистский путь в Алма-Ате, Каз.ССР. Его товарищами по первым альпинистским и туристским походам стали Алексей Марьяшев, Сарым Кудерин, Александр Лухтанов. Он был одним из лучших скалолазов города. Интересовался спортом всегда. Окончил Казахский институт физкультуры. По окончании института Егоров переезжает в г. Москву, а затем, в 1959 г., - в г. Ленинград. Как профессиональный тренер с высшим физкультурным образованием, каких и сейчас не много, а тогда были единицы, он был одним из пионеров регулярных тренировок до выезда в горы.

Об уровне его физической подготовки дает представление случай с взвешиванием участников восхождения на п.Мижирги по Северной стене. Этот маршрут был в 1961 г. пройден ленинградской командой под руководством К. Клецко в рамках чемпионата СССР по альпинизму (третье место в классе технических восхождений). После возвращения восходителей на базу, каждого вели к весам. Вот результат: В. П. Егоров – собственный вес 59 кг, вес рюкзака – 54 кг!

В 1966 г. за подтверждение норматива «Мастера спорта» на протяжении пяти лет он получил звание почетного мастера спорта СССР по альпинизму.

Вспоминают его ученики в Ленинграде. «Для всей секции альпинизма Политехнического института имя В.П. Егорова в середине 60-х гг. было легендой. Альпинизм тогда (в самом начале 60-х) еще не был у нас спортом, это был скорее отдых и хобби. В межсезонье об альпинизме, в основном, только говорили, а систематических тренировок зимой практически не было.

Виктор Павлович Егоров появился в нашей секции неожиданно. Весь он был, как ракета – быстрый целенаправленный, энергичный и в то же время душевный, внимательный к людям, чистый и открытый. Его появление в секции принесло конец альпинизму как хобби, как отдыху. Он внес свою целенаправленность, энергию в тренировки и зимнюю подготовку к восхождениям. Мне кажется, с него началось в нашей секции превращение альпинизма в спорт.

Однако его неумение ладить с начальством и идти на компромиссы привело к тому, что ни в одной организации он не задерживался больше, чем на два года. Так, в «Спартаке» формальным поводом для того, чтобы избавиться от него, стал милицейский акт об использовании трансформаторной будки и заброшенного дворца на Каменном острове для тренировок. На деле, конечно, главной причиной была психологическая невозможность работы в одной секции П. Буданова и В. Егорова.

Работая тренером в «Военмехе», он наставлял начинающих любителей гор не разделяться на туристов, альпинистов и горнолыжников, а объединяться в одну горную секцию и заниматься альпинизмом, горным туризмом и горными лыжами в любое свободное время зимой и летом и в межсезонье. Организованные В. П. Егоровым сборы туристов, горнолыжников и альпинистов ДСО «Буревестник» в мае 1967 г. в Фанских горах по тем временам были уникальные своей демократичностью. На этих сборах впервые многие туристы стали альпинистами. К сожалению, это был последний сбор Егорова со своими воспитанниками.

В 1967 г. Егоров был приглашен участвовать в экспедиции Казахского альпклуба на п. Коммунизма. Руководил экспедицией Алексей Марьяшев, давний друг Егорова и его напарник по связке в 1956-1957 гг. В грузинском кулуаре группа попала в лавину. Егоров отделался всего несколькими не смертельными переломами. Но далее, в ходе длительных транспортировочных работ заболел воспалением легких, что на памирских высотах быстро осложняется сердечной недостаточностью. Только через несколько дней он все же был доставлен в больницу (Душанбе), но было поздно… Он скончался от острой сердечной недостаточности…

В память о замечательном тренере осенью 1967 г. под Выборгом были проведены соревнования «Мемориал В. П. Егорова». В числе участников этих соревнований были его ученики, ставшие позже заслуженными мастерами спорта, мастерами спорта международного класса и чемпионами страны по альпинизму: Л. Трощиненко, Г. Щедрин, Ю. Джибраев, Ю, Федотов и др. «Мемориал В. П. Егорова» сейчас – это традиционные ежегодные международные соревнования по горно-туристскому многоборью на скалах, где элементы индивидуального и командного скалолазания дополнены техникой спасательных работ. Соревнования эти открытые, в них могут участвовать и совершенствовать свое мастерство и туристы, и альпинисты, и скалолазы, выполняя мастерские нормативы в новом виде соревнований: горно-туристском многоборье. Именно о таких соревнованиях мечтал В.П. Егоров, давая свои предложения в горную секцию Ленинграда более 30-ти лет назад.

По материалам:
Виноградского И. (КМС),
Колчина А. (МСМК),
Карпова Ю. (КМС),
Федотова Ю. (МС)

1953 год. Лыжный поход в Джаланаш (туда и обратно. Назывался "По следам Семенова Тянь-Шанского)
В.Егоров, А.Марьяшев, Р.Хонин, А.Лухтанов. Шли через г.Тургень, где тогда учился С.Кудерин.
Фото из архива Александра Лухтанова.

В сентябре 1957 г. состоялось общее собрание секции туризма и альпинизма МФТИ. Заседание вёл Михаил Андреев – аспирант в ФИАН. Его научным руководителем был В. А. Кизель, известный альпинист из группы В. М. Абалакова. Андреев объявил, что существует предварительная договорённость с начальством, чтобы основной спортивной «специальностью» МФТИ стал горный туризм и альпинизм. В качестве зав. кафедрой предполагается Виктор Павлович Егоров из Казахстана. Андреев описывал его как разностороннего спортсмена и великолепного альпиниста.

Летом 1958 года Михаил Андреев погиб при восхождении на Талгар на Тянь-Шане с группой, в которой был и Егоров. Тем же летом студент МФТИ погиб в горах Кавказа. Эти трагедии, очевидно, затруднили официальную поддержку альпинизма в МФТИ.

Тем не менее, с сентября 1958 г. В. П. Егоров стал и. о. зав. кафедрой физвоспитания МФТИ. Я познакомился с ним на осеннем слёте студентов – туристов. Внимательный, доброжелательный, без командирских замашек, но чрезвычайно убедительный в своих предложениях человек. За ним чувствовался богатый опыт и туризма, и альпинизма. Он агитировал за то, чтобы любые обычные действия использовать как тренировки к будущим походам и восхождениям. Егоров предложил воспользоваться возможностью прийти на электричку, чтобы проверить свои физические кондиции, умение укладывать рюкзаки и выбирать себе обувь для похода. Мы с энтузиазмом выполнили его предложение. Положительных эмоций было – через край.

В зимние каникулы 1959 г. Виктор Павлович повёл большую группу, человек 16, в лыжный поход по Карелии. Для многих предстоял первый зимний поход. Готовились мы тщательно и по снаряжению, и по продуктам.

Виктор Павлович тщательно спланировал и нагрузку и на каждый день, и на весь поход. Ночевали мы в основном в местных школах. При возможности в охотничьих избушках. В середине похода была организована тренировочная ночёвка с нодьёй. Ночёвка прошла успешно, хотя температура была под 30 градусов. График движения выполнялся неукоснительно. Егоров тщательно следил, чтобы на ночёвках все сушили одежду, ели и спали, как следует.

Маршрут не сохранился в памяти. Начали мы от финской границы по бездорожью. Дня через 4 состоялся бросок по обледеневшему зимнику до следующего участка бездорожью. Преодолев его, мы добрались до станции железной дороге и вернулись в Ленинград.

Длина участка, пройденного по зимнику, составляла больше 100 км. Мы прошли его за один день. Было тяжело. К концу перехода Виктор Павлович поручил наиболее выносливым помогать отстающим. На следующий день Егоров организовал днёвку и сам приготовил отличный обед из нескольких блюд. Запомнилось, с какой ловкостью и сноровкой он занимался изготовлением домашнего майонеза. Хотелось и самому участвовать в таком увлекательном процессе.

К лету 1959 года выяснилось, что начальство не горит желанием оставить Егорова завкафедрой, жилья служебного для него не нашлось. Виктор Павлович покинул МФТИ к искреннему сожалению многочисленных туристов и альпинистов физтеха. В дальнейших зимних походах по Хибинам и Приполярному Уралу мы следовали советам В. П. Егорова: тренировочные ночёвки в Подмосковье, физическая подготовка, тщательное изучение маршрута до похода, проверка снаряжения.