Автор: Кирилл Спирин, Спб
Треккинг вокруг Манаслу, весна 2018. Часть II
Продолжаем фотоотчет о треккинге вокруг Манаслу в апреле 2018 года. С первой частью отчета можно ознакомиться по ссылке:
Как вы помните из первой части, мы уже прогулялись к озеру Бирендра и к сползающему со склонов Манаслу леднику, но из Самагаона существуют и другие варианты, куда сходить в режиме однодневной вылазки. Один из таких вариантов - это Пунген Гомпа (уединенный буддистский храм, расположенный на высокогорном плато высотой 4000 метров над уровнем моря). К ней мы и направились на следующее утро. К сожалению, в этой прогулке не все из нашей группы приняли участие: кто-то по болезни, кто-то просто чтобы поберечь силы перед предстоящим перевалом.
Вышли мы еще затемно, чтобы успеть поднятся на плато к рассвету.
Почти успели. Нгади Чули в первых розовых лучах:
Сама Манаслу:
С восходом солнца краски становятся золотыми.
На плато не было никого, кроме нас. Полная тишина, только журчание ручейков и похрюкивание яков.
Этот прореагировал на мое приближение не очень одобрительно, так что подходить ближе я не рискнул:
В гомпе тоже никого не было, она была закрыта на замок:
Даже ветер притих в это утро, флажки лунгта почти не колышутся.
Однако, окрестности гомпы оказались не совсем безлюдными. В одной из келий, предназначенных для медитации, временно проживает китайская молодая девушка. Правда, это "временно" растянулось у нее на полгода. Живет она там совершенно одна, но про нее я уже писал ранее, так что не буду повторяться, несмотря на то, что короткая встреча с ней произвела на меня большое впечатление.
Мы провели на плато чуть более двух часов.
А можно бы было провести весь день, располагай мы достаточным количеством времени.
Если подойти к краю плато, то оно круто обрывается вниз моренными сбросами. Найдите на фото 4 человеческих фигурки, чтобы лучше оценить масштаб.
А внизу ледник, с ледниковыми озерами.
Уходить взаправду не хотелось, но надо. Фотаемся напоследок на фоне Манаслу:
На обратном пути совсем близко видели горных козлов.
В Самагаоне в этот день было состязание лучников. Все мужское население вырядилось в яркие одежды и готовилось к празднику. Этот мужчина как раз направлялся к месту турнира. Вообще-то он шел с женой и еще с другими женщинами, но свое женское окружение показалось ему недостаточным, и он немедленно принялся вытанцовывать с Леной. Его женщины нисколько от этого не смутились, а напротив, задорно хохотали, так же как и он сам, так же как и мы :)
Я надеялся, что в Самдо в этот день тоже будет турнир лучников и мы его посмотрим, но хозяин лоджа в Самагаоне сказал, что состязание сегодня проводится только у них в деревне. Увы, он оказался прав. В 2014 году мы удачно попали на аналогичный праздник в Самдо (имеется даже соответствующий фоторепортаж), и это было здорово.
Переход в Самдо недолгий и даже в неспешном темпе занимает около 3 часов. Мы с Леной никуда и не торопились в этот день. Лена вела беседы с каждым встречным яком.
Буди Гандаки в верхнем течении:
Один из камней мани по пути, и исходящий от Будды луч света!
В Самдо мы заселились в лодж, пообедали и отправились на прогулки по деревне. Выложу немного портретов местных жителей.
Семейный отдых:
После землетрясения 2015 года мелких собачек в Непале стали боготворить. Они обладают способностью очень чутко предугадывать подземные толчки и предупреждают о приближайющейся опасности звонким лаем.
Еще один местный житель.
И не совсем местные. Хотя для Лены, например, это второе посещение деревни Самдо: она уже ходила вокруг Манаслу, причем всего полгода назад, и, впечатлившись увиденным, решила вернуться. Не исключаю, что будет и третий приход :) Ну а сейчас мы пока отдыхаем на лавочке у деревенской гомпы.
А еще мы узнали, как в деревне хранят картошку. Поскольку специальных погребов тут нет, то на зиму выкапывают глубокие ямы прямо на картофельном поле, засыпают туда картошку, а сверху наваливают земли с большой горкой. Получаются такие небольшие курганчики по всему полю, которые и дополнительно защищают картошку от зимнего холода, и одновременно помогают весной без труда найти "кладку".
Наши девчонки в деревенском магазине:
В этот магазин мы наведывались раз пять.
- - У вас сникерсы есть?
- - Сникерс закончился! - радостным голосом отвечает хозяйка.
После очередного круга по деревне:
- - Ячий сыр есть?
- - Сыр закончился! - смеется хозяйка.
После третьего раза она уже стала нас узнавать и смеялась все заливистей. Не закончились у нее только сувенирные шарфики и печенюшки. Мы все порывались ее сфотографировать, но она каждый раз махала руками и убегала. Потом, наконец, видя, что мы от нее не отстанем, обернула шарфик вокруг шеи и согласилась сфотографироваться:
По местным поверьям, шарфик служит своего рода оберегом для женщины. В нем можно фотографироваться. А без него - злые духи, живущие в фотокамере, могут украсть душу. Такие дела.
В качестве благодарности за фото, мы накупили в магазине печенюшек. В ответ хозяйка пригласила нас вовнутрь. Внутри магазина у нее еще и кафе для местных. Нас угостили тибетским чаем. Тем самым, который с маслом и солью. Некоторые пили с опаской :) Но все прошло бесследно для желудков.
На другой день после Самдо мы совершили еще один короткий переход до Дармасалы.
Дармасала находится на высоте 4460 метров. Это последний оплот цивилизации перед перевалом Ларкья Ла. Здесь есть некое подобие лоджа, но комнаты там такие захудалые, что большинство предпочитает спать в палатках. Мы тоже сделали выбор в пользу палаток, которые тут стоят стационарно и способны разместить более 60 гостей. Вид на Дармасалу сверху, на фоне Найке Пика:
После обеда мы в акклиматизационных целях погуляли по ближайшим холмам в свободном режиме. Я вот во время прогулки встретил Алесю:
Попили вместе чайку, взаимно пофотались:
Я сдал Алесе свой пост и отправился вниз, а она осталась еще наверху медитировать:
Отсюда хорошо виден перевал Ларкья Ла (5160 метров):
Завтра нам туда :) |