Автор: Александр Маслов, г.Москва

Отчет о походе 4 к.с. на Памиро-Алае (Кичик-Алай) и Северном Памире (Заалайский хребет), проведенном с 2 по 23 августа 2014 года. Часть 2

Продолжение. Часть 2 здесь
ПЕРЕВАЛ МИНЖАР (2А)
Категория трудности:
Высота: 5025 м
Характер: снежно-ледово-осыпной
Ориентация: ЮВ - СЗ
Расположен в Заалайском хребте между вершинами 5148 м и 5388 м и ведет с ледника Минжар (верховья реки Минжар) в верховья ледника Кузгун (бассейн реки Сауксай).
Координаты: [MINJAR]: 39,380523 с.ш. 72,603797 в.д.
Прохождение: 16 –18 августа 2014 года с юго-востока на северо-запад (от реки Кузгун до долины реки Катта-Бешик). Снята записка группы туристов Московской области ( поход 6 к.с.) от 07.08.2014 под руководством В.В. Мартынова.
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки, могут понадобиться ледобуры и петли.
Отчёты: {1-3, 10, 11, 13}
16.08 Подъем – 5:30, выход – 8:45 Долина засыпана 5-сантиметровым слоем свежего снега, на гребнях и вершинах сидят облака [фото 8.1]. У оставленного на ночь тента под тяжестью снега сломалась палка. Хорошо, что вчера мы не остались на перевале ждать погоды!
От места ночевки поднимаемся по крутой осыпи на левый борт долины и оказываемся на краю обширной террасы, плавно спускающейся к каньону реки Кузгун. Двигаемся на восток около 700 м по заснеженным травянистым холмам и выходим на край каньона реки Кузгун у начала одного из саев ([112], H = 3915) [фото 8.2, 8.5]. Терраса продолжается на север вдоль реки еще около 600 м, однако мы знаем по описаниям, что спуск к реке в ее конце сложен. Спуск по ближайшему саю, напротив, удобен: конгломерат мягкий, крутизна до 30 град. Через 5 минут мы в каньоне реки Кузгун. Высота 3820 м - давно мы не были так низко.
Идем вверх вдоль реки по галечниковым отмелям [фото 8.3, 8.4]. Есть места под палатки, проходим несколько родниковых ручейков ([114], [116]). Миновав характерный конусообразный конгломератный холм, оказываемся на приподнятой над рекой террасе, которая через 500 м переходит в моренный карман. В кармане обнаруживается вода, на моренах справа есть ровные места под палатки. Разведка показала отсутствие принципиально лучших мест до языка ледника [фото 8.6], поэтому останавливаемся здесь на полудневку ([CAMP 15], H = 3960).
Погода переменная: ветер, солнце, но на гребнях и вершинах по-прежнему сидят облака. Во второй половине дня вода в ручье почти исчезает, приходится идти выше по руслу, чтобы найти ее. Возможно, в ясную погоду ее здесь нет вообще (на что, похоже, указывают отчеты). Вечером поднимается ветер, идет слабый снег.
Характер пути
Пересечение террасы и спуск к реке Кузгун
08.45 – 09.17
22 минуты
39,302888 с.ш., 72,640714 в.д.
h = 3917 м
Пологие травянистые склоны, мягкий конгломерат до 25 град.
Подъем вдоль реки Кузгун и по карману морены
9.17 – 11.00
1 час 25 минут
Dh+ = 150 м
Dh = 220 м
17.08 Подъем – 5:00, выход – 7:40. Переменная облачность, за ночь выпало немного снега похоже, погода налаживается. Невысокие по местным меркам хребты на той стороне Сауксая покрыты свежим снегом и выглядят как восьмитысячники.
Идем вверх по карману до его окончания, затем приспускаемся к языку ледника, так как дальнейший траверс преграждает промоина с 5-метровыми вертикальными стенками. Проходим 400 м по рантклюфту вдоль мощного потока до места, где возможен простой выход на ледник ([118], H = 3985) [фото 8.7]. Поднявшись по лежащей на льду осыпи на тело ледника, движемся вверх по присыпанным свежим снегом моренным холмам. [фото 8.8] Путь состоит из многочисленных обходов, подъемов и спусков, под ногами преимущественно осыпь и грязь. Смещаемся сначала в направлении середины ледника, затем обратно к правому борту. 200-300 м проходим по рантклюфту, затем опять уходим на ледник к появившейся полосе чистого льда. Это оказывается удачей: находим удобный путь по полосе красной поверхностной морены вдоль ледниковой реки в соответствии с описанием {1} [фото 8.9, 8.10]. Идем по «красной мостовой» и останавливаемся на обед на высоте 4265 ([123], H = 4265) на уровне впадения ледника Красина. Ледник здесь уже открытый, относительно ровный и чистый [фото 8.11].
Ледник Красина мы толком не видели [фото 10.26], поэтому сложно сделать какие-либо выводы об изменении его состояния. Приток к перевалу М. Мещерякова (3Б+) (ледник № 249) изменился [фото 10.19]. Раньше язык ледника лежал довольно высоко в своем ущелье, теперь он впадает в основное тело ледопадом.
Выходим с обеда в 13:35 и продолжаем подъем вдоль красной полосы и приуроченного к ней ледникового русла. Количество свежего снега на леднике увеличивается, уже через 1,5-2 перехода приходится тропить по щиколотку [фото 8.12]. Под снегом ледник без трещин, поэтому существует лишь опасность попадания в ручей. Через переход количество снега возрастает еще значительнее, связываемся ([126]). После поворота ледника на запад, на траверзе притока № 236 с перевала Красный (2Б-3А), начинается сильный порывистый ветер, несущий поземку. Через перевалы 50 лет МАИ (2А) и Минжар из Алайской долины несет тучи, при этом в целом облачность поднимается и у нас солнечно.
Грандиозно выглядит северная стена пика 5922 [фото 10.25]. Ледопад, преграждающий путь в верховья Кузгуна, не изменился по сравнению с фотографиями из отчетов и, похоже, обходится слева по ходу под склонами 5922 [фото 8.13, фото 10.28]. Перевал Конституции (2Б) и верхняя ступень ледника выглядят просто, однако беспокойство вызывает след большого обвала с вершины 5914 м южнее перевала, перебивший до середины перевальный цирк [фото 10.29].
Идем в направлении поворота в цирк перевала Минжар, огибая редкие трещины [фото 8.14]. В месте слияния ледников Расположен вал боковой морены и несколько разломов. Не тратя время на обход, поднимаемся на вал и пересекаем разлом по дну [фото 8.15] (подъем из разлома – перила 25 град 10 м, так как мы без кошек [128], H = 4570). Дальнейший подъем по леднику к перевалу Минжар – по пологому снегу по ЛПВ. К 17:00 выходим на выполаживание и ставим лагерь на закрытом леднике среди небольших трещин ([CAMP 16], H = 4670) [фото 8.16, 8.17]. Воду удается добыть в одной из трещин.
К вечеру погода налаживается, ночь звездная и холодная.
Характер пути
Место ночевки - выход на ледник
7.40 – 8.56
1 час 6 минут
39,323103 с.ш., 72,655485 в.д.
h = 3984 м
Разнообразные морены, в т.ч. на льду
Выход на лед. Кузгун и подъем до слияния с лед. Красина
9.06 – 11.30
1 час 54 минуты
39,334024 с.ш., 72,660577 в.д.
h = 4104 м
Зачехленный ледник, местами открытый лед
Дальнейший подъем по лед. Кузгун и выход к цирку под пер. Минжар
13.35 – 17.00
2 часа 37 минут
[CAMP 16],
h = 4670 м.
Пологий закрытый ледник практически без трещин.
Всего (17.08.2014):
07.40 – 17.00
4 часа 31 минута
Dh+ = 750 м
18.08 Подъем – 6:30, выход – 8:30. Горелки засорились, очень долго готовим завтрак. Ясно, в наш лагерь рано приходит солнце – отличное утро.
Выходим из лагеря в связках и поднимаемся по пологому, закрытому свежим снегом (а в обычных условиях открытому) леднику на север, затем заворачиваем влево в цирк перевала Минжар [фото 8.18]. Отдельные трещины пересекаем по мостам. После некрутого взлета в обход зоны трещин выходим на почти ровный ледник, плавно поднимающийся к широкой перевальной седловине. Тропежка по середину голени, первый периодически проваливается в маленькие трещины. К 12:00 (2 ч 48 мин ЧХВ от ночевки) поднимаемся на перевальную седловину. Тур Расположен правее и выше низшей точки на скальном выходе, от которого начинается спусковое ребро ([MINJAR], H = 5020 [фото 8.19]), в нем записка группы туристов Московской области под руководством Мартынова В.В. от 07.08. Есть мобильная связь. Погода отличная – только отдельные облачка, безветренно [фото 8.19].
Спуск с перевала в долину реки Минжар проходит по скально-осыпному ребру (гребню) со снежно-ледовыми участками и практически совершенно безопасен в любых погодных условиях. Средняя крутизна около 20-30 градусов, локально до 40 град. В нашем случае весь гребень покрыт 30-сантиметровым слоем свежего снега. Бросаем прощальный взгляд на пики Дзержинского и Вали за Кузгуном и начинаем спуск: выпускаем первого на страховке проверить состояние склона и сцепление снега с подложкой. Состояние склона позволяет спускаться индивидуально в кошках без групповой страховки [фото 8.20]. За 2 часа аккуратно спускаемся по гребню до осыпной седловины ([134], H = 4305), обходя скальные выходы преимущественно по правой стороне и стараясь не подрезать склон. Спуск несложен, но неудобен тем, что под снегом скрываются то осыпь, то скальные выходы, то лёд и сложно предсказать каким будет следующий шаг. Как кажется, при подъеме практически в любых условиях также возможно обойтись без страховки. Ночевать можно на седловине 4305 м (но здесь может не быть воды) [фото 8.21]. Небольшую площадку в середине гребня, описанную в отчетах, мы не заметили.
С седловины 4305 м спускаемся направо по ходу по заснеженной мелкой осыпи и конгломерату, затем вдоль чистого ручья выходим в карман ледника Минжар [фото 8.21, фото 8.22], где на редкой травке располагаемся на обед ([136], H = 3975).
По пути спуска наблюдаем перевалы 50 лет МАИ (2А) и Татьяна (3А*) [фото 10.32]. Путь на первый выглядит достаточно спокойным, если не брать в расчет висящие на гребне сбросы. Ледопад перевала Татьяна выглядит совершенно непроходимым, а путь обхода через скальный гребень также кажется весьма сложным и неприятным.
После обеда выходим в 17:20 вниз по карману, но через 5-10 минут (900 м), когда карман вырождается, а ручей уходит вниз к леднику, уходим на правый склон по козьей тропе [фото 8.23]. Трава местами еще покрыта мокрым снегом, скользко. Еще через 10-15 минут спускаемся на широкое поле с крупными камнями ([138], H = 3720), но здесь нет воды, поэтому спускаемся еще 5-10 минут вдоль ледника до широких разливов под висячим ледником № 220, спадающим с гребня Главного хребта. Один из текущих здесь ручьев к нашему удивлению оказывается чистым, а в 200 м за ним на задернованной морене находим хорошее место для лагеря ([CAMP 17], H = 3610, время 18:45).
Дует неприятный ветерок, сначала снизу, после заката – сверху. Чудесные виды в сторону Алайской долины и на Главный хребет, который здесь напоминает своей ступенчатой структурой Юго-Западный Памир. Ночь ветреная, но теплая, несколько человек спят на улице под роскошным звездным небом.
Подъем на перевал Минжар
8.30 – 12.00
2 часа 48 минут
[MINJAR],
H = 5025 м
Пологий закрытый ледник с редкими трещинами
Спуск с перевала в карман ледника Минжар
12.30 – 15.20
2 часа 25 минут
39,392511 с.ш., 72,589462 в.д.
h = 3975 м
Снежно-скально-осыпной гребень 20-30 град.
Спуск вдоль ледника Минжар до места ночевки
17.20 – 18.45
6 часов 48 минут
Dh+ = 355 м
Dh = 1415 м
19.08 Подъем – 5:00 (6:30), выход – 7:15 Погода «звенит»: на ярко синем небе ни единого облачка.
За 22 минут доходим по тропке до крупного сая ([138A], глубина 20 м), образованного западным потоком с ледника № 219. За ним расстилается ровная зеленая терраса правого берега реки Минжар. На противоположенном берегу Минжара, под седловиной некатегорийного перевала, ведущего в долину реки Сынарджар, высятся причудливые конгломератные останцы.
Похоже, упомянутый некатегорийный перевал является самым простым и коротким путем выход «в цивилизацию» с ледника Минжар ({10}). Основная сложность (или, скорее, неудобство) – пересечение ледника Минжар и конгломератных промоин под седловиной перевала.
Переходим сай по тропе, затем пересекаем еще два маленьких оврага и один большой сай ([138B], глубина 30 м) [фото 8.24], образованный восточным потоком с ледника № 219, после чего оказываемся на действительно ровной террасе ([139], H = 3535) [фото 8.25, 8.26]. Эти саи можно обойти с меньшей потерей высоты заметно правее по ходу.
Спускаемся от последнего сая 15 минут по ровной травке вдоль неглубокого сухого русла, затем от точки [140] (H = 3410) уходим по торной тропе направо. Тропа забирается на округлый травянистый отрог, траверсирует его и затем спускается в неглубокую долину реки Кичик-Бешик («бешик» - колыбель) [фото 8.27]. Идем по долине до джайлоо, где стоят две юрты ([141A], H = 3280). Здесь только женщины и дети, которые смотрят на нас с некоторой настороженностью. Поворачиваем круто направо и по тропе мимо маленького подболоченного озерка выходим к автомобильному броду через левый приток реки Катта-Бешик, который берет начало с ледника № 217 ([141B]).
Характер пути
Спуск от места ночевки до джайлоо в долине реки Кичик-Бешик
07.15 – 08.53
1 час 18 минут
39,448599 с.ш. 72,666795 в.д.
H =3465 м
Луга, тропа
Спуск к автомобильному броду через приток Катта-Бешик
9.03 – 10.32
15 часов 11 минут
Dh+ = 1255 м
Dh = 1985 м

Перевал Минжар является наиболее простым и удобным путем из Алайской долины в долину Сауксая в центральной части Заалайского хребта. Соседние перевалы выше, сложнее и опаснее.
Реальная категорийность перевала Минжар, даже с учетом его высоты, соответствует твердой памирской 2А. Путь подъема по контрфорсу, хотя и несколько монотонен и изнурителен, зато абсолютно безопасен. Две-три перильных веревки для выхода на седловину перевала необходимы в основном только для обеспечения безопасности – все идется ногами.
Перевал Минжар может быть рекомендован в качестве первого, «заходного» перевала всем группам, совершающим походы в данном районе, а также в качестве быстрого и простого запасного/аварийного выхода в Алайскую долину с ледников Кузгун и Красина.
ЧЕРЕЗ СЕВЕРНЫЕ ОТРОГИ ЗААЛАЙСКОГО ХРЕБТА
Отсюда у нас начиналась последняя часть маршрута – «выбег» по «зеленке» под стеной Заалайского хребта в сторону пика Ленина. При планировании маршрута мы сомневались, что успеем пройти это участок полностью, предполагая, что за предыдущие 2,5 недели потеряем где-нибудь время и/или мотивацию для «проскрябывания» по моренам и конгломератам ледников Кунгыр и Коман. Но мы сэкономили день, отказавшись от восхождения на пик Инвалидов, и заодно получили стимул пройти полностью оставшуюся часть маршрута. Удачному прохождению способствовала идеальная погода.
ПЕРЕВАЛ 60 ЛЕТ ОКТЯБРЯ (2Б)
Категория трудности:
Высота: 5070 м
Характер: сн-лд
Ориентация: З – В
Расположен в северном отроге Заалайского хребта, идущем от вершины Раздельная, в месте его поворота на северо-восток (западнее пика Юхина и севернее пика 30-летия УзССР) и ведет с ледника № 211 (цирк ледника Коман) на нижний левый приток ледника Ленина.
Координаты: [60 LET]: 39,411851 с.ш., 72,825399 в.д.
Прохождение: 19–22 августа 2014 года с запада на восток (от джайлоо в долине реки Кичик-Бешик до МАЛ Ачикташ). Тура нет, так как перевальный гребень полностью снежно-ледовый.
Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки, ледобуры, петли.
Отчёты: {5,6, 10, 12, 25, 26}
19.08 В 400 м впереди левый приток реки Катта-Бешик выходит из конгломератного каньона. Проходим немного вперед, перепрыгиваем по камням реку с ледника № 218 и поднимаемся в карман между древними моренами и склоном отрога, обходя каньон [фото 9.1]. Тропа вьется по моренным валам и вскоре ([143], H = 3405, 15-20 минут от пересечения притока) выводит на край всхолмленного травянистого плато, рассеченного каньонами многочисленных рек и ручьев [фото 9.2]. Видны вершина Кунгыр-Тюбе (4165) и выход на ледник Кунгыр [фото 9.3]. Вокруг множество ленивых сурков. Идем по тропе между травянистых холмиков в общем направлении вдоль реки и за 20 минут достигаем коша ([144], H = 3465). В отличие от предыдущего джайлоо, это не юрта, а стационарное здание.
При подготовке похода казалось, что можно пройти к реке Катта-Бешик по верховьям долины без потери высоты, но теперь видно, что не получится – путь преграждает ряд саев и холмов. Кроме того, нормальный выход на ледник Кунгыр возможен только слева от вытекающей из него реки, под склоном горы Кунгыр-Тюбе, а не справа (точнее говоря, если справа, то сильно выше – см. {10, 26}). Спускаемся от коша к реке (старая дорога, автомобильный брод) [фото 9.1], затем поднимаемся в юго-восточном направлении на высокий травянистый вал, отделяющий эту реку от следующей ([145], +60 м от реки). Пересекаем следующий, сухой, сай, переваливаем еще через один холм и оказываемся на большом ровном лугу, глобально над левым берегом реки Катта-Бешик, но далеко от воды ([145A], H = 3560). Здесь пасется большое стадо баранов под управлением 12-летнего мальчика. Он совсем не понимает по-русски, наш киргизский ему так же непонятен, но, тем не менее, общение доставляет определенное удовольствие всем участникам.
Пересекаем пастбище в юго-восточном направлении, спускаемся в неглубокую долину реки Катта-Бешик и переходим ее по камням. Отсюда можно начинать подъем к леднику Кунгыр, так как южнее находятся несколько глубоких саев, затрудняющих путь. Располагаемся на обеденный перерыв ([146], H = 3595). В 150 м выше по течению находим у самой воды родничок ([146А]) с чистой водой, но его, очевидно, заливает в высокую воду.
От джайлоо на реке Кичик-Бешик сюда можно было попасть иным путем – через автомобильный брод и дальше по гребню между рекой Катта-Бешик и ее левым притоком. Возможно, на таком пути меньше «лишний» набор высоты. Также к месту обеда приходит мощная траверсная тропа (старая дорога?) с некатегорийного перевала Кунгыр.
После обеда выходим в 14:40 и, набрав в роднике воды, начинаем подъем по крутому травянистому склону в направлении окончания южного гребня горы Кунгыр-Тюбе. За 25 минут поднимаемся к краю ледника, который в этом месте покрыт мощным моренным чехлом [фото 9.4]. Еще за 1 час пересекаем зачехленный ледник [фото 9.5] в направлении травянистой седловины между вершинами 4130 м и 4355 м (на хребтовке В. Ляпина – 4351). Характер пути – «пила» по конгломератно-моренным холмам, открытого льда и воды нет. Для спуска в правый карман ледника находим относительно некрутой конгломератный склон. В 17:13 выходим в правый карман. Здесь достаточно ровно, растет лук, есть многочисленные следы присутствия яков. В 200-300 м выше по карману находим воду: небольшой ручеек течет из снежника на склоне, пока тот освещается солнцем. Ночевка ([CAMP 18], H = 3865). Отмечаем день рождения Вани.
Еще один красивый вечер и ясная ночь, когда половина группы спит на улице. Выше на склоне бродит стадо яков, периодически похрюкивая в ночи
В течение дня мы имеем возможность посмотреть с разных ракурсов на перевалы в Главном хребте: Западный (2Б*), Красный (2Б-3А) и Цюрупы (3А). Последний из них проходился несколько раз за последние годы ({1, 10, 13, 21}) и является весьма удачным вариантом пересечения Главного хребта для групп, совершающих походы 5-6 к.с [фото 10.37, 10.38]. По двум первым перевалам информации гораздо меньше.
Перевал Западный был пройден группой В. Громова {23} в 1981 году (первопрохождение ленинградцами несколькими годами ранее) и ведет в тот же цирк ледника Кузгун, что и перевал Минжар. Подъем с севера проходит по крутому снежно-скальному гребню и в целом, по тому, что видно, напоминает перевал Цюрупы. В средней части надо обойти или пролезть достаточно крутой и протяженный скальный жандарм. Гребень выглядит вполне пристойно, поэтому можно рекомендовать его для прохождения в качестве альтернативы перевалу Минжар, но не для захода в район с полным грузом. Категория 2Б* представляется адекватной [фото 10.33, 10.34].
Перевал Красный Расположен восточнее, соединяет ледники № 217 и № 235, и является самым коротким (по расстоянию ) путем с ледника Кузгун в Алайскую долину. Известно два прохождения: группой Вильяма Соколенко в 1981 году (чемпионская «ультра-шестерка», {24}) и группой Г. Рахимова в 1983 году {25}, оба прохождения с юга на север. Вариант Соколенко проходит по ледопаду от нижней точки седловины и, по всей видимости, опасен обвалами сераков и не соответствует категории сложности 2Б (что неудивительно: после первопрохождения четырех 3Б и 3Б* группа пробежала этот ледопад и не заметила ). Вариант Рахимова проходит по снежно-ледовому ребру западнее ледопада и был оценен группой как 3А. По всей видимости, такая оценка сложности является правильной, путь прохождения – технически интересен и более-менее безопасен [фото 10.35, 10.36]. Можно рекомендовать его прохождение группам, совершающим походы от 5 к.с., с заявленной категорией сложности 3А.
Джайлоо на р. Кичик-Бешик – место обеда у р. Катта-Бешик
10.42 – 12.20
1 час 18 минут
39,448599 с.ш. 72,666795 в.д.
H =3465 м
3 часа 14 минут
Dh+ = 700 м
Dh = 140 м
20.08 Подъем – 5:00 (6:00), выход – 7:10. Погода по-прежнему радует. За 20 минут выходим на правый по ходу край травянисто-осыпной седловины между вершинками 4130 и 4355 ([PASS], H = 4133 красивое место для ночевки, но воды нет – только снежник) [фото 9.6, 9.7].
В принципе это вполне себе самостоятельный перевал – н/к или 1А. Для удобства наименования можно было бы назвать его, например, «Ячий» или «Цветной».
Уже после похода был обнаружен отчет о походе 2013 г. (рук. О. Кондраков, 4 к.с., {26}), в котором группа прошла эту седловину и назвала перевалом Кунгырсу (1А).
От края седловины траверсируем северный склон вершины 4355 м в восточном направлении. Продолжая траверс, переваливаем пологий северный гребень, немного спускаемся, чтобы пересечь микро-цирк между северным и северо-восточным отрогами, и поднимаемся по снежно-осыпному склону и гребешку на седловину в северо-восточном отроге вершинки 4355 м ([151], H = 4135 20-25 минут от первой седловины). Показывается ледник Коман, видны его левый карман и наш следующий перевал. От первой седловины сюда можно было бы пройти, немного поднявшись по гребню и траверсировав затем снежный (осыпной склон) – вероятно, меньше будет лишний набор высоты.
Спускаемся к небольшому грязному озеру, которое расположено под склоном, затем по разнообразным моренам в юго-восточном направлении выходим на разливы в кармане ледника Коман ([152], H = 3950) [фото 9.7, 9.8, 9.9]. По пути неожиданно встречаем пастуха (охотника?), разыскивающего какое-то стадо. Много мест для ночевки.
Пройдя 10 минут вверх вдоль ручья в кармане ледника Коман ([153]), сворачиваем к востоку и начинаем пересекать ледник Коман. Путь несколько сложнее, чем по леднику Кунгыр: есть участки открытого льда, больше перепады высот между холмами и длиннее обходы. За 1 час 10 минут пересекаем ледник и выходим сначала на старые боковые морены, а затем к разливам под высоким моренным валом ледника № 211 ([157], H = 4050). Останавливаемся здесь на обед. Солнечно, жарко.
После обеда выходим в 15:10 и за 15 минут поднимаемся на моренный вал. У его края есть ровное место под палатки ([158], H = 4165) и вода, но мы проходим еще 20 минут по валам свежей морены в общем направлении седловины в гребне перевала 60 лет Октября и находим уютное место между холмов рядом с мощным ручьем ([CAMP 19], H = 4265). Время 16:45 - останавливаемся на ночевку. Погода по-прежнему держится, часть группы ночует на улице.
Сегодня наблюдаем перевалы Дзержинского (3А*) и Красина (2Б-3А) .
Перевал Дзержинского с северной стороны, судя по всему, не претерпевает существенных изменений [фото 10.42]. Северная сторона перевала Красина имеет сложность 2Б-3А за счет разорванного, но в принципе проходимого ледника. Обход верхней ступени справа по ходу выглядит достаточно простым, но перекрывается следами ледовых обвалов с пика Цюрупы [фото 10.40, 10.41].
По спутниковым снимкам похоже, что южная сторона перевала Красина возвращается к своему «нормальному состоянию» после подвижек начала-середины 2000-х годов, однако это предположение надо подтвердить непосредственными наблюдениями.
Место ночевки - перевал Кунгырсу - спуск к леднику
7.10 – 9.50
2 часа 00
39,416098 с.ш 72,760132 в.д.
h = 3949 м
Травянистые, конгломератные, осыпные склоны
Пересечение ледника Коман
9.50 – 11.30
1 час 10 минут
39,412622 с.ш. 72,793446 в.д.
H = 4050 м
Моренные валы, мертвый лед
Подъем по моренам лед. № 211 к месту ночевки
15.10 – 16.45
1 час 4 минуты
([CAMP 19], H = 4265 м
Старые и свежие моренные валы
07.10 – 16.45
4 часа 14 минут
Dh+ = 600 м
Dh = 200 м
21.08 Подъем – 5:00 (6:00), выход – 7:15
Подъем на перевал 60 лет Октября проходит по гребню отрога, разделяющего ледники Коман (точнее его «спутник» - лед. № 211) и Ташкюнгей. Перевальная точка – это неявно выраженная узловая вершина [фото 9.10]. В верхней части гребня, по которому осуществляется подъем на перевал 60 лет Октября, можно выделить 2 логичные седловины. Левая из них ниже, к ней ведет кулуар с ручьем. Правая седловина расположена за небольшим жандармом, подъем на нее проходит частично по леднику и частично по осыпи. Решаем подниматься через левую седловину и выходим в ее направлении. Через 5 минут после выхода с места ночевки спускаемся в лежащий под склоном карман, где есть ручей и подготовленные места под палатки ([158А], H = 4250). Вероятно, от места вчерашнего обеда сюда проще подниматься вдоль ручья. Дальнейший подъем на гребень занимает 35 минут и проходит по мелкой осыпи и смерзшемуся конгломерату вдоль ручья, который течет даже утром.
На снежно-осыпной седловине ([160], H = 4470) надеваем кошки и начинаем подъем по гребню [фото 9.11, 9.12] с обхода жандарма слева по ходу. Выбравшись по 30-градусному снежному склону (ступени, тропежка) [фото 9.13, 9.14] на его вершину, продолжаем подъем по гребню, преимущественно по снегу, иногда выходя на осыпь или скалы, чтобы не тропить глубокий снег. Примерно за 1,5 часа поднимаемся на 400 метров под заключительный взлет гребня. Слой снега уменьшается, начинаем вешать перила [фото 9.15]. Первые 50-60 м – лёд до 35 градусов, несколько небольших трещин. Выше появляются разломы, снега больше. Еще 40 метров выводят на верхний край засыпанного разлома рядом с карнизом ([165], H = 4990) [фото 9.16]. Отсюда 20 м направо через мост и 20 м вверх по снегу выводят на спокойный 20-градусный снежный склон [фото 9.17]. Еще 40 метров вешаем по инерции и для подстраховки ([166], H = 5025). Провеска и прохождение веревок занимает около 3 – 3,5 часов. Вероятно, правильнее двигаться ближе к скалам гребня: такой путь несколько круче, но короче, не нужно выходить на мосты через большой разлом.
По мере готовности связываемся и выходим наверх в направлении перевального купола. Яркое солнце, жарко, снег раскис. Подъем на верхнюю точку – еще около 10-15 минут ([60 LET], H = 5070). На восточную сторону гребень обрывается короткой крутой стенкой, кое-где над ней висит карниз. Южный гребень в направлении пика 30 лет УзССР выглядит достаточно простым и приятным, однако на восточную сторону почти везде свисают карнизы. Отличный вид на Алайскую долину – как из окна самолета
Проходим по узкому гребню порядка 50 м на север. Здесь нет карниза и можно легко спуститься на ледник [фото 9.18]. Собравшись все вместе на леднике под перевалом к 15:10 ([167], H = 5025), фотографируемся на фоне пика Ленина и выходим в связках вниз по ЛПВ [фото 9.19, 9.20]. Трещин мало, ледник, как и на Минжаре, в обычных условиях открытый. За 15 минут спускаемся из цирка на основной ледник [фото 9.21], проходим вдоль его левого борта около 500 м и уходим влево на морены перед началом ледопада ([170], H = 4700). В левом кармане чуть выше точки выхода на морену лежит небольшое озеро. На склоне пика Юхина над ним наблюдаем необычную картину медленно ползущего селевого потока [фото 9.22].
Развязавшись, пересекаем ложбину, отделяющую ледник от боковых морен и движемся по холмам высоко над ледником, затем на протяжении километра траверсируем с постепенным спуском мелкоосыпной склон следующего, более высокого моренного холма [фото 9.23]. Под нами рантклюфт, он не очень удобен для движения. Впереди показываются палатки «лагеря 4400», рантклюфт переходит в карман. Спускаемся в него и, пройдя 300 м, останавливаемся на ночевку в виду лагеря [фото 9.24], но на отдалении, чтобы избежать ненужных контактов ([CAMP 20], H = 4430, время 18:19). Рядом родниковый ручей.
К моменту прихода погода портится: над пиком Ленина и ледником, с которого мы спустились, сгущаются тучи поднимается ветер, начинается снег. Но к ужину погода налаживается, ночь звездная. Вечером звоним Имиджану и заказываем машину на послезавтра.
Подъем на ребро пер. 60 лет Октября
07.15 – 08.09
44 минуты
39,414081 с.ш. 72,812565 в.д.
H = 4470 м
Мелкоосыпной склон до 30 град.
Подъем по гребню до первой веревки
8.34 – 11.00
1 час 54 минуты
39,412857 с.ш. 72,821929 в.д.
H = 4835 м
Фирновый гребень
Провешивание веревок, выход на седловину, спуск в восточный цирк
11.00 – 15.10
4 часа 10 минут
39,412016 с.ш. 72,827299 в.д.
H = 5026 м
Фирн, лёд до 35 град., перила 180 м
Спуск к леднику Ленина
15.35 – 17.20
1 час 5 минут
39,405375 с.ш. 72,840552 в.д.
H = 4705 м
Пологий закрытый, открытый ледник без трещин
Спуск к месту ночевки недалеко от лагеря 4400
15 часов 54 минуты
Dh+ = 2105 м
Dh = 980 м

Перевал 60 лет Октября – интересная и красивая 2Б. Являясь единственным простым (= пройденным более одного раза ) перевалом в отроге, разделяющем ледники Ленина и Коман, перевал 60 лет Октября логично включается в нитки перевалов, включающие посещение ледника Ленина. Находящийся существенно ниже в отроге перевал Разведывательный (1Б) формально проще, но гораздо менее зрелищен, а с учетом протяженности подходов лишь немного экономит время.
Пройденный нами путь от реки Минжар до ледника Коман несложен и пролегает на небольшой высоте. Но не стоит пытаться пройти его быстрее или в начале похода – большая протяженность и постоянное чередование спусков и подъемов весьма утомительно.
ПЕРЕВАЛ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ (Н/К)
Категория трудности: н/к
Высота: 4140 м
Характер: осыпной
Ориентация: СЗ – ЮВ
Расположен в северном отроге Заалайского хребта, отходящим от вершины Раздельная и разделяющим ледник Ленина и верховья реки Ачик-Суу. Используется для обхода непроходимой нижней части ледника Ленина.
Координаты: [PUTESHESTV]: 39°2613.9 с.ш., 72°5400.4 в.д.
Прохождение: 22 августа 2014 года при спуске в МАЛ «Ачик-Таш».
Перевал Путешественников нельзя назвать самостоятельным препятствием. По сути это просто небольшой набор высоты на пути по тропе: в других долинах мы преодолевали и большие перепады без всяких имен Для удобства структурирования и в соответствии со сложившейся традицией спуск в МАЛ выделен в отдельный раздел отчета.
В условном «вакууме», при отсутствии тропы категория перевала могла бы соответствовать 1А, но тропа существует, так что с нашей точки зрения, это н/к.
22.08 Подъем – 6:00 (7:30), выход – 9:20 Ясно, безветренно.
От лагеря 4400 [CAMP 4400], в котором почти никого нет, начинается ломовая конная тропа в Ачикташ, которая петляет по моренам высоко над ледником Ленина [фото 9.25, 9.26]. По пути встречаем нескольких иностранцев-треккеров и киргизов на лошадях, которые обслуживают лагеря. Их первый вопрос: «Какая фирма?»
Примерно через полчаса тропа спускается в глубокую долину ручья с ледника № 203 ([170A]), затем следует подъем на террасу (суммарно +/-50 м) и примерно 1,5 км траверса по умопомрачительной тропе, вырубленной в крутом осыпном склоне над зияющим рантклюфтом [фото 9.27, 9.28]. На последнем участке наблюдаем самопроизвольный камнепад, перебивающий тропу!
С ледника № 203 в долину реки Ташкюнгей ведет перевал № 30 ориентировочной сложности 2А+ - 2Б. Возможно, он еще не пройден. Вероятно, он может быть полезен для организации акклиматизации при начале маршрута в районе МАЛа.
Через пару ходок подходим под начало подъема на перевал Путешественников (4040 м). Подъем проходит также по тропе, набор 100 м. Съев на седловине перевала ([PUTESHESTV], H = 4140) последнюю шоколадку [фото 9.29], спускаемся по более крутой из двух ведущих с перевала троп в небольшую зеленую долинку, в верховьях которой находится перевал Разведывательный. Тропа проходит мимо красивого водопада, скалы с памятными табличками ([173], H = 3815) и выходит на просторное травянистое плато между нашей рекой и Ачикташем. Это «Луковая поляна», где раньше располагались альпинистские лагеря. Спуск отсюда по тропе и дороге до МАЛ «Ачикташ» занимает еще около 40 минут [фото 9.30].
Проходим до середины урочища, занимаемого юртовыми лагерями различных турфирм, и выясняем, что у «Достука» в этом году нет своего лагеря. Разведав возможности в части еды, ставим палатки на травянистом холме напротив лагеря «Аксай-Трэвел» ([CAMP 21], H = 3615) [фото 9.31]. Народу в лагерях мало, никто не проявляет к нам интереса. Есть мобильная связь. Много мусора, наличествующая вода непригодна для питья без кипячения.
Остаток дня отдыхаем. Покупаем в нескольких лагерях консервы, овощи, арбузы, пиво и прочие прелестные вещи. После обеда идем на прогулку в направлении большого озера Тулпаркёль, но упускаем из виду наличие между нами и озером полноводного Ачикташа. В итоге довольствуемся уютным зеленым озерком между моренными валами в километре ниже лагеря. Вода весьма тёплая – удается немного поплавать. Вечером долго сидим за разговорами. Ночь ясная.
Характер пути
Спуск по тропе и подъем на пер. Путешественников
09.20 – 11.32
2 часа 54 минуты
Dh+ = 135 м
Dh = 950 м
Путь с морен ледника Ленина в МАЛ через перевал Путешественников прост и хорошо проходим практически при любых условиях. Следует обратить внимание на опасность камнепада на траверсном участке тропы
23.08 Как и договаривались, в 9:00 две машины (микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter) приезжают в лагерь. Загружаемся и выезжаем в 9:05. Дорога до трассы в поселке Кашкасу очень непростая: едем эти 30 км 2 часа, при этом одна из машин повреждает задний мост и приходится перераспределить людей между машинами. В противовес первому участку, вся остальная дорога – хороший новый асфальт. В Алайской долине подбираем на трассе пару забавных европейцев (он – итальянец, она – финнка, работают в Швейцарии), беседа с которыми скрашивает дорогу. Общее время в пути около 5 часов с одной короткой остановкой у магазина.
В Оше останавливаемся у Имиджана. Оставшуюся часть дня занимает мытье, еда и неторопливые прогулки по кварталу вокруг дома. На ужин роскошный плов.
24.08 После завтрака едем гулять на Сулейманову гору, заходим на базар, затем, с большим запасом, едем в аэропорт. Прохождение контроля к нашему удивлению обходится без вымогательства денег как, например, почти всегда бывает в Таджикистане), зато вылет задерживается практически на час. В 23 с копейками мы в Домодедово. Поход окончен.
ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Успешно пройден протяженный спортивный маршрут 4 к.с. на Памире (Заалайский хребет), что в последнее время происходит нечасто.
Пройденный маршрут соответствует заявленному, за исключением восхождения на пик Инвалидов, которое было отменено по объективным обстоятельствам.
Хорошая переносимость высоты была обеспечена правильно проведенной акклиматизацией на первой части маршрута в узле Кичик-Алай.
Совершено первопрохождение симпатичного перевала Габриэля Гарсиа Маркеса (1Б – 1Б*) в Алайском хребте, который позволяет разнообразить маршруты в районе долин рек Киндык и Кашкасу.
Удалось посмотреть вблизи на один из семитысячников СНГ – пик Ленина (7134 м) – и сопутствующий колорит альпинистских лагерей.
Участники получили новый высотный опыт и навыки прохождения маршрута на Памире.
Район очень красивый и интересный в спортивном отношении и имеет удобную инфраструктуру. По-прежнему существует возможность многочисленных первопрохождений перевальных путей, в том числе и в новые, совершенно нехоженые боковые долины.
Походы в данном районе можно обильно «украсить» восхождениями на вершины – имеется много непройденных вершин высотой более 5500 м, восхождения на которые можно использовать как акклиматизационные или тренировочные, так и просто «для души». Также можно активно включать в маршруты походов протяженные участки траверсов – как главного хребта, так и боковых отрогов.
К сожалению, неприятной особенностью района является то, что многие интересные препятствия находятся в южных отрогах, для попадания к которым необходимо преодолеть высокие перевалы через главный хребет, обычно с большим грузом. Такая ситуация также предъявляет высокие требования к автономности группы и к организации акклиматизации.
В отличие от многих других горных районов, на Северном Памире не наблюдается уменьшения снежного покрова и систематического отступления ледников – разные ледники могут находиться в разных фазах (в том числе и роста!). Поэтому при планировании тактики и путей их прохождения надо ориентироваться на самые свежие материалы и всегда быть готовым к неожиданностям.
Литература
Зеленцов Д.Ю. Отчет о походе 6 к.с. по Северо-Восточному Памиру. 2007 г. На сайте ТК МГУ.
Зеленцов Д.Ю. Отчет о походе 5 к.с. по Северо-Восточному Памиру. 2003 г. Библиотека МГЦТК, отчет № 5989.
Янчевский О.З. Отчет о походе 5 к.с. по Кичик-Алаю и Северному Памиру. 2006 г. На сайте ТК МАИ.
Потребич А.А. Отчет о походе 6 к.с. по Северо-Восточному Памиру. 1988 г. Библиотека МГЦТК, отчет № 5064.
Степанов Н.Р. Отчет о походе 6 к.с. по Северо-Восточному Памиру. 1980 г. Библиотека МГЦТК, отчет № 3783.
Голубов Ю.А. Отчет о походе 6 к.с. по Северо-Восточному Памиру. 1980 г. Библиотека МГЦТК, отчет № 3885.
Картаев Ф.C. Отчет о походе 5 к.с. по Северо-Восточному Памиру. 2011 г. На mountain.ru.
Никоноров А.Г. Отчет о походе 5 к.с. по Северному Памиру. 2004 г. На сайте ТК «Вестра».
Потребич А.А. Отчет о походе 6 к.с. по Северо-Восточному Памиру. 1989 г. Библиотека МГЦТК, отчет № 5233.
Ганаховский С.А. Отчет о походе 5 к.с. по Северному Памиру. 2009 г. На mountain.ru.
Деменев Н.П. Отчет о походе 6 к.с. по Северо-Восточному Памиру. 2009 г. На сайте ТК «Меридиан».
Кондраков О.В. Отчет о походе 5 к.с. по Памиру. 2011 г. На taganok.ru.
Кондраков О.В. Отчет о походе 5 к.с. по Памиру. 2008 г. На taganok.ru.
Мукаилов С.И. Отчет о походе 3 к.с. на Памиро-Алае (Кичик-Алай). 2007 г. На сайте ТК МГУ.
Антонов Д.В. Отчет о походе 2 к.с. в Гиссаро-Алае (Алайский хребет). 2013 г. На сайте ТК «Меридиан».
Лебедев А.А. Отчет о походе 2 к.с. в районе Кичик-Алая. 2012 г. На сайте ТК МАИ.
Иванова И.А. Отчет о походе 4 к.с. с эл. 5 к.с. по Кичик-Алаю. 2009 г. На сайте ТК «Вестра».
Келин А.О. Отчет о походе 4 к.с. по Памиро-Алаю. 2007 г. На сайте ТК КПИ «Глобус».
Лебедев А.А. Отчет о походе 5 к.с. с эл.. 6 к.с. по Кичик-Алаю и Заалайскому хребту. 1998 г. На mountain.ru.
Геров И. В. Отчет о походе 4 к.с. по Кичик-Алаю и Заалайскому хребту. 2000 г. Библиотека МГЦТК, отчет №5740.
Никоноров А.Г. Отчет о походе 6 к.с. по Кичик-Алаю и Заалайскому хребту. 2009 г. Библиотека МГЦТК, отчет № 6590.
Отчет об Алайско-Памирской экспедиции 1928 г. Пер. с немецкого Г. Сальникова. На mountain.ru
Громов В.Н. Отчет о походе 4 к.с. по Заалайскому хребту. 1981 г. Библиотека МГЦТК, отчет № 3984.
Соколенко В.А. Отчет о походе 6 к.с. по Северо-Восточному Памиру. 1981 год. Библиотека МГЦТК, отчет № 4145.
Рахимов Г.Н. Отчет о походе 5 к.с. по Восточному Памиру. 1983 г. Библиотека МГЦТК, отчет № 4790.
Кондраков О.В. Отчет о походе 4 к.с. по Памиру. 2013 г. Библиотека МГЦТК, отчет № 7439.
Картографический материал и геоданные
При подготовке маршрута, его прохождении и написании отчета использовались орографические схемы В. Ляпина (с сайта turclubmai.ru) и А. Пурикова (с сайта ТК «Вестра»), топографические карты масштаба 1:50 000, спутниковые снимки Google и Bing Maps с привязкой с помощью программы SaS.Планета.
Для GPS-приемника была сделана карта горизонталей на основании данных SRTM.
Обзорная карта с нанесенным маршрутом: (1) Кичик-Алай, (2) спуск в Алайскую долину, (3) Заалайский хребет.
Крупномасштабные спутниковые снимки (Bing) с наложенным треком и снятыми точками (21 файл) прилагаются к отчету.
Ниже приводится полный список точек, полученных на маршруте с помощью приемника Garmin eTrex 30 в системе координат WGS84. К полной электронной версии отчета прилагается wpt-файл с указанными точками и трек маршрута в формате .plt.
Большинство точек сняты непосредственно на местности, некоторое количество необходимых точек было добавлено при подготовке отчета по данным трека (такие точки содержат в названии букву «А» после порядкового номера). Также вручную были дорисованы короткие участки трека, на которых у GPS-приемника садились батарейки и запись не осуществлялась.
Название
Описание
Широта (N)
Долгота (Е)
Высота (м)
Развалины здания у моста через р. Киндык.
39,893552
72,702571
02.08.2014
CAMP 1
Место ночевки 2-3 августа в долине реки Киндык.
39,891735
72,702954
02.08.2014
39,883880
72,703763
03.08.2014
Привал. На переходе прошли кош на другом берегу и мост к нему.
39,871545
72,700534
KOSH
Дом (кош) в долине реки Киндык.
39,862376
72,699326
39,860189
72,699708
03.08.2014
Привал. Из редколесья вышли на луга.
39,851464
72,701381
03.08.2014
Привал. Крутой подъем по тропе от реки.
39,846812
72,704645
03.08.2014
Привал. Тропа идет траверсом над каньоном.
39,838875
72,708708
CAMP 2
Место ночевки 3-4 августа в долине реки Киндык.
39,833117
72,708040
03.08.2014
Радиальный выход. Привал перед подъемом на моренный вал.
39,822955
72,707741
03.08.2014
Радиальный выход. Привал наверху подъема на моренный вал.
39,821807
72,708284
03.08.2014
Радиальный выход. Высшая точка подъема.
39,818890
39,813556
72,690798
013A
Пересечение ручья из верхнего озера 4138 м.
39,809655
72,687128
04.08.2014
Привал на бугре при обходе очередного прижима.
39,808447
72,685099
04.08.2014
Привал. С-В берег озера 4039 м, площадки.
39,800967
72,681844
CAMP 3
Место ночевки 4-5 августа у озера 4039 м.
39,797503
72,681721
Радиальный выход. Привал.
39,793668
72,678866
04.08.2014
Радиальный выход. Высшая точка подъема на моренном холме.
39,794035
72,675904
04.08.2014
Привал у начала подъема по осыпи в цирк лед. № 326.
39,793947
72,681244
05.08.2014
Привал недалеко от конца ледника.
39,793719
72,677604
05.08.2014
Привал. Место выхода на ледник № 326.
39,791469
72,671093
39,787878
72,669061
05.08.2014
Привал перед началом подъема на склон перевала Маркеса.
39,786567
72,668516
Трещины на склоне.
39,786250
72,668364
MARQUEZ
Седловина перевала Г.Г. Маркеса.
39,785055
72,667756
05.08.2014
Привал после спуска с южного перевального взлета пер. Маркеса.
39,782263
72,664369
05.08.2014
Место обеда в долине р. Кашкасу.
39,772517
72,658401
05.08.2014
Привал перед ручьем из южного цирка пер. Киндык.
39,764450
72,668190
Привал у реки Кашкасу.
39,760266
72,672965
05.08.2014
Мощный водопадный ручей на левом берегу р. Кашкасу.
39,757512
72,669458
05.08.2014
Привал у реки Кашкасу. Рядом можно найти площадки.
39,752699
72,666761
CAMP 4
Место ночевки 5-6 августа у р. Кашкасу.
39,751219
72,665252
05.08.2014
Привал. У левого притока р. Кёкджар.
39,748128
72,649127
06.08.2014
Привал. Высоко над рекой.
39,747565
72,639742
06.08.2014
Привал. Высоко над рекой.
39,748099
72,630231
032A
Поворот от реки направо в обход холмов - не оптимальный.
39,748215
72,624696
06.08.2014
Привал. Между холмов далеко от реки.
39,748276
72,619135
033A
Пересечение основного истока реки Кёкджар.
39,748008
72,614933
06.08.2014
Привал. У небольшого ручья.
39,747900
72,605429
06.08.2014
Место обеда перед началом подъема на пер. Кёкджар.
39,747233
72,596538
KEKJAR
Тур в центре седловины пер. Кёкджар.
39,743964
72,587393
06.08.2014
Привал на спуске с пер. Кёкджар.
39,745916
72,571149
06.08.2014
Травянистая лужайка у ручья, низшая точка по пути к оз. Дамджайлоо.
39,747796
72,566272
39,748695
72,563615
39,755226
72,559002
06.08.2014
Привал на моренном валу, ограничивающем двойное озеро.
39,758293
72,554993
CAMP 5-6
Место ночевки 6-7-8 августа у озера.
39,757955
72,550933
06.08.2014
Привал у ригеля по пути к пер. Вспомогательный.
39,755288
72,536681
07.08.2014
Привал у подножия взлета пер. Вспомогательный.
39,755108
72,533937
VSPOMOGAT
Седловина перевала Вспомогательный.
39,753770
72,532836
07.08.2014
Привал после первого взлета гребня.
39,756089
72,529021
Место надевания кошек.
39,756958
72,526303
07.08.2014
Привал для формирования связок.
39,757399
72,523959
Начало вершинного гребня
39,757703
72,523149
07.08.2014
Привал перед первым жандармом, место обеда.
39,760340
72,521612
07.08.2014
Привал после обхода второго жандарма.
39,761923
72,521476
KIZIL UNKUR
Вершина пика Кызыл-Ункюр.
39,762960
72,521297
07.08.2014
Привал над озером Кош-кёль при спуске в долину.
39,749522
72,560914
08.08.2014
Привал. Ровное пастбище, ручей из-под пер. Кёкджар.
39,735003
72,565647
050A
Место перехода через р. Дамджайлоо.
39,731362
72,567072
39,719837
72,569690
39,703069
72,572808
052A
Джайлоо в долине реки Дамджайлоо.
39,693640
72,578334
Привал у дороги.
39,680605
72,595536
08.08.2014
Привал у пересечения арыка. Место поворота на восток.
39,671923
72,599971
Привал у арыка.
39,666892
72,621067
08.08.2014
Место обеда у разделения арыков.
39,666305
72,628699
CAMP 7
Место ночевки 8-9 августа.
39,669402
72,627871
Привал на дороге.
39,659142
72,646982
09.08.2014
Выход на асфальтовую дорогу в пос. Кашкасу.
39,629949
72,660948
09.08.2014
Место встречи с машиной у моста через Кызылсу.
39,627153
72,658240
CAMP 8
Место ночевки 9-10 августа у р. Карасу рядом с пос. Ачиксу.
39,451520
72,503337
09.08.2014
Привал. Долина Карасу расширяется.
39,440871
72,502611
10.08.2014
Привал в районе водораздела Карасу и Кичик-Ачиксу.
39,429125
72,504765
10.08.2014
Место перехода через р. Кичик-Ачиксу.
39,420816
72,500259
10.08.2014
Привал на террасе высоко над р. Ачиксу.
39,413158
72,495358
10.08.2014
Привал на большой террасе правого берега р. Ачиксу.
39,407439
72,488858
10.08.2014
Привал у ручья в кармане.
39,400953
72,487544
10.08.2014
Привал у ручья в кармане.
39,398046
72,488975
CAMP 9
Место ночевки 10-11 августа под пер. Чакманташ.
39,398356
72,488369
10.08.2014
Радиальный выход. Седловина на гребне.
39,399709
72,495227
10.08.2014
Радиальный выход. Место хранения заброски перед 1м жандармом.
39,397080
72,496189
10.08.2014
Привал при подъеме на гребень.
39,399504
72,492808
11.08.2014
Место выхода на гребень выше 1го жандарма.
39,396173
72,496257
11.08.2014
Привал перед началом обхода 2го жандарма.
39,394703
72,496500
11.08.2014
Место выхода на гребень выше 2го жандарма.
39,393551
72,496389
Привал на гребне.
39,390168
72,495837
11.08.2014
Начало обхода 3го жандарма.
39,388692
72,495950
CAMP 10
Место ночевки 11-12 августа на гребне пер. Чакманташ.
39,387685
39,384716
72,494507
12.08.2014
Конец перил, скально-осыпной жандарм.
39,383594
72,493905
Место обеда.
39,383040
72,493483
12.08.2014
Конец верхнего участка перил.
39,382057
72,493335
CHAKMANTASH
Седловина перевала Чакманташ.
39,377929
72,495070
12.08.2014
Привал у выхода на основное тело лед. Чакманташ.
39,372625
72,503147
CAMP 11
Место ночевки 12-13 августа на лед. Чакманташ.
39,372201
72,502792
12.08.2014
Привал. Полуоткрытый ледник, у поворота на юг.
39,371409
72,520531
Привал. Открытый ледник.
39,357862
72,528809
13.08.2014
Привал. Начало зоны крупных трещин.
39,352445
72,532477
13.08.2014
Привал после обхода зоны трещин.
39,350223
72,535019
13.08.2014
Привал на открытом леднике в месте схода на левую морену.
39,339337
72,529876
13.08.2014
Остановка у верхнего края большой террасы, после пересечения саев под языком лед. Конституции.
39,336315
72,530870
13.08.2014
Место обеда на большой террасе у конца лед. Чакманташ.
39,330942
72,530364
13.08.2014
Привал в правом кармане ледника Инвалидов Западный.
39,324000
72,535300
13.08.2014
Привал на выходе из кармана ледника Инвалидов Западный.
39,319884
72,540293
13.08.2014
Северный край языка ледника Инвалидов Северный.
39,315297
72,541869
13.08.2014
Привал после прохождения под языком ледника.
39,313208
72,543080
13.08.2014
Привал на леднике Инвалидов Западный, надевание кошек.
39,311565
72,544185
39,307514
72,545736
CAMP 12
Место ночевки 13-14 августа на лед. Инвалидов Западный.
39,303481
72,546245
39,299995
72,550596
39,299718
72,557653
14.08.2014
Привал на леднике у начала полузкарытых трещин.
39,297130
72,564150
14.08.2014
Привал на леднике среди трещин.
39,296250
72,567975
14.08.2014
Привал перед небольшим взлетом.
39,296141
72,570997
14.08.2014
Привал над взлетом, перед подъемом в цирк.
39,295968
72,572508
14.08.2014
Привал перед большим разломом.
39,296784
72,573871
Завершение перехода разломов.
39,297948
72,573439
CAMP 13
Место ночевки 14-15 августа на северной седловине пер. Валентина.
39,298916
72,576001
VALENTINA
Южная седловина перевала Валентина (2Б), начало спуска на восток.
39,297835
72,575769
15.08.2014
Привал в кулуаре у выхода на ледник.
39,295910
72,580684
15.08.2014
Привал на леднике для сбора группы.
39,295403
72,583433
15.08.2014
Привал на морене после прохождения зоны трещин.
39,296224
72,586691
15.08.2014
Привал на склоне при подъеме на пер. Шамиля.
39,298257
72,589891
15.08.2014
Место выхода на гребень пер. Шамиля.
39,299660
72,591162
SHAMIL
Седловина перевала Шамиля.
39,299467
72,592165
15.08.2014
Привал на леднике у окончания спуска с пер. Шамиля.
39,302005
72,591877
15.08.2014
Место спуска с языка ледника Инвалидов Восточный.
39,303357
72,602708
Место обеда.
39,303642
72,605201
15.08.2014
Привал над высоким берегом реки из цирка пер. Абрис.
39,305593
72,619645
CAMP 14
Место ночевки 15-16 августа у реки из цирка пер. Абрис.
39,304883
72,630678
15.08.2014
Привал на краю террасы над каньоном р. Кузгун у начала сая.
39,302888
39,307724
72,645195
16.08.2014
Привал на галечниковом поле.
39,312456
72,647801
CAMP 15
Место полудневки и ночевки 16-17 августа под лед. Кузгун.
39,315349
72,649968
16.08.2014
Привал. Место выхода на ледник Кузгун.
39,323103
72,655485
39,327895
72,658280
17.08.2014
Привал у правого края лед. Кузгун.
39,334024
72,660577
39,338394
72,662881
17.08.2014
Привал на леднике Кузгун у выхода на чистый лед.
39,344617
72,662389
17.08.2014
Место обеда на лед. Кузгун.
39,351991
72,661255
17.08.2014
Привал на леднике Кузгун у русла.
39,358944
72,659654
17.08.2014
Привал на леднике Кузгун у русла.
39,364767
72,651166
17.08.2014
Привал на леднике Кузгун. Связываемся.
39,365643
72,641377
39,367430
72,633458
17.08.2014
Место выхода на ледник к пер. Минжар через разлом.
39,367763
72,629745
CAMP 16
Место ночевки 17-18 августа под пер. Минжар.
39,370507
72,624812
17.08.2014
Привал перед зоной небольших трещин.
39,376281
72,619921
18.08.2014
Привал при подъеме на перевал.
39,378527
72,614942
18.08.2014
Привал при подъеме на перевал.
39,379750
72,609982
MINJAR
Тур на перевале Минжар. Начало спускового ребра.
39,380523
72,603797
18.08.2014
Привал на ребре пер. Минжар.
39,382157
72,599439
18.08.2014
Привал на ребре пер. Минжар.
39,383749
72,595717
18.08.2014
Привал на осыпной седловине гребня пер. Минжар. Начало спуска вправо.
39,386033
72,591826
Привал. Снимаем кошки.
39,389689
72,592372
18.08.2014
Место обеда. Несколько хороших ручьев, но неровно и наклонно.
39,392511
72,589462
Привал на склоне.
39,402618
72,593925
18.08.2014
Привал но большом каменистом поле с травкой. Воды нет.
39,411911
72,603205
CAMP 17
Место ночевки 18-19 августа в долине р. Минжар.
39,420665
72,611780
138A
Место пересечения первого сая.
39,424029
72,615813
138B
Место пересечения второго сая.
39,428963
72,621585
19.08.2014
Привал после пересечения второго сая.
39,430063
72,621903
19.08.2014
Привал. На гребень справа по ходу уходит хорошая тропа.
39,442941
72,629467
19.08.2014
Привал в долине Кичик-Бешик, не доходя до джайлоо. Несколько родников, но много навоза.
39,458616
72,637258
141A
Джайлоо в долине реки Кичик-Бешик, 2 юрты.
39,461664
72,637131
141B
Автомобильный юрод через левый приток реки Катта-Бешик.
39,459244
72,645671
19.08.2014
Привал после пересечения реки с ледника № 218 (пер. Красный) у начала тропы в обход каньона.
39,456666
72,647956
19.08.2014
Привал на краю всхолмленного плато, по окнчании крутого подъема в обход каньона.
39,458227
72,656143
Привал в 100 м от коша.
39,448599
72,666795
19.08.2014
Привал на травянистом гребне между двумя долинами.
39,448339
72,673369
145A
Привал на лугу на левом берегу реки Катта-Бешик. До реки далеко.
39,442006
72,686320
19.08.2014
Место обеда на правом берегу реки Катта-Бешик.
39,439076
72,695260
146A
Родник у реки Катта-Бешик.
39,437907
72,695963
19.08.2014
Привал перед выходом на морены лед. Кунгыр.
39,435544
72,703787
19.08.2014
Привал среди моренных холмов на лед. Кунгыр.
39,433996
72,715011
19.08.2014
Привал среди моренных холмов на лед. Кунгыр.
39,428645
72,722456
CAMP 18
Место ночевки 19-20 августа в правом кармане лед. Кунгыр.
39,424140
72,730782
PASS
Седловина безымянного перевала, ведущего из пр. кармана ледник Кунгыр в дол. лев. притока р. Комансу.
39,423603
72,737410
20.08.2014
Привал на траверсе северного склона в. 4355 м.
39,423766
72,738670
20.08.2014
Привал на седловине С-В гребня в. 4355 м.
39,421006
72,747026
20.08.2014
Привал на галечниковом поле в левом кармане ледника Коман.
39,416098
72,760132
20.08.2014
Поворот ручья в кармане лед. Коман.
39,413204
39,409554
72,781889
20.08.2014
Привал на старых боковых моренах лед. Коман.
39,410549
72,788993
20.08.2014
Место обеда под валом лед. № 211.
39,412622
72,793446
20.08.2014
Привал на верху моренного вала под лед. № 211.
39,410551
72,797902
CAMP 19
Место ночевки 20-21 августа среди морен лед. № 211 под пер. 60 лет Октября.
39,410358
72,805187
158А
Готовые места для палаток в кармане у начала подъема на пер. 60 лет Октября.
39,411195
72,807534
20.08.2014
Привал при подъеме на гребень пер. 60 лет Октября.
39,412601
72,810663
21.08.2014
Осыпная седловина в гребне пер. 60 лет Октября.
39,414081
39,412857
72,821929
21.08.2014
Точка на краю большого разлома.
39,412358
72,823948
Конец перил.
39,411991
72,824509
60 LET
Высшая точка пер. 60 лет Октября.
39,411851
72,825399
21.08.2014
Привал на леднике под перевалом 60 лет Октября.
39,412016
72,827299
39,407446
72,833915
21.08.2014
Привал на пологом леднике у моренного озера в кармане.
39,405375
72,840552
21.08.2014
Место выхода на боковые морены.
39,405371
72,843277
CAMP 20
Место ночевки 21-22 августа у "лагеря 4400".
39,408519
72,861285
CAMP 4400
Лагерь "4400" под пиком Ленина.
39,411178
39,437266
72,899417
22.08.2014
Привал на краю "Луковой поляны" у камня с табличками. Есть родник.
39,451859
72,908094
22.08.2014
Привал у дороги перед началом юртовых лагерей.
39,473218
72,913517
22.08.2014
Привал в условном центре МАЛа.
39,481383
72,914383
CAMP 21
Место ночевки около МАЛ Ачикташ.
39,482100
72,915845

Дополнительные фотоматериалы
Кроме фотографий, относящихся непосредственно к маршруту, были отсняты другие интересные объекты, как популярные, так и давно забытые или никогда не пройденные. Надеемся, эти кадры могут помочь другим группам совершить интересные первопрохождения.
Фото 10.1 – Панорама Заалайского хребта с пер. Г.Г. Маркеса.
Фото 10.2 – Вид на Заалайский хребет с гребня п. Кызыл-Ункюр.
Фото 10.3 – Пики Коммунизма и Корженевской.
Фото 10.4 – Пер. 60 Лет Октября, вид при спуске в пос. Кашкасу.
Фото 10.5 - Панорама Заалайского хребта при спуске в пос. Кашкасу.
Фото 10.6, 10.7, 10.8 – Северный склон пер. Лыбидь (3А).
Фото 10.9, 10.10 – Пер. Татьяна (3А*) с западной и восточной сторон.
Фото 10.11 – Правый борт р. Чакманташ на уровне языка ледника.
Фото 10.12 – Восточный склон пер. Скипарюса (2А).
Фото 10.13 – Юго-западная сторона пер. Киевская Русь (3А*).
Фото 10.14 – Панорама с пер. Валентина в восточном направлении.
Фото 10.15, 10.16, 10.17, 10.18, 10.19 – перевалы М. Мещерякова (3Б+) и П.Н. Горлова (3Б).
Фото 10.20, 10.21, 10.22, 10.23 – пер. Плечо пика Инвалидов (3А*) с восточной стороны.
Фото 10.24 – Юго-западный гребень пика 5922 и пер. Олимпийский (2Б?).
Фото 10.25 – Северный склон пика 5922.
Фото 10.26 – Ледник Красина.
Фото 10.27 – Пер. Красный (2Б-3А) с юга.
Фото 10.28, 10.29, 10.30 – Верховья лед. Кузгун, перевалы Конституции (2Б) и Киевская Русь (3А*).
Фото 10.31 – Гребень между п. Дзержинского и п. Вали.
Фото 10.32 – Перевалы 50 лет МАИ (2А) и Татьяна (3А*) с пер. Минжар.
Фото 10.33, 10.34 – пер. Западный (2Б*).
Фото 10.35, 10.36 – пер. Красный (2Б-3А).
Фото 10.37, 10.38 – пер. Цюрупы (3А).
Фото 10.39 – Верховья лед. Коман.
Фото 10.40, 10.41 – пер. Красина (2Б?).
Фото 10.42 – пер. Дзержинского (3А*).
Фото 10.43, 10.44 – Перевалы Корженевского (3Б) и Крыленко (3Б).
Фото 10.45 – пер. Золотой Теленок (2А).