Автор: Иван Петров, Москва
Отчет о походе по Кольскому полуострову
Так как в большие горы пока собраться не удалось, захотелось провернуть короткий спортивный маршрут по Кольскому полуострову, а заодно пощупать новые для себя скилзы водного туризма.
Cразу соваться на воду для закоренелого горника было бы неимоверным шоком, была придумана такая переходная терапия в виде предварительного перелезания Хибин поперек. Типа организм увидит перевальчики, успокоиться, расслабится, тут мы его суем в неопрен, пока не очухался, и вперед в воды Умбозера.
Нас было всего 3 человека и 2 лодки, тащить их через горы было тяжеловато, поэтому было решено как-нибудь их закинуть в устье Тульока. В устье Тульока находится мажорная база отдыха, на которую ведет дорога. И казалось бы, проблем заехать на машине нет, но персонал и руководство на этой базе, по словам местных жителей, нервный и неприветливый, непрерывно находится в режиме «Паника, щас приедет начальство!», и чтобы спокойному отдыху руководства «с шахматами и библиотекаршами» не мешал мусор типа туристов и прочих холопов, руководство купило бумажку в технадзоре, что нормальная дорога по берегу Умбозера в Тульок теперь опасная, и с этого года никого по ней не пускают. Т.к. дорога проходит по территории новейшего ГОК, построенного на берегу Умбозера, никаких легких вариантов обхода КПП пока нет.
Хибины хмурятся
Проблему доставки наших лодок легко решил Павел Ананьев, который известен умением забрасывать и вынимать туристов и охотников в/из самых сложных точек Кольского. Он просто забрал лодки у нас в Апатитах из поезда и привез на моторке точно в срок в заданную точку, захватив еще и упаковку кольского светлого, за что ему огромное спасибо!
Еще при подъезде к Апатитам обнаружилось, что Хибины выглядят как-то не так. Такой вид со большущими снежниками они должны иметь в конце июня, а не в начале августа. Сразу возникли мысли про зафирнованные ледяные снежники, лысые кроссовки и необходимость вырубить в лесу альпеншток заранее. Погода была ясная и от высадки из поезда в Имандре мы забежали на Чоргор за 4 часа. На спуск к базе КСС был длинный снежник, так что без альпенштока можно улететь легко. Спустились на базу КСС, где теперь есть гостиница и магазин. Тут был обнаружен загадочный автотранспорт мчс и 5-6 обычных легковых машин пузотерок с московскими и питерскими номерами.
Шайтан-машина
Теперь можно приехать прямо в центр Хибин на машине, расположиться в комфортной гостинице и гулять по окрестностям пешком, кататься на велосипедах, шкрябать по мелким речкам на каячке и т.д. Не смогли удержаться и купили на базе по баночке продукта с высоким гликемичсеким индексом и побежали в сторону рисчоров.
Встали недалеко от места ядерных взрывов «Днепр-1,2». Вечерком сходил на излюбленное капище радиофобов и радиофилов. Здесь необходимо ритуально подергать торчащие из бетона кабели, наверное, ведущие вглубь к каким-то датчикам в районе остеклованной шарообразной полости, наполненной разными вкусными радионуклидиками. (если я правильно интерпретирую радиофильские верования)
Редкие виды безоблачных Хибин снятые с капища радиофобов и радиофилов
Светясь и изнемогая от лучевой болезни
( в соответствии с радиофобской конфессией )
пополз обратно в палатку.
На следующий день погода стала наконец нормальной хибинской. Видимость 200м, дождь и +8. Планы по траверсу хребта отменили, и побежали через рисчор вниз к слиянию ручьев Северный и Южный Каскаснюнйок. На слиянии воды столько, что сплав можно было начать прямо отсюда. По правому берегу идет тропинка, переходящая в дорогу. Топая по дороге мимо большого болота, я заметил вдалеке на его краю лошадь, мирно пасущуюся под дождем. Бедная лошадь мокла под дождем и была вынуждена есть, какую-то болотную растительность.
Пройдя еще метров 100 лошадь в тумане плавно трансформировалась в такого-же размера медведя. Этот медведь был приличным и интеллигентным. Он спокойно занимался своим делом по преобразованию биомассы болота в массу тела.
Вот смотрите: Так выглядит интеллигентный хибинский медведь
Оставив медведя насыщаться, по раздолбанной джипами дороге чуть-чуть не успели добежать до мажорной базы и встали на ночевку у дороги. В реке Тульок было столько воды, что ее уже нельзя было спокойно перебродить. А чтобы попасть в точку встречи с лодками нам надо было переправиться. Рано утром подошли к месту пересечения дороги и реки. Перебродить прямо в лоб было нереально. Спустившись на 100 метров ниже река немного разливалась и там с веревкой (взяли морковку на пешую часть) удалось сделать безопасную переправу по пояс. Что-то забыл, в августе в Хибинах переправа с веревкой это нормально?
Вышли к мажорной базе . Тут всю ночь урчит дизель и все дорожки освещены фонарями! Они правда круглосуточно ждут начальство, сколько бы топлива это не стоило. База обнесена забором, пришлось обходить по лесу, чтобы выйти на берег Умбозера. Погода немного улучшилась, стал виден противоположный берег залива Тульилухт и мыс Тульинъярк. На нем расположено древнее кладбище последних хибинских саамов.
Ровно в 12.00 приехал Павел и привез лодки. За пару часов закончили стапель и вышли в Умбозеро.
Старт
Дул веселый северный ветер в спину и слегка штормило. Кормовая волна позволяла немного посерфить. Прошли и встали напротив нового ГОК и новых карьеров. По берегу Умбозера встречаются песчаные пляжи и растет очень вкусный горный лук, хотя ягоды совсем зеленые.
Новый ГОК на Умбозере
Утром штормило, но удалось выйти и под прикрытием мысов и островков за пару часов под сильным попутным ветром и волной «долететь» до истока реки Умба. На Умбе ветер стих, и сходу пройдя порог Островной, мы пообедали, а к вечеру были уже на пороге Падун. Через порог лило, как в паводок. На стоянках была записка, что в лагерь несколько дней назад приходил медведь. Так как мы уже видели интеллигентного хибинского медведя, то не придали особого значения предупреждениям. Скорее нас больше беспокоили лемминги. Это такие буйные бесстрашные мохнатые полярные хомяки, которые не боятся людей, хватают лапами миски и еду и громко верещат, если их начать прогонять.На ночь подвешивали еду, а утром выгонял леммингов из лодки, в которую они зачем то залезли. Ну хоть ничего не прогрызли.
После порога Разбойник встали на ночевку на правом берегу на стоянке. Наконец дали хорошую погоду без дождя. Можно было разложить вещи и продукты на просушку, поужинать, надеть тапочки и ночные пижамки в цветочек и спокойно попить чай с вкусняшками. Все началось с того, что к чаю кто-то решил открыть баночку меда. Через несколько минут практически к костру подошел наглый медведь-гопник и сходу стал агрессивно наступать и отжимать у нас продукты. Попытка стучать в каны- кастрюльки и издавать громкие звуки его не пугала. Стал жрать упаковку с киселем, и мне кажется, что он даже как-то махнул лапой — типа «да- да, вот так, музыку давай и еще давайте танцуйте». Облили маслом полено и сунули ему под нос, реакция — типа «да-да, вот так, держи свечку, ща все будет». Дальше бросили горящим поленом ему в бок. Не реагирует.
Пока гопник жрал отжатую колбасу, сделали 2 факела из полиэтилена и длинных палок. Облили спиртом и подожгли. Когда факелы разгорелись, пошли на него с двух сторон. Тут гопник понял, что дальше жрать вот так не дадут, и стал беспокойно бегать по лагерю. В какой-то момент он вставал на задние лапы, показывая, что он тоже большой. Но у нас не было никаких вариантов кроме «отжатия» своей территории обратно. Через некоторое время позиционных противостояний - «мы наступаем, он отбегает и заходит сбоку» гопник струхнул и стал отступать. Мы показали, что идем его преследовать — тогда он побежал. Аврально собрали лагерь и переправились на другой берег, там запаковались нормально, и пошли ночью до развалин избушки, в исчезнувшей много лет назад деревне Дедкова Ламбина
Вот смотрите:
А так выглядит умбский медведь-гопник
Ну с точки зрения медведя-гопника все эти вкусные дары леса, типа копченой колбасы, выросли как грибы на берегу, а мерзкие вонючие обезъяны их захватили. Поэтому надо их прогнать и скушать всю эту еду. Медведь плохо видит, особенно в темноте, поэтому факелы, поднятые над головой, давали ему вертикальный размер противников около 2.5-3 метров, что он и пытался оценить, встав на задние лапы. Так как противников было 2, они были “большие” и угрожающе наступали, удалось обратить его в бегство. Так же нам повезло, что медведь был молодой 3-4 года. В любом случае ситуация была крайне опасная: 3 человека без оружия, против агрессивно настроенного медведя. Один удар лапой даже такого небольшого медведя приводит к тяжелейшим смертельным травмам. Причина такого поведения — аномально холодное лето, из-за которого нет грибов и ягод, и отчаявшиеся медведи идут на все, чтобы хоть как-то запасти жир на зиму. Если жир не будет накоплен, они не впадут в спячку и превратятся в медведей-шатунов, терроризирующих поселки и местных жителей.
После ночного сплава, встали в 3 утра около избы и до 4-х пили чай и алкоголь, чтобы снять стресс. Где-то через час приплыло 2 катамарана и 8 мужиков, которых тоже атаковал большой черный медведь. Они не смогли отогнать его даже бензопилой.
Я так и представил себе DOOM UMBA Edition. Сначала мужики с бензопилами за медведем, а потом он за ними.
Последняя избушка деревни Дедкова-Ламбина. От деревни Дедкова Ламбина осталась одна полуразрушенная изба на берегу. А ведь на старых топографических картах там изображено ~20 дворов. На избе висят 2 изолятора, т. е. лет 50-70 назад тут было электричество.
Ночные виды
Ночные виды
Баклан сушит крылья
Перед порогом Карельский на левом берегу находится шикарная база отдыха под охраной ФСО. В пороге по дурости кильнулся, зайдя в бочку боком, и выяснилось, что медведь- гопник прокусил некоторые пластиковые бутылки, поэтому макароны промокли и были выкинуты. После киля сумел залезть в лодку с воды и зайти в улов, и зачалиться. По ходу осмотра порога с берега, на камне посреди реки были обнаружены 2 девушки, байдарку которых намотало на этот камень. Девушек вытащили на берег, и байдарку тоже. Вот тут пригодился навык кидания морковки, который я тренировал к известным рязанским соревнованиям «Ночная ПрАгулка».
Спасение байдарки
К вечеру прошли Канозеро. Остров с 4000-летними петроглифами закрыт для стоянок, а сами петроглифы закрыты стеклянным саркофагом. Сквозь стекло их можно увидеть. Стоять разрешено только на острове Горелом, в его северной части.
Канозеро
Вход в реку Родвинга
Ниже Канозера местные рыбаки удивились и сказали, что про проблемы с медведями не слышали На подходе к Умбе на оз. Медвежий плес растут водяные лилии.
Лилии
Водные цветочки "Горец земноводный"
Был замечен вертолет. Позже местные жители сказали, что охотоведы делали облет территории из-за нашествия медведей и насчитали 50 особей, сконцентрировавшихся в окрестностях пос. Умба. Вроде как начат отстрел пока особо агрессивных. Если они все превратятся зимой в "шатунов", поселку грозит зомби-апокалипсис.
Вертолет облетавший окрестности Умбы окруженной медведями
Стоянка около Умбы
Выход в море
На следующий день вышли в Белое море. Погода была плохая, море штормило. Шансов на пересечение было мало, поэтому прошли в немного и встали в бухте. Утром вышли в море и прошли с караваном катамаранов на моторе до островов Крестовых. На них поспела вкусная морошка, и не было комаров. Погода была ясная, но ветреная, шансов на пересечение было 50/50.
Двигаемся по морю
Виды с крестовых островов
Виды с крестовых островов
Уже хотели было начать пересечение Белого моря, но вовремя одумались. Поднялся ветер, и к вечеру был полноценный шторм с молниями и грозой, так что из-за грозы пришлось аварийно встать в заповедной Порьей губе на острове Медвежьем. Как выяснилось, на нем расположен первый в России серебряный рудник. А также в северной части острова Медвежий, оказывается, есть кордон заповедника, но мы об этом не знали.
Серебряный рудник
Проснулись ночью в 3.20: штиль и туман. Вышли в 5 и сразу начали пересекать Белое море на ту сторону. Видимость 200-300 метров, но ветра и волны нет. Шли по GPS. Несколько часов психоделической гребли без ориентиров.
Пересекаем белое море, а солнце уже встало
Где то впереди урчит дизель корабля
Маяк на мысе Титова
Только головы любопытных тюленей периодически вылезали из воды. Потом урчание дизеля в тумане заставило понервничать. Так как мы пресекали фарватер кандалакшского залива, а видимости не было — могли попасть под корабль. Мираж-силуэт корабля проплыл мимо впереди. Метров за 800 до берега появился мираж елок, который не исчезал, и мы оказались на другом берегу уже в 10.00.
В заповедное Бабье море перенесли лодки, срезав по лесу 1 км. Лес тут разреженный без подлеска, поэтому обнос просто длинный, но не очень тяжелый. Но есть свежие следы медведя. В Бабьем море не задерживались, пересекли сразу и выскочили на отливе через морской порог в Ругозерскую губу. (приливы-отливы программа WXTide32 считает вполне точно)
Бабье море
Бабье море
Бабье море
Морской порог действительно существует, но сложность представляет, разве что для медленной весельной лодки, на которой можно не суметь перегрести течение. На кордоне на выходе в Ругозерскую губу никого нет, он заброшен. Заночевали в Ермолинской губе в 3 км от ББС. Вечерком сплавал на ББС и посмотрел, как там все выглядит.
Трактор все также произрастает из мха
Научный еще существует, хотя уже на суше
Тупик молодых дарований, ветряк
Домики
Губа Еромолинская
Время уезжать, а погода стала отличной. Финальный заплыв до станции Пояконда, где будет антистапель.
В сторону ж/д станции Пояконда
Речной трамвай встретился по дороге
Вид на Пояконду
Станция Пояконда - это крупный железнодорожный разъезд с прямыми поездами на Москву!
Лодки в упаковках, все заканчивается.
Вечерние красоты
Итого: Хибины — Умбозеро -река Умба — пересечение Белого моря — Бабье море — Пояконда за 12 ходовых дней.
Итого около 300 км |