Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 5 к.с по Северо-Западному Памиру в период с 28.07.2018 — 01.09.2018
Справочные сведения о группе и маршруте Проводящая организация: Спортклуб Новосибирского Государственного Университета, 630090 г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 2, т. 8—383—3634107, http://nsu.ru/, http://mountain.nsu.ru/ Место проведения: Республика Таджикистан, Горно-Бадахшанская автономная область, Северо-Западный Памир Туристический оператор в городе Душанбе: .Альп-Навруз, Собирова Рано Умаровна, http://www.alpnavruz.com, тел (992 37) 221 Общие сведения о маршруте:
*Заявлялось шесть участников, однако один не смог пойти в самый последний момент. Выход на маршрут в количестве пяти человек был согласован с выпускающей МКК Нитка маршрута: к. Поймазар – пер. Дустироз (2А, 4560) – пер. Одесса (3А, 5280) – пер. Выгодный (1Б, 4900) – пер. Хурджин Средний (3А, 5500) – пер Хурджин Верхний (3А, 5671) – пер. Абдукагор (2Б, 5079) – пер. Кашал Аяк (2А-2Б, 4330) – пер. Шмидта (2Б, 5000) – к. Поймазар Определяющие препятствия:
Маршрут рассмотрен МКК Сибирского Федерального округа, шифр 154–00–666656555, г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д. 110, т. 8-383-216-37-88, ф. 8-383-236-38-15, http://www.no-tssr.ru/, govorum@online.ru. Отчет, фото и видеоматериалы к нему доступны в МКК СФО у автора на сайте СГТ НГУ. Заезд на маршрут: самолёт Новосибирск — Душанбе, автомобиль Душанбе — к.Поймазар Состав группы
Подробная нитка маршрута Заявленная нитка маршрута: к. Поймазар – пер. Дустироз (2А, 4560) – пер. Одесса (3А, 5280) – пер. Выгодный (1Б, 4900) – пер. Хурджин средний + Плечо Коммуны (2Б-3А, 6000) – пер. Ребро (3А, 5520) – пер. Златоуст (2А, 5461) – пер. 60 лет Октября (3А, 6000) – пер. Юбилейный (3А, 6000) – пер. Паустовского (3А, 6000) – пер. Абдукагор (2А, 5079) – к. Поймазар Запасные варианты: в отсутствие троса ч/з р. Абдукагор – занос заброски по левому берегу р. Абдукагор, пр. Дустироз, пер. 1000 взрывов (2Б) вместо пер. Плечо Парижской Коммуны – пер. 5921 (3А) либо пер. Хурджин верхний (3А) вместо пер. Ребро – пер. Абдукагор(2А) вместо пер. Златоуст – пер. Абдукагор(2А) вместо прямого спуска с пер. 60 лет Октября – при благоприятных условиях траверс через п. Фиккера, либо радиальный выход на п. Фиккера возможен более простой вариант прохождения пер. 60 лет Октября с подъемом на перемычку между п. 6150 м и п. Фиккера вместо пер. 60 лет Октября – пер. Омара Хайяма (2Б) либо пер. Паустовского (3А) при благоприятных условиях, с лед. Грумм-Гржимайло возможен радиальный выход на п. Революции вместо пер. Паустовского – связка пер. Зимовщиков + пер. Омара Хайяма (2Б). Пройденная нитка маршрута: к. Поймазар – пер. Дустироз (2А, 4560) – пер. Одесса (3А, 5280) – пер. Выгодный (1Б, 4900) – пер. Хурджин Средний (3А, 5500) – пер Хурджин Верхний (3А, 5671) – пер. Абдукагор (2А-2Б, 5079) – пер. Кашал Аяк (2А-2Б, 4330) – пер. Шмидта (2А*, 5000) – к. Поймазар Отличия пройденного маршрута от заявленного:
Материальное обеспечение группы Общественное и личное снаряжение, ремонтный набор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению горных походов, с учётом специфики Памира. Продукты брались из расчета 610 г/чел/день и были достаточно разнообразны. Бензина взято 28 литров, упакованных в пластиковые бутыли по 1,5 л из- под минеральной воды. Как обычно, в бензин добавляли силикагель. В итоге расход бензина составил: за 1-ю часть – 1.5 бутылки. На 2-ю часть брали 9 бутылок. За 15 дней израсходовали 7 бутылок, принесли 2 бутылки. Итого расход на 1-й, 2-й частях: бутылка за 2 дня. Для 3-й части оставляли 11 бутылок (одна почти вся вытекла). На 3-ю часть брали 5 бутылок. За 9 дней израсходовали 3 бутылки. Итого расход на 3-й части: бутылка за 3 дня. Было взято 3 основных 9 мм веревки и достаточное количество ледобуров и карабинов. Кроме того, ледосброс и фирновый щит. На всякий случай было взято также 10 скальных крючьев. Из средств связи у группы имелся спутниковый телефон Thuraya, который без особых проблем обеспечил необходимую связь. На всю группу была оформлена спортивная страховка в страховой компании «Альянс», однако познакомиться с работой компании, к счастью, не довелось. Специальное снаряжение
Краткая характеристика района похода Северо-Западный и Центральный Памир в настоящее время достаточно хорошо исследованы, исхожены и описаны (Слава интернету!). Поэтому переписывать сведения, которые любой желающий может получить в два клика мыши занятие неблагодарное и бессмысленное. И все же при всей своей изученности Памир остается привлекательным местом для туристских путешествий. Это обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, любой регион Памира является очень обширной территорией, которую по масштабам сравнить можно лишь с Гималаями – есть где разгуляться. Во-вторых, это самый высотный регион на территории быв. СССР. Даже долины Памира находятся уже на приличной высоте, не говоря уже о перевалах и вершина. Борьба организма с гипоксией во время путешествия добавляет экстрима. В-третьих, район остается местом, где народа мало, во всяком случае даже коллеги-туристы встречаются редко. К этому добавляются уникальные красоты пейзажей. Идея маршрута Основной идеей похода было проведение спортивного мероприятия в отдаленном высотном горном районе. Поход осуществлялся в рамках тренировочного плана секции горного туризма НГУ. Руководитель похода давно не был в этих местах, и ему хотелось посмотреть, изменилось и что-нибудь или все остается по-прежнему, а двое участников группы вообще никогда не были на Памире. Такие соображение и легли в основу разработки плана нашего путешествия. Прохождение маршрута График движения
Схема и высотные графики маршрута
Рис. 1 Первая часть маршрута: занос заброски (пунктир) и пер. Дустироз
Рис. 2 Первая часть маршрута: перевалы Одесса, Выгодный, Хурджин Средний, Хурджин Верхний, Абдукагор
Рис. 3 Вторая часть маршрута: перевалы Кашал Аяк и Шмидта
Рис.4 Высотный профиль маршрута (места ночевок) Технические описания и дневник похода Все «лево» и «право», если не оговорено особо, читаются орографически. Время везде указано душанбинское (UTC+5), которое отличается от московского на +2 часа, а от новосибирского на -2 часа. Рассвет в 5:00, темно в 20:00. Мы пользовались схемами Славы Завьялова (http://slazav.mccme.ru/maps/hr/all_pam.htm), за что ему огромное спасибо. Фотографии в отчете автора, Алексея Варламова (АВ) и Георгия Сальникова (ГС). Высоты и координаты в отчёте взяты из данных GPS навигатора Garmin Summit. Дневник похода 01.08.18 Рано утром доехали до Пой Мазара [ф.1]. Договорились с владельцем ГАЗ о заброске до троса (б. моста) через Абдукагор, оплатили пребывание в нац. парке за неделю. Доехали до троса в 10:30 [ф.2,3,4], переправились примерно за 2 часа, закопали заброску, пообедали [ф.5]. После обеда 4 ходки по 30 мин – с 15:30-18:00 шли до Хрустального [ф.6,7,8]. Погода облачная, жарко Ночевка на 2920 м, тепло, ветерок. 02.08.18 Вышли в 6:20. Ходка до лед. Медвежьего [ф.9]. 2 ходки через лед. Медвежий. 12:30 обед у верхнего моста [ф.10]. 14:30 выход с обеда. На ночевку встали, не доходя 0,5 км до языка ледника Абдукагор. Ходовой день до 16:25. 9 ходок по 30 мин. Высота 3285 м. Весь день очень жарко, с облаками. 03.08.18 Утром сформировали и закопали заброску [ф.11]. Выход в 7:10. Пошли вниз достаточно быстро примерно в три раза быстрее по сравнению с движением вверх. На обед встали уже в 11 часов в Хрустальном. Просидели из-за жары до 3:30. Заночевали у троса на правом берегу р. Абдукагор в 17:45, выкопав заброску. 04.08.18 Встали рано (дежурный в 4), переправились довольно быстро (к 7:30) на левый берег р. Абдукагор, пошли вверх по реке. С 12:30 до 15:00 обед на 1-м сае. Жара, на небе ни облачка. Тем движения медленный. Старая дорога вся завалена камнями и заросла высокой травой и юганом [ф.12,13]. Остановились, не доходя водопада [ф.14]. 17:45 ночевка за 2-м саем. 1-й и 2-й саи нужно обходить верхом. Со слов Жоры, 1-й сай образовался сравнительно надавно – в 2005 г. его не было. Началось отставание от графика. Погода памирская, очень жарко. 05.08.18 Встали рано (дежурный в 4), вышли около 6 часов. В скором времени солнце осветило склон, началась жара. Остатки дороги обильно заросли травой, идти некомфортно. 3-й сай (у водопада) прошли со скрипом. За 40+30 мин дошли до водопада, размывшего дорогу [ф.15,16]. Обошли его снизу. Спускаться до самой реки Дустироз, к счастью, не потребовалось (она течет в каньоне). Сай с водопадом стал хуже по сравнению с 2005 г (появились крутые конгломератные склоны внизу). Не исключено, что в ближайшем будущем его прохождение станет проблематичным. Дошли до березово- ивовой рощицы, остановились на обед около 11:30 у конца дороги. Полудневка из-за жары и невозможности переправы днем через приток Дустироза – р. Джангальдару. В 14:55 вышли, но боковой приток не переходится, поток стремителен, переправа невозможна. Вернулись на место обеда и заночевали [ф.17]. Погода памирская, очень жарко. Высота 3050 м. 06.08.18 Утром вышли в 5:20, легко перепрыгнули по камням р. Джангальдару – приток Дустироза, потом корячились по прижимам. Далее путь пролегал вдоль реки (сначала по террасам, затем по урезу воды). Ближе к месту слияния Левого и Правого Дустирозов обнаружились прижимы, на которые пришлось залазить и обходить поверху. Обедали в 11:30 прямо на берегу под тентом перед очередным прижимом. Набежали облачка, идти стало легче. В 14:00 вышли с обеда, обошли прижим и остановились наверху перед Левым Дустирозом. Ночевка над рекой л. Дустироз, недалеко от места слияния с правым Дустирозом [ф.18]. Сходили с Жорой посмотреть места переправы, вид неутешительный. В 15:40 остановились. Кучевые облака закрывают солнце, перед сном облака ушли. Высота 3415 м. 07.08.18 Вышли в 5:37, переправились через р. Левый Дустироз без происшествий: частью перепрыгнули по камням, 2 потока перебродили. В 6:50 закончили переправу. На вид, казалось, страшнее. Весь день переползали громадных размеров моренный вал, запирающий долину правого Дустироза. Идти через него следует прямо, тогда как мы взяли правее и получили небольшой крюк [ф.19]. Сверху хороша видна тропка, идущая серпантином в левой по ходу части моренного вала, однако снизу она не видна. Обед непосредственно за валом в 12:30: трава, мелкий кустарник, разливы Правого Дустироза. В 14:55 выход с обеда. После обеда прошли две ходки и вышли в прелестный моренный карман, откуда уходить ночевать на ледник выше было нецелесообразно. Чистый ручей, озеро, прекрасные виды [ф.20,21]. Так что встали на ночевку в 16:30. Погода облачная, довольно жарко. Высота 3795 м. Первый раз поставили палатку. Перевал Дустироз Соединяет: долины реки Правый Дустироз и лед. Язгулемский Координаты седловины: N38 30.784 E72 06.757 Ориентация склонов: север – юг Характер: с севера – снежно-ледовый, с юга – осыпной Категория: 2А Высота: 4590 м 08.08.18 Вышли в 5:40. Ледник вначале открытый, затем закрытый – связались [ф.22- 25]. В 10:30 с ходу полезли на перевал. Перевал прошли в связках, сделав две разведки со страховкой, но с рюкзаками все прошли в связках [ф.26-29]. На перевали были в 12:30 мин. Сняли записку группы из г. Иркутска (рук. Корбатов А.А.) от 19.08.2017 г. Обедали чуть приспустившись, на обратной стороне перевала в скалах [ф.30-31]. В 15:00 выход вниз. Спуск по осыпи, снежникам [ф.32-33]. На место стоянки на правом берегу лед. Язгулемского пришли к 18 часам [ф.34]. Погода хорошая – ясно. Высота 3540 м. 09.08.18 Вышли в 6:20 Ледник Язгулемский пересекли быстро и без проблем. Далее путь по гребню боковой морены л. Захарченко, затем по моренному карману (воды нет) [ф.35]. Вышли на ледник, пообедали около 13 часов обед на леднике у конца зеленого гребня. Вышли с обеда в 14:50 вверх по осыпи боковой морены л. Захарченко [ф.36]. Через 15 мин Жора и Костя ушли на разведку (15:00-16:00). Здесь остановились на ночь около 18 часов в моренном кармане [ф.37]. Утром погода облачная, потом жарко. Высота 4185 м. 10.08.18 Вышли в 6:20. 3 ходки под перевал. Искали обход ледопада пер. Одесса слева по ходу движения примерно до 11 часов [ф.38]. Дело в том, что ледник Захарченко подтаял и из-за этого обычный путь наверх ледопада в лоб стал круче, длиннее и выглядел небезопасно, и казалось, что обход слева может быть предпочтительнее. Однако разведка выяснила, что идти там не получится. Истинный путь все-таки оказался справа, как ранее и ходили группа Юдина-Мешкова в 2010 г., однако было уже поздно идти туда в этот день из-за потенциальной камнепадопасности. Поэтому в 12:30 залезли на скально-осыпную гряду, где устроили полудневку, обедали и заночевали [ф.39]. Погода хорошая, к вечеру небольшая облачность. Перевал Одесса Соединяет: лед. Захарченко и западную камеру лед. Ракзоу Координаты седловины: N38 28.381 E72 10.704 Ориентация склонов: северо-запад – юго-восток Характер: снежно-ледовый с обеих сторон Категория:3А Высота: 5269 м 11.08.18 Вышли в 6:30 Подход к ледопаду по открытому леднику, затем, с 7 часов начали вешать веревки. Около 10:30 вылезли наверх ледопада (8 веревок). Вылезли к мульде, не доходя до гребня около 50 м к 14 часам (6 веревок) [ф.40,41]. Решили ночевать, поскольку нам требовалась акклиматизация для дальнейшего прохождения высотных участков маршрута. Всего провесили 14 (8+6) веревок, между ними передвижение в связках. В отличие от прошлых лет, снега на взлете пер. Одесса практически не было, везде голый лед, из-за чего перевал усложнился. Жора, Костя, Леша сходили на разведку дальнейшего пути к седловине перевала. Жарко, малооблачно, сидели под тентом [ф.42]. 12.08.18 Выход около 7:00. Довольно быстро вышли на гребень (2 веревки), затем в связках, затем движение вправо по ходу по гребню с траверсом скальной вершинки и спуском на другую ее сторону (1 веревка). Такой путь был избран, так как подъемная и спусковая седловины не совпадают, поэтому требуется переход с восточной на западную седловины с траверсом вершинки. На спусковую сторону с седловины висит большой карниз, так что была произведена разведка дальнейшего пути и спуска. Пообедали. Погода, бывшая с самого утра неустойчивой, начала портиться [ф.43-45]. Пошли по разведанному пути, дошли до мульды на спусковой стороне перевала около 13 часов. Погода окончательно испортилась. Видимости нет, сильный ветер. В таких условиях спуск, хотя было известно, что он несложный и достаточно короткий, представлялся неоправданным риском как раз из-на нависающего карниза. Заночевали в мульде. 13.08.18 Вышли поздно – в 8:50 из-за утренней непогоды [ф.46-48] – рано утром видимость отсутствовала. Повесили 1 веревку вниз, обойдя карниз справа [ф.49]. Снимали с нижней страховкой. Потом шли как обычно [ф.50,51]. Очень жарко, раскисший снег. На обходе ледопада через ригель плохой снег. Повесили 1 веревку по снегу (траверс) и 1 веревку в кулуаре. С 14:30 до 16:30 обед внизу на леднике. Ходьба по открытому леднику, выход на морены рядом с ледопадом центральной ветви лед. Ракзоу под пер. Выгодный к 19 часам [ф.52]. Песчаные площадки завалены ледовым обвалом [ф.53]. Погода облачная, ночью дождь. Итого на Одессе: подъем 16 веревок, траверс балды и спуск 2 веревки, обход ледопада после спуска 2 веревки, всего 20 веревок. Спусковые веревки снимали с нижней страховкой. Перевал Выгодный Соединяет нижнюю и верхнюю части центральной ветви лед. Ракзоу (позволяет обойти ледопад) Координаты седловины: N38 27.391 E72 13.478 Ориентация склонов: север – юг Характер: с юга – осыпной, с севера – снежно-ледовый Категория: 1Б* Высота: 4958 м 14.08.18 Вышли в 7:15. Подъем по осыпи, в верхней половине осыпь заледеневшая, надели кошки [ф.55]. В 10:30 поднялись на седловину пер. Выгодный [ф.56-58]. Для спуска с перевала траверсировали его гребень налево по ходу практически до самого конца. На спуске повесили 1 веревку, которую сняли ледосбросом со второй попытки [ф.59,60]. Далее движение в связках. В 12:30 обед на леднике. Вышли в 14:30 и до 18:00 подходили под пер. Хурджин Средний [ф.61]. Погода облачная, очень жарко. Ночь ясная, холодная. Перевал Хурджин Средний Соединяет: центральную ветвь лед. Ракзоу и верхнюю часть лед. Язгулемдара Координаты седловины: N38 29.105 E72 14.079 Ориентация склонов: юго-запад – северо-восток Характер: снежно-ледовый Категория: 3А Высота: 5518 м 15.08 Вышли в 6:50. Перевал прошли пешком в связках [ф.62-64]. На завороте к Верхнему Хурджину облезли ледопад, перевалив гребешок по сыпушке [ф.65]. В 11:30 обед на леднике Язгулемдара. Все время осматривали возможные пути запланированного подъема на гребень в. Парижской Коммуны. Склоны оказались гораздо сложнее, чем планировавшаяся 2Б-3А, поэтому было решено идти запасным вариантом через пер. Хурджин Верхний. Позднее, наблюдая северные склоны в. Парижской Коммуны, мы отметили, что и обратная сторона существенно усложнилась по сравнению со старыми фотографиями. Стало гораздо больше ледовых разломов. С 14:10 до 16:00 подходили под пер. Хурджин Верхний [ф.66-68]. Погода хорошая, днем жарко. Перевал Хурджин Верхний Соединяет: верхние части ледников Язгулемдара и Язгулемский Координаты седловины: N38 30.073 E72 14.133 Ориентация склонов: запад – восток Характер: снежно-ледовый Категория: 3А Высота: 5710 м 16.08.18 Вышли около 6:40. По насту быстро дошли на пер. Верхний Хурджин (движение в связках) по свежим следам снежного барса. В 7:30 - 8:00 были на седловине [ф.69]. Затем спуск к верховьям лед. Язгулемского, затем лед. Федченко [ф.70-72]. Ввиду жаркой погоды и увеличившейся опасности камнепадов, запланированный ранее пер. Ребро решено проходить не сверху вниз (основная камнепадоопасность у него как раз в нижней части, где мы бы оказались во второй половине дня), а снизу вверх после прохождения пер. Абдукагор и взятия заброски. Везде закрытый ледник, движение в связках. Около 12 часов поставили тент, пообедали до 14:40. К вечеру вышли к пер. Абдукагор, где и заночевали [ф.73]. Все подтаяло, лед. Федченко в трещинах, местами голый лед. Днем погода хорошая, вечером облака. Вечером кратковременная гроза. Перевал Абдукагор Соединяет: лед. Федченко – лед. Абдукагор Координаты седловины: N38 36.333 E72 15.511 Ориентация склонов: северо-восток – юго-запад Характер: снежно-ледовый Категория: 2А-2Б Высота: 4995 м 17.08.18 Ночь теплая. Утром низкая облачность [ф.74]. Выход в 6:20. Верхняя часть ледника закрыта – трещин не видно. Движение в связках при плохой видимости. Затем видимость улучшилась. Появились трещины, которые становились все больше и больше [ф.75,76]. распутывали, распутывали, затем пришлось идти в правый ранклюфт ледника [ф.77]. Ранклюфт неприятный – узкий, грязный, сверху все время что - то висит. Ледопад пер. Абдукагор значительно усложнился по сравнению с прошлыми годами, и в нижней части не ходится по обычному пути. Поэтому группе пришлось импровизировать и фактическая категория сложности перевала оказалась выше, чем в классификаторе. Дошли до расширения ранклюфта после очередного бокового притока ледника, где и остановились на обед в 11:30 [ф.78]. Выход с обеда в 13:30. Дальше путь по моренам и моренным карманам правой стороны лед. Абдукагор, появляется тропа. К 16:50 вышли на разливы р. Абдукагор, где и остановились на ночь [ф.79]. Высота 3830 м. Вечером выяснилось, что Костя стер ноги и продолжать маршрут не может. Погода весь день облачная, туман. Ночью гроза, дождь до утра. 18.08.18 Встали достаточно поздно, вышли в 7:30, к 10:00 переместились ниже по р. Абдукагор напротив ущелья, ведущего на пер. Шумный. В 11:00 Жора, Леня и Леша ушли за заброской. Пришли к заброске 12:00, вернулись в 13:45. Обработка Костиных потертостей. Весьма значительные, имеется и нагноение. После того, как заброску принесли, обговорили дальнейшие планы. Вчетвером продолжать идти по запланированному маршруту признано нецелесообразным. Кроме того, для продолжения запланированного маршрута остается мало времени, поскольку Костю нужно провожать до троса через р. Абдукагор. С другой стороны, всем возвращаться в Душанбе тоже не интересно. Решили вчетвером продолжить маршрут по более простым перевалам и заглянуть на ГМС «ледник Федченко», поскольку половина оставшейся группы там не бывала, а другой половине интересно было взглянуть на знакомые место после стольких прошедших лет. Запланировали проводить Костю до троса, затем подняться по леднику Географического общества (ГО) на пер. Кашал Аяк (2А), сходить на ГМС и через перевал Шмидта (2А) спуститься на лед. Красноармейский и по нему вновь выйти на лед. РГО. Изменения согласовали с Новосибирской МКК (О. Жигарев) по спутниковому телефону. Полудневка. Погода облачная, но без осадков, не жарко. Готовили плов, оладьи). Ночевка. Высота 3650 м. 19.08.18 Дневка. Встали поздно. Занимались хозяйством. Предварительно договорились об эвакуации Кости (по спутниковому телефоны). Переменная облачность. 20.08 Вышли в 7:45, около 12:30 встали на обед и полудневку в пос. Дальнем. Участниками произведен осмотр заброшенных выработок горного хрусталя [ф.80]. Погода памирская. 21.08 Вышли в 6:55, легко пересекли лед. Медвежий. На обед встали в пос. Хрустальном около 10:30 мин (через 3 ходки). С 14:35 до 16:40 мин неспеша шли до троса [ф.81]. Погода временами облачная. Жарко. 22.08.18 С утра Костя перелез на левый берег р. Абдукагор по тросу. Вместе с ним отправили лишнее барахло. Наблюдали переправу группы из МГУ. Работают четко, впечатлило. Дождались приезда ГАЗ 66 около 10:30 мин. Около 11 часов выдвинулись вверх по лед. Географического общества (ГО). Ледник сильно изменился (я его видел последний раз 30 лет назад). Идти по карману морены неудобно. 3 ходки по жаре без воды. С 14:00 до 15:40 обед на первой воде. До ночевки у озера в моренном кармане дошли к 18:30 мин. Озеро сильно усохло [ф.82]. Вокруг много звериных следов в том числе, медвежьих. Малооблачно, жарко. 23.08.18 Выход в 7:00. Подъем вверх сначала по ранклюфту левого борта лед. РГО, затем уклонились ближе к середине ледника. Ледник сильно разорван, все время идти приходится то вверх, то вниз. Обед напротив впадения лед. Красноармейский в 12:30 [ф.83-85]. Выход с обеда в 14:40. С 17:25 ночевка на морене под ледопадом Кашал Аяка перед «улицей Горького» [ф.86,87]. Погода нормальная. Перевал Кашал Аяк Соединяет: лед. РГО – лед. Федченко Координаты седловины: N38 48.607 E72 11.446 Ориентация склонов: северо-восток – юго-запад Характер: снежно-ледовый Категория: 2А-2Б Высота: 4339 м 24.08.18 Вышли в 5:50. Подъем на пер. Кашал Аяк. Одна веревка в ранклюфте правого борта [ф.88]. В 8:00 прошли ранклюфт, перешли на левый борт и вышли, обходя нунатак с правой по ходу стороны. Не исключено, что нам следовало продолжать движение по правому борту ледника («улица Горького»). На нунатаке обедали в 11:20 [ф.89]. С обеда вышли в 13:45. К вечеру, к 18:00 дошли до ГМС. На всем верхнем плато пер. Кашал Аяк (после нунатака) появились многочисленные зоны трещин в тех местах, где раньше можно было идти без проблем. В месте выхода на ригель ГМС появился непроходимый ледопад, для обхода которого следует забирать левее по ходу и выше ригеля. Погода облачная. Итого на Кашал Аяке: 1 веревка при выходе из ледопада на ул. Горького. 25.08.18 Встали поздно, осматривали ГМС [ф.90]. Вышли около 10 часов. За ходку пересекли ледник до угла лед. Розмирович. Еще за 2 ходки дошли до поворота лед. Розмирович, где остановились на обед в 12:30 [ф.91]. Выход с обеда в 14:20. Ледник открытый, много воды. Остановились перед ледопадом в 17:30. Погода прохладная, к вечеру стало задувать [ф.92]. Ночью погода испортилась. Перевал Шмидта Соединяет: лед Розмирович – лед Красноармейский Координаты седловины: N38 43.926 E72 11.671 Ориентация склонов: восток –запад Характер: Категория: 2А Высота: 4948 м 26.08.18 С утра непогода, видимости нет. Вышли около 8:30 часов, когда стало слегка раздувать. За 2 ходки прошли ледопад. Погода наладилась. Снега нет, ветер, облачно. Подъем на перевал пешком в связках. Одну веревку повесили через бергшрунд и выше по льду [ф.93]. В 13:00 залезли на перевал [ф.94]. Спуск по осыпи, затем по закрытому леднику в связках [ф.95-97]. В 14:30 обед на ригеле после перевала. Вышли с обеда в 16 часов. Основная проблема этого перевала – ледопад на спуске [ф.98]. По сравнению с прошлыми годами ледник, стекающий с пер. Шмидта, значительно усложнился. С гребешка, на котором мы обедали, и потом при разведке мы наблюдали, что весь ледник превратился в сплошной ледопад, исключительно разорванный (раньше сильно разорванным он был только в нижней части). Вероятно, прохождение пер. Шмидта по леднику теперь сильно превышает категорию те только 2А, но и 2Б. Жора предложил обойти все это безобразие, что мы и начали делать, перевалив справа по ходу через боковой отрог – скальный хребтик по которому и начали спускаться. Заночевали на осыпном ребре перед спусковым кулуаром в 17:30. Место безопасное, но крутое [ф.99]. Ничего не упустили. Погода достаточно хорошая. 27.08.18 Вышли в 7:30 для продолжения спуска с пер. Шмидта. В скальном кулуаре повесили две веревки, немного приспустились пешком, затем – еще одну веревку по разрушенным скалам. Далее спуск по осыпи на морены. Обедали на лед. Красноармеец в 11 часов. В 13:15 выход с обеда. Дошли до поляны на морене над местом слияния лед. Красноармейского и лед. ГО, где и заночевали [ф.100]. Позвонили Рано Умаровне, заказали машину для выезда в Душанбе на утро 30.08. Погода хорошая. Итого на Шмидта: подъем по льду 1 веревка, спуск по скалам 3 веревки, всего 4 веревки. 28.08.18 Вышли в 7:00 Путь вниз по лед. ГО – по левому, изредка отклоняясь ближе к середине ледника. Быстро (к 11:30) дошли до кармана с озером, где остановились на полудневку, отобедали и остались на ночевку [ф.101]. Погода очень ветреная. Ночью ветер стих. 29.08.18 Вышли в 7:07 мин, по левому ранклюфту добежали до троса к 11:38 мин. Обед, стирка, полудневка. Солнце жарит. 30.08.18 Утром быстро (7:00-7:40) переправились через р. Абдукагор. ГАЗ 66 пришел вовремя. Доехали до Пой Мазара, где уже ждала машина до Душанбе. Погрузились и поехали в 11:00. В 2:30 21.08.18 приехали в Душанбе. Выводы и рекомендации Группа прошла маршрут в очень интересном районе. Пройденный маршрут радикально отличался от запланированного из-за болезни участника и необходимости сопровождать его. Тем не менее, группой пройдено 203,6 км, без учета повторно пройденного пути –163,3 км. За поход всего провесили 25 веревок. На пер. Одесса – 20 веревок, пер. Кашал Аяк – 1 веревка, пер. Шмидта – 4 веревки. Пройдено 8 перевалов, из них 3А – 3, 2Б – 2, 2А – 2, 1Б – 1, что в сложившихся условиях можно считать неплохим результатом. Необходимо сделать несколько замечаний. Перевалы Дустироз и Одесса соответствуют своим категориям. Одесса понравилась возможностью применения технического арсенала, красива и безопасна (по крайней мере, в минувшем сезоне). Формально перевалы Хурджин Средний и Верхний считаются категории 3А, однако основная сложность при их прохождении заключается в ледопадах лед. Язгулемдара. Мы же прошли эти перевалы в верхней части ледника, так что они вряд ли потянут при таком прохождении более чем на 2Б. Удивили перевалы Абдукагор и Кашал Аяк. Они оказались более разорванными, чем раньше (30 лет назад). В большей степени это относится к Абдукагору, от него такой пакости не ожидалось. Так что не зря в современном классификаторе они фигурируют уже не как перевалы 2А, а 2А-2Б. Это справедливо. Вероятно, усложнился и перевал Шмидта. Раньше его ходили по языку ледника, а сейчас туда соваться нет никакого желания, так что нам пришлось спускаться по скально-осыпному кулуару, что также несколько повышает его номинальную сложность. В связи с вышесказанным мы и указываем в отчете сложность перевалов Абдукагор и Шмидта 2Б. Погода в этом сезоне также удивила. Пурговать практически не пришлось. С другой стороны, стояла страшная жара. С такой автор не встречался даже на Юго-Западном Памире. Жаркая погода создавала свои сложности. Идти в жару было банально тяжело. Отсюда длительные обеды и общий низкий темп передвижения. С другой стороны, существенно увеличивался риск падения камней и льда, поскольку температура окружающей среды резко повышалась практически сразу после восхода солнца. В этой связи мы и отказались от прохождения пер. Ребро на спуск, т.к. он и так известен своей камнепадоопасностью. Падение льда со склонов, окружающий пер. Одесса в первую половину дня также задержало нас на день под этим перевалом. Мы не рискнули лезть в ледопад в дневное время. Характерным случаем была серия обвалов с ледопада пер. Шмидта, которую группа наблюдала с лед. Красноармейский около 12 часов дня, причем падало в месте, которое находилось в тени. Так что не только плохая погода может создавать сложности. В целом же Северо-Западный Памир остается обширных высотным районом, где любой желающий и в наше время может найти себе кучу приключений (в хорошем смысле этого слова). Меняющиеся климатические условия делают прохождение, казалось бы, знакомых и несложных перевалов волнующим предприятием. Достаточно вспомнить прошлогоднее прохождение группой Жоры Сальникова перевала Пулковский. Памир напоминает: в нашей жизни есть место приключениям. Фотоматериалы
Фото 1. Вид с Памирского тракта на р. Пяндж и Афганистан
Фото 2. Вид на долину Ванча вверх по течению близ Поймазара
Фото 3. Вид вниз по долине Ванча. Слева на зеленом выступе к. Поймазар
Фото 4. Остатки моста и трос через р. Абдукагор. Вид с правого берега
Фото 5. Упаковка заброски. На заднем плане морена лед. Географического общества
Фото 6. Долина р. Абдукагор. Вид вверх по течению. Направо – долина Дустироза.
Фото 7. Вид вниз по долине р. Абдукагор. Справа язык лед. ГО
Фото 8. Ночевка у б. пос. Хрустальный. Вид вниз по долине р. Абдукагор.
Фото 9. Ледник Медвежий. Вид с левого борта вверх.
Фото 10. Поляна возле б. пос. Дальний
Фото 11. Вид с места заброски на язык лед. Абдукагор.
Фото 12. Вид с левого борта долины Дустироза на место впадения р. Дустироз в р.Абдукагор
Фото 13. Вид с левого борта долины р. Дустироз на слияние левого и правого Дустироза.
Фото 14. Ночевка на дороге.
Фото 15. Водопад, размывший дорогу.
Фото 16 (ГС). У водопада
Фото 17. Обед в березовой роще. Здесь же и заночуем.
Фото 18. Вид вверх по долине правого Дустироза. Видна запирающая ее морена.
Фото 19 (ГС). На морену мы пошли направо по ходу, потом пришлось идти по гребню налево.
Фото 20. Вид вниз по долине правого Дустироза. Вид морены с другой стороны
Фото 21. Вид от стоянки 07.08 вниз по долине правого Дустироза.
Фото 22. Вид на лед. Правый Дустироз. Морена заканчивается.
Фото 23. Ванчский хребет с лед. Правый Дустироз.
Фото 24. Поиск драгоценных камней.
Фото 25 (ГС). Пик Ракзоу
Фото 26. Пер Дустироз прямо по ходу.
Фото 27 (ГС). Под перевальным взлетом пер. Дустироз (путь подъема).
Фото 28 (АВ). Бергшрунд пер. Дустироз
Фото 29 (АВ). Спуск к седловине пер. Дустироз
Фото 30. Вид с пер. Дустироз на лед. Язгулемский.
Фото 31. Обед на южной стороне пер. Дустироз.
Фото 32 (АВ). Спуск с пер. Дустироз.
Фото 33 (АВ). Ледники Язгулемский и Захарченко (дальнейший путь по характерному гребню морены правого борта лед. Захарченко. Слева на заднем плане пер. Одесса.
Фото 34. Вид с правого борта лед. Язгулемский на пер. Одесса (понижение в гребне посередине).
Фото 35 (АВ). Гребень морены правого борта лед. Захарченко
Фото 36. Язык лед. Захарченко. Мы пошли слева по осыпи.
Фото 37. Ледопад лед. Захарченко и пер. Одесса (посередине).
Фото 38. Разведка ледопада.
Фото 39. Перевал Одесса на закате.
Фото 40 (ГС). Последняя веревка перед мульдой восточной седловины пер. Одесса.
Фото 41 (АВ). В мульде под восточной седловиной пер. Одесса.
Фото 42. Памирский закат.
Фото 43. Вид с гребня пер. Одесса на лед Язгулемский. Погода портится.
Фото 44 (ГС). Группа на пер. Одесса.
Фото 45. Спуск на западную седловину пер. Одесса.
Фото 46. После непогоды – ночевка в западной мульде.
Фото 47 (АВ). Начало спуска из западной мульды пер. Одесса. Впереди видна восточная седловина м вершинка, которую обходили накануне.
Фото 48 (АВ). Обход карнизов.
Фото 49 (АВ). Повесили веревку.
Фото 50 (ГС). Спуск с пер. Одесса. Дальше – в связках.
Фото 51. Перевал Одесса с юго-востока.
Фото 52. Вид от ночевки под пер. Выгодным вниз по лед. Ракзоу.
Фото 53 (АВ). Строительство площадки.
Фото 54. Ледопад лед. Ракзоу, который обходится через пер. Выгодный.
Фото 55. Перевал Выгодный.
Фото 56. Вид с пер. Выгодный на ледопад центральной ветви лед. Ракзоу.
Фото 57 (ГС). Группа на пер. Выгодный.
Фото 58. Вид с пер. Выгодный на пер. Хурджин Средний.
Фото 59. Спуск с пер. Выгодный.
Фото 60. Северная сторона пер. Выгодный.
Фото 61. Под пер. Хурджин Средний.
Фото 62 (ГС). Группа на пер. Хурджин Средний.
Фото 63. Вид на в. Парижской Коммуны. В правом углу – в. 26 Бакинских Комиссаров.
Фото 64. Верховья лед. Язгулемдара.
Фото 65 (ГС) Отрожек, разделяющий ветви лед. Язгулемдара. Перелаз через него сократил нам путь от Хурджина Среднего к Хурджину Верхнему.
Фото 66. Парижская Коммуна с юга.
Фото 67. Обед под склонами в. Парижской Коммуны.
Фото 68. Ночевка под пер. Хурджин Верхний.
Фото 69 (ГС). Группа на перевале Хурджин Верхний
Фото 70. В. Парижская Коммуна с севера – со стороны лед. Федченко.
Фото 71. В. Парижская Коммуна с севера – со стороны лед. Федченко.
Фото 72. Ледник Федченко – вид вниз по течению.
Фото 73. Вечер на пер. Абдукагор.
Фото 74. Хмурое утро на пер. Абдукагор.
Фото 75. На спуске с пер. Абдукагор.
Фото 76 (АВ). Распутываем лед. Абдукагор.
Фото 77. Разведка на пер. Абдукагор.
Фото 78. Вышли в расширение ранклюфта. Обед.
Фото 79. В кармане морены лед Абдукагор.
Фото 80 (АВ). Осмотр заброшенной шахты в б. пос. Хрустальном.
Фото 81 (АВ). Река Абдукагор вечером.
Фото 82. Озеро в моренном кармане лед. РГО.
Фото 83. Налево долина лед. Красноармейский, направо – лед. ГО
Фото 84. На лед. ГО. Пик Комакадемии.
Фото 85. Ледник Красноармейский.
Фото 86. Направо ледопад уходит на пер. Отрада.
Фото 87. Перевал Кашал Аяк.
Фото 88 (ГС). Веревка в ранклюфте пер. Кашал Аяк.
Фото 89 (АВ). Обед на нунатаке.
Фото 90. ГМС «Ледник Федченко»
Фото 91. Вид с лед. Розмирович на лед. Федченко.
Фото 92. Под ледопадом пер. Шмидта.
Фото 93 (АВ). Перевал Шмидта с востока.
Фото 94 (АВ). Седловина пер. Шмидта.
Фото 95 (ГС). Спуск с пер. Шмидта.
Фото 96. Пер. Шмидта с запада (со спуска).
Фото 97 (АВ). Путь по ручью влево и вниз приведет в ледопад. Мы пошли направо.
Фото 98. Ледопад пер. Шмидта. Вид с лед. Красноармейский.
Фото 99 (АВ). Ночевка на спуске с пер. Шмидта.
Фото 100. Ледник Красноармейский.
Фото 101. Вновь в кармане морены у озера. Точки ночевок (WGS 84)
Точки перевалов:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||