Автор: Надежда Лосева, г. Севастополь

Отчет о прохождении горного маршрута 4 к.с. по Ц. Кавказу совершенном группой туристов в период с 15-го августа по 7-е сентября 2017 года. Часть 3.

Продолжение. Часть 1 здесь

Продолжение. Часть 2 здесь

Долина реки Чашури - долина реки Домбурули.

27.08.17. Тринадцатый день похода, воскресенье.

Подъем в 5:00. Выход в 7:30. Вчера вечером закончились продукты по раскладке. Завтрак -чай с сыром и печеньем.

Выходим вниз по долине реки Чашури вдоль правого ее берега. Со склонов правого борта текут многочисленные ручьи. Местами берег заболочен, кое-где лежат старые деревянные мостки. В месте сужения бортов долины увеличивает уклон. Ниже угадывается переход дороги от шахты с левого на правый борт. Продолжаем спуск по правому берегу, пересекая каменистые овраги, заросшие разнотравьем (ф.13.1). Спускаемся ниже к реке. Но идти вдоль реки долго не получается, путь преграждают оползни. Обходим выше по склону. Впереди угадывается рисунок дороги. Выходим на дорогу, которая представляет из себя засыпанную камнями, заросшую травой полку, которая режет склон правого борта траверсом, уводя все выше от реки (ф.13.2). На открытых участках и куруме дорога ярче выражена. В 8:45 привал на дороге, долину осветило солнце, раздеваемся, жарко. В 9:00 продолжили движение по дороге. Начинают появляться березы. Долина реки Чашури начинает заворачивать на юг. Теряем дорогу в высоких зарослях перед выходом к мощному правому притоку. Высокий крутой берег горного потока заставляет подняться выше по склону до места возможного перехода на другой берег. Непродолжительный спуск вдоль притока по зарослям местами в полный рост, и выходим на следы тропы, продолжающейся по правому борту долины. Внизу река Чашури уходит в каньон, на левом берегу виднеются ржавые выходы минеральных источников (ф.13.3). Часть тропы проходит по выдолбленной в скале полке (ф.13.4). В 9:30 привал на тропе. Кругом буйная растительность. А 9:50 продолжили спуск по тропе (ф.13.5), которая вскоре вывела к развалинам поселка геологов (ф.13.6). Кругом заросли малины, смородины и ежевики. Тропа расширилась до дороги и в 10:20 выходим на поляны в месте впадения реки Домбурули (ф.13.8). Ставим шатер выше слияния (ф.13.7).

Изначально заброска планировалась в селе Гона, но мост ниже села Чвешо был смыт и заброску оставили у рабочих, ремонтирующих мост. На входе в село Гона базируется погранотряд, поэтому погранпропуск был отдан участникам, отправляющимся за заброской.

В 10:45 ребята перебродили Домбурули и ушли вниз сначала по тропе, а потом по грунтовой дороге в долину реки Чашури. Воды при броде в самом глубоком месте было по колено.

Место стоянки можно порекомендовать для дневок - обширные поля малины. Встреченный местный житель из села Гона подсказал, что тропа в долину реки Домбурули идет по правому берегу.

Гонцы вернулись в 15:30. Получилось 6,5 км в одну сторону. До самого ремонтируемого моста движение по правому берегу реки Чашури. Обед и разбор продуктов. В бытовке у строителей была повреждена одна бутылка с бензином. Остаток похода часть продуктов с запахом бензина.

Ф.13.1 Спуск по правому борту без тропы

Ф.13.2 Выход на дорогу

Ф.13.3 На тропе

Ф.13.4 На тропе

Ф.13.5 На тропе

Ф.13.6 Выход к развалинам поселка геологов

Ф.13.7 Д.р. Чашури

Ф.13.8 Д.р. Домбурули

Перевал МИЭТ, 1Б, снежно-осыпной, 3280.

GPS-координаты: 42°51'12''N 43°28'02''E. Высота по данным GPS: 3211 м. Соединяет долины рек Зопхитура и Домбурули (Домба).

В 18:00 выходим с места стоянки у впадения реки Домбурули в реку Чашури. Бродим Домбурули, течение усилилось, воды - выше колена. И в дальнем верхнем правом углу поляны по ходу движение находим заброшенную дорогу, уходящую вверх по лесистому склону правого берега реки Домбурули (ф.14.1). В этом году ей явно никто не пользовался. Как только солнце скрылось за хребтом, начали атаковать мухи. Дорога плавно забирает выше по склону, все дальше от реки, текущей в каньоне. На открытых участках она еле угадывается в бурной растительности. В лесу на крутом склоне ярче выражена - это небольшая полка, режущая склон, заросшая травой местами в полный рост. В 19:00 выходим из зоны леса на травянистые склоны (ф.14.2). Пересекаем ручей и в 19:20 останавливаемся на привал на витке дороги. Вверх по долине за поворотом открывается часть пояса бараньих лбов, перегораживающих долину. В 19:30 продолжаем подъем. Дорога ведет по краю леса. Выходим на обширные луга, где в высокой растительности окончательно теряем колею. Темнеет, в 20:00 ставим лагерь на лугу у притока.

Итоги дня. Спуск из верховий долины реки Чашури значительно ускорили найденные остатки тропы\дороги геологов. Забег за заброской занял больше времени, чем планировалось, так как заброску не получилось оставить в селе Гона из-за смытого моста ниже по течению. Тропа\дорога в долину реки Домбурули сильно заросла. По итогу: ночевка на подходах к ступени долины реки Домбурули, а не выше бараньих лбов, как было по плану. Чистое ходовое время – 4 часов 05 мин. Километраж за день – 8,6 км.

Фото 14.1 Начало дороги в д.р. Домбурули

Фото 14.2 Движение по дороге

28.08.17. Четырнадцатый день похода, понедельник.

Подъем в 5:00. Выход в 7:00.

Движение вверх по долине по травянистым склонам без тропы в окружении мух (ф.14.3). Выше нас на травянисто-лесистых склонах правого борта замечаем продолжение дороги. Скорее всего она ведет к заброшенным шахтам. А наш ориентир - перегораживающая долину скальная ступень из бараньих лбов с водопадом. В 7:50 привал у притока. Выше по склону этот приток представляет собой сеть водопадов со снежниками.

До бараньих лбов травянистый склон с участком леса у реки. Сам пояс бараньих лбов перекрывает долину от края до края, основное русло с мощным водопадом течет у левого борта долины. Примерно по центру бараньих лбов стекает водопад меньших размеров (в дальнейшем при описании упоминается именно он).

По отчетам Голубева М. за 2013 год и Пуговкина за 2016-й знаем, что под лбами есть места для стоянки. Начало подъема по скальному уступу выше по склону слева по ходу от водопада. Решаем идти траверсом травянистого склона выше участка леса, ориентируясь на скальные полки выше водопада(ф.14.4). На подходах к скальному уступу попали в участок с высоким уклоном и бурной растительностью, идти по которому траверсом оказалось сложной задачей (ф.14.5). Возможно, имело смысл от места последнего привала спуститься к реке, подойти под бараньи лбы и подниматься вверх по склону вдоль скалы. Единственный плюс нашего варианта, что мы видели цель нашего движения со стороны. А именно: пологий скальный выступ слева по ходу от водопада, выше которого большой заросший травой и березами внутренний угол с куском черной скалы вверху. На подходе к внутреннему углу начал накрапывать дождь (ф.14.6). В 8:55 поднялись по простым заросшим травой и березами скалам внутреннего угла на пологую скальную полку под черной стеной (ф.14.7). В правом верхнем углу стены - "камин" 6-8 метров. Пока одевали системы, делали базу на швеллерах, вышедшее солнце подсушило скалы. По линии падения от "камина" ниже полки сброс.

Первый без рюкзака начал подъем в 9:30 (ф.14.8). Верхняя база - петля вокруг скального выступа, подкрепленная крюком, сразу после выхода из "камина" (ф.14.10). Промежуточные точки страховки – 2 якорных крюка. Получились перила метров 15 (ф.14.09).Начинает жарить солнце, но зато пропали мухи.

В 10:50 все участники поднялись по перилам и убраны веревки. Продолжаем подъем вправо вверх по пологой узкой полке (ф.14.11). Справа сбросы. Выходим на большую травянистую полку. Дальнейший подъем по пологим полкам в скалах. В 11:30 поднимаемся наверх скального уступа (ф.14.12) и останавливаемся у ручья, стекающего водопадом по центру бараньих лбов. В округе хорошие места для стоянок.

В 12:05 продолжаем подъем по долине в северном направлении. Пересекаем ручей и направляемся к центру долины (ф.14.13). Впереди с запада в долину врезается скальный уступ правого борта. В этом месте долина реки сужается и поворачивает на запад. Поднимаемся под скальный уступ. Забегая вперед, можно было бы подниматься сразу на этот уступ по травянистой наклонной полке (ф.14.14). Мы же подходим ближе к реке Домбурули и движемся по травянисто-осыпной полке под скалами. Спускаемся к реке и упираемся в снежник с проталинами, перекрывающий долину реки (ф.14.15). Здесь очередная ступень долины с разветвлением реки на мощные притоки с каньонами и водопадами. На правом, левом борту и по центру скальные уступы с крутыми склонами. Но в целом, везде просматриваются травянисто-осыпные полки, по которым можно подняться. Основную трудность представляет преодоление снежника над водным потоком. Выглядит это все небезопасно, поэтому решаем подниматься обратно на правый борт. Короткий неприятный крутой подъем по травянисто-осыпному склону с выходами скал и в 12:55 останавливаемся на привал. В 13:15 продолжаем подъем на правый борт долины по травянистым склонам вдоль глубокого каньона притока (ф.14.16). В 14:00 останавливаемся на обед на ровных травянистых полках уступа правого борта. В это же место можно попасть, начав подъем на уступ по травянистым полкам на подходах к ступени (ф.14.14). Чуть выше полок - выположение стенок каньона и возможность подхода к воде. Очень видовое место для стоянок. Открывается прекрасная панорама на верховья долины реки Домбурули с многочисленными водопадами и ледниками массива горы Цители.

В 15:20 продолжили движение. Переходим приток и начинаем плавный подъем на запад по правому борту долины, пересекая многочисленные ручьи (ф.14.17). Долину режут мощные потоки, создавая складчатости с крутыми бортами, лавируя между которыми начинаем подъем на следующую более пологую, но протяженную ступень долины. Часть подъема придерживаемся правого борта с переходом ближе к центру в конце (ф.14.18). Травянисто-

осыпные склоны сменяются осыпными с выходами бараньих лбов. В северном направлении показывается язык ледника №339а с мощными бараньими лбами, а за ними - понижение в хребте - район перевала МИЭТ (ф.14.19). Поднимаемся под ледник по некрутым осыпным склонам между выходами бараньих лбов и проходим ближе к левому борту. В 17:15 становимся лагерем между выходами бараньих лбов у языка ледника (ф.14.20). Большие ровные площадки с прекрасными видами. На востоке хорошо видно ледник Киртишо, перевал Цирт и вершину Бурджула. Немного портят все мухи, которые вернулись с уходом жары. Ночью с юга пришла гроза.

Итоги дня. Тропление в бурной растительности на подходах к скальному уступу с тяжелым рюкзаком после заброски порядком измотал всю группу. Для преодоления пояса бараньих лбов первой ступени долины провесили 15 метров перил. Красивая протяженная долины с интересным рельефом и множеством потрясающих водопадов. По плану должны были в этот день пройти перевал МИЭТ и заночевать в долине реки Зопхитури. По факту стали на ночевку под перевалом МИЭТ в хорошем месте.Чистое ходовое время – 6 часов 00 мин. Километраж за день – 7,0 км.

Ф.14.3 Д.р Домбурули

Ф.14.4 Подход под бараньи лбы (розовым -рекомендация)

Ф.14.5 Траверс склона в высокой траве

Ф.14.6 Выход под скалы

Ф.14.7 На полке под черной стенкой

Ф.14.8 Навеска перил через "камин"

Ф.14.9 Подъем по перилам

Ф.14.10 Верхняя база и вид на путь подъема по долине (розовым - рекомендация)

Ф.14.11 Подъем по полкам

Ф.14.18 Путь подъема по правому борту

Ф.14.19 Выход под ледник

Ф.14.20 Место стоянки под пер. МИЭТ

29.08.17. Пятнадцатый день похода, вторник.

Подъем в 5:00. Выход в 6:50. С появлением солнышка появляются и мухи.

От места стоянки под бараньими лбами ледника №399а уходим в обход этих лбов на левый борт (ф.14.21). Подъем по осыпному склону местами до 30 градусов.

Выходим на уровень верхней части ледника, который лежит в углу, образованном стыком хребтов Укналети и Домбисцвери. Это место отмечено характерной пикообразной вершиной, на которую следует ориентироваться при подъеме. Перевал угадывается рядом с этой вершиной.

Далее плавный подъем по осыпному склону вдоль левого края ледника. Перевальный взлет (15—20 м) сложен разрушенными скалами и для выхода на него необходимо свернуть вправо. В 7:30 группа на перевале МИЭТ (ф.14.22, ф.14.23). Седловина широкая. Сняли записку от 29 июня 2016 года группы туристов из города Харькова ХОТСС под руководством Пуговкина А.Ю.

Перевал МИЭТ обзорный, с него отлично виден почти весь участок Главного Водораздельного хребта от Гезетау на западе до Бурджулы на востоке.

В 7:50 начинаем спуск с перевала в долину реки Зопхитури (ф.15.8). Прямо по склону довольно крутая сыпуха. Забираем вправо по ходу по наклонной полке, которая выводит на выходы скал (ф.14.24). Здесь находим проход по скальным полкам обратно в сторону спускового кулуара. Переходим на осыпной склон до 25 градусов и по нему спускаемся до выположения. С правого склона цирка идут мощные выносы камнепадов (ф.14.25). Дальнейший спуск по осыпи крупного и среднего размера с выходом на травянисто- каменистые склоны. Забираем ближе к левому борту и в 8:30 выходим к горному потоку с ржавым цветом (очень слабый вкус минерального источника). Дальнейший спуск вдоль этого потока (ф.14.26), который в 9:10 вывел к уступу (ф.14.27). Отсюда просматривается почти весь путь спуска к реке Зопхитури и место слияния рек с ледников Лабода (№332) и Зопхито (ф.14.28, ф.14.30). Ниже по долине на правом борту хорошо видны серпантины дорог к шахтам. По правую руку над нами скальные выступы, на которые мы бы вышли, если бы в верховьях долины не стали забирать к левому борту. Поток уходит каскадами в узком русле. Мы же в 9:30 продолжаем спуск справа по ходу от потока по крупно-каменистой крутой осыпи, которая приводит на заросший рододендроном курумный склон. Здесь в 10:05 привал. Среди рододендрона есть черника. В 10:20 продолжаем спуск по старому куруму среди рододендрона (ф.14.29), забирая правее по ходу, чтобы выйти как можно выше по течению реки Зопхитури (ф.14.30). В 11:00 спускаемся к реке, но к воде не подойти из-за высокого берега в этом месте.

Ф.14.21 Путь подъема на пер. МИЭТ

Ф.14.28 Спуск в д.р. Зопхитури

Ф.14.29 Курум с рододендронами

Ф.14.30 Спуск в д.р. Зопхитури

Перевал Эдена Восточный, 2Б, снежно-ледовый, 3772 м.

GPS-координаты: 42°53'11''N 43°24'04''E. Высота по данным GPS: 3702 м (ф.15.31).

Соединяет ледник Западный Зопхито и ледник Западная Эдена. Перевал представляет собой самую низкую точку в широком понижении южного отрога Гезетау на участке между Главным хребтом и узловой Безымянной вершиной.

В 11:05 начинаем подъем по левому берегу реки Зопхитури. Пересекаем горный поток с ледника Лабода (№332, Восточный Зопхито) выше слияния с рекой из ледника Западный Зопхито и в 11:30 останавливаемся на обед. Горы затягивает низкая облачность, пасмурно.

В 13:50 начинаем путь на перевал Восточная Эдена от места бывшего слияния ледников Восточный (Лабода, №332) и Западный Зопхито. По старой обвалившейся морене двигаемся по левому берегу реки в направлении ледника Западный Зопхито (ф.15.1, ф.15.2) и вскоре подходим к шлейфу осыпей, преградивших путь. По крупным, а затем по средне-каменистым осыпям двигаемся вверх с некоторым траверсом склона с таким расчетом, чтобы выйти чуть выше и правее языка ледника(ф.15.3). В 14:30 привал на подходам к языку ледника. Справа из- под ледника перевала Цухбун срывается двухкаскадный красивейший водопад.

В 14:45 продолжаем движение и вскоре с осыпи переходим на язык ледника. Кошки не надеваем, движемся по осыпи поверхностной морены ледника (ф.15.4). По всхолмленной поверхности ледника по его левому краю движемся в направлении рыжего скального выступа, вдающегося в ледопад на леднике (ф.15.5). На уровне скального выступа дальнейший подъем по леднику без кошек не пройдешь, начинаются трещины. В 15:25 становимся на ночевку на левом борту ледника на покровной морене (ф.15.7). Со скального выступа недавно случился крупный обвал (ф.15.6). Выбираем место на безопасном отдалении. Встали напротив кулуара с ручьем правее выступа. По отчетам 80-х годов по этому кулуару со снежником в нижней части группы попадали наверх уступа, обходя, таким образом, ледопад. Сейчас снежно-ледовая обстановка сильно изменилась и этот путь выглядит сложным и небезопасным.

Рыжий сланец покрывает ледник. Потребовалась небольшая доработка по выкладыванию площадки под шатер, но зато нет мух. Вода течет по промоинам в леднике. Низкая облачность, пасмурно. К вечеру распогодилось, открывается вид на большую часть спуска с перевала МИЭТ (ф.15.8).

Итоги дня. Прошли перевал МИЭТ. Если дальнейший путь группы будет следовать вниз по долине Зопхитури, то можно порекомендовать спускаться с перевала, все время забирая влево по ходу. В нашем случае, обойдя сбросы, взяли правее и спустились почти к слиянию рек с ледников Зопхито и Лабода. По плану была ночевка в верхнем цирке перевала Эдена Восточная. По факту - ночевка на подходах к ступени ледопада Западный Зопхито.

Чистое ходовое время – 4 часов 50 мин. Километраж за день – 7,3 км.

Ф.15.1 Путь к лед. Зап. Зопхито

Ф.15.2 Левый берег реки

Ф.15.3 Выход на лед. Зап. Зопхито

Ф.15.4 На лед. Зап. Зопхито

Ф.15.5 Подход под уступ

Ф.15.6 Левобережная покровная морена

Ф.15.7 Место стоянки на лед. Зап.Зопхито

Ф.15.8 Схема спуск с пер. МИЭТ на запад

30.08.17. Шестнадцатый день похода, среда.

Подъем в 5:00. Выход в 6:55. Пасмурно.

Сразу надеваем кошки, системы и выходим вверх по открытому леднику Западный Зопхито. Небольшой взлет, ледник в этом месте слегка огибает скальный уступ, начинаются трещины. Дальше разломы становятся больше, чтобы обойти их, приходится уходить ближе к правому борту. После выположения возвращаемся на центр ледника и берем курс на 200 метровую стену ледопада (ф.15.9). Подходим к стене и немного поднимаемся по ледовому склону, пока позволяет уклон, где в 7:50 делаем привал на ледовой полке. Справа по ходу в ледопад врезается скальный уступ. У скалы идут трещины, но в целом между ледопадом и уступом есть проход по ледовому склону, частично засыпанному рыжим сланцем. В 8:00 начинаем обход ступени ледопада по левому его борту (ф.15.9). Траверсом ледового склона выходим на частично зачехленный ледовый склон местами до 30 градусов (ф.15.10). Подъем зигзагом до выположения. Чуть выше находится переход со льда на бараньи лбы уступа (ф.15.11). Здесь в 8:20 привал, снимаем кошки. В 8:30 продолжаем подъем по скальным полках, заваленных осыпью, и выходим наверх скального уступа. По осыпям, лежащим на скальном выступе, выходим на лед (ф.15.12). Надеваем кошки. По лабиринту трещин и разломов ищем проход к центру ледника. В 9:30 подходим к закрытому леднику. Организуем связки и в 9:40 продолжаем подъем. У правого и левого борта много разрывов. Движемся по центру ледника (ф.15.13). Крутизна ледника 15-20 градусов, но отдельные участки взлетов доходят до 25-30 градусов. В 10:10 привал на снежном поле по центру ледника. В 10:20 продолжаем подъем по закрытому леднику, забирая к правому борту (ф.15.14). Подъем на очередную пологую ступень и нам открывается на юге - перевал Крутой (ф.15.15), а на севере - перевал Мосота (ф.15.16). Между нами и перевалом Мосота - тело ледника с большим количеством разломов. Продолжаем подъем по закрытому леднику вдоль правого его борта (ф.15.18). На следующую ступень поднимаемся очень близко к правому борту (ф.15.17), в обход ледового склона с трещинами по центру ледника. Продолжаем подъем вдоль правого борта и в 11:00 привал перед последним взлетом в верхний цирк перевала Эдена Восточный. В 11:10 продолжаем подъем. Пологий снежный взлет, и мы выходим на небольшое снежное поле под склонами Гезе-тау. По левую руку – перевальный взлет перевала Восточый Эдена, по правую – снежно- фирновый кулуар перевала Северный Эдена (северное плечо вершины Гезе-тау). Между ними по центру - приличных размеров осыпной вынос из кулуара склонов Гезе-тау. На нем и становимся лагерем в 12:30 (ф.15.19). Низкая облачность, пасмурно. Топим снег. В “окошках” видимости периодически открывается перевальный взлет Эдены Восточного, прикидываем путь подъема (ф.15.20). После обеда дождь, в 17:00 началась продолжительная гроза с градом. В 3 часа ночи – повторный заход грозы.

Итоги дня. Прошли ледник Западный Зопхито. Ночуем в плановом месте под перевалом Эдена Восточный, но с разницей в день. Непогода.

Чистое ходовое время – 4 часов 45 мин. Километраж за день – 4,6 км.

Ф.15.9 Обход ступени ледопада

Ф.15.16 Пер. Мосота с юга

Ф.15.17 Выход в верхний цирк

Ф.15.18 Подъем вдоль правого борта

Ф.15.19 Место стоянки под пер. Эдена Вост.

Ф.15.20 Пер. Эдена Вост. с востока

31.08.17. Семнадцатый день похода, четверг.

Непогода. Нет видимости (ф.15.21). Периодически идет дождь, град. После обеда низка облачность. Периодически открывается перевальный взлет Эдены Восточный, Суганский хребет за перевалом Мосота и водопад внизу долины (ф.15.22). Ночью гроза с градом и сильный ветер. Чистое ходовое время – 0 часов 00 мин. Километраж за день –0 км.

Ф.15.21 Непогода

Ф.15.22 Лед. Зап. Зопхито

01.09.17. Восемнадцатый день похода, пятница.

Погоду мониторили, начиная в 5 утра. В 7:00 подъем несмотря на туман. Ближе к 9-ти начинают появляться разрывы в низкой облачности.

От места ночевки на осыпном выносе на верхнем плато ледника Западный Зопхито хорошо виден весь перевальный взлет перевала Восточный Эдена (ф.15.20). Он представляет собой снежно-ледовый склон со средней крутизной 35 градусов, высотой около 200 метров, перерезанный в нескольких местах поперечными трещинами. Глобально можно выделить 4 бергшрунда.

Выходим в 9:20. К нижнему бергшрунду идем в связках, крутизна склона 30 градусов (ф.15.21). Бергшрунд сильно засыпан в левой его части (по ходу движения). Выходим сюда траверсом, так как ниже этого места крутой ледовый склон. База на пикетах (ф.15.22). Первый уходит с рюкзаком по снежному мосту на страховке. Организует перила выше верхнего края для всей остальной группы (ф.15.23). До второго бергшрунда идем с одновременной страховкой. Бергшрунд протянулся по всей длине склона. Его проходим по снежно-фирновым отколам под скалами у левого борта с организацией перильной страховки (ф.15.24). Необходимо отметить, что подъем с восточной стороны опасен из-за возможного схода камней по боковым кулуарам (ф.15.25), поэтому выходить на перевал нужно в первой половине дня. В дальнейшем до верхнего (четвертого) бергшрунда идем с одновременной страховкой. Третий проходим по некрутому ледовому отколу, так же как и второй, у левого борта под скалами (ф.15.25). Выше третьего бергшрунда небольшое пологое снежное поле (ф.15.28). Лавируем между трещинами и подходим к четвертому бергшрунду. Он самый широкий, с большим перепадом краев у левого борта. А вот у правого борта его можно обойти. Подходим траверсом под нижний край бергшрунда у правого борта (ф.15.26). Здесь, как и на первой базе, ниже очень крутой склон. Первая веревка перил с верхнего бергшрунда - с базы выход на нижний край бергшрунда, затем по нему выход на снежный склон левого борта и вверх (ф.15.27). Следующие три веревки перил вверх по снежному склону до седловины (ф.15.29). Уклон склона 30-35 градусов, в верхней части до 45 градусов. На перевал группа поднялась в 15:30 (ф.15.33). На весь подъем от ледника Западный Зопхито потребовалось около 5 часов ходового времени. Все базы на снежном снаряжении: пикеты, якорь, лопата, ледорубы.

Перевал представляет собой небольшую скальную гряду из черного и рыжего сланца (ф.15.30). Тур находится в северной части гряды, в самом низком месте. Мы же поднялись южнее и выше. В туре была обнаружена записка группы туристов из города Николаева под руководством Герасименко Д. от 9 августа 1999 года.

На западе в южном отроге от ГКХ хорошо видна седловина перевала Риони, а за ним вершина Пасис-мта(ф.15.32). На востоке - массив вершины Лабода (ф.15.34).

С перевала в сторону ледника Западный Эдена выходим в 16:10.

Спуск с перевала на ледник Заданый Эдена кратко можно описать так: глобально вправо вдоль склонов Гезе-Тау в направлении ледопада с вершины Гезетау, перед ледопадом вниз на ледник Западный Эдена (ф.15.42).

С места, где поднялись, уходим с одновременной страховкой по гребешку вниз. Здесь по снежному мосту переходим бергшрунд (ф.15.35), сворачиваем вправо и дальше спускаемся в направлении большого снежного плато (ф.15.36). После выхода на пологий снежный склон проход к снежному плато преграждает система трещин. Обходим их слева по ходу (ф.15.37). Здесь уклон склона возрастает до 30-35 градусов (ф.15.38). Слева плато ограничено ледовыми и скальными сбросами. Путь дальше лежит правее перегиба со скалами под скальным склоном. За перегибом уклон склона возрастает до 35-40 градусов. По снежному склону спускаемся 1 веревку с попеременной страховкой на три такта. Ниже начинается ледовый склон. На снегу делаем базу на пикетах и провешиваем одну веревку перил до осыпного выноса (ф.15.39). На осыпи никто не задерживается, так как со скал постоянно сыпет, и выходит на снежник за выносом. Последний без рюкзака спускается на страховке на личной технике. Снежник по сути является лавинным конусом. По этому выносу, обходя трещины, с одновременной страховкой спускаемся на огромное плато ледника Западный Эдена (ф.15.40). Дальнейшее движение проходит по сравнительно пологому рассеченному трещинами леднику (ф.15.41). Спускаемся, придерживаясь центра ледника. Пройдя с километр по разорванному леднику (трещины легко обходятся), перебираемся на правобережную покровную морену из черного сланца, где в 20:00 становимся на ночевку у начала подъема на перевал Риони.

Спуск в долину по леднику затруднен, так как ледник заканчивается поясом бараньих лбов, создающих полукилометровую скальную ступень. Самым простым вариантом выхода является перевал Риони и выход на тропу с перевала Гезевцек в долину реки Риони.

После 20:00 с юга пришла гроза.

Итоги дня. Прошли перевал Эдена Восточный. На подъем провесили 6 веревок, на спуск - 1 веревку. Ночуем в плановом месте перед началом подъема на перевал Риони. Чистое ходовое время – 10 часов 00 мин. Километраж за день – 4,6 км.

Ф.15.21 Подход под 1-й бергшрунд

Ф.15.28 Подход через 3-й под 4-м берг

Ф.15.29 Выход на перевал

Ф.15.30 Выход на перевал

Ф.15.31 На пер. Эдена Вост.

Ф.15.32 Группа на пер. Эдена Вост.

Ф.15.33 Группа на пер. Эдена Вост.

Ф.15.34 Группа на пер. Эдена Вост.

Ф.15.35 Начало спуска с пер. Эдена Вост.

Ф.15.36 Спуск с пер. Эдена Вост.

Ф.15.37 Начало спуска с пер. Эдена Вост.

Ф.15.38 Спуск с пер. Эдена Вост.

Ф.15.39 Спуск по перилам

Ф.15.40 Выход на ледник Эдена Зап.

Ф.15.41 По леднику Эдена Зап.

Ф.15.42 Схема спуск с пер. Эдена Вост.

Перевал Риони (радиально), 1А, снежно-осыпной, 3331 м (схема В.Г. Ляпина 2012 г). GPS-координаты: 42°53'09''N 43°21'31''E. Высота по данным GPS: 3269 м.

Расположен в коротком южном отроге ГКХ недалеко от перевала Гезевцек. Самостоятельного значения, по-видимому, не имеет, а служит для перехода от ледника Эдена Западный в верховья реки Риони.

02.09.17. Девятнадцатый день похода, суббота.

Подъем в 6:00. Выход в 8:00.

Переходим с правобережной покровной морены на край ледника и с него на снежник. Начальный подъем на перевал проходит по снежнику длиной 150 метров и крутизной 25-30 градусов (ф.16.1). Здесь подъемный кулуар расширяется и разветвляется. Слева по ходу скальный уступ, на котором ровные площадки, неплохое место для стоянки. Подъемный снежник переходит в скально-осыпной кулуар с ручьем. Левее со склонов течет еще один ручей. Обходим и кулуар и ручей слева по ходу по осыпным склонам. Затем забираем вправо и по осыпному склону выходим на скальные полки выше ручьев (ф.16.2). Впереди показался снежник, по которому выходим на перевал Риони. Седловина перевала широкая со льдом и снежниками (ф.16.3). В 9:35 остановились на западной стороне перевала на ровной площадке из черного сланца. Сложили здесь тур, оставили записку.

Прямо перед нами весь участок запланированного траверса от перевала Гезевцек до вершины Пасисмта и спуск по ее южному гребню (ф.16.4).

Ф.16.1 Подъем по снежнику

Ф.16.2 Подъем по осыпным склонам

Ф.16.3 Группа на пер.Риони

Ф.16.4 Вид на южный хребет в. Пасисмта

Перевал Гезевцек (радиально), 1Б, снежно-осыпной, 3498м.

GPS-координаты: 42°53'21''N 43°21'23''E. Высота по данным GPS: 3426 м. Соединяет ледник Западный Штулу и реку Риони.

В 10:05 выходим с перевала Риони вверх по разрушенному скальному гребню южного отрога ГКХ (ф.17.1). Осыпной склон местами до 30 градусов. Несложный подъем и в 10:30 выходим на большие ровные площадки перевала Гезевцек (ф.17.2, ф.17.4). Находим тур и записку от сентября 1979 года группы туристов турклуба "Меридиан" Костромского завода деревообрабатывающих станков под руководством Ликсовского В.Т. (м\к 144-79). Оставляем свою записку и вставляем в тур большой деревянный шест.

Вокруг остатки каких-то сооружений, деревянные доски и ветровые стенки. С перевала открывается красивая панорама Суганского хребта и Штуловской перемычки. На западе - вершина Пасисмта (ф.17.3).

В 10:55 выходим от площадок перевала Гезевцек по хребту на запад. Идем по простому сильно разрушенному скальному гребню. После преодоления небольшой пологой вершинки хребет начинает уходить вниз и приводит на седловину перевала Гезевцек (ф.17.5, ф.17.6, ф.17.8). От площадок 15 минут. Вероятно, именно отсюда начинался спуск на ледник Западный Штулу. На седловине обелиск (ф.17.7), много алюминиевого кабеля и мусора. В туре находим записку от июля 1989 года, но она сильно размокла и мало что еще можно разобрать, оставляем ее на месте. Свою повторную записку не пишем.

Ф.17.1 Подъем по южному отрогу ГКХ

Ф.17.2 Выход на ГКХ

Ф.17.3 Площадки пер. Гезевцек

Ф.17.4 Площадки пер. Гезевцек

Ф.17.5. По ГКХ к пер. Гезевцек

Ф.17.6 Траверс ГКХ от пер. Гезевцек

Ф.17.7 Группа на пер. Гезевцек

Ф.17.8 Седловина и площадки пер. Гезевцек

Траверс вершины Пасис-Мта, скально-снежно-осыпная, 3779м.

GPS-координаты: 42°53'26''N 43°19'59''E. Высота по данным GPS: 3782 м (ф.18.21).

По альпинистской классификации: Пасис-Мта южный гребень - 1Б юго-восточный гребень - 1Б.

От седловины перевала Гезевцег выходим в 11:25. Подъем проходит вначале по крутому скально-осыпному гребню (около 200 метров, на отдельных участках простое лазанье) (ф.18.1) до небольшой ровной площадки (ф.18.2), которая заканчивается скальной ступенькой метров 5 (ф.18.5). Поднялись в 12:35. С юга обрывы, с севера крутой снежный склон с трещинами. Варианта два: либо вешать перила, либо обходить с севера с одновременной страховкой. Выбираем второй вариант. Перекусываем и надеваем системы, кошки, организуем связки. На север от нас уходит отрог, в котором ближайшая снежно-ледовая седловина -это перевал Гезе Северный.

В 13:30 выходим с одновременной страховкой в обход ступени по крутому снежному склону (ф.18.3, ф.18.5). Короткий участок и мы снова на гребне. Далее следует еще один короткий крутой взлет (около 50 метров, до 30 градусов). Продолжаем движение в связках, идем по снежному склону параллельно скальному гребню (ф.18.4). Вверху взлета небольшая ровная площадка, за которой узкий скально-осыпной участок хребта со ступенью (ф.18.8). Снимаем кошки, убираем веревки. Скальную ступень обходим с юга, так как северная сторона представляет собой сплошную стену (ф.18.9). Приспускаемся по скально-осыпному склону и выходим траверсом к узкой перемычке на хребте у основания скальной ступени и дальше в направлении выполаживания гребня (ф.18.7). С гребня за ступенью хорошо видна седловина перевала Гезевцек и начало траверса (ф.18.6).

Далее пологий скальный гребень через 50-60 метров круто поднимается на вершину жандарма. С севера - крутые скальные склоны. А с юга ниже и параллельно жандарму идет второстепенный скальный гребень. Между жандармом и нижнем гребнем образовался довольно большой карман из осыпей и снежников. По этому карману и обходим жандарм с юга траверсом (ф.18.10, ф.18.11). Выходим на седловину у основания жандарма. Здесь есть возможность поставить шатер. Но после небольшой разведки находим небольшую ровную площадку чуть выше по гребню и в 15:30 становимся лагерем на восточном гребне вершины Пасисмта (ф.18.12). Ровное место с мелким сланцем в углу между гребнем и снежником. Воду находим ниже по гребню, стекающую по снежнику. Набираем по максимуму: и на ужин, и на завтрак, и на весь следующий день.

Низкая облачность закрывает вершину Пасисмта и не дает внимательно изучить пути подъема. На юге блестит лента реки Риони, на севере солнце освещает долину, а нас периодически закрывает облако.

Итоги дня. Поднялись на перевал Риони, а с него по отрогу на ГКХ. Через перевал Гезевцек начали траверс ГКХ к вершине Пасисмта. Ночевка на восточном гребне вершины Пасисмта. Чистое ходовое время – 5 часов 05 мин. Километраж за день – 3,9 км.

Ф.18.1 Начало траверса от пер. Гезевцек

Ф.18.10 Обход жандарма

Ф.18.11 Обход жандарма

Ф.18.12 Место ночевки на гребне

03.09.17. Двадцатый день похода, воскресенье.

Подъем в 4:30. Ясное звездное небо. Выход в 6:25.

Уже в системах выходим вверх по гребню. Небольшой подъем по разрушенному скальному гребню до 30 градусов. Камни прихвачены инеем, скользко. Дальнейшее движение осуществляется по пологому восточному гребню вершины Пасис-мта и через 100-150 метров выводит к вершинному взлету (ф.18.13). На гребне тоже есть, где поставить палатку, встречаем следы парнокопытных.

Вверх уходит крутой скальный гребень. На северных склонах для подъема на вершину по прикидкам необходимо провесить веревки три траверса по снежно-фирновому склону до начала снежного кулуара, по которому вверх еще 3-4 веревки. На южных склонах после осыпи вверх уходит снежник. Этот вариант смотрится технически проще.

Уходим траверсом осыпного склона на южную сторону гребня в направлении снежника (ф.18.14). Склон местами до 30 градусов. И немного неприятно, что еще покрыт инеем. В кулуаре со снежником уклон осыпного склона растет до 35 градусов, а ниже по кулуару еще

круче. Как вариант, пересекать снежник и выходить на южный отрог вершины Пасисмта. Но для этого необходимы кошки, а одевать их на этом склоне проблематично. Решаем подходить вверх под скалы к левому краю снежника. Делаем базу на пикетах и выпускаем первого вверх по снежному склону до 45 градусов. Крутой участок закончился метров через 5. За перегибом снежник уходит вверх с уклоном 25-30 градусов. Язык снежника оказался не широким. Верхняя база так же на снежнике, а выход группы на осыпной склон южного отрога чуть ниже базы. Перила по длине получились метров 20. Снежник выше по склону заканчивается скалами. Правее снежника за перегибом вверх уходит крутой скально-осыпной кулуар, вариант подъема по которому нам не понравился. Выходим на гребень южного отрога. 50 метров подъема по простым сильно разрушенным скалам (ф.18.15) и уходим по скально- осыпной полке вправо на осыпные склоны выше выходов скал. Дальнейший подъем на север по некрутым осыпным склонам выводит на пологие широкие площадки выше восточного гребня вершины. Здесь нашли остатки ветровых стенок. Видно, что когда-то здесь ночевали. Отсюда пологий склон восточного гребня выводит на восточную вершину Пасисмта. Группа на вершине в 9:45. Подъем от места ночевки занял 3 часа 10 минут (ф.18.16, ф.18.19).

Вершина представляет собой обширную площадку, обрывающуюся на восток и запад крутыми скальными стенами. На юг спускается крутой скально-осыпной гребень, в котором хорошо видна седловина травянистого перевала Вацисвери. На север продолжается гребень массива Пасис-мта.

Тур восточной вершины сложен из камней в непосредственной близости от высшей точки вершины. В тур вставлен большой деревянный шест. Записки в туре не оказалось.

В хорошую погоду с вершины открывается прекрасная панорама. На юге зеленеют хребты и долины Грузии (ф.18.20), постепенно к западу переходя в заснеженные отроги ГКХ. На западе видны вершины Безенгийской стены и Айламинского района - Белая и Черная Незнакомки, Цурунгал, Айлама, Шхара, Фытнаргин. Немного севернее возвышаются Дых-тау (ф.18.18). За ней видны Коштан-тау и Кундюм-Мижирги. На северо-востоке просматриваются вершины Суганского хребта - Гюльчи, Доппах, Солдат, Рцывашки. Восточнее за пологой вершиной Гезе-тау видна Лабода (ф.18.17). Совсем на востоке мог быть виден ледовый купол Казбека, но в нашей случае его не было видно из-за дымки.

В 10:10 выходим с восточной вершины Пасисмта на юг(ф.18.22). Пологий осыпной склон плавно набирает уклон. Начинается продолжительный спуск на "лифтах" по мелкой и средней осыпи (ф.18.23). В 10:50 выходим к скальному сбросу. Небольшая разведка показала, что все осыпные кулуары по пути спуска ниже переходят в скальный пояс со сбросами. Дальнейший спуск строго по южному гребню. В 11:00 продолжаем движение. Выходим на скальный гребень. Здесь вешаем перила на коротком участке в 2 метра (ф.18.24), последний без рюкзака спускается на лазанье на страховке. И через 10 метров подходим к скальному уступу, где по гребню хребта провешиваем перила 50 метров (ф.18.26, ф.18.27)). База на петлях на скальном отколе и вокруг плиты (ф.18.25). Ниже базы короткий участок с отвесом. Последний уходит на двойной веревке, на базе оставляет расходную петлю. Дальнейший спуск по простым скалам и осыпному склона с выходом на ровную площадку, где в 13:00 собирается вся группа. Устраиваем перекус. Воды остается все меньше.

В 14:00 продолжаем спуск по гребню скально-осыпного хребта (ф.18.28, ф.18.29, ф.18.30). Спуск технически не сложный, но продолжительный. Местами простое лазанье и обход гребня траверсом склона. В 14:40 вышли из скально-осыпной зоны, привал, снимаем системы (ф.18.31). Отсюда хороший вид на перевал Риони с запада (ф.18.32). Дальнейший путь на юг по хребту по осыпным склонам местами до 30 градусов.

Ф.18.13 Путь подъема на в. Пасисмта

Ф.18.30 Спуск по южному хребту

Ф.18.31 Вид на путь спуска

Ф.18.32 Пер. Риони с запада

Лечхумский хребет – истоки реки Сакаура.

Впереди приличный сброс высоты до ярко выраженного понижения в хребте (по карте-схеме Ляпина В.Г. - это н\к перевал Вацисвери, 2817 м) (ф.19.1). Чем ниже спускаемся, тем больше зелени. На подходах к перевалу на восточном склоне есть ровные места под палатку, но нет воды.

Седловина перевала – узкая перемычка, вниз уходят крутые склоны (ф.19.1). Дальше вверх по хребту короткий крутой подъем по травянистому склону до 45-50 градусов. Вверху этой ступени в 15:20 привал. Выпиваем последнюю воду. Дальнейший подъем по хребту по травянистому склону до 30 градусов. Вверху небольшой привал. Группа порядком вымоталась, угнетает отсутствие воды. Отсюда хребет расширяется и становится более пологим. Продолжаем движение на юг, придерживаясь гребня, и вскоре на спуске с вершинки выходим на маркированную тропу (ф.19.2). Это то место, где на генштабе отмечен перевал Вацисвери (по карте-схеме Ляпина В.Г. - это н\к перевал Вацисвери верхний, 2909 м). Отсюда на запад отходит отрог, по которому, по-видимому, продолжается маркированная тропа в Зесхо. Наш же хребет поворачивает на юго-восток и мы вместе с ним. Дальнейшее движение по тропе. Еще дальше хребет снова сильно сужается. Здесь короткий привал у триангулятора – гора Гориболо. В 17:25 проходим табличку на маршруте Геби – Зесхо (ф.19.3). Перед подъемом на вершину, с которой тропа уходит с Лечхумского хребта к озерам Сосванотба, замечаем озерцо с водой, возле которого в 17:45 становимся лагерем на большой поляне (ф.19.4). Вода по виду стоячая, но нас это не останавливает. Прекрасный вид на пройденный нами маршрут от перевала Эдена Восточный до нынешнего места стоянки. На западе в закатных красках из-за гор показались Ушба и Мазери.

Итоги дня. Взошли на восточную вершину Пасисмта по восточному ребру и спустились по южному с переходом на Лечхумский хребет. На подъеме и спуске повесели по 1 веревке перил. По плану была ночевка у озер дальше вершины Лухунисцвери. Эти заведомо грандиозные планы были связаны с отсутствием воды на маршруте следования. Запасным вариантом, было спускаться к озерам Сосванотба. Очень удачно нашли воду значительно ближе по Лечхумскому хребту. Чистое ходовое время – 8 часов 35 мин. Километраж за день – 8,3 км.

Ф.19.1 Путь спуска по хребту

Ф.19.2 Выход на маркерованный маршрут

Ф.19.3 Указатель Геби-Зесхо

Ф.19.4 Место ночевки на Лечхумском хребте

04.09.17. Двадцать первый день похода, понедельник.

В 6:00 подъем. Выход в 8:00.

Возвращаемся на маркированную тропу и по ней поднимаемся очередную вершинку хребта. Здесь маркированная тропа уходит по юго-восточному отрогу через озера Сосванотба к реке Риони. Мы же продолжаем движение по Лечхумскому хребту и через два перехода в 10:30 поднимаемся на вершину Лухунисцвери (ф.19.5, ф.19.6, ф.19.7).

Вершина Лухунисцвери: GPS-координаты - 42°49'49''N 43°18'34''E высота по данным GPS - 3186 м.

Подъем сначала проходил по тропе вдоль кромки гребня. Тропа постепенно исчезла. Восточная сторона хребта – это альпийские луга. Западная – крутой осыпной склон. На подъеме периодически встречаются крутые осыпные ступени. С вершины отркрывается замечательная панорама. На юго-востоке в глаза бросается вершина Шода с наклонным ледником на верхушке. Начиная с решения идти на Пасисмту, попрощались с планами восхождения на Шоду. За ней восточнее видно начало нашего маршрута - хребет Урсдоником. Затем колоссальную часть кругозора занимает Главный Кавказский Хребет от Мамисонского перевала до Безенгийской стены. Слева от Безенгийской стены белеет купол Тетнульда, еще дальше видно Ушбу. На западе протянулся к ГКХ Сванетский хребет с вершиной Лайла. На юго-запад продолжается Лечхумский хребет, переходящий в скальные вершины со снежниками. На юге в дымке - предгорья Грузии.

На юго-восток с Лечхумского хребта уходит отрог-перемычка, соединяющий с хребтом, в верховьях которого берет свое начало река Сакаура. На небольшом плато отрога - пару озер, а за ними седловина н\к перевала Лухуни (ф.19.5, ф.19.11).

За один переход спускаемся с Лечхумского хребта к верхнему озеру (ф.19.8), где в 12:00 остановились на обед. Ясно, палит солнце.

В 14:10 продолжили движение. От озера идут тропы к перевалу.

Перевал Лухуни (н\к): GPS-координаты - 42°48'37''N 43°20'03''E высота по данным GPS - 2646м.

Соединяет долину реки Лухунисцкали (река Риони) и реки Сосваноцкали (река Риони).

По плану от перевала Лухуни был подъем на юго-восток прямо на хребет. Но на месте подъем в лоб показался крутоват, с осыпными склонами под верхом. Уходим по тропе траверсом склона на восток (ф.19.5). Вскоре в траве теряем тропу. Продолжаем плавный набор высоты с целью выхода на хребет. Финальный крутой участок подъема по травянистому склону и в 15:10 приваливаем на узком северном гребне хребта. На северных склонах под нами темное озеро и продолжение тропы с перевала Лухуни. Пока отдыхали стали свидетелями схода камнепада с вершины Эдена.

В 15:25 продолжили подъем на хребет по гребню. После выхода на пологую часть гребня открылся вид сверху на подъем от перевала Лухуни (ф.19.9). Посреди подъема притаилось небольшое озеро. И в целом можно было подниматься по этому пути. Продолжили подъем по гребню хребта и настолько увлеклись, что пропустили момент, когда необходимо было начинать забирать на юго-восток, мимо озера и дальше переходить на спуск в долину реки Сакаура (ф.19.10).

В 16:10 привал на хребте перед возвышающейся на нашем пути вершиной. Западные склоны вершины - крутой скально-осыпной склон из блестяще-белых пород, переходящий в крутые осыпные склоны с глубокими кулуарами. Собираем красивейшие кристаллы кварца. Любуемся открывшимся ниже по склону на восток озером. Вокруг него много троп.

В 16:20 продолжаем движение. Вершину обходим траверсом восточных склонов с выходом обратно на хребет. На восточных травянистых склонах вершины очень интересные глобальные оползни, которые мы оценили уже со стороны (ф.19.13). Снова участок пологого подъема по гребню хребта (ф.19.12). Западные склоны по прежнему крутые скально-осыпные из слоистых белых пород. На хребте встречаются выложенные группами плоские камни, с выдолбленными на грузинском надписями. Вдалеке между Ушбой и Тетнульдом показался Эльбрус. Поднялись по хребту настолько высоко, что видно всю дугу хребта Сакао и долины реки Сакаура (ф.19.14). На зеленом хребте, подходящем к ним, видно и дорогу, поворот на которую мы пропустили. Дальше гребень хребта становится все уже и круче. В 17:20 привал. По карте ниже по склону должна быть дорога и действительно замечаем ее рисунок на травянистых склонах. В 17:40 спускаемся с хребта вниз по травянистому склону местами до 35 градусов на старую дорогу. По серпантину дороги, сильно заросшей и местами еле угадываемой, спускаемся к левому притоку в верховьях долины реки Сакаура. В 18:30 становимся на ночевку на поляне, заросшей растением похожим на гигантский укроп выше роста человека. Наконец, источник чистой проточной воды.

Итоги дня. Красивый маршрут по зеленым хребтам с озерами с видом на ГКХ. Потеря бдительности в ориентировании и пропустили нужный поворот, но разведали интересный хребет с красивыми видами.

Чистое ходовое время – 7 часов 00 мин. Километраж за день – 16,0 км.

Ф.19.5 Траверс хребтов

Ф.19.13 По гребню хребта

Ф.19.14 Д.р. Сакаура

Каньон реки Сакаура.

05.09.17. Двадцать второй день похода, вторник.

Подъем в 6:00. Выход в 7:50.

По дороге поднимаемся на запад на хребет. Вернулись на утерянный маршрут. И начали спуск по серпантину дороги в долину реки Сакаура (ф.20.1). Перед выходом в долину дорога затерялась в высокотравье. Спускаемся к реке в 9:20. Русло реки широкое, но сам поток небольшой (ф.20.2). 9:40 продолжили спуск вниз по долине по левому берегу реки Сакаура. В месте, где река Сакаура поворачивает на юг, долина реки сужается, борта подходят к самой реке. Здесь на песке находим свежий след медведя. Переходим то на правый, то на левый берег реки. Начинают встречаться первые прижимы, которые обходим по склону. В одном месте русло реки перегораживала снежная арка (ф.20.3). В дальнейшем остатки снежников еще встречались вдоль реки, но преградой не являлись (ф.20.4). По карте генштаба по правому берегу реки должна идти тропа, но пока никаких ее следов. Ниже по течению река начинает уходить в каньон, но при нынешнем уровне воды, он особой сложности не представляет. Вдоль русла реки идти легче, чем по крутым травянистым склонам. В 11:20 привал на обед. В 13:20 продолжили движение. По началу, еще пытались сохранить обувь сухой, перепрыгивая с камня на камень, но вскоре начались места, где пройти можно было только по воде (ф.20.6,ф.20.7), и обходили, при возможности, только места особо глубокие или ступень водопада (ф.20.5, ф.20.8). Чем ниже, тем растительность более буйная, а осыпные склоны сменяются высокими скальными бортами с выходами слоистых пород (ф.20.9). Входим в зону леса. Многочисленные притоки увеличили многоводность и ширину потока. В месте впадения правого притока со склонов вершины Саломгруаносцвери небольшая разведка в поисках дороги не увенчалась успехом. Продолжили спуск вдоль русла реки, периодически переходя ее вброд, то на один, то на другой берег. Подскальзывание двоих участников с окунанием в воду с разницей в 10 минут – это верный признак, что надо искать место для стоянки. Находим место под шатер на левом берегу реки и в 16:30 становимся на стоянку (ф.20.10). Вечер проводим у костра.

Итоги дня. Как и в начале похода планы на тропу\дорогу оказались не состоятельными. Поэтому, даже если бы мы не потратили запасные дни в предыдущую часть похода, то пробежать долину реки Сакаура за планируемое время не удалось бы. Каньон реки красивый и интересный. Впереди у нас два дня, и мы надеемся, что этого хватит для выхода с маршрута. Чистое ходовое время – 6 часов 00 мин. Километраж за день – 10,5 км.

Ф.20.1 Спуск по дороге в верховья Сакауры

Ф.20.8 Каньон реки Сакаура

Ф.20.9 Каньон реки Сакаура

Ф.20.10 Место стоянки у реки Сакаура

06.09.17. Двадцать третий день похода, среда.

Подъем в 6:00. Выход в 8:00.

Продолжаем спуск по реке Сакаура. От места ночевки долина немного раздается, русло реки довольно широкое (ф.20.11). Есть прижимы (ф.20.12), но в основном двигаемся по берегу реки, то одному, то другому. В месте впадения правого притока со склонов вершины Саломгруано небольшая разведка в поисках дороги по правому берегу. Ничего не нашли и продолжили спуск на юг по руслу реки. Следующий контрольный пункт поиска – это место, где по карте тропа должна переходить с правого на левый берег, а река начинает забирать на юго-восток. Если когда-то здесь и был брод дороги, переходящей с одного на другой берег, то сейчас явных следов нет. По левому берегу угадывается полка в рельефе, которая уводит высоко на левый борт, но высокая растительность и набор высоты нас не прельщает. Продолжаем спуск по руслу реки, которая начинает забирать на юго-восток. Здесь еще раз, как и в верховьях, встречаются остатки снежников по берегам (ф.20.13), а ниже река начинает опять уходить в каньон с высокими берегами (ф.20.14). Часто двигаемся прямо по руслу реки по воде. На этом участке поставлен рекорд по глубине захода в воду – по бедру (ф.20.15). Еще ниже река уходит в узкий каньон с покатыми скальными берегами (ф.20.16). Этот участок решаем обойти по левому берегу. Неожиданно выходим на следы тропы (ф.20.17), которая через непродолжительный участок снова выводит нас к реке в месте расширения русла. Пока тропа шла по лесу, ее рисунок угадывался, но как только она вышла на открытые пологие склоны, то затерялась в зарослях лопухов, малины и прочего разнотравья. По карте в этом месте тропа должна переходить на правый берег, а чуть ниже обратно на левый, но продолжения ее не находим. Идем по реке, мониторим склоны на предмет перехода на левый борт. В 12:30 привал на обед. Впереди опять небольшой участок с покатыми скальными берегами. Пока готовится обед, активно разведываем левые склоны на предмет тропы. Никаких следов. По крутым земляным склонам идти без тропы затруднительно. В 14:30 продолжаем движение вниз по реки. Заходим в участок каньона, где русло довольно широкое, но по бокам идут высокие местами вертикальные скалы (ф.20.18). На выходе с этого участка гпс-навигатор говорит, что это место перехода тропы на левый берег. Упорно ищем и находим еле уловимую узкую полку, уводящую на левый борт реки (ф.20.19). Чуть было не теряем тропу на открытом участке с сыпухой. Местами продираемся через выросшие на тропе кусты. Здесь явно никто не ходит. Минут через 20 после нахождения тропы, она выводит нас к месту впадения в Сакауру левого притока - реки Чабалака. По карте через Чабалаку должен быть мост, и он явно здесь когда-то был. А по факту, тропа вывела к 10-метровому скальному обрыву, на другой стороне – такой же (ф.20.20). Вверх в долину реки Бабалака уходит тропа, по ней мы должны были подниматься, если бы не сократили маршрут.

От места перехода по “мосту” вниз ведет небольшая натоптанная тропка, которая выводит на спуск по крутому скально-травянистому склону к реке Чабалака. Трава примята, здесь кто-то ходил. Переходим приток и по скальной полке забираемся на противоположный склон. Находим продолжение тропы\дороги по левому борту реки Сакаура (ф.20.21). Участок красивого леса с пихтами и буком. Скорость передвижение резко возрастает. В какой-то момент с дороги, которая идет траверсом склона, уходит натоптанная тропа ниже по склону. А дорога дальше выглядит заросшей и нехоженной. Решаем идти по тропе. В одном месте тропу перегораживает сошедший оползень. Обходим по верху по крутым осыпным склонам. Тропа плавно спускается все ближе к реке. На открытых участках местами она пробирается через заросли малины с крапивой, но в целом везде находится.

В 17:10 встали на ночевку на левом берегу реки Сакаура (ф.20.22). Лагерь разместили у широкого, большей частью сухого русла. До населенного пункта примерно 4 км. Костер развели в камнях сухого русла. Ночью где-то очень высоко над нами прошла гроза, потом пошел ливень. Очевидец, выходивший ночью, сообщил, что река заняла полностью все русло. Итоги дня. Прошли среднюю часть каньона реки Сакаура. Очень сильно повезло с погодой на отрезке движения по каньону. А найденная тропа помогла вовремя покинуть каньон до повышения уровня воды. Чистое ходовое время – 6 часов 20 мин. Километраж за день – 9,5 км.

Ф.20.11 Река Сакаура

Ф.20.20 Река Чабалака

Ф.20.21 На тропе

Ф.20.22 Место ночевки у реки Сакаура

07.09.17. Двадцать четвертый день похода, четверг.

Подъем в 6:00. Пасмурно. Костер поглотила река (ф.20.23). Готовим на остатках бензина. Успели позавтракать без дождя.

В 8:40 выходим с места стоянки уже под моросящим дождем. От места стоянки река разбивается на два рукава, а левый берег упирается в скальный прижим. Основной поток уходит направо. Левый же рукав до дождя был полностью сухим. Для того чтобы пройти скальный прижим переходим левый рукав реки до островка по середине русла и снова брод обратно на левый берег с выходом на участок берега с деревцами. Между деревьев ведут тропки. Лесистый участок берега обрывается участком с крутым осыпным склоном (ф.20.24). Идем вдоль реки. Так и чередуются участки берега с лесом и без. На камнях кое-где нарисованы стрелки краской. Очень скоро упираемся в прижим реки. Поднимаемся на склон и по неявной тропке примерно в 9:00 выходим на грунтовую дорогу (ф.20.25). Через 10 минут дорога выводит к мосту через крупный левый приток – реку Хаджора (ф.20.26), которая берет свое начало на южных склонах хребта Шода-Кедела.

Дорога плавно поднимается на левый борт долины все выше от реки Сакаура. Проходим по ней через села Хидешлеби, Мажиети, Сакао. Сейчас это скорее дачные участки на лето. В Хидешлеби и Мажиети людей почти не видно и нет собак. Чуть более оживлено в Сакао. Там строится церковь, и видели табличку с началом маршрута село Сакао – перевал Шода-Кедела (предположительно это Лапурский) – село Геби. В Сакао, по рассказам, раз в неделю ходит автобус.

В 13:00 спустились к месту впадения Сакауры в Риони (ф.20.27). Дальнейшее движение по асфальту. В 13:20 заходим в город Они (ф.20.28). В 14:00 - в центре города.

В банке меняем деньги. Созваниваемся с пограничниками, сообщаем, что живы, здоровы. Останавливаемся у водителя Заура, который развозил нам заброски.

Итоги дня. Благополучно закончили маршрут. Чистое ходовое время – 4 часов 40 мин. Километраж за день – 19,4 км.

Ф.20.23 После грозы

Ф.20.24 Река Сакаура

Ф.20.25 Выход на дорогу

Ф.20.26 Мост через реку Хаджора

Ф.20.27 Выход на асфальт

Ф.20.28 Город Они

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Спуск по кулуару перевала Бурджула Южн. камнеопасен.

Перевал Бориса Орлова с нынешней снежно-ледовой обстановкой выглядит камнеопасным. Южные склоны перевала Киртишо – камнеопасны.

Участок подъема от перевала Гезевцек по крутому скально-осыпному гребню проходит с элементами простого лазанья по “развалюшным” скалам без возможности надежной страховки. Такой же участок есть и при подъеме по юго-восточному отрогу вершины Пасис- Мта.

Это, наверное, касается всех горных рек, но особенно с продолжительными долинами и многочисленными притоками, во время осадков быстро возрастает уровень воды. Поэтому надо быть предельно бдительными при движении по руслу реки, даже если осадки идут где-то выше по течению. Так, при преодолении каньона реки Сакаура, Гамрула, могут возникнуть трудности во время дождей.

Перечень наиболее интересных природных объектов намаршруте.

Хребет Урсдоником из слоистых пород с красивыми и необычными скальными вершинами. Там же красивое озеро Удзиро и минеральный источник в д.р. Чхогури.

Верхнее ледовое плато Бокос впечатлил своей протяженностью и красотой окружающих пейзажей.

Красивый протяженный и необычный ледник Киртишо.

Удивительная долина реки Домбурили с многочисленными красивейшими водопадами. Участок траверса ГКХ от перевала Гезевцек до вершины Пасис-Мта подарил шикарные виды. С траверса Лечхумского хребта прекрасный кругозор во все стороны.

Практически со всех точек маршрута взгляд притягивает вершина Шода с наклонным ледником.

Отчет о спутниковой и мобильной связи.

Для связи было два телефона. Один с мтсовской крымской карточкой и грузинской карточкой geocell. Второй – спутниковый. На первой карточке было потрачено 800р, на второй – 3 лари. Мтсовская карточка использовалась для звонков в Севастополь и в Осетию, на спутниковом телефоне для отправки смсок. С грузинской звонили пограничникам Грузии, Зауру, который развозил заброску и обеспечивал наше проживание в г.Они перед отъездом в Севастополь, Казбеку(водителю из Осетии). В Севастополь писали смски или звонили(услуга *137*номер) раз в два дня координатору, который их выкладывал в обсуждении группы вконтакте, чтобы близкие и родственники знали, как обстоят дела в походе у нашей группы.

Для того, чтобы можно было использовать мтсовскую карточку для связи по спутниковому телефону, в личном кабинете мтс были подключены услуги «международный и национальный роуминг» и «международный доступ». Стоимость смски со спутникового телефона 19р, стоимость минуты звонка с мобильного с карточки мтс с услугой *137* 20 рублей.

Мобильная связь была первые 4 дня.

Спутниковая связь была везде, где нужно было отправить смс.

Средний вес на человека: 7.316кг

Подробнее о снаряжении.

Горелки: Использовали уже проверенные переделанные Шмели, подробнее о история создания и ттх можно почитать здесь: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=8039 . Бензин брали из расчета 30 грамм на человека на один прием пищи и добавили 1 литр в запас. В итоге бензина хватило, что называется, тютелька в тютельку. При том что одна бутылка почти полностью вытекла в заброске и было три ночевки с топлением снега. Переносили бензин в литровых пластиковых бутылках.

Палатка: Специально под поход заказали шатер 6-7 человек у ребят из Fram Equipment.

Преимущества шатра оценили давно:

Вся группа в одной палатке, не надо перекидывать ремнабор и аптечку по палаткам и веселее пережидать непогоду.

Отличная ветроустойчивость конструкции, проверенная в реальныхусловиях.

Легкость. Достигается тем, что палатка устанавливается на треккинговых палках и ледорубах(ледобурах). Вес палатки 5,3 кг, нас было пятеро это по 1060 грамм на человека, очень хороший показатель.

Возможность быстрой установки без дна для пережидания непогоды или обеда.

Спальники: Брали легкие спальники с температурой комфорта +5 . И дополнительно в качестве конденсатников предусмотрели: один спальник одеяло Турион (им укрывалось двое человек) и на заказ сшитый прямоугольный конденсатник на троих с возможность пристегивания к стропе, проходящей под ковриками, что бы никто не смог перетянуть на себя одеяло :). Особенно холодных ночей не было, но конденсатники не залеживались и использовались почти каждую ночь.

Посуда: Для приготовления пищи использовали, проверенный многими походами, пятилитровый автоклав из кладовки Севастопольского Клуба Туристов. Чай варили в четырехлитровом котле. 5 одинаковых мисок из тонкой нержавейки несли вместе. Ложки и кружки в личном зачете. Два складных ножа на группу.

Специальное снаряжение.

В рамках похода ожидались как скальные так и снежно-ледовые препятствия при отсутствии описаний района либо явно устаревших. Поэтому надо было быть готовым к неожиданостям. Веревки: Три основные веревки по 50 метров с расчетом на то, чтобы спуститься на две веревки и одна остается на сброс. Для самовыкрута буров использовали легкий кевларовый шнур 2мм диаметром и 55 метров длиной на катушке. Расходный репшнур 6 мм 50 метров использовали на станции для последнего на скалах и для проушины. Всего смотали его около 30 метров.

Скальные крючья: 3 шт швеллера и 4 якорных крюка. Пригодились за поход один раз, когда провешивали веревку по скальным лбам. В качестве ледорубов у двух участников были айсбали

Снежно-ледовое снаряжение: 14 ледобуров на группу оказалось многовато из-за отсутствия протяженных ледяных взлетов. Если выходить на три веревки со станциями и 5 промежуточными точками было бы в самый раз.

Чаще склоны были снежные, фирновые. Все четыре пикета, и снежный якорь пригодились и не раз использовались, в том числе для установки палатки. На пикетах так же устанавливали горелки , что бы те не уходили под снег. Лопата использовалась в бытовых целях: постройка ветровой стены, планировка места под шатер.

В качестве ледорубов двое участников несли два инструмента Petzl Quark, один из которых, упомянутый выше, айсбаль. На сложных участках первый лез с ними.

Петли станционные: 7 мм 5 метров, 4шт. брались опять же с расчетом на выход на три веревки, чего не произошло. С каждой из них шел один большой карабин для удобства вщелкивания всей командой плюс самострахи рюкзаков.

Ролик Petzl minitraction один на группу для спасработ и к счастью не пригодился.

Прочее снаряжение.

Телефоны: спутниковый для связи из недоступных мест мобильный Димы для связи на подъездах и из похода, когда получалось мобильный Артема для прослушивания музыки) GPS: модель Garmin etrex 30 использовали для ориентировки в плохой видимости. Так же проставляли точки привалов и ночевок для удобства в прорисовке маршрута.

Отчет завхоза по питанию.

При создании раскладки активно пользовались следующими ресурсами:

статья Моянской Татьяны 2011 г. «Рецепты походной еды и данные по усушке по некоторым продуктам»

программа Outdoor Food RationCalculator.

Раскладка рассчитывалась для горного похода 4 к. с. продолжительностью 24 дня для группы из 5 человек.

Расчетный вес составил 70 кг. Это приблизительно по 14 кг на человека. Без учета веса продуктов, которые пошли как бонус в заброску. Были две заброски. На первую часть приходилось приблизительно по 2 кг продуктов на 4 дня, на вторую (8 дней) – по 5 кг, на третью часть –(12 дней) по 7 кг.

Раскладка состоит из 7 дней с варимыми обедами, 8 Перекусных дней и двух дневок.

На завтрак идут молочные каши, мясные каши, блюда из макарон, картошки, чай, галеты, сладкое.

На обед – супы, компот, сухари.

На ужин – в основном мясные каши, хлебцы, лук/чеснок, сладкое, чай.

В Перекусные дни два перекуса: мясной и сладкий. В мясной входит сало, сухари, колбаса либо бастурма. В сладкий – сыр, шоколад либо батончик ореховый, мамакан. Сало брали соленое, колбасу сырокопченую, сыр обычный в вакуумной упаковке. Так как Перекусные дни планировались на дни преодоления сложных или продолжительных препятствий, то завтраки подбирались из быстро приготавливаемых блюд и сытные (например, блюда из макарон по 70- 75 г на человека),сыр, печенье сахарное.

На все дни шло карманное питание. В состав карманного питания входили леденцы и попеременно разные виды орехов, сухофрукты, кальмары.

Для именинника были шоколадные конфеты, сгущенка, бонус в заброску ( день рождения совпал с заброской).

На протяжении всего похода раскладка не усиливалась и составляла 550 гр. на человека в день, несмотря на постепенное увеличения аппетита у некоторых участников.

В борьбе за вес все овощи, фрукты, мясо, рыбу, сушили в сушилках. Масло перетапливали, из жира варили смалец, сушили в духовке фарш, готовили мясо в сале и курицу в сале (так называемую домашнюю тушенку). Особенности по сушке, нормам усушки, видам нежирных рыб, рецепты приготовления и особенности упаковки тушенки, все это можно найти в указанных выше статьях.

Так же в борьбе за вес старались использовать по необходимости минимум упаковки. Где можно было обходились просто разными видами пакетов, где добавляли прочность пакету скотчем. Дополнительно в поход каждый имел с собой пакетов 10 на случай замены упаковки. Мясо в сале, топленое масло, смалец были упакованы в ПЭТ бутылки. Мясо в сале фасовалось на разовые дозы для удобства доставания.

Фасовка осуществлялась по приемам пищи (завтрак, обед, ужин). Фасовались отдельно жиры(смалец, топлённое масло) сыр ,вершинное поощрение, карманное питание, это помогало сгладить неравномерную разгрузку. Еще одной особенностью является учет бензина в продуктах, так как он является расходным ресурсом.

В целом можно сказать, что ели хорошо и качественно. Часть группы высказалась, что сушеная рыба в прикуску к блюдам довольно жестка для еды и не ко всему подходит. Лимон хорошо сочетается с чаем.

В этой группе фасовка была по приемам пищи (например, завтра 1, обед 2 и т.д.) . Не все участники находят ее удачной. Как минусы выделяют не совсем равномерную разгрузку участников в течении походного дня. Но это компенсировалось разгрузкой продуктов , применяемых каждый день(соль, сыр, жир, топленное масло). Но пришли к выводу, что лучше фасоваться по продуктам, если до похода удачно раскидать продукты между участниками, то этот процесс разгрузки будет происходить достаточно равномерно сам по себе, плюсы – это более плавная и равномерная разгрузка, гибкость раскладки, возможность при плохом самочувствии участника не перекидывать его груз кому-то другому, а просто больше снимать с него. Но в целом, выбор за завхозом.

Участниками так же отмечалось надежная фасовка продуктов т.к. дополнительно использовалась упаковочная пленка, что придавало бронеубойность продуктам. Никакие продукты не были утеряны или испорчены, за исключением во время второй заброски была пробита бутылка с бензином и продукты напитались парами бензина и это повлияло на вкус пищи. Поэтому я советую особое внимание уделять упаковки, транспортировки топлива, (переносить снаружи рюкзака в каремате, желательно пробку дополнительно обмотать скотчем), Таким образом, любой способ фасовки – это осознанный выбор группы либо в стороны бронеубойности, либо веса.

О стальные замечания смело отношу к чисто субъективным, так как зачастую они были кардинально противоположные. Кто-то сластена и ему не хватало сладкого. Были высказаны пожелания увеличить количество сладкого, в том числе добавить сладкое к обеденному компоту.. Но нужно понимать, что любое увеличение продуктов – это увеличение веса..

Были предложения участников в будущем добавить в ужины больше супов.

Кому-то не пошла соленая рыба, кому-то она наоборот особо по вкусу... С одной стороны молочная каша быстро и легко усваивается (у кого усваивается), что хорошо для больших высот и в период вхождения в акклиматизацию. Плюс это разнообразие раскладки. С другой стороны она быстро «прогорает» и через переход или два уже хочется есть. Именно поэтому, в данной раскладке включены каши с рисом и пшеном, в надежде увеличить отдачу в калориях. В чем все участники похода были единодушны, так это то, что сушеные продукты сильно экономят вес раскладки, увеличивают объем принимаемой пищи и повышают ее качество. Еда получается вкусной, блюда сильно напоминают домашние.

Программа Outdoor Food Ration Calculator., сильно облегчает расчет при создании раскладки.

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Статья расходов

Сумма

Питание в поход

Снаряжение

23182 (из них 21000 шатер)

Связь в походе

450 р\чел (20 лари\чел)

Трансфер Тбилиси-Владикавказ

Проживание в Они

350 рублей с человека (15 лари\чел)

Развоз забросок

5400 (207 лари, просил 250)

Итого завтрат на человека

Примерно 20000

1 лари = 22 рубля

1 доллар= 2,73 лари

Проезд Они-Тбилиси:20 лари

Проживание в Они: 15 лари в частном доме, 55 лари в гостинице Бензин: 2,2 лари

Итоги, выводы и рекомендации по прохождениюмаршрута.

Маршрут получился интересным и разнообразным: долины с величественным лесом из пихт и буков, субальпийские и альпийские луга, многочисленные водопады, каньонинг, разнообразные ледники с красивыми ледопадами, протяженные ледовые поля, скальные вершины в обрамлении снега и льда, прекрасные виды с высоких точек района и наоборот – виды на высочайшие вершины с зеленых хребтов. Кроме визуальной составляющей поход получился технически и физически насыщенным. Несмотря, на легкие рюкзаки в начале похода, рельеф и высокотравье неплохо выматывали участников к концу дня. В связи с этим, хочется отметить положительный эффект от организации забросок на маршруте. Это не менее важную роль сыграло и при преодолении технически сложных участков.

Удачно прошли акклиматизацию в районе хребта Урсдоником, что благоприятно сказалось на продолжительном дальнейшем пребывании в непосредственной близости ГКХ.

Часть перевалов никто не посещал с советских времен. С тех пор сильно изменилась снежно- ледовая обстановка, и описания требуют корректировки, чему огромную помощь могут принести свежие фотографии, сделанные на маршруте. Большинство троп и дорог вдали от сферы современных интересов полностью заброшены. Туристические спортивные группы в этом районе редкость. Видно, что потихоньку начинает развиваться направление “треккинг”, что отражается на появлении маркированных маршрутов. Но там, где их нет, места безлюдные и полностью дикие. Встречаются следы медведей и прочих диких животных.

Активно строится курорт Шови, что положительно сказывается на инфраструктуре дорог -военно-осетинская дорога со свежим асфальтом.

Но все равно район Рача пока менее посещаем туристами, чем, например, Сванетия. На русском говорит в основном старшее поколение и то зачастую видно, что по ходу вспоминают и подбирают давно не используемые слова. Молодежь говорит по-английски. Население очень гостеприимное. Особенно хочется отметить помощь пограничников.

Время похода – август – начало сентября. Раз в 3-4 дня осадки, местами с грозой и градом. Теплая дождливая погода способствовала открытию трещин и разломов на ледниках, что местами повлияло на сложность их преодоления. По тем же причинам спуск с перевала Бурджула Южн. с выходом в узкий спусковой кулуар стал небезопасным. А отсутствие снежно-ледового покрова в верхней части перевала Орлова Бориса вообще заставило отказаться от его прохождения.

На маршруте пройдено два первопрохода. Перевал Западное Плечо Алавидзе 1Б с целью прохода из долины реки Гамрула к озеру Удзиро. И перевал Выходной 1А - с целью обхода перевала Бориса Орлова.

На участке траверса от вершины Пасис-мта по Лечхумскому хребту до верховий реки Сакауры нет проточной воды, только стоячие озера. Но траверс очень видовой.

Отсутствие и заброшенность троп по долинам, погодные условия, высокотравье и многочисленные разведки, а в конце каньонинг, привели к тому, что пришлось сократить концовку маршрута.

Рекомендуем данный район для пешеходных и горных походов разной сложности.

Паспорта локальных препятствий, пройденных впервые.

Паспорт перевала Западное Плечо Алавидзе

Урсдоником

Западное Плечо Алавидзе

1Б/-/-

1. Местонахождение: юго-западный хребет вершины Алавидзе, ориентиация север-юг. GPS-

координаты: 42°39'14''N 43°37'18''E

1. Соединяет реку Гамрула (Гомила) и левый приток реки Риони
  2. Назван группой СКТ. Название от вершины, а вершина в свою очередь была названа в честь альпинистки Хатуны Алавидзе погибшей здесь в 1986 г.
  3. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон) ранее отсутствовали.
  4. Печатный или рукописный источник сведений - г. Севастополь, Балаклавская 8. Маршрутная книжка № 14/17 (17/17) от 2017 г. Горный поход 4 к.с. под руководством Лосевой Н.П.
  5. Количественные характеристики:

Общее время прохождения (час)

Время спуска (час)

Время подъема (час)

Время движения со страховкой

Попеременной/одновременной

Количество пунктов страховки(ориентир.)

Частота прохождения (ориентир.)

Преимущест- венное направление прохождения

-/-

Условия, при которых изменяется категория трудности: неизвестны.

Описание прохождения. 17.08.17.

Подъем в 6:00. Выход со стоянки выше пояса водопадов в 8:00. Наше направление северо- восток. С места стоянки виднеется вершина Алавидзе и понижение справа от вершины – район седловины перевала Геске. Изрезанный рельеф реки, стекающей с верховьев, будем обходить справа по ходу. Сначала движемся по густой растительности. Идем по травянистым склонам, иногда пересекая складчатости и лавируя между выходами скал. В 8:45 останавливаемся на привал. В 9:00 продолжаем подъем по травянистым склонам, ориентируясь на вершину Алавидзе. В 9:55 останавливаемся, не доходя метров 100 до седловины перевала Геске. Здесь много ровного места для стоянок, со снежника вытекает ручей. В 10:30 поднялись на перевал Геске. Седловина перевала широкая. Сложили тур, оставили записку. С перевала открывается вид на вершину Доломисис-Цвери и район перевала Чхаури, спуск в долину реки Чхогури и вершину Геске.

В 10:40 вышли с перевала Геске в сторону перевала Западное Плечо Алавидзе. Движемся по среднему куруму, образованному осыпным материалом с вершины Алавидзе, в сторону седловины между вершиной Алавидзе и безымянной слоенной вершиной на юго-западе от Алавидзе. Перевальный взлет – плавный подъем по слоистым породам скал и травянистому склону. В 11:15 вышли к ближайшей седловине перевала Западное Плечо Алавидзе. Спуск с этой седловины выглядел недружелюбно. Построили тур, но так как после разведки стало понятно, что спускаться лучше с дальней седловины, то перешли сами и перенесли туда записку в новый тур. Спуск с перевала представляет из себя осыпной кулуар с выходами слоистых пород скал со снежником в нижней части.

В 11:45 начали спуск в сторону озера Удзиро. Сначала по полочке с плавным выходом в осыпной кулуар, затем из кулуара переход через снежник на соседнюю полку, а затем спуск по узкому языку снежника до самого окончания снежника. Дальше вниз по складке рельефа слева от большого осыпного вала с вершины Алавидзе спускаемся к озеру Удзиро и в 13:00 становимся на стоянку.

Озеро Удзиро: GPS-координаты: 42°39'36''N 43°37'15''E высота по данным GPS: 2825 м. Чистое ходовое время – 2 часов 55 мин.

Километраж за день – 4,1 км.

Рельеф по участкам пути, протяженность, крутизна, время прохождения участков.

Участок

Перевал Зап.Плечо Алавидзе

травянисто- осыпные склоны

Пер. Зап.Плечо Алавидзе – пологие осыпные площадки под перевалом

Скально- осыпные наклонные полки, снежник

15-25

Площадки под перевальным взлетом – озеро Удзиро

Травянисто- осыпные склоны

10-20

1:00

Требования к организации движения истраховки.

Спуск с перевала на север по скально-осыпным полкам. При прохождении надо соблюдать тактику движение по осыпному склону: идти плотной группой, не допускать нахождение участника над участником. Выбирать наименее камнеопасные пути движения.

1. Возможные опасности и меры безопасности:

В сырую погоду, при обледенении или частичной заснеженности скал, на спуск в сторону оз. Удзиро идти максимально внимательно. Обязательное прохождение в касках.

1. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу: отсутствует.
  2. Возможные и рекомендуемые места ночлега.

На севере – озеро Удзиро, на юге – под перевалом Геске - ровные площадки и вода со снежника.

1. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору: отсутствует.
  2. Автор описания: Лосева Надежда Петровна.

Паспорт перевала Выходной

Выходной

1А/-/-

Местонахождение: седловина перевала находится между вершинами 3079 и3164,

ориентиация восток-запад. GPS-координаты: 42°47'47''N 43°36'43''E.

Соединяет долину реки Цихварга (№352) с долиной ледника Штаха (№351)“выходной” ( вместо перевала 2А прошли перевал 1А).

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон) ранееотсутствовали.

Общее время прохождения(ч ас)

Врем я спуск а (час)

Время подъе ма (час)

Время движения со страховкой

Попеременной/одновременной

Количеств о пунктов страховки (ориентир.)

Частота прохожде ния (ориентир.)

Преимуществ енное направление прохождения

-/-

Условия, при которых изменяется категория трудности:неизвестны.

Описание прохождения. 24.08.17

Описание дается от правого борта долины ледника Цихварга.

В 16:00 начинаем спуск с правобережной морены правому борту долины к началу подъема на безымянный перевала. Поднимаемся по травянисто-осыпному склону до 30 градусов. Примерно на середине подъема слева по ходу большой "балкон" с озером. В 16:40 становимся лагерем у озера (GPS-координаты: 42°47'45''N 43°36'52''E высота - 2987 м). С "балкона" прекрасные виды на ледник Цихварга и вниз по долине в сторону н\к перевала Штаха. Только низкая облачность не дает увидеть вершину Цихварга. Озеро небольшое, нет видимых притоков, и из озера вода не вытекает. Возможно, образовалось от снежника.

25.08.17

Подъем в 5:00. Выход в 6:50. Облачно.

Подъем по травянисто-осыпному склону до 30 градусов 100 метров и в 7:05 группа на перевале. Сложили тур, оставили записку. Перевалу дали название "Выходной". Седловина перевала протяженная, скально-осыпная. Место видовое: на северо-восток - вершина Цихварга с многоярусным ледником, перевал Флеровой Веры и наш путь спуска на востоке виднеется вершина Бурджула и перевал Бурджула Южный на северо-западе - кусочек ледника Штаха и район перевала Цирт на запад - перевал Коднарульский на юго-западе - вершина Шода с ледником.

В 7:20 начинаем спуск с перевала Выходной в долину ледника Штаха. Идем по травянисто- осыпной наклонной полке вправо по ходу. Вниз уходят более крутые травянисто-осыпные кулуары, но животные явно чаще ходят по нашей полке. За перегибом полка продолжает спуск вправо и в конце приводит к непродолжительному узкому скально-осыпному кулуару, по которому местами сочится вода. В 7:50 кулуар выводит в карман левобережной морены. Возможно, есть другие варианты спуска с перевала Выходной на запад, но наш определенно самый короткий.

В 8:00 выходим из кармана левобережной морены долины ледника Штаха в сторону центра долины. Крутой склон моренного вала режем траверсом, по возможности теряя как можно меньше высоты. Рельеф по участкам пути, протяженность, крутизна, время прохождения участков.

Участок

Рельеф

Протяженность, метр

Крутизна, градус

ЧХВ,

ч.мин.

Правый борт долины- “балкон” с озером

0:40

“балкон” с озером– седловина перевала

Седловина – верх скально-осыпного кулуара

Наклонные травянисто- осыпные полки

15-20

0:20

Верх скально- осыпного кулуара– карман левобережной морены

Скально- осыпной кулуар

До 35

0:10

Карман левобережной морены – центр долины

Осыпной склон

0:15

Требования к организации движения и страховки.

Спуск с перевала на запад по наклонным травянистым полкам под скально-осыпным склоном с переходом в скально-осыпной кулуар. При прохождении скально-осыпного кулуара надо соблюдать тактику движение по осыпному склону: идти плотной группой.

Возможные опасности и меры безопасности:

Камнеопасно. Обязательное прохождение в касках. Возможно, во время осадкой по кулуару будет течь вода.

1. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу: отсутствует.
  2. Возможные и рекомендуемые места ночлега.

На востоке – “балкон” с озеро на подъеме к перевалу.

1. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору: отсутствует.
  2. Автор описания: Лосева Надежда Петровна.