Автор: Константин Бычков, г.Москва

Отчет о пешеходном туристском походе 5 к.с. по Ц. Алтаю (Южно-Чуйский хребет), совершенном с 9 по 30 июля 2016 года. Часть1

Справочные сведения о маршруте

Учреждение: Федерация спортивного туризма – объединение туристов Москвы.

Район похода: Центральный Алтай (Южно-Чуйский хребет).

Вид туризма: пешеходный.

Категория сложности: пятая.

Нитка маршрута: Барнаул – старт маршрута (р. Тархата) – р. Кокозек – оз. 2739,1 м в долине реки Тураоюк – траверс массива в. Тара (1А, 3425,9) – прав. исток р. Ирбисту – пер. Ирбисту Западный (1Б, 3400 м) – траверс (суммарно 2А): в. 3518,0 м + пер. Шукшина (3500 м) + в. Ирбисту (3967,9 м) – ледник к западу от в. Ирбисту – оз. Атаккёль – пер. Рублевского (1А, 3370 м) – р. Караоюк – ледник Удачный – пер. Солнечный (2А, 3550 м) – лед. Софийский – пер. Девяти (2Б, 3600 м) – лед. Талдуринский – пер. Черноморец (2А, 3400 м) – лед. Узургу – река Узургу – перевал Сибстрин (2А, 3320 м) – траверс (суммарно 2Б): в. Ольга Восточная (3734 м) + пер. Межольгинский + в. Ольга Западная (3723 м) – лед. Талдуринский – восхождение на вершину Иикту (2Б, 3936 м, радиально) – пер. Тронова (2А, 3450 м) – лед. Троновых – оз. 2600 м – р. Тюнь Левый – р. Тюнь Правый – оз. 2650 м – пер. 100 лет СО (1Б, 3130 м) – траверс Южно-Чуйского хребта до в. 3132,5 м – верховья реки Тара – оз. 2597 м – пер. Мештуайры-Тингеду (1Б, 3070 м) – р. Тингеду – р. Карагем (переправа) – р. Каиндыодру – Карагемская поляна – р. Йолдоайры – пер. Карагем – р. Джело – р. Чаган-Узун – финиш маршрута – Бельтир – Барнаул.

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

скачать карту маршрута 1

скачать карту маршрута 2

Протяженность: 190,5 км.

Сроки похода: с 9 по 30 июля 2016 года.

Продолжительность активной части: 22 дня (1 дневка).

Номер маршрутной книжки: 1/1-502.

Поход рассмотрен МКК Федерации спортивного туризма – объединения туристов Москвы в составе мастеров спорта Ляпина В.Г. (зам. председателя), Кузнецова В.В. и Костерева Н.А.

Оценка категории сложности маршрута по действующей методике категорирования

Район похода широко известен туристам, имеется литература и множество отчетов, так что в данном разделе приведены только наиболее важные и свежие сведения.

Локальные препятствия:

вершины – минимум 14 баллов в зачет

1А: Тара – 5 баллов в зачет

2Б: Иикту – 9 баллов в зачет

Остальные ЛП в зачёт уже не идут, 55 баллов уже набрано.

* - переправа через Карагем возле устья р. Тингеду оценена нами 1Б к.т. Сама река по параметрам вполне соответствует 2Б к.т., но у нас “выпала” существенная часть: переправа первого участника (веревку мы перебросили через реку другой группе, которая и закрепила её на правом берегу). Натяжение же навесной переправы и саму переправу по ней мы не можем сравнить с полноценной переправой даже 2А к.т. – переправа первого со страховкой и переправа остальной группы по перилам требует и большего времени, и больших умений. Вторую переправу через Карагем (его правый исток) мы осуществляли возле Карагемской поляны. При достаточно высокой воде это вполне классическая 1Б.

Протяженные препятствия (часть не идущих в зачет не приведены):

растительный покров – 4,5 балла в зачет

н/к: не идет в зачет для 5 к.с.

1А: долина р. Ирбисту (3 км), долина реки Узургу (1 км), долина р. Карагем (8 км).

болота – 1,5 балла в зачет

н/к: долины рек Тураоюк (2 км), Ирбисту (1км).

осыпи, морены – 42 балла в зачет, из них

н/к: массив в. Тара (1 км), массив в. Ирбисту (2 км), долина р. Елангаш (1 км), долина р. Караоюк (1 км), долина реки Узургу (1 км) и другие – 3 балла в зачет

1А: массив в. Тара (2 км), массив в. Ирбисту (2 км), долина реки Елангаш (1 км), долина р. Караоюк (1 км), долина реки Узургу (2 км), долина реки Тюнь (2 км) и другие – 15 баллов в зачет

1Б: массив в. Тара (0,6 км), массив в. Ирбисту (0,3 км), спуск с пер. Рублевского (0,7 км), спуск с пер. Солнечный (0,8 км), спуск с пер. Черноморец (0,3 км), подъем на пер. Сибстрин (0,3 км), спуск с пер. Тронова (0,5 км), подъём на пер. 100 лет СО (0,5 км), спуск с пер. Мештуайры-Тингеду (0,5 км) – 9 баллов в зачёт

2А: массив в. Ирбисту и спуск с него (1 км), долина реки Узургу (1 км), спуск с перевала Тронова (0,5 км), долина р. Тингеду (1 км) – 15 баллов в зачёт

снежный участок – 7,5 баллов в зачёт, из них

н/к: ледник в Ю-В цирке в. 3518 м (0,5 км), ледник Удачный (1,5 км), ледник Софийский (3 км), Талдуринский ледник (4 км), ледник Троновых (0,5 км) – 4,5 балла в зачет

1А: ледник в Ю-В цирке в. 3518 м (0,5 км), ледник Софийский (0,5 км) – 2 балла в зачет

1Б: ледник в Ю-В цирке в. 3518 м (0,1 км), ледник Софийский (0,2 км)

ледовый участок – 1 балл в зачет

ледовый участок – 11 баллов в зачёт, из них

1Б: ледник к З от в. Ирбисту (1 км), ледник Удачный (1 км), ледник Софийский (2 км), ледник к югу от пер. Черноморец (1 км), ледник Талдуринский (0,5 км).

Итого за ПП в зачёт 66,5 баллов.

Коэффициент Г зом, пройти в ограниченные сроки больше интересных технических препятствий.

Должна быть обеспечена достаточно мягкая ступенчатая акклиматизация к условиям высокогорья.

Раз в несколько дней должны быть предусмотрены спуски в долины для отдыха и смены обстановки.

Запасные варианты маршрута должны предусматривать возможность движения в разных погодных условиях (т.е. не должно быть многодневных “отсидок” пред техническими препятствиями).

Исходя из этого и был запланирован маршрут, с которым можно ознакомиться в приложенной к отчету копии маршрутной книжке и по обзорной схеме.

Элементы новизны:

траверс массива вершины Тара. Это, конечно, не первопрохождение, но описаний мы не нашли

траверс гребня от перевала Ирбисту Западный до вершины 3508 м (Ненахова) – наверняка первопрохождение, следов людей на этом участке мы не встретили. Вершина Ненахова не посещалась с 1983 года

траверс главного водораздела Южно-Чуйского хребта: пер. 100 лет СО – в. 3283,1 – в. 3362,1 (предлагаем название пик Козубай) – тоже наверняка первопрохождение, не нашли ни описаний, ни следов людей. Дальнейший участок траверса именно в таком варианте прохождения также не описан, хотя перевалы и вершины изредка посещаются.

Варианты подъезда и выезда с маршрута

Как попасть в район похода

Существуют два основных способа попасть в район похода: самолетом и по железной дороге. Самолеты из Москвы летают в Новосибирск, Барнаул и Горно-Алтайск. Ближе всего к высокогорным хребтам Алтая расположен Горно-Алтайск, на 230 км дальше – Барнаул, ещё на 220 км дальше – Новосибирск. Чем дальше от гор, тем оживлённее аэропорт и ниже цены на перелёты туда. Билеты до Горно-Алтайска летом 2016 года стоили порядка 30 тысяч рублей, в Барнаул – порядка 17-18 тысяч, в Новосибирск – около 12 тысяч (везде указаны цены туда и обратно на билеты с багажом, есть ещё “несдаваемый” тариф без багажа, но пользоваться им туристу затруднительно). В Новосибирск также теоретически можно долететь с пересадкой в Екатеринбурге рейсами авиакомпании “Победа”, что выйдет несколько дешевле, но на рейсы “Победы” быстро раскупаются билеты, плюс те же проблемы с доплатой за багаж, плюс время на пересадку – в сумме выходит, что если человек стремится сэкономить деньги, то проще ехать поездом. Мы выбрали компромиссный вариант и полетели в Барнаул. Билеты в оба конца (сдаваемые, с багажом 23 кг + 7 кг ручная кладь) обошлись в 17700 рублей.

Поезд Москва-Барнаул идет три ночи и два дня: уезжает из Москвы вечером и утром прибывает в Барнаул – весьма удобно. Прицепные вагоны идут дальше, до Бийска, но ехать до Бийска – терять время. Вагоны долго ждут перецепки. Если часть группы летит самолётом, то значительно проще всем выйти в Барнауле и погрузиться в автотранспорт. Билеты в плацкартный вагон обошлись в 11000 рублей в оба конца. Стоит учесть, что плацкартные билеты быстро раскупаются.

Как попасть в горы

До гор добираться можно либо вертолетом (дорого и вряд ли целесообразно), либо автотранспортом по Чуйскому тракту: трассе М-52 Новосибирск – Барнаул – Бийск – Горно-Алтайск – Ташанта – государственная граница.

Можно воспользоваться регулярным автотранспортом – все поселки связаны с Горно-Алтайском автобусным сообщением, но автобусы ходят редко, и втиснуться в них группе с рюкзаками может быть затруднительно. К тому же их средняя скорость невелика.

Намного удобнее воспользоваться заказным автотранспортом. Свои услуги предлагают несколько фирм, с которыми легко связаться заранее. Чаще всего используется комбинированный вариант заброски: по шоссе едут на автобусах или «Газелях» (быстрее и дешевле), а уже при подъезде к горам (в Акташе, Ортолыке, Кош-Агаче, Бельтире и т.п.) пересаживаются на машины повышенной проходимости. Одна фирма вполне способна организовать подобную «смычку» транспорта.

По предварительной договоренности, машина для выезда группы с маршрута может быть подана в указанную точку к указанному времени.

Мы несколько раз пользовались услугами фирмы «БийскАлтайТур» (сайт в Интернете http://www.bialtur.biysk.ru, директор Замчалов Иван Юрьевич) и каждый раз оставались очень довольны. Остановили свой выбор на них и на этот раз.

Порядок доступа в особые зоны

В настоящее время пропусков пограничную зону оформляется только в том случае, если планируется приближение к государственной границе РФ ближе, чем на 5 километров. В “старую” погранзону (действовавшую до 2013 года) допуск граждан РФ осуществляется по предъявлению паспорта. Проследите, чтобы у всех участников вашей группы паспорт был в порядке: не просрочен, не имел непредусмотренных записей и тому подобное! Пограничники не будут на такое закрывать глаза, уболтать их, в отличие от проводника поезда, не получится.

Исчерпывающая информация о границах установленных зон и порядке оформления пропусков содержится в интернете на странице http://www.turistka.ru/altai/pub.php?p=76.

Оформление пропусков производится через Пограничное управление ФСБ РФ по Республике Алтай:

649743, Республика Алтай, Улаганский район, с. Акташ, ул. Парковая 32, в/ч 2080

тел./факс +7(388-46) 23-555 или 23-654.

Электронная почта: pugornyjaltaj@mail.ru. Её читают! И отвечают. Мы, на всякий случай, связались с пограничниками по электронной почте и уточнили информацию. Получили ожидаемый ответ, что для нашего маршрута пропуска не требуются, паспортов достаточно.

Отделы ПУ по районам:

649490, Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Усть-Кокса, ул. Нагорная 119, в/ч 2080 тел. +7(388-48) 22-919.

649780, Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Мелиоративная 41, в/ч 2080 тел. +7(388-42) 222-75.

Катунский и Алтайский заповедники расположены далеко от Чуйских хребтов, национальных парков в районе нет.

Адреса и телефоны поисково-спасательной службы

МЧС республики Алтай: 649006 г. Горно-Алтайск, ул. Алтайская, д. 52/1.

Телефон +7 (388-22) 5-11-06. Электронная почта: od.apsora@mail.ru.

Электронная почта вполне рабочая. В настоящее время можно уже не слать бумажных заказных писем, проще и надёжнее отправить данные о вашем маршруте по электронной почте, а вставать на учёт и сниматься с него телефонным звонком. МЧС такой порядок уведомлений допускает и приветствует. Так мы и поступили.

Организация связи с внешним миром на маршруте

Официально нашу группу контролировали МЧС и выпускающая МКК ФСТ-ОТМ. В обе эти организации мы передавали сообщения по мобильному телефону о начале и окончании маршрута.

В дополнение к этому был организован контроль со стороны координаторов (двух близких родственников руководителя группы). Координаторы имели всю информацию о маршруте (график маршрута, его основные, запасные и аварийные варианты, информацию о препятствиях) и участниках группы (даты рождения, паспортные данные, номера страховых полисов, координаты родственников).

Связь с координаторами осуществлялась по двум каналам. Первым каналом был спутниковый телефон системы “Iridium”. Данная система из всех спутниковых систем является наиболее надёжной: связь обеспечивается группировкой подвижных спутников, покрывает весь мир и даже в весьма труднодоступных местах (например, в каньонах) можно дождаться пролёта спутника, чтобы, по крайней мере, отправить SMS. К телефону был предусмотрен запасной аккумулятор (штатный). Связь осуществлялась отправкой SMS-сообщений по вечерам через день, с размещением информации в группе туристского клуба ВШЭ (к которому принадлежат трое участников) в социальной сети “Вконтакте”, где сообщения могли просмотреть родственники и друзья остальных участников. Иногда звонили домой, но этим не злоупотребляли, сберегая заряд батарей и эфирное время на случаи форс-мажора. Со своей стороны, координатор каждый вечер присылал группе SMS с прогнозом погоды.

Вторым (резервным) каналом связи был спутниковый треккер системы SPOT. Данный треккер отправляет информацию о местоположении группы в заданном режиме на несколько указанных заранее адресов электронной почты, а также на специальную страницу в интернете, где её может видеть любой желающий. Информация выдается в виде координат точек и приложенных к точке сообщений трёх типов: “ОК”, “SOS” или “Custom” (заранее определённое неизменное сообщение, толку в котором немного).

График движения

06-09.07

Москва – Барнаул

поезд, самолет*

Барнаул – старт маршрута (р. Тархата)

микроавтобус

м.н. – пер. Ирбисту Западный (1Б, 3400 м) – южное плечо вершины 3518,0 м

8:40

пешком

м.н. – траверс (суммарно 2А): в. 3518,0 м + пер. Шукшина (3500 м) + в. Ирбисту (3967,9 м) – ледник к западу от в. Ирбисту

10:50

пешком

м.н. – оз. Атаккёль (полуднёвка)

3,5

м.н. – пер. Солнечный (2А, 3550 м) – лед. Софийский

6:30

пешком

м.н. – пер. Девяти (2Б, 3600 м) – лед. Талдуринский – пер.Черноморец (2А, 3400 м) – лед. Узургу – правый приток р. Узургу (2650 м)

9:25

пешком

м.н. – река Узургу ( днёвки)

1,5

1:20

пешком

м.н. – перевал Сибстрин (2А, 3320 м)

5:20

м.н. – траверс в. Ольга Восточная (3734 м) – пер. Межольгинский

6:50

м.н. – траверс в. Ольга Западная (2Б, 3723 м) – лед. Талдуринский

2,5

7:10

пешком

Восхождение на вершину Иикту (2Б, 3936 м, радиально)

1,5

12:30

м.н. – пер. Тронова (2А, 3450 м) – лед. Троновых – оз. 2600 м

3:50

м.н. – р. Тюнь Левый – р. Тюнь Правый – оз. 2650 м

5:30

пешком

м.н. – пер. 100 лет СО (1Б, 3130 м) – траверс Южно-Чуйского хребта до в. 3132,5 м – верховья реки Тара

8:15

пешком

м.н. – оз. 2597 м – пер. Мештуайры-Тингеду (1Б, 3070 м) – р. Тингеду – р. Карагем

9:10

поезд, самолет*

ИТОГО В ЗАЧЕТ

190,5

*) часть группы добиралась до Барнаула и обратно самолетом, часть – ехала поездом.

**) м.н. – место ночевки.Изменения маршрута и их причины

Маршрут пройден целиком по заявленным в МКК вариантам: основному и запасным. Программа-максимум была выполнима только при идеальном состоянии группы и идеальных погодных условиях. Первое, конечно, не выполнялось, хотя на большей части маршрута было близко к этому, а вот второго и близко не было. Хотя нам грех жаловаться, маршрут в целом погода выполнить позволила. Пришлось воспользоваться целым рядом запасных вариантов, что отражено на обзорной схеме. Обоснования перехода на запасные варианты приведены в техническом описании.

Обозначения на обзорной схеме

Красная нить – реализованный вариант маршрута (точки – места ночевок).

Зелёная нить – нереализованные участки программы-максимум, обойденные по заявленным запасным вариантам маршрута.

Фиолетовая нить – нереализованные запасные варианты маршрута.

Техническое описание маршрута

Техническое описание маршрута написано по дням. Каждый день разбит на несколько участков. Ходовое время отсчитывается от начала участка, если иное не указано прямо! Под ходовым временем понимается чистое ходовое время, т.е. из времени, затраченного группой на прохождение участка, уже вычтено время всех привалов. Слова правый и левый по отношению к берегам рек, бортам долин и кулуаров трактуются как орографические понятия (если не указано обратное).

В техническом описании всюду указано местное время.

Фотографии выполнены Ковальковым Д.В. и Усошиным Н.С.

Листы карты масштаба 1:50000 и фотографии для удобства пользования вставлены в текст технического описания. В электронной версии карты и фотографии даны отдельными файлами.

6-9 июля. Москва – Барнаул – Кош-Агач – старт маршрута

Четыре участника выезжают из Москвы в Барнаул поездом вечером в среду 6 июля. С ними отправляется большая часть груза, чтобы не платить за перевес в самолёте.

Трое участников вылетают из Москвы в Барнаул вечером в пятницу 8 июля.

В субботу утром самолёт и поезд прибывают в Барнаул. Микроавтобус заказан в аэропорт, так как самолёт прибывает несколько раньше поезда. Рейс несколько задерживается, поэтому “железнодорожники” успевают выгрузиться из поезда и перенести немалый груз на привокзальную площадь. Не теряя времени, загружаем “Газель” и направляемся в горы. Короткая остановка в Бийске: встреча с Иваном Юрьевичем Замчаловым, расчёт за услуги, закупка продуктов в дорогу и на первый ужин. Интересуемся у водителя – Александр Бедарева (представившегося просто Саней), где будем ночевать. К немалому нашему удивлению, Саня сообщает, что насчёт нас он не вполне в курсе, а лично он собирается ночевать в Акташе на обратном пути. Мы удивлённо открываем глаза, ибо предполагали, что придётся ночевать где-то по дороге. Но Саня хорошо знает, что говорит, ездил-то он по Алтаю побольше нашего. Дорога проходит в любовании чудесными видами (фото 09.01) под ласкающие слух звуки шансона – Саня утверждает, что без регулярных напоминаний о красоте осени в лагерях и судьбе Мурки он сразу заснёт. Несётся он при этом с умопомрачительной скоростью, и мы в самом деле к 21 часу оказываемся у шлагбаума Тархатинской погранзаставы.

Поблагодарив Саню и выразив ему заслужённое восхищение водительским мастерством, выгружаемся из машины (фото 09.02). Пограничники интересуются маршрутом, уносят наши паспорта на проверку (пропусков у нас нет, поскольку мы не приближаемся к границе ближе, чем на 30 км) и вскоре, пожелав успеха, отпускают нас с миром.

9 июля. Старт маршрута – река Кокозек

До темноты ещё есть почти час и мы рассчитываем выйти на реку Кокозек и заночевать там. После небольшой перепаковки выступаем. Идём на юго-запад по улучшенной грунтовой дороге, идущей по плоской широкой долине Тархаты (фото 09.03). Растительность степная. Через 500 метров сворачиваем на запад, к реке Кокозек, ориентируясь на “нос” хребта Жумалыкыр. В степи довольно часто попадаются малоезженые колеи. Мы особого внимания на них не обращаем, идти легко и без них, держим направление на “нос”. Постепенно рельеф становится более холмистым. Смеркается. Находим дорогу, которая идёт практически в нужном направлении, движемся по ней. Дорога поднимается на невысокий водораздел Тархаты и Кокозека и спускается к берегу последнего.

Встаем на ночевку на ровных травянистых площадках на берегу реки Кокозек (здесь легко разместится десяток палаток), воду берем из реки (тщательное кипячение – зона пастбищ ещё не пройдена!), дров нет.

10 июля. Река Кокозек – озеро 2739,1 м в долине реки Тураоюк

После дороги решаем выспаться. Встаём не спеша, выходим на маршрут в 10:45.

Погода хорошая (фото 10.01), солнечно, небольшие облака, праздник – День российской почты. Что ещё нужно?

Идем на юго-восток вверх по течению реки Кокозек по её правому берегу. Дорога грунтовая, малоезженая. По пути встречаются следы деятельности скотоводов (фото 10.02), а чуть позже – и они сами с подопечными (фото 10.03). Дорога сухая (фото 10.04), идет на некотором отдалении от реки. Погода постепенно портится. За 1 час 10 минут доходим до брода на левый берег р. Кокозек. Брод несложный: глубина не превышает 30 см, ширина около 8 метров, течение не более 1 м/с.

Через 1 час 45 минут останавливаемся на обед на левом берегу реки Кокозек, примерно посередине между его левыми притоками Куркуре и Тураоюк (фото 10.05). Погода хмурилась-хмурилась, наконец, перешла в слабый дождь. Бог с ним, с дождем, но начала погромыхивать гроза. Это уже хуже. По плану у нас намечен траверс хребта, разделяющего бассейны рек Себыстей и Тураоюк. Но подниматься на хребет в грозу опасно. Решаем отказаться от траверса и подняться в верховье реки Тураоюк, переночевать у озера, а завтра, если позволит погода, подняться на водораздел Себыстей-Тураоюк уже вблизи вершины Тара. Техническая сложность слегка уменьшится, но это позволит нам не терять время. А технических сложностей впереди у нас ещё вполне достаточно.

После обеда начинаем плавный подъем на юго-запад, в долину реки Тураоюк, левого притока Кокозека. Подъем проходит по пологим травянистым склонам с “пятнами” карликовой березки, которые в большинстве своём легко обходятся (фото 10.06). За 45 минут поднимаемся в висячую долину Тураоюка. Нижняя часть долины плоская, слегка заболоченная (фото 10.07). Скорость падает до 2 км/ч. К счастью, болота простираются не более, чем на 2 км. Постепенно склоны становятся чуть круче и суше, но наша скорость вырастает не сильно – сказывается недостаточная пока акклиматизация.

Через 5 часов 10 минут доходим до слияния истоков Тураоюка, продолжаем подъем по левому истоку к озеру (урез воды 2739,1 м).

Через 5 часов 40 минут достигаем озера и останавливаемся на ночевку. Сухие и ровные площадки под две палатки нашли на вершине холмика к северо-востоку от озера (фото 10.08). Воду берем из впадающего в озеро ручейка. Дров нет.

11 июля. Озеро 2739,1 м в долине реки Тураоюк – траверс массива вершины Тара (1А, 3425,9 м) – река Ирбисту

Участок маршрута: озеро 2739,1 – перевал Тураоюк-Себыстей (1А)

С утра погода отличная (фото 11.01). Выходим на маршрут в 7:55.

Двигаясь в западном направлении по пологим травянистым склонам, за 30 минут подходим под взлет перевала на реку Себыстей (см. фото 11.01), расположенного в левом борту долины левого истока Тураоюка между вершинами Тара (3425,9 м) и 3293,2 м.

Начинаем подъем на перевал, траверсируя осыпной склон влево-вверх (фото 11.02). Осыпь сложена мелкими камнями с участками средних. Стараемся придерживаться последних, но осыпь всё равно весьма подвижна, несмотря на не слишком большую крутизну (фото 11.03). На перевал поднялись через 2 часа 40 минут после выхода с места ночевки. Седловина перевала довольно широкая (фото 11.04), на север открывается вид на висячую долину правого притока реки Себыстей (фото 11.05). На самой седловине прослеживается подобие тропы (видимо, звериной). Возможно, подъем прямо по перевальному желобу будет менее мучительным в плане подвижности осыпи.

Участок маршрута: перевал Тураоюк-Себыстей – вершина Тара (1А, 3425,9 м)

Направляемся вдоль гребня на юго-запад, к вершине Тара. Гребень достаточно широкий, покрыт каменными россыпями, крутизна не превышает 20 градусов (фото 11.06-11.08). Темп наш по-прежнему невысок, сказываются недостаточность акклиматизации и достаточно тяжелые рюкзаки. Через 1 час 30 минут после выхода с перевала поднимаемся к триангуляционному знаку на вершине Тара (фото 11.09). С вершины открывается великолепный вид (фото 11.10)!

Участок маршрута: вершина Тара – левый исток реки Ирбисту

Разглядываем южный гребень вершины Тара, прохождение которого – наш план-максимум. Для разведки налегке проходим метров 200 до узловой вершины 3393,4 м (по невообразимой глупости не взяв с собой фотоаппарат). Гребень сложный, достаточно острый, техническая сложность не ниже 2А к.т. Времени уже 13:30, погода снова хмурится, вдали начинает погромыхивать. Решаем отказаться от прохождения гребня и воспользоваться запасным вариантом маршрута: спуститься с вершины Тара в долину реки Ирбисту по западному склону.

Спускаемся с вершины на северо-запад по широкому пологому полю, покрытому мелкими камнями с участками мха (фото 11.11). Вдали время от времени открывается от облачности массив Ирбисту (фото 11.12). Намеченный нами гребень кажется вполне проходимым. Спустившись с вершины 3327,4 м, останавливаемся на обед у небольшого ручейка. Затем берем западнее, направляясь к разрыву в окружающих плато стенах, расположенному южнее вершины 3198,4 м. В разрыв спускаются несколько ручьёв, выбираем из них самый северный. Спуск проходит по мелкоосыпному склону крутизной до 30 градусов (фото 11.13), ниже – по траве. Открывается вид на долину реки Ирбисту (фото 11.14). Нам предстоит спуститься к руслу правого истока Ирбисту, а затем подняться по левому истоку как можно выше.

К руслу правого истока Ирбисту спускаемся через 1 час 40 минут после начала спуска с вершины. Переходим вброд на правый берег истока. Брод несложный: глубина до 30 см, ширина не более 10 м, течение около 1,5 м/с. Идём вдоль левого берега вниз по течению, на север. Тропы нет, путь затрудняют “пятна” карликовой березки, которые не везде удается обойти. Начинаем плавно набирать высоту, чтобы несколько срезать путь в долину левого истока Ирбисту (фото 11.15). В долине левого истока обстановка та же: пологие травянистые склоны, местами заросли кустарника. Держимся выше русла, так как вдоль русла небольшой каньон, а непосредственно над ним – плоские заболоченные участки. Обозначенной на карте дороги на левом борту долины не видно. Достигнув начала разливов реки (примерно в 2 км выше слияния истоков), спускаемся на прибрежные галечники. По ним идти заметно легче.

Несколько не доходя поворота реки на запад (урез 2611,8 м на карте), останавливаемся на ночевку на правом берегу реки (фото 11.16). Площадки ровные, воду берем из реки, дров нет. Путь сюда от вершины Тара занял 3 часа 50 минут.

Фото 09.01. Чуйская степь

Фото 11.06. Движение от перевала к вершине Тара по гребню

Фото 11.07. Движение от перевала к вершине Тара по гребню

Фото 11.08. Северо-восточный гребень вершины Тара

Фото 11.09. На вершине Тара (фотографирует Константин Бычков)

Фото 11.10. Вид с вершины Тара (сектор юг–северо-запад). Фото с высоким разрешением – в электронной версии отчёта

Фото 11.11. Спуск с вершины Тара на северо-запад

Фото 11.12. Вид на массив Ирбисту с юго-востока (с вершины Тара)

Фото 11.13. Спуск с плато вершины Тара к реке Ирбисту

Фото 11.14. Вид со спуска с вершины Тара на долину реки Ирбисту

Фото 11.15. В долине левого истока реки Ирбисту

Фото 11.16. Ночёвка в долине левого истока реки Ирбисту

12 июля. Река Ирбисту – перевал Ирбисту Западный (1Б, 3400 м) – южное плечо вершины 3518,0 м

Участок маршрута: река Ирбисту – перевал Ирбисту Западный (1Б, 3400 м)

Выходим на маршрут в 7:15. Идём вдоль левого берега левого истока реки Ирбисту на запад по травянистым полям и пологим склонам. Местами встречаются заболоченные участки. В километре выше уреза 2611,8 м достигаем слияния ещё двух истоков реки. Поднимаемся вдоль левого истока, вытекающего из ледника, лежащего в юго-восточном цирке вершины 3518,0 м. Исток течет в каньоне, обходим каньон по пологим травянистым склонам с участками каменных россыпей (фото 12.01). Выше каньона трава уступает место россыпям мелких и средних камней (фото 12.02). Плавно поворачиваем к северу и выходим на восточный край ледника, занимающего юго-восточный цирк вершины 3518,0 м. Ледник весь покрыт снегом. Связываемся в связки: две “двойки” и одну “тройку”.

Направляемся к хорошо заметной седловине перевала (фото 12.03). В нижней части ледника проваливаемся в снег на 15-20 см, выше хуже – до колена, кое-где и выше. Тропит связка Жени Яровитчук и Димы Ковалькова, остальные за ними успевают по готовым следам с некоторым трудом. Ледник плавно (крутизна склонов не выше 20 градусов) подводит нас к седловине перевала. Подъем от места ночевки занял 4 часа 40 минут.

Участок маршрута: перевал Ирбисту Западный – южное плечо вершины 3518 м

Снег не достаёт до седловины чуть больше, чем на 10 метров (фото 12.04), выше – не особо устойчивые камни. Устраиваем обед с чаем (без супа), изучаем обстановку. На восток открывается хороший вид на долину реки Ирбисту (фото 12.05), на запад – на долину левого притока реки Тара (фото 12.06). С седловины на запад ведёт узкий, весьма неприятный в плане камнепадов кулуар (фото 12.07). Спуск по нему в долину Тары – запасной вариант нашего маршрута. Основной (при благоприятной погоде) – траверс гребня на север, через вершину 3518 в сторону горы Ирбисту.

С подходов мы видели (см. фото 12.03), что скальные участки занимают по расстоянию около трети гребня от перевала до вершины 3518, далее гребень осыпной. Оцениваем траверс не выше 2А. Решаем идти по основному варианту.

После обеда начинаем подъём на север вдоль восточной стороны гребня (фото 12.08). Фотографу удался эффектный кадр, в действительности крутизна не превышает 45 градусов, скалы расчленены полками и подниматься в сухую погоду вполне удобно и безопасно. Выходим на гребень, двигаемся вдоль него по пологим скалам и крупным камням. Через 45 минут движения от перевала подходим к сложному скальному участку гребня. Просматривается обход его снизу по восточному склону. К тому же с юго-востока наползают облака (фото 12.09). Как бы не было грозы! Это решающий аргумент в пользу ухода с гребня.

Приспускаемся с гребня на восточную сторону. Первые 20 метров спускаемся по перилам (фото 12.10). Закрепляем две нитки перил отдельными петлями за огромный выступ на гребне. Два человека спускаются каждый по своей нитке, держась примерно на одном уровне, чтобы не засыпать друг друга камнями. Последний спускался без рюкзака свободным лазанием. Затем траверсируем с небольшой потерей высоты скально-осыпной склон крутизной до 35-40 градусов с самостраховкой ледорубом (путь показан на сделанном позже фото 12.11), держась нижней кромки скального массива. Затем выходим к неширокой полке (фото 12.12), за ней весьма крутой снежник с участками натечного льда, ниже него весьма подвижная осыпь.

Вдоль полки закрепляем горизонтальные перила (20 метров, фото 12.12), затем 15 метров спуска по перилам до нижнего края снежника (фото 12.13) и ещё два участка (20 и 40 метров) подъёма по перилам по скально-осыпному склону. Крутизна не превышает 45-50 градусов, но попадаются участки скользких скальных плит. Все точки крепления – петли на скальных выступах. Траверс и подъем первым проходил участник без рюкзака, на спуске перила сдергивали через выступ, после спуска последнего по двойной веревке. Путь от перевала до конца перил занял 3 часа 30 минут.

Выше перил поднимаемся на гребень по средней осыпи (фото 12.14). Погода развлекает нас мелким дождиком и великолепной радугой (фото 12.15). Направляемся по пологому каменистому гребню (фото 12.16) на север, к вершине 3518 м. И тут силы небесные решительно вмешиваются в ситуацию: из следующего облака на нас не просто сыпет дождик, а сыпет под аккомпанемент грома! Пока раскаты громыхают в трех километрах от нас, но что будет дальше? Мы на гребне, дело к вечеру (время 18:30).

С небольшой вершинки, южной соседки узловой вершины 3518, видим на седловине южнее вершины 3518 площадку. Спешим к ней. Здесь есть место под две палатки, вполне пригодное, не требующее выравнивания. Невдалеке под снежником – приличная лужа чистой воды. Но гроза уже почти рядом! Особо раздумывать нечего. Оставляем рюкзаки под чехлами на седловинке. Всё железо снимаем, состегиваем вместе и относим на 30 метров в сторону, а сами, прихватив теплые вещи, два коврика и тент, спускаемся метров на 100 вниз по осыпи на западную сторону гребня. На небольшом выполаживании стелим коврики, садимся и укрываемся тентом. Сильный дождь и гроза не заставляют себя ждать. Несколько молний ударяют в вершины не далее, чем в километре от нас. Приятного мало. Озираемся по сторонам. Никакой надежды поставить палатку где-либо помимо гребня нет. Решаем ждать до темноты. Если гроза не уймется, придется нам провести эту ночь сидя.

Через два часа гроза проходит, дождь унимается. Даже появляются разрывы в облаках. Поднимаемся на седловинку, к рюкзакам. Ставим лагерь, ужинаем. Ложимся спать, положив на всякий случай под голову штормовую одежду. И случай не заставляет себя долго ждать! В два часа ночи нас будит раскат грома. Выглянув из палатки, видим новую грозу в трех километрах от нас. Пяти минут хватает, чтобы понять, что она идет в нашу сторону. Срочно одеваемся и повторяем “радиальный выход” на уже знакомую площадку в 100 метрах ниже по склону. На этот раз гроза проходит за час. Соскучиться не дают наблюдения за физическими явлениями: огни святого Эльма на кончиках косичек наших дам и подсчет времени между молниями и раскатами грома (меньше 4 секунд ни разу не было, к нашему счастью). После грозы на небо высыпают звезды. Возвращаемся к палаткам. Обзор окрестностей новых облаков не выявляет, остаток ночи проходит спокойно.

13 июля. Южное плечо вершины 3518,0 м – траверс (суммарно 2А): вершина 3518,0 м + перевал Шукшина (3500 м) + вершина Ирбисту (3967,9 м) – ледник к западу от вершины Ирбисту

Участок маршрута: южное плечо в. 3518 м – перевал Шукшина –вершина Ирбисту

С утра погода и виды поднимают нам настроение почти до верхней границы (фото 13.01 и 13.02). Облаков меньше, чем вчера утром, верхний ярус неба чист, поэтому мы смеем надеяться, что гроза, если и начнется, то не раньше, чем вчера. До этого времени мы должны перевалить за вершину Ирбисту и уйти с опасных в грозу гребней. Юго-западный гребень Ирбисту не превышает по трудности 2А (фото 13.03).

Выходим на маршрут в 8:10. За 5 минут по простому каменистому гребню выходим на вершину 3518,0 м. Здесь обнаруживаем табличку (фото 13.04) и записку, датированные 6 июля 1983 года (никого из нас, кроме руководителя, тогда ещё на свете не было), из содержания которых следует, что первопроходцы посвятили восхождение памяти Ненахова Виктора Леонидовича, погибшего в лавине неподалеку отсюда 5 мая того же 1983 года. С вершины также по простому гребню спускаемся на перевал между вершинами Ненахова (3518 м) и Ирбисту. Информации о данном перевале мы перед походом не нашли. Тем не менее, и здесь обнаруживается записка туристов МФТИ под руководством Николая Чуприка от 2002 года, которые сняли записку барнаульцев 1983 года. Спуск с перевала в обе стороны по осыпи, категория трудности при сквозном прохождении, по-видимому, 1Б.

От перевала к вершине Ирбисту ведёт скально-осыпной гребень (фото 13.05). Вначале движение по нему особых сложностей не представляет (фото 13.06 и 13.07), разве что осыпь местами подвижная. В верхней своей части гребень упирается в скальные жандармы. Идем по западной стороне гребня по осыпи, обходим нижний край жандарма, входим в кулуар, но и там “ногами” удается подняться не более, чем на 50 метров. Далее идет скально-осыпной склон крутизной до 50 градусов. Двигаемся по левому борту кулуара (фото 13.08), провешиваем 180 метров перил (не совсем подряд, кое-где можно продвигаться с самостраховкой ледорубом – фото 13.09), страховочные станции (6 штук) организуем на скальных выступах. Первый поднимается без рюкзака, промежуточные точки – также петли на скальных выступах. На юг открывается вид на долину левого притока Тары и путь нашего траверса (фото 13.10).

Кулуар выводит нас обратно на гребень выше скального участка. Отсюда к узловой предвершине (главная вершина массива Ирбисту расположена ещё чуть дальше к северу) ведёт снежный гребень. Первого участника выпускаем с попеременной страховкой на ледорубе (фото 13.11), всё равно ждем тех, кто снимает последнюю веревку в кулуаре, остальные идут в связках с одновременной страховкой. Проваливаемся в снег местами выше колена. Переваливаем узловую предвершину (фото 13.12) и спускаемся на седловину между нею и главной вершиной Ирбисту (фото 13.13). Путь сюда от места ночевки занял 6 часов ходового времени.

От седловины к вершине ведёт простой осыпной гребень (см. фото 13.13), оставляем рюкзаки и идём на вершину (фото 13.14 и 13.15). С вершины открываются отличные виды. Любуемся центральной частью Южно-Чуйского хребта (фото 13.16).

Участок маршрута: вершина Ирбисту – ледник к западу от вершины Ирбисту

Возвращаемся на седловину, где дежурные Бычков и Красноперова (не ходили на вершину) приготовили чай. Быстро пьём чай и отправляемся на спуск по юго-западному склону главной вершины (фото 13.17). Снежный надув приходится преодолевать по перилам (фото 13.18), закрепленным на “ледорубном кресте” (заодно все вспомнили, как это делается). Ниже спускаемся по некрутой мелкой осыпи до ледника, стекающего на север с вершины 3706,6 м. По краю ледника под снегом течет ручей (фото 13.19). Первый и последний преодолевают этот участок с попеременной страховкой, остальные – по перилам. Дальше спускаемся по пологому открытому леднику в кошках (фото 13.20).

Доходим до перегиба ледника. По всей видимости (прочитанные нами альпинистские описания не блещут ясностью), оптимальный путь спуска проходит по скально-осыпному гребню, разделяющему два языка ледника. Мы же решаем спуститься прямо вниз по восточной ветви ледника. Этот путь технически сложнее, но нас привлекает возможность потренировать многоверёвочный спуск по льду. Впереди у нас много ледовых препятствий, и отработка взаимодействия не помешает. Все снаряжение у нас под рукой, распределяем роли (первыми на спуск отправляем молодёжь) и приступаем к спуску (фото 13.21). На первых же веревках нас ждет неприятный сюрприз. Техника сдёргивания веревок снизу с помощью ледобура-”самовыкрута” у нас отработана хорошо, и уже несколько лет ни разу не подводила нас. Но перед этим походом мы заменили на “самовыкруте” износившуюся стропу, предназначенную для накручивания на ледобур. И заменили её на более толстую, не придав этому значения. Это была ошибка – более толстая стропа образует при накручивании на ледобур более толстый “барабан” и последние витки стропы начинают слетать с “барабана” и всё запутывают. Первая верёвка застревает (лазили исправлять), вторая сдергивается, а третья опять застревает (снова лазили исправлять). Эти упражнения занимают много времени, а солнце клонится к закату (фото 13.22). Откладываем наладку “самовыкрута” на будущее и переходим на ледовые проушины. Они сбоев не дают, но времени мы уже потеряли много. Всего провесили 8 веревок перил по 50 метров. Последнюю веревку сдергиваем в сумерках. Спуститься с ледника по светлому мы явно не успеваем, но успеваем разглядеть каменистый островок на леднике в стороне от камнеопасных склонов (см. сделанное следующим утром фото 13.23). На него мы и устремляемся, сдернув последнюю веревку. На островок приходим в конце сумерек и с легким удивлением обнаруживаем, что, сдвинув всего несколько камней, можно получить две вполне приличные площадки под наши палатки. Ужинаем и ложимся спать.

Фото 12.01. Подъём по долине левого истока реки Ирбисту

Фото 12.02. Верховья долины левого истока реки Ирбисту

Фото 12.03. Вид на перевал Ирбисту Западный и вершину 3518 м из долины левого истока реки Ирбисту

Фото 12.04. Вид с перевала Ирбисту Западный на ледник к востоку от перевала

Фото 12.05. Вид с перевала Ирбисту Западный на долину левого истока реки Ирбисту

Фото 12.06. Вид с перевала Ирбисту Западный на долину левого притока реки Тара

Фото 12.07. Кулуар, спускающийся с перевала Ирбисту Западный в долину р. Тара

Фото 12.08. Подъем от перевала Ирбисту Западный на южный гребень вершины 3518 м

Фото 12.09. В долине Ирбисту непогода

Фото 12.10. Спуск с гребня по перилам

Фото 12.11. Подъём на перевал Ирбисту Западный и начало движения по гребню к вершине 3518 м

Фото 12.12. Завершение обхода скал на гребне и путь к вершине 3518 м

Фото 12.13. Обход снежника на восточном склоне южного гребня вершины 3518

Фото 12.14. Подъём на южный гребень вершины 3518 после обхода скального участка

Фото 12.15. Радуга над долиной реки Ирбисту

Фото 12.16. Южный гребень вершины 3518 м

Фото 13.01. Утро на южном гребне вершины 3518 м

Фото 13.02. Утро на южном гребне вершины 3518 м

Фото 13.03. Перевал Шукшина и юго-восточный гребень вершины Ирбисту

Фото 13.04. На вершине Ненахова (3518,0 м)

Фото 13.05. Вершина Ирбисту (юго-восточный гребень)

Фото 13.06. Подъём по гребню от перевала Шукшина к вершине Ирбисту

Фото 13.07. Подъём по гребню от пер. Шукшина к в. Ирбисту

Фото 13.08. Подъём по перилам в кулуаре с западной стороны юго-восточного гребня вершины Ирбисту

Фото 13.09. Выход из кулуара на юго-восточный гребень вершины Ирбисту

Фото 13.10. Вид на юг с подъёма на вершину Ирбисту

Фото 13.11. Путь по гребню к южной узловой предвершине массива Ирбисту

Фото 13.12. Южная узловая предвершина массива Ирбисту

Фото 13.13. Вершина Ирбисту и путь спуска с седловины на запад

Фото 13.14. На вершине Ирбисту (фотографирует Никита Усошин)

Фото 13.15. На вершине Ирбисту (фотографирует Дмитрий Хацкевич)

Фото 13.16. Вид с вершины Ирбисту на запад

Фото 13.17. Спуск с вершины Ирбисту на юго-запад

Фото 13.18. Перила на спуске со снежного надува

Фото 13.19. Переход ручья по снежному мосту

Фото 13.20. Спуск по леднику к западу от вершины Ирбисту

Фото 13.21. Спуск по перилам на леднике к западу от вершины Ирбисту

Фото 13.22. Закат

Фото 13.23. Путь спуска по леднику и место ночевки с 13 на 14 июля (снимок сделан утром 14 июля)

14 июля. Ледник к западу от вершины Ирбисту – озеро Атаккёль. Полуднёвка

С утра погода великолепная (см. фото 13.23). Раздумываем над графиком маршрута. Сэкономленный на заезде день мы на траверсе Ирбисту потратили. Ну, и Бог с ним, зато прошли весьма интересный и насыщенный участок. Перевалить перевал Рублевского сегодня мы не успеваем. К тому же после нескольких подряд напряженных дней нам необходим отдых. Решаем дойти до планового места ночевки на озерах Джанкёль и Атаккёль и устроить полуднёвку. А дальше видно будет, вариантов сокращения маршрута у нас заявлено ещё предостаточно.

Покидаем гостеприимный островок, спускаемся по открытому леднику до морен (см. фото 13.23). Снимаем кошки и направляемся по моренам, сложенным средними и крупными камнями, на запад (фото 14.01). Путь по моренам приводит к небольшому симпатичному озерку возле устьевого уступа долины. С устьевого уступа открывается отличный вид на озера Джанкёль и Атаккёль (фото 14.02). На верхнем озере (Джанкёль) пасётся стадо яков (фото 14.03), пастухов не видно. Решаем идти на нижнее озеро (Атаккёль). Спускаемся к озёрам по травянистым склонам крутизной до 20 градусов. У юго-восточной оконечности озера Атаккёль останавливаемся на полуднёвку. Площадки ровные, травянистые, воду берем из маленького ручейка и тщательно кипятим (зона пастбищ!). Дров нет. Путь сюда занял 2 часа 10 минут.

Отдыхаем (фото 14.04), сушимся, усовершенствуем “самовыкрут” (в дальнейшем сбоев не давал). Погода великолепная (фото 14.05).

15 июля. Озеро Атаккёль – перевал Рублевского (1А, 3370 м) – река Караоюк

Участок маршрута: озеро Атаккёль – перевал Рублевского

Выходим на маршрут в 7:20. Обходим озеро Атаккёль с юга, поднявшись на невысокую террасу южного берега. Ручей, соединяющий озера, легко перешагнуть по камням. Терраса покрыта мелкой и средней каменной россыпью. Спускаемся к реке Елангаш траверсом влево-вниз по травянисто-осыпным склонам крутизной до 30 градусов. Через 1 час выходим к руслу, переходим реку на разливах по камням и начинаем подниматься на запад, в долину ручья, текущего из ледника, занимающего восточный цирк пика Джаникту (3716,2 м). Подъем проходит по некрутым травянистым склонам с участками камней (фото 15.01). На входе в цирк встречаем симпатичную семью яков (фото 15.02 и 15.03).

Дно цирка засыпано камнями. По гребню старой морены подходим под перевал Рублевского. Идём на запад вдоль скального пояса (фото 15.04) до его окончания. Здесь устраиваем обед у небольшого ручья.

От конца скального пояса поднимаемся вправо-вверх (на северо-восток) к нечетко выраженной седловине (фото 15.05). Подъем проходит по мелкой и средней осыпи, большей частью малоподвижной. Через 4 часа 25 минут после выхода с места ночевки поднимаемся на перевал Рублевского.

С перевала открывается вид на верховья реки Елангаш и озеро Каракёль (фото 15.06), гребень, ведущий к пику Джаникту к юго-западу от перевала (фото 15.07 – на пик, входящий в программу-максимум, решили не ходить за отсутствием достаточного времени), а также гору Джаниикту к северу от перевала (фото 15.08). На перевале обнаруживаем свежую (вчерашнюю!) записку (до конца маршрута больше записок 2016 года нам не попадётся), а на леднике видим следы предшественников.

Участок маршрута: перевал Рублевского – река Караоюк

С перевала в долину Караоюка можно спуститься двумя путями. Первый вариант спуска – от седловины, на которую мы поднялись, вниз на ледник и по нему на запад. Второй вариант спуска – перевалить по гребню через вершину к западу от перевала на следующую седловину. Мы выбираем второй вариант, чтобы не идти по закрытому леднику, для чего придется надевать обвязки и разматывать веревки. Переходим по гребню (фото 15.09) на западную седловину за 25 минут. Она чуть выше, но многие поднимаются сюда (здесь тоже есть тур с запиской). Отсюда открывается вид на долину реки Караоюк и ледник Удачный (фото 15.10).

Спускаемся с седловины влево-вниз, на северо-запад по мелкой осыпи, пересекаем два снежника. Выходим на террасу левого берега ручья, вытекающего из ледника, и, не спускаясь к руслу, идем по террасе на юго-запад и спускаемся в желоб, обходящий отметку 3028,5 м с юго-запада. Желоб обходит скальные сбросы и выводит на травянистый склон крутизной до 30-35 градусов, спускающийся к руслу правого истока реки Караоюк. Спускаемся, обходя редкие выходы скал. Выйдя к руслу, переходим на левый берег реки. Брод шириной около 15 метров, глубина до 40 см, течение около 1,5 м/с, вода ледяная.

Продолжаем движение вниз по течению притока вдоль его левого берега по травянистым и каменистым террасам. Достигнув каньона, поворачиваем на запад, огибаем каньон по склонам, заросшим травой и кустарником, и спускаемся к руслу левого истока Караоюка. Мест для ночлега здесь не видно. Переходим на левый берег левого истока Караоюка. Перед выходом на разлив река разбивается на множество рукавов и нам (с некоторым трудом) удается найти место, где можно перебраться через реку по камням и островкам травы.

Останавливаемся на ночевку возле устья ручейка, вытекающего из озера 2699,6 м. Площадки для двух палаток есть, вода из ручейка (в Караоюке вода мутная), дров в кустах можно было бы наковырять, но у нас хватает газа. Спуск от перевала до места ночевки занял 3 часа 20 минут.

16 июля. Река Караоюк – ледник Удачный

Ночью шёл дождь. Погода с утра хмурая. Выходим на маршрут в 9:40.

Идем вверх по долине Караоюка вдоль левого берега реки по травянистым полям, обходя заросли кустарника (фото 16.01). Временами накрапывает дождь. Решаем отказаться от программы-максимум в виде перевала Щель и воспользоваться запасным вариантом маршрута, поднявшись на ледник Удачный через одноименный перевал.

Постепенно отходим от русла и поднимаемся по заросшим травой увалам (фото 16.02) к леднику Удачный. Дождь усиливается. Забредаем на россыпь крупных камней, на которых в дождь особенно мерзко. Спускаемся немного к югу, к руслу ручья, вытекающего из ледника Удачный (фото 16.03). Вдоль ручья поднимаемся к озеру, где устраиваем обед. Ясно, что сегодня по такой погоде нам “светит” только подъем на ледник, ничего более.

Ледник прилично отступил, от озера до языка ледника теперь надо пройти целый километр. На открытый язык ледника поднимаемся в кошках (фото 16.04). По леднику текут потоки воды, на плоской части – снежное болото. В поисках места ночлега смещаемся к левому (северному) краю ледника. Здесь, прямо у края ледника на высоте 3100 сухой снежный участок (фото 16.05). А в “кармане” между снегом и каменной россыпью есть ручей. Путь сюда от места предыдущей ночевки занял 3 часа 50 минут (много времени потеряли на крупной россыпи мокрых камней).

Фото 14.01. В долине ручья, вытекающего из ледника к западу от в. Ирбисту

Фото 15.03. Семья яков

Фото 15.04. В южном цирке перевала Рублевского

Фото 15.05. Подъём на перевал Рублевского с юга

Фото 15.06. Вид с перевала Рублевского на долину притока р. Елангаш и оз. Каракёль

Фото 15.07. Вид с перевала Рублевского на юго-запад

Фото 15.08. Группа на пер. Рублевского. На заднем плане – вершина Даниикту. Фотографирует Константин Бычков

Фото 15.09. Гребень к западу от перевала Рублевского

Фото 16.04. На леднике Удачный

Фото 16.05. Ночевка на леднике Удачный

17 июля. Ледник Удачный – перевал Солнечный (2А, 3550 м) –ледник Софийский

Участок маршрута: лед. Удачный – пер. Солнечный – лед. Софийский(восточная ветвь)

Наутро погода улучшилась совсем ненамного. Завтракаем и не спеша собираемся, наблюдая за погодной динамикой. Дождя нет, облака подняты над ледником ровно настолько, чтобы мы могли идентифицировать кулуар, ведущий к перевалу Солнечный. Даже забавно (фото 17.01). Понятно, что речи о первопрохождениях в такую погоду не идет. Решаем пойти запасным вариантом: через перевал Солнечный.

Выходим на маршрут в 10:00. Сразу связываемся в связки. Идём по леднику на запад. Снежный покров глубиной до 30 см. Подходим к перевалу Солнечный – на него ведет самый правый (если смотреть с ледника Удачный), он же самый северный снежный кулуар. Дополнительный ориентир – снизу кулуар как бы “подпёрт” скальным островком (фото 17.02). Поднимаемся левее (по ходу) скального островка по снежному склону крутизной до 25 градусов. Достигаем гряды камней, развязываемся и продолжаем подъем в кошках с самостраховкой ледорубом (фото 17.03). Снег – в самый раз: достаточно плотный, чтобы получались хорошие ступени, и не слишком плотный, чтобы замучаться его долбить. При не столь удачной консистенции снега или при менее опытной группе может потребоваться навеска перил. Мы же так и поднимаемся (фото 17.04) до самого перевала (2 часа от места ночевки). Перевал – узкая щель в скальном гребне (фото 17.05). С Софийского ледника налетает ветер, несущий снежную крупу. Быстренько меняем записку в туре, и вниз.

Спуск на Софийский ледник проходит по кулуару (фото 17.06). В верхней части кулуар осыпной, осыпь мелкая подвижная. Спускаемся плотной группой с самостраховкой ледорубом, придерживаясь правого борта кулуара, поскольку вдоль левого борта кулуара несколько ниже седловины начинается снежник (фото 17.07) со следами камнепадов. Через 1 час спуска выходим на небольшой островок (“зуб”), разделяющий кулуар на две части. Здесь удобно сделать привал. Левая часть кулуара (фото 17.08) неприветлива: её занимает снежник, следы на котором явно свидетельствуют о том, что с левого борта кулуара туда регулярно сходят камнепады. Правый кулуар осыпной, с небольшой скальной ступенью (высота не более 2 метров). Поразглядывав ступень с зуба, находим место, где можно безопасно преодолеть её с гимнастической страховкой. Ещё 45 минут спуска – и мы на леднике Софийский. Здесь есть вода. Устраиваем чёткий обед (фото 17.09).

Участок маршрута: лед. Софийский (восточная ветвь) – лед. Софийский(юго-западная ветвь)

После обеда направляемся вниз по леднику Софийский. Ледник пологий, снежный покров почти сразу заканчивается, сматываем связочные верёвки. Верховья ледника закрыты облаками (фото 17.10). Трещин почти нет. За 40 минут достигаем слияния восточной и юго-западной ветвей ледника Софийский и перебираемся через невысокую каменную гряду на юго-западную ветвь (фото 17.12).

Поднимаемся вдоль правого края юго-западной ветви, обходя зону трещин на перегибе ледника (фото 17.11). Выше ледник выполаживается. Примерно через 1 км достигаем границы снежного покрова (фото 17.13), снова связываемся. И снова нас обступают облака.

Подыскиваем место для ночлега. Вспоминаем, что вчера нашли сухое, удобное и безопасное место у края ледника рядом со скальной грядой. И сейчас у нас на пути такая гряда (отметка 3466,0 м), разделяющая две камеры ледника. Подойдя к её основанию действительно находим ровный снежный участок без трещин, только на этот раз без воды. Останавливаемся здесь на ночлег. Подъем от слияния ветвей ледника сюда занял 2 часа.

18 июля. Ледник Софийский – перевал Девяти (2Б, 3600 м) –ледник Талдуринский – пер.Черноморец (2А, 3400 м) –ледник Узургу – правый приток реки Узургу (2650 м)

Участок маршрута: лед. Софийский (юго-западная ветвь) – пер. Девяти –лед. Талдуринский (подножие пер. Девяти)

С утра снова облачно и сыро. Завтракаем в палатках, выходим на маршрут в 9:30. Облака снова, как по заказу, выполняют роль некоторого “потолка”: мы находимся менее, чем в 100 метрах от их нижней кромки.

Идём в связках по пологим заснеженным верховьям ледника, придерживаясь азимута 260 градусов, как велит GPS-приёмник. Через 30 минут выходим на перевал Девяти, расположенный на границе скал (к северу от перевала) и снежного гребня (к югу от перевала), ведущего к вершине 3745 м. Тур на скалах обнаруживаем, а записку нет. Оставляем свою. Фотографируемся (фото 18.02).

Траверс вершины 3745 метров со спуском по западному гребню входит в нашу программу-максимум, но погода к этому совсем не располагает: вершина в облаках, буквально “облизывающих” наши капюшоны (фото 18.03). Запасной вариант – спуск в перевала Девяти на Талдуринский ледник. Ему мы и следуем без долгих раздумий, ибо с Талдуринского ледника дует очень холодный ветер.

Начинаем спуск. “Ногами” можно пройти только первые 30-40 метров спуска в сторону Талдуринского ледника. Дальше надо страховаться – крутизна возрастает от 30 до 45 градусов, а лететь придется очень далеко и через трещины. Первую веревку (фото 18.04) закрепляем на большом камне, дальше станции организуем в основном на ледобурах, а там, где до льда докопаться не удаётся (3 раза) – на ледорубах. В первом случае последний участник организует “самовыкрут”, во втором – ледорубный крест.

Спускаемся от седловины вниз и немного вправо (если стоять лицом к Талдуринскому леднику) по снежно-ледовому склону вдоль скал (фото 18.05) до небольшого скального островка, затем плавно отдаляемся от скал, но по-прежнему забираем немного правее (если стоять лицом к Талдуринскому леднику) относительно линии падения воды (фото 18.06), чтобы обойти ледовые сбросы (см. путь спуска на фото 18.07). Всего повесили 500 метров перил (11 станций). Ниже бергшрунда связываемся в связки и спускаемся к подножию перевала. Спуск к подножию перевала занял 4 часа 30 минут. Отсюда шикарный вид на массив Ольга (фото 18.08). Обедаем (фото 18.09).

Участок маршрута: лед. Талдуринский (подножие пер. Девяти) –пер. Черноморец

После обеда направляемся в сторону перевала Черноморец. Идем на юго-запад в связках вдоль подножия снежных склонов. Крутизна подъема не превышает 20 градусов. За 25 минут выходим на перевал Черноморец. Чуть западнее его седловины – живописное озеро (фото 18.11). Открывается вид на юг в долину правого притока реки Узургу (фото 18.12). А вдали виден могучий массив Табын-Богдо-Ула (фото 18.13)!

Участок маршрута: пер. Черноморец – верховья р. Узургу

Спускаемся на юг прямо с седловины. Первые 20 метров – спуск по средней осыпи с самостраховкой. Затем – одна веревка (50 метров) перил через скальную ступеньку (фото 18.14 – по скалам крутизной до 50 градусов проходят первые 15-20 метров перил). Перила крепили на скальном выступе, последний спускался без рюкзака свободным лазанием. Затем ещё около 50 метров спуска по осыпи и перила через вторую скальную ступень (протяженность 30 метров, крутизна до 55 градусов, крепление на скальном выступе, сдергивание через расходную петлю, фото 18.15 – вид от точки крепления вторых перил). Ниже спускаемся по осыпи и снежному склону крутизной до 30 градусов на ледник. Связываемся и направляемся вниз, на юг (фото 18.16). Ледник пологий, идти легко. Ледник, в отличие от ледников северного склона, отступил по сравнению со временами составления карты не так уж сильно. Идем по центру ледника до его окончания, развязываемся и переходим на морены, сложенные крупными и средними камнями. Держимся правой стороны долины, постепенно спускаясь к руслу ручья. Начинает смеркаться. Спускаемся к руслу и идём вдоль него. На первых удобных травянистых площадках (фото 18.17 сделано следующим утром) останавливаемся на ночевку. Вода из ручейка, дров нет. Спуск сюда с перевала Черноморец занял 4 часа.

Фото 17.01. Подход под перевал Солнечный по леднику Удачный

Фото 17.02. Путь подъёма на перевал Солнечный от ледника Удачный

Фото 17.03. Подъём на перевал Солнечный от ледника Удачный

Фото 17.04. Подъём на перевал Солнечный от ледника Удачный

Фото 17.05. На перевале Солнечный (полная гармония)

Фото 17.06. Верхняя часть спуска с перевала Солнечный на ледник Софийский

Фото 17.08. Верхняя часть спуска с перевала Солнечный на ледник Софийский (левый кулуар – не рекомендуется для спуска!)

Фото 17.09. Обед на леднике Софийском. Просто дежурный.

Фото 17.10. Восточная ветвь ледника Софийский

Фото 17.11. Подъём на юго-западную ветвь ледника Софийский

Фото 17.12. Слияние восточной и юго-западной ветвей ледника Софийский

Фото 17.13. Юго-западная ветвь ледника Софийский

Фото 18.01. Перевал Девяти со стороны ледника Софийский

Фото 18.02. На перевале Девяти

Фото 18.03. Вид с перевала Девяти на ледник Софийский

Фото 18.04. Спуск с перевала Девяти на ледник Талдуринский (первая верёвка)

Фото 18.05. Спуск с перевала Девяти на ледник Талдуринский (третья верёвка)

Фото 18.06. Спуск с перевала Девяти на ледник Талдуринский (пятая верёвка)

Фото 18.07. Путь спуска с перевала Девяти на ледник Талдуринский

Фото 18.08. Вид на верховья Ледника Талдуринский от подножия перевала Девяти

Фото 18.09. Супчик поспел!

Фото 18.10. Перевалы Девяти и Черноморец (снимок сделан 21 июля с гребня вершины Ольга Восточная)

Фото 18.11. Зеро на седловине перевала Черноморец

Фото 18.12. Вид с перевала Черноморец в долину притока реки Узургу

Фото 18.13. Вид с перевала Черноморец на массив Табын-Богдо-Ула

Фото 18.14. Верхняя часть спуска с перевала Черноморец на южную сторону

Фото 18.15. Средняя часть спуска с перевала Черноморец на южную сторону (вид от точки крепления вторых перил)

Фото 18.16. Вид на перевал Черноморец с юга

Фото 18.17. Ночевка в долине правого притока реки Узургу (снимок сделан утром 19 июля)

19 июля. Правый приток реки Узургу – река Узургу (полуднёвка)

Выходим на маршрут в 8:30. Спускаемся вдоль русла ручья на юг, к основному руслу реки Узургу. Слева за нами следят (фото 19.01). Немного не доходя русла, поворачиваем вдоль него на юго-запад, идем по травянистым террасам и участкам средних каменных россыпей. Вскоре переходим на левый берег реки, там положе и большая часть пути будет идти по траве. Брод несложный, не глубже 15 см и не шире 6 метров. Продолжаем идти вдоль реки, временами продираясь через кусты. Они хоть и невысокие, но движение затрудняют здорово.

Спускаемся в широкую долину реки Узургу. Дойдя до ручья, вытекающего из озера 2561,7 м, переходим на правый берег Узургу (удается перешагнуть реку по островкам и камням, см. фото 19.02). Путь сюда занял 1 час 20 минут.

Встаем на ночевку на ровных травянистых площадках, воду берем из Узургу (вода чистая, подход хороший), дров в кустарнике найти можно, но у нас достаточно газа.

Вчетвером идём за заброской вниз по долине Узургу до трассы Кош-Агач – Джазатор. Погода переменчивая, вечером небольшой дождь.

20 июля. Река Узургу – перевал Сибстрин (2А, 3320 м)

С утра снова небольшой дождь, но потом проясняется. Задача сегодняшнего дня – подняться на седловину перевала Сибстрин. В 11 часов после слегка замедленных сборов (фото 20.01) выходим на маршрут.

От места ночевки в долине реки Узургу поднимаемся на север вдоль русла ручья, вытекающего из озера 2561,7 м, по травянистым склонам и зарослям кустарника. Выше озера кустарники уступают место участкам каменных россыпей (фото 20.02), но большая часть пути всё равно проходит по травянистым склонам. За 1 час 40 минут поднимаемся к основанию старой морены. Поднимаемся на морену по каменной россыпи крутизной до 30 градусов (фото 20.03). Отсюда открывается вид на долину под перевалом Сибстрин (фото 20.04). Ледник почти растаял. Удивительно, насколько по разному сказалось потепление на ледниках южного склона Южно-Чуйского хребта!

Водопад, стекающий прямо с седловины перевала Сибстрин, виден издалека. Идем прямо на него (в северном направлении) по снежным полям и каменным россыпям. У небольшого озерка у основания одного из снежников останавливаемся на обед.

Подъем на перевал Сибстрин начинается по одному из кулуаров к востоку (правее по ходу) от водопада. Издалека кулуар не виден (фото 20.05), но подойдя к его основанию, перепутать его с каким-то другим сложно (фото 20.06). Начинаем подъем по кулуару, сначала по снежнику крутизной 25-30 градусов (фото 20.07), а выше снежника – по осыпи средней подвижности. В верхней части кулуара осыпь начинает “ехать” активнее, но до самого верха подниматься и не следует – путь этот технически простой, но трудоёмкий, вы наберете большую высоту и окажетесь фактически у вершины Близнецы. Рациональнее выйти на правый орографически (левый по ходу подъёма) борт кулуара, на скально-осыпной склон.

Склон покрыт крупной малоподвижной россыпью и выходами скал (фото 20.08). Поднимаемся влево-вверх с самостраховкой ледорубом, с применением элементов простого лазания (фото 20.09). Только перед самым выходом на седловину требуется страховка. Полка упирается в скалу и надо пройти буквально 5-7 метров траверсом по узкой полочке до выхода на осыпной гребень основного хребта. Но полочка опасная (фото 20.10). Организуем станцию на скальном выступе и лидер (Женя Яровитчук) со страховкой осторожно проходит полку. Второй конец горизонтальных перил (фото 20.11) закрепляем за большой выступ на гребне. Отсюда до перевальной точки не более 100 метров по гребню на северо-запад.

Останавливаемся на ночевку на перевале Сибстрин, здесь к юго-востоку от тура выложены несколько площадок (фото 20.12). На седловине – большое и очень живописное озеро (фото 20.13). От тура открывается вид на юг на долину, откуда мы поднялись (фото 20.14). Воду берем из ручейка, вытекающего из озера. Подъем сюда от реки Узургу занял 5 часов 20 минут.

Фото 19.01. Не расслабляйтесь! За вами следят!

Фото 19.02. Переправа через реку Узургу

Фото 20.01. Утренние сборы (турборежим)

Фото 20.02. Подъём вдоль правого притока реки Узургу к озеру 2561,7 м

Фото 20.03. Подъём на морену по пути к перевалу Сибстрин

Фото 20.04. Вид на перевал Сибстрин с юга

Фото 20.05. Вид на перевал Сибстрин с юга

Фото 20.06. Путь подъёма на перевал Сибстрин с юга

Фото 20.07. Подъём на перевал Сибстрин с юга (нижняя часть кулуара)

Фото 20.08. Подъём на перевал Сибстрин с юга (скально-осыпной склон левее кулуара по ходу подъёма)

Фото 20.09. Подъём на перевал Сибстрин с юга (скально-осыпной склон левее кулуара по ходу подъёма)

Фото 20.10. Прохождение скальной полки перед выходом на седловину пер. Сибстрин

Фото 20.11. Прохождение скальной полки перед выходом на седловину пер. Сибстрин

Фото 20.12. Ночевка на перевале Сибстрин

Фото 20.13. Озеро на перевале Сибстрин

Фото 20.14. Вид с перевала Сибстрин на юг

21 июля. Перевал Сибстрин (2А, 3320 м) – траверс вершины Ольга Восточная (3734 м) – перевал Межольгинский

Утро ясное и холодное (фото 21.01 и 21.02). Выходим на маршрут в 8:30.

Переходим ручеек рядом с его истоком из озера и начинаем подъем на вершину Ольга Восточная (фото 21.03). Сначала проходим вдоль небольшого пологого снежного гребешка, затем выходим на снежный склон, тянущийся вдоль скального гребня (фото 21.04). Крутизна достигает 35-40 градусов (фото 21.05). Проходим 250 метров в связках с попеременной страховкой. Идём прямо вверх, избегая нахождения связок и отдельных людей друг над другом (фото 21.06), ширина склона это позволяет. Поднимаемся на выполаживание гребня (фото 21.07 и 21.08). Отсюда около 300 метров проходим одновременно до основания снежно-осыпного гребня (фото 21.10). Обойдя снежный надув и поднявшись ещё метров 100 по снегу (фото 21.11), развязываемся и переходим на осыпь, поскольку на крутом снегу пришлось бы снова идти с попеременной страховкой. Осыпь средняя и крупная, не особо подвижная (фото 21.12). Подходим под пояс некрутых скал, расчленённых полками. Немного поискав, находим безопасный проход «ногами». Облака потихоньку раздувает, открываются красивые виды на юг (фото 21.13). Выходим на вершинное плато. Здесь недавно побывал хозяин здешних мест (фото 21.14 и 21.15). По пологому снегу выходим к группе скал на вершине (фото 21.16), устраиваемся на обед у практически полностью занесённого снегом флага. Меняем записку в туре. Подъём от перевала Сибстрин занял 4 часа 40 минут.

Спуск по снегу в обход скальной вершины довольно крут. Пока готовится обед, забираемся на сам вершинный выступ и смотрим вниз (фото 21.17). Здесь есть удобный выступ для организации страховочной станции, одной веревки должно хватить до пологого снега. Решаем начать спуск здесь, сбрасываем несколько неустойчивых камней. Камни катятся вниз, падают на снег и вызывают лавину! Не особо мощную, конечно, но всё же вполне себе лавину, которая счищает снег до льда, укатываясь на южную сторону гребня. Кидаемся активнее – пусть съедет всё неустойчивое.

После обеда начинаем спуск. Первая веревка идёт около 15 метров по скалам крутизной до 70 градусов (фото 21.18), а потом по снежному склону(фото 21.19). 50 метров хватает до пологой части гребня. Здесь станция на ледобурах. Рядом зияет трещина, решаем провесить ещё одну верёвку (фото 21.20). Первую верёвку сдергивали через расходную петлю, вторую – через «самовыкрут». Собираемся у конца вторых перил, связываемся и продолжаем спускаться одновременно, чётко придерживаясь линии гребня – более близкое знакомство с лавинами в наши планы не входит. Спускаемся до перевала Межольгинский (фото 21.22 и 21.23) по снежным склонам крутизной до 25 градусов. Лишь один участок (около 30 метров) круче, там вешаем перила (сдергивали через ледорубный крест). Спуск от вершины до перевала занял 2 часа 10 минут.

Останавливаемся на ночевку на перевале Межольгинский, так как подниматься на снежные склоны вершины Ольга Западная решаем утром, по холодку. Здесь есть единственное удобное, безопасное и хоть немного защищённое от ветра место (фото 21.24 и 21.25): под скалами у северо-западного края седловины. Именно под скалами, а не под осыпью, с трудом помещаются две палатки. Есть ровное место и прямо посередине седловины, но там заметно более ветрено. Воду приходится топить из снега. Виды потрясающие! Но ветер не позволяет особенно долго наслаждаться видами, загоняет в палатки.

Фото 21.01. Вид с перевала Сибстрин на юг

Фото 21.02. Озеро на перевале Сибстрин

Фото 21.03. Подъём от пер. Сибстрин на вершину Ольга Восточная (нижняя часть)

Фото 21.04. Подъём от пер. Сибстрин на вершину Ольга Восточная (нижняя часть)

Фото 21.05. Подъём в связках с попеременной страховкой

Фото 21.06. Подъём в связках с попеременной страховкой

Фото 21.07. Подъём по юго-восточному гребню к вершине Ольга Восточная

Фото 21.08. Подъём по юго-восточному гребню к вершине Ольга Восточная

Фото 21.09. Вид на перевал Сибстрин с подъёма на вершину Ольга Восточная

Фото 21.10. Подъём по юго-восточному гребню к в. Ольга Восточная (средняя часть)

Фото 21.11. Подъём по юго-восточному гребню к в. Ольга Восточная (средняя часть)

Фото 21.12. Подъём по юго-восточному гребню к в. Ольга Восточная (средняя часть)

Фото 21.13. Вид с гребня вершины Ольга Восточная на юг (виден водораздел рек Узургу и Тюнь)

Фото 21.14. Классика: «Груня! Какой тут кот у нас шляется?»

Фото 21.15. «Груня!»

Фото 21.16. Обед у тура на вершине Ольга Восточная

Фото 21.17. Глядим на спуск…

Фото 21.18. Спуск по северо-западному гребню в. Ольга Восточная (первая верёвка)

Фото 21.19. Спуск по северо-западному гребню в. Ольга Восточная (первая верёвка)

Фото 21.20. Спуск по северо-западному гребню в. Ольга Восточная (первая и вторая верёвки, обозначена станция на ледобурах)

Фото 21.21. Вид на вершины Ольга Западная (справа) и Иикту (слева вдали) с северо-западного гребня вершины Ольга Восточная

Фото 21.23. Путь спуска с вершины Ольга Восточная по северо-западному гребню

Фото 21.24. Ночёвка на перевале Межольгинский

Фото 21.22. Путь спуска с вершины Ольга Восточная по северо-западному гребню

Фото 21.25. Вид с перевала Межольгинский на ледник Талдуринский

Фото 21.26. Лавина у гребня вершины Ольга Восточная

22 июля. Перевал Межольгинский – траверс вершины Ольга Западная (2Б, 3723 м) – ледник Талдуринский

С утра холодно и облачно. Выходим на маршрут в 8:30.

Поднимаемся вдоль снежного гребня, сначала с попеременной страховкой, потом одновременно (фото 22.01). Видимости нет, но и осадков тоже нет. Только по перегибу склона, показаниям GPS и наличию тура определяем, что попали на вершину. Фотографироваться у кучи камней в «молоке» бессмысленно. Правда, по мере спуска погода заметно улучшается. Спускаемся одновременно. На более крутом участке гребня вешаем 50 метров перил (фото 22.02, сдергивали через ледорубный крест). Облака быстро раздувает. К концу пологой части гребня, где расположено небольшое живописное озеро, спускаемся уже получив возможность любоваться участками синего неба (фото 22.03 и 22.04). Поскольку дальше предстоит долгий спуск со страховкой, устраиваем на озере ранний обед.

От озера спускаемся на северную сторону гребня, на Талдуринский ледник. Короткий участок каменной россыпи приводит на лёд, крутизна которого быстро возрастает до 30-35 градусов. Вешаем по льду 6 веревок по 50 метров (крепление на ледобурах, сдергивание через ледобур-«самовыкрут»), шестая веревка выводит на снег (фото 22.05). Седьмую веревку крепим на ледорубе, по ней переходим бергшрунд.

Путь спуска выбирали посередине между более крутым участком льда слева по ходу (если смотреть вниз по склону) и желобом со следами камнепадов справа (фото 22.06 и 22.07). Камни по желобу катились и во время нашего спуска. Под линией нашего спуска камней или их следов не было, но наблюдение за склоном мы вели. И вот неприятный сюрприз из серии «всё когда-нибудь случается в первый раз». Наблюдатель заметил камень, отколовшийся от выступа, обозначенного на фото 22.06. Камень скатился в желоб, по инерции выпрыгнул из него и вылетел на склон левее желоба на линию нашего спуска. Камень имел сантиметров 50 в диаметре и набрал очень приличную скорость. К счастью, он пролетел метрах в пяти от станции, на которой стояли двое участников. Максимально ускоряем спуск. Всё обходится благополучно. Нашим последователям рекомендуем держаться ещё дальше от желоба, невзирая на более значительную крутизну склона.

От конца седьмой верёвки по мере сбора участников и освобождения верёвок связываемся в связки и уходим от склона подальше. Менее, чем в километре к северо-западу от подножия склона, по которому мы спускались, расположен каменистый островок (фото 22.09). Достигаем его и останавливаемся здесь на ночевку на выровненных предшественниками площадках (фото 22.10). Ходовое время дня – 7 часов 10 минут. Возле края островка по леднику течёт ручей (воду на утро запасаем с вечера). Ночь сулит хорошую погоду (фото 22.11)!